Этот фильм, сделанный в ФРГ в 1955 году – взгляд страны на своё недавнее прошлое. Взгляд трезвый и ясный, без покаянной истерики и самооправданий, и оттого заслуживающий особого уважения. Действие фильма происходит в Германии зимой 1941–42 гг. Немецкие войска стоят под Москвой, и, кажется, победа над Россией уже близка… Но на вечеринках, устраиваемых генералитетом, настоящей радостью что-то не пахнет. Наступление остановилось; Америка вступила в войну; на заводах Люфтваффе подозревают саботаж. Кроме того, СС развернуло целую охоту на «неблагонадёжных», и офицеры боятся сказать лишнее слово даже в дружеской компании. Генерал Харрас – звёздная роль Курда Юргенса, немецко-австрийского актёра, знакомого нашему зрителю по фильмам «И Бог создал женщину», «Тегеран-43». Когда-то лётчик и инженер Харрас, противник нацистов, принял их предложение о сотрудничестве, обеспечив себе профессиональный и служебный рост в Люфтваффе. Но одна сделка с совестью влечёт за собой другую, и теперь сотрудник СС вежливо, но настойчиво советует генералу принять предложение несколько иного сорта. От Юргенса невозможно оторваться. Высочайший актёрский класс в сочетании с мощным гипнотическим обаянием сделали образ Харраса почти эпическим, как в шекспировской драме. Переходы от жёсткого сарказма к нежности, пьяная бесшабашность, под которой отчётливо ощущается напряжение и чудовищная внутренняя борьба – всё это как будто не сыграно, а прожито. У Юргенса очень выразительные, 'говорящие' руки, и камера заворожено следит за ними: вот они обнимают женщину, воровато тянутся за сигаретами, заботливо поправляют воротничок юного лётчика, тяжело опускаются на плечи друга. Также отмечу сюжетные линии, связанные с актёрами второго плана. Разрываемые между любовью к близким, к родине и бесчеловечностью правящего режима, они, как и Харрас, вынуждены принимать очень нелёгкие решения. Впрочем, есть и те, кто твёрд и не сомневается ни в чём – вроде группенфюрера СС Шмидт-Лаузитца, готового шагать по трупам к светлому будущему Третьего Рейха, или фройляйн Пютцхен, амбициозной и беспринципной дряни. Но они не в большинстве, а вирус зла не всесилен – в этом, пожалуй, суть и смысл драмы, разыгравшейся в эпоху «коричневой чумы». 9 из 10