Наконец-то в прокат вышел долгожданный новый фильм того самого Зака Креггера, который всполошил кинообщественность три года назад. Мы вот из тех зрителей, которые остались без ума от «Варвара». Самое важное, не иметь на руках какую-либо информацию о фильме перед просмотром. Разве кроме того, что это хоррор. То же касается отныне и «Орудия». Достаточно посмотреть трейлер №1 без лишних подробностей, чтобы загореться в ожидании сеанса в тёмном зале кинотеатра. Наверное, лучшее, что можно сделать, это позвать банду своих друзей, не выдавать им спойлеров, разрекламировать вовсю сам фильм и посмотреть вместе в том же или другом кинотеатре. Это действительно бомба! Это по-хорошему от и до развлекательное кино, которое делает акцент на слове «развлекать». Нет, конечно, если хочется поразмыслить, пофилософствовать и понять микрокосм сюжета, такое не возбраняется. Просто во время просмотра ощущаешь приличный каскад эмоций людских: страшно, жутко, смешно, грустно. Полагаясь на свой стиль, который многих зацепил в «Варваре», Зак Креггер снова до последнего тянет отдельные ответы на некоторые вопросы. Информацию выдаёт порциями с помощью шести основных персонажей. Каждый из них пересекается с другими. Градус мощно нарастает. Напряжение на пике. Финальная сцена вызывает смешанные ощущения. Реакция в зале будет бурной. В итоге, о чём тогда «Орудия»? После сеанса, прогуливаясь в темноте по улочкам города, мы не стали ломать голову и искать единственно верный скрытый смысл. Сам режиссёр-сценарист признаёт в интервью, что пусть лучше каждый чувак имеет свою версию, чем фильм был бы понятным для всех без единого пространства для интерпретаций. Естественно, ненавистники сразу обвинят Зака Креггера в ленивой режиссуре или слабом сценарии, которыми можно вот так прикрыться, но вот если смотреть это новенькое кино не логикой, а запросто погрузившись в его условную реальность, то обвинениям места уже не будет-с. Поэтому и мужичок восхищается Дэвидом Линчем, не привыкшем разжевывать всё. Здесь не хочется делиться подробно деталями, чтобы там вдруг не выкинуть спойлер. Повторимся, лучше ничего не знать до просмотра. Ну, вот время 2:17 ночи, когда все 17 детей внезапно проснулись посреди ночи, вышли из дома и убежали в неизвестном направлении. Отсылка ли это на комнату 217 из «Сияния» Стивена Кинга? И да, и нет. Может, это к тому, что наступает так называемый «час дьявола» между двумя и тремя часами ночи? И да, и нет. Какая вообще разница, когда эта деталь есть в фильме, и она работает на сюжет. Символизм никто не отменяет, но иногда достаточно погрузиться и наслаждаться без попыток свести всё к логическим умозаключениям. Лучше ощущения. И мы обрадуем (или огорчим): не на всё будут даны ответы. Так что лично для нас это страшная городская легенда с щепоткой Стивена Кинга, которой можно пугать детишек. Хотя их сейчас запугать можно лишь угрозой отобрать телефон или отключить интернет, доводя до истерики. Немножечко увиденное похоже на знаменитую историю с дудочником, который избавил город от крыс, но ему не заплатили, отчего он решил увести за собой 100 или 130 детишек благодаря чарующей музыке. Но в фильме нет крыс и дудочника, тогда кто или что заставило 17 детей покинуть свои семьи и удрать куда-то посреди ночи?! Возможно, Зак Креггер избрал не самый оригинальный ход, но явно... Добился того, чтобы его фильм смотрелся до самого последнего кадра. А это означает что? Ни разу не скучно. Деление на главы только подстёгивает с помощью персонажей хотеть узнавать больше. В один момент даже сидишь и поражаешься, типа постойте, дети пропали, почему про них ничего не показывают, покуда вместо этого режиссёр-сценарист останавливается на взрослых мужчинах и женщинах. Сие радует! Тем более когда в составе Джош Бролин, Джулия Гарнер и невероятная Эми Мэдиган, то ими тоже хочется насладиться. Отдельная благодарочка за сцену со сном одного героя, когда внезапно вспоминаешь свои кошмары и чувствуешь, что это так похоже. В общем, увлекательное зрелище! «Орудия» Зака Креггера... Пугающий до чёртиков Бенедикт Вонг. Брутальный как всегда Джош Бролин. Соблазнительная Джулия Гарнер с её тонкими чертами лица. Абсолютно непохожий на Хана Соло, уставший Олден Эренрайк. А какова Эми Мэдиган в своей роли! Вероятно, именно она главная звезда фильма. Как же без Джастина Лонга, хоть его и мало совсем, но пусть будет талисманом Зака Креггера, появляясь в каждом его новом фильме. И да, особенно пугают в кадре выпученные глаза. Их так смачно показывали каждый раз, что могут присниться потом и покоя не давать во время сна. Значит, добились своего. Ужасы есть, комедия тоже, триллер присутствует. Радуемся.
Ещё лет 15 назад жанр был полностью похоронен и считался развлечением исключительно на любителя. Из-за обилия бессмысленного насилия, засилия 3D-графики и акцента на клиповом монтаже нулевых ужасы превратились в попкорновое кино низшего эшелона. Как фанат жанра я искренне рад, что отношение к этим фильмам за последние лет 10 кардинально изменилось. Всё благодаря творческим людям, начавшим ставить в центр угла идейность и безумие, происходящее на экране. И одним из таких людей уже сейчас можно назвать Зака Креггера. В 2022 в среде почитателей ужасов он запомнился более нишевым 'Варваром'. И по фильму было заметно, что его автор пришёл из комедии, как и другие режиссёры ужасов последних лет. 'Варвар' умело жонглировал сатирой и напряжением, до конца оставляя зрителя в неведении. К слову, именно в этом фильме заметны все творческие находки, которые Креггер перенёс и в 'Орудия'. Обилие сюжетных линий и взгляд с разных точек зрения, увод фокуса сюжета в сторону, чтобы до конца оставлять завесу тайны, акцент на несущественных деталях, которые оказываются самыми важными и безумный поехавший финал, который или приведёт в восторг, или разозлит, но не оставит равнодушным уж точно. Видно, что Зак Креггер постепенно оттачивает свой режиссёрский почерк, потому что этот фильм построен определённо сложнее предыдущего. В этом есть и плюс, и минус. Скажем, по ходу сюжета будут оставаться вопросы, на которые разгадок фильм так и не даст. Скажем так, кино грамотно раскрывает центральную идею (которую, к слову, на удивление редко в ужасах используют) и через визуальное повествование представляет нам персонажей, но оставляет ряд загадок. Если вас такое не устраивает, то можно понять. Но лично я обожаю, когда фильм оставляет почву для размышления и не отпускает тебя даже будучи сюжетно завершённым. Опять же, такое кино остаётся с тобой надолго. Вообще, очень трудно говорить о фильме без спойлеров, его просто надо увидеть. Опять же, даже рекламная компания грамотно уводила фокус с основной идеи, из-за чего происходящее становилось ещё любопытнее. При том, что скримеров здесь не так уж и много (насчитал штук 5, из которых реально заставили вжаться в кресло 2), в саспенсе 'Орудия' явно преуспевают. Они жуткие в начале, загадочные в середине и зубодробительные в конце. Что не скажешь, а это почти что идеальный фильм для просмотра в кино, который не отпускает тебя ни на миг. Вообще, повторюсь, я рад, что современные хорроры становятся объектом для экспериментов. Джордан Пил, Роберт Эггерс, Оз Перкинс, Майкл Флэнеган, Тай Уэст, Мэттью Бэттинелли-Олпин и Тайлер Джилетт, Дэнни и Майкл Филлипу, а теперь ещё и Зак Креггер. Все эти люди доказали, что ужасы - место творчества и креатива. Именно в этих фильмах могут появиться самые изобретательные идеи, которые в итоге могут стать почвой для вдохновения будущих авторов. Будем надеяться, что 'Орудия' далеко не последняя такая победа и что в будущем другие авторы тоже ещё себя проявят. Сам же фильм я настоятельно рекомендую глянуть. Это незабываемый 'экспириенс'.
В один прекрасный (не для всех) день в одном классе пропадают все дети, кроме одного. Учительницу тут же нарекают ведьмой и с трудом сдерживают народный гнев в её адрес. По камерам видно, что дети в один момент, ночью, сами вышли и, расставив руки самолетиком, куда-то рванули. Полиция в несознанке, некоторые родители пытаются вести собственные расследования. Но зацепок никаких. Учительница же тем временем расслабляется, учить-то никого не надо. Покупает литрами водку в магазинчике, бухает в барах, соблазняет чужих мужиков. Пока не начинают раскручиваться события, открывающие тайну исчезновения детей… Зак Креггер, снявший “Варвара”, можно сказать, дебютная его работа, и она выстрелила. Отличная постановка, история, которая пару-тройку раз неожиданно поворачивается, структура повествования такая тарантиновская, где каждая сюжетная линия раскрывает новую грань происходящего. Ну и ему удалось подписать неплохих актеров. В тот раз он решил не отходить от формулы отдельных эпизодов, у них даже есть названия, они идут практически последовательно или параллельно, раскрывая вид на общую картину с разных сторон и… Получилось как у Кинга - есть таинственная интересная завязка, есть середина, где рассказывают про персонажей, про отдельные события, которые, бывает, совсем уже тонко связаны с основной историей, и есть финал-катарсис. Ну и в этот раз у Креггера середина сильно просела и в динамике, и в каком-либо влиянии на основной сюжет. Я вот полтора часа фильма практически не запомнил. Я отвлекался, заваривал чай, зависал в телефоне, лишь изредка поглядывая на экран. Там не было тревожных или пугающих моментов, там не было интересных событий. То есть вырежи первый и последний эпизоды (а они даже поименованы) и можно склеить эпизод для антологии или сериала, и он мало что потеряет. Из плюсов можно отметить все-таки постановку и операторку, картинка выглядит красиво, сцены построены не банально. Актеров - опять собрал неплохой каст - обаятельная Джулия Гарнер (Озарк. Квартира 7а), Джош Бролин - как всегда харизматичный и брутальный, Олден Эренрайк (это который молодой Хан Соло), Джастин Лэнг, который был и в Варваре, а еще он убегал от Джиперса Криперса. Смотреть на них приятно. Но в очередной раз скажу (почти во всех последних ожидаемых релизах такое) крышесносного финала не получилось. Он хоть и логичный, но очень банальный. Вот в “Варваре” такого не было. Я даже не знаю. Вот не хочется ругать, но по сути и хвалить особо не за что. Как хоррор фильм не получился, почти всю середину я скучал, просто наблюдать, как качественно поставлена картинка и выверен каждый кадр ну это для эстетов… Я же хотел захватывающе-страшную историю и леденящие кровь события.
Для оценки фильма «Орудия» надо понимать, что это не совсем хоррор и уж тем более не развлекательный аттракцион для любителей кровавого треша (есть парочку скримеров с одной жестокой сценой насилия и всё). По сути, нам предлагают авторский мистический детектив с социально-политическим подтекстом. Цель проекта - не развеселить зрителя, хотя комичные моменты присутствуют, а заставить задуматься, разглядев под слоем жанровых элементов мрачного хоррора очевидные вещи нашей с вами суровой реальности (особенно это касается последних мировых событий). Фильм является своего рода неким высказыванием на тему общества, целых стран и всего мира в целом. Хотя изначальная подсказка на вопрос «Что такое Орудия?» находится буквально перед глазами на постере. Но если это не помогает, то ближе к финалу герои фильма буквально проговаривают весь авторский замысел, тем самым лишив любителей ребусов собственных размышлений. Лично я считаю это ошибкой, хотя понимаю, что без прямых объяснений многие попросту не поймут подтекст и в итоге увидят какую-то бессмысленную чушь. После просмотра становится понятно, почему Джордан Пил («Прочь») расстроился, когда не смог стать частью картины, так как подобная тематика и стиль ему крайне близки. Что касается структуры повествования, атмосферы и самой драматургии, то картину можно назвать коктейлем из «Собирателя душ» и «11:14» (если не смотрели, возьмите на заметку), приправленный специями из творчества Пила. Тут нелинейное повествование, разбитое на отдельные части, каждая из которых рассказывает историю конкретного героя. Потом все по ходу процесса пересекаются друг с другом. Особое восхищение заслуживает техническая сторона, включая визуал, звук и монтаж. Хотя, возможно, кто-то и предъявит создателям за чрезмерно мрачную картинку. Лично я не могу сказать, что остался под большим впечатлением от фильма. Всё таки двухчасовой хронометраж заметно чувствовался. Но в любом случае картина оставила свой след благодаря талантливой режиссуре. В общем, для тех, кто любит авторские истории с подтекстом, где на экране показывают одно, а подразумевают другое, однозначно стоит ознакомиться, но особо не питайте надежд увидеть шедевр. Не в этот раз.
В целом о сюжете не хочется рассказывать много, все основное уже есть в синопсисе. Главная же его фишка, это рассказ истории от лица нескольких персонажей. Поэтому готовьтесь увидеть много повторений одних и тех же сцен, но благо фильм умело, обрывает переход на другого героя неожиданным поворотом, поэтому первые несколько раз это смотрится с интересом. Но уже ближе к концу ты уже слегка начинаешь скучать. При этом фильм еще не дает часть ответов на расставленные вопросы, но если вы любите, чтобы вам вообще все разжевали, то в конце слегка испытаете разочарование. Возможно тоже самое было в Варваре, но его я не смотрел, поэтому не могу тут судить. По актерским работам все играют довольно типичные образы жанра, это не есть плохо, но буквально ты сможешь взять любого актера из других фильмов, и замены вы не почувствуете, поэтому уход господина Паскаля, вообще ни капельки не помешал фильму. По части ужаса, это скорее триллер, он особо не пугает, разве что пара скримеров, но именно из-за интриги и общего напряжения фильм держит в напряжении на протяжении почти все картины. Особо это помогает саундтрек, он прямо очень необычный и тоже вызывает легкое напряжение у зрителя во время просмотра. По итогам это просто хороший крепкий триллер, который держится на своей тайне. Хайп слегка оказался завышен, перед нами точно не новое слово в жанре, но безусловно просмотра данная лента стоит. 7.5 из 10