Талантливый Тайка Ватити нашел благодатную и мало отображенную в искусстве нишу выверенной и точной иронии над фашисткой идеологией. И, как выдающийся режиссер, создал очень удачное кино, которое смотрится на одном дыхании и органично вписывается в современные идеологические тренды. Очевидно, что данная работа будет позитивно восприниматься фактически любым зрителем от Японии до Новой Зеландии с самым широкими политическими предпочтениями. Потому что зло (фашизм) - наказано, добро в виде всех свобод восторжествовало, а актуальные современные ценности и тренды - показаны как продолжение достоинств всех положительных героев. Возможно, этот фильм лет войдет в число лучших фильмов, рекомендованных мировым сообществом к просмотру о второй мировой. Но, лично для меня, исторические события описанные в фильме это не абстрактная философия про войну, а часть моей жизни (один из моих дедов не вернулся с фронта, мама родилась до войны и рассказывала об ее ужасах) и потому по ходу фильма некоторые факты резанули: это и неуместный набор типично армейских фраз из американского спецназа, вложенный в уста экзальтированных наставников ГитлерЮгенд; это и не вписывающее в исторический контекст феминное поведение мамы - Скарлетт Йохансон; это исключительно положительные американцы, несущие миру свободу; и жаждущие крови русские, от которых даже фашист вынужден спасать ребенка. Полагаю, что Вайтити не осмысленно, но как видится мне, излишне упростил/обесцветил гамму добра и зла в угоду современной упрощенной подачи, исказив ключевые исторические факты и психологическую мотивацию/поведение действий героев. И это та самая ложка дегтя, которая вносит оттенок горечи в абсолютно выверенную и проникновенную игру всех актеров, в талантливые технические приемы и подачу режиссера, в отображение такой непростой темы как трансформация детского мировоззрения под влиянием идеологии. Однозначно, фильм рекомендую к просмотру. Он те только культурно обогащает, но и заставляет задуматься, насколько мы взрослые ответственны за то, что происходит в неокрепших душах и в головах подрастающего поколения. И какое огромное счастье, что детское восприятие своей наивностью, беззащитностью и чистотой в конечном итоге побеждает даже такое агрессивно вдалбливаемое и идеологически выверенное зло - как фашизм!
В одном списке с выдающимися сатириками братьями Коэнами вскоре может оказаться талантливый режиссер Тайка Вайтити. Он уже удивил своим подходом к юмору в «Реальных упырях», «Охоте на дикарей», а также повеселился в последнем «Торе». Сейчас этот режиссер/актер уверенными шагами идет к авансцене Голливуда. Адаптировав серьезный и драматичный роман Кристины Лененс «Птица в клетке», Вайтити добавляет в свою картину смелого абсурда. Он помещает в воображение главного героя Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) смешного Гитлера, который выступает духовным наставником мальчика. Самый яркий пример юмористического подхода к теме фашизма и жестокости показал Роберто Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна» 1997 года. И если в итальянском шедевре мы увидели душераздирающую жизненную историю, то в «Кролике Джоджо» мы наблюдаем классический фарс. Вся история пронизана антифашистской иронией. Сперва мы смеемся над гротескным отношением детей к евреям с их рогами и хвостами, затем нас веселит немецкий капитан Клензендорф (Сэм Рокуэлл) с безумными идеями добавить перьев в фашистскую форму, а в конце фильма мы усмехаемся над правдой войны. В «Кролике Джоджо» талантливо и легко показана пропаганда государства к безумным идеям. Во-первых, через призму прошлого, на примере нацистской Германии, это выглядит более чем убедительно. Во-вторых, ядро главной мысли в тысячи раз понятнее, когда мы наблюдаем его глазами ребенка. Ведь дети не склонны к большим размышлениям. Они, словно ангелы, чисты и наивны. Изменение главных героев протекает подобно самой войне. От яркого пламени к зеленым побегам травы на месте пепелища. В начале Гитлер полон сил и амбиций. Он всех ненавидит и желает уничтожить. Эти же ценности от фюрера передаются главному герою Джоджо. Но такой настрой плавно угасает. Мальчик впитывает разные точки зрения, понемногу взрослеет, начинает подозревать искренность своих убеждений. Первые сомнения в его разуме поселяет Эльза (Томасин МакКензи) — девочка-еврейка, которую мама мальчика (Скарлетт Йоханссон) прячет у себя дома. Затем преображается и беззаботный мир вокруг Джоджо. На это указывают слегка побледневшие краски фильма. Изменяется и воображаемый Гитлер –– он уже не такой дружелюбный и все чаще вступает в конфликт с Джоджо. В конце мальчик лицом к лицу сталкивается с ужасом войны и окончательно начинает принимать серьезные решения. Непонятным для меня остаются два не столь важных момента. Первый: мотивы и рискованные поступки мамы. Я не почувствовал, что ее действия оправданы в конце войны. Второй: излюбленная претензия к американцам. Все те же звездно-полосатые флаги, которые показали дважды. В то время как советские освободители не отличались от диких захватчиков. Особенного значения уделять этому не следует, но некая шероховатость после просмотра осталась. Если коротко, «Кролик Джоджо» –– хорошая сатира, рассказывающая в простой форме о важных и нужных вещах. Эта картина способна донести правильные мысли каждому, но большие чувства вызовет не у всех. Да и зачем? Если было смешно и весело. 7 из 10
При первом взгляде на материал создаётся полное ощущение того, что картина будет протекать в стёбном русле на поприще всяческих взаимодействий Тайки-Гитлера и мальчика. На деле же получается не совсем так. Да и само произведение в принципе ощущает себя не до конца определившимся в рамках жанра, представляя из себя скорее трагикомедию. Но трагикомедию несколько избитую, вторичную, хоть и с благородной почвой. Самого Тайки-Гитлера (ох, как странно звучит) по хронометражу будет весьма мало, гэги с ним не то чтобы концентрируют внимание на себе. Картина же пытается уютно себя ощущать в дебрях старой доброй классики в духе той же 'Жизнь прекрасна' Роберто Бениньи 1997-го года. Всё, что увидит зритель, помимо юного дарования в лице Романа Гриффина Дэвиса и развития его персонажа - банальная история 'взросления' и осознания того, что 'нацизм - это плохо'. Даже наличие безумно аутентичного в своём образе Сэма Рокуэлла не делает гэги более эффектными. То и дело шутки, большая часть из которых завязаны над стёбом агитации нацизма, вызывают лишь лёгкую улыбку, но смеяться особого желания не возникает. Точно так же, как Тайка не пытается выжать лёгкую скупую (мужскую или нет) слезу у зрителя. Повсюду витает легкий (лайтовый, уж простите) бриз Уэса Андерсона, маятник не выводит нас ни в сторону откровенно комедийной направленности, ни в сторону драмы. И несмотря на всю трагичность истории (во всех смыслах) - акценты расставлены так, чтобы грустить после всего увиденного в общем-то и не хотелось. И если в той же культовой итальянской картине 'Жизнь прекрасна' мы наблюдаем как хорошую комедию, так и душераздирающую драму - здесь рождается трагикомедия в самом негативно-нейтральном её смысле. Попросту скупое на эмоции кино, боязливо ступающее на любые стороны человеческого бытия. Разве что на гэги над агитацией нацизма не поступились. Подавляющий процент юмора на этом и строится. Безусловно, подобное кино всегда способно найти своего зрителя. И это подтверждает успех того же Уэса Андерсона. Но по скромному мнению владельца этих строчек, автор ступает на совершенно избитое поле, не выдавая жанрового перфоманса. Лишь лёгкий фильм о, по сути, тяжелых вещах. Образ вымышленного друга мальчика в лице Гитлера как олицетворение апогея пропаганды войны/нацизма и эксплуатации человеческой непросвещённости. Всё те же извечные, но избитые вещи в неинтересной жанровой обёртке с банальной историей. 6 из 10
Такой собирательный образ возник у меня после просмотра фильма Тайка Вайтити. Антивоенная сатира от эксцентричного режиссера выглядит красочно. С полоборота стартует бодрый сюжет, он поддерживается играющим в фоне ремастерингом “The Beatles” на немецком. В кадре мелькают именитые актеры - Рокуэлл, Йоханссон, уступая заглавную партию Роману Гриффину Дэвису. Последний искренне играет одержимого 10-го летнего арийца ДжоДжо, который в отсутствии отца создает воображаемого друга Гитлера(Тайка Вайтити). Детский разум мальчика впитал всю белиберду о народе Моисея, но благодаря еврейской девочке Эльзе(Томасин МакКензи) туман ненависти рассеивается, и рождается чувство с привкусом горечи. Все хорошо по отдельности, но когда части складываются в общую картину - получается неприятный и аляповатой пейзаж времен конца 2-й мировой. Безусловно, сатира должна быть яркой и острой. Однако, цирковой окрас ленты напоминает “пережженный” стиль Уэса Андерсона (“Отель “Гранд Будапешт”), который словно уши кролика выглядывает из фильма-шляпы Вайтити. Тайка копирует гротеск лагеря бойскаутов из “Королевства полной луны” в своем инциденте на учениях Юнгфольк. Но если в работе Уэса безумство подчеркивает особый статус героев, в “Кролике” оно походит на желание поразить зрителя буйством глупого юмора. Этот залп истеричной иронии накрывает и некоторых персонажей. Автор “Реальных упырей” уже умудрился превратить Тора в визжащую принцессу, и здесь его исполнение Гитлера абсолютно несуразно. Подобно незадачливому фокуснику Тайка вытягивает связанные платочки-идеи для образа клоуна-фюрера, беспомощно апеллируя к детскому представлению Джоджо об Адольфе. Даже при таком восприятии Вайтити не высмеивает тирана, а просто кривляется. Это больше напоминает жалкую пародию на комиков из “Монти Пайтон”, чем смешную игру Чаплина в “Великом диктаторе”. Шутки про обед из единорога, ересь про “жидов” не прибавляют сатиричного лоска Гитлеру, он - такое же блеклое воплощение нацистского хлама в голове мальчика. Мерзко и скучно наблюдать за актером-Вайтити. Чего не скажешь об игре Дэвиса. На лице 12-го юнца эмоции возникают настолько непринужденно, что хочется подвинуть впечатления от Хэйли Джоэл Осмента из “Шестого чувства” и вручить ему золотую статуэтку. Возможно предвидя судьбу актера, артистичная Йоханссон одинаково грациозно раскрывает талант парня и глаза Джоджо на истинные цели фашизма, а задумчивый Рокуэлл подставляет плечо мальчику в сложных сценах. Казалось бы, тройственный “союз” может победить нелепость всего остального? Нет, игра актеров накладывается на вычурные постановочные ракурсы, упомянутое ранее подражание авторскому стилю Андерсона. Вместе с глумливым сюжетом они превращают войну в забавную театрализованную постановку. Когда Гестапо вежливо заходит в дом по доносу и смеется над рисунками, когда бутафорски повешенные люди кинематографично выверено покачиваются в кадре, когда утаивание евреев в нацистской Германии становится забавной игрой в письма. А когда трагические события прилетают к тебе на крылышках фиолетовой бабочки, случившееся не вызывает сочувствия или скорби. За предыдущий час представления автор усадил зрителя в шапито, раздал сладкую вату, выпустил клоунов. “Не бойтесь и смейтесь”, - кричит иллюзионист-Тайка и с натянутой улыбкой распиливает ассистентку в ящике. Фильм Вайтити плох не потому, что в нем есть Гитлер, на его месте мог быть любой злобный кумир. Плохо удалась попытка пронзить страх смерти острием сатиры. Это оборачивается глупым тыканьем Пиноккио по нарисованному на холсте котлу, в котором кипят ужасы войны. За раскрашенной картинкой должен был открыться потаенный смысл цирка на экране: нацизм - зло, вместо этого из подвала отдает гнильцой переработанных идей и нелепым юмором.
С настоящим драматизмом получилось откровенно плохо, — самое страшное событие в жизни мальчик перенёс как-то довольно спокойно. Да и вообще жизнь ГГ выглядела слишком благополучной, что для воюющей страны весьма странно. Также в целом всё окружающее пространство было слишком «карамельным» и чистеньким, — вылизанные улицы без единой пылинки, все вокруг наглаженные и накрахмаленные, никто не кажется опасным, в этом мире нет воров, насильников и грабителей. К сожалению, повествование страдает схематичностью и упрощениями. Персонаж офицера-нациста получился странным и противоречивым. Его комично-брутальный образ так и не смог обрести свои чёткие формы, в результате герой превратился в сочувствующе-героически-жертвенный кисель. Показанная история не объяснила причины его странного поведения, поэтому персонаж выглядит примитивным «богом из машины». Ах, да, он же ещё и гомосексуалист! – повесточка в действии. Самое лучшее в картине — демонстрация внутреннего мира ребёнка и его переплетение с реальностью. Игра в нациста каким-то образом постоянно оставалась в рамках «плюшевости», не считая случайной травмы во время учений. В этой части неплохо получилось с юмором, с хорошей долей цинизма. Сумели ввернуть в историю даже мелодраматическую линию, и она выглядела приятно и ободряюще. Особое. По всему похоже, что кое-кому почудилось затухание интереса к тематике холокоста, и в результате возникло это новое художественное напоминание. Создатели картины «с оттяжечкой» оттоптались на давно умершем лидере Германии, умело надавав тому заочных лещей. Полагаю, в названии заложена игра слов «Джоджо Кролик» — «Роджер Кролик», но смысл и связь не понял. Чей-то зоркий глаз заметил в картине антисоветчину. Я не заметил: если фашистов расстреляли, значит, так было надо, никакой антисоветчины в этом нет. Вывод. Интересное кино, и весёлое, и грустное одновременно. Во всяком случае, красочное, и с хорошей долей юмора. Можно посмотреть.
Тайка Вайтити, режиссёр, умеющий превратить даже Рагнарёк в цирковое шоу, взялся за самую опасную игру — оживить Гитлера. Но не того, из учебников, а того, что живёт в голове десятилетнего нациста-неудачника. «Кролик Джоджо» — это чёрная комедия, где свастика становится детским карандашным наброском, а зиговать учат между уроков по метанию гранат. Джоджо Бетцлер (Роман Гриффин Дэвис) — мальчик, который верит в Гитлера так истово, что фюрер (сам Вайтити в усах и розовых носках) становится его воображаемым другом. Вместе они мечтают о войне, пока мама Джоджо (Скарлетт Йоханссон) не прячет на чердаке еврейскую девочку. Теперь Гитлер в голове мальчика больше напоминает истеричного клоуна, а война — игру, где проигрывают все. Вайтити рисует нацизм как детскую болезнь: Джоджо ненавидит евреев, потому что их описывают как монстров с рогами, но, встретив реального человека, теряет опору. Фильм — укол иронии в эпоху, когда идеологии снова щекочут уши подростков. Особняки с портретами фюрера, гестаповцы в чёрном, словно из комиксов, и война, которая заканчивается, едва успев начаться — всё это напоминает: фашизм смешон, пока не становится реальным. Для кого: Для тех, кто готов смеяться над абсурдом зла, но не забывает, что за каждой шуткой стоит труп. Не для: Ханжей, которые верят, что о нацизме можно говорить только шёпотом. «Кролик Джоджо» — это прививка от фашизма: смешная, нелепая, но такая необходимая. После неё хочется жить, а не зиговать.
Самый известный вампир современного кино Тайка Вайтити решил что хватит ему прятаться по темным углам и спать в гробу и подумал, а почему бы не замахнуться на Адольфа нашего, понимаете ли, Гитлера. Внезапно выяснилось, что нацисты удаются ему не хуже вурдалаков. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше мразей. Таким макаром он и до зомби докатится, которых и так уже на экранах с избытком и пора бы киношникам с мертвечиной притормозить. Очень надеюсь, что Тайка пойдет другим путем. Что касается самого фильма, то Чаплина он конечно не переплюнул, но харкнул в том направлении достаточно далеко. Если бы была номинация «Самый смешной фюрер», он бы ее непременно получил. Впрочем, Оскар за лучший сценарий тоже сойдет. Детский фильм про фашистов, взгляд на войну глазами ребенка, отнюдь не в новинку для Голливуда, но столь уморительной комедии на эту тему я еще не видел. Маленький немецкий мальчик живет в фашистской Германии и очень хочет стать настоящим нацистом. А поскольку истинный ариец из него так себе, на помощь юному патриоту приходит его воображаемый друг Адольф Гитлер. В исполнении Тайки Вайтити, который выбрал своим актерским амплуа буффонаду и клоунаду, фюрер, естественно, получился тем еще клоуном. И это правильно, потому что расставаться с кошмарным прошлым надо весело, как завещал нам еще один не менее известный хоть и не такой одиозный немец, Карл Маркс.
О Второй мировой войне в принципе трудно говорить, а уж шутить и подавно неприятно, но с ловкой толикой игривости и небольшой долей сарказма, свойственной Тайке Вайтити, события приобретают объяснимый и трогательный вид. Фильм, сделанный в узнаваемой для Вайтити ироничной манере, ненавязчиво и тонко затрагивает очень щепетильную тему этапа, хоть и заключительного, Второй мировой войны в Европе. Не даром по слогану картина значится 'анти-ненавистной', и в этом нет ни грамма свойственных комедиям противоречий. Сюжет не высмеивает основателя тоталитарной диктатуры Третьего рейха в духе Чарли Чаплина, но и не пародирует личность фюрера - большей частью сюжет строится вокруг впечатлений обычного немецкого десятилетнего паренька-энтузиаста, выбравшего Адольфа Гитлера своим идолом, который искренне верит в правильность намерений и идеалов своего кумира. Повествование так же выбрано соответствующе - по-детски неловко, невинно показаны наиболее острые моменты познания мальчиком сложностей выбора своего пути, и события, рассказанные от лица главного героя не кажутся шокируюшими и страшными - по сути, ребенок на своем опыте настоящего насилия и лишений, о которых толкует или читает, так и не узнал. Дабы не углубляться в пучину спойлеров, отмечу только, что в фильме необычно поданы как сами диалоги Джоджо с 'Гитлером', так и некоторые тревожные сцены, например, реакция капитана вермахта на обнаружение в дома Бетцлеров девочки-еврейки, или заключительные кадры, когда на город с двух сторон надвигаются американские и советские войска, но фоне которого отдельно хотелось бы выделить игру впечатляющего меня в последнее время Сэма Рокуэлла, так правдоподобно исполнившего роль капитана Кленцендорфа - противоречивого, но одновременно располагающего к себе грамотного руководителя, поступки которого говорят о его личности больше, чем любые чины и громкие звания. Вспоминать такое страшное, травмирующее время морально сложно, но свою миссию фильм, однозначно, выполнил – спустя столько лет, он напомнил, что каждый человек, взятый по отдельности, развивающая личность, способная понять и принять свои ошибки, рассуждать, меняться, независимо от того, к какой нации или социальной группе он принадлежит, и какой пост занимает. Такие чудовищные события нельзя забывать - нужно сделать выводы, и приложить все возможные усилия, чтобы похожего хаоса впредь не повторилось, а единственный к этому путь – самоотверженная и безграничная искренняя любовь к ближнему, понимание и сочувствие.
Фильм встречает картинкой в стиле Веса Андерсона: пёстрой, насыщенной (что нехарактерно для фильмов о войне), с выдержанной центральной композицией и обилием мелких деталей на фоне. Как и у Веса Андерсона, дети здесь непривычно серьёзные для своего возраста, и ведут себя сознательнее инфантильных и поверхностных взрослых. В унисон с комедийной тональностью фильма, действие очень театрально, и, чаще всего, преувеличено, а порой и вовсе доходит до абсурда. Вместе с тем, если поскрести поверхность, за этим фасадом стоит полный набор серьёзных тем о войне. Одной из наиболее ярких здесь является образ врага. Пропаганда старательно демонизирует его, наделяя самыми немыслимыми отрицательными качествами, заставляет смотреть на противника не как на человека. Так легче смотреть ему в глаза, когда убиваешь. Другим интересным образом в фильме является “внутренний Гитлер”, которого предстоит победить герою, чтобы очистить себя для новой жизни. Это такой классический “дьявол на плече”, шепчущий на ухо гадости. На эту роль в нашей жизни отлично подходят телевизор и интернет, где обитают миллионы маленьких Гитлеров. Второстепенные герои не менее образны. Эксцентричный фашист капитан, которого за проступки ссылают на всё более бессмысленные задачи, а он, кажется, всё больше проникается отвращением к происходящему. Единственный друг главного героя, который, в отличие от него, сумел достичь их общей мечты и стать солдатом. Не задумывающийся, ни о чём не жалеющий, просто следующий указаниям. Гладя на него, кажется, что все дети из Гитлерюгенда в фильме — это, на самом деле, такие образные взрослые: будучи ослеплёнными пропагандой, они просто не в состоянии вести себя как сознательно. Фильм загримировал большинстве сложных тем, оставив на виду трогательную историю о любви.
В России не была допущена, а на Оскаре взяла лишь одну награду за лучший адаптированный сценарий, все это о картине новозеландского режиссера Тайки Вайтити «Кролик ДжоДжо». При этом нельзя сказать, что фильм, обласканный критиками, снискал широкую популярность и о нем будут спустя десятилетия вспоминать, как о гениальнейшем произведении. Зеленые и беспечно успокаивающие пейзажи меньше всего наталкивают тебя на то, что ближайшие два часа будут наполнены едкой и уморительной сатирой о таком явлении, как нацизм. А пока капитан К рассказывает о том, что ждет деток в лагере Гитлерюгенда, краткий экскурс в синопсис фильма. Тайка, играющий к слову самого фюрера, снял комедию о том, как юный ДжоДжо помешанный на преданности арийской крови вместе со своим воображаемым другом Адольфом Гитлером попадают в ситуацию, когда оказывается, что в его истинно нацистском доме прячется еврейка. На этом противоречии и строится повествование фильма, ДжоДжо попал в мир, где запудренные мозги стали нормой и постепенно он освобождается от этой красно-черной пелены. При этом это уж точно, не о пропаганде или холокосте, этот фильм скорее манифест абсурда, желание рассказать о том, что даже ребенок способен понять глупость происходящего. Вайтити сделал, казалось бы, картину, в которой мало чего уникального, но его умелый синтез своих наработок и известных стилевых решений делают этот фильм выдающимся. Это не первое смелое высказывание на резонансную тему, ранее Тайка снял «Мальчика», драму о запутавшемся ребенке, так что это не первая работа режиссера с тематикой детства. С точки зрения стиля «Кроли ДжоДжо» очень напоминает, картины Уэса Андерсена, все его фирменные 2D кадры, когда ты такое чувство смотришь театральную постановку, ты видишь сцену, и что невероятно важно, проработанную до мельчайших деталей обстановку. Например, когда в начале ДжоДжо стоит перед зеркалом, можно заметить на стекле наклейки с нацисткой символикой, все это работает на погружение, мы должны верить в творящийся тут абсурд. Ведь это хоть и гипербола, но довольно таки реалистичная. Другой фишкой фильма, можно считать постоянные жанровые вставки, когда Вайтити подражает, то классическим хоррорам, то психологическим триллерам, то, опять же, превращает все в военную эпопею калибра «Спасти рядового Райана». Комизма добавляет и монтаж, постоянно включающий рапид или монтажные склейки через движение. Герои радостно сжигают книги и бегут с гранатой в руке, чем не секта в масштабе страны. Главный конфликт сюжета это взаимодействие мальчика и фюрера, как они проходят свою эволюцию. ДжоДжо, который в начале полностью уверен в своей идеологии, и его резкие уверенные движения, как бы утверждают нам, что он готов на все, но столкнувшись с тем, что «стрельба и разные взрывы» это по правде не очень то и весело, герой Дэвиса начинает все больше отдаляться от Гитлера, который начинает не доверять ДжоДжо и просит разобраться с «жидовкой». Этот конфликт, построенный на противоречии развития и стагнации, главная соль повествования. В определенный момент мы уже все меньше и меньше видим фюрера и постепенно эта политическая сатира превращается в личную историю, где есть место любви и преданности. Вайтити иногда включает рефлексию на тему холокоста и еврейства. Эльза, еврейка, которая попала под опеку матери главного героя, предстает нам обычной девушкой, точное не такой, какой нам рисует ее немецкая пропаганда. С этим связан в принципе довольно большой кусок сюжета, образ еврея. Как офицеры обсуждают жизнь и сходятся на том, что евреи причины всех бед. Здесь также персонаж Юрки, друга ДжоДжо выступает, как плывущий по течению, он постоянно говорит, что делать что-то уже не «модно». Ненавидеть евреев всего лишь прихоть времени, прихоть обиженных и оскорбленных. Трудно не упомянуть и мать главного героя, которую блестяще отыграла Скарлет Йоханссон. Ее ужин с сыном это отдельный «оскаровский» бенефис, семья вне политики, и главная в этой сцене именно эта идея. Она является лицом честности и при этом символом выживания здравого смысла. Перемежаясь между законом и свободой, она становится для ДжоДжо ориентиром на пути к становлению и превращению в самостоятельного человека. «Кролик ДжоДжо» сочетает в себе черты, как сатирической комедии, так и метафоричной драмы. ДжоДжо пытается стать самостоятельным и свободным, завязать свои шнурки и пуститься в танец, ведь именно он олицетворяет настоящую свободу и жизнелюбие. Вайтити снял фильм, где герой снимает повязку с глаз и в танце уходит во взрослую жизнь. 9 из 10
Ушедший год стал для меня годом Тайки Вайтити. Конечно, его проекты начали придаваться широкой огласке около 6 лет назад с выходом «Реальный упырей», для меня режиссер и сценарист стал открытием совсем недавно. Началось все с нашумевшего «Тора: Рагнарек» - одного из немногих фильмов, выделяющихся на фоне «марвеловской» киновселенной. Было явно заметно появление нового голоса в этой среде, и настоящего художника со своими красками и палитрой. Но речь пойдет, конечно же, не о Торе, а о лучшем, на мой взгляд, фильме ушедшего года – «Кролике Джоджо». Конечно же, многие скажут, что «Ирландец» или «Однажды в Голливуде» куда более мощные проекты, но осмелюсь не согласиться, и сейчас поясню почему. Если вкратце вспомнить сюжет «Кролика Джоджо», то нас погружают аж во времена Второй Мировой войны, а если быть точнее, то в самый ее конец. Главный герой – маленький «фанатик» Джоджо, который всем сердцем верит, что однажды Германия захватит мир, и он сам станет ближайшим помощником Гитлера. Но неожиданно для себя самого Джоджо обнаруживает в своем доме прячущуюся девочку – еврейку. Воображаемый друг мальчика – сам Адольф Гитлер – настоятельно рекомендует ему «сжечь» еврейку. И тут перед Джоджо встает нелегкий выбор: сдать эту «ведьму» на растерзание «Великому» Рейху, либо оставить все как есть, так как пока что девочка никак ему не навредила. В чем превосходство «Кролика Джоджо» над вышеупомянутыми более явными фаворитами наградного сезона? Нам демонстрируют мальчика, который настолько сильно помешан на нацистском режиме, что он в любой момент готов взять оружие и оправиться на фронт, во имя «славного» фюрера. Но в то же время Джоджо очень неуклюж и труслив, и многие сверстники постоянно напоминают ему об этом (не зря же КРОЛИК Джоджо). Тем не менее, он не сдается, постоянно обращается за советом к своему воображаемому другу, старается хоть как-то быть полезным «Великому Рейху». Но с появлением в его жизни девочки – еврейки, его жизнь начинает принимать другой оборот. Мальчик впервые в своей жизни подвергается сомнениям, испытывает чувства, которые ныне не были ему знакомы. С одной стороны он как истинный ариец обязан сдать еврейку, либо прикончить ее самостоятельно, но не будем забывать, что ярый сторонник Гитлера – всего лишь мальчик, который очень увлекся игрой в нациста – патриота. С самого рождения он вынужден был расти именно в этой стране и именно в это время. Спросите себя: кем были бы Вы, если бы родились в фашистской Германии? Конечно, многие скажут, что мы бы ни за что не одобрили подобный режим, что весь режим Гитлера построен на жестокости, злости и бесчеловечности, и с этим трудно не согласиться. Но если бы мы были на месте Джоджо… Кто знает, может быть, кто-то и был бы таким же фанатиком. Для справки – я ни в коем случае не одобряю фашистский режим, я так же как и любой россиянин, всячески презираю и ненавижу Гитлера и его режим. Но в рамках фильма мы можем дать волю фантазии. И так как Джоджо имел ложные представления о евреях, встретив Эльзу (так зовут девочку – еврейку), весь мир для него перевернулся вверх дном. Когда Джоджо узнавал о евреях, ему представлялись чуть ли ни чудовища, которые готовы в любую минуту сожрать немецкого мальчика, даже не поперхнувшись косточкой. А по факту оказалось, что они такие же люди, как и все, может быть со своими национальными причудами, но все же ЛЮДИ. Принять подобную правду не так-то просто, когда всю жизнь ты веришь, что должно быть именно так, и никак иначе, а выясняется, что на самом деле все наоборот. Это как с Дедом Морозом: в один прекрасный момент ты узнаешь, что все подарки, которые ты находил под елкой на Новый год в детстве, оставляли родители. И тут становится ясно, что тебя обманули! Так же и с Джоджо. Он оказался обманутым целым государством. А что если и весь режим построен на подобной лжи? Получается, что мальчик верил в ложные идеалы. И сразу же в голове возникает мысль: оказывается жизнь ни такая простая, как казалось на самом деле. Что мир окрашен не только в черное и белое, к тому же белое может быть и ни белым вовсе. Что человек может испытывать к другому человеку определенные чувства, которые могут подтолкнуть на героические, а порой и необдуманные поступки. Что одна единственная встреча, или горестная утрата, может изменить все. «Кролик Джоджо» - это история взросления, мечтательных надежд и великих утрат. История, которая до боли знакома каждому из нас, в тех или иных аспектах, часть которой мы проживали сами. История, над который мы искренне смеемся и плачем. История, которая трогает нас до глубины души. Чего я не сказал бы об «Ирландце» или «Однажды в Голливуде» (хотя это тоже очень достойные фильмы).
Меня тоже немного пугала концепция фильма - комедия про нацистов - не дай бог, получится очередной 'Гитлер, капут'. Совершенно напрасно, как оказалось. Трагедия и фарс здесь смешаны в нужных пропорциях. Ведь когда десятилетний мальчишка бросает нож 'за родину, за фюрера', а попадает в ногу товарища - это действительно смешно, а когда показывают повешенных на площади людей - это страшно. Моральные акценты расставлены верно. Все нацисты показаны либо дураками, либо упырями, либо поехавшими на войне фриками - 'хороших' нацистов сюда, к счастью, не завезли. И даже смутивший многих воображаемый 'лучший друг Гитлер' (которого в фильме не так много, как в трейлерах) довольно быстро раскрывает свою истинную сущность. Фильм рассказывает об искаженном пропагандой внутреннем мире десятилетнего ребенка, где в темноте вместо слендермена прячется вампир-еврей, а Гитлер - не убиваемый бомбой супермен с бронированными ногами. И о том как быстро облетает с души эта мертвая шелуха при первом же движении истинных чувств - будь то любовь, боль или просто радость жизни. По-моему очень верный посыл. Ну и да, актеры сыграли отлично. А двух фриков в мантиях я забуду не скоро. 8 из 10
Тайка Вайтити, известный шутник и замечательный пародист, остаётся верен себе, независимо от актуального времени и места разворачивающегося действия, пусть это катящаяся к капитуляции Германия на исходе Второй Мировой войны, а главному герою картины чуть больше десяти годков вместе с не выбитым из ума детством, когда по добру не значит ещё по здорову, а то, что пока не постижимо умом, проверяется чистым сердцем. Режиссёр раньше уже снимал пародийный фильм про мальчика, и на этот раз он идёт своим любимым путём, помещая робкого Джоджо в «Королевство Полной луны», где соревнуются отряды гитлерюгенда, евреи кажутся страшными монстрами, а жизнь - приключением или долгой игрой, а Вайтити не перестаёт передёргивать карты, подменяя драматическую масть комедийной фигурой, но, что важно понять, он не пародирует войну, он пародирует сюжеты и переиначивает темы голливудских хитов, тактично сочетая юмор с трагедией. Он абсурдизирует фашистские ритуалы, школьные линейки и болтовню преподавателей в учительской, гипертрофирует буллинг, но разом сбрасывает прыть, когда мальчик подходит к телам на виселице: единственное, с чем не шутит Вайтити, так это со смертью, с которой знаком и Джоджо, и его мама, и девочка за стеной - тень Анны Франк, вернувшейся призраком из фильма ужасов, - это та самая грань, которая отделяет форму от содержания, стилизованного под детский взгляд взрослеющего ребёнка в разгар войны миров постигающего счастье любви и цену жизни, сменяя детский лепет на философские афоризмы Рильке, становясь ровней со своей старшей сестрой. Здравый смысл сохраняет удалой Роман Гриффин Дэвис, спрашивающий совета у недалёкого фюрера, которого с оглядкой на Чаплина задорно сыграл сам Вайтити, справедливо доверяя словам матери опекающей сына вниманием заботливой Скарлет Йоханссон, чья любовь в глазах Джоджо побеждает глупого Адольфа без помощи запоздалых союзников, а своеобразный юмор режиссёра объявляется сатирическим приговором войне.
Бывает, топаешь по осеннему лесу. Под ногами шуршит ковёр из тысяч разноцветных листьев. Жёлтые, золотые, красные. Подгнившие, разорванные и вдруг — бац! Зеленый и такой летний и почти нетронутый позолотой свежий лист. И ты радуешься этой находке. Свежее и живое. Именно таким стал фильм «Кролик Джоджо» для меня как зрителя. Удивительным и по форме, и по стилистике. Часть зрителей поглядев эту вещь поморщатся и вынесут вердикт, что перед ними неудачный фарс. Что не надо было выставлять нам такого Гитлера. Зачем, мол, из монстра лепить придурковатого остолопа в ядовитых жёлтых шароварах? Совсем нестрашного, смешного, в чём-то даже привлекательного. И все это еще под музыку «Битлз». Другая часть зрителей и я в том числе будут смеяться и поражаться такой вот трактовке одного из самых одиозных исторических персонажей. Для меня «Кролик Джоджо» стал этакой каруселью эмоций. Где страх перемежается разряжающим напряжённую атмосферу смехом. Где слёзы и виселицы «фаршируют» тело гротескной поджаренной «тушки» под названием фильм «Кролик Джоджо». Вроде бы фильм как будто снят для детей. Но в то же время в нём поднимаются глубинные вопросы человеческой жизни середины 20 века. Чем люди отличаются друг от друга? Почему одни берут право считать себя выше других? Может ли нацист и еврейка быть друзьями, или только врагами? Режиссёр Тайка Вайтити решился взяться за довольно рискованный для своей неплохой репутации проект, надо сказать. Фантастическая история про 10-летнего блондина- нациста с воображаемым другом — малоприятным персонажем и диктатором Гитлером- не кажется кассовым хитом. Скорее, такой тандем заинтересует больше психиатров, нежели серьезную зрительскую массу. А ведь Вайтити имеет в багаже один из лучших проектов Марвел - «Тор. Рагнарёк» и невероятный по умению создания новых вселенных сериал «Мандалорец». И вот он вместо того чтобы и дальше рубить «капусту» на кассовых фильмах, делает изгиб в своей карьере и идёт на морковку, которую так любят кушать кролики. «Кролик Джоджо» - совсем иное кино, и предсказать ему успех никто не мог бы даже в самых радужных снах. Этот шаг режиссёра оказался оправданным. Вещь получилась на загляденье. Это вообще один из лучших комедийных фильмов и нестандартных одновременно за последние пятилетие. В центре повествования судьба 10-летнего мальчика на закате Второй мировой Войны. Голова его напичкана нацисткой пропагандой. Он сжигает книги, верит в бредни, что евреи ходят с рогами и спят как летучие мыши вверх ногами, прикрепившись к потолку ступнями. Джоджо Бетзлер (актёр Роман Гриффин Дэвис) свою роль талантливого мальчика исполнил наивно-трогательно. И это его дебют в кино и классный дебют! Какие глаза он делает, когда один из нацистов рассказывает ему, что русские уже под Берлином и они едят нациков на завтрак. В том взгляде и страх, и неверие, и желание спрятаться куда-то под пол от всего этого военного ужаса. Он чувствует, что что-то не так со всей этой нацисткой системой. Но не сразу понимает это, а развивая свою наблюдательность и делая выводы. Нацизм близок к своему краху. Паренек все еще надеется, что кто-то спасет его Германию. Умильно слышать, как он интересуется у своего приятеля (очень колоритный толстячок Йорки (Арчи Йейтс) кто воюет против Германии сейчас? Ответ: почти весь мир. Европа, русские, американцы, китайцы. Африканцы и проч. А кто за нас? Одни японцы. И заметь, они не шибко то походят на истинных арийцев. Вот какая незадача. Дело Гитлера гибнет на глазах парня. В целом кинематографический прием, когда самые большие диктаторы подвергаются не очернению, а насмешке, не нов. Вспомним хотя бы «Великий Диктатор» Чарли Чаплина. Тусклая, не смешная, наспех состряпанная отечественная лента «Гитлер капут». А вот в «Кролик Джорджо» актер-режиссёр Тайка Вайтити подал образ Гитлера в крайне гротескной манере. В стиле Чаплина, и даже внешне они весьма похожи. И если мы ищем параллели и дальше, то и киношная мама Джорджо Рози (Скарлетт Йохансон) своим образом отсылает меня к великой Мерлин Монро. Жаль, что ей авторы проекта отрезали такой небольшой кусочек от пирога под названием фильм «Кролик Джорджо». Но и в условиях ограниченного хронометража Скарлет сумела создать образ женщины с Большой Буквы. Философа. Борца. Матери. Между ней и сыном как будто существует некая неуловимая глубинная ментальная привязанность. Она очень женственна при этом в фильме. И — яркая. Нельзя обойти стороной и вроде бы простенькую роль начальника лагеря нацистов для «правильного» воспитания детей капитана Клензельдорфа (Сэм Рокуэлл). Поначалу это просто карикатура, плоский образ нациста, со странностями, не стоящий и выеденного яйца. И тут — бац!- он оказывается одним из самых многоплановых персонажей. В нём никак не ожидалось мне, как зрителю, увидеть человечность, благородство, находчивость. Он - нацист, но странно, вызывает даже некоторую симпатию. Что касается подруги Джорджо, которую он и не ждал и не ведал увидеть, а тем более подружиться, Эльзы (Томасин Маккензи), то что-то особенное сказать об этом персонаже сложно. Не шибко то разгуляешься в плане проработки пластики образа сидя почти весь фильм за стенкой. Умна и красива, да. Вот и всё, пожалуй. В целом, фильм «Кролик Джорджо» одна из лучших пародий на диктаторов в кино и реально смешная, глубокая комедия-фарс. Эта вещь подарит зрителю целую гамму эмоций. 10 из 10
Не часто увидишь картину, которая высмеивает Гитлера и нацизм в общем. Посмотрев трейлер оскароносного фильма «Кролик Джо Джо», я сразу же поступил как типичный быдлан и опрометчиво дал свою оценку фильму «Очень смешно. Надеюсь Тайку Вайтити будет так же смешно когда его фильм провалится в прокате и заберёт Золотую Малину». Как вы поняли, фильм смотреть я не собирался. Но сказать, что я удивился, когда фильм номинировался на шесть Оскаров — это ничего не сказать. Только из-за этого я решился посмотреть Кролика. По слухам, Тайка Вайтити задумал снять некую сатиру по мотивам книги ещё в 2012-2013 году, но его никто не поддержал и все отказались помогать Вайтити в этом «гиблом» деле. И наконец-то, спасибо Фоксам, они все-же приняли предложение снять фильм «Кролик Джо Джо», при одном условии, Тайка будет играть Гитлера, сам не знаю почему. И Фоксы совершенно не прогадали. Оскар за лучший адаптированный сценарий и сборы в размере 70 миллионов при бюджете в 10 миллионов. Да, не такие уж и большие деньги по сравнению с тем, сколько МИЛЛИОНАФ получают создатели конвейерного дерьма по типу «Капитан Марвел». Как по мне, так именно «Кролик Джо Джо» заслуживает всеобщего внимания и уважения. Это было очень смелое решение, снять фильм такого формата. Где высмеивается вся нацистская пропаганда, всё нацистское движение, Вермахт и частично Вторая мировая. В Кролике рассказывается про десятилетнего мальчика, который из-за пропаганды и вымышленного друга Гитлера забыл про все моральные принципы и превратился в фанатика «боготворящего» нацизм. Его мать — не пытается переубедить сына, чтобы защитить его от Гестапо. Внезапно, мальчик встречает еврейку, которая в будущем сыграет большую роль в его жизни. Трейлер не советую смотреть, ведь из-за него у вас сложится фальшивое мнение о фильме, ведь там чисто «хи-хи-ха-ха, смотрите Гитлер танцует, как это смешно». А на самом деле «Кролик Джо Джо» затрагивает важные современные проблемы. Например, некоторые индивидуумы, которые не умеют здраво мыслить и не понимая что они творят берут чьё-то чужое мнение, выдают его за своё, и следуют за этим псевдо-мнением. Это, собственно говоря, и есть смысл пропаганды. Внедрить в мозг человеку что-то своё, а потом с помощью манипуляций превратить его в собственную марионетку. Ещё фильм затрагивает и другую важную вещь — войну. В начале она показана в виде, повторюсь, некой сатиры. Но ближе к концу шуток становится меньше и фильм превращается из комедии в драму. Где ребёнок, смотрящий на все ужасы происходящего, меняется. Так что, посыл у фильма есть и ещё какой, их тут даже больше чем один. «Кролик Джо Джо» ещё номинировался на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. И как жаль, что Скарлетт Йоханссон его не получила. Она одна из лучших актрис современности. Йоханссон номинировалась как лучшая актриса первого и второго плана (в разных фильмах) И в обеих проиграла. Она отлично вжилась в роль «заботливой» мамы и выложилась на полную. Надеюсь, в следующем году она будет играть ещё лучше, чем отлично и наконец получит свой Оскар. Сэм Рокуэлл сыграл в фильме тоже весьма ключевую роль, почти каждая сцена с его участием вызывала улыбку и демонстрировала его талант. И спасибо тем, кто подбирал музыку к фильму. Моя любимая песня Дэвида Боуи «Heroes» идеально вписывается в атмосферу фильма. Я рад за Вайтити, он заслуженно получил свой Оскар, но к сожалению получил не такое большое внимание зрителей. В России Кролика вообще не показывали. «Некая сатира» с диезом в начале, превращается в грустную драму с бемолем. И заканчивается бекарной кодой. После просмотра остались только лишь положительные эмоции от фильма, местами он грустный, местами смешной и этот весело-плачевный контраст создаёт отличную, и затягивающую атмосферу.
Положительных рецензий на этот фильм и так хватает, но я всё же внесу и свою лепту, а поскольку о большей части достоинств картины уже было сказано немало, буду краток. Каких-то завышенных ожиданий касательно 'Кролика Джоджо' я не имел, хоть и отношусь к Тайке Вайтити весьма положительно: впрочем, именно от него я не ожидал настолько запоминающегося, яркого, нетривиального и, как бы это пафосно ни звучало, но по-настоящему нужного кино. То, что по трейлерам казалось балансирующей на грани сатиры и стёба комедией на не самую смешную тему, оказалось мастерским, глубоким, но при этом динамичным и лёгким для восприятия фильмом, несущим в себе гуманистический посыл и поднимающим не особо-то освещённую в кинематографе тему влияния нацизма на жизни тех, кто жил в самой Германии. Главный герой, десятилетний мальчик, которого и прозвали Кроликом Джоджо, проходит путь от фанатичной преданности принципам нацистской идеологии и возведения личности Гитлера в культ до полного краха всей известной ему картины мира, и именно в решении перенести на большой экран подобную историю и заключается главное достоинство творения Вайтити: мы много раз видели, как рушатся судьбы жителей тех стран, в которые вторглась Германия в ходе Второй мировой, но часто ли нам показывали, что жестокий, бесчеловечный, осуждённый историей нацистский режим, поднявший экономику Германии до высочайшего уровня и сделавший из неё державу, способную семь лет воевать со всем миром, ещё и ломал жизни германским детям, росшим в условиях тотальной пропаганды и не осознававших реального положения дел (более того — не имевших возможности осознать его), а потом, после смерти Гитлера, краха нацизма и поражения в войне, оказавшихся перед фактом полного несоответствия всего, что они знали, окружающей действительности?.. Одним из таких ребят и оказывается Джоджо, и, как я уже сказал, на мой взгляд, именно эта редко поднимаемая в кино тема и является главным достоинством фильма, поскольку делает его действительно нужным, актуальным. Впрочем, хватает и других достоинств, о которых я не буду подробно распинаться по изложенным в начале рецензии причинам: отмечу лишь, что все актёры прекрасно отыгрывают свои роли (хоть и, как и в случае с 'Брачной историей', не совсем понятно, за что Скарлетт Йоханссон удостоилась номинации на Оскар), особенно запоминается дуэт Сэма Рокуэлла и Альфи Аллена, ну и, разумеется, сам маэстро Вайтити в образе Гитлера, друга Джоджо номер один (хоть и вымышленного). Немногочисленные шутки и забавные ситуации и вправду смешные, но не переступающие при этом черту морали, а снято всё бодро и приятно глазу. Без шуток, один из лучших фильмов 2019-ого года и мой личный фаворит на Оскаре 2020 в ряде номинаций. Неожиданно оригинальное, необычное и значимое кино. P. S. За Heroes Дэвида Боуи на немецком — отдельное спасибо создателям. 10 из 10
По началу мне было непонятно почему этот фильм запретили в России, если на протяжении всего произведения идет высмеивание нацизма. Посмотрев фильм, я поняла, что высмеивается не только Гитлеровская идеология, но и цели войны в общем. От лица 10-летнего мальчика показывается весь абсурд войн и ненужных смертей. Возможно именно это и не понравилось российским критикам. Зная прошлые работы Тайки Вайтити, очевидно ожидать хороший юмор и немного драматизма. Хотя именно драмы, особенно под конец, достаточно. Мне нравится, как в фильме нарочно перегибают палку с нацизмом: неуместно много раз повторяют фразу «Хайль Гитлер», практически в каждом кадре есть нацистская атрибутика и многие другие менее заметные детали. Очень рада, что именно он взял Оскар за лучший адаптированный сценарий в этом году. В роль Гитлера Тайка так же прекрасно вписался. Фильм совершенно по-разному воспринимается в зависимости от того, кто его смотрит. Возможно кому-то высмеивание такого трагичного периода покажется неуважением ко всем погибщим, и такой зритель не сможет смотреть эту картину дольше десяти минут. Для других это как глоток свежего воздуха и некое новаторство. Военных драм уже было снято великое множество, а вы попробуйте снять комедию о войне. Задача посложнее, хотя уже и было подобное, например, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, но оба фильма имеют совершенно разные цели повествования, поэтому не совсем корректно их сравнивать. Роман Гриффин Дэвис, сыгравший главного героя, несмотря на малый возраст, справился с ролью прекрасно, ему действительно веришь. Джоджо олицетворяет необдуманный фанатизм многих взрослых людей над любой идеологией. Бездумная вера в сказанные другими авторитетами факты, слепое и стадное движение за группой людей, желание быть частью этой «элитной группы». Все это было присуще немцам того времени. Но Джоджо не стоит на месте на протяжении всего фильма, а меняется и взрослеет, меняет свое мнение насчет Гитлера и евреев. Хочется еще обратить внимание на друга главного героя – Йорки (Арчи Йейтс). Обычно дети в фильмах все портят, но в данном случае Роман и Арчи удивляют своей милотой и наивностью, хоть за ними и стоит ненависть с шовинизмом. Надеюсь, что их обоих ждет большая карьера в Голливуде. Самая важная часть фильма — это взаимоотношения еврейской девочки Эльзы и Джоджо. Учитывая его знания о евреях, он действительно боялся ее, но детский интерес взял свое, и он стал изучать ее более детально. Эльза подыгрывала ему во многих моментах, потому что только таким постепенным подходом можно сломать уже сложившиеся стереотипы в голове мальчика. Чем больше герой узнавал Эльзу, тем больше понимал, что ничем она не отличается от всех остальных людей, окружающих его, но в отличие от них девочка вынуждена скрываться от всего мира в стенах старого дома. Многим не понравилось, что под конец (буквально на протяжении нескольких секунд) советских солдат выставляют не в лучшем свете. Почему это должно нас оскорблять? На деле этот солдат не сделал ничего такого плохого, но некоторые люди умудрились увидеть в этом русофобию. Главное помнить, что на войне нет хороших людей. И даже советские военные совершали ужасные вещи. Из-за того, что настоящие видео, сделанные во времена второй мировой, являются черно-белыми, наш мозг воспринимает их не настолько реальными, какими они были на самом деле, но в этой картине все показано очень приземленно и по-настоящему. Яркость красок придает еще больше комичности. Даже когда Берлин почти весь разрушен, создатели не окрашивают картинку в тусклые драматичные цвета, а показывают все так, как оно было в реальной жизни. Подводя итог, могу сказать, что фильм мне понравился, но из-за своей легкости и переигрывания(хоть и намеренного) сложно воспринимать это творение как настоящий шедевр, поэтому оценка будет все же чуть меньше 10. 9 из 10
Режиссер коммерческих лент родом из Новой Зеландии снял один из самых нашумевших фильмов прошлого года, это факт. Но из-за чего этот шум и что вообще это было? Вот вопрос, который задает себе после просмотра требовательный к кино синефил. «Кролик Джоджо» получился очень нестандартной картиной не столько в плане мессиджа, а скорее из-за стилевой и атмосферной эклектики, смешивающей карнавальное и трагическое. Тем же путем идут другие киноскандалы последнего времени: «Смерть Сталина» и «Праздник». Почему возник социальный запрос снимать черные комедии на материале, который считается неприкосновенным, рискованно работая на границах табу и деконструируя исторические мифы – это уже другой вопрос. Но эти попытки, как-то особенно болезненно воспринимаются в России, особенно приверженной мифам. Справедливости ради стоит сказать, что эти три картины довольно невысокого художественного уровня, и говорить о них, может, бы и не стоило, если бы не мощный социальный резонанс и больные идеологические мозоли. В случае с «Кроликом Джоджо» дело обстоит проще и мягче: это не нацистская пропаганда (вспомним хотя бы, что делает Джоджо со своим «другом» в финале) скорее попытка политической карикатуры. Впервые на экране (по крайней мере, я других попыток не помню, может быть, разве что «Собибор») мы видим еврея (в данном случае – еврейку), который не мученически и безропотно принимает свой удел, а борется за выживание. Этот яркий, благородный образ лично для меня покрывает многие недостатки картины, к которым можно отнести и «хорошего» нациста в исполнении Сэма Рокуэлла, и моральную двусмысленность в характеристике самого Джоджо, а также слабые, несмешные шутки и гэги. Смысловой центр фильма Вайтити – перерождение нациста-ребенка от дремучего антисемитизма к пониманию и сочувствию евреям и разочарованию в нацизме как таковом. Режиссер делает все от себя возможное, чтобы нацистские мифы, вся их гнусная идеологическая ложь выглядели гротескно, но больше смешно, чем страшно. Особенно удались разговоры Джоджо с еврейкой, в которых видна убогая нелепость нацизма, в которую может поверить разве что ребенок. Художественная сила «Кролика Джоджо», которую не могут нейтрализовать никакие недостатки, - это именно портрет ребенка с промытыми мозгами, вполне удавшийся исполнителю главной роли, очень сообразительному пацану. Усвоив уроки «Амаркорда», где также проведена параллель между фашизмом и мировоззренческой незрелостью детей и подростков, Вайтити пытается показать взросление ребенка через отказ от заблуждений. «Кролик Джоджо» - настоящая ода зрелости, прощанию с фантомами детства, которые обычно показываются окутанными очарованием, здесь же они чудовищны в своем человеконенавистничестве. Все же несмотря на размах замысла, на изощренность его стилевого решения (в которое не входит вылизанный голливудский видеоряд, хотя может быть, постановщик намеренно сделал фильм столь красочным, чтобы передать восприятие детства), считаю этот фильм скорее неудачей, чем победой, а все потому, что гротеск – более сложный прием, чем простая карикатура, он требует изысканного баланса между смешным и страшным (Марко Феррери, например, это умел). «Кролик Джоджо» же вызывает улыбку от силы раза два: это настолько черный, что даже уже и не юмор, Вайтити перебрал, перегнул палку, с другой стороны, на таком материале иначе было невозможно. То, что «Кролик Джоджо» - комедия лишь номинально говорит и тот факт, что почти все актеры играют плохо (кроме пацана в роли самого Джоджо и актрисы, сыгравшей еврейку), на грани и за гранью китча, в связи с чем вспоминается отечественный образчик черноюморного дурновкусия – «Гитлер капут!», с который у ленты Вайтити на самом деле так много общего, что устанешь загибать пальцы, перечисляя. Чтобы фильм был смешным, он не должен быть пошлым, а что может быть пошлее толстухи-нацистки, без устали изрыгающей нацистские штампы (кстати, тем же путем пошел Спайк Ли в «Черном клановце»)? То, что «Кролик Джоджо» фигурирует в оскаровской гонке показывает, что хоть он и сделан нестандартно, не по лекалам Голливуда, но вполне в контексте толерантности (иначе бы его просто не только не выдвинули на Оскар, но еще и запретили бы в Штатах). Таким образом, скандальная шумиха в СМИ вокруг этого фильма, как это часто бывает, вызвана теми, кто его просто не видел. Хотя при желании можно придраться к сцене расстрела «злобными советскими солдатами хорошего нациста», при том, что доблестные американцы, как всегда в этом не замечены, в целом «Кролик Джоджо» не оправдывает ту шумиху, которая вокруг него возникла. В нем есть сильные моменты и даже невероятно трагические сцены, пробирающие до печенок (например, обнимание повешенного, не буду говорить кого и кем, чтобы не заспойлерить), отличная игра десятилетнего Романа Гриффина Дэвиса и Томасин МакКензи в роли храброй еврейки. Даже пережимающая все мыслимые пределы карикатуры китчевая игра Тайка Вайтити выглядит в контексте фильма органично, в духе Кукрыниксов. Но если анализировать впечатление от «Кролика Джоджо» в общих чертах, то стилевой эксперимент по созданию черной комедии о нацизме не удался – слишком страшный материал, который попросту не может быть смешным. Даже Феррери бы не смог с ним справиться на должном уровне. Однако, при всем этом, «Кролик Джоджо» вполне получился как проникновенный рассказ о мировоззренческой незрелости, преодолеть которую может только жизненный опыт.
Кролик Джоджо - превосходный оскаровский лауреат, который после просмотра вызывает бурю эмоций. События фильма разворачиваются во время Второй Мировой, но не волнуйтесь это не классическая драма об ужасах войны. Как ни странно, фильм в жанре комедия. При чём слегка сатирический и, слава богу, не имеет пародийных черт (которыми откровенно грешит отечественная картина «Гитлер Капут», хотя последняя в юмористическом жанре несёт более анекдотичный характер истории. Поэтому фильм вспоминается как плохо рассказанная шутка). В первую очередь этот фильм – милая история о детском взгляде на мир и взаимодействии с ним. А видим мы это с помощью нашего главного героя – десятилетнего мальчишки Йоханнеса Бетслера: бравого Гитлер-югента – проще говоря, пионера-фашиста – с очень богатым воображением и, как следствие, воображаемым другом. Товарищ его довольно специфичен, начиная с имени – Адольф. У него также имеются смешные усы и громкая фамилия – Гитлер. По такому резюме может показаться, что наш мальчик – герой отрицательный, но это совсем не так. Он, как и все дети, непоседливый, наивный. И через него фильм покажет нам ужасы пропаганды, сложности взросления. Да и без ужасов войны не обошлось, хотя все равно, большую часть времени фильм вызывает улыбку и тёплые чувства, а после просмотра кажется, что мы увидели что-то действительно крутое. Также фильм учит, что надо размышлять критически, не принимать всё на веру, не создавать себе кумира, быть добрее и человечнее. Кино обязательно понравица любителям режиссера Уэса Андерсона, который снял такие фильмы как: «Королевство полной Луны», «Отель Гранд Будапешт», «Остров собак». Так, я не намерен перечислять все произведения этого художника, потому что фильм снял совсем другой человек и имя ему - Тайка Ваитити. Он, кстати, и сыграл тут Фюррера (хотя имеет еврейские корни). У него тоже куча крутых фильмов, но известен он в массовой культуре по «Тор 3: Рагнарёк»
То лёгкая улыбка, то серьёзное от задумчивости лицо. Первые полтора часа фильма я думал, что смотрю поистине шедевральную картину, где режиссёр и вся команда смогли соединить качественный юмор с глубокими и близкими мне темами. Фашисткой (нацисткой, как угодно назовите) Германией я заинтересовался достаточно давно, прочитал мемуары, статьи, пересмотрел множество фильмов, раскритиковал их из-за своего внутреннего занудства, но всё же отметил для себя лучшие зарубежные произведения: Сталинград (1993), Бункер(2004). А одной из деталей их положительного произведённого на меня впечатления была разносторонность: нам довольно подробно раскрыли противника, что заставляет воспринимать его как человека, а не как мишень - к несчастью, мне именно этого не хватает в большинстве советских военных фильмах. В Кролике, как раз на отметке в полтора часа город оказывается освобождён американцами и оккупирован русскими. Белозвёздые, разумеется, разгребают завалы, помогают мирным жителям, вывозят истощённых и раненых, аккуратно ведут пленных, занимают центральную площадь. В то время как совки избивают 10-летнего мальчика, расстреливают измученных пленных и вообще рыскают где-то в развалинах. Да, немецкие солдаты пытались попасть в плен в американцам, ведь там и правда условия были лучше. Но не стоит забывать какой след оставили гитлеровцы в СССР, и какой в Европе. А также имеет место история двух городов: Дрездена и Вены - первый союзники уничтожили зажигательными бомбами, хотя там не было ни военного производства, ни крупной немецкой базы, и 'чудо на Эльбе' пало при 800 градусов по цельсию; тогда как Вену советские войска брали без использования тяжелой артиллерии, дабы сохранить архитектурные шедевры. Я не являюсь фанатичным патриотом, каким нам представляют главного героя, но я против необоснованной, грязной, противной пропаганды. Именно она слила великолепный замысел, неплохую игру актёров и хорошую постановку в глубокую сельскую яму, обычно огороженную деревянными стенами и находящуюся в углу участка. И когда понимаешь, что всё до этого было снято теми же людьми, то ценность полученных впечатлений и мыслей экпоненциально стремится вниз. Однако, я всё же огорчён, что фильм запретили в России. 5 из 10