12 апреля 1961 года это свершилось. Человек преодолел силу земного тяготения и совершил дерзновенный полет в космическое пространство. Этим человеком стал 'сын Земли и звезд' Юрий Алексеевич Гагарин. Космический корабль 'Восток' с юным амбициозным старшим лейтенантом, а по прибытии майором и национальным героем на борту, оторвался от земной поверхности в 9 часов 07 минут апрельским утром на космодроме Байконур. За один день до российской премьеры, мне посчастливилось побывать на предпоказе картины. Зал был полон и это неудивительно, поскольку показ проводился для будущих лейтенантов Космических войск. За что отдельное спасибо создателям! Фильм оправдал все ожидания. После 'Легенды № 17' не боязно было идти на очередную российскую премьеру. Пархоменко снял биографическую ленту, но не кино, как культ личности. Гагарин показан совершенно обычным советским парнем. Он честный, добрый, всегда и всеми руками за справедливость, умеет радоваться за себя, а самое главное за других. Он не одержим небом, он просто не может без него жить. Отсюда и романтичная профессия - летчик. Гагарин никогда не гнался за славой, а лишь все выше и выше взмывал к мечте. В фильме освещены основные моменты становления его как личности. До слез тяжелые и пронзительные кадры детства на оккупированной территории. Юность и принятие решения о выборе профессии. Семья. Это не биографическое повествование, а вспышки в памяти, которые и формируют представление о нем как о человеке. О герое которым не каждый мог стать. Это только кажется да что там, первый полетел в космос, ведь выбрали 20. Из 3000 выбрали 20, а потом одного. А выбор совершенно неслучайный. 'Нам нужен совершенно честный человек, ведь он один все увидит, и нужно чтобы он рассказал все честно, все как есть'. Помимо Гагарина режиссер вполне емко показал работу самого важного человека космической эры. Человека, который сделал СССР передовой ракетно-космической державой. Речь конечно же о Сергее Павловиче Королеве. Реализация именно его идей позволила СССР сделать шаг навстречу новым технологиям, шаг в будущее. Его имя навсегда останется в истории, как имя культового инженера XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Фильм исключительно правильный и значимый для российского кинематографа. Зал аплодировал. Эмоции переполняют до сих пор. Вряд ли человечество еще хоть раз испытает столько радости и гордости за страну, как в момент полета Юрия Гагарина. Он открыл миру космос, казалось такой далекий и непостижимый, но как показывает практика 'если очень захотеть - можно в космос полететь!' Знаете, каким он парнем был? На руках его весь мир носил 9 из 10
Выход фильма «Гагарин. Первый в космосе» весьма символично совпал с падением ракеты «Протон». Кстати, Вам не кажется странным, что в последнее время названия фильмов, к которым приложило руку государство, типовые как советские «хрущобы»? С Высоцким та же история. Это сделано в коммерческих целях или это намек на низкий интеллектуальный уровень зрителей? Сколько трудов советских людей было вложено в этот полет… Страна порой не доедала, переправляла все средства чтобы стать первой. К сожалению – на это плевать создателям фильма, они даже не попытались сделать что-то стоящее. Самый большой вопрос, который у меня возникает: в фактах утверждается, что этот фильм делался аж с 2009 года, но ЧТО, глядя на фильм, там можно было делать столько времени? Наверное, эту тайну создатели унесут с собой в могилу. Ибо этот фильм убогий по всем параметрам и его можно было отснять за неделю, не больше. Что, в первую очередь, ожидаешь от фильма про космос? Хорошей технической составляющей и операторской работы. Не дождетесь. Ей богу – даже сериал «Возвращение Мухтара» снят лучше. Нормальных спецэффектов, имея такой жалкий бюджет, ждать не приходится – они абсолютно ущербны и нереалистичны. Ко всему к этому еще добавили раздражающий блюр и блики, как в том же «Высоцком», отчего картинка сияет как новогодняя елка. Только это не делает её менее убогой. Естественно, никто не стал заморачиваться такой малозначительной вещью, как воссоздание эпохи. О том, что перед нами 60-е напоминает только ГАЗ-21 (и на том спасибо). А декорации? Например, как в этом замечательном фильме выглядит такое сложнейшее сооружение как космодром? Как в мультфильме «Незнайка на луне»: какие-то арматурины и ракета посередине. Кстати, авторы явно черпали вдохновение с вышеупомянутого мультфильма потому, что на экране творится форменный дурдом и детский сад. Актерская игра в лучших местах напоминает дешевый театр, но в основном – её нет вообще. Такое чувство, что СССР населяли терминаторы. Актер Ярослав Жалнин утверждает, что год жизни посвятил Гагарину и выкладывался как мог. Только это как-то незаметно: весь фильм он разговаривает (и ведет себя) как 15-летний подросток, даже не пытается играть и складывается ощущение, что он вообще не понимает, где находится и что происходит. А великое гагаринское «поехали» он выдавливает из себя так обреченно как-будто это школьник, которого отец застукал, пока он курил дудку за гаражами c пацанами. Просто включите запись реальной речи Гагарина и почувствуйте разницу. Остальные не лучше. Актер, играющий С. П. Королева похож на Юрия Стоянова из передачи «Городок» (я сначала думал, что это он и есть), но никак не на Королева. Игра такая же: кажется, что он вот-вот будет смеяться и войдет в привычную роль. Слов нет. Про остальную «тусовку» даже говорить нечего. А чего только стоит толпа, вышедшая встречать Гагарина. Это что-то с чем-то. В настоящем СССР этих клоунов немедленно увезли бы в дурку. Единственный, кто отработал гонорар – это Хрущев. Он действительно получился хорошо. Мне даже очень понравилась шутка про тарелки. Но один он не может вытянуть фильм. Со сценарием та же история. Нудно, глупо, бессмысленно. Единственный напряженный и динамичный эпизод в фильме, когда Гагарин приземляется, угробили бездарно расставленными ненужными флэшбэками. Так же вообще непонятно на кой черт СССР этот запуск, поскольку США в фильме нет. Никто даже не задумался чтобы показать противостояние двух сверхдержав… Даже СССР в этом фильме нет, если Хрущова не считать. Исходя из этого, о каком патриотизме и ощущении глобального события может идти речь. Ощущение такое, что этот фильм придумывали и делали в перекурах между съемками фильма «Легенда №17».Дескать, план выполняли. Ужас. Я очень надеюсь, что когда-нибудь подвиг советских людей в покорении космоса удостоится нормального фильма. Этот 'выкидыш' российского кино не имеет к нему никакого отношения. 1 из 10
Российское правительство решительно взяло курс на создание образа «русского героя», пообещав кинематографистам в обмен на патриотичность – гос. поддержку. В новейшей истории уже были небезуспешные попытки мифологизации гениальных соотечественников: это – «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) и «Легенда №17» (2013). Если байопик о Высоцком вызвал сдержанную реакцию у зрителей, то фильм о Валерии Харламове впервые доказал, что российское патриотическое кино может быть популярным. Юрий Гагарин – фигура эпохального масштаба, преодолевающая узко-национальные границы. Снимать фильм о первом космонавте – дело ответственное: провал станет очень болезненным, а успех – грандиозным. «Гагарин» – хорошее кино, несущее в себе простые истины, рассказывая о нелегком пути некогда деревенского пацаненка Юрки Гагарина к неизведанным космическим далям. Сергей Королев, создатель российской и мировой космонавтики, мерно прохаживается по звездному городку, как отец следя за своими сыновьями-космонавтами. Он – почти мудрец, глубокомысленно рассуждающий о наступлении «новой эры». Беда заключалась в том, что великий советский конструктор казался неживым, чрезмерно идеализированным. Заставь его поменять порядок слов в предложениях, то все бы подумали, что перед ними – мастер Йода: настолько образ Королева был сглажен и отшлифован. Почти вся «клюва» прозвучала из его уст. Это он перед стартом спрашивает первого космонавта: «Юра, ты веришь?» Помимо религиозных высказываний, Сергей Павлович позволял и антисталинские. «Пора кончать со сталинскими предрассудками», – говорит он генералу Каманину, когда тот заикнулся о том, что Гагарин во время войны жил на оккупированной территории. Все это казалось надуманным, неоправданным и неуместным, будто на твоих глазах рождался новый социалистический реализм. Взору зрителя открывалась ничем не прикрытая пастораль: идиллические картинки из жизни русской деревни. Режиссер прибегал к грубому параллелизму, выстраивая связь между деревенским истоком Юрки и его космическим завершением. Конечно, это великолепное сравнение, тем более, что все было именно так, но в руках режиссера Павла Пархоменко и сценариста Олега Капанца это превращалось в «квасной» патриотизм, т.е. грубый и чересчур откровенный. А некоторые крайне высокопарные реплики вызывали в зале смешки. Так, отец Гагарина говорит жене: «Детей подняли и внуков поднимем». Мол, не благодаря своей уникальности Гагарин полетел в космос, а благодаря родителям, которые его «подняли». Но ведь это и так ясно: для чего вводить эти школьные пояснения, которые превращают картину в китч? Юрий Гагарин, которого сыграл Ярослав Жалнин, кажется, единственный, кто справился со своей ролью, потому что наш Гагарин был именно таким – почти мечтой, коллективным героем, образ которого создал сам народ, будто он появился из русской былины: добрый, искренний, вечно улыбающийся человек. Ярослав Жалнин, действительно, поразительно похож на Юрия Гагарина: такой же харизматичный и светлый. «Гагарин. Первый в космосе» мог бы стать прекрасной картиной, но пока это просто «хорошее кино».
Редкий случай фильма, который полностью оправдывает все ожидания. Еще до просмотра ожидаешь увидеть этакую кулстори про очередного идеально-лубяного героя, за которого должна трепетать совейская гордость в душе и сжиматься потные кулачки в патриотическом порыве. Ждешь чистенькой картинки, улыбчивого деревенского простака, Коровлёва с валидолом в обнимку, 'поехали', пары-тройки наигранных проблем, которые герой конечно же решает, Хрущева в украинской рубахе, Левитана, у которого 'работают все радиостанции страны' и прочей 'клюквы'. Ждешь, и все это получаешь. Все, кроме самого космоса (но об этом ниже). С точки зрения пропаганды 'Гагарин' - идеологически полезное кино, ориентированное преимущественно на поколение 1990 года рождения и старше, представители которого не станут смотреть 'Укрощение огня', ибо уныло, серо и без компьютерной графики. Кстати, о последней. Спецэффекты в фильме выполнены отвратительно плохо. После просмотра 'Гравитации', 'Гагарин' производит впечатление заставок к какому-нибудь Red Allert'у, где вперемешку с живыми актерами идет довольно посредственный визуальный ряд. Компьютерная ракета выпуская компьютерный дым да пламень, летит сквозь компьютерные облака в компьютерный космос. Космос, кстати, показан просто никак. По большому счету, это единственное, ради чего у нормального (читай, не проеденного советским псевдопатриотизмом) человека в принципе может возникнуть желание смотреть фильм про космос. Вместо этого нам показывают 101 флешбэк из детства, отрочества, юности и чего угодно еще вообще улыбчивого Юры, дабы хоть как-то растянуть хронометраж. Конечно, легче снять как деревенская девка крутит вокруг себя деревенского поцана и орет 'мама, ему нравится', чем снимать как входит в плотные слои атмосферы корабль 'Восток'. Актерский состав посредственен. Коравлёву не веришь, что он Коравлёв, Гагарину, что он Гагарин. Удивительно, но в западных ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ фильмах у создателей получалось куда лучше подобрать актерский состав, создать куда большую интригу, глубже передать атмосферу. Та же 'Битва за космос' ВВС куда интереснее во всех смыслах, чем сие благолепие. А почему? А потому, что помимо постоянного заливания в уши патриотической жижи про советский героизм там присутствует пара ложек дегтя (типа сталинских 'троек', последующего коравлёвского жития у параши или немецких ученых, которых сначала вывезли в СССР, а потом просто расстреляли, когда те выполнили свою работу), что делает происходящее интересным, а не постной трактовкой полувековых тоталитарных догм. Хотелось бы узнать нечто новое, а не то, что разжевано в школьных учебниках для особо отстающих и прошло через жернова министерства правды до состояния биораствора, который можно вводить публике сразу в лобные доли. Этого фильм не дает. Все потому, что не фильм это, а очередной проппакет для тех, кто читать не умеет. Я уж молчу про то, что создатели фильма могли просто уйти в пелевинщину, показав 'как оно было на самом деле'. Не поймите неправильно, совсем не обязательно ампутировать летчикам ноги (по типу Амону Ра), но развить тему 'догагаринских космонавтов', оставшихся на орбите на вечное хранение или погибших при испытаниях, могли бы. Но, увы и ах, деньги выделены не на это, а кто обедает девушку, тот, как известно, её и танцует. В результате мы имеем типичный пропагандистский фильм (одна штука), полный унылого повествования и дешевых спецэффектов. Кино производит впечатление абсолютно скороспелого продукта, словно снятого по заказу политработников с того света. Смотреть его можно. Особенно в целях формирования политически грамотной молодежи и патриотического настроя. Рекомендуется к обязательному показу в детских домах, летних лагерях и школах. Беспартийным к просмотру не рекомендован. 2 из 10 p.s. Все-таки справедливость есть. При бюджете в 9.5 млн $ «Гагарин. Первый в космосе» собрал все-навсего 1.1 млн. Это полнейший провал. Впрочем, создатели фильма не сильно расстроены, т. к. заказчик доволен.
Конечно не из Украины говорить о позоре российского кинематографа. Да, да, да... Нам стыдится нечего... Совершенно нечего. Но все достоинства официального российского кинематографа на нашем фоне заключаются исключительно в том, что стыдится там есть чего. Один большой стыд. И большой дерибан, конечно же. Где-то на периферии там есть конечно же хорошее кино, но как только появляются бюджетные деньги, мозги, художественный вкус, совесть - все отключается, и начинается национальный позор. И 'Гагарин. Первый в космосе' не исключение. Это даже не дипломная работа на рабфаке провинциального кинотехникума... Это даже не курсовая на первом курсе. Это ученический реферат, слепленный из нескольких источников в интернет. Ни сценария, ни режиссуры, ни актерской игры... Даже несколько заслуженных стариков из актеров плюнули, и не парятся перед камерой... Даже не удосужились актеров мало-мальски похожих подобрать, или грим сделать. За 9 с половиной миллионов бюджетных долларов сделали убогий комикс на рулоне туалетной бумаги. А, казалось бы, тема такая, что должны были бы расстараться. Как-никак национальная гордость... Но путинская Россия не может иначе. И я желаю им, чтобы когда приступят наконец к съемкам биографического фильма о самом Путине, ни на йоту не отступили от нынешнего российского кинематографического канона. Он заслужил, честное слово... P.S.: Не скажу, что в СССР сняли достойный фильм о первом полете человека в космос. Но в их числе нет непрофессионального кино. И даже есть один фильм, очень незамысловатый, который я неизменно с удовольствием пересматриваю раз в несколько лет - 'Корабль пришельцев' (1985) Сергея Никоненко. Там нет Гагарина - один раз в вскользь Табаков, играющий Королева, упоминает одного улыбчивого парня среди будущих космонавтов, и все... Но там есть атмосфера предчувствия великого события, ожидания чуда, есть милые наивные люди, в те далекие годы короткой оттепели верившие, что их усилиями удастся построить какой-то другой, светлый мир. В том фильме я вижу отчего мои родители и из ровесники улыбаются, вспоминая те годы, наверное самые светлые в их жизни. Дай Бог, чтобы в жизни наших детей случились такие светлые годы, и было такое светлое кино. Пока что, ничто не свидетельствует, что такое может случиться в наших странах. 2 из 10
Ещё до выхода фильма у аудитории сложилось очень неоднозначное отношение к нему. Кто-то успел его полюбить, а кто-то возненавидеть. Одни отнеслись к нему скептически, а другие с живым интересом. Не стану говорить за всех, скажу лишь за себя. Лично мне фильм понравился с самого начала. Во всевозможных деталях и мелочах он отлично воссоздаёт колорит эпохи и передаёт дух времени. Особенно меня порадовало то, что вводная часть не была медлительной и затянутой. Дело в том, что сюжет стартует сразу с той самой ночи перед запуском корабля 'Восток'. Весь фильм укладывается в 108 символичных минут - ровно столько же длился полёт Гагарина в космос. И ни разу - ни разу - сюжет не 'провисал'. Всё выглядело очень живо и естественно. Ощущалось полное погружение в фильм. Не было ни единого скучного момента. Возможно, это связано со способом подачи сюжета. В фильме показывается жизнь Гагарина, но не линейно (от детства к юности и взрослению), а некими урывками - флешбэками, которые представляют из себя воспоминания о детстве и юности, о важных жизненных событиях. Они как будто бы 'вклиниваются' в события того самого дня, когда первый человек оказался в космосе - 12 апреля 1961 года. И все они показывают Юрия Гагарина как простого человека из народа, которых тысячи и тысячи. За исключением одного - первым побывать в космосе мог только один... Я чрезвычайно рад отметить, что фильм действительно не стыдно смотреть самому и показывать другим - в нём ничего не опошлили и не облили грязью. Всё вполне пристойно и чисто. За весь фильм не прозвучало ни одного мата. Это большая редкость для современного российского кинематографа. Также меня чрезвычайно порадовали красочные и реалистичные спецэффекты - ничто не выглядит неправдоподобным и неестественным. Ещё одним плюсом стала очень красивая музыка, которую написал Жорж Каллис. Она чрезвычайно гармонично вписывается в картину, дополняя её и усиливая эмоциональные впечатления и переживания зрителя. В общем говоря, зрительная и звуковая составляющая на высоте. То же самое можно сказать и содержании фильма. Он очень добрый и светлый. Мне очень понравилось то, что среди персонажей много представителей различных национальностей. По сюжету для подготовки к полёту в космос отобрали 30-40 человек. Когда создатели фильма объявили, что Юрию Гагарину предстоит бороться не только с земным притяжением, это стало вызывать определённые опасения... Неужели ему придётся побороться и с остальными членами команды? Неужели будет идти 'подковёрная' война? К счастью, нет. Весь коллектив оказался очень дружелюбным, а также не обделённым добрым чувством юмора. И это очень порадовало. В наше время людям очень не хватает единства... Напоследок я могу сказать, что создатели фильма поступили правильно, закончив фильм на возвращении Гагарина, а не на его гибели. Это создало очень положительный финал, в ходе которого, кстати говоря, помелькали и записи из хроник с настоящим Юрием Гагариным. В самом фильме было сказано очень много интересных слов. Например, вот эти: 'А закаты там, в Заполярье, знаешь, они... они осенью, в сентябре, как пожар. Как атомный пожар... или крылья ангельские. И вот лечу я к пожару... Взгляну наверх - а там черным-черно... и звёзды. И вдруг Кто-то сквозь этот пожар сказал мне: «Ты первый прорвёшься туда.» И я сразу поверил...' Я не знаю, действительно ли Гагарин говорил такие слова, или это просто режиссёрский ход... Но если это сказано им, то можно утверждать, что первый космонавт получил откровение от своего Творца - Бога... Вполне возможно, что это правда. Создатели фильма многое изучили о жизни Юрия Гагарина как из его собственных книг, так и со слов близких ему людей. Пожалуй, в фильме только не хватает слов из записки космонавта: 'Облетев землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!' 9 из 10
Космос для меня - особенное. 'Гагарин: первый в космосе' - фильм, не являющийся совершенно никаким фильмом с большой буквы. Его коммерческий успех и успех у зрителя, который его увидит, зиждется на грандиозности замысла, осуществленного полвека тому назад нашими родителями и прародителями. Картина абсолютно лишена того, чего подобная история достойна в своем киновоплощении: сложной игры актеров, сложных и живых характеров ими показываемых, небанальных и нештампованных поделок под искусство озвучивания и создания саундтреков, нештампованных текстов, которые не были бы похожи на броские фразы в духе комиксов или нарезок из интервью с пропагандистской направленностью. Исполнитель главной роли совсем мальчишка, задание показать романтический образ перевыполнил, пересластил. Сценаристы - тоже еще те продукты 'квасного патриотизма': словно сквозь розовые очки рассматривали мир. Ну все душки в кадре. Ведь правда все! Во фрагменте с пузырьками воды музыкальное сопровождение содержит в себе 'буль-буль' - так перенасытить звуками и нотами невесомость можно было лет тридцать-сорок тому назад, когда в принципе инсценировать на экране полет за пределы земной атмосферы непросто и очень непросто было. Но сегодня это же не вяжется вообще с поглощением в атмосферу! Буквально поигрались как школьники с дорогой аппаратурой, не применив вкуса и гения. Сожалею, что картину не снимал режиссер более высокого полета, - подобная страница истории заслужила не только роль того, за что пойдут на этот фильм, но и фильма сильного о себе заслужила. Именно благодаря сохраняющейся в нас мечте о звездах, благодаря совершенному Юрием Гагариным когда-то подвигу, подвигу конструкторов, всей команды того прорыва мы досмотрим этот фильм до конца с самыми теплыми чувствами. Хотя, не могу выкинуть из памяти, как сегодня на сеансе один мальчик лет семи-восьми (как я в его возрасте мечтал полететь на Марс!) упросил своего отца покинуть зал из-за скуки, о чем тот буквально и говорил папе: 'Стало скучно очень, не по-настоящему...' Современное поколение, далекое от звезд и близкое к фаршированной фаст-фудом сети? Или детское умение непосредственно отличить фальшь от настоящего? Не знаю. Но пареньку можно было и остаться - в финале можно было увидеть и услышать именно настоящее, отодвинувшее все полуторачасовые потуги съемочной группы создать нечто близкое к истории на второй план.
Одно из самых великих событий в истории – полет Юрия Гагарина в космос. Несмотря на колоссальные человеческие достижения в космосе, поступок советского космонавта останется непревзойденным. История, снятая Павлом Пархоменко, - это, конечно история страны, которая записала на свой счет великое событие, а главное, это история человека, которому выпал достойный жребий. Большая часть действий в фильме – флешбэк – воспоминания героя за считанные минуты до полета, а также во время пребывания в космосе. И в этих воспоминаниях – военное детство голодного мальчишки, знакомство с женой, напряженный период подготовки. И какая же история рисуется перед глазами зрителя? Прежде всего, полет в космос показан как подвиг обычного человека, который готов пожертвовать своей жизнью. И эта жертва, с одной стороны, имеет смысл: первый полет человека в космос – это достижение науки и техники (при взлете ракета показана до мельчайших деталей), а с другой, молодой военный летчик Гагарин может стать жертвой политической гонкой между двумя сверхдержавами – СССР и США. В глазах зрителя абстрактный герой Гагарин превращается в обычного человека, исчезает дистанция между прославленным именем и тем, кто совершил полет. И от такого показа поступок Гагарина ничуть не обесценивается, а наоборот. Подобный подход к работе с материалом позволяет совершенно по-другому взглянуть на хорошо известные факты. Суть режиссерской идеи – продемонстрировать, прежде всего, человека, а не легенду. Важно отметить, что героем движет целая гамма чувств. Это и желание в целом, а не персонально достичь успеха (герою картины не принципиально, кто первым полетит в космос, ему важно достичь этого как факта), и патриотизм, и чувство долга. И именно это позволяет Гагарину справиться, выдержать испытание. Способ повествования, выбранный режиссером, - флешбэк, отправляет на второй план масштабный исторический фон и делает упор на личность. Главная сюжетная линия – полет в космос – концентрирует внимание на самом факте, отбрасывает предпосылки события. Но оставить полет человека в космос вне социального и политического контекста невозможно. Поэтому режиссер решает показать истинную ценность совершившегося через переживания и ликование советского народа. Сцена объявление о полете по радио – пик патриотизма в каждом жителе. Идея обращения к величайшим соотечественникам прошлого века сейчас завладела отечественным кинематографом. И «Гагарин. Первый в космосе» - свежий, незамутненный взгляд, раскрытие факта, который известен каждому, но не понятен далеко не всем.
Композиционно фильм - просто находка! Как же иначе можно охватить столько событий? Только вот так, по-бунински, импрессионистически... Что касается актеров - кастинг, насколько я знаю, длился три года, и, на мой взгляд, многие актеры выбраны очень удачно! Претензии лично у меня только к тому, что за 20 лет родители (замечательные актеры, кстати!) совершенно не изменились, весь фильм были весьма пожилыми, а ведь в начале войны им было всего 37 и 38 лет! Каманин-Стеклов тоже выглядит гораздо старше реального. Что и неудивительно, ведь 50 и 60 лет – все-таки разница… Мальчик, сыгравший 14-летнего Юрия, как-то очень полноват для ребенка военной поры). Но на этом, пожалуй, все мои претензии к актерскому составу и заканчиваются. Ярослав Жалнин прекрасно справился со своей ролью, я ему, по крайней мере верила. Более того, ему поверила Елена Гагарина, а это дорогого стоит... Но второго Юрия нет и не будет. Его улыбка - одна-единственная. И знаете, в чем ее отличие? Это не улыбка актера, это улыбка души. Он светился изнутри... Чего мне все-таки не хватило в Ярославе... Знаете, он как-то тонко-звонко-юн-и-неопытен, Гагарин все же был уже Мужчина, взрослее и основательнее, герой Ярослава получился юнее и менее наполненным по-человечески. Но тут, я думаю, сказался просто личный опыт (точнее - его отсутствие). Очень понравилась актриса Ольга Иванова, сыгравшая Валентину! Просто в точку! И красива, и эмоциональна, и в то же время строга и сдержанна. И вообще - что касается кастинга - даже младенец похож на Галинку! Это невероятно! Где-то читала, что Гагарина показали слишком идеальным, кто-то усмотрел перебор в том, что Королев его сразу же, при знакомстве, заметил. Но так оно и было! Королев так и сказал Каманину, что встречался с 'ореликами', все хороши, но один!... Ну, такой парень! Ну, из песни слов не выкинешь, такой уж он парень был. И еще один момент - когда Карташова должны были отчислить, Королеву передали, что один лейтенант подходил, просил за него. Королев спросил:'Фамилия этого лейтенанта?' Получил ответ: 'Гагарин'. Сделал для себя определенный вывод: 'За соперника просит?...' Идеализирован ли Гагарин в фильме? А ведь он и был таким - почти идеальным. И именно поэтому его выбрали Первым. Он и тогда был редким человеком, а сейчас таких уже просто 'не делают'. Поэтому представить нам, сегодняшним, очень трудно, как это человек одновременно и хочет быть первым, и за друга-соперника переживает и радуется. Единственное, что лично меня резануло - это момент в ночь перед стартом, когда Гагарин спрашивает Титова: 'Ты кого в анкете написал?'(Была такая анкета, в которой будущие космонавты сами называли имя самого достойного полететь в космос Первым). Герман отвечает: 'Тебя. А ты?'. В ответ Юрий молчит... И нашему современному обывателю, конечно же, думается, что Юрий написал себя, но это не так! Он написал фамилию Беляева и, видимо, стесняется сказать это другу, не хочет его обидеть... Образы космонавтов первого отряда мне показались очень живыми, правдоподобными! Вот уж «орелики» так «орелики»! На Быковского загляделась. Отдельно хочу сказать о роли Германа Титова, прекрасно сыгранной Вадимом Мичманом. Читала мнения, что он показан злобным завистником. Вот уж чего не заметила в его образе, так это злобы! Сложный образ очень неглупого, глубокого и амбициозного человека. Противоречивые чувства раздирали Германа. И первым быть страстно хотелось, и все-таки – друг! Гораздо позднее Титов скажет шутливо, что, когда он обнимал приземлившегося Юрия, ему хотелось его задушить, но все же выбор Гагарина для миссии Первого был единственно верным. Вадиму Мичману, на мой взгляд, все эти чувства передать удалось блестяще! И еще один момент, о котором спорят. Некоторым кажется, что вставки о Боге в фильме лишние. Что не мог Гагарин как истинный коммунист об этом думать. Поспорю. Ведь Юрий Алексеевич был очень пытливым человеком! А вопрос о Боге не может не занимать думающую личность. И, кстати, крестил племянницу и старшую дочь Лену в Гжатске. Ратовал за восстановление храма Христа Спасителя. И хорошие знакомые среди духовенства у него были. После просмотра фильма мне хотелось пожать руку каждому, кто участвовал в создании фильма, за бережное, скрупулезное воссоздание дорогих нашим сердцам событий! Жалко, что не поддержало государство и не вышел фильм к 50-летию полета, как планировалось... Жалко, что прокат невовремя и практически без рекламы... Потому что фильм очень хороший и очень нужный. Низкий поклон. 10 из 10
Отечественный кинематограф потихоньку возрождается. Производственные компании все чаще финансируют серьезный тип кино, отказываясь от слабоумных комедий, которые до недавнего времени считались у дистрибьюторов единственным реальным источником заработка. Низкое качество юмора в комедиях заставило продюсеров серьезно задуматься относительно светлости будущего, ведь один жанр не способен удержать на плаву достаточно развитую киноиндустрию. Недавно созданная правительственная программа поддержки несколько разнообразила жанровую ограниченность, дав некий толчок созданию фильмов-биографий об небезызвестных гражданах СССР. Первым был Владимир Семенович ('Высоцкий: Спасибо, что живой'), вторым - Валерий Борисович ('Легенда №17'), ну а третьим - Герой Советского Союза Юрий Алексеевич ('Гагарин: Первый в космосе'). Очень хотелось бы увидеть в будущем байопик о Владимире Ильиче Ленине или Иосифе Виссарионовиче Сталине, поскольку именно этим людям удалось установить тоталитарный режим в одной из самых могущественных стран мира, вот только учитывая полярность общественного мнения в связи с неоднозначностью их деяний, такое кино не предоставляется возможным. А жаль, ведь линейно-однобокая лента о доблестном летчике-космонавте, выпущенная Министерством культуры с целью повышения патриотизма, лично у меня не вызвала интереса. Для погружения на новую драматическую глубину, российским продюсерам следовало делать фильм не о Гагарине, а о легендарном конструкторе ракетно-космической техники Сергее Павловиче Королеве, грандиозные проекты которого навсегда изменили сферу космонавтики. Королев чем-то напоминает Тони Старка, хоть он и не был в плену у афганских моджахедов, а всего лишь пострадал от рук родных спецслужб, получив длительный тюремный срок за так называемое вредительство. Человек, вылепивший из дерьма пулю (пилотируемый космический корабль 'Восток-1' из деталей непонятного качества) не получает биографического фильма, прицеливающегося на кинотеатральный релиз, а вот выигравший чуть ли не в лотерею право первого полета в космос обычный летчик Юрий Алексеевич Гагарин - получает, даже несмотря на свою более, чем скромную биографию. Павел Пархоменко настолько идеализирует советскую 'стабильность', что даже, казалось бы, нейтральная в вопросах политики 'Легенда №17' выглядит эдаким фильмом-бунтарем на фоне отфильтрованного 'Гагарина'. Как и в старых добрых советских фильмах, 'Гагарин' на корню пресекает любые формы противоречий, предпочитая вешать лапшу на уши о беспокоящемся за своих граждан государстве. Новейшие IMAX-камеры и визуальное оформление студией Weta - это неподъемная роскошь для 'Гагарина', но можно хотя бы было сделать вменяемую цветокоррекцию, соответствующую кинотеатральному продукту, а не многосерийному телефильму, наподобие 'Голубки'. Прискорбнее всего осознавать тот факт, что 'Гагарин' - это и есть 'Голубка', как по форме так и по содержанию. Основной упор фильм делает на 108-минутный полет Гагарина, за время которого он успевает вспомнить все ключевые фрагменты из своей жизни, вот только не цепляет весь этот разбросанный во времени комплект ностальгических воспоминаний. Не нужно подобно Михалкову сыпать килограммы растворителя на героические подвиги наших соотечественников, но и рассказывать кремово-ванильную басню о единстве народа и крайне жесткой политической системы - тоже не стоит. 'Гагарин. Первый в космосе' - это худший российский байопик, больше смахивающий на советскую агитку, нежели на серьезное патриотическое кино. Очень странно, что при 7-миллионном бюджете в касте отсутствуют актеры из топового списка, ведь не могла же столь значительная сумма уйти на локации пустынных степей Евпатория и картонные модели ракет. 2 из 10
Я не могу относиться к этой картине без сдавленных слёз, которые я не удержал бы, доведи авторы фильм до того момента, когда Юрий Алексеевич (человек, прошедший без особого вреда для себя через один из самых чудовищных экспериментов над людьми за всю историю человечества) взрывается в банальной авиакатастрофе. Да, не скрою: за Гагарина переживал жутко, а мало какой фильм способен заставить моё сердце биться быстрее... Последний раз такое было на 'Матче'... Не скрою: я чрезвычайно рад, что в кои-то веки в отечественном фильме, подпадающем под определение 'для России это уже блокбастер', не снимаются 'попсовые' актёры. А то я уж опасался, что самого Гагарина, как всегда, сыграл Безруков, его отца - Золотухин (на момент съёмок фильма Валерий Сергеевич был ещё жив), а Королёва - Гармаш... Фильм не упрекнёшь и в 'адаптации' под современную аудиторию: там нет новорусских 'приколов', 'ностальгии по совку' или приукрашивания. Ну, не сильно зрелищно, бюджет всё ж не голливудских масштабов, и даже в русском кино бывали фильмы с куда более пафосными спецэффектами и многолюдной массовкой! Однако эта некоторая 'камерность' фильма - совсем ему не в минус. Нет-нет, фильм очень хорош, объективно... Но я так же откровенно признаюсь, что я был бы не я, если бы принял этот фильм. Почему же я его не могу принять, как бы мне этого ни хотелось? Да потому что я всю свою пока ещё не очень долгую жизнь не могу отделаться от 'идейности'. Она мешает мне жить, отталкивает от меня некоторых людей, но я до сих пор не могу прогнать её от себя... 'Идейность' эта - в том, что я априори положительно отношусь ко всему 'советскому' и априори отрицательно - соответственно, к 'антисоветскому'. Тогда почему же, спросите вы, я не могу принять фильм про Гагарина - такой советский по духу, коль скоро приснопамятное событие произошло именно при Советской власти?! Да потому, что меня зло берёт, что Советскую власть свергали, лили (и не на пустом месте, что греха таить! вылить действительно есть что!) тонны и тонны грязи на головы коммунистов живых и давно ушедших... а сейчас раз за разом предлагают восхищаться идеалами самых что ни на есть советских, ярко выраженных, лет! Попробовали бы снять такой вот фильм где-нибудь в Эстонии! Или даже в Польше! Проект бы завернули с таким крепким словцом, что уши у рискнувших даже заикнуться на эту тему повяли бы точно! Там снимают 'Катынь'. (От слова 'кат', и ни один шестилетний малыш там не сомневается, что кат - это русский человек, посмевший развести у себя в стране коммунистический кошмар, а потом заразить этим полмира.) А у нас, представьте, после оглушительного успеха 'Адмирала' (а в антисоветской сущности адмирала Александра Колчака и всего прямо или косвенно связанного с ним сомневаться не приходится) всё чаще выходят фильмы с откровенно 'просоветским' содержанием! Казалось бы: декларативно, власть в стране продолжает оставаться антисоветской (а как ей быть, если 2-е место на всех выборах стабильно берут коммунисты: попробуй-ка не быть им в пику), и фильмы, по идее, должны сниматься антисоветские! В 90-х снимали ведь: 'Россия, которую мы потеряли', 'Чекист', 'Роковые яйца' и т.д. и т.п. Ан нет. Традиция антисоветского кинематографа как-то не привилась! Хотя можно было бы наснимать кучу всего: трагичных страниц в советской истории столько, что разве что Китай оказался более многострадальной страной (но там народу сколько?! жертв абсолютно - больше, но относительно - намного меньше). Понимаете, куда я клоню? От Антисоветской России в норме следует ожидать таких фильмов, где: коммунисты без конца расстреливают неповинных; голодающие c бессильной злобой грозят кулаками огромным товарнякам с зерном, идущим на экспорт за рубеж; биологи сворачивают свои генетич. исследования по приказу обласканного Сталиным сумасшедшего учёного Трофима Денисыча Лысенко... А что снимают взамен? Фильмы, в которых краноречиво показаны те величайшие достижения, которые были достигнуты именно при Советах! 'При плохих-то коммунистах', по злому ироничному выражению моей бабушки... Спрашивается: какой был смысл свергать и 'развечнивать' Советскую власть, если менее чем через 20 лет начинаем заниматься попытками возрождения советских идеалов?! Я прекрасно понимаю, что я сам себя загоняю в рамки, сам себе мешаю жить и спокойно восторгаться тем, чем действительно надо восторгаться. Вместо того чтобы обсасывать политический подтекст идеологического курса страны, надо бы просто, как нормальный человек, любить то, что было хорошего, и ненавидеть то, что было плохого. Но я так устроен, что мне либо чёрное, либо белое, а всё, что между, - это уже 'ревизионизм', 'реваншизм' и 'конформизм', а значит, - априори плохо! Такова моя гнилая сущность, а я решил быть на этом сайте предельно честным, и вот сейчас написал всё, что думаю. Надеюсь, я был достаточно убедителен, чтобы вы поняли, что я нарочно крашу свой отзыв в серый цвет, при том что ставлю 9 из 10
Красивый полет ракеты нивелируется отсутствием достоверности на экране, иногда кажется, что работники космодрома сейчас начнут двигаться в брейкдансе, до того пантомимически они выглядят на экране. Во главе с монументально выпирающим подбородок главным конструктором. Пафосная музыка, пафосные пустые диалоги, перевранная интонация 'Поехали!', показанный завистником и только таковым Титов... Несколько раз во время просмотра зажмуривалась от неловкости происходящего на экране. И тут же - искренняя улыбка Гагарина, органичные родители и жена героя. И подвиг, глядя на который, действительно хочется плакать. И от гордости, что такое было, и от досады, что так скомканно перенесено на экран. У фильма свой довольно неспешный, но и довольно комфортный ритм повествования. После экватора фильм откровенно проседает, потом взбадривается, и концовка вполне себе динамичная, пусть и есть ощущение обрубленности в конце. Хотя за голос Гагарина и его фото я готова многое простить. Жалнин хорошо сыграл. Не блестяще, но очень хорошо. Живой такой его Гагарин, боится - и идет навстречу своему страху, играет с ним, шутит над собой. С другой стороны, другие эмоции ему трудно передать с экрана, все сцены с женой и детьми недостаточно выразительны, как и большинство сцен с товарищами. Неоднозначное у меня впечатление от роли Королева. Вроде и верю, но... чего-то не хватило, чтобы до конца впечатлиться силой личности на экране. Слишком статично и пафосно. Актриса, сыгравшая жену героя, милая и естественная в роли. Родители хороши. Генерал в исполнении Стеклова невнятный. Неплохо режиссером переданы эмоции - волнение перед стартом передается залу. Полет ракеты от старта до приземления прекрасно снят и смонтирован, очень сильные сцены, просто браво! Празднование прорыва в космос - трогательные сцены. Что откровенно не понравилось: 1. Почему в фильме Гагарин такой грязный, с жирными пятнами на рубашке, и рваный? Неужто Валентина Гагарина позволяла мужу ходить в рваном на видном месте свитере?! Вообще не поняла сей момент. 2. Очень некачественный грим и неправильная постановка света. + дети-актеры вообще не похожи друг на друга и на Жалнина, родители-старики в кадре одного возраста и когда Юра дите, и когда уже взрослый. Такая небрежность в столь важных деталях коробит. 3. Кто писАл реплики? Половина - такая откровенная лажа... Периодически хочется то Королева, то Гагарина вопросить: 'Вот ты зачем сейчас это сказал? Лучше бы ты здесь просто промолчал, уважаемый киногерой!' Пафосно, напыщенно и... пусто. Никакой смысловой нагрузки в доброй половине тирад с экрана. 4. Отвратительно представили такого человечище, как Титов. В фильме он жалкий завистник, писанный одной актерской краской. Он появляется в кадре, чтобы изображать зависть или доказывать свое превосходство. Обидно. 5. Музыка в большинстве своем крайне неудачно подобрана. Ее слишком слышно, она излишне пафосна и, соответственно, отвлекает. 6. Интонация легендарной фразы. Еще с трейлера зацепило - ну не так Гагарин сказал: 'Поехали!' Не со смирением и самоиронией, а с неподдельным энтузиазмом! Вердикт: хорошее, доброе, но увы, среднее по качеству исполнения кино. Гагарин, Королев и отряд космонавтов, несомненно, достойны большего. Из-за уважения к их подвигу 7 из 10 Так же, как и аплодисменты в конце фильма. Да, я аплодировала. Гагарину.
Российский кинематограф облюбовал для себя новую тему: известные личности и их достижения. Начало, видимо, было положено фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Далее в 2012 году выходит в свет ставшая успешной лента «Легенда №17» о хоккеисте Валерии Харламове, позже кинокартина «Гагарин. Первый в космосе», а скоро зритель увидит фильм «Чемпионы» о заслугах русских спортсменов. Что ж, такой подход вполне имеет шансы на успех. Наверное, каждый знает такое имя, как Юрий Гагарин. Это легенда не только своего времени, но и человек, известный на весь мир, первый в космосе, перевернувший представление о нём. Он, безусловно, заслуживает места в нашей памяти. Право стать первым Гагарин заслужил титаническим трудом. Современники отзывались о нём наилучшим образом: как о целеустремлённом, выносливом, работоспособном человеке с прекрасными личностными качествами. Именно таким он и предстаёт в фильме. Хороший работник, товарищ, семьянин. Актёр Ярослав Жалнин, внешне похожий на Гагарина, полностью справился с такой серьёзной ролью. Примечательно, что это первый фильм, снятый с согласия семьи лётчика. Символична также и продолжительность картины – 108 минут, как и полёт Гагарина. Визуально фильм также порадовал: это и советская обстановка, и неплохие декорации. В целом всё хорошо, лаконично, но местами слишком пафосно, не хватает какой-то искорки, эмоций, живости происходящего. Ведь личность-то легендарная: мурашки бегут по коже, когда представляешь, как он, оставив всё, отправился в неизведанный мир, не зная, что его ждёт. При этом поступок был осознанным, он даже оставил для жены прощальное письмо, которое ей передали позже, после трагической гибели космонавта. Его любили, им восхищались. Такая поистине легендарная личность заслуживает лучшего фильма, но, возможно, всё ещё впереди. 7 из 10 P.S. После первого полёта Гагариным были написаны следующие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Если все будет продолжаться в том же духе, наш кинематограф выйдет на совершенно новый уровень. Мы, оказывается, все еще умеем снимать красивое, душевное, патриотичное кино. Сначала нашумевшая Легенда № 17,которая имела просто ошеломительный успех, покорила сердца наших зрителей, теперь Гагарин стремится встать с ней в один ряд. Да где же вы раньше были, ребята? У нас столько великих людей, достойных зваться героями и легендами, столько материала для прекрасных фильмов, так снимайте же, пожалуйста, радуйте соотечественников, заставляйте нас снова и снова гордиться родиной! В наше время, когда американизация процветает, подростки и молодые люди гораздо больше знают о достижениях Запада и чтят супергероев словно героев настоящих, просто необходимо освещать историю великих достижений нашей страны, заряжаться патриотизмом и радостью. Во все времена космос будоражил ум и воображение людей, не было ни одного человека, которому не хотелось бы раскрыть все его тайны, познать его бесконечность, увидеть его красоту своими глазами. Логично, что все ведущие страны мира пытались проникнуть туда первыми, стать первооткрывателями в этой, возможно, самой далекой и притягательной области науки, объявить о своих открытиях на весь мир. Америка и СССР шли ноздря в ноздрю, рано или поздно, кто-то должен был сделать колоссальный рывок в развитии науки и космоса. Ребята, а ведь это мы сделали это! Мы покорили космос! Сначала был спутник, потом полет Белки и Стрелки, и, наконец, самое важное событие - полет корабля с человеком на борту. Уму непостижимо, как все-таки мы сделали это. Как можно построить ракету, имея лишь теоретические знания о космосе? Надеяться на успех в данном случае почти не приходится, ведь никто не знает, как сработает тот или иной механизм в незнакомых, совершенно новых условиях. Это все равно что ткнуть пальцем в небо.. А откуда мы знаем как космос влияет на человека? А вдруг он совсем не припособлен для нахождения там? Учитывая данные обстоятельства, кажется поразительным, как у нас все-таки получилось сделать это! Наш космонавт не только вылетел на орбиту, но и прилетел обратно - живой и невредимый. Это было сродни чуду, в котором так нуждалась наша страна в то тяжелое время. Как бы я хотела очутиться в тот день в СССР, чтобы присоединиться к ликующей толпе, чтобы испытать эту невероятную радость и гордость за страну в режиме реального времени! А ведь на месте Гагарина мог быть любой другой летчик из двадцатки достойнейших. Не секрет, что люди, руководящие полетом, до самого последнего момента сомневались, кто же все-таки справится с этим грандиозным экспериментом. Да, Титов был физически сильнее и выносливее, но полетел то Гагарин. Значит было в нем что-то такое, что заставляло поверить в его уникальность. Думаю, не последнюю роль в этом сыграло его обаяние, честность и отсутствие гордыни и зависти. Он - простой советский парень. Наш, наш до мозга и костей, именно таких любит народ, а героев, выбившихся в люди из самых низов, они любят вдвойне. И я их очень понимаю. До чего же здорово, что именно мы освоили космос! Это величайшее достижение Советского Союза, вряд ли мы станем свидетелями подобных ему прорывов. Спасибо огромное создателям этого фильма за то, что напомнили нам какими великими мы были. Воистину, в те времена мы были могущественнее. Остается только надеяться, что наше единство и сила не покинут нас как бы трудно нам не было. Умоляю, продолжайте снимать такое прекрасное и патриотическое кино! 9+ из 10
Юрий Алексеевич Гагарин - первый человек полетевший в космос, космонавт №1. К сожалению, ровно столько знает о нём современное, молодое поколение... не говоря уже о знании тех великих людей, которые готовили самый первый полет человека в космос. Для нынешней молодежи, космос - это не предел мечтаний, ни будоражащие сознание стремление и даже слова 'Хочу стать космонавтом' носят потертый, совковский, пахнущий нафталином оттенок. Профессия 'летчик-космонавт' давно уступила главенствующее место, в умах юнцов, профессии 'бизнесмен' и 'топ-менеджер'. И именно этот фильм является попыткой вернуть былой статус этой профессии и возродить в сердцах русского народа, гордость за нашего человека - героя Юрия Гагарина. Конечно, фильм вряд ли зацепит избалованное голливудскими спец. эффектами и зубодробительным экшеном подростковое внимание. Уж слишком по доброму всё, по советски: Гагарин не лупит забияк с вертушки, не огрызается начальству требуя работать в одиночку, без напарника, жена у него обычная советская девушка, а не какая-нибудь длинноногая манекенщица, одним словом скукотища! Но если взглянуть на фильм через призму 60-70-ых годов, что не доступно школоте, то можно увидеть какой удивительный по своими масштабам подвиг совершили эти люди. СССР 1960 года - холодная война, беспощадное соперничество Востока и Запада за престиж на мировой арене, полное неведение, как поведет себя человек в космосе, может мозг не выдержит и он сойдет с ума, а может увидит или услышит нечто, что советская идеология в корне отрицала... контакт с Богом. (Это сейчас выглядит смешно, а в то время на эту тему ходило множество гипотез и умозаключений. Ведь все религии указывают на верх, что Создатель где-то там за облаками, но за белоснежными и кучерявыми ничего не нашли, остается одно - Космос, а там разумное существо пока не было). И на этом ужасающем фоне, человек переступает через все предрассудки, борется с неизведанными до селе страхами и делает то, что до него все поколения людей могли только мечтать. Если уж совсем скептично, и не брать во внимание 'легенду' фильма, то он представляет из себя обычный российский середнячок, с хорошей игрой актеров и несколькими харизматичными ролями, с крепкими диалогами и вполне сносным сценарием, в общем всё как обычно... но это история про героический подвиг, который именно мы -дети 90-ых, должны заново увидеть и осознать, передать его будущему поколению, чтоб память о Великих, жила вечно! P.S. Летать будут тысячи тысяч, но запомнят первого! Юра, Космос наш!
В 2010-ых гг. российские кинопроизводители доросли до способности снимать фильмы о космосе, да так что в 2017г. появились целых два фильма: «Время первых» и «Салют-7». На этом фоне, я решил вспомнить самый первый российский космический фильм, с которого всё началось и который вышел ещё в 2013г. – «Гагарин. Первый в космосе». Фильм необходимый, ведь ранее, почему-то, даже в СССР, фильмов про Гагарина не было. Подозрений фильм не вызывал, ведь его одобрила лично семья Гагарина. По итогам, фильм в целом хороший, но в нём есть крайне сомнительные моменты, которые его портят. Плюсы: 1) Ярослав Жалнин в роли Гагарина. Жалнин не особенно похож на Гагарина, но он смог передать его улыбку и его добрый характер. Здешний Гагарин такой же как и в жизни: милый, красивый, семейный, добрый, отзывчивый, альтруистичный, любящий сын. 2) Увлекательность. Фильм, отдаю должное, очень увлекательный и интересный. Все персонажи отличные; советский колорит в виде танцев, плакатов, квартир всё передано отлично. Кроме того интрига тут достигается за счёт мелких инцидентов типа перед самым полётом фиксируются проблемы с люком на ракете; или то что некоторых космонавтов отсекают из-за разных проблем и они злятся. Особенно мне понравились отношения Гагарина и Титова – они друзья, но Титов завидует Гагарину и по понятной причине, каким-бы ты не полетел в космос и чтобы ты там не вытворял, запомнят не тебя, а того кто был первый. 3) Патриотичность. Понравилось, что в фильме обсуждают подробно, зачем нужен полёт в космос. Что это поможет выяснить приспособленность человека к невесомости. Что если случится катастрофа, то космическая программа будет свёрнута. Что это честь для страны. Особенно понравились опасения советских космонавтов перед американцами, когда они узнают, что те собираются в Мае 1961г. совершить суборбитальный полёт в 15 минут и если это случится, то американцев будут считать первыми в космосе и неважно, что они были только в атмосфере. Ещё понравилось, что создатели не постеснялись вставить момент, где Гагарин после приземления говорит жителям: «Я свой, советский» (ведь мог сказать, русский). Ещё понравился флэшбек, где юный Гагарин говорит отцу, что пойдёт учится в город и ему будут платить за это стипендию, на что отец Гагарина удивляется, что раньше он должен был платить за право учиться. Плюс в советскую систему. Однако, назвать фильм хорошим я не могу и вот почему: 1) Вначале есть момент, когда Королёву докладывают о радиопомехах с «Восток-1» на что он восклицает, что боится, что ракета упадёт на территории другой страны ,и ему будет стыдно, что все увидят, на чём они летают. Что это за хрень? Почему Королёву должно быть стыдно за ракету, которую он сам же и построил? И перед кем он стыдится, перед другими странами, которые вообще таких ракет не имеют? И почему он стыдится, из-за радиопомех? А как это связано с самой ракетой? Спасибо конечно, что не стали упоминать, что Королёв сидел в ГУЛАГе, но это очень странная сцена. Во «Время первых» Королёв причитал что «мы народ, который от рождения в кандалах», а тут он стыдится своей ракеты. 2) В середине фильма есть сцена, когда жёны Гагарина, Титова и Поповича узнают что их мужья – основные кандидаты для полёта в космос. Но вместо радости и гордости, у них это вызывает страх, мол «за что же наших мужей на смерть отправляют?». И они хотят написать Каманину письмо с просьбой не допустить этого. Во-первых, есть воспоминания матери Гагарина, Анны Тимофеевны – «Слово о сыне» 1983г. и она там пишет, что никто не боялся за Юрия, все радовались, включая и его жену Валентину. Неожиданность и волнение были, но не стыд и страх. Во-вторых, даже без мемуаров. Курицы, ваши мужья, возможно, станут ПЕРВЫМИ людьми в космосе! Почему вы этого стыдитесь? Вы жёны военных лётчиков, вы разве не должны привыкнуть, что их профессия подразумевает опасности для жизни? А на работу вы их отпускаете? 3) В фильме появляется командующий подготовкой космонавтов, генерал Николай Каманин, в исполнении Владимира Стеклова. Во-первых, Стеклов вообще не похож на Каманина, в отличи от Анатолия Котенёва который играл его во «Время первых». Но, Каманин тут лучше сделан, он более человечный, упоминают даже что он спасал «челюскинцев». Но показывают момент, когда он говорит Королёву, что Гагарин не должен лететь в космос, потому что во время войны тот проживал на оккупированной территории, на что Королёв говорит что пора кончать со сталинскими предрассудками. Я обшарил весь интернет в доказательства этой сцены. Я прочитал дневники самого Каманина и официально заявляю – это ложь! Никто, никогда, ни Каманин ни кто-либо ещё не пытался отстранить Гагарина из-за его оккупационного прошлого. Причём самое смешное, в этой сцене Каманин и Королёв буквально дословно цитируют записи Каманина из его дневника от 5 апреля 1961г. Только в этих записях Каманин сетовал, что Титов более послушный, а Гагарин оспаривает решения и поэтому Титов должен полететь первым в космос. Но замететь, ни слова по оккупированную территорию. Более того, в итоге это Каманин и утвердил Гагарина. Непонятно, почему российские кинопроизводители не любят генерала Каманина. Во «Время первых» он хотел оставить Леонова и Беляева в космосе лишь бы они не приземлились в другой стране. Тут он отстраняет Гагарина. С нетерпением жду байопика про Терешкову, где покажут, как Каманин говорит, что «бабья участь – борщи готовить, а не в космос летать». 4) Финальные титры дают странную информацию, мол, после полёта жизнь Гагарина изменилась не в лучшую сторону: чудовищные обязательства, эгоистичная любовь миллионов, невозможность принадлежать себе. Это как-то странно. Звучит так, будто полёт испортил жизнь Гагарину, но это не так. Да он много путешествовал и стал мировой знаменитостью. Но в интернете полно фоток счастливого Гагарина с семьёй и друзьями после полёта. Гагарин - это же не Андрей Стаханов, который спился на волне своей славы. Создатели понимают, что они этой фразой убили весь подвиг Гагарина. Вывод: Как я сказал, в целом фильм хороший. Но эти три момента портят его: сомневающийся Королёв, злобный Каманин, Гагарин которому полёт испортил жизнь. Зачем это? Вы же позорите реальных людей и их подвиг. И этот фильм, оказывается, одобрила семья Гагарина! 6 из 10
Больше всего удивляет и даже возмущает тот факт, что на кино о столь важной исторической личности как Юрий Гагарин потратили незначительные финансовые средства. Гагарин – первый человек, увидевший нашу голубую планету с ее орбиты. Первый, кто испытал на себе трудность, физическую и моральную, преодоления земной гравитации и нахождения в космическом одиночестве. Думается, что рассказать о нем можно и нужно надлежащим образом, но этот фильм не является чем-то выдающимся. Хуже того, он слабый. Скучный, невнятный и напоминает дешевый телесериал, стоящий внимания лишь от нечего делать. Ради убийства времени. Стать запоминающейся страницей в истории кино он не способен, и никак не может повлиять на массовую культуру. При просмотре я испытал сильное желание полюбить картину, заставить себя думать, что она достойна своего гордого имени. Ведь я русский, и еще в детстве, когда сам читал книжки про космос и наивно мечтал стать астронавтом, узнал о великом человеке, совершившем исторический шаг для своей страны. Обидно, когда кино о таких эпохальных понятиях оказывается столь плоским и твердолобым. Страна не любит своих героев? Сценарий – как нарезка без единой смысловой линии. Он не обыгрывает гонку вооружений между сверхдержавами, лишь упоминая ее. Гораздо больше можно на этот счет почерпнуть из 'Битвы за космос'. Действие начинается на космодроме, и понятно, что ждать биографичной истории не получится. С этим можно смириться, рассчитывая, что фильм детально и правдоподобно расскажет о нескольких конкретно взятых часах жизни одного человека, ни на что не отвлекаясь. Так бывает, и такой метод может быть вполне эффективным. Но в ход очень скоро пойдут хаотично разбросанные флешбэки, и они не очень гармонично вяжутся с прямой линией выхода в космос. Настоящее и прошедшее переплетаются в неравномерном водовороте, и через час уже устаешь следить за происходящим. Все эти воспоминания мельком показывают детство и юность Гагарина, но не заставляют проникнуться историей его жизни. Если так, то зачем это вообще показывать? Логичный вопрос. А ответ – чтобы тянуть время и составить вменяемый хронометраж. Чтобы было, что показывать. Отношения с окружающими, в том числе другими претендентами на полет в космос – все это поверхностно. А глазам, при отсутствии интересного сюжета, тоже оказывается не за что хвататься. Сцены в космическом пространстве и при выходе в него/из него – примитив. На дворе век высоких технологий! Понятно, что от отечественного кино не стоит требовать уровень, например, «Гравитации», но выглядело бы это просто не мультяшно, и уже можно сказать «спасибо». Но нет. И тогда обидно, что в самом начале фильм словно настраивает на зрелищный лад. Название выплывает очень такими солидным образом, с характерной окраской слов и световыми линиями, прямо как Star Trek Into Darkness. Так что заинтересовать увлекательным повествованием «Первый в космосе» не может, и на внешний вид тоже не надо надеяться. В итоге, фильм напоминает очень длинную рекламу фильма, который лишь предстоит увидеть, или хаотичное комбинирование вырванных из длинного сериала сцен, которые обязаны хоть как-то натянуть сюжет. 4 из 10
Не думаю, что фильмы 'Легенда №17' и 'Гагарин: Первый в космосе' были специально выпущены один за другим. Но, так уж получилось, что на фоне невероятного успеха ленты про Валерия Харламова эта история выглядит очень блекло. Хотя, казалось бы, событие планетарного масштаба! Харламов вместе с партнерами прославил советский хоккей на весь мир, однако сейчас, до выхода фильма, современное поколение о нем знало самую малость, или, что еще хуже, совсем ничего. О Гагарине знает, безусловно, каждый. Стоит отдать должное создателям 'Легенды №17', ведь, несмотря на отступление во многих пунктах от реальных событий, фильм получился очень драматичным и патриотичным. Харламов стал настоящим супергероем, а история Гагарина, которая могла бы называться шедевром, попади в нужные руки - сильных эмоций, к сожалению, не вызвала. Что касается подбора актеров, то тут никаких претензий. Ярослав Жалнин не только сильно похож на Гагарина, но и со своей ролью справился на ура. Вадим Мичман, сыгравший Титова, заставил отличной игрой искренне жалеть Германа Титова, которому не хватило лишь малости, чтобы быть тем самым первым в космосе, а главным плюсом картины стала игра Михаила Филлипова в роли Сергея Павловича Королева - скромного и открытого человека, долго трудившегося и заслужившего такого успеха. Начало фильма настроило на позитивный лад - показать историю не прямолинейно, начиная с детства, а именно с дня полета, попутно вставляя флэшбеки. Но, когда до конца ленты осталось больше часа, а Гагарин УЖЕ в космосе, то возникает ощущение, что сценаристу неизвестно слово 'интрига'. После этого, знаете ли, абсолютно неинтересно наблюдать за событиями детства героя. И даже если его брата действительно чуть не повесил злой немец - этот момент не особенно-то вписывается в картину. Но самый главный минус картины в излишнем преподношении главного героя как идеального человека - что среди тридцатки самых-самых Королев первым замечает именно Гагарина, что Юрий первый не только в космосе, но и в компании - всех поддерживает и успокаивает, и команда возможных космонавтов выбирает именно его в тайном голосовании. Но дело-то в том, что Гагарин полетел в космос благодаря своей скромности - его внешность и улыбка успокаивает и настраивает на то, что действительно всё получится. И если излишняя концентрация сюжета на главном герое в 'Легенде №17' пошла на пользу, то здесь хотелось бы увидеть немного другое. Здесь не нужно даже приукрашивать и драматизировать - история первого полета в космос не требует подобного. Хотелось бы увидеть настоящую борьбу за заветное место, а показали всего-то пару моментов. Концовку спас лишь разговор о том, что Титов больше подходит по физическим данным на эту миссию, но Королев решился выбрать все-таки Гагарина. Вот за это спасибо, но тут же возникает вопрос: почему мы услышали это лишь на словах? В общем-то, и приземление благодаря напряженному музыкальному сопровождению и большей драматичности можно было бы сделать шикарным. А получилось как-то... никак. И выступление реального Юрия Алексеевича Гагарина в конце фильма показывает каким на самом деле был этот человек - очень скромный парень с не особенно приятным голосом, которому явно не по душе такая слава, а речь эту он хочет поскорее прочитать и забыть. В фильме же мы увидели совсем другое. В итоге, хочется отметить, что картина Рона Ховарда 'Аполлон 13' о неудачном (!) полете американцев на Луну оставила эмоций куда больше, от чего не отпускает мнение, что картину о великом человеке можно было снять патриотичнее, живее и напряженнее. Но, получилось так, как получилось. Сразу захотелось узнать о Гагарине и первом полете в космос побольше. Только благодаря тому, что космос мне интересен и фильм о нашем человеке и настоящем герое, 'Гагарин: Первый в космосе' получает... 8 из 10
В истории космонавтики есть две легендарные фразы. Вторая сказана Нилом Армстронгом: «Это маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» - о высадке на Луну. Первая – Юрием Гагариным, о пилотируемом полете на орбиту: «Поехали…». И если про американца снято немало загадочных историй, включая «Трансформеры 3: Темная сторона Луны», то о нашем соотечественнике только пара документальных фильмов. Хоть обычный зритель и знает что-то о столь значительной вехе страны, но личность самого Юрия помнят не многие. История рассказывает не столько о полете, сколько об обычном человеке. От детских мечтаний до знакомства с будущей женой; от подготовки к полету до посадки. Но наибольшее время уделено отношениям в коллективе пилотов. Даже дружеские узы не спасают от мощнейшей конкуренции. Каждый хочет быть первым, каждый хочет заслужить для страны титул «космической державы», каждый хочет славы. В целом фильм построен именно по принципу флешбеков. Полет в настоящем перемешивается с воспоминаниями и эмоциями. Это один из самых потрясающих приемов при съемке драм и биографий. Когда мы видим Юрия во внештатных ситуациях с сообщением о разгерметизации или обсуждением уничтожения капсулы – состояние спокойствия легко объясняется прошедшей подготовкой. Из трёх тысяч выбрали его, он уже победитель. Тяжелейшие тренировки, перегрузки на центрифуге и питание из тюбиков – все это закалило характер и позволило космонавту сохранять рассудок. Сам запуск ракеты снят очень подробно и завораживающе. Все в мельчайших деталях, дикие перегрузки организма и затянувшееся молчание эфира… а затем… вид планеты из космоса. Эмоции, испытываемые Гагариным, хорошо передаются следующим воспоминанием – жена сообщает, что беременна. Счастью нет предела. И все проблемы кажутся такими незначительными. Волнение о провале, страх перед увольнением из пилотов, даже перспектива стать инвалидом или умереть кажутся такими далекими. Он смог, он сделал, он на орбите… Немного смущает следующая череда воспоминаний, рассказывающая практически всю историю жизни. Детские военные годы с «милым» соседом. Небольшое ответвление о женах кандидатов в космос. Подготовка и испытания. Радио розыгрыш и признание товарищами главного кандидата. Почти все части чередуются и делятся на личную жизнь и работу. Это позволяет узнать персонажа со всех сторон, но обрывочность постепенно надоедает. Если не учитывать теории заговоров, то всем известно об удачном приземлении. Правда как принималось такое решение - заслуживает отдельного упоминания. Наличие Никиты Сергеевича Хрущева на посту секретаря ЦК и его любовь к публичным выступлениям позволило отдать приказ «Гагарин мне нужен живым!». Ну и конечно патриотичность фильма можно вполне сравнивать с прошедшим «Легенда №17». В истории СССР есть множество, как темных, так и светлых пятен. Кто-то может сказать, что светлых меньше, но зато их мощь неизмерима. Реакция простого народа в конце фильма показывает, как относилось население к таким событиям. Всеобщее ликование. Возможно, и о нашей жизни когда-нибудь снимут патриотический фильм, так что ведите себя хорошо. 7 из 10
Представим, что я ничего не знаю о Гагарине, кроме того факта, что он первым полетел в космос, и вот я иду в кино, ожидая ещё одну духоподъёмную биографическую ленту, вроде «Легенды №17». Я очень хочу верить в российское кино, и некоторые картины последних лет даже помогают мне в этом нелёгком деле. Мне, конечно же, жаль, что современная молодёжь не чувствует патриотизма за свою страну и ищет героев в чужом отечестве. Но внушит ли фильм Павла Пархоменко гордость за советских космонавтов? Всмотримся в центрального персонажа, Юрия Гагарина. Какие личностные качества подчёркиваются в нём режиссёром? Простой, незатейливый, улыбчивый парень, с такими же горестями и радостями, как у всех. Любимая девушка ответила взаимностью – хорошо, родилась дочка – просто замечательно. Отправляют в космос? «Я военный (читай: подневольный), куда мне сказали – туда и полечу». Партия отбирала по двум параметрам: физическая выносливость и социально одобряемая биография. Примечательно, что Гагарин её устраивал больше, чем Титов, потому что у последнего умер ребёнок, и об этом некрасиво было писать в газетах. Выбирали не укротителя просторов вселенной, выбирали национального героя, которого можно было качать на руках и заносить в энциклопедии. Почти подставное лицо, получившее зелёный свет от партии, от которого требовалось лишь принадлежать к биологическому виду homo sapiens и… не умереть. Если судить по фильму, Гагарин не стремился быть первым, да и вообще чисто случайно попал в ряды космонавтов, потому что плохо сажал самолёт в лётном полку. Мы не увидим в нём волю к победе, умение справляться с трудностями и отвагу первооткрывателя. Конечно, чтобы полететь в космос, требовалось немало смелости, но режиссёр предпочёл об этом умолчать. По лицу Ярослава Жалнина весь фильм блуждает глуповатая улыбка, словно он уже поселился в светлом будущем. Ни тени сомнения, ни судороги страха, ни одной естественной человеческой эмоции – только социально одобряемое поведение советского человека. Реалии того времени представлены в фильме слишком уж наивно. Апофеозом абсурдности будет сцена, где все бегут на Красную площадь, чтобы отпраздновать первый полёт в космос. Все бросают работу/учёбу, собираются в один большой круг, читают вдохновленные стихи, спорят, кто следующим отправится на орбиту, и вслух мечтают о торжестве коммунизма. Вместо патриотических чувств, зрителя здесь захлёстывает скептицизм. Как можно поверить этим людям, если им всем бесповоротно промыли мозги? Сейчас другие нравы, и чтобы проникнуться коллективной радостью, нужно выбирать более хитрые средства выразительности. Даже в СССР подобные сцены снимали с умом. Наполненный советской идеологией, фильм всё равно остаётся удручающе современным, как только режиссёр переходит к изображению партийной машины и бюрократии. Он не скрывает, что многое совершалось на показ, что техническое оборудование страны уступало США, что нужно было вопреки всему выиграть гонку между государствами. Мы видим, что многие чиновники не отличались высокими моральными качествами, что первый полёт в космос воспринимался абсолютно по-разному управленцами, космонавтами и простым народом. Гагарин, по сравнению со своим начальством, просто овца, которую ведут на заклание во имя славы и политических достижений. Пархоменко даже не пытается это скрыть, принимая зрителя за дурака и всё равно подсовывая ему сцены коллективного ликования. Как будто можно кричать «браво», когда внутри разливается горечь и отвращение к самой ситуации… «Гагарин» снят по заказу, и это видно невооружённым глазом. Возможно, лет через десять, когда вырастет поколение, вкусившее все прелести платного школьного образования, этот фильм пойдёт на ура, ведь люди не поймут, что их обвели вокруг пальца. Однако, кассовые сборы на данный момент внушают надежду, что мы ещё не разучились логически мыслить и отличать подделку от настоящего кино. 3 из 10