Поскольку с момента рождения фильма прошло 3 года, а до сих пор никто не удосужился написать о нем здесь ни строчки - с вашего позволения, выкладываю пространный отзыв о сериале, ни в чем не ужимая себя. Знаю: длинные простыни читаются трудно или совсем не читаются, но я не виноват - места много, а поговорить хочется. х х х Итак, расскажу сначала одну историю. Для затравки разговора о Джамайке. В Италии это случилось, в небольшом городке. Один парняга, лет 16, сам кузнец и сын кузнеца, после тяжкой работы у горна, вечерком решил отдохнуть в опере. Для нас шок - отдохнуть в опере, а для итальянца в порядке вещей. Поющая нация, там в каждом городке есть (или был, по крайней мере) свой оперный театрик. Так вот, этот парнишка попал на 'Сельскую честь' Масканьи. Слушал он ее впервые в жизни и произвела она на него такое ошеломительное впечатление, что после спектакля он потерял дар речи. Идет по ночной улице, открывает рот, а слова сказать не может - даже струхнул малость, такого с ним еще не случалось. Оробел. Пить хочет. Подошел к колонке, напился. Вспомнилась вдруг одна из арий оперы, раскрыл он рот - и вдруг из этого рта полился такой красоты и силы голос, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Дело было около полуночи, стали открываться окна в домах - допел парень арию до конца, а из окон раздались аплодисменты и крики 'Браво-брависсимо!'. Потом этот парень стал оперным певцом. И вся Италия его знает. Зовут Титта Руффо.(В скобках:'Один из наиболее выдающихся певцов-баритонов XX века, обладал сильным голосом широкого диапазона'. Википедия.) Может, вам попадется на глаза репродукция,, где кистью художника запечатлены три великих певца-современника: Шаляпин, Карузо и Титта Руффо. Такие дела... Историю эту я прочитал давно - в мемуарах самого Титта Руффо. Кажется, они называются 'Парабола моей жизни' и читаются, как остросюжетный роман. Поищите: в России (вернее в Союзе) они издавались, на моей памяти, дважды. Это к вопросу чего не бывает в жизни - всяко случается: вполне могла, приемная дочка дворничихи, Наташа Джамаева, ни за что, ни про что (нэ сило, нэ впало, как говорят украинцы, поскольку фильм делался в Киеве), получить в дар от природы такой голосище, какой она продемонстрировала в сериале: стекло лопалось от воздушной волны, рожденной этим голосом. Остальное не проблема - и песни, и романсы в красивом (профессиональном) исполнении она вполне могла разучить сама, с голоса и на слух, Так что правдива певческая история Джамайки, заложенная в сценарии. А вот житейская, все эти страсти-мордасти - на совести авторов. Они так лихо закрутили сюжет, что порою думаешь: да какое же сердце выдержит такие страдания, такие издевательства судьбы. Но...Нашлось оказывается такое сердце у юной девушки. Чего в жизни не бывает. А теперь займемся математикой. Посчитаем, что в этом кино хорошо, а что плохо (хоть это не детальная рецензия, а скорее эмоциональный отклик), и надо ли было такой многосерийный огород городить. По мне, можно было снять десяток-полтора серий и отойти в сторону, дать народу крикнуть в адрес съемочной компании: браво-брависсимо. Но разные другие соображения пересилили. За наше брависсимо в ресторанчике не посидишь и новую квартирку (или дачку) не купишь. Отсюда - флаг в руки и вперед, к цифре 90. Но я ругать съемочную группу не стану. Затравка хорошая, исполнительский состав подобран круто - кто хочет, может ограничиться первыми двумя десятками серий, уже там все ясно. Ну, а тем, кому понравились герои (точнее актеры, их создавшие) те будут сидеть у экрана ТВ столько, сколько эти актеры будут в несчастную судьбу маленькой певуньи из зазеркалья играть. Это в порядке вещей, так делают во всем мире. К исполнительнице роли Джамайки, Людмиле Свитовой, я присматривался долго. В конце концов принял, умом и сердцем. Тонкая фигурка-лозинка, маленький рот (указывающий на природное упрямство), глаза, которые с одинаковым успехом мечут гнев и обволакивать нежностью... Молодец. Преклоняюсь перед исполнительницей роли ее матери, несчастной дворничихи-алкоголички. Самобытная интонация, толстовская униженность, пришибленность горем и долей - она словно подсмотрена в живых картинках наших подворотен, где тащат на себе свои загубленные судьбы эти несчастные люди, чей заработок - пустые бутылки, а социальная столовая - мусорный бак... Впрочем, я остался у экрана не в последнюю очередь из-за соперницы Джамайки, генеральской дочки Габи в исполнении Натальи Рудовой. Хороша Наташа, да не наша, и внешне, и в роли. Стерва, конечно, но тоже судьба не сахар. Специально зашел на ее страничку в интернете, прочитал отзывы (не только об этой роли, но и вообще) - житейская судьба актрисы еще один ненаписанный роман. Удивило высказывание в интернете некой дамы: мол, ничего не стоит сыграть Стерву, а вот в другие роли ей было играть слабо (ударение на 'о'). Как раз легче сыграть розовую романтику, положительную кисейную барышню, чем подлянку, мечущую бисер против главной героини во имя своей безответной любви к красавцу-мужчине. Как раз Стерву создать непросто, Рудова сыграла хорошо, она вполне на месте и заслуживает на большую драматическую роль в каком-нибудь фестивальном кино. Только надо поторопиться, годы - шагреневая кожа любой красивой актрисы. Если, конечно, она не Мерил Стрип или Кэтрин Хепберн (не путать с незабвенной Одри Хепберн), которые хороши в любом возрасте. Неплохо подобраны актеры ролей третьего эшелона - все те, кому дано хоть немного поработать над лепкой своих прототипов. Короче, нескучно было смотреть весь сериал. Хоть он и затянут (не буду повторяться), но под рукой всегда найдется кнопка-стоп, и не обязательно протирать штаны все серии кряду. Можно что-то купировать. Можно (на сэкономленное время) даже сходить в оперу - вдруг голос откроется, как это случилось у дочери дворника или у сына кузнеца, чем черт не шутит. Оказывается, еще много всяких чудес творится в мире, а мы о них и не подозревали, пока... не посмотрели эту самую 'Джамайку'. И послушали ее замечательный, прошибающий до слез голос. Вот за это спасибо создателям ленты. Мой вывод: не самое худшее кино на российской фабрике грез. Хоть и мыло безусловно, но тоже безусловно нужный продукт - для гигиены мозгов и промывки души. Ибо, как сказано одним умным человеком (Николай Заболоцкий, русский поэт-шестидесятник): не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться - и день и ночь, и день и ночь... В нашем случае все 90 серий кряду.