Сняв «Поворот не туда. Побег» и «Битву монстров», Джесси Т. Кук приступил к освещению более серьёзной сюжетной темы, несмотря на то, что от трешового направления решил не отходить. «Гнилой человек» рассказывает об эпидемии кишечной палочки и всякой прочей дряни, передающейся в городке Коллинвуд через водоснабжение. Городок в панике, поэтому правительство эвакуирует его жителей, уже заражённых – жестоко убивает, а решение проблемы взваливает на плечи человека, который чистит канализационные трубы. Ну вы понимаете, что погрешностей в логике сюжета теперь не избежать, потому что уже в начале всё вызывает недоумение. Некий агент без сопровождения, явно присланный государственными структурами, уговаривает главного героя, обычного трубочиста без знамён и званий (в описании указанного как «канализационный инженер», какая честь!), за большое вознаграждение заняться выяснением причин появления эпидемии и её устранением. Сомневаюсь, что в жизни так бы и было. Далее я задумался: а что он будет пить, если воду уже нельзя? Ответ пришёл в сцене, где Джек откупоривает банку пива. Хорошо, даже если супермаркеты закрыты (а иначе можно было покупать пиво там, но ситуация в городе наверняка предусматривает закрытие вообще всех заведений из-за массовой эвакуации), у человека всё равно ведь остаются какие-то запасы. Странным в этой сцене было другое. Трубочист лежал в ванной, совершенно не тревожась, что инфекция может проникнуть, например, через слизистую пениса. Разве нет? Или через ранки на теле, если они присутствуют. Кто сказал, что воду обязательно именно ПИТЬ, чтобы заразиться? С этих пор фильм стал вызывать у меня большие сомнения в собственной здравости, несмотря на вполне сносное повествование. А потом… Потом я понял, что все прошлые рассуждения вообще не важны. На самом деле, «Гнилой человек» - это очень специфическая история даже не о человеческом выживании или ситуации, близкой к постапокалиптической, а о превращении человека в монстра, о которых обычно слагают страшные сказки. Когда трубочист Джек попадает в ловушку на месте собственного расследования, начинается одна из самых жутких деградаций в истории трешового кино. Как ни странно, местами фильм смахивал по атмосфере на какой-нибудь пугающий постсоветский арт-хаус вроде «Пешаварского вальса» Тимура Бекмамбетова или «Псов» Дмитрия Светозарова. Это слишком смелые сравнения, понимаю, но в какой-то момент показалось, что такой сюжет мог бы в хороших руках профессионалов превратиться в ночной кошмар советских граждан, ведь наверняка наши отцы и деды любили иногда смотреть нечто «не для всех» на VHS, когда дома все уже спят. Другое сравнение – с «Подопытной свинкой: Русалка в канализации» Хидеши Хино, особенно по части грима. Страшно представить, сколько пришлось вынести во время съёмок Джейсону Дэвиду Брауну – а сыграл он по мере сил хорошо. Сам по себе «Гнилой человек» - это одновременно и отвратительный треш, от которого хочется плеваться, и вполне не такая уж плохая, но слишком трагичная «городская легенда». Действие происходит в одном месте (очень грязном, заразном, нежелательном никому месте), редко выскакивая за его пределы, что уже вгоняет нас в определённое состояние безысходности, порой становящееся на планку лишь чуть ниже по сравнению с безысходностью из более мозговыносящего «Зелёного слоника» Светланы Басковой. Плюс в том, что действие если и тормозит, то каждый раз недолго, потому что Джека то и дело преследуют либо злоключения, либо видения предсмертного бреда. Нельзя сказать, что зрелище вышло скучным. Минус в том, что впечатлительным людям и тем, у кого аппетит пропадает при малейшем упоминании чего-либо мерзкого, здесь совсем не место, а все остальные заранее отвернутся от фильма, сочтя его худшим представителем жанра ужасов, хотя знакомых нам элементов хоррора как таковых тут не наблюдается – и в принципе не должно. Финал фильма очень специфичен по своей драматичности, даже можно сказать – трагедийности. И только весёлая песенка в титрах разбавляет понурое впечатление, не давая окончательно погрузиться в тлен, выйти из которого хочется сразу, ибо терпеть подобное мучение невозможно. Джесси Т. Кук продвинулся чуть дальше картин о дерущихся монстрах или голодных каннибалах, только прогресс ли это? Не особо значимый. Хотя наверняка Кук не стремится к жизнеутверждающим кинематографическим высотам. Ему хорошо на своём творческом водохранилище. 5 из 10
Пожалуй, к жанру ужасов этот фильм имеет минимальное отношение, ибо хоть как-то пугать он не может просто в силу специфичности выбранного авторами места действия. Вернее, нет, не так, вот как раз к месте претензий нет — там-то, в запертом баке с кучей труб под ним можно было замутить такой ужастик, что половина представителей жанра нервно бы курила в сторонке, а вторая в лице какого-нибудь Descent опасливо озиралась. Вместо этого попробовали ударить Зигмундом нашим Фрейдом, что предсказуемо закончилось рассыпанием замшелого трупа бедного психолога на куски вместе с сюжетом, которого просто не осталось. Не хватило мастерства на тонкую душевную драму в коричневых тонах. А не надо трогать чужие трупы. Оно, знаете, вони поменьше. В целом же — типичный представитель класса «хочу снимать, но денег нет». Итого за локацию и финальную песню 5 из 10
Не секрет, что жанр ужасов находится в глубоком кризисе уже не первый год. Увы, попытки возродить хоррор и вернуть его если не на уровень 80-х, то хотя бы 90-х, ограничиваются римейками хоть сколь-нибудь успешных фильмов прошлого ('Женщина в черном', 'Не бойся темноты') либо 'перезапуском' состоявшихся франшиз ('Пятница 13-е', 'Кошмар на улице вязов'), а одной из 'торговых марок' жанра в XXI веке стало стремление не напугать зрителя, а поразить его различным шок-контентом ('Пила', 'Хостел', 'Человеческая многоножка'). Если ужастикам и суждено пережить ренессанс, то от кого ждать чуда, как не от независимых киноделов? Именно поэтому фильм 'Гнилой человек' я ждал с некоторым оптимизмом, ведь и синопсис, и трейлер оказались довольно интригующими. Но, увы, чуда не произошло и несмотря на неплохую завязку, ни режиссеру, ни сценаристам, ни актерам, ни гримерам не удалось реализовать потенциал этого проекта. Действующих лиц всего 6 и они довольно типичные - это попаденец-протагонист, его беременная жена, убийца-психопат и его дебиловатый брат-верзила, таинственный агент властей и коррумпированный мэр. Что ж, иногда лучше действительно не изобретать велосипед, но в данном случае ни один из этих характеров фильме по-настоящему не раскрывается - зрителю приходится многое додумывать самому. Мы так и не узнаем мотивов Лорда Ока, не видим самого процесса убийств; его отношения с братом практически никак не показаны, не говоря уже об объяснении их общения на французском языке. То же справедливо и для мистера Проссера - местного G-мена - который появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. К сожалению, практически все действие фильма происходит в одном помещении, и по сути отсутствует противостояние главгероя и главзлодея, хотя я ожидал чего-то в духе 'Creep', но с большим количеством нечистот. Нечистоты здесь действительно присутствуют (а чего еще ожидать от фильма, в котором протагонист - ассенизатор?), но ни они, ни внешние или внутренние метаморфозы Гнилого Человека не вызывают ни страха, ни отвращения. Гримеры имели все шансы как минимум повторить блестящую работу своих коллег, создававших 'Муху', но и здесь налицо явная недоработка. Перемена характера главного героя происходит слишком внезапна - уж очень медленно, несмотря на все старания, к ней вели сценаристы. Сюжет вообще изобилует пробелами и даже не порадует зрителя неожиданным поворотом в концовке. Я действительно возлагал большие надежды на этот фильм и до последнего не хотел оставлять о нем негативный отзыв, но больше, чем 3 балла из 10, он не заслуживает. Хотя за веселенькую песенку на титрах (указана как 'Left by Snakes - Septic Man', но я не нашел никакой информации о такой группе в Интернете) можно накинуть еще один балл. Итого: 4 из 10
В советское перестроечное время этот сюжет, только одним своим названием обещающий чернуху, довели бы до ума. Но и без того на выходе у творческой команды «Гнилого человека» в плане смыслового трэша получилось нечто более содержательное, чем 'Шина', более естественное, чем 'Человек-швейцарский нож', более правдоподобное и не столь вульгарное, как 'Зелёный слоник'. Почти мифическая история о человеке, который после контакта с опасными отхдами обретает сверхъестественные способности, мотивирована мощными образами и красноречиво наполнена долгими периодами эпичного молчания при постепенном обнаружении в источнике заражения признаков нечестной игры. Поначалу фильм кажется повествованием о противостоянии человека и общества, представленного коррумпированным правлением города. Появление героев, в которых есть что-то линчевское, переносит линию обороны внутрь души главного героя, который борется против чистого зла, которое возможно находится внутри него самого. Сцена с возвращением трупика младенца из инфернальной канализации в божий мир наглядно показывает, что даже из в буквальном смысле фекального материала можно слепить что-то очень чистое. Песня, играющая под финальными титрами, отлично завершает фильм – она слушается как гимн, прославляющий «токсичного мстителя» подобно великим североамериканским народным героям. Не стоит вдаваться в это кино как в типичный слэшер о мутанте-монстре, сходящем с ума. Это гораздо более тонкий сюжет, но не для слабонервных – реально может стошнить (шутка). Наслаждайтесь!