Догвилль: отзывы и рeцензии

алексей михайлов
алексей михайлов23 февраля 2019 в 02:42
Шанс на спасение

Состояние Ларса фон Триера позволяет ему видеть глубины человеческой души, природу человека в ее неоднозначности. Режиссеру удается снимать психологические фильмы, которые заставляют задуматься о человеке. 'Европа', 'Меланхолия'. Фильм 'Догвилль' же является одной из вершин психологического понимания души человека. Удивительный факт, что фильм снят о городе США тридцатых годов двадцатого столетия, но сама страна не участвовала в производстве фильма. Зато задействованы аж девять Европейских стран! Город Догвилль, которого нет на карте в реальности. Это прием, который использовал, например Н. Гоголь в 'Ревизоре', назвав провинциальный город, в котором происходят события, городом N, отметив этим, что с одной стороны он не хотел выделять ни один город, потому что в произведении идет острая критика общества. С другой стороны, этим городом, мог оказаться любой. Также и тут. Юная Грейс (Николь Кидман) оказывается в Догвилле, пустившись в бега от плохих людей. Город должен стать для нее защитой. Многие образы Николь Кидман глубоко психологичны, в них показано движение души человека, чувства, переживания, душа. Таковы фильмы 'С широко закрытыми глазами' - итоговой фильм Стэнли Кубрика, 'Нашествие', недавно снятый фильм 'Убийство священного оленя'. Фигурой, которая словно является посредником между Догвиллем и Грейс является Том. Это писатель, созидатель, творец. Ему по идее должен быть дар психологического понимания людей, дар описания и врачевания душ, через это - помощь людям. Но при этом упоминается объем всего написанного Томом, что несколько противоречит сути его образа. И тем не менее Том - фигура особая в фильме. Внешне этот город представляет собой словно одну сцену театра, на которой происходит действие. Квартиры, между которыми должны быть стены, но их нет и жизнь каждого видится насквозь. Минимальная растительность. И дорога. Этим пределы, границы фильма ограничены. Здесь нет много мира внешнего, здесь больше уделяется миру внутреннему человека - интроверсии. Зато больше шансов разобраться в самих себе, пониманию своего я, возможно, даже его исцелению, если в этом есть необходимость. Что представляют собой остальные жители города. Среди образов жителей города выделяются слепой Джек Мак-Кей. Семья Чака, Веры с их сыном Джейсоном. Но жители настроены к Грейс прохладно, неприветливо, несмотря на ее доброту, красоту. На собрании принимается решение дать Грейс испытательный срок - две недели, после которого жители решат - дать ли беглянке дальнейший приют или нет. Каждый должен будет дать звон в колокол. Их должно насчитаться пятнадцать. Грейс начинает помогать людям. Пытается выполнять физический труд, как может. Помогает многим. Хотя мало что умеет. Утешать людей добрым словом, которое способно исцелять, творить чудеса (например, говорит с Джеком Мак-Кеем). Грейс занимается и интеллектуально с жителями. Но затем все переходит на уровень более личных взаимоотношений. Ведь сын Веры и Чака Джейсон требует от Грейс порки, провоцирует действия, чтобы она пошла на эти меры. Тут неприкрытые мазохистские желания мальчика. Тогда как его отец оказывается, наоборот, жестким и грубым 'охотником' и 'покорителем'. Грейс это совсем не нужно. Со стороны Веры идут обвинения Грейс во всем. При этом идет переворачивание всего сверху вниз. Словно смотреть в кривое зеркало, в котором действительность будет искажаться. В целом жители города оказываются эгоистичными, лживыми, жесткими, не способными осознать и оценить роль Грейс. Того, что она - их спасение, помощь, всепрощение. Вместо этого они смотрят не на Грейс. Они смотрят в зеркало. И видят в ней свои недостатки. Почему так нехорошо. А если вспомнить слова психолога Дейла Карнеги, о том, что каждый постоянно занят самим собой, своим я. Не следует удивляться, если от человека не дождаться благодарности. Такова природа человека. То ничего удивительного не окажется. Принцип жителей Догвилля - принцип жизни многих людей. Далеко не всех, но многих. При этом, этот фильм 'Догвилль' обращен, вероятно, и к этим людям: вам дана спасительница, которая ваш шанс на спасение, исцеление, которая вам поможет, будет врачевать духовно, которая способна оставаться доброй и прощающей все несмотря на всю боль и унижения, которым вы подвергайте ее. Изменитесь, станьте лучше, добрее, милосерднее. Ведь причина ваших проблем не в ней. Она в вас самих. Она лишь путь к исцелению. С чем не согласен - с финалом фильма. Потому что человек, у которого более высокая сущность, миссия, должен оставаться до конца верным своим принципам. До конца способным на всепрощение и любовь. В этом и будет его высшее торжество, победа на духовном уровне. Но режиссер решил по другому. И кто теперь Грейс?! Поэтому баллы снижены. 7 из 10

DimaKIN
DimaKIN25 марта 2019 в 16:12
Благими намерениями…

Изначальное частичное отторжение от «Догвилля» сменилось удовольствием: не будучи уродливым и обладая даже определенной визуальностью стильностью, фильм, тем не менее, не насилует глаза спецэффектами, красивостями, декорациями. На этой аскетичности глаз отдыхает и радуется. На фоне визуальной аскетики звучит дикция Джона Хёрта: богатая, насыщенная, нюансированная; актер с добродушной иронией повествует о происходящем. Настолько дикция хороша, что так и тянет назвать его речи в том числе «шоу-стопперами». По сравнению с его голосовой игрой невзрачно смотрится игра актеров, присутствующих в кадре; а по сравнению с «Барри Линдоном», которым вдохновлялся Триер и в котором тоже иронизировал закадровый рассказчик, в «Догвилле» его, пожалуй, больше, чем нужно. Впрочем, актеры здесь… не плохие, конечно, а так, посредственные, и нельзя сказать, что в лучшей форме. ** Вкратце: «Догвилль» есть этический этюд в аскетико-схематичном стиле аналитической философии. «Догвилль» есть новозаветная притча, в которой, правда, фигурируют не отец и сын, но отец и дочь по имени Грейс, то есть благодать (и яблочники вместо новозаветных виноградарей). «Догвилль» есть освобождающий опыт, после которого на некоторое время может пропасть вкус к «стандартному» кино, пытающемуся завлечь красивостями, спецэффектами, стандартными шоу-стопперами и т.д. Отказавшись от правил Догмы-95, Триер все же следует ее духу, суть которого — свобода, отказ от наносного, паразитирующего на первостепенном. «Догвилль» есть первый фильм в трилогии Триера «США — страна возможностей». События происходят во время Великой депрессии. Беглянка Грейс (Николь Кидман) укрывается от гангстеров в городишке Догвилль, жители которого соглашаются ее приютить по настоянию одного из своих — несколько оторванного от реальности мягкотелого идеалиста Тома (Пол Беттани). Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад, и «Догвилль» — своего рода экранизация этой поговорки. Как тут не вспомнить, что любимый философ Триера, Ницше, ругал недалеких моралистов, которые, подобно идеалисту Тому, пытаются улучшать человека? И, чтобы не заподозрили Триера в аморальности и бездуховности, как не вспомнить «Дао дэ цзин» с его критикой искусственных этических конструкций и вот этим пассажем: «Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу жить собственной жизнью»? В «Догвилле» воспроизводится нередкий у Триера сюжетец, который в той или иной вариации имел место и в эстетически безупречной «Европе», и в хулиганско-мистическом «Королевстве», и в «Рассекая волны», и в «Танцующей в темноте»; посвящена ему и «Нимфоманка», в которой тема раскрыта особенно ярко, есть он и в «Меланхолии» и 'Антихристе'. В «Догвилле» сюжет этот растягивается на весь фильм. Это отношения между женщиной и, так сказать, незадачливым мужчиной, который трется возле женщины, но не получает доступ к телу, или же доступ к телу получает, а доступ к сердцу — не полностью («Европа», в которой Катарина Хартманн вроде как и любит Кесслера, но «Вервольф» для нее важней; «Меланхолия», в которой у Майкла обламывается свадьба, которую срывает его же невеста). Кстати, в этом ракурсе «Дом, который построил Джек» подозрительно смотрится как долго копившаяся месть всем этим телесно либо душевно недоступным женщинам из упомянутых фильмов. Возможно, на этот такой частый у Триера сюжет повлиял и травматический момент биографии киногения — в один «прекрасный» день Триер узнал, что муж его матери не был его биологическим отцом и что это была не случайность, а прямое намерение матери. И ведь этот поступок его мать обосновывала... благими намерениями...

Netherscreamer
Netherscreamer17 мая 2017 в 07:16
Высшее Высокомерие

Начнём с того, что господин Триер утверждал, будто подлинный кинематограф умер в 60ые годы и нынешнее кино уже не то. Здесь он, конечно же, неправ - достойных работ выходит множество и по сей день и далеко не каждый фильм 'Глупый блокбастер'. Однако с его точки зрения я могу обосновать этот снобизм, потому что действительность такова, что никто не снимает так, как он. Догвиль является отличным примером того, насколько же близок кинематограф к театральному искусству и того, какие необычные формы может принимать это искусство в руках творца. После первых же кадров вы удивитесь, но в фильме нет декораций. А если быть точным, то они крайне минималистичны. Действие происходит в городке Догвиль, в котором проживает всего 15 человек и при этом все их дома - всего лишь очерченные мелом границы на полу павильона. Режиссёр сознательно отказался от декораций, от освещения, даже от монтажа как такового. Триер как бы отказывается от натуралистического правдоподобия, которое он проповедовал в ряде своих других фильмов. И отказывается он от него с одной целью - чтобы не отвлекать зрителя от почти трёхчасовой истории людей. В центре фильма - эмоции и смысл. В финале фильма нас ждёт философский морально-этический трактат о добродетели, о высокомерии, о глупости, о прощении. Кроме нежелания отвлекать зрителя ненужной оболочкой, вся эта нарочитая театральность работает как некий глушитель происходящего на экране. Если бы не утрированная условность - многие бы просто не выдержали настолько безжалостную и в какой-то степени трагичную историю. Фильм и его посыл учат нас многому, практически как проповедь священника в церкви. Но учат жестоко. И именно условность происходящего служит щитом от этой предельной жестокости. Как писал о Триере один кинокритик - 'Как физически сильный человек бывает подчеркнуто осторожен при рукопожатиях, чтобы, не дай бог, не раздавить чужую руку, так и Триер постоянно придумывает различные ограничения для своего таланта.' Как вишенка на торте для меня была Николь Кидман, исполнившая главную роль в этом фильме. Она прекрасна как женщина и как актриса. Невероятная работа, после которой будешь ждать каждый фильм с её участием. Так же не могу не упомянуть голос закадрового диктора Джона Хёрта, интонации и звучание которого надолго заседают в голове. P.S. После просмотра Догвиля мне вспомнились слова из песни Летова: 'Миром правят собаки. Тебя убивают собаки. В мозгах проживают собаки. И выживают здесь только собаки.' 10 из 10

Юлия Кислова
Юлия Кислова6 марта 2017 в 23:44
(Не?) наш городок

Представьте себе кукольный домик из магазина игрушек. Эту миловидную искусно воссозданную миниатюру жилого помещения. Предметы интерьера почти как настоящие, разве что масштаб совсем другой и всё обезоруживающе хрупкое. Догвилль – подчёркнуто условный, игрушечный город, состоящий из таких вот домиков, лишённых стен и разглядываемых под лупой. Вместе с предметами мебели, куцыми украшениями интерьеров и мелочами быта многократному увеличению оказались преданы облюбовавшие их человечки. Под музыку Вивальди перед глазами разворачивалась идиллическая картина мирной и предсказуемой жизни, фоном которой служил крутой горный массив, отгораживающий местечко от необъятной, неприветливой, бескрайней Америки. Вот только по ту сторону лупы находился выдающийся антрополог от кинематографа – Ларс фон Триер – и размеренная жизнь умиляющих человечков с неизбежностью вырождалась в хаотичное существование отталкивающих людишек. Аналогия с рассматриванием под лупой возникла у меня не случайно. В этом фильме всё – гиперболизировано, нарочито, вычурно и лезет в глаза. Слишком красивая, чистая, правильная Грейс (главная героиня); слишком невзрачные, обычные в первых мизансценах горожане; слишком ровные линии домов и единственной улицы. Крупный план. Снова крупный план и ещё один крупный план. Казалось бы, такое подчёркивание искусственности изображаемого должно было с неизбежностью привести к его аналогичному восприятию – как выдумки, фантазии, искусной постановки, приглашающей к пытливому исследованию галереи представленных человеческих образов (образов, но не воистину людей!). Эффект же оказался обратным: методичное наслаивание условностей образовало кальку, сквозь которую проступили контуры самой жизни, действительной жизни, обезоруживающе хрупкой, как те же стульчики в кукольном доме. Как сами куклы. Мне снова было больно и страшно смотреть кино. Истинное в каждом из своих допущений, оно ни на кадр не отпускало меня, даря эстетическое удовольствие и причиняя эмоциональные страдания. И удивляя. И обескураживая. И восхищая, и изрешечивая мурашками. В конце концов, когда эмоции утихли, остался только хор мыслей, в унисон просивших облечь их в слова. Эти слова в конечном счёте – про человека и то, что делает из него человека. Мы рефлексивны, осознанны и имеем возможность делать выборы из множества опций по распоряжению своими человеческими ресурсами. Неиспользование ни дарованных возможностей, ни имеющихся ресурсов – остановка на стадии 'прачеловека', потенциального человека, слепого, повинующегося инстинктам и – слабого. Уязвимого. Хрупкого, как тот же столик в кукольном доме. Правда, вооружающе хрупкого, неуместного ни в минималистичных декорациях киноплощадки, ни в фактурных ландшафтах действительности. P.S. Ларс заставил снег – выпасть, ветер – подуть, Луну – выглянуть, меня – подумать. Но он не заставил главную героиню терпеть. Grase is limited. Во всех смыслах. Вооружившись десятибалльной шкалой, ставлю этому чуду кинематографа ничего не выражающую 10. Если вы за прошедшие 14 лет не нашли времени побывать в Догвилле – пакуйте свои ментальные чемоданы и вперёд!

Pavel PS
Pavel PS29 января 2015 в 21:35
ГОРОД СЖЕЧЬ, ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ УБИТЬ!

Мнение о фильме - Догвилль. Нашему миру в этой модели существования приходит конец, вы можете доказывать, что это не так, вы можете быть несогласны, но вы не станете отрицать - режиссер убедителен. Приходилось ли вам оправдывать убийцу? убийцу детей? Уничтожение целого города?, нет? А теперь представьте, что за три часа вам захочется просить об этом героев фильма. Для этого нужен только Ларс фон Триер и талантливые актеры играющие в несуществующих декорациях, где вместо стен, начерченные мелом на полу линии, схематичность, которая дает нам следить за актерской игрой, а антураж дорисовывает за нас воображение. Делать фильм театральной постановкой, это нужно сильно рискнуть и здесь риск оправдан. Жители города безыдейные, нищие, глупые создания. Как же безжалостно выворачивает режиссер человеческую натуру, пороки и грех в котором мы рождены. Тихий городок, в котором все на ладони в прямом смысле слова, в котором на первый взгляд живут бесхитростные и добрые люди, которые в кульминации становятся насильниками, убийцами и извращенцами, точнее они ими являются изначально, получая власть, люди становятся высокомерными и жадными тиранами. Фильм шокирует не на шутку, заставляет задуматься в первую очередь о своей жизни и как бы не было прискорбно, житель Догвилля есть в каждом из нас, стоит принять это в надежде на исправление. Мир наслаждается безбожием, а церковь становится лишь атрибутом «хорошего» бога, который сидит в кармашке и в нужный момент стоит лишь захотеть и перед нами сбудутся все мечты и откроются все горизонты. Если всех жителей мы видим исключительно в плохом свете, то главная героиня Грэйс, что значит милосердие, разрушает шаг за шагом все иллюзии в отношении человеческого самопожертвования и сострадательности, которая оказывается все той же высокомерностью. В фильме нет ни единого положительного персонажа, кроме собаки, которая выживает в Аду пламени и справедливых убийств, собака с говорящим именем Моисей, которую можно ассоциировать с Цербером охраняющем Ад, именно Ад. Мы живем в смоделированной реальности, где значок или пентаграмма приводит нас к пониманию сути предмета, искусственный мир, в котором нет места живому псу, который мгновенно нарушил бы впечатление несценического мира, вечный сон, иллюзорное искусство, печаль и беспросветное горе. Вера Грэйс в человека, рушится, как рушатся несуществующие стены, как сгорает несуществующая добродетель, и это весьма болезненный вывод, для всех зрителей Догвилля. Я очень пересмотрю свою жизнь, с этого самого момента, из-за постоянного и повсеместного предательства, которое случалось со мной в разной степени, но с завидным постоянством, я не хочу более милосердия, не хочу чувствовать себя лучше других потому, что я перетерпел, смирился, не хочу этого высокомерия, возможно я ожесточился. В чем причина? может причина во мне самом? Я всегда презирал людей которые пользуются своей животной сущностью, которые выживают потому, что сильнее, я был в таких ситуациях когда люди становятся неуправляемым зверьем, где бьют и унижают лишь почувствовав власть, без единой адекватной причины, а я выходит хвалюсь и горд, и высокомерен, и не поступал также только из-за того что у меня не было на это власти, так говорит этот фильм, такой вывод сделал я, что все мы рождены в грехе и в нем умрем, я хочу подумать, я уйду, я по крайней мере предупрежден, это страшно, я не хочу так жить. Нельзя оказаться хорошим для всех, нельзя бесконечно соглашаться с другими людьми, нельзя дать почувствовать себя безвольным. Итог: беспристрастно, правдиво, шокирующе. 9 из 10

Lesofea
Lesofea27 сентября 2014 в 21:06
Где антигерой?

С опаской и страхом включаю фильм Ларса фон Триера 'Догвилль'. С таким чувством начинаешь смотреть все его фильмы, потому что не знаешь, что ждать и что сделают с твоими эмоциями на этот раз... изнасилуют, изобьют, выпотрошат или застрелят... Действие происходит в вымышленном, нарисованном мелом 'Догвилле'. Молодая и обаятельная Грейс, убегая от гангстеров, укрывается в этом маленьком и уютном городке без стен и окон. Нельзя не отметить оригинальный, для кого-то шокирующий интерьер этого городка, а вернее его отсутствие. Жители Догвилля - милые, на первый взгляд, люди, со своими страхами, заботами, эмоциями. Они живут без стен и окон, у всех на виду, зная все секреты друг друга, трудясь, работая и исполняя свою роль в этом мире. Но появление молодой девушки начинает приносить некоторые неудобства. Люди начинают обнаруживать в себе недостатки, их истинные лица, вылезают наружу. Необычный эффект реалистичности приобретает этот фильм благодаря сцене, декорациям и актерам. Зритель будто смотрит спектакль в зале, находясь совсем рядом с актерами, чувствуя их эмоции, слушая их речь. С упоением слушая Вивальди, зрителя поглощает этот сюжет, вот мы уже сопереживаем главной героине. А в конце, наконец, испытываем удовлетворение, справедливость восторжествовала и месть состоялась. Мы улыбаемся и облегченно вздыхаем..Конец. А далее начинает происходить самое интересное. Излюбленный Ларсом фон Триером психоанализ у нас в душе. Этот фильм не так легко забыть и вот то он надоедливо зудит в ухе, то вспыхивает перед глазами... и ты понимаешь, что что-то здесь не так. Тебя начинает мучить что-то, внутри неприятно и болезненно текут мысли... Чем отличаются те бедные жители от гангстеров и от самой Грейс? Кто из них правильный персонаж, кто антигерой? Мы чувствуем облегчение за месть, но сами зрители превращаются в гангстеров или жестоких жителей этого городка, мы сами становимся антигероями и показываем своё второе Я. Зло в этом фильме преувеличено, мораль перевернута с ног на голову, и мы, попадаясь на эту удочку, как злобные убийцы расстреливаем мирных граждан и грудных детей...и с удивлением обнаруживаем в себе изъян, не очень приятную сторону своей души.. 9 из 10

Kvertoff
Kvertoff7 мая 2011 в 23:52
Большие страсти в маленьком городке

Странно, что этот фильм оставался долгое время незамеченным мной. Я всегда восхищался талантом Николь Кидман. Именно в драматическом амплуа она мне нравится больше всего. Но, наверное, это даже к лучшему, что я посмотрел эту драму впервые только сейчас. Раньше я вряд ли оценил бы его по достоинству, потому что здесь акцент стоит совсем не на зрелищности. Все намного глубже. Эта история началась, когда в маленький городок Догвилль попала девушка Грэйс, скрывавшаяся от гангстеров. На собрании местных жителей было принято решение, что она сможет тут прятаться. Но чтобы заслужить доверие, девушке дали испытательный срок. Дабы завоевать их расположение, Грэйс стала предлагать всем свою помощь. Сначала все жители отказывались давать ей поручения, но вскоре у каждого нашлось много 'лишних' забот, которые они с готовностью могли переложить на плечи беглянки, нуждающейся в помощи. А дальше ситуация еще больше усугублялась и девушка стала рабыней маленького Догвилля. Это определенно одна из лучших драм, которая раскрывает человеческую сущность. Всегда придерживался мнения, что к хорошему привыкаешь быстро. Чем лучше относишься к людям - тем быстрее они наглеют. Ситуация, в которую попала Грэйс - яркое тому подтверждение. Мне было очень жалко главную героиню, но больше всего я испытывал шок от таких перемен в поведении горожан. После того, как они посадили ее на цепь (в прямом и переносном смысле слова), я ждал только возмездия. Финал блестящий. Особенно понравился момент, когда Грэйс припомнила про фарфоровые фигурки. Не могу не отметить потрясающую музыку и оригинальные декорации, которые только усиливали эффект от увиденного. Сначала действие развивалось немного скучно, но именно эта оригинальность меня сразу заинтриговала. Игра Николь Кидман достойна самых лестных слов. Я не перестаю восхищаться тем, как она каждый раз входит в образ. Еще одна отличная роль в ее фильмографии. Хотя это скорее можно назвать спектаклем, нежели фильмом. Очень хороший спектакль. Я доволен, поэтому... 9 из 10

grizlimail
grizlimail24 декабря 2012 в 17:57
Рецензия в десять глав с прологом и эпилогом

«Догвилль» - первая картина трилогии «США – страна возможностей» датского режиссера и сценариста Ларса фон Триера. Человек – существо индивидуализированное, но коммуникабельное и социально ориентированное на существование в обществе. Попытка изучить человеческий коллектив как единый организм осуществлялась многими режиссерами, и частенько удавалась. Чаще индивидуумы помещались в замкнутое пространство, и зритель мог проследить эволюцию каждого индивида, который менялся подстраивался и взаимодействовал с остальными. Ларс фон Триер пошел другим путем, взяв устоявшийся изолированный коллектив, и внедрив в него инородный организм, отличающийся пассивностью и готовый принять правила коллектива. После чего зритель наблюдает метаморфозы, происходящие с обществом в отношении нового индивида, когда злоба, пороки и природный садизм каждого индивида берут верх над разумом и благоразумностью, при этом трансформируясь в новое общество, такое же сплоченное, с новыми нормами морали. На свежую идею (8) Ларс фон Триер положил не менее интересный сюжет (7), взяв за основу Америку 1930 – ых годов. В качестве места действия выбран маленький городок под названием Догвилль, в который и попадает главная героиня, скрываясь от гангстеров. Как беженка, получившая работу помощницы по хозяйству, превращается в бесправную рабыню, сюжет освещает медленно и лаконично. Местами развитие сюжета притормаживает, однако стремительная концовка сглаживает подобные недочеты. Сценарий (8), написанный самим же Триером, это большая и кропотливая работа, в которой с дотошностью прописан каждый персонаж, имеющий свою историю, мотивы и характер. Причем любой второстепенный персонаж, даже дети, гулящие на заднем плане, изображен не менее подробно, чем главные герои. Сценарий дотошно описывает мелочи быта всех героев, что вызывает неподдельное возмущение, однако в каждой показанной мелочи кроется главный смысл – постепенная и незаметная трансформация человека в монстра. Главную роль (7) беглянки Грейс уже знаменита я в те годы Николь Кидман, а местного философа от сохи Тома Эдисона – актер второстепенных ролей Пол Беттани. Если Беттани довольно педантично передал изменения характера главного героя под незримым давлением общества, и его инфантильные чувства к главной героине, то Николь Кидман очевидно слишком условно поняла характер пассивной и покладистой главной героини, лишив ее мимики и красочных эмоций. Среди актеров второго плана (7) нет богатых и знаменитых, зато сыгранные персонажи выглядят достоверно и реалистично, при этом режиссерская «изюминка» с трансформацией характера просматривается в каждом довольно четко. «Догвилль» получился самобытным еще и благодаря оригинальной атмосфере (7), которую создал павильон с контурами домов окрестностей, но без декораций как таковых. Герои ютятся за невидимыми стенами и открывают невидимые двери, при этом окружающая обстановка точно передает дух времени. Так как отсутствуют декорации, то главной мишенью оператора (5) Энтони Дод Мэнтла стали актеры – картина изобилует крупными планами, снятыми в полулюбительской манере. К сожалению такой стиль не привнес оригинальности, крупные планы часто приедались и становились не интересными, а камера откровенно скучной, и даже съемка с высоты, состоящая из полторы сотни кадров не меняет общего впечатление. Зато звуковое сопровождение (8) подобрано превосходно, и музыка, как живая, меняется вместе с происходящим. Субъективная оценка (8): «Догвилль» - эксперимент, психологическое исследование и философская притча, несущая в себе глубокий смысл и мощный посыл зрителю, однако гротескная подача граничит гениальность с безумием, а слишком дотошное воспроизведение реальности утомляет. Общая оценка: 6,5 из 10 Оригинальное, любопытное и глубокое кино, которое порой страдает от своих же достоинств.

прояснилось
прояснилось9 сентября 2012 в 13:46
'Есть город, без которого мир станет лучше. И это Догвилль'

Замечательный, показательный фильм, который демонстрирует без прикрас миазмы нашего человеческого общества. Незначительный, маленький человек, которому дали, пускай даже маленькую толику власти над другими, - это мерзкая и ядовитая смесь, отвратное зрелище. Я думаю, не хватит слов, чтобы объяснить, как прекрасно и гармонично влилась в свою роль Николь Кидман. Она так хороша, что даже завистливые бабы из Догвилля не смогли этот факт опровергнуть. Пусть фильм лишён прекрасного антуража или ярких декораций, Кидман стала его полноценным украшением и представить на её месте кого-то ещё представляется совершенно невозможным. Вообще сама идея этой театральной постановки - идея уникальная, неповторимая и всегда будет новшеством в кинематографе. Ларс фон триер показал нам всем, что такое минимализм в кино. Это то, что как бы заранее подготавливает нас к самой сути, к средоточению внимания на нравах, характерах и событиях. Ваш взгляд не рассеивается на мелочи, вы зрите в самое сердце Догвилля. Так же, перечисляя множественные достоинства этого несравненного фильма, хочется отметить вроде бы незаметную игру Пола Беттани, который сумел изобразить такое ничтожество и жалкое существо, что, пожалуй, до этого, про таких персонажей и кино никто не снимал: всё их больше в жизни встречаешь. Том из Догвилля - это мужчинка, у которого трясутся поджилки от страха и от стыда, причиной которых есть одно лишь собственное существование. Полюбить такого дефективного ублюдка - самая печальная ошибка в жизни Грэйс. И всё в этом прекрасно и профессионально, обнажённое содержание и весьма непредсказуемый финал, однако несмотря на впечатления, оставленные после просмотра, ты задаёшься вопросом: а чему этот фильм учит нас? Неужели тому, что нужно мстить за себя? Разве это и так не является нашей первобытной реакцией на несправедливое отношение к нам? Как много таких сердобольных Грэйс мы видим вокруг себя, которые готовы прощать и терпеть унижение и неприятие? Всё же я посмею усомниться, что главный замысел применим к реальной жизни. Замысел о том, что милосердие - это порочность и высокомерие. Разве это так? Все мы приблизительно с пятой главы 'Догвилля' мечтали о том, чтобы всех его обитателей казнили и, желательно, вычурными казнями, как говорится: каждому - по его заслугам. Но Грэйс предстала пред нами, как существо, уставшее от злодейств, расправ и кары, сопровождавших её пребывание в отчем доме и она совершенно далека от мысли кому-то воздавать злом за зло. Нет, только добро и вера в человечество. Как бы нагло, жестоко и предательски местные жители не поступали с ней, она совершенно искренне их прощает и понимает, что это всего лишь человеческая слабость, которую не в каждом хватит сил её подавить. Ещё раз повторюсь: много таких Грэйс мы видим вокруг каждый день? Неужели многие из нас грешат тем же самым пороком, что и она? Ответ очевиден. Думаю, если бы человек так отчаянно не жаждал мстить за себя, вряд ли было бы столько террористических актов, войн и убийств в нашем мире. Меня очень поразил момент, когда Грэйс выходит из автомобиля отца и осматривается вокруг: она видит испуганных, сбитых с толку и растерянных человечков, которые ещё вчера были монстрами. Она понимает, что причиной издевательств над ней есть только человеческая природа слабых и искушённых людей, а так же и то, что будь она на их месте, то она поступила бы точно так же. Мораль о том, что не найдётся повода для высокомерия ни у кого: все мы походим друг на друга, только находимся в разных обстоятельствах. В общем, 'Догвилль' - это подлинно изделие искусного мастера, которое как и большинство шедевров неоднозначно и взывает к обсуждению. А то некое гало музыки Антонио Вивальди вокруг этого кино лишь подтверждает мою точку зрения, что этот шедевр - классическое произведение и срок годности его 'всегда'. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск23 августа 2010 в 07:39

Не так плоха идея фильма, как плохо то, как эту идею воплотили на экране. Есть фильмы, которые, как бы не старались вы защититься, проникают внутрь, подбираются к самому сердцу и давят там на одну единственную точку, да так, что неделю после просмотра ходишь завороженный этими невероятными двумя часами. Есть такие, которые лезут в мозг, заставляя лихорадочно размышлять над только что просмотренным великолепием, пытаясь постигнуть таинственный смысл и глубину картины. Есть даже фильмы, которые бесцеремонно бьют по почкам, вызывая непреодолимое желание сходить в туалет. А есть самая печальная категория: кино, которое вообще не дотягивается. А ведь 'Догвиль' мог дотянуться, мог ударить по мозгам, по сердцу, по почкам в конце концов:) И мне не стыдно за свои слова, пусть режиссер хоть трижды Ларс фон Триер - кино получилось плохое! Создатель картины, отбросив все, на его взгляд, ненужное, отбросил как раз самое главное. А именно: - Музыку. Ну что создает необходимое настроение во время просмотра и добрые девяносто процентов атмосферы кино? Она, родимая. Тут конечно режиссер решил, что разговоры героев будут настолько хороши, что музыка не важна, но как известно кашу маслом не испортишь. А ведь вставь хороший саундтрек - эмоции станут в два раза сильнее, а фильм запомнится на два года дольше. Но кино вроде как арт-хаусное, музыка - привилегия голливудских блокбастеров, а Ларс именитый режиссер и вообще, разговорчики в строю, как именитый режиссер сказал, так и будет. - Декорации. Это, безусловно, замечательно, что фон Триер великий затейник и театр ему явно по душе. И ладно еще, что стен у домов вымышленного города нету и создается впечатление, что все просходит не в городе, а в замкнутой комнате. Это символизм, а символизм в такой философской картине имеет место быть. Но собачку-то за что? Кусты мне не так жалко, как животину, но тоже, за что? Можно было тогда уж и Николь Кидман вырезать с ближайшей афиши, приклеить сзади деревянные палочки и водить по сцене (уж извините, но гладкую площадку, на которой развиваются события фильма, кроме как сценой, назвать никак иначе нельзя), с намеком на внешнюю человечность, но внури бездушнось. Игра ее от этого, кстати, не сильно изменилась бы. Все таки, что бы не говорили про это кино, как про кино не всем смертным понятное, фильм должен оставаться фильмом, а театр театром. Значит, минус красота. А еще нервирует постоянное подергивание камерой. Это изыскание я оставлю без комментариев, ибо нервирует оно меня безосновательно. Мне на ум приходит, возможно неудачное, сравнение этого фильма с печальным деревцем без листиков. Никакой внешней красоты, торчит один сухой ствол. Но деревце это и не деревце, а самое настоящее дерево, а точнее дуб. Потому что ствол очень большой, крепкий и против такого не попрешь. Сухим 'глубоким смыслом' эмоций не выдавишь. Даже рецензию отрицательной не сделаешь. Может и не стоит больше эксперементровать, а просто делать хорошее кино?

Andrei_Kupyra
Andrei_Kupyra24 ноября 2009 в 21:06
`История в девяти главах с прологом` (С)

С самой первой секунды начала, как только нам объявляют о том, что фильм `Догвилль` состоит из пролога и девяти глав, начинаешь представлять его некоторой кем-то рассказанной историей, которая предстает картиной в твоем сознании при помощи фантазии и представлений. Этому способствуют и декорации, упрощенные до невозможности, и закадровый голос рассказчика в исполнении Джона Хёрта, который об этой истории и повествует, и прекрасно выполненная, я бы даже сказал - на высоком уровне, актерская игра, и то, что эта история описана подробнейшим образом, от чего ее хронометраж заметно увеличивается дабы не упустить никакой детали, будь она даже не такой уж и важной. Однако это не делает фильм сколько-нибудь затянутым, наоборот напряженно вслушиваешься в эти слова и все отчетливее пытаешься представить себе происходящие события. А события, на первый взгляд кажущиеся обыденными, не представляющими интереса, и не заставляющие о себе задумываться, вдруг коренным образом меняются и превращаются в нечто осязаемо жутковатое. Сюда можно отнести и отношение горожан маленького заброшенного городка Догвилль к внезапно появившейся незнакомке по имени Грейс - поначалу вызванное недоверие к ней сменяется расположенностью и гостепреимством, желанием ей помочь, что в итоге приводит к нечеловеческому отношению к бедной девушке, вынужденной мирится со своим положением и терпеть все сношения этих горожан. Шокирующе предстает вся лживость не только их отношения, но и вообще их жизни - нарушая свои собственные моральные каноны и не замечая этого, горожане пытаются убедить не только себя, но и героиню в том, что она сама является виной всему происходящему. И наблюдая положение сложившихся дел, видя эту душераздирающую картину и слушая дальше повествование рассказчика, пытаешься представить себе конец, который бы облегчил страдания Грейс и воздал ей за испытанные ею муки, а горожанам по заслугам. Но как бы то ни было, такой поворот событий, какой предложил создатель картины - Ларс фон Триер, при дальнейшем обдумывании находится наиболее подходящим, хотя и пугающим. Вникая в суть истории и представляя себе картину, обращаешь внимание на любые мелочи. И при составлении полноты сей картины, кажется, что эти мелочи как-то нарушают гармонию, являясь допущенными ошибками. Таковыми поначалу кажутся монтаж киноленты и операторская работа, но углубляясь в суть, находишь, что они являются частью авторской задумки и выглядят вполне оригинально, в конечном итоге не выделясь и не нарушая, а наоборот, придавая фильму изюминку и авторский оттенок. И выслушав до конца рассказанную историю, и представив ее должным образом, думаешь, что наступает ее конец. Однако показанные в конце фильма фотографии, на которых запечатлены подлинные люди, завершающим штрихом для нее все-таки становится придание красочности рассказанной и представленной нам картины... 9 из 10

Эстил
Эстил12 октября 2023 в 09:08
Декорации для человеческой низости

'Догвилль' - одна из самых известных и высоко оценённых работ Ларса фон Триера. И картина действительно уникальная: не только потому, что снята в театральных декорациях, но и потому, что это, пожалуй, единственный на моей памяти фильм, который можно смотреть, почти не глядя на экран. Даже не смотреть, а слушать как аудиокнигу, ведь даже если актёры молчат, звуки окружения и голос рассказчика, звучащий на протяжении всех трёх часов, услужливо дополняет картину, которую рисует твоё воображение. Я не большой поклонник арт-хауса, и всегда предпочту настоящий стул, а не квадратик, очерченный мелом на дощатом полу, внутри которого написано 'стул'. Но должен признать, что отсутствие в кадре привычных киноману предметов обихода, задников и пейзажей 'Догвилль' совсем не портит. Ведь это, как было уже сказано выше, фильм вовсе не для глаз - даже несмотря на то, что актёры здесь хороши. Это фильм-притча, размышление на тему природы человека, гротескный рассказ о том, что порой скрывается под маской дружелюбия и благонамеренности. Равно как и 'Танцующая в темноте', 'Догвилль' сначала не приковывает к экрану, убаюкивая, последовательно и не торопясь знакомя с главными действующими лицами. По сути, экспозиция занимает практически весь первый час хронометража. Затем столь же постепенно мирная атмосфера маленького городка начинает то тут, то там набухать - но пока ещё не рваться - тревожными звоночками, которые звучат всё чаще и чаще, постепенно рождая практически непрерывное напряжение. И третий акт, когда все маски сброшены, уже не оставляет решительно никакой возможности отвести взгляд от экрана. Забавно, что до того, как начать знакомиться с фильмографией фон Триера, я внутренне подготавливал себя к тому, что меня наверняка ждёт лютый арт-хаус, который невозможно смотреть без спичек в глазах, и что мне предстоит в своих обзорах красного цвета рассказывать о том, как этот режиссёр переоценён. Но так получилось, что вот уже вторую картину датчанина я только и делаю, что расхваливаю. Видимо, он таки действительно мастер. 8 из 10

dissolve-fts
dissolve-fts26 октября 2015 в 22:33

Решился я в день написания рецензии посмотреть этот далеко небезызвестный фильм. Краткое описание интригует, не правда ли? И представляется что-то несколько иное, чем мы увидим в фильме. Но перед глазами предстаёт площадка, разделённая белыми линиями - тупиковый провинциальный городишка, в который попадает девушка Грэйс, спасаясь от преследования. Оригинален ли такой способ представить место действия, как будто снят театральный спектакль? Пожалуй, да. Но на это было совершенно неинтересно смотреть 3 часа. Это скорее ощущалось как пытка. И всё-таки я решился досмотреть, что же там так хвалят и даже превозносят. Повторюсь, действие воспринимается как жутко затянутое. Действие выглядит как то ли символизм, то ли сюрреализм, а отсюда воспринимать всерьёз события и персонажей, используя логику, не получается. И вот, начинаются эти 9 глав с прологом, многочисленными закадровыми рассуждениями и пояснениями, от которых на душе порой возникало чувство, как в детстве, в дождливый день, когда тебе хотелось бы бегать с друзьями на улице, веселиться, резвиться, но ты вынужден сидеть дома и заняться тебе абсолютно нечем, и ещё не по твоей воле включен телевизор, по которому идёт передача, которую бы ты ни за что не стал смотреть. Эта девушка Грейс, должна считаться как невинное высокодуховное существо, попавшее в мирок корыстных, скверных людей, ищущих, за счёт кого бы нажиться и самоутвердиться. Или не таких? Вот мы видим её первую встречу с парнем, по имени Том, который всё время философствует, якобы пишет высокоинтеллектуальные книги, и, самое главное, стремиться поднять общую нравственность в деревне, простите, городе. (Бессмысленное, занятие, не правда ли?) А по сути – просто бездельник и трус, строящий из себя великого мыслителя, познавшего то, что основной деревенщине не дано, и не дано будет даже после его проповедей. Эта «святая» Грейс безропотно подчиняется жителям, которые на глазах наглеют самым непомерным образом, показывается вся грязь, освобождающаяся в них от безнаказанности. Немного забегу вперёд – в одной из рецензий было написано: в конце некоторые зрители аплодировали, да не от большого ума, видимо, раз не поняли, что Грейс опустилась до их уровня. А у меня возник вопрос, а кому, чёрт возьми, нужна эта «святость»? Святость только ради святости? Кому приятно, что над ним издеваются? Да никому! В душе ему наверняка хотелось бы изменить ситуацию в более уважительное для себя положение, и будь у него хотя бы моральная сила, он бы начал что-то делать, если до конца не сломлен. Но от ложного самообмана-всепрощения счастлив вряд ли будешь. Любила ли Грейс город, жителей города, хотела ли им помочь? Как-то этого не было заметно. Ей нужно было остаться, «прижиться», спастись от преследования. Вообще, каких-то адекватных эмоций или действий у персонажей не было заметно, всё выглядело как картонное и слишком уж символичное. Так о чём вообще фильм? О том, сколько в людях скрыто черноты, дикости и как она выявляется от безнаказанности? Или «фишка» в такой концовке? Или во множественных философских рассуждениях? Или просто о том, как всё в мире дерьмово, какие люди все плохие? А вообще, сейчас модно заявлять, как общество прогнило, какие все продажные, корыстные и т.д.. Видимо, только авторы этих слов немногочисленные хорошие и порядочные люди, да вот только так заявляют все, кому не лень. Или фильм по замыслу должен вызвать стойкие негативные чувства, умело создаваемые 3 часа, он и не должен нравиться?

JanaZai
JanaZai8 апреля 2015 в 18:55
Браво

Итак, я тороплюсь, спешу набросать всё то, что увидела и пережила за эти 3 часа. Это гениальное воплощение не новой, по сути, идеи. Сюжет не самый оригинальный – это история типичного маленького городка. Я подчеркиваю слово типичного и слово маленького. Обыкновенный – и тем страшный. Это не воплощение гениальных злодеев или маньяков, потрясающих своей жестокостью – нет, перед нами самые обычные, усредненные люди небольшого города. Схожий сюжет в «Малене»,но Ларс фон Триер написал в своем сценарии некую сцену суда, дав главной героине власть. В «Малене» Торнаторе – то, что было бы, если бы героиня такой властью не обладала бы. Но самое воплощение этой идеи – абсолютно гениальное. Взять благородную условность театра и добавить к ней мелкие детали кино – это просто потрясающая идея. В данном случае – это обобщенность, условность декораций – это как некий «городок обыкновенный», город N, общее представление о всех небольших городках. Это смотрится как завораживающий спектакль – и мне безумно захотелось посмотреть настоящий спектакль по подобному сценарию – но я понимаю, что в реальном театре ни один зритель не выдержит подобных деталей и грубой руки реальности, он закричит, вскочит и вмешается. Тем самым задумка фон Триера приобретает еще большую желанность –как единственное возможное воплощение подобной идеи. Честно сказать, я видела «Меланхолию» и «Нимфоманку» и сразу крепко невзлюбила этого режиссера. Для меня эти фильмы и сейчас остаются некими плевками в лицо зрителю, не провокацией, а насмешкой – «чтобы я ни снял, все будут «хавать» и восхищаться. Брошу сапоги им в лицо, а они радостно заверещает о скандальности и глубокой идее, которую я об этом скрыл». Но Догвилль… Почему о нем не говорят на каждом шагу, почему при разговоре о фон Триере вспоминается «провокационность» и «скандальность» мочи и голых тел, которую он презрительно пихает зрителям в зубы, но никак не этот – действительно провокационный (не только идеей театр-кино, но мыслью о высокомерии и прощении, что решается в конце фильма немного в духе Тарантино) ? Фильм о человеческой природе. В нем поднимается вопрос, на который каждый должен ответить для себя сам – прощение другие того, чего бы я не простил себе – это высокомерии или великодушие? Имеем ли мы право судить и осуждать? Прощать и.. не прощать? Думаю, что каждый проникался сочувствием к главной героине, каждый желал отомстить её обидчикам, но неужели каждый не испытывал при сцене расстрела и пожара чувство жалости, что бы он там ля себя не решил? 9 из 10 Я бы поставила 10, но.. Но не знаю. Задав себе вопрос – а хотела бы я пересматривать этот фильм время от времени –я ответила – не знаю. Поэтому 9. Я не сказала ни слова об актерской игре… Великолепно! Я не узнавала никого – мне не мешали известные лица – мне не мешали пейзажи, декорации – мне не мешало ничего. Я видела только глаза –только лица – только образы персонажей и их чувства. Мой низкий поклон.

LouisLitt007
LouisLitt0075 февраля 2015 в 08:34

Гениальный фильм. Понравится он не всем, но кого зацепит, подарит огромное количество впечатлений. Картина датского кинорежиссёра и сценариста Ларса фон Триера очень оригинальна, в частности, тем, что предстает в виде спектакля, поставленного на театральной сцене. Зритель видит ограниченное количество декораций, а город предстает в одном пространстве, дома которого очерчены мелом на ровной площадке. При этом, отлично воссоздана атмосфера 30-х годов, гангстерское время и в фильме много символов: собака, напоминающая адского цербера; яблоки раздора; фигурки, олицетворяющие семь смертных грехов, улица Вязов, название которой несет уже в себе что-то ужасное и омерзительное, и т.д. Догвилль - вымышленный американский городок, в котором проживает всего 15 взрослых и 7 детей. Казалось бы, это маленький славный город на фоне великолепных гор, в котором жители надеются на лучшее. Но статуэтки 7 смертных грехов расскажут даже лучше о них, чем всякие слова. Все люди Догвилля, на первый взгляд, тихие, спокойные, доброжелательные. Сами они говорят, что забота о людях - это их прерогатива; что каждый здесь сам за себя и помощь нужна кому-то другому, а не ему, имея при этом много дел, которые откладываются на потом. Один случай (но случай ли это?) нарушает равновесие 'милого' городка. Спасаясь от гангстеров, в него прибывает удивительная, кроткая и загадочная женщина с белоснежными руками по имени Грейс. Ее превосходно сыграла Николь Кидман. Это, на мой взгляд, наряду с образом Ады Монро в 'Холодной горе' одна из лучших ее ролей. Чтобы предоставить возможность остаться жить в городе, Догвилль дает ей две недели, чтобы она проявила себя в нем. Но что она ему даст? Какой след в городе оставит ее пребывание? Это будет выяснять внимательный зритель, наблюдая за всеми струнами человеческой сущности жителей прогнившего городка, способных показывать зубы своей звериной сущности. В ленте, идущей три часа и состоящей из пролога и девяти глав, мы сможем воочию убедиться в том, что доброту люди часто принимают за слабость и пользуются ею. В фильме происходит бал пороков, греховностей и уродств души. Доброта Грейс контрастирует со злостью, лицемерием, похотью и завистью догвилльцев. В фильме явно видно, как за маской благополучного человека, тихого жителя, поборника морали, рассуждающего о вечных ценностях, скрывается дьявольская сущность, которая однажды прорвется наружу. Действительно, думаю, чем правильнее старается казаться быть человек, тем больше демонов у него внутри. 'Догвилль' - очень многогранный фильм с тщательно продуманными диалогами. Отсутствие зрелищных спецэффектов, красивых пейзажей, ярких красок обусловлено тем, чтобы зритель был прикован к ним и его взор был устремлен на раскрытие человеческих качеств. На что способен человек, если его довести? Может ли его доброта испариться? Как власть развращает человека? Что лучше: месть или прощение? 'Догвилль' пытается ответить и на эти вопросы. 10 из 10

Esperanzzza
Esperanzzza21 января 2015 в 14:14

Фильм, в котором этический пласт словно вывернут наизнанку. История о христианском всепрощении под искаженным углом, когда мученик не становится жертвой палачей, а берет в руки топор и сам совершает казнь над своими карателями. Создается впечатление, что Ларс фон Триер пытается показать обратную сторону милосердия, перефразируя слова Мефистофеля, он демонстрирует Милосердие в облике главной героини, Грейс, как «часть той силы, что вечно хочет благо и вечно совершает зло». В фильме «Догвилль» поднимается проблема человеколюбия и всего человеческого, что якобы должно выгодно отличать людские помыслы и деяния от животных инстинктов. Но что это? Человек слаб, он способен на грехи, но все ли его грехи заслуживают прощения? И насколько далеко способен дойти человек в своем грехопадении, если его не остановить наказанием? Так ли сильны этические границы личности, которые позволяют ей сдерживать себя в рамках общественного поведения? Или человек готов расширять эти границы, быть гибким в своих этических ценностях, не чувствуя страха наказания? И если нет четких стандартов, которые устанавливает эту систему этических координат, будет ли человек испытывать угрызения совести или вину перед совершенным преступлением? При просмотре фильма Ларс фон Триер удерживает внимание зрителей в поиске ответа на вопрос – ради какой цели главная героиня мужественно терпит все унижения, на которые ее обрекают жители городка, где она скрывается от гангстеров? И только в финале фильма мы находим ответ в ее диалоге с отцом-гангстером. Убегая от отца, девушка бросает вызов отцовской догме правосудия, согласно которой, все люди жалкие и не заслуживают сострадания, что оправдывает ведение негуманного бизнеса гангстера как сделку с совестью. Грейс противостоит идее гангстерских этических ценностей, ее побег – желание доказать отцу гуманность и милосердие человеческой натуры, что все люди добрые и заслуживают любви. Но в итоге она сама становится жертвой своих идеалов. Даря добро и служа жителям маленького городка Догвилля, она зарождает в них чувство превосходства, которое приводит к обратному результату. Вместо добра в ответ на свое служение Грейс ждет травля и издевательства со стороны людей, в которых ее поступки пробудили желание власти над ней. Отец в финале фильма раскрывает ложность ее идеалов человеколюбия, под которыми скрывается ее желание быть выше других в этическом плане. Все грешны, и даже в ее желании одеть на себя терновый венец жертвы, сокрыта Гордыня. А ведь Гордыня именно тот грех, из-за которого ангел Люцифер был изгнан Богом из Рая. Переломным моментом фильма можно считать сцену, в которой жительница Догвилля, Вера, заставляет Грейс пройти испытание – не расплакаться, пока та у нее на глазах разобьет две фигурки, которые для Грейс воплощают символ хорошего отношения к ней жителей города. Грейс теряет самообладание, когда видит, как разбиваются в дребезги эти хрупкие фигурки, а вместе с ними в осколки превращается дружеское расположение жителей к ней. Не пройдя испытания, Грейс, заливаясь слезами, видит, как одна за другой рушатся все выстроенные отношения, и с последней разбитой фигуркой разрушается вера самой Грейс в доброту и милосердие людей. Именно тогда происходит момент трансформации Грейс, в душе которой пустое место утраченной доброты и веры постепенно начинает занимать жестокость. В одном из финальных эпизодов Ларс фон Триер на десерт угощает зрителя пикантно приготовленной местью героини, которая предлагает Вере пройти подобное испытание – не потерять над собой контроль, пока у нее на глазах будут убивать двух ее сыновей. Если она сможет не расплакаться, то остальные останутся живы. В этом эпизоде режиссер очень эксплицитно передал жестокость, которая вышла наружу в поступке главной героини, как результат долгого обета «непротивления злу насилием». В финальной сцене мы видим поражение Грейс и крушение ее иллюзорных гуманистических взглядов. Главная героиня выступает в фильме как ангел правосудия, со знаменем добра дающий шанс людям не согрешить и доказать свое право на существование, но убедившись в неизменной людской низости и подлости, ангел берет в руки меч и обрекает город греха на заслуженное уничтожение. 10 из 10

Usov Maxim
Usov Maxim30 ноября 2014 в 00:49
Талант смотреть вперед

Ночь. Ничего не предвещало появления нежданного гостя. Молодая девушка Грейс, спасаясь от гангстеров случайно забрела в один маленький городок, населением всего 15 человек, это был Догвилль. Буквально сразу же она знакомится с Томом, который решает ей помочь и спрятать ее от плохих парней, но не все так просто. Догвилль не был готов принять ее так просто, местные жители не привыкли к новым лицам, ей дают 2 недели что бы всем понравиться. Наивно полагая что понравившись всем жителям она обретет счастье и спокойствие. Она хочет помогать людям, разумеется безвозмездно, но люди один за другим ей отказывают, сами не понимая что нуждаются в помощи больше ее самой. Попытаясь воспользоваться положением горожан что бы помогать им, сама была одурачена и совсем не заметила как стала их рабом, каждый житель этого маленького городка решил воспользоваться Грейс в своих целях, в том числе и плотских. А ведь она полюбила каждого из них, даже тех кто ненавидел ее. Все начали ей пользоваться и требовали от нее все больше. Жители становились все циничнее и жаднее, все доходило до того что она была не достойна ходить по тем же тропинкам, по которым ходили другие жители. Грейс просто хотела помогать, быть полезной, хотела что бы ее уважали и любили, но вместо этого ей просто пользовались, она увидела их настоящие лица, они сами не осознают что беспомощны без нее. Однажды на очередном городском совете, на котором обычно решалась дальнейшая судьба Грейс, жители посчитали что она обходится им слишком дорого, и урезали жалование той, которая работала за всех с раннего утра до поздней ночи. Но голосуя за то, что бы она осталась в городе, каждый преследовал свою собственную цель. Фильм открывает всю сущность человеческой души, людей, которых и в нашем обществе большинство, каждый из жителей этого городка разбил ей сердце, однажды ее любовь к людям и Догвиллю перерастет в самую сильную ненависть, и тогда настанет час расплаты, для каждого. Это кино - самое настоящее высокое искусство, я впервые видел подобный фильм, такой техники, фильм-театр, невероятно что такой эксперимент вылился в такой успех. Несмотря на всю необычность, это кино, с самой первой секунды заставляет не отрываться от экрана. Мысль Режиссера излагается предельно ясно. Несмотря на весь философский смысл смотрится очень легко и на одном дыхании, а великое множество драматический перипетий и драматических событий поддерживающих всю структуру фильма не дадут скучать. Грейс стала заложницей обстоятельств, она стояла между гангстерами и циничностью людей, ради которых делала все, выполняя все их желания. Каждый из жителей городка пожалеет что так поступал с ней, ей придется выбирать на чьей стороне остаться, на стороне гангстеров или циничных жителей. И она сделает правильный выбор. Это первый фильм Ларса фон Триера, который я видел, я и в восторге от режиссуры, диалогов, размышлений, философии этого фильма, многогранность и глубина характера каждого героя предельно ясна, в каждом герое буквально 2-3 противоречивых характера. А глубокий характер Грейс проявился под сильным давлением драматической ситуации. Ларс фон Триер по очень маленьким кусочкам выдает осевую (сюжетную) информацию, заставляя в основном задумываться о обыденности местных жителей и философии их действий, из-за этого, интереса к данной картине только больше. Второй фильм за который я готов ставить 10 баллов 10 из 10

Christin D
Christin D11 августа 2013 в 17:10
Торжество бесчеловечности

Режиссер Ларс фон Триер - мрачный «музыкант», играющий свои пронзительные киномотивы на струнах человеческих душ. Он знает все наши болевые точки, на которые обычно и делает ставку, снимая эмоционально невыносимые, чрезвычайно жестокие и жуткие в своей правдивости драмы. И хотя это не совсем честно – добиваться эмоций зрителя, эксплуатируя его животные страхи и природные инстинкты, тем не менее фильмы фон Триера смотреть хочется, потому что заблудшим овцам иногда требуется и жестокая правда – для попытки врачевания собственных душ. Итак, фильмы фон Триера априори бесчеловечны, но зато весьма оригинальны и очень добротно сняты. В «Догвилле», например, оригинальность автора проявилась с помощью минимализма в плане декораций. Фильм похож на телеспектакль, и взору зрителя представлены лишь условные обозначения – слова, нанесенные белым на темное полотно условного Догвилля. Здесь нет ничего – ни домов, ни стен, ни предметов, лишь несколько «работающих» декораций вроде грузовика, на котором Грейс пыталась сбежать из Догвилля, или тяжелого груза на толстой цепи, прикованной к ошейнику Грейс... Звучит уже жутко, не правда ли? Так вот отсутствие декораций служит не только для того, чтобы избавить действие от лишних деталей и не отвлекать внимание зрителя от главного. Думается, что это еще и гротескный способ подчеркнуть идентичность жителей Догвилля по своей сути. Автор намеренно лишил их социальных статусов, уровня благосостояния и каких бы то ни было благ, чтобы свободно препарировать человеческие души, сбившиеся, как стадо глупых и бессердечных овец, на одной поляне. США,1930-е годы. В небольшой шахтерский городок Догвилль с населением 22 человека, затерявшийся где-то в Скалистых горах, забредает загадочная девушка с темным прошлым по имени Грейс. Она просит у общины разрешения остаться в городке, в обмен на что обязуется выполнять любую работу, которая здесь для нее найдется. Жители принимают беглянку и со своей стороны обещают, что не выдадут Грейс, если кто-либо пожалует в Догвилль на ее поиски. Поначалу работы для Грейс почти совсем не находится - люди лишь добродушно пожимают плечами, когда девушка приходит в их дома и предлагает свою помощь. Но с каждым днем жители Догвилля все более чувствуют себя благодетелями Грейс и начинают ее грубо и откровенно использовать в своих коварных и низких целях. В конце концов мужчины в открытую приходят к Грейс для удовлетворения своих плотских потребностей, а женщины за это ненавидят Грейс, открыто издеваются над нею и нагружают такой непосильной работой, что прямо на наших глазах безропотная девушка превращается в рабыню, безжалостно эксплуатируемую тем самым «стадом овец». И чем больше склоняет голову Грейс, тем сильнее сгибается ее спина под тяжестью непосильной ноши, которую взваливают на нее ненасытные в своей жестокости жители Догвилля. В конце концов, девушку заковывают в цепи и привязывают к шее груз, чтобы она не могла сбежать… Торжество бесчеловечности в этом театре мрачного абсурда доходит до последних пределов возможного. Ваша душа в предвкушении хоть мало-мальски утешительного финала уже полностью вывернута наизнанку, но… не спешите радоваться! Всем известно, что от фильмов фон Триера нечего ждать хэппи-эндов или хотя бы проблеска надежды. Напротив, вынув из вас всю душу по капельке, под конец он обрушит на вас еще более безнадежный, удручающий и шокирующий в своей пронзительности финал. Так было с «Танцующей в темноте», «Меланхолией» и другими знаменитыми картинами фон Триера. Такой же шокирующий, обескураживающий и беспрецедентный в своей жестокости финал ожидает нас и в «Догвилле». И если на протяжении всего фильма вы задавались вопросом: «Что случилось с Грейс и почему она не взбунтуется?», то будьте уверены, в последней сцене режиссер вместе с восхитительной Николь Кидман, которая стала главным 'столпом' этого фильма, весьма развернуто, жестоко и хладнокровно ответят на ваш вопрос. И еще неизвестно, устроит ли вас такой безжалостный ответ… Мрачнейшую драму «Догвилль» можно рассматривать сразу с нескольких позиций: «человек в обществе», «сообщество и толпа», «терпение и страдание», «грехи и воздаяния»… еще, еще и еще… и, наконец, финальный аккорд - «самоидентификация». В любом случае, ни о какой справедливости здесь говорить не приходится. В этой истории нет правых, кроме, разве что, отца Грейс, который пытался донести до дочери неприятную истину о том, что человек человеку волк. И, как ни прискорбно, «человеколюбивая» Грейс полностью убедилась в этом, перенеся на своей шкуре столько тягот и издевательств, что ее вера в человека дала серьезный сбой. Ну, а если копнуть глубже, то все-таки вера в собственную непогрешимость и превосходство является наиглавнейшим предметом препарирования для фон Триера в «Догвилле». По завершении фильма становится совершенно очевидно, что режиссера интересует именно тема собственного «я», а тема толпы, социума выступает у него в виде антуража и с целью создания сюжетной интриги. Да, жители Догвилля проходят в глазах зрителя градацию от «милы, интеллигентны и великодушны» до «жестоки, злобны и бесчеловечны». Однако от омерзительного и страшного общего зритель в итоге придет к еще более пугающему частному: от «они» к «я», от Догвилля к Грейс… По окончании фильма секретов не останется, фон Триер расскажет историю от и до. Он перевернет тщательно смоделированную им самим картинку с ног на голову и окатит вас холодным потоком еще более ужасающего цинизма, выплеснув постыдную истину прямо вам в лицо. В какой-то момент каждый немножко почувствует себя Грейс, и это по-настоящему его ужаснет... Что ж, фон Триер старался именно для этого: ущипнуть зрителя побольнее, надавить на самые чувствительные точки и в завершение полоснуть хорошенько по сердцу беспощадной правдой о душе человеческой. И ведь получилось. 9 из 10

gilmary
gilmary30 июня 2013 в 20:38
Ларс фон Триер- злой гений человечества

Динь-динь. Если вас с первых кадров не зацепила панорамная съемка города, пожалуй, вы сухарь или кинокритик, относящийся к творчеству Ларса фон Триера с очевидной предвзятостью. В 'Догвилле' нет границ, нет стен как в буквальном, так и в переносном смысле. Этим Триер показывает особенность, присущую всем провинциальным городкам такого типа: все всё знают друг о друге, стены не смогут скрыть чьих-то секретов, поэтому их в фильме попросту нет. Такой логичной аллегорией, режиссер тут же создает совершенно иное ощущение происходящего: через пару минут зрители становятся частью Догвилля и оттого начинают воспринимать все куда ближе, куда точнее. Динь-динь. С появлением главной героини Грейс жизнь главного героя Тома и других жителей города меняется. Они принимают ее к себе не слишком радушно, но снисходительно: маленькие городки не любят незнакомцев, разрушающих привычный уклад провинциальной жизни. Грэйс бежит от своего ужасного прошлого, но ее ждет куда более ужасное будущее. Не так просты горожане, не так добр и умен Том, не так сладка жизнь вдали от больших городов. Динь-динь Символы всюду: присмотритесь, прислушайтесь. Семь фигурок, приобретаемых Грейс постепенно, от раза к разу все больше напоминают семь смертных грехов человечества, так четко прорисованных в Догвилле. Например, Чак- это блуд, его жена- гнев, а Том- тщеславие. Грейс не подвержена ни одному из них: ей не знакомо ни сребролюбие, ни уныние, ни зависть. Она честна и чиста, как тот снег, выпавший в доказательство ее невинности. Но не смейте, не смейте говорить это жителям Догвилля, не смейте ругать их, указывать на их недостатки, их смрадную, ужасную жизнь. Не смейте бежать: став частью города, вы уже не в силах уйти отсюда, они вас не отпустят. Динь-динь Зло, сущее зло скапливается в таких маленьких городках, как этот. Загнивают человеческие души, теряются важнейшие моральные принципы, подменяющиеся коллективными суждениями и упреками: добро и сострадание забыты. Грэйс полюбила этот город, но любовь не то, что ему нужно. И Грейс его возненавидела. Динь-динь Так звенит колокольчик на шее главной героини. Кто она? Жертва или судья? Грейс уже выбрала, она уже знает, что сделает с теми, кто был так груб и жесток с ней. Да, у города нет стен, нет границ, но у ее милосердия они есть. Грейс простила этот город, но это не то, что ему нужно. Грехи платятся другими грехами, возможно, более тяжелыми. Динь-динь Так звенит и наша совесть, совесть всех людей на этой планете. Сложно узнать себя в этих увеличенных образах-аллегориях, но вы постарайтесь. Присмотритесь, прислушивайтесь: в Догвилле найдется место нам всем. Это город собак, собаки и будут жить. За удивительно нежную Николь Кидман и пугающе-гениального Ларса фон Триера 10 из 10

FunDasha
FunDasha27 июня 2013 в 19:18
Про уродов и людей

Любому человеку, который хотя бы немного знаком с кинематографом, имя Ларса фон Триера скажет о многом. Персона нон грата на Каннском кинофестивале, яркая личность и режиссер, имеющий свое уникальное видение мира – все эти слова, лишь малая часть того, как можно описать данного деятеля искусства. Жемчужиной его творчества является первый фильм проекта «США – страна возможностей» - «Догвилль». Кстати, оглядываясь назад на название трилогии (из которой, правда, выпущено лишь две части), понимаешь, какую иронию заложил автор даже здесь. Итак, сюжет повествует о девушке, преследуемой гангстерами, которая в результате своих скитаний попадает в маленький городок, где надеется укрыться от преследователей. Но у всего есть цена. И Грэйс вынуждена работать на жителей города, что сначала кажется ей весьма выгодной сделкой. Как же она ошибалась! Число участников этой истории строго ограничено – 15 взрослых горожан, 7 детей и главная героиня. Удивительным образом Триер, будучи и сценаристом, уделяет немного времени почти каждому персонажу. Однако на протяжении фильма наше отношение к действующим лицам, как и отношение Грейс к ним, существенно меняется. Во многом этому способствует интересный ход: разбитие повествования на главы с небольшой аннотацией. Не думаю, что это можно считать преждевременно раскрытой информацией, скорее зрителю дается подсказка, на что необходимо обратить внимание. Что же еще позволяет назвать этот фильм уникальным? Естественно, каждый смотрящий обратит внимание на отсутствие огромной части декораций. Большинство объектов лишь нарисовано на полу мелом. Это, на мой взгляд, отражает идею режиссера о фокусировании не на «мишуре» и посторонних объектах, а на истории, на глубокой морали, заложенной внутри ее. Главным достоинством картины, на мой взгляд, является стремление автора облачить всю правду о человечестве в целом, об отсутствии гуманности, упадничестве и пошлости. Зверская жестокость правит бал в том, на первый взгляд, милом месте, куда попала Грэйс. И чем дальше разворачиваются события, тем больше отвращения ты испытываешь к людям, понравившимся тебе сначала. С одной стороны, защита своего дома, своего города – это важна. Но можно ли опускаться до таких отвратительных поступков, даже во имя благой, как им кажется, цели? Почему нельзя остаться людьми, найти компромисс, пойти навстречу друг другу? Жители Догвилля этого сделать не смогли. Или попросту не умели. Действия их настолько гнусны, а души так гнилы, что уже ко второй половине фильма ты надеешься на определенную участь для этих людей. К концу ты уже ждешь этого, даже умом понимая, что вероятность мала, ведь Голливуд любит хэппи-энды. Но какой же здесь счастливый конец может быть? И Ларс фон Триер не подводит ожидания зрителя, своими филигранными приемами он, очевидно, подводит его к подобной развязке. Последние минуты картины даже самого искушенного зрителя заставят испытать самые разнообразные эмоции. У кого-то обострится чувство справедливости, кто-то откроет рот от удивления, заплачет, а кто-то всего-навсего улыбнется. В финале автор задает негласный вопрос: когда человек может позволить себе быть милосердным? И граничит ли всепрощение с высокомерием? Грэйс нашла ответ. А зритель должен решить сам, верный ли он. - Есть на свете город, без которого мир станет лучше… Помимо всего прочего, основные кинематографические компоненты здесь на высшем уровне. Актерская игра выше всяких похвал. Эта картина – настоящий бенефис Николь Кидман, она прекрасно показывает эволюцию героини – от наивной, верящей в доброту и искренность людей девушки, до вершительницы судеб. Отличную работу показали и Пол Беттани, и Патриша Кларксон, и, в особенности, Стеллан Скарсгорд. Хронометраж творения может удивить неискушенного смотрящего. Но страшиться здесь абсолютно нечего, режиссер добивается полного погружения в мир маленького городка в Скалистых горах. Достигается это и с помощью музыки. Время протекает абсолютно незаметно, оставляя после себя горько-сладкое послевкусие. Фильм-шок. Фильм-сенсация. Именно такими словами можно описать «Догвилль» Ларса фон Триера. Изобилуя уникальными режиссерскими методами, увлекательной историей и мощным посылом, картина заслуживает звания шедевра и категории “must see”. 9 из 10 Спасибо.