Если почитать отзывы зрителей, а потом уже посмотреть польскую ленту 'Ида' 2013 г., то наверняка у вас возникнет сомнение, смотрели ли вы один и тот же фильм. 'Ида' - это оскароносная черно-белая драма, признанная лучшим фильмом года на иностранном языке в 2014 г. Ее снял прославленный польский режиссер Павел Павликовский. Сюжет фильма очень прост. Польша, 1960-е годы. Готовящаяся стать монахиней и всю жизнь проведшая в монастырской школе девушка, отправляется на встречу со своей тетей. Эту женщину она никогда не видела раньше, а монахини сообщили, что та в свое время отказалась забирать ее из приюта. Женщины встречаются и девушка узнает, что она является еврейкой, а ее родители были убиты в годы Второй мировой войны. Вместе они отправляются в соседний городок, где раньше жила их семья. Там женщины надеются разузнать где именно находятся останки их родственников. 'Ида' максимально условный фильм. Он касается исторических событий и разворачивается в специфическом социально-политическом устройстве страны. Но он не морализаторствует, не критикует и не дает интерпретации событиям, которые происходили в Польше 1940-х и 1960-х годов. Но далеко не радужное изображение польского общества в период существования Польши в рамках СССР и манипулирование образами еврейской воинствующей коммунистки привели к яростной критике фильма. В России, например, нередко можно встретить сравнение 'Иды' с 'Левиафан' Андрея Звягинцева. Оба эти фильма были номинантами Оскар в 2014 г. И критически настроенные в адрес обеих этих лент люди пишут: выиграла 'Ида', так как она еще больше очернила свою страну, чем 'Левиафан'. Да, наверное 'Иду' легко оценить как чернуху. Было бы желание. Но на самом деле это поэтичный и отстраненный фильм. Главная героиня, красивая молодая девушка, готовящаяся стать монахиней, погружается на небольшой период времени в обыденный мир людей. Она видит сладостные и притягательные аспекты жизни, которой лишена в монастыре. Но еще она видит несчастных людей, вынужденно втянутых в военные, политические, социальные распри. И эти распри ужасны. Они убивают дух и толкают людей совершать то, что совершенно неприемлемо и непростительно с точки зрения религии. 'Иду' называют одним из лучших фильмов 21-го века. И он действительно достоин просмотра. При желании вы увидите в нем прекрасную и печальную историю о моральном выборе, который в том или ином виде стоит перед каждым живущим на Земле человеком. Или увидите несправедливую чернуху, оскорбляющую евреев, коммунистов, поляков, верующих и много кого еще. Выбор за вами.
«Ида» - фильм П. Павликовского, удостоенный премии «Оскар» в этом году, снят с большим вниманием к визуальной стороне, но, к сожалению, совершено концептуально не продуман. Используя возможности каллиграфически изощренной подачи черно-белого изображения, режиссер создает чрезвычайно анемичное кино, эмоционально сухое и скупое в выборе выразительных средств. Пытаясь добиться брессоновского лаконизма в формальном отношении, Павликовский не справляется с поставленной задачей, утяжеляя восприятие картины длительными статичными планами молчащих героев. Тишина очень киногенична и способна оглушать зрителя бурей чувств, клокочущей внутри сдержанных героев, но она обладает суггестивным эффектом лишь в детально проработанных, ритмически просчитанных кульминационных сценах (вспомним например, эпизоды картины И. Аллегре «Такой красивый маленький пляж»), но пытаться построить на них весь фильм – задача непосильная даже для такого виртуоза тишины, как Антониони, который просил своих исполнителей думать в кадре, что насыщало изобразительный вакуум происходящего, а персонажи Павликовского – пустышки, у них нет ни многогранных характеров, ни даже отличительных черт. Базовой бинарной оппозицией, на которой построена структура фильма, являются образы Иды и ее тети, и если вторая отмечена пусть и отрицательными, но все же экзистенциально достоверными характеристиками (цинизм и разочарование в жизни маскируют духовную пустоту), то центральный образ лишь симулирует подлинную веру, но не выражает ее. Многие выдающиеся фильмы («Дополнение» К. Занусси, например) разрушают распространенное атеистическое клише в отношении воцерковленных людей, воспринимающее их как марионеток, бегущих от своей свободы под крыло внешнего авторитета: жизнь верующего человека, если он духовно трезв, способна быть насыщенной и яркой, полной терзаний и радостей, преодолеваемый иногда нелегко, но всегда с Божией помощью. Павликовский же показывает жизнь в монастыре как что-то автоматическое, механистичное, мертвое, пластика Иды роботизирована, но скрывает за собой вовсе не бездну нереализованных желаний, а вакуум, отсутствие духовного измерения как такового. Ида – это оболочка, пустой образ, никак не связанный с реальностью внутреннего мира христианина, тем более послушника. То, как показана в фильме Ида, сеет в душе зрителя серьезные сомнения в ее способности к молитве вообще. Ведь молитва – это не расслабленная медитация, а концентрация всех душевных сил, консолидация воли, отсечение всех посторонних помыслов и образов во имя живого общения с Богом. Героине все это недоступно, поэтому она, как в забытьи, легко идет на грех, а потом, как ни в чем не бывало – обратно в монастырь. Что это за абсурд? Конечно, зритель уже в первых сценах видит попытку Павликовского наладить интертекстуальный диалог с «Виридианой» Л. Бунюэля, но если героиню испанского фильма раздавили жизненные испытания, ее мечты и благие помыслы были попраны людской жестокостью и эгоизмом, и именно поэтому Виридиана – один из величайших трагических образов в истории кино, то Иде терять нечего, это духовный инвалид, образ, искусственно созданный фантазией режиссера эры постмодерна, неспособного эстетически убедительно воссоздать духовные терзания верующего, потому что они ему непонятны. Слова из советской песни, вынесенные в заглавие этой статьи, очень точно выражают художественные результаты картины Павликовского, причину ее унылой, погребальной интонации. В «Иде» нет ни трагедии, ни даже драмы, несмотря на всю чудовищность рассказанных в ней событий, есть лишь тоска ни во что не верящего режиссера, взявшегося за непосильную задачу говорить о непостижимых для него предметах. Ида, будучи послушницей, узнает о том, что она – еврейка, и что ее родителей зверски убили, но это никак не меняет ее внутренне, вопреки усилиям режиссера, пытающегося драматически насытить долгие общие планы изысканными операторскими приемами, а все потому, что ему недоступно таинство веры, позволяющей человеку пройти сквозь огонь любого, даже самого страшного испытания (вспомним другую картину Бунюэля «Назарин», рассказывающую как раз об этом). Выбрав невыразительных исполнителей, сковав их игру рамками анемичной созерцательности, не имеющей ничего общего с молитвенной сосредоточенностью, педалируя фотографически изящную, но напыщенную красоту общих планов, Павликовский снял картину, тщетно пытающуюся найти ответ на вопрос: «Что же движет христианами?» Но для того, чтобы на него ответить, надо самому иметь опыт хотя бы частичного соприкосновения с жизнью Церкви. И тогда станет понятно, Кто нами движет.
По всем качественным и количественным показателям, фильм «Ида» - настоящий польский хит в глобальных масштабах. Но если отобрать все эти трофеи – то это ничем не выдающееся кино, которое просто затрагивает легкую для восприимчивости тему. Дух послевоенной Польши передан просто потрясающе, несколько сюрреалистических персонажей, декорации и черно-белая съемка действительно перекидывают нас в то время. Но вот с концептуальными идеями у режиссера не сложилось – судьба главной героини и ее тети абсолютно не беспокоят зрителя после того притока осознания, который приходит на мысль, когда главные герои находят уже место захоронение своей семьи. То есть поиски своих корней у главной героини, разрушительная сила социализма у ее тети – темы остро поставленные и не чужды к восприимчивости. Но вот метаморфоза из монахини в светскую девицу, и депрессия ее тети с дальнейшими последствиями – это уже режиссерский прием сделать этот фильм немного выше человеческих проблем. И эта тенденция режиссера во второй половине создает впечатление, что он заигрывал со зрителем нечестно. Почему поют дифирамбы этому фильму – пока честно говоря не понял, возможно, из всех проблем поднятых в фильме «Ида» ни одна мне не оказалась близкой. Хотя нет, тут есть проблема человечности, но увы, автор остается в этой позиции недолго, и предлагает зрителю нечто гениальное на его взгляд. Только разделить его гениальность не каждый среднестатистический зритель сможет. Если быть циником – вытянутая за уши тема о репрессиях евреев, в которую добавили слишком много индивидуальности с художественной точки зрения. 5 из 10
Жанр древний как наша цивилизация. Одной рукой Гомер держал кубок, второй обнимал гетеру, а рассказ о дорожных приключениях Одиссея становился интереснее с каждым глотком вина. Потом, вместо гетеры пришлось взять стилос в руки, а затем и вовсе обе руки понадобились: камеру держать. В общем жанр “роуд муви” заезженный как та самая гетера, про путь человека к себе, через пространство, время и конечно приключения. Только не будет в этом фильме ничего подобного, будет дорога, будет фильм, но никакого “к себе” вы не найдете, не будет и приключений. Это дорога памяти, которая приводит одну героиню к отчаянию, а другую к отречению. Ида и Ванда, племянница о тетка. Два совершенно непохожих человека, связанных семейными узами и историей, одной для всего еврейства, но для каждого еврея своей. С самого начала фильма черные дыры глаз, не мигая, наблюдают за нами, мы вместе с ними узнаем мир за границами монастыря, наблюдаем за превращениями католической послушницы Анны в Иду, еврейскую девушку. Постепенно, обрастая памятью, историей, трагедией Ида перестает быть просто зрителем своей жизни, она начинает действовать, как будто из шаблонной куклы, вылепленной умелицами монахинями она превращается в человека, с сомнениями, чувствами, болью и радостью. Тем ярче и неистовей кажется Ванда, открытая всем порокам и страстям. Ее порывы, это чистая страсть. Субъект действия, постоянно вступающий в конфликт с реальностью. Приняв и поняв друг-друга, они находят общую историю. Разрыв могилы родных женщины обнажили страшное прошлое. А затем трепетно перенесли и погребли заново, уже в семейном захоронении. Что это, метафора исторической памяти польского народа? А может и всех народов Европы? Павликовский не дает ответа, он аккуратно ставит вопросы которые считает тот кто захочет искать ответы. Вопрос, который звучит в конце ленты: “А что потом?”, не дает покоя каждому из нас, потому что если задавать его достаточно долго, в конце ответом будет: “смерть”. 10 из 10
Без прошлого нет настоящего. Нельзя двигаться вперед, не узнав и не приняв того, что было. И Ванда и Ида едут для встречи с прошлым. Но, это поездка оборачивается для них дорогой внутрь себя, идентификацией своего «Я», после которого ни одна из героинь уже не будет прежней, и каждая сделает свой личный выбор. Без настоящего нет будущего. Нельзя двигаться вперед, не приняв и не осмыслив, того что есть. Прежде всего – что есть ты сама. И Ида испытывает себя «плотскими познаниями», чтобы узнать себя настоящую, убедиться в правильности принятого решения и сделать осмысленный шаг вперед. «Ида» - это, при всей важности затронутых тем войны, Холокоста, покаяния, прежде всего фильм о выборе. Личном выборе и выборе пути. Доведенный в своей аскетичности и лаконичности до пуризма формы, композиционно почти геометрически выверенный, с удивительными мизансценами, снятыми в основном фронтально, статичными средними и дальними планами, поражающий кристальной чистотой и прозрачностью кадра, фильм в лучших своих моментах напоминающий незабвенных Брессона и Дрейера. При всей внешней непохожести «Иды» с пожалуй самой известной прежней работой Павликовски - «Мое лето любви», они парадоксально выстраиваются в один ряд своим феминоцентризмом и свободомыслием в вопросах веры. Первое, кстати, роднит польского постановщика с певцом некоммуникабельности Антониони. Редкий для современного кино хронометраж в 80 с хвостиком минут еще раз подтверждает тезис о том, что если автору есть что сказать, для этого не обязательно снимать длиннющие картины, за витиеватым фасадом которых редко скрывается глубокая и свежая мысль. «Где мало слов, там вес они имеют» говорил классик. Это про «Иду». 8 из 10
Перед принятием монашеских обетов послушница Ида отправляется к своей тёте, чтобы найти своих родителей, убитых во время войны. Очередной опус про Холокост более эстетичен, чем содержателен, сильно напоминая Белые ночи Висконти, трилогию Антониони, фильмы 'среднего' Бергмана и Брессона. Это и холодная, но эффектная, черно-белая картинка. И скупые диалоги, из которых с трудом реконструируются события. Наконец, это не сразу угадываемые 60-е годы в кадре. И, если уж проводить неизбежные сравнения, то по картинке и техническому исполнению (при, как ни странно, несопоставимом бюджете) Ида будет посильнее Левиафана. Другое дело, что Звягинцев берет больший масштаб идей - ни много ни мало библейские, кидая их как котят в современность... Павликовски поскромнее будет, но, может быть, в этом и его сила. Его история - не обобщение, а частный опыт, если судить по интервью. А ещё точнее - опыт поколений на тему отсутствия всего после Освенцима. И не только поэзии. Для Павликовского, как кажется, интереснее не трагедия войны (он её и не отрицает), а первое послевоенное поколение - носители джаза, любви и свободы (это следует и из интервью). Потому что война оставила мёртвый след не только в погибших, но и в тех, кто только начинал жить в то время - и Ида это поняла. Поняла, что не сможет жить. И дело не только в трудностях, которые настанут после 40 лет... Ванда тоже не может жить - много греха, первородного и приобретенного, несёт в себе. И те, кто убивал евреев ради их дома и земли, конечно, тоже не жильцы... В итоге же главная проблема Иды - ее суховатость, выхолощенность. Это эстетичное, умное, но почти безэмоциональное кино (хотя определённые эмоции вызывает последняя сцена с кровавой Вандой). Это кино про много что, но про Холокост - даже и не в первую очередь.
«Ида» - холодная и правильная история о безысходности: созданная атмосфера отталкивает, проникновение в героев неприятно. Фильм рассказывает зрителю черно-белую притчу об обнажении, раскрытии глубинного нутра через слияние двух главных героинь на фоне семейной драмы жертв Холокоста. Молодая девушка Анна, проведшая свою бесцветную и еще неосознанную жизнь в монастыре, перед принятием обета встречается со своей тетей-судьей Вандой, прикрывающей усталое нежелание жить мнимыми наслаждениями. Первая – символ невыраженного, еще несформированного желания, безликая, мутная. Вторая – олицетворение осознанного отчаяния и оголенной боли, бессильно стремящаяся найти справедливость. Вторая судит, первая – принимает. И ни одна из них не на своем месте, потому что ни у одной из них своего места нет. По сюжету фильма выясняется, что Анна – еврейка, ее настоящее имя - Ида, их с Вандой семья погибла в результате гонений во время войны. Женщины, решая выяснить больше о гибели родственников, отправляются на поиски. Начало путешествия одновременно и начало пробуждения Иды - начало раскрытия Ванды в Анне: бунтарская, отчаянная страсть под прикрытием вынужденного смирения. Путешествие в прошлое не приносит ни успокоения, ни удовлетворения. Ванда, обессиленная борьбой со злостью, сломленная болью и несправедливостью, заканчивает жизнь самоубийством. Анна, почувствовав в себе силы не принимать постриг, становится Идой и пытается насладиться мирскими удовольствиями. Но ни удовлетворение, ни чувство принадлежности к такому миру не приходит, и от безысходности, неприкаянная, необретшая смысл бороться, нежелающая быть собой, Анна возвращается в монастырь.
Во время просмотра «Иды», не покидало ощущение, — «где-то я это уже видел», оно же не покидало меня до самого конца просмотра. Занятно 20 минут сюжета ведающего о монашке приехавшей выяснить, о судьбе своих родителей, для меня длились очень долго, ну очень долго, но это мелочи, по сравнению с тем, что сама всё постановка собой не представляет ни чего особенного. Пускай картинка красива, смысл о вере, символизм понятен, однако кинокартина, к сожалению попросту вялая, а все его сюжетные повороты «слегка» примитивны. Кстати, в том не вина сценариста, не операторов Рышарда Ленчевского и Лукаша Зала, проделавших свою работу на бис (кадры сильные), а только лишь режиссёра Павликовского, которому мне так кажется, материал был не интересен. Сложилось ощущение, автор просто взял нужную еврейскую тему (ту самую), но забыл добавить к ней себя, и в результате, вышла притянутая за уши история, заслуженно, по причине своего содержания, получившая множество наград и премий. Только если их убрать в сторону, ни чего интересного, тем более нового, здесь нет. Разве, что сможете полюбоваться чёрно-белым видом послевоенной Польши и увидеть Агату Тшебуховскую, актрису, чьё наивное личико является главным украшением обыкновенной драмы, чей конец предсказуем и не вызывающий к себе никаких эмоций. Фестивальное кино в его типичном виде.
Первое, что надо сказать - киноакадемики в этот раз были правы. 'Ида' достойна 'Оскара'. Ну, это мое дилетанское киномнение. Левиафан на ее фоне проигрывает. Хотя нет, пейзажами все-таки выигрывает, но в остальном, никому не нужная российская чернуха. И может быть, еще никому из благополучных европейцев и непонятна. Ну хата... ну хата с краю... ну разборки... герой в смятении чувств и идет против системы... заодно и пьет, подтверждая и так укоренившийся миф о русских. Что хорошо в ИДЕ. Изящность, немногословность, красота каждого кадра (!) и даже самые отчаянные кадры показаны так, что залюбуешься. Если сравнивать фильм с картиной, то все сделано легкими и тем не менее крупными мазками. Все вроде бы просто, предсказуемо, узнаваемо, но красиво! И эта красота заполняет изнутри, и в конце фильма ты уже полон эти кадрами, немного удивлен финалом и готов пересмотреть еще раз эту черно-белую польскую историю. Не знаю, в чем секрет магии этого фильма. Сюжет простой, если не бытовой, опять все про евреев, про гонения и пр. Девушка-героиня не звезда экрана, режиссер (как сказали мне поляки - в Польше неизвестен), да и сюжет не первичен. Но хорошо. Просто хорошо. Может, потому что нет заморочек и нет желания покорить киноакадемиков, вывернуться перед ними, как это было сделано в 'Левиафане'. Изящность, легкость и тонкость. Вот три слова, с которыми нужно начинать смотреть этот фильм. И это просто хорошо. Очень хорошо. 9 из 10
Этот фильм - черно-белый, что, наверное, полностью соответствует тематике. В очередной раз - это геноцид. На этот раз - евреев в Польше во времена Гитлера. Главная героиня - «еврейская монашка», так ее называют. А получилось так потому, что, спасая от уничтожения, ее отдали в католический приют. А вот брата пришлось(!) уничтожить. Он был черноволосый и похож на еврея, а главное – обрезан. Еврейскую семью вначале прятали поляки, затем, чтобы не быть уничтоженным самим, им пришлось с «пригретыми» евреями расправиться. Весь фильм - это путь героини в поисках могилы своих погибших родителей, затем она намерена принять постриг. На этом пути она встречает самых разных людей, их прошлое разворачивается с лаконической откровенностью… Но заканчивается фильм такой высокой светлой нотой, приглушающей боль от всего предыдущего… И в очередной раз кажется, что это повториться не может. 10 из 10
Я только что закончила просмотр данного фильма. И знаете, я в восторге! Мне нравится в этом фильме все: эти черно-белые тона, эти простые и недорогие декорации и помещения, эта тихая и совсем не заметная музыка, эта мрачная природа и какая-то безысходность. Да, именно безысходность. Я в восторге от того, что за час с небольшим Павел Павликовский сумел показать больше, чем многие за два часа. Фильм не кажется нудным или затянутым. Наоборот, он приковывает тебя с самых первых кадров, показывающих жизнь Анны в монастыре, эту простую обыденность, и не отпускает тебя до того момента, пока пожив 'обычной жизнью Иды' Анна не уходит обратно. Возможно, она не знала что будет дальше, ведь в стенах монастыря все текло строго по расписанию, каждый час был занят одним и тем же из дня в день. Возможно, она была просто не готова к этой жизни... Но на ряду с этим мы видим сторону жизни Ванды, тети Анны/Иды. В ней есть и вечеринки, и алкоголь, и мужчины. И это, в какой-то степени тоже обычная повседневная жизнь Ванды, которая в один момент просто добила ее... Стоит ли говорить о том, что с первых кадров меня очаровала Агата Тшебуховская. Она буквально притянула меня к фильму, а ее глаза... Вся ее внешность была очень притягивающей, такая простота и чистота. Как говорила Ванда: Ты притягиваешь людей. Это же можно сказать и о самой актрисе. Ванда, сыгранная Агатой Кулеша заслуживает не меньшего внимания. Ее героиня-женщина с тяжелой судьбой, которая так и не стала счастливой. Даже не смотря на то, что она нашла свою, возможно, единственную родственницу, она не перестала быть одной. Я решила посмотреть этот фильм по одной простой причине: мне было интересно, почему же Оскар ушел именно к этому фильму, а не к Левиафану, который, в свою очередь тоже покорил меня. Но я не заметила, как сама влюбилась в этот фильм, и теперь могу с уверенностью сказать: 'Ида' получила его совершенно заслуженно.
Скрестить эстетику Кшиштофа Кесльевски с напалмом 'Стратегии паука' Бертолуччи задача не из легких. Но, Павлу Павликовски она оказалась по силам. Нам поведают историю в которой во главе угла оказываются вовсе не страшные и уже приговоренные всеми возможными трибуналами злодеи, а простые люди. Весь фильм нас преследуют подмены понятий. Например, неистово наказывающая обычных людей дама - чем не ангел апокалиптических репрессий, в конечном итоге оказывается человеком глубоким и душевным, а заодно и понятным. Но это произойдет лишь после того, как приоткроется завеса тайны смерти родителей нашей героини. Это переворачивает все с ног на ногу во Вселенной героини, хотя, по правде говоря - ну нет тут ничего удивительного. Война была испытанием для многих и не только фашисты оказывались безусловными злодеями. Среди обычного мирного населения были свои 'выдающиеся' личности, показавшие неимоверную слабость духа. Однако, меня смутило в этом фильме полное несоответствие двух основных структурных элементов - неимоверно красивой и эффектной операторской работы и сюжета. Они были разрознены. Изящные визуальные решения живут совершенно отдельно от грозного в своей поучительной завершенности сюжета. Вместо синергии наступает недоумение отсутствием структурной целостности. Пусть фильм и победил такое скучное и бедное на персоналии соревнование, как 'Оскар - 2015', но шедевром от этого он не стал. Хотя и был близко. Впрочем, достаточно обращения к первоисточникам, чтобы понять истинный уровень ленты. И Бертолуччи, и Кесльевски снимали на несколько порядков лучше. 7 из 10
Радуюсь победе на премии 'Оскар 2015' исключительного фильма 'Ида' польского режиссера Павла Павликовского. Так получилось, что Иду я посмотрела буквально на следующий день после Левиафана... Признаюсь, специально посмотрела все фильмы-конкуренты Левиафана. Для меня это было делом принципиальным, мне захотелось сравнить и понять для себя - кто же лучший? (честная формулировка: 'Почему Левиафан взял Золотой Глобус и отличился в Каннах?'). Из всех номинантов 'Ида' задела меня больше всего! Минимум диалогов, статичная съемка, черно-белое изображение, по сути всего две героини, из них только одна профессиональная актриса, 80 минут экранного времени и невероятно важная для всех тема самоопределения/самоидентичности. Мне понравилось разгадывать режиссерские загадки о времени и месте действия фильма. Параллельно с тем, как главная героиня познает мир, мы познаем саму картину. Это кино дает ответы на вопросы очень поступательно, и внимательный зритель обязательно найдет ответ на каждый из них. А самое главное, что это фильм-медитация, он не вынуждает зрителя ни к чему и совершенно не давит, он цепляет на крючок без назидательности и умничанья. Не надо вдумываться и копаться в содержании, этот фильм нужно просто воспринимать, впитывать, просто смотреть. Смотрите!
Режиссер Павликовски рассказывает нам черно-белую историю о девушке Анне, которая собирается принять монашеский обет. Но раскрытие правды о рождении, родителях и настоящем имени (Ида) отдаляет героиню от её цели. Фильм короткий, в нем практически нет диалогов и минимум событий. Операторская работа очень интересна. Если разбить на кадры, то, уверена, можно получить значительное количество прекрасных, немного готических, снимков, а, повесив их в рамочку, наслаждаться созерцанием. Зритель не сразу понимает, в каком временном промежутке разворачивается действие. И, вообще, надо признать, зрителю постоянно приходиться думать и напрягаться – режиссер ничего не разжевывает, ни в чем не пытается убеждать или воспитывать, даже не заставляет осуждать. Тема холокоста проходит через весь фильм, но не является ключевой. «Ида» - о поиске себя. Можно ли еврейке быть католической монашкой? Можно ли быть Анной и Идой одновременно, и жертва кого из них богу нужнее (если вообще нужна)? И легко ли не потерять бога, обретя ужасающую правду? До самых последних кадров мы не знаем, как отвечает героиня для себя на все эти вопросы. Весь фильм мы как бы наблюдаем за ней со стороны, не имея возможности толком даже лица рассмотреть, не говоря уже о внутренних переживаниях. Это, конечно, намеренный ход. Но именно это немного меня лично оттолкнуло от фильма «Ида». Здесь не поплачешь! Хотя тема благодатная. Фильм наполнен большим количеством драматических сцен (например, сцена у могилы, самоубийство и пр.), но я не проронила ни слезинки. Катарсиса, к сожалению, не произошло. Хотя кино, несомненно, достойное. О нем вы будете еще долго думать и запомните его надолго! 7 из 10
Ещё одно подтверждение, насколько же стильно и красиво чёрно-белое кино! Заслуженная номинация – филигранная работа оператора! Очень сдержанная, тонкая картина. Минимализм в лучших его проявлениях – во всём: сценарий, персонажи, художественные средства, даже эмоции, выведенные на экран – по минимуму. Но, не то, что пережито, не то, что внутри, в самом сердце – вот это, напротив, дано по максимуму. История Иды, пожалуй, является гооораздо большей аллюзией на притчу об Иове, чем пропиаренный соперник. Главная героиня – в послушничестве Анна – чистая девушка, неискушённая (точнее сказать: ни разу не искушаемая) праведница, которая провела всю свою сознательную жизнь при монастыре. Судьба, забросившая туда Анну, делает очередной кульбит и сталкивает девушку с теткой – единственной живой родственницей. Обе они проходят тяжёлый путь в поисках прошлого, забытой правды, утраченного счастья, да и самой сгинувшей жизни. Многое предстоит узнать Анне – начиная с имени, данного ей при рождении – Ида, вплоть до печальной истории того, как же она оказалась в обители. Ида сталкивается с историей вопиюще-обыденной убийственной жестокости и вынуждена пройти испытание своей веры. И, несмотря на всё произошедшее с Анной в миру, даже напротив, именно, из-за тех решений, которые принимает она сама – думается, она могла бы, подобно отцу Василию из небезызвестной ленты, сказать: «Мой Бог всегда со мной». 6 из 10
«Ида» - это абсолютно серое, как и цвет моей рецензии, кино. И дело здесь не в тех красках, которые выбрали создатели для воплощения на экране своих идей, а в самой сути этого фильма. Казалось бы, в картине польского режиссёра Павла Павликовского поднимаются важные вопросы человечности, людской слабости, холокоста – но фильмов подобной проблематики на сегодняшний день снято столько, что уже становится своеобразным арт-хаусным мейнстримом снимать на эти темы. Конечно, если автор имеет какой-то нетривиальный взгляд на указанные проблемы – он должен творить. Но в данном фильме абсолютно ничего нового нет, более того, создатели (в первую очередь, сценаристы) и не пытаются взглянуть по-новому на выбранные темы, они лишь обозначают, обрисовывают те вопросы, над которыми зрителю предлагается подумать. Но нужно ли для этого снимать кино? Почитав новости или просто выйдя на улицу и осмотревшись по сторонам, в голове у каждого человека возникнет множество вечных вопросов, в поисках ответов на которые, люди и читают хорошие книги или смотрят достойное кино. Но фильм «Ида» в этом явно не помощник. После просмотра подобных картин складывается ощущение, что некоторые режиссёры слишком буквально и педантично относятся к словам о том, что авторское кино и арт-хаус – это кино не для всех: и чем больше фильм «не для всех», тем он лучше и «арт-хауснее». Вот и получается такое серое безликое кино, нравящееся небольшой (относительно) группе любителей, которые потом одаривают это кино наградами. Этакая фестивальная конъюктура. Вся серость фильма заключена в его сюжете, а вот визуальная составляющая оказалось на высоте. Стильная, тщательно выстроенная картинка, отличающаяся максимально возможным минимализмом невольно завораживает. Но создав красивую оболочку, режиссёр забыл наполнить её смыслом. 6 из 10
Европейская киноакадемия (ЕFA) назвала лучшим фильмом 2014 года 'Иду' знаменитого польского режиссера Павла Павликовского. Эта же картина стала лидером по числу наград киноакадемии. Юная послушница католического монастыря собирается принять обет и стать полноценной монахиней. Но, прежде чем это сделать, настоятельница рекомендует посмотреть на жизнь за пределами монастыря, приютившего ее с младенчества. Позже главная героиня узнает о своих еврейских корнях, узнает свое настоящее имя - Ида Лебенштейн. Несмотря на то, что фильм повествует о послевоенной истории, тема фашизма и антисемитизма особо не затронута. Это фильм о людях. Бывают люди разные: жадные, благородные, честные, бесчестные, смелые, безразличные и пр. И вся эта качественная характеристика в какой-то момент становится бессмысленной перед вопросом о духовном заполнении человека. Как мне показалось, это фильм о многом и о бессмысленности многого. У людей есть необходимость заполнять пустоту внутри себя, а чем ты будешь ее заполнять - это твой выбор, который предстоит сделать.
В этом году количество представленных к рассмотрению Американской киноакадемией картин в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» побило рекорд. 83 страны выдвинули свои ленты на «Оскар». Среди них оказался польский фильм 'Ида' режиссёра Павла Павликовского, который показывает нам Польшу 1960-х годов, представляя главной героиней молодую сироту Анну, которая прежде чем принять обет и стать монахиней, по совету настоятельницы едет в гости к своей тёте Ванде, которая в своё время была судьей и прокурором. Павел Павликовский снимает свою необычную драму в чёрно-белых цветах, что придаёт фильму более глубокий смысл, а ещё более точно отображает то время, придавая некий реализм. Актёрская игра в фильме сведена к минимуму, ибо сюжет сам по себе прост без излишнего драматизма, однако для актрисы Агаты Тшебуховской, сыгравшей главную героиню Анну (Иду), вполне достойный дебют. Ида, узнав своё настоящее имя и происхождение, решает выяснить трагическую судьбу своих еврейских родителей, которые были убиты во время холокоста и вместе с тётей отправляется в путешествие, которое проливает свет на их прошлое, определяя будущее. Павел Павликовский снял хороший, однако местами скучный фильм, ибо не только актёрская игра была сведена к минимуму, а также и диалоги. Хотя режиссёра можно понять, ведь он стремился нам показать вовсе не какую-либо эмоциональную драму, а переживания людей, которые толком ещё не разобрались в своей жизни, держа всё глубоко внутри. Павликовский как бы нам говорит, что невозможно познать истину, не испробовав в жизни всё. Однако режиссёр делает это не спеша, шаг за шагом, но всё же даёт своей героине испробовать жизнь, вкусить её, дабы та познала истину и определила своё будущее! Как бы не казался фильм простым, на самом деле он тяжело смотрится. Режиссёр показывает нам, по истине, трогательную и эмоциональную драму, однако он делает это совершенно спокойно, не выплёскивая эмоции на экран, дабы зритель сам познал глубину этих чувств и переживаний.
Перед нами черно-белая драма польского режиссера Павла Павлековского под названием «Ида». История фильма глубокая и драматичная, напоминающая рану, которая долго заживает и походу никогда не заживет. Фильм несомненно необычный, и в нем есть что-то, что мне понравилось. Кинокартина получила премию Оскар за лучший иностранный фильм, а также ряд престижных номинаций и наград. Я долго думал об этом фильме и сравнивал его с другим номинантом на премию Оскар «Левиафаном». Наконец, мнение полностью сложилось. Мы видим историю молодой и невинной девушки по имени Анна. Она сирота и воспитывалась в монастыре. Перед принятием обеда в монахини девушка едет к своей единственной родственнице – тете. От этой женщины Анна узнает страшную правду о смерти своих родителей и еще о том, что она еврейка. Героини отправляются вместе туда, где хранится тайна гибели несчастных родителей Анны. Суровая реальность настолько болезненная и жесткая, что отношение в этой жизни ко всему, а главное к самой вере во что-то у Анны навсегда меняется… Кино смотрится в некой абстракции, и это неплохая задумка режиссера. Мне запомнилась операторская работа, она была любопытной, и к этому фильму отлично подошла. Увиденная история в этой картине определенно драматичная и грустная. Все пропитано болью, несправедливостью, чем-то холодным. Кино напоминало жесткий удар, что-то болезненное. Вместе с главной героиней зритель идет по истории полной боли и одиночества, суровой реальности и некой темноты, в которой даже нет лучика света. Тяжелый фильм, определенно тяжелый, и критики глубину его оценили. Не смотря на всю глубину этого фильма, меня при просмотре не оставлял метод сравнения, и я все время сравнивал фильм «Ида» с «Левиафаном». Этот польский фильм определенно заслуживает похвалы, НО «Левиафан» Звягинцева мне понравился больше. Тот фильм еще глубже, еще масштабнее. Он больше дает пищу для размышлений, он сильнее, он еще глубже. Такое вот мое личное мнение и восприятие. В итоге «Левиафан» получил Золотой Глобус, а «Ида» Оскар, хотя я бы сделал все наоборот. «Ида» - тяжелая драма 2013 года и громкий успех Павла Павликовского. Его фильм горячо приняли, и он заслуживает внимание, но картина не для большой аудитории зрителей, она специфичная и оценят ее далеко не все. - Ты еврейка. Они тебе не говорили? Твое настоящее имя – Ида Лебенштайн. Ты дочь Хаима Лебенштайна и Розы Херц. 7,5 из 10
Обычно перед тем как посмотреть кино я читаю немного критики о фильме, но стараюсь не углубляться, так почти все, в своих комментариях описывают фильм, его суть, и таким образом становится не интересно смотреть картину, и не знаю почему все пишут содержание фильма, и мало кто пишет по существу... Посмотрел фильм, и такое ощущение что ничего не смотрел... Никаких абсолютно эмоций, не какого сострадания (по идее это драма), не интереса к самой героине, халатное отношение к тёте героини... Сама тема уже раскрыта очень давно. Наплакались, нахныкались сотни раз. Не пойму за что такое вознаграждение... Только если за абстракцию может быть... Не плохо сняли послевоенную Польшу, и всё... больше ничего! Смотрел до конца, думал может как-то всё-таки режиссер спасёт свою картину, но разочаровался... Складываю 3 фактора, абстракция, суть фильма и игра актёров и ставлю: 5 из 10