Вот ведь извечный конфликт: между исторической правдой Великой Отечественной войны и художественным (литературным, киношным) вымыслом 'на тему'. С одной стороны, есть художественно-публицистические фильмы великого Юрия Озерова ('Освобождение', 'Битва за Москву' и т.д.), а с другой- воистину народный сериал тоже вполне великой Лиозновой 'Семнадцать мгновений весны', стараниями её и Юлиана Семёнова из вымысла превратившийся в самую настоящую правду (лишний, да не лишний раз напомню: после просмотра 'Мгновений' Брежнев реально хотел наградить некого Максима Максимовича Исаева, то бишь Штирлица, звездой Героя Советского Союза и был неприятно удивлён тем, что такого разведчика-чекиста никогда реально не существовало... Вот мы, потихоньку-подспудно и подошли к той грани-черте, за которой наш вышеназванный конфликт... просто исчерпывается! И имя этой грани- 'правдоподобность'!!! То есть ежели сочинённые/снятые события 'из жизни' ВОВ действительно/реально могли происходить на Той Войне, мы вполне вправе считать, что Так Оно И Было!!!. Понятное дело, что сейчас открываются новые, полные сенсаций архивы и документы, публикуются свидетельства ветеранов войны и очевидцев о таком, что в Советском Союзе просто невозможно было бы опубликовать (к примеру, о реальном людоедстве в блокадном Ленинграде и о том, как там жировала партийно-правительственная элита и её приспешники). Но! Заметьте, я неспроста упомянул 'архивы и документы'! Да, опираясь на них, можно художественно пофантазировать. Но только в разумных пределах! И не считая ничем документально не подтверждённые слухи или предположения руководством к кинодействию! Если бы наши сериальщики и киношники следовали этому наиважнейшему принципу, в кинопрокат и на телеэкраны никогда бы не вышли ни 'Белый 'тигр', ни 'смершевские' сериалы про германские 'летающие тарелки' и психотропное оружие, ни многие другие, которые серьёзные киноманы давно окрестили термином 'дас ист фантастиш'. А теперь-то и посмотрим, куда отнести наш сериал 'Убить Сталина' (8 серий по... около 50 минут; компания-производитель- хорошо всем нам известная и уважаемая 'сериальщица' 'Стар Медиа'). Для этого ответим на простой вопрос, задаваемый самим себе. Могли ли иметь место в действительности показанные в сериале события/покушения?- Думается, вполне. Ничего нереального и фантастичного здесь нет. Не коробит даже супермощный спецснаряд, которым диверсанты собирались пальнуть из танка по Сталину на параде 7 ноября (правда, на экране он выглядит несколько...э-э... толстоватым для 76-мм пушки тогдашней модификации 'Т-34'). В конце концов, пресловутый 'панцеркнаке', то есть портативный реактивный ручной гранатомёт, прикреплённый к руке диверсанта (которую и оторвало ему выстрелом; такой вот был страшный 'дефект' у этого, до сих пор (!!!) уникального оружия), применённый при реальной попытке покушения на 'вождя народов', гораздо более 'фантастиш'. Но вот что особенно любопытно, даже загадочно... Сейчас об этом мало кто помнит... А вот я вспомнил и провёл параллель нашего 'танково-парадного' эпизода с убийством президента Египта Анвара Садата 6 октября 1981 года. Поразительно много общего! В обоих случаях действовала прекрасно подготовленная группа. В обоих случаях шёл Главный Парад. В обоих случаях покушавшиеся действовали из парадной бронетехники, проезжавшей мимо трибуны с лидером государства. Некоторые различия: у 'нас' якобы должны были стрелять из захваченного танка, в Египте- диверсанты выскочили из притормозившего артиллерийского тягача, кидая гранаты и стреляя из автоматов. Кстати, внимание всех от остановки тягача отвлек праздничный пролёт истребителей. Подумалось, что подобное было запланировано и у 'нас'. Увы, из-за нелётной погоды авиационную составляющую парада тогда отменили... Вот тут я и зачесал 'репу': что это, удивительное историческое совпадение кино и жизни? или киношники, вспомнив об убийстве Садата, создали свою версию, но уже в 41-м и на брусчатке Красной площади? а то, более того, египетские заговорщики могли откуда-то узнать об абверовском 'эпизоде'? значит, он мог иметь место? Вот и ещё один ответ на вышеназванный вопрос, как вердикт присяжных: 'Да, это могло быть!' Но не всё. Эпизоду с подземным взрывом всего Кремля я бы такой вердикт не вынес. Хотя бы потому (и абвер это должен был знать!), что Сталин не всё время там проводил, а был ещё в бункере и выезжал 'куда надо'. Так что выездной, действительный эпизод с 'панцеркнаке' оказался куда более логичным и эффективным, чем напряжный, масштабный и маловероятный в плане поражения цели подрыв Кремля. . ..Ну, наконец-то можно поговорить о художественных достоинствах сериала 'Убить Сталина', которому я неофициально поставил 7++. Срежиссирован и снят он качественно, профессионально и (вот ведь привязалось слово!) добротно. Конечно, и киноляпы в нём присутствуют, но в допустимых пределах. Я особо заценил актёрский 'звёздный' ансамбль и создаваемые им образы. Героиня Вилковой- несчастная, отмороженная (в прямом смысле!) птичка-канарейка, вылетевшая из домашнего тепла на уличную стужу (одёжка 'на рыбьем меху', воспалённые глаза, покрасневший от холода носик и ни грамма косметики). Вся эта трогательность (хотя у этой пташки, оказывается, немало чёрных пёрышек!) щемит сердце матёрому капитану-спецу НКВД Бережному (Домогаров, который и в Африке Домогаров!). Пореченков, как здесь уже отмечалось, чувствует себя в сериале как рыба в воде, продолжая разрабатывать своё, сложившееся ещё в 'Ликвидации' амплуа. В общем, Домогаров с Пореченковым в 'Убить Сталина' творчески нас ничем не удивили (я не сказал, что это плохо!). А вот Трубинер, извечный 'спецназовец ВОВ'... Он тоже здесь смотрится 'как привычно'. Но вот в последней серии случилась с ним такая метаморфоза (спасибо сценаристу Игорю Тер-Карапетову), что я забыл поднять с пола упавшую челюсть... . ..Ну и не могу не остановиться на некоторых, не специально замеченных мною 'киноляпах' (по счастью, их вообще мало). ...В 1-й серии Бережной и Ко идут по старому, лежалому снегу середины зимы (когда эпизод и снимался!). А ведь дело происходит в октябре 41-го, когда выпал только первый снег... ...В 4-й серии капитан Бережной произносит (а подчинённый доканчивает) фразу 'Хотели, как лучше, а получилось, как всегда...' Вообще-то этот известный афоризм принадлежит экс-премьеру России Виктору Черномырдину, и нет никаких свидетельств, что он существовал ранее... ...Безумно раздражает однофарный и какой-то переделанный (с круглыми крыльями вместо угловатых) грузовик 'ЗИС', появляющийся на протяжении сериала во взаимоисключающих местах (и на фронте, и в Москве). Понятно, исторической техники не хватило. Но могли бы хотя бы бутафорскую фару и крылья грузовику надеть!!! ... В моменте парада снимались тогдашние танки 'Т-З4' (большой раритет!), но с ними 'замешался' и 'Т-34-85', принятый на вооружение после Курской дуги (кстати, у Озерова в 'Освобождении' в фильме о Курской дуге снимались танки именно последней модели, что исторически не верно). 7 из 10
Если бы у меня отшибло память об истинных событиях ВОВ, или я был бы обитателем дремучих джунглей, возможно..., я тоже бы восторгался этим сериалом как занимательным детективом или вестерном. Но увы... мое отношение к сериалу откровенно отрицательное. Поясню почему. Победа в Великой Отечественной войне угрожающего всему миру фашизма (разгромившего францию, а с ней и значительную часть Западной Европы) в Великой Отечественной войне, это величайшая гордость народов бывш. СССР, и в первую очередь России, понесшей громадные потери. И теперь слезы вызывают слова песни, посвященной празднику Победы: 'Это праздник со слезами на глазах'. И знаковые исторические события этой войны не могут изображаться карикатурно в виде развлекательного вестерна или шоу., что в данном случае имеет место, и восхищает некоторых 'рецензентов'. Зрители послевоенных поколений, посмотрев сериал (ведь принимали всерьез события '17 мгновений весны' - десятки миллионов зрителей любимого фильма), будут считать, что: отряды фашистов захватывали ж. д. пути у московского вокзала; что танк на праздничном параде 7-го ноября мог неизвестно каким образом захватить шпион и, симулируя поломку, установить его над канализационным люком на Красной площади; что оъхрана Сталина была поручена неумехе капитану МВД, а немецкий шпион разгуливает по Москве словно турист в мирное время. Да и других помельче ляп достаточно. Смешно читать ссылку одного из актеров сериала, что здесь не было цели придерживаться исторической правды. Коль так, то и перенесли бы события куда-нибудь на Атлантиду. Огорчает, что в этом оскорбительно для защитников Москвы, да и вообще для Россиян, помнящих родство, участвовали многие действительно талантливые актеры. Впрочем, деньги не пахнут. К;алюжный
«Убить Сталина» — интригующее название, правда? Меня, во всяком случае, привлекло сначала название, затем режиссер, а потом уже впечатлил список выдающихся актеров. Этот фильм, как оказалось, имеет много общего с другими картинами, имеющими для меня особое значение. Поэтому, ожидала я от 'Убить Сталина' многого. И не зря, собственно. Во-первых, режиссер. Сергей Гинзбург еще в конце 2011 года проявил себя — тогда вышел многосерийный фильм 'Жизнь и приключения Мишки Япончика', который не оставил меня равнодушной. И своей новой работой Гинзбург не разочаровал, за что картине большой плюс. Хороший режиссер — это уже залог успеха. Правильный сценарий — еще один важный компонент. С ним в фильме все в порядке: диалоги внятные, повороты неожиданные, и все не без юмора, что радует. Сама история в фильме вышла то что надо. Сюжет-загадка, когда весь фильм гадаешь, кто же предатель и почему, похож на сюжет военной драмы 'Исчезнувшие', где, кстати, играл исполнитель одной из ролей Павел Трубинер, правда в небольшом эпизоде. Об актерах надо сказать отдельно. Александр Домогаров в роли мудрого капитана госбезопасности смотрится очень неплохо, а Михаил Пореченков вполне комфортно чувствует себя майором Абвера, хотя русская форма ему идет, и в этом мы убедились еще в 'Ликвидации'. С ней-то в фильме очень много схожего. Взять, к примеру, главных героев, которых и там, и здесь можно узнать по кожаному пальто и военной форме. Плюс музыка, куда же без нее. Либо это приятная мелодия знаменитой песни Утесова 'У меня есть сердце', которая также была саундтреком к 'Ликвидации', либо напряженная композиция, напоминающая тему погони в упомянутом уже фильме. В итоге 'Убить Сталина' оставил приятные впечатления. Конечно, 'Ликвидацию' вряд ли кто переплюнет, но попытка неплохая. Уверено заявляю, что это один из лучших многосерийных российских фильмов за последние год-два. 9 из 10
Хороший сериал, с хорошим сюжетом. Посмотрел все серии в один день, очень зацепил меня. Александр Домогаров, замечательный актер, себя он еще зарекомендовал с времен Бандитского Петербурга, тогда Андрей Обнорский в его исполнении был настоящей находкой, так и сегодня капитан Бережной. Офицер НКВД в исполнении А. Ю. удался. Он способен чувствовать и в то же время не щадит врагов народа, где то он мягкий, а где то грубый. На счет фильма, хоть он и является полным вымыслом из исторических, реальных людей здесь Берия и Сталин, но если вдуматься в диалоги, которые выходят из уст персонажей, то можно найти пару вполне правдивых замечаний. Это и касается дезинформации Иосифа Виссарионовича Лаврентием Павловичем Берия, вот пример из архивов: 'Признавая, что я ответственен за перегибы и извращения социалистической законности в 1937—1938 гг., прошу суд учесть, что корыстных и вражеских целей у меня при этом не было. Причина моих преступлений — обстановка того времени… Не считаю себя виновным в попытке дезорганизовать оборону Кавказа в период Великой Отечественной войны.|Прошу вас при вынесении мне приговора тщательно проанализировать мои действия, не рассматривать меня как контрреволюционера, а применить ко мне только те статьи Уголовного кодекса, которые я действительно заслужил' Из последнего слова Берии на суде 23.12.1953 г. Хотя основания для репрессий и расстрелов офицеров КА, в фильме послужили другие события. Сериалу ставлю 9 из 10, заслужил.
Современный кинематограф не перестает удивлять, особенно, когда речь заходит о заведомо резонансных картинах коей является сие блокбастер на советском поприще от толковых дельцов со 'Star Media'. Как-то самим собой вырастает сюжет, когда за основу берется противоречивое лицо, к которому всегда потянутся с интересом; самовольно всплывает коварный 'Абвер' со своими длинными руками во всех сферах; планировка столицы перестраивается под более удобную для сценария, а в окружении вождя всегда найдутся неравнодушные служители отечеству, которых в три часа ночи разбуди, они с распахнутой грудью прыгнут перед вражеской пулей для правителя. Примерно по такому рецепту и клепался наш упомянутый сериал, приправляясь качественной игрой актерской труппы. Вот так вот просто, с извечно урезанным бюджетом, страна вновь получила в свою коллекцию очередной противоречивый цикл фильмов, открестившийся от исторической достоверности. Однако, не потакать и вовсе не разносить я пришел в сей стан, осмотрев сезон военной драмы, в коей есть место и любви, и ненависти, блестяще переданной под атмосферой тыловой Москвы, где шла своя - невидимая война, забирающая жизни тех, чьи имена канут в истории под грифом 'Совершенно секретно'. Мораль сей басни такова. 1. Никому нельзя доверять или враг всегда выберет то место, где его не ждешь (вспоминая Новицкого). 2. Надежда и вера в добрый конец - то, с чего начинается справедливость (вспоминая безысходность Бережного и Полины). 3. А справедливость всегда на стороне правды. 8 из 10
Убить Билла 2003 год, Убить Сталина 2013... Сначала о минусах: название фильма не соответствует фильму и так себе любовные линии. Еще один минус, за который не буду снижать звезды, это шаблоны и скомканность, местами скучно смотреть, перематываю по 10 раз назад, тяжело держать фокус. С неудовольствием обнаружила местами плохую дикцию у всех героев. Персонажи очень мягкие, фильм мягкий, а предполагалась жесть, тк слово 'убить' это жесть. Берия предстает неуверенным в себе, или лояльным, возможно так и есть, в отличие от уже сложившихся стереотипов. Самый убедительный персонаж это роль Трубинера. Не скрою, симпатизирую ему, его роль параллельна роли Бережного, но в любой момент может слиться - постоянные сцены уйти в тень. Главный герой неудачно подобран, в тч со своей любовной историей. Эти нелепые поцелуи в общественных местах. Похоже на ускорение запоминающихся душещипательных воспоминаний для следующих сцен 'разочарований'. Домогаров - человек, который не может без семьи в реальной жизни и человек душевный, оттого и наивный, и тут он смело 'решает', что Вилкова будет его женой ('Будешь моей женой, я так решил') и честен с коллегами. А вот Вилкова великолепна в роли НКВДшницы, холодной, суровой, безапелляционной, бескопромиссной, но не в этом фильме. Смотрю с удовольствием больше современные фильмы о войне и около нее за альтернативу, удачные монологи/диалоги, очевидные, но о них не говорили. В общей схеме мой любимый и нелюбимый актеры легко и непринужденно пересекаются. Смотрела этот фильм по нескольким причинам: военный детектив, современная съемка, Трубинер. Рекомендую, сюжет запутанный.