Невозможно просто так прекратить говорить о фильмах Вуди Аллена. Кажется, что еще этот старик покажет, чем удивит? Но и в возрасте под 80 он умеет быть романтичным и ироничным, создает эстетически и стилистически совершенные картины. Что уж говорить о более ранних работах, когда ирония еще не пришла на смену сарказму! Это вступление — к разговору о картине 2002 года «Голливудский финал» — умопомрачительно смешном и грустном фильме. Это смешение эмоций и есть фирменный стиль режиссера. Именно так он создает смысловую глубину своих простых сюжетов — объединяя смешное и грустное, простое и сложное, ностальгию и современность. Ну как еще можно было бы превратить комедию положений о режиссере-неудачнике, ослепшем накануне начала съемок своего главного фильма, в изысканный деликатес? Сначала кажется, что этот фильм 102 минуты чистого смеха — каждая сцена смешнее предыдущей, но чуть подумав о картине или пересмотрев ее еще раз, появляется какое-то неуловимое, но неотступное тоскливой чувство. Не от того, что «Голливудский финал» так явно издевается над принципами «фабрики грез» с ее продюссерским кино, а скорее от того, что за всем этим ощущается какая-то суетность. Мир спешит, бежит, сбивается с ног, и во всем этом так мало смысла; Вуди Аллен со своей еврейской чуткостью понимает это как никто другой. Слепой режиссер снимает фильм! Что может звучать абсурднее этой фразы? Но именно так и есть — в этом завязка фильма. И здесь нет поисков ответа на вопрос о природе творчества или о том, каким зрением видит художник — физическим или духовным. Может быть, подумалось мне сейчас, это и легкий стеб над мифом о слепоте Гомера и порожденных им стереотипах, но по сути своей это завязка от начала и до конца парадоксальна. И в этом ее главная задача — быть абсурдом. Не обойти стороной и альтер-эго Вуди Аллена, которое настолько его повторяет, что даже сыграно им самим. Вэл Ваксман, пораженный недугом истерической слепоты, кажется нам узнаваемым, потому что исполнитель роли сообщил образу столько человеческого, в комизме его положения очень много теплоты, именно поэтому комедия положения не остается плоской и превращается в нечто большее в руках Вуди Аллена. Конечно, не мог состояться фильм и без музы — Теа Леони в роли бывшей жены и кинодивы харизматична, красива и магнетически прекрасна. Образ выстроен настолько гармонично и ярко, что, сравнивая эту работу Леони с другими, приходишь к уже привычной мысли: можно было стать актрисой ради роли в любом алленовском фильме. Ибо в них артистка открывается с совершенно новой стороны и, наверняка, не только для зрителя, но и для самой себя. В названии картины тоже заложена неприкрытая режиссерская ирония: это не только высмеивание сюжетных штампов и сценарной предсказуемости (хотя и в этом Аллен неожиданен), но и его прощание с Голливудом. После «Голливудского финала» он там больше не снимал. Так что название картины более чем говорящее — во многих смыслах.
Это один из лучший фильмов о киноиндустрии, который я когда-либо видела. Признаюсь честно, в Вуди Аллена я влюблялась постепенно)) Первые картины, которые мне довелось увидеть, показались милыми, но немного скучными. Но пару последних лет я постоянно смотрю его кино, наверстывая упущенное. В общем, мы все меняемся, меняется наше восприятие жизни и искусства. Вуди Аллен меняется на глазах. На мой взгляд, этот фильм стоит смотреть тем, кто уже видел многое у Аллена. Тогда его сатира в фильме «Голливудский финал» становится очевидна. Я могу предположить, что фильм этот был снят, как ответ на нападки на самого режиссера. Ведь Вуди здесь явно играет самого себя, да комические черты утрированы, Ваксман много смешнее и нелепее Аллена. Таким его сделала самоирония. К тому же лирический герой совсем ослеп. Да, временно, что не помешало ему снять кино. Финал фильма — опять же ирония автора над Голливудом, европейским кино, над самим собой. Отлично-отлично-отлично! Все безупречно: сценарий, режиссура, актерский состав, 10 из 10
Может ли внезапно ослепший режиссер снять фильм? Такая вот проблема является основой сюжета фильма Вуди Аллена. И, поскольку мы имеем дело с Мэтром, естественно, фильм этот — многослоен. Конечно же, можно в нем найти уйму выпадов в сторону Голливуда с его штампованной продукцией, но, лично мне во время просмотра было как-то лень этим заниматься. Возможно, потому что я не настолько критично отношусь к этой Фабрике Грез. А возможно и потому, что меня просто более увлекла «человеческая» сторона вопроса. Мне не хотелось видеть в этой ситуации какие-то аллегории. Было интереснее наблюдать за человеком-творцом, оказавшимся в действительно критической ситуации. Как он поведет себя? Как поведут себя его окружающие? И еще. Насколько реалистично удастся передать проблему, которая, по большому счету, является неразрешимой, фатальной? И еще. Поверю ли я в то, что на личном фронте главного героя всё сложится так, как ты и предугадываешь уже где-то в середине фильма? Уверен, что мою бдительность в разрешении этих вопросов Аллену в очередной раз удалось надежно усыпить своим творческим гением. И потому я не просто поверил в реалистичность увиденного, но еще и вопил от восторга (пусть «про себя» — разве это важно?), когда видел маленькие такие «реализмики» — штрихи неожиданные и вроде как необязательные по своей сути, но делающие фильм очаровательным. Вроде «эпопеи» с китайским переводчиком, либо сцены, когда герой Аллена падает со второго яруса где-то там на заднем плане — я ещё подумал до этого «Да он бы уже сто раз оттуда должен был свалиться» — и тут бах! такой вот тебе сюрприз… В общем, у меня появилось сразу два чудесных приобретения для двух коллекций: одна — это коллекция фильмов о неповторимой атмосфере Нью-Йорка, а вторая — «фильмы о закулисье» (театральном, киношном, богемном…). 7 из 10
Не самый лучший фильм Вуди Аллена. Во первых он не такой смешной и фильм, и особенно сам Вуди Аллен. Аллен выглядит старым, уставшим и раздражительным и если в других фильмах это было сдобрено изрядной долей юмора, что все в купе придавало непередаваемого обаяния, то на это раз нет. Особенно показательны сцены ссоры с бывшей женой в баре и встречи после долго расставания с сыном. Хотя и здесь Вуди пытается добавить фирменного юмористического стиля, но в первой сцене он все равно выглядит чересчур злобным, а во второй грустным. Когда ближе к концу герой Аллена встречается с продюсером тема утомления звучит назойливым рефреном. Большая часть юмора завязана на самой ситуации слепоты режиссёра и отдаёт таким цирковым буффонадным юмором. Лощённые продюсеры, которые так и просились на сатирические выпады, так и остались не потрепанные. Во вторых фильму не хватает лирики, ингредиента которым пронизаны лучшие фильма Вуди Аллена. Между Вуди и Леони, играющую его бывшую жену, не пробегает искра, между ними не чувствуется химии. Они выглядят больше как дочка со своим стареньким папашей, чем как возлюбленные. И кажется что Аллен и не прилагает усилий чтоб разжечь огонь. И хотя тема фильма должна быть близка Аллену как никогда, не чувствуется того личного, интимного отношения Аллена к материалу, которое так отличает его творчество. Но возможно, если обратить внимание, что по фильму герой Аллена расстался с женой десять лет назад и сам Аллен тоже расстался с женой те же десять лет назад. Что жена Аллена не давала видится ему с сыном и по фильму его герой долгие годы не встречался с сыном. И наконец если обратить внимания, что после фильма «Голливудский финал» Вуди Аллен перестал играть главные роли в своих фильмах. Возможно «Голливудский финал» очень личное высказывание автора полное горечи и боли, на этот раз лишенное его фирменного ироничного отношения и потому так не похожее на Вуди Аллена, подводящие черту под определённым творческим периодом режиссёра. Как знать.
Главное в фильмах Вуди Аллена — это наслаждение, его же самого, от съемочного процесса. Ведь не зря мастер уже столько времени снимет каждый год по фильму. Не каждый фильм получается супер удачным, но все равно пропустить хоть один не хочется. Перед нами как раз картина, которая на мой вкус относится к категории не очень удачных, причем по удивительной для меня причине… А именно игра главного героя, т. е. самого Вуди. Сюжет разворачивается вокруг режиссёра, который внезапно теряет зрение, как раз в начале съемочного процесса, но ему все равно приходится продолжать съемки… А спокойно наблюдать за комедийными ситуациями, возникающими в картине мешает лишь — неважная вдруг игра самого гения… Хотя и в целом фильм снят несколько небрежно, словно бы слепым режиссёром, что наверняка по идее сценария должно подчеркнуть реалистичность этакого случая, я бы отметил и хорошую игру: практически всех актеров, и достаточно оригинальный сценарий. Особенно интересное заключение в финале фильма о том, что даже, если кино снято плохо — как будто бы вслепую, и в Америке провал, то на европей ских кинофестивалях за это ждет огромный успех! И пусть Вуди скорее наплевать на, то сколько заработает его фильм, и как отнесется к нему зритель, он снимает свои фильмы для своего удовольствия — звезды любой величины, с удовольствием, снимаются в его работах. И все они радуют нас своей беззаботностью и легким отношением к себе… И за это: 7 из 10
«Голливудский финал» — несколько тяжеловесная и малосмешная лента Вуди Аллена, демонстрирующая, что даже у мастера бывают пробелы и неудачи. Главный недостаток данной картины — ее затянутый метраж, в котором комические ситуации излишне продолжительны, оттого не получается типично алленовского ощущения сатирического остроумного калейдоскопа, в котором одно сменяет другое с пулеметной скоростью. В «Голливудском финале нет ничего, кроме действительно смешной задумки того, что режиссер может снимать кино, будучи слепым, и этого никто не заметит. Аллен пытается создать сатиру на Голливуд, но она получается несколько беззубой, хотя, что касается власти продюсеров, социальная критика фильма — достаточно острая, диктат студийной системы, крупных кинематографических корпораций и режиссер-чудак в одиночку с ней борющийся — для Аллена не столько романтическое столкновение личности и толпы, сколько, объект для обоюдной критики и того, и другого. Он в не меньшей степени критикует как творца-неудачника, которого все принимают за гения, как и продюсерский диктат над созданием фильма. Аллену не впервой остро, но при этом завуалировано критиковать американские социальные институты и власть большого бизнеса и медиа, как, например, в «Знаменитости», но он сам никогда не идет на обострение своих отношений с продюсерами, всегда сдавая фильмы в срок, благо, что они стоят недорого. Главный герой его фильма работает над неонуаром, но при этом его артистические способности, его стиль, оценивается Алленом как проявление его недостатков: невротичности и, в конечном счете — слепоты, нежелания видеть мир таким, каков он есть. Главное острие критики Аллена направлено не против корпораций, а против интеллектуалов, их мессианского представления о самих себе, как об учителях, которые стремятся воспитывать массы. В смысле этой критики фильм удался и получился даже метафорическим и аллегорическим высказыванием на злободневную тему снобизма в среде интеллектуалов, но в плане формы он ему не удался, ибо получился рыхлым, драматургически не продуманным, наполненным множеством тяжеловесных, несмешных сцен, он по всем фронтам проигрывает «Разбирая Гарри», в котором более плотно и сжато, даже афористично представлены основные фобии и мессианские претензии интеллектуалов. Здесь же сатира не бьет прямо в глаз, но попадает в бровь, то есть целит по касательной в киноиндустрию, делает это беззлобно и не саркастически, а мягко иронически. В этом смысле Аллен снимает, что-то у в духе «Кутерьмы» Майка Ли — зарисовки из жизни деятелей искусства, но лишенную прицельного огня социальной критики, как его же «Воспоминания о звездной пыли», — раннего, так до сих пор и непревзойденного Алленом шедевра. В то же время в финале, он иронически посмеивается над тем горячим приемом, который всегда оказывает ему Европа, ведь его герой не лишен автобиографических черт, американские критики, считают, что Аллен исписался и исснимался, что теперь он не способен сделать ничего путного. Эти претензии преследовали его сразу после «Разбирая Гарри», который последним заслужил среди критиков звания шедевра, и то, что Франция и Европа в целом поддерживала его в самый тяжелый период его творчества, говорит о том, что он как бы кусает ту руку, которая его кормит, но делает это беззубым ртом. Одним словом, фильм не удался ни как критика, ни как высказывание в адрес американских интеллектуалов, хотя в нем сконцентрированы многие обиды и личные фобии Вуди Аллена, направленные против голливудской киноиндустрии, но вследствие драматургической рыхлости и непроработанности, наличия многих лишних шуток, фильм не складывается в единое целое, хотя задумка его блистательна от начала до конца.
Гений снял фильм о самом себе — о творческом кризисе и о проблемах в семье. Первый разумный вопрос, возникший у меня после просмотра: почему «Голливудский финал»? Понимать следует буквально. Аллен сетует на дорожку, по которой движется Голливуд, и решает повесить американские перчатки на гвоздь, после чего уйти в Европу, где пока еще ценят маленькое авторское кино. И, естественно, талантливый комик обязан захлопнуть дверь аккуратно и изысканно. Второе — как бы этим изыском одновременно изобразить и решить гложущие проблемы главного персонажа с бывшей женой и сыном. Вероятно, эти проблемы лишь символичны, но тем не менее, уверен, переживания режиссера они передают. Ну и напоследок, как же Вуди Аллен без высококачественного юмора? Своим изящным ходом американец не может не подтвердить репутацию мастеровитого комика. Уверяю вас, у творца, несомненно, получилось поймать и поджарить всех трех зайцев. Сейчас я поясню, почему так считаю. Для этого имеет смысл упомянуть, что я ярый поклонник мастера, но импонирует мне именно ранее его творчество. И лишь те фильмы, где все роли — отца, сына и святого духа кинематографа, присущи комику. Необходимое условие появления желания лицезреть картину — присутствие Аллена-актера. Привлекает меня его образ — чудаковатый, неказистый интеллегент. В тоже время помешанный на сексе самолюбивый, упрямый, упорный, требовательный эгоист. Большой ребенок с великолепным чувством юмора. Образ этот врезался мне в память, я с удовольствием впитывал его творения с самого начала карьеры, но в один момент Аллен повзрослел, а я еще нет, и уже «Манхеттен» я не воспринял после чего, слегка растроенный, приостановил хронологическое путешествие в мир гения. Но на киноклубе представилась возможность вернуться. И удалось — я почувствовал атмосферу былых творений в описываемой картине. По сути то же дитя — известный в прошлом режиссер Вел (Вуди Аллен), эмоционально воспринявший развод, пребывает в творческом кризисе. Все это выливается в постоянную ипохондрию. Вел внезапно получает от мужа его бывшей Элли (Теа Леони) выгоднейшее предложение. Как же реагирует он на удачную возможность? Будучи упрямым ревнивцем, гений бы отказался, но, увы, выбора у него не было и после серии ворчаний старик нехотя принимает предложение. Но это лишь небольшая прелюдия к настоящей развязке. Фильм этот досмотрев до середины, я поразился тонкому финту. Из-за психосоматического расстройства Вел ослеп! Какой ход! Именно этим поворотом Аллен убил тех трех зайцев. Потеря зрения послужила толчком для большого количества скетчей, следующих один за другим. Здесь комическая составляющая картины прыгнула выше своей головы. Ну и, естественно, режиссер сумел показать серьезность творческих и семейных проблем персонажа, впоследствии их успешно разрешив. Теперь немножко подробнее о картине. Как поклонник Вуди, я ликовал, замечая обилие отсылок режиссера к самому себе. Ведь требуют от Вела поставить картину о любимом городе Аллена — Нью-Йорке. Возникает естественная ассоциация с трилогией творца о «Большом яблоке». Да и он сам неоднократно намекает, к примеру, предлагая снять фильм в черно-белых тонах, как и был сотворен «Манхеттен». Подозреваю, что одной из задумок автора была показать самого себя в процессе съемок той самой трилогии, тем самым расширив вселенную фильмов, выйдя далеко за экран. Я получил от этого невероятное удовлетворение. Приятно и то, что в сей расширенной вселенной нашлось место и для самого Нью-Йорка. Здесь хорошо сработал стиль Аллена и работа оператора — он уделяет внимание обычному населению города. Наблюдая за стандартным диалогом персонажей на улице или в кафе, на заднем фоне ощущаешь атмосферу густонаселенного мегалополиса. Герои настолько филигранно вливаются в эпизоды, что ощущается плавная и насыщенная жизнь Нью-Йорка. Способствует ей и музыка, вроде бы мягкий и мелодичный джаз, любимый Алленом, а лично на меня навевающий теплый ветер ночного «города в огнях». Хотя за это, наверное, следует благодарить Фицджеральда и Керуака. Отмечу еще два важных для меня эпизода. Раскрывающая окончательно неугасшие чувства Элли к Велу сцена в самолете, где обо всем говорит просто взгляд героини. Такого не повторить в литературе, именно подобные моменты заставляют меня, малосмыслящего в кино человека, ценить эту сферу искусства. А также, если я не ошибся, отсылка к «Касабланке» уже на аэродроме. Само творение 1940 года я не смотрел, но по «Сыграй это еще раз, Сэм» убедился в любви Аллена к классическому произведению кинематографа и уверен, что этой незначительной сценкой он старался напомнить нам о былой и ушедшей силе Голливуда. Таких моментов в фильме полно, каждая слово неслучайно, но именно эти два запали мне в душу. В заключение смею заявить. Смотрите и не пожалеете! Помимо приятного времяпрепровождения, картина принесет вам пользу. Вуди Аллен однозначно дал ответы на поставленные им вопросы. !Сейчас небольшой спойлер! В конце Вел возвращает себе зрение во всех смыслах этого слова. Он открывает глаза на свою неправоту в отношениях с возлюбленной и сыном. Если эти недомолвки преследовали Аллена и в жизни, то фильм — великолепное извинение. И завершением картины комик дает нам понять, как он собирается созидать в дальнейшем, как он будет существовать после «Голливудского финала». Сняв фильм без зрения, Вел попадает под волну американской критики, но находит отличный способ попасть в европейский кинематограф, логичный и ожидаемый по сюжету. Постмодернистский пастиш слепца — великолепная приманка для авангардной Франции, куда американец и укатил. Остается лишь пожелать ему удачи. Спасибо, Вуди Аллен.
«Голливудский финал» — очередная замечательная, тонкая и крайне непростая комедия от талантливого режиссера и мастера своего дела Вуди Аллена. Данный фильм получился весьма оригинальным, и хоть эта комедия, она все время держит в напряжении, и зритель постоянно переживает за главного героя. Фильмы Вуди Аллена нравятся тем, что они ни на что не похожи, всегда комичны и непредсказуемы. Когда начинаешь смотреть, то никогда не угадаешь, что будет дальше. В этом и прелесть Вуди Аллена. В этой истории мы видим продюсеров, которые ищут достойного режиссера для своего нового фильма, и когда одна из продюсеров предлагает посадить в кресло режиссера ее бывшего мужа, которого она считает очень талантливым человеком, тут и начинается эта забавная и непростая история. Режиссер, которого играет сам Вуди Аллен, конечно же соглашается, но вот незадача из-за постоянного волнения в хоте работы он слепнет, и мы видим комичную историю режиссера, который снимал свой фильм слепым в тайне от всех… Вуди Аллен ни только отличный режиссер и сценарист, он и шикарный, комедийный актер. Роли нелепых, эгоцентриков и волнующихся все время людей ему здорово идут. В своей комедии этой он сыграл как всегда смешно, и было интересно и приятно смотреть эту комедию. Неплохой и свежий дуэт ему составила Теа Леони. Она интересная актриса и красивая женщина с четким, актерским обаянием. В этом фильме она идеально подошла на свою роль. «Hollywood Ending» — ироничная и исключительная комедия для истинных любителей этого жанра и традиционных кинолент Вуди Аллена. Как всегда все было чудесно! 8 из 10
На заре двухтысячных, неподражаемый интриган Вуди Аллен намеренно высасывает из всех своих предыдущих картин давно прозвучавшие сюжеты и громогласные факты, пытаясь повторить их дважды, но уже в иных красках. На сей раз, он решил откровенно продемонстрировать, чем он занимался все эти годы, сидя в режиссерском кресле и солируя в мегафон. Дабы все не казалось таким простым и невзрачным, как многие могли бы подумать, кинематографист решил «искупать» все происходящее в густой пене и подсластить журналистским шаржем на очередную провокационную тему, тем самым провоцируя зрителей на безудержный смех. В итоге, весь затеянный им аттракцион сработал на самое благодарное «отлично» и добродушное «спасибо» за все проделанные им старания. И хоть никакой фееричности и загадочности новая работа не принесла, зато она по праву заслужила титул одной из лучших комедий мистера Аллена. Может даже, и самой лучшей… Примерив на себя облик и писателя, и лектора, и посудомойщика, и телепродюсера, наконец Вуди решил остаться самим собой — тем, кто каждый год преподносил свое творение публике, и тем, кто принимал похвалу или неприязнь критиков. Его теперешнему герою, режиссеру Вэлу Ваксману, не везет с карьерой. Наступил творческий и съемочный кризис, он развелся с женой, завел себе новую пассию. Времена изменились, теперь его могут только списать со студии, как непригодного. Но его бывшая супруга предлагает ему снять новую картину для одной очень влиятельной киностудии, которою интересуют лишь молодые талантливые постановщики. У героя есть шанс проявить себя и убедить новичков в том, что он лучший в своем роде. Но все складывалось не так то легко, как он ожидал. Несмотря на постановочный процесс, Аллен решил показать, чего он стоит на сцене, как артист с богатой фантазией и простодушной таинственной харизмой. Сей образ удался ему с легкой руки и без всякого тяжкого груза на плечах — смотрелся, как американский Бенни Хилл и Роуэн Аткинсон вместе взятые. Несмотря на то, что смех ему придавало только то, что он внезапно ослеп перед началом съемок и вел себя жалостно и некрасиво, Вуди каждой фразой буквально намекал на то, что он такой он есть на самом деле, таким он себя считает и вот, что он при этом испытывает. Именно его персонаж изображает всю американскую киноэлиту — такие, кто сейчас играет и снимает, и те, кто уже давно исполнил и отснял. Задерганная и занятая Элли (Теа Леони), бывшая жена Вэла, хочет построить новые отношения с продюсером Хэлом (Трит Уильямс), который видит в ней своего будущего делового партнера и надежную жену. Но когда дело доходит до кино, их личные отношения отдаляются на задний план, а под фокус попадают разборки по поводу съемок. Элли пытается оправдать своего бывшего мужа, Хэл пытается как-нибудь подкопаться к нему, наладить контакт и побеседовать о новом сотрудничестве. На якорь голливудского корабля зацепился очередной любовный треугольник, состоящий из признаний двоих мужчин и нерешенности одной женщины, которую жутко достали какие-либо перемены. Героиня Теа Леони — универсальный солдат, который может выполнить любое желание и заявиться в любое время по тревожному зову. Тем не менее, такая универсальность только смешивается с ее чутким артистизмом и ставит его на уровень ниже, будто бы отталкивая его ко дну. Тоже можно сказать и про персонажа Трита Уильямса — обыкновенный состоятельный мужлан, тупо выполняющий свой рабочий долг. За этим киношным кипением, их актерский талант закрывается под серым дымом, который поглотил в себя их образы. Отреченная и занятая собою, начинающая актриса Лори (Дебра Мессинг), заложила маленький камешек в пирамиду «Голливудского финала», не проявив себя, как важный и серьезный персонаж. Можно заметить, что характер Дебры комичен, но, в конечном счете, это только искусственный комизм, который можно подделать только лишь сыграв такую идиотскую роль. Что же на самом деле продемонстрировал Аллен? Да ничего особенного, просто вновь разыграл еще одну голливудскую сенсацию, доказав, что все возможно и поправимо, если хочется сделать все быстро и правильно. Данная картина — это мелкий экскурс в фабрику детства, мелкое подхалимство и лесть перед теми, кто пожелал остаться незамеченным острой режиссерской сатирой. Наверное, все задействованные персонажи — это и есть истинные киношники, которых никто не знает в лицо, о которых никто не слышал и не прочитал в глянцевых журналах. Хотя, наверное, и знали давно, просто не догадывались, что есть и такие образцы. В какой-либо истории должно быть свое зазывающее начало. А финал… Финал может придумать каждый, исказив или обезобразив все происходящее. Но у седовласого Аллена финал вышел, по истине, непревзойденным! 9 из 10
Для постановки нового суперхита боссы Фабрики Звёзд неожиданно нанимают амбициозного и непредсказуемого режиссёра Вэла Уэксмана. Такое решение — настоящий подарок судьбы (а в равной степени и бывшей супруги, с некоторых пор ставшей женой голливудской шишки) для всеми забытого обладателя двух «Оскаров», уже несколько лет вынужденного перебиваться съёмкой рекламных роликов. Капризный Вэл какое-то время ломается для порядку, но всё же принимает предложение, поскольку боится упустить шанс напомнить о себе Голливуду. Однако из-за эмоционального перенапряжения его в самый ответственный момент поражает редчайший недуг — «истерическая слепота». Признаться в этом — значит потерять шанс вернуться в большое кино, которое без него явно не выглядит полным. И тогда, не желая терять столь выгодный контракт, несчастный гений решает скрыть свою слепоту и при посредничестве пройдохи-агента соглашается работать на площадке, руководствуясь исключительно слухом. Напряжение и абсурд достигают апогея, когда вместо агента его ассистентом на съёмках становится подвернувшийся под руку китайский переводчик… История кино знает несколько случаев, когда режиссёры выходили на площадку «не совсем здоровыми». Например, великий Бунюэль снимал свой шедевр «Этот смутный объект желания», будучи абсолютно глухим. 90-летний Антониони делал свои последние фильмы, не произнося ни слова, поскольку потерял способность говорить и двигаться в результате инсульта… Но Вуди Аллен снял свой фильм не об этом. Слепота его alter ego — это не только чёрная ирония по поводу подступающей с годами беспомощности, но и стёб над пресловутой неотразимостью и лоском голливудской продукции. Когда производственный механизм отработан на столько, что становится уже неважно, кто режиссёр, — качество получается на автопилоте. У нас когда-то «государством могла управлять кухарка», точно так же в Голливуде постановщики перетасовываются нанимателями как колода карт. Этого фильма не было бы, если бы не Стивен Спилберг: на правах патрона студии DreamWorks он приютил Аллена и щедро раскошелился на финансирование трёх проектов живого классика из Нью-Йорка. За этим жестом просматривается не просто еврейская солидарность, но очередное проявление доброй воли величайшего хитмейкера всех времён. «Голливудский Шиндлер» не только отправляет личные миллионы на спасение жертв цунами, но и скупает на сомнительных аукционах раритетные «Оскары», на которых отпрыски усопших звёзд пытаются заработать пару тыщ баксов, вместо того чтобы держать на полке «голого мужика» рядом с фотографиями дедушки, или бабушки, давно забытых публикой. Таким вот образом Спилберг спасает артефакты, не давая им превратиться в «арте-факи». Кроме того, он даёт работу тем, кто ещё не так давно был гордостью национального кино. И как только у Аллена возникли проблемы с продюсерами, переставшими верить в окупаемость фильмов постаревшего еврейского комика, Спилберг тут же откликнулся и выделил такой бюджет, который Аллену даже не снился.
В. Аллен снова фантазирует и иронизирует… На этот раз — над святая святых, — киноиндустрией. Его герой, Вэл Ваксман, некогда успешный режиссер, дважды отмеченный заветными для любого труженика кино статуэтками, ныне снимает рекламу туалетной воды и подгузников. Карьера катится под откос, да и в личной жизни все наперекосяк… И вот однажды ему предоставляется шанс вернуться на вершину успеха, сняв дорогостоящий фильм… Все здОрово, но вот от постоянного нервного напряжения Вэл теряет зрение, и теперь ему нужно сделать работу вслепую… Для нашего современного, отечественного кинематографа это не такая уж и сложная задача — могло бы получиться даже лучше, но у Аллена не столь однозначная история. Раскрывать тонкости сюжета — дело, как известно, неблагодарное, даже — гнусное, поэтому отмечу лишь, что в этой ленте Вуди Аллен повсюду, по обе стороны экрана и кинопленки — он эпицентр всего этого потешного представления. Прекрасный ироничный, достаточно оригинальный и необычный сценарий, изобилующий развеселыми ситуациями, остроумными диалогами и шутками, отличная, фирменная и как всегда тонкая работа в режиссерском кресле и, собственно, наличие самого лысыватого маэстро в очках в главной роли — все это делает «Голливудский финал» весьма увлекательным и запоминающимся произведением. Вообще, то, как пишет свои сценарии Вуди Аллен и как снимает свои картины — это самое настоящее искусство — здесь и полная самоотдача, и невероятный профессионализм, и особое видение, и дань уважения кинематографу прошлого, и отсутствие всякой жажды наживы за счет любителей попкорна и случайных зрителей, и потрясающее чувство юмора, и яркое собрание образов, и отлично подобранная музыка, и богатая сочными оттенками картинка. Смотрите и наслаждайтесь. 9 из 10
Выйдя на улицу, мы часто сталкиваемся с людьми, большинство которых на редкость безвкусно смешиваются друг с другом и теряются из виду. Получается весьма унылая картина. Но есть в этой бесцветной толпе и такие персоны, которые хронически не могут сливаться с себе подобными. Они выделяются своим нестандартным мышлением и талантом красочно и грамотно показывать свои идеи людям. Особенно меня радует тот факт, что, приходя домой, я запросто могу насладиться очередным произведением подобного человека. Вы уже, наверняка, догадались, что речь идет о Вуди Аллене и его фильме «Голливудовский финал». В этой картине Аллен словно рассказал свою настоящую жизнь, которая никак не может быть обычной. История повествует нам о постаревшем режиссере, в котором многие разочаровались и боятся дать ему шанс на триумфальное возвращение. Но обстоятельства сложились таким образом, что люди были вынуждены засунуть своё нежелание работать с Вэлом Ваксманом куда подальше и с натяжной, но искренней улыбкой предложить ему эту работу. А работа, знаете ли, сложная. Создать из ничего шедевр. Снять качественную картину, чтобы Каждый критик даже из самой мелкой газетенки расхвалил сиё произведение. Но наш герой не робеет перед сложной задачей и с высоко поднятой головой он смело шагает к своей цели. Но внезапно он слепнет. Бах — и все! Но настоящий гений, ни за что не опустит свои талантливые руки. Он будет снимать, и снимать достойно. И судьба будет вынуждена помочь ему. Она сильным людям всегда помогает. Таков закон. Да и могущественные друзья у героя найдутся, ведь не только же сильными врагами хвастаться! Среди товарищей числится и она. Милая, лучшая, умная, достойная, но, увы, бывшая жена. Данный список также пополнят старый друг и молодой, но уже достаточно опытный и верный своим принципам переводчик гениального оператора с явными психическими проблемами. С такой разношерстной компанией герой собирается снимать вслепую. Он действительно снимет фильм, только вот воспримут его по-разному. Одни крикнут: «Браво!», — и бросят в воздух чепчики, другие же разорятся на килограммов пять помидоров. Но в одном они все-таки сойдутся: все они в один голос скажут, что фильм нестандартный; он иной. А к новшествам все всегда будут относиться по-разному. Не прошла мимо меня и история семейного счастья герои. Взаимоотношения с сыном и с женой существенно задели мою душу. Каждый кадр фильма был пронизан каким-то незнакомым мне ранее светом, который грел и светил лучше прежних. Картина полностью вышла за рамки стандарта, но я ей за это благодарна. В этом весь Аллен… Это его атмосфера, его шедевр. Мой ему поклон. 10 из 10
«Голливудский финал» — фильм зрелого Вуди Аллена, его практически визитная карточка и символическая автобиография. То есть такой автопортрет художника-авангардиста, когда нужно искать не портретное, а символическое сходство. Это если кто еще с ним не знаком. Уморительно смешную и трогательную историю о том, как режиссер лишился зрения как раз в день запуска фильма, от которого зависит вся его карьера, такую идиотскую и неправдоподобную, и тривиальную, и фантастическую историю мог так естественно и бесхитростно рассказать только он. Так и видишь (а просто процесс создания, улавливания и развития идей, которые ложатся в основу фильма, он замечательно показал в другом — «Мелинда и Мелинда»): сидит он с приятелями-интеллектуалами в кафе в Нью-Йорке на Манхеттене за чашечкой кофе, все умничают, а он — нет, он просто на подачу бросает такой мяч: слепой режиссер снимает фильм и ему во что бы то ни стало нужно скрыть это прискорбное обстоятельство. Обычные люди с обычным рациональным складом ума отметают такие мысли еще на подлете. А Вуди Аллен — рассматривает со всех сторон. И выигрывает! Потому что сразу ставит зрителя своего в ситуацию невыносимо парадоксальную — и при этом до ужаса реальную, ведь он по шагам расписывает, как будет двигаться этот слепой режиссер — и этот слепой сюжет — к финалу. И вы будете, как за поводырем, идти за ним, и верить: ну да, вот здесь — так, а здесь — так… Так и дойдем! Мастер парадокса и хулиган, зрелый Вуди Аллен совершенно не утратил легкости и игривости, которые более молодые творцы достигают открытым нарушением каких-то общепринятых норм и запретов, табу — они громогласно срывают покровы, рубят заборы, как бы расчищая место для своей творческой свободы делать то, чего до них никто еще не делал. Аллен не шумит, стулья не ломает, все очень респектабельно происходит — но вдруг вы понимаете, что все уже стоит вверх ногами, все в его мире, и вам, чтобы было удобнее смотреть, приходится сделать то же самое. И все это — без всякого насилия над зрителем! А ведь это ощущение — как будто мы находимся не в своей реальности, а немного в другой, такое волшебное ощущение — и есть один из главных подарков в мире.
Один из залогов успеха фильма, хороший сценарий. Здесь, он просто великолепный, таких забавных диалогов ещё поискать. Причём самого текста довольно много, как обычно старина Вуди не покладал рук. Актёрский состав великолепен, но самым приятным сюрпризом было, что актёр Вуди Аллен, переплюнул режиссёра Вуди Аллена. Сыграно очень профессионально с высоким уровнем «мимики и ужимок». Его персонаж настолько неординарен и нелеп (в хорошем смысле), что остальные фрики на его фоне смотрятся просто умниками. Да, конечно всё это причуды его героя, старика-максималиста с поведением достойным иногда Сальвадора Дали. Потеря зрения случившаяся с ним поначалу кажется надуманной, но при просмотре забываешь обо всём на свете, стоит только увидеть, из каких нелепых ситуаций ему удаётся выбраться, то ли благодаря своей глупости, то ли везению. Самое смешное — это слушать весь тот бред, который он лопочет, при любом неудачной ситуации. Досталось конечно и всему голливудскому кинобизнесу, но самое яркое в фильме, это комедия положений и уморительные монологи главного героя. 10 из 10
Американцы любят «хэппи-энды», то есть счастливые концы, которые венчают практически каждый их фильм. Фабрика грез, созданная для потоканий любых желаний зрителя, всегда выполняет свою функцию на ура — зритель хочет видеть в конце двух героев — мускулистого красавца и грудастую красавицу, удаляющихся в сторону счастливого будущего на фоне красного заката… Боевик, мелодрама, комедия, драма, даже триллеры и фильмы ужасов обязательно должны заканчиваться счастливо и очень позитивно, потому что иначе попкорну будет съедаться на просмотре картины меньше, рыдать в фильме будет не над чем, непредсказуемый финал сразу испортит все впечатления, и средний американец не получит удовольствия от такого кино. А это плохо, потому что американец должен быть доволен абсолютно всем. На то он и американец, представитель «страны всеобщего благоденствия». Американские режиссеры давно поняли, как надо снимать кино — дорожка в Эльдорадо оказалась протоптана очень удачно еще на заре кинематографа, а по ней неуклонной вереницей стали двигаться штампы, серые стереотипы, бездумные и самые легко усвояемые массами сюжетные ходы и стили… Желание потакать массам в крови у американских режиссеров, они идут по пути наименьшего сопротивления… Да только само понятие «режиссер», как человек, руководящий процессом работы над фильмом, уже потеряло свой смысл. Теперь важен не режиссер, а его умение делать деньги. Поэтому лучших, а, вернее, самых кассовых режиссеров зовут сейчас манимейкерами — создателями денег, кино — это лишь отличный способ заработать, и кустари-конвейерщики, занимающиеся этим делом, готовы в лепешку расшибиться, лишь бы сделать все для своих продюсеров. Мир кино, иллюзий, фантазий, мечты, мир волшебства, зазеркалья исчез, рассеялся миф о важнейшем искусстве 20-го века. В 21 век кино перешло не искусством, а бизнесом, не более важным, чем изготовление пробок для шампанского или презервативов. Вуди Аллен свой фильм посвятил именно этому вопросу — возможности или невозможности создания «идеального фильма» — фильма, который будет отвечать вкусам абсолютного большинства зрителей, и, в тоже время, будет выражать мысли и чувства режиссера, как художника, автора. Аллен никогда не относился к коммерческому кино — наоборот, несмотря на признанную гениальность и культовость многих его лент, несмотря на значительный доход, приносимый некоторыми его лентами, Аллен всегда снимал кино, в первую очередь, от себя и для себя, а потом уже для зрителя, чем и отличается любой художник от человека у пульта конвейера. Аллен не любит Голливуд и презирает его систему ценностей, зацикленную на всемогуществе доллара, и неоднократно высмеивал мир голливудского чистогана в своих фильмах «Пули над Бродвеем» и «Знаменитость». «Голливудским финалом» он в очередной раз дал прокашляться Фабрике Грез. По сути, Аллен является единственным бунтарем-одиночкой, кто, даже снимая фильмы с настоящим «голлвудским финалом», остается самобытным оригинальным художником, который стоит на своем колом, не прогибаясь ни на миллиметр! О чем этот фильм? О том, как слепой режиссер снимает кино, пытаясь отбить доверенные ему миллионы и создать блокбастер… Ну, что я говорю? Это ведь всего лишь внешняя кайма фильма, его голливудская оболочка… А тема, на мой взгляд, в том, что американское кино давно разбито на два противоборствующих лагеря, пропасть между которыми неуклонно увеличивается — авторское кино и мейнстрим. Аллен спрашивает — а можно ли остаться автором в условиях Голливуда? И сам же отвечает — да, можно, если на все, происходящее в голливудской кухне, закрыть глаза, а проще — ослепнуть. «Приходит время, — говорит Аллен, — когда даже авторским реждиссерам приходится нет-нет, да и обращаться к мейнстриму, следовать веяниям моды и времени, просто для того, чтобы повысить интерес к своим творениям, потому что массы не смотря фестивальное кино, быстро забывают про его создателей. И Джармушам, и Ван Сентам, и Вендерсам — всем придется рано или поздно прогнуться, опопсеть, чтобы вернуться на экраны. А для этого нужно снять блокбастер. А как снять блокбастер? Надо уподобиться настоящим голливудским хитмейкерам. А как уподобиться им? Надо забыть, кто ты есть на самом деле, заменить свою личность долларом в рамочке, заменить все свои мысли, чувства, видение и интуицию художника слухом, который поможет услышать слова дельца-продюсера, о том, как «НАДО снимать кино». «Оказывается, — с сожалением констатирует Вуди, — в Голливуде почти не осталось режиссеров»… Не важно кто будет снимать фильм — важны лишь вложенные в него доллары, а остальное получится само по себе — автоматом — конвейер так отработан, так налажен и не допускает никаких отступлений от стандартов настолько, что работать на нем может и слепой. И герой Аллена слепнет, чтобы снять голливудское кино… Ведь, в конце-концов, когда мы смотрим многие блокбастеры, нам кажется, что режиссера у них нет вообще — он не просто ослеп, а попал под трамвай, или, в лучшем случае, обкурился гашиша…. Голливуд не терпит сюрпризов, все должно быть ожидаемо — поэтому герой картины снимает самый верный вариант — римейк. В Голливуде не должно быть настоящего актерского лица, нужны лишь манекены, поэтому в фильме конвульсивно дергаются грудастые дурочки, мнящие себя великими актерисами… В Голливуде безразлично, кто и как будет снимать фильм, поэтому китайский оператор вполне подойдет — все равно потом все обработают спецэффектами. Но режиссеру-интеллектуалу в незнакомой ему голливудской осбтановке приходится двигаться наощупь, постоянно борясь с самим собой — об этом сатира Аллена. В тоже время Аллен не жалеет и артхауз, который, по его мнению, часто работает вхолостую, запираясь в собственой мании величия, забывая о службе зрителю, он даже назвывает его «кинематографической мастурбацией»… Найдет ли его герой вслепую равновесие между кассой и искусством, кино и халтурой, ручной работой художника и машинной сборкой? Открою секрет — нет. Не получается никак такого равновесия — даже сняв кино вслепую, его герой остался исподволь верен себе и был признан лишь в Евроре как новый уникальный режиссер, а в Америке получил полный разнгром… Зато он вернул себе любовь бывшей жены, сына, уважение коллег и славу…. Даже слепой, с кучкой нерофессионалов и дебилов, полагаясь на слух и советы китайского переводчика, он снял «другое кино». Так что получилось, ребята, традиционное вудиалленовское кино — едкое, язвительное, выстраданно-злое, в котором даже заделанный под лощеный голливудский «хэппи-энд» финал воспринимается совсем с другого ракурса. Аллен смеется над всеми — над Голливудом, продюсерами, режиссерами, актерами, над всем миром киношной тусовки, с которой уж он-то знаком не понаслышке. Наверное, поэтому кино получилось таким сочным и живым. Главную роль традиционно сыграл Вуди Аллен. Сыграл по-своему, по-алленовски. Безнадежный неудачник, заикающийся, закомплексованный зануда с конвульсивными резкими движениями, нервический, истеричный тип — фантастический ипохондрик, находящий в себе столько фобий, что даже слепнет перед началом съемок картины. Фильм полон острот и афоризмов, которые придумал, естествено, сам Аллен, но самый сок начинается, когда Аллен начниает изображать слепого — у него это получается здорово. Пустой беспомощный взгляд, вытянутые подрагивающие ручонки, разговоры со стенами и упорные попытки руководить съемками действительно очень смешны. Острая внешняя характерность Аллена отлично вписывается в образную стилистику его фильма — он сам словно олицетворение этого суетного кино-мира, и сам его фильм по-хорошему весело-хаотичный, сумбурный, скачкообразный. В партнерши на этот раз к нему попала красавица Теа Леони, которая сыграла роль на одном своем ангельском очаровании, а Дебра Мессинг особенно ярко сыграла дурочку-звездочку… Кстати, если уж горить о том, какой фильм это все безобразие напоминает, то вовсе не фильмы Аллена, а великолепную комедию Оза «Клевый парень» об изнанке Голивуда. Есть в фильме остренькие замечания и по поводу прессы, рекламы, да и вообще всех СМИ и общественного мнения, которое Аллен выражал в дневнике журналистки, где слепота режиссера принимается за уникальный стиль, стрессы и истерики на почве этого — за гениальность, а отстраненный взгляд и полная дезориентация в пространстве — за оригиналььность, твореческую рассеянность и иррациональный образ мысли. Вот потом и рождаются новые шедевры, благодаря рекламе, в которой каждый ремесленник становится гением и творцом…. Несмотря на определенные огрехи и небольшую затянутость, Аллен убедительно доказывает как минимум две вещи — во-первых, бесполезность войны против Голливуда, который даже его фильму «навязал» свой конец, а, во-вторых, свое абсолютное превосходство над ним. Впрочем, для меня это уже давно безусловный факт. Понимания чего и вам желаю. 10 из 10.