Голубоглазого американского солдата, очень доброго и очень молодого, атакует целая армия неприятелей: сначала призрачные вьетконговцы, потом коварное американское правительство и наконец его собственные демоны; а где-то в зазорах между всем этим успевает повиснуть зритель, выбирающий между тремя мирами. Тим Роббинс выглядит просто офигительно в этом фильме, он не выглядит никак; статистическое лицо, статистическая походка, пара повседневных джинс; eго герой - заложник Лайновского Нью-Йорка - бесподобный, потому что настоящий; он живет с девушкой, на которую ему плевать; у него нет желания строить карьеру, на которую ему плевать. Зато у чувака есть куча хлама: старая квартира, старый телевизор, шкатулка с фотографиями, телефон и форма почтальона - ноль, в который его превратила война во Вьетнаме и личная потеря, вот что он такое. И вот этот ноль начинает наращивать цифру. А все почему? У каждого свои смыслы. Потому что пришло время? Потому что Джейк взрослеет? Потому что он умер? Потому что кто-то ставит на нем эксперименты? Потому что он сходит с ума? Потому что у него высокая температура? Потому что это чистилище? Почему? Какой бы ни был ответ, на фоне повседневности и телесности, свойственной Лайну, кошмар реальных вещей кажется страшнее, чем любые демоны в метро - без них фильм ужасов был бы, конечно, не фильмом ужасов, да? Демоны, как бы круто они не были прописаны, для самого Лайна - аллегорическая фигня. Гораздо страшнее жить без любимых. Только они и могут нас спасти от нас самих, от бессмысленности окружающих предметов, от бестолковости жизни. Джейк Тима Роббинса проходит дли-и-инный путь к самому себе. Об этом вся картина. Герою нужно одолеть парочку сущностей, решить проблему неустроенности быта и развязаться со всем этим дерьмом, которое его держит на крепкой привязи. Но при всей простоте сюжета, а, может, как раз за счет такой простоты, Лайновские 'пугалки' внушает ужас, разве что сравнимый с девятью всадниками из Властелина Колец и Шестью демонами Эмили Роуз. Да и то во второй раз смотреть названные шедевры уже не так страшно. Лестницу Якова я видела не один раз и каждый раз мне было одинаково жутко! Потому что дело не в чудиках из метро (хотя, признаюсь, мне очень нравится атмосфера фильма ужасов, сделанного в 90-ые. У Лайна ужас скрывается в правильных местах и его не бывает очень много. Это дозированный ужас, о котором ты всегда подозревал. Твоя подружка - злостная тварь, а тетка со странным румынским лицом в метро - исчадие ада). Слезы наворачиваются сами собой, потому что ночной кошмар вдруг оказался гораздо добрее нашей с вами реальности. В конце хочется, скорее, плакать, чем испуганно шарахаться метрополитена. Опупительно. Незабываемо. Круто. Не помню, чтобы такие эмоции испытывала после просмотра ужастиков. Этот фильм еще не нашел себе равных, хотя уже 25 лет прошло с момента съемок. Ничего, что сейчас о нем забыли. С шедеврами так всегда.
Лестница Иакова. 1990. Экхарт тоже видел картины ада. И знаешь, что он сказал? Единственное, чему суждено гореть в аду, это та часть твоей души, которая и держит тебя на грешной земле. Твои воспоминания, привязанности. Именно они сгорают первыми. Но это не наказание. Это освобождение души. Расслабься. Сколько же раз я натыкался на упоминания этого фильма в различных кинообзорах, играх и постах, и как долго я шел к моменту, когда, наконец, решился приступить к его просмотру. Что может быть более устрашающим, чем страх перед неизвестностью, ожидающей нас после смерти? Лишь непонимание человека, жив он на самом деле или уже мертв. Перед просмотром, я увидел поджанр фильма – ужасы. И это действительно так, но ужас не принимает форму, знакомую нам из типичных ужастиках с вымышленными монстрами и призраками. Скорее, весь ужас кроется в самом человеке. Это напоминает фильмы Балабанова, Ларса Фон Триера и других режиссеров, способных потрясти человеческое восприятие, иллюстрируя истории безумия, которое может разразиться в любом месте, в любое время, с каждым из нас. Лестница Иакова — это глубокомысленное произведение, затрагивающее вечные философские вопросы жизни и смерти, тщательно замаскированные под повествование о ветеране Вьетнамского конфликта. Ад, развертывающийся в нем, не что иное, как философские размышления и иллюзии, созданные в пределах собственного разума. Сам ад, в этом контексте, представляет собой бесконечное возвращение к уже пережитому, замкнутый цикл, вращающийся как колесо, переплетая в себе цепь фрагментов тяжелых воспоминаний с краткими моментами облегчения. Этот непрерывный круговорот создает атмосферу мучительного повторения, в котором каждый оборот пробуждает новый вал страха. Наконец, слагаются образы, составляющие мозаичный пейзаж страданий и воспоминаний, которые преследуют героя, как призраки, не давая ему покоя. Отсылки к Библии, включая имя главного героя, не случайны. Они служат важными символами, обогащающими сюжет. Эти мотивы раскрываются как метафоры, отражающие внутренний борьбу и поиск смысла в жизни, а также сталкиваться с мистическими темами, привнося в фильм дополнительный слой значений. Конечно же особенно приятно было увидеть в главной роли Тима Роббинса (Побег из Шоушенка) и Маколея Калкина. Кино задает больше вопросов, чем предоставляет ответов, поэтому правильно понять его от начала до конца невозможно. Именно в этом заключается великая сила искусства, способная вызывать размышления и развивать воображение человека.
Возможно, не стоило прерываться при просмотре, а проглотить вчера фильм одним большим куском, и он бы понравился мне больше. Сама идея лестницы, по которой идет герой на протяжении фильма, стержень картины - автоматически обеспечивал ей минимум 5 баллов, ибо просто, мило и в определенной степени интригующе. Дальше - путаница в собственном сознании, вызванная определенными потрясениями, в случае успешного исполнения - это +2 балла в моем личном рейтинге, потому что я очень люблю, когда у героев рвет чердак. Еще 1 балл можно добавить за актерскую игру и действительно жутких монстров. Вот такой я необъективный судья. Без спойлеров очень трудно говорить именно об этом фильме. Дикое желание спорить с автором, которому на меня глубоко наплевать. Скелет у этого фильма очень прочный, хороший и красивый, но то, что на него натянуто, могло быть куда интересней. Может, я зажрался. Катарсиса после просмотра не испытал, легкости не ощутил. Не исключено, что в этом повинен Маколей Калкин, которого я очень боюсь с детства. 8 из 10 И Вьетнам этот... можно было бы без него и не менее зубодробительно.
Войну во Вьетнаме можно смело назвать одним из самых заметных событий в американской истории, последствия которого до сих пор отражаются во внешней политике американского правительства. Более того, оказываясь источником вдохновения для создания приличного количества различных фильмов на данную тему. Будто 'вьетнамская трилогия' Оливера Стоуна, оскароносный 'Охотник на оленей' или де другие заметные картины. Свой след в истории оставил и данный фильм режиссера Эдриана Лайна. Незаслуженно непринятый на момент своего выхода, но годами позже получивший заслуженную славу безусловного шедевра своего жанра и снискав немалую армию поклонников. Набив себе руку на создании рекламных роликов, Эдриан Лайн уже давно выделился не только удивительной способностью ставить великолепным образом кадр, но и наполнять его неким смыслом и полнотой. Что особенно сильно ощущается именно в данной картине режиссера, а не в 'Роковом влечении' и '9 1/2 неделях', которые сделали режиссера невероятно популярным. Отсюда и не удивительно, что однозначно определить данный фильм к одному из существующих жанров оказывается сложно. Так как в картине есть место одновременно для триллера, фильма ужасов, детективка и даже драмы. Но при этом оказываясь куда более глубоким, сложным и философски выдержанным проектом, нежели какой либо рядовой ужастик. Глупо оспаривать факт того, какие ужасные последствия оказала абсолютно бессмысленная война во Вьетнаме и насколько сильно эта война погубила целое поколение молодых американцев. Сломив их физически, духовно и сделав жертвами кошмарных воспоминаний. Но в данном случае это является лишь ширмой и отвлекающим маневром режиссера. Когда развивая на протяжении всей ленты очень лихо закрученную историю о правительственном заговоре, на деле фильм оказывается куда глубже и драматически сильнее, чем могло показаться в самом начале. Сам же фильм безусловно подкупает абсолютно филигранно выполненной режиссурой. Когда на протяжении всей ленты испытываешь атмосферу полной саспенса, напряжения, тревоги и даже ужаса. Не только из-за эффектной визуализации и всей жести демонстрируемой на экране, но и самой атмосферой картины, в которой Лайн буквально заглядывает в потаенные углы человеческого сознания и разума. Абсолютно фиерическую игру демонстрирует на протяжении всей ленты Тим Роббинс, наблюдая за которым до последнего остается неизвестным, что же из происходящего на экране является кошмаром, а что реальностью. Роббинс настолько великолепно вжился в свой образ и стёр грани между реальностью и безумием, что его игра поражает и явно претендует на звание лучшей работы Роббинса после 'Побега из Шоушенка'. Куда более вторичны, но не менее достойны в своей игре Элизабет Пенья, Дэнни Айелло и многие другие. В том числе и в абсолютно неожиданном для себя амплуа Маколей Калкин. Пусть и его в картине ничтожно мало. 9 из 10 Лестница Иакова - это безусловно один из сильнейших фильмов, что мне когда либо доводилось видеть. Напряженный триллер, шокирующий фильм ужасов, остросюжетный детектив и глубокая религиозно-философская драма одновременно. Смотреть и пересматривать однозначно.
То, что находится за гранью жизни не дано понять, наверное, никому. Данте Алигьери описывал свои путешествия через 9 кругов в загробной жизни как своего рода подготовку к тому, что ждет нас там, наверху. Пройдя через все испытания, муки совести и собственного познания его душа очищалась от злых умыслов, и оставляла бренное тело. Все потаенные страхи и чувства таяли, и в конце, найдя свою возлюбленную, он поднимался на колеснице на небеса. Каждый по своему представляет то, что происходит после смерти человека и в тот самый момент, когда душа начинает метаться между двумя мирами. Но одно остается всегда постоянным. Это - путешествие. Путешествие в глубины своего разума, где каждое действие вызывает определенные изменения в твоей сущности (ну как та бабочка, на другом конце земного шара). Проходя по этой тропе, Иаков Сингер сталкивается с мучительными образами, опускаясь все глубже, как будто проходя через все круги ада. Также как и у Данте был проводник поэт Вергилий, также у Иакова есть подруга Джеззи. Они оба лишь сопровождают главных героев, практически не вмешиваясь в происходящее. Они помогают понять, что же на самом деле ждет на последнем кругу, тот свет в конце тоннеля, не дающий зачахнуть и забыться, оставшись навсегда в темном лабиринте из чувств и эмоций. Мрачные тени, отголоски прошлого находят здесь свой дом, затаившись глубоко внутри, уничтожая все, что когда-то было дорого. Все ужасы и видения, которые преследуют Иакова, помогают ему увидеть правду, какой жестокой бы она не была. То, что он пытается забыть уже многие годы, виня в произошедшем себя. Именно это является его Беатриче, тем лучиком, за который цепляется главный герой. Эти воспоминания, поначалу трактуемые им как нечто плохое, от чего Иаков пытается убежать, избавиться, в конце становятся для него тем единственным счастьем, ради которого стоит продолжать бороться, ради которого он жил все это время. Как и у Данте связанные с любимым, но давно ушедшим человеком. И в конце, пройдя через испытания, все чувства и мысли Иакова начинают растворяться в одном единственном, чувстве любви. Именно оно все это время не давало ему забыться, оно толкало Иакова вперед, как бы оберегая его и уничтожая боль, ненависть, злобу, отрешение, заканчивая его путь где-то там наверху, с теми, к кому он по настоящему привязан и любит. Картина «Лестница Иакова» наполнена невидимыми с первого взгляда параллелями с человеческой жизнью и историей, тесно переплетенных в сюжете повествования. Будь то война во Вьетнаме откуда не вернулись тысячи американских солдат, вековая битва добра со злом, воспоминания о близких, которые уходят, превращая жизнь в пустоту, когда память о любимых испепеляет изнутри, оставляя лишь гнев и одиночество. Эта картина является, на мой взгляд, той отправной точкой, откуда начали свое развитие все мистические картины «за гранью». Фильм Эдриана Лайна стал основой для культовой уже японской вселенной Silent Hill, а его отголоски можно увидеть практически в любой мистике. Для меня «Лестница Иакова» связана с книгой Стивена Кинга «История Лизи». Оба этих произведения наполнены теплотой любимого человека и всепоглощающим чувством одиночества. Картина, которая очень сильно повлияла на мое мировоззрение.
Посмотрел фильм во многом потому что большой фанат серии игр «Сайлент Хилл». «Сайлент Хилл»- это просто лучшее что произошло с жанром психологического ужаса за последние два десятилетия и, конечно же, имея такое мнение я не мог пропустить фильм, вдохновивший японскую студию Konami на одну из самых знаменитых игр-франшиз в истории. В общем, фанату игр про туманный город сложно будет не заметить сходства: начальная сцена в метро и ближе к концу в госпитале идентичны играм не только по духу, но и по исполнению…. Однако, к сожалению, на этом сходства заканчиваются. Весь фильм мы наблюдаем за довольно нудными метаниями главного героя между сном и реальностью. Пара интересных сцен вроде галлюцинаций в метро, в больнице и на вечеринке, пара запутанных поворотов событий а-ля «пробуждение в разных жизнях без всякого понятия какая именно из них являются сном, а какая настоящей реальностью» (идея которая отлично была перевоплощена позже в первой игре Сайлент Хилл) и огромное количество нудной предыстории и не очень интересного детектива где герой пытается выяснить правду. Нам обещали сложное, психологическое кино в стиле сюр. Психологическое? – Может быть. Сложное?- Черта с два. Сюрреалистичное?- От двух часов хронометража от силы минут пятнадцать. В общем-то, нас обманули. Может в девяностые фильм и вправду выглядел свежо и оригинально, но с тех пор вышло столько фильмов подобного жанра, что «Лестница Иакова» скорее выглядит старым тарантасом, нежели эффектным Кадиллаком, благородно постаревшим, превратившимся в классику. Преимущества: 1. Концепция: радует, когда фильмы ужасов снимают, чтоб не только попугать. В данном случае, у режиссера есть свое точное видение, идея, концепция, которой он придерживается на протяжении всего кино. Иными словами, Лайн знает что снимает. Я люблю, когда жанр используют как орудие, чтобы донести до аудитории свою мысль. Когда идею меняют под жанр, а не наоборот, это уже не режиссерское кино, а коммерция. В общем-то, цель Лайна было вовсе не развлечь зрителя, а продвинуть идею, снять свое кино в жанре хоррора. Режиссер придумал свою историю, не зависимую от ожиданий зрителя, и эта честность и авторство не может, как минимум, не внушить уважение. 2. Режиссура: Сцены в метро и в больнице отсняты изумительно. Отличная игра светом, интересные ракурсы: камера показывала ровно столько сколько нужно, чтобы испугаться, но не достаточно, чтобы сохранился эффект недосказанности и сюрреализма. Режиссура качественна даже по сегодняшним меркам, и визуальная составляющая фильма, вне сомнений, на твердую десятку. В общем, если съемки хоррора это искусство, то Девид Лайнс в нем весьма преуспел. Странный случай: режиссер понравился, а фильм нет. 3. Игра актеров: Лестницу в фильме мы так и не увидели, зато Иакова много и он тут прекрасен. Молодой Тим Роббинс справился с ролью изумительно, сыграв доброго, слегка стеснительного, обычного парня, оказавшегося в весьма необычной ситуации. Здесь сыграл эффект Мии Фароу из «Ребенка Розмари». Среднестатистический искренний герой с добрым сердцем, оказавшийся в поистине ужасающей ситуации, заставляет сопереживать и смотреть фильм до конца в ожидании, что будет дальше. Как Мия Фароу в «Ребенке Розмари» и Рада Митчел в «Сайлент Хилле», Тим Роббинс - это сердце «Лестницы Иакова». Плохой актер может разрушить хоррор, а хороший вдохнет в него жизнь. Роббинсу, с его удивительно живой мимикой и способностью правдоподобно сыграть страх, счастье и грусть (а иногда и все в одной сцене), несомненно удалось второе. Другие актеры как-то забываются, отходят на второй план, но одного Роббинса уже достаточно. Недостатки: 1. Сценарий: кто-то сказал, он хорош. На самом же деле если идея фильма несомненно прекрасна, то исполнение оставляет желать лучшего. 15 минут крутого авангардного хоррора на 105 минут нудных метаний главного героя, разбавленные периодическим пересказом его предыстории (о войне и прошлой семье), вовсе не устрашают, а в большинстве случаев убаюкивают. Очень жаль, что обещанного галлюциногенного ужаса было совсем ничего. Безглазого чудища с постера не надейтесь увидеть более чем на долю секунды. И в этом то все разочарование фильма: все самое впечатляющее в принципе уместилось в трехминутном трейлере. Фильм по сценарию получился чем-то между «Островом Проклятых» Скорсезе и «1408» с Джоном Кьюсаком. Несомненно, то с чем сравнили получилось в разы лучше того что сравнивают. 2. Недоработанная идея: В принципе, что за лестница и откуда она берется становится вполне понятно к концу фильма (сцена где герой поднимается по лестнице с Макколей Калкином). Только вот жаль, что в итоге не удалось придумать ничего сложнее. Тема Рая и Ада в фильме присутствует. Иаков, его внутренний мир и страхи раскрыты. Но при всем при этом чувствуется какая-то недоработанность: после просмотра душа требует большей осмысленности. В принципе, возможно это и не чувствовалось бы, если сценарий был бы хороший- но он скучный. Поэтому и в противовес напрашивается более сильная идея, так и в плане оригинальности так и в морали. Фильм слегка разочаровывает и здесь. В общем, сам фильм снят о страхах: взлет или падение, демон или ангел, спуск в ад или восхождение. Между всеми этими контрастирующими понятиями стоит тонкая грань, и грань эта на самом деле - мы. Наши страхи заставляют демонов просачиваться из стен, но внутреннее спокойство и смирение могут трансформировать этих же демонов в ангелов. По сути, сам фильм своего рода про то, как бороться с демонами или про то, что этих демонов в действительности нет. Страх нерационален. Возможно, Лайн хотел рассказать свой опыт, свою историю- что, я уверен, он и сделал. Вот только дотянуть бы слегка исполнение…. Итог: Долгожданного Сайлент Хилла здесь мало. Фильм скучноват, пара по-настоящему стоящих сцен не спасают. Посмотрел бы в девяностые, наверное, восхитился бы. Но за двадцать лет уже поснимали лучше- фильм постарел и не очень изящно. Посмотреть можно, в конце концов, мое мнение в меньшинстве и восторженных отзывов много. Но лично для меня - фильм далек от шедевра. Можно и не смотреть. 5 из 10
Индивидуальная (ужасающая) ступень На первой ступени Лестница Иакова раскрывает индивидуальные страдания человека: паранойя, галлюцинации и кошмары преследуют главного персонажа фильма Джейкоба (английский вариант библейского имени Иаков). Являясь ветераном войны во Вьетнаме, он страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) сопровождаемого обрывочными воспоминаниями из прошлого, кошмарами и приступами тревоги. Таким образом, события жизни Джейкоба, а вместе с тем и события фильма, можно условно поделить на три части: (1) воспоминания ужасов вьетнамской войны, (2) жизнь после возвращения в Америку и ухода из семьи, (3) видения и кошмары. Естественно было бы предположить, что эти части связаны между собою хронологическим и причинно-следственным порядком: (1)Д-(2)Д-(3)И, где Д - действительные события, И - иллюзорные. Но перипетии повествования допускают и другие трактовки. Например, Джейкоб может оказаться психически больным человеком, который выдумал все события своего прошлого, и тогда схема кардинально переворачивается: (3)Д-(2)И-(1)И. Также она может принимать и другие варианты: (1)Д-(2)И-(3)И, (1)И-(2)Д-(3)И, (1)И-(2)Д-(3)Д. В этой тотальной неопределённости реального и состоит главное достоинство лестницы для зрителя и ужас для самого Иакова. В ходе раскрытия сюжета можно по-разному реконструировать события фильма, благо режиссёр постоянно подбрасывает зрителю всё новые варианты интерпретации. Итак, первая ступень лестницы – это полная дезориентация во времени и пространстве, диссоциативный разрыв психики, ужасающая потерянность индивидуальности. Социальная (драматическая) ступень Восходя на вторую ступень, мы видим городские трущобы Нью-Йорка, заброшенные станции метро, ветхие больницы, унылые многоэтажки. Неудивительно, что на фоне такого депрессивного городского пейзажа возникают ужасающие видения. Как говорит персонаж фильма: «это алкаши, бомжи, отбросы». На этой ступени очевидна метафора социальной неустроенности Нью-Йорка того времени как демонической патогенной среды. Город источает миазмы, отравляющие и без того некрепкое после войны психическое здоровье ветеранов. Один из бывших сослуживцев Джейкоба говорит о том, что ощущает происходящие в его жизни события как спуск в ад. Очевидно, что участие в военных действиях во Вьетнаме является началом этого нисхождения. Невольная ссылка в ад для тех, кто должен повиноваться воинскому призыву. Но и те, кто пошёл добровольцем, вряд ли готовы были встретиться с такими ужасами войны как необходимость проявлять чрезмерную жестокость, возможно даже убивать мирных жителей. Таким образом, государство решает свои политические и экономические интересы за счёт массовой ссылки военнослужащих в геенну огненную. И тут нельзя не отметить ещё один важный социальный подтекст фильма – констатацию карательной и репрессивной функции государства, представленного в лице таких институтов как армия и психиатрическая система. Армия сначала отправляет солдат в мясорубку, затем не может обеспечить им достойную жизнь после демобилизации, а если станут неугодны, то и вовсе может стереть из жизни. Что касается психбольницы, то картины реалий пациентов шокируют и вызывают отвращение. То, что проделывают с персонажем на больничной койке больше похоже на пытку, чем на лечение. На второй ступени лестницы государство посредством карательных институтов армии и психиатрии использует и подавляет граждан, перемалывает их в своих жерновах. Мистическая ступень Третья ступень Лестницы Иакова содержит аллюзии к библейским сюжетам. Согласно библейскому повествованию, Иаков спит и во сне видит лестницу соединяющую Землю и Небеса. Иаков вновь обретает в Египте своего младшего сына Иосифа, которого почитал за погибшего. Также из Библии мы знаем, что у него было несколько жён. Сара в этом контексте предстаёт как верная жена. А Изабель как библейская Иезавель являет собою забвение Бога и поклонение идолам. Помимо библейских имён создатели лестницы использовали отсылки к Майстеру Экхарту – средневековому философу-мистику, цитата из которого задаёт смысловое направление фильма. Мир Лестницы наполнен демоническими сущностями, символикой зла и греха. Но за внешней монструозностью бомжей в трущобах и грязных щупалец, овладевающих подругой на вечеринке прямо на глазах у Джейкоба, просвечивает и другое тайное содержание этого мира. Помимо демонов, присутствуют также и ангелы, отчаяние граничит с надеждой на воссоединение с близкими. Загадочным образом ужасное соответствует прекрасному. Итак, просмотр фильма становится парадоксальным нисхождением/восхождением по мистической Лестнице Иакова. 10 из 10
Фильм начинается в дельте реки Меконг, в 1971 году, во время Вьетнамской войны, с отрядом американских солдат вдруг происходит что-то невероятное: их трясет, рвет, они хватаются за головы, происходит какая-то страшная бойня, при этом мы не видим противника, и главный герой Джейкоб (Иаков) получает удар штыком в живот. Что это было - и есть главная загадка фильма. Отгадку мы узнаем незадолго до самого конца, после почти двух часов ожидания. И лично у меня разгадка вызвала некоторое разочарование: это оказалась самая простая из версий, которые Я придумал для себя. После ранения действие фильма переносится в мирный Нью-Йорк, где спустя N-ное количество лет живет внешне вполне здоровый Джейкоб. Однако его мучают какие-то странные видения: то ли люди, то ли демоны. Кроме этого, в его сознании часто всплывают воспоминания о двух других периодах его жизни: до Вьетнама с женой Сарой, и то, что произошло после тех странных Вьетнамских событий. Посмотренное приличное число фильмов со схожей тематикой позволяет предположить: то, что происходит сейчас, возможно, является лишь галлюцинацией, а, может быть, и нет. О недостатках. Нельзя сказать, что сюжет фильма слишком прост, но назвать его интересным я тоже не могу. События, происходящие в фильме: приступ высочайшей температуры, какая-то машина, преследующая героя Тима Роббинса, внезапное исчезновение психиатра – все это никуда не ведет, потому что ясности не прибавляет до финала. Настоящий триллер должен интриговать постоянно вплоть до финала, добавляя загадки и постепенно, пошагово открывая завесу над скрытым, склоняя мнение зрителя в ту или иную сторону. Здесь же довольно типовая ошибка сценария – постоянная попытка интриговать, ничего не открывая до финала. Другая отрицательная сторона – неровность тона повествования: вяловатый сюжет постоянно прерывается слишком уж истеричными галлюцинациями героя. Правда одно видение снято очень талантливо и повергает в шок: танец Джеззи в сознании Джейкоба превращается в сцену совокупления с каким-то монстром – и сексуально и страшно одновременно. Медицинские аспекты фильма, которым уделено слишком много внимания (непонятно зачем это нужно в триллере), выглядят, на мой профессиональный взгляд, комично и неправдоподобно. Взять, например, сцену с доктором-костоправом, который только руками, за один прием, излечивает пациента от множественных переломов( диагноз Джейкоба остается за кадром, но можно предположить его по гипсовым повязкам и аппаратам скелетного вытяжения). О достоинствах фильма. Композиция. Оригинальное построение фильма с постоянными отсылами в прошлое, причем никогда неизвестно на какое время (иногда на минуты, иногда на секунды) – то, что скрадывает не слишком динамичный для триллера сюжет. Игра актеров. В большинстве сцен ленты Роббинс держался очень неплохо, но в отдельных эпизодах, например, в военных, он выглядел просто смешно в отрицательном смысле этого слова. Было бы несправедливо не отметить, что режиссеру Эдриану Лайну, как и в «Роковом влечении» действительно хорошо удается показать межличностные отношения полов: в данном случае Джейкоба и его подружки Джезебел (Элизабет Пенья) наполненные естественным эротизмом. Самым лучшим местом в данной картине является финал, который всего за несколько минут проливает свет и на Вьетнамские события, и на современную жизнь Джейкоба. Однако даже такое интересное, многозначительное окончание не смогло полностью реабилитировать довольно слабоватый сюжет. Большинство критиков и зрителей возносят хвалы не сколько сюжетной линии фильма, сколько его затаенному смыслу. На мой взгляд, и с этих позиций фильм несколько простоват - подсказка содержится уже в названии. Далее в одном из разговоров с подругой Джеззи, когда герой упоминает имена сыновей, автор вновь отсылает нас к Библии. Эдриан Лэйн однозначно причисляет нашего героя к светлому началу, дав ему имя ветхозаветного пророка Иакова. А вот его подружка относится явно к темным силам, ведь израильская царица Иезавель (Джезебел) заставила евреев отвернуться от истинного лица их Бога. Не могу согласиться с однонаправлено отрицательным толкованием образа Джезебел, которая тянет Джейкоба «вниз по лестнице» к его животным страстям. Мысль, которую проводит Лэйн, понятна, но делает он это неубедительно. Напротив, отношения Джейкоба и его подружки выглядят очень гармоничными: она относится к нему с теплотой и заботой, не раз спасает его, и, уходя, не раз возвращается. Кроме того, сложно сравнивать их с достаточно слабо прорисованными его отношениями с женой Сарой, судя по имени героини положительной. В общем, несмотря на массу достоинств, не могу поставить высокий балл, так как из-за сценарных недоработок мой интерес к финалу был почти сведен на нет. Вдобавок ко всему, желание автора разграничить «черных» и «белых» диссонировало с моим видением данных героев. Добавлю пол-балла за финал – итого: 7,5 из 10 P.S. Думаю, что вполне возможно, я не слишком справедлив к данному опусу, ведь Я даю лишь оценку своих ощущений впервые посмотренному сегодня фильму, которому 20 лет от роду. Он показался мне лишенным новизны, потому что он давно уже разобран на цитаты: в частности центральная часть чем-то напоминает 'Остров проклятых', а финал - 'Внутри моей памяти' или 'Lost', и это только то, что Я вспомнил не напрягаясь. Хотя данные сравнения относятся только к сюжетной части и никак не касаются аллегорий.
«Лестница Иакова еще один фильм, на который я тысячу раз натыкалась, но по каким-либо причинам посмотреть его не удавалось. Но все поправимо. Если честно, ожидала чего-то совсем другого и сознание, уже наслышанное об этом фильме, рисовало иную картинку… «Лестница…» замаскирована под военную драму, якобы повествующую о солдате прошедшем Вьетнам, которого по прошествии лет стал подводить рассудок. То ли ужасы войны сказались, то ли власти испытывали на солдатах некие психотропные препараты и проявились, наконец, побочные эффекты. Сознание Сингера мало по малу выкидывает странные, порой пугающие вещи и образы, которые к концу фильма нарастают, словно снежный ком. И будто этого всего недостаточно, сюда еще примешиваются воспоминания о погибшем сыне, что только причиняет боль несчастному Сингеру. Он уже не знает, где правда, где ложь, мир словно закручивается в какую-то ужасающую воронку, где вместо людей появляются монстры, и только один человек оказывается светлым пятном в этой свистопляске. Это сумасшествие? Безумие? Ад? «Лестница…» потрясающе умело нагнетает обстановку и создает ту самую, такую жуткую и в то же время страшно притягательную атмосферу. Ты вместе с Сингером метаешься от, казалось бы, реальности к безумным образам, которые перманентно вторгаются в эту реальность. Бомж с хвостом, целый поезд людей без лиц, совершенно ошеломляющая поездка по больнице… Они появляются и исчезают, и ты не знаешь, действительно ли это было, реальны ли они или это плод воспаленного мозга. Со временем спираль закручивается так круто, что уже сомневаешься в реальности мира вокруг тебя, неужели это просто сон? Или что это? Что к чему проясняется только в самой концовке, хотя уже по названию фильма можно догадаться или, хотя бы, построить предположение, куда выведет лестница… Я такой прозорливостью, к сожалению, не страдаю и концовка не то чтобы ошеломила, скорее встряхнула и тут же успокоила. Раздался несуществующий щелчок, и все стало на свои места. И стало понятно, что такое окончание этой безумной вереницы не столько необходимо, сколько правильно. Во мне сразу же вспыхнула симпатия к образам безумия, представленных в фильме, они показались чуть ли не родными… Ну кто ж знал, что «Лестницей…» вдохновлялись создатели моего горячо любимого «Сайлент Хилла», теперь и тут понятно откуда что растет. И после такого мне фильм может не понравится? Конечно, нет. Как я уже говорила этот фильм изумительно вкусно и жутко преподносит образы расстроенного сознания, те, что таятся в самой глубине, но это его не единственная заслуга. Это психопатическое зрелище сумело включить в себя не только темноту, но и свет, очень трогательный и нежный, и именно он не дает Сингеру кануть в бездну кошмаров. «Лестница Иакова» полностью оправдывает свое название, это многоуровневое кино, где каждая сцена как ступенька, а вот вверх мы поднимаемся, или же вниз спускаемся, нам предстоит узнать лишь в конце. 10 из 10 Все хорошо. Пойдем…
Темнота, наступившая в занавешенную комнату, окутала ее своими животными сумерками, приторно оттеняющими окружающее убранство и форму каждой вещицы, поселившейся в положенном для нее месте. Любая из них предстает призраком в этой ночи, ожившим по ее собственной воле. Вот такие атмосферные тона, создающие описанную обстановку, которая пришлась лучше всего для знакомства с этим фильмом, угнетали с самого начала. Что такое память? Комплекс воспоминаний, без которых жизнь человека теряет смысл? Какой смысл жить, если не запоминаешь, если все забыл, словно стерли всю музыку с iPod'а? Это уже другой плеер, даже попробовав восстановить его, вряд ли плейлист останется тем же. Память – это все, что ты есть. С главный героем картины Джейкобом Сингером, солдатом, некогда воевавшем во Вьетнаме, разум сыграл злую шутку. Он загоняет Джейкоба, словно зверя, в собственные глубины, и часть воспоминаний не желает просто так расставаться со своим хозяином. Одни обрывки, вырванные из неразгаданного паззла, реальность это или нет? Сам ад в этом плане – непрекращающееся повторение пройденного, замкнутый круг, который работает по принципу колеса, прокручивающемуся вереницей ужасов вперемежку с минутами спокойствия и, наконец, склеенных образов, воспоминаний, которые терзают героя. Пока Джейкоб проходит все круги ада, мы поднимаемся вместе с ним по лестнице его кошмара, где каждая ступенька дается с неимоверным трудом, каждый шаг вверх прибавляет груз, несравнимый с ношей человека. В этой ленте все настолько цельно, что сказать о каждом аргументе в отдельности – значит влепить пощечину его создателям. Актерская игра (в главной роли Тим Роббинс) операторская работа, звуковое оформление, все эти такие чужые туманные пейзажи словно другого мира, картины наступающего ада, создают общее настроение давящей медленно и методично агонии. Если кто-то захочет выключить фильм, не стерпев просмотр, этих людей можно понять, но разжеванный конец, пусть который можно уловить не с первого раза, окупит все сполна. Выйди эта лента в наше время, многие ее не поняли бы, приняв монотонный ужас за какую-то бутафорию, а жаль. Это кино не может похвастаться чем-то стремительным, не может изрядно напугать мерзостью. Вместо всего этого оно предлагает уникальный сюжет, по-другому действующую на нервы обстановку медлительности, и пугает слегка уловимой необъяснимой неприязнью. Дело даже не в демонах, которыми окружен главный герой, но и они сделаны с полным отторжением, а в неизвестности. Мощный философский подтекст вполне очевидно таится в этом фильме в общей идее, пронизанной идеями об Аде и Рае; библейский мотив скрыт даже в имени главгероя, а многие детали иронично изображены намеками - бывшая специальность Джейкоба, коей является философия, реклама трущебного Нью-Йорского метро, громогласно утверждающая всего лишь одно слово и уйма других мелочей, которые собираются в единое изображение альтернативной, неправильной реальности. Кровавый закат означает неизвестность того, что будет. Джейкоб слишком надолго задержался во мраке, и, встречая кровавый рассвет, он может быть уверен в конце своего затянувшегося кошмара. Игра Silent hill была вдохновлена именно этим фильмом. Произведение для настоящих эстетов жанров хоррор и мистика. Один из самых философских, идейно-страшных фильмов.
`Меня Господь от всякого уже спасал, И вот прислал билет, но мне не отыскать вокзал. Бреду в поту, в бреду моих похмельных снов, Пока не мертв, но умереть вполне готов`. `Звероформа`. `Лестница Иакова` - ни что иное, как высокосмысловое кинематографическое полотно о вечных философских вопросах жизни и смерти, замаскированное под историю отдельно взятого ветерана Вьетнамской войны, полную мистики, странностей, ужасов и драматизма. Взяв за основу библейский сюжет о Иакове, увидевшем во сне лестницу, связывающую землю и Небо, Эдриан Лайн переносит его в свой фильм, развивая тему восхождения к богу путем очищения души, переосмысления прожитой жизни и смирения перед смертью. Идеи, заложенные в фильме, воплощаются на экране в виде аллегорий, аллюзий и запутанных поворотов сюжета. Режиссер предлагает зрителю тяжелую головоломку, разрешить которую и до конца понять для себя смысл фильма можно лишь в самом конце, что позволяет утверждать, что кино это рассчитано на внимательного и интеллектуального зрителя. Более того, единой трактовки у такого фильма быть не может, и каждый по-своему волен осмыслить его суть. Именно из `Лестницы Иакова` во многом `растут ноги` `Сайлент Хилла` и, на мой взгляд, гениальной картины Марка Форстера `Останься`. Таким образом, кино для своего времени беспрецедентно. Режиссеру удается завлечь зрителя загадочной завязкой сюжета и под этим соусом рассказать ему некую притчу, подтолкнуть на путь переосмысления собственной жизни, пробудить в его голове определенные мысли и ассоциации, столкнуть лицом к лицу с потаенными страхами и фобиями. И все это выполнено с филигранным умением создать наэлектризованную атмосферу, полную психологизма, наделить повествование динамикой и нарастающим саспенсом. Фильм срежиссирован на высшем уровне. Музыкальное оформление, монтаж звука, операторская работа - все отработано настолько профессионально, что фильм не отпускает ни на секунду, каждый эпизод все больше и больше затягивает в лихорадочный, страшный в своей неопределенности мир Джейкоба Сингера, чья душа страдает и мечется в бурлящем океане страхов, мыслей и воспоминаний, в ирреальном пространстве между жизнью и смертью, между раем и адом. Когда, казалось бы, никто уже не может помочь главному герою, из тени выходит ключевой персонаж этой истории, тот, который `похож на ангела`. Только Луи способен навести Джейкоба на путь спасения. Костоправ, который лечит тело и, одновременно с этим, Ангел-Хранитель, который исцеляет душу. Лишь с последней сценой, когда Джейкоб наконец принимает смерть и обретает умиротворение, какая-то необъяснимая легкость и чувство облегчения появляется и в сердце зрителя. Актерская игра достойна наивысшей оценки. Тим Роббинс великолепно передает все эмоции, переживания и терзания главного героя. На мой взгляд, это одна из лучших его ролей. Актеры второго плана справляются ни чуть не хуже. Я очень люблю фильмы, которые нужно смотреть вдумчиво и проникновенно. Творения, подобные `Лестнице Иакова`, не могут оставить думающего человека равнодушным. Причем, несмотря на то, что фильм имеет явный религиозный подтекст, вовсе не обязательно быть глубоко верующим, чтобы получить от этого кино адекватную отдачу, поставить перед собой определенные вопросы, попытаться побороть свои страхи, поразмыслить о сущности бытия. P.S. `Лестница Иакова` на порядок страшнее любого рядового ужастика. Потому что страх перед смертью и неизвестностью гораздо сильнее, чем страх перед самыми реалистичными кинематографическими монстрами, чудовищами и привидениями. Потому что этот страх реален, так же реален, как и сама смерть, которая незримо существует не по ту сторону экрана, а здесь, рядом с каждым из нас. 10 из 10
Фильм этот давно был в очереди на просмотр, ну вот волею судеб очередь и подошла. Про фильм не знал вообще ничего (сознательно), кроме того что как-то там притянута тема Вьетнама (но это типично для 80-90, а фильм скорее из 80-х, а не из 90-х, потому что сценарий был из начала 80-х, о чем далее). По сюжету - чувствуется сильная литературная основа, и неудивительно: над сценарием работал один автор, писал его несколько лет, дополняя и расширяя и углубляя, и сценарий получил какие-то там награды, при том что не был реализован! Это я узнал после, но при просмотре это очень чувствовалось. История очень 'книжная', и это в данном случае - плюс; повествование четко переходит от одной сюжетной арки к другой, делится на подглавы и тому подобное. Сюжетно фильм содержит как бы три основные идеи; и вот одна из них мне показалась слабой в финале. (Тема религии) По сьемкам - снято очень здорово; шикарно показан грязный кишащий нездоровой жизнью нью-йорк 80-х; все его переулки, тупики, метро, мусор, бомжи. Пугающе-сюрреалистичные моменты показаны для своего времени новаторски, и сейчас, по прошествии десятилетий, видно что фильм в дальнейшем растащили на цитаты в кино и видеоиграх (за одно это фильм уже достоин места в пантеоне славы) Атмосфера некой странности передана на ура, но и фильм сам по себе - странный. Он с одной стороны как будто не определился, в чем его сюжетная основа; и это до самого конца непонятно. С другой стороны, это и очаровывает - ты как будто смотришь три разные истории в одной (заговор; религия и семья; путешествие в потусторонний мир). Если бы оставили открытым финал, мне кажется, было бы лучше. Мне не понравилось, что фильм в итоге 'определился' с основной идеей, и она оказалась на мой взгляд, банальна: ) Повторюсь, лучше бы оставили финал открытым. Хотя, в 90-е, наверное, смотрелось нормально и так (хотя критики так оказывается не считали. Актеры все хороши; подруга главного героя просто мега-секси. А еще есть Макалей Калкин! ('один дома'). Вот из-за Макалея Калкина поставлю 9 из 10
«Лестница Иакова» Эдриана Лэйна психотропный триллер, режущий кадрами, взятыми из больного воображения сатаниста, способен вызвать несколько противоречивые эмоции, но заставляя на это глядеть, с некой долей восхищения. Насколько же режиссёру получилось тонко выстроить верную конструкцию чтобы она сумела врезаться в мозг, не только мистическими вспышками, здесь затронуты более общественные, взрослые вопросы. Проблематика последствий, оставшихся в голове у ветеран Вьетнама, тот самый послевоенный синдром затронут на уровне «Цельнометаллической Оболочки» Кубрика (могу и ошибаться), режиссер не побоялся зацепить болезненную тему американского общества, изобличив главного виновника бед, солдат воевавших, не пойми за что. Кстати, из истории боевых действий во Вьетнаме, сохранились некоторые документы об использовании запрещённых веществ самим командованием ВС США. Также здесь уделено внимание прошлому главного персонажа, его переживаниям об умершем сыне и вообще его внутренним волнениям. Умело манипулируя на этом, режиссёр не спеша подводит к ошеломляющему финалу, способному зрителя внести в шок, и всё это делая довольно по тихому, в нужных местах подчёркивая, резкими появлениям демонов, весь ужас состояния главного героя, коего отлично исполнил Тим Роббинс. Одна интересная деталь куртка, носимая главным героем, в точь, в точь та же что одевал Роберт Де Ниро, снимаясь в «Таксисте», — но это так просто к сведению. Могу добавить с фильмом Скорсезе, тут же есть некая связь. Герой также выглядит потерянным и уставшим, но причина же, у него кроется в голове, на более глубоком уровне, в мозгу. Ужасающая, и вместе с этим печальная история о жизни одного человека, истерзанного войной, не должна оставить после финала, равнодушным зрителя. Если бы не было “Лестницы Иакова”, то и не было “Silent Hill”.
Ассоциировать Лестницу Иакова с Silent Hill - походу единственное, что добавляет Лестнице некий шарм, шарм уникальности и культовости. Разводить культ вокруг этого выматывающей психоделичнской жести, мне кажется, ни к чему. 'Что это было?' - я часто задаю себе этот вопрос после фильма, который оставил весьма дерьмовые ощущения и впечатления. На этот раз я себя спросил: 'Черт, что это был за нафиг?!' Целых два часа моей жизни принесли себя в жертву ради неоправдавшего высокой оценки от давно упавшего в моих глазах Кудрявцева и восторженного людского рода наркотического бреда, в котором можно уследть лишь один message: Вьетнам - это как Чернобыльская катастрофа или поход группы Дятлова - эксплотировать можно бесконечно. Прослужив во Вьетнаме и унеся оттуда целый букет впечатлений, Иаков пытается прижиться в обычном мире, где кроме безликих тварей; человеческих внутренностей, скользящих по кафелю; и летучих мышей больше ничего нет, что могло бы потревожить нашего ветерана Вьетнама. Сюжет Лестницы очень круто изувечен и растерзан тоннами невыносимой сюррелиастичной бредятины, сжигающей нервные клетки. Я чувствовал себя изнасилованным в затылок - за такие ощущения благодарить было бы идиотизмом. За огромным слоем тухлого мясистого маразма можно увидеть вполне адекватную сюжетную линию - паранойя, внутренние страхи; туманное прошлое, невыносимое настоящее и сомнительное будущее - это можно прочувствовать в Лестнице Иакова, но, как бы ты/я не старался, бреда слишком много, а финал просто сводит к минусовому значению весь тот адекват, который был в картине. Что это было? Ради чего все это было? Что нам показали? Ад? Чистилище? Последствия Вьетнамского синдрома? Или просто шизоидный бред с претензией на гениальность? Я привык рассматривать последний вариант. 3 из 10
'Лестница Джейкоба' - пожалуй необычное кино, снятое в нестандартном стиле и включающий в себя несколько жанров. Кино, оставляющий после себя отпечаток в душе и заставляющий о многом задуматься. Бывший солдат, вернувшийся из Вьетнама, Джейкоб Сингер начинает страдать страшными галлюцинациями, из-за чего он постепенно теряет связь с реальностью. Дело принимает другой оборот, когда герой узнаёт, что его сослуживцы тоже страдают подобными симптомами. Вроде бы простой, казалось бы, сюжет наполнен не простыми ходами. Когда мы смотрим фильм, мы, словно Джейкоб, перестаём понимать что к чему. Обрывки воспоминаний о памятном вечере во Вьетнаме, мёртвый сын, видения ужасных демонов, кошмарные галлюцинаций... Вроде бы герой возвращается домой, но тут же очухивается один и понимает, что это сон. Или это тоже сон? Что есть реальность, а что иллюзия? Желание знать что к чему притягивает зрителя вплоть до финальных титров. Страшных и пугающих моментов тут мало, тут скорее преобладает психологический мотив и напряжение, однако за некоторые сцены фильм стоит только хвалить. Чего стоит двухминутный саспенс в больнице или финал. Также примечательны запутанные сцены, диалоги, которые мало-помалу заблуждают нас к истинному смыслу фильма. Финал - своеобразный, неожиданный, снимающий все покровы, но заставляющий задуматься над многим. Что есть лестница? Спуск к первобытным инстинктам или путь на верх, к очищению души? У каждого из нас своя лестница, вопрос лишь в том, поднимемся мы или спустимся. Актёрская игра Тима Робинса поражает своей естественностью и талантом. Не каждый актёр сумеет передать все те ощущения, что мы испытываем, находясь в двух реальностях. Джейкобы переживаешь, сочувствуешь, болеешь за него, ведь на его месте может оказаться каждый из нас. 'Лестница Джейкоба' - не сколько триллер, сколько сюрреализм. Подобные картины заставляют нас думать о самом важном в жизни и стараться вести её как можно лучше. Это фильм-головоломка, но разгадав её можно понять многое и сделать для себя вывод: вы спуститесь или подниметесь? 8 из 10
Для тех людей, которые ещё не ознакомились с данным фильмом мне хотелось бы сказать, что не стоит всё-таки воспринимать его как очередные ужасы, ведь не смотря на довольно мрачную атмосферу(практически всё время действие происходит в грязных, обшарпанных декорациях), периодически появляющихся паранормальных существ и пару довольно кровавых моментов(особенно выделяется довольно неприятная сцена, когда главного героя везут на каталке по, скажем так, не совсем обычной больнице) всё-таки основная задача данного фильма- рассказать интересную и драматичную историю главного героя. Итак, Джейкоб Сингер, вернувшись с войны, начинает страдать весьма неприятными видениями и галлюцинациями. Подобная сюжетная канва позволяет автору регулярно тасовать места действия(галлюцинации, повседневная жизнь, воспоминания о войне), запутывая зрителя и заставляя его теряться в догадках насчёт происходящего. Балансируя между драмой и фильмом ужасов(а в определённый момент здесь даже завязывается чуть ли не политический триллер с заговорами правительства) 'Лестница Иакова' всё-таки склоняется в сторону первого. Это также подтверждается потрясающим финалом, который не только заставляет взглянуть на все события под новым углом, но и окончательно формирует заложенный в данный фильм смысл. Таким образом, я бы настоятельно порекомендовал данный фильм к просмотру. Он весьма интересен, драматичен и неглуп. Мне правда кажется, что большая часть паранормальных явлений не имеет под собой какого-нибудь посыла или отражения того, что происходило с Джейкобом на войне(за исключением бешено трясущих головой людей), но всё-таки триллер с лихо закрученным сюжетом, определённой идеей и выбивающим почву из под ног финалом, - это ведь тоже, мягко говоря, неплохо. 9 из 10
Превосходный триллер, несмотря на свой антикварный вид, режиссер Эдриан Лайн добросовестно потрудился над картиной «Лестница Иакова». Закрыв глаза на год выхода фильма, осмысленно понимаешь, что данная картина демонстрирует небывалую чистоту кадра и высокое качество всей съемочной группы. Непредсказуемая история и в целом хороший сценарий стали лишь малостью в успехе картины, именно в данном фильме еще одну чудесную роль подарил талантливый актер Тим Роббинс. И уже в эпилоге после просмотре, когда возводишь все эпизоды воедино, то понимаешь, что весь актерский состав без исключения играл хорошо. Подобного встречаешь не так уж часто, да и еще в таком жанре. Хотя относительно жанра можно еще поспорить, да, в картине немало эпизодов, которые как подобает триллеру, заставляют застыть вашу в жилах кровь, но ведь фильм оказался далеко не глупым, даже более – жизненным и философским одновременно. Фильм получился необычным во всех пониманиях, наталкивающий на разные мысли, которые изначально и не предполагались в вашей голове. Фильм «Лестница Иакова» я бы назвал умным кино, хотя и для развлечения оставить тоже можно, это такой блеск кинематографа, которого не хочется ставить наравне с посредственными и сырыми представителями жанра. Если у вас найдется возможность и желание выйти за пределы стандартов триллера и мистики, постарайтесь данную работу Эдриана Лайна не пропустить. 9 из 10
Натолкнулся на этот фильм, я совершенно случайно. Сперва, я не придал никакого значения названию фильма, даже не сразу решил его посмотреть. Но, обратив внимание на жанр (психологический триллер) и положительные отзывы, все же, решил его посмотреть, дабы понять, что именно Я думаю об этом фильме, и, как именно я его пойму, не взирая на все положительные о нем отзывы. Для меня свое собственное мнение превыше любой хвалы о чем-либо. И так... Фильм 'Лестница Иакова' оставляет после просмотра совершенно не однозначные, а порой даже противоречивые ощущения. С одной стороны, мы видим человека (главного героя), явно нуждающегося в психологической помощи, с другой же стороны, мы не можем отрицать, что, никто лучше, кроме как сам герой, себе и не поможет. Терзаемый собственными воспоминаниями из прошлого, с боевых действий во Вьетнаме, Иаков (в англ. варианте Джейкоб) пытается понять, что с ним происходит. Он, то и дело видит загадочные образы, мерещащихся демонов или монстров. По мере событий фильма, мы, вместе с главным героем, благодаря потрясающей игре Тима Роббинса, переживаем все моменты этой загадочной истории. Сюжетный круговорот событий, от абсолютно невнятных обрывков памяти героя, приводит нас к вполне разумным объяснениям, открывающим нам (и герою) глаза, на то, что же все таки с ним произошло в действительности. Что есть правда, а что вымысел. Что реально, а что вовсе нет... От себя хочу сказать, что, любой, кто любит фильмы со смыслом, касающиеся темы мистики, психологии, местами даже ужасов, обязательно должен посмотреть данное творение. Не даром ведь, фильм 'Лестница Иакова' стал вдохновителем создателей таких игр, как 'Sanitaruim' и 'Silent Hill'. 9 из 10 Посмотрев его, быть может и Вы, что-то пересмотрите в себе, или, получите ответы на какие-то вопросы. Но, помните, что, только добравшись до самых скрытных уголков собственного сознания, мы можем взглянуть правде в глаза.
Вопреки распространённому мнению о запутанности фильма и возможностях его разной трактовки - это всё чушь. Не усложняйте и не придавайте произведениям смысл, который вы хотели бы там видеть. Весь фильм - это история о умирании Джейкоба (Иакова). Нам показывают солдата, который весь фильм умирает, и в своем сознании он проходит через Ад, прощается с воспоминаниями, ему видятся демоны, он спускается всё глубже, на новые круги Ада, чтобы в конце очиститься от опыта своей жизни. Однако если именно так рассматривать данное произведение, то хочется сказать, что оно гениально. Гениально самим взглядом на смерть, что на самом деле ты не знаешь что умер, и не можешь понять, почему твой мир начинает рушиться и гнить. Пройти через боль и страх, ужасы своих воспоминаний, давние раны снова начинают кровоточить. Этот фильм даже перекликается с 'Тибетской Книгой Мёртвых' намного сильнее, чем напрасно расхваленный и глупый 'Вход в пустоту'. Нет никакой лишней эзотерики, каких то ненужных религиозных подтекстов. Зрячий да увидит, так же и тут, мало кто способен смириться со смертью, даже смотря этот фильм не всем удалось признать что это была смерть, всё, что было реально, это смерть. Этот фильм, настоящая ода смерти. Он гениален во всём, чего не коснись. Оператор работает на славу, очень красивая, атмосферная картинка. Все антуражи подобраны идеально, это прообраз Сайлент Хилла. Актёры живые, я им поверил, мне было жалко Джейкоба, я чувствовал его безысходность. Сюжет лучше не разглашать, я и так уже достаточно о нём рассказал выше. Глубокое размышление о смерти и о том, что будет после. Фильм на все времена. 10 из 10
Все знают телепередачу 'Что? Где? Когда?'? Так вот - к этому фильму она не имеет ни какого отношения. Почему я о ней вспомнил? Да просто по тому, что почти засыпая во время просмотра фильма - мне вспомнился вопрос из этой передачи 'Что нужно кролику, во время спячки?!'. Или это было не в этой передаче, и всё это последствия просмотра данного фильма. А может этот фильм планировался для просмотра перед сном - чтобы заснуть сладким сном, и проснувшись с утра - вспомнить о этом психоделике. Вспомнить и подумать, 'а не умер ли я?', почему мне приснился человек без глаз, и кто так судорожно мотал головой, из-за которой я побежал в туалет блевать, укачало. Чёрт! В общем, намерения создателей мне не известны, зато мне известно под что можно провести небольшой кусочек времени, - именно под этот галлюциногенный фильм под кодовым именем 'Jacob's Ladder'. Дело всё в том, что после просмотра этого фильма мне было действительно стрёмно идти по тёмной квартире. Хотя, я был уже сонным - и не вдаваясь в детали, искал курок - стреляющий светом из лампочки. Нашёл, всё прошло - посмотрел в зеркало, и задумался - блин, а война та очень не хорошая штука, погибнуть можно не только от рук врага, но и от рук собственных командиров, или людей 'с верху', своих людей. Людей, которые воспитали и кинул тебя в пасть волку, хотя чего жаловаться - в глубинах сознания я жду повестки, говорящей - 'Уважаемый, у нас тут дело такое - война, короче! Призываем вас на защиту родины - против захватчиков, или в помощь захвата'. Вещь мешок, в виде пакета за 100 копеек, будет собран в ту же минуту; нож, который ранее служил для нарезания хлеба - тут же будет поточен, и определён как 'без человеческой крови, нож, домой не возвращайся'; рассуждения о том, что жизнь несправедлива канут в лету, и останется лишь надежда на лучшее. Ну вернёмся к фильму - к тому, что нужно рецензировать. И так, - фильм вышел необычным. Необычным в том плане, что вроде бы он и интересный (сценарий хороший) и реализация классная, но - что-то не то. Не было сопереживания, и концовка читалась. Возможно фильм потрепался временем, надорвав всю его оригинальность и некий шарм. Не знаю, но - смотрел я фильм с интересом, не большим, чем недавно просмотренный 'Остров проклятых' (который оказался на проверку не таким уж классным, как в прочем и данное творение. В чём-то они похожи). И да, фильм нудный. Вызывает желание закрыть глаза на середине фильма, а при следующем открытии - увидеть перед собой финальные титры. Так что, если оценивать фильм с технической стороны, то здесь без проблем 10/10, но если его оценивать со стороны зрительского удовлетворения - то здесь больше чем 5/10 я поставить ну ни как не могу. Извините, фильм на меня впечатления не произвёл, потому он становится одним из большинства; а не тем уникальным, который можно занести в свою коллекцию. И с чувством выполненного долга поставить максимальный бал. В общем и целом, я увидел небольшой проблеск философии, страха и сумбура. Я кланяюсь кинематографу 20-го века, но некоторые вещи - в калитку, как говорится, не лезут.