Фильм о жизни бахтинцев в зимнее время года. Суровая зима, непролазная тайга, замерзший Енисей, за окном минус пятьдесят, питьевая вода из колонки - все это будни небольшого поселения в самом сердце России. Люди здесь выживают за счет охоты и рыболовства - шкурки сдают за деньги, рыбу употребляют в пищу. Никакого тебе офиса, метро и толпы потребителей. Здесь человек ежедневно сотрудничает с природой, пытается добыть себе пищу и приручить животное. Конечно, для сельского жителя вряд ли найдется что-то удивительно в этом фильме - такой быт до сих пор является привычным для некоторых регионов России. Что же касаемо городского жителя, то для него здесь найдется много нового и необъяснимого. Например, красота бахтинской природы - с каждым кадром мы уходим далеко в глубь тайги, где природа по-настоящему сурова и беспощадна. Именно ради этих кадров стоит посмотреть фильм - красоты природы действительно завораживают своей необузданностью. В таких местах может выжить только сильный духом человек, готовый к физическому труду и способный самостоятельно организовывать свою жизнь. Мужик здесь выполняет роль охотника, женщина ведет домашний быт, дети помогают по хозяйству - каждый выполняет свою функцию для того, чтобы выжить. Семья имеет важнейшую ценность. В таких условиях человеческие качества приоритетны - деньги и связи здесь ничто. Человек работает на себя и для себя - за деньги мало что купишь. Бахтинцы верят в себя, а не в государство и церковь. Они ничего не от кого не ждут и ни на кого не надеются - сами творцы своей жизни. Разве это не счастье?! В то время, как на большей территории России люди стали прожигателями жизни, ненасытными потребителями. Для них деньги решают все - про достоинство и человечность давно забыли. Семейные ценности утеряны, рождаемость упала и смертность возросла - запустилась программа полного самоуничтожения человечества. Люди потеряли смысл жизни - за них думают и решают, что им есть, как жить, кого уважать. Я не думаю, что для того, чтобы вернуть человеческие ценности, необходимо ехать в Бахту и приспосабливаться к суровым реалиям той жизни. Достаточно посмотреть этот фильм и понять, что конкретно вы потеряли, о чем забыли и как все можно поменять.
Сказать, что фильм произвел впечатление - это значит ничего не сказать. Когда какой-нибудь ваш знакомый рассказывает интересную, необычную историю, вы же не пытаетесь оценить его рассказ, и уж тем более выставить ему определенную оценку за это - вы просто слушаете, и если история достойная наслаждаетесь ей. Так получилось и с этим фильмом - это просто удивительный рассказ, который захватывает с головой. 'Счастливые люди' - нечто больше чем кино. Документальное кино, безусловно, должно занимать более значимую, чем сейчас, позицию в кинематографе. Большое документальное кино способно произвести такое впечатление, какое с огромным трудом производит кино игровое. Потому что игровое кино - это проекция жизни, а документальное - это и есть сама жизнь. Радует, что некоторые подвижки уже есть. У нас в России например за последний год на большом экране вышло около 10 документальных фильмов, причём некоторые из них шли в прокате в самых больших залах. Ранее я такого количества документалок в кинотеатрах не замечал. В связи с этим, немного жаль, что такая мастерская и изумительная картина как 'Счатливые люди' не вышла не то чтобы в кинотеатрах, она даже по телевидению не показывалась. Хотя фильму уже без малого 4 года. Причём один из общероссийских телеканалов приобрёл права на показ, но я не в курсе показывал ли, во всяком случае не освещал точно. Но начиная с прошлого года фильм всё-таки появился в интернете. Хотя трудно сказать, узнал бы кто-нибудь про этот фильм, если бы не Вернер Херцог, взявшийся за международную версию 'Счастливых людей', и таким образом хоть как-то прорекламировавший зрителю проект Дмитрия Васюкова. Социальное лирически-экологическое кино. Центр России, река Енисей, деревня Бахта. Люди как никто другой связанные с природой - они не порабощают и не создают её - они сами являются частью природы. Большинство из нас, людей городских, никогда не столкнется с тем, с чем ежедневно сталкиваются бахтинцы. От этого интерес к их обыденным занятиям высок. Едва ли мы когда-нибудь окажемся там. Едва ли мы будем счастливыми там. Мы счастливы в своей ноосфере, а они как часть биосферы счастливы по-своему. Хотя вроде все мы жители одной большой страны, но кажется что живём на разных планетах. Недаром в фильме сказано: 'Для них всё что за Уралом - всё непонятное и чужое - что Москва, что Париж'. Так и для нас: там везде одно и то же - что в Бахте, что в любой другой деревне в дали от больших городов. И всё-таки - насколько же интересно смотреть на их жизнь. Фильм хорош абсолютно во всем. Фильм честен со зрителем. В нём не будет никаких оголтелых дикарей с топорами. Цивилизация, рыночные отношения и прочее также как и нас коснулись и их, пусть не настолько сильно. Охотники в Бахте уже давно разъезжают на снегоходах. Особенно знаменательным кадром для меня стала песня Николая Баскова по радио в избушке в глухом лесу - он даже там не оставляет нас в покое! В этом всём что-то есть, и несмотря на всю несхожесть наших будней, есть у нас и много общего: апельсины на Новой год, 9 мая, застолья - много вещей которые объединяют народы нашей страны. И это весьма важно. Замечательные оказались и главные герои фильма - люди душевные, интересные и конечно счастливые. Особенно выделяется Геннадий Соловьев - охотник промысловик - человек которого можно слушать бесконечно, человек имеющий представление о высоких человеческих качествах: чести, совести, уважению к природе - тех качествах, которых всё больше не хватает людям городским. Именно с Геннадием мы проведем большую часть фильма, и это наверно не случайно. Человек он очень образованный и разумный, за ним только и записывать: 'Если б не клин да мох, Плотник давно бы сдох'. До этого фильма Дмитрий Васюков был известен лишь очень малому количеству людей, в основном рыболовов-любителей, потому как Дмитрий был режиссером достаточно известной передачи «Диалоги о рыбалке». Как раз вся творческая группа 'Диалогов' и снимала этот фильм, и опыт прошлой работы явно не прошёл даром - сцены отсняты на высочайшем уровне, особенно запомнились подледные съемки при ловле налима. Вообще картинка в целом привлекательная. Да и как рассказчик Васюков не подкачал. Уверен что Вернер Херцог в своем озвучивании постарался минимально отходить от текста оригинала, потому как рассказать ещё лучше представляется чем-то маловероятным. А ещё в международной версии композитором выступил Клаус Бадельт - личность широко известная и вообще очень даже интересно послушать какие мелодии он подобрал для фильма. Потому как в оригинальной картине за композиторскую часть отвечал Александр Войтинский - по совместительству режиссер некоторых русских поп-картин. В 'Счастливых людях' он приятно удивил - музыка у фильма просто великолепная и точно подобранная. В связи с этим не совсем понятно почему Херцог решил поменять музыку, если уже есть такая замечательная. И в итоге... Снятый большими профессионалами, в какой-то степени лирический, просветительский, душевный, научный, развивающий, захватывающий, честный, реальный фильм абсолютно для всех. Фильм сверху до низа пропитанный уважением и любовью к простому люду и их повседневности. Фильм который не может оставить равнодушным - потому как всё по-настоящему. Фильм в котором не к чему придраться. Фильм который и есть сама жизнь, просто жизнь отличная от нашей. 'Всем природа нашла свое место, и зверю и птице. Вот только человек должен сам искать место и дело, и если найдет, тогда и будет по-настоящему счастлив.' После фильма всего и не рассказать. 10 из 10 Думаю поклонников этот фильм обрел, и есть надежда что он настигнет и массового зрителя, и конечно не разочарует его. Также есть информация что Дмитрий Васюков снимает нечто вроде продолжения фильма, только теперь на Белом море. Это отрадная новость. Такое кино должно сниматься. У нас огромная страна, и чтобы объездить её понадобится ни один год и уйма денег. А с такими фильмами мы получаем удобную возможность, по крайней мере, расширить свой кругозор. И остается сказать Дмитрию Васюкову, продюсеру, композитору, операторской группе, бахтинцам и многим другим кто воплощал этот проект в жизнь - большое спасибо.
Ничего однозначно счастливого в фильме не увидел. Суровый климат, бедность, полудикое существование, отсутствие инфраструктуры, борьба с природой за выживание, бутылка на палке вместо игрушки у ребёнка, женщины, которых издали не отличишь от мужчин. После просмотра в названии фильма даже начинает видеться некоторая издёвка, хотя, конечно, автором она явно не задумывалась. Мне кажется, такая жизнь да ещё в таких условиях вообще исключает ощущение «счастья» — ему просто некогда в человеке появиться. Прекрасно понимаю людей, которые оттуда бегут в европейскую часть России (в которой, напомню, живёт 85% нашего населения). К технической и художественной части претензий нет: снято хорошо, монументальные виды суровой природы присутствуют, закадровый голос автора к фильму вполне подходит. Посмотреть фильм, пожалуй, стоит. Хотя бы для того, чтобы внутренне порадоваться, что ты горожанин и начать это ценить. 5 из 10
«Счастливые люди» – документальный цикл, состоящий из четырех пятидесятиминутных фильмов. Каждой серии - свое время года, свои дела и хлопоты жителей села Бахта Туруханского района. Место для съемок выбрано не случайно: с одной стороны Бахта отгорожена от внешнего мира своенравным Енисеем, с другой – суровой тайгой. Закадровый голос, большую часть сериала умелым рассказчиком повествующий о быте сибиряков, принадлежит Дмитрию Васюкову – режиссеру и автору проекта, прожившему вместе со своими героями целый год. А год для бахтинцев – это не просто календарные 365 дней, это полный цикл жизни, продиктованный природой. Все человеческое существование в этом строгом крае зависит от того, как поведут себя ветер и вода. Зарплату в станке получает человек пятьдесят из трехсот, еще несколько зарабатывают промысловой охотой, остальные живут то рыбалкой, то хозяйством, то временными работами. Как река, так и они. Кино получилось не то чтобы необычным по форме, но удивительным по содержанию. Даже постоянные жители села настолько далеки от термина «глобализация», насколько хипстер от печной заслонки, чем вызывают неподдельный интерес у всех любознательных горожан, как минимум. Что уж говорить о тех, кто на большую часть года уходит в тайгу. О таких, как Геннадий Соловьев – охотниках-промысловиках. У Геннадия промысловый участок – полторы тысячи квадратных километров тайги на него одного. Всю зиму нужно обходить эти просторы по кругу, проверяя придуманные еще дедами ловушки на пушного зверя. А весной, летом и осенью готовиться к сезону – это ведь не единовременное развлечение, это способ прокормить семью. С таким запасом северного колорита в каждом кадре не удивительно, что через два года после всевозможных фестивальных успехов «Счастливых людей» Вернор Херцог смонтирует и озвучит полуторачасовую версию фильма, где международного зрителя будут знакомить с особенностями тайожных охоты и рыбалки. Деревенские эскизы беспощадно вырезали, да и от большей части лирики пришлось отказаться. Оно и понятно. Для иностранца, должно быть, даже просто уловить невероятной силы, где-то граничащее с завистью восхищение в голосе Васюкова – и то трудно. Что уж говорить о том, чтобы все это понять и прочувствовать. А ведь практически любого русского, после просмотра этого мини-сериала особенно, вряд ли удивишь поступком биолога из Москвы Михаила Тарковского, вот так просто переехавшего в глухую сибирскую станицу. И пусть связь там только по рации, почту завозят раз в неделю на вертолете, а до ближайшего полицейского или врача 150 километров. «Тут все, о чем я мечтал: и красотища, и дело делается», - улыбаясь, признается один из авторов проекта. Часть сцен картины взята из личного видеоархива Михаила, который, кстати, из рода тех самых Тарковских и, помимо прочего, пишет книги о своей жизни, о природе и о России. Да, там красотища. Богатство природы профессионально продемонстрировано различными панорамными и подводными съемками. Но там и дела делаются. Делаются спокойно, без лишней суеты и спешки: мать-природа сама определит всему свой черед. Но если что-то пропустить, не сделать, то пеняй на себя: задарма Север никого не кормит. «Тут надеются только на себя и спрашивают тоже только с себя», - этим лозунгом начинается каждая серия цикла. Но в данном случае это правда. Правда, доказанная прямолинейными и простыми сценами, где, лишь изредка прерываемые видовыми заставками и разъяснениями, люди постоянно заняты тяжелым трудом, об особенностях которого фильм рассказывает с неизменным интересом. Труд этот вознаграждается благами, скорее, нематериальными. А в том, что герои картины в состоянии оценить такого рода блага, авторы сомнений не оставляют. В основном это касается охотников. «На Енисее не говорят «убил», там говорят «добыл». Сдержано и открыто рассказывают эти люди о себе и о своей работе, о таком далеком, незнакомом большинству даже понаслышке укладе жизни. В их словах стойкость, мужество, человечность. А слова не расходятся с делами. Ничего наносного, поверхностного. Они заботятся о животных больше любого гринписовца - без животных им нечего будет есть, не на что жить. Пусть зимой в меню только налим, а коротким летом мошка нещадно вгрызается в кожу. Взгляд постоянно обращается к небу над рекой: надо лишь следовать естественному порядку вещей. Эти люди едины с природой. Эти люди целые. И создатели сериала искренни и непреклонны в своем выводе: вот оно, счастье. Режиссер за кадром не устает повторять это то так, то эдак. Но точнее всего в конце рассказа про северную зиму - самую хлопотную, самую решающую пору для жителей сердца нашей страны. «Всем природа нашла свое место: и зверю, и птице. Вот только человек должен все время искать свое место и дело. И если найдет, тогда и будет по-настоящему счастлив».
Интересно осознавать, что где-то есть место, где люди не пытаются получить корысть за счет другого, где нет политики и прочего негатива нашего общества. Люди здесь ценят природу а не нефть. Они не соревнуются между собой, не меряются своим статусом, не наживаются на чужой работе - они все практически равны. В этих людях меньше эгоизма, они не так сильно испорчены деньгами и масс-медиа, которое всеми силами пытается убедить человека, что главное это деньги и репутация. Совершенно другие проблемы у жителей близ реки Енисей. Порой хочется убежать от всего этого эгоизма и ничтожно испорченного общества в котором мы живем, от всех этих корыстных людей и всего этого дерьма... Но никогда не знаешь, сможешь ли ты выдержать такую жизнь охотника. 9 из 10
Бальзам на раны городского жителя. Хотя... Странный бальзам: не сказать, что сильно успокаивает эти раны. Успокаивает нервы и наполняет радостью свидания с естеством, однако задает мучительные экзистенциальные вопросы. Капля такого горько-сладкого лекарства необходима каждому.
За то, что автор снял правдивый и красивый фильм о людях труда - ему низкий поклон. Фильм о буднях живущих вдали от цивилизации людей, тяжким трудом добывающих пропитание. Вся жизнь их заполнена заботой об этом. Что еще есть в жизни этих людей? Редкий отдых под собственное пение. Больше ничего не показано. Да и нет, вероятно, больше ничего. Ни библиотек, ни клубов, ни телевизора. Какой там интернет! Телефона нет. Только рация. Врач за 150 км. Это счастье?! Когда отсутствие посатижей или мотка проволоки, как говорит диктор, может обернуться трагедией? Я понимаю, что сами люди по каким-то причинам предпочитают такой образ суровый образ жизни, лишь бы не было над ними начальства, олицетворяющее несвободу. Но на них все равно не может сказаться то, что происходит во внешнем мире. Жители северной глубинки должны продавать пушнину, а деньги всё дешевеют, потому что во внешнем мире кризис. А как детей учить и воспитывать в таких условиях - ограничить их жизнь физиологическими потребностями, ведь ничего более существование в этих условиях не дает. Духовность? В чем она? В незамутненности сознания благами цивилизации? В отсутствие соблазнов, наркотиков? Их просто нет там. А были бы? Сумели бы противостоять? Ну не те люди, что показаны в фильме, уже состоявшиеся, а их дети? Сомневаюсь. От такого примитивизма как раз легко западают на даряющие другие ощущения стимуляторы. Но это сугубо мое мнение. Если люди счастливы, то я рада за них.
Шедевр Дмитрия Васюкова 'Счастливые люди' стал для меня одним из любимейших фильмов. В нём нет ни наигранности, ни притворства. Есть лишь реальная жизнь, простая и счастливая... Фильм состоит из четырех частей, каждая из которых происходит в определенное время года (весна, лето, осень, зима). Одна серия длится около 50 минут. За это время мы успеваем окунуться не только в атмосферу простой деревенской жизни, но и нелёгкого труда, которым занимается большая часть населения, в частности охотники-промысловики. Бахтинцы - далеко не малограмотные люди, как обычно думают о деревенских жителях. Их речь, в отличие от нашей, не испорчена междометьями, англицизмами. Поражает и обилие слов, которыми они описывают повседневные вещи и приспособления (например, кулёмка). Вдохновляют и личные качества бахтинцев - это трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность, упорство и доброта. Здесь нет места зависти, притворству или замкнутости. Люди помогают друг другу, и если кто-то строит баню, то делают это вместе. Этот фильм оказывает психотерапевтическое воздействие на душу, помогает задуматься о смысле жизни, истинном человеческом счастье. Мысли, которые я вынесла для себя, это - поменьше лениться, побольше работать и выходить за свою зону комфорта, ведь постоянное преодоление трудностей - закалка для человека. Учиться делать вещи своими руками (например, готовить, вязать) и делать это на протяжении всей жизни, каждый раз узнавая что-то новое. Также, прежде чем что-то сделать, нужно подумать наперед и задать себе уточняющие вопросы (а зачем это? нужно ли оно мне?) и стараться делать вещи заранее, не откладывать на потом. И самое главное, надеяться только на себя и спрашивать тоже только с себя.
«Мы особо не воспитаны на документальных фильмах. Можно сказать, не воспитаны на таких фильмах вообще. Всё больше смотрим художественное кино, всё больше нам нужны спецэффекты, искусственные эмоции. А этот фильм показывает нам документальное кино с такой стороны, когда его можно любить. Здесь нет взрывов, драк, кипящих страстей, интриг - здесь настоящая жизнь. Нет, она не «другая», как назвал её автор, она именно «настоящая». А точнее настоящим является то, что есть у людей самое ценное. Это то, что они являются частью великой природы, созданной на нашей планете и живут с ней в любви и гармонии. И если у вас на душе скверно, вы устали, вас всё раздражает, вы злитесь и вы опустошены - просто посмотрите документальное кино Дмитрия Васюкова цикла фильмов «Счастливые люди» (Алтай, Поморы, Енисей). И тогда вы вернётесь к самому себе, настоящему, такому, каким вы рождены на этой земле и каким вы по-настоящему должны быть.»
Фильм о том, что человек ради выживания убьет все и вся вокруг себя. Используя современные моторы, оружие, керосин, сигареты и прочие блага цивилизации люди убивают с утра и до утра. Природа для них это магазин, деньги - это время и силы. Наверное так и должно быть - сильный пожирает слабого. При этом 'ужасные' люди из другого мира делают для благородных охотников патроны, ружья, топоры, добывают нефть, делают одежду, создаю снегоходы и мотоциклы. И все для того, чтобы они могли убить больше пушистых зверьков и получить за это деньги. В целом идея фильма такая - 'посмотрите на природу, на животных, на птиц и рыбу - они созданы для одного только - для удовлетворения человека'. Радует одно, что истребителей всего живого не так много. Но на секунду задумаешься, что будет если все мясоеды начнут жалеть домашнюю скотину и понимаешь, что меньше чем за год на планете не останется ни единого живого существа. Благородные охотники истребят всех. Природа в фильме прекрасна и тем ужаснее на ее фоне смотрится двуногое олицетворение смерти. Тем кто никогда не жил такой жизнью, людям из больших городов наверное это будет видится романтичным. Собственно на них и рассчитано.
Моя служба офицером в ВС СССР позволила быть в гуще событий природы умеренных лесов Германии и степях Казахского мелкосопочника, ощутить все тягости и лишения воинской службы в полупустыне Монголии, понять стабильность природы болот и лесов Карелии... Я родился в Сибири на берегу реки Обь, закончил школу на берегу реки Иртыш, получил первое офицерское звание на берегах Невы... я не бывал на Енисее. После просмотра фильма поставил перед собою цель - обязательно увидеть эту сильную реку Сибири и пообщаться с сильными русскими людьми, которые живут на её берегах и при этом абсолютно счастливы. Фильм передаёт ту самую атмосферу сибиряков, тот сильный русский дух, который не позволил ни одному супостату завоевать просторы нашей Великой России... Получил каждый в зубы и, брызгая соплями и кровищей, затаился в своей норе.. в злобе, зависти и непонимании... Благодаря именно такому счастью простые люди живут не оглядываясь на толстосумов и им абсолютно безразличны 'цацки' 'селёдок с подиума'... У этих людей настоящие ценности: Семья, Природа, Жизнь... Мало кто уже из мегаполисов помнит истинное определение этих банальных понятий нашей повседневности... А эти люди помнят.. и потому счастливы. Конечно, блага цивилизации должны быть и всё же обидно наблюдать на снаряжение наших охотников и тех же 'трапперов' с Аляски или Великих озёр в США... Небо и земля... Мда, не даёт чиновник нашему народу жить достойно - не даёт.. А не даёт, потому что завидует и гадит... А люди всё равно счастливые! Не простой быт, красота природы, своя глубокая философия, спокойствие и рассудительность - основные посылы от создателя фильма, по-моему... Спасибо. Рекомендую тем, кто остаётся человеком не смотря на всю окружающую гадость...
Городские жители бывает задумываются о том, что- бы переехать в деревню, подальше от цивилизации. Жить на лоне природы, не зависеть ни от каких политиков, не волноваться об уже надоевших 'житейских' проблемах городского жителя. 'Счастливые люди они: эти охотники и рыболовы' - можно было подумать. Но так ли это на самом деле? Вот тут то каждый отвечает для себя по своему. Фильм повествует о реальной жизни таких вот 'счастливых людей'. Врач хоть и иногда прилетает на вертолёте, но он не полетит ради тебя из-за какого-то пустяка. Верно было сказано в фильме, что надеяться не на кого, только на себя. Это не курорт, это место - где ты должен выживать. Это - суровая тайга, суровый Енисей. Настоящий аскетизм и затворничество, да ещё и в суровых природных условиях. Кому-то по нраву идея так жить, а кому-то нет. У кого-то после просмотра остаётся чувство восторга, у кого-то - кошмара. Но в любом случае, фильм со своей задачей справился на все 100. Даёт пищу для размышлений, и, кажется, вполне верно и атмосферно отразил жизнь в Бахте. Фильму - верю! 10 из 10
Фильм отличный, но немного преувеличено с темой выживания в суровых условиях. На самом деле все не так плохо. Для начала там есть электричество, телевизор и даже интернет. Почта тоже работает, а врачь прилетает на вертолете. Зарплаты почти у всех бюджетные, пенсии само собой. Суровость пожалуй заключается только в Енесее, который существенно осложняет связь с внешним миром. А так же в суровом Сибирском климате. А в остальном, не увидел я особых отличий от обычной деревни в 300км от Москвы. Разве что люди занимаются настоящим промыслом - охотой и рыбалкой, а не бухают в колхозе или на лесопилке. 10 из 10
«Счастливые люди» - цикл документальных фильмов о жизни и быте небольшого села Бахта Туруханского района. Бахта находится в самом центре нашей страны на берегу реки Енисей. Место это кажется нам, городским жителям, уникальным: зарплату из трехсот жителей получают, дай Бог, пятьдесят; до ближайшего промыслового поселка больше ста километров; вся жизнь продиктована природой – куда ветер подует, туда и человек двинется. Да что уж говорить, тут даже президента не ругают! Однако, если так подумать, то так ли уж уникально село Бахта? Что, только в Бахте люди не пользуются интернетом, не получают зарплат и не ездят в метро и автомобилях? Только в Бахте человек зависит от прихотей природы, живет спокойно до тех пор, пока река не выйдет из берегов или зверь перестанет ловиться? «Счастливые люди» - красивое кино. Немного жестокое, но красивое. О природе, о суровом быте охотников и рыболовов. Оно успокаивает зрителя, настраивает его на философский лад. Для меня это кино не только рассказ о красоте и жестокости природы. Оно о забытых государством людях. Государством, которое активно пропагандирует социальное равенство, выступает на мировой арене, участвует в процессах так называемой глобализации. Интересно, а сколько из жителей Бахты получают социальные пособия по безработице, пенсии? А даже если и получают, то есть ли в селе банкомат и где принимаются кредитные карты? К скольким из пожилых жителей села ходят социальные работники? Кто из них платит налоги на рыболовство и охоту? Развито ли в Бахте образование и здравоохранение? Сколько из выпускников школ Бахты поступают в ВУЗы, или, вернее сказать, задумываются о поступлении? Не говорю уж о ЖКХ: наверное, все село можно смело записывать в аварийный фонд. Это увлекательное кино наталкивает на мысли о связи человека с природой, но напрашивается вопрос: может ли современное государство допустить, чтобы жизнь человека в такой вот «Бахте» зависела исключительно от крепости его силков и прихотей Енисея? Как было сказано выше, Бахта совсем не уникальна. Недавно страна стала свидетелем страшных наводнений в Хабаровске и Благовещенске, каждый год сотни людей гибнут от стихийных бедствий. Новостные передачи неустанно вещают нам о городах и весях, где нет электричества, интернета; о поселках, в которых единственные жители, бабушки и дедушки, могут рассчитывать только на себя, потому что молодежь уехала в города и не вернулась. Как бы банально это ни звучало, но часто мы забываем о том, что Россия – это не только Москва и крупные промышленные центры. Россия – это федерация, в состав которой входит множество субъектов. Это не просто слова: за ними стоят люди с абсолютно разным укладом жизни, традициями, образом мыслей и языком. Однако, все они граждане этой огромной страны, Российской Федерации, и каждый из них в равной степени имеет право на поддержку и заботу этого государства, независимо от того, живет он в элитной многоэтажке или в избе на берегу Енисея.