- Пожилой человек не увидел картины в целом и не принялся защищать детей. Совершено преступление... Для великого актера это замечательная роль. Это актуально, ибо затрагиваются сразу множество важных тем и реально, ибо в центре внимания реальный человек, наш современник. Его портрет заведомо получился противоречивым. Тут нет однозначных оценок. Для многих он фигура легендарная - заслуженный тренер, победитель, умудренный опытом мужчина. Для других - Патерно стал символом конформизма, молчаливого пособничества преступлениям против личности. И никого этот скромный человек не оставляет безучастным. Толпа ревет - хейтеры, глорихантеры, даже семья не остается безучастной. А ведь наш герой лишь раз повысит голос. - Я сам не видел... Он весь в себе. И у зрителя попросту нет шансов. Ему тоже не остаться вдали от разбора полетов. Тут попросту нельзя отделаться дежурными словами. И ведь сложно не заметить в нем внутренние переживания. Он весь в себе, точно не стремится бороться. Перед ним проносится жизнь - видно, что винит себя во многом этот человек. Видимо, даже самую ярую критику принимает с благодарностью. Тут у Аль Пачино вышло гениальное перевоплощение. Достаточно лишь следить за языком тела этого актера - сразу все становится понятно. - Мне надо было работать. И я работал. Мне было не до этого бассейна. Я думаю, что такой сильной работы у этого мастера не было уже очень давно. Были сходные по контексту работы - 'Фил Спектор' и 'Вы не знаете о Джеке', но они вышли несколько прямолинейными, оттого и представленные актером образы тоже смазались. А вот 'Патерно' у Аль Пачино вышел вполне соответствующим его былой карьере - 'Серпико', 'Разыскивающий', 'Лицо со шрамом', 'Бобби Дирфилд' и многим другим лентам. Специально много не говорю о самом фильме. Тут все подводится для бенефиса одного актера. Благо, сложилось так, что у Аль Пачино в очередной раз вышел шедевр. Этим и нужно ограничиться. В остальном, картина вышла весьма ровная, спокойная, без особых изысков и преимущественно раскрывающая актуальные темы. 8 из 10
Фильм о легендарном американском тренере Джо Патерно, (его воспоминаниях) который в 2011 году оказался в центре громкого сексуального скандала. Виновником этих деяний был помощник Патерно - Джерри Сандаски, получивший обвинения в педофилии, а самого Патерно привлекли за укрывательство. Этот скандал не позволил Джо достойно завершить свою карьеру и уйти в отставку по собственному желанию. Тема педофилии и насилия зачастую поднятая в кино основанная на реальных событиях или взяты какие-либо факты, послужившие в дальнейшем для развития таких нужных тем в не кассовом кино. Такие проекты снимаются для привлечения внимания к оным, для понятия правды со всех точек зрения. 'В центре внимания', 'Сомнение', 'Спящие', 'Голгофа', 'Скандальный дневник', 'Искупление' - таких фильмов много и все они очень достойны просмотра. Левинсон уже в который раз сотрудничает с HBO и снимает такие проекты исключительно для телевидения. Здесь история крутится вокруг семьи Патерно, не забывая нам показывать и другие моменты всех кто связан с этим громким скандалом. Идёт чёткое разделение - кому верить и сопереживать, а кого яростно ненавидеть, но Левинсон здесь показывает нужные мелкие детали, на которые стоит обратить внимание. Будь то монолог жены на тему бассейна или воспоминания давнего разговора по телефону, из всего этого складывается несколько иное мнение о правде в этой истории. Кто врёт? А кто говорит правду? А кто пытается понять свои действия. А кто её правдиво освещает, а кто не гнушается жёлтыми сплетнями? Итог один: масса искалеченных жизней бедных детей уже не восстановить, так кто молчал первым? Извечный вопрос о действии и бездействии. В каждой истории должен быть 'свой козёл отпущения'... но кто же в этой является таковым? Ответ будет у каждого свой. 7 из 10
С 2010 года канал HBO стал прибежищем для эпохального Аль Пачино, растерявшего былую популярность, и режиссера Барри Левинсона. Их сотрудничество началось с байопика про знаменитого врача и популяризатора эвтаназии в «Вы не знаете Джека», а другой «Крестный отец» Роберт Де Ниро снялся у Левинсона в «Лжеце, Великом и Ужасном». Если вы видели те два фильма, вы должны понимать, что за просмотром «Патерно» вы точно не найдете однозначного ответа. Ситуация, в которую угадил легендарный американский тренер Джо Патерно (он же любовно и панибратски называемый забавным для русского слуха прозвищем ДжоПа), является одновременно и мерзкой, и любопытной для исследования реакции общественности. Помощник тренера попался на педофилии, руководство университета знало об инцидентах, но не предавало их огласке, и, судя по всему, Патерно тоже знал, но особо не шевелился. Общественность разделилась: одни (в особенности болельщики) считают, что их кумир сделал все по инструкции и виноват именно ректорат, покрывавший негодяя, а позиция других заключается в том, что авторитет Патерно мог бы привлечь внимание к истории и остановить мерзавца пока не стало слишком поздно. Параллельно развивается истории журналистки, как раз раздувшей этот медиа-скандал. На самом деле, несмотря на все интересные рассуждения, скрывающиеся в главной фабуле картины, сценарий «Патерно» выглядит несколько сложным в своем структурном беспорядке. Весь фильм представляет собой рефлексию и воспоминания героя Аль Пачино о двух неделях подготовки к футбольному матчу и нарастанию градуса скандала. Все перемежается флэшбеками других персонажей, включая ректора, проректора по безопасности и проректора по спорту. Эти фигуры в киноленте нужны лишь для фона, они практически безлики, и заслуживают лишь презрения. Что касается главного героя, подарившего киноленте свое имя в качестве названия, то по задумке он остается нечетким. Его подводит память или он пытается выгородить друга, не зная правды о его наклонностях? Или Джо Патерно беспокоится о своей репутации? Попытка сделать персонажа противоречивым и намеренно запутать зрителя сыграла злую шутку. Психологизм в характере Джо Патерно присутствует, можно принять многие причины его действий и поспекулировать над мотивами, но всё же мощный старик в исполнении Пачино какой-то… пустой. Его отношения с преступником до и после того, как общественности открылась правда, так и не раскрыты, кроме, конечно, одной сцены, в которой Патерно назвал извращенца своим другом в воспоминаниях. Неясные акценты в финале только запутывают. Невероятно, но вышеупомянутая журналистка, на которой по каким-то причинам сосредоточили излишне много внимания, хотя общих сцен с титульной персоной картины у неё нет, всё портит. Роль «консультанта», повествующего в диалогах о событиях, незнакомых для рядового зрителя, ещё больше усугубляет её присутствие. Конечным итогом является фильм, с одной стороны, неуклюже сочувствующий запутавшемуся в себе пожилому человеку и карьеристке, переосмысляющей некоторые ценности (в отличие от стойких коллег из «В центре внимания»), причем это здесь совсем не на своем месте. Однако с другой стороны, как и герои фильма, Левинсон забыл об истинной трагедии, так что жертвы сексуального насилия здесь не больше чем слова, тексты и какие-то куклы практически за кадром. Если предыдущий фильм Левинсона «Лжец, Великий и Ужасный» характеризовался тем, что Де Ниро в нем избегал своего образа Роберта Де Ниро, то Аль Пачино в «Патерно» играет, можно сказать, самого себя. Тем не менее, даже под тоннами грима и громоздкими очками, актер показывает весь уровень своего мастерства. Его герой – эксцентричный, но мудрый, хрупкий и ранимый, однако при этом привыкший идти до конца со своими принципами. Во многом именно игра Аль Пачино не позволяет раскусить героя. Жаль, что сценарий не дает Пачино сделать что-то значительное или хотя бы полюбоваться на него в различных декорациях: в большинстве сцен тренер сидит за столом, в то время как вокруг него кипит жизнь бесконечной родни и каких-то кризис-менеджеров. Одна из самых мощных сцен в «Патерно» происходит где-то в середине фильма. В отличие от многих сценарных спекуляций, подобный факт действительно имел место в реальности: сотни студентов выходят на улицу в знак протеста как против Патерно, так и против реакции руководства университета на давние деяния (или все-таки бездействие?) тренера. Обыватели осуждают средства массовой информации, а репортер блуждает в толпе, ошеломленная, что людям по большому счету наплевать на реальных жертв в этой истории. Подобным «Патерно» как фильм касается широкой темы масс-медиа, их влияния на репутацию и общественность, но особого распространения кроме этой сцены тематика не получает, как собственно и основная мораль о разнице между действием и бездействием. А жаль, потому что значение слогана «Мы хотим Джо», который декларирует безумная толпа, было бы открыто в таком случае для интерпретаций. Судя по всему, фраза не закончена, ибо непонятно: они хотят Джо помочь или повесить? 6 из 10