Всегда приятно, когда фильм превосходит твои ожидания. По первым впечатлениям от трейлера можно было ожидать чего угодно: от слезовыживательной мелодрамы до сюра. Но мы увидели прекрасный образец камерной драмы, монолитность которой строится на следующем: -Безупречная и грамотно выстроенная история. С самых первых кадров история захватывает нас покруче любого приключенческого фильма. Здесь нет штампов, клише и гипербол. И что лично для меня важно - она жизненная. У меня была возможность наблюдать за музыкантами, их бытом, работой и дрязгами, поэтому всему происходящему на экране я верю. Думаю как и другие. -Высокопрофессиональная актерская игра. Конечно Симмонс сыграл если не лучшую, то точно одну из лучших своих ролей. Кто-то скажет, что Оскара всегда дают за роли безумцев, так что не удивительно, но назовите мне того кто бы сыграл безумца настолько филигранно не переходя черту и не сваливаясь в балаган... Таких единицы: Джефри Раш к примеру. И да - у меня были ассоциации с сержантом из 'Цельнометаллической оболочки' - та же квинтесенция жестокой и бесчеловечной муштры, воплощенная в одном человеке. Безусловно, Теллер тоже справился со своей ролью, но столь подробно анализировать его игру не смогу, так как не видел других его работ. -Техническая сторона. Фильм получил Оскар за звук и монтаж и это тоже абсолютно по делу. Благодаря отличной работе вышеозначенных специалистов драма, захватившая нас с первых минут, держит нас в напряжении до финальных титров. -Проблематика. То что основой любого художественного произведения конфликт, это аксиома. И главный базис фильма - противостояние мэтра и ученика. Но это не единственный конфликт: речь идет о конфронтации карьеры и любви, реальной жизни и призрачных перспектив, ощущения реальности и погружения в некое бессознательное... Список можно продолжать бесконечно. 10 из 10 Прекрасная работа, за которую я считаю прежде всего нужно благодарить режиссера. В его возрасте далеко не каждый дебютирует с такой зрелой и сильной работой. Мое почтение! Искренне желаю ему успеха и буду ждать его новых фильмов!
Долгое время отмахивался от этого фильма, несмотря на высокие оценки и отзывы критиков, ожидал что-то вроде академического и местами скучного кино, про нелегкую долю музыкантов, по части зубрежки нотной грамоте. Хорошо что ожидания не оправдались, ведь наглядней сравнивать результат на контрастах. Обязательное нынче растягивание хронометража от 2 и более часов, зачастую идёт не на пользу современным 'фильмам', ведь помимо основного сюжета для которого достаточно и часа (в некоторых случаях и часа много), приходится заполнять пустой болтовнёй оставшееся время. В данном случае все наоборот, время за просмотром пролетело очень быстро и хотелось ещё немного. Даже для людей далеких от мира музыки, кино будет от начала и до конца выдерживать 'даббл-тайм' (вдвое ускоренный) ритм повествования и не заставит скучать никого. Картинка смотрится легко, тут нет ничего лишнего. Есть два основных героя, вокруг которых и крутится вся история. Властный наставник (доктор Кокс) в исполнении Дж. Симмонса, отхватившего впоследствии Оскара за эту роль. Кстати актёру уже 60, но видимо не было раньше достойных ролей для него, потому что это его первая номинация вообще. И его протеже (Джей Ди) в исполнении М. Теллера, засветившегося до этого только в подростковых фильмах, но так же отлично вписавшегося в этот дуэт. На эту роль так же претендовал Дейан ДеХаан, но позже сам отказался, да думаю и к лучшему. Динамика во время игры на барабанах завораживает, а в самые надрывные моменты начинаешь невольно и сам напрягать лицо, представляя огромную нагрузку на руки, и покачивать в такт головой. Особенно это чувствуется в финальной сцене, прям потеешь на пару с Эндрю. Кино несмотря на свою легкую циничность, которая передаётся через Флетчера, является все таки жизнеутверждающим. Тут сильно не углубляются в драматические аспекты, лишь мельком показывая проблемы подростка из неполноценной семьи, который хочет доказать что он чего-то стоит. Нам вроде бы и говорят, что если хочешь чего то добиться, нужно много работать и не все с этим готовы справляться, но кто готов пойти до конца, окупают сполна. В точку слова Флетчера, что нынче людям чаще нужно выходить из зоны комфорта и попадать в стрессовые ситуации, ведь именно тогда наш мозг начинает работать на пределе возможностей. И наверное самое неэффективное что можно сделать, это похвалить человека. Тут можно провести параллели с нашей хоккейной сборной, например легенда 17 с Тарасовым и Харламовым ('тебе не больно'; 'защищай ворота' и т.д.). Ведь именно так и закаляется настоящий характер. Так закаляется сталь. (Немного пафосная концовка, да и ладно:) 9 из 10
Называть фильм гениальным, конечно, несколько гиперболизировано самонадеянно. Но у фильма есть неоспоримые достоинства, заслуживающие пристального к нему внимания и самых высоких похвал, главным из которых является великолепная игра актеров, включая и самого главного актера - музыку. Именно ей можно посвятить многие страницы восторженных эпитетов и дифирамбов. По большому счету, именно великолепно подобранная и сыгранная, кондовая джазовая составляющая сделала этот наспех снятый фильм столь высоко оценённым как кино-, так и музыкальными критиками. Лично я сразу после просмотра полез в сеть в поисках саунд-трека, который тут же еще раз с упоением и прослушал. Фильм, буквально, насквозь пропитан музыкой: ласкающими самый искушенный музыкальный слух джазовыми гармониями и великолепными аранжировками: взять хотя бы филигранную (если не лучшую) партитуру классического джазового стандарта Хенка Леви, стоящего в заглавии фильма. И, конечно, шикарнейшей, сочной, «жирной» звуковой дорожкой, словно подарившей заветный билет посетить джазовый фестиваль в Монтрё или Монреале. Музыка в фильме живет полноценной жизнью, музыка играет в нем самую главную роль, и заведомо обыгрывает всех остальных актеров, сколь бы хорошо они не отыграли свои партии. Фильм – и есть сама музыка. История эта – история музыки, о музыке, и целиком в музыке. Без нее интрига деспота-учителя и его взбунтовавшегося подопечного не была бы столь драматичной и метафоричной, и тянула бы, не более чем на цитату «помнят руки-то, помнят, родимые!» Но это, ни в коем случае, не умаляет вклада центрального актерского состава в лице Майлза Теллера и Джонатана Симмонса, в полной мере отразивших вечную как мир антитезу «учитель-ученик». Тем, кто хоть немного знаком с нотной грамотой, ее квинтами, терциями и часами, проведенными за инструментом до слез и крови, наверняка оценят не только актерскую, но и профессиональную музыкальную составляющую. Ведь Майлз Теллер и в реальной жизни провел годы за ударной установкой, и в самом деле сам «стучит» в фильме, и на самом деле – до пота, до изнеможения, до кровяных волдырей. А вы говорите «не кочегары мы, не плотники…» Информации о музыкальном образовании его контр-партнера по кадру Джонатана Симмонса не нашел, но его абсолютное проникновение в роль заставляет задуматься о наличии и у него недюжинного музыкального опыта. Либо он просто гений! Отдельно хочется отметить операторскую работу, давшую нам удовольствие заглянуть в эту причудливую «музыкальную шкатулку» изнутри, и увидеть ее волшебные «молоточки» и «юбочки»: руки, глаза, барабанные палочки, слепящий глаза свет рампы, хай-хэт… кровь, пот и слёзы… Главная же драматическая составляющая: стоит ли фанатично перелопачивать тонны человеческой «руды», идя по головам, ломая личности и судьбы в призрачной надежде отыскать тот единственный «бриллиант», пусть останется за скобками этой «музыкальной» рецензии. Baddy El Riggo, 31.01.2015
Общее впечатление: Человек может быть талантлив во многом, но не приложив усилий, не добьется успеха. Одним дается все легко, дело случая, как говорится, другим приходится выбивать дверь ногой. Только упорство черта характера, которая поможет реализовать талант. Добейся успеха, через не могу. Именно такой Эндрю (Майлз Теллер), он мечтает стать великим. Казалось бы, вот-вот его мечта осуществится. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше и дальше — за пределы человеческих возможностей. Кто выйдет победителем из этой схватки? Безусловно, ГГ достался другой путь, ему приходится постоянно доказывать что он лучший, что он может. Хорошо прописанный характер героя мчит его к цели. Для примера целеустремленности есть любовная линия, которую, конечно, Эндрю приходится отодвинуть на второй план, все из-за одержимости. А что делать, когда в преподавателях у тебя настоящий монстр — унизить, растоптать для Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс) — проще простого. Но именно таким способом он пытается вытащить из студента максимальную отдачу. Выстоит ли Эндрю, получится ли у него преодолеть себя? Это вам предстоит узнать. Дуэт Теллера и Симмонса просто бомбический, настолько круто они смотрятся в своих ролях, что эмоции зашкаливают глядя на них! Героя Теллера становится порою жалко, хочется подбодрить, кажется что другой бы плюнул давно на издевательства, но с другой стороны, разве не так закаляется характер?) Ну а что насчет преподавателя? Деспотичный дирижер вызывает бурю эмоции, я будто на себе ощутила весь гнев героя, до того были сцены динамичны, что я удивлялась их поворотам. Вообще кино волнует, интригует, удивляет своим сюжетом, с самых первых минут зрителя кидают в водоворот событий. Нелегкий путь Эндрю лишь раззадоривает интерес к происходящему, ну а барабаны (О, боже — это моя любовь!) сопровождают каждый новый эпизод. Это великолепная музыкальная драма, в которой проработано детально все. Ее нужно посмотреть, это точно! Рекомендую! 10 из 10
Очень мощная и взрывная картина. Серьезно, не только мотивация, но безумный поток энергии передавался прямо с экрана, заставляя следить за каждым действием. Молодой музыкант, для которого музыка, а конкретнее сама игра на музыкальном инструменте, стала частью жизни и вдохновения. Особо непримечательный паренёк, незаметный и простой, тихоня в актуальном понимании, занимается своим любимым делом, не зависимо от кого-либо. Но случайная встреча с наставником переворачивает всю его жизнь. Нам показывают изначально жалкого героя, которого всерьез никто не ставит. Ни семья, ни коллеги. И вот пробиваясь через эту пучину отдалённости, словно впадая в поиск совершенства, герой начинает преодолевать свои трудности. Второй план картины - сам наставник-тиран. Ошеломляюще и потрясающе. Добившись большого имени и уважения герой очень трепетно относится к своему делу. Скрывая истинные мотивы в глубине своей души наставник предстаёт сущим извергом. И на это волнительно смотреть. Повелевая всем окружением герой раскрывает перед зрителем мотивирующий концепт. Всегда добиваться лучшего, во что бы это не стало. Такой подход отражается на всём сюжете, преподнеся сложные отношения и волевой характер. Просто больше не могу найти слов, чтобы выразит всё влияние фильма. Не опускать руки и стремиться к совершенству. И вот, словно наркоман, главный герой одержим своей деятельностью. Картина держит зрителя до последней минуты, выдавая в конце то, чего все ждут. Майлз Теллер хорош. Очень хорош. Последние его роли были ужасны, что в убогом 'Дивергенте', что в ремейке 'Фантастической четвёрке' В общем, в этом проекте он проявил себя и выглядел достойно. Поначалу на главную роль хотели взять Дэйна ДеХаана ('Новый Человек-паук 2', 'Хроника'), но, честно сказать, персонаж бы получился слишком наркоманским, несмотря на название 'Одержимость'. Но Майлз Теллер сыграл достойно. И конечно же Дж. К. Симмонс. Боже, он великолепен. Так потрясающе сыграть музыкального гения, жёсткого наставника, сможет только он. Будто ему снова не достались фотографии Человека-паука. Блестяще. Фильм понравится многим. Влияет на восприятие, и после просмотра гарантирован творческий порыв и тёплые ощущения. Приятного просмотра.
В отдалённой аудитории за барабанной установкой сидит молодой парень и неистово оттачивает своё мастерство, играя джазовые композиции. Он полностью поглощён своим занятием и совершенно уверен, что никто его не слышит и никто не знает, чем он там занимается. Но вдруг приоткрывает дверь и вальяжно входит подтянутый мужчина с поджатыми губами и холодным взглядом. Они перекидываются парами фраз и парень продолжает стучать по барабанам, а когда поднимает взгляд, а мужчины уже нет, только маятниковая дверь покачивается. Парня зовут Эндрю Ниман и он первокурсник консерватории Shaffer, а мужчину - Теренс Флетчер и он руководитель оркестра консерватории. Так началась история знакомства и совместных трудов Эндрю и Теренса, которая никого не оставит равнодушным. Это лишь первая сцена напряжённой психологической драмы с постоянным музыкальным сопровождением, адаптированная у нас под названием 'Одержимость', хотя перевод оригинального названия - 'Whiplash' - это 'Плеть', 'Кнут' и имеет отсылку не только к музыкальному произведению Хэнка Леви, которую неистово репетировал оркестр под руководством Теренса Флетчера, но ещё и говорит о необузданном и жёстком характере Флетчера. И уже стартовая сцена как бы сказала, что 'Одержимость' - это правильный выбор, этот фильм не оставит равнодушным и порадует своим качеством. И это ощущение, надо сказать, не будет обманчивым, даже больше - впечатление от увиденного предвосхитит все самые смелые ожидания! Не хочется касаться сюжета, потому что вся эмоциональность от фильма бьёт ключом, когда ты только следишь за Теренсом Флетчером, которого гениально воплотил Дж. К. Симмонс. Деспот, тиран, моральный урод - это лишь самые лестные обозначения в отношении Теренса. Он может долго и нудно унижать человека, поливать его бранью, уничтожать его, сообщая о его никчёмности; он вполне может позволить себе и рукоприкладство, а ещё он способен на откровенную провокацию, а попросту 'подставу', если задето его самолюбие, его непомерное эго. Такие слова, как 'сочувствие', 'жалость', 'милосердие' - это не про Флетчера, ему ещё в утробе матери эти качестве ампутировали. Думаете, что будете ненавидеть Теренса Флетчера? Вы абсолютно правы! Вы будете пребывать в гневе от его поведения и будете спрашивать, почему же Эндрю Ниман не врезал ему? Дж. К. Симмонс получил целый ворох самых престижных наград за исполнение этой роли, в том числе и 'Оскар'. И это абсолютно заслужено! Вне всяких сомнений главный фаворит в своей номинации на вручении премии в 2015-ом году! Немало потрудился и Майлз Теллер, сыгравший Эндрю Нимана. Парнишка, который попал в сети настоящего дьявола во плоти, он старался из них выбраться, он бился, чтобы остаться в оркестре, он стирал до крови руки, стуча палочками по барабанам, он отказался от собственной девушки ради того, чтобы полностью отдаться музыке, но взамен приобрёл устойчивое состояние психоза и злейшего врага в лице Теренса Флетчера, хотя, кто тому мог стать другом и вообще знает Флетчер, что такое дружба? Но Теллеру малость не повезло: у него не было столько опыта и авторитета, сколько у Дж. К. Симмонса, да и сама игра Симмонса - это поистине что-то космическое, что его можно вносить в условный Зал славы лучших злодеев в кино, и эта игра приуменьшала значение героя Теллера. При этом ещё раз подчеркну, что Майлз свою роль сыграл замечательно и готовился к её исполнению тщательно и усердно, что говорит о настоящем профессионализме актёра. Я специально не касался в данной рецензии тем гениальности Дэмьена Шазелла (лишь отмечу, что с его появлением Голливуд стал разнообразней и мэтры режиссёрского цеха, которым уже за 70, могут вздохнуть спокойнее - растёт им смена, оперяется), я же уделил пристальное внимание игре Дж. К. Симмонса, который покорил меня, объяснил на примере одной сцены, что 'Одержимость' - это безусловно заслуживающий пристального внимания фильм. А Вы знаете ещё пример, где пот, кровь и слёзы - это неотъемлемая честь музыкальной драмы? Да это же триллер какой-то! И, признаться, мне 'Одержимость' больше запала в душу, чем 'Ла-Ла Ленд'. 10 из 10
Здравствуйте. Недавно смотрел фильм 'Одержимость' режиссера Дэмьена Шазеля. Фильм вышел 2013 году, почти 5 лет я его в сторонку отодвигал, то не было времени, то еще, что-то. К этому времени вышел не менее отличный фильм 'Ла-Ла Ленд' от того же режиссера, и я заинтересовался, чем же еще порадовал зрителей и наткнулся на фильм 'Одержимость'. Начну с того, что я далек от музыки в техническом плане - не знаю нот, ритма и дальше по списку, но очень люблю послушать музыку. Наверное раньше бы я не оценил фильм по достоинству, кино меня не увлекает, может отдельные картины, а на время выхода фильма, мое мнение о музыке, тоже было весьма глупым и юношеским, я бы не оценил бы такой стиль, как Джаз, не оценил старание людей на пути к своей мечте, даже не мечте, а к своему пути. Картина показывает нам, что такое мечта и как люди к ней идут и какой бывает итог. Обертка фильма очень красивая. От постановок концертов, да простого похода по улице, живо и очень органично, фильм очень наглядно показал, что можно в нем жить, весь фильм думал, что смотрю за репетицией в студии или сижу в зрительском зале перед музыкантами, только титры меня вернули обратно к экрану. А в обертке очень вкусная конфета и очень приятное послевкусие. Музыка просто 'Огонь' одним словом, если сказать. Кто видел трейлеры, подумал, что фильм про барабанщика, это не совсем так, это фильм о людях в музыке. Как они к ней относятся, что они вкладывают в свою музыку, и какую роль она в жизнях людей играет. Конечно никто не оспорит, что партии барабанов это словом ни сказать, ни пером написать, это надо слушать, все настолько круто. Про звуковые эффекты фильма, вне репетиций и концертов, о них я ничего не могу сказать, так как не считаюсь дока в фильмах, да и в звуках в целом. Актеры, кроме Джей Джона Джеймса из 'Человека-Паука' Сэма Рэйли никого не узнал, даже главного героя картины, но их все актерские работы на 10 с плюсом отыграны, я им всем верил. Флетчер, Ниман - это не просто запоминающиеся персонажи, но такие личности, можно встретить и на улице и в школах музыки и в студии. Их не так много, таких людей, кто одержим своей целью и идет к ней (и я сейчас не только о музыке, а в целом), кто одержим показать истинную суть творчества всем людям. Извините это моя первая рецензия. Но тут я молчать не смог, у меня даже слов нет, одни эмоции. В итоге я не ставлю оценку фильму, я им восхищен и буду очень рад посмотреть его еще и еще раз.
В современном мире, объятом ужасом войн и экономических кризисов, люди все настойчивее стремятся спастись от реальности. На эскапистские мольбы человечества ответил молодой режиссер Дэмьен Шазелл: его романтический мюзикл «Ла-Ла Лэнд» стал громогласной одой американской мечте. В «Ла-Ла Лэнде» Шазелл вернул зрителю идеализированную веру в успех, однако его личный триумф начался с гораздо более приземленного взгляда на жажду совершенства — Whiplash, локализованного в российском прокате как «Одержимость». Будучи любителем джаза и несостоявшимся музыкантом, Шазелл посвятил сюжет Whiplash карьере барабанщика Эндрю Нимана. Юный Эндрю (Майлз Теллер), замкнутый и молчаливый на занятиях в консерватории, вечерами страстно оттачивает искусство игры на барабанах. Его заветная мечта — стать легендой джаза, и решимость юноши на одной из вечерних тренировок замечает властный преподаватель Флетчер (Дж. К. Симмонс). Перфекционизм нового учителя становится для молодого самородка физическим и личностным вызовом, а история американской мечты оборачивается невероятно стильным триллером. В лучшие моменты Whiplash напоминает «Бешеного быка» Скорсезе: безудержные удары по барабанам, через которые вырываются комплексы Эндрю, выглядят так же захватывающе, как и неистовые хуки Джейка ЛаМотты. Наивысшего же напряжения фильм достигает в сценах противостояния Эндрю и Флетчера. Благодаря надрывной игре Майлза Теллера и безжалостной харизме Дж. К. Симмонса, классический антагонизм учителя и ученика поражает ожесточенностью и убедительностью. Мрачный реализм Whiplash дополняется черно-золотой цветовой гаммой, изящно напоминающей о родстве величия и безумия. Атмосферу несколько портит прямолинейная драматургия, которая, впрочем, почти незаметна за техническими изысками — хлестким монтажом и стремительным повествованием. Однако главным средством художественной выразительности все же остается блистательная работа Дж. К. Симмонса. Его мощным, непоколебимым голосом Шазелл кричит зрителю — чтобы достичь совершенства, нужна постоянная борьба, контрапункт несгибаемой воли и ограниченных возможностей. Вместе с героем Симмонса Шазелл презирает туманную мечтательность, но превозносит осязаемую цель — обрести величие, войти в историю. Поэтому конфликт учителя и ученика перерастает в преодоление Эндрю собственной человечности, а финал подчеркивает непререкаемую истинность авторского посыла: за пределы совершенства приводит не вера в иллюзорный успех, а остервенелое противоборство с самим собой. 29-летний Шазелл снял свою джазовую песню безумству храбрых талантов, не имея достаточно денег и времени на съемки, работая по 14 часов в день и доводя актеров до изнеможения, и сам стал ее живым доказательством. Whiplash получил высочайшие отзывы критиков, собрал огромное количество наград, включая 3 Оскара, и многократно окупил свой бюджет. А значит, показал миру, что безумство упорных и непреклонных — вот мудрость реальной жизни, которая мрачнее, но совершеннее расплывчатой мечты.
Мне потребовалось дважды посмотреть этот фильм, прежде, чем я сумел облечь свои эмоции в связанные предложения. Если после первого раза я сподобился лишь на оценку «7 из 10», то по факту повтора я таки решился накинуть еще два балла и разродиться отзывом. Рок и хеви-металл среди моих музыкальных пристрастий уверенно занимают лидирующие места. Под влиянием таких увлечений я неоднократно пытался овладевать каким-нибудь музыкальным инструментом, и барабаны оставили после себя самые яркие впечатления. Хотя по меткому выражению Ринго Старра, судьба ударника – это наблюдать перед собой три чьих-то задницы, нельзя отрицать основополагающую роль барабанщика в любом музыкальном коллективе. Вокалистов, гитаристов и даже клавишников может приходиться по нескольку человек на одну группу, а вот барабанщик в 99% случаев один. Поэтому и конкуренция на эту позицию зашкаливает. И для того, чтобы выбить (в значении «выстучать», «выбарабанить») себе место под солнцем, музыкант не может позволить себе расслабиться и опустить руки. Именно по такому принципу живет герой Майлза Теллера, Эндрю, который обучается игре на ударных в музыкальной школе. Волею случая он попадает под начало одиозного преподавателя Флетчера, где в жесткой конкурентной борьбе при очень спорных методах обучения и психологического воздействия решается штурмовать вершины «ударного» Олимпа. «Одержимость» – это тот случай, когда сидя в зрительском кресле, понимаешь, что без такой эмоциональной обработки от наставника ничего в этой жизни не добьешься. Но если признаться себе честно, мало кто хотел бы столкнуться на практике с таким руководителем, который ежеминутно макает тебя лицом в грязь, подрывая твою самооценку и взращивая грозди сомнения. К чести Эндрю, он не дает повода себя жалеть, даже когда пропускает от судьбы прямой удар под дых. Глядя на качественную игру Майлза, реально понимаешь, что настоящий фанатизм это не всегда дико горящие глаза, растрепанные волосы и неконтролируемые приступы смеха. Истинно фанатичная целеустремлённость может скрываться за прилежно зализанной челочкой, сжатыми до боли зубами и неприметными кусочками пластыря на пальцах. И только посвященным будет дано знать, что за этим скромным антуражем скрывается великая сила, однажды избравшая свой вектор и теперь тернистым путем идущая к цели, оставляя за собой шлейф из пота и крови. Майлза Теллера я впервые увидел в «Парнях со стволами» 2016 г. и опрометчиво решил, что это еще один актер, которому суждено сгинуть среди персонажей-укурков а-ля герои «Мальчишника в Вегасе» или «Американского пирога». Но ему быстро удалось переубедить меня в обратном. Что касается его визави в этой ленте, преподавателя Флетчера, то я считаю, что Дж. К. Симмонсу удалось главное – не дать превратить своего персонажа в лютый гротеск. Даже самому отъявленному негодяю присущи какие-то положительные черты, способные раскрыться при определённых обстоятельствах. Поэтому любой отрицательный герой, которого авторы рисуют исключительно под знаком «минус», вызывает у меня недоверие. Да, в «Одержимости» Флетчер жесткий, хитрый и мстительный. Но в то же время, я вижу в его персонаже искренние переживания о результатах его подопечных, а также уважение к тем, кто не сломался под его методами воспитания. Кроме того, разговор с Эндрю ближе к концу ленты неплохо раскрывает мотивы и поясняет природу таких подходов к обучению. «Одержимость» – это история имени тех, кто наперекор всему идет к своей цели. Это притча для всех жаждущих добиться успеха на однажды выбранном поприще. Это назидание всем, кто рискнул встать с дивана. «Одержимость» – это не о музыке. «Одержимость» – это о сильных духом людях. «Одержимость» действительно хороша и чертовски поучительна. Поэтому 9 из 10
Насколько сильно человечек может быть одержим по-настоящему одержим любимым делом, чтобы без страха и превозмогая боль смело идти к своей поставленной цели? Готов ли он будет снести настоящие унижения, оскорбления и прочую грубость на пути к желаемому? Порой человеческая одержимость не знает никаких границ, и самопожертвование может стать обыденной реальностью. Такая идея была положена в основу острой психологической драмы «Одержимость». Синопсис 19-летний студент престижной нью-йоркской музыкальной консерватории Шефера Эндрю Ниман каким-то чудом оказывается в оркестре уважаемого, но жестокого дирижёра Терренса Флетчера. Каждая репетиция – это настоящее мучительное и унизительное испытание для Эндрю, которое он стойко переносит в надежде стать великим барабанщиком. Но бессердечный и циничный дирижёр Флетчер требует от Эндрю все больше и больше. Из всего актёрского состава можно выделить, прежде всего, Майлза Теллера и Дж. К. Симмонса. Майлз Теллер исполнил роль молодого и талантливого барабанщика, мечтающего стать великим музыкантом, а посему прилагающим все усилия для достижения этой цели, жертвуя всем, чем только можно. Великолепный Дж. К. Симмонс сыграл музыкальный и мужской вариант «сестры Редчет», воплотив образ бессердечного и циничного дирижёра, для которого настоящего музыкального таланта можно добиться только при помощи жесткого порядка и полного отсутствия человечности. Режиссёр Дэмьен Шазелл снял не просто психологическую драму, а почти психоделический остросюжетный триллер. В центре внимания находится не конфликт между двумя главными героями, а именно усиливающаяся одержимость музыкальным искусством у главного героя Эндрю. Режиссёр подчеркивает, что Эндрю настолько предан своему делу и так желает снискать уважение жестокого учителя, что не останавливается ни перед чем. Примером тому служит сцена, в которой Эндрю едва не погибает в аварии, но все равно залитый кровью бежит на концерт. Роль дирижёра Флетчера – это, скорее очередное испытание для Эндрю, испытание человеком, который, наверное, никогда не признает в Эндрю прирожденного музыканта, но все равно будет добиваться от него ожидаемого результата. Сценарий фильма отдаленно напоминает сюжет психологического триллера Даррена Аронофски с Натали Портман «Чёрный лебедь», в котором главная героя также была настолько одержима стать совершенной, что начала сходить с ума. В «Одержимости» главной герой не сходит с ума, но все-таки эта чрезмерная привязанность к музыке и барабанам буквально выбивает его из сил. Он готов стерпеть унижения, неуважение и без того нелюбимой семьи, кроме разве что отца. Однако он готов стереть руки в кровь, лишь бы получить тот ритм, который от него требует Флетчер. В итоге история завершается фактически моральным поединком Эндрю и Флетчера, в которой победит сможет только один них. Итог Лично мне «Одержимость» очень понравилась. Фильм не просто интересно смотреть. Ты по-настоящему сопереживаешь главному герою и искренне боишься дирижера Флетчера, чье одиозное поведение и полное неуважение к людям вызывают легкую дрожь. И, конечно, сама одержимость главного героя любимым делом представлена натурально и захватывающе. 10 из 10
Недавно я задумалась, почему же так сложно усадить себя за общепризнанное кино, вроде как лауреаты оскара, казалось бы - вот тебе знак качества, время зря не потратишь. И все вокруг кричат, как фильм хорош. Но вдруг он поднимает слишком сложные проблемы? Вдруг одной мне не понравится, как он снят, вдруг окажется тяжелым и скучным? Что за дело мне до операторской работы и логичности диалогов, если украшают они только фильм, от которого и так уже не хочется отворачиваться? И вот я, наконец, поняла: со всей системой рейтингов, рецензирования, номинаций и других попыток сделать субъективные вещи однозначными, мы стали забывать, зачем мы смотрим хорошее кино. Не потому, что это делает нас суперинтеллигентными членами общества, ценителями кинематографа как искусства и вообще людьми, способными оценить мечущийся кем-то бисер у нас под носом. Ответ прост: как только посмотришь такое кино, на душе становится хорошо. Что хорошее кино отличает? Ну, хорошим фильмом можно быть по-разному. Но в данном случае, советовать Whiplash можно всем подряд: фильм на редкость универсален. Операторская работа и логичность диалогов - да, конечно, придраться не к чему. В нем нет ничего лишнего; все четко, емко, лаконично и на своем месте. Я могла бы озвучить две реплики персонажей - и вы бы поняли, о чем кино. Но чего стоят сцены игры, когда напряжение зашкаливает! Чего стоят - даже не знаю, как их назвать - эмоции Дж. К. Симмонса! Мы смотрим, как главный герой переживает давление, как пытается сломать невидимую стену, и чувствуем, что даже с окровавленными руками в стакане со льдом он счастливее, чем в те серые и обыденные моменты, когда не сидит за инструментом. Кому из нас не знакомо чувство искренней приверженности, любви к какому-то делу - и осознание, что мы не так хороши в нем, как сильна наша страсть? Концовка щедро вознаградит вас: вот взгляды героев гордо пересекаются в последней сцене - и нет ничего, кроме этих взглядов - какой взрыв восхищения испытываешь в этот момент! Будто весь фильм - да что там - вся ода искусству заключена в этих двух взглядах, взглядах двух разных людей, с проблемами и обидами друг на друга, но для которых все, что имеет значение в этот момент - музыка, величие музыки и величие человека, преданного ей. Может быть, вы, конечно, и музыку не любите - не беда: за полтора часа вам не встретятся глубокие размышления о ее сущности, важности, влиянии на общество и человеческие души. Если хотите, замените ее на что угодно - хоть вырезание кукол из дерева, смысл по-прежнему будет понятен каждому. Даже инструмент не типичный для фильма. Не скрипка, не рояль и даже не виолончель - мечта стать великим не зависит от инструмента. Но если вы по каким-то причинам переживаете, что не играете джаз по вечерам в консерватории, под оглушительный звон аплодисментов элитной публики, этот фильм лишний раз напомнит: что бы вы ни делали, делайте это хорошо.
Спустя полчаса после просмотра мое тело по-прежнему «вздыхает», дабы ослабить напряжение, оставленное данной кинолентой. Мысли, с завидной постоянностью, возвращаются к Whiplash, не церемонясь с тем фактом, что произвольное внимание стремиться быть направленным к интервью Роберта Дауни мл., приуроченному к фильму «Судья». Джаз призван быть импровизацией, но, черт возьми! «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (с) Марк Твен. Требуются талант, упорство, отвага, чтобы стать великим. Необходимо наличие кровавых мозолей, пластыря, мании величия, нервных срывов, тирана — преподавателя, отсутствие отвлекающего фактора в виде девушки, чтобы стать величайшим из великих джазовых музыкантов. К персональной рубрике «К черту такую эмпатию»! Сопереживание главному герою (коим я считаю героя Майлза Теллера) вынуждало несколько раз останавливать просмотр на пару минут, чтобы успокоить себя перед его ответственными моментами. Таким был накал. Таким было напряжение. В зависимости от источников, к которым вы обращались, Майлз Теллер либо вовсе никогда не занимался игрой на ударных, либо достаточно успешен в этом деле с 15 лет. Однако, ни один из этих фактов не умаляет труда, вложенного им в освоение этого мастерства. Он потрясает. И да, у циников вроде меня может остаться послевкусие в виде: «А сколько из этого можно отнести к актерской игре? Это ведь, действительно, очень тяжело физически. Ему не приходилось играть». Не-а. Это сомнение настолько тонкое и прозрачное, что его просто-напросто сминает под собой осознание того, сколько сил парень вложил в эту роль. Браво. Это прорыв для него. Дж. К. Симмонс. Из того, что я разузнала об актере после просмотра фильма, могу сделать вывод, что роль подобного плана, импульсивная и интенсивная, для него не нова. Откровенно говоря, сильное выступление опытного актера, в большинстве случаев, в моих глазах, затмевается выступлением-откровением молодого актера, просто потому, что сила чистого таланта, таланта «без примесей», поражает меня сильнее, чем сила таланта помноженного на опыт. Но факт остается фактом. А факт в том, что Дж. К. Симмонс продемонстрировал потрясающее актерское мастерство. Он — злодей. Его боишься. Им восхищаешься, но ненавидишь. 10 из 10
«Одержимость». От этого фильма я не ожидала ничего особенного; очередной построенный по всем правилам архисюжета по Макки сценарий – так перед просмотром складывались мои заранее определенные краткие представления о ленте. Но он сполна превзошел все мои ожидания. Картина снята в спокойных жёлтых и коричневых оттенках (в таких же тонах в 2013-ом году был снят «Враг» с Джейком Джилленхолом). Посредством операторской работы возникает ощущение, что ты просматриваешь плёночные фотографии, на которых присутствуешь ты сам, - настолько сильно происходит идентификация с главным героем. Эндрю с самого начала позиционируется как человек, страстно увлечённый музыкой. Фильм начинается его репетицией в пустом зале: есть только он и его барабаны. Но вот появляется Флетчер, который замечает в нём эту страсть, подпитываемую незаурядным талантом, поэтому решает с первой же их встречи проявлять максимально презрительное отношение к способностям юноши, дабы не дать ему угаснуть. Теперь их становится трое. Нимана принимают в «лучший оркестр Нью-Йорка, а, значит, мира», и его желание стать великим усиливается. Он не прекращает репетиций даже после того, как его пальцы стираются до мозолей, и на барабаны начинает литься кровь. К середине фильма он уже как будто забывает о своей главной цели – стать великим музыкантом. Теперь ею является угодить Флетчеру. Но дирижёр непоколебим: он хочет, чтобы его ученики превосходили свои возможности ежедневно, стремясь к идеалу, которого, по сути, не существует. Из-за перманентных вспышек агрессии он вызывает в Эндрю ответную реакцию: яростно доказать, что он достоин. И, наконец, в конечном кадре главный герой получает желаемое одобрение учителя в виде секундного кивка и улыбки. Персонаж Эндрю Нимана сам по себе восхитительный, ибо столько борьбы на внутреннем психологическом уровне, происходящей посредством влияния внешнего авторитета и своего неистового стремления превзойти свои возможности ради достижения высшей цели, мало где можно встретить в кинематографе. Перед ним возникает дилемма между миром музыки, олицетворенном в виде Флетчера, и миром его обычной жизни, представленным в первую очередь в лице Николь. Персонаж Николь. Изначально наличие партнёра Эндрю воспринимает, как одно из преимуществ лучших (в нашем случае – музыкантов). Когда он предлагает пойти ей на свидание с ним на радостях после того, как его приглашают на репетицию главного оркестра консерватории, он воспринимает её как награду для себя. В следующей сцене, где она появляется, Эндрю уже начинает воспринимать её как преграду на пути к своей высшей цели. «ANDREW: I want to be one of the greats. NICOLE: And I would stop you from doing that. ANDREW: Yes. NICOLE: You know I would stop you from doing that. You know that for a fact. ANDREW: Yes.» Когда Николь осознает объективацию с его стороны, в ней это, разумеется, вызывает недовольство, и она со словами «ты вообще нормальный?» уходит. Здесь можно проследить отношение среднестатистической девушки к патриархатному общественному строю, потому как пока с ней обращаются как с вещью (в сцене их знакомства, где Эндрю приглашает её на свидание, потому что она «милая»), для неё не происходит ничего странного, ибо культура буквально построена на объективировании женщин. Но когда ей прямо указывают на настоящее положение вещей, в котором она играет роль объекта «награды-преграды», это вызывает в ней сильное отторжение. Персонаж Флетчера тоже является для Эндрю своеобразной «наградой-преградой», но в отличие от Николь, которая становится «наградой-преградой» в зависимости от настроения Нимана, дирижёр соответствует этой схеме из-за своих самостоятельных действий. Даже если бы Николь молчала на протяжении четырёх сцен, в которых она присутствует, ничего бы особо не поменялось, т. к. Эндрю воспринимает её по-разному, отталкиваясь от своего внутреннего состояния, а не от совершаемых ею действий. Положение Флетчера, как «награды-преграды», постоянно меняется: он обращает внимание на игру Эндрю – он уходит, захлопывая дверь; выбирает Нимана, разговаривает с ним в подбадривающем тоне, позволяет попробовать играть в первом составе – кидает в него стул, неожиданной вспышкой агрессии доводит его до слёз; и т.д. Т. е., по сути, в фильме два персонажа «награда-преграда», один из которых является объектом, а второй – действием. При этом объект является максимально человечным, в то время как действие стремиться к тому, чтобы выбить из Эндрю все остатки человечности. Изначально Ниман яростно стремится к своей высшей цели и становится буквально бесчеловечным, из-за этого у него развиваются проблемы с ментальным здоровьем, и в итоге он сдаётся. Но стоит ему сделать передышку и окунуться в обычную жизнь, как случайная встреча с прошлым заставляет его вновь вспомнить о своей высшей цели. Фильм построен на том, что Эндрю не может найти баланс между реальной жизнью и своей высшей целью. А существует ли он вообще? Ведь нет предела совершенству, а понятие единого идеала само по себе бессмысленно. Мои аплодисменты Дэмьену Шазеллу за действительно стоящий сценарий, Шэрону Меиру за операторскую работу и Майлзу Теллеру с Джонатоном Симмонсом за потрясающую игру. 10 из 10
ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: Была уверена, что этот фильм, определенно, мне понравится, потому что я люблю джаз и кино о молодых и талантливых музыкантах/писателях/ танцорах, с этим их декадансом, таким пленительным безразличием к окружающим и поглощенностью, я бы даже сказала зацикленностью, на своем внутреннем мире, стремлением к призрачному идеалу… Богему, короче, люблю. А еще мне хотелось увидеть фильм о Музыке (да-да, именно так, с большой буквы), в которой можно раствориться без остатка, которая электрическим током по телу, от которой смолкают все мысли и немеют кончики пальцев, и только ритм по венам, и сердце бьется живой рыбой, и слезы шершавым комком в горле, и каждый вздох чуть ли не подвиг; о Музыке, слушая которую впадаешь в предобморочное… ну или предоргазмическое состояние; о Музыке, которая опустошает и обновляет, ради которой стоит жить и не жалко умереть... Но что-то я увлеклась… ЧТО УВИДЕЛА: Конечно же не то, что ожидала. Однако не могу сказать, что меня это уж очень расстроило. И хотя ничего нового для себя я не увидела (сюжет о молодых талантах и их суровых наставниках достаточно заезженный, взять хотя бы того же «Чёрного лебедя»), о потраченном на просмотр фильма времени я не пожалела, более того, чем-то он меня даже зацепил. Но есть в этой ленте лично для меня здоровенная ложка дёгтя: мне категорически не понравилось полное несоответствие жанра музыки сюжету фильма. Ну никак джаз и муштра не сочетаются! Джаз тем и хорош, что больше других музыкальных жанров позволяет исполнителю экспериментировать и искать себя. В фильме же речь ни о какой импровизации вообще не идет: несчастные музыканты просто зубрят то, что наимпровизировали до них. Вы вполне справедливо можете мне возразить, что для того, чтобы импровизировать, нужно мастерски владеть инструментом, а именно этого Флетчер и добивается. Соглашусь, но лишь отчасти. Джаз ведь особенный жанр... Одно и то же произведение, исполняемое одним и тем же музыкантом, каждый раз будет хоть немного, но отличаться. А все потому, что джаз – это сложная музыка. Не всегда в джаз шли профессиональные музыканты, часто это были талантливые самоучки, которым намного легче было нарушать правила музыкальной композиции, тем самым раздвигая границы восприятия музыки. Вот если бы сюжет фильма был построен на том, что Флетчер всю душу из музыкантов вынимает, требуя не столько виртуозного владения инструментом, сколько постоянного поиска, постоянных попыток создать что-то новое, отыскать в себе какие-то эмоции и выразить их посредством музыки, тогда лучше джаза ничего не придумаешь. А так, лучше бы они Баха играли!
Говорят, Микеланджело, закончив потолок Сикстинской капеллы, вышел из нее горбатым. Ренессанс был богат талантами, но мы знаем лишь нескольких, ибо память истории требует жертвы. Не каждый на неё способен. Окропляя сцену пинтами пота, освящая мембраны кровью из стёртых ладоней, прокладывает свой путь в бессмертие и Эндрю Ниман, студент-барабанщик лучшей консерватории США. Кажется, их дороги просто не могли разойтись: музыкант, мечтающий о величии, и преподаватель-дирижер Теренс Флетчер, грезящий возрождением джаза. Самая большая ошибка – однозначно считать последнего деспотичным психопатом. Да, его оркестр напоминает северокорейский взвод, да, ему ничто не стоит назвать тебя «голубым», бросить стулом и даже влепить пощечину. Это старый спор о цели и средствах, но следует хоть раз по-настоящему задуматься, какова цель. С тем же успехом тираном можно назвать сержанта Хартмана в «Цельнометаллической оболочке». Однако тот всего лишь знал, что без муштры во Въетнаме не выжить. Так и Флетчер дарует жизнь, но не диванно-офисную и даже не заурядно творческую, а выдающуюся. Он полагает, что лучший способ научить плавать – просто бросить не умеющего в воду. Достойный жить не утонет. «Чарли Паркер стал Чарли Паркером после того, как Джо Джонс на глазах у всех бросил в него тарелку», - парирует любые обвинения дирижер, - «настоящие Чарли Паркеры никогда не ломаются». Недаром в оригинале картина называется “Whiplash”. Это не только известная джазовая композиция, но и «бечева плети» в переводе. Метод пряника не для нашего героя. Одержимых здесь на самом деле двое. Преподаватель, в своей мании найти настоящую новую звезду, способную вернуть интерес к великому стилю, и студент в своём фанатизме этой звездой стать. Профессия музыканта, как и любая другая творческая, требует полной вовлеченности, требует отдаваться без остатка. Ленивые гении может и бывают, но мы их почти не знаем. И недостаток знаний и способностей Эндрю готов восполнять всем чем угодно. Все ставится на кон – даже девушка. В искусстве личное не находится выше профессионального. В лучшем случае, оно ему подчинено. Бытует мнение, например, что Доронина кончилась как выдающаяся театральная актриса, когда после замужества покинула легендарный БДТ Товстоногова, уехав вслед за супругом в Москву. «Одержимость» - не про тщеславие, а честолюбие в его лучшем виде. Не про популярность любой ценой, а настоящую славу в любимом деле. Несмотря на зубодробительный джаз, виртуозную работу оператора фильм Дэмьена Шазелла великим, конечно, не назовешь. Он несколько однобок и обрывается на полуслове, да и исполнители главных ролей не всем придутся по вкусу. Однако у него есть этот единственный посыл, мысль, которая донесена предельно четко и ясно. Настолько ясно, что «Одержимость» следует выписывать в качестве инъекции мотивации любому, кто, грезя о славе, начинает филонить. 8,5 из 10
С полки «Лучшие картины последнего десятилетия». После просмотра я аплодировала, словно после концерта. Потрясающая картина, свежий глоток воздуха среди унылых картин про «невозможное возможно». Впечатляющая игра актеров. Зрелищная работа оператора, и самое главное — увлекательный сценарий и идея. Молодой и перспективный режиссер Дэмьен Шезелл написал сценарий на полнометражный фильм, но в то время у него было средств. Тогда он снял короткометражку и представил ее на фестивале Санденс в 2012, где он и нашел спонсоров. Сюжет повествует о молодом парне, ударнике, ученике музыкальной консерватории «Шефер». Он одержим мечтой стать великим, поэтому ночами он репетирует. В одну из таких ночей его замечает один из величайших дирижеров страны - Флетчер, который также преподает в его консерватории. Получив надежду на великое будущее, молодой человек еще не знает, через что ему придется пройти. Этот фильм изображает тонкую грань между желанием и одержимостью, когда твое желание достичь большего поглощает тебя полностью с головой, и ты не видишь, насколько глубоко ты ушел ради своей мечты. Ни автомобильная авария, ни раскровавленные руки тебе не преграда, когда ты одержим одной единственной целью — доказать самому лучшему дирижеру страны и себе, что ты можешь сделать невозможное. И при всем остаться не в проигрыше в этой опасной игре. Главному герою пришлось ломать себя ради того, чтобы он казался в глазах своего дирижера лучшим барабанщиком. Но дирижер тот еще демон. Он живет поиском нового Чарли Паркера. (саксофониста, который в свое время был очень популярен) Дав надежду юным музыкантам, он требует от них преодоления пределов ожидаемого. Для него джаз — это жестокий мир, вход в который доступен лишь тем, кто очень крепок своим истинным желанием играть. Мне очень понравилась фраза: «Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем молодец.» Теренс Флетчер, лучший дирижер, никогда не называл своих музыкантов «молодцы». Все, что видит зритель — это очень высокая требовательность. А это есть залог идеального выступления. Что касается актеров, то я очень рада выбором. Майлз Теллер — открытие года. Кажется он хочет стать великим актером. Пожелаю ему удачи. С данной ролью он справился очень хорошо. Настоящие кадры реальных репетиций Майлза придали эффектность картине. Замедленные кадры, в которых мы видим изнеможенного актера, мокрого и красного от игры — то, на что клюнет любой зритель. Образ наивного, желающего добиться успеха парня Майлзу очень к лицу. Дж. К. Симмнос — музыкальный злодей, антагонист и изверг. Но, этот персонаж и есть основной двигатель юного недобарабнщика. Поэтому злиться на него или испытывать к нему ненависть я не смогла. Я даже была рада ему. Должны существовать на планете люди, которые будут открывать таланты, хоть и такими жестокими путями. Ведь Флетчер «охренеть как пытался» найти нового Чарли Паркера. Фильм тянет на Оскар за счет сильного сценария. Для Дэмьена это очень важный период, ведь фильм уже номинант. И все что мне остается сделать, это пожелать создателю удачи. А зритель должен посмотреть картину. Итог: фильм качественный и интересный. К просмотру рекомендовано всем любителям джаза, а так же тем, кто хочет чего-то добиться в своей жизни.
В центре повествования картины — Эндрю (Майлз Теллер), парень из не совсем благополучной семьи. Мать бросила маленького Эндрю с отцом. Не совсем понятно почему, но главный герой воспринимает себя неудачником. У него нет здравого суждения о себе — что же на самом деле он представляет, чего может добиться собственными усилиями. Чтобы компенсировать такие чувства в себе Эндрю мечтает стать «одним из великих». Но он настолько беспомощен, что не способен двигаться к этой цели самостоятельно. Как на беду, в жизни главного героя встречается Флетчер (Дж. К. Симмонс), страстно желающий воспитать, одному ему понятными методами, «одного из великих», неважно кого — барабанщика, трубача или пианиста. Это воспитание и представляет суть этого фильма. В процесс «выращивания гения» входят: унижения, лишения, оскорбления, обман, муштра и прочие «педагогические» приёмы Флетчера. Как говорит герой Дж. К. Симмонса: «нет в нашем языке слова вреднее и опаснее слова молодец». В дрессуре кнут без пряника, увы, не работает. Но Флетчеру это не знакомо. Похоже, что положительный результат и не входит в планы «воспитателя». Ему нужен только процесс. Для Флетчера идеал музыканта, этакое «механическое пианино», а не творческая личность. Кстати, личность Эндрю, как и творческие возможности, преподавателя не интересует. Его интересует только подчинение и соответствие своим представлениям о мире музыки. По ходу фильма зрителю прививается мысль, что только таким должен быть путь «гения». Развязка фильма так и не дала надежду на оптимистическое развитие событий. После всех перипетий Эндрю нашёл в себе силы на собственное видение происходящего. Барабанщик – внутренний дирижер оркестра. И оказалось, что внешний дирижёр не нужен! В финальной сцене Флетчеру не осталось ничего лучшего как «прилепится» к этому достижению, пытаясь дирижировать и всё-таки участвовать в игре оркестра. Самое ужасное, что Эндрю крадёт достижение у самого себя и отдаёт его Флетчеру. Поиск одобрения Флетчера и улыбка радости, когда Эндрю его нашёл, говорят сами за себя. К сожалению, Эндрю так и не вышел за «орбиту» сумасбродного Флетчера. Печально, но «методы Флетчера» найдут себе поклонников. Более того, они пойдут сами и поведут своих детей к Флетчеру, чтобы их научили «великому» искусству. Одержимость «достижениями» в попытке уйти от собственной никчемности, видимо, неисчерпаема. У «Флетчеров» огромное поле для деятельности. За хорошую игру Дж. К. Симмонса: 4 из 10
«Одержимость» - удивительный и в некотором смысле парадоксальный фильм. Он забрал три «Оскара», привел на большие экраны Майлза Теллера и Мелиссу Бенойст, позволил образоваться одной из самых заметных голливудских пар Шазелл-Гослинг с их «Человеком на Луне» и набившим оскомину «Ла-Ла-Лендом», подчеркнул необычный талант Дж.К. Симмонса. Тем не менее, собеседники на вопрос, слышали ли они что-то про «Одержимость», переспрашивают меня: «это тот, про сумасшедшую девушку?» Здесь нужно и похвалить, и поругать локализаторов, ведь «Whiplash», при всем уважении к их дипломам переводчиков, перевести как «одержимость» невозможно. Похвалить же их нужно за то, что этим словом передана суть фильма; то, про что сама лента и что мы будем наблюдать ближайшие два часа хронометража. О сюжете: молодой барабанщик занимается в консерватории, случайно попадается на глаза самому крутому руководителю ансамбля, тот его берет к себе и начинает в жесткой манере (самым крутым по-другому не стать, в этом посыл фильма), что называется, «наставлять на путь истинный». Зрителю показывается путь человека от начала его карьеры до признания, затрагиваются вопросы выбора во время самой карьеры: личная жизнь или работа? Возможность расслабиться или постоянный труд? И нужно ли предъявить претензии к человеку, который заставляет тебя совершенствоваться, иногда дикими способами, или необходимо быть ему благодарным? Вожделение главного героя получить признание, одобрение наставника, войти в когорту самых успешных людей в своей сфере перерастает в нездоровую жажду – одержимость, что приводит к его трансформации в течение ленты. Шазелл получил «Оскара» в 2014 году за лучший адаптированный сценарий, что уже многое говорит о работе над базой фильма. Нужно отметить также и то, что у кино была его короткометражная версия, некоторые моменты в котором уже были отработаны. Что еще хорошего в фильме? У него практически нет изъянов. Операторская работа на должном как для фильма с бюджетом в 3 миллиона вечнозеленых уровне; звук и монтаж отмечены «Оскарами», что для кино о музыке крайне позитивный момент. Показана работа музыкантов изнутри, из-за кулис: какие испытания стоят за их первым выходом на большую сцену в филармонии или концертном зале. Изнурительные тренировки главного героя реальны, поскольку режиссер заставлял Майлза Теллера – исполнителя главной роли – работать до седьмого пота вполне сознательно. Если смотреть спустя 9 лет от начала создания картины, то Майлз будет единственным проигравшим из всей труппы, в чем состоит еще одна парадоксальность ленты. Словно он, как главный герой, добился признания, и пошел сниматься в дивергентах и неудачных перезапусках франшиз. На 2022 год у него набралось немало главных ролей в сериалах и боевиках, но лучше, чем у Шазелла, он не играл ни в одной из 4 других кинолент, в которых рецензент его застал. Другие главные лица в игре, как были и в самой «Одержимости». Все приемы, что должны сработать, работают; все ружья, что обязаны к концу ленты выстрелить, стреляют. Грамотно расставленные по всей картине дилеммы практически всех творцов искусства отражают ровно то, что испытывает не молодой барабанщик в кадре – сотни таких барабанщиков по всему миру; тысячи художников, музыкантов, танцоров - и это тоже, без сомнения, отражает значимость «Одержимости». 10 из 10 Другого такому фильму нельзя поставить.
— Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Я думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера. Я же рассказывал тебе, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером? С этим фильмом я до этого не сталкивался, хотя и много слышал про него. Три статуэтки Оскара говорят сами за себя, и я сел смотреть фильм ожидая чего то нетипичного. Однако в этот раз я остался разочарован. Первокурсник консерватории Эндрю Ниман попадает под влияние гениального, но деспотичного дирижёра Теренса Флетчера. Флетчер хочет сделать из Эндрю первоклассного джазового музыканта, и он уверен, что для этого его ученику необходимо пройти через жестокие испытания и унижения. Ну, скажем так, это не совсем то, что ожидал увидеть. Такая благодатная тематика, но к сожалению режиссер и сценарист Дэмьен Шазелл реализовал все достаточно пресно и скучно. Да и в целом, картина получилась сама по себе неоднозначная, со стороны обычного кинолюбителя, коим я являюсь. Сюжет поначалу увлекает, но с нарастающим темпом истории постепенно становится предсказуемым и монотонным. Первые полчаса действительно есть на что посмотреть, и смотрятся они на одном дыхании. Далее повествование начинает путаться. И под конец история возвращается опять на прежний уровень, чему зритель (казалось бы!) должен быть благодарен. Но нет. Все та же монотонность, навевающая скуку, и полностью предсказуемый финал. Здесь нет очень громких имен в касте. Разве что Дж. К. Симмонс, да и Майлз Теллер. С остальными актерами я не знаком, так что не берусь их оценивать. А вот конкретно Майлза Теллера, сыгравшего главную роль, вполне возможно оценить, оглядываясь на его другие работы в кино. В целом он выдал очень неплохой уровень, но как то без огонька. Нет в его персонаже ничего такого что бы цепляло. Зритель должен сопереживать ему, однако он наоборот не вызвал у меня никаких эмоций. Сильно тушить фильм не хочется, так что поставлю среднюю оценку. 4 из 10
Сценарий фильма 'Одержимость' прекрасно обходится без лишних подробностей о том, как главный герой - Эндрю Ниман - почувствовал любовь к барабанам, начал учиться играть на них, постепенно превращался в изгоя без друзей и знакомых. Конечно, часть из этого присутствует в истории, но остается за кадром. Фильм даже начинается со сцены знакомства Эндрю со своим будущим мучителем. Это довольно необычно, когда два главных персонажа сталкиваются сразу. Сейчас на дворе 2017 год. В российском прокате появилась новая режиссерская работа Дэмьена Шазелла 'Ла-Ла Ленд'. По большей части успех его второго фильма не удивляет, поскольку 'Одержимость' оказался крепкой лодкой в бушующем море. 3-миллионный проект не только в 16 раз отбил собственный бюджет, но и собрал впечатляющую охапку премий, номинаций и восторженных откликов. А ведь юноша с мечтой стать великим на передовой - рискованная затея. В отличие от 'Ла-Ла Ленд' этот фильм совершенно другой. По настроению, по цветовой гамме, по необходимому, самка собаки, темпу. Историю в какой-то мере можно назвать и мрачноватой. Копившаяся на протяжении приличного времени ненависть Эндрю расцветает по полной, а зритель ломает голову, правильно поступает преподаватель или нет. Наплевать на личную жизнь, заполнить мозги мыслями исключительно о барабанах и поиске темпа, отбить руки до волдырей... Пропитать комнатный воздух собственным потом, ежесекундно находиться под крепким давлением, всеми усилиями выплевывать из себя агрессию - стоит ли всё это конечной победы? Начинающих музыкантов всегда много, а много ли среди них тех, кто готов пройти путь Эндрю Нимана? Наверное, поэтому изо дня в день появляется больше а-ля рок-групп, в то время как достойных величия музыкальных дел мастеров и днём с огнем не сыскать. Прямо продавай душу дьяволу. Каким агнцем был главный герой в самом начале - стеснительным, кротким и наивным. А в конце стал волком - озлобленным, диким и неуправляемым. Выйти за рамки ожидаемого - объяснял садист-преподаватель. Человек такое существо: или он сам себя бросает в горящий котел, или рядом стоит другой с кнутом и палкой. Режиссёр рассказал историю, основанную на своем опыте. Добавив ради выразительности больше эмоций, подарил миру 'Одержимость'. В фильме множество остановок. Имеется в виду характерный жест Дж. К. Симмонса, словно он хватает воздух за невидимые яйца и с удовольствием сжимает их в кулаке. Здесь не 'Ла-Ла Ленд', музыку особо и не послушаешь. Зато чувствуется, как атмосфера электризуется с каждым новым неправильным движением, с каждым бешеным криком постаревшего 'лысого из Бразерс', с каждым новым кадром перед финальной схваткой между двумя соперниками на сцене. Да постигните вы одержимость, чтобы ею наполнить жизнь свою... 8 из 10