Фильм с необычным названием 'Собаки, хотите жить вечно?' нашел случайно, бродя по просторам всемирной паутины. Не удивительно, что я ничего о нем не слышал, ведь фильм довольно старый и к тому же снятый в Германии. Но так как я давно сделал для себя вывод, что лучше нас и немцев кино о войне никто не снимает, то непременно решил взглянуть на творчество немецких кинематографистов конца 50-х годов 20-го века. Просмотр картины натолкнул на сравнение его с более поздним фильмом о том же самом событии в истории Великой Отечественной, 'Сталинград'(1993 г.) Йозефа Вильсмайера. Оба фильма со схожими сюжетами, но с большими различиями по части восприятия происходящего, они одинаково захватывают с первой до последней минуты. Мы видим как по ходу фильма ломаются судьбы, рушатся мечты и идеалы, меняется нравственный облик немецкого солдата. Они пришли, чтобы победить и вернуться 'хозяевами мира', а остались лежать в грязи, снегу и развалинах домов, а тем, кто выжил-большинство из них ждала мучительная смерть вдали от пуль и взрывов. В этом фильме я обратил внимание на необычный показ главаря Третьего Рейха, Адольфа Гитлера. Он показан всего несколько раз и оба раза со спины. Что это? Такая задумка или попытка как бы показать его как человека, не имеющего 'человеческого' лица...для меня это осталось загадкой. Хотел бы так же отметить прекрасные декорации развалин Сталинграда. Немного удручило практически полное отсутствие правильной русской речи, но видимо поиск советских актеров, либо хорошо говорящих на русском немцев, отсутствовал. Не страшно, но все же немного не приятно. Актеры, сыгравшие в фильме главные и второстепенные роли отлично справились со своей работой. Их герои прекрасно вписались в это военно-историческое полотно, заставив сопереживать им, несмотря на казалось бы ярую ненависть как к врагам нашей Родины. Это и называется Отличное Кино! 9 из 10
'Вечно жить захотели, собаки?' - так называется роман участника сталинградской битвы Фрица Вёсса, экранизацией которого и является этот фильм. Это взгляд на события, происходившие с 1942 по 1943 год под Сталинградом из вражеских окопов. По стилю и степени искренности и конкретики главных героев фильм напоминает наши киноленты о войне того же периода. Главный герой - немецкий офицер, направленный под Сталинград перед началом наступления советских войск и ставший участником всей сталинградской битвы, вплоть до капитуляции остатков 6-й немецкой армии зимой 1943 года. Позже, в 1992 году опять же немцами будет снят на ту же тему интереснейший фильм 'Сталинград', более реалистичный и жёсткий.
В битве при Колине, состоявшейся в ходе Семилетней войны между Австрией и Пруссией, король Фридрих Великий, знаменитый полководец того времени, впервые потерпел поражение. Бегущим с поля боя солдатам он выкрикнул фразу, которая впоследствии вошла в историю: 'Канальи, вы что, хотите жить вечно?' Именно к этому афоризму отсылает название документальной автобиографической книги о Сталинграде кадрового немецкого офицера Фрица Вёсса, побывавшего в сталинградской мясорубке, а затем и в русском плену. По книге Вёсса 'Собаки, хотите жить вечно?' (Hunde, wollt ihr ewig leben) в 1959 году в ФРГ был снят фильм о разгроме 6 армии Паулюса. Конечно, он интересен прежде всего тем, что показывает события с непривычной нам стороны - из вражеских окопов. Для немцев Сталинградская битва - переломный момент в войне не только в стратегическом плане. Это время, когда начало приходить осознание своих ошибок, время, когда каждый из немцев начал сам задумываться о том, чем для его народа является эта война. А ведь тот же Фридрих Великий ещё в 18 веке говорил: 'Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны'. Режиссёр Франк Висбар вместе со сценаристами в течение двух лет детально проработал большое количество документального материала, чтобы снять картину о жестокости и бессмысленности войны. Фильм получил три награды главной немецкой кинопремии 'German Film Awards': за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую работу художника.
Фильм, видимо должен показать то, что бывают хорошие нацисты, которые храбрые солдаты и смелые благородные люди, а бывают плохие нацисты, которые не привозят им пушки и еду, и поэтому хорошие нацисты терпят поражение и армия, вместо того чтобы уничтожить русских Иванов и местное население терпит катастрофу. Удивительно, что даже на пороге смерти хорошие нацисты сожалеют лишь о том, что их армия гибнет и задаются вопросом о том,' что стоило ли идти на войну при таком плохом снабжении'. Находясь в горящем городе среди умирающих женщин и детей они не чувствуют своей вины в их смертях и горе, которое она принесли этому народу. В представлении хороших нацистов катастрофа это гибель их армии, которая не позволила превратить СССР в большой концлагерь. А в реальности это не так, по крайней мере для немцев.
Всё-таки советские фильмы о войне — родные, они интересны по-своему, а вот фильмы о той же войне европейские, а тем более немецкие — очень интересны, ибо они показывают немцев совершенно с других и необычных ракурсов, необезличенно! Так и в этом фильме — главный герой, его начальник майор, вахмистр, румынский генерал — их характеры и моральные ценности показаны ярко на фоне трагедии 6-й армии в Сталинграде. Проблема выживания и воинского долга — ключевая в этом фильме! Очень познавательно показаны румынские войска, дескать, подвезли бы им пушечек, самоходок, они б и удержались… Очень интересна концовка фильма в понимании немцев, когда фюреру докладывает начальник генштаба о гибели армии, а он думает о своем и отвечает — «Оставьте пафос, генерал… Это всего лишь армия. Выставьте новую!» 8 из 10 разок посмотреть стоит!
Послевоенная Германия, раздробленное государство, в разной степени контролируемое странами победительницами, у которых, помимо противоречий, были и общи цели, одна из которых – искоренение нацизма. Что испытывает народ государства проигравшего войну? Страх перед грядущим? Вопросы к политической системе? Жажду мести? Всё это было в Германии поле Первой Мировой войны, всё это, но было и кое что ещё – неприятная тема, которую в своих произведениях поднял Эрих Мария Ремарк – «Кому и зачем это было нужно». Эта фраза не принадлежит Ремарку, но грубовато отображает идеи «потерянного поколения» романов «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение». В какой-то момент идеи, Родина, политическая необходимость уходят на второй план, а вперед выходят неприятные вопросы и понимание, что мы просто убиваем людей, которых не знаем, которые нам ничего не сделали. Фриц Вёс и Франк Висбар подняли тему Сталинградской битвы. Одна из многих битв Восточного фронта, и, тем не менее, наиболее известная на Западе. Слабые фланги, которые защищали лишь силы 4 и 3 Румынских армий, разбиты – 57 и 63 Советские армии встречаются под Калачом, 6 армия Паулюса в окружении. Трагедия 6 армии и по сей день одна из самых обсуждаемых тем в Германии. Крупнейшие работы немецких историков, изучающих события Второй Мировой войны, посвящены городу на Волге. За 70 с лишним лет вышло огромное количество таких произведений – это и воспоминания («Солдаты, которых предали» Г. Вельц), и историографические труды («Сталинградская битва» Йохена Хелльбека), и романы («Собаки, хотите жить вечно?» Фриц Вёс), и, конечно же, фильмы. Перед нами 97 минутная панорама представленная глазами простых солдат и офицеров армии вермахта, чей боевой настрой по прибытии в ноябре месяце гибнет вместе с 6 армией в окруженном и холодном городе. Главное внимание уделяется лейтенанту Виссе и его конфликту с майором Линкманном - идеолог и агитатор, выделенный в фильме, как главный антагонист, отождествляется с Герингом и Гитлером, только действует в масштабе полка. Линкманн – это тот же Канторек («На Западном фронте без перемен»), это тот же Странский («Железный крест») и многие другие герои немецких послевоенных произведений. Фильм поднимет вопрос: «А кому нужна эта война?»; главные герои отстранены от идеологических догм, они понимают, за что сражается Красная Армия, но за что сражаются они сами? Такие вопросы робко задавались после Первой Мировой войны, такие вопросы шквалом вылились после Второй Мировой. Этот фильм – памятник погибшим солдатам, и порицание тем, кто мог предотвратить эту трагедию, но не сделал этого. Вёс и Висбар категорично обвиняют и партию, и верховное командование, и Геринга, и Паулюса. Одни были готовы пожертвовать тысячами жертв, другие свято верили, что их жертва не напрасна. Перед нами неплохая история, однако, типичная для немецких послевоенных произведений. Недостаточно, на мой взгляд, раскрыты ряд персонажей; есть явные дыры в сюжете. Эти минусы можно объяснить фактом экранизации, всё-таки фильм снят по мотивам романа. Вообщем объяснить можно, но на итоговую оценку это повлияет. «Вся армия страдает от удушья, блуждает в лабиринте, скорчилась без сил в снегу. Как ни крути, а приходишь к одному выводу: дни немецких войск, сжатых на узком пространстве, сочтены…» («Солдаты, которых предали» Г. Вельц). 8 из 10