Хотелось бы отметить забавный факт - с норвежского языка оригинальное название, villmark, переводится как пустыня. Прекрасные локации этой киноленты, однако, нельзя так обозвать. Дремучие горные леса великой скандинавской страны и одинокое, большое здание старого диспансера, хранящее ужасные секреты - мрачность, отдаленность от цивилизации, старина и разруха, опасность - это те настроения, которые хотели нам передать создатели этого фильма. Антураж фильма великолепен. С самого начала фильма нам дают понять, что это не очередной низкобюджетный проходной фильмец. Тут тебе и тяжелая техника, и оборудование, и прекрасно подобранная актерская компания - Эллен Дороти Петерсен, прекрасная на мой взгляд актриса, у которой за плечами такие проекты как Мутная вода и Король чертова острова. Да и у остальных актеров немалый послужной список за плечами, в связи с чем ожидания от фильма становятся наиприятнейшими, до бабочек в диафрагме. Всегда обращаю первым делом внимание на операторскую работу. Здесь я не была разочарована. Разочаровало меня совсем другое - музыкальное сопровождение. Начиная со звуковой заставки начальных титров, и до композиции финальных титров, меня не отпускали вопросы к звукорежиссеру. Итак, пятеро специалистов по уборке опасных отходов приезжают на объект, помеченный под снос. На все работы отведено три дня. По ходу фильма наши герои доблестно ползают по грязной воде, собирают ядовитые материалы, волосы, грязь, плесень, изучают остатки в старых лабораториях, сверлят асбест и в целом разгребают ужасы военного времени. Нагнетание обстановки начинает происходить практически сразу после начала фильма. Приемы используются как особо удачные - например, история старого сторожа, так и не очень - классическое оно стоит за твоей спиной в данной концепции не всегда имеют должный эффект. Что действительно притягивает внимание, так это дух загадки, которую очень хочется разгадать, несмотря на весь ужас и мерзость, которую мы видим. Отблески прошлого в каждом кадре, таинственный человек, умирающий на руках у команды, немецкие архивы больницы еще с военных времен - все это грозовые тучи, которые собираются воедино перед ливнем. После событий первого дня, всё произошедшее покажется ерундой на фоне того что сценаристы приготовили на остаток фильма. Начинается экшен, и я бы советовала заесть этот стресс вторым ведром попкорна. События развиваются быстро, вам показывают подробности жизни обитателей больницы, которые потом будут сниться в кошмарах. Создается впечатление оторванности от цивилизации, безнаказанности зла. Обычная, казалось бы, работа для пятерых ребят превращается в попытки выжить и длительное, мучительное ожидание конца. Картинка складывается в единое целое - человеческие жизни загублены ужасными ошибками прошлого. Правда, что это конкретно за ошибки, нам разъяснений не дадут. Концовка оставляет больше вопросов, чем ответов. Возможно, это последствия плохого перевода с норвежского языка. Возможно, ошибка сценаристов, не дающих больше ключиков к тайне. Так или иначе, отсутствие связанности сюжета к окончанию просмотра является минусом этого фильма. Тема военных экспериментов всегда была для меня немного 'за гранью'. Поэтому фильм произвел на меня сильное негативное впечатление. Как поджанр ужасов, эти сюжеты действительно имеют большое значение, поскольку они уникальны в своем прообразе, и в частности основаны на реальных слухах и домыслах историков. Никакого огромного смысла в киноленте нет. Это просто хорошая история. Если вам нравятся хорошие истории, советую к просмотру. 7 из 10
Недавно я этот фильм пересмотрела на волне интереса к Скандинавии, потому что он мне хорошо запомнился. По-моему, если фильм запоминается и его хочется пересмотреть, он достоен высокой оценки. Сложно в пределах 1,5 часа раскрыть и проработать все. То, что удалось в Темном лесе - это атмосфера. Мертвое озеро, нереальное, величественное здание на манер Кинговского отеля Оверлук, окружающие северные леса, которым кстати не отведено достаточной роли. Леса тут явно нет. Есть руины быта 60-70 годов, неловкие отсылки к нацистам, тревожные больничные сирены и проигрыватель, который невпопад играет трогательную мелодию. Чего тут нет - это проработанного объяснения и сюжета ужаса, причины, по которой тут поселилось ЗЛО. В 'Искателях могил' - также фильм про психбольницу - легенда в порядке: изуверы проводили опыты на пациентах, баловались лоботомией. Здесь же странная легенда про нацистский самолет, упавший в озеро, странный охранник, непонятные личности, бегающие по больнице. При этом непонятно - живые они, мутанты ли они, или призраки. Сочетается несколько тематик: поехавший охранник, мутанты, заброшенные детки, зловещая медсестра, надписи на стенах, старинные документы. Возможно, режиссер решил, что намеки на ужасные события страшнее, чем само их описание, как говорил Лавкрафт? Но зритель остается в недоумении: 'так что же там случилось?' Логика в фильме лучше, чем во многих ужасах, но местами похрамывает: почему-ото заказ надо сделать за 3 дня, почему то 'иначе мы погибли', почему-то нельзя полицию вызвать. И, хотя заказ нужно сделать быстро, у мужчин находится время пострелять ворон, например. В фильме приятно смотреть на людей. Пусть их и не очень раскрыли, здесь даже не было такой цели. Команда как комета врезается в зловещий покой старой лечебницы. Но это не стайка невежественных американских подростков с заячьими личиками, а 'наши квалифицированные специалисты' - деловитые и позитивные скандинавы, которые явно не станут вываливать всю свою поднаготную с 1 минуты. И причина их появления хорошо объяснима - утилизация токсичных веществ (в России бы положили на это с прибором). И пусть о мужчинах мы почти ничего не узнаем, зато главную героиню Лив я лично полюбила. Без задушевных диалогов отлично понятно, какая она - добрая, сильная, чувствующая на себе ответственность за всех. А чудищ она сражает с криком дикой кошки. Ради нее и захотелось пересмотреть. Пусть даже и не все в фильме удалось. Согласна с предыдущим комментатором насчет саундтрека: сразу 2 свежие и заводные песни с нордическими мотивами, которые слушаю до сих пор. 7 из 10
Мрачноватый, холодный и в меру жестокий хоррор 'Темный лес', появившийся на экранах в 2003 году, стал дебютной полнометражной картиной норвежского режиссера Пола Ойе, ранее отметившегося несколькими примечательными короткометражками устрашающего направления. И хотя 'Темный лес' не стал тем прорывом, на который рассчитывал Оей, фильм все же собрал вокруг себя многочисленную благодарную аудиторию, уставшую от глянцевых заокеанских ужасов в силе позднего 'Кошмара на улице Вязов' эпохи пост-Крэйвена или 'Пятницы, 13-е', неспособных напугать даже зрителей младшего школьного возраста. История о заблудших в непроходимых лесах обывателях, оставшихся на ночь в огромных размеров заброшенном особняке, мало чем отличалась от схожих по духу сородичей, но при этом радовала бескомпромиссностью, парочкой интригующих сюжетных поворотов, а также приятными персонажами, за которых хотелось если не болеть, то желать, чтобы хоть кто-то из них избежал печальной участи. Непродолжительно блеснув, 'Темный лес' отправился постепенно утопать в океане домашнего видео, в то время как его создатель не собирался навсегда отпускать фильм, ставший его пропуском в большое кино. Неожиданно для всех Пол Ойе таки выпустил сиквел, который совершенно никто не ждал, повторив в нем все лучшее, что было в оригинале, придав истории определенные особенности, ранее отсутствовавшие в первоисточнике. 'Темный лес 2', увидевший свет в 2015 году, не стал откровением, однако подобных подвигов от него ждать было глупо. Главное, что его создатель не разучился держать напряжение в железном кулаке, заставляя зрителей с каждой последующей минутой просмотра всматриваться в каждый угол пристальнее, ведь в каждой тени может таится смертельная опасность. Итак, сюжет фильма знакомит нас с пятеркой специалистов по очистительным работам во главе с уверенным профессионалом Лив (Эллен Дорит Петерсен). Герои отправились в печально известную лечебницу, закинутую где-то в норвежских лесах, дабы подготовить ее к сносу. Под руководством Лив ребята должны избавиться от опасных для здоровья залежей асбеста, уничтожить чудом уцелевшие документы из архива и перекрыть все возможные источники воды. Работу, которую по обычаю выполняют минимум за пять дней, наши герои должны завершить за три, что подразумевает полное вовлечение в дело без посторонних раздражителей. Из-за этого специалисты не замечают, что по соседству с ними обосновалось зло, поджидающее первый лучший момент, чтобы затащить невнимательных в темные казематы и сделать их основой некоего зловещего эксперимента. Постепенно краски сгущаются, тревожные знамения подготавливают нас к неминуемому кровопусканию и на повестке дня остается всего один вопрос - кто же останется в живых? Не собираясь открывать все свои козыри в один момент, Пол Ойе не спешит разгонять повествования, оставляя достаточное количество времени для раскрытия нюансов деятельности героев, при этом во всех красках показывая зрителям, почему необходимо проводить очистку здания, которое подлежит сносу. Проблематика отложений асбеста на самом деле куда сложнее, чем может показаться, в особенности если учитывать возраст строения и его расположение. При попадании токсичных отложений в почву или водоем, велика вероятность того, что все живые организмы на близлежащих территориях погибнут, чего допустить в нынешних экологических условиях просто невозможно. И все же несмотря на все ссылки на проблематику защиты окружающей среды, 'Темный лес 2' повествует не о том, как бороться с асбестом, а о кошмарах, поджидающих путников в заброшенных домах. Вдоволь наигравшись с экологией и поверхностно описав характеры героев, Пол Ойе начинает представлять нам пантеон чудовищ, обитающих в лечебнице. Пустив героев по ложному пути, намекая на сверхъестественное присутствие, повествование сосредотачивается на вполне осязаемых ужасах, по традиции связанных с незаконными медицинскими экспериментами. Поставив в центр устрашения бывшие жертвы хирургического вмешательства, Пол Ойе позволяет им без стеснения мстить за издевательства прошлого, изводя на тот свет как вполне заслуженные, так и неоправданные жертвы на радость благодарным ценителям слэшера. Отправившись снимать «Темный лес 2» в реальных условиях дикой природы, Пол Ойе поступил, несомненно, правильно. В каждом кадре фильма чувствуется, что заброшенную лечебницу обступают непроглядные леса и не стоит ждать быстрой помощи ввиду недоступности окрестных территорий. Наблюдая за работой главных героев поневоле начинаешь ощущать за них тревогу. Условия, в которые они попали, одновременно и манят, и пугают. С визуальной точки зрения «Темный лес 2» выстроен со вниманием к деталям. Особенно впечатляет внутреннее убранство палат больницы, в которых хаотично разбросаны кровати, медицинские приспособления и прочая утварь. Даже невооруженным взглядом заметно, что режиссер с толком потратил каждый цент бюджетных средств, стараясь поставить не просто очередную проходную поделку, а фильм, способный неплохо напугать. Может у Пола Ойе и нет особой фантазии по части проработки по-настоящему шокирующих поворотов сюжета, зато он в состоянии заставить классические стереотипы хоррор-фильмов вновь заиграть с новой силой. Не стоит искать в ленте Пола Ойе особую глубину. Режиссер не посчитал нужным прописывать образы своих героев, ограничившись схематичными нюансами их характеров. Все, что нам необходимо знать про лидера группы, Лив, так это то, что она до конца предана работе и не собирается отвлекаться по мелочам, пусть они явно тревожны. Остальные члены бригады не выделяются чем-то особенным, присутствуя в сюжете исключительно ради диалогов, а также возможности стать жертвой маньяка в особо вычурной манере убийства. При этом 'Темный лес 2' нельзя назвать слэшером, снятым для того, чтобы шокировать нас отталкивающими эпизодами. Удивляет, что при жестком возрастном ограничении проекта, Пол Ойе не использовал все возможности современного грима, позволяющие воссоздать любые кошмарные фантазии с максимальной реалистичностью. Но именно за это и хочется поблагодарить режиссера, сделавшего ставку на постановочное нагнетание ситуации без использования хоть и эффектных, однако дешевых приемов. Заслуживает внимания также и музыкальное сопровождение, в котором помимо вполне достойных тревожных мотивов Тронда Бьеркнеса и Роя Вестеда можно услышать несколько примечательных рок-композиций, резко резонирующих с представленным на экране зрелищем, что вызывает сильные ощущения. Саундтрек в «Темном лесе 2» порой подчищает некоторые огрехи по части режиссерской работы, подстегивая напряжение в тех моментах, где это необходимо. Про операторскую работу ничего особенного, к сожалению, сказать не получится. Сьюр Ортун не может похвастаться вычурными ракурсами, орудуя камерой по академическим стандартам. Подобную деталь можно было бы отнести к минусам, если не вспомнить, что на самом то деле «Темный лес 2» создавался только лишь для того, чтобы напомнить миру про Пола Ойе и вбросить немногочисленной аудитории фильма долю адреналина. Именно для этого снимается подавляющее большинство хорроров, а не ради следования заветам истинного искусства. И подобный факт никогда не стоит забывать. В итоге хочу сказать, что «Темный лес 2» получился ничуть не хуже оригинальной ленты, являясь необязательным устрашением для страждущих, что уже неплохо. 5 из 10