Не знаю, зачем американцам вздумалось делать римейк этого фильма (Cold Pursuit с Лиамом Нисоном). По-моему, «Дурацкое дело нехитрое» - просто идеальная картина. Качественное шведское кино, которое смотришь как бы на десерт - не каждый день. А сравнивать оригинал и римейк - это все равно что сравнивать, например, черный шоколад Lindt и молочный Cadbury. «Дурацкое дело – нехитрое» - это боевик с элементами черной комедии и стеба. Глава норвежской мафии Оле – утонченный метросексуал с модной прической. Он – вегетарианец, пьющий морковный сок. Его подчиненные ему под стать: они настолько вежливы и помешаны на чистоте, что просят жертву сойти с ковра перед тем, как прострелить ей голову – чтобы не заляпать ковер кровью. Фильм хрестоматийно демонстрирует реалии нынешней Европы. Даже главарь мафии вынужден жить на общих основаниях, подчиняясь требованиям современного общества. Оле находится в разводе с женой, но, несмотря на свое привилегированное бандитское положение, обязан выполнять постановления суда и делить с бывшей женой сына, проводя с ним только ограниченное время – неделю мальчик живет у папы, неделю – у мамы. При этом Оле исправно ходит на школьные собрания и даже принимает участие в школьных семинарах. Иначе бывшая жена всю плешь проест. Несмотря на то, что Оле бандит, он не спешит устраивать разборки в школе сына, когда тот жалуется ему на одноклассника. Папа инструктирует мальчика, чтобы тот сам постоял за себя. И вообще, мальчик ходит в обыкновенную школу, без всяких «понтов». Норвежские мафиози не лишены философских задатков. Они прекрасно понимают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и по пути «на дело» рассуждают о том, что не бывает так, чтобы в такой отдельно взятой стране, как Норвегия, был бы и хороший климат, и хорошая жизнь. Вон, например, в банановых республиках тепло, но при этом полная жопа. Главный герой Нильс в исполнении Стеллана Скарсгарда, ушедшего в Голливуд, но вернувшегося, чтобы сыграть в снятом на исторической родине фильме, – мужик очень основательный. Недаром его признали человеком года и наградили грамотой за ударный труд на снегоуборочной машине. Он живет по принципу «мужик сказал – мужик сделал». Плохих людей он убирает с пути так же методично, как снег. Никаких полу-мер. Несмотря на какую-то прямо-таки театральную жестокость и кровавость с отрезанием голов, в фильме присутствует изрядная доля юмора и иронии. Противостояние норвежской и сербской мафии, которая добралась даже до Норвегии, само по себе комично. И чего только стоит сербский мафиози, который с ностальгией вспоминает о времени, проведенном в норвежской тюрьме: «Вся еда с пылу-с жару, все вежливые-обходительные, за работу начисляется пенсия, сокамерники отличные, а какие зубы я там себе вставил!» - говорит он, демонстрируя дружбану свой рот. Старик-серб- тот еще комичный персонаж с носом-картошкой, в пальто, белых кроссовках, шапке-пирожке (которые, по воспоминаниям моего детства, так любила носить советская партийная номенклатура) и офисом-гаражом, увешанным хрустальными люстрами. Меня очень растрогал момент, когда Нильсу нужно было почитать мальчику сказку на ночь, но в его осиротевшем доме книжек со сказками не было. Тогда он читает мальчику буклет про снегоуборочную машину, а мальчик засыпает у него на плече. Нордические снежные просторы завораживают. Сюжет динамично развивается. Конец, правда, так же христоматичен, как и нравы современного европейского общества. И мы в который раз убеждаемся, что неправой войне не бывает победителей. А Нильс так и едет себе дальше на снегоуборочной машине в снежную даль, прокладывая дорогу едущему за ним транспорту... 9 из 10
Сына Нильса убили наркоторговцы. Полиция списывает его смерть на очередную передозировку героином. Убитый горем отец готов на всё, чтобы восторжествовала справедливость. Нильс расчистит местную организованную преступность с такой же уверенностью, как он чистит дороги на своей огромной снегоуборочной машине... Сперва завязка сулит лишь тяжёлую криминальную хронь и классическую историю о всепоглощающей мести, но по итогу зритель получает стильную чернушную комедию в атмосфере зимней Норвегии. Кости крошатся и мозги вышибаются с завидными регулярностью и вкусом — заскучать сложно. Однако, здесь почти отсутствуют элементы присущие типичному боевику с нереальным экшеном и неуязвимым перед градом пуль героем, так как простенькое повествование целиком и полностью опирается на смачные диалоги и колоритных негодяев. Особо интересной и креативной находкой становятся посмертные титры, иронично возникающие после кончины очередного персонажа. Фильм подкупает своим бесцеремонным отношением к серьезным для европейских стран ценностям. Буквально всё рассчитано на грубый эпатаж: расистские шутки льются рекой, женщин бьют, детей похищают, а немощных полицейских выворачивает от вида очередного трупака. Бандиты-геи, невротик-садист наркобарон и играющие в снежки звери-сербы создают просто незабываемые впечатления. Здесь больше насилия ради насилия, нежели ради мести, но подана эта жесть под справедливым соусом сарказма и сатиры. Благополучие развитой страны рушится на глазах под натиском роковых обстоятельств. «Дурацкое дело нехитрое» — это вызывающая работа с нордическим характером и жестким юмором. Можно сказать, что фильм снят в лучших традициях братьев Коэнов или даже с оглядкой на молодого Гая Ричи, но сравнивать исключительно в качестве комплимента. Бодро, весело, кроваво. Снятый через пять лет ремейк с Лиамом Нисоном лучшее подтверждение успеха норвежской ленты. 7 из 10
А этот фильм – и есть сказка. Добрая и немного смешная сказочка для взрослых про то, как простой ЛОХ (т. е. человек, никаким боком не относящийся к преступному миру и с которым поэтому даже мелкий преступник управляется как повар с картошкой) оказывается тем ещё чистильщиком, одного за другим убирающим людей хлебопекарного монополиста, который по совместительству является шефом норвежских ганстеров... Не зная норвежских реалий и наивно полагая, будто только в нашей многострадальной России да в разных там америках, мексиках и бразилиях существует оргпреступность, раздираемая этническими противоречиями и обожающая пужать друг друга отрезанными частями тела провинившихся шестёрок, непросто разобраться в калейдоскопе языков, культур и конфликтов этого довольно нашумевшего норвежского фильма. По счастью, автор этих строк в некотором роде связан с Норвегией (ибо имел удовольствие прожить там полгода), а кроме того, убеждён, что не США и Россией едиными жив мировой кинематограф, поэтому всё-таки худо-бедно понял эти шуточки среди заснеженных селений в Норвежских горах. Итак, шведский эмигрант (а в Норвегии, которая в последние десятилетия переживает наплыв пронюхавших, какая это классная страна, и пытающихся там пустить корни, шведы по численности уступают только полякам) тихо-мирно пашет свою борозду. А точнее, расчищает глубокие снега на дорогах своей новой родины. За это местные ему благодарны – делают почётным гражданином приютившего его посёлка. И это при том, что в Норвегии в ходу анекдоты типа. «Ты что от меня отсаживаешься, норвежец? Я не заразен, я всего лишь швед!» «А это одно и то же!» Но человеку не до улыбок: его юного сына нашли мёртвым на вокзальной скамейке. Передоз в теле. Местная полиция горазда только парковочные штрафы выписывать – дядя швед, вот вам тело вашего сына, наши вам соболезнования, и мы пас, ибо он сам себя угробил наркотиками... Его жена, кажется, слишком быстро примирилась с потерей сына: в конце концов, у него уже была своя взрослая жизнь, мы могли и проморгать, что он стал наркоманом... Отец же не смирился с той «правдой», что его сын наркоман, и уже засунул было ствол винтовки себе в рот, как вдруг ему сообщают, кто именно стоит за смертью парня... И будет месть, и месть эта будет страшна! Как гласит книга о вкусной и здоровой пище норвежского криминала, «месть – блюдо, которое подают холодным». Вот и прольются реки крови не на глинку мексиканской пустыни, не в опилки за гаражами где-то в русском городке Шатуре, а в девственно чистый снег Норвежских гор. А босс норвежской мафии долго будет недоумевать, за что ж такая немилость со стороны конкурирующей мафии сербской, если они, даром что местные, уступили понаехавшим честную половину своего кокаинового «дела». То, что сербы сами не при делах, ему и в голову прийти не может: разве может кто-то, кроме сербов, мочить его товарищей?! Вот и убирает чистильщик не только снег, но и убийц своего сына, пользуясь тем, что никто на него подумать не может и что мафиози сами себя неплохо отстреливают, приближая его к «программе-максимум» – всех убить, одному остаться!.. Почему же я искренне убеждён, что этот методично избавляющийся от своих персонажей фильм – на самом деле не беспросветный и неумолимый экшн, а довольно милая и наивная сказочка? Да потому, что я чувствую этот тонкий абсурдистский юморок скандинавского кино. Если хотите, ощущаю его духовную связь с одной из самых известных трагикомедий мирового кинематографа – с немецким фильмом «Достучаться до небес»! Получаю нескрываемое удовольствие от нелогичных и гипертрофированно предсказуемых действий и колорита героев! Вот почему при таком-то числе трупов и при, нельзя не признать, не самых тривиальных способах убийств в некоторых случаях, а также при тревожной, давящей музыке, фильм не кажется злым и пугающим. Когда я смотрю (вернее – прохожу мимо телевизора, когда кто-то смотрит) русский криминальный сериал или фильм, мне хочется поскорее отвернуться от изрыгаемых проклятий, чистки морд и насаживаний на ржавую арматуру. Американские «чистые» боевики тоже стараюсь избегать, после того как я увидел, что творится в «Рэмбо-4» и «Чёрном Ястребе». Разборки же норвежские (а это для меня, после «Охотников за головами», уже второй норвежский остросюжетный фильм, не считая «Макса Мануса», но то военно-исторический байопик) не вызывают во мне психологического дискомфорта, а наоборот – радуют и заряжают позитивом. Мне нравится, что здесь норвежские братки разглагольствуют насчёт невозможности построения в жарких странах цивилизованного общества, в отличие от их холодной родины. Что босс норвежской мафии смешно путает сербов с албанцами (сколько его ни поправляют его подручные) и на чём свет стоит ругает «Восточную Европу, родину непуганых мусульман» (хотя сербы вообще-то – это Европа Южная, и не мусульмане они, а православные). И то, как он делит своего сынишку с ушедшей от него женой-датчанкой, ругая ювенальную юстицию своей страны (я лично переводил судебные документы нашумевших дел об изъятии норвежским государством детей из семей русских эмигрантов), не может не вызывать у меня улыбки. И даже, казалось бы, лишний эпизод с целующимися мужиками – норвежскими геями, любящими друг друга и вместе работающими в мафии, кажется мне абсолютно естественным и органичным в этой современной скандинавской атмосфере. И это при том, что я теперь уже далёк от восторженности от всего норвежского, как в первые годы после возвращения из Норвегии. Развивается моё мировоззрение, да и мир во 2-е десятилетие XXI в. стал, несомненно, хуже, чем он был в самые первые годы XXI в. И я уже отдаю себе отчёт, что когда страны мира, как люди, схватываются между собой, пытаясь захватить себе место под солнцем новых реалий, Норвегия больше не хочет быть по сути ещё одним штатом США, а предпочитает сама на глазах превращаться в этакие «мини-США», благо нация давно уже принимает в себя целые легионы эмигрантов, а не варится в собственном соку как отсталые рыбаки и фермеры... Но одной из духовных скреп этой крепнущей и подпитываемой эмигрантской кровью нации является, мягко говоря, не особо большая любовь к России... Поэтому я теперь считаю когда-то горячо любимую Норвегию – просто одной из стран Запада, где есть свои проблемы и свои грехи. И сужу её искусство уже не как что-то априори льющее мне бальзам на душу, а как нечто чуждое, что ещё должно постараться заслужить моё расположение. Давненько не смотрел ничего норвежского – и вот, фильм “Kraftidioten” (название буквально переводится как «Форменный идиот», т.е. тот самый лох, каким был для криминальной братии главный герой), при своей абсурдности, дико порадовал меня.
На что настоящий отец готов пойти ради своего сына? Соберет ли он в себе всю смелость и мужество, чтобы отомстить и очистить честное имя своего ребенка? Мне кажется, что настоящий отец ради своей семьи и ради своих детей снесет горы, если для защиты детей нужно будет пойти на это. Думаю, подобная идея была положена в основу скандинавской криминальной драмы «Дурацкое дело нехитрое». Синопсис Норвегия, окутанная снежным покровом. Трудолюбивого Нильса, занимающийся очисткой от снега дорог, и его жену настигает несчастье – умирает от передозировки их единственный сын Ингмар. Не принимая мысль, что их сын мог быть наркоманом, Нильс пытается докопаться до правды и узнает, что Ингмар ненароком был втянут в смертельно опасную игру, связанную в наркотрафиком, руководимым местной норвежской мафией. Теперь Нильс намерен нанести сокрушительный удар по преступному миру и отомстить тому, кто виновен в смерти его единственного сына. Игра актёров Из всего актёрского состава я бы выделил только Стеллана Скарсгарда, исполнившего роль Нильса. Конкретно в данном фильме он воплотил образ мужественного отца, который доверился своего сердцу и отказался принять на веру, что его любимый и единственный сын мог быть наркоманом. Он наблюдает, как смерть ребенка добила жену, а посему идет на отчаянный шаг, чтобы добраться до тех преступников, которые разрушили его жизнь. Режиссура Если честно, от работы норвежского режиссёра Ганса Петтера Моланда осталось двоякое впечатление. С одной стороны, фильм четко выдержан в рамках независимого кино. Так, например, после смерти того или иного персонажа на экране высвечивается его полное настоящее имя со знаком конфессии, к которой он принадлежит. Фильм интересно смотреть криминальную драму, поскольку в центре внимания находится обычный человек, втянутый в разборки в преступном мире Норвегии. С другой стороны, действие фильма развивается как-то вяло. Порой даже не понимаешь, а зачем режиссер снял ту или иную сцену. Некоторые критики относят «Дурацкое дело нехитрое» к жанру черной комедии, но, честно, на всем протяжении фильма не было ни одного эпизода, который вызвал бы у меня улыбку. Сценарий Я не буду вдаваться в детали сюжета, поскольку самое основное я уже изложил в разделе «Синопсис», но я хочу поделиться мыслями о том, какие темы и проблемы были подняты в фильме. Во-первых, в фильме поднимается тема семейных уз. По ходу развития сюжета обстоятельства складываются таким образом, что норвежская мафия убивает сына главаря сербской мафии, который твердо намерен отомстить за своего сына. Во-вторых, в фильме неоднократно поднимается тема цивилизованности Европы. С одной стороны, мы видим высокое благосостояние, заботу о людях, но в то же время сами люди остаются такими же погрязшими в своих грехах и разврате, разрушающих их души. Я хочу сказать, что в фильме поднимаются весьма философские вопросы, но авторы преподносят их таким образом, что смотрятся они в итоге либо плоско, либо нарочито. Итог Несмотря на вышеперечисленные недостатки, «Дурацкое дело нехитрое» имеет ряд достоинств, за счёт которых картина поднимет оценку. Мне, прежде всего, понравилось само сочетание двух тем в одном сюжете – отцовские чувства и криминальные разборки – и все это преподнесено не сентиментально, а весьма спокойно и порой даже жестко. Поэтому я рекомендую картину к просмотру. 7 из 10
Нильс (Скарсгард) работает на снегоочистительной технике в холодном и суровом норвежском крае. Однажды он узнаёт, что его единственный сын умер от передозировки, хотя Нильс даже не подозревал, что тот был наркоманом. Горе сменяется жаждой мести, когда к Нильсу приходит товарищ его сына и рассказывает, что парнишку убрали по заказу наркомафии. Нильс берёт дробовик и отправляется на 'охоту'. Фильм позиционируется, как 'чёрная' комедия, а я очень неплохо к ним отношусь, но только когда они сделаны правильно. Простите за тавтологию, но 'чёрная комедия' должна являться комедией, это же очевидно. Поэтому меня раздражает, когда фильм представляет собой кровавую и достаточно тяжёлую драму, к которой скотчем прикрутили десять забавных шуток, на которые вообще непонятно, как реагировать. Вот только что пять минут назад герой рыдал от горя, оплакивая своего погибшего сына. И что? Предлагаете мне сейчас хохотнуть над тем, как он весело разбивает череп мелкой сошке из наркомафии. Ну извините, я не 'эмоциональный хамелеон', я так быстро не умею менять созданный фильмом микроклимат в душе. Самое обидное, что отдельные сцены фильма действительно классные. В бОльшей своей части 'Дурацкое дело нехитрое' — это такая суровая норвежская драма о суровой норвежской мести 'маленького', но очень гордого и справедливого человека. Холодный расчёт, с которым Нильс убивает очередного ублюдка, мягко говоря, завораживает. Шуточные диалоги и персонажи тоже получились неплохо. Весьма забавный истеричный главарь мафии, его трудолюбивые дуболомы-подручные, полицейские, рассуждающие, что либо тепло, либо благосостояние, главарь сербской мафии, въезжающий в свою гостиную на автомобиле, 'траурные' таблички после каждой смерти: всё это было прикольно. Но в итоге получился какой-то винегрет. Градус драмы в некоторых сценах был такой высокий, что лично мне было просто неловко переключаться на смех. И это напрягало. Таким образом, 'Дурацкое дело нехитрое' — это драма с большой фигой в кармане. Я не смог принять такой подход, просто исходя из своего характера и личного восприятия, но я хорошо понимаю людей, которым фильм понравился. Хорошая, европейская картинка, отличный Скарсгард в роли Нильса, классные, стёбные диалоги, колоритные бандиты - всё это здесь есть. 7 из 10
История, что будет рассказана в данном фильме, могла произойти в любой точке земного шара, но случилось это в Норвегии. Стране, где в снегах была закопана сумка, в которой лежала сумма в полтора миллиарда («Фарго»). Стране, в которую проживает бывший гангстер Фрэнк Тальято и пытается смириться с холодом, безработицей, пофигизмом окружающих, а также надоедливыми полицейскими («Лиллехаммер»). И эта та самая страна, о которой можно с уверенностью сказать – в Норвегии никто не услышит твой крик, потому что до ближайшего населенного пункта мили и мили пути. А коли так, то никто и не будет расследовать дело о смерти молодого человека в связи с передозировкой наркотиков. Во всяком случае, так думал Ули Форсби, по прозвищу «Граф» и он – ошибался. Ведь у юноши был любящий отец, который отказался признать тот факт, что его единственный сын умер от передозировки наркотиков, ведь в квартире ни следа белого порошка обнаружена не было, а раз так, то что-то тут нечисто и мистер Нилс начинает свое частное расследование, которое вскоре оборачивается вендеттой и количество людей умерших насильственной смертью в данном фильме грозит перевалить за пару десятков. Звучит, как типичный триллер, не так ли? И я так думал, когда только начинал просмотр, но каково же было мое удивление, когда выяснилось, что я ошибался и сей фильм способен преподнести несколько сюрпризов. Сюрприз первый: главным героем выступает «маленький человек» что ступил на стезю мстителя и всполошил осиное гнездо, но при этом он так и остается «маленьким человеком» и крупные мафиозные кланы, будь то норвежцы или сербы не обращают внимания на героя Стеллана Скарсгарда и продолжают мериться длинной стволов. Сюрприз второй: бандиты показанные в данной картине не являются идиотами, как это обычно бывает. Нет, вернее они ими являются, но в пределах разумного, пардон за тавтологию. То бишь глупость в фильме будет и если какой молодчик решит продемонстрировать, что он является умнее своего босса, то тут же получит пулю. Все правильно, зазнаек бандиты не особо любят, а шуты – пережиток прошлого. Сюрприз третий: фильм невообразимо циничен и жесток. Кровь хлещет фонтаном. Жизнь людская не стоит ни гроша. Атмосфера накаляется с каждой минутой и учитывая, то что многие вещи в фильме происходят спонтанно, то концовка может быть какой угодно. Сюрприз четвертый: актеры. Я уже упоминал, что количество трупов в данном фильме перевалит все мыслимые пределы (Для триллера разумеется), но не упомянул, что каждый персонаж, что появится в данной картине получился яркой и запоминающейся личностью. Что глава сербской мафии, которого все зовут Папа – суровый старик, у которого на шеи остался след веревки и это говорит о нем многое. Что его люди, которые большую часть времени ведут себя как существа без чести и совести, но оказавшись на склоне горы, где проходит соревнование лыжников, сербы сбрасывают с себя маски и начинают дурачится, благодаря чему их уже нельзя отнести к банальной массовке – это живые люди. Ну или жена Нилса – пожилая женщина, что потеряв сына утратила и веру в жизнь, а потому она смотрит на мужа с ненавистью, потому что последний не замкнулся в собственном горе, а что-то да делает. И так с каждым актером. Герои получились живыми, герои получились интересными и глядя на них нельзя оставаться равнодушным. Да, безусловно, была в этом фильме пара неприятных моментов и можно было бы сказать, что они подчеркивают нашу суровую действительность, но вот честно, я бы ничего не потерял если бы не увидел, как девушка подбирает фекалии собаки или как двое брутальных мужиков целуются в засос. О да, кино-академики в восторге, а что до зрителя, то зрителя никто не спрашивает. Как итог, я не уверен, что данную кинокартину можно отнести к разряду «черных» комедий. Да фильм пропитан цинизмом и жестокостью от и до, но желания похихикать над происходящем, как-то не возникает. В целом же данный фильм является цельным, интересным и неглупым продуктом своего времени, за просмотром которого можно смело скоротать вечерок, а большего по сути и не надо. 7 из 10
Моланд и Скарсгард сотрудничают почти двадцать лет. В их совместной фильмографии есть мрачный 'Абердин', в котором Скарсгард играл папочку - алкаша молоденькой, но уже стервозной Лены Хиди, и тонкий, изящный 'Довольно добрый человек', в котором режиссёр проявил своё необычное, нордическое чувство юмора. Моланд сказочно, неприлично талантлив, он обладает волшебным даром соединять трагическое и комическое в кадре, и делает это настолько тонко, что порой непонятно - серьёзен он или шутит. О чём рассказывает новый фильм Моланда? Лейтмотивом является месть снегоуборщика Нилса убийцам сына. Затасканная фраза про холодное состояние этого блюда, должна быть актуальной для Норвегии, здесь её вообще должны держать в морозилке, ан нет - снегоуборщик оказывается мужичком горячим, а остывают (и очень быстро) все причастные к смерти его сына. Режиссёр избрал дурашливую манеру - сопровождать гибель очередного персонажа титром с указанием клички (у бандитов есть разнообразные прозвища), настоящего имени и символа определяющего конфессиональную принадлежность. Изобретательно развивая тему мести, Моланд попутно высмеял заблуждения нашего века. Наркобарон в исполнении актёра с легкозапоминающимся имечком - Пол Сверре Валхейм Хаген, этот наркобарон - вегетарианец. Веганы вообще люди опасные, помнится один из них развязал Вторую Мировую, мясо они не кушают, но кровь проливают с большим удовольствием. Другой мишенью Моланда стала объединённая Европа. Два бандита рассуждают о связи географического положения и экономического роста, развивая идеи Монтескье. - Посмотри на Испанию - она в заднице! Там же и Италия, и Греция. А почему? - Почему? - В жарком климате какое может быть процветание? Сорвал банан, и радуйся! Процветание там, где холодно! Выбирай - или жара, или процветание! Стреляющие сербские и норвежские бандиты, блюющие копы, агитирующие политические активисты, перепуганные эмигранты, бодрящие наркотики - всё это кружится в кровавом гиньоле, и педантично перемежается траурными титрами. Моланду удалась язвительная сатира на современное общество, и за это, благодарные зрители Берлинале устроили ему овацию. Фильм неторопливый, заснеженные норвежские просторы, красиво летящий снег, квадратные сугробы, всё это суровое великолепие наводит на мысли о большом покое, о медитации. Скарсгард невозмутим, холоден, прекрасная сцена в которой он за неимением сказки зачитывает ребёнку технические характеристики снегоочистителя, и всё это на полном серьёзе, без тени улыбки. Бруно Ганц (Адольф Алоизиевич из 'Бункера'), здесь щеголяет в брежневском пирожке, и играет сербского криминального авторитета с нетривиальным погонялом. Итог. Отточенные диалоги, прекрасная операторская работа, своеобразный юмор, и много доброго, старого насилия. 10 из 10
Четвертый совместный фильм Ганса Петтера Моланда и Стеллана Скарсгарда рассказывает историю о том, что глупость способна разрушить даже одну из самых общественно опасных организаций, а именно – мафию. А честность и порядочность в свою очередь являются качествами определяющими успешность достижения абсолютно любой цели. Англоязычное название, которое звучит как «In order of disappearance» очень точно передает суть происходящего в картине, и одновременно идеально вписывается в стилистику черного юмора, который Ганс Петтер Моланд сочетает с реализмом и драмой. Оригинальным изобретением относительно визуальной стороны фильма, является своеобразное декларирование каждой смерти, происходящей на экране, путем демонстрации имени, а также ключевого символа религии, к которой принадлежал убитый. Моллад при этом не выказывает жалости или же сожаления. Из всех 22-х понесенных (а именно столько раз на экране покажется соответствующая заставка) в «Kraftidioten» потерь, режиссеру претит только лишь ключевая для сюжета, но совершенно бессмысленная с точки зрения справедливости, смерть сына главного героя, что дает старт двухчасовому повествованию. Следуя заветам Итана и Джоэла Коэнов, сценарист Ким Фупц Окесон ищет и находит экшн и неожиданные приключения в обыденности. Ничем непримечательный, кроме хорошо выполняемой работы по уборке снега, пожилой Нильс ведет размеренный образ жизни в одной из норвежских деревень. Весть о гибели сына приводит Нильса в состояние отчаянное и даже суицидальное, но как только наш герой понимает, что полиция не собирается заниматься расследованием, то выходит из уныния и берет дело в свои руки. Чтобы описать дальнейшее потребовались бы десятки страниц, так как на сцене появляются наркодельцы, мафиози различной этнической принадлежности и даже похищение. Причем выстраивая общий узор, режиссер не забывает и о деталях, подробно вырисовывая образ главного антагониста картины – Гревена, достоинство которого, при всем внешнем великолепии, с каждой секундой будет уменьшаться относительно простака Нильса. Месть и возмездие не интересуют создателей «Kraftidioten», гораздо более важны условия, при которых возможна реализация этих вариаций установления справедливости, а также случайные жертвы, без которых не обойтись. Ганс Петтер Моланд совсем не считает человеколюбие основополагающей ценностью, гораздо важнее, чтобы Нильс все-таки выяснил правду и заставил виновных в гибели сына заплатить по счетам. Никакого сентиментализма, лишь отсчет убийств, большинство из которых случайны и непредсказуемы, а виной тому шаблонность мышления в сочетании с отрицанием закона и порядка. Жизнь, к несчастью, не стоит ничего, а в смерти нет ровно никакой логики, констатирует «Kraftidioten». И это, пожалуй, нельзя опровергнуть. При всей очевидной направленности на создание фильма броского и запоминающегося неожиданными сюжетными поворотами, режиссер не забывает и о таких, казалось бы, простых вещах, на которых базируется социум, как трудолюбие и целеустремленность. Величественные пейзажи заснеженной Норвегии совсем не интересуют Ганса Петера Молланда, важен лишь водитель снегоуборочной машины Нильс, он единственный кто может проехать по снегу и единственный кто способен дать отпор несправедливости. Именно несправедливости, так как криминал, согласно «Kraftidioten» тоже имеет свои представления о чести (в доказательство здесь будет представлена сербско-албанская община). Единственным минусом, который лишает «Kraftidioten» почти совершенного лоска, является финальная сцена, точнее один из ее нюансов. Режиссер, блестяще подведя свой рассказ к громкому финалу (и сделав Нильса эпическим героем, среди окружающего его человеческого мусора), вдруг забывает о том, что «Kraftidioten» это в первую очередь серьезное драматическое кино и решает бросить в зрителя последнее конфетти в виде не очень удачного сюрреалистического юмора. В остальном же фильм Молланда безупречен. Особенного внимания и признания в актерском составе помимо Стеллана Скарсгарда (играющего одинаково превосходно как в непотребных фильмах вроде «Нимфоманки», так и в блокбастерах Marvel), заслуживает Пол Сверре Хаген, исполнивший роль главного злодея фильма. Хаген некоторым образом делает то же, что Эндрю Скотт в сериале «Шерлок». В своем персонаже он сочетает абсолютно уравновешенное поведение с полным безумием, его Гревен мгновенно приходит в ярость и совершенно не видит противоречия в том, чтобы держать в одной руке коробку с пирожными, а в другой пистолет, снятый с предохранителя. Пол Сверре Хаген многообещающе великолепен как относительно внешних данных, так и в плане актерской игры. Кроме известного на весь мир Скарсгарда в картине сыграл такой мастодонт кинематографа, как Бруно Ганц. Возможно имя герра Ганца и не на слуху у массового зрителя, но хотя бы один фильм с ним видел каждый, так как фильмография этого актера необычайно обширна и разножанрова. Режиссер из Норвегии, сценарист из Дании и центральный актер из Швеции продемонстрировали не только единство европейского кинематографа, но и его бесспорное качество. «Kraftidioten» при всех своих неоспоримых технических достоинствах и умелой кинематографии, прежде всего является значимым с точки зрения гуманизма, так как история уборщика снега по имени Нильс это ода человеческой честности, которая даже при нарушении закона не становится качеством отрицательным, а только лишь более праведным.
Однажды в студеную зимнюю пору, крепко сложенный и всеми уважаемый житель одного крохотного норвежского поселка у живописного водопада Нильс Дикман, плодотворно трудящийся на ниве уборки снега, узнал трагическую новость, разделившую его жизнь на 'до' и 'после'. Его сын, порождение его чресел, ушел в мир иной от передозировки наркотиками. Дуболомно-прямолинейный в своей искренности герой встает на тропу безжалостной мести сербской наркомафии, даже не предполагая, какие ужасающие последствия будут ждать не только его, но и всех окружающих. Фильм-участник конкурсной программы недавно отгремевшего Берлинского кинофестиваля, 'Полный идиот' 2014 года, также известный как 'В порядке исчезновения' и 'Дурацкое дело нехитрое' является седьмой по счету крупной полнометражной работой известного норвежского режиссера и сценариста Ганса Петтер Моланда, четыре года назад завоевавшего Золотого Медведя за свою грустно-ироническую и меланхолическую криминальную драму 'Довольно добрый человек', и по сути своей новая лента режиссера тематически и идеологически сильно переплетается своей тканью с той приснопамятной зарисовкой 2010 года из жизни глубоко несчастного и неудачливого гангстера. Не в меньшей, а, может, даже в большей степени, чем Ульрик, довольно добрым человеком по жизни является герой картины 'В порядке исчезновения' водитель снегоочистительной машины Нильс, живущий исключительно ради собственного нерадивого дитяти, и явно неслучайно, что этих равных между собой по психотипу, собственной моральной целостности и крутости характера героев Моланд доверил многоликому Стеллану Скарсгарду, объединив тонкой нитью семантики фильмы, формально не относящиеся к категории дилогий, но фактически уже таковой являющиеся. Первоначально линейный сюжет с множеством постмодернистских поддакиваний и Гаю Ричи, и Тарантино и иже с ним Рефну с Балабановым кажется не более чем приманкой для зрителей, как и жанровость фильма, поскольку 'В порядке исчезновения' едва ли классический рэвендж-фильм, хотя он и украшен эксплуатационной перчинкой, это отнюдь и не гангстерская комедия или криминальная драма. Очистившись от шелухи жанровой принадлежности, фильм Ганса Петтера Моланда является чистым кино, в котором первична идея и стиль повествования, играющий всеми оттенками нуара и пряной иронии. Но если в 'Довольно добром человеке' доминирующей была тема истового человеческого желания преодолеть тяжесть обстоятельств, возвыситься над миром и уйти за пределы криминальной гопоты, которая как трясина стремится утянуть и утопить, то 'Полный идиот' - картина обратного порядка, в которой обычный, среднестатистический человек, волей рокового случая и все тех же обстоятельств втягивается в криминальный водоворот, желая лишь одного в своей жизни - мести, право на которую он выстрадал и отвоевал. Его методы брутальны, в них нет изысканности, этакого эффектного танца на костях - Ник мстит даже не столько восточноевропейской мафии, сколь новым правилам жизни, которые идут вразрез и вразнос с его собственными - простыми, чуть наивными, местами даже аляповато-глуповатыми, но такими, что сохраняли в нем до роковой поры облик человечности. Ник - герой откровенно архаичный, старомодный, практически сошедший со страниц древних норвежских мифов и легенд, и бунт его это бунт старого против нагло навязываемого ему и всему остальному обществу(Моланд чрезвычайно успешно в своей ленте прибегает к взгляду микрокосма на макрокосм, обобщая до тотальной метафоричности место действия своей картины) нового, для которого пути развития давно завершились в тупике. А тупик этот означает всеобщую слепоту, немоту, глухоту, всеобщее равнодушие и клинический идиотизм, когда лишь Нильс видит очевидное, зримое в своей отталкивающей уродливости, а все остальные просто не хотят прозреть, ибо будет больно, плохо, мучительно. Нильс - идиот, но достоевского разлива; он чужой среди своих и плевать, что признан был 'Гражданином года', но и не свой среди чужих, которых он истребляет с неистовым садистским удовольствием, превращая месть в самое вкусное из всех существующих искусств. Его месть априори праведна и правильна, хотя на своего персонажа режиссер смотрит без налета излишней трагичности, а скорее с иронией и даже гротеском, ибо по Моланду в современном мире нет героя нашего времени, а есть лишь невесомые тени, не заслуживающие на героизм. Нильс - из породы таких теней, призрак неумираемого и неубиваемого прошлого, которое еще живо на просторах Скандинавии. Однако тема мести в 'Полном идиоте' является лишь первой и более всего проступающей на поверхности фильма, ибо с гораздо большим рвением Моланд подхватил актуальную для всего современного европейского кинопространства тему деструкции мультикультурализма, не забыв и про политические инвективы и резкие по тональности обличения, ибо центральный антагонист божественной волей сценаристов оказывается и пешкой в политической игре, удобным выразителем недоверия ко всем, кто чужд европейской демократии, ее ценностям и достижениям. Столкновение западноевропейских и восточноевропейских взглядов на жизнь в картине обретает черты рельефные, подчас прямые в своем символическом рисунке, когда отсчет жертв превращается в отсчет православных крестов, а финалом выбранного героем пути насилия и мести становится окончательное его расчеловечивание. И в католическом понимании, и в гуманистическом. 10 из 10
Вы когда-нибудь смотрели датское кино, читали финские книжки? Знаете тогда про суровый скандинавский юмор, родившийся под северным сиянием в снегах Лапландии? В странах, где уровень жизни также высок, как и количество самоубийств, принято шутить в основном о боли и смерти, причем это вовсе не похоже на американский черный юмор про живых мертвецов и съеденные мозги, от шуток скандинавов хочется завыть от тоски, но все равно смешно. Жанр этого фильма Ганса Петтера Моланда определяют как боевик, криминал, комедия: морды бьют, есть трупы и мафия, только вот шуток, произнесенных ртом, почти вовсе нет, но все равно смешно. Так к чему это все? У Нилса (Стеллана Скарсгарда) – оператора снегоуборочной машины и человека года – умер сын, говорят, от передозировки, но Нилс не верит и правильно делает. Око – за око, зуб – за зуб. Но торжество справедливости тут ни при чем, так как справедливость в нашем мире становится вполне условным понятием, которое у каждого, как выясняется, свое и каждый готов его отстаивать практически до последней капли крови, но все равно смешно. Смешно потому что фамилия у главного героя Дикман (если кто не в курсе – посмотрите в словаре Dickman), помимо неприличного значения, есть и другие довольно подходящие по сюжету, например, «сыщик», «детектив». Смешно потому что смеется Нилс единственный раз в фильме, перед тем как прострелить голову рыжему чуваку, смешно, потому что и среди мафии есть брутальные скандинавское геи, смешно потому что похищенный ребенок рассуждает о стокгольмском синдроме, смешно, потому что «маленький человек» берет в руки обрез, но его все равно никто не замечает а жизнь становится полным абсурдом. А еще в фильме очень красивые пейзажи – горы снега и ледяной водопад, в который Нилс сбрасывает трупы в сетке, чтобы рыбы их ели сквозь ячейки. «Золотого медведя» в Берлине фильм не получил, может быть, потому что показался кинокритикам слишком легкомысленным… Дурачиться надо уметь!
Криминальная драма с элементами черной комедии. Фильм рассказывает историю главного героя, работяги, работника года, в общем со всех сторон положительного человека, работающего на благо города, очищая дороги от снега на своем мощном снегоочистителе, который однажды узнает о смерти своего сына и начинает свое расследование, которое приводит его к криминальному миру Норвегии... Перед нами новый фильм одного из лучших режиссеров Норвегии - Ганса Петтер Моланда (Довольно добрый человек, Абердин) с его постоянным и любимым актером Стелланом Скарсгардом, который получился стильным, атмосферным с элементами черного юмора и кучей трупов, видно что на этой картине режиссер черпал свое вдохновение в творчестве братьев Коэн. Так как фильм скандинавский, то он немного самобытный, диктующий нам свои условия, это и суровая солнечно-морозная погода, с зимними пейзажами, где постоянно идет снег, и холодная северная музыка, с гитарными переборами, создающая настроение, и ирония с сарказмом всего происходящего, все это вместе создает соответствующую атмосферу фильма. Фильм-участник конкурсной программы 64-го МКФ в Берлине. Рекомендую к просмотру.
Определенную изюминку в жанр черных криминальных комедий этот фильм вносит, пусть и движется в своем сценарии также медленно как и снегоуборочная машина, но коэффициент полезного действия высок. Только название фильма подталкивает на мысль, что события в фильме будут явно за пределами нормального. Ненормальное в фильме все – норвежцы высмеивают свою страну, поддевают датчан, шведов, дико ругают сербов, албанцев и азиатов. Даже погода лютует, но ничто не остановит главного героя в желании отомстить за убийство сына. Причем в эту разборку вовлекаются на отдельные личности, а целые разные преступные группировки. Фильм нетипичен в построении сюжета как для такого жанра, «Дурацкое дело нехитрое» абсолютно никуда не спешит, эксцентричных персонажей по минимуму, а диалоги в основном лишены эмоциональной окраски. Но таков суров скандинавский юмор, который хоть и не бодрит зрителя безумными диалогами, но они все-равно вызывают улыбку на устах. Считаю что своей географической особенностью сатиры фильм и находит скромное место в жанре черных комедий, не став уподобятся известным жанровым приемам и ровняться на другие фильмы, работа режиссера Ганса Петтера Моланда безусловно найдет своего зрителя и подарит хорошее времяпровождение у просмотра. 7 из 10
Скандинавский кинематограф холодный, более расчётлив в плане диалогов, так ведь по самому климату у них так и сложилось. Из-за этих климатический условий скандинавское кино теряет темперамент, но выигрывает в своём свойственном только одному ему - хладнокровному неспешному повествованию истории. Не буду заходить в дебри, так как фильм 'Дурацкое дело не хитрое' если прочитать описание от прокатчиков картины, это типичный пример жанра - 'я им всем отомщу'. На эту тему довольно много уже снято, во всё мире, чего уж там вскрывать. Так вот, тема известна, популярна и уже слегка надоела, но всегда находятся исключения из этого рода, которые стоят выше по своей значимости. Гансу Моланду, каким-то образом это удалось, что он сделал, это просто не передать словами. Построенная на слегка абсурдном сценарии, наличие абсурда я вам гарантирую, что самое странное ему каким это образом удалось в этот абсурд пропихнуть и логику, наличие её здесь не так велико, могу выразить одним словом - фильм оригинальная находка. Лучше я поговорю об актёрах, часть из них мне мало известна, из более известных присутствует Стеллан Скарсгард - а он просто харизматический, тактичный, от его героя(здесь он играет отца, который потерял сына из-за бандитов) несёт справедливостью и решимостью, а ещё смелостью и хорошим чувством юмора. Операторская работа слегка подлаживает - я там замечал слегка небольшие ошибки ещё в действиях героях, наверняка это было сделано намеренно, но я могу лишь догадываться. Наличие чёрного юмора гарантирую, фильм под могу рекомендовать любителям такого жанра, в чём-то для меня он стал похожим на фильмы Балабанова, приблизительно это 'Жмурки' на скандинавский лад. Только в отличие от фильма Балабанова, фильм сделан со скандинавской самобытностью. Музыка прекрасна. Отличная находка для всех ценителей чёрного, криминального, серьёзного жанра.
Великолепный, заснеженный и медитативный, норвежский вестерн, нордстерн, если быть точнее. Неторопливо рассказанная история, старая как мир (отец мстит за сына), но холодная свежесть слышится в этом повествовании, троекратно повторённом (в финале за своих сыновей мстят аж три отца). В главной роли Стеллан Скарсгард, актёр, который никогда не подводил, немногословный, исполненный спокойствия и обречённости, словно бы созданный для этих ледяных пейзажей. Мафиозный антагонист его, что характерно, злодей-хипстер, весьма достоверный, с хвостиком и стаканчиком смузи, призванный, так сказать, оттенить подлинность этого вышедшего на снежный путь шатуна. Зарисовки фактически нетронутой природы искусно чередуются с зарисовками цивилизации. Ирония эпохи, когда человек не только ослаб как особь, но и приспокоился внутренне, приобщился к благам цивилизации, всласть покушал и покакал — а ярость его по-прежнему не хочет умирать. Передано это чертовски достоверно и безо всяких лишних нравоучений. Истинное украшение фильма — в те годы живой ещё Бруно Ганц, актёр Херцога, сыгравший главу сербской мафии. В шапке-пирожок старик воистину неотразим, калёный и свирепый зверь с опасной олдскульной харизмой, которой так не хватает его коллегам из современного мира. Ах да, у главного героя обрез с оптическим прицелом. Никакого сюжета не излагаю, чтобы вы меня не прокляли, просто советую посмотреть. Свежо и сильно.
Кинематограф скандинавских стран уникален и неповторим. Он предлагает зрителю не только специфические работы Ларса фон Триера и Николаса Виндинга Рефна, но и вполне себе жанровые картины. Только скандинавы, существуя в четких жанровых ограничениях, умудряются повернуть правила на 360 градусов (не обходя стороной свой национальный колорит) и тем самым при наличии вроде бы вполне обыденного сюжета произвести на свет что-то запоминающиеся. «Дурацкое дело нехитрое» норвежца Ганса Питтера Моланда как раз такой случай. Нилс Дикмен живёт тихой и размеренной жизнью, каждый день работая на плужном снегоочистителе (за что получает районный титул «человека года»). Но в один ничем непримечательный день бандиты убивают его сына, служителя местного аэропорта. В Нилсе просыпается кардинально новая сущность, и он, движимый чувством мести, пытается найти и наказать виновников смерти своего сына. Нилс становится зачинщиком пролития литров крови в небольшом норвежском городе, окруженном грандиозными заснеженными пейзажами. Если читать синопсис фильма, то в голову сразу приходит отечественный «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Сюжет, написанный Кимом Фупцем Окесоном, не новый (можно даже сказать в чем-то банальный), но и не в этом его сила. Скандинавы, со свойственным им черным юмором, любую сцену с кровавым убийством превращают в комедийный фарс. Иногда лента взаправду кажется холодной и жестокой, ведь некоторые сцены сделаны по всем законам настоящего триллера (вдохновленного творчеством братьев Коэн), но история очень гибко переходит из одного состояния в другое. Жестокие бандиты, которых своими действиями потряс Нилс (они не знают, кто убивает их людей, и поэтому пытаясь найти виновника начинают войну с местной бандой сербов или албанцев), после кровавых разборок играют в снежки, или преследуя сына главаря враждующей банды напевают какую-то попсовую мелодию, доносящуюся из радиоприемника. В разговорах друг с другом они никак не могут не перевести с английского фамилию главного героя («Дикмен» - «человек-член»). Антагонист так и вообще иногда приобретает вовсе анекдотичный вид, особенно когда произносит монологи о важности здорового питания для своего сына. Самым не смешным и серьёзным в фильме вышел как раз главный герой. Ему уж точно не до шуток. Можно лишь поразиться его быстрому превращению из тихого водителя снегоуборочной машины в хладнокровную убийцу. Но в этом, я думаю, и заключается вся суть фильма: человек, движимый чувством кровной мести (будь он даже самый тихий и рядовой член общества) готов пойти до конца. «Дурацкое дело нехитрое» не открытие новых жанровых горизонтов, но это вполне себе качественный скандинавский фильм, который можно порекомендовать всем любителям бандитских боевиков с элементами черной комедии. 8 из 10
Однажды в студеную зимнюю пору, крепко сложенный и всеми уважаемый житель одного крохотного норвежского поселка у живописного водопада Нильс Дикман, плодотворно трудящийся на ниве уборки снега, узнал трагическую новость, разделившую его жизнь на «до» и «после». Его сын, порождение его чресел, ушел в мир иной от передозировки наркотиками. Дуболомно-прямолинейный в своей искренности герой встает на тропу безжалостной мести сербской наркомафии, даже не предполагая, какие ужасающие последствия будут ждать не только его, но и всех окружающих. Фильм-участник конкурсной программы прошлогоднего Берлинского кинофестиваля, «Полный идиот» 2014 года, также известный как «В порядке исчезновения» и «Дурацкое дело нехитрое» является седьмой по счету крупной полнометражной работой известного норвежского режиссера и сценариста Ганса Петтер Моланда, четыре года назад завоевавшего Золотого Медведя за свою грустно-ироническую и меланхолическую криминальную драму «Довольно добрый человек», и по сути своей новая лента режиссера тематически и идеологически сильно переплетается своей тканью с той приснопамятной зарисовкой 2010 года из жизни глубоко несчастного и неудачливого гангстера. Не в меньшей, а, может, даже в большей степени, чем Ульрик, довольно добрым человеком по жизни является герой картины «В порядке исчезновения» водитель снегоочистительной машины Нильс, живущий исключительно ради собственного нерадивого дитяти, и явно неслучайно, что этих равных между собой по психотипу, собственной моральной целостности и крутости характера героев Моланд доверил многоликому Стеллану Скарсгарду, объединив тонкой нитью семантики фильмы, формально не относящиеся к категории дилогий, но фактически уже таковой являющиеся. Первоначально линейный сюжет с множеством постмодернистских поддакиваний и Гаю Ричи, и Тарантино и иже с ним Рефну с Балабановым кажется не более чем приманкой для зрителей, как и жанровость фильма, поскольку «В порядке исчезновения» едва ли классический рэвендж-фильм, хотя он и украшен эксплуатационной перчинкой, это отнюдь и не гангстерская комедия или криминальная драма. Очистившись от шелухи жанровой принадлежности, фильм Ганса Петтера Моланда является чистым кино, в котором первична идея и стиль повествования, играющий всеми оттенками нуара и пряной иронии. Но если в «Довольно добром человеке» доминирующей была тема истового человеческого желания преодолеть тяжесть обстоятельств, возвыситься над миром и уйти за пределы криминальной гопоты, которая как трясина стремится утянуть и утопить, то «Полный идиот» — картина обратного порядка, в которой обычный, среднестатистический человек, волей рокового случая и все тех же обстоятельств втягивается в криминальный водоворот, желая лишь одного в своей жизни — мести, право на которую он выстрадал и отвоевал. Его методы брутальны, в них нет изысканности, этакого эффектного танца на костях — Ник мстит даже не столько восточноевропейской мафии, сколь новым правилам жизни, которые идут вразрез и вразнос с его собственными — простыми, чуть наивными, местами даже аляповато-глуповатыми, но такими, что сохраняли в нем до роковой поры облик человечности. Ник — герой откровенно архаичный, старомодный, практически сошедший со страниц древних норвежских мифов и легенд, и бунт его это бунт старого против нагло навязываемого ему и всему остальному обществу(Моланд чрезвычайно успешно в своей ленте прибегает к взгляду микрокосма на макрокосм, обобщая до тотальной метафоричности место действия своей картины) нового, для которого пути развития давно завершились в тупике. А тупик этот означает всеобщую слепоту, немоту, глухоту, всеобщее равнодушие и клинический идиотизм, когда лишь Нильс видит очевидное, зримое в своей отталкивающей уродливости, а все остальные просто не хотят прозреть, ибо будет больно, плохо, мучительно. Нильс — идиот, но достоевского разлива; он чужой среди своих и плевать, что признан был «Гражданином года», но и не свой среди чужих, которых он истребляет с неистовым садистским удовольствием, превращая месть в самое вкусное из всех существующих искусств. Его месть априори праведна и правильна, хотя на своего персонажа режиссер смотрит без налета излишней трагичности, а скорее с иронией и даже гротеском, ибо по Моланду в современном мире нет героя нашего времени, а есть лишь невесомые тени, не заслуживающие на героизм. Нильс — из породы таких теней, призрак неумираемого и неубиваемого прошлого, которое еще живо на просторах Скандинавии. Однако тема мести в «Полном идиоте» является лишь первой и более всего проступающей на поверхности фильма, ибо с гораздо большим рвением Моланд подхватил актуальную для всего современного европейского кинопространства тему деструкции мультикультурализма, не забыв и про политические инвективы и резкие по тональности обличения, ибо центральный антагонист божественной волей сценаристов оказывается и пешкой в политической игре, удобным выразителем недоверия ко всем, кто чужд европейской демократии, ее ценностям и достижениям. Столкновение западноевропейских и восточноевропейских взглядов на жизнь в картине обретает черты рельефные, подчас прямые в своем символическом рисунке, когда отсчет жертв превращается в отсчет православных крестов, а финалом выбранного героем пути насилия и мести становится окончательное его расчеловечивание.
В последнее время новинки кинематографа меня особо не радуют, но тут посмотрел фильм уже прошедшего 2014 года и не считаю те два часа потерянными из жизни. Итак, о фильме 'Дурацкое дело нехитрое'. Конечно, это вольный перевод наших прокатчиков датского Kraftidioten, что дословно переводится как 'Ремесло идиотов', но это не так важно. Сюжет фильма прост как день и ночь, главный герой - мужчина за 50, который работает на большой снегоуборочной машине. У него есть жена и сын, которому лет 25-30. Сына этого убивают местные наркодилеры выставляя его смерть как передоз, жена верит, что сын мог колоться, а отец нет, она на него за это ещё и злиться. В общем, старый отец решил разобраться сам что же произошло. Весь фильм - это череда вполне правдоподобных убийств местных наркомафиози. Глава норвежской мафии импульсивен и не очень умён, провоцирует сербскую мафию на конфликт и в фильме уже мочат друг друга много людей. Но дело не в самих убийствах. Дело в том как это всё показано и представлено, это довольно интересный чёрный юмор с нордическим оттенком. Имена действующих лиц показывают только после их смерти подставляя католический крест для умерших католиков, православный для умерших сербов, звезду давида для евреев и так далее. В общем, всё достаточно цинично, но при этом и человечно. Фильм очень порадовал, хоть он и простой, не шёл в широком прокате и потрачено на него не 'много миллионов долларов'. Блокбастеры уходящего года не порадовали, от них были другие ожидания, а этот фильм, что называется, 'доставил'. Ценителям чёрного юмора и цинизма советую, а любителям лучезарного ванильного добра и любви во всех фильмах, конечно, смотреть не стоит.
Великолепное кино для меня, нверное, во многом благодаря Стеллану Скарсгарду. Скандинавская неповторимая атмосфера, благополучная, даже не смотря на криминал, интеллигентная Европа. Впервые в этом фильме я наконец увидел, как же могут выглядеть бандюки с неплохим вкусом. Скандинавский лаконичный стиль везде, даже дома у наркобарона. Пришельцы сербы, противопоставленные цивилизованным норвегам, блестяще демонстрируют разницу двух миров, они запросто могли бы оказаться в этом фильме русскими и ничего бы не изменилось, к сожалению. Есть небольшие претензии к 'сверхспособностям' простого немолодого работяги-водителя уборочной техники, но спишем это на тихий омут нордического характера. 9 из 10
Скромного водителя огромной снегоуборочной машины в деревушке на севере Норвегии только что выбрали человеком года. На следующий день его сына находят погибшим от передоза и всё, жизнь кончилась, депрессия, жена ушла. Только вскоре выяснилось что мальчик не был наркоманом, а просто имел друга-мудака, насолившего местной мафии. Ну и что делать человеку, которому нечего терять? Брать обрез и идти мстить конечно же. Очередная отличная драма от норвегов. Даже пожалуй драмеди, над фильмом особенно не поржёшь, но вкрапления чёрного юмора несомненно имеются (а закончили вообще фарсом и вот это они зря). Снято в лучших традициях скандинавов: снег, кровь и придурки. Примерно как в Лиллехаммере и экранизациях Ю Несбё, только тут юмора поменьше, а драмы побольше. Но так же стебутся на тему 'понаехавших' и местного криминалитета, который не выдерживает проверку на прочность от одинокого мстителя. Ну и Стеллан Скарсгард очешуительно хорош. 8 из 10
Каждый новый фильм Молланда как праздник, хотя я не живу в Норвегии, и потому лично оно меня не касается. С другой стороны, это наши соседи, а соседей надо знать, тем более что за последнее время норги сильно изменились. Давным давно они угоняли нас в рабство, потом мы подружились и стали проводить регулярные соревнования по литроболу, а теперь вот снова врозь. Ультралевые ценности, комфортная жизнь, высокий уровень жизни. Викинг раздобрел и стал европейцем-размазней, ему больше не по пути с варварами из Гардарики. Молланду не впервой исследовать политическую и общественную жизнь своего народа через черный юмор - в Товарище Петерсене поиздевался над образом борца с системой, в своей новелле из Folk flest bor i Kina подписал приговор старой гвардии и всей рабочей партии. Идиотское дело сперва кажется обычным фильмом о мести, но талисман режиссера Стеллян Скарсгаард любит Ганса за сценарии и умные темы, значит все не так просто. Иммигрант из неизвестной страны Нильс Дикман приехал в Норвегию за лучшей долей. Он водит снегоуборочный комбайн, получает грамоты от администрации и приглашение в аграрную партию ролевой моделью эталонного иммигранта. В этой стране приятно жить и растить детей, но именно жизнь сына и отбирают местные отморозки. Коренной норвежец остановился бы на похоронах и звонке в полицию, но в иммигранте еще таится сила, он идет мстить. В нынешних реалиях некогда самой мононациональной страны в Европе, где теперь живут шведский парень по имени Финн, наемный убийца японец из Копенгагена по кличке Китаец, а местные парни все имеют придурковатые западные прозвища, произрастает стихийный конфликт, от которого у полицейских, до того обленившихся при нулевой преступности, выворачивает желудок. Нынешний норвежец образца Молланда - слабак, отгородившийся пластиком и кирпичом своего уютного домика от родного снега, который за него чистит Нильс. В Графе, несмотря на статусное прозвище, не осталось ничего мужского - женоподобный слизняк, стреляющий в безоружных. Веган, утративший связь с природой, неспособный контролировать ничего из того, что досталось ему в наследство от отца. Даже время с единственным сыном ему выделяет бывшая жена -датчанка, смотрящая на него не иначе как с презрением, что подмечают даже не особо умные сербские бандиты: - а вот ты бы стал сына с женщиной делить? - стыдоба, это не мужик. Об этом писал и Варг Викернес в связи с террактами на острове Утойя. Северный варг стал сытым, довольным и превратился в пуделя. Жизнь в Норвегии перестала быть вызовом - холод побежден, голода нет, безработицы нет, нет вообще никакого конфликта. В результате 100 человек не смогли сдержать одного Брейвика и умирали без сопротивления, ведь они с детства не приучены постоять за себя и вообще выживать. Немудрено, что Нильс в итоге косит 'бандитов' одного за другим, он ведь еще не стал таким, он все еще мужчина. Позже в дело вступают те самые сербы с их Папой, и получается уже треугольник сил, где сербы (не исключаю такой параллели) выступают в роли русских - православных варваров, честных соседей, но готовых рвать глотки при атаке на своих людей и территорию. Конец фильма, напоминающий мем про Поросенка Петра, ставит неутешительный диагноз для нации - надо наверное и что-то менять? Взгляд этот не новый, но при нынешней толерантной позиции партии власти почти запретный, что кстати делает его еще привлекательнее для режиссера и зрителя. Вести с полей (форумов) доносят: все больше норвежцев проникаются идеей возвращения к истокам, недаром Брейвик за свой мессадж вместо веревки получил пятизвездочный отель со всеми удобствами. Если же не считывать подтекст и просто следовать сюжету, перед нами классическая для северной Европы черная комедия с лирическими и драматическими нотками. Каждый кадр просчитан до деталей, а пейзажи неимоверны красивы. 7.5 из 10