С жанрами научной фантастики, фэнтези и разного рода детективами в индийской киноиндустрии я ознакомилась давно. С ними я дружу и охотно смотрю. А вот мистический триллер я посмотрела впервые (если не считать по сути комедийный ужастик «Беги, Гоа больше нет!»). И надо сказать, «Призрак» меня впечатлил. Aatma означает «душа». Кто сказал, что после смерти души успокаиваются? Как бы не так! Некоторые души остаются мятежными и злыми и по ту сторону бытия. При том характер их не меняется. Злой человек останется злым и после физической смерти, ибо душа его такова. Это, кстати, не измышления киношников, а реальные явления, если можно так выразиться. Ну да не будем углубляться в теологию и оккультизм, а продолжим о фильме. Первое, что меня поразило в фильме – это Бипаша Басу. Такой я её ещё не видела. Обычно она появляется на экране в амплуа недалёкой красотки или коварной интриганки. Здесь мы видим запуганную женщину, взволнованную мать, которая пытается спасти свою дочь от… духа её отца. Поскольку я не любитель ужасов и триллеров, то этот жанр практически не смотрю. Мне всё кажется страшным. И возможно, я не сильно искушена ужасными ужасами, от которых хочется забиться под кровать и не выключать свет до рассвета. Тем не менее от «Призрака» у меня волосы на голове шевелились и жуть накрывала. И если учесть, что я смотрела фильм ночью… Я думала, что про сон можно забыть – не сегодня. Антураж в каждом кадре был что надо: полумрачные тона, нагнетающая музыка, ожидание страшного и внезапного – в общем, все условия соблюдены. Особо хочется отметить маленькую актрису Дойел Дхаван. Эта пятилетняя девчушка настолько реалистично сыграла одержимого ребёнка, что я аплодирую ей. Фильм по самому сюжету уже сложен, совершенно не детский, а ей пришлось сыграть непростого ребёнка, смотрящего демоническими глазами и говорящей злым мужским голосом. От такой роли можно подвинуться рассудком, мне кажется. Но это было блестяще! Правда, есть момент, за который я не могу похвалить сценаристов. У Майи будто бы есть какая-то тайна, которую она собралась было поведать инспектору Разе, но… Очередное ЧП спутало все планы и тайна осталась тайной. Да и была ли она, тайна? Вот этот момент недосказанности оставляет ощущение обманутости. И вроде по факту это не играет решающей роли, но вопрос повис в воздухе и додумывайте сами. Не очень мудрый ход, я считаю. В остальном любителям хоррора, я думаю, фильм должен понравится.
Супэрн Верма начал свою творческую карьеру как журналист, затем стал писать сценарии (11 за 11 лет), но параллельно с работой сценариста занимался режиссурой: 'Игра по-крупному' (2005г.) и 'Заброшенная фабрика' (2009г.). Aatma - его третий фильм в этом амплуа, и первый на поприще жанра хорора. Почему он обратился к нему можно найти ответ в одном из его интервью:'...по моему мнению, любой человек не бывает только белым и чёрным. Вы не можете сказать, что этот человек хороший, а тот плохой. В каждом человеке присутствует и хорошее и плохое...' Правда, эта фраза относилась к снятым им триллерам, но жанру ужасов она соответствует даже больше, потому что речь идёт не столько о 'расчленёнке', сколько о психологическом триллере на мистической основе. На главные роли Супэрн Верма пригласил весьма эффектную и востребованную (53 фильма за 12 лет!) Бипашу Басу, и тоже довольно плодовитого, но не столь известного - Навазуддина Сиддики. Пара на экране выглядела органично в том плане, что один герой и в буквальном и в переносном смысле отталкивал (Сиддики), а другой, напротив, - притягивал - Майя (Басу). Кино получилось весьма специфическим, которое я бы охарактеризовал термином 'мягкий хоррор по-Болливудски'. И совсем не потому, что он 'не кровожадный', а по той причине, что вся 'жуть' свелась к напряжённой музыке, с помощью которой режиссёр как бы говорил зрителю: 'Вот сейчас!..' Но прошёл и час, и половина следующего часа, а никакого тремора от ужаса или саспенса я у себя не обнаружил. Наверное оттого, что фильм - скорее мистическая мелодрама со всеми положительными сторонами индийского кино: очень красивая героиня, яркие сочные краски, приятная музыка там, где ты не ждёшь появления злобного призрака (потому как его 'материализацию' никоим образом не назовёшь 'проявлением инфернальности' на экране). Кроме того, в фильме много очень красивых и интересных сцен, где оператору удалось обыграть и крупный план, и показать световые причуды. Финал в полной мере удался, потому что почти до самых титров его было трудно предугадать. (Дополнительный плюс Супэрну Верма, сумевшему, как сценаристу, обыграть самую трагическую часть.) Не скажу, что фильмом особенно впечатлён, но в полной мере получил 'запланированные' эмоции, а также информацию для размышлений по поводу того, что Болливуд даже на ниве не характерного для него жанра делает определённые успехи. Кто знает, что принесёт нам наступивший 2014 год? Тем боле, что в планах Супэрна Верма на ближайшее время снять сиквел 'Aatma'...