Совсем недавно, я посмотрел фильм Ренаты Литвиновой -Последняя сказка Риты. Фильм о смерти и смерть там представлена совсем не страшной старухой, с косой в руке, а вполне эстетской дамой. Алексей Октябринович Балабанов с этой дамой близко знакомил зрителя во всех своих фильмах, но преподносил ее по разному. В Брате трупы валились штабелями, но это не пугало. В жмурках их было еще больше, но смерть там даже комична и заставляла улыбнуться, в Мне не больно, героиня той же Литвиновой уходит под стать течению фильма - тихо, в Грузе 200 смерть пугала так, что многие до сих пор не готовы посмотреть этот фильм. В Я тоже хочу, автор во многом продолжает линию Кочегара, и примеряет смерть на себя. Еще до выхода картины на экраны мэтр говорил, что чувствует приближение смерти, но многих успокаивало то, что известный мизантроп уже говорил так и не раз, и многие думали, что снова обойдется. Алексей Октябринович и правда пошел на поправку, и по иронии судьбы умер в санатории Дюны, под Петербургом, успев в последний день жизни дописать сценарий к новой картине под рабочим названием -Мой брат умер. Что касаемо, самого фильма, то я не зря в самом начале рецензии упомянул, о Последней сказке Риты. Я тоже хочу - это тоже сказка, со всеми атрибутами фирменного стиля маэстро. Тут есть все. И Петербург, не парадный. как его снимают попсовые режиссеры, а тот самый, родной и любимый миллионами -обшарпанные стены, старые трамваи, за которыми бежал Данила Багров в Брате, дворы -колодцы, из которых стрелял киллер в Кочегаре, те же забавные старые иномарки, на которых рассекали нелепые бандиты в Жмурках. Тут и герои сошлись воедино - бандит, музыкант, проститутка...все персонажи прошлого сели в один джип и поехали искать счастье, а вместе с ними поехал и режиссер, снявший все лучшее, что было в Российском кино за последние 30 лет. Этот фильм, сейчас становится просто пророческим, ибо Балабанов по сути предсказал в нем свою гибель. Но разве раньше бывало иначе? Разве в Грузе 200 он не предугадал то, что потом будут творить полицейские в Казани? Разве в Братьях, он не предсказал, что у людей появится потребность в правде? Разве в Морфий он не показал, что жизнь не стоит ничего и даже, когда ты выстрелишь себе в голову, переполненный зал будет смеяться...фильмом Я тоже хочу, автор лишь показал нам, что поиск счастья - это и есть смысл нашей жизни, неважно кем ты в ней был.. Вечная память величайшему русскому мастеру. 9 из 10
Полноте, может ли быть конец света, общий для всех? Ведь у каждого он свой. У всякого человека собственные мысли о смерти и своё представление о ней. Но далеко не всякий способен ясно и отчётливо артикулировать свои мысли и представления, претворив их в наглядную и убедительную форму – словесную, звуковую или визуальную. И ещё меньше людей могут сделать это особенным, только им присущим образом, демонстрируя оригинальные, самостоятельно выношенные мысли, чувства, идеи, переживания – то есть то, что и зовётся творчеством в собственном смысле слова. Алексей Балабанов – один из этого счастливого меньшинства. Но стоп! счастливого ли? Приносит ли радость творчества настоящее, полновесное и полнокровное человеческое счастье – не то случайное нечто, которое как жар-птица: пролетит перед тобой так, что и не поймёшь, что это было, и было ли вообще, а неисчерпаемое блаженство, погружаясь в которое, с облегчением понимаешь, что ради этого можно было претерпеть любые муки? Увы, творческие радости мимолётны и не дают счастья. Счастья, которого любой творец тоже хочет – как и всякий простой человек. Четырнадцатый по счёту игровой фильм Балабанова не просто не похож ни на одну из его предыдущих работ, но и очевидно знаковый для самого режиссёра. Трудно сказать, готовился ли Балабанов сознательно к концу света, или в самом деле устал от беспросветной российской действительности и от своих фильмов о ней. Быть может, он, как средневековый поэт, «земную жизнь пройдя до половины, вдруг очутился в сумрачном лесу». Достоверным можно признать лишь то, что последнее киновысказывание Балабанова не только носит глубоко личный и даже интимно-исповедальный характер, но и отражает существенные изменения в его сознании – настолько серьёзные, что нельзя быть до конца уверенным, что мы в будущем увидим другие работы мастера. В этой балабановской картине впервые погас свет в конце тоннеля – маленький, но волшебный огонёк обещания иной жизни, какой мерцал даже в самых тяжёлых его видениях – таких, как «Про уродов и людей», «Груз 200» и «Морфий». Луч последней надежды натолкнулся на аномальную российскую зону, и она, как чёрная дыра, поглотила его целиком, не выпустила обратно. Вообще-то режиссёр шёл к этому давно. Если дилогия о брате нашем демонстрировала хоть и мрачноватый, но вполне бодрый и вкусный оптимизм, то в «Войне» и «Жмурках» горечи заметно прибавилось, а в «Грузе» она уже полностью определяла вкус. Начиная с последнего, безысходность стала главным героем балабановских повествований, подчиняя себе героев человеческих и нагнетая атмосферу такой жути, которую не в состоянии создать никакие выдуманные хорроры и слэшеры. Доктор-наркоман из «Морфия» и контуженный истопник из «Кочегара» – это уже не борцы за правду и даже не трагические герои, а буквально трансляторы ужаса человеческой безысходности и полного отсутствия ориентиров. Это своего рода fatalis homines, люди, принесённые в жертву всепобеждающему року, единственный смысл существования которых заключается в исполнении страшного предначертания. И вот теперь, в последнем фильме Балабанова, русский фатум предстал перед нами во всём своём мрачном великолепии, сделав неважным и каким-то далёким всё остальное – и криминальные разборки, и рок-музыку, и алкоголь, и даже любовь. Бандит, Музыкант, Алкоголик и Проститутка вместе отправляются к Колокольне счастья, будто бы стоящей где-то посередине между Питером и Угличем в некоей запретной зоне, которая мистическим образом сделалась радиационной после сильнейшей электромагнитной аномалии. Не ищите в сюжете каких-то аллюзий и символов: здесь не при чём ни Тарковский со своим «Сталкером», ни Чернобыль, ни инопланетяне, ни новые виды оружия. Неочевидные смыслы, конечно, открывать можно, но куда полезнее постараться понять, чем же всё-таки занимался режиссёр (и он же, по традиции, автор сценария), помещая своих героев в такую причудливую реальность. Ясно, что искомая колокольня – не что иное, как врата в иной мир, которые могут существовать только посреди аномалии. Каков этот иной мир – другая ли это планета, или параллельная реальность, или настоящий рай, или просто чудесная страна – не столь уж важно. Главное – там есть счастье. То, в стремлении к чему не могут остановить ни радиация, ни лютый мороз, ни трупы на дороге, ни смерть попутчиков, ни даже собственная смерть. Да и велика ли разница? Помните замечательный рассказ Рэя Брэдбери «Синяя бутылка», где почти каждого, кому в руки попадала заветная синяя бутылка, исполняющая самые сокровенные желания, вскоре находили мёртвым? Может быть, разницы между полным счастьем и смертью вовсе нет? И важно лишь то, как именно ты исчезнешь: взятый Колокольней, превратившись в сноп то ли света, то ли сжатого воздуха вперемешку со снегом, или же отвергнутый ею, просто упав в снег и кончившись без мучений. Оба варианта чудо как хороши – по сравнению с долгим, мучительным и некрасивым умиранием здесь, в нашей грёбаной жизни. К последнему фильму Балабанова можно предъявить множество претензий, и в иной ситуации я непременно воспользовался бы случаем сделать это. С плохо скрываемым злорадством сообщил бы читателю, что фильм снят небрежно, на скорую руку, без какой бы то ни было работы с декорациями и задними планами, без должного внимания к композиции кадра и свету, что непрофессионализм актёров слишком часто чувствуется, что, наконец, сценарий явно сырой. Я обязательно высказал бы всё это, сними фильм кто-нибудь другой – не Балабанов. Для балабановского же фильма всё это сущие мелочи, не стоящие и упоминания. Потому что такой фильм врезается в душу словно резец опытного скульптора в свой материал и, раз увидев, ты не забудешь его уже никогда. И если балабановский конец света не станет для тебя твоим личным, то уж наверняка обогатит твои представления о нём. Тебе же останется лишь самому ответить на вопрос: есть ли свет в конце тоннеля?
Вообще заметил, что фильмы Алексея Октябриновича пересматриваются гораздо лучше - и легче - чем другие. Почему? Казалось бы - знаешь сюжет; да и сюжеты, как правило, довольно мрачные. Но натыкаешься на того же Брата на ютубе - и запросто смотришь целиком в десятый раз. Некоторая отстраненность повествования, не гоняющаяся за зрителем и не требующая от него какого-то особого вовлечения? Или эмоциональный резонанс с ментальностью, позволяющий считывать текст походя? Стиль и 'клиповая' выразительность визуального ряда? Все это - возможно. И не только это, конечно. Сперва я, конечно, и думал пересмотреть 'Брата' - желания воспринимать новое не было, не было даже желания задумываться над старым (поэтому остановился выбор на Балабанове, см абзац выше). Да, хотел пересмотреть Брата, а потом понял, что ну куда уже, надо хоть перерыв сделать посолиднее. И включил 'Я тоже хочу', который смотрел лишь однажды, в 2014 году. Что ж, конечно, это гениальное кино. И - ура! - второй просмотр раскрыл в незамысловатой, казалось бы, истории новые глубины (очень и очень внушительные). Тогда, щеглом, я только с музыки обалдел (с этого фильма началась моя любовь к Леониду Федорову) - ну и отметил, как полагается, мастерство именитого режиссера. А вот теперь, можно сказать, посмотрел ленту по-настоящему. Тут вам и евангельские аллюзии, и философско-религиозные поиски (героев и режиссера), и 'тайные комнаты', открывающиеся только внимательному зрителю (или пришедшему снова). А еще идеальная динамика повествования, шикарный саундтрек, отличные - атмосфернейшие - съемки, набор чисто Балабановских приемов, бережно собранных в последней картине мастера, оригинальная актерская игра (которая не совсем игра)... И Олег Гаркуша, ни разу за фильм не улыбнувшийся. Кино задает вопросы - и порой сами вопросы уже являются ответами. В конце концов, все мы хотим счастья - в этом плане картина универсальная. А еще это фильм-пространство, потому что ответы на вопросы (или осмысление вопросов) можно искать внутри самого фильма - и не только постфактум, но и во время просмотра, оказываясь в нужных точках 'пространства-времени'. И да, название - если учитывать 'исповедальное' измерение - звучит как восклицание самого Алексея Балабанова - великого, ужасного и гениального. Вообще это, конечно, отдельный разговор - исповедальная плоскость 'Я тоже хочу'. Фильм-итог, фильм-высказывание... Фильм-возглас. Но об этом не скажешь в двух словах, нужно читать статьи и думать, думать, думать. И да, что касается сравнений со 'Сталкером'. А какой смысл сравнивать?
Я тоже хочу - последний фильм Алексея Балабанова, и положа руку на сердце, я скажу что эта самая слабая работа режиссёра, что грустно, ибо все предыдущие работы вызывали бурю эмоций: Брат - который стал чуть ли не главным фильмом страны, Про уродов и людей - который считается главной работой автора, и неоднозначный Груз 200 который заставил некоторых людей усомниться в гениальности автора. Но и назвать фильм Я тоже хочу пустышкой - глупо, ибо слабая - не значит плохая! Эта картина имеет свои 'Балабановские' клише которые цепляли всех зрителей, например множество философический мыслей, или ходьба персонажей под музыку. Но и считать этот фильм чем-то выдающимся тоже нельзя. Но чего не отнять от всех творений Балабанова - так это послевкусие после просмотра всех его фильмов, и это творение не стало исключением. За основу сюжета был взят фильм Тарковского - Сталкер, а точнее концепция аномальной зоны, которую Тарковский подсмотрел у братьев Стругацких, и их великого произведения Пикник на обочине. Только в фильме Балабанова зона предстаёт совсем иначе, в ней нет аномалий и артефактов, но зато есть аналог золотого шара - Колокольня счастья, к которой всё стремятся, дабы обрести вечное счастье! И наши главные герои тоже хотят его обрести, и компанией на машине собираются отправится на поиски счастья. В машине – Бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, Музыкант и подобранная на дороге девушка, с тяжёлой историей за плечами. Все образы героев собирательные. Но по пути к колокольне происходят ряд событий, которые несут за собой сильные последствия... Хотелось бы еще отметить определённую спешку в сюжете, глазом моргнёшь и уже не понимаешь что происходит, за сюжетом стоит следит внимательно! Саундтрек у фильма слабоват, что многих и разочаровало, ибо музыка в фильмах Балабанова задавала темп и ритм картины, начиная от бодрых песен Наутилус в Брате, и заканчивая депрессивной музыкой Про уродов и людей, или того же Груза 200. Актёры подобранны хорошо и играют соответствующее, вопросов к игре не имею. Режиссёрские задумки более чем понятны, хотя как и большинстве фильмах Балабанова мысли автора весьма завуалированы, и при просмотре нужно обращать внимание на детали и искать скрытый смысл и подтекст. В итоге фильм вышел неплохим, хотя больше на любителя, однозначно нельзя сказать хороший он или нет, но тут решать вам, если вы готовы смириться со спешкой в сюжете, или вы хотите посмотреть фильм после просмотра которого хочет задуматься - то это ваш выбор. А если вы хотите глянуть что-то перед сном или в компании друзей - то этот фильм никак не подходит!(Как и почти что все фильмы Балабанова) 7 из 10
- Тебя возьмут. - Тебя не возьмут. - Тебя бы взяли, да ты не пойдешь. - Его бы взяли, да он не дойдет. Можно ли объединить реальности 'Бумера' и 'Сталкера', 'Жертвоприношения' и 'Груза 200'? Можно ли объединить привычный 'рокерский' саундтрек хитов Балабанова с тишиной лент Тарковского? Последняя картина мэтра яркая попытка организовать такое взаимодействие. Получается неожиданное путешествие - вроде фильм подается, как аллюзия на ленты Тарковского, но в то же время стиль напоминает нам о былых режиссерских удачах самого Балабанова. И выходит незабываемое зрелище в котором мы вначале утопаем в проносящемся сонме образов - отражений из других кинематографических реальностей, а потом уже сознаем, что нам предлагается нечто новое, энергетически мощное и надолго запоминающееся. И вправду, этот фильм выглядит незавершенным. Тут будто не хватает значимых фрагментов, но если поразмыслить, то именно в подобном виде, лишенный гармонии и симметрии, фильм и производит наибольший эффект. Действие стремительно проносится, неприметная жизнь каждого из героев превращается в клип, а при этом зритель вместе с персонажами увлекается в рассуждения о смысле жизни... Таков последний фильм Балабанова. Его очень сложно оценивать. Еще более сложно фиксировать те или иные его толкования. Можно лишь сказать: 'Его возьмут'. 7 из 10
Фильм, откровенно говоря, никакой и не о чем. Какой-то таинственный магнетизм все же есть, наверное это Балабановская атмосфера аля 90-ые. Сначала фильм может показаться экранизированным анекдотом или сказкой благодаря шаблонным героям. Собирается компания, названная в заголовке, ах да еще и еле живой молчаливый отец алкаша, и едут они за счастьем в аномальную зону. По дороге, да и весь фильм в целом, пьют водку из горла и не пьянеют, ладно бы только не пьянели, так еще и абсолютно ничего интересного не повествуют. Никакого развития персонажи не получают, никакой морали в фильме тоже нет, в общем ожидания сказки разрушены. Потом надеешься на философский опус, раз ничего с героям в дороге не происходит да и шутят они отвратно, то пофилософствовать всласть должны, но и тут разочарование. Сцена у костра мне показалась спасительной, прозвучали понятия: религия, дарвинизм и конец света, НО после них сразу диалог примерно следующего содержания: -дурак ты -сам дурак Сейчас модно говорить о том что, если фильм странный, то он обязательно очень глубокий и заставляющий задуматься, но по-моему мнению для этого у фильма должен быть как минимум моральный стержень, а его здесь я не увидел. В общем фильмом разочарован целиком и полностью. 3 из 10
«Я тоже хочу» навсегда войдёт в историю российского кино, как последний фильм Балабанова, как предсказание его скорой кончины и как прочая-прочая околокиношная тема для разговоров, больше оценивающая фигуру режиссёра, чем продукт его деятельности. Несмотря на то, что от этого никуда не деться и выхода, как у всех фильмов этого автора нет, следует всё же смотреть на него с художественной точки зрения. А она также состоит из обобщительного эссе, поскольку режиссёр собрал воедино всех любимых героев, все любимые локации и отправил их по единственно возможной дорожке – к счастью. Бандит убивает людей, и отправляется в дорогу. Музыкант путешествует по Васильевскому и отправляется в дорогу. Молодая девушка, в теле, как с картин классиков, потеряна и истерзана, поэтому ей также нужно в дорогу. Вечный сюжет поиска человеком чудесного места, в котором он, наконец, обнаружит себя соединяется с вечными прогулками Балабанова по Петербургу. Далее можно ничего и не искать, все манипуляции происходят исключительно в фазах движения и поиска. Также, как и всегда, Балабанов наивен. Наивнее даже всех остальных своих произведений. Герои не имеют ни истории, ни причины быть. Все они независимы от обстоятельств, условны, как их фразы, не имеющие никакого значения перед глобальным побегом. Проза превращается в тёмную, чернеющую сказку, не имеющую своего конца, как бы он не был принудительно очерчен колокольней и благословением. Ответа этот снежно-ледяной покров посреди лета не даст – просто покажет в очередной раз, как бывает трагична душа автора. Фильм даже несколько неприличен, поскольку предстаёт слишком личным. В нём нет никакой кинонаходки или универсального сюжета, для времени он будет отмечен лишь художественной ценностью и образами, скрепляющимися в памяти. А также большим количеством немного по-детски засунутой за шиворот кожаных курток иронии, наблюдающей и выписывающей отличительные черты блуждающих российских душ. 12.3.2019
Что есть счастье на самом деле: любовь, деньги или слава? В последней картине Сергея Балабанова, вы так и не узнаете ответа на этот вопрос. Но наши неоправданные надежды не являются показателем плохого кино, а что же тогда является? На самом деле в фильме есть как минусы, так впрочем, и плюсы, что и делает кино нейтральным по моему отношению к нему. Первое впечатление о картине очень даже двоякое, с одной стороны, достойная идея и профессиональное исполнение, а с другой, затянутое начало и сложность восприятие. Начнём с минусов. В принципе, участие в фильме Гаркуши смотрится достаточно лаконично, но это не оправдывает звучание Аукциона при каждом удобно случае, особенно когда песня мешает восприятию диалогов, заглушая собой героев и отводя их на второй план. Следующий недостаток - это лёгкая нудность начала, как я уже упомянула выше. Конечно, все сцены очень важны, но пропадает динамика, и порой я ловила себя на мысли «стоит ли». Этот фактор автоматически относит кино в категорию «на любителя», что необычно для столь известного и легендарного режиссёра. Плавно перетекаем к плюсам, их тут к слову, предостаточно. Картинка смотрится достаточно дорого и стильно, на что естественно приятно смотреть. От экрана веет особой атмосферой, летне-зимней. Во-вторых, актёры подобраны достойно, и излишне знаменитые личности не мозолят глаза. И последний момент, который мне больше всего приглянулся, это метафоричность всего фильма. Церковь, смена сезона, попутчики и даже женщина с низкой социальной ответственностью дополняют идею сценариста в полной мере. Очень интересно наблюдать за развитием эвфемизмов. Как я упомянула в начале, фильм не оставил не положительного, ни отрицательного осадка. С одной стороны - талантливая режиссура и оригинальная идея, а с другой - контраст, с предыдущими работами Алексея Балабанова. В итоге – хороший среднячок, вполне достойный Вашего внимания.
Приобщилась к очередной утопической идее 'поиска счастья' в реализации небезызвестного и ныне покойного режиссера Алексея Балабанова. Не прочь отметить его как автора неплохой идеи, к сожалению, воплощение ее, мягко говоря, разочаровало. Можно понять состояние режиссера, который 'тоже хочет' и при этом стоит на краю могилы, однако это не снимает с него ответственности как автора того, что происходит на экране. А происходит что-то не вероятное. В смысле, не верю я. Опустим депрессивность, заезженный по кругу трек, режиссер имеет право создавать соответствующее ленте атмосферное сопровождение. Но игра актеров оставляет желать лучшего. Не углубляясь в образы, а они весьма поверхностны, несоответствия мыслей, действий и чувств прямо таки вопиющая. Постоянно хлещут водку и не пьянеют. Бывалый головорез (именно головорез, а не бандит, как он себя именует), который только так стреляет направо и налево, вдруг беспокоится о бедняжке проститутке, которую видит второй раз в жизни. Ну, почему безработен музыкант. становится очевидно во время его сольника у костра. И дело даже не в этом. А в том, что собираемые Балабановым компании удивительно схожи из фильма в фильм. Что бытовым вопросам вроде наливания водки и бесполезным планам внутри автомобиля уделено больше внимания, чем героям и их внутреннему состоянию. Что вопрос счастья упирается в извечную идею 'свалить' и не сколько не связан с личностью человека, хотя именно это и озвучивается в любой книжонке по психологии. Что своей финальной работой режиссер не смог поставить жирной точки своему существованию и оставить наследие, которое бы захотелось принять. Баллы исключительно за идею и возможность призадуматься. 4 из 10
Заведомо зная, что терпеть более нельзя, знаменитый уже Балабанов на всю Россию решил показать в цифре новый фильм, в котором оказалось ничего не слышно. Мол, вы все глухие и можно показать фильм, а что именно - думайте сами. 'Я тоже хочу' - классический сиквелл немого кино в 21-м веке. Зря он так старался изводить гигабайты цифровой камеры. Ибо фильм пересказывать более незачем. Режиссёр просто хотел заявить, что страна должна жить дальше, а ему уже поздно. И не надо гнаться за счастьем, которое упущено. Собрав в фильме представителей не лучших слоёв общества, Балабанов даёт понять, что его стране такие люди никому не нужны: ими движет алчность, похоть, лицемерие и безразличие. Всё началось с того, что герои Гаркуши и Мосина подбирают на дороге девушку (откуда информация, что она проститутка? ). Вот она тоже хочет, но даже не блеснула умом. Гаркуша, конечно, актёр прекрасный, но не сказать ни одной толковой фразы - это сильно, даже за 30 минут бессвязных немых сцен. А колокольня всё ждёт. Не вытерпел кто-то - зашёл и пропал. Жадность и нетерпение до добра не доводят. Кстати, хороший повод пересмотреть кино и задуматься: почему Мосин и Балабанов остались у колокольни вдвоём? Это дуэль некая, добра и зла. Режиссёр скажет, что ему всё равно для себя, и не всё равно для России, ибо его время пришло, а бороться уже нет сил, ибо время выбрало его. Колокольня злая, она поглощает людей в ад. Алексею туда не хотелось, ибо всё равно попадёшь в ад. В рай приходят избранные. А в его России, Балабановской, зло побеждает. пока что. А кого не осталось с нами - так должно быть, как и нет Алексея, подарившего нам шедевр 'Брат' и продолжение. Память ему! 6 из 10
Не балует нас российский кинематограф старыми добрыми роуд-муви. И, уж точно, подобного не ожидаешь от Балабанова. Это подкупает больше, чем ярлык 'последнего фильма мастера'. Дорога - это случайность, утверждаю, как старый автостопер. Фильм 'Я тоже хочу' - это тоже случайность. Я не о работе над сценарием, режиссуре и этапе постпродакшена. Я о том, что фильм пытается донести до зрителя. Дорога олицетворяет жизнь, как череду случайностей. И управляет этими случайностями не бог, не эфир, не информационное поле земли, а простая и очень емкая фраза: 'Я тоже хочу!'. Хочешь? Разденься и беги по снегу к своей цели! Хочешь? Помоги украсть друга из дурки и - тебя возьмут с собой в манящую неизвестность! Хочешь? Садись за руль и мчи туда, откуда еще никто не вернулся! Классический, типичный Балабанов виртуально машет нам всем рукой - хочешь счастья? Действуй! 7 из 10
Перед просмотром данной картины я ожидал увидеть сокровенную философскую притчу о счастье, которая бы красиво проводила в загробный мир самого творца фильма. Но, увы, заключительный фильм вышел довольно средним. При просмотре всей картины от начала и до конца было ощущение, что смотришь дипломную работу студента ВГИК'а. Всё настолько просто, что не верится, что это фильм опытного режиссёра. Начнём с банального - с актёров. Режиссёр говорил, что он предпочитает использовать обычных людей, не театралов. Такой подход интересен и обусловлен тем, что кто как не простой человек может сыграть простого человека? Но актёрская игра была ужасна, на мой взгляд. Особенно у Александра Мосина. Ты смотришь и у тебя нет совершенно никаких эмоций к персонажу. ни отрицательных, ни положительных. Он просто никакой. Напомню, что он - бывший бандит и играет бандита. Лучше всех, на мой взгляд сыграл Олег Гаркуша. Ему хорошо далась роль обречённого человека с пустым взглядом. Персонажам вообще не сочувствуешь. Они не интересны. Они пустышки. Такой подход разочаровывает. Понятно, что раскрыть персонажей у фильма с таких хронометражем довольно трудно, но всё же. Невольно напрашиваются сравнению с фильмом Тарковского где каждый персонаж прописан хорошо и ты понимаешь их мотивы, проникаешься ими. Тут такого нет. Хотя сам Балабанов хотел сделать именно так. Мол, персонажи 'Сталкера' всё время попусту философствуют, а его герои просто идут к счастью, передавая по кругу бутылку водки. Хорошо получилось показать рвение к счастью на примере проститутки, которая голая бежала по морозу к счастью. Операторская работа в фильме меня смутила. Много однообразных перемещений камеры. Будто снимали весь фильм исключительно на штатив, а весь бюджет был пущен на автомобиль. Незамысловато, в общем. И это печально. Зато картинка в целом, порадовала. Такие, нежные, приятные цвета. Музыка. Музыка в фильмах Балабанова всегда запоминалась и делала атмосферу в фильме. Не прошла даром дружба с Бутусовым, чьё творчество не раз звучало в фильмах Алексея Октябриновича. Тут же музыка совершенно не цепляет, не западает в душу. Не покидало ощущение, что фильм снимался из-за одной сцены с самим Балабановым, где он говорит, что тоже хочет счастья, беседуя с бандитом и как бы намекая зрителям, что перед несчастьем все равны: и бандит, который нагрешил немало и режиссёр - не самый последний человек в мире. Сцена сопровождается потрясающими зимними видами и трупами, лежащими на льду. Мне грустно от того, что неплохой режиссёр закончил вот так - 'философским огрызком'. 5 из 10
Криминал, несправедливость, маленький человек в большой стране все эти характерные черты предыдущих работ русского режиссёра Алексея Балабанова, присутствуют и в его последнем фильме «Я тоже хочу». Одно из новшеств данного фильма, то что режиссёр впервые включает в свой фильм фантастический элемент, а именно резкий переход с лета на зиму. Ведь было бы слишком легко героям фильма добраться до счастья в солнечный летний день, поэтому мороз и снежная зима создают препятствия и являются эдакими символами России. Режиссёр пытается ответить не на два основных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?», которые терзают русскую интеллигенцию с 19 века, а на вопрос простого человека, «Где счастье и как до него добраться?», а к концу фильма в виде заключения ответ на другой вопрос, «А кто достоин счастья?». И весь поиск этого счастья представлен в виде роад-муви, где в одной машине собрались бандит и его сотоварищ с престарелым отцом, музыкант и проститутка (Александр Мосин, Юрий Матвеев, Виктор Горбунов, Олег Гаркуша, Алиса Шитикова). Они едут в одной машине, с целью найти колокольню счастья. Все герои устали от окружающей действительности и готовы на опасное путешествие, чтобы сбежать из этого мира и обрести счастье. В итоге оказывается, что не все достойны счастья и только половина команды достигает его. Музыкант не заподозренный не в чем предосудительном, проститутка, решившая отречься от своего поприща, и прошедшая церемонию очищения пробежав на улице голая по морозу, но не бандит. В конце он встречает самого режиссёра, сыгранного самим Балабановым, который также не обретает счастья, возможно этой сценой режиссер хочет показать, что он не снял ещё свои главные фильмы и не уготовлено ему ещё отправиться в другой мир. Хотя мы уже знаем, что для режиссёра и сценариста, данный фильм окажется последним. В фильме нет ни декораций, ни сцен с бандитскими разборками и долгими философскими диалогами, нет экшена, которые присутствуют в Брат и Брат-2. Идея о счастье терзает умы многих поколений, но режиссёр так и не показывает, а что есть счастье для его героев. Вероятно, счастье невозможно в этой стране и спасение лишь бегство за границу, куда вряд ли возьмут бандита, но члена европейской киноакадемии тоже не взяли, возможно Балабанов подчёркивает этим свою приверженность и любовь к Родине. Но Россия Балабанова это статическая так и не резвившаяся от бандитских 90-ых страна. Страна, которая так и маринуется в постсоветском переходном периоде. В своём творчестве Балабанов отразил поэтику распада советского мира, а фильмом «Груз-200» подписал приговор всему Советскому Союзу, русскому миру и будущему стране, которому он не верит. Ведь многие реалии фильма переносятся и на современную Россию. Как говорит герой фильма, профессор научного атеизма и коммунизма Артём Казаков, что что-то ушло безвозвратно, а что грядёт, но он не понимает. Попытку показать, будущее поколение страны, которое предприимчиво, умеет искренне любить и стремится сбросить бандитизм прошлого, можно увидеть в мелодраме «Мне не больно», но и там режиссер убивает (молодая, но неизлечимая больная Натэлла Антоновна Тата) или возвращает в прошлое героев (демобилизовавшейся Олег, который опять идёт в армию), а главный герой на распутье, то есть без явного будущего и только переезд за границу приносит счастье их подруге архитекторше Але. У героев «Морфия» нет будущего, ведь у страны, в которой они живут его нет, имперская Россия доживает последние минуты, и герой вслед за страной умирает. После этого опыта Балабанов возвращает бандитов и маленьких «человеков» в свои фильмы («Груз-200», «Кочегар», «Я тоже хочу») в эпоху стагнации и астенического синдрома, термин так хорошо взятый для этой эпохи, его коллегой по цеху Кирой Муратовой. Режиссер не воспринимает действительность нефтедолларовой России и не видит в ней вдохновения и дальнейшего развития для своих героев. Он пытается вернуть страну назад к тому самому контрапункту, после которого, развитие страны пошло не так. Показывая более молодым коллегам, да и всему обществу в целом путь к обновлению и развитию, через ошибки прошлого. Оставаясь вписанным в историю русского кино как мастер кинематографа и главный моралист.
Последний фильм Алексея Балабанова подвел итог не только творческой жизни режиссёра, но и человеческой. Его герои, давно утратив коммунистический миф и пройдя сквозь катакомбы девяностых, увидели свет в конце тоннеля и вновь созрели для очередной утопии. Они отправляются к счастью, которое, по слухам, можно обрести в заброшенной колокольне в глубине российских провинций, но только принимает колокольня не всех, да и вернуться оттуда никому не удавалось. Четверо героев, по разным причинам выброшенных на обочину жизни, совершают своеобразное паломничество: на черном джипе рассекают русские просторы в поисках колокольни. Из перипетий сюжета можно сделать вывод о том, что колокольня перебрасывает людей на другую планету, на которой «есть вода, жизнь и счастье», но критерии отбора желающих неизвестны, хотя и очень близки к нравственным. Условность фильма доходит до своего логического предела; благодаря невероятной простоте формы автор отрывается от жестких рамок действительности, хотя их же и ставит ребром во главу угла. Получается, по словам самого автора, своеобразный жанр фантастического реализма, когда реально все, кроме реальности. Конечно, к фильму как к материальному объекту, можно придраться и к не везде убедительной игре актеров, которые не являлись профессионалами, но и свою театральную не испорченность и естественность в фильм привнесли мало, и к частично сырому сценарию, сделанному в устоявшихся традициях роуд-муви, но и в противовес похвалить операторскую работу, так как композиция кадра даже при живой камере была стабильно на высоком уровне. Но стоит ли копаться в средствах и формах, когда произведение само все говорит за себя и в своей неделимой целостности представляет наилучший путь реализации не только режиссёрского замысла, но и вселенского. Проблематика картины разрастается как по духовному вектору, так и по социально-политическому, ведь все герои находятся на грани маргинальности, а черный джип перекликается чуть ли не с гоголевской птицей-тройкой. Тем не менее, всё идёт своей стезёй, кто-то из героев в конце пути все-таки находит счастье, кто-то – смерть, а разница лишь в том, что последние просто не успели сделать нужное количество витков на спирали духовной эволюции. И не важно, попадут ли они в рай или ад, бесконечно ли будут крутиться в колесе Сансары, или же их тела просто распадутся на атомы, нейронные связи утратятся, и сознание перестанет существовать. В конечном итоге, абсолютно не имеет значения, религиозной или научной линейкой измерять, ведь лучше не мерить вообще, так как мир невозможно классифицировать объективной единицей измерения, его можно только принять и просто наслаждаться любыми его проявлениями, искать счастье не в далекой заброшенной колокольне, а в самом себе.
Посмотрел фильм только ради интереса - а вдруг! Но нет, вдруг превратился в пшик! Кода режиссёр не знает о чём ему снимать, он занимается ерундой. Худшей ерунды Балабанов не снимал. Идея фильма возможно интересна - но подача... Диалоги действующих лиц вызывают изжогу, динамики фильма как таковой нет - а что же есть?! А есть бездумный, без объяснения расстрел людей (в начале фильма), беспробудное пьянство в течении всего повествования, ненужной обнажёнки, граничащей с абсурдом (возможно режиссёр хоть чем-то пытался удерживать зрителя у экранов), и бессмысленный по своей пустоте финал - и это всё уложилось в один час времени (за вычетом титров в начале и конце фильма). Озвучу для кого-то сокровенную мысль - после 'Брат 1-2' у Балобанова нет нормальных фильмов - и уже не будет. 3 из 10
Балабанов, как сказал бы Толстой, любит 'препарировать уродства и наслаждаться пороком'. Последний, предсмертный фильм режиссера, казалось бы, претендует на что-то потрясающе артхаусное, но при близком рассмотрении оказывается посредственной пародией на величайший фильм Тарковского. Только вот у Тарковского у каждого героя есть цель, к которой он стремится, а в этом фильме герои, объединенные тупым 'я тоже хочу', так же тупо следуют по маршруту 'Петербург - Колокольня счастья'. В фильме нет завязки (она обозначается лишь простым '-поехали? -поехали'), нет кульминации, нет развязки, наконец. Балабанов, появившийся в фильме, чтобы сказать что-то важный, говорит о 'белых ботинках напротив грязного озера' и падает замертво. У героев здесь нет мотивации, а нарочитое усиление фоновой дорожки ужасно режет слух. Не удивительно, что когда один из главных героев умирает, у нас - да и у персонажей тоже - ничего не дрожит внутри. Даже, казалось бы, эффектная сцена с бегущей по снегу голой проституткой или предсказывающим судьбу мальчиком мало что меняет в общей картине бессмысленного движения героев. Итог. После просмотра фильма возникает резонный вопрос 'И че?'. Одних 'колокольня' заберет в рай. Другие - волей-неволей - подохнут 'головами в одном направлении'. Но мы это понимали и без потери лишнего часа времени. 3 из 10 из уважения к Балабанову и АукцЫону
'Я тоже хочу счастья', это первая мысль, которая появляется после просмотра этой картины. Стопроцентно Балабановский фильм, абстрактный, странный, непонятный, но в то же время чистый и простой. Абсолютно разные люди собрались вместе, бандит, музыкант, алкаш с батей, проститутка, предсказатель, вроде бы что может их объединят? Погоня за счастьем. Где то под Питером есть источник счастья, в середине ядерной зимы, место, убивающее людей, сводящее их с ума. Перед началом просмотра советую взять пива и воблы, иначе слюньки потекут. 9 из 10
В фильме Алексея Балабанова 'Я тоже хочу' нам рассказывают историю о четырёх людях: бандите, музыканте, алкоголике Матвее и отце Матвея, впоследствии к ним будут ещё присоединяться люди. Едут они в заброшенную церковь Счастья, которая по слухам забирает людей, давая им счастье. Казалось бы, весьма простая задумка, однако Балабанов сумел превратить её в увлекательную философскую притчу, которая поднимает тему счастья и то, в чём оно заключается. Однако, на некоторые вопросы фильм не даёт однозначных ответов, так что зритель должен додумывать ответы сам. В этом и является один из главных плюсов фильма: он даёт зрителю пищу для размышлений и заставляет думать. Действие фильма очень медленное и медитативное, что может отпугнуть обычного зрителя, но при этом нам показывают по-реалистичному проработанных персонажей, которым начинаешь сопереживать. Так же порадовали актеры, которые не выдали какого-то мощного перфоманса, но при этом они сыграли живо, что самое главное. Ты действительно ощущаешь, что перед тобой ЖИВЫЕ персонажи, а не какие-то картонки. С технической точки зрения фильм никак не поражает, однако в целом она неплоха. Операторская работа, хоть и не уровня нашего 'Левиафана', но хороша. Саундтрек хорош и добавляет атмосферности фильму. Кстати об атмосфере. Фильм полудепрессивный и хэппи-энд довольно своеобразный. 'Я тоже хочу' - это действительно годный российский фильм. И что самое главное, он даёт зрителю посыл и заставляет задуматься о многих вещах. 8,5 из 10
Последний фильм Балабанова – это что-то невразумительное, трусливое, килейно-набожное и напрочь лишенное таланта. Неужели страх перед смертью и предчувствие ее неумолимого приближения неизменно провоцируют пошлый церковный мистицизм? А куда же подевался тот Балабанов, который бесстрашно отправлял на смерть своих героев – и добрых, и злых? Герои умирали без церковно-славянского антуража. Уходили на тот свет с предельной естественностью, отменяющей какие-либо загробные спекуляции. Смерть балабановских героев всегда была образцом строгого реализма, не отягощенного вопросами о загробной участи. И тут вдруг появление этой «лебединой песни», отмеченной детским страхом перед тем, что всегда было у Балабанова не более чем банальностью, которая лишний раз подчеркивала особую абсурдистскую достоверность его кинематографа.
Что хотел сказать один из наших классиков (надеюсь, я не очень преувеличиваю) в своем последнем фильме. Его жена (вдова) в интервью говорила, что за некоторое время до ухода он ездил к знакомому духовнику, назовем его так, «чтобы изгнать чертей». Возможно, это было связано с алкоголем или чем-то еще, или просто с необходимостью духовного очищения. После этого, как утверждает жена, он стал другим. И действительно, этот фильм по сюжету для Балабанова необычен. Сюжет этот загадочен, умозрителен, чтобы не сказать более, и с фантазийным посылом. Собираются несколько людей и едут искать «птицу счастья». Хотят себе обеспечить благополучное переселение в другой мир или хотя бы очиститься в этом, режиссер не уточняет. Условия для этого есть - как будто в некоей колокольне (церкви) образовалась, вследствие природных катаклизмов, некая (?геомагнитная) зона, где желающие могут предстать перед высшими силами. И проверить, достойны ли они лучшей участи. Итак, едут в машине несколько человек – матерый убийца, расстреливающий всех подряд (возможно, он преувеличивает), регулярно ходящий на исповедь и получающий отпущение грехов; его друг алкоголик, взятый прямо с больничной койки, - в общем-то, добрый человек; отец алкоголика, о котором мало что известно и, наконец, случайная придорожная девушка - выпускница философского факультета, зарабатывающая на жизнь проституцией (ох, что-то не верится…). Встречается им на дороге провидец, который предупреждают, кого возьмут, а кого нет… В конце остаются у разрушенной церкви двое – этот неисчислимый убийца и откуда-то взявшийся наш главный герой (сам Балабанов) – «режиссер с европейским именем», что нисколько не преувеличено. Как распорядятся высшие силы с ними? Как будто режиссер робко нащупывает для себя зыбкую почву, чтобы уйти. Но ему-то беспокоиться не стоит, свое слово он сказал… А вот как быть с остальными героями, какую правду мы может вынести из этого фильма от всегда реального Балабанова? 7 из 10