Оттепель: отзывы и рeцензии

Старый Романтик
Старый Романтик10 декабря 2013 в 20:53
Back to the 60`s

Тодоровский снял удивительное кино. Честно скажу, я никогда не бросал все дела и не садился вечером перед телевизором, чтобы посмотреть российский сериал. А тут садился. Смотрел. По поводу современного российского кинематографа можно говорить много, громко и не всегда лестно. А вот это кино заслуживает самых положительных оценок. 1. Атмосфера. Все в сериале пропитано духом той эпохи, когда нравы были чуть лояльнее, платья немного откровеннее, и еще не было железного занавеса. Но самое главное, передана атмосфера съемочного процесса. Нервы, ссоры, волнения, апатия от простоя... все! Что самое интересное, съемочный процесс показан не только с технической точки зрения, но и с 'бытовой'. Валерий Тодоровский -сын Петра Тодоровского и 'Оттепель' снята фактически по воспоминаниям режиссера о киношной атмосфере того времени. 2. Картинка. Красиво. Предыдущий фильм Тодоровского младшего 'Стиляги' несколько напоминает 'Оттепель'. Не атмосферой. Точнее не только ею. Своею яркостью. Мы, люди выросшие в 90х, знаем об этой эпохе только из старых черно-белых фильмов. Кажется, что тогда все было не так, ан нет-и любовь та же и пороки те же. 3. Сюжет. Достоин отдельного упоминания. Интересно. Необычно. Тема новая и новый же взгляд на эпоху. Приподнимается занавес времени, отделяющий нас от тех времен. И что мы видим? Да почти то же, что и сейчас. Нравы почти не поменялись, только эпоха. А люди те же. Интересно смотреть кино о времени своих родителей, а может даже бабушек и дедушек, и понимать, что они немножечко лукавят, когда качают головой и говорят 'а вот в наше время такого не было...' 4. Герои. Уникальные. В фильме противопоставляются циник оператор и режиссер-стажер, встречающиеся с одной и той же девушкой. Любовный треугольник, думаете? Как бы не так. Вообще каждый герой картины по-своему уникален и о каждом стоило бы рассказать, но... Лучше смотреть! 5. Достоверность. Каждое историческое кино подвергается тщательной атаке со стороны знатоков того времени. Подобное не обошло стороной и 'Оттепель'. Но знаете, 'это ведь кино-миф! Это не документальное кино!'- как говорит сам Тодоровский. Можно сколь угодно долго кричать о том, что покрой платья не тот, что нравы были не такими, так и мы не хронику просматриваем! 6. Музыка. Композитор фильма- К. Меладзе, когда писал музыку слушал записи того времени, особенно те, что написал Нино Ротта. Записано все на инструментах ламповых, звук специально 'подпорчен', чтобы максимально отвечать атмосфере. Плюс вокал в саундтреке. Просто здорово. Тодоровскому удалось сделать действительно уникальное кино. Эпоха передана. Картинка красива. Сюжет интересен. Что еще надо для хорошего кино? 10 из 10

ОранГУТанг
ОранГУТанг29 декабря 2013 в 16:46
Весной собираемся на съемки!

Какое чудесные пейзажи - кто их нарисовал? Какие интересные книги - в какой типографии они печатались? Какие яблочки вкусные - где брали? В павильоне киношников кастинг проходит - не хотите принять участие?Говорят, что комедию собираются снимать, какую-то чисто патриотическую и мелодичную, вся группа молодых практикантов на площадке работать будет, да еще у какого режиссера - у самого Кривицкого, а у него грех не сыграть будет! Он брак никогда не снимет, в тем более что сам лауреат Сталинской премии, а это, как-никак, титул особенный. Не уверены? Что тут сомневаться, вы будете чувствовать себя еще лучше, когда поймете, что значит быть востребованной кинозвездой, которой не безразлично чужое мнение, у которой почти такие же проблемы, как и у обычных людей, которая тоже может терять все самое дорогое, которой просто нужно доиграть роль, для которой это очень важно. .. Пустяки, вам этого не понять, это не вашего ума не дела, да вы и уже, вижу, вздремнули слегка, пока я вам тут об этом рассказывал, правда что ль скучно? Тогда вы не разбираетесь в кинематографе, тогда вы не любите патриотичное кино, в том числе шедевры Кривицкого, тогда вы не заслуживаете называть себя верным 60-ником, тогда у вас нет никакой идеологической меры, тогда вы не принимаете искусства...! Самое хорошее, бывает, забывается Но что поделать, таковые мы. Все материнской волею прощается Другие обличения не нужны, Когда и так вдоль озера катаешься, Что не считаешь пройденных часов, И на песке лопаткою играешься, Заслушав гимн молитвослов... И ты не знаешь дня рождения, Когда все вновь произойдет, Когда для самоотречения Ты поспешишь в подземный грот. Не все когда-то забывается, И ты в этом не виноват, Просто зачем все возвращается, Когда опять пойдет на спад? Для Валерия Тодоровского эта одна из самых успешных картин за всю его режиссерскую карьеру, поскольку здесь можно увидеть как продолжателя традиций 'Стиляги' новые манеры отрицания и нарушения порядка, гражданское самодовольство и внешнюю красоту, внутреннее богатство и отличное чувство юмора - только уже в новой жанровой монолитности, в новых объемных формах и чертежах, взглядом более смелым и индуктивным, по истине вольным и зрячим, как все происходящее в данном телесериале. Я не спорю с теми, кто говорит о замалчивании некоторых популярных фактов, о чрезмерном бездушии к советской эпохе, о пропаганде табачного курения, 'дым от которого так и вдыхаешь через экран телевизора', неправдоподобности некоторых персонажей - кто видит это по-своему, кто-то уже пережил то время, кто-то о нем впервые узнал, лично для меня не было ничего лишнего, ничего абстрактного, безвкусного, слабого - это на самом деле тот драматический многосерийный фильм, который не примиряется с традициями, а выбирает что-то новое, то, чего еще никто нигде не использовал, я не имею ввиду то, что конкретно все происходящее, пусть и нецензурное, должно звучать вместо текста героев, но у всякого же творения есть свои отличительные тезисы! Весь актерский состав держался на высоте: сначала хотелось бы оценить неукоснительный одухотворенный талант артиста великолепных перевоплощений Михаила Олеговича Ефремова, над образом которого можно смеяться долго, образ которого пугает и притягивает, тот самый известный режиссер Федя Кривицкий, талант которого будет известен в странах близкого зарубежья, тот самый светлоголовый здоровый титан убеждения и застольных споров, тот ревнивец, который не прощает обидчиков, отличная работа, я в нем даже и не сомневался; оператор Хрусталев напомнил мне образ всей нашей сегодняшней эпохи, не то что бы безразличной ко всему и падкой на пикантные увлечения, а просто камерой над городом, которая старается запечатлеть самое скрытное, что и передал Евгений Цыганов в своем главном герое; юная умалишенная девица Марьяна в исполнении Анны Чиповской на меня произвела большее впечатление, нежели только пассажирка в трамвае, наблюдающая за тем, как ей признаются в любви, или же доверчивая студентка, которая стоит под дождем и ждет своего водителя в машине, который, может, будет ее будущим мужем; так и Мячин, начинающий режиссер, (Александр Яценко) для меня предстал в некоем другом типаже юного человека, которого что-то также заботит как и кино, как и его мотоцикл или пропуск на 'Мосфильм', хорошая работа; ловкая героиня Виктории Исаковой напомнила мне сопереживания сегодняшней эпохи, беспокойство и самовлюбленность, надежду на искусный подъем на пьедестал почета, знаковая роль; следующие три женских персонажа мне понравились больше всего, как самые знающие и напутственные образы, а именно - Нина Дворжецкая (большой поклон),Яна Сексте (крепкое рукопожатие), Светлана Колпакова (поцелуй в ручку) - это их судьбоносные роли, как и для костюмера Санчи (Евгений Волоцкий), который прибегал к модным изменениям и последовательностям, и для Павла Деревянко с его обидчивым персонажем, актером Будником, желавшего быть кому-то нужным; хотелось бы отметить роли Владимира Гостюхина, Василия Мищенко, Андрея Смирнова, Ларисы Малеванной и Ольги Штырковой за их опрометчивые и сложные характеры. Особенно хотелось бы поблагодарить композитора и сочинителя песен Константина Меладзе за его превосходную композицию и заглавную песню, которую талантливо исполнила Паулина Андреева, об 'Оттепели'. Вообще, сказать хотелось бы спасибо всей съемочной группе и всему тому тому энтузиазму, который сыграл свою роль в построении сцен и в подборе декораций, в обустройстве временном и отклике о постоянном. Вы не собираетесь на съемки? А весной? Кривицкий с группой за город выезжает, взял с собой какого-то молодого режиссера, который заменяет его частично, и поддерживает его во всех зрелых начинаниях. Может, когда наступит оттепель, а что, самое время, и теплей будет, и все расцветет как на ладони, тогда и сниматься можно будет...! 10 из 10

sersch-von-trier
sersch-von-trier11 января 2021 в 21:15

Что может быть прекраснее, чем кино о кино? Тем более такое, пышущее жизнью, энергией, драйвом. И если старательно подбирать эпитеты, то больше всего тут подходит слово «щедрый»: да, это сериал, который не скупится на эмоции, и который с лихостью и азартом заходя в повороты, прокатит благодарного зрителя по эмоциональным «американским горкам», от трагедии к комедии, и обратно, а потом ещё кружок, и ещё один. Коротко о сюжете: На дворе 1961 год. Прожжённому и бесцеремонному цинику, а по совместительству и необыкновенно талантливому кинооператору Виктору Хрусталёву (Евгений Цыганов), и молодому, заряженному юношеским оптимизмом и идеализмом, режиссёру-выпускнику Егору Мячину (Александр Яценко) в наследство от погибшего друга достаётся гениальный и уникальный сценарий фильма «Осколки», в котором оба сразу видят будущий шедевр. Но директор «Мосфильма» ничего и слышать не хочет о воплощении сценария, зато предлагает героям альтернативу – снять сначала проходную музыкальную комедию «Девушка и бригадир», а там, мол, видно будет. Скрепя сердце, те соглашаются и начинают собирать кинотруппу, которая впоследствии станет эдакой семьёй, а дальше – как и в любой семье – радости, горести, любови, смех, слёзы; в общем, те самые горки, о которых я написал уже выше. Если верить легенде, идея «Оттепели» возникла у режиссёра Валерия Тодоровского после разговора с создателем культового американского сериала «Безумцы» (Mad Men), тот, выросший в семье рекламщиков, решил в дань своему отцу снять сериал о становлении рекламного бизнеса в Америке 60-х, Тодоровский же, выросший в «киношной» семье, решил сделать то же самое и снять картину о «золотом» времени советского кинематографа. И его причастие, соприкосновение с этим миром, знание нюансов, понимание натуры творческих людей, и просто необъятная любовь к кино видна в каждом кадре. Даже воплощая чужую, может быть даже чуждую им идею, герои Тодоровского всё равно любят своё дело, и отдаются ему без остатка. Эту любовь Тодоровский смог пронести через 12 серий и бережно передать зрителю, конечно, в первую очередь благодаря потрясающим актёрам. Их игрой действительно наслаждаешься и поражаешься насколько же это удачный и отлаженный ансамбль, вплоть до третьих ролей. Ну, и персонажей они играют ярких, колоритных, многогранных и очень-очень «настоящих». В общем, мой внутренний Станиславский верил и был в восторге, а я ловил себя на мысли, что каждый вечер жду момента, когда смогу к этим персонажам вернуться. Несмотря на некоторую экранную «засахаренность» хрущевской оттепельной эпохи, Тодоровскому всё же одновременно удалось необычайно изящно передать её хрупкость, невесомость и ускользающую одномоментность. ПС. Кстати, если вам не хватило тут документальной достоверности и глубины, то очень советую посмотреть замечательный спектакль Олега Нестерова «Из жизни планет», он как раз о судьбах режиссёров оттепели. Абсолютно волшебная и магическая вещь!

Vladimir Obolensky
Vladimir Obolensky24 декабря 2013 в 14:14
Фильм 'Оттепель' зимой.

Фильм оказался скучный и пустой. Тема никакая. Создатели его совершенно не знают и не чувствуют ту эпоху 60х. Почему режиссер выбрал именно этот сюжет, понятно. Его отец кинорежиссер Петр Тодоровский снимал в основном хорошие фильмы 50-60х годов и т.д. Сам Тодоровский-младший, безусловно, знает об оттепели понаслышке. Время было исторически очень интересное и необычное! Только что закончилась людоедская эпоха Сталина. Хрущев разоблачил сталинский культ личности и благополучно начал создавать свой куль личности. Фигура Хрущева была противоречива и одновременно с полезными преобразованиями, как он их понимал, в силу своей безграмотности, он совершал и жестокие и чисто сталинские поступки. Например, расстрелял демонстрацию народа в Новочеркасске, выступавших против повышения цен на продукты питания и отсутствия их на прилавках. При этом погибли и дети на этой демонстрации. Всем очевидцам под страхом тюрьмы запрещено было говорить на эту тему. Хрущеву тогда дали прозвище «кукурузник», ибо он засеял всю пахоту страны кукурузой вместо пшеницы и ржи. В результате исчез хлеб и появились очереди за хлебом и карточки на муку. Страна скатывалась к раннему послевоенному периоду. Было много политических заявлений, борьбы с американским милитаризмом, начали оплачивать революцию на Кубе, выставили туда ядерные ракеты. Все за счет народа и бюджета СССР. После того, как Хрущев поставил там ядерные ракеты, направленные на США, чуть не разразилась третья мировая война! Введен был новый закон Хрущевым о тунеядцах под лозунгом «Кто не работает-тот не ест». Все взрослые граждане СССР по этому закону обязаны были работать официально. А тех, кто по разным причинам не мог этого сделать, высылали из мест проживания в ссылки на самые окраины страны. В Москве и Ленинграде таких людей лишали прописки, если они не найдут работу в течение 1-2 месяцев. Но были в его деяниях и позитивные факторы, например, возвращение и реабилитация сталинских политзаключенных, которые еще остались живы. Они возвращались из концлагерей полумертвые, им возвращали жилье и работу и отобранные права граждан. Второе достижение Хрущева – огромное строительство пятиэтажек и маленьких отдельных квартирок для народа и уничтожение сырых подвалов, где жили люди. Самым главным козырем Хрущева было объявление, что граждане СССР в 1980 году все будут жить при коммунизме. Но этот постулат провалился с треском! Вот, пожалуй, и все его достижения. Менталитет людей, живших в 60е годы - это особое понятие. Не случайно появилось выражение «шестидесятники» – люди, испытавшие короткую вспышку свободы в стране, хоть и весьма относительную, и начавшие мыслить совершенно иначе. В этот период и появились очень одаренные и талантливые люди в литературе, кино, театре, живописи, музыке. «Глоток свободы» породил новый менталитет и понятие «диссидент». Всего этого в фильме Тодоровского нет. Сам он признался, что он умышленно не хотел воссоздавать «политическое явление, а только ощущения людей». Однако избежать этого ему не удалось – эпоха без политики, особенно в Советском Союзе – задача не реальная. Поэтому в его фильме и появляется гнусная и подлая фигура следователя, который подводил в сюжете Хрусталева именно под политическую статью. Но сделан этот эпизод в фильме формально и потому выглядел он, как вставной номер. А сам фильм «Оттепель» - это особый разговор. Драматургия и сценарий достаточно примитивны и банальны. И получается, что главное событие и кульминация – это беременность Марьяны. Главный герой Хрусталев запросто соблазняет смазливую девицу и она сама прыгает к нему в постель, не понятно только, каким образом и каким обаянием, какой красотой и какой сексуальностью он это делает, ибо у героя и актера подобных достоинств не существует, на экране их не видно. Голая Марьяна у холодильника – этот эпизод приятен только мужчинам чисто эстетически, а в сюжете и теме он ничего не решает. Если уж мы говорим о голых женщинах, то совершенно не понятно, зачем режиссер выставил нам напоказ свою голую жену (по жизни) на лавочке в сюжете фильма. В 60 годы этот эпизод закончился бы задержанием и доставкой в милицию как нарушением общественного порядка. Девушки в то время были более скромные и зажатые, совсем не раскованные в смысле секса и так легко не кидались в постель к мужикам. Это уже реалии поведения современных девиц. И вообще в те годы официально считалось, что секса нет. Да и слова-то такого никто не знал. Если говорить о главном герое Хрусталеве (актер Цыганов), то надо отметить, что это актер с хорошей фактурой, безусловно, с обликом трагического героя и судьба его в фильме действительно драматична. Актеру удалось создать такой образ, хотя во многих любовных сценах он статичен и приметы времени у него только в одежде. Его линия отношений со своей бывшей женой Ингой (актрисой Исаковой) толком не выстроена драматургически, а отсюда и режиссерски, хотя актриса, игравшая его бывшую жену красива, обаятельна и играет довольно сложный женский характер. Образ Марьяны (актриса Анны Чиповская) получился слишком поверхностным и это вина не столько актрисы, сколько сценариста и режиссера. Довольно ярким и удачным можно назвать работу Михаила Ефремова в роли советского кинорежиссера-гения-алкоголика. Этот персонаж в фильме, пожалуй, самый яркий и интересный образ. Следует отметить, что Михиал Ефремов актер талантливый и масштабный. И здесь как раз природа гениев отцов не отдыхает на детях, а заставляет детей соответствовать своим отцам! Совершенно необязательна была в сюжете тема «трусости» Хрусталева и долга перед от отцом и братом, а не перед Родиной, так как эта тема в фильме совершенно не разработана, не оправдана и не мотивирована. Сам по себе фильм в фильме «Девушка и бригадир» снят в очень убогих и неинтересных декорациях. Не понятно, например, почему в каком-то грязном затхлом болотце пляшут ряженые мужики-танцоры. И в то же время в фильме «Оттепель» появляется очень интересный образ женщины второго режиссера (актриса Дворжецкая). Это такой выразительный яркий персонаж, второй режиссер, властная энергичная женщина, относящаяся снисходительно к актерам, к их слабостям, но в личной жизни это другой, более глубокий женский образ, трагичный и цельный, пережившей войну и ставшей женой и матерью своему мужу фронтовику, вернувшемуся с фронта без ног. Таких безногих фронтовиков было после войны множество и они, как правило, были брошены властью и государством на произвол судьбы. В итоге мы увидели не слишком длинную почти веселую мыльную оперу с попыткой воссоздать эпоху и настроение того времени. Если режиссер ставил себе эту задачу, то фильм получился именно в таком жанре. И последнее: если представить, что был бы объявлен конкурс на исполнение лучшей женской роли в фильме «Оттепель», то его бы выиграла дочь Хрусталева, актриса-школьница Ольга Штрыкова. Дети чаще бывают искренней и достоверней.

Альберт Попов
Альберт Попов16 декабря 2013 в 14:52
От «Хрусталёв, машину!» к «Хрусталёв, кино!»

...Я бы никогда не стал смотреть этот сериал, если бы он не был (условно) 'фильмом о фильме' якобы образца 1961 года. Просто захотелось посмотреть на работу моих киноколлег того времени (у меня в скромном активе тоже есть 'фильм о фильме'- 'Вот так кино снимается', документалка о съёмках худфильма 'Ночь на кордоне' (2001), показанная по ТВ и на премьере самой картины в Центральном Доме кино). И вот именно это, то есть киношная работа и 'внерабочая' жизнь здесь показаны вполне достоверно. Я сам работал в разных должностях (и снимался!) на трёх картинах, правда, у нас, в Воронеже, не в Москве, но готов поклясться: киношная наша жизнь в 'Оттепели' вполне соответствует действительности, и на съёмочной площадке порой случается тако-о-е! Просто долго рассказывать, а то бы рассказал... И про всю эту кинобогемную жизнь, пьянство и многочисленные 'романы'- тоже правда! Я и сам был тому небольшим свидетелем, и такое видел... с самыми знаменитыми актёрами... Но- промолчу, поскольку нашего сериала вполне достаточно. 'Мне говорили, что кино- это бордель!', сказала в кадре жена крутого режиссёра. И она во многом была права, не смотря на тогдашнее 'партийное руководство'. Достаточно- для чего?- Да хотя бы для того, чтобы понять и осознать: наши киношники, продукцию которых вы видите (смотрите) на экранах- вовсе не какие-то небожители, не святые, а такие же грешные людишки, как и мы с вами, а порой и более того... И мне импонирует трактовка роли главного героя фильма, оператора-постановщика Хрусталёва. Все вокруг (да и он сам!) знают, что Хрусталёв, грубо говоря, большой говнюк, бабник и всё такое...Но ведь он талант из талантов, и иногда бывает 'порядочным гражданином'. Вот за такого, главного, но далеко не положительного и неоднозначного 'героя' я готов расцеловать режиссёра в обе щёчки (если, конечно, он позволит). И ещё. Считается, что общечеловеческий долг 'работников культуры' (кинематографистов, поэтов-писателей, художников и т.д.)- 'сеять разумное, доброе, вечное'. И правильно. Но праведны ли наши 'сеятели', чисты ли душой перед Богом? А ведь мы им внимаем! Вот в чём вопрос, тихо прозвучавший в сериале, настолько тихо, что его не услышал сам режиссёр. Иначе бы попытался на него ответить, не фрагментарно, как в его сериале... ...Что же до собственно сериала 'Оттепель', то это вовсе никакая не драма, а 'мыло' голимое! Высококачественное, нет спору, но всё-таки 'мыло', которое ни в какое сравнение не идёт хотя бы с 'Военно-полевым романом' Тодоровского-отца. Вот там действительно драма! Впрочем, и здесь некоторые моменты слезу выбивают, что, несомненно, плюсуется режиссёру. В здешних рецензиях уже отмечался факт, который я не могу не прокомментировать: ежели бы Тодоровский-младший не обратился к Эрнсту за помощью и ежели бы тот её (деньги!) не предоставил,'уложив' Валерия в необходимый для 1 канала телеформат, никакой бы 'Оттепели' мы с вами не увидели! Однако, собственно знаменитой 'хрущовской оттепели' мы и так не видим, о чём справедливо писалось в предыдущих рецензиях- так, отдельные 'мазки', но не 'картина маслом' (знаете, откуда цитата). Потому что Валерий Тодоровский, не смотря на свой замечательный фильм 'Стиляги' (тамошние 'наработки' здесь отчётливо видны и 'читаются') так, глубинно, про то время ничего-таки и не понял... И принял во внимание... нечто внешнее, но не суть и соль той давней, небольшой 'эпохи перемен'. Кстати, для советской культуры и искусства 'хрущёвская оттепель', может, по какой-то инерции, смогла продлиться почти до конца 60-х годов... Иначе бы 'на полку' легло множество замечательных фильмов... Но это уже другой разговор. И ещё несколько замечаний по сериалу. ...Достоверность событий, показанных нам в 'Оттепели', математически стремится к нулю! Соответственно, и всё то, что нам показывают- тоже! Художественный, приближенный к реальности вымысел?- Да, скорее всего, именно так! Даже проще, что смею предположить. Тодоровский-младший наслушался мосфильмовских баек и рассказов отца (правда, в 1961 году Пётр Тодоровский продолжал ударно трудиться на 'Молдова-фильм'- установленный факт!), да и... Пока мне не удалось найти прототип гендиректора 'Мосфильма', которого играет Гостюхин. Намёки-то есть, вот только не слишком правдоподобные... ...В конце куда-то потерялась наша, может, и некрасивая, 'девушка в штанах', то есть операторша. Мне она очень симпатична, и её действительно жалко... Такая трагичная линия... И вроде бы у неё всё намечалось... Но Тодоровский-мл. с Эрнстом, вероятно, так спешили сдать сериал, что потеряли маленькую человеческую судьбу... ...А теперь о музыке. Основная музыкальная тема 'от Константина Меладзе' прекрасна и хорошо запоминается (тем более, что она аранжирована и оркестрована 'под то время'). Но сама песня 'Оттепель' звучит, напоминая о теме фильма, в разных сериях... Правильнее было бы её вообще поставить на начальные титры, как сделала Лиознова в 'Семнадцать мгновений весны'. 'Учились бы, на старших гладя!' 7 из 10

kinanet
kinanet14 декабря 2013 в 11:27
Исчезнувшее кино

Я не собирался отдельно писать о новом телесериале «Оттепель» Валерия Тодоровского, пока не нашёл нужный контекст разговора, который неожиданно для себя обнаружил в ранее не виденной мною картине «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова, кстати, нынешнего директора «Мосфильма». Эта лента Шахназарова, снятая им в промежутке между малоудачными работами «Всадник по имени Смерть» и «Палата №6», оказалась довольно точным свидетельством о начале «эпохи застоя», а именно - о 1973-1974 годах, о молодёжи той поры, которая уже осознавала постепенный рост маразматизма в стране, но всё-таки находила ещё что-то привлекательное для себя даже при режиме «травоядного сталинизма», коим и являлся брежневизм. В конце концов, это ж время юности, любви, надежд и мечтаний - в том числе и для режиссёра фильма, который тогда был 21-летним и учился во ВГИКе. Между прочим, в качестве диплома он, городский парень из московской элиты, сын ответственного работника ЦК, выбрал в 1975 году экранизацию рассказа «Шире шаг, маэстро!» Василия Шукшина. И вот таким образом можно как раз провести перекличку с тоже деревенским кинопроектом «Девушка и бригадир», осуществлением которого заняты герои «Оттепели», включая вгиковского выпускника Егора Мячина, ученика Михаила Ромма. Упоминание имени Ромма в сериале Тодоровского вроде как случайно и малообязательно - точно так же, как ничего не значащие проговорки о Пырьеве и о Марлене, как и анекдотически краткие появления на втором плане Сергея Бондарчука и Татьяны Самойловой. Но вообще-то персонажи, работающие на «Мосфильме» в 1961 году, чаще предпочитают упоминать зарубежных кинематографистов - Марину Влади, Жерара Филиппа (тот уже два года являлся умершим - и реально увидеться с ним никак нельзя было!), Канэто Синдо и Витторио Де Сику. А София Лорен лично посещает мосфильмовский павильон, хотя впервые приехала Московский кинофестиваль только в 1965 году - зато четырьмя годами ранее там была другая итальянская дива Джина Лоллобриджида и встречалась во время проведения ММКФ с Юрием Гагариным. Кстати, в восторженном отзыве актёра Будника о московском кинофестивале, где он посмотрел «Голый остров», нет ни единого слова о «Чистом небе» Григория Чухрая, который тогда разделил главную премию с Синдо. Более того, складывается упорное впечатление, что намеренно замалчивается всё действительно знаковое для «Мосфильма» образца 1961 года. Будто и не снимались в тот момент ни «Девять дней одного года» Михаила Ромма, ни «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Друг мой, Колька! Александра Митты и Алексея Салтыкова - выпускников мастерской Ромма, ни «Мир входящему» Александра Алова и Владимира Наумова, ни «А если это любовь?» Юлия Райзмана… Список можно продолжать! Вся эта в большей степени опереточная ситуация, которая представлена в «Оттепели» в связи со съёмками деревенской комедии «Девушка и бригадир» напоминает, скорее, 1954 год, когда пятидесятилетние по возрасту народные артисты РСФСР (но только не СССР, как в сериале Тодоровского!) и лауреаты Сталинских премий Иван Пырьев, Михаил Калатозов и Иосиф Хейфиц снимали соответственно картины «Испытание верности», «Верные друзья» и «Большая семья». Переход от заидеологизированного сталинского кинематографа к «нормальному человеческому» совершался именно в ту эпоху, а не семилеткой позже. Напротив, в начале 60-х такие ленты, как «Наш общий друг» того же Пырьева, казались жутко отсталыми и нехарактерными для времени хрущёвской оттепели. Советский кинематограф вообще и продукция «Мосфильма» в частности тогда котировались на международных кинофестивалях - от Канна до Сан-Франциско. И если рассматривать лучшие периоды решительного обновления отечественного кино за всю историю, то это как раз будут конец 20-х и рубеж 50-60-х годов, когда на студии страны влились широким потоком молодые кинематографисты, составившие мощное поколение новых творцов. А по «Оттепели» получается, что всё единично и случайно - якобы зависит от слепой прихоти начальства, будь то заслуженный партизан во главе «Мосфильма» вместо Ивана Пырьева, очень много сделавшего для привлечения начинающей молодёжи на киностудию, или какой-то партийный бонза из ЦК. Действие сериала напрочь вырвано из важного кинематографического контекста и существует в условном пространстве, где приметы конкретного времени даны лишь на уровне красивых штампов. На экране (как и в фильме внутри фильма) царит некая выдуманная реальность, где и злодеи тоже выглядят водевильно, обрисованы преувеличенно жирными мазками, сыграны острохарактерно. А вот внутренней остроты и истинной смелости, не имеющей ничего общего с грубыми словами и эффектными пощёчинами сильным мира сего, но главное - художественной отваги и творческой дерзости, что именно было свойственно нашему кинематографу периода «оттепели», телесериалу Валерия Тодоровского катастрофически не хватает. Режиссёр сделал явный шаг назад по сравнению со своими же «Стилягами». Между прочим, это чем-то похоже на непонятный акт самоцензуры уже упомянутого Карена Шахназарова, который спустя 5 лет после «Исчезнувшей империи» вздумал выпустить новую редакцию картины под названием «Любовь в СССР», вырезав в частности тот горький и неутешительный финал, где присутствовало не только сожаление об утраченной юности и исчезнувшей империи, но возникало (благодаря невероятному чувству правды актёра Владимира Ильина) довольно тягостное ощущение, что теперь-то мы живём в более мерзкое время, когда каждый существует сам по себе, и никто никому не нужен. А добровольная редукция Валерия Тодоровского (он снял как бы собственный вариант «Любви в СССР»!) заключается в том, что из купели с водой выплеснул и младенца - то есть избавился в своём личном кино от того кинематографа, который имелся в данный момент в стране и даже снимался в соседнем павильоне. Фильм Тодоровского будто бы живёт в одиночку и отдельно от всех. Что ж, автор (он же - успешный продюсер) поступил вполне по-современному. 6 из 10

Metafizik
Metafizik11 декабря 2013 в 08:21
«Да здравствует эрнстовский пиар, самой мощный пиар на ТВ!»

Телемедиагигант 'Первый канал' является безусловным лидером телевещания. Все самые топовые и дорогостоящие проекты и фильмы выходят не иначе как на первой кнопке, за исключением лишь тех, которые имеют принципиальные идеологические расхождения (к таким редкостям можно отнести разве что популярнейшую апокалипсическую киноэпопею 'Властелин колец', премьера которой состоялась на 'РТР'). 'Первому' по силам перекупить что угодно и у кого угодно. Пошёл вверх рейтинг у телеигры 'Кто хочет стать миллионером?' на НТВ - 'Первый' снимает сливки. Проявил себя во всей красе Ваня Ургант на 'РТР' - 'Первый' закабаляет и Ваню. Дорогостоящие магические пиар-механизмы 'Первого' способны заурядную кинопустышку окутать в такую пропитанную первоклассной полиграфией обёртку, что заранее никто никогда не заподозрит наличие за красивым колдовским фантиком вовсе не лакомой конфетки. Может добротное, но имеющее концептуальное табу кинопроизведение, будь то это или экранизация всемирно признанной классики 'Преступление и наказание' (постановка Светозарова), или бескомпромиссно обличительный «Generation П», перевести в андеграунд, отправив на гордонский 'Закрытый показ'. Пиар-кампания 'Оттепели', раскрученная первоканальными 'вечернимиургантами' и 'наночьглядями', стихотворными чтениями актёров и прокручиванием в прайм-тайм относительно долгоёмких музыкальных клипов на песни из фильма, стала поистине беспрецедентной. А стоило ли? Рентабельны ли такие издержки? В итоге, вопреки блестящему, словно помпезная кремлёвская ёлка, анонсу, 'Первым каналом' была явлена весьма посредственная, тривиальная история об очередном любовном треугольнике, а может и прямоугольнике, сопряжённая с перипетиями съёмочного процесса, и приправленная модной последние года три-четыре советской ретро-романтикой. Кинорежиссёр Тодоровский-младший позиционировал своё творение как фильм о сложных людях, но таковых среди персонажей мною почему-то замечено не было. При просмотре первых серий создалось впечатление, что персонажи Мячин и Хрусталёв это суть светлая и тёмная сторона одного человека, равно как Марьяна и певица Дина. Так, всего лишь рабочая гипотеза... Во всех смыслах не понравился актёр Цыганов. Циничный, бесчувственный, равнодушный, пофигистический, в общем, ни рыба, ни мясо. В эпизоде, когда Цыганов изображает плач, мне подумалось, что Хрусталёв притворяется, а после невнятного рыдания, как это часто бывает в кино, должен был непременно рассмеяться. Однако этого не произошло, а Цыганов заставил очень сильно засомневаться в наличии у него таланта перевоплощения. Чем, спрашивается, Хрусталёв подкупает такое немалое число представительниц прекрасного пола? Всё тоже самое пресловутое обаяние зла? Между прочим, после показа половины фильма некая телеведущая в интервью с Цыгановым назвала Хрусталёва главным сердцеедом, на что Цыганов лукаво возразил, сказав, что там ещё не понятно кто сердцеед. Но теперь-то, по окончании фильма, мы точно знаем, что иных бередителей сердец в фильме кроме Хрусталёва не имелось. Слегка повзрослевший главный герой тодоровских 'Стиляг' (исключительно с позиции типажа), самый располагающий персонаж фильма Егор Мячин сколько бы не суетился, не сиял искренней светлоокостью, хоть и обрёл любовь, но она, скорее всего, оказалась неразделённой. Также не понравилась актриса Чиповская. Без какой-либо изюминки, еще не набравшее терпкости молодое вино. Ну честное слово, не стоила её героиня такого обострённого внимания со стороны мужского пола. Не хочется никого осуждать, манерная девочка-студенточка из порядочной семьи с импозантным братом-кутюрье (по-видимому, будущим Славой Зайцевым) и интеллигентнейшей бабушкой, выпивающая только на Новый год, и то шампанское, но в свои девятнадцать щеголяющая обнажёнными ягодицами перед тридцатишестилетними мужиками, в условиях целомудренных 60-х оставляет, мягко говоря, не самое благоприятное впечатление. Множественность половых партнёров усиливает отвращение к записной чистоплюйке, а Мячин в одном из эпизодов справедливо даёт ей лаконичное, едва слышное определение. Ступив на артистическое поприще, она становится ничем не лучше ею же обличаемой актрисы Инги. Постриженный под Котовского, снимающий кинопродукцию широкого потребления режиссёр Федя косвенно и с лёгким налётом иронии отсылает к персоне Бондарчука-младшего. Достаточно обаятельный сотрудник правоохранительных органов. В отличие от впавшего в пустые, подкреплённые затянувшимся юношеским нигилизмом околофилософствования Хрусталёва и иных адептов ереси диссидентствующих он глаголет простые, но правильные, порицающие вседозволенность вещи. Что до музыкальной составляющей кино, то она совершенно не отражает его сюжетной линии. Судя по логике многократно исполняемой песни 'Ах, как я была влюблена...' вкупе с сопровождающей её кинонарезкой, Марьяна изначально соединена плотскими отношениями с Хрусталёвым, затем появляется Мячин, в душе Марьяны расцветает весна, однако хрусталёвский фактор не даёт весне вступить в полные права, Мячин уходит, а словом 'оттепель' Марьяна обозначает свою кратковременную влюблённость. Фильм, честно говоря, получился откровенно скучным. Очень много лишних, ненужных диалогов при нечётком отражении межличностных линий, опять же высосанное из пальца цыгановское околофилософствование, советские штампы. Сериал не оправдал тех ожиданий, которые обещала та мощная пиар-кампания, сотворённая эрнстовской братией. Если бы не было такой распиаренности, и фильм показывали не по 'Первому', а по 'России 1', его бы никто не заметил, равно как никто бы не заметил, что его снял Тодоровский. Жаль времени, потраченного на просмотр этого громко разафишированного и переоценённого телепродукта.

cinnamon22
cinnamon2210 декабря 2013 в 17:19

Просто слабейший фильм, пустые надуманные герои, все искусственное, страсти ненастоящие, высосанные из пальца. Главный герой многозначительно молчит, творит, что хочет, всем хамит, женщин использует и предает (подразумевается, что у него в прошлом страшные испытания были, поэтому он и стал таким 'жестким и холодным'). Но 'радости' зрителю от этого никакой. Все его ужимки, замашки, тон - все для современных сериалов (какой-нибудь лихой следователь или 'представитель' мафии или смелый правдивый журналист) Он постоянно 'выделывается', сохраняя при этом кислое и недовольное лицо. Скучно, заурядно, поверхностно и не думаю, что что-то изменится, когда его 'тайну' раскроют. Актерам не хватает текста, видимо, поэтому они вечно курят. Во многих фильмах тоже курят, но здесь таким образом закрывается пустота. Нет глубины, нет характеров, нет идеи, им просто нечего играть и нечего сказать. Например, Регина Марковна, видимо, задумывалась, как очень жизненный персонаж, умудренная опытом, много повидавшая на своем веку, представительница киношной среды - и что? Что ей дали, кроме фразы «идите вы все в…»? Уважаемая мною Ксения Ларина пишет, что ее роль разошлась на цитаты. Какие цитаты, что разошлось-то, какие фразы, где они? Отец режиссера 20 или 30 лет назад, в фильме 'Анкор еще Анкор' создал настоящие, глубокие характеры, типажи; взял из жизни, художественно переработал и дал нам настоящее искусство. Сын не такие высоты подняться не смог. Я сравниваю их фильмы, только потому, что они показывают время и человеческие отношения в контексте определенной среды: отец - военного городка, сын -киностудии. И у отца - настоящее произведение, у сына - фальшивка. К сожалению.

MargoButNotRobbie
MargoButNotRobbie10 ноября 2022 в 04:42
Про исскуство, кино и любовь. И киношную любовь. И искусство кино

Услышала про этот сериал в одном из подкастов Кинопоиска. Потом увидела описание на том же Кинопоиске, в котором значится 'Эпоха 1960-х — в одном из лучших российских сериалов XXI века'. Коненчо, заинтриговало. Да и кино про кино не так много. Сериал, по началу не казавшийся чем-то примечательным, прошел для меня путь от примитивной истории про киношный любовный треугольник до социальной драмы о выборе человека. И эгоизме. И конечно о творчестве Чем ближе к концу, тем больше сериал напитывается серьезными темами: безразличия к другим людям, общественной травли, страха войны и непохожести других людей. И тем больше раскрываются главные персонажи, их мотивы и конфликты друг с дургом. Сначала один из главных персонажей кажется плоским и простым, каким-то однобоким. Бунтарь, ловелас, эгоист. Но по мере раскручивания сюжета открываются и истинные мотивы его поступков. А сцена в ванной настолько трогает и все объясняет, что можно простить то, что происходило до этого. Эта сцена гениальна по своей простоте и уровню актёрской игры. И вот этот вот его рост и развитие притягивают к экрану. И вообще почти все актёры отыгрывают на 200% процентов. Особенно (и неожиданно) Ефремов. Который наконец-то не алкаша играет. По поводу передачи эпохи ничего сказать не могу, потому что в то время не жила, мало что о ней знаю и о достоверности боюсь говорить. Кажется, что людские проблемы остаются вневременными, просто помещенными в разный исторический контекст: любовь, измены, цензура, ценности. Все это под музыку стиляг, в невероятных платьях и декорациях советской квартиры. Сериал снят нарочито киношно и изобилует павильонными съемками. И вообще подходит для тех, кто любит кино и хочет погрузиться в советскую эпоху. Мне кажется, что мы избалованы обилием и качеством выпускаемых сериалов, поэтому задаем высокую планку тем сериалам, которые вышли несколько лет назад. А ведь тогда они снимались и делались по-другому. Поэтому надо относиться к нем не так предвзято (это я больше себе говорю)

shebalin
shebalin6 декабря 2021 в 08:26
И где же там «оттепель»?

Это ж надо - 12 серий лениво снятой и бездарно сыгранной лживой чепухи. Ну допустим – на Михаила Ефремова там смотреть можно. И даже нужно. Его персонаж – чуть ли ни самый интересный и убедительный во всём сериале. Ну, может, ещё следователь Цанин хорош. Но прочие же – это какой-то маскарад уродов, людей кинематографически скучных и нелепых. Отдельная тема – изображение «эпохи». И где, в чём там «оттепель»? Ну, пьянки, ну, секс, ну, затянувшиеся съёмки какой-то кино-халтуры. Причём, что печально – даже это всё – висит как бы в безвоздушном пространстве, вне реальных событий и реальных «персонажей» того времени. Авторы сериала как бы – выдумали начало 60ых заново, в отрыве от той реальности, которая нам известна по фильмам, воспоминаниям и т.п. Но чего ради? Я не против выдумки, нет. Но если уж создавать некое альтернативное, игровое время, – так создавайте его целиком, с собственной внутренней логикой и с собственными «героями». а то – Гагарин там есть, Хуциев с Бондарчуком там есть, даже Сталина из Мавзолея чётко по дате вынесли... А вот всего прочего советского кинематографа – нет, вообще. Ни кино, ни музыки, ни телевидения, ни радио. Ничего. Честно говоря, мне жаль, что про такое интересное время – снимают такую муть. Вот дался авторам именно 1961 год! Уберите реалии – и накручивайте что угодно, не берите грех на душу – ведь не дай бог школота будет судить о легендарной «оттепели» – в том числе и по этому сериалу...

Вячеслав Волков
Вячеслав Волков29 июня 2017 в 11:43
Ожидал много большего

Читая отзывы к сериалу, ждал настоящего духа советского времени - мудрости, общности, теплоты. Все сравнивают его с фильмом 'Территория'... ничего общего. Досмотрел полностью опустошённым, раздражённым, обманутым. Все эти сцены с алкоголем - ну зачем это? Курящая беременная? Отец неоднократно предлагающий 13-ей дочке крепкие спиртные 'напитки'. Вечно отмечающие, как плохие новости так и хорошие, герои сериала. Чем дальше, тем больше тошнило от всего этого. А скачущие из постели в постель персонажи? Ну зачем так поливать грязью это время? Мораль... Я пытался её найти. Ждал до последней серии, отчасти поэтому и заставил себя досмотреть этот сериал. Но морали здесь нет. Думаю её не включили в проект фильма. Да отдельные сюжетные линии, отдельных персонажей немного заставляют нас задуматься, но здесь это больше исключение чем правило. К операторской работе, музыке претензий нет - всё очень динамично, выверено - картинку приятно смотреть. Актёрская игра в основном не может не радовать, т.е. вне контекста сериала некоторые сцены прямо шедевральные. Но к сожалению они внутри него, и это очень печально. Подводя итоги проект можно назвать провальным. Дело либо в сценарии, либо в его режиссёрской интерпретации. Долго, нудно, коряво и в итоге ни о чём. Красивая картинка, протухшая начинка. 3 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск7 февраля 2014 в 04:59
Мы думали это весна…

Всю глубину этого фильма можно понять, только когда досмотреть до конца. Понять Виктора Хрусталёва, понять почему он был одновременно и таким притягательным для женщин и спокойно с ними прощался, почему он был и отличным другом и мог послать, грубо ранить. А ведь словами можно и убить. Хотя надо помнить, что Витя умеет и сказать красиво, создать атмосферу – иначе бы почему от него так сходили с ума бабы? Помнил актёра, сыгравшего Витю, ещё с фильма Питер Фм, лёгкого, романтичного, но, уже там у него было что-то, что заставляло наблюдать за его героем: какая-то лёгкая грусть и только ему присущая реакция на окружающих, которую принимаю с улыбкой «Свой». Тут он уже в нашей картине – это сильный актёр, который сыграл главную роль, ничуть не уступая знаменитому Ефремову. Вообщё, хочется отметить, что по актёрской игре, как мне показалось, никто никому не уступал. Каждый играл на хорошем уровне, потому что у многих героев была судьба, которую надо было показать, да так, чтобы мы могли его понять, принять, полюбить или возненавидеть, но, не остаться равнодушным. Возненавидеть успел прокурорского следователя, но, даже его к концу фильма понять. Даже дочка Хрусталева, которой лет двенадцать, раскрывалась, показала свою героиню, её характер под стать родителям. Молодец. Фильм можно было бы воспринимать и с большей грустью, если бы музыка нам не напоминала-учила: всё можно воспринимать с бОльший оптимизмом, чуть играя, да к тому же актёры играют то актёров, фильм то о фильме. Хотя не только о фильме, ещё и о любви, очень многогранной, где часто уже создавались не треугольники, а более сложные фигуры. И опять же, понимаю, почему столько водки. Люди творческие намного сильнее чувствовали в какой пролетарской клетке им приходится жить. Может не всё понимали, знали – но, чувствовали. Плюс проблемы на личном фронте – и тут уже водка, сигареты – лучший друг, который, правда, иногда помогает и с окна вниз сигануть. И ещё, у нас самые красивые женщины, у нас много красивых, умеющих любить, женщин. Хоть кто-то и ставит условия снимать и тему голубизны, но, наши ещё, верю, не разучились любить, да так, чтобы плевать на каръеру, на всех – лишь бы с милым рядом. А у них – Софи Лорен… Сериал – открытие прошлого года, факт.

sasha_misar
sasha_misar1 февраля 2014 в 07:40
Весна? Оттепель!

«Российское кино в ж..пе» - так сказал герой знаменитого фильма Кирилла Серебренникова «Изображаю жертву». И не прав был Валя, ох как не прав. Ибо хотя бы раз в год да найдется кино достойное зрительского внимания, и именно таковым является телесериал Валерия Тодоровского «Оттепель». Тодоровский изучает 60-е годы прошлого века, как и в своем предыдущим фильме «Стиляги» режиссер пытается показать всю красоту и настающую жизнь того времени. О чем думали в то время, мечтали и как жили. Главное что у Тодоровского все отлично получается и атмосфера переданного времени и отражение каждой характерной черты, и конечно самое главное – это любовь, но любовь не такая как у всех, а тяжелая, временами несчастная и не всегда правдивая. Что касается сюжета, то не хочется особо вдаваться в подробности. Сюжет довольно прост и фильм снят с такой искренностью и простотой, что кажется в нем нет ничего лишнего. Каждая тема оговорена, каждый герой рассмотрен со всех нужных сторон. Чтобы действительно понять сюжетные линии «Оттепели» телесериал нужно посмотреть и прочувствовать каждое действие. И все же «Оттепель» можно условно разделить на две части. Первая – это конечно съемки фильма «Барышня и бригадир» настоящий учебный курс о том, как снималось кино в середине прошлого века. Вторая – это отношение двух главных героев с девушкой Марьяной. И, безусловно самая сильная сторона фильма, без соплей и необычной долей искренности. Кроме того, хочется отдельно выделить актеров данного телесериала. Безупречно сыгранная роль Евгением Цыгановым. Михаил Ефремов в который раз доказал, что он очень талантливый и выдающийся актер. Перечислять можно долго, молодцы все, отличная актерская команда. «Оттепель» - очень хороший, качественный российский телесериал которых в настоящее время очень мало. Не проходите мимо, его стоит посмотреть.

Виктория Смирнова
Виктория Смирнова22 декабря 2013 в 15:22
Коротко и ясно

От лица обычного зрителя, который совершенно на смотрит российские сериалы, не считая основанных на исторических событиях или по мотивам классиков, хочу сказать, что была приятно удивлена этому маленькому, но очень дальновидному теле-шедевру, в полном смысле этого слова. Внимательно выслушала на Первом и прочла все критические замечания по поводу сериала и поняла, что большая часть нашего населения просто погрязла в прагматизме и поиске недостатков, благодаря чему у меня сложилось мнение, что мы стали все сплошь перфекционисты и моралисты- это совсем не радует, потому что существует реальная жизнь, которую нам показали в Оттепели. Работа удалась на славу, приятно было посмотреть на героев, которые своим примером показывали как нужно поступать в жизни, а как нет. Просто какое то психологическое пособие по разнообразию моделей поведения, где понятно даже школьнику, что хорошо, а что плохо. Эта доступность понимания того или иного персонажа и последствий от его действий по жизни для меня основное достоинство сериала, потому что этого феномена нет в Нашем кино или встречается крайне редко. Что касается героев, то давно уже не видела такого яркого мужского характера, повторюсь, от отечественного производителя, как Хрусталев, наконец то показали нашей молодежи, каким нужно быть и кого нужно любить, к чему стремиться и то что такое качество, как приверженность своему делу (только ни в коем случае не перфекционизм!) оправдывает себя по большому счету. Хрусталев как лакмусовая бумажка, которая обличает все недостатки, особенно женские, всех, кто попадает в поле его досягаемости, потому что он говорит правду, не смотря ни на что, и вообще относится к жизни очень правдиво и без иллюзий. Его не чем удивить, потому что он, по умолчанию готов, встретиться лицом к лицу с негативными сторонами жизни, а уж если повезет встретиться с чем то хорошим, то он воспринимает это как редкий дар и, естественно, знает ему цену. Почти этими же качествами наделена Регина, за этих персонажей отдельное спасибо создателям. Остальные герои были тоже весьма полезны для того, чтобы этот фильм встал в разряд классического кино с будущим, которое охота смотреть снова и снова.

Кинопоиск
Кинопоиск18 декабря 2013 в 19:09
не та 'оттепель'

Фильм «Оттепель» Валерия Тодоровского. Отточено элегантный, он ассоциируется у меня с «Покровскими воротами» Михаила Казакова. Новое поколение смотрит на те времена взглядом, подернутым флером идеализированных представлений. Валерий Тодоровский сам говорил о мифе, и это правда. Какая-то странная раздвоенность восприятия. Конкретно 60-е годы в «Оттепели» мало отражаются. Это время моей юности, посему сужу здраво. Но фильм нравится. Нравится, несмотря на явное авторское любование. Героинями-сплошь красотками. Персонажами – колоритными алкашами, неадекватными гуляками и творческими чудаками. Даже симпатягой-следователем (чисто Порфирий Петрович из «Преступления и наказания»). Шестидесятыми годами и вообще «оттепелью» (когда хоть и ушла откровенная жестокость сталинщины, но остались однопартийное словоблудие, государственное вранье и железный занавес…) У Василия Аксенова в последнем романе о тех годах – эпитафия ушедшим сексуальным страстям шестидесятников и практически ничего о том, что называется творчеством, «философией» времени и «высокими материями». У Валерия Тодоровского в «Оттепели» кинематографический процесс отражен либо декоративно, либо, прямо сказать, со смешком, с байками и забавными заскоками, типа, какие съемки героини без красного чемоданчика! Или нужен проход белой лошади на фоне колхозного поля, без нее никак! Красный чемоданчик и белая лошадь в любое время ночи теперь стали для меня прикольным (или сакральным?) символом высокого творчества. Блестящи все герои и актеры, но особо стоит оператор Виктор Хрусталев – Евгений Цыганов. Казалось бы, фундаментально непоколебимый, с минимальной мимикой – и такие клокочущие страсти! Впечатляет. Но если придираться… В те года женщины так много не курили, совершенно точно. В 66 году была в Венгрии – там действительно курило абсолютное большинство, даже юные девушки, а у нас только немногие, особо не афишируя. (Еще там парочки откровенно целовались даже в транспорте – в Москве такое было невозможно). Молодежь не одевалась по журналам мод 60-х. Так ходили единицы, из богатеньких. Тканей красивой расцветки не было, все переделывалось и перешивалось. В стараниях достигнуть максимума достоверности даже фасон нижнего белья персонажей авторы пытались приблизить к тогдашней моде, чтобы они чувствовали себя в том времени. Это классический прием западных мэтров кино, типа, в ящиках старинного комода, которые необязательно по ходу съемок будут открывать, должны лежать носовые платки прошлого века. Однако чувство времени это не исподнее белье. Юная героиня перед постельной сценой расстегивает крючочки в белье, которое тогда называлось «грация» (не знаю уж, как сейчас это называется). Между тем его носили женщины, что называется «в теле» и в возрасте, не говоря уже о том, что это было абсолютным дефицитом и очень дорого. А она вроде бы не из сливок общества… И драки в фильме какие-то не всамделишные, без злости, и одежда у сцепившихся почему-то чистенькая, аккуратная после драки… «Оттепель» баловня судьбы (в хорошем смысле) Валерия Тодоровского не цепляет душу, как цепляли фильмы его отца, зато умиротворяет, как умиротворяют комедии Эльдара Рязанова или голливудские фильмы. Если цель такова, то она достигнута. Правда, это не та «оттепель». В мифе о ней нет неизбывной тоски, что привела к петле сценариста-романтика («Я шагаю по Москве») Геннадия Шпаликова. Может, задано новое, голливудское, направление в нашем киноискусстве, чтобы было нам счастье?

Averyanova A
Averyanova A12 декабря 2013 в 09:10
просто спасибо.

«Валера, есть зрители, которые всегда смотрят на экран и считают количество звездочек на погонах, чтобы проверить, правильно ли они прикреплены. С этими зрителями ничего не сделаешь» (с) Оттепель. Фильм со смыслом. С глубиной. Фильм о нас. Даже сложно называть его фильмом, сериалом и тд. Это история. Пересказ Автора. Где он открывается своему собеседнику-зрителю. Только зритель должен обладать душой, мыслью. Тогда он поймет. Прочувствует. Поверит. Не будет копаться в мелочах. В погоде, во времени, в предметах. Каждый персонаж настоящий. Здесь нет плохих и хороших. Они простые, но сложные. Вот ты его осуждаешь, затем сопереживаешь, потом видишь себя… Не хочется даже разбирать. Каждый увидел «свое». Но ошибкой разбирающих является желание «разложить всё по полочкам», указать кто кого любил. А Любовь в фильме многолика: страстная, душевная, к Родине, к родителям, к детям, к друзьям, к Искусству… Спасибо!

Gurov
Gurov10 декабря 2013 в 20:32
Если бы знать

Не совсем согласен с панегирическими отзывами, которые к настоящему моменту появились на сайте (сразу после показа последних серий – 3 отзыва). Вряд ли фильм станет таким же культовым, как знаменитые фильмы примерно о тех же временах – «Покровские ворота», «Москва слезам не верит», «Пять вечеров». Да и формат мини-сериала, вроде бы, не позволяет пересматривать его по нескольку десятков раз. И все же «Оттепель», конечно, заслуживает положительной оценки. Фильм смотрится не без интереса, большинство актерских работ и операторская работа, музыка – все это на хорошем уровне, что отличает «Оттепель» от обычной телевизионной продукции. Но мне кажется, что коварную шутку сыграла с фильмом некоторая его идеологическая и политическая априорная заданность, так сказать. Она присутствует уже в самом названии фильма, а авторы фильма словно стараются на протяжении всех серий прямыми разговорами на эту тему и прозрачными намеками доказать зрителям, что ссылать невинных людей в лагеря, беспочвенно подозревать режиссера в убийстве и снимать ходульные картины про колхозный строй – плохо. Но зритель и так знает все это, и самое интересное в фильме не его «обличения», а повседневная жизнь с ее недоразумениями, радостями и огорчениями, влюбленностями и изменами. К достоинствам фильма относится и то, что по мере показа новых серий он как бы «набирает», становится все более интересным: если в первых сериях было не совсем понятно, что хотят сказать его авторы, то последующие серии стали увлекать. Не все актеры показались мне убедительными (возможно, из-за той самой обличительной роли, которую призваны сыграть некоторые персонажи), но актрисам-исполнительницам главных ролей, Михаилу Ефремову и даже ряду актеров второго плана их роли более чем удались. В заключение этого коротенького отзыва я снова возвращаюсь к мысли о том, что же мешает авторам фильмов последних лет снять действительно шедевр. Может быть, само время не очень способствует созданию гениальных фильмов? Может быть, нет уже тех великих, неповторимых актеров? А возможно, сам меняющийся психотип российского человека уже не очень подходит для того, чтобы снимать фильмы об интровертах 1960-х годов? Если бы знать… Если бы знать…

Veselchak787
Veselchak7878 декабря 2013 в 06:39
Гениальное кино!

Великолепный фильм! Шедевр отечественного кино! Назвать такое кино продуктом, даже как-то язык не поворачивается. Хочется смотреть снова и снова. Великолепны: сценарий, музыка, визуальный ряд, костюмы, декорации в стиле 50-60х, подбор актеров. Даже некоторая затянутость сюжета воспринимается как плюс, а не минус. Великолепная игра актеров. Мне показалось не совсем вписалась в общую канву актриса, сыгравшая жену Федора, но может это задумка такая. Не знаю про какой ещё отечественный фильм начиная с 90-х я бы мог сказать тоже самое. Несмотря на то, что кино это про кино, я думаю, многие увидят в поступках главных героев себя. Кино с одной стороны про 'небожителей', с другой стороны про обычных людей, подверженных всем обычным человеческим слабостям. Несмотря на то, что почти у каждого персонажа в фильме происходят одно за другим душераздирающие события, фильм кажется светлым и легким, после просмотра остаются одни положительные эмоции и немного грусти, что такого уже не будет. Не знаю почему Тодоровский решил снять именно телевизионный сериал, а не фильм для показа в кинотеатре, я бы с удовольствием посмотрел такое в кино. После всяких 'Самых лучших фильмов' и прочих аналогичных продуктов, такое кино как глоток свежего воздуха после смрада мегаполиса, кино вселяющее надежду, что не все ещё потеряно. Спасибо огромное всем, принимавшим участие в создании этой картины за доставленное удовольствие!

PolarKat7
PolarKat74 марта 2025 в 06:00
Наверное это парадоксально, сериал, который я не раз пересматривала для настроения, оцениваю отрицательно, сейчас объясню почему

А все просто. Да, режиссер талантливый, умеет выдерживать паузы, интриги, красивые моменты, смешные сцены, создавать контрастные образы. Оператор снял прекрасно, костюмер подобрал интересные яркие образы в одежде, художник — создал запоминающиеся раскадровки, эскизы к костюмам, играющие свои маленькие роли, актеры прекрасно отыгрывали конкретные образы, немножко в карикатурном стиле, будь то нежная амбициозная барышня, обиженная самокритичная до невозможности бывшая жена, самолюбивый меланхоличный оператор, себе на уме опытный режиссер, или правильная жена-идеал врач. Все серии равномерно содержат и красоту, и новые факты о персонажах, что заставляет зрителя сохранять интерес, и обрамлены музыкой и определенным стилем подачи сюжета. Все прекрасно, и даже музыка, песни в тему. Однако есть важное но, я досмотрела, как и наверное, многие сериал до конца. Столько страстей — дружба, трагическая судьба сценариста, любовь, преданность, взаимопомощь, страх перед властью, цензура, зависимость от худсовета, от нервов, эмоций, неуверенность молодого режиссера, скука жизни, а что в итоге? А ничего. Все остались собой! Помните, есть понятие — дуга характера? Когда герой в процессе сюжета меняется, что-то осознает, делает выводы. Что мы скажем по героям сериала? Главный герой, после всего пережитого — разврата, предательства жены или, как ему казалось, самой женой, непонимание что ему дороже — новая любовь или новая картина, равнодушие к потере друга, полная апатия к жизни, к окружающим, к детям, что-то в нем изменилось? Нет. Его жена — была амбициозной женщиной, которой трудно жилось одной, и вот воодушевление, прилив старых чувств, новая роль, успех, радость от съемок, и в конце концов амбиции снова берут вверх, она выгоняет мужа и не жалеет, надоел, все возвращается на круги своя. Молодая девушка-химик, мечтает, но прагматична, наслаждается жизнью, претендует на самое лучшее, приобретает опыт, сталкивается с предательством возлюбленного, в порыве решается на новый роман, возможно не по любви, соглашается выйти замуж, и кажется в конце даже не жалеет, что все так сложилось, как говорится, поумнела, да и только, осталась самой собой. Режиссер? Не изменился. Его молодая жена, разве что поняла, что не все в жизни опирается на правила и строгие моральные принципы, во всяком случае в реальной жизни кино, стала более смирной и приняла мужа как он есть, разве что у нее что-то сместилось, но тоже не так явно. Операторша стала более женственной, разве что, нашла новую любовь (?), со странным намеком авторов. Брат Марьяны, как был талантливым швеем, или как это правильно называется, кутюрье? Таким и остался, попал в милицию, принял предложение Люси. Все остальные остались самими собой. Скорее менялись обстоятельства. Когда всем грустно — они жаждут поддержки и помощи, когда хорошо — готовы всех любить, когда страшно — прячутся в норки, и так во всем. Кино, в котором все сделано хорошо, но без смысла, я не люблю. Да, по качеству, по внешним параметрам все сделано на пятерку, но душа, где она в фильме? Может быть так задумано, что все образы бездушные? Но фильм заявлен как воспоминания о молодости родителей, не сходится. А потому — отрицательный отзыв и 3 из 10

Георгий Муа
Георгий Муа9 декабря 2013 в 16:02

Сразу скажу, меня одолевает гордость, что в нашей России еще есть кино, его почти убили, сделали все, что бы его не стало, но остались крупицы творческие, которые могут по кусочкам собрать блестящую картину. Тодоровскому удалось полностью перенести на экран не только антураж того времени, воссоздать быт, он перенес дух того периода. Помните, как у Сукачева - А в доминошку мужички день и ночь день и ночь, а в ржуке чай давно остыл и горит Беломор, так и тут, ты словно возвращаешься на 50 лет назад, и тебе это нравится, Тодоровский показывает не зловещее лицо Совка, а нашу страну, с горестями и радостями. Вот это делает данный сериал уникальным, кстати, думаю, что этак картина не должна называть сериал, это фильм, просто разбитый на несколько серий. Нельзя не отметить шикарную музыку Константина Меладзе и блестящую работу актеров. Михаил Ефремов тут очень близко подходит к уровню своего великого отца. За все время я не увидел ни одной внятной претензии к этой работе, кроме того, что все актеры пьют и курят много. И что? А что раньше не курили? Неужели, курили еще как, сигарета была чуть ли не атрибутом советского человека, разве не пили? Список актеров, который пили и еще как пили бесконечен, к сожалению, и это не пропоганда, если бы режиссер искусственно и специально убрал это из фильма, то получилось бы вравливая картина. А так Оттепель одно из самых честных высказываний о том времени, о связи нас тогдашних и сегодняшних за долгие годы. Браво.