Почему смотрел: В большой степени случайно, давно не смотрел восточноевропейских фильмов, а тут попался на глаза польский фильм 'Колоски'. Поставил фильм довольно известный режиссер Владислав Пасиковский, режиссер кассового польского хита девяностых 'Псы'. Фильм отмечен множеством номинаций на высшую польскую кинонаграду, получил ее Мачея Штур за лучшую мужскую роль. Триллер, тема интересная, решил смотреть. Сюжет: Действие происходит где то в районе 2000 года. В родную польскую деревню после двадцатилетнего отсутствия приезжает из Чикаго Франтишек Калина в основном из за того, что узнает, что с его братом Йозефом, проживающим в деревне что то не то. По приезду выясняется, что Йозеф по своему желанию собирает и выкупает по всей деревне плиты старого еврейского кладбища, разрушенного немцами в 41м. После этого немцы замостили этими плитами дорогу, а жители постепенно приспособили их и для хозяйственных нужд. Йозеф раскладывает эти плиты у себя на поле, пытаясь тем самым исправить несправедливость. Эти его действия встречают непропорционально резкий отпор со стороны жителей деревни. С появлением Франтишека напряжение продолжает нарастать, особенно когда братья начинают пытаться разобраться в давней истории жизни деревни при оккупации. Постепенно им начинает открываться страшная правда... По ходу фильма я был немножко удивлен, почему действие современного фильма перенесено на 10 лет назад - ведь в принципе, какая разница 2001 или 2011. Я объяснил это для себя тем, что режиссеру это было нужно, чтобы существовали физические свидетели оккупации - в 2001 их конечно было значительно больше. Однако, почитав немного, я понял, что дело не только в этом. В 2001 году выявились новые страшные сведения о еврейском погроме в польском городе Едвабне, от которых и отталкивается этот фильм. Как это сделано: В фильме нет никаких изысков - это типичный мейнстрим, рассказ напряженной социальной истории средствами кино. Здесь важнейшим является сюжет, сценарий, фабула - все в фильме работает именно на нее. В принципе, частое дело. Артисты: Неплохо справились со своими ролями, хотя вот от игры Штура я не в восторге. Впрочем, там и роль такая, персонаж достаточно истерический и это как то не очень дает раскрыться образу. Впрочем, все играют нормально. Впечатления: Неоднозначные. Фильм относится к достаточно широкой категории картин о Холокосте. Важность и беспрецедентность этой темы, заглядывающей в глубины ада, привлекает к ней кинематографистов и за последнее время снято достаточно много фильмов по ней. Не могу не сказать, что не все они автоматически становятся шедеврами, ведь тема темой, но и ее художественное воплощение должно соответствовать, иначе упреков в спекуляции избежать будет непросто. Да и критики частенько чересчур политкорректны к таким фильмам, что на мой взгляд совершенно напрасно. Тема не должна служить индульгенцией, иначе и сама тема невольно пострадает. Мне так кажется. Как обстоит дела с этим в фильме ? Мне показалось, что по разному. Символически можно сказать, что как два брата - один из Польши, другой из Америки - сталкиваются в фильме, так и две линии тоже сливаются в нем. От американцев - нарастающий ритм триллера, повышение саспенса с помощью типичных приемов, не всегда одинаково уместных. От славянской линии - повышенный психологизм, некоторый надрыв, особенно заметный в линии младшего брата, наконец смелость заглянуть в бездну ужаса, перед которой Голливуд часто останавливается. Сама завязка сюжета мне показалась немножко спорной. Непонятен исходный порыв Мачея как продукта своего окружения вдруг смело бросить вызов враждебной деревне и начать решать вопросы с плитами, ничего не боясь, ни угроз, ни полиции, ни наказания. Мне показалось, что это не очень коррелирует с его поведением в фильме. И эта натяжка лично мне мешала. Дальше история раскручивается достаточно интересно, напряженно и фабульно, хотя и тут сюжетные линии часто несколько спрямлены и упрощены (не хочу говорить подробней, чтобы не раскрывать фабулу). И конечно кульминация фильма - тут что то явно перемудрили, сделано неудачно, что привело лишь к зрительской неловкости. Но это по большей части придирки. В фильме есть очень много важного и хорошего. Эти проклятые корни прошлого, тянущие свои грязные руки в современность, заставляя всех жителей деревни и их потомков принять 'причастие буйвола' и скрывать страшную тайну. Это противостояние деревни и ее жителей и братьев поставлено безжалостно и бескомпромиссно и я не удивлен тем, что в Польше были протестующие мнения против фильма - ведь кино обладает сильным уровнем обобщения, а смотреть в такое лицо своего прошлого трудно, почти невозможно. В этом огромное уважение авторов за их художественную и гражданскую смелость. Еще пару слов хотел сказать. Просматривая рецензии, нашел в них слова 'внутренний фашизм'. Я не вполне согласен с такой трактовкой. Дело тут совсем не в фашизме - у жителей деревни нет ненависти к евреям как к нации, в конце концов они десятилетиями спокойно жили рядом. Весь ужас в другом, в возможности безнаказанно расправиться с ними для получения выгоды для себя !И здесь фильм поднимается до более высокого уровня обобщения и выходит на разговор о человеческой природе и о тонкости цивилизованного слоя и что может произойти, если становится дозволено всё. Фильм замирает на пороге этой темы, не углубляясь в нее, используя ее больше как двигатель фабулы, а жаль. Это бы дало фильму еще большую глубину. Но и без того, несмотря на мои замечания, получился серьезный, умный, занимательный и печальный фильм, который я могу смело рекомендовать. Такие фильмы нужны, чтобы пепел не переставал стучать в сердцах людей. С этой точки зрения эпилог фильма получился просто замечательным. Он очень берет за живое. На полях: Мачея Штур - сын хорошо известного всем отечественным зрителям по 'Новым амазонкам' и 'Дежа Вю' Ежи Штура. Было немного забавно наблюдать сходство между ними... 6.5 из 10
Фильм польского режиссера Владислава Пасиковского не имел мирового проката и резонансной критики. Однако, история, затрагивающая неприятные для польского населения аспекты фашистской оккупации во время Второй Мировой войны, заслуживает внимания. Братья Калина оказываются вовлечены в загадочную историю, из-за которой против них ополчаются все местные жители, а жизни самих братьев Юзефа и Франтишека угрожает совсем не иллюзорная опасность. Интрига строится вокруг событий, произошедших в период начала войны, когда все еврейское население деревни загадочным образом исчезло. Сказать больше о сюжете фильма или упомянуть какие-либо события, имевшие место, значит полностью разрушить не видевшим фильм удовольствие от просмотра. Совершенно очевидно, что «Колоски» это фильм в жанре драмы, причем очень пронзительной. Выстроен он как хороший роман – действие развивается постепенно, неожиданно и нелинейно, постепенно достигая апофеоза. Плюс ко всему сценарий Пасиковского очень метафоричен, что подчеркивается оператором и художником-постановщиком очень верно понявшим суть произведения. Пасиковскому буквально чуть-чуть не хватило очков для того, чтобы его «Колоски» могли бы быть названы идеальным фильмом. Окончание немного выбивается из общей канвы повествования – один из финальных ходов очень неловок и не вписывается в рисунок повествования. Вопрос здесь скорее в том не что произойдет, а каким образом (раскрыть, что именно случится в последние 15-ть минут нельзя, так как это будет спойлером). Неизвестная за пределами Польши креативная команда сделала фильм, который был показан на Варшавском кинофестивале и ряде фестивалей Еврейской культуры. Фильм, в котором произведена попытка осмыслить одно из самых страшных явлений Второй Мировой – внутренний фашизм, когда ужасные вещи делались не солдатами гитлеровской армии, а жителями оккупированных территорий. И критиковать «Колоски» в корне неправильно, к фильму с такой моральной основой нельзя предъявлять претензии. Это правильный фильм, и этого достаточно.
«Последствия» (или «Колоски»), оба названия неудачны, на мой взгляд. А вот фильм неожиданный и достойный. Сюжет простой: двое братьев неожиданно узнают страшную правду о жителях своего села, среди которых был и их родной отец, все польское население в 1941 собственными руками (!!!) уничтожило еврейскую часть этого же села под пристальным контролем католического священника. Немцы в этой истории были фактически сторонними наблюдателями. В центре фильма не та давнишняя история, а сегодняшние жители – потомки тех, кто убивал, и не просто убивал, а захватил все, что принадлежало еврейским семьям: земли, дома, имущество. История эта была тотчас же «забыта», и десятилетиями замалчивалась. Реакция братьев на эту недобную правду и есть основа фильма, которая дополняется отношением нынешних жителей села, таких же потомков тех, кто убивал евреев. Самая страшная часть фильма – это даже не рассказ старухи, единственной живой свидетельницы произошедшего, а то, как двое братьев под тяжестью узнанного становятся врагами, готовыми так же растерзать друг друга. Завершение фильма оказалось намного слабее, чем сам фильм. А вот то, как общество (польское) боится правды, неудобной, неприличной, античеловеческой, как люди готовы любой ценой заставить молчать, не открывать этот ящик Пандоры – это показано очень убедительно. И ради этого люди готовы сжечь созревшую пшеницу, отрубить голову собаке, залить асфальтом надгробия с уничтоженного еврейского кладбища. И еще очень сильна сцена «беспамятства» старшего брата, уехал из родных мест много лет назад и все и всех забыл. Так что главным мотивом фильма как раз и становится этот мотив беспамятства – по незрелости ли души или по страху, который терзает не одно поколение. Но память настигнет, и тогда люди собственными руками станут откапать в подполе собственного дома черепа растерзанных людей. Эта сцена решена по-гамлетовски, ливень, грязь и черепа, черепа, черепа… Должен ли человек отвечать за грехи отцов? Фильм отвечает: должен, и судьбы братьев и есть эта самая расплата. Один лишился жизни, другой – родины.
Фильм – нечто. Особенно на фоне развлекаловки современного Голливуда и иже с ним. Есть украинский национализм, российский шовинизм, антисемитизм, укоренившийся в обеих нациях. И есть «планетарное мышление». И осознание, хотя бы и интуитивное, и чувство правоты, и необходимость покаяния. За деяния свои и за мировоззрение своё. Наконец, за грехи отцов наших. Интервенцию СССР в Чехословакию в 1968 году лично я воспринимал как правое и необходимое дело. Так мы воспитывались, так нас учила Система. Потребовалось 35 лет, чтобы, кроме ощущения своей мировоззренческой неправоты, ощутить необходимость Покаяния за неё. После поездки в Чехию и Словакию, после того, как увидел фото-стенд «Советские танки на улицах Попрада», чувство, пусть даже «неличной», вины лишь возросло. И пока, через призму более мне близкой, чем политика, геологии не написал стих «Даты», эта тяжесть меня не отпускала. И в «Колосках» у героя польского фильма нет личной вины, нет ощущения мировоззренческой вины, есть лишь чувство неправоты окружающих и необходимость действовать. И Совесть. Заставляющая делать то, что он должен сделать, независимо от того, как к этому отнесутся окружающие, и какие негативные последствия это будет иметь лично для него. Колоски / Последствия / Poklosie заставляют вспомнить песню Ирины Богушевской «Едвабне». На ту же польскую тему. Кто видел видео с этой песней, вряд ли забудет. Вроде бы далёкие друг от друга фильм и песня имеют незримую связь. «Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны» (Википедия). Не имеет значения – хороши или плохи евреи, похороненные под могильными камнями в польском посёлке. Не имеет значения личное отношение главного героя к чикагским евреям. Думаю, не обязательно быть евреем, чтобы не быть антисемитом. Нет плохих наций, есть плохие люди. «Так много вещей несправедливых в этом мире. Но мы живём как-то с этим, потому что ничего нельзя поделать. Но я думаю, что есть вещи, которые более несправедливы, чем другие» ('золотая' цитата из фильма). «Колоски» для меня лично (ни поляка, ни еврея, а человека, достаточно далёкого и от политики и от религии) выходят на уровень таких фильмов как «Пятая печать» Золтана Фабри, «Восхождение» Шепитько, «Покаяние» Абуладзе, а также фильмов Анджея Вайды, Кшиштофа Кеслевски и Романа Полански. Современные, причём весьма неглупые люди (даже те, кому за сорок), часто не желают смотреть «пробуждающее» «больное» кино. Например, такое, как «Андрей Рублёв» Тарковского. Их аргументация меня поразила: «А он чёрно-белый»! А каковы исходные цвета Добра и Зла? 8,5 из 10
Страшное кино. Спустя более чем 60 лет после окончания Второй мировой войны, польский режиссёр Владислав Пасиковский снял один из самых сильных фильмов, посвящённых холокосту и фашизму. В самой Польше эта кинолента вызвала настоящий скандал, а в России её показали крайне скупо. Иначе, уверен, рецензий зрителей на данную картину было бы намного больше. Особенность фильма в том, что всё его действие, от начала до конца, происходит спустя более полувека после завершения Второй мировой войны. К живущему в небольшой польской деревне Юзефу приезжает из Америки его родной брат Франтишек, эмигрировавший в Штаты 20 лет назад. Приехав, Франтишек обнаруживает, что отношение многих односельчан к Юзефу враждебное. Причиной поначалу кажется то, что Юзеф собирает по всей округе надгробия с уничтоженного во время войны еврейского кладбища, которые жители использовали для строительства дорог и других целей. Юзеф считает такое отношение к умершим недопустимым и переносит все надгробия на свой участок. Франтишек сперва скептически относится к затее брата, считая того немного «не от мира сего». Однако постепенно начинает помогать Юзефу и впоследствии обнаруживает, что многие жители деревни проживают теперь в домах убитых в военное время евреев. Несмотря на противодействие и недовольство местных, братья начинают выяснять, что именно произошло здесь в те годы. Правда оказывается чудовищной не только для зрителя, но и для них самих. Данное кино практически лишено спецэффектов, а картинка на экране чем-то напоминает отечественные фильмы восьмидесятых – девяностых годов. Да и сама деревня, природа, жители, на первый взгляд, не слишком отличаются от тех, что можно было встретить на Украине, в Беларуси, России. Но чем больше мы узнаём о прошлом и настоящем этой деревни, тем становится страшнее – и не только за тех, кто умер много лет назад, но за всех нас, живущих здесь и сейчас. Пасиковский обнажает самую подлую и мерзкую сторону человеческой сущности. Расизм и фашизм у него – это не просто навязанная сверху политическая идеология, но едва ли не характерное свойство самой человеческой личности, которое под влиянием определённых условий способно привести к самым жутким последствиям. Неприятие тех, кто не похож на большинство, выглядит иным, к чужакам, зависть и ненависть к таким людям всегда были свойственны людской природе и успешно использовались как ультраправыми политиками, так и религиозными фанатиками в отношении целых рас и социальных групп. Не случайно, помимо главных героев фильма, одни из центральных его фигур – два священника, первый из которых действительно служит Христу, а второй преследует совсем иные цели. Но у Пасиковского всё это превращается в какую-то совершенно дикую историю, в которой слова Иисуса про «любовь к ближнему» воспринимаются как что-то абсолютно далёкое и оторванное от жизни, в том числе современной. Не случайно, эта кинолента вызвала столь резкие и неоднозначные оценки. Многие в Польше обвинили режиссёра в игре на чувствах зрителей, умышленном искажении правды. Этому в какой-то степени способствовала и достаточно неоднозначная концовка фильма с её откровенной библейской аллюзией. Однако, хотя фильм Пасиковского не является реконструкцией реальных событий, побудила его снять данную картину действительно схожая история военных лет, о которой значительная часть поляков предпочитает не говорить. Являясь фильмом-покаянием, в котором режиссёр просит прощение за творивших страшные вещи в военное время, эта картина, конечно, не способна воскресить умерших. Но она способна заставить задуматься всех тех, кто живёт сейчас, как легко, испытывая чувство расового или иного превосходства, ненависть к «чужим», превратиться в зверей. Смотреть подобные фильмы необходимо. Ведь как говорит Франтишек во время одной из сцен: «Весь мир это большая яма с дерьмом, и мы не сделаем его лучше. Но всё-таки, знаешь, мы не сделаем его хуже. И это будет уже кое-что». 8 из 10