Начну я, пожалуй, с небольшой предыстории. Итак. Наша история начинается в кафе «The Elephant House», что в Эдинбурге. Именно там зародилась идея о книге, ставшей впоследствии мировым бестселлером наряду с такими великими произведениями как «Властелин колец», «Хроники Нарнии» и др. Молодая, еще никому не известная Джоан Роулинг создавала роман на старой печатной машинке. Кто бы мог подумать, что уже через несколько лет ее имя будет у всех на слуху… Но ближе к делу. В 1997 году вышла первая книга из серии книг о Гарри Поттере. Она выиграла несколько наград, и права на ее издание были выкуплены на аукционе за немалую сумму. За первой книгой последовал сиквел, затем триквел и так далее. Успех был колоссальным. И, разумеется, экранизацию не стали откладывать в долгий ящик: в 1998 году студия Warner Bros. выкупила права на экранизацию первых 4х книг. Что ж, приступим к обсуждению самого фильма. В режиссерское кресло позвали Криса Коламбуса — режиссера фильма «Один дома», который, безусловно, провел превосходную работу над фильмом. Думаю, во многом благодаря ему первая часть получилась такой детской, где то наивной, но обладающей своим особым шармом и искрящейся волшебством. Как известно каждый фильм начинается со сценария. Как и можно было ожидать (с таким то оригиналом), сценарий вышел отличным. В центре произведения мальчик Гарри, живущий в каморке под лестницей в доме тети и дяди. Родители мальчика погибли несколько лет тому назад. Ох и несладко ему живется… Гарри приходится терпеть издевательства кузена Дадли, и фактически ненависть приемных родителей. Но вот однажды Гарри узнает, что он — волшебник, и все резко меняется. Гарри предстоит обучение в школе магии и волшебства Хогвартс и битва со своим злейшим врагом… Теперь поговорим об актерах. На главные роли из огромного количества конкурсантов (коих оказалось около тысячи) были выбраны Дэниел Рэдклиф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон. Думаю, здесь комментарии излишни: играют они на высоте. С остальными актерами тут все также отлично. Особенно запомнился Алан Рикман, идеально попавший в роль профессора Снейпа. Так же хочется отметить великолепную операторскую работу. Но говорить здесь особо не о чем — это надо увидеть самому. Так в чем же главное достоинство фильма? Конечно же, в атмосфере. Ее создают потрясающие декорации замка, великолепные костюмы героев и потрясающий грим. Сюда же относится саундтрек, который, безусловно, заслужил статус культового. А как может быть иначе, ведь его создал сам Джон Уильямс, написавший музыку к таким культовым фильмам как Звездные войны и «Один дома». Возможно, именно музыка создает атмосферу волшебства и праздника. Кстати сам фильм очень новогодний. Он пропитан волшебством и уютом: горящие камины в факультетских гостиных, волшебные левитирующие свечи в Большом зале, заснеженный средневековый замок. К тому же часть фильма происходит на Рождество. Так что советую Вам сесть на диван, закутаться в теплый плед, и, потягивая из кружки горячее какао или чай, на пару часов перенестись в мир волшебства и магии. 9 из 10
Начну я пожалуй с небольшой предыстории.. Итак. Наша история начинается в кафе «„The Elephant House“», что в Эдинбурге. Именно там зародилась идея о книге, ставшей в последствии мировым бестселлером наряду с такими великими произведениями как „Властелин колец“, «Хроники Нарнии» и др. Молодая, еще никому не известная Джоан Роулинг создавала роман на старой печатной машинке. Кто бы мог подумать, что уже через несколько лет ее имя будет у всех на слуху… Но ближе к делу. В 1997 году вышла первая книга из серии «Гарри Поттера». Она выиграла несколько наград, и права на ее издание были выкуплены на аукционе за немалую сумму. За первой книгой последовал сиквел, потом триквел и так далее. Успех был колоссальным. И разумеется экранизацию не стали откладывать в долгий ящик: в 1998 году студия Warner Bros. выкупила права на экранизацию первых 4х книг. Что ж, приступим к обсуждению самого фильма. Как известно каждый фильм начинается со сценария. И он не подвел(все-таки в основу фильма легла превосходная книга). В центре произведения мальчик Гарри, живущий в каморке под лестницей в доме тети и дяди. Родители мальчика погибли несколько лет тому назад. Ох и несладко ему живется… Гарри приходится терпеть издевательства кузена Дадли, и фактически ненависть приемных родителей. Но вот однажды Гарри узнает, что он- волшебник, и все резко меняется. Гарри предстоит обучение в школе магии и волшебства Хогвартс и битва со своим злейшим врагом… Теперь поговорим об актерах. На главные роли из огромного количества конкурсантов были выбраны Дэниел Рэдклиф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон. Думаю здесь комментарии излишни: играют они на высоте. С остальными актерами тут все также отлично. Особенно запомнился Алан Рикман, идеально попавший в роль профессора Снейпа. Так же хочется отметить великолепную операторскую работу. Но говорить здесь особо не о чем- это надо увидеть самому. Так в чем же главное достоинство фильма? Конечно же в атмосфере. Ее создают потрясающие декорации замка, великолепные костюмы и потрясающий грим. Так же одним из главных достоинств фильма является саундтрек, который безусловно заслужил статус культового. А как может быть иначе, ведь его создал сам Джон Уильямс, написавший музыку к таким культовым фильмам как «Звездные войны» и «Один дома». Именно музыка создает атмосферу волшебства и праздника. Кстати сам фильм очень Новогодний и праздничный. Он пропитан волшебством и уютом: горящие камины в факультетских гостиных, волшебные левитирующие свечи в Большом зале, заснеженный средневековый замок. К тому же часть фильма происходит на Рождество. Так что советую Вам сесть на диван, закутаться в теплый плед, и, потягивая горячее какао или чай, на пару часов перенестись в мир волшебства и магии. Спасибо за внимание) К слову, советую Вам прочитать книгу, благо читается она примерно за неделю. 9 из 10
«Гарри Поттер и философский камень» является мировым бестселлером. Я думаю, что эту «детскую сказку» нужно посмотреть или прочитать каждому ребёнку. Не смотря на то, что в фильме для детей много обмана (отсутствие магии в реальном мире, отсутствие оборотней, больших пауков, летающих машин, говорящих картин… и т. д), но зато этот фильм воспитывает нравственные принципы и учит простым человеческим качествам: добру, милосердию, любви. Это те основополагающие качества, которыми должен обладать человек. А эти качества, как всем известно, закладываются в детском возврате. Поэтому ребёнок должен смотреть такие фильмы. Многие говорят, что это бесполезный, выдуманный фильм, так говорят только те, кто не всматривался в глубь, в сердце этого бестселлера. Если разобраться, то можно вынести множество жизненных уроков. Это своего рода философская детская сказка с элементами магии и волшебства. Чему же именно учит нас она? В этом фильме ярко показана настоящая дружба. Друзья от слово навсегда. Друзья, которые были с тобой не смотря ни на что, которые не бросали тебя в тот момент, когда тебе действительно нужно было рядом плечо поддержки и помощи. Чего в современном мире очень мало. Также раскрыта тема добра и зла. На протяжении всех частей фильма главные герои доказывают русскую поговорку: «Добро всегда побеждает зло». Это фильм учит не отчаиваться, когда уже нет никакой надежды, бороться за правду до конца. Показана первая любовь, первые слёзы, разочарования, потери. В этом фильме собраны все образы жизни человека. Всё то, что может случиться в каждым. Как и в любом фильме имеются и отрицательные персонажи, которые олицетворяют мир безнравственности, лжи и обмана. Это показывает детям, что в жизни бывают разные люди, нельзя доверять первым встречным и, что мир не такой добрый, как говорят ему родители. «Великая троица». На мой взгляд, актёрский состав подобран идеально. Сложно представить кого-то другого в роли Гермионы, Рона и Гарри. Да, сложно пришлось режиссёрам во время кастинга на главные роли. Главный герой -Дэниль Рэдклифф противоречивый актёр. Внешне он похож на простого парня, с обычными очертаниями лица, но внутренне он сильный духом, храбрый, смелый. Я думаю, что это очень интересная противоречивость и не соответствие внешности и внутреннего мира. Большую роль в фильме сыграли спецэффекты. На протяжении всего фильма они поддерживали атмосферу волшебства и магии. Лично мне этот фильм очень понравился. История о мальчике, который выжил захватила моё сердце ещё в детстве. Сейчас, в отрочестве я пересматриваю его постоянно и каждый раз нахожу для себя что-то новое и интересное. И даже если спустя время у меня спросят: «После стольких лет?» Я отвечу: «Всегда»…
Так получилось, что с актером Дэнилом Рэдклиффом мы ровесники, вместе с 1989 года. Поэтому когда выходили фильмы о Гарри Поттере, наше поколение проходило тот же самый возраст, что и Дэниэл, что и Гарри Поттер. Все началось с книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере — мальчике с таинственным шрамом на лбу, который рос сиротой в семье Дурслей, которая постоянно обделяла Гарри, причиняя ему душевную боль, а мальчику так хотелось чтобы его ценили, оказывали внимание, подарив подарок день рождение, когда исполняется 11 лет. Чтобы у него были друзья. Но реальность была неумолима к мальчику. До тех пор, пока на пороге дома Дурслей не появился добродушный великан Хаггрид, сказав, что Гарри — ученик волшебной школы Хоггвардс. От которой отделяет стена, а затем поездка на волшебном поезде. Мир непонимания остался там. Гарри попал в мир Хоггвардса, мир мечты, мир, где он сможет реализовать себя, раскрыть свои таланты. Уже в поезде он знакомится с Роном и Гермионой — ребятами, которые станут его друзьями, взрослеть вместе, учиться вместе. В начале нулевых книга о Гарри Поттере изменила представление о мире, ее скупали в книжных магазинах чаще других. Книга, которая воскресила интерес к чтению. И мир замер в ожидании фильма о Гарри Поттере. Сумеет ли он передать дух книги, ее волшебство, притягательность, очарование? Да, сумел, став столь же культовым, как книга. Чем же Дж. Роулинг сумела привлечь внимание многих поколений юных читателей, которые вырастали на книгах о Гарри Поттере, жаждав увидеть новый фильм о Гарри Поттере? Может потому, что Гарри Поттер, Рон, Гермиона — сверстники юных читателей. Их внутренние переживания, их ценность искренней дружбы, их открытие мира были нужны юным читателям, зрителям. Ведь актеры фильма Д. Рэдклифф, Р. Гринт, Э. Уотсон сумели точно попасть в образы героев. Как и другие актеры. Выбор между факультетами: Гриффиндором или Слизереном, словно выбор между добром и злом делает волшебная шляпа, волшебно за мгновения проникая в суть каждого нового ученика, точно определяя на какой факультет ему нужно. Уже догадались, куда она определила Гарри и его новых друзей? И у Гарри появится соперник Малфой, у которого иной склад характера, но та же сила, есть амбиции, самомнение. Может потому успех был таким невероятным, что в фильме, как и в книге показано интересное обучение. Хотя ребята перешли только в отрочество, им 11 лет, но вся атмосфера — факультеты с более углубленным изучением более напоминает студенческую среду. Интересным обучение становится, поскольку ребята учатся через интерес, у них заинтересованность в учебе. Ведь интересно на занятии по зельям, по полету на метле, по левитации. Это волшебно, увлекательно, загадочно! И разные характеры преподавателей. Кто-то добр, кто-то не очень. Но везде интересно. И осваиваясь, становясь друзьями, Гарри, Гермиона, Рон вынуждены начинать разгадывать первые для них тайны Хоггвадса. Тайна, связанная с философским камнем, способным, как и в средневековых поверьях, превращать обычный металл в золото, а также давать здоровье, годы жизни. И тут друзья выходят в первый раз на главного злодея. Хотя его имя не произносят, он Воландеморт. Для нашего поколения книги и фильмы о Гарри Поттере были особыми, потому что мы их ровесники. В одно время с героями проходили через отрочество, учились, постигали красоту дружбы, постигали что такое хорошо, а что такое плохо, пытались бороться против несправедливости, также находили порой спасение в мире волшебной мечты, когда нас не понимали. И на одном дыхании читали книги о Гарри Поттере. И ждали нового фильма о нем. У современных читателей и зрителей есть преимущество перед нами. Книги написаны, фильмы поставлены. Они ждут прочтения и просмотра, сделав гимн отрочеству — красоте этой неповторимой поры жизни каждого человека, каждого из нас. 10 из 10
Уверен, нет такого человека, который не слышал бы о Гарри Поттере. Это одна из величайших и популярных франшиз в истории человечества, с которой, по влиятельности на культуру, могут посоперничать разве что только Звёздные войны. Мне повезло, я рос вместе с этой франшизой. Помню, как в 2000-ых каждая новая книга и каждый новый фильм становились мировым событием N1, это произведения, которые не просто завораживали, увлекали и дарили детям чувства магии, но и объединяли членов семьи всех возрастов. Первый фильм «Гарри Поттер и философский камень» впервые я посмотрел, ещё не прочитав книгу, давным-давно и помню тогда этот фильм мне казался ужастиком! Серьёзно: ребёнок проваливается в вольер к змее; ожившая лягушка; двуликий монстр душит ребёнка в горящей комнате; тролль размахивает дубиной. Тогда я даже боялся смотреть этот фильм. Потом конечно я дошёл до первой книги. Вкратце, первый фильм — волшебен! Сюжет. Про него трудно что-то сказать, по той причине, что сюжет фильма полностью следует за книгой. Плохого тут ничего нет, потому что фильм идеально воссоздаёт книгу. В этом плане я благодарен фильмам, потому что, когда я читал книги про Поттера, из-за слабости воображения, я не мог ничего представить о чёт там говорилось: какой-то барьер на платформе, масштабы Хогвартса, что ещё за «растение» в которое приземляются герои в люке, не говоря про внешность персонажей. Фильм же, под главенством замечательного Криса Коламбуса — создателя Один дома смог воссоздать волшебный мир Гарри Поттера: Косой переулок, Хогвартс-экспресс, Хогвартс похожий на какой-нибудь Оксфорд, своими зелёными лужайками; ловушки на пути к философскому камню и др. Сюжет, можно сказать бережно, воссоздан, каждая сцена. Что мне понравилось, Коламбус чётко просчитал какие сцены из книги можно вырезать, и они не повлияют на успех: привидения, которые напутствуют ребят перед церемонией распределения, то, что Хагриду становится плохо от тележек в банке Гринготс, долгая примерка палочек Гарри. Единственное о чём я до сих пор жалею, что создатели решили отказаться от полтергейста Пивза, который в книге был второстепенным назойливым персонажем, но всё таки он влиял на сюжет, он даже в играх появляется, а в фильмах нет. Но в остальном же фильм является красивой иллюстрацией к книге. Если читать и смотреть фильм одновременно, создаётся впечатление что читаешь книгу-панораму со складными картинками. Атмосферность: Вот это самая важная часть данного фильма. Крис Коламбус не просто экранизировал Гарри Поттера, повторив сцены из книги, он именно что создал фильм с волшебной атмосферой. Я уже писал, как в детстве содрогался, думая, что смотрю ужастик. Сейчас впечатления никуда не ушли. Атмосфера тут волшебна: привидения, вылетающие из стола; передвигающиея лестницы; живые портреты; всякие волшебные существа вроде гоблинов, кентавров, трёхголового пса Пушка, драконов и др. Волшебники, которые колдуют, готовят волшебные снадобья, играют в квиддич это всё воссоздано прекрасно. Кульминацией восхищения для меня стала сцена появления Волан-де-Морта и сражения с ним. Смотря эту сцену, я иногда думал, что её снимал Тим Бёртон — настолько она отдаёт готикой и каким-то мистическим ужасом. Так что в плане волшебной атмосферы «Философский камень» стоит выше всех фильмов и это важно, потому что в дальнейшем создатели всё дальше и дальше уходят от неё. Вот сравните первый фильм про Гарри Поттера и шестой-седьмой. В последних нет уже привидений, живых портретов, не появляются волшебные существа, даже волшебники перестают носить мантии, а носят обычную одежду (хотя по книге у магов проблема с тем чтобы носить магловскую одёжку), всё становится каким-то обыденным, хотя фильмы про волшебный мир Гарри Поттера должны быть немного безумными и эксцентричными, вы же волшебники. Саундтрек. Это то, без чего прелесть данного фильма не была бы достигнута. Музыку к фильму написал лучший кинокомпозитор всех времён Джон Уильямс. Вот просто поражаюсь способностям композиторов, откуда они придумывают саундтреки к фильмам, как они понимают, какая мелодия нужна?! А ведь Уильямс это гений который, на минутку, сочинил музыку к Звёздным Войнам, Список Шиндлера, Челюсти, Парк юрского периода и каждый раз это было бесподобно. Гарри Поттер — это фильм, чей «пролог» вы только услышите и по первой секунде поймёте откуда это. Вся остальная музыка в фильме настолько очаровательна, что её можно слушать отдельно от фильма. Персонажи: Как я сказал, читая книгу, я не мог представить как выглядит ни один из персонажей, даже если он детально был описан, поэтому спасибо фильму, что подарил мне всех персонажей ибо они сделаны так как будто из сама Роулинг рисовала: Дамблдор, Макгонагал, Хагрид, Волан-де-Морт, Квиррел, ну и конечно же легендарная троица. Детишки — Дэниэл Редклифф, Руперт Грин и Эмма Уотсон, а также Том Фелтон в роли Малфоя, идеально воссоздали главных героев. Минусы только в том, что диалоги иногда слишком топорно-туповатые вечных Рона «Вау…Вау» или эти пафосные монологи Малфоя и Олливандера которые ну очень тупо звучат и как ни странно — наш дубляж. Не весь, но озвучка самого Гарри слишком взрослая. Послушайте голос Гарри Поттера в оригинале, он детский и высокий и послушайте озвучку Алексея Елистратова — слишком взрослый голос, не подходит он ему. Также не подходит Рону Уизли озвучка Ольги Сириной, дело не в том, что женщина, а что звучит не знаю почему, но дурацки. Отдельно хотел бы высказать восхищение Северусом Снеггом. Даже читая книгу, я понимал какой-же это необычный персонаж. Он мудак и злодей, но что-то в нём есть, чем-то он манит этой своей безнаказанностью. Серьёзно, читая все семь книг, я считал Снегга самым интересным персонажем. Но фильм сделал его ещё лучше, он воплотил его в личине ныне покойного великого Алана Рикмана и пожалуйста. Все восемь фильмом я считал Снегга самым неординарным персонажем. Про него можно говорить много и ничего не сказать. Вывод: Я думаю если скажу, что «Гарри Поттер и философский камень» (что книга, что фильм) — это великие произведения, которые подарили всем нам детство и юность, то не скажу ничего нового. У меня нет любимой книг из всех семи, я люблю их одинаково. Фильмы на фоне книги, естественно проигрывают поскольку в них нет множества событий и даже первый фильм этим страдает, но каждый фильм чем-то особенный. Первый фильм я бы наградил призом — Самый атмосферный фильм про Гарри Поттера. Это фильм, который даже спустя 100 просмотров, всё равно можно пересматривать всей семьёй и каждый раз наслаждаться. Спасибо Крису Коламбусу и Джоане Роулинг за то, что подарили нашему поколению свой шедевр. 10 из 10
Фэнтези, приключение. Экранизация одноименного романа всемирно известной британской писательницы Джоан Роулинг, который я имел честь прочитать в детстве, после просмотра данной картины. Поскольку я написал отзывы на обе части «Фантастических тварей», то почему бы не написать отзывы на все части о Гарри Поттере, которую я стараюсь пересматривать каждый отпуск вот уже больше шести лет, нынче традиция была нарушена, поэтому — наверстываю упущенное. Скажу сразу, что с книгой я сравнивать не буду, поскольку читал ее давно в переводе Росмэн, и уже ничего не помню, а достать книгу именно с данным переводом сейчас представляется крайне проблематичным делом, потому буду рассматривать картины как цельное произведение, которое отнеслось с уважением к оригиналу. И вот вам мое краткое мнение — начало волшебства. Поскольку данный обзор несет в себе ностальгический характер с примесью подмеченных недостатков, то я сконцентрируюсь на достоинствах. Недостатки обозначу, не переживайте, поэтому — начнем c выразительных достоинств. Итак, вот они: 1. Атмосфера — к этому придраться нельзя ни в коем случае, поскольку сделана она просто идеально. Ни одной детали, ни одного лишнего элемента, которое портило бы ее здесь нет. Перед нами современная сказка о волшебниках, которые живут рядом с нами, но мы об этом даже не догадываемся. Картина наполнена волшебством от начала и до конца. Замечу, что в каждой части серии атмосфера прекрасно передает дух и настроение конкретной части, но атмосфера из первой мне нравиться больше всех, ведь здесь все наполнено детством, мы все когда то были детьми. Еще далеко до той мрачности, что грядет. Светлые тона еще преобладают, а музыка, впрочем, о ней поговорим ниже. 2. Музыка — заглавная тема, написанная замечательным композитом Джоном Уильямсом, стала настоящим символом данной серии, которую дети девяностых знают наизусть, и они начинают вспоминать, как смотрели первые части Гарри Поттера по ящику — и я был таким. Музыка отлично вписывается в атмосферу и гармонично дополняет ее. 3. Прибытие в Хогвартс — клянусь, если наше поколение прямо сейчас включит первую часть и посмотрит до этого момента — они испытают абсолютно те же эмоции восторга и трепета, которые испытали в детстве. И этот прием до сих пор работает. Этот момент прописан, поставлен, и сыгран идеально. 4. Знакомство со вселенной и героями — данная картина открыла дверь в этот волшебный мир, который так похож на наш, с его достоинствами и недостатками, только в мире Роулинг у всех волшебников есть магические палочки, с помощью которых они творят как хорошие, так и не очень дела. Вселенная действительно интересная, которая живет вот уже двадцать лет благодаря фанатам. Конечно, когда по десятому разу пересматриваешь одну из любимых серий детства, первый восторг проходит, с этим, увы, ничего не поделаешь. 5. Финальная схватка — уж простите, но битвой ее назвать крайне трудно. Она весьма эффектна, в первый раз она меня даже шокировала, но не признать ее интересной и ключевой было бы глупо с моей стороны. Два врага впервые столкнулись лицом к лицу, битва хотя и не совсем честная, но внимание цепляет. 6. Эмоции — поскольку ради этого отзыва мне пришлось пересмотреть данную часть, поскольку решил испытать свою любовь к данной серии. В итоге — все еще работает. Эмоции били ключом, а финал так вообще заставил меня улыбаться вплоть до финальных титров. Первая часть однозначно прошла проверку временем. Из недостатков могу отметить некоторые спецэффекты, которые на сегодняшний день уже не смотрятся так выразительно, как на момент выхода картины. Классическая, избитая до дыр, история избранного, и куча мелких недочетов в сценарии, о которых говорить не хочется. Картина не идеальна. Немного о главных героях: 1. Троица — решил наше трио объединить в одно, поскольку они наши главные герои на протяжении всей серии. Здесь они только знакомятся и ведут свое первое дело. Спонтанное знакомство, чередующееся с опасными приключениями, перерастает в дружбу, которой суждено пережить темные времена. Дэниел, Руперт и Эмма — отлично справились со своими ролями, несмотря на столь юный возраст. 2. Альбус Дамблор в исполнении Ричарда Харриса — актера играть роль профессора уговорила любимая внучка, для которой серия книг о Гарри Поттере была самой любимой, и мы должны ее за это поблагодарить, ибо именно Ричард Харрис воплотил на экране лучший образ профессора. Глядя на его одеяния, манеру говорить, чувствуешь то могущество, что прячется за седовласой бородой этого человека. Подлинный Дамблдор. Мое почтение, Ричард Харрис! 3. Рубеус Хагрид в исполнении Робби Колтрейна — лесничий Хогвартса, ставший другом сначала Гарри, а затем Рона и Гермионы. Здоровенный бугай с добрым сердцем и ранимой душой, ставший одним из моих любимых второстепенных героев. Роль Харгида блестяще удалась Робби, с этим я думаю никто спорить не будет. Несмотря на свой внушительный бюджет (сто шестьдесят пять миллионов долларов, вместе с рекламой), картина смогла собрать в мировом прокате почти что миллиард, что позволило создателям снять не менее оглушительное продолжение и порадовать фанатов, число которых после премьеры выросло многократно. Крис Коламбус (режиссер «Один дома» кстати) однозначно постарался. Несмотря на то, что люблю все части Гарри Поттера, но любимой считаю именно первую часть, поскольку именно она открыла мне дверь в современную волшебную сказку! В итоге имеем отличную экранизацию первой книги о приключениях Гарри Поттера с отличной волшебной атмосферой, замечательной музыкой и великолепными актерскими работами. 8 из 10
Давным-давно (в этой галактике, прямо здесь) в ярком воображении одной женщины родился мальчик. Маленький мальчик по имени Гарри, которому суждено было стать одним из самых любимых персонажей, появлявшихся на протяжении долгого и долгого времени в художественной литературе, и он был быстро принят детьми во всех уголках мира. Почему, спросите вы, мне нравится Гарри Поттер? В конце концов, разве это не захватило многих поклонников спекулятивной фантастики (включая мою девушку)? Это заразительный коммерциализм? Параноидальное недоверие к мейнстриму? Или тысяча и одна мама плачет, говоря спасибо небесам? «О, мои дети читают!» Как будто некоторые из нас не читали все это время. Но тогда тенденция не является тенденцией пока подобная глупость не захватит наши умы. Помните это, дети, и помните это хорошо. Особенно когда Майкл Бэй снимет свое следующее кино. Хорошо, подумал я, я могу хотя бы прочитать одну из этих чертовых книг, прежде чем прийти и начать ругаться на них. По крайней мере, я подумал, что смогу заполучить убедительные боеприпасы для ежедневных дебатов на эту тему. Возможно, не лучшее состояние ума для хорошего критического анализа, но я сделал это. Итак, к настоящему времени Гарри, безусловно, так же известен, как и любой другой попсовый персонаж, находясь в одной лиге с Люком, Инди и Марти, к примеру. Будет ли у него такой же долгий срок годности — это спор, который я хочу оставить настоящим поклонникам (точнее, моей маме), но, черт, ДА! Его популярность не угасает. Ну, это неудобно. Он не только лучше, чем имеет право быть, он не только остается лучшим среди картин новой эпохи «Лампового кино»… для меня это также один из лучших фэнтези-фильмов. Но после 20-ти лет и с каждым годом все более и более дурных фильмов, с каждым годом все более и более претенциозного кино, можете ли вы обвинить меня в том, что я капризный? Нет. Конечно, ты не можешь. Даже так называемое «хорошее» кино обладают паршивыми сюжетными линиями, которые все игнорируют просто потому, что мы были слишком заняты, будучи счастливы, что оно вообще существует. «Философский камень» — кино, которое рассказывает последовательную историю с началом, серединой и концом, превосходя все ожидания. Я знаю: разве это не то, что должен делать каждый хороший фильм? Да… но если бы это было легко, все бы это делали. Моя единственная жалоба к нему — это жалоба к любому фильму, набитому монументальными деталями и подробностями совершенно иного мира. Все, кроме одного (Шоу Гарри Поттера) чувствует себя поспешным и нерешительным. И я не говорю о конфликте между ним и Тем-Кого-Нельзя-Называть. Я могу бросить эту критику в любое подобное кино… то, что я буду продолжать делать, пока кто-то не начнет слушать. Хорошее кино (независимо от того, насколько оно эпично), даже если оно хочет попробовать быть «хорошим», фокусируется на центральных отношениях, подчиняя других Основному конфликту. В лучшем из возможных миров эти подчиненные конфликты становятся тематическими отражениями Главного. Все говорят о том, насколько это кино рабски предано исходному материалу. С другой стороны, я считаю, что многие классические детские сказки, такие как «Оз» и «Мэри Поппинс», настолько успешны, отчасти потому, что они так отличаются от книг, которые их вдохновляли. Но Гарри исключение. И многое из того, что делает феномен Гарри Поттера уникальным, заключается в том, что впервые за многие годы детская книга без сопровождающего ее фильма приобрела такую большую популярность. Ясно, как день, что вселенная Гарри Поттера стала такой же реальной в умах молодых и взрослых, как и «Звездные войны». По мнению фанатов, любые изменения, внесенные в историю, будут осквернять мир фантазии, созданный Роулинг. Некоторые критикуют Дэниэла Рэдклиффа за то, что он выглядит слишком подавленным в главной роли, но именно так персонаж изображается в книге: скромный, угрюмый и испуганный. Конечно, книги отражают большую часть беспокойств Гарри, связанного с попытками добиться успеха в школе (потому что, если его выгонят, он сразу же вернется к своему ужасному дяде). В экранизации недостаточно внимания уделяется этим опасениям, так почему нас должно волновать, выиграет ли он матч по Квиддичу и переживет ли он учебный год? Единственное настоящее беспокойство в фильме после его прибытия в Хогвартс связано с историей возвращения лорда Волан-де-Морта, которая в книге почти вторична. Тем не менее, приключения Гарри в школе веселые и интересные, не без помощи его новых друзей, конечно. Можно было попробовать уничтожить, напасть, так сказать, на эту серию чрезвычайно успешных фэнтезийных картин, а затем надеть на себя медаль, якобы я не такой, как все. Но, ребят, я бы не стал носить медаль славы — это было бы слишком безвкусно.
Спойлер: в этой запоздалой рецензии я не буду сравнивать сюжет с книжным и искать всевозможные отличия от канона. Также, если оценивать фильм с позиции взрослого человека, то некоторые моменты просто не дают возможным поставить ему высокую оценку: частичное отсутствие логики происходящего, изобилие чересчур комедийных и несерьезных моментов в фильме, который комедией по-сути не является, деление персонажей исключительно на положительных и отрицательных и т. д., список очень длинный. Это не обзор, а лишь поток моих мыслей об уникальности этого фильма. Почему же такая высокая оценка? Дело в том, что это, наверное, один из немногих серьезных фильмов, сделанных для детской аудитории. Большинство же детский произведений представляют из себя дешевые несмешные комедии, или же мультфильмы, этот фильм — исключение. Конечно, если показать этот фильм впервые человеку старше 16 (ещё и не знакомому с книгами), то он ему вряд ли понравиться, но суть в том, что ему и не нужно его смотреть. Либо тебе 10—13 лет, либо ты уже смотрел его в детстве, в остальных случаях, к сожалению, поезд ушёл, оценить это произведение ты вряд ли сможешь. Я, как и многие другие, рос параллельно с главным героем в книге/фильме. На момент просмотра 1-й части я был всего на год младше Гарри, даже день рождения у нас в одну дату. Помню, в ночь на 31,07 пытался на деревянном полу бабушкиного домика в деревне нарисовать тортик, чтобы потом задуть, но дуть мне пришлось лишь на свой палец с двумя занозами… Исходя из этого, было очень легко представить себя на месте Поттера и переживать все события в фильме так, будто бы я сам являлся участником. Главные персонаж для этого создан чуть ли не идеально: если же все окружающие его герои имели ярко выраженный характер, психологические черты и индивидуальность, то сам Гарри ничем особым не выделялся, кроме, разве что, своих круглых очков, поэтому представить себя на его месте мог абсолютно каждый зритель. Но этот плюс одновременно являлся и проблемой раскрытия ГГ в дальнейшем, зажимая сценаристов в рамки «нейтрального» главного героя. Посмотрите сами, у него не было ни единой отличающей его от других черты характера: добрый, но не более, чем остальные положительные герои, храбрый, но не более, чем любой другой главный герой детской сказки, честный, дружелюбный и т. д. и т. п. Это описание можно подставить абсолютно под любого клишированного протагониста. Если в ознакомительных первых частях это является несомненным плюсом, то в последующих же сериях сильно сказывается на серости мейн персонажа, от которого люди ждут какой-то инициативы, индивидуальности и т. д. Свою индивидуальность в Камне он проявил лишь в одной сцене, когда решился нарушить правила и отобрать у Драко шар-будильник Долгопупса. В остальных же моментах его буквально вынуждают быть главным героем, избранным, чего он с каждой серией всё меньше и меньше желает. -Смотри, Гарри, ты мальчик, который выжил, поэтому все хотят с тобой дружить. О, Гарри, Хагрид лично забрал тебя из дома, параллельно поделившись секретной информацией о своей тайной миссии, теперь ты в курсе про Камень. Кстати, Гарри, вот тебе СУПЕР МЕГА ИМБАЛАНСНАЯ МАНТИЯ, МАТЬ ЕЁ, НЕВИДИМКА, теперь ты можешь делать то, что другие ученики не способны! Братишка Рупиус по-братски поделился инфой о Пушке, теперь у тебя есть всё нужное, чтобы проникнуть в хранилище и (и что? я так и не понял, зачем они туда полезли). Гарри, тебе мало? Вот тебе супер-сила «руки-утюги», теперь ты один можешь покончить с главным злодеем (который почему-то не умеет или не хочет пользоваться своей палочкой, а предпочитает физическую силу, зная о своей уязвимости). Обстоятельства и «избранность» темным лордом вынуждают его быть главным героем, но не собственные желания и поступки. Даже в детстве, в свои 10—11 лет, я удивлялся, почему после детства в подобной семейке Гарри не вырос настоящим ублюдком, не приобрёл собственный уникальный характер и взгляд на мир? Почему 10 лет в рабстве и унижениях сделали его добрым и дружелюбным мальчиком обыкновенным мальчиком? Про плюсы фильма распинаться не буду, вы и сами их знаете: в первую очередь абсолютно уникальная альтернативная вселенная магов со своим лором, законами и порядком. Любое произведение с абсолютно новым уникальным миром получает 100 очков вперед, ведь это огромный плацдарм для всевозможных фанфиков, фантазий «а что, если бы я там был», обсуждений мира, додумываний, как там всё происходит за пределами истории, как живут маги в других странах, на других континентах и т. д. Отличная детализация этого самого нового мира: локации, костюмы, местный колорит, декорации, музыка (даже тот факт, что она сейчас заиграла у вас в голове, о чем-то да говорит). Отличные персонажи, много уникальных характеров (по сравнению с серым гг), отличный каст. Минус главного персонажа является минусом лишь на дистанции (что потом и проявилось в следующих фильма), в первых же частях это было уместно, ибо тебя и так перегружают новой информацией о мире, лоре, второстепенных характерах, не хватало ещё внутренних монологов Гарри Поттера, раскрывающих всевозможные аспекты его 11-летней личности.. До 8—9 баллов фильм, разумеется не дотягивает, о десятке и говорить нечего. Даже для детского произведения в нём нет какого-то глубокого смысла и философии: будь храбрым, помогай друзьям, не бойся своих врагов… Есть даже детские фильмы с куда более глубоким месседжем. В фильме не очень много каких-то прямо гениальных сцен или же диалогов. Достаточно стандартное и прямолинейное развитие сюжета. Даже для детского фильма порой бывает много очень нелогичных моментов, например, переезд на какой-то богами забытый остров, чтобы сбежать от сов, которые летают по воздуху, между прочим. Да и как они с этого острова на работу каждый день плавают? С точки зрения взрослого человека тут и разговаривать не о чем (но с этой точки зрения, как я и написал выше, оценивать фильм неправильно). И конечно же клише, клише и ещё раз клише. Какая-то максимально карикатурная семейка Дурслей, злой и строгий учитель Снейп, уродливый кощее-образный Воландеморт.. у фильма всё таки возрастной рейтинг 12+, а не 6…
Свое знакомство с вселенной Гарри Поттера я начал с книг. Сначала мне показалось, что это очередная детская сказка. А потом я вошел во вкус и понял, что это нечто большее. От фильмов я тоже не ждал чего-то особенного. Мне казалось, что сложно будет переплюнуть книгу. И я был прав, фильму не удалось это сделать. Однако это не означает, что фильм плохой и никому не стоит его смотреть. Наоборот, фильм чудесен, во всех смыслах этого слова. Просто книга оказалась чуть более чудесной. Историю про мальчика, который выжил, знают все. Я не смогу рассказать вам чего-то нового, но в этом и нет смысла. Поэтому я просто расскажу вам свое субъективное мнение. Фильм подойдет для всех, и для детей, и для взрослых. Каждый надет в нем что-то интересное. Для детей это, конечно же, будет интересная приключенческая сказка, полная магии и дружбы. Для взрослых это будет не менее интересная сказка, но уже полная глубокого смысла. Каждый год я пересматриваю все фильмы про Гарри Поттера. Без них у меня просто нет новогоднего настроения. Обязательно нужно обложиться мандаринами и укутаться в мягкий плед! И тогда вы сможете во всю насладиться волшебством мальчика, который выжил. 10 из 10
Начнем с того, что Гарри Поттер прошел мимо меня. Точнее, я не заметила той бури, которая разразилась вокруг этих книг и фильмов почти двадцать лет назад. Зато теперь спокойно читаю с ребенком книги и смотрю фильмы, и то, что ажиотаж давно схлынул, идет восприятию на пользу. Сюжет пересказывать не буду, его и так все знают. Серию книг я считаю отличной литературой. Но здесь — о фильмах. Фильм первый — «Гарри Поттер и философский камень» — отличный перевод книги на большой экран и, как мне кажется, сам по себе хороший семейный фильм. Дети играют прекрасно. Взрослые, конечно, тоже. Волшебство на своем месте. Спецэффекты не так спецэффектисты, как сейчас? Так это и хорошо. У зрителя же нет проблем с фантазией, правда. Отличные моменты, например, как шляпа определяет Малфоя-мл. в Слизерин. Именно такими деталями хорошая кинематография пересказывает хорошую литературу. Добрый и простой сирота Гарри, от которого ждут чего-то необыкновенного, простодушный лопоухий Рон с его подержанной крысой, типичная всезнайка Гермиона, мальчик-мажор Малфой, поросенок Дадли и все взрослые — все на месте, всем веришь. Метлы, движущиеся лестницы, свечи, парящие в воздухе, Диагон-аллея с ее магазинами сделаны волшебно и сказочно. Единственным недостатком этого фильма (и всей экранизации) я бы назвала возраст взрослых персонажей — родителей Гарри и их ровесников. Родителям Гарри, на секундочку, было 21, когда они погибли. И профессору Снейпу (он же Снегг, он же Злей, ох уж наши переводчики) — в начале истории не больше 33(!!!), да-да. Я понимаю, скверный характер, жизнь в подвале… Но не настолько же. Впрочем, игра Алана Рикмана это искупает. Все-таки это кино. В заключение: «Гарри Поттер и философский камень» — Атмосфера, история, персонажи — все отлично. Фильм, который можно смотреть спокойно смотреть всей семьей, и не один раз. 9 из 10.
Кратко о сюжете: Могущественный злой волшебник — уничтожил семью других волшебников. Выжил при этом только годовалый ребёнок Гарри. Его отдают на воспитание к его родственникам, которые не обладают никакими магическими способностями. Проходит время и Гарри Поттеру приходит письмо, что его зачислили в спецшколу предназначенную для юных магов. Минусы: 1) Зачем было отдавать на воспитание Гарри Поттера — к таким странным людям как Дурсли. Мало того, что они не обладают никакими магическими способностями, так они ещё и терпеть не могут Гарри. Постоянные унижения, ругань, крики, и т. д. Идея была в том, чтобы сделать из Гарри гуманного человека. Но в реальности — он бы вырос злым и мстительным человеком. Он бы возненавидел Дурслей и всех маглов вместе взятых. При таком окружении и воспитании — он бы скорее примкнул к своему заклятому врагу или стал ещё худшим злом, но он по какой-то причине становится хорошим человеком и толерантным магом. 2) Ещё один минус воспитания у Дурслей — это тот факт, что Гарри вообще ничего не знает о магии и мире магов. 3) Школа волшебства Хогвартс не имеет нормальной системы безопасности. Где охрана? Вокруг оборотни, гоблины, тролли, призраки, злые волшебники, огромные пауки, грифоны, и т. д. 4) Учить маленьких детей опасным заклинаниям, рецептам приготовления различных зелий и всему прочему — довольно опасная затея. Не удивительно что у них часть магов становится злыми волшебниками. Прежде чем давать детям столь опасные знания — может стоит провести какой-то отбор. Психологические тесты, опросы и т. д. 5) Зачем иметь в школе факультет Слизерин? Большая часть выпускников из него становятся злыми волшебниками и сторонниками Волан-де-Морта. Они сами плодят себе врагов и пополняют ряды своего заклятого врага. 6) Когда ученики учат обычные предметы, которые не относятся к магии. Литература, философия, алгебра, геометрия, физика, химия, родная речь, иностранный язык, и т. д. Даже магам надо это знать. 7) Их спорт — квиддич, тоже вызывает вопросы. Не особо безопасная штука. Особенно для Гарри Поттера, который только начал узнавать мир магов. Плюсы: 1) Музыка. 2) Красивая и теплая картинка снятая в светлых тонах. Вывод: Оценивать данное кино сложно. Картинка и музыка хорошие, но сюжет, логика, и проработка мира не очень. 7 из 10
«Гарри Поттер и философский камень» — экранизация первой книги столь популярной в свое время саги о мальчике, который выжил. И без лишних слов, всем любителям волшебства и магии — добро пожаловать на Тисовую улицу. Стоит ли вообще упоминать о сюжете, который известен буквальному каждому? Совсем еще маленький Гарри после смерти своих родителей оказывается на пороге дома своих дяди и тети, которые совсем не рады подкидышу. Растет наш герой в весьма абьюзивной атмосфере, каждый день терпя издевательства и насмешки не только от Вернона и Петуньи (дяди и тети соотвественно), но еще и от своего избалованного кузена Дадли. Однако на свой одиннадцатый день рождения Гарри узнает, что он потомственный волшебник, и его место — в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». Стоит сказать, что как экранизация картина довольно хороша. Да, безусловно, многие книжные моменты оказались выброшены или ужаты (отчего фильм, честно говоря, иногда выглядит слишком уж поспешным), однако это все еще одна из лучших киноадаптаций книг на моей памяти. Никакой грубой отсебятины, все в рамках существующей вселенной, в общем работа проделана очень качественная. Разумеется отдельных аплодисментов заслуживает потрясающий каст. Дэн Рэдклифф, Руперт Грин и Эмма Уотсон воплотили на экране главную троицу героев — Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер соответственно. Надо сказать, что тогда еще совсем молодые актеры могли похвастаться не только стопроцентным попаданием в свои образы, но и вполне неплохой игрой. Да, есть и переигрывания, есть и недоигрывания, но в целом со своей задачей ребята справились очень достойно. Нельзя не отметить и взрослый каст. Ныне покойный Ричард Харрис, который просто великолепно вписался в образ Альбуса Дамблдора, и именно таким я его себе и представляла в детстве, читая книги — мудрый, добрый дедушка, излучающий спокойствие, но в котором при этом чувствуется какая-то скрытая мощь. Алан Рикман, который тоже к сожалению нас уже покинул, прекрасен в роли Северуса Снейпа (Снегга, если кто помнит перевод от «Росмэн»). И сам по себе интересный персонаж в его исполнении получился очень колоритным и внушающим. Конечно же нужно отметить и Мэгги Смит в роли строгой, но справедливой профессор МакГонагалл, и Робби Колтрейна в образе добродушного здоровяка Хагрида, и еще многих и многих актеров, которые воплотили на экране любимых персонажей. Касательно картинки — тут, конечно, лента уже устарела. Компьютерная графика в большинстве случаев видна невооруженным глазом, и это наносит определенный ущерб достоверности происходящего. Очень трудно сопереживать героям и проникаться историей, когда ты прекрасно видишь нарисованные модельки. Но тут уже ничего не попишешь. Зато что нисколько не устарело, так это прекрасная музыка Джона Уильямса, который подарил свое звучание еще одной культовой франшизе. Подбираемся к финалу — «Гарри Поттер и философский камень» это отличная сказка и крепкая экранизация, которую, даже с учетом определенных недостатков, все еще приятно смотреть.
Любимому Кошмару. Верь в себя наперекор всему и всем, как верю в тебя я Давно ушел в прошлое семнадцатый год эпилога, год прощальной сцены на перроне платформы-занозы. Сей год казался гораздо большей фантазией, чем фантазия писаная: будущее нереальнее выдумки. И вот уже и второй курс детей Поттера и Малфоя, этих потенциальных друзей, всё детство мерявшихся волшебными палочками, курочит тыквы к празднику. Чьё-то детство, шедшее параллельно, ушло вместе с сопливыми фанфиками, выходами на метле в окно и безнадёжными влюблённостями в героев. И думается: переснимут ведь когда-нибудь этот скороспелый, горящий, как путёвка, фильм, примут в коллектив американцев и австралийцев, мародёров сделают молодыми, Снейпа каноничным, и всё будет правильно. Чем дальше, тем думается меньше, ибо гигантская скороспелка стала легендой наравне с какими-нибудь Звёздными войнами. А ведь сериал не равен книге. Книга — это книга, в которой озарение сошлось с безупречным и впоследствии не слишком удачливым умением создавать запоминающиеся характеры. Фильм — это и гигантская своевременная, по пятам, жатка денег, и акт грандиозной, всё нарастающей любви, и какая-то дополнительная нитка по канве, нитка и беднее, и богаче основы; за кадром слишком многое подразумевалось, без книги первый же фильм почти беден. Первая серия ещё не знала, что будет говорить последняя. Всем ещё, наверное, казалось, что это весёлая сказка, россыпь магических пасхалок, праздник непослушания, оттого и Дамблдор был эдакий чудаковатый толстый дед ста пятидесяти лет, и упругий Снейп корчил рожи и скакал козликом, и нарочитое добро ставило в угол гнусное зло. Со временем франшиза так выпутается из этого положения, что огребёт критики за мрачность; но скорее её можно будет ругать за остатки некоторой дешёвой комедийности. И всё же от фильма к фильму сериал будет расти. Тогда и достоинства первой же серии выйдут наружу. Тогда станет ясно, что фильм вслед за книгой выстроил чёткую систему координат, назвав добро добром, а зло злом, но в эту систему вписал далеко не однозначных людей и далеко не однозначные события. В этом фильме правда одна, но путей к ней много, — как и в жизни. Тогда станет ясно, что фильм дал ребенку — в том числе внутреннему ребенку взрослого — исполнение мечты: показал, как выглядит тот мир, которого в детстве так до физической боли желаешь, заглядывая душою за все нарисованные двери. С флейтой и молоточками подкрадывалось чудо, и, обдуваемый всеми пятью ветрами, летел поезд, и разворачивались все немыслимой красоты локации не колдовского мира, но мира чуда, мира Мерлина, крещёного и благочестивого колдуна. Тогда поразит выбор актёров, казавшийся спорным или — по юности — непредсказуемым; увалень Невилл словно докажет всем, что красоту мужчины создает его душа, хорошенькая кудряшка Гермиона превратится в утонченную красавицу, рыжие близнецы не потеряют обаяния, простак Рон не вызовет и сомнения в том, что его может полюбить умная и сильная женщина. Крупным взрослым актёрам за гений и обаяние простят их старость. Может быть, единственная потеря фильма — Снейп, так и не сыгранный по личному упущению Тимом Ротом — какой бы это был Снейп! Кажется, что доктор Лайтман — это лайт-Снейп, характер, вылепленный от отчаяния. Но каждый понимает, к чему привёл этот кастинговый провал — Снейп-Рикман, главный антагонист первой книги и первого фильма, создал нечто большее, чем достойный образ. Он создал ощущение, что трагического профессора вместо похожего на него актёра сыграл его Ангел; цветаевское «Я, кажется, вношу сюда — всю бурю?» — именно то, что приходит в голову с первой же секунды его появления. Ощущение этой внесенной бури станет аурой героя все остальные фильмы; и, наверное, никакому другому герою больше не будут аплодировать в кинозале. Один только остался будто немного недолюбленным, — сам Гарри. Герой, обвиненный в том, что всю жизнь учился убивать, — хотя на самом деле, как мы знаем, он всю жизнь учился умирать. Герой, ни разу не произнёсший смертельного заклинания, — его проклятье и его убийцу убило собственное зло. Носитель имени короля, опоэтизированного Шекспиром в «Генрихе V» — «Господь за Гарри и святой Георг!», и того, другого, иной страны, того короля Наваррского, впереди которого, по свидетельству его тёзки-писателя, летела крылатая Фама. Носитель самого плебейского имени, — Том, Дик и Гарри ведь значит жук и жаба, любой; один Том прямо-таки не выдержал этого, как мы знаем… Не странно, что спасать этого героя хочется, но сильно любить не получается, — кто же из нас влюблен в самого себя? Избранный, Гарри избран ровно настолько же, насколько каждый из нас. Гарри — это ты; ты выжил в этом мире благодаря безграничной любви твоей матери, отважившейся на подвиг родов. Ты должен пройти свой крестный путь и должен научиться умирать. И пока ты не умрешь и не воскреснешь, не изживешь своего лютого врага, который есть частичка самого тебя. И я тебя, тебя буду каждый раз, словно заново, ждать, — вот ты стоишь на подножке невозможного поезда, ты отправляешься на вокзал Кингс-Кросс, а потом дальше, дальше, и ты улыбаешься счастливо и смущённо. Буду ждать, буду выглядывать, — мы обязательно встретимся.
У каждого своя история знакомства с миром Гарри Поттера. У меня она довольно прозаичная — взял несколько первых книг серии в детской библиотеке (кажется, это было в другой жизни, не в этой), а потом посмотрел подоспевшие фильмы. Но, боже мой, в какой трепет привели меня сейчас, спустя почти 20 лет, начальная заставка и волшебная музыка Джона Уильямса. Я на несколько часов вернулся в детство. Взаправду, словно машина времени на самом деле существует. - Путешествие в твою мечту начнется сегодня. Едва я отошел от щенячьего восторга, как герои произнесли несколько цитат, которые, кажется, даже камень способны заставить плакать от умиления, ну или, по крайне мере, сразу прояснить взаимоотношения между одними из главных персонажей «Поттерианы». Дамблдор: «Я бы доверил Хагриду свою жизнь». Хагрид: «Никогда не оскорбляйте Альбуса Дамблдора в моем присутствии». Так парой предложений Джоан Роулинг легко расставляет акценты, которые затем будут значимы на протяжении всех книг и фильмов. Вот еще один пример. Слова Гарри Поттера при первой встрече с Хагридом: «Я волшебник? Нет, вы ошиблись. Я не могу им быть. Я же Гарри, только Гарри». В этой фразе есть все, что нужно. В принципе можно было даже обойтись одной этой фразой, она ярче всех издевательств Дурслей характеризует жизнь самого знаменитого мальчика волшебного мира среди маглов — он «только Гарри». И так будет очень долго — в нем будут видеть чудо, Спасителя, великого мага, будут приписывать ему желание красоваться и купаться в своей славе, а он будет оставаться «только Гарри», нелюбимым племянником тираничных тети, дяди и кузена, живущим под лестницей. Здесь идеальное начало волшебной саги: в мир магии читатель и зритель входят не вместе с выдающимся колдуном или мудрым профессором, а с «только Гарри», которому здесь все в новинку — метлы, волшебные палочки, гоблины, поезда, Хогвартс, и с Хагридом, подходящим на роль проводника в сказку так же, как Северус Снейп на роль души компании. И в этом блестящая уловка — поминутно удивляющийся всему мальчик и полувеликан, сам по сути огромный ребенок, добавляют еще больше эмоций этой истории, усиливая общее ощущение от начала большого приключения. Первая часть эпопеи объясняет какие-то базовые вещи, каноны устройства мира, очерчивает круг добряков и злодеев, намекает на будущие конфликты и столкновения. Словом, «Философский камень» — идеальный пролог к последующим семи фильмам, напитанный атмосферой доброй и наивной сказки для малышей. Из минусов отмечу разве что некоторую хаотичность и оборванность повествования (хотелось бы более плавного сюжета), малый хронометраж (да, 2 часа и 38 минут — это мало!) и мизер сцен с участием Алана Рикмана! Впрочем, две последние претензии касаются ровно всех фильмов серии. Я бы хотел фильмов по три с половиной часа и каждую вторую сцену со Снейпом =) 8 из 10
Эта волшебная история стала бестселлером, благодаря своей неповторимой истории. Повторить которую невозможно. Качественно сделанная работа для конца 90-х годов, популярность которой не угасает и по сегодняшний день. Не зависимо от того кем ты являешься, взрослым, ребенком или подростком тебе будет интересно провести чуть больше двух часов за просмотром этого семейного фэнтези. С первых минут ты погружаешься в мир чародейства и волшебства, стоит ли сравнивать его с другими фантастическими картинами, думаю, смысла нет. Не найдете! От частых смен декораций мурашки бегут по телу, обыгрывание главного героя ведется постоянно. Видно как Гарри из запуганного мальчика, становится начинающим волшебником первого курса. Путь его усеян проблемами, не детского характера, но в этом и прелесть. Зрителю удается сопереживать волшебнику с нелегкой судьбой с первых его дней жизни. Выстраивать в голове и придумывать, а что же собственно будет дальше. Отличная игра актеров, музыка, вписывающаяся в каждую сцену, смена декораций как уже говорила ранее, не дает скучать. На протяжении всего фильма ждешь, кто же есть кто, кто же злодей. Благодаря закрученности сюжета, раньше времени вы точно этого не узнаете. Отдельно стоит обратить внимание на саму школу магии — Хогвартс. Масштабность, многообразие преподавателей, занятий и всего прочего. Ненароком проскальзывает зависть. Жажда вместе с юными героями, познавать мир магии, учиться заклинаниям, решать также сообща трудности. Постепенно шаг за шагом интересно наблюдать за зарождением дружбы знаменитой троицы, принятие и прощение недостатков друг друга. Очень сказочная картина сделает ваш семейный вечер столь же теплым, как и душа юного Гарри Поттера! 9 из 10
В жизни каждого человека есть множество всяких индивидуальных праздников, например, Новый Год. Не дедушки санта-мороза, а новый год жизни, то есть, день рождения. Кроме этого, многие с радостью встречают вечер пятницы и начало отпуска. В моей жизни есть несколько иных праздников, не сказать, что особенно личных, но все же. Например, взятие Бастилии или праздник молодого вина. Одной из подобных дат является 31 июня, день рождения Гарри Поттера. Знакомство с фильмом «Гарри Потте и философский камень» я начал не лучшим для себя образом, несколько раз засыпал на одном и том же месте, когда лохматый великан выбивал дверь на каком-то темном острове в лучших традициях пьяных хулиганов. До этого момента человеку непосвященному все видится сущим маразмом, как тому самому маглу. Просмотр сильно застопорился и я только недоуменно морщился, взирая на толпу оголтелых новоиспеченных фанатов поттерианы. Но прошли годы, у меня подросла собственная маленькая колдунья, вполне пригодная для учебы на Слизерин, где она с успехом могла бы изобрести метод стояния на ушах где-нибудь в вышине финальной игры по квиддичу. Фильм и правда оказался чудесным, в короткое время он стал классикой кино, обзавелся целой армией приверженцев, а актеры его стали суперзвездами. В детстве все такие хорошие, что просто диву даешься, как из таких прекрасных детей потом вырастают эти самые волшебные монстры. Потому и смотреть на Дэниэля Рэдклиффа, Эмму Уотсон и Руперта Гринта (и всю остальную толпу учеников) в это время — сущее удовольствие. Да и сказка в первой серии еще сама по себе истинная сказка, без будущих кошмаров Даров Смерти. Правда, когда читаешь все эти семь книг собственному ребенку вслух во второй раз, то все уже не кажется таким лучезарным. В общем, пошел я смотреть этот фильм снова, раз в десятый, бесконечную историю о мальчике в очках, у которого было много друзей, гораздо лучше его самого. На этом этапе начала истории я являюсь фанатом Гермионы. Этот детский образ получился слишком удачным, именно поэтому в итоге из Эммы Уотсон получилась такая плохая актриса, ибо она так навсегда и осталась маленькой Гермионой. И вот еще что, всего лишь в прошлом году я прочитал, наконец, «Самую плохую ведьму», из которой Джоан Рулинг передрала весь этот волшебный мир, но кто сейчас будет обращать внимание на подобную мелочь. 10 из 10
Фильм-сказка, не скупящийся на гротескные акценты (если приемные родители — то самые ужасные, если зубрила Грейнджер — то нудная, переигрывающая отличницу Уотсон), ставший чем-то большим, чем просто экранизированным бестселлером для детей (и не очень). Пронизанная магией со всех сторон история, рассказывает об уже нарицательном персонаже — мальчике Гарри Поттере, который узнает при весьма сомнительных обстоятельствах, о том, что он немного не такой как все. При чем, не только в мире маглов (людей, обделённых магическим даром), но и во вселенной волшебников. Череда приключений, сыплющихся на протагониста, с лихвой задевает все нравственные краеугольные камни, рассказывая зрителю с некой наивностью о крепкой семье, верных друзьях и настоящей любви. Вперемешку с главными персонажами и на фоне их слабоватой игры (для многих ребят, эти роли были чуть не первыми) блистательно в кадре смотрятся Ричард Харрис и Иэн Харт. Шикарнейшая мимика и подача, делают их едва ли не единственными харизматичными героями ленты. Безусловно, режиссерский подход оставляет совсем не разовое впечатление, давит своей аутентичностью и мягкостью красок, что придаёт исключительно тёплую атмосферу и в последующем — тёплые воспоминания. Можно смеяться над нелепым Мальчиком Который Выжил, в перемотанных скотчем очках. Можно порицать изначально несколько «ломаную» попытку Криса Коламбуса спринтом показать все ухищрения сюжета. Но быть равнодушным и отрицать, что этот «шажок» станет легендарной притчей длинной в 10 лет, взрастившей целое поколение «не дождавшихся письма из Хогвартса», попросту невозможно. 8 из 10
В славном 2001-ом вышло два великолепных фильма, что повлияли не только на сам жанр фэнтези, но и на саму индустрию кино. Все вы, конечно, видели эти фильмы, или хотя бы слышали о них. Речь идет о «Властелине колец:Братсво кольца» и о «Гарри Поттер и философский камень». Оба эти фильма похожи, тем что они являются первыми в своих сериях(и тем, что голоса главных героев в дубляже озвучивает один и тот же мерзкий голос), но структурно фильмы разные. Властелин колец эпичен и серьезен, в то время как Гарри Поттер более легкое и ламповое приключение. Ламповостью и легкостью фильм и очаровывает, режиссура и музыка этому способствует. С актерами у фильма порядок, молодые и старые актеры отлично играют, и тут стоит также благодарить отличный кастинг. В этом плане напрягает только Рэдклифф, но парень старается и, помимо Эммы Уотсон, из всех молодых актеров фильма не канул в лету, что достойно уважения. Это очень хороший и крепкий фильм для всей семьи. Он по-настоящему домашний и уютный, если можно так сказать. Как и книга, фильм в дальнейшем породит кучу продолжений разного качества. 9 из 10
Краткое интервью с Самым Лучшим Критиком Современности. Напротив меня в кресле для допроса сидел молодой человек. Из-за пальто будто бы выглядывала волшебная палочка, а за окном ухала сова, но это конечно же все было не важно. И внимания на это не обращав корреспондент, начал разговор. - Я вас приветствую Самый Лучший Критик Современности (*в дальнейшем СЛКС). - Хай. - Начнем, как говорится, «с места в карьер» — сгорая от любопытства протараторил корреспондент — нравится вам сага о волшебниках?! - В изумлении ли я о всех фильмах?! Этим простым словом я не смог бы лучше выразить свое отношение ко всему этому. С Гарри Поттером взрослели дети всего мира. Как и я, все учились жизни, верной дружбе, отваги и смелости. Находили в себе частичку магии. С выходами очередных фильмов — каждый становился на год-два старше. А последнюю часть уже встречаешь взрослым человеком. Как и тройка неразлучных героев: Гарри, Рон и Гермиона. - Как вам игра, на тот момент, молодых актеров?! - Ну… Рассужу, Рэдклифф в свои одиннадцать лет просто классно справился. Скромный взгляд, не громкий голос, прямо «нашка-няшкой», сама кроткость… не то что в последующих фильмах. Наверное потому, что герой еще не знает, что ему приготовила судьба. У Уотсон и Гринт в детстве получалось лучше, нежели сегодня, чисто моё мнение. Ну, у Эммы еще что-то иногда и получается, но Гринт затух как погашенная спичка. Вообще, укажу, что первая и вторая части — апофеоз игры всей тройки, в фильмах истории Роулинг. - Хотите выделить других актеров?! - Блистательный Алан Рикман, в роли хитрого, вечно злого, но отважного профессора Снега. Настоящий Ганс Грубер, но на светлой стороне. Актер, Ричард Харрис, ушедший от нас. Не знаю какой был бы из него Дамблдор в последующих частях, но в этой, все получается так как если бы он был настоящим директором Школы Чародейства и Волшебства. - Что еще делает этот фильм шедевром?! Почему он так нравится именно вам?! - Вы знаете… Я скажу… — на минуту СЛКС задумался — Наверное это музыка. Воздушная, прямо-таки заставляющая взлететь (с героями на метлах) игра на нотах, композитора Джона Уильямс! Оскароносце, каких поискать — пять статуэток… да, он ими раскидываться может! Музыка у этого человека во всех фильмах прекрасная, за что я и жал ему руку. А в Гарри Поттере — вверх совершенства именно к сюжету фантастической сказки. Попив немного воды, поправив очки и пригладив непослушные, черные волосы СЛКС продолжил. - Красота картинки, художники, спецэффекты (на начало двухтысячных!) сногсшибательные! Дворец показан настолько первоклассно, что зритель как будто туда попадает по-настоящему. В школе Хогварс получали знания все дети мира. А в фильме про Философском камне — это еще и было в новинку. - Вы считаете эту часть Гарри Поттера лучшей?! - Да, я так считаю — серьезно проговорил СЛКС с уверенностью в глазах. Испугавшись такой уверенности в таких громких словах, корреспондент захотел быстро переменить тему. Ничего умного в голову, как назло, не залетало. Разозлившись на себя корреспондент вывалил то, что первое в голову пришло. - Как бы вы воспользовались философским камнем?! - Заработал бы денег, — усмехнулся ответчик. Критику понравился вопрос этого малого. - Эм… В заключении вы можете, со своего величества, подытожить ваше мнение о фильме?! - Фильм на все времена. В каком бы ты возрасте не находишься — Я советую смотреть! А, если вдруг, каким то чудом, не знаком с историей о Гарри Поттере — Я тебе очень завидую. Но, особо важно это кино будет для детей — в нашем не легком мире — надо учиться верить в чудеса. Оценку ставить фильму бессмысленно. Фильм на все времена — этим все сказано! - Ух, вы так хвалите! — корреспондент озарил американской, белозубой (их, корреспондентской) улыбкой. - Я не хвалю. Я говорю уверено, как знающий человек! — тут СЛКС подмигнул — Я ведь на самом деле Пушка за хвост дергал! И на вагончике спускался глубоко в пещеру, вместе с гоблинами в банке Гринготтс. И, на самом деле, Я не магл! - Вот оно как! Ну, тогда прощаюсь и оставляю за собой надежду поговорить с вами вскоре, о другом фильме вселенной Гарри Потера, который должен выйти в свет через две недели.
Любимому Кошмару, смущённо и с надеждой Давно ушел в прошлое семнадцатый год эпилога, год прощальной сцены на перроне платформы-занозы. Сей год казался гораздо большей фантазией, чем фантазия писаная: будущее нереальнее выдумки. И вот уже и второй курс детей Поттера и Малфоя, этих потенциальных друзей, всё детство мерявшихся волшебными палочками, курочит тыквы к празднику. Чьё-то детство, шедшее параллельно, ушло вместе с сопливыми фанфиками, выходами на метле в окно и безнадёжными влюблённостями в героев. И думается: переснимут ведь когда-нибудь этот скороспелый, горящий, как путёвка, фильм, примут в коллектив американцев и австралийцев, мародёров сделают молодыми, Снейпа каноничным, и всё будет правильно. Чем дальше, тем думается меньше, ибо гигантская скороспелка стала легендой наравне с какими-нибудь Звёздными войнами. А ведь сериал не равен книге. Книга — это книга, в которой озарение сошлось с безупречным и впоследствии не слишком удачливым умением создавать запоминающиеся характеры. Фильм — это и гигантская своевременная, по пятам, жатка денег, и акт грандиозной, всё нарастающей любви, и какая-то дополнительная нитка по канве, нитка и беднее, и богаче основы; за кадром слишком многое подразумевалось, без книги первый же фильм почти беден. Первая серия ещё не знала, что будет говорить последняя. Всем ещё, наверное, казалось, что это весёлая сказка, россыпь магических пасхалок, праздник непослушания, оттого и Дамблдор был эдакий чудаковатый толстый дед ста пятидесяти лет, и упругий Снейп корчил рожи и скакал козликом, и нарочитое добро ставило в угол гнусное зло. Со временем франшиза так выпутается из этого положения, что огребёт критики за мрачность; но скорее её можно будет ругать за остатки некоторой дешёвой комедийности. И всё же от фильма к фильму сериал будет расти. Тогда и достоинства первой же серии выйдут наружу. Тогда станет ясно, что фильм вслед за книгой выстроил чёткую систему координат, назвав добро добром, а зло злом, но в эту систему вписал далеко не однозначных людей и далеко не однозначные события. В этом фильме правда одна, но путей к ней много, — как и в жизни. Тогда станет ясно, что фильм дал ребенку — в том числе внутреннему ребенку взрослого — исполнение мечты: показал, как выглядит тот мир, которого в детстве так до физической боли желаешь, заглядывая душою за все нарисованные двери. С флейтой и молоточками подкрадывалось чудо, и, обдуваемый всеми пятью ветрами, летел поезд, и разворачивались все немыслимой красоты локации не колдовского мира, но мира чуда, мира Мерлина, крещёного и благочестивого колдуна. Тогда поразит выбор актёров, казавшийся спорным или — по юности — непредсказуемым; увалень Невилл словно докажет всем, что красоту мужчины создает его душа, хорошенькая кудряшка Гермиона превратится в утонченную красавицу, рыжие близнецы не потеряют обаяния, простак Рон не вызовет и сомнения в том, что его может полюбить умная и сильная женщина. Крупным взрослым актёрам за гений и обаяние простят их старость. Может быть, единственная потеря фильма — Снейп, так и не сыгранный по личному упущению Тимом Ротом — какой бы это был Снейп! Кажется, что доктор Лайтман — это лайт-Снейп, характер, вылепленный от отчаяния. Но каждый понимает, к чему привёл этот кастинговый провал — Снейп-Рикман, главный антагонист первой книги и первого фильма, создал нечто большее, чем достойный образ. Он создал ощущение, что трагического профессора вместо похожего на него актёра сыграл его Ангел; цветаевское «Я, кажется, вношу сюда — всю бурю?» — именно то, что приходит в голову с первой же секунды его появления. Ощущение этой внесенной бури станет аурой героя все остальные фильмы; и, наверное, никакому другому герою больше не будут аплодировать в кинозале. Один только остался будто немного недолюбленным, — сам Гарри. Герой, обвиненный в том, что всю жизнь учился убивать, — хотя на самом деле, как мы знаем, он всю жизнь учился умирать. Герой, ни разу не произнёсший смертельного заклинания, — его проклятье и его убийцу убило собственное зло. Носитель имени короля, опоэтизированного Шекспиром в «Генрихе V» — «Господь за Гарри и святой Георг!», и того, другого, иной страны, того короля Наваррского, впереди которого, по свидетельству его тёзки-писателя, летела крылатая Фама. Носитель самого плебейского имени, — Том, Дик и Гарри ведь значит жук и жаба, любой; один Том прямо-таки не выдержал этого, как мы знаем… Не странно, что спасать этого героя хочется, но сильно любить не получается, — кто же из нас влюблен в самого себя? Избранный, Гарри избран ровно настолько же, насколько каждый из нас. Гарри — это ты; ты выжил в этом мире благодаря безграничной любви твоей матери, отважившейся на подвиг родов. Ты должен пройти свой крестный путь и должен научиться умирать. И пока ты не умрешь и не воскреснешь, не изживешь своего лютого врага, который есть частичка самого тебя. И я тебя, тебя буду каждый раз, словно заново, ждать, — вот ты стоишь на подножке невозможного поезда, ты отправляешься на вокзал Кингс-Кросс, а потом дальше, дальше, и ты улыбаешься счастливо и смущённо. Буду ждать, буду выглядывать, — мы обязательно встретимся.