Подпоручикъ Ромашовъ: отзывы и рeцензии

ОЧЕНЬДЖА
ОЧЕНЬДЖА3 сентября 2016 в 09:28
Купринские страсти в мундирах не по размеру

«Подпоручик Ромашов» – это, господа и дамы, экранизация классики. А точнее – Александра Куприна. А ещё точнее – его повести «Поединок». И в этой связи я вынужден сделать постыдное признание – первоисточник я не читал. И сравнить фильм с оригиналом не в состоянии. «Ромашов» – это фильм про армию. Великую армию великой Империи, которую последние годы столь активно воспевают в сериалах и даже полнометражных блокбастерах. Только здесь перед нами возникает совсем другая армия. Муштра, муштра, муштра. «Коленки вместе!». Настоящее понятие о служебном долге – это не перечить полковнику. Открытое мордобитие рядовых. Почти не говорящие по-русски нехристи. Сословное чванство непросыхающих офицеров. В общем, никакого идеализма. И, прошу заметить, это взгляд современника (Куприна я имею в виду), который, на мой взгляд, видел более объективную картину, нежели наши режиссеры, столь восхищающиеся Великой Империей. С первых же – армейских – сцен стала бросаться в глаза ещё одна особенность. Мундиры у всех – от рядовых до полковника – новые, чистые, не тёртые. Не очень хорошо подогнанные. Сшитые, как на поток. Невольно вспоминается Жванецкий: «Генеральный штаб в мундирах не по размеру, а диктор говорит, что вся Европа на них работает». И не то, чтобы костюмы дёшевы были. Но просто видно, что это КОСТЮМЫ. И в них не солдаты и офицеры русской армии, а актёры и статисты. Которые играют в декорациях. Как будто передо мной не фильм, а спектакль. Это же относится к режиссёрско-операторской работе: длинные дубли, статичная камера, крупные планы. Много крупных планов. В которых становятся заметны, например, пластмассовые пуговицы. Или скруглённая рубящая часть сабли вместо острой кромки. Но это мелочи. Со временем, погружаясь в канву событий, начинаешь задумываться: а может, спектакль – это правильно? Ведь это Куприн. И здесь важно не передать историческую достоверность происходящего, а показать драматизм, накал эмоций. Ведь, когда мы сидим в театре и видим бурю страстей в обрамлении фанерных декораций, разве не восхищаемся мы постановкой? Восхищаемся! И в данном случае в «Поручике Ромашове» крупные статичные планы этому способствуют. Особенно, когда актёры играют хорошо. А в картине собралась целая плеяда матёрых звёзд: Александр Михайлов, Богдан Ступка, Георгий Штиль, Владимир Гостюхин. Причём, у многих роли чуть ли не эпизодические. Больше всего поражает Елизавета Боярская, которая появляется буквально на несколько минут, говорит несколько пару не значащих реплик и бесследно исчезает. Актриса, рвущаяся в примы российского экрана и на такой роли? Я недоумевал. Но всех мастеров и молодых талантов затмевает один актёр – Андрей Харитонов, который играет офицера-алкоголика-философа Назанского. Играет немного, но так смачно! Его сцены тем более поражают воображение, что мозг не в состоянии вспомнить ни лица его, ни фамилии. Кто он? Где ещё раньше играл? На помощь приходит спасительный гугл. Александр Харитонов – это Овод из одноимённого фильма 1980 года! Молодое аристократическое лицо из эпохи советского кино совсем не ассоциируется с запитой физиономией офицера. Но игра узнаётся. Об исполнении главной роли Анатолием Просаловым судить сложно. Это первая работа молодого актёра в кино. Точно могу сказать, что образ Ромашова, созданный им, симпатий не вызывает. Никакой офицерик, специализирующийся на адюльтерах, и, при этом, считающий себя хорошим. Только ничего хорошего так и не делает. Так только – хочет изредка. Один из авторов сценария Игорь Черницкий назвал «Поединок» очень современным произведением. Наверное, это так. Слишком много перекликается с сегодняшним днём. И армия. И беспросветное пьянство офицеров, не видящих великих целей в существовании своём. И многочисленные Шурочки, которым мужья нужны в качестве трамплина для прыжка в высший свет. И Ромашовы – вроде бы и хорошие, но слабые люди. Которые, то плывут по течению, то пытаются загребать против. Но недолго. Не сразу можно узнать, но небольшой поиск в Сети раскрывают тайну странностей фильма. «Подпоручик Ромашов» - это не полнометражное кино, а компиляция. В 2006-2007 годах появился 12-серийный сериал «Юнкера». Из последних семи серий сначала смонтировали полный метр также названный «Юнкера». А в 2012 году смонтировали полнометражку «Подпоручик Ромашов» из первых пяти серий. И это, дамы и господа, практически всё объясняет. И мундиры из костюмерной, и декорации вместо реализма. И Лиза Боярская с ролью «кушать подано» – кем была она в далёком 2006 году! Сразу становится понятно, отчего сюжет такой рыхлый и затянутый (фильм идёт почти два с половиной часа). А может я излишне строг. Всё-таки – важно не это. Важно то, с чем уходишь из кинозала. А после финального диалога Ромашова с Шурочкой и после поединка лично я уносил из кинозала непреодолимое желание любить. Не как отёсанный жизнью взрослый, а с болью и надрывом. Безнадёжно. Но не затухая. Сильное желание. И кто в этом больше виноват? Куприн или «Подпоручик Ромашов»?