Ночь на кордоне: отзывы и рeцензии

Альберт Попов
Альберт Попов13 июня 2014 в 13:13
Война, дети, «звёзды» и грошовый бюджет

Этот фильм время от времени крутят по 'Культуре', 'Звезде' к 'военным датам'. Мне это приятно, поскольку я работал на нём в административной группе кем-то вроде помощника режиссёра (в том числе занимался детским кастингом), параллельно снимая 'фильм о фильме' 'Вот так кино снимается' (был показан по каналу 'РЕН ТВ-Воронеж' и на премьере в Центральном Доме кино перед самой картиной; к слову, многие говорили, что моя 'документалка' показалась интереснее 'Ночи...'). А ещё я здесь снялся в двух заметных эпизодических ролях, со словами- немецкого солдата и полицая. Так что о картине знаю практически всё и поэтому сразу спешу восполнить информационные пробелы на её странице ('Кинопоиск', внимание!). ...Во-первых, к/с им. Горького, указанная здесь, к 'Ночи на кордоне' никакого отношения не имеет. Фильм снимался под лейблом к/с 'Донфильм', образованной двумя годами раньше режиссёром-воронежцем Василием Паниным ('Мосфильм') с использованием мосфильмовских 'ресурсов'. Главный оператор- ныне покойный Михаил Коропцов ('Земля Санникова' и др.). А снималось всё на одну (!!) огромную, дорогущую и тяжеленную видеокамеру непонятного формата, которых на тот момент в Москве было всего четыре... Гость съёмок, американский режиссёр Джордж Котайо был просто потрясён такой 'одностаночностью'... Далее. Композитор- Юрий Романов, Народный артист России, профессор, руководивший Государственным академическим фолк-ансамблем 'Воронежские девчата' (в фильме звучат песни в исполнении 'Девчат', а их самих можно видеть в сцене стирки белья на реке). Ну а трогательный романс в начале ленты сочинил и исполнил известный воронежский актёр театра (нашего драматического) и кино (снимался у Дружининой, Рязанова и т.д.) Юрий Лактионов. Вообще, фильм, благодаря режиссёру-земляку, получился на 80 процентов (остальные проценты- 'кинозвёзды') воронежским. Съёмки проходили осенью 2001-го года в Острогожском районе, в реальных местах действия одноимённой повести замечательного острогожского писателя Якова Кравченко (я ещё в детстве читал её, запомнил на всю жизнь, и был несказанно рад, спустя столько лет, познакомиться с автором, который, кстати, был крайне недоволен тем, что увидел на экране, и я его понимаю...). Дети-актёры- из Воронежа и Острогожска, за исключением Насти, внучки нашего прекраснейшего актёра (увы, тоже покойного) Геннадия Королькова. Корольков тогда почти что нищенствовал (есть даже полудокументальная короткометражка об этом), походил на бомжа, смалил 'Приму'. Проект Панина его поддержал. И не только его, но и других наших 'кинозвёзд', которым в те годы просто негде было сниматься, или они снимались 'за копейки'- Ларису Лужину, Раису Рязанову, Владимира Конкина... Потому мы и наблюдаем в нашем фильме целое актёрское 'созвездие'. Обратите внимание: у Панина всегда снимались советские 'киносветила' первой величины, что составляло главный плюс его кинопостановок. Надо уважать 'великих', а это тоже 'уметь надо'. Наконец собственно о кинодействе. 1942 год. Немецкие войска подходят к Острогожску. Все оттуда бегут... И отец-подпольщик просит сына сохранить одну важную книгу- Брема, о птицах. Почему? Беженцев расстреливают фашисты, отец погибает, книга куда-то исчезает (я с трудом нашёл экземпляр в библиотеке ВГУ!), мальчик возвращается в захваченный врагом город и находит пристанище у тёти. А дальше- подпольщики, партизаны, фашистские агенты... Основано на реальных фактах. В Острогожске сохранена арка горсада (видим её в фильме), на которой фашисты вешали 'пособников большевиков'. Жутко под ней проходить... Вероятно, во многом поэтому в фильме согласился сняться Василий Лановой, сам в детстве на Украине переживший оккупацию и видевший подобные зверства... Кстати о Лановом. По сценарию, он, тот самый мальчишка, но уже в высоком генеральском чине (его давнишнее амплуа ещё с 'Офицеров'!) приезжает с другом на место, где погиб его отец и сажает там берёзку в память о нём. Увидев генерала за работой, к нему направляются военнослужащие из близкой в/ч (автомобильной 'учебки')- помочь, выяснить. Но по каким-то техническим мосфильмовским причинам Василий Семёнович не получил формы и приехал 'в гражданке'. А это совсем не то... Вот патруль подходит, и Лановой говорит тёзке-режиссёру: 'Вася, а ведь похоже на то, что они идут меня арестовывать... Убери сцену!' Убрали. Но в монологе у берёзки Лановой серьёзно оговорился, назвав отца дедом... Вообще, в 'Ночи на кордоне' полно 'кинолажи', и прежде всего из-за мизерного бюджета и малого состава съёмочной группы. Никто толком не договорился о работе с тогдашним реальным оружием. И вот результаты- несколько винтовок, выданных на пару дней (я, немецкий солдат, вообще стрелял из газового револьвера (!!!), сработавшего только на четвёртом дубле!). Полицаи, с моим участием, едут 'на дело' визуально безоружными; немецкая колонна, марширующая по городу- безоружна; советские солдаты, освободившие Острогожск- без единой винтовки или ППШ; 'фашисты' (массовка из части), расстреливают беженцев из 'калашей' (даже ночью видно), с которыми позже, отстегнув магазины, изображают 'спецоперацию'... Но самая большая ошибка режиссёра- введение в детский (!!!) фильм большого эпизода с голой девкой (воронежская модель), которую рисует 'художник', герой Конкина. Наверняка из-за этого теперь фильм надо относить к категории 16+. Вот вам и детское кино... Да и мне, актёру, было непонятно: как это я, обычный полицай, в сцене пьянки в 'участке' начинаю 'строить' своего командира? ...Простите меня, господа коллеги! Хотел поставить тип рецензии 'отрицательный', да не могу- какой-никакой, а и мой, многострадальный фильм. Поставлю 'нейтралку'. А вот оценка, думается, вполне справедлива. Поймите, 'своя рубашка ближе к телу', и свой, хоть и 'хреноватый' фильм- тоже. Это же часть жизни! Так что здесь я не слишком объективен по объективным причинам... 5 из 10