Один из редких моментов когда я погрузилась в кино с головой. Он не хотел отнимать. Она не хотела терять. Но их не спросили. Сюжетная линия выстроена так, чтобы зритель не выбирал кто же из героев положительный, а кто отрицательный. Скорее съемочная команда нам предложила задуматься, а как бы мы поступили на месте персонажей данной картины. И это по-настоящему заставило поверить в происходящие на экране. Крайне порадовала реалистичность и отсутствие лишнего пафоса, и также излишней ''грязи'' которыми так любят пичкать российский кинематограф. Дабы из-за всех сил желая показать всю ''правду''. Качество, цвет, звук, сюжет...всё настолько захватывает и заставляет поверить в достоверность преподнесенного нам в фильме, что начинаешь искренне верить в то что так и есть, такова жизнь. Настоящее, человеческое нутро. С острасткой на оскотинивание душ, при возможности почувствовать себя если не всемогущим, то хотя бы возвысившимся над остальными. Когда ты способен в любой момент выйти сухим из воды...даже при самых страшных преступлениях. Высший бал. 10 из 10
Об 'Майоре' можно говорить много, фильм получился очень, очень хорошим, в нём нет той фальши, которая, к сожалению, так присуща нашему киноматографу, это сразу подкупает. Перед нами абсолютно живые образы, которым можно сочувствовать, которых можно ненавидеть и презирать одновременно, это безусловно заслуга актёрского состава, даже роли второго плана запоминаются. Отдельно хочется отметить Ирину Низину, сыгравшую главную женскую роль и собственно режиссёра фильма, Юрия Быкова - сыгравшего Пашу. Что касается самого фильма, то он затягивает с самого начала, здесь нет долгой раскачки, практически сразу события начинают набирать оборот, что лично меня подкупило. Зрителю предстаёт перед глазами провинция, во всей своей коррупционной красе, где каждый 'мусор' знает грязь о коллеге. Всё это напоминает чахленький плот, который вроде держится на плову, но при малейшем шторме, сразу пойдёт ко дну. Также хочется отметить то, что если у КвентинаТарантино прекрасно получаются долгие диалоги, то у Быкова в 'Майоре' очень сильно выглядели молчаливые сцены, я бы даже назвал их самыми сильными в фильме. Этот фильм берёт за душу и не отпускает ни в начале, ни в конце, ни даже после фильма!
Наверное, ни для кого не секрет, что российский кинематограф в последнее время испытывает некий подъем. Лично у меня уже нет того опасения и брезгливости, которые появлялись пару лет назад, когда на глаза попадались «смутны» фильм с клеймом «Сделано в России». Правительство стало уделять кинематографу больше внимания, и этот факт не мог не отразиться на качестве картин. Опять же оговорюсь – нашим еще далеко до Запада, но проблески уже есть, значит стоим на верном пути. Так что для себя отнесу к категории «качественное российское кино» еще и драму «Майор». Фильм практически свежий, но этот релиз как-то ускользнул мимо моего внимания. Как минус, одноразовые полутрешовые комедии в России пиарят больше, чем хорошее, умное кино. Но мир тесен, и фильм все равно попался на глаза, и был практически в тот же момент и просмотрен. Впечатления двоякие. Но положительных больше. Вкратце о сюжете. Майор полиции Соболев рано утром узнает, что стал отцом. Полицейский не стал откладывать встречу с сыном надолго, поэтому тут же выехал в роддом в другой город. Отметим, что у майора очень крутая машина, BMW X5, так что полицейские в России зарабатывают очень неплохо. На пустынной трассе майор сбивает мальчика на глазах матери. Мальчику уже не помочь, а вот майор крепко задумался, как выйти сухим из этой очень неприятной ситуации. Поколебавшись, Соболев все же решает «включить» все механизмы защиты полицейских, пусть эти механизмы незаконны, циничны и порой даже подлы. Прибывшие на место происшествия коллеги Соболева решают вопрос очень быстро, но у нашего героя в душе уже прозревает зерно сомнения в правильности своих поступков. Дальше события принимают все более кровавый оборот, вызывая в душе майора сильнейший когнитивный диссонанс – прикрывать свою спину и далее, используя служебное положение; или же признаться в содеянном, понести наказание и поставить крест на карьере. Выбор действительно очень тяжелый, но майор все же решается… Этот фильм мог бы стать своего рода гимном полицейского произвола в России, но уж слишком круты некоторые сцены даже для российских силовиков. Да, служители закона порой перегибают палку, но не так, как это показано в фильме (я на это очень надеюсь). Все таки снято все очень качественно и достоверно, актерская игра не вызывает сомнений. Реалистичность происходящего практически не вызывает сомнений, камера не трясется, словом, получился очень хороший полицейский триллер. По духу фильм напоминает «16 кварталов» с нестареющим Уиллисом. В обоих фильмах внезапно ступившие на путь истинный коррумпированные полицейские объявляют войну своим «плохим» коллегам. Но если герой Уиллиса все же одерживает вверх, то у майора Соболева шансов «сломать систему» очень мало, что опять же придает фильму реалистичности. Ну, и наконец, концовка фильма почти символична – та же трасса, тот же грузовик, тот же водитель. Столько событий за один день, а майор все-таки вернулся на то самое место, с которого его жизнь пошла под откос. И нет возможности что-то изменить…
Режиссер фильма 'Майор' Юрий Быков в одном из интервью объяснил для особо впечатлительных зрителей, что никогда не стремился к документалистике и реализму, а его картины - это художественный вымысел, который лишь может кажется реальным. Вероятно, некоторым любителям расщеплять смысл кино на молекулы, к коим я и сам тоже отношусь, полезно будет обратиться к теории, а именно уточнить, что есть авторское художественное кино с коммерческой пометкой 'триллер'. 'Майор' - это уникальный фильм, с элементами гротеска, который в утрированной форме показывает нестабильность системы, построенной на коррупции и воровстве. Не единственная картина Юрия, которая показывает несостоятельность и шаткость братства, созданного на отрицании моральных норм и злоупотреблении властью. О сюжете: Россия. Наши дни. Майор полиции Соболев мчит по трассе к рожающей жене и на полпути насмерть сбивает мальчика, который с материю переходил дорогу. С этого момента для героя начинается этап осознания происходящего, принятия вины и отрицания себя в системе, которая до этого кормила его, обеспечивала власть и статус в обществе. Понимая, что правила жизни в системе противоречат его личным принципам и убеждениям, майор постепенно дистанцируется от сослуживцев и братьев по цеху, которые в свою очередь пытаются всеми доступными им способами стереть следы возникшего конфликта с родителями погибшего. В попытках остаться человеком майор добровольно закрывается в камере и изъявляет желание понести хоть какое-то наказание, похищает мать погибшего по его вине ребенка в целях сохранения ее жизни и даже устраивает перестрелку со своими же. Развязка шокирует. Юрий это умеет. На протяжении всего повествования, допускаешь возможность подобного исхода, но до конца пытаешься это отрицать. В этом фильме все отлично. Не понятным остался только образ капитана полиции Коршунова, которого сыграл сам режиссер. Мотивы персонажа мне показались мало чем обоснованными, ведь его автор предпочел не раскрывать до конца. Но, уверен, режиссером был заложен определенный смысл в героя, которого он предпочел сыграть сам. Поэтому нет ни одного основания не поставить картине заслуженные 10/10. Ждем новый проектов от Юрия!
Майор РОВД Сергей Соболев спешит в роддом к лежащей на сохранении жене, у которой начались схватки и на скользкой трассе насмерть сбивает ребёнка. На пешеходном переходе прямо на глазах у матери. Вот, собственно, с этого момента и запускается необратимый процесс вытаскивания наружу гнойных частиц человеческой сущности: лжи, подлости, жестокости. Соболев, поначалу пробуя выкрутиться, невольно запускает череду смертей и трагедий, а опомнившись, делает попытки дать задний ход, но уже не в силах остановить кровавую мельницу. Чёрная драма от культового режиссёра, взорвавшего зрительскую аудиторию фильмом «Дурак», вышедшим чуть позже. Но лично для меня именно «Майор» удерживает первенство среди работ Юрия Быкова. Успех «Дурака» был ожидаем. Показательная обречённая борьба добра со злом. Мы, следившие за сюжетом фильма, сплотились в эдакой солидарности. Нелепой, безнадёжной схватке простого народа с кучкой зарвавшихся паразитов у власти. Более того, главный персонаж картины «Дурак» – герой положительный, за которого переживаешь и сочувствуешь. Соответственно, зритель безоговорочно на его стороне. Мощная классическая социальная драма не без доли пафоса. В «Майоре» нет положительных персонажей. Разве что несчастная мать сбитого мальчика. Главный герой – служитель закона, который, попав в сложную ситуацию, пытается использовать своё служебное положение и связи для выхода из тупика. В свою очередь система своих не бросает, но убивает тех, кто оказался рядом. Сам Соболев как бы и против кровопролития, и даже собрав волю в кулак, силится вывести из-под удара мать погибшего ребёнка, но обстоятельства сильнее его. Как только судьба вновь ставит его перед выбором – этот выбор не в пользу добра. Фильм мрачный до боли, атмосфера безысходности поглощает с первых кадров. Прослеживается своего рода отсыл к событиям в цапковской Кущёвке, где местечковая власть спишет и отмажет всё и вся. Ставя себя на место каждого действующего лица картины, не знаешь, как поступил бы сам, любое решение – патовое. Например, как в эпизоде с выбором, где на одной чаше весов твоя семья, а на другой – ни в чём не повинная женщина. Третьего не дано. Заслуживает внимания и другой, не менее значимый персонаж фильма. Это коллега Соболева, капитан Коршунов, мастерски сыгранный самим режиссёром картины. Если Соболев где-то сомневается, и даже терзаемый муками совести порывается остановить беспредел, то его сослуживец не признаёт полутонов. Только чёрное и белое. Без тени сомнения недрогнувшей рукой он «выручает» товарища и «спасает» систему. Чуждый жалости и милосердия, он не остановится ни перед чем. Между прочим, Юрий Быков оформил творческий покер в «Майоре». Он режиссёр, автор сценария, композитор и монтажёр. Также как и в картинах почитаемого Быковым Балабанова, фильм не обходится без мощных цитат и диалогов: – Я тебя на том свете достану! – Ты меня на этом достань. Или: – Кому ты что доказать хочешь? Ты один – человек, что ли? Все – люди, а за чертой – все звери. Мир не переделаешь! Итог: шедевр, не побоюсь сказать, Мастера. Мрачное, беспощадное кино, где главная изюминка – это наш зрительский выбор, который мы пытаемся сделать, примерив ситуацию на себя и взглянуть на положение дел глазами того или иного персонажа. Избави нас, Бог, прикоснуться к такому выбору.
Продолжая ставить над собой эксперименты через просмотр того, что не следует, под впечатлением ранее упомянутого списка лучших новых фильмов с точки зрения западного проката, посмотрел 'Майора' Быкова. После просмотра, или даже в процессе, уже всё поняв, набрал на смартфоне 'морализаторство', и что характерно, среди первых ссылок появился роман 'Воскресение'- имхо один из слабейших среди произведений ЛНТ. Тут важно понять, что морализаторство к морали и нравственности имеет лишь опосредованное отношение, и оправдывать, что мол зато о хорошем, о душевных муках в борьбе со злом- некорректно. Рассказывая о Платоне Каратаеве и о Нехлюдове, Толстой в обоих случаях говорит о морали, нравственности, но первому мы верим, второму - нет. Майор, разъезжающий на икс 7 с блатными номерами, добравшийся до хорошей должности, видевший преступления сослуживцев и участвовавший в них, и Нехлюдов, не устоявший перед соблазнительной полугорничной, и решивший, что именно он отправил её в публичный дом, при том, что была целая традиция взросления барчуков через горничных и служанок- одинаково фальшивы. Был старый фильм 'Инспектор ГАИ'- там показан чудак, и всем понятно, что хоть и милый, но чудак, и начальником он не станет. Но ему веришь. А тут... Морализаторство, а это похоже и есть художественный стиль Быкова, тем и плохо, что оно 'залапывает отпечатками' благородные порывы, делая их ещё более невозможными. Видя фальшь, зритель ещё более убеждает себя в цинизме, как родитель убеждающий чадо в одном и делающий на его глазах противоположное. Тем более, что смешиваются совершенно разные вещи, когда режиссёр через персонажа говорит женщине, потерявшей и сына и мужа: 'А ты бы разве не попыталась спасти мужа, соверши он такое?' У всех нас могут быть те или иные желания, тем более в трагические моменты, но выбор каждый совершает сам. Резюмируя, говорить о хорошем и делать хорошее- разные вещи, ложь в этом хуже воровства, и Быков похоже это не понимает.
Первый раз посмотрел это в 2013-м. Впечатлился. Сейчас решил освежить в памяти и опешил. Раздирают смешанные чувства. Как зло и космически бесчеловечно. И игра актёров, и идея, и лихие повороты сценария. Даже придурковатый саундтрек из трёх аккордов на копеечной аппаратуре зашёл отлично. Блеск! Но есть одно «но», которое не даёт поставить 10 из 10. Если не сказать больше - портит все и на корню. Если, конечно, придавать этому значение. А именно сценарий. Как я понимаю, «Майор» это драма. Без элементов фантастики. А значит 100% реализм. Но именно данный сценарий превращает картину не просто в выдумку, а в то чего не может быть. Даже студентам, которые хотят стать сценаристами, достоверно известно: любое событие в кадре должно быть оправдано логикой и объяснено зрителю. Иначе можно вообще не учиться и снимать фильмы на основе собственных снов или обрывков фантазий. Только получится белиберда. И никто смотреть не будет. Залог хорошего сценария не только в неожиданных поворотах (это само собой), но в первую очередь в понятности действий героев. Каждый герой совершая тот или иной поступок должен чем-то руководствоваться. У него должна быть мотивация поступить именно так. А тут 2 часа отборной небывальщины. Картина «Майор» неправдоподобна, потому что не могла произойти в России. Да вообще нигде не могла произойти. Мент сбил ребёнка? Сел бы. Понятно, что получил бы ниже нижнего и режим «мягче только дома». Но никто из коллег не стал бы городить огород из кучи трупов. Меня поразило, с какой легкостью сотрудники минусуют лишних персонажей. С учётом того, что за потерю патрона можно потерять работу в органах, никто не стал бы устраивать кровавую баню. Чем больше трупов, тем больше улик. Если прятать, то все. Всплывет один - хана всем. А первый, как известно даже из трейлера (не спойлерю я), официально уехал в морг. Поражает с каким упорством начальство отдела (должны же соображать) на протяжении всей картины «поднимает себе с пола» все больше и больше неприятностей, и откровенно накручивают себе срок. Ещё более нелепо выглядят кульбиты главного героя. Он мечется между скотом и обычным человеком. Туда-сюда, туда-сюда. И нет ему горемыке-оборотню покоя. Особенно доставило последнее перевоплощение. Его, опытного опера, или следака, или кто он там, взяли на понт как 14-летнюю девочку. В общем, говоря о реализме...если филатовский стрелец Федот принёс бы эту картину царю, он бы полностью удовлетворил его требования. Исхитрись-ка мне добыть То-Чаво-Не-Может-Быть! Запиши себе названье, Чтобы в спешке не забыть! (с) Если максимально абстрагироваться от олигофренической мотивации героев фильм получился шедевральный. И завязка, и развитие и концовка - блеск. Фантастическое все, но прекрасно выполненное. Отдельно хочется сказать Быкову за исполненную роль. Коршунов вызывает бурю эмоций. Только ради отстрела таких уродов у нас в стране нужно легализовать огнестрельное оружие. Вообще все работы Быкова, как режиссера, мне очень по вкусу. Сильно, зло, безисходно. И ведь он такой молодой. Значит впереди должно быть много замечательных фильмов. С нетерпением потираю руки. 7 из 10
Нужно было знакомиться с этой лентой до того, как познакомился с личностью Быкова, это очевидно. Ибо было бы загадкой её состояние, стратегия её развития, действующие лица. Больно режиссёру, ещё как больно, но нарциссизм спасителя земли русской уже из-под земли струится. И он даже в неком смысле правильный и праведный - что в речах, что в кино. Множество вопросов, “а как”, “а что”, и попытки ответов, среди которых главным всё равно остаётся сомнение. Главный её успех, безусловно, в том, что российское кино подобного типа смотрится безумно легко и не вызывает негатива ни в одном из эпизодов. Снег закрывает российской серо-бетонное убожество, отделение полиции смотрится как огромный притон сил зла и мерзости, который может состоять только из обшарпанных стен и отталкивающего света, российские дороги и деревни с заводами на дальнем плане способны если не возбуждать, то приводить в эстетическое удовольствие. Вторым по очереди успехом фильма выглядит его эмоциональная составляющая. У режиссёра, прежде всего, получилось создать мужской компанейский характер, большую общину людей, заинтересованных в общем деле и подверженных общим идеалам. Как и персонажи, пытающиеся спасти общую шкуру порока и отвращения, актёры стоят друг за друга, им не приходится играть чужеродных мастей, они выглядят сплоченными на этапе создания фильма. Конечно, финальная развязка фильма вызывает и долго будет вызывать вопросы по своей необходимости, завершённости, плавности по размерности с повествованием, и, прежде всего для русского зрителя, гуманистической направленности. Может ли предложение понять для себя, как поступить в подобной ситуации, если она произойдёт персонально с тобой, являться ответом на все поставленные вопросы? Кажется, что Быков сам для себя не решил, как правильно и есть ли у этой правильности черта. Показать, что у чёрного нет возможности стать белым - это лишь одна глава, предельно рассекреченная в этой ленте. Глава же вторая, как поступать самому, при кажущейся очевидности вопроса, так и не раскрывает свой ответ, предлагая возможность сомневаться. Наряду с этим, Быков оказывается хорош как визуализатор. Конечно, снимать и сниматься тяжело, мотивами такого решения Быков может с успехом оперировать на своих лекциях и публичных выступлениях, однако такого маниакального кружения камеры вокруг героев я не видел давно. Так же как и сокрытия под снегом неприглядной русской действительности, которую, к слову Быков искренне любит и не боится демонстрировать. Схождение этих факторов для меня определяет откровенно положительный исход и только утверждает во мнении, что “Майор” непримиримо лёгок к своей довольно тяжёлой, драматической основе. Имеет ли фильм отношение к реальности? Не думаю, что он должен. Гипертрофированность мрази, иным образом отсутствие светлого на фоне тех же снежных покровов, прекрасно демонстрирует грань мира, которая является для нас с вами запретной, но в которой, по сути, нет ничего чрезмерного, нет никаких препятствий, через который пришлось бы переступать. Гибнут невинные, гибнут виноватые, гибнут те, кто остаётся в живых, из чего видно, что у судьбы нет выхода. Только если ты недавно появился на свет.
Майор Соболев спешит к жене, которая рожает и по дороге сбивает 7-летнего ребёнка. Его сослуживцы пытаются его прикрыть, но ситуация выходит из-под контроля... Юрий Быков не особо прогремел со своим дебютом 'Жить', но обратил на себя внимание сравнительно редкой темой морального выбора в жанре криминальной драмы. И хотя сам режиссёр не видит серьёзной связи с творчеством Алексея Балабанова, но она ощущается. И не только в жанре. 'Майор' видится почти близнецом к балабановскому 'Грузу 200'. Правда, Быков, хоть и радикал, но менее метафоричен и жесток, чем Алексей Октябринович. Балабанов ваяет архетипы интеллигента, русского мечтателя-народника, мента-маньяка, полуневинной жертвы и прочих... Его молодой коллега предпочитает разрабатывать реализм, пусть и не лишенный гиперболы. На одной из встреч со зрителями Быков справедливо говорил, что его фильмы - не чёрно-белые и потому однозначно отрицательные персонажи там не встречаются. А выбор для его героев таков, что любого способен превратить в животное... Самое интересное, что менты-беспредельщики, действительно, нормальные люди - пацана не вернешь, а неприятностей всему отделу не оберешься... Кто с этим не сталкивался у себя на службе, особенно на государственной? Другое дело, что режиссёр максимально провоцирует ситуацию и зрителя. Но каждый ли способен поступить иначе, чем майор? И ситуация выбора, постепенно становящегося моральным, усугубляется ещё и тем, что чем дальше, тем больше требуется воли не просто отказаться от нечестивости, но ещё и добавить воли к отстаиванию ее силой... Потому что человек оказывается лицом к лицу не только со своей совестью, но и с системой, которой понятие 'совесть'вообще не свойственно. Быков ещё замечает, что его собственный герой (Коршунов) не беспринципное существо, стремящееся только к выживанию и упивающееся властью, а человек с определённой системой представлений, зовущейся корпоративным сознанием. Ментовское братство, преданное Соболевым, для него - не пустой звук. Для кого-то проблема будет обозначена беззаконием власти. Но, думается, что заложена не только эта мысль - дело в непростой системе понятий (в смысле 'по понятиям'), охватившей власть и общество. Съехавший с катушек отец ребёнка - тоже ведь не в законе, а в представлениях, и весьма своеобразных, о хорошем и плохом, в которых сила (насилие), [брат], - ключевой элемент. В условной Америке это была бы судебная драма, а в безусловном русском случае - разборка. Конечно, это фильм о власти, для которой пределы и закон должны существовать, но и о совести, и о методах 'ковки' справедливости и о сложности нашего сознания, в котором человеческая жизнь и ценность справедливости явно жиже, чем 'моя милиция, которая себя бережет'. p.s. Кино хоть и авторское, проблемное, но и зрительское, увлекательное... Но вряд ли этот злой и напористый поиск правды можно назвать развлечением
После просмотра долгое время находилась под впечатлением. Причем не самым приятным и отнюдь не от самого фильма, а от режиссерского видения злободневной проблемы. Как сказал бы мой хороший приятель: 'Я разочарован до глубины души!' Вот так же и я. Год назад я посмотрела 'Дурака' того же Быкова. О, как я воспевала фильму и режиссеру дифирамбы, как я советовала посмотреть его всем - от мала до велика, как я долго переосмысливала поведение главного героя и задавала вопрос: а что бы я делала на его месте?? И т.д. и т.п. Но знаете, закралась-таки после 'Дурака' какая-то червоточная мыслишка, что происходящее слишком утрировано, что рубанул-де Быков с плеча, тем самым образовал серьезную сюжетную трещину, как в той самой пресловутой общаге. Ну не могли чиновники так поступить с коллегами, не 90-е нынче, а дурака ещё при всем при этом отпустить. Слишком примитивно и грубо. Но мой восторг был настолько всеобъемлющий, что я послала куда подальше все сомнения: 'Дурак' гениален и точка. А после 'Майора' поняла, что верная была мыслишка-то! Грешон Быков поверхностным виденьем, грешон. Глав. герой, майор полиции, мчит на всех парах в роддом к жене и долгожданному только что рожденному чаду. Но, как говорится, поспешишь... Майор сбивает насмерть выбежавшего на дорогу мальца в присутствии его матери. Привыкший к тому, что его ментовский зад всегда прикрыт и защищен, майор звонит сотрудникам, таким же козлам-ментам, чтобы те приехали и сфабриковали дельце в его пользу, а виновной выставить мамашку. Мол, не доглядела, курица. И всё бы ничего, да вот немного спустя нашего героя начинают одолевать сомнения на уровне гамлетовских: 'Отмазаться или сесть в тюрьму - вот в чем вопрос?' Но маховик по спасению майора уже запущен, так что дяде вполне четко дают понять, чтобы расслабился и сидел ровно, а друзья сами сделают своё дело, ибо это уже и в их интересах. Такова завязка сюжета. Небанально, интересно, остро и актуально. Но за такой завязкой, увы и ах, следует какая-то фарш-трэш вакханалия и череда идиотских событий. Я ожидала увидеть внутренние терзания майора, его борьбу ЗА либо ПРОТИВ совести. Но этого нет. Нет ни одного морально симпатичного персонажа. Сочувствовать некому. Даже отчаявшийся и обезумевший отец с ружьем, даже бедная мать никаких эмоций не вызвали. Хотя, может, я просто-напросто чурбан? Но Никитин же из 'Дурака' вызвал эмоции, причем очень сильные. Получается, проблема не во мне. Стиль фильма невозможно четко определить. Социальная драма с элементами боевика и триллера. По-моему, это жанровое наслоение явно не на пользу. Нет, я ничего не имею против перехода от одного стиля к другому. Вспомним 'От заката до рассвета' Родригеса, где первая половина отводится криминально-гангстерской истории, а вторая - добротному ужастику. Это сделано вкусно и стильно. Не режет глаз и не вызывает недоумений. Но зачем проделывать такой фокус с социальной драмой? Тут надо быть честным до конца и не нужно сворачивать в какие-то адские дебри. Сама история развивается нереалистично. Нет, никто не отрицает, что в органах цветут пышным цветом коррупция, аморальщина, б*ядство, укрытие своих задниц и подставление чужих. Но эта система работает настолько слаженно, тонко и хитро, что комар носа не подточит. А у Быкова что? Трупы вылетают как из-под конвейера. Замели следы, браво... Замысел, безусловно, потрясающий, завязка интригует и держит зрителя в напряжении. Но чем дальше в лес, тем толще партизаны и больше фарша. Ни одного положительного лица, ни одного просвета, ни одной ниточки, за которую можно было зацепиться и поставить хороший бал. А жаль. Быков - режиссер неглупый и, в целом, интересный. Но не дотягивает он до высокого уровня пока что, увы.
Это - именно тот случай, когда дар речи пропадает. Мысли в тугой узел... и руки трясутся от пережитого вместе с героями. Бессмысленный взгляд в экран и забываешь как дышать. Ощущение полного соития разумами с героями. Просто невероятно. Более того, по окончанию - безумное чувство, словно тебя пристрелили вместе с той бедной женщиной... и ты уже не там, в том жутком мире, а где-то далеко... в безопасности, со своими родными. И это даже не катарсис, и не проснуться ото сна, это - то,. .. даже не могу придумать достойного названия. 'Пережить параллельную жизнь'? Таких фильмов очень мало, их смотришь с опаской, но... пока они есть, пока и живое 'настоящее' кино, а не 'малеванные картинки'. Низкий поклон за сей выбор и труд в этом направлении! Да, жесть. Да, невероятно реалистично. И даже дело не в слезах и реве, вторящем героям. Дело в веренице остальных чувств, которые захлестнули во время и после просмотра. До сих пор страх, ужас, отчаяние, жалость... прозрение таращит изнутри. Жуткое состояние, когда ты - друг/не друг, враг, предатель, крыса, убийца, сильный и слабый одновременно. Как голодный пес... но на цепи. Когда ты уже зверь, но еще человек. ... а ведь всего-то... хотел счастья, безумно, глупо, отчаянно, как это бывает со всеми нами каждый день. Не смотря на 'вероятности', стремглав мчишь навстречу чему-то безумно невероятному, что затуманивает разум. И неважно в сути своей, майор ты, полиция, или врач, или летчик, да хоть инопланетянин. И пусть ты призван защищать, а не уничтожать, однако... ОДНАКО все мы - люди. Живые создания с ангелом, с демоном и с безвольным человеком (рабом эмоций) внутри. Конфликт как ком, скрутившийся из маленькой гранаты в ядерную бомбу. Браво всем: сценаристу-режиссеру, оператору, актерам (актерищам!) и остальным (простите за незнание всей подноготной процесса съемки). В общем, от первой буквы сценария до последнего кадра в фильме. Спасибо что не было ничего лишнего, сопливо-кровавого. Особенно жути с ребенком. И без того все было слишком безумно и... круто. 10 из 10
Кто-то уже сейчас, после этого фильма, сравнивает режиссера с самим Алексеем Балабановым. В статьях о быковском творчестве все чаще мелькает слово «Достоевский». Он снимает про «просто людей» в непростых жизненных ситуациях, которые точнее всего охарактеризовать словом «выбор». Выбор между жизнью и смертью. Герои Юрия Быкова выбирают жить (так, к слову, назывался его дебютный полнометражный проект – «Жить»). Но поверьте, это далеко не лучшее решение в их жизни… Слово «Человек» или слова «Добро», «Справедливость», «Истина» для вас выше? Посмотрев «Майора», уверена, что для Ю. Быкова – человек. В общем-то, и слоган его фильма как подсказка: майор – просто человек. Человек… «Человек - вот правда! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер...» Это клочки из «На дне». Пьяная речь Сатина. Уважение Горького. Видно, что режиссер Быков дорожит человеком не меньше Алексея Максимовича, даже убийцей. Дорожит человеком, а не законничеством, не государственностью, правом, гражданственной нормой… Любит человека больше абстрактного слова «добро» и всех прочих абстрактных категорий. Даже «черненьким» (ведь «беленьким» всякий полюбит). И для него то, что добродетельный может низко пасть, - вовсе не преступление и не повод для бичевания-наказания, удивления... Возможно, даже наоборот - доказательство человеческого, «просто» человеческого. Ю. Быков при всем внутреннем единстве своей картины не дает и намека на моральную цельность содержания. И при всей рациональной выстроенности, в чем-то даже расчетливости - далеко не рационалистически подходит к проблемам добра и зла, милосердия и подлости, насилия и смирения... Неслучайно во многих откликах о его фильме промелькивает слово «Достоевский». У Федора Михайловича, вы помните, было иррациональное «дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти», а еще была полифония. Он словно отказывался ниспровергать, судить и никогда не пригвождал одним единственно верным выбором или ответом. Давал шанс быть услышанными, понятыми, прощенными тысячам несхожих голосов. «Суд Божий неизвестен людям, и суд этот может казаться очень непохожим на наш», - писал Бердяев. И коли так, стоит ли упираться в максиму: закон один на всех, суд - тоже. Режиссер и не упирается. Он свободен от всяких шор. И синоним его свободы – искренность. Никто не знает, как себя поведет, случись с ним что-то подобное. А если знает, т.е. знает заранее, что поступит правильно, что будет справедлив, красив и честен, милосерден и высок, как журавль в небе, то не духовная гордыня ли заключается в этом сознании? Не духовная ли гордыня думать о себе, что действуешь (или будешь действовать) от лица самого абсолютного добра (под абсолютным добром можно понимать все, что истово почитаешь: и религию, и закон, и клан, и систему)? Опять процитирую Бердяева: «Смиренней действовать от своего человеческого лица». Майор потому и «просто человек» (слоган фильма), что он так и действует. Причем на протяжении всего фильма. Искренне и только от своего лица (не от лица системы, «своих людей», правовых норм и т.д.). Сначала это лицо искажено гримасой трусости, жаждой сберечь драгоценную (соболью) шкурку, потом страхом за себя, потом страхом за других, другую, за свою семью… Но человеческим при этом оно быть не перестает («не мразь, не сволочь, живешь как человек, две дыры при исполнении…») И этот странный, непривычный диссонанс - убийца беззащитной женщины = хороший человек - саднит душу больше, чем смерть-«слезинка» ребенка. Быков, уверена, любит человека (с его правом ЖИТЬ), но не притворяется, что знает. Можно ли знать Бога и человека так же, как мы можем знать математику или погоду на завтра? «Кто он тебе?» - этот вопрос звучит в «Майоре», по-своему он звучит и в фильме «Жить». Кто они все мне, кто я им, кто - Ему? Тема постороннего вообще все чаще поднимается в современном кино. Но редко кто решает ее так иррационально красиво, как братья Дарденны, например, в «Сыне», в «Мальчике с велосипедом». У Быкова некрасивое решение, но за красивостью он и не гонится. В обоих своих фильмах он ведет человека к преступлению против постороннего, который должен бы быть/стать братом (другом – от слова «другой»). Между тоской по братству (антипосторонняя интонация) и осознанием, что «ад – это другие», что, пройдя этот ад, рай не обрящет никто, - весь Быков. Бремя середины. Ломота боли. Разрыв. И тишина… Странная у этого кино тональность, не критичная, не сатирическая, не лирическая и не рефлексивная даже. Быков не опален страстью и не взволнован пафосом. И не задумчив, вроде. Динамика-то у него ого-го. Чередуя и сталкивая «светы и мраки», его камера и его мысль подвижнее всякого движения. И все-таки подбирая определения быковской тональности, хочется остановиться на таких: высокое спокойствие и внимательная сдержанность тоски. Тоски по совести, которая все больше и больше сейчас напоминает атавизм. По настоящей свободе человека быть собой, не зависеть от рамок системы, собственной трусости и чьего-то суда, кроме собственного - со всей искренностью души. У Горького в рассказе «На плотах» один из героев произносит фразу: «Душа-то, брат, всегда чиста, как росинка. В скорлупе она, вот что. Глубоко она». Рефлексируя над этой репликой в статье о Горьком, блестящий философ, эстет и умница Айхенвальд вспомнил мысль Метерлинка «о непричастности нашей души к нашим преступлениям, об ее изначальной и ничем не запятнаемой святости, об ее роковой и вечной чистоте». Мне кажется, на глубине фильмов Быкова тот же содержательный свет. Та же вера, что душа чиста и всегда остается чистой. Вера соблазнительно светлая, но шаткая и душная, как «кошмар злого добра»… P.S. Не хочется верить, очень не хочется, что добро способно быть злым, что человек, пятная себя трусостью, предательством или излишней любовью к своей шкуре, в глубине остается добрым, чистым и светлым. А хочется верить Евгению Евтушенко, верить, сознавая при этом, что Быков ближе к жизни… Когда человек человека предаст И как-нибудь после Вам руку подаст, Не жмите предавшую руку, Пусть помнит он эту науку. Когда человек человека спасет, За это не нужен особый почет, Не надо оркестров и шума, Так был человек и задуман. Когда человек человеку не волк, То это и есть человеческий долг, Кто этого сам не усвоит, По волчьи когда-нибудь взвоет! Когда человек с человеком друзья, то дружбу такую им портить нельзя. А если мы ссоримся, друже, всему человечеству хуже...
Сюжет криминальной драмы Юрия Быкова уж очень напоминает румынскую социальную драму 'Поза ребенка', где в основе сюжета тоже лежит ДТП, в результате которого ребенок умирает, а виновный пытается уйти от уголовной ответственности за содеянное при помощи своих связей. Забавно, что оба фильма вышли в 2013 году и успешно прокатились по международным кинофестивалям. Хотя в этом негласном поединке я бы отдал безоговорочную победу всё же румынам, поскольку они более реалистично раскрыли тему. Их версия получилась оригинальнее, потому что акцент стоит не на коррумпированной системе правоохранительных органов, а на человеческом факторе. Ведь там авторитарная мать пытается прикрыть своего непутевого сына. Этот цинизм и несправедливость вроде и возмущают, а вроде и понимаешь отчасти чувства матери. Наверняка многие тоже были бы не против воспользоваться своими связями и деньгами, чтобы помочь близкому человеку, если это в их силах. В этом плане драма Быкова проигрывает, потому что главному герою совсем не хочется сопереживать. Мы по факту видим, что взрослый мужчина, не какой-то там ветреный шалопай, а майор полиции, сбивает насмерть ребенка. Но при этом не звонит сразу в скорую и даже не подходит проверить пульс, а обращается скорее за помощью к знакомым, чтобы замять это дело. А уже когда механизм запущен и в ход идут любые методы, чтобы опустить концы мутной истории в воду, он вдруг внезапно мучается от угрызений совести. Причем раскаяние выглядит слишком уж странно, на мой взгляд. Он по-прежнему хочет отмазаться от уголовной ответственности и выйти сухим из воды, но при этом надо же как-то и благородство проявить. Что он не человек что ли? То есть если потерпевшая сторона не подпишет ложные показания, то он смиренно предстанет перед судом, где будет давить на то, что мать была нетрезвой и сама виновата, якобы не доглядела за ребенком. И вот этот благородный сентиментальный порыв поражает своей нелепостью. Либо ты признаешь свою вину и спишь спокойно, либо признаешь свою прогнившую суть. Нельзя залезть по пояс в болото и возмущаться, что там грязно и пахнет мерзко. Тем не менее, следить за развитием истории весьма интересно. Тут вдоволь можно повозмущаться на тему, как рука руку моет и что закон оказывается на стороне тех, у кого есть связи и деньги. Самое печальное, что винтики этой правовой системы настолько привыкли к собственной безнаказанности, что готовы пойти на всё, лишь бы сохранить за собой привилегии власть имущих, потому что у каждого оказывается рыльце в пушку. Сама постановка фильма тоже интересна. Быков играет на контрасте суровой мрачной реальности и зимних пейзажей с эмоциональной актерской игрой (кстати, весьма неплохой по меркам российского кинематографа). Но также бросается в глаза, что Юрий Быков, как актер, снимающийся часто в боевиках, всё же из жанра социальной драмы ушел в сторону криминальных триллеров в духе НТВ. Слишком утрированный взгляд, чтобы претендовать на отражение нашей реальности. Но на фоне коммерческого российского кинематографа выглядит достойно, как гармоничное сочетание зрелищности и смысловой нагрузки. 7 из 10
«Майор» - острая, обжигающая картина Юрия Быкова, несомненный шаг вперед в художественном и публицистическом отношении по сравнению с его дебютом «Жить». По мере просмотра ленты не раз возникает вопрос: «Как такое позволили снять в реальных интерьерах загородного дома и отделения полиции?» Но, к сожалению, спустя половину фильма, в кульминационной сцене захвата отделения полиции становится понятно, что Быков не свободен от штампов бандитских сериалов и делает повествование излишне концентрированным, насыщенным экшном, что вредит его психологической достоверности. Что же отличает фильмы Быкова от многочисленных бандитских сериалов канала НТВ? Прежде всего психологический объем характеров персонажей и их достоверность, которая прочитывается в малейших реалистических нюансах, именно отсутствие последних отличает сериалы от фильма Быкова: в них все мазано одной краской, либо чернуха, ибо ангелы во плоти, которые с ней борются, однако экшн всегда взвинчивает зрительские нервы и делает публику нечувствительной к нюансам. Быков ошибся, создав излишне концентрированный раствор, в то же время его можно понять, ведь кино – это концентрат жизни, это жизнь, особым образом перемонтированная, а режиссер выступил на этот раз не только в роли сценариста, композитора, но и монтажера и актера, и, как не странно, его актерская работа – одна из самых сильных в картине. Последнюю картину Быкова «Дурак» сравнивали с «Левиафаном» Звягинцева и многие отдавали ей предпочтение простотой киноязыка, однако, Быков не так прост, его ленты – не чернуха и не примитивно реалистические работы. В «Майоре» под покровом плотного социального реализма коренятся вполне символические обобщения, метафора жизни в России, в которой в все повязаны круговой порукой насилия и обмана. История майора полиции, сбившего ребенка и решившего, несмотря на протесты коллег, отвечать за свое преступление, рассказана Быковым обжигающе остро, бьет зрителя наотмашь, не в бровь, а в глаз. Точность попадания фильма, его обобщений - в стремлении Быкова к подспудному, косвенному символизму. Особенно это очевидно в «Дураке», где символом России и ее порядка становится разрушающееся общежитие. Кстати, в метких деталях в начале данной картины Быков намекает на то, что сюжет «Дурака» мучил его еще во времена создания «Майора». Кто-то, возможно, обвинит ленту в публицистичности, излишней очевидности оценок, но им опять же мешает объем характеров персонажей, высокий эмоциональный накал каждого эпизода (что Быков продемонстрировал еще в «Жить»), размах социальной критики, ибо данная лента уже не помещается в рамки камерной драмы, превращаясь в своего рода эпопею поиска правды в прогнившем мире. Монтаж ленты – один из главных ее козырей, плотные, без «воды» состыкованные эпизоды, лихорадочный темп, держащий в напряжении, все это работает на замысел картины и захватывает с первых кадров. Одним словом, можно сказать, что «Майор» – не только обжигающее своей публицистичностью высказывание, но при этом еще очень взвешенное проработанное (ведь со времен дебюта Быкова прошло три года), и высокохудожественное, хотя и страдающее от стереотипов бандитского жанра, особенно во второй своей половине, но это не мешает зрителю оценить новаторство (да именно так, ибо монтажное и режиссерское решение – чрезвычайно новаторское для нашего кино, любящего «воду», паузы и провисания) и убедительность этого замечательного фильма.
Скрип тормозов проник в сознание раскаленной иглой, мгновенно разрушив грезы майора Сергея Соболева. Не было у Соболева явных грехов: жил честно майор. Были у Сергея работа, дом, семья. Был тонированный джип «бээмвэ»: своеобразная компенсация за два огнестрела, полученные при исполнении. Все было хорошо. Ну, более-менее. Но отнял жизнь Соболев: загубил невинную душу. Тут самое время вспомнить про совесть. Есть ли она у майора? Есть и честь, и совесть, и даже сострадание. Только вот совесть – дело коллективное: она на всех делится. И коль ты понадеялся на товарища по службе, попросил о помощи, об услуге – должен стоять до конца. Принимает решение майор. Решение трудное и, опять же, коллективное. Нельзя майору на нары, нельзя. Просто честь мундира нельзя запятнать, честь отдела, честь города. Мальчонку убиенного не вернешь, а у самого-то жена на сносях. В одночасье мир переворачивается вверх дном. Гнилым дном и мерзким. Радостное известие, которое вначале получает Соболев, завернуто в некую бесцветную обертку: хмурое утро с тусклым светом в окне серого панельного дома. Краски выцвели, выгорели, истлели. Мрачное даже в плане декораций кино нацелено показать с ужасающей правдивостью падение не одного человека, а целой дружины правоохранителей. Аскетичность операторской работы бросается в глаза: жалкие душные кабинетики-камеры добровольного заточения сотрудников РОВД с перекошенными дверями и заплеванным полом, грязный снег вечной зимы в сердцах, обшарпанные стены морга - последнего приюта обреченных на жалкое существование жителей безымянного городка где-то под Рязанью. Сверкающий «БМВ» с многозначительным номером «777», хоромы начальника милиции и убогие хатки на окраине города вперемежку с кривыми кирпичными строениями показаны метко, хлестко демонстрируя новоявленный феодализм где-то на задворках империи. Режиссер не стремится слепить взоры зрителей удивительными пейзажами русской глубинки, шелестом деревьев и плеском речной воды. Безликая картина нравов, ограниченная рамками экрана, выглядит удивительно соразмерно эпохе – эпохе творящегося бездушия в человеческих сердцах. Стражи порядка, еще совсем недавно ассоциировавшиеся со словом закон, полиняли до подонков во всех смыслах этого слова. Бетонно-панельная тоска, бренность существования, помноженная на безысходность, надломленный образ матери погибшего мальчика пугающе акцентируют весь абсурд происходящего. И тем мерзостней творящееся по отношению к женщине беззаконие. «Майор» по форме — притча, но по сути — глагол. Как заметил Иосиф Бродский, в поэзии самое главное — глаголы. Кино, даже если оно суровое, в чем-то сродни поэзии, когда оно хочет передать, проиллюстрировать общий настрой сюжета. Убил, нарушил, превысил – все эти слова применимы к фильму. Постановщик возвращает глагольную форму таким вещам, как преступление и наказание. Юрий Быков – режиссер и сценарист «Майора» вскрывает нарывы на теле современного общества. Вскрывает грубо, жестоко, с болью. Создатель ленты не норовит поставить клеймо без оглядки, не стремится измазать черной краской всех сотрудников милиции - он лишь оголяет дурно пахнущие и скверно выглядящие язвы. Что, пожалуй, отмежевывает «Майора» от нервной энергетики Буслова и «чернушной» России Балабанова, так это авторский подтекст, избегающий эстетизации насилия, как такового. Незамысловатым кинослогом, простым по подаче, автор создает суровую быль. Быков лаконичен в своей демонстрации падения человеческого облика героев фильма. И пусть автор грешит сюжетными нестыковками, пусть «хромают» переходы в действии, но не это главное. Моральные устои – первооснова человеческой жизни, и режиссеру удается акцентировать внимание на них. Этот фильм нельзя смотреть сердцем: пепел в душе обеспечен. Этот фильм нужно смотреть умом, чтобы понять. Понять, но не простить. Не забыть, что такое и впрямь может произойти и происходит. Это очень по-русски - выдать сюжет с Раскольниковым в погонах. Неотвратимое желание нести свой крест, отвечать за свои поступки проявляется в майоре все сильней и сильней. Крупные планы сменяют друг друга, демонстрируя сомнения Соболева и уверенное схождение в ад его боевого товарища Паши Крошунова, сыгранного самим Быковым. Их небритые лица, смотрящие в камеру, врезаются в память, словно жирные буквы, вдавленные в бумагу так, что написанное отпечатывается на второй странице. Они и взывают, и проклинают сознание обычного гражданина. Казалось бы, вот он - экзамен на силу, проверка «на вшивость», попытка очищения души, но там где напористость Паши выходит за рамки, Соболев вдруг показывает бесхребетность, хоть минутой ранее и был способен на решительный поступок. Только оступается он во второй раз, делает шаг не туда, все больше увязая в трясине. Циничная отповедь ставит крест на мучительных метаниях майора: явления Раскольникова народу не получилось. Сквозь игольное ушко на «БМВ» не проедешь, и все попытки были тщетны. Аккорды написанной режиссером музыки скупы, в них нет даже безапелляционной хрипотцы Шнурова, как в «Бумере», нет жизненного утверждения Бутусова, как в «Брате». Она звучит, как реквием по надежде, ибо право на надежду убито на корню еще в самом начале. Режиссер не вступает в диалог со зрителем, не размышляет, а лишь обличает. Если в преамбуле он дает ключ к пониманию истории, то в пресловутом открытом финале дает повод призадуматься нам самим, кто мы в этом мире. И кто это все изменит. Кто, если не мы?
Все начиналось с блеклых оттенков на экране и старых девятиэтажных хрущевках. События развивались настолько стремительно, насколько «Майор» летел на своем BMW на встречу жене и новорожденному сыну. Все бы ничего, да вот только ехал он очень быстро и попал в одну крайне неприятную ситуацию, которая стала катализатором для череды последующих событий. Примерно так выглядит описание к фильму, которое можно в интернете повсеместно, но отражает ли оно суть того что происходит на экране? Можно ли назвать то, что я вижу просто «череда трагических событий»? Думаю, что даже для самого не искушенного философией зрителя ответом будет — «нет». И зритель, как я считаю, окажется полностью прав. Этот фильм не о российской действительности, это не отображение честности и порядочности наших правоохранительных органов, это самая что ни на есть чернуха, как это называют в народе. Но. Насколько сильная эта чернуха и можно ли пройти мимо неё и не посмотреть? Я с трудом сдерживался от просмотра очередной работы Юрия Быкова, а «Майор» стал третьим проектом, который я мог лицезреть. И я смело могу утверждать, что ни капли не жалею, что я когда-то познакомился с творчеством этого человека. Безумное повествование и естественный накал событий заставляет рвать на голове волосы от каждого нового «трагического случая». Я ценю какой бы то ни было фильм за то, что он не оставляет меня к себе равнодушным и держит под впечатлением долго. Виной тому существует множество факторов от актерской игры до операторской работы, но в картине «Майор» это все не имеет значения. Денис Шведов отлично сыграл главного героя и если бы мне вслепую дали смотреть этот фильм, то по его актерской игре создается впечатление будто это какая-то хроника или документальная лента, нежели художественное кино. Это безумный фильм. Очень сильный, на мой взгляд, но без малейшего намека на вычурность. Это не фильм о «мусорах, оборотнях и ментах», фильм вовсе не пытается создать границу между добром и злом. Автор во всей красе показывает как раз то, что зло повсюду и любой из нас, даже тот, кто читает этот опус, легко сможет стать жертвой этого зла. Повторюсь. Это чернуха, но это исключительный случай, когда сгущение красок и повсеместный пессимизм оправдан и абсолютно к месту. Конечно же, забыл отметить превосходный саундтрек, который всецело дополняет атмосферу с экрана. 9 из 10 (Оценка не максимальная, потому что в фильме все же есть ряд недочетов, которые не позволили мне поставить максимальный балл, хоть и на большинство из них я закрыл глаза.)
'Майор' – вторая по счёту режиссёрская работа Юрия Быкова. Здесь он опять-таки на нескольких ролях, а именно: на посту режиссёра, сценариста, композитора, монтажёра, а так же – исполнителя одной из главных ролей. Хорош ли этот фильм? Лучше ли он первой работы Быкова? Сейчас я попробую дать на это ответ. Сюжет: Майор на радостях едет в роддом. Ещё бы. Ведь после стольких лет ожиданий у майора рождается ребёнок. Доехать спокойно ему не суждено – он сбивает 7-летнего ребёнка на глазах у матери. В чём проблема, ты же – майор?! Используй своё положение. И он его использует, правда, это ведёт к ужасным последствиям, которые коснуться не только его, но и сторонних людей. Синопсис достаточно интересен и выгодно отличается от остальных фильмов выходящих в нашей стране, ибо у нас, что не фильм, то – обычная бытовуха. Актёры и актёрская игра: В роли майора Сергея Соболева у нас Денис Шведов, который уже снимался у Быкова, и который неплохо играет (и в «Майоре» и в «Жить»). Ему идёт эта роль, и он её хорошо отыгрывает. Ирина Низина играет мать погибшего мальчика, к ней тоже претензий не имею. Харизматичный Кирилл Полухин в роли Бурлакова (как же он хорош). Ну и на закуску сам Быков, который отлично, отлично, ОТЛИЧНО сыграл Павла Крошунова, сцены с ним – просто песня (не зря он получил за эту роль премию «Ника»). В целом - все играют на уровне. Кастинг хорош. Идём дальше. Сценарий: Именно в нём, как мне кажется, кроется слабина картины. А если быть точным – в последних 20-ти минутах фильма. В этих 20-ти минутах майор пытается спасти мать погибшего мальчика, но зачем это? Что-то менять уже поздно. На что он надеялся? Я конечно понимаю, что этим Быков хотел показать, что мол: 'майор не такой как все, в нём больше сострадания и сочувствия, чем во всех остальных ментах'. В довесок и концовка не особо меня удивила. Не ждите откровений, правда. Их там не будет. Музыка: Не плоха. Быков поднялся в этом плане, так как. музыка уже присутствует не только для того, чтобы зритель не скучал, но и способна сделать крутой момент ещё круче (к драматическим сценам это не относится, ибо в них звучит – подобие, из его прошлого фильма). Увы, но гитарные запилы под экшен удались, а остальное – как-то не очень. Итог: Очень жаль, что фильм в полной мере не смог оправдать моих ожиданий Быков доказал, что может показать чернуху и работу наших правоохранительных органов такими, какими они являются на самом деле, но зачем нужно было это «искупление» майора? Но, не смотря на мои придирки к сценарию, фильм весьма и весьма не плох и заслуживает.
Этот фильм - вторая полнометражная работа удивительного человека Юрия Быкова. Удивительного потому, что он выступает здесь как: сценарист, режиссёр, композитор, и даже исполнитель одной из главных ролей. Поистине, талантливый человек талантлив во всём. И что самое главное - все четыре ипостаси у него получились как минимум хорошо. Майор полиции Сергей Соболев на всех парах мчится в роддом вне себя от радости - жена рожает долгожданного ребёнка. Действие происходит зимой, дорога замерзшая, скользкая. Это его и подводит - откуда ни возьмись на дороге появляется семилетний мальчик, которого майор ненароком сбивает. Все доказательства очевидны, герою светит тюрьма. Используя своё положение, он и его напарники оправдывают его. Однако это действие повлекает за собой целую череду смертей, которым майор пытается всеми силами противодействовать. Фильм с первых минут вовлекает в мрачную, безысходную атмосферу. Тусклые тона, грязный снег, серые стены, хмурые лица придают этому фильму недюжинную реалистичность. Вообще, за режиссуру Быкову можно ставить твёрдую 5 - снято отлично, на высшем уровне. Видно, что работал человек, который знает своё дело. На протяжении всего фильма постоянно рефлексируешь и задаёшь себе вопросы - а как бы я поступил на его месте? А на месте другого? А чем я лучше, или хуже персонажей фильма? Кто я такой, чтобы их судить? И так далее. Однако в самом сценарии Быков сработал чуть хуже, чем в режиссуре. Гротескность, иногда непонятное поведение персонажей и неоднозначный финал - лично для себя я выделил такие недостатки. Но они мелкие, в целом, иной зритель по-другому это воспримет. Актёрская игра - высший класс. Особенно удался персонаж 'гнида'-полицейский, что взял на себя всю грязную работу, его играет опять же Юрий Быков. Это амплуа ему далось на сто процентов. Я не устаю ему поражаться - насколько же он многогранен. В общем и целом, перед нами пример очень хорошего российского фильма. Причём фильм в жанре 'социальная драма' вперемешку с неплохим триллером. Быков попытался показать, что не бывает однозначно плохих и однозначно хороших людей, всё зависит от конкретной ситуации, и показал он это на примере российских органов общественного порядка. Однозначно рекомендовано к просмотру людям, любящим вдумчивое кино, любители же голливудских блокбастеров могут проходить мимо. 8 из 10
Майор - монументальное полотно, повествующее о вечных проблемах долга и морали на фоне современной варварской российской действительности. В основу фильма положена дилемма вот уже несколько тысячелетий волнующая человечество - что же, в конце концов, значит поступать по справедливости? Как известно, самым знаменитым примером, положившим начало рассмотрению этого сложного вопроса, является суд над древнегреческим бродягой Сократом. И как мне кажется, есть нечто общее между майором Соболевым и нищим философом. Но далеко не все. Аналогия прослеживается скорее в ситуациях, в которые они попадают. Очевидно, что злого умысла со стороны Соболева в абсолютно непреднамеренном, случайном убийстве ребенка не больше, чем в проповедях и попытках Сократа дотянуть соотечественников до своего уровня. Далее, обстоятельства для обоих складываются таким образом, что каждому предлагается помощь со стороны друзей и знакомых...И вот тут сходство заканчивается. Действительно, все мы знаем, что именно мудрец ответил на увещевания друзей, считающих, что вынесенный ему приговор абсолютно незаслужен: '...не ставь ничего выше справедливости – ни детей, ни жизни, ни еще чего-нибудь...' А ведь вершиной, Олимпом, маяком и ориентиром этой самой справедливости он считал Закон и Отечество, что вскормили, вспоили, защитили его самого и его детей. Всему в жизни он обязан своей стране и должен подчиняться ее уставам и приказаниям. Майор Соболев же, напротив, кажется противник законов отчества, прибегает к помощи своих коллег по цеху. С этого момента на экране разворачивается самая настоящая эпическая битва между жалостью и состраданием раскаявшегося майора Соболева и жестокостью его друга и напарника, который первый же вызвался ему помочь. Люди, в этой внезапно развернувшейся баталии падают словно пешки. Но с каждым новым трупом, цель подобной резни все слабее видится из-за пелены мутно-кровавого тумана, пока, наконец. не теряется во мраке насилия. Ведь именно насилие и является тем принципом, на котором строится все наше социальное пространство. В связи с данным обстоятельством, благотворительное, сострадательное (уж не себе ли он сочувствует!) стремление майора предстает практически греховным поступком, приведшим к смерти еще четверых человек. При виде его мятущейся, неприкаянной души, лично мне приходит на память игрушка Ванька-Встань-ка, где каждое отклонение знаменует собой очередную жертву. На мой взгляд, самый сильный персонаж данного фильма - друг майора в сногсшибательном исполнении самого Юрия Быкова. Подобно остро отточенному, сияющему клинку он твердо и уверенно ударяет в самое сердце. Режиссеру так точно удалось отразить характер этого воистину глубочайшего во всех отношениях персонажа, что всякие попытки Д. Шведова и И. Низиной изобразить интересных героев выглядят жалкими потугами в сравнении с широтой и необъятностью образа этого истинного творца. Только после заключительной речи Ю. Быкова понимаешь насколько опустошительную, холодную и ужасную бездну должны носить в себе подобные личности. Становится ясно, что это не Терминаторы и не роботы-полицейские, а самые настоящие люди. Но с тем отличием, что минутные всплески жалости и сострадания для них абсолютно неприемлемы и губительны. В связи с этим, им приходится постоянно их подавлять, хотя «мучаются» они ими ничуть не меньше всех остальных. В заключение же можно сказать, что фильм Майор целиком и полностью обязан своим появлением Юрию Быкову - не только замечательному актеру (играющему не хуже Невзорова), но также превосходному постановщику, сценаристу, композитору и монтажеру. В том случае, если он и дальше будет продолжать свою творческую деятельность - то о смерти российского кинематографа будет кричать только помешанный. Что же касается справедливости - то спустя две тысячи лет еще один философ, уже немецкий, куда как ближе стоящий к нашему времени выразился так: 'Тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести её!' Но кто же прав?..
Паша – Павел Георгиевич Коршунов, следователь районного УВД, беспрекословно выполнит приказ своего начальника, полковника полиции, озабоченного тем, что «шакалы» из области понаедут, узнав о чрезвычайном происшествии, и нарушат тишь да гладь вверенного его надзору райцентра Рязанской области. В роли этого Паши мы увидим самого автора невероятно острого и беспощадно правдивого фильма о современной жизни российской глубинки – Юрия Быкова. Он не только поставил этот фильм по собственному сценарию и сыграл в нем одну из главных ролей, но даже написал музыку, которая ненавязчиво и очень уместно поддерживает напряжение, а порой, в контрапункт, дает передышку нагнетанию саспенса, которым фильм перенасыщен все 99 минут. Фильм действительно снят очень красиво. Оператор Кирилл Клепалов. Просто, динамично, без красивостей и предельно правдиво. Снегом покрытые равнины, городок с типовыми панельными многоэтажками, почти деревенские домики частного сектора, краснокирпичные особняки «новых русских». Нет, разумеется, история рассказанная Быковым совсем не красива и попросту ужасна, но картина сделана с безупречным кинематографическим вкусом, с четким ритмом и без смакования жестокостей, которыми сюжет переполнен от начала до конца. Центральный же герой, тот самый майор полиции - Сергей Соболев (Денис Шведов), на самых же первых минутах фильма случайно сбивает насмерть своей машиной на обледеневшем шоссе семилетнего мальчика на глазах его матери. Других свидетелей происшествия нет… А ведь так хорошо этот зимний день начинался! Майору позвонили из больницы в Рязани, где лежала на сохранении его жена и сказали, что роды начались. Они так много лет ждали этого события. Вот и помчался, сломя голову, будущий отец в областной город. Нет смысла, и не имею я права пересказывать сюжет, поскольку эта смерть за один зимний день будет не единственной. У невольного убийцы, после первого импульса пробуждения совести и порыва раскаяния, железно сработает инстинкт российского мента - выпутаться из неприятной ситуации с помощью своих коллег и подчиненных. Друзья-коллеги незамедлительно прибудут на место происшествия – тут и закрутится тугая спираль круговой поруки, или, как теперь принято говорить - корпоративной солидарности работников правоохранительных органов. Закрутится настолько туго, что не раз и не два сорвется с летальным исходом. Сам режиссер признавался, что идея сценария возникла у него, когда он узнал о «подвигах» московского майора милиции Евсюкова. Но сходство сохранилось только в воинском звании – майор. Здесь не Москва, здесь родная режиссеру Быкову среднерусская провинция. По его собственным словам: «это кино про феодальное общество, внутри которого есть ближний круг людей, за которых ты несешь ответственность, и есть чужие, на которых, в сущности, плевать». Олицетворением этой Системы служит начальник РУВД полковник Панкратов, в роли которого обаятельный Борис Невзоров. Мне кажется, он никогда в жизни не играл отрицательных персонажей. Но здесь этот благообразный, душевный такой отец семейства и дедушка хлебосольно принимает в своем особняке из красного кирпича VIP-персон районного масштаба. По-хозяйски он решает дела не только полицейские, но и политические – на носу выборы, и экономические – выделение земельного участка под новый торговый центр с рестораном. Гости – депутат и застройщик. Прямой намек на коррумпированность силового ведомства. Кроме Бориса Невзорова, Дениса Шведова и Кирилла Полухина – в небольшой роли капитана Бурлакова, я никого из актеров, занятых в «Майоре» раньше не видел. Тем самым подчеркивается удивительная достоверность их поведения. Денис Шведов порой своей внешностью немного напоминает Джейсона Стейтема. Но личность его героя гораздо более глубокая и непредсказуемая. Его внутренние душевные метания и одновременно следование принятым в ведомственной среде методам, то заставляют зрителей искренне сопереживать герою, то ненавидеть и презирать его. Очень сложную роль взял на себя сам постановщик картины Юрий Быков. Да, он и по сюжету является как бы режиссером, ведь Павел Коршунов руководит ходом полицейской операции по ликвидации свидетелей происшествия. И это не просто «злой» следователь, а лучший друг майора и действует он из желания ему помочь. Их третий приятель – гаишник Толя Меркулов тоже был втянут в эту историю. Очень типичный и достоверный образ создал Илья Исаев. Это, так сказать, основные представители силовых структур города. А вот их невинные жертвы. Ирина Низина играет несчастную мать, а Дмитрий Куличков ее мужа. Непредсказуемый и открытый финал неожиданно объединяет оба фильма Юрия Быкова. В кабине грузовичка встретятся главные герои этих фильмов «Жить» и «Майор». Денис Шведов там играл крутого, но не чуждого совестливости, бандита, здесь – крутого и тоже не чуждого сантиментов, полицейского. А шофер (Владислав Толдыков), который подвозит майора до Рязани – был главным героем из фильма «Жить». Тот же простой местный работяга, кто единственный выжил в жуткой передряге во время воскресной охоты. И в первом, и во втором фильме главной темой звучит вопрос – какой ценой человек может оставаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах. «Для меня это квинтэссенция России, маленький ничем не примечательный городок, но в котором есть все проблемы, все плюсы и минусы российского менталитета, российской действительности. Когда я присмотрелся к тому, что происходит, я понял, что самая главная проблема на данный момент, это проблема отношения человека и власти». Итак, запомним имя молодого русского режиссера, сценариста, актера и композитора – Быков Юрий. Хорошая фамилия напомнит о его славных предшественниках – Леониде и Роллане. Теперь уже ясно, что у ушедшего в мир иной Алексея Балабанова есть достойный преемник. 9 из 10