Про американского независимого кинорежиссера и сценариста Ричарда Линклейтера с уверенностью можно сказать, что он как никто другой умеет снимать фильмы настроения. Вторая по счету режиссерская работа Линклейтера «Под кайфом и в смятении» представляет собой бессюжетное повествование о последнем учебном дне американских подростков в небольшом городке штата Техас в 1976 году. Тем самым эта работа продолжает традиции культового фильма Джорджа Лукаса «Американские граффити». Между прочим, для Лукаса это тоже была вторая полнометражная картина в качестве режиссера. Сам Линклейтер, как и герои его фильма, из Техаса, из Хьюстона, и родился он в 60-м году. Таким образом, режиссер обращается к своим личным воспоминаниям и к тому времени, которое ему хорошо знакомо. Но эту работу нельзя назвать рефлексивной или ностальгической. Режиссер собирает увлекательные аспекты жизни подростков и умело их изображает на экране. Он создает потрясающую атмосферу свободы и беззаботности, которая была у любого старшеклассника в любой стране мира. От этого фильм только выигрывает и поэтому понятен каждому зрителю, и совершенно не важно, знаком ли он с американской культурой и обычаями молодежи тех лет или нет. С одной стороны «Под кайфом и в смятении» можно описать одной известной фразой – «секс, наркотики, рок-н-ролл», что в принципе вполне логично, ведь фильм назван по одноименной песне («Dazed and confused») легендарной британской рок-группы Led Zeppelin. С другой стороны эта картина – будто прекрасный сон о юности, где можно убежать от хулиганов, подружиться с компанией старшеклассников, победить в драке, обрести любовь, заказать бочонок пива домой и не получить нагоняй от родителей. Этот фильм, вышедший на экраны в 1993 году, любопытен еще и тем, что в нем снимались тогда еще никому не известные Бен Аффлек, Мэттью МакКонахи, Милла Йовович, Коул Хаузер, Адам Голдберг и Рене Зеллвегер. Помимо этого, фильм наполнен потрясающей музыкой 70-х. В картине звучат композиции таких групп, как: Deep Purple, KISS, Nazareth, ZZ Top и многих других. Летом, как это ни банально, нужно смотреть именно летние фильмы, чтобы лучше их прочувствовать, и получить большее наслаждение. Вот и данную картину лучше всего смотреть именно сейчас, причем желательно начинать просмотр за полночь, чтобы встретить рассвет вместе с героями, ведь именно началом следующего дня заканчивается этот удивительный фильм. 9 из 10
Школа – это время струящихся надежд и бесконечного бунтарства против образовательной «системы» учителей, завучей и директоров. Неокрепшие умы всеми силами стремятся сбросить кандалы уроков и оковы родителей. И что парадоксально, сами не замечают, как проламывают стену беззаботности, за которой их поджидает бюрократия той самой нудной, обыденной и, казалось бы, далекой взрослой жизни. Очевидно режиссер Ричард Линклейтер, чье отрочество пришлось на апокалиптически-дионисийские семидесятые, сам не прочь был бы вернуться за школьную скамью, чтобы вновь восстать против целого мира. К сожалению (или к счастью), машина времени остается уделом фантастов, и для возврата в прошлое ему пришлось воспользоваться старым приемом. А именно: собрать сладкий ностальгический нектар, скомпоновать его на видеопленку и обозвать полученный результат «Под кайфом и в смятении», по аналогии со сверхкультовым треком Led Zeppelin. В центре внимания фильма знаменательная дата – 28 мая 1976 года. В этот славный, без трех суток летний день, проводится дивный ритуал самоутверждения. Братия выпускников высшей школы собирается вместе с целью наподдать поучительного жару «братьям меньшим» из восьмого класса, которые по печальному совместительству являются выпускниками средней школы. Дамы измываются над преемницами унижениями в стиле сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки», а парни битами для крикета превращают пятую точку своих жертв в кровавую отбивную. Но вот совсем скоро день сменяется ночью, последний звонок отдается памятным эхом в пустых коридорах школы, а «взрослая жизнь» преподносит первый облом - намечающаяся вечеринка трагически разбивается о запрет родителей. Впрочем, не все так плохо, раз средства позволяют молоднякам раскучковаться по группам, забить багажник пивом и, затягиваясь косячком, колесить на мускулкарах где ни попадя. Бесцельное бродяжничество разогревается легкими шалостями и болтовней обо всем подряд: сексе, тачках, билетах на концерт Aerosmith, всеохватывающей тоске по бунтарским шестидесятым и, само собой, о славном будущем, которое неизменно последует вслед за «ацтойным» настоящим. Меж тем, «ацтойное настоящее» - самое очаровательное, что есть в киноленте - пестрит эстетикой времени, ушедшего навсегда. Сладострастная ностальгическая атмосфера, где в тренде клеш и ниспадающие, точно ниагарский водопад, волосы; где из-под капотов легендарных автомобилей, чьи наследники уже успели кануть в небытие, завывает бас не обремененных экологическими нормами многолитровых двигателей V8; где из баров доносится кантри Боба Дилана, Nazareth возглавляет выпускной вечер кавером на романтическую песню Love Hurts, а по радио воспевается свобода от Deep Purple, Black Sabbath, Kiss и, само собой, Led Zeppelin. Завершает становление волны «Ностальжи» будущие родители контркультурного поколения Х. Как и в реальности, взвинченные до предела гормоны вроде как и толкают их на борзые поступки, но в глазах все еще просматривается страх перед ответственностью. Каждому персонажу отведена своя частичка сюжета, которая позволяет раскрыть их индивидуальность. А игра малоизвестной «звездной» плеяды тягается на равных с такими прожженными мастодонтами из Голливуда, как Бен Аффлек или Мэттью МакКонахи. В итоге, каждый зритель без труда отыщет среди угрюмых мечтателей и безмозглых тусовщиков близкую сердцу модель поведения. Уже за все это киноленте можно простить многое, тем более закрыть глаза есть на что. За всем водоворотом событий, с которым сталкивается горстка выпускников, нет философской подоплеки или итога, который бы пришелся восклицательным знаком в финале режиссерской мысли. Так, главной дилеммой выступает требование тренера по футболу подписать одному из героев расписку о воздержании от мелких школьных радостей, вроде никотина и пива. Разумеется, глубины в этом сверхсложном моральном выборе не больше, чем трезвенников в барах по пятницам. А ведь яркий пример для подражания есть и датирован он 1973 годом, когда «киноджедай» Джордж Лукас снял культовую притчу о молодости и оде первой половины шестидесятых «Американские граффити». Как ни странно, близкие по духу фильмы при детальном рассмотрении оказываются столь же далеки, как полюса у магнита. Кинолента Лукаса, выступая на правах старшего брата, мыслит на куда более продвинутом, взрослом уровне, переплетая конфликт выбора с непредсказуемостью жизненных путей. Линклейтер же ограничился туманной псевдофилософской проблематикой о взрослении и обыденном желании жить на полную катушку. Но вместе с тем, не стоит полагать, что «Под кайфом…» ограничивается красивой оберткой, скрывающей просроченный контент. Важно слегка изменить плоскость восприятия, забыть о потребности смысла в любом телодвижении, действии, фильме, книге и просто расслабиться, выпить охлажденную бутылочку пива, сделать пару расслабляющих затяжек и просто насладиться сегодняшним днем. Однажды этот день станет историей, как выпуск 1976 года. И тогда все рассуждения о проблемах жизни сгинут, память отсечет лишнее и оставит воспоминания о славных минувших днях. Днях прошедших, но не забытых.
'...где можно поздно ложиться спать, веселиться, быть диким, пить виски, гонять по пустым улицам и не иметь в голове ничего, кроме желания любить кого-то и не быть арестованным.' © Хантер С. Томпсон. Убойные 70-е. Последний жалкий день школьной жизни - на завтра бывшим школьникам назначены новые неведанные до сего времена взрослой жизни. Но есть же ведь целые сутки, время, которое стоит провести с должной серьезностью. Нужно серьезно угарнуть! Герои фильма правильно подошли к делу, приготовили все, что нужно для дикого отжига - наркотики, рок-н-ролл и веселье! Фильм дико глупый, не поддающийся не одной здравой мысли - безумное веселье, мрачные ублюдки! Конец учебе! Мы победили! Да угорят задницы наших врагов от наших бит-хлопушек! Да здравствует вечеринка! Кумар, смятение, угар, веселье... Издевательская магия слов. Мне кажется, что говорить о подобных картинах не зачем - их надо только видеть. Но и того, что данная лента понравится абсолютно всем не обещаю - дело вкуса, конфликты интересов ни к чему. Постараюсь высказать свое мнение по максимуму. Творение Ричарда Линклейтера произвело на меня внушающий эффект. Странно, но именно подобные вещи играют со мной злую шутку, заставляя задумываться. Ведь в фильме с первого взгляда нет ничего ошеломляющего, ничего, что может привлечь типичного любителя кино. Тут пусто, как кажется! Только меня все равно жестоко торкнула практически бессюжетная история о придурковатых дебилах-подростках, которые проживают последний самый дикий детский день в шумном угаре, облокачиваясь на наркотики, лаская свои ушки рок-н-роллом. Пусть смехотворных вечеринок будет еще не мало, но эта запомнится особенно. Что еще? Актеры, конечно... Хорош Джейсон Лондон, в роли крутого выпускника; неплоха Джои Лорен Эдамс, знакомая мне по фильмам Кевина Смита ( 'В погоне за Эми', 'Тусовщики из супермаркета', 'Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар' ); порадовали дикие Шоун Эндрюс и Рори Кокрейн; не отстали и Адам Голдберг с Энтони Рэппом; ну и 18-ти летняя Милла Йовович незамеченной остаться ну никак не могла. Думаю, сказал все, что хотел. Смотреть фильм или нет - дело ваше. 'Так пусть же каждый выкурит косячок во имя общего правильного дела и да прибудут с вами силы добра, спокойствия и благополучия.' © Неизданная Библия Нового Времени.
«Под кайфом и в смятении» не содержит структурированного сюжета, хотя и основан на реальных историях нескольких героев. Он повествует об одном дне выпускников школы «убойных» 70-х, которые устраивают грандиозные «проводь^ детства» при участии «главных атрибутов» безумного веселья - секса, наркотиков и рок-н-ролла. Первые же кадры фильма демонстрируют употребление школьниками наркотика марихуаны прямо в стенах школы, далее эта тема проходит через весь фильм. Один из главных героев-подростков, распространитель и активный потребитель марихуаны Слэйтер, в течение всего фильма носит футболку с листом конопли, курит косячок 39 косячком, рекламирует свой товар сверстникам и более младшим подросткам, снабжает им всех желающих в школе, дома, в машине и на вечеринке. Разговоры его друзей построены на теме потребления наркотиков, звучат слова «травка», «косячок», «марихуана». Потребления конопли демонстрируется в различных сценах фильма в виде изготовления и курения косячков и курения посредством бонга; в процессе загородной вечеринки курение подростками марихуаны сочетается с неумеренным потреблением пива. Фильм содержит сцены, в которых демонстрируются или называются психические эффекты от употребления наркотиков, в основном марихуаны. Например, прямо в школе подросток Слэйтер заглатывает препарат, запивая его водой из-под крана. На вопрос друга о самочувствии следует ответ: «Уже получше. Вот это кайф!» В другой сцене на вечеринке происходит такая беседа выпускников с подростком: «Косячок есть? - С собой нет. - С косячком было бы круче!». Далее по ходу фильма в машине Слэйтер ^ крупным планом курит косяк и предлагает его друзьям, затем они начинают громко смеяться и кричать, вести себя рискованно и с безрассудной веселостью: ломают на ходу почтовые ящики, переворачивают мусорные баки и т.д. Т. е. демонстрируется состояние психоэмоционального возбуждения, эйфории, ощущения куража, безграничной свободы и вседозволенности под влиянием употребления наркотика марихуаны. Кроме того, в одной из сцен на загородной вечеринке под воздействием курения марихуаны и употребления пива двое несовершеннолетних вступают в сексуальную связь со случайными партнерами (в то время как у каждого есть свои парень и девушка). Т. е. демонстрируется свойство марихуаны возбуждать сексуальное влечение, вызывать состояние раскрепощения, освобождения от социальных и нравственных границ, что всеми присутствующими персонажами воспринимается как естественное и положительное явление. Как уже говорилось, фильм не имеет структурированного сюжета, но отображение употребления конопли главными героями вызывает ассоциации с наркотической субкультурой, сделав фильм знаковым в плане пропаганды культуры поздних хиппи, неотъемлемым символом которой стало курение наркотика марихуаны. Идеология молодежной наркокультуры отражается в фильме различными средствами - визуальными, вербальными, музыкальными. Например, одна из учениц старательно рисует зеленый листик конопли прямо в школьной тетрадке. Старшеклассник-хиппи Слэйтор убежденно и воодушевленно транслирует сверстникам идеи, что история США как свободной страны неразрывно связана с культурой выращивания и потребления марихуаны: «Джордж Вашингтон точно курил травку. Он целые поля ее выращивал. Да он по все стране ее растил. Тогда вся страна была под кайфом. Он знал, что делал. Он знал, что на этом можно было неплохо заработать. И он выращивал целые поля...». В другом эпизоде он объясняет друзьям - членам спортивной команды запрет взрослых на употребление наркотиков молодыми людьми следующим образом: «Они просто боятся, что нам будет слишком хорошо». Курение марихуаны подается как протест молодежи против существующего общества с его ограничениями, рамками, «излишними» предписаниями. Травку в фильме курят все - «золотая» и работающая молодежь, члены школьной спортивной команды, старшеклассники приобщают подростков; при этом, несмотря на существующий закон, отношение взрослых (родителей, тренера, полицейских) выглядит весьма формальным, снисходительным или попустительским. Те ребята, которые не употребляют марихуану, отмечают скуку при проведении досуга. В фильме звучит музыка группы Аэросмит (которых называли «плохие парни из Бостона»), руководитель которой провозгласил девиз «Секс, накркотики и рок-н-ролл». Именно в пользу этих символов свободы делается выбор одним из героев, отказавшегося от участия в спортивной команде на условиях подписания добровольного обещания не употреблять наркотики и алкоголь. В съёмках фильма участвовали несколько будущих звёзд: 16-летняя Мила Йовович, Мэтью МакКонахи, Адам Голдберг и другие. Красивые, стильные, обеспеченные, на крутых машина хорошо и со вкусом одетые молодые люди развлекаются, безнаказанно и без каких-либо негативных последствий употребляя марихуану: несмотря на курение косячков под пиво в течение всей ночи под утро они выглядят «как огурчики». Это создает ложное представление о безопасности употребления марихуаны для социального статуса, физического здоровья и психического состояния несовершеннолетних. Т. е. курение марихуаны подается в фильме как неотъемлемый компонент структурирования досуга обеспеченной молодежи и в качестве инициального момента приобщения «салаг» ко взрослой свободной и независимой жизни, то есть - нагружается позитивным ценностно-смысловым содержанием. При этом каких-либо негативных прямых или отдаленных последствий употребления марихуаны и наркотического образа жизни в фильме не демонстрируется.
Семидесятые в США, конечно, время удивительное. Вообще, мне иногда становится грустно оттого, что я не родился лет этак на двадцать пораньше, и желательно, в какой-нибудь 'загнивающей капиталистической стране' типа США или Англии. Времечко тогда было самое, что ни на есть отвязное. Увы, я не жил в это время, да и вообще родился в восемьдесят восьмом году, поэтому, живи тогда, сидел бы сейчас и писал: как мол, хорошо было в пятидесятые! Но это все из темы о сослагательном наклонении. Мы не выбираем время, в котором живем. Зато режиссер фильма Ричард Линклейтер жил в эти самые семидесятые. И можете себе представить, именно на это замечательное десятилетие приходится его выпускной. Большинство из нас с нетерпением ждет этот день, когда видишь всех своих друзей последний раз, не зная, когда произойдет следующая встреча и произойдет ли. В общем, время это великолепное. Правда, в Америке, выпускной имеет несколько специфических особенностей. Рассказать о них здесь, значит пересказать вам половину фильма. А мне этого делать не хочется, а то вы еще на меня обидетесь. По этой причине я поделюсь с вами теми идеями, которые у меня возникли при просмотре фильма. Их, кстати, было немного. Выделю лишь две. Идея первая. Посмотрев пятнадцать минут фильма и начав отчаянно зевать я подумал, а почему, черт возьми, я не прочитал аннотацию к фильму, а устроился смотреть лишь прочитав название? И где же Led Zeppelin в полном составе? Немного позже я наконец-то 'вкурил', о чем этот фильм, а к концу у меня сформировалась идея, что я посмотрел документальное кино на тему: 'Как я провел выпускной'. Автор: Ричард Линклейтер. По сути, фильм больше смахивает на документалистику, разбавленную, чего уж таить, весьма достойной игрой актеров. Идея вторая. Пришла ко мне спустя полчаса после просмотра. Несмотря на то, что мой выпускной прошел четыре года назад, я уже попросту забыл, что это такое. Действительно, выпускной у меня был, скажем так не самый удачный, да и вспоминать его не сильно-то и хочется. С другой стороны мне казалось при просмотре, и сейчас кажется, что это больше похоже на обычный вечер пятницы, нежели на выпускной. Тогда первая часть фильма, до наступления темноты, в таком контексте представляется мне вообще отдельным фильмом. Этакий 'день из жизни американской школы 70-х'. А вторая часть 'Пятница американской молодежи 70-х'. На мой взгляд, фильм не показывает того драйва, которого от него следовало бы ожидать. Хотя и проходным его не назовешь. Ко всему прочему здесь играет достаточное количество хороших актеров, которые со своей задачей также хорошо и справляются. Но еще раз повторюсь, я ожидал большего. По этой причине, и излишней документальности происходящего, лишившего картину 'искры', я ставлю... 4 из 10
Квентин Тарантино сказал, что я один из лучших – я был в смятении, а потом испытал кайф. Кайф от смятения, от того, что вместо привычного пути по проторенной дорожке, ты попросту не знаешь, куда идти. Это приводит к отчаянию да, но в этот день, в эту ночь последний звонок как выстрел с командой «старт»…ап для целого нового жанра. Такое кино обо всех нас. И это ведь правда, это работает. От того, как это прекрасно, хочется прослезиться. Как будто действительно только то, что прямо сейчас имеет значение, а размытое будущее просто как блюр на фотку, чтобы постичь красоту того, что не видно в полной мере. А я такой молодой, но уже хочу летать – Бен Аффлек. Просто продолжай жить сказал я, сказал я, полетев в далёкий космос – Мэттью Макконахи. Я ребёнок планеты Земля, мне даже мультипаспорт не нужен – Милла Йовович. Все эти звёзды ещё так далеко, но уже хорошо видны. Как же приятно мне будет, когда это сверхновая станет ярче чего-либо. Этой ночью нам будет так горячо, что нас всех похоронят, но не под плинтусом, ведь и там и здесь вы моя семья, а нам нужно место получше – другая земля. Даа, от надвигающегося коллапса я ощущаю меланхолию. Но даже это мне музыку не заменит, я вечный ребёнок – почти знаменит. Ладно, всё это неважно сейчас, ведь школьное фото имеет все элементы. Я хочу сказать, что нет ничего приятнее, чем смотреть, как простые ребята веселятся. Разве что только веселиться с ними. Такие моменты хочется запечатлеть и поставить в рамочку. Правда от этого будет только больнее с годами. Соберись, приятель, не всё ещё потеряно, ещё столько всего можно сделать. Ностальгия засасывает, я знаю, но ты не обязан отвечать ей взаимностью. Останется пятно на шее в напоминание о том, как когда-то было хорошо, тёмное или белое – решать только тебе. Знаете, эти моменты, когда человек улыбается, а тебе от этого грустно. Насколько контекст меняет восприятие. А я хочу просто, без контекста, почувствовать радость, неважно, какой сейчас год, какая пора года, что было вчера, а что будет завтра. У нас уже есть весенняя депрессия, летная грусть, осенняя хандра и зимняя спячка, так что пора прощаться, давайте в следующий раз без этого. Для того, чтобы увидеть настоящую красоту, нужно закрыть глаза. И да я не хочу утонуть в стакане пива, не хочу, чтобы меня вынесло на берег в бутылке виски, типа послания потомкам, но иногда так трудно удержаться. Трудно удержаться на краю обрыва или пропасти между бурным весельем сегодня и оглушающей трезвостью завтра. Только веселился с друзьями, впереди ещё вся ночь. А через секунду просыпаешься где-то на окраине – ок, Ра и не пытался освещать мой дальнейший путь по жизни. Очнулся непонятно, где, непонятно, как, и непонятно, зачем. Я бы ещё полежал. А так стоишь с пустой бутылкой в руке, а перед тобой строящийся небоскрёбы, а через несколько лет ты бомж, зато в бизнес центре. Люди каждый день обходят твою скамеечку, что даёт им стимул работать усерднее. И это правда было только вчера. Ощущение окончания чего-то опьяняет, только ветхий мостик между этим окончанием и новым началом нужно пройти очень аккуратно, не оступиться. Действительно интересно смотреть на веселье, слушать всякую подростковую болтовню, вспомнить свою смену в лагере и пустить слезу. Я говорю без издёвки, мне совсем не чужды такие простые человеческие эмоции. Я люблю… вас. Я люблю всё в такие моменты. Давай выпьем ещё, наша молодость делает нас бессмертными, кто-то покурит траву, кто-то ляжет на траву, а кто-то трава. Нет-нет, это меня не понесло, это меня понесли уже без сил. В больнице еле откачали, чтобы потом снова накачался. Меланхолично курю и смотрю вдаль – самый лучший вайб из возможных. Только пой мне свои песни, не преследуй меня, это не идеальная грусть, а просто подростковая печаль, вызывающая только идеальную жалость к себе. Я жалею только о том, что раньше радовался жизни недостаточно. Теперь уже с трудом получается. Хотя я сделаю всё, чтобы компенсировать это в будущем. Ребята в этом фильме ещё не знают, что их ждёт. Он прекрасен тем, что в него можно вернуться и взять ещё немного от того чувства. Но всё это ненадолго, верьте мне. Есть ещё целая палитра чувств. Да хватит уже об этом! Ну было и было. Мы были молоды, мы не думали о нашем будущем, ведь нам было так хорошо. Это всё пустяки, дела давно минувших дней. Я больше не могу думать об этом. Сегодня последний звонок в школе, но я так ничему и не научился. Не научился адаптироваться к окружающему миру, не научился находить своё место в этой жизни, не научился понимать других людей, не научился понимать даже себя, я не научился просто жить. Я помню только тот момент, когда под кайфом и в смятении мне всё это было и не нужно. Ничто не имело смысла, только бесконечная радость и всё. Мне нечего добавить к тому, что такое можно повторять хоть каждый день, но с каждым разом тоска по тому самому первому и искреннему будет всё больше и в конце просто сожрёт тебя. Я правда не знаю, как бороться с самой жизнью и её законами. По крайней мере, я могу посмотреть фильм и понять, о чём он. И я могу сказать, что впереди ещё много всего, а это всё я утрирую. Обычная вечерняя ламповая жалость. Ну поймите уже и простите.
'Потерянное поколение' - говорят все, имея ввиду современную западную молодежь. Какого черта?! Это не поколение потерянное. Это мы становимся старше и забываем, какими 'потерянными' были сами. Обычная школа, обычные 70-е, обычные выпускники. Вот он - последний день в школе. Разумеется, трава, пиво, рок-н-ролл. Но это все вещественная составляющая, опустим ее. Главное в фильме - дух. Та неповторимая и милая сердцу повзрослевшего человека атмосфера. Когда в тебе кипит кровь наполовину с алкоголем, когда приступы пофигизма сменяются ощущением максимализма и всемогущества, когда нет рамок, нет запретов, авторитетов, нет ничего кроме тебя и вечного веселья. Концепцию фильма однозначно можно перенести через года, она не привязана к определенной эпохе. Это кино будет актуально до тех пор, пока люди заканчивают школы. Отдельно хочется отметить отсутствие какой-либо пошлости и кинематографического сортира. Создатели удачно лавируют на грани показа жизни молодежи без цензуры, но при этом в рамках приличия. Это не очередной американский пирог (боже упаси). И да, тут вы можете посмотреть на совсем юных Йовович, Аффлека и Макконахи, от последнего я в отдельном восторге. 9 из 10
Смогут, смогут... такие моменты не забываются. Этот фильм стал для меня самым лучшим отражением последнего дня в школе. Для одних героев это тяжкое испытание - переход в старшие классы, который, по идиотской традиции, сопровождается различными издевательствами старшеклассников над младшими. Типа обряд посвящения. А на самом деле, для некоторых старшеклассников, таких как герои Бена Аффлека и Паркер Поузи, это лишний случай самоутвердиться. В 'Под кайфом...' не ни капли пошлого юмора современных комедий на ту же самую тему. Сексуальных сцен совсем нет, а разговоров о нем чуть больше, но видно, что у подростков 70-х не было таких страшных, просто катастрофических проблем с сексом. Наркотики самые легкие. Но чего в фильме полно, так это атмосферы семидесятых. Я постоянно напоминала себе, что снималось это в начале 90-х, а не двадцать лет назад. Фильм не строится на одном главном герое. Их столько, что каждый может найти героя по себе. Кто-нибудь другой на месте Линклейтера точно не удержался и сделал бы целый сериал. Один день мог бы длиться несколько недель. И я была бы рада. Так не хотелось расставаться с ними, не хотелось, чтобы та ночь закончилась... 'Под кайфом...' из разряда тех атмосферных картин, для которых не можешь подобрать точное определение либо сказать наверняка, что именно тебя зацепило... Считаю, что Линклейтеру удалось не только передать сумасшедшую энергию 70-х, но и наполнить мое сердце ностальгией. Не по школе, а по тем временам, которые мне не посчастливилось застать.
Линклейтер замечательный режиссер, и его 'Дэйзд энд конфьюзд' оказался одним из первых фильмов, получивших положительные отзывы не только от кинокритиков, но и от простой американской публики от 18 до 25... В фильме нет главных героев, это картина о выпуске 76го года и об их последователях, о пышных прическах эпохи хиппи и расцвета популярности Боба Марли, об обтягивающих джинсах и наркотиках, о сексе и конечно же о рок-н-ролле.. Каждый персонаж ленты - индивидуальный и законченный образ, здесь присутствует полный спектр героев в зависимости о склада характера, внешности и ситуации в которые они попадают. Таким образом, мы имеем и выпускниц, которые мучают 'салаг' своими придурковатыми ритуалами, маляя тех в муке, кетчупе, горчице и прочей гадости. Есть и компания отмороженных старшеклассников, вооруженных специальными плоскими битами для 'наказания' всех, во главе с Беном Аффлеком. Есть и парень следи младших, который (разумеется) показывает себя с хорошей стороны и получает уважение у 'сливок'. А как же без растамана, который на протяжении всего фильма гуляет с полузакрытыми веками, неестественной улыбкой на лице и майкой с изображением зелененького растения. Ну и главный, на мой взгляд, по своей уникальности персонаж, МУЖЧИНА, который сказал великую фразу, считающуюся в мировом кино действительно ценной и характеризующей героя Мэттью Макконахи как нельзя лучше - 'I get older...they're staying the same age' с типичным говором. Замечательный, но к сожалению не получивший большой огласки фильм про тусовки, потерянное поколение и... 7 из 10
Ричард Линклейтер снял два фильма, которым я поставила высший балл. И хоть в этот раз доверие режиссёру сыграло со мной злую шутку, эта его работа тоже дышит искренностью и пропитана личностным опытом. «Под кайфом и в смятении» можно было с таким же успехом назвать «70-е, или как я провёл выпускной», ибо ничего, кроме желания окунуться с головой в ностальгию, фильм не выражает. Да, для Линклейтера это было важно – человек способен всю жизнь рассматривать старые фотографии. Те, кто застал на дворе семидесятые, скорее всего, тоже проникнутся и оценят мастерски воссозданную атмосферу. Ну а что остаётся тем, кто родился под звездой миллениума? Взирать на всё безразличным взглядом и задаваться риторическими вопросами. В фильме нет сюжета и главных героев. Он такой же бессвязный, как катание по району в папиной машине. Подросткам постоянно скучно, а выражение «брать от жизни всё» они понимают слишком буквально. Травка, девочки, пиво, мелкое хулиганство, вечеринки, дедовщина и резкие высказывания. Слишком очевидно и предсказуемо, чтобы послужить основой для фильма, на мой взгляд. Но именно на этом строит своё повествование Линклейтер, упиваясь больше мелодией и атмосферой, чем литературной составляющей. Точно так же два года назад поступили создатели «Я прихожу с дождём», нажив как ярых фанатов, так и кровных врагов. Что касается меня, то смотреть сие было довольно скучно. Свою роль сыграло ещё и то, что лично я никогда не страдала этой подростковой дурью, заперевшись в одиннадцать лет в своей комнате с кучей книг. «Под кайфом» нужно находится, чтобы получить удовольствие от этого фильма. «В смятении» он оставит своего зрителя, кем бы он ни был. 5 из 10
Настроение было посмотреть что-то приятное, легкое и с хорошим саундтреком. Не скрою, что любовь к Макконахи также играла роль в выборе фильма, но главным героем он тут не является, как им не является ни один из персонажей. Понятия не имею, как, но с первых кадров включаешься в атмосферу 70-х, что для меня, человека, рождённого в 99 году - в принципе удивительно. Каждый помнит чувство приятного возбуждения, интриги, приятного прилива энергии во время окончания школы. Как и все шалости, которые там происходили. Это не может не вызывать улыбку и приятную ностальгию. Здесь это все показано в избытке - заигрывающие взгляды, размытые планы и то, как всегда в жизни оно бывает - все идёт не по плану. Такой знаковый для тинейджеров момент, как окончание школы сорвано - вечеринка у парня дома накрылась. Куча школьников разного калибра шатаются без планов, но с диким желанием сделать эту ночь незабываемой. Музыка, одежда, стиль - все настраивает на нужный лад и настроение. Ничего знаменательного и из ряда вон выходящего не происходит на протяжении всего фильма, но то чувство, что ты сам вот ездишь с друзьями и ищешь хоть проблеск надежды спасти последнюю ночь перед взрослой жизнью, это чувство не покидает на протяжении всей ленты и дорогого стоит. Каждый невольно ухмыльнётся и проведёт аналогию со своими впечатлениями от того последнего дня школы. А сама мысль фильма, хоть и избита, но максимально атмосферно подана - нужно просто ловить кайф от каждой секунды происходящего. Да, неизвестно, что дальше, да, все размыто и бессмысленно, но, черт возьми, атмосфера решает все, ребята, об этом надо помнить всегда. Фильм всем тем, кто волнуется, что дальше. Всем тем, кто пытается построить что-то конкретное в страхе. Всем тем, кто забыл, что такое плыть с улыбкой по течению. Неважно, ботан ты, рыжая замкнутая девочка в компании очкариков, макконахи с отросшими корнями и прической-горшком или же ты сам, потерянный и тонущий в неопределенности. Шедевр. Атмосферно, душевно, красиво. Удовольствие от просмотра гарантировано.
Так сложилось, что данный фильм стоял в самом начале развития жанра. Это один из тех фильм, которые заложили фундамент для его дальнейшего формирования. Он безусловно очень примечателен. Что в нём особенного? Начнём с полного отсутствия главных героев. Картина строится таким образом, что зритель наслаждается обобщенной картиной действительности. Герои формируют большую картину, которая образует целую атмосферу. Следует обратить внимание на их отношение к жизни, одежду, манерам речи. Это не тот фильм, который требует внимания к деталям. Ты просто его смотришь, расслабляешься и получаешь удовольствие от происходящего. Он очень показателен для людей, которые были подростками и находят в персонажах отражение самих себя. Это прямая настройка фильма, которая сближает его со зрителем. Следует упомянуть простоту кадра. У меня сложилось впечатление, что авторы вообще не заморачивались по этому поводу. Они просто взяли камеру, сняли и пустили в прокат. Это говорит о простоте? Безусловно. Это говорит о качестве? Спорный вопрос. А ещё у меня сложилось впечатление, что осталась нотка недосказанности. Это ощущение, которое преследовало на протяжении всего фильма. Вы можете его выбрать, если хотите приятное кино с легким сюжетом, интересными актерами и хорошей атмосферой. Отличный вариант для того, чтобы сделать вечер интереснее.
I'm in the mood The rhythm is right We can roll all night Move to the music До mtv, до безопасного секса, и задолго до Бивиса и Баттхеда No more Mister Nice Guy Фильм Ричарда Линклейтера Этот фильм о группе школьников старших классов в последний день школьных занятий в мае 1976 Подростки хиппи на пороге взрослой жизни, которая обещает наступить завтра, а сегодня можно продолжать отдыхать, слоняться без дела и трепать языками. Отсутствие структуры, что означает практически полное отсутствие сюжета, как и нет, по сути, главных героев. У каждого своя жизнь и свой путь, который необходимо преодолеть. При участии начинающих будущих звезд Бена Аффлека и Мэттью МакКонахи Wooderson: That's what I love about these high school girls, man. I get older, they stay the same age. Помимо школьников не последнюю роль в фильме играют наркотики, которых никогда не бывает слишком много У тебя нет шанса избежать событий этого дня. Не имеет значения, насколько ты тихий пацан, тот придурок из класса, с большими комплексами, который вымещает всю злость на слабых, или красавчик, неприлично флиртующий с учительницами. Последствия их событий имеют право быть всевозможно разными, но заскучать они тебе не дадут. School's out for summer School's out forever Нерушимое чувство подлинности и искренности в отображении жизни подростка того времени Фильм можно цитировать от начала и до самого конца Pink: All I'm saying is that if I ever start referring to these as the best years of my life - remind me to kill myself. Кино оставляет приятное ощущение внутреннего умиротворения, спокойствия и светлости окружающих тебя дел Summer breeze makes me feel fine Blowin' though the jasmine in my mind 8 из 10
Хотите настоящее живое кино? Где в каждом жесте, повадках, ситуациях узнаешь себя или знакомых? Хотите почувствовать биение настоящей жизни? Тогда вам сюда. Как обычно у Линклейтера фильм набирает обороты к середине. Надо только дотерпеть. Чувствуется ностальгия. Видимо авторы фильма вспоминали свои школьные годы. И пусть школьные годы в Америке 70-х сильно отличаются от наших реалий, но есть сквозные мысли, поступки, течения души, роднящие наших школьников с ними. Это ощущение того, что период в жизни заканчивается, открываются новые горизонты, нужны свежие идеи и силы для штурма новых вершин. Кажется что всё ещё впереди. В поведении героев узнаешь себя, своих друзей. Вместе с тем режиссёру удалось обойтись без лишней пошлости. Сгладить углы, чтобы это не резало глаз, не выставлять напаказ, то что мы сами додумаем. Игра актеров очень живая, будто кто-то с камерой ходил на настоящей школьной вечеринке. Пьяный угар, безмятежное веселье. А затем неизбежный конец вечеринки утром. Режиссёру удалось всё это передать. Ну и, конечно, уникальная возможность посмотреть на всех наших любимцев в самом начале карьеры. 9 из 10
'Dazed and Confused' наверное мой самый любимый фильм, хоть в нем и абсолютно нет смысла. Но смысл тут и не нужен, ведь этот фильм продолжает жанр открытый 'American Graffiti' - фильмы опорой которых является необычная, чаще всего ночная, атмосфера. Фильмы которые нужно смотреть в одиночку, в выходной день и обязательно ночью. По сути фильм является, хоть и достаточно сильно измененным, но все же ремейком легендарного 'Американского Граффити'. Однако атмосфера этого фильма получилась еще более поглощающей, при просмотре ты буквально погружаешься во вселенную фильма, чувствуешь себя самым обычным школьником в маленьком американском городке в 70х годах, и надо сказать - мне это чувство безумно понравилось. Как я уже писал, смысла в фильме нет, и искать его не надо. Весь сюжет помещается в описание фильма на кинопоиске. Просто дождитесь темноты, потушите свет, расслабьтесь и отправляйтесь в путешествие во времени, в одну американскую ночь 70х годов. P.S В Америке фильм часто ставят первым в списках лучших 'stoner' фильмов, потому что в 'измененном состоянии сознания' фильм еще более затягивает в свою вселенную. Light up! 10 из 10
В лучших традициях 'Последнего киносеанса' и 'Американских граффити' Ричард Линклейтер рисует нам убедительную зарисовку из жизни молодых ребят. Едва преодолев отрочество и вступая во взрослую жизнь они сталкиваются с весьма непростыми проблемами, юношеская инициация является лишь малой толикой всего того букета неприятностей. Однако, все совсем не так уж и плохо. Есть и трогательные моменты. Линклейтер со всей серьезностью подходит к воспроизведению того мироощущения, когда мир еще кажется большим и сложным ребусом. Когда путей много, а все чувства обострены до предела. Для этого нужно быть непринужденным и лишенным многочисленных условностей. Для этого нужна искренность, но там и есть самый большой риск. Моментами фильм полностью накрывает туман аддикции. Ребята предаются таким удовольствиям, которые и описывать не требуется - название весьма информативно. И тут проходит очень узкая грань. Линклейтер совсем не пропагандирует употребление запрещенных веществ, но и не осуждает. Видимо, режиссер исходит их того, что события нужно рассказывать 'как они были'. Это как ребята в кинотеатре в памятной скандальной сцене из воспоминаний Феллини 'Амаркорд'. Романтическое осознание важности преходящего момента тут зритель действительно может перепутать с самим времяпровождением ребят (а оно будет совсем не образцовым). Однако, все последующее творчество Линклейтера тому свидетельство - 'Под кайфом и в смятении' является гимном молодости. Не больше и не меньше. Кстати, через несколько лет он снимет схожий, но лишенный сомнительных намеков и куда более перфекционистский романтический гимн молодости - 'Перед рассветом'. 7 из 10
Под кайфом в смятении это то, что ждет большую часть выпускников всего мира. Если бы фильм снимал какой-нибудь русский режиссер, то название думаю было бы 'Под градусом в смятении'. Молодость это драйв и время для развлечений, ведь если не сейчас, то когда!? В последующие годы, ты будешь выглядить или крайне комично или же, совсем печально. Человек стоит перед большим выбором, который повлияет на ближайшую жизнь, но как принимать здравые решения, если ты теперь становишься вечно пьяным королем школы, при всех задатках и таланте, тяжело совладать с таким бунтом в голове. - Вот что мне нравится в школьницах, я становлюсь старше, а они нет! Фильм рассказывает о последнем школьном дне новоиспеченных выпускников. Фильм стал культом и имеет популярность из-за того, что это в первую очередь фильм, который показал в себе все прообразы тех времен. Картина имеет большую смысловую нагрузку, которая сопровождается приятным составом актеров, которые в будущем стали знаменитыми. И, конечно, как снимать фильм про выпускников без алкоголя, веселья и наркотиков. В фильме уделено существенное внимание деталям, характерным для того периода и местоположения, в особенности автомобилям, сленгу и музыке — в саундтрек вошли столпы рок-музыки того времени. Также подмечается чувство меланхолии, характерное для подростков тех годов, «опоздавших» к грандиозным событиям поздних шестидесятых. Насчет этой вечной меланхолии прошедших лет, что мы живем не в то время, ах как жаль, у меня вызывает улыбку, потому что, в наше время мы не можем оценить в полной мере всё что происходит, а лишь оглядываемся назад и считаем, что там было лучше, чем сейчас. Очень хорошо раскрыл эту тему всеми любимый Вуди Аллен в фильме 'Полночь в Париже'. Ричарда Линклейтера плохого кино не снимает, это постулат, который сопровождает меня на протяжение последних недель, когда я окунулся в прекрасный мир фильмов Линклейтера. Также интересный момент, что Квентин Тарантино включил его в свой список 12 величайших фильмов для журнала «Sight & Sound». Это очень своеобразный выбор, потому что фильм, безусловно интересный и насладиться музыкой тех замечательных времен это здорово, но всё же это очень смелый ход от Тарантино.
Не найдя ни одного адекватного отзыва на сайте, я решил исправить эту ситуацию, несправедливую и, лично для меня и Квентина Тарантино (этот фильм входит в список его любимых фильмов), досадную. Тарантино для меня не авторитет, но все же проходной фильм он любимым не назвал бы, и к тому же Линклейтер, по моему мнению, на редкость умелый и неординарный режиссер. В общем, к просмотру я подошел с правильным настроем (зная, что это не ретро-'Проект Х', как могло показаться из как всегда 'гениальной' аннотации). Фильм крут. Во всех смыслах. Заявленная вечеринка здесь присутствует, но не в центре действа. Она служит лишь фоном. Фоном для разговоров с матами, матов с разговорами, затяжек, глотков, поцелуев, драк, смеха, слез, в общем, всех обычных для вечеринки занятий. А вот эти занятия в свою очередь служат фоном для событий неосознаваемых в алкогольном угаре, неразличимых за столбами дыма, неслышных за ревом музыки... Эти события имеют место лишь между строк фильма (в этом аспекте Линклейтер, бесспорно, один из лучших). Отблеск этих событий можно порой заметить в глазах условно главного героя, в его взгляде, 'смятенном и под кайфом' (звучит ужасно, не знаю, как фильм воспринимается в переводе.. как всегда советую смотреть только в оригинале). В названии 'Dazed & confused' все сказано, но большинство ведется на тривиальное 'Под кайфом'. А потом удивляется.. На самом деле этот день - небольшая отсрочка перед большими переменами, и чувства, которые испытываешь перед этими переменами, перед неизвестностью и перед необходимостью выбора смятением являются лишь под кайфом. Без кайфа - это просто страх. 9 из 10
На дворе 1976 год. Золотой век культуры хиппи расцвел на всю катушку, каждый второй парень носит длинные волосы, черный цвет в одежде в принципе игнорируется, марихуану достать проще, чем пачку сигарет, а люди откровенно тупы и радуются этому. Тупее всех ведут себя дети и подростки, у которых настал последний день в школе, перед летними каникулами. Пока школьники-мальчишки кипятятся за партами от скуки в последние учебные часы, на улице их уже ждут старшеклассники, которые по традиции в последний день ловят мелкоту и шлепают по заднице самодельными, деревянными выбивалками. Девушки из старших классов устраивают для девочек из младших свое собственное посвящение, а студенты приезжают из большого города домой, чтобы оттянуться со старшаками. Тем временем, внимание всех бездарей округи приковано к вечеринке, организованной студентом по имени Вудерсон. Намечается знатная попойка под старой телебашней, куда приглашаются все, кто сможет к вечеру стоять на ногах. В три часа дня звенит спасительный звонок, и это значит, что взрослым пора запасаться пивом, а тем кто поменьше нужно уносить свою пятую точку от старшеклассников! Как известно, даже самому элитарному киноману не обязательно каждый день смотреть закрученные драмы и детективные триллеры. Иногда можно позволить себе расслабиться. Вообще, расслабление и всё что с ним связанно, это центральная тема «Под кайфом и в смятении», потому всё остальное в то время было несущественно. Следует сделать официальное заявление - воспринимать этот фильм серьезно хотя бы немного опасно для здоровья. От любой попытки искать здесь суть или смысл, вы рискуете получить сердечный приступ. Перед вами концентрированные 70ые, со всеми их плюсами и минусами, начиная от шмотья, до сих пор устрашающего своим видом современных модельеров и заканчивая повальным пофигизмом, распутностью, обкуренностью и т.д. Весь сеанс представляет из себя тотальную, умилительную чушь о том, где бы достать алкоголя и как проще затискать подружку, напополам с потрясающей мудростью насчет того, что президент Вашингтон состоял в культе, который поклонялся инопланетянам и Америка основана зелеными человечками. Атмосфера полного отсутствия желания заморачиваться над серьезными проблемами такая же плотная, как дым от косяка марихуаны, пущенного по кругу за школой. Персонажи замечательно вписываются в настроение, представляя собой ходячие стереотипы. У нас есть, например, Митч, длинноволосый парень в смешной рубашке с цветами, который технически (только на бумаге) является главным героем. Типичный мальчуган, который хочет попасть на вечеринку взрослых, но одновременно с этим робкий и тихий. Ещё есть старшеклассник Рэнди 'Пинк' Флойд, в фиолетовой рубашке, не менее типичный адекватный чувак, берущий Митча под свое крыло и помогающий тому попасть на тусовку. Кроме них с нами ещё есть классический красавчик Дон, позволяющий себе флирт даже с учительницами, бешеный старшак О`Бэнион, одержимый желанием отшлепать как можно больше малявок сегодня, взрослая девчонка Мишель, увешанная фенечками и кольцами, выглядящая так, будто употребляет марихуану на завтрак, обед и ужин. Есть даже три школьника-нигилиста, один из которых настолько нигилист, что логически выведет эффективную формулу, при которой сможет подраться со старшаком и не быть избитым в ответ. Отдельным столпом среди стереотипов надо выделить Слейтера, квинтэссенцию выражения 'убитый хиппарь', которого интересует только как достать ещё травы, да побольше. Сам же зачинщик - Вудерсон - обожает свой натертый до блеска черный Мустанг, угрожая расправой всем, кто прожжет дырку в его идеальных сиденьях. Короче говоря, собрали все образы, какие могли, за что режиссеру со сценаристом жирный плюс. Кстати о лицах. Картина эта оказалась небольшой кузницей талантов, став чуть ли не первой работой для Бена Аффлека (О`Бэнион), Милы Йовович (Мишель) и Мэттью МакКонахи (Вудерсон), на которых смотреть здесь одно удовольствие, потому что тут они практически дети и неопытные при том. Из прочих преимуществ хочется отметить саундтрек, который от первой до последней песни состоит из рок`н`ролла, рока и блюза, таких исполнителей как Foghat, Aerosmith, War, Alice Cooper и ZZ Top, который сам по себе отлично передает общую стилистику и поддерживает правильную атмосферу. «Под кайфом и в смятении» ну очень простое и незамысловатое кино, в котором есть место только позитиву, смеху и дуракавалянию. Рекомендуется тем, кому срочно нужен справочник по 70ым и хорошее настроение в придачу. 7 из 10
Так уж сложилось, что нравится мне смотреть картинки 70ых -90ых годов двадцатого века родом из США. Нравятся мне эти их квадратные автомобили, джинсы, музыка и т.д. Было пересмотрено немало хорошего кино, показывающего то время. Выбирая это кино на просмотр, прочитав отзывы о нем, посмотрев оценки, я ожидала фильм, который должен заинтересовать и что-то после себя оставить. С первых минут уже почувствовалось неладное. Не знаю, может это потому что я не вхожу в число 'истинных ценителей кино',которые в любом фильме что-то да найдут, но для меня этот фильм просто прошел мимо. Это были два скучнейших часа. Какие-то диалоги ни о чем, какие-то действия, какие-то молодые люди, которые переживают типа самый важный момент и становятся взрослыми, выпивая литры пива и постоянно куря и разыскивая косяки. Это не цепляло. Все это не вызывало никакого интереса. Я не увидела сюжета в фильме как такового. Единственное, что понравилось за весь фильм, - саундтреки. Песни американских групп 70-80ых. Вот они понравились. 2 из 10