Теплым летним днем в лагере 'Хрустальное озеро' царила спокойная, безмятежная обстановка. Детишки гоняли по округе с мячом, играли в прятки, шутили и улыбались, наслаждаясь каждой минутой свободы вдалеке от родителей. Не отставали от них и вожатые из числа подростков, выбравшиеся за город, чтобы заработать пару лишних долларов, а заодно и предаться любовным утехам с симпатичными сверстниками, помышляющими лишь о развлечении. Однако среди сего царства лесной сиесты оказался один паренек, коему не нашлось места в компании ребят, а старшим было попросту все равно, чем он занимается. Его имя - Джейсон Вурхиз. Рожденный с кошмарной болезнью, известной как гидроцефалия, сын местной поварихи Памелы Вурхиз, большую часть времени был отдан на откуп самому себе, но да этого злосчастного дня смертельная опасность обходила его стороной. Решив разведать, что же находится в близлежащем озере, Джейсон не рассчитал своих сил и погиб на глубоком дне, где его так и не нашли... А в 1958 году, спустя некоторое время после ужасного инцидента, в лагере были найдены истерзанные трупы подростков-вожатых. Убийца так и не был найден, однако 'Хрустальное озеро' пришлось закрыть до лучших времен, которые, как показывает день Пятницы, 13-е, так и не наступит. История восставшего из небытия маньяка, преобразившегося из забитого всеми одиннадцатилетнего паренька в здоровенного верзилу с хоккейной маске на голове и мачете в руках наравне с 'Кошмаром на улице Вязов' и 'Хэллоуином' превратилась в одну из самых знаковых хоррор-франшиз в истории кинематографа. Идея представить миру очередное воплощение абсолютного зла в облике человека пришла к режиссеру Шону С. Каннингему и сценаристу Виктору Миллеру после не самых удачных проектов, которые едва не похоронили их перспективные карьеры. Не имея возможности ставить перед продюсерами особые условия и требовать от них прилежный бюджет, Каннингем и Миллер на скорую руку состряпали сюжет о загородном лагере, сексуально озабоченных подростках и неизвестном, планомерно уничтожающем ребят на протяжении одной долгой ночи, рассчитывая при минимальных производственных затратах окупить свое детище по крайней мере в два раза, однако фильм, озаглавленный как 'Пятница, 13-е' оказался настолько популярным и востребованным, что на его окровавленных костях восстал долгоиграющий сериал полнометражных фильмов, на котором выросло далеко не одно поколение благодарных зрителей. Предельная простота повествования, неизменно оголенные тела привлекательных девиц и жесткие, бескомпромиссные смерти сотворили из 'Пятницы 13-е' прямолинейную и неприхотливую франшизу, однако именно этим она и брала за живое всех тех, кто хотел прийти в кино или умаститься дома на диване, чтобы как следует покричать под аккомпанемент рассекающему ветер мачете и с замиранием сердца наблюдать за тем, как несчастные жертвы Джейсона ищут малейшую лазейку, гарантирующую выживание. Грандиозный по меркам жанра успех оригинального фильма Шона С. Каннингема подстегнул продюсеров едва ли не каждый год выпускать в прокат очередной сиквел, в то время как сам творец отошел от истории 'Хрустального озера', сосредоточившись на иных проектах. Физическая невозможность возвращения в строй Памелы Вурхиз позволила авторам вывести на первый план ее сына Джейсона, каким-то невообразимым образом заполучившего невероятную силу и озлобленность из-за безвременной кончины матери, и начиная со второй главы известной истории 'Пятница 13-е' стала выстраивать полноценный культ вокруг утопленника, с каждым годом увеличивающего количество жертв 'Хрустального озера' ударными рывками. За годы съемок франшизы в режиссерском кресле 'Пятница 13-е' очутилось немало подающих надежды постановщиков, облик Джейсона примерили на себя совершенно разные по внешним данным и харизме актеры, и пускай поздние фильмы о Вурхизе оказались далеко не тем, на что рассчитывали преданные поклонники, слава 'Хрустального озера' позволяла неизменно возвращать бойню на экраны, где ее ожидала по меньшей мере стабильная окупаемость. И тем не менее, с наступлением нового тысячелетия и некоторой усталости аудитории от хоррор-историй прошлого Джейсону Вурхизу в его классической биографии пришел конец. Однообразная резня 'Хрустального озера' не могла напугать даже ребенка, а непродолжительная экскурсия Джейсона в космос не принесла ощутимых финансовых результатов, став едва ли не самым громким провалом на славном пути всей 'Пятницы 13-е'. Здраво оценив падение зрительского интереса, продюсеры посчитали, что наилучшим выходом из ситуации станет римейк классики, который на диво оказался вполне уместным и качественным, однако без фильма Шона С. Каннингема и его прямых сиквелов невозможно представить себе слэшер современности, ведь он основан на культовых наработках прошлого, которые уже давно были занесены в учебники кинематографических школ. В 2013 году, спустя несколько лет после выхода в прокат коммерчески успешного римейка 'Пятницы 13-е' режиссер-документалист Дэниэл Фаррандс, ранее взявший интервью у многих действующих лиц, работающих на съемочной площадке оригинальной франшизы, решил снова вернуться на территорию 'Хрустального озера', чтобы провести более глубинное исследование сложившегося феномена. Все его изыскания, набравшие не один десяток часов интригующих и познавательных материалов были упорядочены в едином произведении, известном как 'Воспоминания Хрустального озера: Полная история пятницы 13-го'. Посчитав, что его первое полноценное знакомство с авторами 'Пятницы 13-е' было слишком поверхностным, Феррандс провел немало времени в архивах киностудии, заново наладил контакт с Шоном С. Каннингемом и прочими небезызвестными творцами франшизы, вернул на экраны некоторых забытых актеров, для которых участие в съемках истории Джейсона Вурхиза стало апогеем карьеры и фактически разобрал все фильмы серии на мелкие частички, рассмотрев каждую из них с самых разных ракурсов. На этот раз без внимания режиссера не остался никто. Поставленная Феррандсом перед самим собой цель обернулась воистину монументальным зрелищем. Если вас интересовало, каким образом создатели реализовывали самые кровожадные смерти в истории слэшера, то можете не сомневаться, что все ответы будут продемонстрированы в этом документальном фильме. Кроме того особый интерес вызывают подробные рассказы мастера по гриму Тома Савини и многолетнего исполнителя роли Джейсона Вурхиза, Кейна Ходдера. Эти парни провели в полной съемочной боеготовности не один год и были вовлечены в создание 'Пятницы 13-е' даже в большей степени, чем Шон Каннингем. и это лишь малая часть того, что демонстрируют нам 'Воспоминания Хрустального озера: Полная история пятницы 13-го'. Творение Фаррандса расскажет история со стороны операторов, художников, мастеров по спецэффектам и трюкачей. В стороне от неусыпной камеры документалиста не остался никто, ведь если и снимать хирургический разрез легендарной франшизы, то делать это необходимо с полнейшей увлеченностью процессом. В итоге хочу сказать, что история создания «Пятницы 13-е» в некотором смысле получилась даже более интригующей, нежели сама франшизы. Режиссер сумел показать нам известные фильмы с необычайного угла, и если у вас возникнет желание посмотреть или пересмотреть историю Джейсона Вурхиза, то перед этим стоит в обязательном порядке ознакомиться с этой документальной работой. 8 из 10