'Класс коррекции' - дебютная полнометражная работа, юного режиссёра Ивана И. Твердовского, отразилась прекрасной историей о любви, надежде и вере, грубо растерзанной человеческой жестокостью, на железнодорожных путях. Грамотно выстроенная последовательность действий в сценарии, помогает зрителю целостно воспринимать всю картину, а не только отдельные ключевые моменты. Игра актёров ни в коей мере не ставит под сомнение их искренность, а лишь усиливает тяжесть восприятия. Режиссёр мастерски улавливает моменты подростковой непостоянности, влияние социума и окружающего мира на детскую, ещё не сформированную, психику. При этом ловко лавируя средь острых скал, столь опасно затронутых тем, детской инвалидности и прогнившей системы образования. Нет стаи более сомнительной и беспощадной, чем наше лицемерное общество. Тот, кто ещё вчера помог тебе подняться, сегодня возжелает расправы над тобой. Так кому есть место в этом мире - здоровым уродам или кристально чистым инвалидам?! И где тот самый коридор, в котором их никто не упрекнёт за чёрные полосы от колёс инвалидного кресла?!..
Отношение к кинематографу Ивана Твердовского-младшего у меня сложное: два года назад бросил смотреть «Зоологию» после широко известной сцены в ванной (она показалась мне эпатажем дилетанта), больше попыток посмотреть его фильмы не было у меня до самого последнего времени, когда, будучи заинтересован отзывами критиков о «Подбросах», решил посмотреть все три его картины. Познакомившись с «Классом коррекции», могу уверенно сказать, что режиссерское, сценарное мастерство Твердовского, его умение управлять эмоциями зрителя, выстраивать драматургию и предлагать нестандартные сюжетные решения могут только восхищать. «Русский Ксавье Долан» не тематически, конечно, близок канадскому вундеркинду, а уникальностью своего режиссерского видения несмотря на молодой возраст. Он моложе автора этих строк на два года, а уже так много успел сказать, каждые два годы выстреливая хорошим фильмом. «Класс коррекции» обвиняли в манипулятивности и подражании Триеру, что не вполне верно, хотя здесь и есть прямые цитаты из «Идиотов» (например, придуривание персонажа Кукушкина в супермаркете), но концептуально у Твердовского иные задачи: он критикует советский официоз, формализм, рамочность, бездушие, царящие в российских школах, противопоставляя им не белых и пушистых школьников, жертв системы, а жестких зверят, готовых, как в «Чучеле», уничтожить Другого. Тема отторжения российским социумом своего Другого, своего инобытия – ключевая в фильмах Твердовского. В своем полнометражном дебюте он не просто намечает ее, но обнажает все ее болевые точки: ситуация в фильме безвыходная, главные герои, дети-инвалиды зажаты между бездушием взрослых, учителей и жестокостью сверстников. Даже любовь их не спасает просто потому, что на нее постоянно посягают, интимное пространство скукоживается под гнетом вездесущей публичности, советское коммунальное бытие никуда не ушло после распада СССР, оно продолжает насиловать юные тела и души. Закон стаи в школах исследовался в нашем кино хорошо, начиная с «Чучела», которое сняло с этой темы табу, в лентах Германики, особенно в сериале «Школа», незаслуженно заклейменного нашими патриотами и охранителями, как клевета. С сериалом Германики и ее полнометражным дебютом у фильма Твердовского много общего, прежде всего художественная бескомпромиссность в постановке болезненных для нашего живущего иллюзиями сознания. В то время как учителя (в большинстве своем) продолжают учить по советским лекалам, формально отгораживаясь от проблем учеников, в глубине души ненавидя их, и совсем потеряв с ними общий язык, дети звереют, живут по законам волчьей стаи. Школа в последнее время стала зоной повышенной опасности для здоровья, как учителей, так и учеников (о чем говорят недавние трагические события и расстрелы одноклассников и учителей сумасшедшими сверстниками). «Класс коррекции» пытается поставить остро проблему инклюзивного образования, включения Другого в школьный процесс, нормализацию, легитимацию Иного. Но не все здесь так просто. Если показанные в фильме дети вполне нормальны и отличаются от других лишь физическими недостатками, то дети с психическими отклонениями будучи включены в обычный образовательный процесс, способны все пусть под откос. Образовательная инклюзия не решается сплеча, либо всех включаем, либо не включаем никого, все здесь сложнее. Твердовский, к сожалению, этого не учел, выступив за полную инклюзию, и критикуя сам коррекционный подход к Иному. Дети в его фильме оказываются будто в резервации: их не уважают, травят, лишают права на чувство. При том монструозны в «Классе коррекции» не только учителя (особенно удалась директрисса, исполнительница заслужила премию), но мир в целом – и дети, и взрослые. Главные герои, молодая влюбленная пара - Другие именно потому, что они человечны, не вписаны в миропорядок, ибо готовы любить, они не смеются над смертью, хрупки, как хрупок дух в их физически исковерканном теле. Филипп Авдеев, снявшийся в Горчилина в «Кислоте», актер «Гоголь-центра», играет здесь прекрасно, как и Мария Поезжаева – ангел в хрупком обличии. Важно, что главные герои этого фильма Твердовского красивы и внешне, и внутренне, этим режиссер наследует классической эстетической традиции, их же антагонисты уродливы и отвратительны. «Класс коррекции» по причине тщательно просчитанного воздействия на зрителя бьет по голове сильнее, чем «Подбросы», хотя концептуально он скромнее и чурается социально-философских обобщений третьего фильма Твердовского. В то же время, при всей камерности своего мессиджа, «Класс коррекции» неожиданно (где-то ближе к финалу) становится настоящей притчей о сегрегации абсолютного Другого, о человечности, которая в нашем мире не у дел, будучи отчуждаема, как формалистами-взрослыми, так и детьми-зверятами. Дебют Твердовского манипулятивен лишь в том смысле, что зрителя надо прижать к стенке художественными доказательствами верности режиссерской точки зрения, чтобы вызвать у него сочувствие. Мы так закостенели, стали столь циничными и толстокожими, что с нами по-другому и нельзя. Спасибо Ивану Твердовскому-младшему, что дал нам возможность почувствовать себя людьми хотя бы на полтора часа!
«Класс коррекции» Ивана Твердовского. Я наткнулась на него в списке «9 новых российских фильмов, за которые не стыдно», и мне он категорически не понравился. Могу пояснить почему. Он явно претендует на то, чтобы поднять такие известные и, в принципе, часто затрагиваемые темы как отношение к инвалидам, подростковая жестокость, взаимоотношения между поколениями и тд. Но вместо того, чтобы предпринять хотя бы попытку раскрыть их, режиссер эти темы просто обозначает, щедро приправляя все это чернухой ради чернухи. Кроме того, не имеющей никакого отношения к действительности. Есть же всем хорошо известный эстонский фильм «Класс» Ильмара Раага, и менее известный сербский «Клип» Майи Милош. В них тоже хватает порнухи и жестокости, но она совершенно оправдана и понятно, зачем это нужно, и что хотел режиссёр этим фильмом сказать. Есть, в конце концов, фильмы Гай Германики, при всей бессмысленности подобных картин (на мой взгляд). А бессмысленны они потому, что просто показывают сермягу той жизни, которая многих из нас окружает и этим ограничиваются. Да, зритель посмотрит, кто-то скажет, что так оно и есть, потому что они росли именно в такой среде, как и сама Гай Германика, судя по всему. Кто-то (как я) согласится, что так бывает, но слава Богу меня это никак и никогда не коснулось. Другой вопрос зачем эта правда, что изменится, покажи ты мне её? Я в любом случае ЗА любое кино. Просто мое мнение таково, что снимать это бессмысленно, как бессмысленна жестокость ради жестокости. Но, в отличие от «Класса коррекции», все эти фильмы объединяет главное: там истории про живых, реальных людей, а не про надуманных дегенератов, коими у Твердовского являются все герои, начиная от учителей и родителей и заканчивая учениками. Они все кажутся неживыми, неспособными думать и чувствовать, в принципе. Слепленные из каких-то штампов и предрассудков (и дело не в актерской игре, отнюдь).
Здравствуйте, я даже зарегистрировался специально, чтобы оставить отклик. Мне кино не понравилось. Я его начал смотреть потому, что мне рассказала о нем девушка, для которой он важен. Решил посмотреть на ее систему ценностей. В том числе после этого кино мы прекратили общаться. Претензия №1 Я считаю, что такое кино как «класс коррекции» ну или как «груз 200» или эстонский «класс» создается с одной целью — смотрите какая плохая бывает жизнь и порадуйтесь, что у Вас все не так уж плохо. Мне это понятно и неприятно. Это как правительство в разных странах — cначала отбирает у населения, а потом возвращает и создается эмоция, что что-то улучшилось, а ничего не улучшилось. по самому кино: Персонажи бледные, актёрской игры нет - не верю. История любви крайне примитивна примитивней некуда, даже гормональных взрывов и не показали. (поезд — это слабо) Например, в кино «Спеши любить» тема первой любви великолепно раскрыта; из русских фильмов хорошо первая любовь показана В «русское» с Чадовым и Арнтгольц. личная оценка + смысловая нагрузка Животные все от завучей в школе до гл героини. Люди в таких кино ищут и выдумывают смыслы, которых нет. Награждают и людей, и героев и события и фильмы достоинствами, которых нет. Вместо того, чтобы заняться своими делами, cоздавая живые поводы для гордости и достоинств, мы смотрим такие фильмы и такие передачи как, «криминальная Россия», «Пусть говорят», «класс коррекции», чтобы внутри себя сказать себе – вот какая жизнь бывает, значит, моя жизнь не такая уж и плохая. Зачем добавлять его через такие фильмы? Негатив и так возникает в рез-тате дел. Портрет зрителя - целевая аудитория Портрет зрителя, кому картина симпатична понятен, для кого это снято понятно — не самый хороший портрет. Для меня был в этом смысл данной картины. Для меня смысл оказался в ценностях, которых нет, которыми мы награждаем людей, которые нам симпатичны, за что спасибо кино. В одной из рецензий мелькнула мысль — если задача режиссера отвадить отморозить детей от взрослых сексуальных игр — задача выполнена. Лучше тратить время на что-то другое — в мире полно отличных оптимистичных фильмов и людей, не надо себя кормить энергией «класса коррекции». у меня все. 5 из 10
Фильм Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» я посмотрела исключительно в ознакомительных целях, поскольку недавно узнала о том, что данный режиссер выиграл в начале 2017 года грант в Роттердаме на создание собственного фильма «Jampman». Сначала я отнеслась к данной работе скептически. Прочитала несколько отзывов о «Зоологии», поняла, что смотреть данную картину пока не хочу. Посмотрела «Собачий кайф», который эмоций никаких не вызвал, и решила все же дать последний шанс режиссеру реабилитироваться в моих глазах. И он это сделал. Фильм рассказывает о девочке-инвалиде, Лене Чеховой, которая почти всю жизнь была на домашнем обучении, решила в 11-ом классе пойти в общеобразовательную школу, чтобы обрести новых друзей, испытать первую любовь и стать участником юношеских приключениях. Однако жестокость «внешнего» мира разбила все ее мечты вдребезги. Первое, что бросается в глаза – это хорошо подобранные актеры и их отличная игра, которая делает этот фильм незабываемым. Может показаться, что все характеры персонажей гиперболизированы и от этого становятся карикатурными, ненастоящими. Попав в коррекционный класс, девушка и мы вместе с ней, можем наблюдать всех «типичных» представителей глубинки в одном месте. Здесь мы находим классический коллектив школьных работников: от строгой и порой беспринципной директрисы до истеричной и грубой уборщицы. Среди школьников мы можем также обнаружить узнаваемые характеры, которые есть в любой школе: ревнивые драчуны, завистливые толстушки, первые красавцы, да слабые мальчишки, в которых черти водятся. С самых первых минут фильма мы уже чувствуем атмосферу гандикапизма, которая растет в геометрической прогрессии, а в конце превращается в откровенную ненависть. Ненависть и презрение к инвалидам, трепет и страх к сексуальной жизни подростков, зависть к счастью других людей, которые пачкают жизнь своей открытостью и наивностью. «Таких людей не бывает», - скажите вы. «Это же кино! Там все может быть», - в ответ вам смеется режиссёр, делая свою героиню независимой ото всех. После всего произошедшего она подверглась изменениям, в отличие от других героев. Несмотря на то что операторскую работу оценить практически невозможно, поскольку снималось всё на одну камеру, оператор проявлял изобретательность в условиях ограниченных возможностей, что не может быть не замечено. Фильм показывает не только то, что инвалидам не место в нашем обществе, но и то, что люди в глубинках не избавились от советской догмы. И если такие фильмы, как «Все умрут, а я останусь», «Я не вернусь» и «Племя» касаются подростков и раскрывают их проблемы в современном обществе, то здесь режиссер целенаправленно обличает взрослых, которые, увы, не способны к пониманию и сочувствию, вследствие их закостенелости и маразма. 7 из 10
Очередной фильм российского производства, призванный показать суровую правду и сорвать очередные покровы о школьной жизни в России. Но не обычной школьной жизни, а неких 'коррекционных классов' -- классов, в которых учатся дети, страдающие различными врождёнными заболеваниями и патологиями. Тут вам и не умеющая ходить главная героиня Лена, и девочка-карлица, и парень, страдающий дефектом речи, и просто какой-то отмороженный гопник. В общем -- детки очень разные. А ещё эти детки любят поливать грязью умерших одноклассников и насиловать одноклассниц. Разумеется, в перерывах между этими занятиями они мило улыбаются, общаются на всякие бытовые темы, обнимаются, помогают друг друг делать уроки и в целом ведут себя как среднестатистические дети среднестатистической школы. Ну, а чего -- ну срываются ребятишки, сложно ведь одноклассницу на ровном месте-то, беспричинно не изнасиловать, или не посмеяться над смертью одноклассника, правда ведь? Они нормальные, полностью нормальные, просто иногда превращаются в зверей. Но редко и ненадолго. А ещё в этой школе есть учителя и есть одна на всю школу уборщица. А тут правда заключается в том, что в школах работают не учителя, а истеричные, профнепригодные, грубые, безответственные и тупые твари. Все, поголовно. Одна тварь(директриса) даёт пощёчину главной героине Лене перед лицом всего класса. За что? А за то, что девочка, не умеющая ходить, не встала по её приказу. Вторая тварь учит достаточно взрослых детишек математике. Но делает она это по книжкам для второклассников, а на справедливые вопросы детей она реагирует тем, что выгоняет последних из класса. Третья тварь пытается объяснить нашим милым зверятам, для чего нужен презерватив и как его одевать, показывая процесс одевания на банане. К сожалению, банан из-за неумелых действий твари ломается и она тут же начинает его жрать. А уборщица? А уборщица просто орёт, истерит, хамит и дерётся. А ещё она распускает слухи о том, что ребятишки по туалетам трахаются, и не просто трахаются, а с извращениями, а чтоб они не трахались, их нужно что? Правильно -- кастрировать! Вот такая вот правда у режиссёра Ивана Твердовского, который за полтора часа экранного времени сумел в подробностях показать столько мерзости и грязи, сколько и за год не покажет реальная жизнь учеников отдельной взятой школы. Мне было отвратительно смотреть этот фильм. В нём отвратительны все -- ученики, родители учеников, учителя, уборщицы, доктора. И только главная героиня Лена является квинтэссенцией добра, понимания, дружбы, поддержки и вообще всего светолого, что есть в этом мире. Она даже внешне как будто 'светится' в сравнении с остальными. Но фильм построен таким образом, что с нашей Леной сделают то, что даже в страшных снах не приснится ни одному среднестатистическому ученику любой школы. Но отвратителен мне фильм был не по этим причинам. Если бы это было снято с посылом типа 'Эй, поглядите, я тут снял треш, угар и содомию из-за своего больного воображения, зацените', то никаких проблем. Безусловно, есть фильмы, в которых мерзости и грязи на порядки больше, чем в этом. Но там ты понимаешь, что это -- художественный вымысел, что это всего лишь не совсем здоровая фантазия режиссёра и сценариста. Но тут -- другое. Тут вся эта грязь подаётся под соусом 'Посмотрите, именно так бывает в некоторых(многих?) современных российских школах'. При просмотре у меня возникали стойкие ассоциации с фильмом Валерии Гай Германики 'Все умрут, а я останусь'. Там тоже была грязь, мерзость и разврат. Но только во 'Все умрут...' её было, во-первых, меньше, во-вторых, это грязь была более реалистична и, в третьих -- почти все действия героев и героинь были чем-то мотивированы, имели под собой хоть какую-то почву. Здесь же происходит полный беспредел, но происходит он на ровном месте, беспричинно, просто так. Сегодня мы твои подружки, а завтра мы будем, смеясь, смотреть видео, где тебя насилуют. Сегодня я твой одноклассник, и ты мне нравишься, а завтра я взломаю твою квартиру, украду твою инвалидную коляску и сожгу её. Сегодня я -- твой любящий нежный парень, а завтра я знать тебя не знаю и видеть не видел. Сегодня я буду орать, истерить и бить своего сына, а завтра я буду как ни в чём не бывало спрашивать 'А ты сегодня в школе кушал, мой хороший?'? Единственное, что мне понравилось в этом фильме -- актёрская игра. Дети и взрослые действительно играют свои роли достойно, им веришь с первых минут фильма. Но всё остальное -- сюжет, развитие событий, характеры героев(кроме Лены в исполнении Марии Поезжаевы), операторская работа -- сплошная грязь и чернуха. После этого фильма хочется помыться -- такое ощущение, что тебя облили ведром помоев. Да, да, господа любители чернухи, я уже знаю ваши вопли: '- Ты просто не хочешь видеть правду!', '- Такие школы везде, ты просто зарываешь голову в песок', '- Режиссёр показал суровые реалии коррекционных классов в современных российских школах, а ты живёшь в мире розовых пони и радуги!'. Идите к чёрту, господа любители чернухи. Нету в реальном мире таких школ, таких детей, таких учителей и таких родителей. Нет, они, разумеется, есть, но их подавляюще малое количество и это больные на голову люди. У режиссёра же такие люди -- в порядке вещей. Смотреть сию чернуху и мерзость не рекомендую никому, кроме упомянутых выше любителей этой гадости. 2 из 10 Один балл за актёрскую игру и ещё один за любовную линию между Леной(Мария Поезжаева) и Антоном(Филипп Авдеев).
Про данный фильм услышала на концерте в 'Гоголь-центре', название заинтересовало, так как работаю с области коррекционного образования. Фильм не заладился уже с первых минут, так как 'создатели' не потрудились изучить особенности организации образовательного процесса для детей о особыми образовательными потребностями. Авторы бегло и поверхностно наслышаны о такой форме обучения, вот и получилось 'Тяп-ляп и готово'. Итак: в коррекционном классе оказались дети с эпилепсией, синдромом Робинова (карликовость), миопатией, менингитом (!!!), и нарушением речи. Да, колоритно вышло. Учитывая, что данные нарушения не являются препятствием в овладении программы общеобразовательной школы, дети учатся по программе для детей с нарушением интеллекта. Кстати, наши ученики ведь в 11 классе штаны протирают, хотя УО после 9 класса в ПТУ уходя... Смерть одноклассника становится радостным событием, толстая одноклассница не нашла слов подходящее, нежели 'Беспалов сдох'. Пренебрежения к этому персонажу масса: на его фото и тарелки клали, и кашу шмякнули на лицо. Лена вроде в столовой начала призывать одноклассников к совести, но 'логично' перешла к комиссии... Результаты комиссии, к слову, после речи Лены, начинают тревожить наших героев (что уже удивительно, с такой жизненной позицией и отсутствием мотивации) и все дети задаются целью пройти её (будто это экзамен) и перевестись из коррекционного 11 класса в класс с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе. И дети настолько сильно переживают, что решили даже не вызвать врача Антону, у которого случился приступ эпилепсии в туалете. Комиссия в понимании создателей 'шедевра' выглядит именно так: во главе абсолютно некомпетентный директор, какие-то учителя и мужик в халате, который изучил 'анализы и результаты анализов'. Удивительно, что уборщицу Олю не посадили. В жизни же, в состав ПМПК входят: врач-психиатр, врач-невролог, логопед, дефектолог, психолог... И проводится уж точно не в школе, и принимают решения уж точно не путём голосования... Загадками являются следующие факты: дети убегают от полицейских, хотя никаких противоправных действий не совершали; Антон бежит с Леной на руках, а вечером не знает как её вытащить из коляски возле дома; ребята ложатся под поезда (машинисты невольно укоротили себе жизнь ради остросюжетности картины) и Лена начинает ходить, хотя в следующем кадре Лена опять в коляске; Лена в школе носит исключительно юбки, хотя все таскают её на руках; секретарь директора входит в кабинет и смеётся над мамашами; сцена с презервативом и бананом и бедным словарным запасом педагога. За все 16 лет в доме Лены так и не сделали пандусы... Если не говорить о об отдельных фрагментах, то весь фильм пропитан отсутствием уважения детей к педагогам, педагогов к детям, отсутствием отношений между родителями и детьми, отсутствием конструктивных диалогов, уборщица рдеет за своё дело, что готова применять физическую силу по отношению к ребёнку-инвалиду... Посоветовать этот фильм можно только людям, которые душой и сердцем ненавидят нашу систему образования и страну в целом. Фильм побудил лишь написать отрицательную рецензию. Спасибо за внимание.
'В шестнадцать лет кто не любил? Но мало нас любили'. Хорошая строчка. Подруга прочла мне ее в наши шестнадцать, кажется. Еще и поэта назвала. Да вот забылось за давностию лет. А строка эта помнится. Уж больно точна. Верно для девяноста процентов шестнадцатилетних. Десяти оставшимся везет сильнее. Или не везет? Чего больше во взаимной любви? Счастья или горечи и боли? Нет-нет, когда взаимная - это хорошо. Взаимная любовь, совпадение отношения к Миру, приоритеты и система ценностей. Интеллектуальный уровень, делающий содержательным и осмысленным общение. Эмоциональность, окрашивающая его всеми оттенками спектра. Физическая совместимость, тяга друг к другу, как жажда или голод. Ах, как хорошо! А еще принадлежность к одной социальной группе (даже не так, к единому ее сегменту, потому что общество кастово до чрезвычайности и люди, представляющиеся нам, посторонним, совершенно одинаковыми, четко осознают микронные различия между собой, любое снисхождение приравнивая к непоправимой утрате). И совпадение физических, хм, параметров. То есть у парня две ноги две руки и голова. И у девушки должна тоже одна быть голова, две руки и две ноги. Имеются? Замечательно, а зачем ей тогда инвалидное кресло? Ах, ноги не ходят. Ну значит и не имеются. Что ж вы нас в заблуждение вводите? Нехорошо. Весь он такой, этот фильм. Не показывайся нам на глаза со своим убожеством, инвалидным этим креслом и неходячими ногами. Зачем ты душу травишь, от одного твоего вида мы остро ощущаем, как безбожно просираем свою жизнь, в которой нам так много, по сравнению с тобой, дано. Сидела бы дома тихо. Меньше года назад писала о том, как встретила случайно на улице человека с последствиями ДЦП, со скрюченными конечностями, изломанными неуклюжими движениями. О том, что мы не видим своих инвалидов. Хорошо, использую более корректный термин. Людей с ограниченными возможностями. И так, вроде, спокойнее. Но что-то человеческое изо всех нас этой практикой успешно и привычно вымывается. За этот год не то, чтобы многое изменилось. Но я видела колясочников, сидящих в кафе. И женщину, приехавшую в молл на машине, которой посторонний человек помогал пересесть в коляску. И места парковочные для людей с ограниченными возможностями, прежде плотно оккупированные машинами, теперь свободны по большей части. И в болулинге раз встретила парня на коляске. Ах, да, пандусов везде добавляется. Не таких уродских, как в фильме. И еще была этим летом книга 'Дом, в котором'. У меня уже была, к другим придет. Это вот кино теперь. Обо всем понемногу: о первой любви и том как свет жестокосерд; о стаях, в которые с равным удовольствием склонны сбиваться люди в любом месте, где собираются. И о том, какое превосходящее всякие разумные пределы мужество требуется, чтобы стае противостоять. И о том, как тих бывает живой человеческий голос, как легко тонет он в лае-мяуканье-вое. Пробиваясь сквозь него при всей своей негромкости. И о том, что вещи, не убивающие нас, прежде калечат. Но после делают сильнее. Сегодня ты встаешь на ноги, а завтра может быть взлетишь. А может упадешь. Неизвестно. Но стая уже видела, как ты встала и то человеческое, что в каждом из них под рыжей шкурой зверя, заскреблось потихоньку наружу. Снято скверно. Но на этом этапе так надо. Сначала очень тихий голос, который люди с самым тонким слухом уловить могут.
Хочу сразу предупредить: смотреть фильм категорически запрещено людям со слабой психикой, впечатлительным и/или разочарованным в жизни. А вот тем, кто излишне доверчив, данная картина может пойти на пользу, подействовать отрезвляюще. Хотя, не факт. Ощущения после просмотра были неприятными. В рамке узнаваемости - окружающие люди, типичный фон российской провинции на заднем плане, разговоры, отношение друг ко другу - всё это, к сожалению, очень многим знакомо. В точно такой вот школе учился почти каждый, поэтому с пониманием ситуаций у зрителя проблем не возникает. Я не училась в классе коррекции, в тех школах, где мне приходилось учиться, я не встречала подобных классов, поэтому не могу сказать с уверенностью, где тут преувеличение. Вполне возможна такая ситуация, ведь люди склонны 'прятать' 'неприятные' вещи с глаз долой за решёткой. В одиннадцатый класс поступила девушка, передвигающаяся на инвалидной коляске. Удивительно, но она очень быстро вписалась в общество своих одноклассников, а те, впрочем, и сами не были против. Они приняли её настолько дружелюбно и радушно, что у меня даже появилась слабая надежда, что всё сложится хорошо. Но трудности на жизненном пути Лены Чеховой только начинаются. События в фильме развиваются стремительно, словно 'Класс коррекции' боится наскучить зрителю. Всё происходит слишком быстро, некоторые сюжетные переходы из-за этого получаются несвязными. Та же претензия и к персонажам, кстати, неплохо отыгранным юными актёрами - их поведение, порой, нелогичное и скомканное. Режиссёр хотел показать жестокую правду жизни, пустив туда ещё больше чёрных тонов. Единственный человек, который ведёт себя по-своему, не прогибается под других - главная героиня. Она не считает нужным стесняться своей инвалидности, она не считает себя лучше или хуже ровесников, ей не чужды отчаянные поступки (лежать на рельсах, пока над тобой мчится поезд, убегать от полиции, просить 'копеечку' у прохожих). И самое главное: она уверенна в том, что всё в её руках. Казалось бы, получается отличный расклад: человек с чистым сердцем и сильной волей находится среди отчаявшихся подростков, которым жизнью отведена роль 'подальше от нормальных'. В фильме есть сцена, где Лена возмущается наплевательским отношением одноклассников к смерти одного из них и горячо говорит им, что не всё потеряно, их жизнь - в их руках. И она не только говорит это - она доказывает своим поведением и самой собой, что она такая же, как и все. Она имеет право влюбляться, спать с парнем, учиться по подходящей для её возраста программе и спорить со старшими, если нужно будет. Дальше, логично было бы предположить, что её одноклассники одумаются и постараются что-то исправить в своей серой жизни. Ага. Не тут-то было. Вместо того, чтобы последовать примеру Лены, подростки озлобились на неё и возненавидели. Всё в лучших традициях реализма. Фильм получился нескучным, достаточно глубоким по смыслу и простым в изложении. Но он не оставляет ни капли надежды. Он сделан в лучших традициях современного российского кино - узнаваем и... всё. Мы узнаём самих себя, своё окружение, жизненные ситуации, декорации, смеёмся или плачем, в зависимости от жанра, и больше ничего не происходит. Выводы? Ой, да кому они нужны! Вот, смотрите, здесь всё плохо. А здесь ещё хуже. А вы узнаёте эту противную училку? Да, и у меня такая же была. А вот эту техничку, которую, иной раз, хочется прибить её же шваброй? Да их полно. Конечно же они неисправимы. Эти люди просто злые сами по себе. Такой вывод, что ли? Проще понять 'коррекционников' - они оскаливаются в ответ на жестокость со стороны взрослых. А вот отчего взрослые такие? Почему директриса школы (!) позволяет себе дать пощёчину девушке на коляске? Почему комиссия 'не разрешает' адекватной и умной девушке учиться в обычном классе? Все люди - звери? Или им просто всё равно? 6 из 10
Работа молодая, чувствуется в ней эдакая неаккуратность и задор. Хотелось режиссеру всего: и поджечь что-нибудь, и под поезд камеру положить, и ножки в чулочках, драку - дайте две, cуицид, первый секс, ну и социальный вопрос поднять, и все это на фоне любовной истории подростков из класса коррекции. Круто? Конечно круто. Сюжет подробно описывать не буду, поделюсь впечатлениями. Я долго не смотрел этот фильм, потому что меня некоторое время отпугивал откровенно неудачный постер фильма с глянцевыми подростками. Опять молодежная комедия, - думал я. На самом деле хорошему фильму редко достается плохой постер - это секретный заговор дизайнеров. Правило сработало и в данном случае, глянец с постера немного протек в фильм, но я все же оставлю зеленую рецензию. Фильм меня зацепил, особенно в первые минуты после просмотра. Я поставил 8 баллов, потом через пару часов снизил до 7, на завтра осталось только 6. Да и то один балл авансом за то, что смог обмануть меня и за молодость режиссерскую. Такое понижение градуса для меня необычно, почему я и решился все таки оставить след в виде рецензии. Дело в том, что фильм после просмотра рассыпается на кусочки неувязок, ты начинаешь себя спрашивать - а почему он так поступил? как это вышло? и понимаешь, что тебя обманули. И вот здесь на самом деле интересный возникает эффект, после просмотра фильма ты можешь в голове 'доснять' те куски, которых не хватает, ответить на свои вопросы, но только это получится уже твой, другой фильм. Вспомнить, так сказать, школьную молодость, тогда в годы молодые и чудесные все было понятно! И вот таким калейдоскопом все валилось на голову: ножки в чулочках, экзамены, прогулки по стройкам, драки и первые поцелуи. Некоторые сцены удались на очень высоком уровне, видно, что есть куда развиваться и актерам и режиссеру. Хочу особо отметить, что Поезжаевой отлично удалось сыграть школьницу, а ребята уже слишком взрослые, ну другие глаза у школьников, особенно в ККО. Отдельный реверанс оператору, в том числе за работу с рук. Фильм все же живой, будет что обсудить. PS Если читаете после просмотра, вам тоже совсем не жалко Беспалова? Попались? 6 из 10
«Человек - забавная скотина» - пел Борис Усов из Соломенных Енотов. Прошло двадцать лет и появился фильм, авторы которого ничего умней и содержательней этой Усовской строчки выдать не смогли. Социальная драма для простаков или как освоить финансовую поддержку министерства культуры одними лишь шаблонами. Самое противное в этом фильме – это не желание автора хоть чуточку травмировать зрителя. Все углы максимально сглажены, ощущения такие, что всё происходит понарошку. Если умер одноклассник, то в самом начале, тайком, так чтобы никто не видел. Вроде как пьянствуют, но пьяных нет, насилуют но не до конца, дерутся до первой крови, а в остальное время мило общаются между собой и строят любовь. Если в целом авторы пытаются затронуть широкий круг проблем, фильм действительно содержит много социальных подтекстов, то на конкретных персонажах и их историях он просто рассыпается. В конечном итоге, сами зрители могут вспомнить истории из жизни серьёзней и драматичней, если не свои - так соседские, правда чем такие истории заканчиваются лучше не вспоминать. Сценарий ужасно прост и скорее всего большую его часть писали на коленке. Девушка инвалид приходит в новый класс, влюбляется в красивого мальчика, некрасивый мальчик любит её тайком и мстит обоим, всё усугубляют их болезни и наша страна, в которой им не повезло родиться. Вообще то откровенной чернухи нет, то есть показать все прелести жизни в России – не сама цель, и иногда её не хватает для правдивости. Если говорить о школе, то впечатление остается будто инвалидам там много проще учится, чем простым людям в той настоящей школе, где учился я. Средняя школа просто кладезь мрачных, трагичных историй и таких же людей. А авторы почему то представили учителей простыми канцелярскими крысами, где настоящее зверье? Тем более в классах коррекции, неужели в этих персонажей кто-то поверит. Совершенной загадкой для меня остались непрерывные прыжки под поезд, это конечно адреналин и цель процедуры понятна, но что они делают в этом фильме? Нет среди героев ни одного человека, живущего «на полную катушку», который может позволить себе подобные развлечения. Все герои покалечены судьбой, вся жизнь посредственна и однообразна. Когда их одноклассник бросился под поезд – я поверил, а вот их забавы будто совсем из другого фильма, выглядит нелепо. В интернете валялся видеоролик, где парень вытворял подобные трюки и видимо авторы решили, что удивят кого то возможностью лечь под электричку и остаться в живых. Стоит отметить, что очень неестественно фильм выглядит и благодаря актерам, молодое поколение по большей части кривляется перед камерой, а актеры постарше устраивают театр на выезде. Учитывая слабый сценарий получается такая злая, скотская сказка с хорошим концом, в которую всё равно никто не поверит.
Хорошее кино - то кино, после просмотра которого есть что обсудить. То кино, которое заставляет обсуждать сюжет, героев или антигероев. И 'Класс коррекции' однозначно таковым является. Это отражение нашей действительности. Мы стали такими, какими мы стали. И выросли в таких же социокультурных условиях. Ничего не изменилось за 20 лет с того момента, как я окончил школу. Ничего не изменилось спустя 10 лет, когда я уволился из школы, проработав учителем. Именно эти условия либо нас ломают, либо мы становимся сильнее и продолжаем жить. Подростковая жестокость - это неопровержимый факт. Стоит только дать слабину, и тебя будут растаптывать всю жизнь одноклассники, однокурсники, коллеги, окружающие... Правда жизни: не показывай слабостей и чувств - будет легче идти по жизни. Не только школа, но и всё человечество нетерпимо к чужим недостаткам 11 кко - это не класс коррекции. Это самый обычный класс, не отгороженный металлической решеткой от остальной школы, да и всего мира. Класс, в котором душат слабых и издеваются над теми, кто имеет какие-либо недостатки. Класс - это место, где рядом сосуществуют различные семейные устои (от интеллигенции до самых низов). Класс, в котором стадный инстинкт соседствует с трусостью каждого из участников стада. Создатели фильма немного приврали: коррекционные классы в любой школе учатся вместе с другими учащимися по такой же программе. Знания их оценивают по тем же критериям, что и в обычных классах. Правда жизни заключается в том, что учащиеся даже в обычном классе после 9-11 лет обучения порой не умеют читать (и не хотят что-либо узнать или чему-либо научиться). Отметки учащимся выставляют исходя не из знаний, а указаний Управления образования, угроз администрации школы. Та школа, где учителя занимаются сплетнями и опускаются до уровня техничек. Учительский коллектив руководствуется таким же стадным инстинктом, что и их воспитанники. Из своего опыта точно помню, как директор выгоняла сплетниц из учительской. В фильме показаны не только школьный быт и взаимоотношения. В фильме изображён быт подмосковных школьников (Наро-Фоминск, Бекасово). Свободное время школьники занимают играми вблизи железной дороги (ложатся под проходящие поезда или катаются верхом на них - увлекаются зацеппингом - рискуя своей жизнью). Худшем случае пьют на квартирах одноклассников или в подъездах. Переходя на персонажи, остановлюсь только на нескольких. Мама Лены. Уж не знаю, специально ли создатели фильма на эту роль выбрали именно эту актрису. Порой мы характеризуем людей, пользуясь физиогномикой. Если мама Лены действительно образованная и заботливая, то зачем её облачать в образ явной алкоголички. Почему-то мне думается, что любая мать представляет, в каких условиях придется её ребенку учиться. Вряд ли она отдала бы инвалида по опорно-двигательному аппарату учиться вместе с детьми, имеющими особенности в психическом развитии. Лена. Девочка в 11 классе уже отлично понимает, кто её окружает, способна оценивать события, участником которых является. В фильме же возникает впечатление, что инвалид по опорно-двигательному аппарату имеет ещё и задержку в психическом развитии. Директор школы проявляет себя и как последняя сволочь во время медико-педагогической комиссии, и как предусмотрительный педагог, когда предупреждает маму Лены о том, что девочке лучше было бы продолжить учиться на дому. Из своего опыта могу сказать, что надомники учатся по той же программе (от изучения отдельных дисциплин иногда их освобождают), что и учащиеся общеобразовательных классов. Получают такой же аттестат, как и другие школьники. Но мне не понятна позиция директора во время комиссии. Большинство директоров стремится приукрасить положение их подопечных. Антон и его мама. Это не ненависть или пренебрежение к инвалидам. Это здоровое желание мамы оградить сына от возможных проблем первой любви (нежелательная беременность или брак с девушкой-инвалидом) и сломанной жизни как Антона, так и Лены. Да, в сцене дома у Антона и в кабинете директора она грубая баба. Но как мать она способна просчитать последствия необдуманных поступков её сына. Антон же, находясь в зависимом положении от своей мамы, не имеет другого выхода, кроме как перестать общаться с Леной. То, что произошло в финальной сцене возле железной дороги, конечно, не есть норма человеческих взаимоотношений, но и не редкость в подростковой среде, особенно, если отношения такие ''высокие', как это изображено в фильме.
Полнометражный игровой дебют амбициозного режиссера Ивана Твердвоского изначально заинтересовал меня выбранной тематикой. О суровых школьных реалиях в отечественном кинематографе говорят давно. Каждое такое упоминание вызывает резонанс в обществе. Как обычно, по разные стороны баррикад с пеной у рта пытаются доказать, что это сплошная выдумка и чернуха, порочащая имидж страны на зарубежных кинофестивалях, или настоящее искусство, заставляющее взглянуть проблеме в лицо и признать её. В принципе, так было всегда. Когда вышел советский фильм 'Чучело' на похожую тему, то многие тоже удивлялись, откуда в нашей милой и дружелюбной стране такое могло случиться. Но, увы, случается и такое, и даже похлеще. Поэтому режиссеры, вроде Германики, Твердовского, Серебренникова и Звягинцева, нужны отечественному кинематографу и зрителям, не покидающим своим уютных норок. Кстати, сам Звягинцев, будучи в жюри 'Кинотавра', был в восторге от премьеры ленты, получившей награду за 'Лучший дебют'. После просмотра я тоже остался под впечатлением. Ивана Твердовского наверняка будут сравнивать с Германикой, потому что фильм снят в такой же псевдодокументальной манере, где камера ходит по пятам героев и актеры не пересказывают в кадре зазубренный текст, а импровизируют на съемочной площадке. В защиту Ивана скажу, что он-то и начинал с документальных специфичных короткометражек, да и отец его занимал ту же жанровую нишу. Для Твердовского 'Класс коррекции' стал сублимацией накопленного режиссерского опыта. Да, тут есть безусловно слабые места, которые можно простить дебютанту. Во всяком случае, я оценил концептуальность его идеи. Он не просто затронул проблему коррекционных классов в образовательной школе. Он снял парадоксальную социальную драму, в которой неадекватные люди становятся готовыми вступить в наше общество, а единственные нормальные персонажи остаются одинокими отщепенцами. Сюжет фильма многослойный. Тут много интересных акцентов. Например, сразу поражает гнетущая атмосфера коррекционного отделения. Да, это действительно похоже на тюрьму, где за учениками закрываются решетки. Мне довелось посетить как-то резервационный класс. Испытывал я примерно такие же неприятные ощущения, переступая порог вольера для особо буйных учеников. Второй интересный для меня акцент - это хамство. С ним каждый из нас сталкивался в повседневной жизни. Тут зло в чистом виде предстает в образе уборщицы. Это типичная хабальная тетка, из которой вытекает желчь от неудовлетворенности собственной жизнью. Только в конце она проявляет задатки человеческого сострадания, понимая, что кому-то в этом мире живется еще хуже, чем ей самой. В прочем, хамят тут и учителя, а им в ответ огрызаются ученики. Всё, как в обычной среднестатистической школе. Отдельной линией идет подобие любовного треугольника. Новенькая сразу же приглянулась главному хулигану, но отдала предпочтение симпатичному эпилептику. Подростковые дрязги постепенно уходят на второй план. Это не слезовыжимательная мелодрама, взывающая к толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями. Хотя я откровенно прифигел, что есть еще такие упоротые идиоты, как мать Антона. Это кино в какой-то степени мотивирующее. И именно в этом главное отличие Твердовского от Германики. То есть он не делает чернуху о том, как больно можно упасть. У него более философский подход к насущным проблемам, которые закаляют наш характер. Обратите внимание, что тут нет ни судебных разбирательств, ни жирной точки в отношениях героев, ни какого-либо наказания. Но финал и без того красноречивый. Главная героиня пошла в школу, чтобы подготовиться к взрослой жизни. И да, она повзрослела. В актерском составе никого особо выделять не стану. Здесь собрали весьма фактурную компанию из ярких персонажей. Мария Поезжаева смотрелась неплохо в главной роли. Как оказалось, у нее тоже были натянутые отношения со сверстниками, что несомненно помогло вжиться в образ изгоя. Никита Кукушкин великолепен в образе главного злодея. У него очень тяжелый взгляд. Филипп Авдеев выполнял чисто декоративную роль. Но у него и персонаж такой, ни рыба, ни мясо. Больше всего мне понравился образ матери Лены, обычной простодушной женщины. Она даже как-то причитает по поводу пандуса по-доброму. Вот у нее поистине ангельское терпение. А эпизод с уборщицей в конце вышел, пожалуй, самым эмоциональным. В общем, любителям социальных драм однозначно рекомендую. Тут вам и романтика, и проблем выше крыше, чтоб потом вдоволь повозмущаться на тему несовершенства нашего мира. 10 из 10
Миопатия? Пара поездов и одно изнасилование поставит вас на ноги! Или 'История одного исцеления'. Многие пишут о равнодушие и жестокости, о безнравственности и невежестве, о любви, и наконец, предательстве, в контексте этого фильма, но всё это лишь антураж, всё это второстепенно, всё это было, об этом знают. Где же канва? Ужасы из провинциальной глубинки, страх и ненависть в российских трущобах, жестокость и безразличие подростков\родителей\преподавателей... Всё это 'мозоль на пятке, которую уже стёрли по колено'. Хотелось бы увидеть альтернативный взгляд на эту проблематику, услышать свежее мнение, относительно этого всего, из уст сведущего, молодого и, разумеется, глубоко небезразличного к этим проблемам режиссёра, но нет. Нам ещё раз показали, как бывает плохо и страшно. Нет господа, бывает хуже и страшнее, и всё намного печальнее, и многие видели это воочию. Если для вас явились откровением какие-то эпизоды этого фильма, поздравляю, мне нечего вам сказать, разведу руками! И если бы этот фильм был совсем никаким, можно было бы просто спокойно пройти мимо, но это далеко не так. И так, по порядку: Нет никаких претензий к кастингу, мало того, если обычно в фильмах про школу сразу бросается в глаза несоответствие возраста актёров с возрастом персонажей которых они играют, то здесь, как ни странно, все актёры, играющие школьников, выглядят в своих ролях довольно органично. За постановку сцен и работу операторов, вообще, говорю спасибо! Сработали на отлично. От поезда хочется отпрянуть, а во время драки закрыться, несмотря на то что всё это происходит на экране. Особенно хочется отметить драки, нет ну правда, даже некоторые боевики по правдоподобности подобных сцен рядом не стояли. Так же и игра актёров заслуживает отдельной похвалы. Ни разу за весь фильм не поморщился, и это просто удивительно, правда, уж чего не ожидал. Вообще все играют очень живо и убедительно, настолько хорошо, что я забыл о том, что они вообще играют роли, огромное им всем спасибо! Отлично выдержана атмосфера. Тех, кто знаком с серыми буднями спальных районов небольших городов не проведёшь, и не понадобилось, всё показано так как оно есть. Не прерывается ни на минуту и общее хмурое настроение фильма, состоящее из соответствующих событий, диалогов и поступков. Но, сценарий! Подача сюжета ужасна! Образы никак не обыгрываются, они валяться вам на голову, а ведь они довольно тяжёлые. Все герои фильма просто такие какие они есть, а почему они такие, об этом нет ни слова. Все начиная с Лены. Лена девушка инвалид, да ещё и просидевшая 6 лет на домашнем обучении, приходит в школу и... моментально вливается в коллектив, адаптируется и почти сразу становится одним из главных его членов. Искренняя, открытая, общительная, адекватная. Почему она такая? Почему она не замкнутая, не закрытая и стеснительная, не молчаливая и холодная, где страх в её глазах? Расскажите её историю, дайте понять почему она не такая как все, такая правильная и сильная! Расскажите почему коллектив сложных подростков сначала принимает её сразу без всяких «но», а только потом, резко и бесцеремонно, решает над ней жёстко поиздеваться? Почему Миша такой жестокий? Почему все дети этого класса в конце концов вдруг оказываются извергами? Я не сомневаюсь, что всё это возможно, я просто не понимаю, об этом всём нам самим нужно догадываться? У меня есть своё понимание всех затронутых в фильме проблем, но я бы хотел услышать мнение автора, иначе зачем это всё? 'Всё происходит просто так, не зачем это комментировать, и так сойдёт, пусть ужасаются'. Собственно, вот почему так горько за этот фильм и вот откуда такое негодование. Здесь нужно было не просто авторское мнение, здесь нужен был авторский крик, который в совокупности с вышеописанными положительными факторами мог бы прогреметь выше однообразной пасмурной толщи социального кино, и не только отечественного. Именно авторская идея, мысль, посыл, мнение, это хребет фильма. Побоялся ли режиссёр или у него вовсе этого мнения не было, остаётся догадываться. Каждый возьмёт своё, поймёт по своему, сделает свои выводы касательно того, о чём этот фильм, но этого мало для такого амбициозного замаха. В конце, в довершении всего, опять же, совершено внезапно, (Осторожно спойлер!) Лена пошла, встала и пошла. Доконали бедную до устойчивой ремиссии! Про это фильм? Всё что нас не убивает то... исцеляет? Ладно, допустим, но без авторского пояснения это равно нулю, это ещё один фильм про то что всё плохо, но не безнадёжно. Мощно в целом, но по сути, не о чём. В полезности этого фильма для молодёжи крайне сомневаюсь, под поезда ведь начнут прыгать, кто ещё не прыгает. А вот любителям жанра смотреть обязательно! Очень жаль, что всё-таки не получилось большего, а ведь могло! За отличную попытку - 6 из 10
Фильм вызвал довольно противоречивые эмоции. Вроде бы все не так уж и плохо, чтобы окрестить его провальным, но и не настолько хорошо, чтобы с уверенностью сказать, что понравился. В целом, фильм интересный, и сюжет начинает набирать обороты сразу же - без заминок, долгих предысторий, утомительных прологов. Но в то же время режиссер помещает нас в четкие рамки этого класса коррекции. Казалось бы - логично, ведь фильм и заявлен как драматичная история про подростков-инвалидов, но как-то все слишком пусто, плоско. События развиваются возле одной ситуации, интригуют, захватывают, дразнят, влекут, и... обрываются! Драма? Для сложной социальной драмы слабовато. Есть серьезная заявка на успех, вижу недурную идею, актуальные проблемы, волнующие темы, которые режиссер пытается показать и раскрыть, но глубины не вижу. Не задевает. Фильм с претензией на звание тяжелой социальной драмы оказался довольно посредственным, рассчитанным на широкую аудиторию творением. Вряд ли бы на экраны страны в свободном доступе выпустили шокирующий 'социальный хоррор', коим назвали 'Класс Коррекции'. Режиссер выбрал актуальную тему и проблему современной школы, добавил немного душераздирающей подростковой любви, главных героев детей-инвалидов, но сделал это все довольно-таки приемлемым для просмотра разных людей разных возрастов. Фильм не шокирует, не вводит в ступор, так что смело садитесь и смотрите - интересно будет точно. Время пролетело быстро, фильм не на шутку увлек, но все же во время просмотра не раз посещала мысль, будто Германика представляет нам сие творение, ведь все очень и очень 'в ее стиле'. Что-то мне казалось, что летающая и болтающаяся камера, нахальные подростки и злобные учителя, далекие от попсы саундтреки, мелькающие пейзажи окраин русских городов; прямолинейность и жесткая форма подачи реальности - это фишки сугубо Германики; ан нет - тут новая звезда нарисовалась! Актерская игра - неплохо, даже хорошо. Причем, заметьте, что актеры второго плана (мама Лены, директриса, уборщица, злобный мальчик, имя которого, увы уже не помню) играют намного сильнее и лучше, чем главная героиня и ее дружок. Вот так очень интересно расставлены акценты в данной картине. 'Класс Коррекции' - это не глубокая и трагичная социальная драма, и уж точно не социальный хоррор! Фильм интересный. Но не более того. Если ищите эмоции, посмотрите 'Волчок', 'Сибирь. Мон Амур', 'Лиля навсегда', 'Детки', в конце концов. А этот - очередной из многих. Хотя, и многих он значительно лучше. 5 из 10
Никому не нужные дети. Они не понимают что хорошо, а что плохо. Они глумятся над смертью. Они не ценят жизнь. Впрочем, как и многие подростки. К сожалению. Они совершенно безответственные. Да у них даже собственного мнения нет! Все они - как стадо баранов. Да, они особенные и прочее бла-бла-бла. Но какие-то моральные ценности у них должны быть. Когда у Антона случился приступ, что они решили? Правильно 'У нас скоро экзамены, не надо палиться'. А о том, что он мог умереть они не не подумали. Лена Чехова - она попала в этот класс только потому, что она долго не ходила в школу. Она довольно умна и сообразительна. Кто-то считает, что она шлюха. Не согласна с этим. Она просто не знает как иначе можно выразить свои чувства. У нее не было друзей, не было даже подруги, с которой она могла поговорить. Антоша Соболев - безумно милый парень 'Ты прям какой-то идеальный' - сказала как-то Лена, я была с ней полностью согласна, но в конце концов он оказался таким же идиотом, как все. Даже еще хуже. И мать у него - еще та стерва, а он - маменькин сынок. Миша - такая дрянь. Абсолютная и бесповоротная. Хотелось плюнуть ему в рожу. Именно в рожу. Лицом это назвать нельзя. 'Безответная любовь и все такое'. Многие сталкиваются с этим, но далеко не все идут на ТАКУЮ месть. Это так жестоко. Удивительно, как один случай может изменить отношение. Зависть человеческая не знает границ. На самом деле я не знаю где режиссеры находят такие школы - что Гай Германика, что этот. Может быть мне просто повезло учиться в такой школе как моя, но и от своих знакомых из других школ я не слышала про такой беспредел. Боже, как же мне повезло с моими одноклассниками - у нас всегда был на столько дружный класс, что в школу я всегда ходила и хожу с удовольствием. Когда -то давно, когда мы были младше, если стрелку назначали кому-то одному, то весь класс шел на разборки. И так было всегда. Сейчас же мы стали умнее, и поняли, что практически все проблемы, все споры, недомолвки можно решить мирно. А учителя? Какая несправедливость. Чем дети заслужили такое отношение к себе? Ну что это это такое? Опять же про таких 'старых грымз' я могла разве что где-нибудь прочитать. У нас абсолютно все учителя - прекрасные, замечательные, понимающие и отзывчивые люди, они всегда готовы пойти на встречу. После таких фильмов я начинаю считать свою школу просто идеальной. Последние 20 минут фильма - это нечто. С каждой минутой мое сердце сжималось все больше и больше. Как можно быть на столько жестокими? Я шокирована до глубины души. Не дай Бог, кому-нибудь столкнуться с таким. Ребят, из любой ситуации есть выход, давай-те не будем стадом и каждый будет думать своей головой. Вам отказали - значит не судьба, и Вам приготовлен какой-то еще более прекрасный человек. А если Вы не верите в судьбу, значит этот человек Вас просто не достоин. Не стоит гробить свою жизнь после одного неудавшегося романа. Помните, все Вы личности. У каждого из Вас СВОЯ голова на плечах. В этом мире Вы можете положиться только на собственные силы. Думайте своей головой и не лезьте в сомнительные дела. Фильм не совсем об этом, но все-таки МЫ всегда должны оставаться, прежде всего, людьми. Вот, пожалуй, и все, что я хотела Вам сказать.
Хотела начать писать со слов «никогда», но слово «всегда» взяло верх. Всегда смотрите наше российское кино. Встречаются неожиданные исключения. Всегда, однако, выбирайте, что смотреть. Всегда готовьтесь (да, заранее!) морально – то, что вы увидите, вряд ли вас развеселит, повысит ваш эмоциональный настрой. Скорее всего, вас начнет тошнить где-то на середине. Всегда причина одна. Все так страшно, что хочется закрыть глаза и уши, убежать в другую комнату, а лучше на другую планету. Туда, где нет – ЧЕЛОВЕКА. Собственно, о фильме. «Класс коррекции». Немного о сюжете. Российский городок N. Живет там девочка Лена, у которой проблемы с ногами, и поэтому, она может передвигаться только на инвалидной коляске. Лена начинает учебу с 1 сентября в так называемом «классе коррекции». К слову, она одна там с физическим недостатком. Хотя, после просмотра фильма понимаешь, лучше так, чем с конкретным клиническим уродством по жизни в голове. Все сначала идет хорошо, она заводит дружбу с ребятами из класса, и ты надеешься на хэппи-энд по-американски, но потом вспоминаешь - это наше кино, а значит – стопочка и поехали смотреть дальше. Уже на 30 минуте фильма у тебя начинает щемить сердце, и ты начинаешь осознавать – все будет очень плохо с этой отважной девочкой, которая умеет говорить правду, оказывается сильнее любого физически здорового человека, умеет искренне и по - настоящему любить и дружить. Только вот для нее это заканчивается не так уж позитивно, как хотелось бы. Но, о нескольких моментах. Еще в самом начале фильма, мое внимание привлекает «отдельный» коридор для коррекционного класса, «отдельное» отношение учителей к этому классу, которые, якобы, умственно слабее остальных. Вот здесь, можно поспорить. «Отдельных» мозгов вполне хватает на изощренную месть, страшное безразличие и нечеловеческое отношение к людям. Сначала, даже можно подумать: «Ну, ребята так живут, в таких условиях, им можно это простить». Знает, а ведь такое сплошь и рядом, да, скажу таким штампом. ТАКОЕ НЕ ТОЛЬКО В ЗАБЫТОМ УГОЛКЕ России, такое и в Москве, и в Париже, и в Мельбурне, и в Пекине, и в Нью-Йорке. Общество гниет. Уже поднимается тошнотворный запах. Не морщитесь. Мы гнием. Пора уже понять это и начинать, иногда, думать не только о себе, не только о том, что я «хочу», как бы больше украсть, заработать, забывая элементарно, как себя вести в метро в час пик. Разве это не страшно, когда тебе говорят: «Вашу дочь изнасиловали, приезжайте скорее». А родители отвечают: «Работа закончится, после шести приеду». Люди, вы себя слышите? После таких слов нужно класть зубы на полку, брать простыню и искать себе место, на кладбище. В фильме очень много страшных фраз, которые не поддаются адекватному объяснении, много поступков, не поддающихся какому-либо пониманию. Все мы, конечно, субъективны. Весь мир таков, но все же, существуют какие-то хоть примерные границы. Просто знайте. «Если бы все люди сидели в своих квартирах, зла было бы намного меньше». Но ирония в том, что зло не может существовать без добра, а поэтому нам всем придется мириться, что мы производные зла и добра, мы производим неизбежно «зло» и «добро», только вот зла не в смысле «убийства», «насилия» или «кражи», это все земное и нами придуманное. А зла, которое рождается с нами, которое сидит глубоко в наших мозгах и сердцах, которое может вырваться наружу, когда мы сами этого не ожидаем. Будет оно таким гнилым и тухлым, будет кривляться перед нами и с отвратительной ухмылкой смотреть на нас. И нам придется однажды признать, что мир изменился. Он стал куда страшнее, чем нам кажется. А мы знаем, что нужно делать, когда 'кажется'. Мы считаем, что все происходящее – ерунда, а потом будем считать это даже ложью и иллюзией. Это не с нами, это не в наше время. Продолжая в этом духе, мы погубим себя скорее, чем все озоновые дыры вместе взятые. Один фильм. 1,5 часа жизни. Весь мир – в класс коррекции. Аминь. 10 из 10
В одном из первых интервью прессе после успеха 'Класса коррекции' двадцатипятилетний режиссер Иван Твердовский заявил, что считает литературную основу фильма, одноименную повесть вдвое его старшей Екатерины Мурашовой, 'на редкость бездарной'. Так-то вот. 'Ваня, да я же тебя крестил! - А я вас об этом совсем не просил!' Собственно, этот жест молодого режиссера как нельзя лучше задает общий настрой и тон восприятия его кинематографического детища. Поневоле предвкусишь сознательных кощунств, плевков в морды наставникам, хранившим юность нашу, кустарных исправлений карт звездного неба. И - не обманешься. Впрочем, вожделеющим новую Германику придется охолонуть. Та попирала авторитеты, ни разу на них не опираясь: от любой вторичности она была защищена, по её же собственным словам, 'бронёй своего невежества'. Твердовский, напротив, наследует всей немалой традиции советского школьного кино, начиная с Райзмана и Фрэза, подробно останавливаясь на 'Чучеле' и заканчивая перестроечными авариями/куколками/арлекинами, более того, черпает из этой традиции щедрой поварешкой. Собственно, в своей истории, в авторской её трактовке, в психологических маневрах дальше Перестройки Твердовский и не уходит, к более современным образчикам ('Классу' Ильмара Раага или мексиканскому шедевру 'После Лусии') у него отсылает разве что мокьюментарная манера съёмки. К слову, сам режиссер вполне отдавал себе отчет в том, что фильм его серьёзно отдает нафталином: в том же интервью он называет себя манипулятором - радостно так называет, развязно. Так, мол, и надо было, ничего я ниоткуда не тырил, а снимал специально в знакомой целевой аудитории манере, чтобы сподручнее было бить по нервам и чувствам. Однако при всей своей наивности Твердовский не мог не понимать, что он первым взял на рассмотрение отечественным кино очень тяжелую, очень спорную, очень резонансную общественно тему. Что тема эта настоятельно требовала серьёзной и вдумчивой работы. Что стать поводом для стёба, приколов, пиара она не могла ни при каком раскладе. Должен он был рассчитывать и на то, что его, наконец, начнут воспринимать всерьёз - более того, именно по его картине будут судить о положении несовершеннолетних инвалидов в России. А потому и акценты он расставлял, вероятно, всё-таки не случайно. Если исходить из этого, то главной заявленной Твердовским проблемой стоит считать недобросовестную имплементацию законов об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями, тихий саботаж благих государственных решений почвой и судьбой: пандус вроде бы сделали, да так, что коляской на него не въедешь и с посторонней помощью, в обычную школу вроде бы приняли, но класс выделили отдельный, со специальным входом, решетками и контингентом, аттестационную комиссию вроде бы назначили и провели, но в решениях руководствовались не столько интересами ребёнка, сколько удобством обслуживающих его взрослых. Главная героиня Лена Чехова, прикованная к инвалидному креслу прогрессирующей мышечной дистрофией, более всего страдает именно из-за того, что ей не дают по-настоящему интегрироваться в нормальную жизнь. Которую она, кстати, совершенно не идеализирует: Лена упрямо хочет остаться в школе и после того, как товарищи грубо над ней надругались, а любимый низко её предал. Пафос Твердовского - однозначно в том, что и инвалиды должны жить по возможности полной жизнью, дышать по возможности полной грудью. А потому - подсадим их к 'нормальным', а там уж им самим выбирать судьбу ужа либо сокола. Всё так. Но, полагаю, мало найдется людей, способных остаться равнодушными в сцене группового изнасилования колясочницы на железнодорожных путях. Само собой вопиет что-то в душе, алчет и взыскует. Причём (и это важно!) сценарно случившееся - не вопрос воспитания, а вопрос подростковых рисков, мало связанных с физической (не)полноценностью. Лену насилуют не как инвалида, а как самую красивую девочку класса, заводилы преступления - фрустрированный её отказом гопник и завистливая толстуха-одноклассница. Велик, ох как велик соблазн вывести из этого диагноз обществу, изощренно жестокому по отношению к инвалидам ('Вся Россия - класс коррекции!' - написал в комментариях один из заокеанских эмигрантов - несомненно, испытывая при этом особое, смердяковское сладострастие)! Но по сути - обоснованно ли это? Выпуская инвалида в мир, имеем ли мы при этом в виду, что он, априори менее способный себя защитить, должен будет проходить через все обычные подростковые горнила? Или всё-таки - защитное крыло, тепличный режим и в результате - тот же класс коррекции?
Большой талант - уметь всколыхнуть чувства зрителя. Большой талант - заставить зрителя задуматься после фильма и постараться погрузиться в тот мир, которого ранее совсем не касался. Изначально, идея снять фильм о детях-инвалидах и подростках с различными отклонениями кажется пугающей. Трудно представить себе жизнь этих людей, ведь они кажутся такими далекими. В этом же фильме, режиссер показал существование детей с различными отклонениями совсем с другой стороны. Он смог рассказать историю, в которой их жизнь стала простой и понятной, стала похожей на жизнь простых людей. Зритель может наблюдать, как главные герои фильма испытывают те же чувства, те же эмоции, пьют такой же сок, едят такую же еду и так же, как и мы отмечают первый учебный день. При этом, зритель, безусловно видит и большое различие, между 'коррекционными' детьми и остальными персонажами картины. Но есть ли оно на самом деле? Иван Твердовский каждую минуту показывает, мол, смотрите - это не они, другие, это мы по-другому к ним относимся, мы в своих глазах видим совсем других людей и мы формируем тот ореол, который окружает инвалидов с самого рождения. Это пронзительная по своей сути идея, проходит через весь фильм холодным стержнем, к которому невольно прикасается душа почти в каждой сцене. Учителя показаны грубыми и бесчувственными, директор поражает своей жестокостью и злобой, позволяя себе рукоприкладство к главной героине, Лене, а уборщица находясь по своему социальному статусу ниже всех стремиться показать свою важность, полностью позабыв о простой человеческой морали. Ближе к середине фильма, появляется и еще один источник жестокости и безжалостности. Одноклассники Лены Чеховой, испытывая жуткий порыв ревности и зависти начинаю глумится и издеваться над девушкой, подвергая ее насилию. Эта животная, природная злость, этот страшный и, сметающий все на своем пути инстинкт выживания, заставляет детей-инвалидов идти на страшные поступки, не щадя бедную девушку, и, не взывая к голосу совести. Если говорить, о работе режиссера, то она бесподобна. Очень грамотно проработанные персонажи, а также потрясающие постановки абсолютно всех сцен, говорят о несомненном таланте Твердовского. Хочется также отметить работу оператора. Благодаря длинным дублям и 'перескакивании' камеры с одного действующего лица на другое, можно, на какое-то время, стать одним из учеников класса коррекции и участвовать во всем происходящем на экране действии. Поразительный эффект присутствия создал начинающий оператор, Федор Стручев, за что ему огромное спасибо. И, всё-таки хочется отметить небольшую недоработку Твердовского, как сценариста, а, именно, концовку. В таких картинах создатели любят оставить некие недосказанности, дабы дать пищу для размышлений зрителю и позволить нафантазировать свою концовку. Мне же не понравилась не недосказанность, а скомканная развязка любовных отношений Лены и Антона. Нежная и безоблачная история влюбленных подростков оборвалась так резко и беспричинно, что остается только развести руками, в недоумении, и попробовать самому придумать мотив подобного поведения, объекта симпатии главной героини. Пожалуй, такие вещи стоит разжевывать более тщательно. 'Класс коррекции' - яркий пример мощнейшего призыва ко всем, кто посмотрит эту кинокартину. Фильм взывает людей одуматься, избавиться от жестокости и обратиться к человечности. Все происходящее вокруг, зависит от нас. Мы - то самое общество, которое формирует отношение к людям с отклонениями и инвалидам. Мы можем изменится и сделать жизнь более честной и справедливой. И, наконец, мы находимся в самом низу социального развития, если позволяем себе инстинктивное и жесткое отношение к окружающим нас людям. Сильнейшая, драматическая картина!
С первых кадров понимается замысел режиссера. Он попытался создать эффект реальной жизни. Для этого он взял, возможно, непрофессиональных актеров, ребят не особо отличающихся от героев фильма. На экране они не играют, не пытаются кого-то изобразить, а живут, так, как примерно живут и за пределами этого кино. Порой чувствуется документальность происходящего, словно снимают репортажи - с улицы и из школы. Вопрос, который рождается от фильма: как люди сделались такими? Жестокими, равнодушными, завистливыми, грубыми. Особенно это проявляется в двух самых сакральных аспектах человеческого бытия - все что касается зачатия и смерти. Школьники играют со смертью, периодически ради острых ощущений ложась на железнодорожные пути, чтобы поезд пронесся над их головой. На поминках погибшего товарища они насмехаются над ним и его безвременным уходом. Смерть - действительно рождение в жизнь вечную, но какой издевкой звучит эта мысль в устах одного из ребят. Столкнувшись с любовью Антона и Лены, взрослые воспринимают ее пошло и гадливо. Такая реакция - не новость, ее сняли еще в шестидесятых в фильме 'А если это любовь?'. Но за полвека люди сделались еще более бессердечными. Сотрудники школы преследуют влюбленных, наверное, завидуя свежести их чувств и красоте, понимая, что их самих уже ничего подобное не ждет, что жизнь прошла тускло, мелко и пошло. Да и не нужно директору и учителям все то, что не умещается в инструкции. Чем меньше человеческого, тем легче управлять коллективом и предсказывать его поведение. Мама Антона восстает на любовь своего сына, возможно, потому что чувствует уход Антона из-под ее влияния. Родители детей-инвалидов нередко полностью растворяются в них, не имея ничего своего за душой, поэтому отдаление Антона для мамы могло быть сродни потери смысла бытия. Кроме того, мама стремилась вырвать сына из лап инвалидности, вон как она радовалась, когда Антон прошел комиссию, разрешающую ему перейти в обычный класс. А тут сын выбирает себе девушку-инвалида, отдает ей свое сердце. Это значит, что тема увечья и неполноценности будет продолжать присутствовать в его будущем, что естественно вызывает у мамы приступ ярости. Школьники стали дружно ненавидеть Антона и Лену. Мальчики - потому что красавица предпочла не их, девочки - потому что лучший парень класса обратил внимание на другую, а не на них. Все вместе ненавидят потому, что понимают: им впереди не светит такая любовь, понимают, что они инвалиды и находятся на обочине жизни. Все они тоскуют по любви, ищут ее и не находят, сводя любовь лишь к примитивной физиологии. А система образования все это поощряет. Невозможно без смеха смотреть на учительницу, натягивающую презерватив на банан на уроке сексуального просвещения. Из лучших побуждений взрослые сдергивают с интимных отношений покров любви и тайны. В итоге эти отношения школьники воспринимают только как телесные манипуляции, что и приводит к изнасилованию на железной дороге. Ну и такой выход из всей это тьмы, невежества, бездушия и цинизма? Не зря в фильме присутствует образ поезда. Идти, как локомотив, вперед к поставленной цели. Идти, перерезая и давя все помехи своими колесами. Состав невозможно остановить, затормозить, повернуть. Так и идут в последних кадрах фильма Лена и ее мама по школьному коридору и по всей дальнейшей жизненной дороге.