Любимец Лондона - именно так переводится оригинальная идиома в названии этого британского комедийного сериала, и она уже заставит издевательски фыркнуть того, кто знаком с аннотацией. По мере просмотра заключенная в названии ирония заработает в полную силу. Авторами ситкома о второсортном лондонском актере в ожидании лучших ролей выступили хорошо знакомые фанатам британского жанра Артур Мэтьюз и Мэтт Берри. Первый - сценарист, соавтор «Отца Теда» и «Книжного магазина Блэка», второй - эксцентричный Дуглас Рейнхольм из «Компьютерщиков», доктор Люсьен Санчез из «Обители тьмы Гарта Маренги», актер, сценарист и композитор. В процессе написания сериала они бросали друг другу идеи, обменивались сообщениями с нелепыми именами и ситуациями - так возник абсурдно-эксцентричный мирок «служителей Мельпомены», где каждый первый мнит себя либо выдающимся актером, либо гениальным режиссером, либо прогрессивным театральным агентом. И это не столько продукт чистой фантазии авторов, сколько их гротескная версия нынешнего культурного Лондона. Как не раз признавался в интервью Мэтт Берри, «все они существуют: и Рэй Пёрчес, и Клэм Фанданго - просто они не узнают себя в комедийных персонажах». С одной стороны, шоу высмеивает пафосную театральную среду Лондона с ее предрассудками, суевериями и «постановочными находками», с другой - размашисто рисует собирательный образ актера далеко не первой свежести и даже не второго эшелона, мечтающего о Гамлете, но озвучивающего пчел в рекламных роликах и навигаторы для пожилых. Стивен Тост последовательно наступает на грабли актерских проклятий, то ввязываясь в ну очень плохой проект, то подшучивая над чрезмерно одухотворенным режиссером, то в прямом эфире выбалтывая главную интригу детективной постановки. Наряду с отсутствием выдающегося таланта и губительным для коммерческого успеха незнанием конъюнктуры, «тусовки» (вспомнить хотя бы из первого сезона: «Бенедикт Камбербэтч». - «Кто?») Тост непоколебимо уверен в своей исключительности и неотразимом обаянии. Бездарность ли он? Все-таки при всей фантасмагоричной нелепости положений, в которые то и дело попадает герой по вине своего непрофессионализма и высокомерия, нельзя ответить однозначно. Играть так, чтобы отрешиться от мира и перестать быть Тостом, он не умеет, да и в обычной жизни здорово переигрывает, превращая саму повседневность в театральную постановку. Но то, как серьезно он относится к своему ремеслу, как заставляет окружающих поверить в существование иллюзорного мира, куда он бежит от проблем и несправедливостей (те же блестящие музыкальные номера или сцена «Заночую у Фрэнсиса Бейкона» в финале второго сезона) - все это заставляет зрителя вспомнить шекспировское «Весь мир театр». Несомненно, он главный герой своего мира, и та же самая череда его злоключений, заставляющая нас над ним смеяться, ему самому видится трагическим стечением обстоятельств, в котором виноваты все, кроме него. И наконец, Стивен Тост обладает тем же даром, что и его создатель, актер Мэтт Берри - богатым голосом, сладостью для ушей, как будто предназначенной для радио-постановок, аудиокниг и цепкой рекламы. Особой составляющей причудливого юмора сериала является свойство героя произносить слова в своей особой эксцентричной манере а-ля «доведенный до абсурда Уильям Шетнер». Поэтому «Тоста» категорически нельзя дублировать, настоятельно рекомендуется смотреть в оригинале. Возможно, «Toast of London» - это не «Монти Пайтон» и даже не «Айтишники». Временами юмор будет слишком тонким и специфически британским, временами будет понижаться до уровня местного «Камеди клаба», вернее, «Камеди паба». Но часто будет забавно, а иногда - очень смешно. А еще чем дальше, тем больше звезд присоединяются к этому феерическому «капустнику» и тем больше мы увидим забавных камео. Все-таки сериал можно считать бенефисом Мэтта Берри, который почти десять лет назад зарекомендовал себя в роли напыщенного позера-наследника корпорации Дугласа Рейнхольма, чьи цитаты занесены в «залы славы» британского ситкома. Стивен Тост схож с Дугласом той же самоуверенной вычурностью, но образ Тоста получает полноту и обаяние, которых не хватило Дугласу - попросту из-за нехватки экранного времени на персонажа. И в конце концов происходит удивительное: зритель начинает болеть душой за актера-неудачника Тоста, искренне желать, чтобы на этот раз у него все получилось и он наконец стал знаменитым на ниве театра, а не из-за очередного скандала, - хотя зрителю очень скоро становится понятно, что этому не бывать. Впрочем, эта роль принесла признание самому Мэтту Берри, а в 2015 году - телевизионную премию BAFTA за лучшую мужскую роль в комедийном сериале. Так что Стивен Тост был бы доволен.