Песнь моря: отзывы и рeцензии

Елена Павлова
Елена Павлова13 ноября 2020 в 10:19
Сказка на ирландский манер

О фильме: Оскароносный номинант 2015 года от «ирландского Миядзаки» Томма Мура. Сюжет: История о девочке-тюлене, которая путешествует со своим братом в родные края. Мнение: В последнее время Disney выпускает «стандартно хорошие» мультфильмы. Особо придраться не к чему - вылизанная объемная картинка, которая уже приелась глазу, вечные ценности и довольно однообразные сюжеты. Поэтому я всегда радуюсь, когда натыкаюсь на что-то, что кардинально отличается. В начале года меня безумно порадовал мульт «Клаус» от Netflix – победитель различных премий и номинант на «Оскар». А недавно я посмотрела еще одного номинанта, правда 2015 года – «Песнь моря». Мультфильм шикарен! Картину выпустила ирландская мультипликационная студия Cartoon Saloon, которая всегда выделялась своим стилем и плоским рисунком. В основу фильма легли некоторые воспоминания Томма Мура из детства, также персонажи создавались по образу членов его семьи. На создание мультфильма ушло пять лет работы целой бригады художников. С первых же минут фильм уносит в мир ирландского фольклора. Даже не зная о нем ничего, как я, нельзя не проникнуться к этой северной сказке. А узнав о нем, начинаешь понимать, почему Томма Мура называют «ирландским Миядзаки». Магия и символизм, многоуровневый смысл и образы, глубокий психологизм – можно просто смотреть и поражаться картинке, а можно копать глубже и поражаться бесконечному количеству трактовок. Отдельно хочется отметить рисунок. Бесподобная картинка, нарисованная, кроме основных персонажей, вручную. Зная это, каждый завиток на фоне воспринимается, как непозволительная роскошь в мире анимации. Не картинки, а картины. А еще впечатляет, что фильм не боится быть грустным. С позиции детей, возможно, фильм увлекательный и с довольно солнечным финалом. С позиции взрослого, фильм о прощании с любимым человеком. А если смотреть глубже, можно увидеть, как «фейри», ирландские мистические существа, покидают этот мир, уходя в лучшие места, а в матери и ее финальных словах можно увидеть саму Ирландию и напутствие потомкам. В итоге: Увлекательная северная сказка с мощным посылом и аутентичным рисунком. 9 из 10

Lemmiwinks
Lemmiwinks19 ноября 2015 в 07:44

'Песнь моря' Томма Мура мне сложно оценить. Конфликт формы и содержания в нём уж больно острый. История незамысловата. Жила-была семья смотрителя маяка, вот только жена его была селки и, родив второго ребёнка, ушла в море. Смотритель затосковал, и его дети растут, по большому счёту, без присмотра. Старший, Бен, винит сестру (в самый день рождения которой мать и ушла, произведя её на свет в море) во всех своих несчастьях, а сама сестрёнка, Сирша, даже не умеет говорить. А на свой шестой день рождения ещё и начинает ощущать зов моря и раз за разом бросается в волны к тюленям. Бабушка, посетившая внучку в этот день, вполне резонно решает, что оставлять детей в этом бардаке со своим сыном, который даже не следит, чтоб они не утонули, нельзя, и перевозит их в Дублин к немалому расстройству Бена, которому не разрешают взять любимую собаку... А отец тем временем решает избавиться от шубки селки, принадлежащей по праву рождения Сирше. Вот только Сирша и её шубка оказываются важны для судьбы всего Дивного Народа... В пересказе всё это звучит неплохо, но дальше сюжет расползается, и к концу фильма в нём больше прорех, чем цельных частей. Сценарий - моя главная и очень серьёзная претензия к 'Песни моря'. Пойдём по-порядку. Во-первых, фильм не разобрался с собственной мифологией. Почему, если песня селки могла решить все проблемы Дин Ши, мама Сирши не спела её давным-давно? Кстати, почему она не то ушла в море, не то умерла? И если первое - почему она не навещала своих детей хот бы только как тюлень? Это не праздные вопросы, так как все эти моменты принципиально значимы для сюжета фильма, но ответов на них 'Песнь моря' не даёт. Ещё один любопытный вопрос - если Маха изначально заколдовала сына, чтоб тот не затопил слезами весь мир, то почему, когда заклятие было снято, он стал весёлым, а проблема решилась как бы сама собой? И это подводит нас ко второму, более серьёзному недостатку - к морали фильма. В 'Песни моря' две основные, тесно переплетённые темы: значимость чувств, которые не надо сдерживать и подавлять, и поиск волшебства и гармонии с древним мифологическим миром. По обеим темам Томм Мур выдаёт послание противоречивое, если не бессмысленное. Эмоции это хорошо, говорит он, - и показывает отца, на шесть лет погрузившегося в свою скорбь настолько, что испортил жизнь своим детям; да и Маха, вернув себе чувства, сперва едва не лопнула, а потом затосковала. В этом году выходил другой мультфильм о ценности чувств, особенно печальных - 'Головоломка', и его создатели сумели показать не только вред от недостатка эмоциональных реакций, но и хорошие стороны этих реакций. В 'Песни моря' выпущенные на волю чувства ничего не улучшают. Ещё хуже с волшебством; весь фильм персонажи прикладывают немалые усилия, чтоб восстановить связь и гармонию между миром Ши и человеческим, а зритель страдает, глядя на пивные банки и мусорные пакеты близ окаменевших и поваленных героев прошлого... И всё это для того, чтоб в финале навсегда разрушить связь людей и Ши. Поймите меня правильно, такая тема фильма тоже могла бы быть хорошей (и даже ближе лично мне), но весь сюжет не к этому нас готовил!.. В общем, кажется, что Мур сам не решил, про что же он хотел сделать мультфильм. И моя последняя претензия, менее значимая, но всё же. Я не понимаю, зачем было делать всех Дин Ши раздражающими сайдкиками в худшем духе 'Диснея'. Они шумные, они не смешные и, главное, они совсем не волшебные и не чудесные. Они выглядят как толпа престарелых и спившихся хиппарей, вместе пытающихся вспомнить аккорды где-то в подземном переходе. Может, Мур хотел вызвать тот же эффект, что и с каменными идолами в мусоре?.. Но у идолов оставалось достоинство, хоть и попранное, а в ещё живых Ши нет буквально ничего волшебного. Это плохой знак, когда злодеи убивают положительных персонажей, а зритель вздыхает с облегчением - ну наконец-то они заткнутся. По-настоящему хорошо решена только одна линия - отношения Сирши и Бена, но тут уж к сценаристам не придраться. Оба ребёнка безумно милые и совершенно достоверные, наблюдать за их динамикой - одно удовольствие, да и совместные приключения у них очень интересные. К сожалению, по ходу развития действия другие линии только оттягивают внимание от этих чудесных героев. Но главное достоинство 'Песни моря' - это, конечно, визуальная составляющая. Просто потрясающая анимация, ни на что не похожий визуальный стиль и безумно вдохновенные дизайны. Каждый кадр хочется рассматривать бесконечно, каждый фон - повесить на стену. От полутонов зеленоватого моря до бесконечных извивов и спиралей на камнях волшебной пещеры, 'Песнь моря' - пиршество для глаз. Образы персонажей великолепно продуманы и очень выразительны, чем в немалой степени и объясняется их обаяние (я уж не говорю про чудных каплевидных тюленей). Особо нужно отметить дивную работу со светом, который стал лейтмотивом мультфильма. С точки зрения анимации я очень давно не видел ничего, сравнимого с 'Песней моря'. Будь это короткометражка, я без колебаний поставил бы ей высшую оценку независимо от сюжета вообще. Но, к сожалению, забыть на полтора часа про связность истории невозможно - особенно если она явно пытается быть связной. 7 из 10

Anton Kupriyanov
Anton Kupriyanov8 января 2016 в 08:26

В жизни всегда есть место сказке. К сожалению, в современной российской действительности, это место ничтожно мало. Двадцать с небольшим копий, если быть конкретней. Именно в таком количестве в наш прокат вышла новая работа ирландского режиссера-аниматора Томма Мура 'Песнь моря'. Вещь уникальная и бесконечно красивая, но увидеть ее смогут лишь единицы. Оставим это недоразумение на совести Минкульта, прокатчиков и формирующих репертуар кинотеатров. Возмущениями ситуацию не изменишь, но привлечь внимание к произведению его достойному, вполне можно. Томм Мур сын ирландских земель, влюбленный в анимацию с детства, во всеуслышание заявил о себе на этом поприще в 2009 году выпустив на мировые экраны 'Легенду Келлс'. На этом проекте он выступил не только как режиссер и автор истории, но и как автор всего визуального оформления фильма. В нем рассказывается о жизни средневекового аббатства, создании 'Келлской книги'(красочно иллюстрированный манускрипт, объединяющий в себе Евангелия и их толкования) и трудностях с которыми приходится столкнуться юному иллюстратору Брендану. Не смотря на специфику материала, мультфильм с удовольствием смотрели в множестве стран мира, а его автор был отмечен премиями и номинациями на множестве кинофестивалей, в том числе и 'Оскар' 2010 (номинация 'Лучший анимационный фильм'). На основе истории и ирландского фольклора, Мур создал произведение наполненное волшебством, приключениями и юмором, оживив средневековое произведение искусства, чьи богатые иллюстрации будто пробудились от многовекового сна и заиграли новыми красками переселившись с бумаги на кинопленку. Прошло каких-то пять лет и вот во-второй раз у нас появилась возможность побывать в воображении талантливого автора. На этот раз нас ждет приключение еще более волшебное и сказочное. Уже с первых кадров мы понимаем, что находимся в другом по настроению и ритму повествовании. Если в 'Легенде Келлс' краски были яркими, насыщенными, а музыка динамичной и стремительной, то 'Песнь' встречает мягкой цветовой гаммой, мы будто погружаемся в нежные акварели, а фоном звучит ласковая колыбельная. Следующие полтора часа мы будем, как во сне, плавать по морям кельтских мифов, сказаний и легенд. Сюжет фильма строится вокруг персонажей ирландского фольклора, и состоит из двух миров: реальности и мифа. На протяжении просмотра мы будем угадывать взаимоотражение этих миров, дополняющее характеры персонажей, не спроста некоторых похожих персонажей озвучивают одни и те же актеры. Эти два мира соединяет существо способное жить в обоих - шЕлки - ирландский аналог русалок, люди-тюлени, живущие в море, но способные скидывать свои тюленьи шкуры и жить на земле, и так же, как их рыбьехвостые собратья, обладающие неземной красотой, от чего в них так легко влюбляются люди. Вот и смотритель маяка, Конор, не смог, видимо, однажды устоять и взял в жены прекрасную шЕлки. Она подарила ему двоих детей: старшего Бена и младшую Сиршу, унаследовавшую материнские гены, т.е. родившуюся так же шЕлки, но после рождения последней была вынуждена, по неясным причинам (метафора смерти), вернуться в море. Таким образом праздник рождения дочери омрачил жизнь семьи уходом матери. Отец в продолжительной депрессии, старший брат груб и пренебрежителен, потому что считает сестру виновной в уходе матери, а она взрослеет и все навязчивей слышит зов моря. А тут еще приезжает вредная бабушка и под эгидой того, что 'дальше так жить нельзя', забирает детей в город, подальше от моря и воспоминаний о матери. Ну и где же волшебство? Да оно повсюду, если присмотреться получше! По прибытию в город, точнее уже при попытке бежать из него, выясняется, что Сирша обладает волшебной силой шЕлки и только ей под силу освободить загадочных духов от проклятья злой колдуньи-совы Махи( так похожей на бабушку главных героев). Темп наростает, поскольку Бену и Сирше надо спешить, пока Маха не заколдовала немногочисленных оставшихся духов, а на пятки нашим героям уже наступают прихвостни колдуньи. Нас ждет много неожиданного и волшебного! Встречи с мифическими божествами, сражение с колдуньей, которая на поверку окажется совсем не злой, а запутавшейся любящей матерью, желающей помочь своему сыну, но избравшей для этого весьма сомнительный способ, возвращение домой, возвращение к жизни и постижение простой истины, что не смотря ни на какие потрясения надо продолжать жить и не забывать самого ценного, что у нас есть - наших близких. Томм Мур создал замечательный фильм для всех возрастов, насыщенный чувствами и смыслами. Благодаря ему мы можем не только прикоснуться к волшебному, но и открыть для себя мир ирландского фольклора и мифов, такой близкий и такой далекий нам. Вместе с этим, режиссер выполняет очень важную функцию - он не дает покрыться пылью своей истории, истории своей страны, ее культуры. Тем самым передавая эстафетную палочку традиции последующим поколениям, подобно передающейся из века в век Келлской книге или волшебной музыкальной раковине, способных превратить тьму в свет.

BroonCard
BroonCard18 июля 2015 в 10:32
'Иначе ты утонешь!' (c) Бен

Не думал я, что посмотрев данный мультфильм буду так приятно удивлён. Сюжет довольно необычен, в целом ввиду того, что создан, по большей мере, он на основе ирландских сказаний да легенд. Посему может возникнуть мнение, что зрителю, абстрогированному и, в общем, далёкому от данной культуры, будет многое не понятно. Однако спешу обнадёжить: я являюсь таковым зрителем, и не было ни секунды в мультфильме, где бы я не понял, что происходит. 'Песнь моря' грамотно всё объясняет и подаёт информацию так, чтобы и дети, и взрослые осознали всё - это безоговорочный плюс. Ну да что там по сюжету. В общем-то он довольно прост: есть мальчик Бен. У него есть немая сестра Сирша, которая на самом деле является прекрасным существом из ирландских сказок, потому кличут её Селки. Из фактов к фильму можно узнать, что это - тюлений народ, способный, облачаясь в тюленью шкуру, жить под водой. Ну так вот, в обличье тюленя Сирша и должна освободить чувства всех сказочных существ, когда-nj их лишившихся. Притом не потерять надежду, себя и семью... Вкратце - как-то так. Но уверяю вас: я довольно поверхностно всё пересказал, посему лучше вам всё увидеть самим. 'Песнь моря' - это необычайно красивый, красочный, милый и добрый мультфильм, который подаёт важные темы в таком ключе, чтобы они были ясны и понятны детям - в первую очередь. Он необыкновенно притягателен для глаз: я такой работы с цветами в рисованной анимации доселе ещё не видел. Это просто нечто! Правда. Тот контраст, который создаётся яркими, светлыми тонами на тёмной гамме просто завораживает, заставляя трепетать. А от некоторых моментов и вовсе мурашки шли: как, например, последняя песня в исполнении Сирши - о, это просто чудесно. Вообще фильм в целом - одно чудо. Он - чистейшая сказка, чьё исполнение даже реального мира в визуальном плане выполнено так, чтобы подчёркивать общую магию... И это более чем работает. Также на атмосферу неописуемо влияют песенные композиции. 'Распускаться' о том, насколько они хороши и прекрасны я не буду, ибо считаю, что их нужно услышать самим. Потому советую смотреть данную картину в таком переводе, где песни остаются оригинальными. Плюс меня ещё очень порадовало то, что каждый персонаж, который так или иначе задействовав в мультфильме, действительно исполняет свою роль. То есть, нет таких героев, которые были нарисованы просто для полноты картинки: все, кто хоть каким-либо образом взаимодействует с героями, в своём роде влияет и на сюжет. Также примечательно и то, что здесь нет однозначных антагонистов. У каждого, даже изначально злого существа, есть своя история, ввиду которой он и стал таковым. Однако в конечном итоге он понимают и принимает свою ошибку, таким образом только в очередной раз показывая детям истинность добра и зла, а ещё ту сторону, которую следует выбирать... В общем. Томм Мур создал прекрасный мультфильм, который мне более чем понравился. Поработал на славу весь состав, задействованный в создании сего чуда. Им удалось действительно отлично интерпретировать мало известные в мире ирландские истории в мультик, который учит правильным вещам, объясняет ценность близких да дружбы и остаётся понятным для самых маленьких. Визуальный стиль, которым Томм Мур пользуется уже не в первый раз, ибо его 'Тайна Келлс', которую мне только предстоит посмотреть, в плане графики является такой же, несотря на свою минималистичность, всё равно повергает в шок красочностью, милостью и красотой. Так что хочу сказать, что как для детей, так и для взрослых - это одинаково отличное творение. Посмотрите его. Правда: полтора часа, затраченных на сей мультфильм, вы вряд ли посчитаете прожитыми зря, ибо такие трогательные истории создают не каждый день, а в таком оформлении - так и подавно... P.S. К слову, забыл упомянуть, герои здесь очень даже живые и чувствуются зрителю, по крайней мере мне, ввиду чего вера в тот мир укрепляется ещё больше и сильнее. Спасибо за внимание.

PerkyBald
PerkyBald27 ноября 2017 в 12:31
Запомни меня в своих сказках и своих песнях

Топ-250 #203* - Можешь пойти со мной, только если все время будешь слушаться моих приказов. Я старший, и таково правило. Одна ошибка, и я сделаю так… Это, наверное, самый странный мультик что я видел. Здесь намешано столько всего, что голова идет кругом. И это не удивительно. Ведь над его созданием трудились сразу несколько стран. Смесь разных культур и мифологий получилась настолько гремучей, что мне пришлось пересмотреть мульт дважды, дабы понять, что авторы хотели донести до зрителя. Мальчик Бен живет на маяке вместе с отцом, маленькой сестрой Сиршей и собакой Бу. Мать Бена покинула семью при загадочных обстоятельствах сразу после рождения Сирши. И вот, в один из дней рождения Сирши, она, следуя таинственному зову, находит волшебную вещь. И начинается приключение, полное магии, древних мифов и легенд… Попытаюсь объяснить, почему эта рецензия имеет красный цвет. Начнем с сюжета. Более путанной и бессмысленной истории я не видел. Непонятно чью именно мифологию взяли за основу, но она очень неординарная. И как-то даже выглядит немного чуждо для нас. Плюс ко всему, сюжет петляет и пытается запутать и без того неординарную мысль. Со стороны анимации тоже не все так просто. Такое ощущение, что эта рисовка попала к создателям прямиком из 70-х годов. Немного грубоватая и диковинная картинка, местами даже раздражает, но к счастью к ней быстро привыкаешь. В некоторых местах все выглядит настолько примитивно, что хочется отвернуться. В общем и целом визуальная составляющая тут достаточно отвратна. Я почему то не удивлен, что “Песнь моря” была номинирована на Оскар. Это очень сложный, по своему содержанию, но как ни странно, не несущий никакого смысла мультфильм. Что в нем цепляет людей – мне не понятно. Путано, комкано и очень странно. Хотя, стоит заметить, весьма оригинально. 3 из 10 *Cписок ТОП-250 на момент 05.11.2017

Maghranvel
Maghranvel12 августа 2016 в 22:14
Настоящая жемчужина современной анимации.

«Песнь моря» - это настоящая жемчужина современной анимации. Я благодарен судьбе за то, что наткнулся на это произведение искусства. «Песнь моря» завораживает с первых секунд просмотра своей необычайно красивой картинкой. В то время как большинство крупных студий делают упор на модную 3D-анимацию, ирландская студия Cartoon Saloon в «Песне моря» использует рисованную анимация, которая, впрочем, по моему мнению, идёт только на пользу данному мультфильму. В рисованной анимации всегда есть какая-то магия, и в здесь она раскрыта полностью. Великолепная анимация на протяжении всей картины сопровождается не менее восхитительным саундтреком, который изумительно передаёт настроение всей истории и помогает погрузиться в этот удивительный мир. Культура Ирландии может похвастаться необычной, характерной и узнаваемой музыкой, поэтому саундтрек «Песни моря» сопровождается настолько чарующими мелодиями, что не обратить на них внимания просто невозможно. Стоит также сказать, что у мультфильма просто невероятно приятная стилистика - шероховатости краёв, простые формы, иногда поломанная перспектива, имитирующая детские рисунки, цветовая палитра создают настолько уютную обстановку, что забываешь обо всем. Каждый пейзаж, каждый кадр, каждая деталь - это просто наслаждение для глаз. «Песнь моря» — самый красивый анимационный фильм, из тех, что я видел. Отдельного внимания стоят композиционные решения, которые не только отлично разделяют планы, но и рассказывают историю, оказывая большое влияние на понимание сюжета. (Размышления о влиянии визуальной части на сюжет в 1-ом комментарии) Кстати о нём. Трогательная история, основанная на сплетении древних ирландских легенд, создающих неподражаемую атмосферу, и современного мира затягивает настолько, что под конец нельзя остаться равнодушным. Стоит заметить, что ирландский фольклор в данной картине подан очень грамотно и доходчиво, так, чтобы понять смогли и совершенно незнакомые с ним люди. Более о сюжете говорить и не стоит, ибо это то, что каждый может увидеть и прочувствовать сам. (Размышления о сюжете для посмотревших во 2-ом комментарии) Несмотря на то, что мультфильм был номинирован на премию Оскар в 2015 году, он не получил широкой огласки в России (а официально переведен был почти через год после мировой премьеры), как, впрочем, и не собрал большой кассы в мире, но судя по всему, для автора это и не главное. В современном мире конвейерного кинопроизводства, направленного лишь на получение прибыли, редко встретишь что-то сделанное с душой. Режиссер Томм Мур действительно озарил жанр своей мастерской работой. Чувствуется, с какой любовью к искусству, а также своей культуре и истории, создавался этот шедевр Томм Мур по-настоящему любит Ирландию и мультипликацию, за что ему, несомненно, большое спасибо. «Песнь моря» - частичка высокого искусства, которая говорит с нами языком образов и иносказаний. 10 из 10

mishka_evok
mishka_evok5 апреля 2016 в 15:57
Трогательный, добрый, необычный мультик

'Песнь моря' с первых кадров сильно выделяется на фоне многомиллионных диснеевско-пиксаровских проектов. Она неспешная, довольно примитивно нарисованная, наполненная старинными ирландскими легендами, по-детски простодушная, но глубокая. Одним словом - ламповая, европейская ценность. Облачка - карикатурные загагулинки, тюлени - каменные пеньки с блестящими глазками, иногда даже городской пейзаж - и то на плоскости, словно апгрейженный вариант детского рисунка. У папы квадратные и ногти, и подбородок, а у бабушки брови - одной ниточкой. Есть в этом что-то от далекого голопопого времени, когда счастье бралось за основу жизни и не было сомнений насчет того, где хорошо, а где плохо. Так и должен ощущать себя в мире ребенок, но у Бэна отнюдь неспокойно на душе. Мальчик потерял маму, а сестренка, рождением которой была ознаменована трагедия, своими странностями только раздражает его. Сирша не умеет разговаривать и постоянно наровит уплыть в море, лишь Ку - большой лохматый пес понимает Бэна: согласно трясет головой в ответ на негодование, везде сопровождает мальчика, но в беде одинаково кидается спасать, как его, так и Сиршу. Их семья тесно связана с морем: они живут на маяке и лечат раны от щемящего горя красотой морских волн, которые когда-то забрали у них горячо любимую маму, а теперь зовут за собой дочь и сестру. Бэну и Сирше приходится столкнуться с неведомым миром духов, героев маминых сказок на ночь, и с их помощью понять, что же происходит с девочкой. 'Сирша' - в переводе с ирландского значит надежда, а 'Бронах' (так звали маму детей) - печальная от того, что вынуждена была покинуть любимых людей. Но Сирша сможет исправить то, что не успела или не смогла мама, вернуть духам, заколдованным злой ведьмой Махой, свободу. Она споет песню и вернет себе голос. Но путь будет непростым, и самым верным другом и помощником окажется ее брат Бэн. Когда осознает, что может потерять сестру, только тогда он почувствует, как сильно ею дорожит. А пес Ку оближет их обоих в знак дружбы и любви и найдет вместе с ними дорогу домой. И песнь добрая, медлительно-распевная, мудрая, зазвучит в самом конце фильма, хотя внимательный зритель почувствует ее с самого начала. Потому что весь мультик - трогательная мелодия северного моря, гармонично ложащаяся на мощный и трепетно любовный режиссером фольклерный бэкграунд. А слова - это исключительно по-детски ощущающееся добро, которое связывает всех персонажей 'Песни моря'. Внимание к деталям, к традициям, к родине и древним сказкам, ностальгия, дружба, семья, любовь и щепотка грусти, чтобы не забывать, как прекрасно быть живым, особенно на берегу безграничной громадины моря. P.S. Советую и взрослым, и детям. Очень-очень трогательные и добрый мультик.

Evgueni Terekhin
Evgueni Terekhin29 июня 2015 в 05:35
Искупление чувств - христианская перспектива

Помнится, Джордж Макдональд писал, что если художнику удалось передать в своем творении что-то истинное, то зритель (слушатель) обязан увидеть в нем больше, чем вложил автор. У возникло такое же чувство при просмотре 'Песни моря'. Не знаю, вкладывал ли режиссер все то, о чем я подумал, но в любом 'истинном' мифе есть и должны быть отзвуки главного Мифа. Вспомнилась фраза ап. Павла: 'Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано 'неведомому Богу'. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам' (Деян. 17:23). Такое ощущение, будто этот алтарь неведомому Богу есть в любом народе. В этой ирландской истории рассказана сказка об искуплении, но на языке язЫков. Каждый народ преломляет историю искупления по-своему, проницает ее через свою собственную интуицию. В этой легенде грехопадение - это отказ от чувств. Искупление - это возвращение чувств. Но как это сделать? Как вернуть чувства? Мальчик Бен, глазами которого рассказывается история, сталкивается с горькой правдой - когда человеку становится больно, приходит Макка и забирает у него чувства. Чтоб не мучался. Все боятся Макки, но она сама уверена, что несет людям счастье. И когда человек отдает ей свои чувства, он превращается в камень. Мир полон каменных людей и духов. К каждому из нас рано или поздно приходит боль, и чаще всего человек убегает от невыносимых чувств. Он изобретает себе Макку - способ побега от реальности. Макка - символ ложного искупления, облегчения жизни, цена которому внутреннее онемение чувств. Что плохого в том, что человек перестает ощущать боль? То, что он одновременно теряет способность чувствовать радость. Но есть 'селки' - волшебный тюлений народ, который иногда выходит из моря на поверхность земли. И вот одна такая фея вступает в союз с человеком, и у них рождается сын и дочь. Дочь - это одновременно и человек, и фея, селки. У нее есть раковина, и когда она играет песню, которой научила ее мать, у человека начинают пробуждаться чувства. Он расколдовывается, перестает быть камнем. Надежда мира, селки (девочку зовут Сиерша), хрупка. Ее брат, Бен, понимает, что без него она обречена. Он должен спасти ее прежде всего от Макки - та пытается лишить ее чувств. У нее почти получается, но мальчик готов на все, чтобы спасти сестру. Искупитель мира пришел в мир хрупким ребенком, и многие искали души его. Если бы не люди, которые были вокруг Него, мир не был бы искуплен. Искупление не может прийти без человека. Бог слишком хрупок в этом мире, чтобы спасти нас без нас. Его сила, как сила селки, может проявиться только в определенных условиях. Его сила - это не насилие, а, скорее, сила в оправе слабости. Сила, скрытая покровом немощи. Сиерша может спасти мир, но сначала нам нужно спасти Сиершу. Бог в нашей душе может сделать многое, но только мы можем дать Ему возможность это сделать. Он не будет насиловать душу. Он ждет, пока мы Его 'спасем'. Отдадим Ему все. И тогда... начинает звучать песнь моря. Песнь селки - это музыка, пробуждающая камень. Сиерша начинает петь. Камень начинает чувствовать и оживать. С чувствами приходит и боль, и в первую очередь эту боль испытывает Макка. Макка - это изобретенный человеком способ убежать от реальности. Развязка интересна тем, что Сиерша выбирает стать человеком. И в результате что-то происходит с отцом. Он, некогда потерявший свои чувства, обретает новую жизнь через то, что Сиерша остается с ним. Он понимает, что она осталась ради него, и это воскрешает его к радости. Он обрел свои чувства, и эти чувства были искуплены жертвой его дочери, Сиерши, которая сознательно отдала свою волшебную природу. Христос сознательно отдал Свою Божественную природу, когда умалился и пришел к нам в хрупком человеческом теле. Он решил остаться с нами, сотворив у нас обитель. В чем искупление наших чувств? Почему мы так часто слушаем доводы Макки и отказываемся чувствовать? Потому что мы боимся, что нашим тяжелым чувствам нет искупления. Нам кажется, что будем чувствовать это всегда. Песнь моря - это когда в нашей душе вдруг начинает звучать что-то, что зовет нас вернуться к чувству. Это сильнейший призыв, и если его услышать, он может привести к боли и слезам. Когда душа оттаивает, она начинает плакать. Но у этих чувств есть искупление. Как только в вашем сердце зазвучит песнь селки, дайте ей звучать, начните плакать, и тогда перед вами появится Тот, Кто отдал свое Божественное достоинство навсегда, чтобы стать человеком. Вы увидите Его. И слезы сменятся радостью.

D-r Zlo
D-r Zlo5 октября 2015 в 13:51

Как-то младшая дочка спросила ее, что тaкoe лежит в каменном сарае -- такое серебристое, с коричневыми полосками. Женщина бросилась в сарай, схватила шкуру и устремилась к морю. Когда она отплывала om берега, навстречу ей попалась лодка, в которой сидел рыбак. Он поглядел на тюленя и узнал взгляд жены, но было уже поздно. © Эта семья абсолютно несчастна. Лет шесть назад мать семейства, по непонятным для главного героя причинам, внезапно ушла из семьи, оставив после себя лишь маленькую дочку, закутанную в белоснежную шубку. После этого отец впал в депрессию, начал пить и явно игнорировать своего сына, зато окутывать вниманием и заботой новорожденную, что, конечно, очень обидело мальчика. Не улучшает ситуацию и немота девочки, которая заставляет всех окружающих взрослых (очень немногочисленных) относиться к ней с параноидальной заботой, заставляя старшего братика прислуживать за ней. Разумеется, в такой ситуации несчастный ребёнок считает сестрёнку своим персональным врагом, из-за которого исчезла мама, а остальные перестали его любить. Вдобавок ко всему к ним приезжает бабушка – чрезмерно инициативная дамочка, готовая во что бы то ни стало улучшить жизнь семейства и насильно увезти детей в город, где им, как ей кажется, будет лучше и спокойнее… Это присказка, а сказка… Сказка рассказывает о селки, прекрасных девах-тюленях с чудесным голосом, волосатых мудрецах и совиных ведьмах, о превращении в камень, волшебном путешествии и о том, что бывает, если отказываешься от своей природы (но и о том, что это не всегда плохо, если это решение осмысленно и не калечит тебя). О материнской любви и большом мужском горе, об отваге и принятии своей ответственности. Чем хороша «Песнь моря», так это тем, что её сказочная составляющая тесно связана с бытовой, и что мифы и легенды находят свое преломление в отдельно взятых семьях. Очень юнгианский подход к рассказываемой истории, тем более, что в кадре прямым текстом отождествляются условно злая колдунья, превращающая существ в камень ради их же блага и условно антагонистская бабушка, агрессивно навязывающая свою помощь, а оттого травмирующая вдвойне… Вообще «Песнь моря» явно создавалась под впечатлением от диснеевской «Рапунцель». Помимо очевидных и бросающихся в глаза соответствий (волшебная девочка, живущая в башне, отрезанной от мира, персонаж с волшебными светящимися волосами, потерянная мама, злая колдунья, выполняющая материнскую функцию), они даже рассказывают примерно об одном и том же, только в разных стилях: если «Рапунцель» - это такая универсальная и стерильно-чистая от любых проявлений экзотизма история о поиске родительской фигуры, то «Песнь моря» - это очень стильная, явно апеллирующая к норвежскому фольклору сказка о поиске матери и о том, что даже при живых родителях можно вырасти без родительской фигуры перед глазами. Мама-селки и злая колдунья – это два одинаково травматичных экстремума: если одна фактически вмешивается в жизнь детей, искренне желая их защитить (и при этом полностью уничтожая их как личностей), то побег мамы-селки – это добровольное изгнание себя из жизни ребёнка. Конечно, так диктует её природа, но это ни в коем разе не облегчает травму маленького Бена. Немного жаль, что её вина в произошедшем фактически не проговаривается, и оттого концовка приобретает странные акценты, которые ставят под вопрос мораль истории… Но, с другой стороны, «Песнь моря» (в отличие от, кстати, «Тайны Келлс») очень полифонична в своих трактовках. Это и история о посмертии, и об ответственности, и о внутрисемейных отношениях, и о конфликте между прогрессивным и аутентичным, цивилизацией и природой, прогрессом и стагнацией… Пожалуй, именно это и делает «Песнь моря» настолько завораживающей сказкой – ей удается быть многогранной, а не неконкретной, а этим далеко не каждый мультфильм может похвастаться. И, конечно, божественная анимация. Это сочетание условной мультяшности, калейдоскопических компьютерных паттернов и стилизованной под книжные иллюстрации изящности уже в «Тайне Келлс» выглядела потрясающе, а здесь и вовсе поражает воображение; один эпизод сражения с Махой чего стоит! А полёты тюленей под водой! (именно полёты, иначе это движение и не назовешь) А финальная сцена песни Сирши! Ближе к концу двухтысячных все были уверена, что обилие цифровой компьютерной анимации полностью уничтожит производство двухмерной; это были справедливые подозрения, но сейчас, в 2015, становится очевидным, что приход компьютерной анимации вовсе не означает конец для рисованной. «Песнь моря» - очередное доказательство этого факта; возможно, не такое наглядное, но достаточно убедительное. Если «Тайна аббатства Келлс» - это отличный старт для Томма Мура, то «Песнь моря» - наглядная демонстрация его таланта и эстетической позиции. То ли ещё будет.

KimLi
KimLi11 ноября 2016 в 08:35

'Песнь моря' стала для меня настоящим потрясением. Она совершенно не похожа на мультфильмы, к которым мы привыкли благодаря усилиям больших голливудских студий. И дело не в графике, непривычной для эпохи компьютерной анимации, и даже не в том, что в основу сюжета положена кельтская мифология. Дело в том, что современные мультфильмы скроены более-менее по одним лекалам, в которые 'Песнь моря' не укладывается категорически. То есть здесь основной сюжет, который больше для детей, не сопровождают шутками для родителей - чтобы не скучали. И здесь нет ставших уже обязательными комичных второстепенных персонажей. И нет какой-то морали, к которой в финале должен прийти главный герой, а с ним и маленький зритель. Не то чтобы все это было плохо - я люблю современную анимацию. Но все же приятно время от времени видеть совсем другое. 'Песнь моря' рассказывает волшебную, немного в духе Миядзаки, историю брата и сестры, которые едут к бабушке, а на деле отправляются в мифологическое странствие. Реальность и сказка причудливо переплетаются в нем, и постепенно сквозь наш мир проступают контуры мира совсем иного. В нем печали лечат обращением в камень, а от погибели может спасти песня; в нем люди соседствуют с волшебным народцем, и даже наполовину тюленями шелки - и это один из самых поэтичных образов, которые я видела в анимации вообще. 'Песнь моря' буквально проникнута любовью, любовь в ней - краеугольный камень мира, причина и смысл его существования. Вроде бы банально, но эта немудреная идея подана так, что я не могу представить себе человека, который к финалу остался бы равнодушным. Лично я ревела в три ручья. А еще 'Песнь моря' - очень красивый мультфильм. В традиционной графике кроется какая-то бездна обаяния, и ирландские художники выжали из нее максимум. И конечно, стоит отметить очень красивую и подходящую к картинке музыку композитора Бруно Куле - она в 'Песне моря' играет очень важную роль (что понятно уже по названию).

Андрей Рачко
Андрей Рачко24 апреля 2016 в 00:44
Если бы анимационные фильмы можно было выставлять как экспозиции в Лувре...

Я плакал. Честно. Что-то Томм Мур всегда привносит в свои фильмы, что заставляет вас плакать. Даже Пиксар не способен воздействовать на человека так сильно, как сделали создатели этого фильма. Сюжет довольно прост, хоть и имеет пять-шесть уникальных твистов, но последовательность действий здесь совсем не главное. Главное – что мы видим и слышим вокруг главных героев. И всё, что мы видим и слышим здесь – просто верх искусства и творческой мысли. Фоны, оформления, орнаменты, изменения погоды, дома, лес… Вся эта традиционная Ирландская тема – это всё просто захватывает дух в каждом отдельном кадре, на каждой отдельной секунде! Саундтрек здесь тоже отрабатывает на все 100%. Бруно Коле, тот же самый композитор, что озвучивал 'Океаны' в 2014 и “Коралина в стране Кошмаров” в 2009, точно знает, что делает. Здесь, на самом деле, в самый раз скачивать музыкальные композиции из фильма и слушать в течении дня – как самостоятельные произведения они справляются прекрасно, в отличие от треков старого Диснея и некоторых других компаний. Абсолютно рекомендую. Детям и взрослым. Любителям анимации и реальной картинки. Занятым и свободным. Всем. Всем хоть раз стоит оценить этот шедевр. 10 из 10

Александр Попов
Александр Попов26 марта 2016 в 13:24
Анимационный психонанализ

«Песнь моря» - второй самостоятельный анимационный проект Тома Мура, представляющий собой несомненный шаг вперед в сравнении с его предыдущей работой «Тайна Келлс», в которой он путался с теологических сложностях христианства и язычества. На этот раз он отказался от религиозной подоплеки истории, что пошло ей только на пользу, ибо никогда не стоит внедрять в повествование элементы чего-то, в чем ты не разбираешься. Тем не менее, в «Песни моря» присутствуют все приметы стиля Мура, его любовь к сложным орнаментальным узорам в анимации, его интерес к кельтской мифологии, и в то же время совершенно новая для него фрейдистская линия, позволяющая по-новому взглянуть на историю. Перед нами разворачивается история любви-ненависти в отдельно взятой семье, где каждый переживает за другого, но при этом в этих переживаниях блюдет свой собственный интерес, лелеет свою заинтересованность в судьбе ближнего, гордиться этим. Мур намекает нам на то, что персонажи истории имеют мифологические архетипы: Отец похож на застывшего великана, дед – на водяного, бабушка на колдунью-сову, таким образом, частная семейная история разворачивается до масштабов вселенской притчи о потере и обретении себя в скорби. Картину можно было бы назвать «Плач моря», потому что по преданию, рассказываемому в фильме, океан возник в результате долгих слез великана по умершей жене – так же плачет отец героев по их умершей матери, так же как бабушка стремится уберечь от страданий свою семью, так же колдунья-сова заколдовывает всех, кого заметит, чтобы избавить их от волнений и страданий. Прекрасная песнь маленькой девочки на ракушке способна разрушить чары, спасти замерзшие, застывшие души, выведя их из плена колдуньи-совы. Мальчик проходит путь от неприятия своей своеобразной сестры до самоотверженного служения ей. Концептуальный итог мультфильма прост и в то же время глубок: скорбь по близкому человеку никогда не должна вызывать у нас упадка сил и затухания радости от переживания каждого мига жизни. Да иногда, бывает плохо и худо, и жизнь кажется лишенной смысла, но это не повод замыкаться от нее в тесном мирке домашнего уюта, как хочет того бабушка-колдунья. Песня, которую поет девочка, олицетворяет свободу творчества, которая освобождает человека от необходимости скорбеть, это сила свободного голоса, сила свободной воли, которую не может низвести на нет никакой детерминизм, никакие жестокие условия жизни не могут лишить человека творчества. Именно песня чудесно превращает человека в живое морское существо, способное свободно плавать в толще воды, в толще будней, переплывать бури и непогоду, чтобы добыть необходимое для близкого человека. Мур использует поэтику неостановимой образной трансформации, чтобы выразить смыслы в необычных метафорах, он предпочитает сложные многоуровневые притчевые образы, в которых видна его фантазия и поэзия как художника. «Песнь моря» - история потери и обретения, обретения себя в борьбе со скорбью, борьбе радости жизни и творчества с комнатным конформизмом, с попыткой самоизоляции, борьба радости творчества и безрадостностью замкнутого существования. Это песнь свободы, гимн человеческому творчеству наперекор упадническим меланхолическим настроениям, которыми полны европейские мультфильмы последних лет, это анимационный шедевр, сделанный как протест против эпохи постмодернистского декаданса, против выхолощенного цинизма усталого мира, это утверждение ценности экзистенциализма в эпоху, когда любой серьезный дискурс обескровлен. Преодоление своих собственных фобий, начинается с прощения членов своей семьи: так для отца, который винил в смерти жены свою дочь, этот шаг примирения с дочерью становится путем к освобождению, все можно трактовать в фильме как образное выражение конфликтов внутри отдельно взятой семьи, тем мультфильм и ценен, что он фрейдистский по сути, но эту суть не выпячивает и выдает в форме детской сказки.

Миша-35
Миша-3510 июля 2015 в 10:24
С песней весело шагать по глубинам

Невероятно милый и светлый мультик, заряжающий верой в добро и чудеса, а одновременно напоминающий всем о важных и непреложных истинах, что никогда не бывает лишним. О том, что непохожесть на других в большинстве случаев не означает ущербности, и оценивать надо только по поступкам, а не особенностям внешности, характера и привычек. О том, что никогда не надо отчаиваться и всегда надеяться на лучшее, жить с этой мыслью, которая придаст твоему существованию новый импульс. О том, что на Земле всегда есть место настоящему волшебству, способному раз и навсегда перевернуть человеческие убеждения и принципы, смешать все, казалось бы, раз и навсегда закрепленные представления об окружающем мире. О том, что искра, частичка этого волшебства живет в самом человеке, а раздуть, не дать ей угаснуть может только вера и надежда на лучшее. Именно такое волшебство приносят в жизнь людей селки – существа, принадлежащие двум стихиям, и там, и там находящие свои прелести, но, как часто и повелось у существ с такой вот двойной природой, вынужденные рано или поздно делать выбор. И для таких невероятно обаятельных, милых, незапятнанных страстями созданий, которых я бы назвал «концентрированным добром», это выбор становится поистине тяжелым и даже мучительным. Им комфортно и в шкуре тюленя, и в людском обличье, но определяться все же придется. Это и есть один из принципиальных вопросов, которому посвящена «Песнь моря». Собственно море в мультфильме – главное средоточие волшебства. Его тайны манят и озадачивают человека уже на протяжении тысячелетий, но остаются непознанными для него даже сегодня, при всех накопленных людьми знаниях и их многократно разнообразившихся и усовершенствованных путях познания окружающего мира. Лента Томи Мура только укрепляет в уверенности, что свои загадки и чары море будет хранить еще очень долго. Лично меня только радует, поскольку человеку еще долго будет чему удивляться, чем восторгаться и что для себя открывать. Морю на протяжении всей истории человечества искусство, в том числе и кино, приписало много разных легендарных певцов, исполняющих его вечную песню, но, без сомнения, селки - одни из самых милых и обаятельных в их ряду. Чуть выше я говорил о сложности выбора для них: море или земля, человеческое обличье или тюленья шкура? Но на самом деле авторами тут заложен еще один, не менее важный, посыл: если селки обращается не кем-нибудь, а именно человеком, если перед ней вообще встает этот выбор, значит, с человеком не все так плохо. В противном случае такие чистые существа сразу бы почувствовали фальшь и порочность человеческой натуры, и выбора тогда бы у них просто не было. «Песнь моря» наполнена светом и добротой, перемежающейся временами легкой грустью и тоской. Зла, как такового, в мультфильме нет. Формально «темная сторона» вроде бы присутствует, но это скорее запутавшееся, растерявшееся и временно потерявшее ориентиры добро, нежели собственно зло, остающееся обаятельным и даже привлекательным. По-доброму завидую тем, кто в теме ирландской мифологии, наверняка Мур припрятал для них в своем мультике много всяких «вкусностей» и интересных мыслей с отсылками, но и для непосвященных вроде меня «Песнь моря» смотрится намного глубже и мудрее, чем может показаться на первый взгляд. Соответственно, как и все ее персонажи. Относительно картинки. Вообще я не большой поклонник такой анимации и прорисовки, но создатели сумели наполнить ее какой-то удивительной теплотой и уютом, в результате вроде бы поверхностно, штрихами прорисованные герои завоевывают твои симпатии сразу и безоговорочно. И опять-таки, все без исключения. Ну, и характерностью, самобытностью персонажей тоже не обделили, каждый из них надолго остается в памяти – от собачки до дельфина. И само собой, музыка Бруно Куле в очередной раз выше всяких похвал. Лирические, часто невероятно щемящие грустные или раздумчивые мотивы, тонко улавливающие малейшие смены настроения, еще долго остаются в памяти после просмотра. В общем, «Песнь моря» удалась на славу. Мультфильм заслуженно претендовал на «Оскар» и если бы выиграл, то совершенно заслуженно. Впрочем, и без этого он останется среди моих любимых. 10 из 10

Navashdenie
Navashdenie28 мая 2015 в 19:12

Пронзительный ирландский мультфильм Томма Мура (создателя 'Тайны Келлс') о девочке-селке, умеющей превращаться в тюленя - создан из сплетения древних ирландских легенд и современного мира, где за простыми линиями и дорогами открываются загадочные леса, маяк на берегу одинокого острова и щемящая любовь к морю. в 2015 году мультфильм номинирован на Оскар как 'Лучший анимационный фильм' и получил награду от Ирландской Академии Кино и Телевидения в номинации 'Лучший фильм года'. Но его есть за что любить и без наград и мы все очень давно ждали появления такого мультфильма - бесконечно умиляющего, каждый кадр которого хочется сохранить, и при этом насыщенного смыслом и красотой. Тут есть все - и серое штормящее море, из которого глазеют загадочные тюлени, и шумный город, и веселые, смешные, ирландские песни и танцы, и много-много красивой графики неповторимого стиля Томма Мура. Девочка-селка и ее брат спасают мир по-своему - с детским упрямством и самоотверженностью, сталкиваясь со сказочными препятствиями, и все заканчивается хорошо. Песнь моря - звучит в мультфильме нежным ирландским напевом, от которого в душе появляется ясное чувство - все хорошо. Было. Есть. и Будет.

argia
argia6 апреля 2015 в 11:40
Несколько слов о мифе и источнике вдохновения

На мой взгляд, как и четыре год назад, случилась несправедливость: «Оскар» отдали стандартизированному детищу анимационной индустрии Голливуда. Тогда, в 2011 году, американские профессионалы отказали «Иллюзионисту» Сильвена Шомэ в признании, теперь ещё одному самобытному мультипликатору дали знать, что супергеройские блокбастеры ценят выше поэзии. А «Песнь моря», на мой скромный взгляд, это поэтическая отдушина в мире полнометражной анимации. Знакомая многим из нас трагедия смерти близкого человека поэтично и живописно рассказана языком мифа. Томм Мур создал из обыденного сюжета нашей жизни уникальную историю утраты и поиска какого-то, пусть и печального, равновесия, и раскрасил эту историю ярко, но нежно, под стать ей самой. И что самое замечательное, ему это удалось без утешительного христианства, он прибег к помощи более архаичных пластов европейской культуры. Я нередко слышу и всё чаще соглашаюсь с тем, что традиционное христианство ветшает, силы его истощаются, следуя вселенскому закону энтропии, и поэтому не удивительно, что такие талантливые художники как Томм Мур черпают творческую силу в разного рода архаике. Она, конечно, уже не столь первобытна и сурова, она приручена и окультурена, но дело ведь не в религиозном возвращении и не в аутентичности, а в том, что эти «естественные» верования вдохновляют и настраивают на поэтический тон. Этика христианства нормативна, она предлагает идеал, а вслед за этим и свою строгую эстетику, «языческий» же миф рассказывает человеку о его естестве во всем его многообразии, он не требует от человека, чтобы он был чем-то большим, чем он может быть. Отсюда и другая эстетика. Да, в «язычестве» нет той великой силы преодоления Человеческого, которая многие века питала эту цивилизацию, придавала силы жить и порождала смыслы, но, должно быть, пришло время или обновления, или смерти. Третьего, видимо, не дано. Британский режиссер, конечно, учитывает культурный контекст, в котором он работает и отдает ему дань. В первом его фильме «Тайна Келлс» христианство было историческим контекстом для реализации гуманистического и просветительского пафоса. В «Песне моря» христианство присутствует уже сугубо символично, вся эстетическая и этическая сила этой ленты проистекает из древних шотландских преданий, преломленных в современной гуманистической призме. По-видимому, для Мура человеческое остается слишком человеческим, и на сегодняшний день, оглядываясь в прошлое, я думаю, что это не так отвратительно, как казалось некоторым кликушам этой цивилизации. Я искренне надеюсь, что Томм Мур продолжит работу, и признание его труда наконец-то воплотится в наградах.

Chester_Bennington
Chester_Bennington23 августа 2015 в 13:32
Мама для тюленёнка

Нынче новые сказки никому не нужны – продюсеры с некромантским азартом поднимают из хрустальных гробов старые: Красная шапочка, Белоснежка и Алиса примерили современные наряды – китч, да и только. А в это время на Изумрудном острове молодой художник оживляет национальные легенды в традиционно сказочной форме, богатой символами и смыслами. Он зарекомендовал себя создателем поистине волшебных мультфильмов: трагизм их идёт об руку с жизнеутверждающими выводами, а грусть светла и оставляет повод для надежды. Его сказки забавные и мудрые, увлекательные и серьёзные, для детей и взрослых. «Тайна Келлс» стала некоторым откровением, покорила сердца зрителей классической анимацией, уникальным стилем и грозной фольклорной историей. «Песнь моря» бережно переняла сильные стороны предшественницы, избежав при этом вторичности и ненужных экспериментов. Томм Мур самозабвенно воспевает Ирландию – суровый край, что скуден природой и богат историей. Режиссёр живописал родину дважды, показав её с разных сторон: если в дебютной картине местом действия выступали каменный монастырь и огромный тёмный лес, полный языческих чудес, то здесь – каменистый берег холодного моря и осенние поля. И в каждом пейзаже, даже самом неприветливом, художник нашёл скрытую красоту. Он отразил разные лица Ирландии, сохранив сходство изобразительного стиля обеих лент. При его разработке ещё восемь лет назад Мур вдохновлялся иллюстрациями уникальной Келлской книги, отчего кадры стали такими необычными и запоминающимися, где лёгкая схематичность соседствует со множеством деталей и разнообразием текстур. «Песнь моря» придерживается тех же заветов кроме мелких правок, внесённых, чтобы осовременить средневековую стилизацию. При этом мультфильм сохранил пейзажи, украшенные кельтскими символами и узорами, что наделяют объёмом упрощённый вид природы и показывают единство будней и легенд. В основу сюжета лёг ирландский миф о тюленьем народе селки. Брона – одна из них, обрела семейное счастье с человеком. Перекличка с «Русалочкой» неспроста – их союз не мог быть долгим. По велению двойственной мистической природы Брона оставила мужа и сына с новорождённой дочерью на руках и растворилась в серой пене ночного северного моря – красивая и ненавязчивая метафора смерти матери при родах. После потери жены Конор худо-бедно справляется с воспитанием детей и страдает от тоски тёмными вечерами. О возлюбленной напоминает непоседливая Сирша – настоящая её копия, которую тот неизменно балует. Бен же сестру ненавидит: потому что ей прощаются шалости, потому что приходится следить за ней круглый день, потому что он винит её в уходе матери. Спокойные, бессчастные будни кончаются, когда девочка находит свою родовую тюленью шубку – новоявленная селки привлекает к себе внимание многих мифических сущностей, у каждой из которых на неё собственные планы. Нетрудно догадаться, что дальнейшие события помогут восстановить душевный баланс внутри семьи. Режиссёр не скрывает любви к творчеству Хайао Миядзаки и несомненно почерпнул у японского мастера немало полезного опыта. Неудивительно, что несмотря на совершенно непохожий контекст и художественный стиль, «Песнь моря» имеет немало черт, роднящих её с аниме «Унесённые призраками». В обеих картинах соседствуют сказочный и реальный миры, есть похожие персонажи и, что важно, отсутствуют непримиримые злодеи. Ибо нет зла беспричинного, а если и есть, то оно безыдейно и неинтересно. За счёт этого у истории красивая и лаконичная развязка: маленькая легенда в контексте кельтской мифологии по сути перифраз драматической истории неполной семьи. Приключения брата и сестры, все их враги и друзья, которые встречались им на пути – словно отдельная страница легенды – по сути тоже одна большая метафора. Мультипликаторы и не скрывают этого: ставят знак равенства между бабушкой героев и колдуньей Макой, отцом и великаном Мак Лиром, паромщиком и великим Шанаки. Просто и красиво – каждый зритель увидит на экране не только сказку, но и трогательную историю близких людей, принявших прошлое и наконец обретших друг друга. Нынче мультфильмы редко говорят о чём-то важном, редко по-настоящему художественны. Современный конвейер кинопроизводства даже анимацию уложил на прокрустово ложе. В таких условиях штучная работа в мастерском исполнении, сделанная с душой, озаряет жанр живыми красками. Даже вдоль и поперёк заезженный мотив семейных отношений, который всплывает в каждой второй ленте с рейтингом от PG-13, в «Песни моря» выглядит умно, не назидательно. При этом она остаётся детской сказкой, наивно максималистской, способной одинаково легко взаимодействовать как с разумом, так и с чувствами зрителей. Частичка высокого искусства в воздушной оболочке, она разговаривает с нами языком иносказаний и образов – ею нужно дорожить.

NotAHero
NotAHero28 декабря 2015 в 17:31
Ирландский Миядзаки

В своё время в мире анимации были люди, чьи имена сразу же ассоциировались с определённым стилем и каждую их новую работу зрители ждали и знали (или думали, будто знали), что можно от них ожидать. Среди таких людей были Уолт Дисней, Дон Блут и Хаяо Миядзаки – но сейчас, увы, по разным причинам никто из них уже не творит. К счастью, словно из ниоткуда появился ирландец Томм Мур. Что его дебют «Тайна Келлс», что «Песнь моря» – оба мультфильма берут свои сюжеты из ирландской мифологии, при этом оставаясь достаточно самобытными, чтобы на равных сражаться за звание произведения искусства. Мать юного Бена любила рассказывать сыну истории из ирландской мифологии и часто пела ему. Настолько часто, что он выучил слова песен наизусть. Семья была счастлива, вот-вот должен был появиться второй ребёнок, но тут беременная женщина исчезла. Муж отправился на поиски жены, но не смог её найти, однако привёл домой дочку. Бен невзлюбил новоявленную сестрёнку, словно появившуюся вместо столь горячо любимой им матери. Прошло много лет, и Сирше исполнилось 6, но она так и не начала говорить, а брат всё ещё относится к ней пренебрежительно. Сиршу неутолимо зовёт море – и вот она находит свою белую шубку и плавает вместе с другими тюленями. Отец не готов принять, что его дочь – селки – человек, способный превращаться в тюленя, – и соглашается на предложение их бабушки отправить детей в город. Бен с таким поворотом событий не согласен и явно намерен сбежать обратно к родному маяку. Но увязавшаяся за ним сестра сильно влияет на его путь, смещая его в более волшебную, магическую сторону. В первой половине чувствуется некоторое провисание – после мощного вступления история не сильно торопится показать то, что она на самом деле хочет сказать. Но лишь самая капелька терпения – и всё вознаградится многократно. Под конец остаются одни чувства, ощущается некоторое опустошение, как и после любой другой прекрасно сделанной эмоциональной истории. «Песнь моря» замахивается высоко в своих амбициях, но полностью их оправдывает. Как сильно может измениться история от того, каким образом её рассказывают? Справедливо ли называть злодеем того, кто действовал из чистых побуждений, хоть и сделал нечто, для большинства кажущееся плохим поступком? Что сами вопросы, что ответы на них показаны крайне грамотно и интересно. По правде говоря, злодея в этом фильме и злодеем назвать язык не повернётся – настолько это существо вызывает симпатию и понимание. Что оно, что бабушка главных героев – они говорят, будто знают, что для детей будет лучше, при этом у формальных антагонистов нет злого умысла – они просто не видят всей картины происходящего. Когда начинаются титры, во время которых показывают ещё не раскрашенные кадры, в первую очередь вы начинаете восторгаться не работой аниматоров (хотя и этим очень даже стоит восхититься), а тем, насколько последние сцены вас захватили, поглотили полностью. Словно вы нырнули летом под дождём в речку, и в воспоминаниях это осталось лучшим купанием в жизни. Просто маленькое чудо. Один факт существования этого мультфильма вызывает радость. 9 из 10

selbultekov
selbultekov22 февраля 2021 в 05:57
Хороший и качественный

Сейчас уже сложно представить мультфильм качественный и хороший, плюс еще известный, если это не студия Дисней. Однако Песнь моря разрывает этот шаблон. И это хорошо! Не должно быть монополии на мультфильмы, ведь бывают по настоящему уникальные и универсальные проекты, как например этот или Кубо: легенда о самурае. Конечно в первую очередь, говоря о мультфильме, стоит рассказать о графике и анимации. Зачастую, шаблон Пиксара/Диснея настолько въедается в голову, что ты просто с каким-то недоумением смотришь на что-то другое. Но в данном мультфильме все гармонично анимация очень приятная, картинка насыщенная. А виды, о эти дивные виды! В мультфильмах очень редко делают общие планы, возможно только Хаяо Миядзаки может себе это позволить. Они в целом бывают не нужны мультфильму, он может притянуть к себя зрителю по другим причинам - анимацией и необычайным действием, которое происходит на экране и которое невозможно было бы добиться обычной камерой. Общие планы и виды природы в Песнь моря задают атмосферу и тон происходящему, показывают настроение. Также как, кстати, это делает и погода. В моменты тревоги наступает гроза, в моменты грусти дождь, а когда все становиться хорошо наступает рассвет и выходит солнце. Сюжет мультфильма развивается вокруг двух детей - брата и сестры. Жизнь у этих детей выходит не особо радужной. Из родительского дома их отправляют к бабушке. Но их ждет приключения, которое они должны пройти. Ради самих себя, ради своих родных и близких. История данного мультфильма намного глубже, чем обычно показывает Дисней. Песнь моря рассказывает несомненную правду, показывает тяжесть утраты не через карнавал и веселье, как в Тайне Коко. Пусть последний мультфильм и очень трогательный, но Песнь моря делает по-настоящему, открывая двери чему-то новому всем возрастам. Если рассматривать мультфильм со стороны - можно ли его смотреть детям? Несомненно можно, дети не поймут весь сложный сюжет мультфильма. Но посмотреть на хорошую и качественную анимацию, посмотреть на приключения и злоключения таких же детей как они, им будет интересно. Подводя итоги Песнь моря отличный мультфильм. Мне не жаль, что я не посмотрел его раньше или позже. История данного мультфильма живет вне времени и без сомнения я могу порекомендовать его к просмотру!

tikitiboo
tikitiboo6 февраля 2017 в 00:18
'Come away, O human child!'

Второй мультфильм Томма Мурра «Песнь моря» (последовавший за его дебютом «Тайна Келлс» и также благосклонно отмеченный многими критиками и номинированный на «Оскар») начинается строками из стихотворения У. Б. Йейтса «Похищенное дитя», которые гармонично вплетаются в канву сказочного сюжета. Певец «кельтских сумерек» и мистик, директор Театра Аббатства на протяжении многих лет – У. Йейтс многое сделал для Ирландского возрождения конца 19 века и по сей день он по праву признается одним из ярчайших деятелей этого движения, так как привнес неоценимый вклад в культуру не только в рамках современных ему идей и его времени, но и в целом. Произведения У. Йейтса полны фольклорных образов и сюжетов из древних кельтских легенд: в тумане слов всплывают призрачные очертания Эмайн Маха, а в ветвях строчек тут и там скрывается таинственный народ Волшебных Холмов. Творчество Т. Мурра корнями уходит в эту же богатейшую почву национальных ирландских традиций; и который раз она являет миру чудесные плоды. Главные персонажи – брат и его младшая сестра, Бен и Сирша – пускаются в свою своеобразную одиссею по улицам Дублина и уголкам Изумрудного острова, где звенящие солнечные лучи время от времени протягиваются струнами арф сквозь тяжелые облака и дождь отстукивает свой древний мотив. Во время происходящего действия на дворе Хэллуин (он же ирландский Самайн), мир обыденной реальности вступает в тесное взаимодействие с миром потустороннего, что играет решающую роль для сюжета. Дети трогаются в путь «за волшебной феей вслед» – образно, а точнее: привычный уклад жизни окрашивается многоцветьем легенд и сказок, знакомых с детства и словно бы растворенных в крови. Оттого, что привычна, реальность не становится милосердней: она подтачивает изнутри и в те дни, когда порядок вещей кажется неизменным, и люди, эгоистичные в своем горе и ослепленные им, ранят друг друга. В этом случае фантазия и игра воображения – то, что дарует приют тому прекрасному, что таится у каждого в сердце, не смотря на все невзгоды, «ибо в мире столько горя, что другой дороги нет». В этом мультфильме множество пластов, столь гармонично сочетающихся друг с другом, что каждый мог бы найти в них что-то свое, в том числе и независимо от возраста. Во многих анимационных фильмах дети являются главными персонажами в первую очередь по той причине, чтобы угодить целевой аудитории, которая из тех же детей состоит; в таком случае дистанция меж героем и человеком по ту сторону экрана сокращается, они плотнее притягиваются друг к другу – весьма верный способ погрузить зрителя в действие и заставить проникнуться им. Хотя данное произведение все же сколько не о детях, а сколько о детском мироощущении, и это оказывает воистину магнетическое воздействие на людей самых разных возрастов: на каждого, кто и через долгие годы помнит о том, что он сам когда-то был ребенком. Когда как не в детстве игрушки оживают по ночам, зубная фея приходит под покровом темноты, а под кроватью живет монстр, вот-вот норовящий схватить за пятки и защекотать; именно в ранние годы нам, подобно древним скандинавам, особенно ясно чудится блеск от доспехов валькирий в отблесках северного сияния. Безусловная и искренняя детская вера в фантазию насыщает игру движением жизни. Но является ли таковой игрой длинная череда событий, происходящих с Беном и Сиршей? Да или нет – это тот случай, когда уж точно не важен определенный ответ на вопрос. В этом и кроется многослойность действительности и художественной, и реальной: какой гранью не поверни, каждая будет сверкать своим неповторимым блеском, освещая на свой лад смысл и заставляя переливаться его разнообразными оттенками. И к какой бы позиции не склонялся зритель, важно одно – сказка здесь, ты можешь почувствовать ее легкое дыхание рядом, лишь открой глаза и постарайся увидеть.

Ali_Mensaf
Ali_Mensaf21 марта 2015 в 03:17

Замечательная анимационная лента, которая создает невообразимую сказку, подталкивает зрителя ближе и оставляет вплоть до последних кадров. Что наиболее невероятное в «Песне моря» - этот мультфильм не просто для детей, он превращает из самого взрослого человека в ребенка, а согласитесь, таких мультфильмов не очень много. Эта сказка начинается с красивой песни, которую поет матерь своего маленькому сыну, и говорит ему что у него будет скоро маленькая сестричка. Сестра появляется, а мать бесследно исчезает. И вот дети уже немного подросли, а та самая песенка остается единственным напоминанием им о матери. Но однажды главные персонажи убегают от бабушкиного присмотра, и отправляются в полные мифологии и сказочности приключения. Воображение авторов данного мультфильма заслуживает наилучших слов, возможно анимация не стоит рядом с мультиками крупных анимационных студий, в которых полные карманы возможностей, но если вы готовы следовать содержанию, а не картинке, то «Песня моря» вам воздаст хорошим настроением. Честно говоря, даже не верится, что такие мультфильмы еще возможно снимать, а еще больше не верится – что в свой третий десяток лет такой мультфильм можно смотреть как в детстве. Как итог – отличные полтора часа жизни. 9 из 10