Порочный круг (Замкнутый круг) - фильм серьезного режиссера П. Джха. Я готова все смотреть у него, т.к. он меня ни разу не подводил в выборе. Умный, вдумчивый мастер, что отражается в его творениях, будь то Политики или Похищенные души. Тяжелый реалистичный фильм о наксалитах и борьбе правительства страны с ними. Такая сложная тема и раскрыта авторами неоднозначно: четкой оценки действий наксалитов и полиции нет. Потому что никак не нарисуешь одной краской ни тех, ни других - обе стороны многогранны. Схватка ни на жизнь, а на смерть между полицией и наксалитами - деревенскими бандитами - показана через несколько судеб. Полицейский Адил Хан, его соратница-жена, их друг - весельчак и неудачник Кабир, наксалиты Раджан, Говинд, негодяй Нага и озлобившаяся Джухи. По обе стороны баррикад уверены, что правда - только их собственность, а за окопом - враги. И вот на линии огня появляется артистичный Кабир, и правда сразу теряет свою незыблемость, и пошатываются все предыдущие устои. Будто бы ясная картина, видимая с одной стороны, - стороны закона, приобретает в пристрастных глазах Кабира совсем другие, неожиданные краски, как только он переходит линию фронта и вливается во вражеский лагерь. Мы вместе с героем видим, что лица наксалитов разнообразны: от циничных бандитов до пострадавших от несправедливости властей. И герой задумывается впервые в жизни над трагичностью человеческих судеб своих неожиданных товарищей. Фильм традиционно для П. Джха драматичен, финал неоднозначен и несчастлив. Ибо какой же хэппи-энд в войне, а как я прочитала в Википедии до искоренения наксалитизма ещё очень и очень далеко. Понравились все актеры.
Можно долго говорить о левом кино, хотя его не так уж и много нынче снимают. Это, как правило, одиночные шедевры, да парочка 'оллдскульных' левых режиссёров, доживающих свой век. Как и везде, в нём встречаются как достойные фильмы, так и не очень. Перед нами именно тот фильм, который бьёт не в бровь, а в глаз и является одним из немногих алмазов в море стекла. Тематика левого радикализма в Индии, к сожалению, развита плохо, хотя этого добра там предостаточно. Движение наксалитов существует в Индии уже давно, но из-за тёплых отношений СССР и Индии о борьбе крестьян-маоистов общественности стало известно уже только после распада СССР, да и то интересовались им небольшие группы леваков. Для обывателя Индия - ширпотреб Болливуда, индийская кухня, да кришаниты, гуляющие по улицам городов СНГ. Перед нами замечательнейшая картина, показывающая в простой и доступной каждому форме, что по чём и кто за что. О том, что Индия, как и любая страна - это не только стереотипы, навязанные масс-медиа. Картина, заставляющая задуматься. Рекомендована для просмотра тем, кто сделать этого ещё не успел. Впрочем, фильм не только о борьбе радикалов с правительством. Затрагивается в нём и вечная проблема человеческих отношений. Обвинить фильм в отсутствии объективности возможным не представляется. Авторы показывают, что с обеих сторон баррикад есть по-хорошему убеждённые в свой правоте люди, искренне желающие наилучшего исхода. Показана вся та кровь и грязные приёмы, которые имеют место быть в каждой реальности. И нет, ни в коем случае, никого не убеждают в том, что это - норма. Однако, в заключении фильма, дано понять, что лишь борьба (а не компромиссы) даёт права, а стремление к справедливости будет прорастать сначала в каждом человеке и постепенно, во всём человечестве. Ведь проросло оно и в интеллигентном профессоре, который мог жить и не заморачиваться ни о чём, и, даже в том, кто пришёл в революционное движение для его развала. Движение наксалитов существует уже практически 50 лет. В Индии оно официально объявлено террористическим. И несмотря на все правды и неправды, которыми пытаются его задушить, движение всё-таки существует. Так может наксалиты не просто бездушные террористы? Каждый может увидеть в фильме то, что он хочет, но для меня основная мысль такова. Лал салам, товарищ...
Сразу хочу сказать, что если вы собрались смотреть этот фильм ради развлечения или легкого времяпровождения, то можете даже не задумываться об этом. Пракаш Джха не создает фильмы 'просто так'. Конечно, в фильме присутствует некая доля романтики, но она меркнет по сравнению с тяжелым характером сценария. Признаюсь, даже я тянула с просмотром этого фильма, этак, месяца 4. Если вы все же собрались его смотреть, то будьте готовы к острым, непредсказуемым моментам. Иногда даже к тирании, а сея здесь присутствует. Политика никогда не была простым делом в Индии. Здесь же раскрывается та война между полицейскими и представителями партии Наксалитов. Судьба злодейка раскинула по разным берегам двух друзей, двух не родных братьев. К сожалению, в фильме положен конец лишь их истории, но не истории партии и представительных органов. Итак, кто же эти герои, которые смогли 'выдержать' такой фильм: Арджун Рампал - в роли Адила. На моей памяти, это его первая роль, которая меня впечатлила. К тому же, форма полицейского, как и сама роль, ему явно идет. Да, именно он тот, кто ведет за собой весь полицейский участок. Тот полицейский, который честно ведет свое дело до конца. Тот, кто смог дать людям надежду на что-то лучшее. Абхай Деол - в роли Кабира. Как всегда великолепен. Роли в фильмах о политике скоро станут его 'визитной карточкой'. Однако же, дабы не раскрывать всей идеи фильма я скажу только то, что характеру Кабира соответствует вспыльчивость, свое и только свое мнение. Чувствуете, какими качествами наделен этот фильм с таким 'острым' персонажем? Эша Гупта - в роли Реи. Одна из немногих (если не единственная) из всех актрис, которая не побоялась сыграть такую сильную роль, не смотря на статус 'начинающей актрисы'. Ее героиня Рея совсем не часто мелькает в фильме, но зато как мелькает! Ее образ женщины-полицейского рушит стереотипы именно тогда, когда мы видим ее одновременно и в форме, и в женственном сари. На мой взгляд очень даже не плохо! Саундтрек: Очень понравилась песня 'Paro', однако же, создатели фильма, почему то, решили не включать ее в состав фильма. А зря. Так же порадовали композиции 'Kunda Khol' и 'Mehngai'. 7 из 10