Каким-то странным образом пленка фильмов из 70-х располагает к детективам и полицейским лентам. Это уже не мир черно-белого нуара, хотя его наследие всегда прослеживается во всех криминальных лентах. Это мир фильмов Сэма Пэкинпы, у персонажей которого видно, как напряжен каждый мускул и каждая жила на его теле. В это же время зарождаются франшизы Супермена и космических войн. Фильмы своим изображением начинают приобретать черты комикса. Здесь нет миллионов ярких цветов, но злодеи носят черное, а полицейские всегда в серо-синей гамме, сохраняя нейтралитет между относительным добром и злом. Жертвы убийц по-хичкоковски обязательно блондинки. Эта же лента вышла чуть раньше названных выше и оказалось чуть виртуозней других лент о маньяках и беззаконии на улицах Соединённых Штатов Америки. Если, кто не знает, полиэкран - это две и больше сюжетных линий одновременно на экране, точнее именно их изображение. Например, когда два человека разговаривают в кино по телефону в разных местах и мы одновременно видим и того, и другого, снятых разными камерами, но находящихся в одном кадре для нас, то это самое простое и знакомое использование этого приёма в кино. Здесь режиссёр и вся съемочная команда пошли гораздо дальше. Помимо того, что подчас на экране соединяются три, четыре или даже пять единовременно происходящих событий, что заставляет серьезно поднапрячься, чтобы уследить за этим хаосом (а это слово здесь совсем не случайно); так вот, помимо этого, мы видим вытянутые то горизонтально, то вертикально (что непривычно для кино в целом) композиции кадра. Хаос же создающийся на экране создан для того, чтобы вызывать смятение и у зрителя. Ускользают детали, а важное проносится, возможно, где-то в шаге от тебя, но это сложно заметить. На мой взгляд, это является главным художественном достоинством фильма, и на данный момент я не видел похожих примеров в других картинах. Это сложный технический приём, за который лишний раз не станет браться понапрасну режиссёр. К тому же это весьма непривычное дробление пространства, которое тяжело воспринимать зрителю. Приходится идти на уступки. Что касается актёрской игры, то здесь мы видим трёх важных звёзд Голливуда того времени. Джордж Кеннеди. Если вам нужен седовласый коренастый мужчина в расцвете сил, то это к нему. Генри Фонда, чья роль в этом фильме не так значительна по своему характера по сравнению с тем, что он успел добиться в других ключевых фильмах со своим участия (за примером ходить далеко не надо, '12 разгневанных мужчин'). И Тони Кертис, которому часто доставались роли этаких проныр по ходу его карьеры, так что его выбор на данную роль не случаен. Психологически его образ самый интересный в этом фильме, но добиться какого-то невероятного перевоплощения ему удаётся лишь в одной сцене, когда мы видим сцену убийства, которую он переживает вновь на допросе. И тут немалая доля сорванных оваций должна уйти режиссёру, который придумал столь нестандартный ход для изобличения той скрытой личности внутри Бостонского Душителя. Фильм является хорошей качественной лентой, которая немного теряет в ритме к концу повествования, но всё равно заставляет ждать какой бы то ни было развязки. Физически убийца пойман, но психологически он запрятался там, откуда его сложно вытащить. 8 из 10
Американский режиссер Ричард Флайшер работал в самых разных жанровых направлениях и сделал много интересных творческих находок в рамках своей продолжительной карьеры. Отдельного упоминания заслуживает любопытная работа автора в жанре напряженного триллера про маньяков. На его счету несколько примечательных картин, в основе которых лежат реальные истории самых страшных серийных убийц и данная лента одна из таких работ. Для 1968 года это был весьма новаторский и противоречивый фильм, который получил далеко не однозначные отзывы критиков и зрителей. Однако сейчас это безусловно важное произведение в становлении этого своеобразного жанра. Картина рассказывает нам историю серийного убийцы Альберта де Сальво, который держал в страхе жителей города Бостона и нападал на беззащитных женщин. Фильм снят по горячим следам, ведь с момента ареста маньяка прошло всего несколько лет, что безусловно накладывало отпечаток на общественное мнение. Перед нами психологический триллер, снятый почти в документальной стилистике, который включает в себя элементы детективного расследования и драмы. Надо сказать подобный способ подачи материала далеко не всем придётся по душе. Ведь вместо динамичного и непредсказуемого детективного фильма с неожиданными поворотами сюжета, нам предлагают расчетливое и приближенное к реальности расследование нашумевшего дела. Картина разделена на две сюжетные линии. В первой мы наблюдаем будни полицейских, вынужденных вести масштабные поиски опасного преступника, а во второй линию самого маньяка. Личность убийцы мы знаем с самого начала и никакой тайны в этом нет. Все карты открыты и главная интрига заключается в поисках доказательств виновности маньяка. Две эти линии сойдутся в одной точке и действие перенесётся в комнату допроса, где и пройдёт основная психологическая дуэль. Лента смотрится с интересом, лишь в финальной части динамика полностью исчезает и действия сильно провисает. Автор намеренно пытается проникнуть в психологию маньяка, ведь этот примерный семьянин и отец двоих детей творил жуткие вещи, при этом сохраняя человеческое лицо. В какой-то степени режиссер идёт на провокацию и пытается спровоцировать зрителя на сочувствие к этому персонажу. Очень любопытно выглядит новаторское для тех времен техническое решение по разделению экрана на несколько частей и показывая разные события одновременно. В фильме отличный актерский дуэт. Генри Фонда выступает в роли следователя и психолога, который сначала ищет преступника, а потом совершает попытку проникнуть в темные уголки его разума. В роли самого маньяка выступил не менее харизматичный Тони Кёртис, сумевший создать образ страшного и хитрого преступника, который живёт семейной жизнью простого гражданина. Его растерянные глаза в финальной части ставят перед зрителями вопросы. Бостонский душитель это психологический триллер, основанный на реальных событиях и в документальной манере рассказывающий нам о перипетиях этого нашумевшего дела, но без кровавых подробностей. Здесь нет привычного саспенса и сильной детективной интриги, но присутствует отличная актерская игра, хорошо переданная атмосфера и точное отображение реальных фактов. Любителям жанра рекомендую ознакомиться. 7 из 10
Ричард Флайшер снял весьма солидное кино про известного бостонского маньяка. Вся проблема в том, что у него было реальное раздвоение личности, в силу чего не только поиски, но и изобличение происходило весьма нервно и тяжело. Первая половина фильма посвящена поискам. Герой Генри Фонды - следователь, которому приходится искать 'иголку в стоге сена'. Никаких зацепок нет, поэтому никто не стесняется даже обращаться к экстрасенсу. Параллельно мы следим за простым человеком, добропорядочным мужем и добрым отцом. Просто у него иногда бывают сбои. Его прекрасно играет Тони Кертис. Честно говоря, я даже не ожидал от этого актера такой точной и реалистичной игры. Вообще, фильм завораживает актерским дуэтом Кертис-Фонда. Актеры не позируют, а играют на самом высшем уровне. Это делает просмотр картины интересным и привлекательным. В то же время, сам по себе фильм едва ли можно назвать одним из образцов жанра. Очевидно, что Флайшера интересовала тема маньяков и он решил взяться за холодное, почти документальное исследование данной проблемы. В принципе, у него все получилось. Хотя снятый Флайшером несколькими годами позже 'Риллингтон Плейс дом 10' впечатлил меня больше. Последние 15-20 минут 'Бостонского душителя' связаны с темой изобличения. Тут все снято просто идеально: нехитрые художественные приемы будто фиксируют сбои головного мозга преступника. В итоге: Ричард Флайшер снял почти документальное погружение в тему поисков известного маньяка. Приятно, что фильм не изобилует подробностями преступлений, а внимание заостряется на психических девиациях де Сальвы. Тони Кертис делает выдающуюся работу, не менее удачно на экране смотрится и Генри Фонда. Фильм заслуживает просмотра и смотрится гораздо сильнее того же 'Зодиака' Дэвида Финчера 8 из 10
Ричард Флайшер прожил долгую жизнь, и подарил миру немало незабываемых картин. Читая его фильмографию, просто глаз радуется, насколько она хороша. Но, как ни странно, свой единственный «Оскар» Флайшер получил не за художественное кино, а за документальное («Созданные для смерти» (1948)). А так в его послужном списке имеются и Золотой глобус, и каннская Золотая ветвь, и Премия Британской академии. Не говоря уже о том, сколько было номинаций. Конечно, не все у него фильмы одинаково хороши, но киноклассики он много наснимал достаточно много. Тогда, в конце 60-х, Флайшер был в самом расцвете своего творчества. Компания XX Century Fox предложила ему экранизировать сценарий Эдварда Энхалта и Джеролда Фрэнка, посвященный событиям первой половины того десятилетия, происходящим в Бостоне, где орудовал маньяк, насилующий и душащий женщин. Всего ему приписывали 13 убийств, но доказано было 11 эпизодов. В то время тот случай был еще достаточно свеж в памяти американцев. На главные роли были заявлены очень сильные актеры – Генри Фонда, Тони Кертис, Джордж Кеннеди, музыку к фильму писал известный в то время композитор Лайонелл Ньюман, оператором назначили Ричарда Клайна, который только что отснял Клинта Иствуда в «Вздерни их повыше». Короче говоря, все нити успеха были у Флайшера в руках. Так появился «Бостонский душитель». Несмотря на то, что в реальности убийства происходили на протяжении двух лет, Энхалт и Фрэнк максимально сжали хронологию в свой сюжет. Поэтому все убийства, происходящие в фильме, кажутся идущими непрерывной чередой. В первой части ленты мы смотрим, как убийцу пытаются поймать. Поскольку полиция долго топчется на месте, окружной прокурор назначает специальную комиссию расследования, которую возглавляет Боттомли (Генри Фонда). Но, несмотря на недюжинный опыт Боттомли, убийце удается не оставить никаких серьезных улик. Достаточно выпукло показано, как полицейские прочесывают злачные места, трусят свои картотеки, вылавливают сомнительных типов, подключив даже гражданское население. Нужно сказать, что гражданское самосознание в Америке повыше, чем у нас. Поэтому звонки поступают со всех сторон, и под руки хватают даже мужиков, просто ходящих налево. Тем ни менее, несмотря на то, что население крайне испугано, трупы продолжают находить с пугающей регулярностью. Доведенные до отчаяния детективы даже обращаются к экстрасенсу, и этот момент, уважаемый читатель, один из самых прикольных в фильме. Экстрасенса просто искрометно сыграл Дэна Элкар. Сцена, в которой Элкар самозабвенно описывает убийцу, при этом мня женский лифчик, и вытягивающиеся лица Фонды и Кеннеди это что-то невероятное. Не знаю, было ли на самом деле такое действо, но создатели фильма данным эпизодом очень толсто прошлись по всем этим предсказателям. В конце - концов, убийца попадается до банального просто. Он пытался проникнуть в квартиру к очередной жертве, но «муж пришел раньше с работы», и после погони, преступник был задержан. Им оказался некий Де Сальво (Без спойлеров - Тони Кертис. Что он - душитель, показывают еще задолго до того, как его поймали). И вот тут-то начинается вторая часть картины. Вместо того, чтобы нам показать, как детективы ловко раскручивают его на признание, мы видим, как Боттомли, показывая просто чудеса психологии, с искренним сочувствием к состоянию пациента, пытается ему «помочь», просит «облегчить душу», и отказывается от всех обвинений в адрес душевнобольного. Ну, хоть бы одну экспертизу провели. Боттомли что – психиатр, чтобы с ходу определять, симулирует ли преступник душевное расстройство, или в действительности дули воробьям крутит? Не скрою, роль свою Кертис играет очень хорошо. Но возникает ощущение, что данные сцены встреч и душевных терзаний душегуба показаны с целью вызвать не иначе, как сочувствие к психически нездоровому человеку. Вот этот момент в фильме мне совершенно не понравился. Я просто представляю состояние родственников бабушек, матерей и девушек, которых данный изверг свел в могилу. К слову, «Золотой глобус» Тони Кертису, несмотря на номинацию, за роль Де Сальво так и не вручили. Думаю, из соображений морали, хоть игра его здесь, повторюсь, отлична. Также необходимо сказать, что настоящего Де Сальво сразу же засадили в психушку, так как в реальности он действительно был неадекватной личностью, где его через девять лет и порешили. Отдельно хотелось бы упомянуть о работе оператора Ричарда Клайна в подаче визуального ряда. Кто видел старые видеоклипы (Deep Purple, например), может, помнит такую в них встречающуюся фишку, как разделение экрана на несколько ракурсов. Так вот, Клайн, данную технологию, с целью подачи события одновременно с нескольких сторон, местами вполне себе применил. Очень необычно получилось, и идет однозначно в плюс картине. Подведу итог. В целом «Бостонский душитель», фильм, конечно, обстоятельный и претендующий на классику. Без особых кровавых эпизодов, и только с парой сцен насилия, что для того времени было более чем предостаточно. Но были моменты, и это касалось сценария, которые лично мне в нем не понравились. На деле история Де Сальво очень даже обычная и не особо кинематографичная. Но Флайшеру и его команде – однозначно респект за то, что они все же сумели сделать из нее вполне приличное кино. Особенно в первой его части.