Этот фильм прежде всего о роли одного человека в целом обществе, о его амбициях. Главный герой фильма - актер Ригган Томпсон, который, как и любой человек, стремиться стать успешным и знаменитым. Для этого надо сделать нечеловеческое усилие, сделать что-то такое, что не делал никто. Из-за этого в сознании героя рождается образ супергероя, который выше всех людей, его рассуждения высокомерны, грубы и жестоки, но в них заключена жестокая правда жизни. Всю жизнь я ждал именно такого человека-супергероя, обладающего не просто суперсилой и крушащего всё зло без страха и упрёка, а человека, который побеждает все трудности мыслями о вечном и прекрасном. Это позволяет ему стать не просто известным, а легендарным Бёрдманом. Жизнь - это ритм. Поэтому весь фильм играет барабанщик, который сам того не ведая, творит ритм великолепной, динамичной истории. Ритм сливается с бродвейской мелодией от Антонио Санчеса, образуя непередаваемый дух картины. Это именно тот фильм, от которого хочется и смеяться, и плакать. Фильм выполнен превосходно от начала до конца. Фильм необходимо смотреть, потому что это шедевр и лучшая, на мой взгляд, картина 2014 года. 10 из 10
Ригган Томпсон — звезда «Бёрдмэна», серии супергеройских фильмов девяностых, первый герой комиксов на большом экране, более двадцати лет назад отказавшийся от съёмок в очередном фильме франшизы, занимается постановкой пьесы по рассказу Раймонда Карвера в одном из театров второго эшелона на Бродвее. На роль актёра, который из сверхчеловека хочет превратиться в настоящего человека, режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту пригласил Майкла Китона, имеющего за плечами съёмки в двух сериях «Бэтмена» и отказ от съёмок в третьей также в далёком уже прошлом. Так что взгляды актёра на афишу с изображением крылатой фигуры в полумаске оказываются наполнены неподдельной искренностью. В отличие от своего персонажа Майкл Китон после «Бэтменов» не скатился в забытьё, так что роль нельзя считать полностью биографической. Но вхождение в образ удалось актёру очень хорошо, он полностью органичен и достоверен. «Бёрдмэн» как будто посвящён борьбе отставной звезды за возвращение к аудитории, но за этой внешней канвой скрывается целый пласт проблем. Главная из них — проблема восприятия и принятия себя. У многих людей, независимо от рода занятий, тот внутренний образ, в котором они видят себя сами, не совпадает с «объективной», регистрируемой сторонними наблюдателями картинкой. Для одних эта разница — мощный стимул для личностного развития и преображения, для других — источник глубочайшего душевного кризиса. В случае актёра проблема усугубляется наличием внутри глубочайших отпечатков, оставленных сыгранными ролями. Чтобы сыграть супергероя, нужно ощутить себя супергероем. Но это слишком сильный образ, чтобы исчезнуть после слов «Стоп! Фильм снят!», он остаётся глубоко внутри, и вся дальнейшая жизнь будет определяться надчеловеческими возможностями и моралью. В 2009 году Зак Снайдер снял гениальных «Хранителей», где поместил людей со сверхспособностями в реальную жизнь. В «Бёрдмэне» человек со сверхспособностями живёт внутри реального человека, ведущего реальную жизнь, и так же, как «хранители» разрушали мир вокруг, «человек-птица» разрушает своего носителя. В комиксах Marvel было три человека-птицы (возможно на это намекают три серии франшизы, в которой «снимался» Ригган), и всякий раз этот персонаж выступал на стороне зла. Хотя Бёрдмэн в фильме является супергероем, а не суперзлодеем, в жизни Риггана он выступает именно как демоническая сила. Роль супергероя принесла Риггану деньги и славу, отголоски которой слышны до сих пор, но как птица разбивается от удара об оконное стекло, пытаясь пролететь сквозь него, так и человека-птицу ждало крушение при попытке проникнуть на эту сторону экрана. Ригган потерял семью, его дочь попала в клинику для наркозависимых, деньги, сколько бы их ни было, он промотал. В результате актёр возненавидел своего персонажа, но так и не смог от него отделаться. Недаром афиша «Бёрдмэна» висит у Риггана в гримёрке на самом видном месте. Спасаясь от прошлого, актёр бросился в противоположную крайность, из примитивной масс-культуры комикса в искусство для узкого круга ценителей. Несколько раз в течение фильма герои, включая персонажа Китона, утверждают: «Ригган поставил на эту постановку всё». Эта фраза звучит так настойчиво, что больше похожа на самовнушение, чем на правду. Потому что Ригган сам в этот тезис не верит. Его зацикленность на успехе постановки — сублимация, бегство от истинной цели. Ригган ищет её на сцене театра, но не находит, потому что за декорациями нет реальной комнаты, бананы пластиковые, а партнёры по спектаклю играют фальшиво. Сам театр — это царство масок, а к лицу Риггана и так слишком прочно приросла одна из них. Да и что такое успех постановки? Возвращение былой популярности? Гораздо проще пройтись без штанов по Таймс-сквер. Деньги? Драматический спектакль никогда не заработает столько, сколько голливудский блокбастер. Идея успеха окончательно становится абсурдной, когда оказывается, что он зависит исключительно от каприза самовлюблённого критика. Задача Риггана — вернуть себе не место на первых страницах газет и не дом в Малибу. Он должен отыскать и вернуть себе самого себя. Его дочь, бывшая жена, агент, - каждый добросовестно приносит свой кусочек мозаики. Но собрать её может только он сам. Необходимость принять помощь других людей даётся Риггану с трудом. В своей постановке он одновременно и режиссёр, и продюсер, и сценарист, и исполнитель главной роли. Но это только в воображении он может передвигать предметы движением пальца, а его реальные силы совсем не так велики, и постановка идёт со скрипом. В критический момент на выручку Риггану приходит Майк Шайнер — звезда бродвейских подмостков, блестящий актёр, способный справиться с любой ролью, «не умеющий играть плохо», но полностью теряющий себя, оказавшись за кулисами. Эдвард Нортон создал образ гениальной звезды, настолько же энергичного и волевого на сцене, насколько потерянного во всём, что не касается актёрской игры. Внутри Майка Шайнера пустота, поэтому её так легко наполнять чужими личностями, но его собственная личность сжалась и спряталась, чтобы освободить место. Майк живёт только на сцене, отсюда его страсть к тому, чтобы на ней всё было по-настоящему. В отличие от него, Риггану постановка нужна только для того, чтобы обрести опору в настоящей жизни. Ригган и Майк — антиподы, радость от привлечения в спектакль звезды, на которую толпами валят зрители, быстро сменится у Риггана раздражением и враждебностью, но именно Майк невольно подскажет ему путь к освобождению от опостылевшей маски с клювом. Сочетанием серьёзной драматичности и гротесковой комедийности борьба Риггана со своим альтер эго местами напоминает фильм «Бобёр». К счастью для себя, «Бёрдмэн» всё же не скатывается в фарс, хотя в определённые моменты повисает буквально на волоске от этого. Алехандро Гонсалес Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки очень удачно решили задачу показа внутреннего мира героя и того, как он соотносится с реальной действительностью. У каждого из нас есть своё внутреннее видение себя, нам наше отражение в зеркале представляется подчас совсем другим, нежели стороннему наблюдателю (и дело касается не только лишнего веса). Так же и в сценах, где Ригган остаётся один, становится понятно, что мы смотрим на мир изнутри его черепной коробки. Метания актёра по длинным полутёмным коридорам театра под непрерывную барабанную дробь, которая в прямом и переносном смысле преследует его,— это метания мысли человека в состоянии стресса, привычными маршрутами, всё время бегом, всё время в неуверенности, что дверь, к которой он стремится, окажется незаперта. Эти клаустрофобические подвалы резко контрастируют с безбрежным воздухом окружающего театр мира, но чтобы вырваться на свободу и обрести настоящие, а не бутафорские крылья, Риггану придётся вступить в совершенно неиллюзорную битву не на жизнь, а на смерть. В конце концов, его соперником будет настоящий супер-герой. Он сам. 8 из 10
Это шедевр и как любое подлинное произведение искусства он смотрится на одном дыхании, несет в себе море смыслов и подтекстов и не отпускает зрителя с первых кадров и до самого финала. На первый взгляд это простая история о том, как немолодой актер, находящийся на закате карьеры пытается сделать нечто большее, чем роль супергероя, которая много лет назад подарила ему славу и деньги, вместе с тем отняв нечто куда более важное. Он хочет чтоб его запомнили не только как 'парня, который играл Бердмэна', мечтает сказать людям, что - то куда более важное, чем взрывы и экшен. Однако перед нами тот случай, когда за очевидным кроется нечто большее. Весь сюжет строится вокруг одного спектакля, который главный герой пытается поставить на сцене небольшого театра. Когда зритель идет в кино или театр он видит лишь конечный результат. Ему не понять, через что прошли актеры, перед тем, как выйти на сцену или появится на большом экране. Конфликты между звездами, разгромленные гримерки, отчаяние людей, которые положили жизнь на алтарь искусства и не получив признания стали чувствуют себя мелкими и никому ненужными. Все это скрыто от зрителя кулисами или затемнением после финальных титров. Данный фильм слегка приоткрывает дверь в этот странный и защищенный от чужих глаз мир, делая это искренне и честно. Дверь приоткрыта, вот только многие ли захотят в нее войти? Большая часть публики не хочет знать всех этих проблем. Им подавай глянец и желтые сплетни о том, кто с кем спит. Толпа требует хлеба и зрелищ, не утруждая себя даже попытками заглянуть глубже и увидеть за маской вымышленного персонажа живые глаза реального человека, который рискнул вывернуть свою душу наизнанку перед всем миром и рассказать, возможно, свои самые сокровенные мысли, выдав их за строки сценария. Увы, но слезы клоуна мало кому интересны. Кроме всего изложенного выше эта картина успевает за два часа осветить такие вечные темы, как отношения отцов и детей, мужчин и женщин, безумие и гениальность, а так же обсудить зависимость современного общества от сети интернет, беззлобно поиздеваться над супергеройским кино и поднять еще множество интересных вопросов. Это крайне многослойное и необычное произведение. Перед нами камерная история, зритель крайне редко выходит на свежий воздух, покидая маленький театральный мирок. Замкнутость придает событиям, происходящим на экране интимность, правдивость, в какой – то мере даже таинственность. Мне показалось, что в фильме полностью отсутствует монтаж: каждая сцена настолько плавно перетекает в следующую, что создается небывалое ощущение целостности повествования, такого я раньше не видел, браво Эммануэль Любецки. Актеров в фильме мало, но все сыграли блестяще. Будто и нет никакого сценария. Майкл Китон, Эмма Стоун, Наоми Уотс, Эдвард Нортон, Зак Галифианакис, словно вспомнили, заново пережили и рассказали зрителю то, что испытали на личном опыте, в реальной жизни. Настолько искренняя игра - это большая редкость. Хочется сказать всем актерам спасибо за то, что на два часа пустили зрителя в свой мир и без капли фальши раскрыли публике свои души. Разумеется, огромное спасибо Алехандро Гонсалесу Иньяриту, за то, что рискнул написать и снять такое кино. Это определенно один из лучших фильмов, что я видел. Весь наградной сезон прошел под знаком дуэли 'Отрочество' против 'Бердмэна'. Совсем скоро грядет 'Оскар - 2015', на котором эта дуэль, скорее всего, продолжится, не знаю как вы, а я точно определился со своим личным фаворитом в этом противостоянии. P.S. Это было сильно. Мои слова относятся не только к этому фильму, но и ко всему 2014 году в волшебном мире кино. 10 из 10
Фильм повествует о бывшем актёре Риггане Томсоне, двадцать лет назад исполнявшем роль популярного супергероя Бёрдмэна, находясь на пике популярности. Он страдает приступами агрессии и галлюцинациями, зациклен на себе, отречен от всего остального мира, и вообще игнорирует и отрицает все произошедшие изменения. Живет прошлым, одержим идеей вернуть свое место и былую популярность. Именно с этой целью он ставит пьесу в театре на Бродвее. Ригган очень зациклен на себе. Казалось бы, как актёру, как режиссёру, ему следует ставить искусство превыше всего, но очевидным является то, что на первом месте для него-собственное эго, возвращение былой славы и популярности. И пусть искусство стоит очевидно выше всех ценностей обыкновенного обывателя: материального достатка, здоровья, семьи; очевидно-рискует жизнью он именно ради самоутверждения, возвращения былого величия и устранения несоответствия между самомнением и реальным положением дел. Помимо этого, он страдает от голоса в голове-голоса Бёрдмэна, который постоянно говорит ему, что он должен доказать всем, что достоин большего, вернуть себе былые славу и величие. Да, главный герой противится ему с помощью всяческих практик, но безуспешно от того, что внутренне с этим голосом согласен. Параллельно с этим, голос вызывает у Риггана приступы агрессии, в которых он то разносит в щепки свою гримерку, то раскрашивает лицо Майка Шайнера (Эдвард Нортон). Ригган Томсон не принимает, отрицает современный мир. Он не может принять факт того, что давно забыт, что большинству людей его имя ничего не говорит, и для всего мира он уже не знаменитость, не фигура первого значения, а очередной забытый актер, когда-то сыгравший очередного супергероя. Не может он и принять то, что главная знаменитость его спектакля-не он сам, а другой актер. Ригган не признает соцсети, отрицает их значимость и считает, что показатель популярности-то, какого размера статья о тебе в «Таймс». Второе название фильма «Удивительный соблазн заблуждения» как нельзя лучше передает то, чему подвержен главный герой. Ведь его мнение о себе, о собственной значимости, об окружающем его мире, о царящих в нем порядках, его мания вернуть «своё» место, мысль о обязательстве доказать собственную значимость-ни что иное, как заблуждения. Но творит, действует он, именно поддаваясь их соблазну. Фильм снят в технике непрерывной съемки, и это определенно выигрышное решение. Данный метод превосходно отобразил театральную суматоху, динамику событий, зацикленность главного героя на себе и своей пьесе, а также совершенно противоположный факт-незначительность происходящего для всего общества, как в сцене, где главный герой, одержимый своей идеей, влетает в театр, но камера останавливается напротив дверей. Кадр статичен, и показывает людей, равнодушно проходящих мимо, говорящих о своём и даже не подозревающих о тех событиях, которые кажутся главному герою чуть ли не главным из всего происходящего во всем мире. Цветовое решение фильма неплохое, но в некоторых местах мне не хватило более тонкой работы с цветом, более выразительного решения вместо стандартной блёклости. Звуковое решение очень хорошо. Ударные, отлично передающее ритм действия, суматошного мышления главного героя. Старомодные ретро-мотивы отлично передают оторванность героя от современного мира и внутренне пребывание в прошлом. Очевидных минусов я так и не нашла, кроме не раз возникавшего во время просмотра ощущения, что в некоторых местах фильм неполон, сыроват. Однозначно рекомендую этот фильм к просмотру, творческим людям в частности, ведь проблема понимания реальной собственной значимости, зацикливания на себе, на прошлом, нескончаемые попытки вернуть себе «былое величие» и «своё место» в этом мире, нежелание понять и принять современные реалии, неумение жить в беспрерывно меняющемся мире-актуальная проблема многих людей в современном обществе. 7 из 10
Первый раз мы видим Майкла Китона в трусиках в «Бёрдмане» сзади. Его персонаж, в прошлом высококлассная кинозвезда, сидит в позе лотоса в своей гримерке исторического бродвейского театра, только он парит над землей. Залитый солнечным светом, струящимся из открытого окна, он выглядит умиротворенным. Но голос в его голове рычит, ворчит, гротескно грызет его по вопросам, большим и малым. В следующий раз, когда мы увидим Китона в трусиках в «Бёрдмане», он отчаянно мчится по Таймс-сквер ночью, случайно запершись за пределами того же театра в середине спектакля Рэймонда Карвера, в котором он играет главную роль. написал и направил. Он плывет против течения реки, полной глазеющих туристов, ищущих автографов, тележек с едой и уличных артистов. Но, несмотря на хаос, который его окружает, он кажется целеустремленным, целеустремленным и - впервые - странно довольным. Это крайности, которые режиссер Алехандро Дж. Иньярриту преодолевает с дерзкими амбициями и впечатляющим мастерством в фильме «Бёрдмен», полное название которого - «Бёрдмен или (Неожиданная добродетель невежества)». Он снял фильм, поразительный с технической точки зрения и одновременно богатый эмоциями, интимный, но в то же время огромный, острый, но теплый, сатирический, но милый. Это также первый раз, когда Иннарриту, режиссер таких тяжеловесных даунеров, как «Вавилон» и «Бьютифул», кажется, действительно развлекается. Сделайте это весело. «Бёрдмен» - это полный взрыв от начала до конца. Уловка здесь - и она дурацкая, и она прекрасно работает - в том, что Иннарриту создал ощущение, будто вы смотрите двухчасовой фильм, снятый за один раз. Работая с блестящим и изобретательным кинематографистом Эммануэлем Любецки (который в этом году получил «Оскар» за съемку фильма «Гравитация» для близкого друга Иньярриту и коллеги-мексиканского режиссера Альфонсо Куарона), Иньярриту создал самый тонкий и ослепительный номер в жанре «high-wire». И действительно, еще до начала съемок режиссер в качестве вдохновения прислал актерам фотографию Филиппа Пети, идущего по канату между башнями Всемирного торгового центра. В невероятно длинных, замысловатых кадрах слежения камера летит через узкие коридоры, вверх и вниз по узким лестницам и на людные улицы. Он подходит для тихих разговоров и парит между небоскребами для полетов фантазии в стиле магического реализма. Ударная и энергичная партитура Антонио Санчеса, насыщенная ударными и тарелками, сохраняет джазовую резкую атмосферу во всем. Конечно, вы можете присмотреться, чтобы найти, где, вероятно, произошли порезы, но это отнимает у вас много удовольствия. Все дело в том, чтобы поддаться острым ощущениям. Столь же захватывающим является мощное выступление Китона в роли Риггана Томпсона, забытого актера, пытающегося вернуть былую славу, которую он достиг в роли крылатого героя боевиков Бердмена. Фильм следует за тяжелым ранним дебютом его бродвейского дебюта, который также является его последним шансом на величие, хотя его экранное альтер-эго не сильно помогает, выражая свои страхи и заставляя его постоянно сомневаться в себе. Да, заведомо забавно, что Китон, который 20 с лишним лет назад стал супергероем, играет актера, который 20 с лишним лет назад стал супергероем. Хотя я с удовольствием утверждаю, что Бэтмен Китона для Тима Бертона в 1989 году является окончательным исполнением культового персонажа, но это уже отдельный разговор в другой раз. Или это? Хотя «Бёрдмен» существует в своем собственном, тщательно продуманном мире, в значительной степени это время и место с точки зрения поп-культуры, со ссылками на других реальных актеров, таких как Роберт Дауни-младший и Майкл Фассбендер, которые пользовались огромным успехом, когда они облачились в костюмы супергероев. Сценарий от Иньярриту, Николаса Джакобона, Александра Динелариса и Армандо Бо - умная мета, но при этом он не слишком миловиден и самодоволен. Китон немного поигрался со своей персоной, а также осознал, насколько спокойной была его карьера в последние годы, но видеть его в закаленной форме - это сама радость. Он по-прежнему гипер-словесный и игривый, и он все еще может забавлять и раздражать в своей речи, но теперь в смеси есть ироничная тоскливость и даже отчаяние, которые теперь болезненно болезненны. Кроме того, против его реальной репутации сталкивается Эдвард Нортон в роли Майка Шайнера, блестящего, но печально известного капризного актера, который играет роль коллеги по фильму Риггана, когда начнутся предварительные просмотры его любовной постановки «О чем мы говорим, когда» Мы говорим о любви ». Нортон, который на протяжении многих лет был трудным и требовательным, находит правильный баланс между высокомерием и искренностью. Кроме того, они нуждаются друг в друге, как они находят в дни, предшествующие премьере. Все они нужны друг другу. Инарриту собрал потрясающий актерский состав второго плана и предъявил им смехотворные технические требования, но все они более чем соответствовали требованиям и наслаждались шансом проявить себя. Зак Галифианакис решительно выступает против типажа как менеджер Риггана и редкого голоса разума посреди всего этого безумия. Эмма Стоун восхитительна как уставшая от мира и мудрая дочь Риггана, которая также служит его помощницей. (У них с Нортоном потрясающая химия в паре решающих сцен.) Эми Райан творит чудеса с ее коротким экранным временем в роли бывшей жены Риггана; она раскрывает его и позволяет нам увидеть в нем и эгоизм, и добро. А Наоми Уоттс, сыгравшая главную роль в мучительном фильме Иннарриту «21 грамм», получает возможность играть и легкие, и тяжелые моменты в роли невротичного актера. Совершенно очевидно, что все они работали над собой, чтобы эта сложная захватывающая поездка выглядела легкой..
Фильм-лауреат 4 оскаров: 'Лучший фильм', 'Лучший режиссер', 'Лучший сценарий', 'Лучший оператор', уж точно заслуживает внимание обывателя (меня). Но вообще, даже если бы не было этих наград, фильм определенно попал бы в мой список к просмотру, потому что приоткрывает закулисье театра. До чего же мне интересно наблюдать за тем, как актёры в реальной жизни воплощают роли актёров внутри фильма. Разве не прекрасно?! Если вы еще не впечатлились, то хочу подразнить вас тем, что персонажи пьесы, которая ставится в фильме, проживают (играют) во многом схожую с актёрами пьесы жизнь. Т.е. актёры, играющие в фильме, играют актёров, которые играют пьесу, в которой персонажи пьесы играют актёров, которых играют актеры, играющие в фильме! Надеюсь, вы окончательно запутались, и отправитесь смотреть фильм, чтобы разобраться и/или поспорить со мной по этому поводу. Еще один любопытный момент - это то, что вселенная фильма - это наша вселенная, поясняю: в фильме упоминаются реальные имена режиссеров, актеров, газет и тд. Что, конечно, приближает зрителей к проживанию сюжета. После просмотра, рекомендую также почитать раздел 'Знаете ли вы, что...' на Кинопоиске - есть парочку весьма интересных. Аудиовизуальная составляющая скудна на количество используемых средств, но отнюдь не страдает от этого, а наоборот выигрывает. Фильм снят одним планом: да, там есть очевидные монтажные склейки, но очень качественные и даже логически обоснованные, такие как смена дней, например). Саундтрек состоит почти что из одних барабанов, напоминающих мне барабанную дробь в цирке перед каким-нибудь финальным и опаснейшим кульминационным трюком дрессировщика или акробата. Для меня подобные звуки ассоциируются с неуместной торжественностью и 'весёлостью' что ли, особенно на фоне драматических событий, разворачивающихся на экране. Одной из тем фильма является выбор между посредственным, но популярным у зрителей и по-настоящему творческим, но рискующим провалиться. Тема признания важна для творческой личности, но где та грань, когда в поиске популярности человек предает свои внутренние творческие порывы. И ещё: а должен ли стыдиться творческий человек, что ему самому больше по душе нечто 'поп-корновое'? Что же выберет главный герой? Финал фильма, на мой взгляд, дает нам доказательства для противоположных выводов, как было, например, в 'Джокере' Тодда Филлипса. В общем, пора идти смотреть! P.S. Если вы до сих пор не прониклись работами Эммы Стоун 'Бёрдмэн' может вам в этом помочь. Максимально непохожая на другие роли, на мой взгляд. Я очарована.
Наконец-то я могу полноценно поговорить о режиссере с громким именем Алехандро Гонсалес Иньярриту. Конечно, до 'Бёрдмэна' он знатно наделал шуму со своей 'трилогией о смерти' - 'Сука-любовь', '21 грамм', 'Вавилон'... вот только: а) они все построены по одному концепту, потому трудно выделить отдельные моменты. И б) учитывая, какой мрачный осадок остается после просмотра, говорить о них как-то не возникает желания. Это действительно тот случай, когда фильм раскачивает мое мнение - от 'О Боже, сколько текилы надо было вмазать, чтобы снять такое?' до 'Фигасе, это был реально суперский фильм!'. Но подобным раскачиванием лодки кинолента смогла зацепить меня. И пока в моей голове не заговорил свой Бёрдмэн, взращенный на супергеройских фильмах и прочих 'шоу ради зрителей', спешу сказать, что я увидел по-настоящему умное кино. Иньярриту демонстрирует цельную, и в то же время многогранную историю о человеке, который переживает внутренний кризис, отчего все валится из рук - постановка на Бродвее грозит провалом, с бывшей женой и дочкой трудно общаться, а тут еще внутренний голос предлагает забыть идею и вернуться к истокам, мол, зрители сейчас обожают супергероику и прочие аттракционы, так что надевай костюмчик и беги ко всяким Марвелам снимать перезапуск 'Бёрдмэна', а там уже слава и признание придут. Вот подобный конфликт, двигающий маховик сюжета, сейчас редко где можно встретить. Про идею и мое восприятие фильма поговорю чуть позже и отдельным абзацем, а то там материала на целый форум может хватить. От чего я на самом деле был впечатлен - простота фильма. Нет, по смыслу этот фильм далеко не простой, я имею в виду, насколько грамотно он был сделан. Все действие происходит в здании театра и районе, охватывающем небольшую площадь возле него. Так что ты сможешь понять, где сцена в театре, где гримерка, где пожарный выход. Операторская работа - ну так-то фильм получил золотого болванчика в этой области. Эммануель Любецки не просто сделал работу 'одним дублем', кое-где переходя на склейки, камера расположена в непосредственной близости от персонажей, от чего создается эффект присутствия. Саундтрек в фильме незамысловатый, но хорошо ложится на задний план. Ну и вокруг ходить не будем - Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун и Наоми Уоттс - просто браво. Каждый из этих образов запоминается. Забавно, что персонаж Майкла Китона страдает от того, что его воспринимают исключительно по нашумевшей роли чувака в трико, ибо задумайтесь - вы лично можете вспомнить Майкла Китона не только по роли Бэтмена? С Эдвардом Нортоном, кстати, тоже получилась ситуация, будто роль писалась исключительно под него - профессиональный, но капризный актер, который переделает весь процесс под свои хотелки. Наоми Уоттс держит баланс между легкими и тяжелыми моментами, играя актера-невротика. Эмма Стоун также показала себя профессионально, играя вспыльчивую героиню, которая имела проблемы с наркозависимостью, из-за чего кажется, что у неё поедет крыша. Забавно, что Стоун номинировалась на Оскар за эту роль, в следующем фильме от Иньярриту Лёня Дикаприо получил свою статуэтку, а потом Дикаприо объявил, что Эмма стала 'Лучшей актрисой - 2017'. Ирония. О чем этот фильм? О борьбе между душевными работами и всякими аттракционами? А может это фильм о том, как восстать из забытья? Или мы видим историю о человеке с биполярным расстройством? Прелесть 'Бёрдмэна' в том, что он многогранен, и во время просмотра получается смаковать происходящее. По крайней мере, под мое описание подходят все указанные предположения. Ригган Томпсон горит идеей сделать что-то важное, реализовать себя, как творческая личность, но в его сознании застрял Бёрдмэн. Образ-прилипала, тёмная сторона актера, подпитывающаяся его неудачами. Возможно, у главного героя пошатнулась психика ввиду ряда проблем и приплюсуйте пару моментов из его прошлого, особенно, когда он хотел покончить с собой. Но Ригган сопротивляется, надумывает себе сверхспособности, когда в реальности он громит гримерку или просто едет в такси. Герой вкладывает всего себя в постановку пьесы, но все валится из рук. Три предпоказа проходят комично, плюс известная критикесса обещает похоронить еще не поставленную постановку. Если всмотреться в детали сюжета, то обратите внимание, как пьеса переплетается с трагедией Риггана. 'Что со мной не так? Почему я выпрашиваю любви?'. Что наша жизнь? Игра. За эту идею Алехандро Гонсалес Иньярриту определенно достоин похвалы.
В отличие от большинства предыдущих фильмов Иньярриту («21 грамм», «Вавилон», «Сука-любовь»), эта картина более камерная, направленная внутрь, глубокая. Здесь на первом месте не история, а человек с его страхами, комплексами, надеждами, отчаянием, вызовами себе и окружающей действительности. А если перейти непосредственно к сюжету, то главный герой Ригган Томпсон, лет двадцать назад блиставший в роли Бердмена — супергероя популярного кинокомикса, занят постановкой театральной пьесы на Бродвее. Впрочем, «занят» — слабое слово. Для Риггана — это последняя попытка обрести, найти себя, доказать миру, что он больше, чем престарелый Бердмен. Собственно, на кон поставлена вся жизнь. Но театр — сложная штука. Есть партнеры по сцене, в том числе партнеры-звезды, вреда от которых порой больше, чем пользы, есть театральные критики, которые совсем не хотят пускать в эту высокую сферу каких-то голливудских выскочек, есть назойливый внутренний голос-Бердмен, настойчиво призывающий вернуться в любимый зрителями образ, есть некстати беременная актриса-любовница, есть сложные отношения с взрослой дочерью… Одним словом, проблем куча. И казалось бы, зачем все это надо?! Можно вложить всего себя, всю свою жизнь в постановку и проиграть все, а можно лишь пробежаться по улице в одних трусах и получить 350 тысяч просмотров в Ютюбе за час… Стоит заметить, что сюжет не слишком насыщен действием, все происходит, буквально, в одной локации, но оторваться от происходящего на экране невозможно, потому что на экране настоящий шквал чувств, эмоций, страстей. Великолепные диалоги — яркие, сочные, живые, откровенные, жестокие, сентиментальные. Потрясающая операторская работа — много выразительных крупных планов, интересные ракурсы, игры со светом-тенями, камера, буквально, живет среди героев. Впрочем, это неудивительно. В операторском кресле — Эммануэль Любецки, получивший Оскара за «Гравитацию». Ну, и, конечно, фантастические актерские работы. В особенности, как ни странно, Майкл Китон. Все мы знаем Майкла Китона. Знаем, в первую очередь, по ролям Бэтмена. Так вот, оказалось, что мы его совсем не знаем. Такого Майкла Китона никогда не было и, наверное, уже не будет. Это невероятный спектр чувств и эмоций, это потрясающая искренность, это заслуживающая уважения смелость — далеко не каждый актер отважится явить себя зрителем, прямо скажем, в жалком виде. А в данном случае, когда параллели — Бэтмен-Бердмен — очевидны, тем более. В заключение осталось употребить слово «великолепный» по отношению к музыкальному сопровождению. Резюмируя вышесказанное, то, на мой взгляд, Иньярриту создал что-то близкое к шедевру. Трагикомедия, драма, исповедь, издевка над Голливудом и миром шоу-бизнеса, любовь к театру и ироничное к нему же отношение, и все это очень пронзительно, гармонично, искренне и высокохудожественно.
'Бёрдмен' от Алехандро Гонсалеса Иньярриту - это крайне интересная кинолента, которая не сможет оставить Вас равнодушным: либо фильм становится любимым, либо просто проходит мимо из-за своей необычности. Данная лента рассказывает историю уже забытого актера популярной ранее серии фильмов о 'Бердмене', который пытается обрести снова славу, любовь дочери и жены, но в конце концов обретает нечто большее, а именно, ощущение истинного искусства, которое воспринимается всеми закромами души. Я могу отметить следующие достоинства: + Актерская игра. И Майкл Китон, и Эдвард Нортон играют очень правдоподобно и искренее, но это и понятно, они играют героев крайне похожих на них и факты их биографии. На это смотреть, как минимум, забавно. + Великолепная операторская работа.Эммануэль Любецки, как всегда, на высоте - длинные кадры одним дублем завораживают, постоянно двигающаяся камера добавляет эффект присутствия и всё это просто невероятно отражает состояние героев и атмосферу театра. + Атмосфера. Атмофера театра и трагичности как в пьесе, так и в жизни героев так реалистична, что не сопереживать персонажам невозможно. Жизнь театра за кулисами увлекает и не позволяет оторваться от экрана. + Саундтрек, состоящий из джазовых барабанных дорожек, отлично передает накаленную обстановку. + Интересные мысли и идеи можно почерпнуть из данного фильма. Зачем нам популярность? Может ли актер избавиться от статуса 'актера одной роли'? Что важнее - карьера или семья? И т.д., и т.д. Данное произведение можно трактовать бесконечно. Недостатки? Да, может быть сюжетная линия между героями Эммы Стоун и Эдварта Нортона лишняя. Да, возможно, некоторым будет трудно воспринимать фильм. Да, мнение о том, что некоторые приемы довольно клишированны, имеет право на существование. ИТОГ: 'Бердмен' - это динамичное талантливое высказывание от Иньярриту и Любецки под джазовые аранжировки и яркие эмоциональные выкрики актеров о театре, критике, актерстве и просто о жизни творческой личности. 9 из 10
Думаю, никто не будет отрицать, что «Звездные войны» живут своей жизнью не одно десятилетие и едва ли тут можно спорить о звании культовой саги. Основное что интересно в «звездных» - это полное отсутствие упоминание земли. «Звездные войны» больше похожи на сказку, какое-то отдаленное царство своих законов, где добро – белое, зло – черное. Время идет, мы успели увидеть многое, что появлялось в массовом кинематографе. К примеру «Пятый элемент», где история хоть не лишена масштабности в спасении вселенной и самого акта самоуничтожения, но в целом кино становиться ближе к зрительским переживаниям и возможно даже об одиночестве. Из недавнего примечательно появление «Темного рыцаря», где вообще можно сломать голову о чем фильм, но в целом кино получилось исключительно о потере главного персонажа в общем потоке происходящего. И в последнем фильм «Бердмэн» очень сильно похож по цели, к которой пришел «Темный рыцарь», но «Бердмен» же приходит только к двойственности, с которой и живет. И едва ли можно утверждать, что кино по-прежнему пытается взять зрелищностью, как и в начале своего становления. Все же в массовом кино до сих пор живет противоречие, и данный фильм этот разрыв только увеличивает. Фильм «Бердмэн» - это довольно яркий фильм в жанре «кино о кино» с комментарием к вопросу как в одном предмете могут уживаться разные цели. С одной стороны кино это не более чем затравка для попкорна и сжигания лишнего времени, которое осталось у нас в кармане. С другой стороны кино является хорошим предметом для рассмотрения чего-либо в деятельности человека. И ту и другую сторону фильм вроде как показывает и может следующие будет скорее минусом – фильм осуждает все и ничего не предлагает. К минусам можно отнести топорность и грубость фильма. Фильм обо всем и ни о чем, иными словами кидает только в смятение. И иногда даже можно сказать и весьма аргументированно о фальшивости фильма, но его есть за что хвалить, хотя бы за то чем примечателен кинематограф, своим смешением. Этакий переходный фильм на грани массового и фестивального кино, чем и занимателен. Фильмы, которые перечислены выше, в них много общего, особенно через них удобно передать, куда стремиться кинематограф. «Бердмэн» хоть и не претендует, может быть, на какую-то ключевую цепь, но висит в одном потоке. И как недавний «Логан», фильм «Бердмэн» – это фильм где главный персонаж впитывает окружение полностью, даже то которое, казалось бы, его не касается. Так или иначе, массовое кино стремится к тотальному реализму и с легкой порцией углубления в персонажа. Риган Томпсон – будет единственным объектом внимания, ибо все остальные линии в фильме хоть и занимают одну треть хронометража, но они как вспыхивают, так и тухнут – быстро и неинтересно. В этом плане «Бердмэн» достаточно шумный, более того тут есть монтаж без склеек, который по первой мысли должен способствовать более плавному течению времени, но вместо этого он еще больше рвет изображение, как и барабанная дробь прямо в голову. И спустя какое-то время, казалось-бы, минусы приобретают положительный знак. Так вот, у Ригана есть некий фантом подсознания, с которым он разговаривает, естественно он ему противоречит. Подобные финты я обожаю, т. к. второстепенные персонажи становятся не просто мусором, которые все ровно не входят в персонализацию, а вместо этого становиться жирным дополнением к главному персонажу. Еще фильм с подобными образами стремится к мысли, что все сделано не просто так и все происходящее в фильме не случайно, а направлено на определенные цели. Фильм богат на визуализацию и весь шум, который я обычно воспринимаю за минус, тут он более чем актуален, ибо отлично описывает происходящее внутри главного персонажа. Вездесущий критик в баре становится чертиком на плече, а орущий сумасшедший на улице становится голосом мольбы главного героя, а огоньки в ларьке с выпивкой не иначе как горечь о недостижимой мечте Ригана. Образы, образы вот за что я люблю этот фильм, особенно за образ театра и гримерки. Но прежде о разговоре с самим собой. Само подобное общение навряд-ли имеет что-то интересное в клиническом плане, разве что это очень похоже на то чем занимается зритель в кино. Симметрия лично для меня это наилучший ответ, чем мне нравиться фильмы, да и видео фрагменты, пусть даже и слученные, тоже. Это довольно забавная штука ассоциировать себя даже с теми, которых как-бы нет. Никто же не забыл, что кино возможно лучше всех передает дух времени, нации… Театр и внутреннею часть театра – гримерку я выделю, прежде всего, для описания персонажа. Весь фильм это какая-то мечта главного героя предать всему происходящему вокруг цену, значение и он это реализует, пытаясь создать лучшую пьесу на Бродвее. И более характерно описать под каким предлогом герой мечется из сцены театра в гримерку, из гримерки на улицу, из улицы на сцену и т.д. Чуть что-то идет не так, актер переигрывает – в гримерку, сорвали представление – в гримерку, все прошло успешно – в гримерку. Закулисье в фильме это всегда способ передохнуть или убежать, можно сказать, от самого себя. Риган вообще личность замкнутая на себе и своих целях, символично, но и как сам режиссер фильма Иньярриту тоже. Особенно интересны диалоги с женой Ригана, где герой фильма особенно часто напоминает о своем характере, стремлении. Вот жена говорит о проблемах совместного характера, а Риган что-то о своем. Ему говорят помнить о близ окружающих, о дочери, он продолжает о цели всей своей жизни. А все ассорти юмора и фарса в фильме скорее напоминает о лейтмотиве фильма с вопросом: «зачем все это и нахожусь ли я там, где я должен быть?». Но как я и говорил, фильм не дает прямого комментария, просто показывает, а мы просто смотрим… Как можно быть актером и быть замкнутым, рассуждать о любви и сниматься в блокбастерах, а вот, видимо можно – данный фильм в доказательство, как можно быть и тем, и другим. И да, в «Бердмэне» не стоит искать глубинного смысла, наткнешься. Майк: «Почему Рэй Карвер (именно его пьесу)?». Риган: «Я в школе играл в постановке одного драмкружка, и он передал мне это». (на записке: «спасибо за честную работу») Майк: «И?». Риган: «И я понял, что стану актером из его слов».
Ригган Томпсон – бывший голливудский небожитель, некогда всемогущий и всеми обожаемый супергерой Бердмен, по инерции левитирует, взглядом открывает двери, роняет осветительные приборы и вращает пепельницы (пусть и в воображении). Он до сих пор не осознает, что больше не мегазвезда зубодробительных блокбастеров, а скорее огромный моллюск, исторгнутый голливудским океаном на театральную отмель, вынужденный все начинать сначала в негостеприимном Нью-Йорке. Томпсон понятия не имеет, как выживать, когда на карту поставлено все, а у тебя финансовый кризис и психологический надлом, а вокруг тебя – дочь-наркоманка, капризная театральная звезда в партнерах, неразбериха с женщинами, вечные фейлы с постановкой, больше миллиона просмотров твоей уставшей плоти на Youtube и жаждущая крови критикесса из NY Times, люто ненавидящая выскочек с Вест Коста. Да, еще эта «птичка» былого высокомерия и тщеславия в голове. Все это мы и раньше видели. У Феллини в «8 1/2» видели рефлексию и внутренний монолог художника в период творческого кризиса. «Весь это джаз» Фосса рассказывал нам о творческом процессе на последнем дыхании, наперегонки со смертью. Уайлдер в «Бульваре «Сансет» уже ведал нам историю стареющей звезды, не желающей верить в свою ненужность. Однокадровый фильм уже был у Фиггиса и Сокурова. Видели Китона в роли летающего супергероя, и даже Наоми Уоттс в страстном лесбийском поцелуе у Линча. Но, вместе с тем, мы этого ничего не видели. Не видели в таком блестящем исполнении, как это сделал Иньяриту – до него доводилось видеть излишнюю театральность в кино, но такой удивительно кинематографичный театр – нет. Не видели давненько такого блистательного сценария, выстроенного, вроде бы, в основном на диалогах, с добавлением почти макаберических кульбитов из сознания главного героя, но несмотря на это, превращающего сцену и ее подмостки, а с ними заодно и сам фильм, в миниатюру жизни с любовью, изменами, смехом, горем, печалью и радостями. Предполагали, что Любецки скорее всего гений, но даже такой виртуозной камеры, таких потрясающих тревеллингов в ограниченном пространстве театральных закоулков и их окрестностей от него что-то не припомнить. Не видели такого фонтанирующего Китона и лучшего со времен «Бойцовского клуба» Нортона. Такого мы точно не видели. И еще, радует еще, что замысел безмонтажного кино не стал для Иньяриту самоцелью – наоборот, с помощью этой идеи ему удалось обнаружить такой накал и нерв в, по большей части, камерном мирке «Бердмена», какой не снился многим слезовыжимающим драмам. 8,5 из 10
Итак. Бёрдмэна я посмотрела намного позже, чем другие. Но, возможно, в самое время именно для меня, когда я начала все больше и больше задаваться вопросами об иерархии в сфере искусства, об эго артиста (в какой бы то ни было отрасли) и о Надо отметить, что я часто бываю плохим зрителем. Меня легко отвлечь, я могу решить, что хочу пива, я могу начать листать свой инстаграм. И чаще всего это не делает чести фильму (ну и мне тоже, в принципе). Тут я не отвлеклась ни на секунду, и все мое внимание было приковано к экрану. Почему? Причин несколько. -Невероятная динамика фильма. Тут огромную роль сыграла работа оператора. Весь фильм мы следуем за действием. Мы никогда не перескакиваем с места на места. Мы всегда знаем где находится персонаж, как он туда попал и в какое количество дверей он вошел. И это не может не подкупать. Мы сами становимся участниками этих действий. -Музыка! Как по мне, то хорошее использование музыки в кино- это своего рода помощь зрителю в понимании того, что происходит. Она задает настроение, динамику. Это типо шпаргалки для ученика, ну или соевого соуса для роллов. Можно и без них, но с ними то куда лучше. Так вот, когда действие на экране достигает своего эмоционального пика- вы точно это услышите. Вы услышите усиливающуюся барабанную дробь, периодически сменяемую классической музыкой. -Актеры. Ну я думаю, что дифирамбов этому актерскому составу воспето несметное количество. Обычно я не фанат очень звёздных составов, потому что это как много драгоценных камней, пытающихся пересверкать друг друга. Тут же они складываются в прекрасное ожерелье. О чем этот фильм? О мечтах, о борьбе, о страхах быть забытым, о страхе остаться актером одной роли. Да хотя что там, тут у каждого персонажа есть свой страх. Каждый из них мечтает о свободе, и каждый идет к ней разными путями. А еще он об этом жестоком мире искусства. О том как кто-то всю жизнь мечтает попасть на Бродвей, кто-то готов продать дом ребенка, чтобы покрыть затраты на пьесу, а кто-то третий может разрушить этот песочный замок написав плохую рецензию. В этом фильме прекрасно все. И я пересмотрю его еще не один раз!
Очередной фильм небезызвестного в поп-среде мексиканца Иньярриту несколько удивляет смесью двух фактов: он снят менее, чем за месяц, при скромном бюджете и он же достиг, возможно, наивысшего признания в 2014 году на широком кинематографическом поприще. Тот же пресловутый 'Оскар' он взял в четырёх номинациях, причём один из них - за лучший фильм. И это наравне с такими прекрасными фильмами, как 'Отрочество', 'Одержимость' и другими. 'Бёрдмен', конечно, выделяется среди всего ряда претендентов на главную статуэтку, являясь коктейлем с примесью антиинтеллигентной ненормальности. И простым назвать картину язык не поворачивается. Главную роль в картине исполнил Майкл Китон. Его герой - Ригган Томсон - это бывшая кинозвезда, прославившаяся ролью супергероя в костюме птицы. Теперь он остаётся никому не нужным и кинутым на волю судьбы старым актёром. Актёром. Именно актёром, наглым и эгоистичным актёром, бьющимся исключительно ради возрождения былого величия. Запудрившая голову Томсону одержимая цель лишает его самого себя, он кажется чужим. Зрителю подана история запутавшегося, постоянно играющего человека. То он остаётся наедине с собой и начинает говорить с призраком прошлого себя - Бёрдмэном, то начинает стервенеть на других людей, в том числе и на родных. И когда он всё-таки 'включает' разум, само окружение начинает глумиться над ним: то дверь закроется не в самый подходящий момент, то толпа посмеётся... История Риггана - психология, требующая лояльности от зрителя. Неудивительно, что воспринять её положительно больше удалось разного рода критикам, нежели людям, не связанным с этим ремеслом. Сегодня труднее оказаться невостребованным, и на примере 'Бёрдмэна' показан этот момент. Фильм проходится по линии между адекватностью и маразмом. С последним немного переборщили, ни к чему развив тему сверхспособностей Риггана в умении метать вещи. Всё остальное - лишь иллюзии в его голове и никак не достойны ярлыка 'бред'. Эти иллюзии помогают понять его душу, человеческое бытие. Эти иллюзии - одна из немногих ниточек, связывающих его с жизнью как таковой. Он слишком хорош и уникален, чтобы её терять. Об этом нам говорит всё: и окружение с пустыми и играющими в жизни людьми, и с толпами, подобными стаду, и вообще повествование. Развёрнутая необычная концовка вообще прямое доказательство упомянутого тезиса. Само приглашение Майкла Китона на главную роль кажется символичным, ибо он в том же 1992 году сыграл Бэтмена (Бэтмен-Бёрдмэн, человек-мышь и человек-птица, 1992-й... чувствуете аналогию?) и потом надолго залёг и выделялся лишь озвучиванием персонажей в анимационных фильмах. Не ему ли понимать, каково быть человеку в идентичной ситуации? К слову, сыграл свою роль он отлично. При всех высокопарных доводах сверху, 'Бёрдмэн' смотрится легко. Ведь это, в первую очередь, кино, а не модернистский роман. И много расписывать о его психологии - это будет казаться попыткой внушить зрителю инакомыслящее впечатление. Фильм, помимо главного героя, показывает закулисную жизнь театра, где остаётся место красивым декорациям и яркой работе актёров. Оператор Эммануель Любецки смог сделать камеру инструментом волшебства и главным средством управления кинофильмом подобно смычку и скрипке. Так что его 'Оскар за операторскую работу', пожалуй, главный и самый достойный из всей четвёрки. Выделяется интересный подход к чёрному юмору, вкатывающимся в эпизоды, как нож по маслу. Так что в целом, не вижу повода ругать картину. Только по деталям. 9 из 10
Эмма Стоун смотрит в небо, экран гаснет, начинают играть джазовые ударные, под ритм ударных появляется надпись 'Directed by Alejandro Gonzalez Inarritu'. У зрителя чувство, что он увидел нечто особенное, нечто другое, нечто чего ты не ожидал. Черт знает о чем начать рецензию на 'Бёрдмэн', но я всё же постараюсь. В начале фильма Ригган парит в позе лотоса, передвигает предметы силой мысли в своей гримерке, но это всего лишь его воображение (да-да, он не на самом деле обладает сверх-способностями), его вера в то что он незаурядный, отличается от других людей.. или же это просто шизофрения... В любом случае Ригган жаждет доказать всем что он необычайно незаурядная личность, актер и не просто 'Тот мужик в латексном костюме птице'. В трейлерах показали пару сцен с иcпользованием CGI, но не обманывайтесь - это фильм о поисках себя, о театре, о современном обществе, о жажде признания. Весь фильм показан из глаз актеров: страшная толпа зрителей спрятанная за светом софитов жаждет, что бы хоть что-нибудь пошло не так, актер сфальшивил или забыл реплику чтобы написать гневный твит о постановке и собрать кучу ретвитов. Майкл Китон по настоящему потряс меня в фильме, ты прямо чувствуешь его боль, его страх, его смятение, безумие смешанное с одержимостью к совершенству и жажде признания. И конечно прекрасная Эмма Стоун, не только прекрасная, но и талантливая, его большие голубые глаза становятся еще больше за счёт широкоугольной линзы использованной Любецки, который также проделал великолепную работа. В фильме даже обычный close-up кажется Джакондой Леонардо Да Винчи и конечно не стоит забывать о потрясающем освещение и камере летающем по всей съёмочной площадке. И завершить хотелось бы цитатой Александра Трофимова о Бёрдмэне: 'Это кино живое, ртутное, игривое, ироничное, многослойное и символичное, личное и интимное. Куда интимнее любой эротики, ведь тут говорят о гордыне и жажде признания, о ненависти к желчным критикам, о страхе рухнуть как Икар, переоценив свои силы, зарвавшись, и вечность прозябать в забвении.'
Если вы настроили себя на оценку прадоподобности страданий успешного шоу-мэна, прокутившего свои деньги и пытающегося снова ввести трубки для отсоса баксов в сердца Нью-Йоркского общества, то фильм смотреть не стоит. Если вы считаете, что предыдущее предложение содержит тезис всей картины, то позвольте вас разубедить, иначе не смотрите. Если чувство зависти предваряет ваше любопытство, вы - консерватор и вам не нравится, когда фильм не цепляет хотя бы по касательной ту реальность, в которой вы живёте, то будет лучше пройти мимо, с высоко поднятым воротом. Если длинные слова вас только огорчают, долгие монологи и отрывистые диалоги тоже огорчают, и уж тем более у вас нет желания вникать во всё это, то даже не пытайтесь. Впрочем, если вас вдруг не смущает, что к происходящему на экране придётся относиться внимательно, то у меня для вас плохие новости - в бёрдмене нет потаённых смыслов, ради которых нужно напрягать ассоциативную память в попытке вычленить их себе в мозг. В Бёрдмене нет интересной истории, нет ловких сюжетных ходов, нет экшена, нет иронии, нет великолепия красивых спецэффектов, нет настоящих переживаний, нет продолжительной любовной линии, нет антагониста, нет морали, нет рецепта успеха, нет эффектной концовки. Театральные закулисья, являющиеся сеттингом 95% фильма, выглядят хоть и натурально, но блёкло и нераскрыто. За сценой, среди взаимодействий, разбавленных лёгкой пошлостью и эротизмом, не происходит интересных. Актёры, которых играют актёры, едва дотягивают по уровню до молодёжных трупп. Протагонист, делая что-то стоящее, лишь занял здание театра. Суперреализм обречён на провал из-за эрекции, частично его составляющей. Идейный вдохновитель и помощник Риггана не справляются со своей задачей. У единственного критика со взглядом готового сожрать лёгкую добычу орла, главное оружие - отсуствие выразительных слов в словарном запасе. В этом хаосе просыпается бёрдмен. Просыпается внутри силы, тянущей его на дно, и пытается откупиться, наращивая стук. Но оказывается, что, кроме миллионов долларов, человеку необходимо страдать из-за никчёмности попыток нетривиального творчества. И грустно, оттеснив фанатизм, по пятам за миллионами долларов шагает признание. Главный же герой идёт по фильму вслепую. Полфильма нас убеждают в обратном, но рискует он чуть более чем ничем. Спокойно всё воспринимая, почти без матерной лексики. Получается несколько противоречивый портрет персонажа, учитывая причины развода. Видимо, он действительно научился усмирять свой гнев. Иррациональность, выражающаяся в надоевшем герою читерстве по жизни, порождает интерес. Наконец-то интерес. И Ригган, загнав разговаривающие с ним тени сомнения поглубже, выкручивает настройки жизни на нормальный уровень, оставшись, впрочем, с профитами 'режима Бог', которые он использует балалаечно по настроению. Бёрдмен - это саморазрушительная игра со своим альтер эго, любой исход которой является и выигрышом, и проигрышом. Есть ли свет в конце тоннеля судить сложно. Нам показывают только одно решительное действие и финал. Чтобы въехать в фильм желательно не забыть достать с полки состояние лёгкого транса. Тип съёмки, операторская работа и саундтрек к этому располагают. Танцующий человек-паук - не излишество. 8 из 10
Как вообще это ковыряется внутри у старых кинозануд и ленивых недоперфекционистов? Появляется тизер, трейлер, второй трейлер, дублированный, премьера, кресла, тухнет свет, зажигается свет, желание написать, куча рецензий, список создателей целлулоида, ну, хорошо уже не целлулоида. Написал, проверил несколько раз, но сложно несколько раз – почему –то дергаешься и спешишь, как на морозе. Поделился, как оправился Все это шаги и действия. А в итоге несколько слов. Которые есть ничто. Воздух. Фикция. А внутри всегда этот голос клювом стучит в затылочную кость: “По делам вашим, да будет вам”. А тут не то что дело плохое, а даже не оценить. Ниже нуля. Это же мысли. Конфликт с голосом? Он самый. И в головушке всплывает Бродский на суде. Но, чувак, это Бродский! А ты…Эх. Все эти голоса, семьи, дети, работы, творчество, люди, прошлое, отношения. Ох. КОНЛИКТЫ. Бердмен соткан из них. Кислород они для него. Мерило и нерв. И все это одни планом. Без склеек почти. Любецкий божественный. И это не “просто” красивая картинка из “Гравитации”, “К чуду” или “Древо жизни”. Столкновения и мысли в голове. Так и он двигается по коридорам условного бродвейского театра, как по аксонам и дендритам, вылавливая синаптические выбросы медиаторов. Мне не хочется расписывать, что Эд “выглядишь как бабуленька” Нортон выдает лучший перфоманс со времен “25-го часа” и “Это случилось в долине”, а Эмма Стоун – лучшая молодая актриса – до свидания Фаннинг, Стюарт, Уотсон и т.д. Упс, Дженнифер Лоуренс пизже будет. Хорошая вторая лучшая. И про Майкла Китона не хочу. А он умопомрачителен. И да, его Бэтмен канонический: не слушайте, что он был так себе или тем более фэйлом. Ладно, хватит синефильских соплей и слюней. Не ради этого все. Делайте шаги, разбеги, взлеты, полеты и падения, и примите конфликты и голоса внутри. С ними может быть весело. У Джона Нэша-мл спросите, а ему Нобеля дали. Без движения и конфликтов мы не люди. Иньярриту, спасибо тебе. Ты большой молодец. пс САМОЕ ГЛАВНОЕ – фильм смешной. Шутить можно над всем (моя мантра). Чувство юмора > большая грудь (моя вторая мантра) ППС машите крыльями, наггетсы.
Фильм, как акт искусства. Снятый как театральная постановка, этот фильм не что иное, как сюрреалистическое представление мира современного кинематографа и театра. И все таки, эта картина о театре. О театральных актерах, которые, естественно отличаются от актеров кино. Отличаются тем, что для актеров кино работа все таки остается работой, а для актеров театра она является жизнью. Они играют всегда, и играют без капли фальши. Нортон, по сути, сыграл в этом фильме самого себя. Как известно, это один из самых непростых актеров Голливуда. С ним не любят работать из-за его характера, что еще больше подстегивает его эго. Он совершает экстраординарные поступки как в жизни - так и на экране. Майк в его исполнении предстает перед нами человеком, который твердо убедил себя в том, что он лучший актер в этой дешевой и посредственной, по его мнению, пьесе, которую ставит Риган (в исполнении Китона), чья самая известная роль - человек-птица, от которой он до сих пор не может избавиться. Заявляя: 'Ты ничуть не хуже бога, ты спасаешь людей от их серых будней, заставляешь смеяться или трястись от страха', Бёрдмэн способен властвовать над Риганом, как бы тот не сопротивлялся. Не смотря на все его желание не быть актером одной роли, желание не состариться в неизвестности, а остаться на вершине Олимпа до конца дней побуждает его делать все, чтобы оставаться живым. Даже если ради этого нужно убить себя физически, и убить в себе то, что тянет тебя на дно популярности. Каждый актер после главной роли в своей карьере, точно кит, выбросившийся на берег по своей воле, потому что свое он отплавал. Так же как и все мы, Риган просто хочет, чтобы его помнили, узнавали на улице и просили автограф. Чтобы он жил не только в своем мирке, а в том мире, где люди, которыми восхищаются, - бессмертны. Это тот фильм, который в полном объеме говорит то, что хотел сказать режиссер и сценарист. Тот самый случай, когда атмосфера, картинка, музыкальное сопровождение и игра актеров гармоничны и прекрасны. Этот фильм хочется любить. Вся картина, как барабанная дробь по сознанию зрителя, заставляет прислушаться и вникнуть в то, что тебе профессионально и умело хотят рассказать. Разбирая технически, стоит выделить операторскую работу: съемка одним дублем. Эстетический оргазм. Лично я готов смотреть на это вечно. Премия BAFTA и Оскар - только часть наград, которые заслужил оператор. Красиво. Приятно. Сильно. Живо. Свободно. Та картина, которая точно запомнится. Один из тех фильмов, которые ставят планку в кинематографе. Овации. Однозначно, плюс. 9 из 10
Редкое явление, когда главный герой – очевидно посредственный режиссёр и актёр. И эта посредственность показана в фильме мастерски, талантливо, а главное - с любовью. Но ведь посредственность никому из нас не мешает быть хорошим человеком. 90% процентов из нас - посредственности, иногда даже в основном деле своей жизни. Но почему-то горячится наш герой и всё пытается что-то доказать. Потому что его сверхспособности (реальные ли, вымышленные ли - неважно) это наркотик его души, его искусственное счастье. Невозможно отказаться от пьянящей радости превосходства, если нет внутри полноценной душевной замены. Её нет, потому что утрачена вера в Бога и нет притока первозданной энергии. Герой обречён жить искусственными радостями, которые, в конце концов, будут сводиться к доминированию над другими или к саморазрушению. Так, разрушая других или себя, можно выбить немного энергии счастья. Сверхспособности – один из позитивных обличий этого явления. А на деле это проявляется в военном силовом доминировании Америки надо всем миром… А в обычной жизни - наркоманией твоей дочери, извращенством твоей женщины. И наш пожухлый герой выбирает: не отказаться от шепчущего голоса, с которым он устал бороться, а отдаться предлагаемым решениям и воспарить. Кажется, будто фильм героизирует и восхваляет такой сомнительный выбор… Но не так плох Инъярриту. Которого критики заклеймили в сопливой сентиментальности, и один за одним, один за одним, повторяют этот штамп по отношению к нему и его Биутифулу… Это человек с довольно чуткой душою. Именно так увидел и чувствует он американское общество – как постаревшего никчемного неудачника, которому сверхспособности не приносят настоящего счастья… Тускло и некрасиво изнутри в американском доме, как бы ни были блистательны его представления. Фильм нам показывает вот что: герой получил успех. Но он – сомнительный. Герой летает, это чудо. Но это обыкновенное чудо от заменителей счастья. Кто это нам показал? Гениальная чуткая и глазастая душа Инъярриту. И главная заслуга фильма в том, что невозможно не сочувствовать герою, невозможно. А это значит, мы себя с ним идентифицируем, отождествляем, принимаем как себя. И переживаем его кризис, и ошибаемся вместе с ним в выборе - и делаем шаг из окна. Так и учимся жить. Вторая заслуга фильма – отсутствие излишней трагичности в изложении, хотя ясно показано, что ситуация патовая. И это тоже полезный взгляд на жизнь, как на игру. Этот фильм - для каждого, ибо мы все актёры, наша душа исполняет роль в этом теле, в этих жизненных обстоятельствах. Р.S. Когда штудировала все профессиональные рецензии в СМИ, везде одно и то же - сообщается, что это такой вот гениальный (по определению) фильм о закулисной жизни актёров, там такая тонкая ирония над критиками и такое классное отражение извечного противостояния кино и театра… И гениальные съемки... И у меня вопрос: но какое отношение этот рассказ о цеховой жизни имеет к статусу главного фильма года в масштабах всего человечества? Это нигде не раскрыто, не понято, ответ на главный вопрос звучит как 'потому что потому'. И зачем вдруг режиссёру снимать всё будто одним дублем? Это вид из глаз кого-то, следящего за героем и всем происходящим? И под одной из таких вот профессиональных рецензий (на фильм-ру), в комментариях, как откровение прозвучал крик души: вы ничего не поняли, как страшно жить. 9 из 10
Фильм «Бердмен» был интересен мне хотя бы потому, что оператором является Эммануэль Любецки, блестяще отработавший в «Гравитации». Итак, театр. Герой Майкла Китона страдает от раздвоения личности. Одна его часть просит плодить поп-культуру, другая - творить высокое искусство. Для человека, в трудовой книжке которого написано 'актер' жизнь жены, любовницы, дочери явно уходит на второй план, оставляя место лишь герою на сцене. В новом амплуа вчерашнему супергерою работать непросто. Тотальная неорганизованность творческого процесса выливается в то самое неожиданное достоинство невежества. Полное название фильма опять же противопоставляет кинокомиксы условному арт-хаусу. В фильме очень много символических загадок, разгадывать которые - всё равно что искать черную кошку в темной комнате, поэтому нам остаются просто толкования. Возможно, мы вообще смотрим проекцию сознания Майкла Китона, страдающего от агонии в щупальцах ядовитых медуз, которые не раз были показаны в начале фильма. Сюжетная канва фильма напоминает слияние «Грязи» и персонажа комиксов Дэдпула. Закулисье театра ломает четвертую стену, а всепоглощающая камера не дает даже моргнуть - фильм снят одним дублем. Из-за многочисленности прочтений и потери реальности, невозможно узнать, удалось ли Майклу избавиться от 'попсы', или же она навсегда осталась у него в мозгу. А у вас? Вы всё еще Бёрдмен? Саундтрек великолепен. И одновременно за ним что-то скрывается. В фильме ровно две музыкальные темы - адская джазовая барабанная импровизация и райская духовая полуклассическая симфония, которые сменяют друг друга в строго упорядоченных местах. Актерский состав получился очень звездным, но звезды, как показано в начале фильма, всегда падают, угасают. Поэтому пресловутая актерская игра осталась на уровне 'обычно'. Зато очень понравилась Наоми Уоттс и голос Бердмена. Операторская работа гениальна, и Любецки по праву получит Оскар во второй раз подряд. Каждый кадр фильма идеально выверен и продуман. Отчасти крупными планами это напоминает голливудскую версию сериала «Школа» с отретушированными мордашками главгероев. В сюжете закручено слишком много линий, и в итоге мы получаем ничто. Это как обиженный ребенок, который не хочет доводить дело конца, потому что это тяжело. Пожалуй, всем этим зрителям на Кинопоиске, которые восторженно ставят 'о господи 10 из 10' было достаточно всего лишь оригинальной задумки с монтажом. Мне же кажется, что пустая открытая концовка этого фильма - пощечина всем тем, кто следил за жизнью персонажа Майкла Китона и сопереживал его драме. 7 из 10
Время настоящего кино, где требуются настоящие актеры, прошло еще до рождения главного героя фильма Бердман. Устав от популярности невежд и собственной популярности в этой же среде, главный герой то ли в силу чувства собственного призвания, то ли для удовлетворения себялюбия пытается проявить себя в настоящем искусстве - театральном. Здесь, думет он, и есть то, для чего живут актеры - ценящая публика, талантливые коллеги, глубокие сюжеты, необходимсоть проявлять настоящее мастерство. Знаменитый бродвейский театр был выбран им для того чтобы выйти из того кризиса, который неминуемо постигает мыслящего человека в те моменты, когда реальность услужливо преподносит малую долю признания за большой, как тебе кажется, труд - после просмотра десятка блокбастеров. Именно процесс разочарования в этом микрокосме «высокого» актерского искусства и составляет основу великолепной картины Иньярриту. Бродвейский театр сегодня со своей артикулированной драматургией и щепетильной публикой, оказывается, не требует ничего нового от того, кто умеет кривить рот, рядиться в плащь супергероя и произносить десяток фраз – все это требуется лишь в более минималистичном формате, «вживую», без 3D. Герой же нашего фильма бросает вызов всему невежественному формату современного визуального зрелища, поработившему зрителя, готового лишь смеяться и дивиться, особо не разбираясь (да и разучившись это делать) в уровне актерского мастерства того, кто к этому состоянию их приведет. Я бы виделил в этом шедевре две части – разочарование героя «кухней» Бродвейского театра и разочарование зрителем – обе они заканчиваются сценами, комичными при просмотре, но по сути – трагичными, если вы, как Бэрдман, любите настоящее искусство и болеете за него всей душой. Придя в театр, наш герой одной роли, Бэрдман, начинает сам руководить творческим процессом театральных постановок и первым делом ищет себе достойного актера на вторые роли. И тот, кто нужен, находится - он разбирается в театре, насмешлив и с ним, что называется, есть что обсудить. Антагонистом Бэрдмана он становится в момент, когда, пытаясь передать аутентизм сцены, берется пить настоящий виски вместо реквизитного, изображая рассержанного отца на кухне. Любопытно, что этой сценой, которая в буквальном смысле происходит на сцене, где воддружена кухня, как бы заканчивается и та часть фильма, где главному герою предстает театральная кухня – все заканчивается довольно комичной выходкой Бэрдмана, но, конечно, без трагизма никуда. Вторая часть разочарования выражена прекрасной сценой перед публикой, самой широкой, – герой, впутываясь в историю, шагает в трусах прямо по бродвею, нервно кричит и порывается убить одного из тех, кого сам пригласил себе в помощь – весь Бродвэй смотрит на эту сцену, а потом и весь ютюб – все впечатлены, все в восторге. Злоключения героя, переданные нам посредством этого визуального шедевра, говорят о том, для чего нужно современное искусство, высокие жанры - для животного натурализма и проявлений нездорового порыва чувств, который невозможен в массовом кино с его округлыми углами. В конечном счете, герой становится популярным и без дурацкого костюма, и без массового кино, но случается это с ним вопреки его желаниям, он даже своими собственными руками популяризирует высокий жанр низкими способами – делает то, чего боялся больше всего. А впрочем, высоких жанров, может, уже и нет, они не то чтобы смехотворны и сюрреалистичны, их словно бы и не было никогда - к такому настроению приходишь, посмотрев трагикомичный манифест одного актера от Иньярриту, вспомнив лицо главного героя к концу фильма... – но он снова стал популярен! - но это трагичнее всего... Говорить о визуальном колорите, операторской работе и звуке этого фильма нет никакого смысла – достаточно его увидеть. Отмечу лишь, что у Иньярриту наконец получилось добиться совершенства формы и содержания, они в Бэрдмане равны друг другу – в отличие от неудачной картины Бьютифул, которая сморелась, но была совершенно пустой и ранними его фильмами, где глубоким фильмам недоставало отточенной формы. Фильм является шедевром, одним из лучших американских фильмов нового века, а его месседж будет транслирован еще не раз, его визуальный ряд будут теперь пытаться повторить энтузиасты и синефилы далеко за пределами США.