Фильм Льюиса Майлстоуна и Кэрола Рида однозначно претендовал на то, чтобы стать лучшим среди всех пока снятых лент о бунте на английском корабле «Баунти», коих на сегодня насчитывается три. В рукаве у создателей было достаточно козырей, чтобы снять де-юре и де-факто лучшее кино в 1962 году. Большинство этих козырей успешно сыграли, за исключением главного – Марлона Брандо, который явно недоиграл Кристиана Флетчера, превратив его из морского офицера, аристократа по духу и происхождению, в какого-то капризного гламурного сибарита, для которого служба во флоте – не более чем хобби, а не дело всей жизни. Задав с самого такой весьма спорный характер своему герою, Брандо лишь ближе к концу выровнял положение и сумел исполнить сильный качественный финал. Однако образ был уже смазан, и вряд ли эту роль можно считать большим достижением в творческой биографии актера. Не до конца получилось раскрыть и образ капитана Уильяма Блая. Тревор Ховард – актер, без сомнения, талантливый и харизматичный, но и он, и сценаристы, похоже, так и не определились, каким, собственно должен быть Блай. И метания актера по ходу действия из крайности в крайности сильно бросаются в глаза: то перед нами редкостный самодур, а буквально через минуту – уже жертва злобного заговора. То появляется почти благородная осанка, то абсолютно немотивированные злоба и жестокость. Смена прямо противоположных настроений происходит зачастую так стремительно, что опытного моряка, отдавшего флоту всю свою жизнь, впору заподозрить в шизофрении и мании преследования. За исключением этих двух замечаний, к сожалению, пришедшихся на обоих главных героев, больше к «Мятежу на «Баунти»» претензий нет ни по каким позициям. Подбор актеров был выполнен с умом и толком, все они порадовали фактурой и хорошей игрой. В частности, приятно было увидеть в роли одного из матросов тогда еще молодого и бодрого Ричарда Харриса, который почти через 40 лет не менее убедительно сыграет убеленного сединами Альбуса Дамблдора в первых двух фильмах «поттерианы». На высоком профессиональном уровне выполнены съемки, на которые авторами делались большие ставки. В первую очередь поражают воображение натурные съемки на Таити. Жители этого архипелага должны поставить памятник оператору Роберту Сёртису, вряд ли кто-то и до него, и после сумел поработать с кинокамерой на их островах столь мастеровито. Любуешься каждым буквально кадром, а если еще учесть яркую, сочную, буквально ослепляющую цветовой гаммой картинку, - зрелище поистине незабываемое. Все панорамы, заснятые Сёртисом, даже сегодня без особой обработки можно помещать в любой рекламный фильм-путеводитель для туристов. Соответствующего настроения добавляет и музыка Бронислава Капера, переливающаяся из строгих нордических британских мотивов в веселые, легкие, беззаботные таитянские мелодии. Чувствуется, что Капер очень скрупулезно вникал в материал и с учетом всех нюансов создал достойный масштаба и размаха фильма саундтрек. Хорошая картина, давшая слабину только в отношении двух главных ролей, в остальном зрелище красивое, эффектное, завораживающее и драматическое. 8 из 10
После успеха экранизации книги Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла (про историю мятежа на корабле «Баунти») Фрэнком Ллойдом в 1935 году, в своей лучшей, по признанию академии, картине года, критикам и зрителям оставалось ждать на протяжении не одного десятка лет новой версии этой легендарной истории. И время не заставило себя ждать, и уже в 1962 году, американец Льюис Майлстоун явил миру свою новую интерпретацию тех исторических событий. По истечении почти тридцати лет, история легендарного английского корабля не могла быть забыта, ведь бунтарская тематика, раскрываемая на фоне исторических событий, так близка многим сердцам. И любой пылкий юноша в часы боли и отчаяния, хотел бы примерить на себе мундир Кристиана Флетчера, и по зову сердца, совершить тот же благородный поступок. Ну а девушкам, оставалось сладко вздыхать и смотреть в даль голубых океанских простор, и надеяться, что такой отважный моряк приплывёт на своём корабле, чтобы покорить трепетное женское сердце. Кларк Гейбл в первой экранизации идеально подошёл на роль такого моряка, создав при этом образ мужественного, благородного красавца, но для картины Майлстоуна требовался новый актёр на роль Флетчера. Дабы не подпортить зрительские ожидания, выбор был остановлен на ещё не располневшем Марлоне Брандо, уже тогда крепко утвердившимся как в кино, так и в женских сердцах. На роль хладнокровного и безжалостного капитана Блая отменно подошёл Тревор Ховард, и в полном наборе, да с попутным ветром, режиссёр взмахнул флагом своему кораблю и отправил его в кругосветное путешествие. Сценарий картины не был подвергнут сильным изменениям в сравнении с экранизацией Ллойда. «Баунти» всё так и остался крепким, надёжным для офицеров и моряков кораблём, возложена всё та же ответственная миссия, и надежда на попутный ветер и быстрое возвращение домой, подбадривало моряков в этом нелёгком испытании. Но безжалостное обращение капитана к подчинённым с каждым днём всё больше и больше перехлёстывало сознание и разум, и недолог тот час, когда закончатся мучения, и солнце по-прежнему будет ясно светить над головой, а морской воздух покажется таким сладким и безмятежным. Но где спрятан этот покой – неужели на том небесном острове, населённым приветливыми туземками, или же, в постоянных терзаниях за совершённый проступок и панического страха предстать перед английским судом? А может, свобода и человеческая жалость, граничащая с понятием справедливости, будет оценена там, не на земле, по достоинству… История корабля, она же, история бунта или же, история самого обычного моряка Флетчера, под управлением опытного режиссёра, немного похожего в своей строгости и не подвластности на самого капитана Блая, по праву может считаться достойной версией исторического бунта. Хотя, съёмки из-за трудного и вольного характера Брандо были чуть не сорваны, и картина была еле закончена, когда сам режиссёр уже отдал бразды правления в руки этому «дикарю». Удлинив продолжительность фильма с привычных двух часов почти до трёх, Майлстоун не прогадал, и с должным вниманием останавливал пристальное внимание на отдельных сценах. Момент возвращения корабля с острова Таити был увеличен по продолжительности в отличие от картины Ллойда, что сыграло положительную оценку в более глубоком, детальном раскрытии причины бунта, а именно, в сомнениях и терзаниях Кристиана Флетчера. Если абстрагироваться от личных симпатий к главным актёрам двух экранизаций, можно сказать, что образы, созданные Гейблом и Брандо, немного отличаются. Брандо-Флетчер более изыскан, пользующийся особым вниманием у женщин, он, в броском красном плаще на суше и в превосходном офицерском мундире на борту корабля, немного похож на английского франта, тогда как Гейбл, создал более лёгкий, ближе сердцем к матросам образ простого моряка. Но Майлстоун наделил Флетчера немного жестокими качествами, заложенными так глубоко, что, наверное, сам Кристиан о них не догадывался, да и капитан Блай не отстаёт в беспощадности от своего прототипа воссозданного Чарльзом Лотоном. Но режиссёр рискнул пойти немного дальше и попытался наиболее полно раскрыть судьбу Кристиана, тем самым, в небольшой степени и пошатнул легенду о благородном моряке, тогда как у Ллойда, Флетчер принял почти божественный образ. А может, Льюис Майлстоун решил до конца рассказать историю моряков на уединённом острове, и хотя никаких достоверных фактов судьбы мятежников нет, режиссёр раскрыл своё видение легендарных событий, и тем самым, почти поставил окончательную точку. Но и этот смелый поступок можно оценить по достоинству, ведь версия Майлстоуна как раз немного и выбивается за рамки воспетых событий о судьбе и участи славного экипажа «Баунти», бунт на корабле которого, можно назвать самым знаменитым мятежным событием не только в истории Англии, но в истории всего мира.