1971 год, Белфаст, Северная Ирландия. На фоне экономического спада и политического кризиса, происходят массовые уличные столкновения между католиками и протестантами. Конфликт приобретает формы гражданской войны и исторически усугублён религиозными противоречиями и территориальными спорами. Для предотвращения дальнейших столкновений в британскую часть Ольстера были введены английские войска. Британский солдат Гари Хук оказывается в самом центре событий. Забытый своим командиром, он пытается выжить на смертельно опасных улицах Белфаста, ведь за ним ведётся настоящая охота. Его ищут как католики, так и протестанты: боевики официальной Ирландской Республиканской Армии, радикальные активисты Временной И. Р. А., боевики Ассоциации Обороны Ольстера, представители Сил Военного Реагирования и Королевская Полиция Ольстера. Все одновременно воюют друг с другом и используют друг друга, для достижения своих целей. И кто настоящий друг, для главного героя, а кто враг – это главная интрига данного фильма. Фильм «71» представляет собой вымышленный рассказ об одном солдате, но в недавних исторических реалиях конфликта в Северной Ирландии. Авторы просто сняли фильм про тот период времени, не занимая, чью-либо сторону, никого не оправдывая, не восхваляя и не критикуя. В основе своей, фильм «71» - о человеке и его весьма скромной роли в масштабах государственной машины. Сюжет фильма меланхоличен и весьма похож на погоду туманного Альбиона, в котором, собственно, и снимался. Да, у фильма «71» есть минусы. В первую очередь, сама история фильма, после первой трети повествования, представляет собой неспешное зрелище, ему явно не хватает динамики. Обычно это компенсируется игрой актёров, но здесь особо зацепится вниманию зрителя не к чему и это не вина актёров, а скорее режиссера и сценариста. Отчаянно не хватает фокусировки на персонажах, их характеры не раскрыты. Зрителя полностью не погружают внутрь психологии поведения героев фильма. Даже главный герой показан крайне скудно, у него очень мало сценических диалогов. В фильме так редко называют его имя и фамилию, что к концу фильма, когда начинается самый «разбор полётов», можно и не вспомнить, как его зовут. Во-вторых, сюжет фильма аполитичен и в нём размыто описываются противоборствующие стороны. Сама проблематика будет мало понятна среднестатистическому зрителю, незнакомому с историей данного конфликта. Фильм снят в мрачных ретроспективных тонах сепии, и наличие двух похожих персонажей с усами и бакенбардами может сыграть со зрителем злую шутку, особенно если перевод одноголосый. Я как раз смотрел это кино в двухголосом дилетантском переводе, когда съедались не только окончания, но иногда и целые слова, а если учесть, что в фильме большинство персонажей мужского пола, то перевод получился одноголосым. И, как это часто бывает, бездарный перевод похоронит любое доброе начинание. Есть хороший фильм «50 ходячих трупов» (Нет, это не продолжение сериала про зомби!) подобной тематики, но он ещё более испорчен отвратительным переводом. Такое впечатление, что переводчики, которые занимаются переводом и озвучкой фильмов, отбывают тюремный срок, для них это наказание, которое нужно, как можно быстрее закончить (отбыть). А когда эти «заключённые» переводят материал, не зная его специфики, не понимая, что значат, те или иные термины и определения, то это превращается в издевательство и насмешку. Несмотря на вышесказанное, фильм получился неплохим с реалистичным и драматическим сюжетом, но этой драме не хватило глубины проработки характеров основных действующих лиц. Герои фильма не вызывают желания у зрителя сопереживать им. Событий в фильме много, в том числе эффектных и неожиданных, но на откуп актёрам, отдано чрезвычайно мало экранного времени. Любители экшена обрадуются бодрому началу фильма, но после получаса, их будет тянуть ко сну. Конечно, существуют и другие фильмы о событиях в Северной Ирландии и они, безусловно, лучше качеством, чем фильм «71», но их, на самом деле, не так много, как хотелось бы. Фильм для тех, кто интересуется подобной тематикой. 7 из 10
Конфликт в Северной Ирландии (т. н. The Troubles) продлился более тридцати лет. Несмотря на то, что этот военный конфликт не так известен и «киногеничен» как Война во Вьетнаме, он оставил глубокий след в истории и искалечил физически и психически множество солдат и жителей Соединенного Королевства. Рядовой Гэри Хук завербовался в британскую армию думая, что попадет в ФРГ, но его взвод направляют в Белфаст. Столица Северной Ирландии разделена на «протестантскую» и «католическую» зону. Во время патрулирования улицы в «католической» зоне один из солдат теряет оружие и Гэри, вместе с еще одним солдатом, пытается вернуть его. Бывший кинодокументалист Ян Деманж предлагает беспристрастный взгляд на Северную Ирландию. Не сгущая красок, автор показывает протестантских и католических детей, ненавидящих друг друга и мечтающих вырасти и взять винтовку, католические пабы, где неудачно детонируют бомбы, кровавое противостояние умеренного и радикального крыла ИРА. Подобная война не имеет ничего общего с теми войнами, которые мы привыкли видеть на страницах книг и на телевизионных экранах. В Белфасте нет окопов, колючей проволоки, артиллерии, авианалетов, но весь город является одним полем брани, где враг может поджидать на любом углу. Война в Северной Ирландии ведется соответствующими способами – шантаж, запугивание, вербовка информаторов, с обеих сторон «эскадроны смерти» занимаются «грязной» работой. Тем не менее, даже на такой войне остаются люди, сохранившие человеческий облик. Один отставной военный медик и его дочь берут к себе тяжело раненного рядового и, несмотря на явную угрозу расправы со стороны ИРА, оказывают ему первую медицинскую помощь. В настоящем мире, как и на войне, нет места справедливости. Никого не интересует судьба «куска мяса», но за рядовым Гэри Хуком ведется охота только, потому что он, по нелепому стечению обстоятельств, узнал важную информацию. Тем не менее, после спасения его не ждет ни благодарность, ни наказание виновных, рядовому Гэри Хуку только остается научиться жить с искалеченной душой. Подводя итог, хочется сказать, что получился правдоподобный военный фильм и после просмотра хочется заняться дальнейшим изучением Конфликта в Северной Ирландии. 8 из 10
А это свежо. Большинство фильмов о какой бы то ни было войне обычно подразумевают деление на несколько противоборствующих сторон, часто авторы принимают одну из них, реже сохраняют нейтралитет. Но как бы то ни было в таких картинах фигурируют душещипательные и/или пафосные смерти товарищей, стратегия и тактика боевых действий, тяготы военной жизни вообще, жесткий моральный выбор, любовь на фоне всего этого и так далее – список клише-приемов опционален и варьируется от случая к случаю. «71» свободен от большинства вышеперечисленных штампов. Согласно исторической справке противоборствующими сторонами в показанном конфликте были группировки выступающие против влияния Англии на острове Ирландия и те, кто были за сохранение власти Британской короны. Идейно и визуально это различие выражалось в противостоянии католиков и протестантов соответственно. К слову сказать, оба этих верования являются ветвями одного и того же христианства, так что в самой основе это различие так себе. В фильме же разница между сторонами нивелируется полностью: люди с обеих сторон выглядят одинаково – сказывается общий генофонд, ведут себя одинаково – общий культурный фон, даже говорят с одинаково жутким акцентом. Они между собой конечно называют друг друга протестантами и католиками, но никого из героев язык не поворачивается назвать религиозным человеком. Еще больше запутывает различение сторон взаимные предательства и подковерные игры. Помимо намеренного стирания различий сторон авторы не используют и другие частые клише военных фильмов. Смерть брата по оружию показана нарочито антипафосно, да и товарищем главному герою он по сути не является. Моральных выборов Гери Хук не делает – его, кстати подчеркнуто нейтрального персонажа, просто закинули в пекло, и действует он по большей части на инстинктах, не думая. Авторы, стирая демаркационные линии и намеренно ломая жанровые клише, идут против ожиданий зрителя и создают в фильме хаос, приближая его к хаосу войны – это и есть основное достоинство фильма. И эта шикарная антимилитаристская идея хорошо реализована технически. Актеры отыграли достойно; музыка, декорации и костюмы здорово передали атмосферу. Операторскую работу хочется выделить отдельно: обычно меня раздражает излишняя тряска камеры в экшн-сценах, в «71» баланс между лихорадочным движением и понятным для зрителя отображением событий выдержан отлично. А в сцене шокового состояния главного героя разномастные углы наклона вкупе с приглушенным звуком создают идеальное погружение в ситуацию. Да, картина несколько провисает ближе к концу: драматизм динамичных сцен авторам удается лучше, чем драматизм статичных, но это единственный существенный недостаток, что я заметил. Даже в тех военных фильмах где война обличается как ужасное и уродливое событие, она все же зачастую подспудно показывается как необходимость (хоть и вынужденная). В картине «71» война запутана, хаотична и абсолютно бессмысленна. У авторов получилось отличное пацифистское по настроению кино.
The washing's getting dirty the air is getting thin It's all in such a mess that no one knows where to begin They talk about creating but all they do is kill They say we're gonna mend it but they never will Наш главный герой служит в армии. Тренировки на полосе препятствий, огневая подготовка, тактика, отработка совместных действий. Солдаты обучены и готовы к боевым действиям. А вот и подоспела первая командировка! Увольнение на сутки, и по машинам. Первая в жизни линия обороны. Первые потери. Прорыв цепи. Преследование. Наш герой за линией фронта. Напарник убит, оружие потеряно, а на главного героя объявлена охота. Герой отчаянно бежит, преследователи близко. Он в чужой стране, где не знает никого и нечего. Язык и религия – всё другое. Итак, действие происходит в Белфасте в 1971 году. Фильм очень динамичный, герою сопереживаешь на протяжении всего фильма и не знаешь, что с ним приключится через минуту, потому что выбравшись из одной засады, он сразу попадает в другую. Действие настолько быстрое, что не успеваешь понять, кто есть кто, но возможно так и задумано, чтобы дать почувствовать состояние главного героя. Фильм очень реалистичен, особенно поражает состояние улиц Белфаста. Фильм будет интересен всем, вне зависимости знают они о конфликте в Белфасте или ничего не слышали о событиях в Северной Ирландии. Главного героя, Гэри Хука, играет Джек О’Коннел (Jack O'Connell), многим известный по сериалу «Skins» («Молокососы»). Он играл Джеймса Кука в 3 и 4 сезоне, ведущего персонажа этих двух сезонов. Четвёртый сезон эффектно заканчивается, когда главный герой нападает на маньяка, чтобы отомстить за друга, с криком «I am Cook!» – финал последней серии остается открытым. Джек О’Коннел много снимается: у него интересная роль в «The Liability» («Должник»), где он играет с Тимом Ротом. На мой взгляд, именно «’71» станет прорывом для Джека О’Коннела. Не случайно «'71» получил много наград и номинаций на различных фестивалях, включая БАФТА и Берлинский. И ещё один момент: фильм очень актуален, так как чётко показывает, какое это подлое дело – гражданская война.
Престарелая британская монархия, натужно покряхтывая, извергла из своей утробы уродливого младенца - буржуазную демократию. Младенец протёр заплывшие глазки, поелозил взад - вперёд, и пополз по странам и континентам, быстро набирая скорость и оставляя кровавые отпечатки пухленьких ладошек. Ручки новорождённого коротенькие, и поначалу он берёт ими то, что находится неподалёку - Шотландию и Ирландию... Северная Ирландия входит в состав Соединённого королевства, но делает это не очень охотно. Большая часть коренного (собственно ирландского) населения исповедует католицизм и отчаянно борется против британских колонизаторов и ирландских протестантов (лоялистов) им помогающих. 70 - е годы двадцатого века - период обострения в отношениях католиков и протестантов: перестрелки, взрывы, обеспокоенные британцы отправляют в Северную Ирландию войска. Гэри Хук - британский солдат, переброшенный в Белфаст в 1971 году. Местная полиция проводит операцию по изъятию оружия у сторонников ИРА, армия используется в качестве прикрытия. Местное население встречает переносчиков демократии радостно - камнями и проклятьями. Спасая солдат от разъярённой толпы, офицер отдаёт приказ к отступлению, и забывает двух своих подопечных посреди бушующей толпы. Сумеют ли солдаты выжить в городе, сжигаемом взаимной ненавистью и жаждой крови? Режиссёр сразу же настраивает зрителя на оптимистический лад, Белфаст показан как зона боевых действий: тёмные, опасные улицы, горящие автомобили, детишки мирно играющие в дыму пожарищ под аккомпанемент стрельбы и взрывов. Зритель практически ничего не знает о Гэри Хуке, а режиссёр сразу бросает героя в самое пекло. Флегматичные по натуре ирландцы, очень воодушевляются при виде военной формы, и стараются показать носителю формы своё расположение, заключив его в объятия, и сжимая до тех пор, пока он не испустит последний вздох. Гэри вынужден спасаться от гостеприимных ирландцев, всё что он делает в этом фильме, определяется одним словом: выживание. Гэри бежит по враждебным улицам, камера суматошно прыгает в руках оператора (в таком стиле снимают военные корреспонденты), две части единого народа уничтожают друг друга, а спецслужбисты умело манипулируют обеими сторонами конфликта. Что - то напоминает, не правда ли? Выжить одному в незнакомом городе невозможно, солдат встречает очаровательного, наблатыканного пацана - лоялиста (Кори Маккинли), своеобразного Вергилия, проводника по ирландскому аду. Мальчишка запросто переигрывает О Коннела. Он подавляет растерянного солдатика интеллектом, наглостью, рассудительностью: Ты - католик? Я не знаю. Не знаешь? Тупой дебил. Чипсы, пиво, понты, и всё это настолько естественно, что хочется повизгивать от восторга. Жалко, что ролька очень маленькая. Перед нашими глазами проходит целый бестиарий, галерея колоритнейших ирландских типов: террористы из ИРА, их противники - протестанты, все одеты по моде семидесятых - клёши, бакенбарды, длинные волосы. В фильме заняты: Ричард Дормер (Игра престолов, Фортитьюд) в роли доктора занимающего самую опасную во времена конфликтов позицию - нейтральную. Целый ряд актёров перекочевал в этот фильм из чарующего сериала Love/Hate. Киллиан Скотт, Чарли Мёрфи, Барри Кеоган - всё что есть стоящего в ирландском кино, всё брошено в бой. Стараниями автора сценария, мучения Хука настолько захватывают, что сердце бьётся где - то в горле. В самые опасные для героя моменты сдерживаешь дыхание, чтобы не выдать себя и его - на него охотятся ИРА и британские спецслужбы (увидел то, чего не следовало). Белфаст показан как очень опасное место, где нет законов, улицы пустынны и зловещи, а человеческая жизнь - тоненькая нить, концы которой находятся в чьих - то недобрых руках. Трупов немного, не более двадцати. 10 из 10
Всё, начиная с синопсиса, и заканчивая многочисленными комментариями благосклонно настроенных обозревателей, обращает основное внимание к фигуре одиноко блуждающего по незнакомому враждебному городу солдата - новобранца, оказавшегося даже на сказать, что между молотом и наковальней, а просто-напросто в огненном кольце пылающих уличных баррикад, где разливается горящий бензин и растекаются толпы враждующих людей, откуда надо бежать, да вот как спастись от погони и не пасть жертвой армейских интриг? Наскоро обученный и вовсе необстрелянный солдатик получает внезапно-нежданную командировку в Белфаст, а там, сразу по тревоге отправляется с товарищами на экскурсию в город, получив командирское напутствие в двух словах, означавших, что тут кругом фронт и все точат штыки, оглянуться не успеешь, как придётся отдать концы: не те помогут, так другие подставят. Оно и вышло - облажались свои, натравившие толпу на новичков, превратив недоброе утро в то, что называют «кромешный ад». Окружённый разъярёнными людьми, Гэри Хук не видел окаменевшего в гневе лица молодого ирландца, вперившегося в него, не раскрывая рта, впитывая ужас растерявшегося солдата, когда вынырнувший из-за спин боевик выстрелом вынес мозги другому армейцу, одновременно давая старт погоне за уцелевшим, в лихорадочном желании остаться в живых, для начала стремительно улепётывающим по узким проходным дворам, уворачиваясь от догоняющих его пуль озверевшего вояки, за которым следом, не стреляя, несся размахивая пистолетом тот страшный парень с помертвевшим лицом, в этот момент ставший для меня вторым героем этой истории, образовав с первым связку невинных бойцов, ещё не переступивших порог убийства, от которого им теперь ни за что не уйти. Не удивительно, что первым проводником скрывающегося бедняги окажется задорный пацан - лоялист, смело вступивший в ночное знакомство, вместе с дверью собственного дома открыв солдату занавес над театром военных действий с торжествующим режиссёром, именуемым «Смерть», разрывающим мрак вспышкой кошмара, продолжающего погоню за беглецом вместе с идущими следом охотниками, среди которых лунной кожей светится пугающий собой паренёк, теперь кажется уже не гневом, а собственным ужасом от ожидаемого конца, приходящего через два сюжетных поворота человеческого измерения, когда с очевидной обречённостью соревнуется непредсказуемость гуманизма, имеющего в запасе последний, единственный шанс. Вот только для кого? До сих пор я не видел ни одной работы Барри Кеогана, но представленный им в этом фильме юноша Шон, стоя у черты всех видов мужественности, мощью энергетического воздействия перекрыл не отрицаемую волю Джека О`Коннелла, превзойдя его лаконичностью своей выразительности в передаче невообразимого внутреннего кипения, вызванного ожиданием потери не жизни, как это выдаёт вечный испуг Гэри Хука, а человечности, о которой позаботилась его мать. В этом очевидная заслуга Кеогана, признавшегося в одном из интервью, что в создании характера исходил не из природы североирландского конфликта, а из психологии мотивации личности, добившись разительного результата практически без каких бы то ни было слов, подчиняясь в итоге сценарию, разными путями переводящему этих двоих через ту черту. Так, Деманж, не помышляя об однозначности, отчеканил двустороннюю монету из чести и подлости, мужества и страха, правды и лжи, достоинством в сто минут не утихающего биения сердца солдата, бегущего в Белфасте мимо предающих и изменяющих, живущих войною и кормящихся на ней, замыкая на себе бескомпромиссное кино о потере невинности, либо вместе с жизнью, либо, что реже, с сохранением её.
Классный независимый военный фильм, возможно не в привычном формате для этого жанра без масштабных боевых сцен, взрывов и стрельбы, но с главной идей, которую режиссер Ян Деманж попытался реализовать и без внешней визуальной составляющей перед зрителем. Новобранец национальной гвардии Великобритании отправляется в Белфаст в самую заваруху гражданских протестов, из-за подавляющего числа протестантом его вынуждена покинуть городской квартал. Под конец мальчишка похищает у бойца автомат, а главный герой вместе со своим сослуживцем бросается в толпу отобрать оружие. Таким образом главный герой оказывается отрезанным от своих товарищей, те покидают место и считают двух недосчитанных солдат пропавшими безвести. Главный герой закоулками кварталов кочует в поисках пути к своей воинской части, на улицах протесты, радикальные активисты и обычные семьи разделенные идеологически по разные баррикады конфликта. Молодой Джек О’Коннел крейсерскими темпами врывается в большое кино, из сформированного образа британского “гопника” и “зека” превращается в одного из самых перспективных актеров. Фильм “71” – это очень доступная история о войне и ее последствиях которая находятся за кулисами самых сражений. Если вы ищете в войне не зрелище, а мораль и драматизм – данный фильм идеальный выбор. 8 из 10
Война в Ольстере удивительно похожа смыслами с нынешним кровопролитием в Донбассе. Конечно, там не было 'Градов' и полевых сражений. Но важно не это. Важны те самые смыслы. Они у каждого свои - у идейных боевиков с обеих сторон, у гражданских, пытающихся всеми правдами и неправдами выживать на линии фронта, у армейских, наконец, у спецагентов, которым война - мать родна. Оцените, каков бестиарий!!! А результат, при всей пестроте участвующих, один - кровь вёдрами, бочками, океан крови! Фильм очень плотно фарширует видеоряд участниками и проливаемой ими кровью. В отдельные моменты зритель вслед за главным героем теряет ориентацию - где друзья, где враги? Но авторы, воплощённые в рядовом Хуке, точно знают где правда. Правда в жизни. Правда в любви к ближнему (если забыли - советую свериться с евангелием). Фильм хорош, фильм важен. Рекомендую. Не потеряйте в себе рядового Хука в свете грядущего. Уверен у каждого из вас есть свой 'брат в интернате'. 8 из 10
Для большинства фильмов, снятых в жанре 'военного триллера', фабула предполагает традиционное и, как правило, предсказуемое развитие сюжета - этим грешат и весьма именитые режиссеры, на все лады спекулируя эпическими проблемами горячих конфликтов и соревнуясь массовостью перестрелок и мужеством героев. В результате практически все ленты последних лет в подобном жанре оказываются (на мой взгляд) по меньшей мере аляпистыми. Впрочем, многие из них получились достаточно кассовые и рейтинговые, но... о вкусах не спорят. Когда смотришь картину с невысоким рейтингом, да еще и от неименитого режиссера, трудно быть объективным и непредвзятым. «71» - первая полнометражная лента Яна Деманжа, но, начав просмотр '71', не спешите с прогнозами... Сюжет начинает развиваться легко и довольно банально - с дебюта молодого новобранца в буднях британской армии, 'усмиряющей' горячий Белфаст 1971 года. Зная о заявленном жанре, невольно ожидаешь действие, насыщенное бравадой и голливудским пафосом. Но ведь перед нами британский фильм, и с определенного момента происходящее на экране разворачивается в захватывающую и совершенно непредсказуемую последовательность, притягивая как магнит, а динамика фильма становится настолько напряженной, что от просмотра просто нереально оторваться. Раненый солдат оказался в смертельной опасности во враждебных к британским миротворцам кварталах, он совершенно растерян, и невольно задаешь себе вопрос: 'Что бы я делал в подобной ситуации на его месте?' Меня в этой картине смущает только одно - почему Ян Деманж до сих пор снимал достаточно слабенькие сериалы на разные темы? Любителям тупых боевиков смотреть картину однозначно не нужно (все равно не понравится). Тем, кто предпочитает отличные британские триллеры (не обязательно военные) с изумительным саспенсом, посмотреть '71' стоит обязательно. О вкусах не спорят, но для меня '71' - 9 из 10