Фильм малоизвестного режиссера Райана Куглера, который казалось бы не снял ничего достойного в своей жизни, все таки вышел в массовый прокат. Стоит отметить, что картина является полностью авторской и режиссер по максимуму воплотил все свои идеи в этой картине. При чем, воплотил он их крайне однобоко. Картина повествует нам о последнем дне жизни чернокожего парня - Оскара Гранта. Которого по исходу дня, при перепалке в метро, застрелили сотрудники полиции. При чем, застрелили вроде бы как, весьма случайно. Ну, по всей видимости это одна из версии, которая является наиболее правильной, но это опять же не факт, нас же ведь там не было. Есть одна очень серьезная деталь, которая мне просто конкретно не понравилась в данном произведении. Режиссер всеми силами старается выдавить из зрителя слезу. Оскара Гранта, показывают чуть ли не ангелом. Он ужасно любящий отец, он помогает белым женщинам купить рыбу в супермаркете, обожает свою маму и бабушку, плачет при виде сбитых на дороге собачек и ведь даже покупает открытки на день рождения с белыми. По моему, даже сам режиссер никогда в жизни не видел на столько добропорядочных черных. Для того чтобы образ не был слишком уж неправдоподобным, режиссер немножко очерняет своего черного героя (ужасная тавтология). Оскар изменяет своей жене, но это вроде бы как и было один раз. Он продает наркотики, но это всего лишь от безысходности, для того чтобы прокормить семью и так далее. Именно это, вызывает некоторое отвращение и отторжение главного героя. В такого человека тяжело поверить, не потому что черный, а потому что банальная перепалка с сотрудниками полиции недвусмысленно намекает на то, что Оскар привык к проблемам с законом. И сопротивление сотрудникам полиции для него обычное дело, что уж говорить о всем остальном? А в Америке как мы знаем, полиция шутить не привыкла. 'Станция Фрутвейл', всего лишь очередной способ выдавить из зрителя слезу и обратить внимание на произвол полиции. Но не стоит забывать, что хватает того же самого произвола черных, да и не только. Этот произвол, бывает гораздо страшнее. И что самое главное, жертв то от него гораздо больше. Как насчет новой игры черного населения - 'Выруби белого'? Интересно, кому-нибудь понравится, когда такой вот хмырь, подходит к нему сзади и ради забавы, со всей силы бьет по затылку? Это нормально? Я думаю нет. Так что, прежде чем жалеть Оскара, предлагаю вспомнить, сколько людей пострадало от действий чернокожего населения и возможно, даже от действий того же самого Оскара когда то. Это плохой и очень затянутый фильм, капнув в суть которого немного больше, понимаешь, что он является стандартной пустышкой, предназначенной только лишь для того, чтобы белые люди осознали свои ошибки по отношению к черным пацанчикам с района, уважающим даже сбитого песика. При этом, я хочу отметить, что я вовсе не расист. Мне нравятся Сэмюэл Джексон или Майкл Джексон, а так же братья Уайнсы, но я не люблю когда тематику якобы угнетения черного населения эксплуатируют подобным образом. Выдавливая и выжимая из зрителя жалость, к совершенно стандартному парню, который был застрелен вполне возможно и от части тоже, из-за собственной глупости. Больше шести заслуженных баллов, подобному проекту я поставить просто не могу. 6 из 10
Шестнадцатое мая 2010 года - во время полицейского рейда в один из домов Детройта была застрелена семилетняя Айана Стэнли Джонс, которая мирно спала в своей комнате, пока ее бабушка смотрела телевизор. Многие обстоятельства ее смерти не ясны до сих пор, а процесс над офицером, чьи действия стали причиной смерти девочки все еще продолжается, единственное наказание которое он понес на данный момент, это уход в отставку. Двадцать пятое нобря 2006 года - двадцатитрехлетний житель Нью-Йорка Шон Белл был застрелен всего за день до свадьбы с матерью его ребенка, когда выходил с друзьями из стриптиз-клуба, где у него был мальчишник. В Белла и его спутников было выпущено несколько десятков пуль из пистолетов трех полицейских, которые были полностью оправданы на суде. Четвертое января 2008 года - жительница небольшого городка в Огайо и мать шестерых детей, двадцатишестилетняя Тарика Уилсон была застрелена во время полицейского рейда, также во время операции был ранен ее годовалый ребенок, которого врачам удалось спасти. Офицер, который произвел фатальные выстрелы в суде был признан не виновным. Двадцать первое ноября 2006 года - полицейскими, прибывшими по ложному вызову и не имевшими ордер на то, чтобы законно войти в помещение, в собственном доме была убита девятностодвухлетняя жительница Атланты Кэтрин Джонстон, которая была законопослушной женщиной и прихожанкой местной церкви. Трое офицеров, чьи действия привели к смерти Джонстон, были признаны виновными в непредумышленном убийстве и приговорены к срокам в десять, шесть и пять лет. 'Все черные, все безоружные, все невиновные' - сокрушается местное черное сообщество, пока количество жертв полицейской жестокости в США и не думает уменьшаться. Оскар Грант, чья история стала основой для фильма 'Станция Фрутвэйл' тоже стал одним из людей, которые были застрелены стражами закона без единого на то основания, и видеозапись его смерти на данный момент просмотрело почти миллион человек, но что насчет его жизни? Райан Куглер решил ликвидировать этот пробел и рассказать об истории, которая стоит за стрельбой на станции Фрутвэйл. О таких трагедиях можно рассказывать двумя способами - снять документальный фильм про нравы современной полиции и проанализировать ситуацию с общем по стране, попытавшись на конкретных примерах разобраться что в нынешней полицейской системе позволяет существование стольких людей, любой расы, возраста и пола, погибших от пули из служебного оружия тех людей, которые должны их защищать, или же отойти от законов и теорий, и рассказать о том, каким именно человеком был погибший, чтобы люди знали за справедливость для кого они собственно борются или должны бороться. Режиссер-дебютант и представитель черного сообщества Райан Куглер выбрал второй вариант, и нет сомнений в том, что он гораздо более простой и в содержании и в исполнении, но учитывая конкретно специфику истории Оскара Гранта, можно найти множество плюсов в подобном решении автора. 'Станция Фрутвэйл' картина далеко не идеальная в кинематографическом плане, в ней использовано много клише 'черного жанра' и очень часто режиссер балансирует на грани между слезливой манипуляцией, однако его главная цель не только оправдывает использование всех этих запрещенных средств, а еще и практически нейтрализует весь их неприятный эффект. И если подумать о том, какой бы фильм хотел для себя Оскар Грант, то это определенно был бы не заумный документальный фильм, где люди, род деятельности которых подписан под ними на экране, говорят вещи, которые он бы наверняка не понял, потому что будем честными - он не был интеллектуалом, он просто был человеком с такой простой ценностью как семья во главе, и Райан Куглер снял для него идеальный фильм, в котором он смог в масштабах одного дня и пары флешбеков описать все и всех, кого Грант любил, все о чем он мечтал, все, что его мучило и все те неприятные моменты, которые тянули его на дно. В итоге 'Станция Фрутвэйл' оказалась очень близка к своему зрителю, ведь сосредоточившись на обыденных делах и проблемах героя, она позволяет своей аудитории прочувствовать то, что на его месте мог быть любой человек, ведь он был таким же, как и мы - отмечал Новый Год, поздравлял мать с Днем Рождения, лелеял мечты, которые никогда не сбудутся, совершал ошибки, которые пытался исправить, подшучивал над сестрой, ссорился по пустякам со своей второй половиной и обещал себе, что завтра он будет лучше, но так и не выполнял этого обещания. Несмотря на то, что большая часть фильма Райана Куглера построена по классической схеме современного американского независимого кино и содержит многие банальности картин о низшем классе, есть один интересный момент, который часто встречается в фильмах, где фигурирует погибший персонаж, но в 'Станции Фрутвэйл' он зазвучал совершенно по новому и бьет в самое сердце сути истории Оскара Гранта и десятков других черных и белых людей, которые погибли от рук людей в форме по всему миру. Когда мать главного героя говорит ему, чтобы он сел на электричку, а не поехал на машине, она, как это позже объясняется в больнице, руководствуется соображениями безопасности, а что есть история Гранта, как не обманутая иллюзия о безопасности? Он и его друзья думали, что есть пределы, что в Новый Год перед лицом огромной толпы в общественном месте их могут оскорблять, их могут грубо положить лицом на землю, их могут даже пнуть пару раз, но их не могут убить. 'Станция Фрутвэйл' развенчает еще один классический миф о безопасном месте, вроде того, как в маленьком городе, где все друг друга знают и все кажутся совершенно идеальными и добропорядочными, вдруг совершается жестокое убийство, так вот и убийство Оскара Гранта оставило для Америки еще меньше мест, где люди могут чувствовать себя защищенными, и еще меньше надежды на то, что местная система правосудия работает настолько хорошо и безошибочно, настолько только может работать подобная вещь. И пока родственники многих жертв жестокости сотрудников органов правопорядка пытаются добиться полицейской реформы, Райан Куглер предлагает осуществить реформу иного рода и вызвать изменения в сердцах людей, рассказав им человечную историю о парне, который пытался стать хорошим отцом, сыном и внуком, но допускал не такие уж большие ошибки по пути, в связи с юностью и неопытностью, и хотелось бы, чтобы этот фильм увидели не только простые зрители, но еще и сами полицейские, многим из которых необходимо заметить наконец, что не только каждый второй убийца полицейских черный, но еще и то, что для них самих лишить жизни человека стало также легко, как съесть пончик в перерыве между вызовами и запить его кофе.
Этот мемориальный фильм возвращает своих зрителей к событиям четырёхлетней давности, когда в ходе инцидента на пригородной метростанции Fruitvale полицейский офицер выстрелом в спину беспричинно застрелил безоружного чернокожего парня, сделав это на глазах сотен пассажиров поезда, запечатлевших весь его ход на свои мобильные телефоны, записи которых стали объективной основой сценария картины Райана Куглера, пошагово восстановившего последний день Оскара Гранта, попутно рассказав историю молодого человека, которому злая случайность не позволила подняться с колен. Сложно судить о степени биографичности этой ленты, рассказывающей о мало примечательном гражданине американского общества, далеко не идеальном в своём характере, но и не отпетом враге устоев, чья любовь к семье и близким сохраняет ему шанс вернуться на верный путь, пристав, если не к «американской мечте», то хотя бы к безбедной жизни, чтобы окончательно распрощаться с прошлым, откуда просвечивают остатки обмана и недобрых намерений, сохраняя вдобавок хороший урок. Не прибегая к психологическим усложнениям, исключая актёрские изыски, режиссёр, по-простецки перелистывает странички недавних прегрешений своего героя, отменяя их благими устремлениями в будущее, говоря, что человек он не вредный, хотя и нетвердо стоящий, но всё же выбравший правильную дорожку, отказавшись от криминальных соблазнов в пользу не потерявшей для него ценность семьи, иллюстрируя его нрав хронологией предновогоднего вечера с предопределённым историей печальным концом, экстраординарность которого не убавляет драматизма трагической развязки, со всей силой адресующей к ответственности власти, некомпетентно реализующей данный ей законом набор требований и прав. Не ожидаемый расизм, а профессиональная некомпетентность растекается кровавым пятном по платформе перед оторопевшими от испуга людьми, делая смерть ещё более нелепой и безобразной, а потому ещё более непростительной, каким бы длинным не был перечень полетевших вслед за этим голов, которым не искупить потери, помня о которой фильм взывает к памяти, чтобы такому несчастью не дать приключиться ещё.
Станция «Фрутвейл» — полнометражный дебют режиссера Райана Куглера, лауреат Гран-при в «Санденсе» и любимец американских критиков. Данный фильм, рассказывает историю Оскара Гранта, 22-х летнего черного парня, который был убит полицейским, в калифорнийском городе Окленде, 1 января 2009 года. Данный случай произошел на станции метро «Фрутвейл», и многие очевидцы, наблюдавшие инцидент, сняли все происходящее на телефон. Полицейский Йоханнес Мезерле, по его словам, подумал что Грант потянулся в карман за оружием, и хотел применить тазер (электрошоковое оружие), но якобы перепутал его с настоящим пистолетом, и выстрелил в Гранта, в то время как тот, ничком лежал на земле, и практически не оказывал сопротивления. Данный случай взбудоражил общественность, и повлек за собой ряд массовых беспорядков. Тем более, Мезерле был осужден всего на два года, и вышел из тюрьмы через 11 месяцев. Именно про все эти события, и пойдет речь в фильме «Станция Фрутвейл». Казалось бы, из новостей известно уже все, зачем же снимать про это художественный фильм? Но Куглер превращает эту историю в мощную биографическую драму. Грамотно выстроенная история, рассказывающая о личной жизни Оскара Гранта, подкрепляется еще и невероятной актерской работой Майкла Б. Джордана. Актер великолепно показал Оскара, его интересы, его характер. Майкл показывает его неплохим парнем, со своими личными проблемами и переживаниями. Грант безумно любит свою дочь, он хороший сын для своей матери (отлично сыгранной Октавией Спенсер), и хоть и Грант попадал в тюрьму, и приторговывал наркотиками, на самом деле, Грант добрый и отзывчивый парень. И этот факт подтверждает момент со сбитой собакой. Станция «Фрутвейл» — явный кандидат на «Оскар», в этом году. Тем более, последние годы прослеживается тенденция, фильм, выигрывающий гран-при на «Санденсе», становится и номинантом на «Оскар». Проблема расизма очень популярна в последние годы в кино. Станция «Фрутвейл» также акцентирует эту проблему, а также ряд других социальных проблем. Станция «Фрутвейл» — мощная биографическая драма, с великолепной актерской работой Майкла Б. Джордана, и один из лучших дебютов в мировом кинематографе. 10 из 10
'Фильм основан на реальных событиях' - когда видишь эту надпись, тем более в фильме с подобной историей, невольно задумываешься во время и после просмотра 'Как такое могло произойти?'. 'Станция 'Фрутвейл'' - это хорошая драма, к которой я отнесся как к документальному фильму, что сделало впечатления от просмотра еще сильнее. История двадцатидвухлетнего парня, который пытается найти себя в этой жизни, начать все 'с чистого листа': найти легальную работу, заботиться о близких. Он помогает даже незнакомым людям, будь то девушка в рыбном отделе или беременная женщина - такого точно не ожидаешь от молодого человека, который отсидел за продажу на улице. Оскар оказывается на удивление очень славным и дружелюбным. Но надо же так повернуться судьбе! Именно в этот момент жизни главного героя происходит такое несчастье, такая несправедливость. Не смотря на то, что человека все же наказали, эта цифра кажется предательски маленькой и совершенно не честной, что добавило к слезам толику гнева у меня в душе. Майкл Б. Джордан действительно показал что может играть драматические роли. Спасибо ему за это. Потому что данный фильм, хоть и небольшого хронометража, целиком выдержан как надо и не отпускает до самого конца. Хотя бы раз, но посмотреть его обязательно стоит. 9 из 10
Уже утихли беспорядки, связанные с недавней гибелью афроамериканца от колена полицейского. Витрины магазинов обзавелись новыми стеклами, а транспаранты выкинуты на помойку, но в сердцах американских жителей, я думаю, до сих пор пылает пламя справедливости и мечта о том, что очередной погибший афроамериканец обретет статус святого. И я особо не был удивлен, когда узнал, что этот случай не единичный. Не так давно погиб еще один чернокожий парень и, конечно же, от рук «доблестных» полицейских. В то время я был молод и как-то упустил новости о беспорядках, связанных с этим происшествием. Фильм «Станция Фрутвейл» повествует как раз о том, что послужило катализатором этих самых беспорядков и возмущений. Простой парень, чернокожий парень, Оскар Грант (Майкл Б. Джордан) жил со своей женой и маленькой дочкой в съемном доме, был примерным сыном, пытался найти работу и уже было встал на путь истинный, но произошло несчастье, которое в одночасье перечеркнуло все планы на жизнь молодого человека – он трагически погиб. С самого начал фильм развивается неспешно. Каких-то конкретных развитий событий тут нету. Нам просто показывают жизнь обычного среднестатистического американского парня, который также, как и все любит свою семью, пытается заработать деньжат, любит животных и имеет свои личные проблемы, которые пытается решать по мере их поступления. Но то ли дело в актерской игре, либо в самой постановке, но в человечность и живость Оскара не веришь. Первый час из-за того, что по сути ничего не происходит и из-за неспешного развития сюжета, приходилось просто-напросто скучать и зевать. Лишь под конец фильм начал подавать признаки жизни и заставил проснуться и даже сопереживать, как Оскару, так и его близким. Но, к сожалению, даже концовка получилась какая-то скомканная, всю новогоднюю ночь нам показали сценой, где Оскар добивается того, чтобы женщины сходили в туалет и больше ничем. Фильм не рассчитан на «широкого» зрителя. Скорее он даже рассчитан лишь на зрителей, проживающих в Америке. Фильм для них и про них, про тех, кто пережил эти события и переживал вместе со всеми эту, наверное, трагедию. Лично я просто посмотрел фильм про то, как обычный афроамериканский парень слоняется без дела, а в конце его убивает коп, который перепутал боевой пистолет с электрошокером. Скучно, пресно и еще раз скучно, но положительные эмоции, связанные с самим персонажем Оскаром, тем как он пытается изменить свою жизнь, все- таки имеются. Осталось дождаться фильма по недавним событиям, где очередной полицейский будет принижать достоинство и честь чернокожего парня. 6 из 10
Перед тем, как мы приступим к исследованию дебютной ленты молодого дарования - Райана Куглера, мне бы хотелось сказать несколько слов об этом режиссере. Я познакомился с творчеством Куглера, благодаря отличной спортивной драме «Крид», в которой бокс и всё его составляющее было лишь фоном (естественно, играющим в сюжете и развитии основных героев, не последнюю роль), в центре – простая человеческая история о том, что за блеском славы и всеобщего обожания, есть никому неизвестные (многим даже безразличные) жертвы, кои, в конечном итоге, оказываются самыми близкими воспеваемого. Потом Райана позвали снимать дорогостоящий блокбастер – 18-ую ленту Кинематографической вселенной Marvel - «Чёрная Пантера». Здесь он отбросил уже изрядно окостеневшие правила создания супергеройского кино и затронул более важные проблемы (подавалось все это, конечно в обертке экшн-муви). Не будем наивными и признаем, расовая дискриминация (и не только), даже в 21-м веке, уверенно шагает по миру. Проявляется она с обоих сторон. Куглер через антагониста создал образ ярого последователя черного расизма (наглядно демонстрируя всю мерзость и абсурдность подобного явления), а устами и поступками героя, передал мораль о взаимопонимании, уважении, поддержке – «Люди должны научиться друг о друге заботиться, как единое племя». Премьерный фильм в карьере небесталанного постановщика мне удалось посмотреть совсем недавно. «Станция Фрутвейл» - кино, основанное на реальных событиях, освящающее убийство полицейским двадцатидвухлетнего афроамериканца. Давайте по порядку: Персонажи: Оскар Грант и Софина: Вместе готовятся отпраздновать Новый 2009-й год и День рождения матери Оскара. По этому поводу, последний отправляется в магазин за несколькими мороженными крабами для супа, там же старается восстановиться на старом месте работы. Ключевой фактор, определяющий непростую жизненную ситуацию, в которой оказалась эта семья – Оскар – человек с криминальным прошлым, стремящийся измениться в лучшую сторону ради дочки Татьяны и ее будущего. Софина – подруга и мать ребенка Оскара, пусть и не всегда довольна поступками парня (разгильдяйство, некогда измена), но искренне любит его. Точку во всём, что может принести неприятности родным, герой Майкла Б. Джордана (в 2013-м еще малоизвестный актер) ставит, когда выкидывает пакет марихуаны, припасенный на продажу, в залив. Со вступительных титров зрителю демонстрируется видеозапись с камер мобильного телефона, запечатлевшая беззаконие и трагический исход подобного поведения «блюстителей» порядка. Итог: Случаем, побудившим Куглера поведать об этой трагедии, по моему мнению, стал не просто сам инцидент, а «справедливое» наказание, что понес убийца. Словами из фильма - Офицер, застреливший Оскара, был арестован и обвинен в убийстве первой степени. После того, как он заявил, что спутал пистолет с электрошокером, присяжные признали его виновным в непреднамеренном убийстве и приговорили к 2-м годам в тюрьме штата. Он вышел на свободу через 11 месяцев. Оскар Джулиус Грант третий умер, примерно в 9:15 утра, 1-го января 2009-го года. 9 из 10
Когда выходила лента «Станция Фрутвейл», она, казалось, имеет альтернативу не рассматривать её как обращение ко времени и проблеме. Ныне всё выглядит суровой прямой речью, за которой нет ничего, кроме сказанного. «Фрутвейл» - это хронология событий. «Фрутвейл» - это реальная история с художественной стороны. «Фрутвейл» - это голос определённой, всеми идентифицируемой категории населения, которая год за годом требует всё ещё несоблюдаемого равенства. «Фрутвейл» - это станция, где решалась судьба обычного чернокожего парня по имени Оскар. Фильм к этой станции подъезжает; прежде он демонстрирует Оскара как типичного объекта социума, получившего богатый внутренний дар и не получившего должно статуса. Как и фильм, герой бесконечно «прост», его жизнь – набор усреднённостей, где блага компенсируются с проблемами и положением. Райан Куглер, тогда совсем ещё молодой дебютант, а ныне – автор бестселлеров «Крид» и «Чёрная пантера», в то время был относительно безызвестен (для этого Санденс и существует). Экранизация позволила огласить его имя в фильмах для киноманов и самого сообщества с определённым цветом кожи. Конечно, это как факт самостоятельно запирает расы в очередной кластер, и нельзя не отметить, что в какой-то мере это становится проблемой. Однако также нельзя не признать, что потреблением качественного серьёзного продукта исторически выделенный кластер особо гордиться пока ещё не может. После выхода фильма точки зрения расположились на противоположных полушариях – «драма тягостная, и при гнетущем финале слёзы сдержать действительно тяжело» и «демонстрация того, какие они все несчастные». Как говорится, лучшая иллюстрация разнообразия человеческого мышления, привычно находящаяся в поисках граней между человеколюбием и правдой. На самом деле, «Фрутвейл» безумно компактен и линеен. От него невозможно устать и ему очень просто искренне сочувствовать, поскольку всё подводится к единому финалу, который даже в таком случае не становится легче, а всё равно бьёт очень крепким ударом. Трудно применять в таком случае ту самую двуполярность – Куглер откровенен наряду с историей, даже не чураясь манипуляций, которые на самом деле таковыми не являются, и это уже может быть оценено, как главное достижение фильма. В тоже время, он показывает себя неплохим рассказчиком и визуалом. Предновогодний день Оскара выглядит как настоящая повесть о человеке немного более трудной судьбы с эффектом дневника, скрытого за голосом рассказчика, которого также нет, но который, в свою очередь, был бы также уместен. Отворачиваться от этого нельзя. Грустно в человеческом плане за человеческие предрассудки и человеческие инстинкты. Вот и Куглер грустит, стройно, грациозно, презрительно правильно, но всё равно грустит.
Очередная история про американских негров? Я тоже так сначала подумал. Но золотая веточка в трофеях и свободный вечер сделали своё дело... поехали! Считаю, что в этом фильме две сильные стороны. Одна из них - сюжет. Если отвлечься от расовой темы, то можно такой сюжет увидеть каждый день. Человек, будущее которого предопределено с пеленок. Если ты чёрный - ты должен торговать наркотой. Сколько же внутренней силы нужно хотя бы для того, чтобы осознать, что это не обязательно так?! Как же это сложно доказать себе и окружающим, что ты другой! Вторая сильная сторона - художественная. Даже, я бы сказал, техническая. Во время просмотра фильма создалось впечатление, что я знаю этого парня, это не просто герой из фильма, а мой знакомый. И вот его жизнь... Мы видим его в тюрьме, а где же ещё? Потом его семья, мама, друзья... Жизнь налаживается. Полезный знакомый в новогоднюю ночь, прям как Дед Мороз (ну или Санта), заставил мечтать о хорошей работе... Он принял решение жить достойно... и тут такая случайность. Подводя итог, хочу сказать, что я рекомендую этот фильм. Очень короткий и ёмкий, очень профессионально снятый, с хорошими актёрами и смыслом. 10 из 10
Действия фильма разворачиваются вокруг простого чернокожего парня, торговца наркотиками, имеющего женщину, дочь и мать. Авторы просто предлагают проследить за его серыми буднями. Трудно что-то еще рассказать о данном фильме, для меня кино - это в первую очередь волшебный мир фантазий или визуальных шоков, действий, сюжетов, поэтому не бывает желания ставить себя на место обвинителей, посчитавшими бы инцидент 'поэтической справедливостью' или адвокатов, которые рассуждают о том, как тяжело приходится преступникам, вставшими на 'путь исправления', но несовершенное общество не дает им шанса. А заставили меня взглянуть данный фильм только выбор режиссера Сильвестром Сталлоне для съемок седьмой части 'Рокки' и множество призов на различных фестивалях. В любом случае, хотя фильм и независимый, не бросается в глаза титаническая работа автора Райана Куглера, которую необходимо проделать, например, для 'Рокки' (очередной сиквел и покажет принесла ли успех 'Станции Фрутвейл' лишь резонансная тема проекта) или какую мы видим обычно в созданиях триумфаторов фестивалей, даже авторского кино.
Всё-таки я очень рад, что, несмотря на нехватку свободного времени, решил возобновить колонку о кино. Теперь практически каждую неделю открываю для себя не только новые фильмы, но и новые имена. Главной находкой этой недели стал для меня режиссер Райан Куглер. Вряд ли я обратил бы внимание на этот фильм. Во-первых, это дебютная работа неизвестного режиссера, где из знакомых лиц только Октавия Спенсер в роли второго плана. Во-вторых, синопсис фильма вообще не заинтересовал. Не люблю смотреть кино про крутых парней на районе и далек от криминального мира. Это не моя эстетика и не моя культура. Но как же здорово, что я всё же узнал трогательную историю жизни обычного чернокожего парня Оскара Гранта. Уже в самом начале фильма зрителям показывают, что произошло на той самой станции 'Фрутвейл' в Новый Год несколько лет назад. Это короткий ролик, который записан на мобильный телефон и опубликован в сети. Нет, это был не монтаж и не выдумка режиссера. Любительская съемка стала документальной хроникой, от которой пошел мороз по коже. Что случилось? Почему это произошло? Райан Куглер отмотает события ровно на один день и расскажет всему миру историю Оскара Гранта. Оскар не был ни героем, ни звездой. Он был обычным молодым человеком со своими недостатками. Да, у него за плечами криминальное прошлое, за что он отсидел в тюрьме. Его смело можно назвать безответственным и инфантильным повесой, который в свои 22 года так и не встал на ноги. Хотя он уже обзавелся девушкой и дочерью. Даже в любовных делах он успел накосячить. Но с каждой новой ситуацией мы открываем героя с хорошей стороны. Ведь правильно говорят, что тени не может быть без света? Оскар очень сильно привязан к своей семье. Видно, что он старается встать на правильный путь и начать жизнь с чистого листа. Обратите внимание, с какой жалостью он нес на руках собаку, которую сбила машина. Конечно, его поведение нельзя назвать поведением взрослого человека. Он еще не стал мужчиной в полном смысле слова, но он хотел взрослеть, а это всё-таки главное. Он был живым, как каждый из нас. На самом деле это очень печально и грустно, когда кто-то сталкивается с несправедливостью. Даже если виновный будет наказан потом по закону, то разве это восполнит утрату близким? Мне очень понравилась режиссура и общее настроение фильма. Сюжет совсем простенький. Тут нет никакого показного лоска и прикрас. Это обычная жизнь, где чувствуется тепло семейного праздника, новогоднее настроение дружной компании, надежда на благополучное решение проблем и т.п. Но когда в электричке объявляют станции метро, уже нарастает напряжение и волнение, что сейчас что-то произойдет. Конечно, уже изначально было понятно, что всё закончится именно так. Но постепенно так сильно погружаешься в эту историю, что хочется верить в другую концовку, хотя понимаешь, как это наивно и глупо. Все актеры сыграли невероятно хорошо. Особенно меня покорили выразительные глаза и харизма Октавии Спенсер. После фильма осталось несколько мыслей в голове. Во-первых, нужно стараться избегать ошибок, потому что, даже если ты решишь всё исправить, у тебя просто может не быть второго шанса. Во-вторых, печально, что мы продолжаем смотреть на людей стереотипными шаблонами. А ведь чернокожий парень в широких штанах вполне может оказаться не преступником, а нормальным малым, у которого такие же мечты о счастливой жизни, которым, увы, уже не суждено исполниться... Хочется верить, что Оскар Грант станет отличным примером для других. Но не примером беспредела и произвола, а примером человека, который хотел исправиться и стать лучше. 8 из 10
Празднование Нового года, пожалуй, не сулит Оскару Гранту ничего хорошего. Жена не верит, что с малозначительной интрижкой на стороне у мужа-изменщика окончательно покончено, несмотря на все заверения теперь уж в сто пудов вечной верности. Менеджер супермаркета не верит, что из недотепы выйдет мало-мальски приличный служащий торгового зала, несмотря на все обещания по чисто конкретному соблюдению трудовой дисциплины. Коллеги по бывшему совместному коммерческому предприятию не верят, что бывший зэк всерьез завязал торговать ганжой, по-братски предлагая ему решение всех проблем – загнать пару-тройку унций, несмотря на выбор героя в пользу счастливой семейной жизни. Сам Оскар верит лишь в то, что ему просто надо как-то пережить предновогоднюю суету – порадовать маму в ее день рождения да помириться с супругой, сводив на салют на центральной площади, а в 2010 все наладится, ведь все всегда можно начать сначала. Но 2009 год станет последним для 22-летнего паренька – в эту ночь его выстрелом в упор убьет офицер железнодорожной полиции, перепутавший пистолет с электрошокером, а обычную перепалку пассажиров в метро с разборками уличных банд. На первый взгляд кажется, что дебют Райана Куглера - картина, примечательная лишь для поклонников толерантности, равенства и братства, желающих в очередной раз потрепать языком об угнетенном чернокожем народе. Казалось бы, все излюбленные приемы такого жанрового кино налицо. В центре ставший положительным после душевных мытарств, с какой стороны ни глянь, главный герой – поможет подобрать приятной посетительнице правильную рыбу для новогоднего ужина, созвонившись с глубокоуважаемой родней; искрене погорюет о собаке, случайно попавшей под колеса машины; интенсивно посюсюкает с кудряшкой-дочкой, с настойчивостью 25 кадра прижимая ее к себе. Неподалеку мечтающие сбить его на колею покривее друзья из бывшей компании, в борьбе с которыми герой, конечно, одерживает моральную победу, легко расставаясь с наркотиками, сулящими «грязное» материальное благополучие. В наличии имеется даже «опрауинфри» современного независимого кино Октавия Спенсер, эдакая мамочка Мадея драмы. Но на фоне отприслуженных двенадцати годов рабства и благодаря использованным режиссерским приемам кино тяжело назвать спекулятивным, скорее сентиментальным в своей искренности. Открывая ленту документальными кадрами гибели, снятой на мобильный телефон, режисер представляет все происходящее до злополучного выстрела в качестве своеобразного следственного эксперимента общественности, которая сравнивает показания свидетелей и сличает улики с места преступления, но при этом не требуя немедленной сатисфакции для виновных и не раздавая приговоров или нимбов. Даже в финале Куглер предпочитает заострить внимание не на реакции социума на трагедию, в первую очередь он концентрируется на эмоциях близких Оскара – всепоглощающем горе людей, которые даже не могли предположить, что Новый год окажется для них не очередным счастливым торжеством, а оставит горечь невосполнимой утраты. Мать героя как заведенная повторяет: я всегда думала, что метро, а уж тем более в такую ночь, надежнее всего. Но на самом деле стоит признать состоявшимся фактом, что 31 декабря - уже отнюдь не безопасный и далеко не безоблачный праздник. Многие из нас, как и Оскар, мечтают начать все с чистого листа сразу утром 1 января, без устали дают самим себе или уставшим от наших странностей близким новогодние обещания. Но кто знает, исполнил бы Оскар свои, не случись с ним жуткой трагедии? Или от того хорошего парня не осталось бы и следа уже где-то через месяц, а 2011 он встречал бы снова в тюремной камере? Каждый год мы тщательно прячем свои проблемы где-то посередине запутавшегося клубка из наивных мелодрам или аймаксоподобных блокбастеров, пузырьков шампанского или паров чего покрепче, компании случайно встреченных людей или с фанатизмом отобранных для вечеринки близких, лавируя с грацией антилопы между шкурками от мандарин и сброшенными, как изношенная шкура змеи, личинами себя из прошлого. При двенадцатом ударе курантов мы переполняемся надеждами на будущее, а следом несемся проверять телефон, мечтая увидеть поздравления, чтобы удостовериться, что на нас хоть кому-то не наплевать. Тогда, быть может, не стоит все время откладывать перемены в жизни на год «плюс один». Рецепт счастья очень прост – надо проживать каждый день, как последний, как сделал это Оскар, сказав всем любимым о своих чувствах, окружив дорогими людьми и пусть на короткий момент, но поменяв что-то в своей судьбе. Пора бы уже и нам всем понять, веселье приносит и вкус бодрящий, только Жизни вкус всегда настоящий.
Он продавал наркотики. Он отсидел за это. Он действительно решил со всем завязать и начать новую жизнь. У него есть красивая любима и любящая девушка. У него есть замечательная дочь. У него много родственников и друзей которые всегда ему рады. И эту идиллию (да, с проблемами, но куда без них?) нам демонстрируют на протяжении большей части фильма, с каждой сценой заставляя все больше и больше привыкнуть к Оскару. И зритель привыкает, проникается, вот только порадоваться за него, увы, не получается. Думаешь о другом. Сцена из самого начала фильма, запечатлевшая на камеру мобильного телефона полицейский беспредел настраивает на другие мысли. Это вообще очень сильный прием, когда вначале картины демонстрируют ее концовку, при этом явно недоговаривая что-то самое важное. И благодаря этому (или из-за этого) на протяжении всего фильма не остается других чувств, кроме как переживаний. 'Все же хорошо. С ним ничего не должно случиться. Ничего же к этому не ведет?'. Но ближе к концу беспокойство только усиливается и 'Бах'! - развязка. Она не шокирует, потому что предсказуема. Но расстраивает, потому что надеялся, что ты не прав. Грустно. Но на мой взгляд самый сильный, а для особо впечатлительных и слезоточивый, момент - это здешние титры. Точнее то что им предшествует: когда показывают реальные фотографии людей, на жизни (и смерти) которых основан данный сюжет. Да, фото и какую-то историческую справку в концовку вставляют не так уж и редко. Но именно в 'Станции 'Фрутвейл' это выглядит по настоящему уместно.
С первых минут создается впечатление, что ты смотришь, если не документалку, то длинный сюжет из вечерней рейтинговой передачи. В отличие от большинства фильмов, где детали, в лучшем случае подчеркиваются на уликах или рекламных брендах, здесь они подчеркивают реальную жизнь. Выбоина в тротуаре (да неужели?!), цены в супермаркете (а не эти бесконечные полки с чипсами и отобранные на кастинге посетители), недорогой смеситель в душе, потеки на кастрюле после готовки, еду накладывают в обычные тарелки, посуду моют, зубы чистят. Вот, к слову, о душе. Главный герой заходит в душ. Включает воду. Представьте себе, в этом фильме нет тумана из пара, как будто герой моется в кипятке (как это обычно показывают). В этом фильме в машине может закончиться бензин и надо подумать о том, чтобы машину заправить. Подумать заранее. У мамы День рождения и надо написать ей смс. При разговоре по телефону в машине надо сделать музыку тише или выключить ее. А потом включить. С первых минут ты понимаешь, что смотришь что-то реальное, настоящее. Ты понимаешь, что кто-то снял фильм о том, что тебя окружает ежедневно. И уже на второй план отходит история, которую сейчас покажут. Да, тут есть операторские и звуковые хитрости, но главное, что ты в это все веришь, ты это все знаешь и тебе приятно это смотреть. Да, блин, если бы он не был чернокожим, я бы подумал, что этот парень я! Не хочется оставлять спойлеров, но, в целом, зрителю сразу должно быть понятно, что это не кинокомедия. Это история чернокожего парня, у которого есть девушка и дочь от нее. Жить - это вообще не просто, а бывшему заключенному всегда сложнее. Но он пытается так, как умеет. Каждый из нас так делает каждый день - пытается жить. Кому-то везет больше, кому-то меньше. Этот фильм - драма. Я ограничусь этим словом. История привлекает очень большое внимание к полицейскому произволу. И это не зависит от того, в какой стране мы живем. Человек, которому нравится ходить с оружием, чем-то болен. Такие болезни не проходят бесследно для окружающих. 9 из 10
Перед вами картина пошагово воссоздающая реальные события, развивающиеся с 31.12.08. по новогоднюю ночь 01.01.09, которые стали последними часами жизни для молодого чернокожего парня Оскара Гранта. Ворох собранных наград и море хвалебных откликов, доносящихся со всевозможных кинофестивалей, никогда не служили для меня приманкой или каким нибудь гарантом качества фильма. Но не потому что у меня есть какая-то ненависть к кинопремиям, а потому что я не считаю нужным полагаться на выбор каких-то там 'великих' кино специалистов, чьи вкусы довольно примитивны. А их лауреаты чаще всего и вовсе вызывают недоумение, не порождающее в моей голове ничего кроме скептицизма. Поэтому обласканная критикой и получившая приз Санденса, как лучший драматический фильм 'Станция «Фрутвейл» для меня подобна глотку свежего воздуха среди запыленных, заумных постановок, чьи невероятные заслуги часто сильно завышают или как минимум они спорны. Совсем другое дело лента Райана Куглера, действительно заслуживающая своих почестей и являющая собой пример того кино, которое необходимо смотреть и даже пересматривать. Рассказ начавшийся как скромная социальная драма, по ходу действия без каких либо понтов превращается в напряженный, провокационный шедевр, швыряющий свои реальные факты прямо в глаза обществу. Показывая и тем самым будто бы подчеркивая всю нестабильность нашей системы, в которой зачастую все усугубляют обстоятельства в которых у одних людей есть власть над другими. За свою продолжительность фильм успевает охватить немало актуальных жизненных аспектов и не просто легонько их затронув, а ставя на против них жирным шрифтом вопросительный знак, обязывающий к размышлению. Поднимаемые вопросы впрочем не новы - бедность многодетных семей, проблематичность найти работу и в коце концов это просто человеческое безразличие и жестокость, кторым пропитано все вокруг. И самое печальное в этой истории - это то, что все эти проблемы, были и похоже, что всегда будут, переходя от одного поколения к другому. В таких суровых условиях выживания особенно сложно приходится таким людям, каким был 22-летний Оскар Грант. Парень конечно же он несвятой и даже имеющий за своими плечами судимость, но даже этот момент ничуть не омрачает его личность, так как главное, что внутри у него добрая душа. Во всяком случае таким портрет героя нам преподносит режиссер Райан Куглер, так же являющийся автором сценария этого фильма. Любящий свою мать, надежный друг, заботливый отец, все это Грант. Единственный его минус - это то, что он изменял своей девушке, но именно эта деталь дает понять зрителям, что перед нами настоящий человек, а не вымышленный. А как давно известно в нашем мире нет идеальных людей, у каждого есть свои недостатки. Напоследок ко всему написанному, хочу пожелать режиссеру-дебютанту Райану Куглеру (до этого снявшего лишь две короткометражки) и молодому-одаренному актеру Майклу Б. Джордану побольше таких же сильных и качественных фильмов, как 'Станция «Фрутвейл». 10 из 10
Двадцатидвухлетний Оскар Грант, отбыв срок за сбыт наркотиков, выходит на свободу другим человеком. Он твердо решил начать жизнь с чистого листа: найти работу, наладить отношения со своей женой, проводить больше времени с дочерью. Казалось бы ничем не примечательная социальная драма обычного чёрного парня, если бы не окончание этой истории… когда казалось бы ничего не предвещало, преступное прошлое настигает парня в один из самых счастливых моментов в его жизни. 2013 год можно смело называть годом «чёрного» кино в Штатах, не иначе. Ведь именно в этом году в широкий прокат вышли такие фильмы как «12 лет рабства», «Дворецкий» и, конечно же, «Станция «Фрутвейл». И хоть фильмы сняты разными режиссёрами, о разных временных эпохах, но определённые параллели между ними есть - проблема расовой дискриминации невидимой связующей нитью проходит сквозь все эти картины. «Фрутвейл» — полнометражный режиссёрский дебют Райана Куглера, обладатель Гран-при в «Санденсе», тепло принятый американскими зрителями и кинокритиками. Сюжет ленты строится вокруг скандального дела о полицейском произволе, вызвавшем широкий общественный резонанс в США в 2009 году. Тогда трагическая история Оскара Гранта закончилась массовыми демонстрациями, полицейским расследованием и заставила общество задуматься о пересмотре ряда регламентов в отношении служителей закона. Авторы решили сосредоточились на последнем перед трагедией дне Оскара Гранта — по сути неплохого парня, со своими личными проблемами и переживаниями. Грант изменял, но всё-таки смог помириться со своей женой, он безумно любит свою дочь, хороший сын для своей матери, испытывает трудности с работой. И хоть и Грант попадал в тюрьму, и приторговывал наркотиками, на самом деле, Оскар добрый и отзывчивый парень, не боящийся прийти на помощь друзьям и незнакомым людям. История доводится в предельно простой манере, неспешно подводя зрителя к шокирующей развязке за счет нарастающего напряжения, пронизывающего буквально каждую сцену этого фильма. Для большего правдоподобия и во избежание избыточной героики и идеализации своих персонажей, Куглер рисует перед нами картинку в мрачных тонах, наделяя ее атмосферой безвыходности и полной обреченности. В итоге данный фильм – это простая в своем воплощении, но в тоже хладнокровная и очень злободневная история, делающая зрителя не просто наблюдателем последнего дня главного героя, а настоящим очевидцем нелепого и ненужного убийства вследствие расовых ли предрассудков, профессиональной ли некомпетентности или неудачного стечения обстоятельств – каждый для себя решит сам. 7 из 10
Этот год стал как никогда «цветным» среди фильмов, вышедших в прокат и сумевших обратить на себя внимание. Это, понятное дело, драма «12 лет рабства» как потенциально главный фильм года, это «Дворецкий», «Синий каприз», и на конец – «Станция «Фрутвейл». Параллели между фильмами проводить бы не хотелось, хотя связующее между ними, безусловно, есть. Но если отбрасывать любые предрассудки и не потакать политизированным проблемам, то фильмы про темнокожих героев легли надежным фундаментом в сценарии и истории, между прочим, все без исключения, основаны на реальных историях. И даже если отбрасывать творческий труд режиссера, и вцепиться метко за главную проблему лишенную художественных фантазий, то каждая из историй имеет право на то, чтобы стать еще более публичной, нежели это было ранее. Любимец публики кинофестиваля «Сандэнс» фильм «Станция «Фрутвейл» - на девяносто процентов творческий проект, оставив за собой только десятую часть, наверное, реальной картины, тем не менее, даже с помощью ее удается зацепить зрителя важностью вопроса. А вопрос состоит в следующем – не важно, кто и как жил, чем зарабатывал себе на жизнь, но обычная бытовая драка в метро, заканчивается необычным недоразумением со стороны офицера полиции. Перепутать шокер с боевым пистолетом – и смешно и грустно, но согласитесь, от таких ошибок не застрахован никто, а роботов-полицейских работающих как четкий механизм пока только можем видеть в фантастике. В итоге данный фильм – это простая в своем воплощении история руками режиссера, без особого взлета и падения в плане новаторства, но она хладнокровная и делающая зрителя не просто наблюдателем за событиями главного героя, а настоящим очевидцем нелепого и ненужного убийства. 8 из 10