Я тоже хочу: отзывы и рeцензии

vojo-wf
vojo-wf21 декабря 2023 в 02:59
Пути Господни неисповедимы

Как это ни странно, но вдруг захотелось посмотреть последний фильм Алексея, да и BD-диск приехал, поэтому чего тянуть. Сказано - сделано. Не могу сказать, что я остался в восторге от данной картины, но обсудить тут есть что. По факту, фильм-притча, прикрывающаяся криминальной драмой. Как и подобает всем картинам Балабанова, она язвительна и иронична, причем во многом, но улыбаешься ты крайне мало. Я бы даже сказал, что она местами меланхолична и депрессивна, и оттого грустно, когда знаешь бэкграунд производства и автора в частности. Да, Алексей в очередной раз порицает криминал и бандитизм, но тут все это возведено в абсолют, что решено было уже повысить ставки до 'божественных высот'. Мне нравится, о чем кино: это эдакое рассуждение по теме приближающейся смерти и вознесения в рай. Вот только достоин ли ты его? Балабанов утверждает, что условный криминальный элемент, собирательный образ всего того, что было до 'Я тоже хочу', ниже по заслугам, чем условные старики, музыканты, алкаши и даже проститутки. Вроде бы и по тонкому льду прошлись, но без резкой критики. Зато есть, над чем подумать. Я солидарен с режиссером, но мне крайне не понравилась форма картины. Да, в угоду перформанса и 'тарантиновских' диалогов куда-то запропастился сюжет, хотя Алексей всегда делал на него ставки в своих работах. Слепив из всего этого 'безобразия' роуд-муви, автор забыл сделать кино увлекательным, хотя раньше не брезговал 'зрительностью'. Да, в этом фильме Балабанов - от и до мыслитель, но сама реализация мне не срезонировала. При этом назвать данную работу проходной язык не поворачивается. Крайне медитативный кино-опыт, который стоит пережить не столько для увлекательной истории, сколько ради самого Алексея. Увидеть его последний раз в кадре. Проститься и пожелать успехов в следующей жизни. Актерские работы хорошие. Операторская работа преимущественно ручной камерой. Монтаж неплох, имеются длинные планы, которые не хотелось обрывать. Саунд-дизайн и звук в целом дефолтный. 'Я тоже хочу' - финальный аккорд Балабанова, авторское религиозное высказывание по теме отпущения грехов и вознесения. Зная о своем смертном приговоре, Алексей не стал церемониться и снял то, что должен был снять. Но при всем богатстве его монолога он забыл добавить вменяемую форму повествования, в очередной раз уповая в людских пороках Петербурга. Неплохое кино, которое действительно ставит точку во всей фильмографии режиссера и дает четко понять, что Балабанов в какой-то степени передал эстафету Быкову. Кому как, но у меня в голове сложился именно такой паззл. Рифмуются авторы, и все тут. 6 из 10

Horseofhell
Horseofhell14 июня 2013 в 08:47

Счастье для всех!.. Даром!.. Сколько угодно счастья!.. Все собирайтесь сюда!.. Хватит всем!.. Никто не уйдет обиженный!.. Даром!.. Счастье! Даром!.. (c) Аркадий и Борис Стругацкие Счастье в секундах, маленьких, острых, щедрое к детям и скупое для взрослых Липкой почкой набухнет долгожданной весною, чтобы осенью стать в костре горящей листвою (c) Dolphin Мы в город изумрудный идём дорогой трудной (c) И. Токмакова Per aspera ad astra (c) Сенека Небольшая группа людей отправляется в заражённую, радиактивную зону, чтобы отыскать Колокольню Счастья. Среди них уставший от жизни музыкант (Гаркуша), циничный бандит (Мосин), философски настроенный алкоголик (Матвеев), его отец - умирающий старик (Горбунов), а также проститутка (Шитикова), вступившая на эту нелёгкую тропу ради пропитания матери. По слухам, в этой Колокольне кто-то или что-то может забрать человека на небо - к счастью. Но заберут не всех. Я называю Алексея Балабанова своим любимым российским режиссёром, однако, эту любовь он привил мне своим творчеством периода конца 90-х - начала нулевых, то есть такими фильмами, как 'Брат', 'Про уродов и людей', 'Война', 'Жмурки' и в меньшей степени 'Мне не больно'. Однако, потом был очень тяжёлый и неожиданный 'Груз 200' и не менее тяжёлый 'Морфий'. Поймите меня правильно, это весьма неплохие фильмы, однако мне стало казаться, что Балабанов повторяется, и зацикливается на своей 'чернухе'. 'Кочегара' я уже не стал смотреть, чтобы не разочаровываться. Та же участь постигла и последний его фильм 'Я тоже хочу'. Как бы это не звучало, но я, наверное, так бы и не посмотрел эту картину, если бы не скоропостижная и очень неожиданная смерть Балабанова. Точно зная, что этот режиссёр уже больше никогда и ничего не снимет, я решил, что негоже разбазаривать шансы на полезное времяпрепровождение перед экраном. И это было правильным решением - ведь фильм 'Я тоже хочу' мне очень понравился. Многие говорят, что мол поздний Балабанов снимал не для других, а для себя. Я не могу согласиться с этим утверждением. Балабанов всегда снимал то, что его интересовало в тот или иной момент времени, вне зависимости от того насколько его интересы были близки к интересам зрителей. По сути, успех 'Брата' был в какой-то мере случаен, просто так совпало, что общество нуждалось в национальном герое именно в тот момент, когда в нём нуждался Балабанов. В фильме 'Я тоже хочу' Балабанов, на мой взгляд, пускается в рассуждения на тему, которая волновала его на этот момент - достижимость счастья. Именно так: не просто 'счастье', как нечто абстрактное, а именно процесс его приобретения, тяжёлый путь к нему и препятствия, которые встретят или не встретят вас на этом пути. Балабанов спрашивает себя и зрителя: почему кому-то счастье достаётся легко и просто, кому-то образно приходится ходить по трупам и бегать по снегу с голой задницей, а кому-то и вовсе этого счастья не надо. Персонажи фильма 'Я тоже хочу' - максимально абстрактны и гиперболизированы. Они даже разговаривают не как обычные люди: общаются короткими, ёмкими высказываниями. Они не являются конкретными людьми, они всего лишь функции, которые созданы, чтобы показать нам ту или иную поведенческую модель общества. Актёры не играют в этом фильме людей, и поэтому создаётся впечатление, что играют они плохо. А ведь они просто носители идеи и десятка-другого подведённых под эту идею реплик. Вообще, самым живым, самым 'осязаемым' человеком в фильме является персонаж, которого сыграл сам Балабанов - умирающий режиссёр. Теперь, когда мы все знаем, чем закончился жизненный путь режиссёра, эта роль производит, мягко говоря, тягостное впечатление. Одним словом, последний фильм Балабанова 'Я тоже хочу' - это ожидаемо сложная вещь, которая не просто давит на человека, но и заставляет его задуматься. Да, к сожалению, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. На то ведь мы и живые люди, чтобы думать и находить решения. 9 из 10

Eva Krestovits
Eva Krestovits11 января 2013 в 16:43
Последнее слово?

После «Кочегара» одни решили, что Балабанов 'иснимался', потерял режиссерское чутье, а другие углядели в действиях творца завуалированный стёб и троллоло. Потому вдвойне было интересно, по какому пути пойдет Октябринович дальше. И вот уселась я в кресло питерского 'Дома кино' смотреть новый фильм питерского режиссера, снятого в естественных питерских 'декорациях'. Внутри черной тойоты лэнд-крузер по стечению обстоятельств оказываются типичные представители российской действительности: бандит, музыкант, алкоголик, его отец-немощный старик, и отправляются на поиски Колокольни счастья, о которой бандиту поведал как-то его знакомый священник. А находится она на необитаемой радиоактивной территории где-то между Петербургом и Угличем. В условиях ожидаемого конца света, эта колокольня видится героям чем-то вроде ноева ковчега, вот только спасает она людей избирательно. «Некоторых она забирает, а некоторых - нет, но откуда никто еще не возвращался» - рассказывает своим попутчикам бандюган. Половину фильма занимают сборы в дорогу и езда на машине под байки и водкопитие из горла бутылки. В «Я тоже хочу» неблаговидная тенденция из «Кочегара» продолжилась: снова «актеры с улицы» и примитивные диалоги, будто сочинялись они самими актерами прямо по ходу съемок. По дороге сажают в машину голосующую проститутку. Узнав про цель поездки, она жалостливо молвит: «Я тоже хочу счастья!». Эта фраза не раз прозвучит из уст персонажей, которые в этот момент будут напоминать механических кукол, которым нажимают на живот. Саундтреки здесь - песни группы «Аукцыон». Надоедающего рефрена, как в 'Кочегаре', к счастью, нет. Возможно, поклонникам группы будет приятно увидеть в одной из ролей Олега Гаркушу. Идея фильма не нова, явная параллель со «Сталкером» не увидят разве что лишь те, кто не читал «Пикник у обочины» Стругацких или не смотрел снятый по нему вышеназванный фильм. Добравшись до закрытой территории, компания ищущих счастья попадает из лета в зиму: снег, мороз, вечная мерзлота. По дороге видят замерзшие трупы - тех, кого колокольня счастья не забрала. Балабанов и для своего сына нашел здесь роль: пафосный парень с рюкзаком, невозмутимо вышагивающий ночью по дороге к колокольне, пророчески разъясняет, кого из пятерых возьмут, а кого – нет. В «Я тоже хочу» вложена приличная доля абсурда и бредовости, ими насквозь пропитан весь сюжет: например, голая баба, бегущая по сугробам в поисках счастья, Гаркуша, прооравший у костра несуразную песню ебанистическо-душераздирающим голосом.. а в финале появлением самого Балабанова со словами «Я кинорежиссер, член Европейской киноакадемии, я тоже счастья хочу» «Я тоже хочу» можно назвать квинтэссенцией убогой и безнадежной действительности, показываемой нам Октябринычем из фильма в фильм, но обилие «буратиновости» и «балагановости» не позволили мне почувствовать драматизм ситуации. В фильме много такого, от чего хочется закрыть лицо рукой и решить, что над нами просто издеваются. Но всё это уходит на второй план, если смотреть на «Я тоже хочу» - как на плач Балабанова по себе, по кино, по себе-в-кино, вылившийся в конечном итоге в финальный монолог, где он вроде бы ничего, кроме «я тоже хочу» не сказал, но на деле же всем фильмом сказал намного больше. И он хотел успеть до 'апрокалиптического' 21 декабря, поэтому вероятно кино и снималось в спешке да абы как, по сырому сценарию и с картонными актерами... Неизвестно, что стало с теми, кого забрала колокольня, но те, кто остался, обречены снимать вот такое «Я тоже хочу» - прямолинейное и топорное, как восклицательный знак в конце строки, как та полуразрушенная колокольня... Если это было последним словом Балабанова в кино, то оно вполне понятно. Всегда лучше успеть уйти до того, как вскричат: «А король-то голый!» 5 из 10

Николай Таранцов
Николай Таранцов9 ноября 2014 в 14:13
Господи, даруй нам вечный покой, и да одарит нас вышний свет

Последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Фильм о мучительной вере человека в своё счастье, о мучительной надежде своего счастья, о мучительном поиске своего счастья. Фильм исповедь, фильм размышление, фильм завещание. Сюжет можно пересказать в двух словах. Бандит, он же видимо и майор милиции, поскольку пользуется милицейским удостоверением, алкоголик, он же друг, бандита-милиционера, пенсионер, он же отец алкоголика, музыкант, который до корней волос музыкант и проститутка, имеющая образование философа ехали за счастьем. А счастье то было в колокольне старой, /колокольне счастья/, где-то меж Питером и Угличем. А ещё там зима ядерная, и забирают не всех. Почему не всех, загадка. Следовательно тому кого не забрали, просто не судьба со счастьем. Не судьба. Но не тут ли и отгадка на загадку хитроумную. В чем оно, наше счастье человеческое? А что такое судьба, как ни жизнь человеком на земле прожитая. Жизнь то по разному прожить можно, красиво, или некрасиво, честно, или нечестно. Жизнь, она как та колокольня из поступков наших, как из кирпичиков сложена, хороших и плохих, какие-то кирпичики можно переложить, какие-то, увы. Колокольня счастья забирает людей, куда? В рай? Или может в нирвану? Каково оно на вкус небытие? Но так ли важно нам это? По дороге несётся чёрный джип. В джипе бандит ставит в плеер диск. Твой? – спрашивает музыканта. Какая разница? – отвечает тот. В самом деле, какая разница музыканту, если работа его счастья не принесла. И какая разница бандиту, если вся жизнь его не принесла счастья. Ибо и эта поездка их совместная тоже ни что иное, как часть их жизни, та самая в коей счастье не предусмотрено. Ну какая им в самом деле разница коли жизнь смысла не имеет. И вот тут я задаю себе вопрос, а за счастьем ли едут все эти люди. За каким счастьем можно ехать, бездарно прожив свою жизнь. Видимо есть что-то ещё ускользающее от понимания сущности жизни. А если не счастье, то что? Может этот фильм попытка примирить человека с миром. Обрести в душе Бога? Получить прощение? А может что-то другое. Не знаю. Возможно у каждого свои счёты с вечностью. А я счастья хочу, - как бы отвечая мне, ближе к концу фильма устало говорит режиссёр, которого и играет смертельно уставший режиссёр. И реплика сия провисает в воздухе. В том самом воздухе, которым и мне предстоит дышать на земле этой. Только подскажи мне Господи, почему же так сложна жизнь человеческая и почему так мало истинно счастливых людей в мире сим. А коль не достоин и я Истины божественной даруй мне хоть вечный покой, и да одарит меня тогда вышний свет.

chuch
chuch4 апреля 2013 в 22:17
Надеюсь, что полюблю...

Мне Балабанов нравится, потому что у него есть 'Груз 200' и 'Жмурки'. Потом, немного подумав, потому что 'Брат' и 'Про уродов и людей'. А посмотрев фильмографию, оказывается ещё потому, что 'Замок'. А после этого я понял, что не особо то с ранним творчеством и знаком. Но вот не могу сказать, что люблю Балабанова за 'Кочегара', 'Морфий' и собственно за 'Я тоже хочу'. Фильмы то мне нравятся, просто не люблю. Ну это так, лирическая пауза. Вообще у меня родилась какая-то странная ассоциация, что Балабанов в некой абстрактной манере повторяет путь Литвиновой, исполняя свои давние мечтания и нынешние переживания в виде некого кино-продукта, в первую очередь в угоду себе, а потом уже зрителю. С другой стороны, конечно это может и я изменился, не без содействия Балабанова и мы теперь не совсем на одной волне. Но как-то смотреть в целом было интересно, но не проникся. Ну это конечно мои и только мои проблемы. Фильм притча и в некоторой степени роуд-муви. Криминальная и в какой то степени сакральная. Сначала возникает некое сюжетное сходство со 'Сталкером' Тарковского, что наверное только ленивый не заметил, потом это сходство пропадает ввиду совершенно разной манеры изложения. Там трёп, тут движуха. Иногда проскальзывают какие-то банальные разговоры, мысли и моменты, которые вероятно нацелены на какой-то определённый эффект, но они настолько банальные что в этом разбираться не хочется. Актёры деревянные, что в последнее время подчёркивает фирменный стиль автора, не знаю в какую сторону. Фишка фильма - привлечение альтернативного культового музыканта. Олег Гаркуша конечно не так харизматичен как скажем Мамонов, но на фоне остальных персонажей выглядит довольно живенько. Общая идея фильма, если не вдаваться в нюансы, прозрачна и из разряда, что называется 'наболело'. Собственно о наболевшем в финале вещает и сам режиссёр, исполнивший роль, в общем то себя. Тут недавно прочитал интервью с Стивеном Содербергом, так он очень хорошо подметил, что у любого великого, ну и или просто хорошего творца в процессе его творчества возникают и плохие, слабые, ну или не очень хорошие работы, но без которых никогда бы не появились следующие шедевры. Ну я этот фильм не полюбил. Надеюсь, что полюблю следующие. А так посмотреть наверное надо. Для самообразования и что бы было с чем сравнивать.

Ksaradas
Ksaradas31 января 2013 в 19:16
крысиные бега

Вчера посмотрел свежий фильм Балабанова 'Я тоже хочу'. И теперь меня терзают смутные сомнения. С одной стороны, этот фильм мне понравился, есть в нём что-то русское, что не нужно объяснять и согласовывать, а можно просто 'хавать'. А с другой, я подозреваю, что Балабанов кончается. После спорного Кочегара, который мне всё же больше понравился, чем нет, Балабанов уходит в собственное либезание, и даже снимает себя и своего сына в фильме. Только я обрадовался road-movie от такого режиссёра, а он берёт и снимает кино для венецианской тусовки. Часть меня, которая любит творчество Балабанова, говорит, что он не мог так закончиться и фильм не кажется таким потерянным. Но нельзя просто любить всё как есть. Обречённая Россия, какой её стоит показывать остальному миру. Они посмеются, поплюются, утвердятся в своём, но всё равно ничего не поймут. Эта загадочная русская идея. Магический реализм в пост-социализме. А ведь мотивации никакой нет. Есть слепое упрямство –’Я тоже хочу!’. Не свобода, как у американцев, а воля. На волю и пытаются вырваться герои ‘Но кто покинет явь помойной ямы ради снов? Ради горстки безрассудства кто продаст Отчизну? Кто сдохнет первым?’ Е. Летов Вся эта история с поиском счастья, кажется такой до боли знакомой национальной идеей. Складывается ощущение, что у нас монополия на баню, водку и разрушенные церкви. Все хотят счастья, хотя никто даже не пытается осознать, что это за штука такая. Снова авось. Лишь бы куда, только отсюда. Погоня за очередной безумной идеей, словно революция для униженных и оскорблённых. Бесконечная жалоба, которыми и так завалены полки наших библиотек. Но есть ведь что-то в этом. Все эти искусственно созданные ситуации не вызывают отторжения, потому что наша жизнь тоже стала немного искусственной. Стереотипы, какими их сделали мы. Обрывки диалогов, так и должны оставаться обрывками. Музыканта возьмут, проститутку возьмут, а вот режиссёр сегодня в одном ряду с убийцами. Самокритика всегда выгодно отличала Балабанова. Кто-то смеялся на просмотре, а мне ясно одно. Я тоже хочу.

Никитин  Александр
Никитин Александр21 марта 2020 в 21:08
Подпольщики без Сталкера

Последний фильм Балабанова породил некоторый когнитивный диссонанс в оценках, в очередной раз подтвердив, что нормального понимания между думающими, что то смотрящими людьми и авторами нет. Сама стратегия художественного высказывания стала настолько противоречивой, что уже не всегда можно отличить правду от иронии, грусть от откровенного стеба, цитаты от самостоятельности. Балабанов мне никогда особенно не нравился именно мутностью его художественной стратегии и с другой стороны публицистичностью его кино. Попытка вплетать социальные притчи в некий псевдореалистический стиль всегда отталкивала меня от Балабанова. Именно псевдореализм, потому что, по сути делать кино и работать с актерами Балабанов умел плохо. Вот и получался у него всегда некоторый доморощенный псевдореализм, претендующий к тому же на мутные обобщения. С этим фильмом вышло легче, потому что я его воспринял, как невероятный по размаху кринж и стеб и хотя сам Балабанов с этим бы никогда не согласился, но именно этим фильм и ценен. Ну как это вообще можно всерьез смотреть? Достоевский тоже печалился о слезинках ребенка, а заканчивал разговорами с чертями. Поэтому это ни в коем случае ни укор автору. Он имеет право отстаивать некое реалистическое зерно своего фильма, которое мне показалось смешным и оплеванным самим же Балабановым. Наше время помешанное на личном счастье не поняло убийственного юмора. Да почему же офисным менеджерам, нефтяным трейдерам, домохозяйкам с детьми можно счастье, а вот этим смешным и нелепым фрикам нельзя? Они ведь тоже хотят. Как то никто об этом не подумал, особенно среди критикующих фильм. Это ведь действительно вызывает гомерический хохот. Ну какое там счастье, они ведь трех слов связать не могут, а кто то даже и одного? - хохочат с дивана критики. Фундаментальное косноязычие этого фрик-комьюнити смертников принципиально подчеркнуто Балабановым. Пожалуй, они могут говорить, даже слишком много, я тоже хочу - уже много. В этом фильме не хватило одного приема, который бы поднял Балабанова на уровень Дэвида Линча - это закадрового смеха и недовольных раздраженных возгласов. Тогда бы все стало на свои места. Фильм имеет ряд неоспоримых достоинств. По настоящему мощный киноматериал и подчеркнутая песенная форма. Фильм вообще более всего похож на песню, ну на какого рода песню понятно, за кадром масса примеров. Обвинившие фильм в не понимании религиозности и поверхностности, забыли вспомнить, что на уровне этакой русской песни никакого иного понимания быть и не может. Упомянутая выше песенная форма роднит фильм с Землей Довженко, которая здесь угарно процитирована. И других убедительных примеров в подобной сложной минималистичной форме я в нашем кино не знаю. Цитат, вообще много, можно вспомнить и Золотой век Бунюэля и Призрак свободы, и конечно, Сталкер. И, в связи со Сталкером, важно помнить фундаментальную идею Тарковского - человек живет не для счастья и исполнения желаний, а для страдания и веры. И именно эта мысль, бывшая для Тарковского, одновременно и художественной идеей, буквально декларируется в финале Сталкера. И Балалбанов в отличии от многих эту мысль Сталкера то как раз понимал. Ну а что ж с нами поделаешь в 2011 году? Тарковский завещал, что нужны страдание и вера, а мы вот такие - мы тоже хотим. О том и фильм.

Talspar
Talspar6 сентября 2017 в 15:30
Неудачное прощание с миром (кино)

Перед просмотром данной картины я ожидал увидеть сокровенную философскую притчу о счастье, которая бы красиво проводила в загробный мир самого творца фильма. Но, увы, заключительный фильм вышел довольно средним. При просмотре всей картины от начала и до конца было ощущение, что смотришь дипломную работу студента ВГИК'а. Всё настолько просто, что не верится, что это фильм опытного режиссёра. Начнём с банального - с актёров. Режиссёр говорил, что он предпочитает использовать обычных людей, не театралов. Такой подход интересен и обусловлен тем, что кто как не простой человек может сыграть простого человека? Но актёрская игра была ужасна, на мой взгляд. Особенно у Александра Мосина. Ты смотришь и у тебя нет совершенно никаких эмоций к персонажу. ни отрицательных, ни положительных. Он просто никакой. Напомню, что он - бывший бандит и играет бандита. Лучше всех, на мой взгляд сыграл Олег Гаркуша. Ему хорошо далась роль обречённого человека с пустым взглядом. Персонажам вообще не сочувствуешь. Они не интересны. Они пустышки. Такой подход разочаровывает. Понятно, что раскрыть персонажей у фильма с таких хронометражем довольно трудно, но всё же. Невольно напрашиваются сравнению с фильмом Тарковского где каждый персонаж прописан хорошо и ты понимаешь их мотивы, проникаешься ими. Тут такого нет. Хотя сам Балабанов хотел сделать именно так. Мол, персонажи 'Сталкера' всё время попусту философствуют, а его герои просто идут к счастью, передавая по кругу бутылку водки. Хорошо получилось показать рвение к счастью на примере проститутки, которая голая бежала по морозу к счастью. Операторская работа в фильме меня смутила. Много однообразных перемещений камеры. Будто снимали весь фильм исключительно на штатив, а весь бюджет был пущен на автомобиль. Незамысловато, в общем. И это печально. Зато картинка в целом, порадовала. Такие, нежные, приятные цвета. Музыка. Музыка в фильмах Балабанова всегда запоминалась и делала атмосферу в фильме. Не прошла даром дружба с Бутусовым, чьё творчество не раз звучало в фильмах Алексея Октябриновича. Тут же музыка совершенно не цепляет, не западает в душу. Не покидало ощущение, что фильм снимался из-за одной сцены с самим Балабановым, где он говорит, что тоже хочет счастья, беседуя с бандитом и как бы намекая зрителям, что перед несчастьем все равны: и бандит, который нагрешил немало и режиссёр - не самый последний человек в мире. Сцена сопровождается потрясающими зимними видами и трупами, лежащими на льду. Мне грустно от того, что неплохой режиссёр закончил вот так - 'философским огрызком'. 5 из 10

PashaGiggz
PashaGiggz11 ноября 2022 в 20:37
Сталкер с человеческим лицом

В наши времена как-то модно стало критиковать Тарковского и монотонность его фильмов. 'Сталкер' регулярно попадает у обывателя в опалу, но и правда для понимания сего нужно мышление, которое уходит от психиатрического научпопа в более канонические дебри, чего и врагу не пожелаешь. Зато если сей фильм тяжёл и непонятен. К слову, для восприятия 'Сталкера' нужно бы представить и исторические условия создания. Зато у Алексея Балабанова возник вариант уже из XXI века с более удобоваримым бэкграундом, но весьма горькой судьбой... 'Я тоже хочу' - это даже не роуд-муви, а фильм-исход. Здесь всё происходит не хаотично в виду психических отклонений автора и вредных зависимостей, а вполне концептуально. Балабанов знает о своей неизлечимой болезни, почему даёт здесь даёт себе возможность покинуть мир в обществе своих маргинальных героев, подводя и черту своему творческому пути. Балабанова много обвиняли в откровенной 'чернухе', но в финале он вполне рассудил свой сложный творческий выбор даже где-то в пользу обвинителей, но не совсем. Дело в том, что у режиссёра свой довольно еретический путь, где мораль идёт не от высшей морали, а от негативных жизненных прецедентов. То есть, философия Балабанова не говорит, что надо делать, а показывает чего делать не надо и как по тёмным дорожка прийти к такому вот результату. Собственно, вот вам и сравнения с Достоевским, который тоже особо-то не считал себя достойным искупления своих грехов. Здесь же автор сам признаёт, что его подход не есть истина во всех инстанциях, имеет под собой земную составляющую. Герои же здесь вполне просты и понятны - бандиты, отец одного из них, музыкант, проститутка. Интрига держится на уровне все ли доберутся и кто станет достоин счастья на высшем суде. Отсылки к Судному дню и концу света 2012 года тоже попались под руку. А далее что там банька, водка, вобла, гитара, костёр, голые женщины - всё как у людей. Далее без спойлеров не обойтись. А вот параллель между 'Сталкером' и 'Я тоже хочу' есть ещё одно занятное зрелище. Кто круче 'Сталкер-79' или 'Сталкер-2012'. Но вот показательно то, что в 2012 году то сталкеры уже все вымерли. Нет проводника к сакральным данным. Молодой экстрасенс у Балабанова не ведёт к итоговой, а сам является взломщиком системы. Во вселенной Балабанова институт сталкерства полностью деклассирован. Каждый сам по себе Сталкер, да и ищет уже скорее не что-то высшее, а просто способ покинуть этот мир. Режиссёрский вердикт здесь где-то неутешителен, а где-то тонок. Вроде всё есть, даже возможность попасть в сакральные метафизические локации, а вот люди как-то измельчали. Будто по приколу отправляются на поиски как раз этой метафизики. Однако, через такое мироощущение раскрываются как герои балабановской вселенной, так вскрываются и проблемы бытия в наши термоядерные дни.

Pachkuale_Pestrini
Pachkuale_Pestrini30 апреля 2022 в 16:47
Спасибо

Вообще заметил, что фильмы Алексея Октябриновича пересматриваются гораздо лучше - и легче - чем другие. Почему? Казалось бы - знаешь сюжет; да и сюжеты, как правило, довольно мрачные. Но натыкаешься на того же Брата на ютубе - и запросто смотришь целиком в десятый раз. Некоторая отстраненность повествования, не гоняющаяся за зрителем и не требующая от него какого-то особого вовлечения? Или эмоциональный резонанс с ментальностью, позволяющий считывать текст походя? Стиль и 'клиповая' выразительность визуального ряда? Все это - возможно. И не только это, конечно. Сперва я, конечно, и думал пересмотреть 'Брата' - желания воспринимать новое не было, не было даже желания задумываться над старым (поэтому остановился выбор на Балабанове, см абзац выше). Да, хотел пересмотреть Брата, а потом понял, что ну куда уже, надо хоть перерыв сделать посолиднее. И включил 'Я тоже хочу', который смотрел лишь однажды, в 2014 году. Что ж, конечно, это гениальное кино. И - ура! - второй просмотр раскрыл в незамысловатой, казалось бы, истории новые глубины (очень и очень внушительные). Тогда, щеглом, я только с музыки обалдел (с этого фильма началась моя любовь к Леониду Федорову) - ну и отметил, как полагается, мастерство именитого режиссера. А вот теперь, можно сказать, посмотрел ленту по-настоящему. Тут вам и евангельские аллюзии, и философско-религиозные поиски (героев и режиссера), и 'тайные комнаты', открывающиеся только внимательному зрителю (или пришедшему снова). А еще идеальная динамика повествования, шикарный саундтрек, отличные - атмосфернейшие - съемки, набор чисто Балабановских приемов, бережно собранных в последней картине мастера, оригинальная актерская игра (которая не совсем игра)... И Олег Гаркуша, ни разу за фильм не улыбнувшийся. Кино задает вопросы - и порой сами вопросы уже являются ответами. В конце концов, все мы хотим счастья - в этом плане картина универсальная. А еще это фильм-пространство, потому что ответы на вопросы (или осмысление вопросов) можно искать внутри самого фильма - и не только постфактум, но и во время просмотра, оказываясь в нужных точках 'пространства-времени'. И да, название - если учитывать 'исповедальное' измерение - звучит как восклицание самого Алексея Балабанова - великого, ужасного и гениального. Вообще это, конечно, отдельный разговор - исповедальная плоскость 'Я тоже хочу'. Фильм-итог, фильм-высказывание... Фильм-возглас. Но об этом не скажешь в двух словах, нужно читать статьи и думать, думать, думать. И да, что касается сравнений со 'Сталкером'. А какой смысл сравнивать?

Георгий Муа
Георгий Муа20 мая 2013 в 21:45
Последняя сказка мастро...

Совсем недавно, я посмотрел фильм Ренаты Литвиновой -Последняя сказка Риты. Фильм о смерти и смерть там представлена совсем не страшной старухой, с косой в руке, а вполне эстетской дамой. Алексей Октябринович Балабанов с этой дамой близко знакомил зрителя во всех своих фильмах, но преподносил ее по разному. В Брате трупы валились штабелями, но это не пугало. В жмурках их было еще больше, но смерть там даже комична и заставляла улыбнуться, в Мне не больно, героиня той же Литвиновой уходит под стать течению фильма - тихо, в Грузе 200 смерть пугала так, что многие до сих пор не готовы посмотреть этот фильм. В Я тоже хочу, автор во многом продолжает линию Кочегара, и примеряет смерть на себя. Еще до выхода картины на экраны мэтр говорил, что чувствует приближение смерти, но многих успокаивало то, что известный мизантроп уже говорил так и не раз, и многие думали, что снова обойдется. Алексей Октябринович и правда пошел на поправку, и по иронии судьбы умер в санатории Дюны, под Петербургом, успев в последний день жизни дописать сценарий к новой картине под рабочим названием -Мой брат умер. Что касаемо, самого фильма, то я не зря в самом начале рецензии упомянул, о Последней сказке Риты. Я тоже хочу - это тоже сказка, со всеми атрибутами фирменного стиля маэстро. Тут есть все. И Петербург, не парадный. как его снимают попсовые режиссеры, а тот самый, родной и любимый миллионами -обшарпанные стены, старые трамваи, за которыми бежал Данила Багров в Брате, дворы -колодцы, из которых стрелял киллер в Кочегаре, те же забавные старые иномарки, на которых рассекали нелепые бандиты в Жмурках. Тут и герои сошлись воедино - бандит, музыкант, проститутка...все персонажи прошлого сели в один джип и поехали искать счастье, а вместе с ними поехал и режиссер, снявший все лучшее, что было в Российском кино за последние 30 лет. Этот фильм, сейчас становится просто пророческим, ибо Балабанов по сути предсказал в нем свою гибель. Но разве раньше бывало иначе? Разве в Грузе 200 он не предугадал то, что потом будут творить полицейские в Казани? Разве в Братьях, он не предсказал, что у людей появится потребность в правде? Разве в Морфий он не показал, что жизнь не стоит ничего и даже, когда ты выстрелишь себе в голову, переполненный зал будет смеяться...фильмом Я тоже хочу, автор лишь показал нам, что поиск счастья - это и есть смысл нашей жизни, неважно кем ты в ней был.. Вечная память величайшему русскому мастеру. 9 из 10

Нина Чуйкова
Нина Чуйкова9 марта 2015 в 12:34
В поисках «моста через бездну»

Что хотел сказать один из наших классиков (надеюсь, я не очень преувеличиваю) в своем последнем фильме. Его жена (вдова) в интервью говорила, что за некоторое время до ухода он ездил к знакомому духовнику, назовем его так, «чтобы изгнать чертей». Возможно, это было связано с алкоголем или чем-то еще, или просто с необходимостью духовного очищения. После этого, как утверждает жена, он стал другим. И действительно, этот фильм по сюжету для Балабанова необычен. Сюжет этот загадочен, умозрителен, чтобы не сказать более, и с фантазийным посылом. Собираются несколько людей и едут искать «птицу счастья». Хотят себе обеспечить благополучное переселение в другой мир или хотя бы очиститься в этом, режиссер не уточняет. Условия для этого есть - как будто в некоей колокольне (церкви) образовалась, вследствие природных катаклизмов, некая (?геомагнитная) зона, где желающие могут предстать перед высшими силами. И проверить, достойны ли они лучшей участи. Итак, едут в машине несколько человек – матерый убийца, расстреливающий всех подряд (возможно, он преувеличивает), регулярно ходящий на исповедь и получающий отпущение грехов; его друг алкоголик, взятый прямо с больничной койки, - в общем-то, добрый человек; отец алкоголика, о котором мало что известно и, наконец, случайная придорожная девушка - выпускница философского факультета, зарабатывающая на жизнь проституцией (ох, что-то не верится…). Встречается им на дороге провидец, который предупреждают, кого возьмут, а кого нет… В конце остаются у разрушенной церкви двое – этот неисчислимый убийца и откуда-то взявшийся наш главный герой (сам Балабанов) – «режиссер с европейским именем», что нисколько не преувеличено. Как распорядятся высшие силы с ними? Как будто режиссер робко нащупывает для себя зыбкую почву, чтобы уйти. Но ему-то беспокоиться не стоит, свое слово он сказал… А вот как быть с остальными героями, какую правду мы может вынести из этого фильма от всегда реального Балабанова? 7 из 10

LethemGo
LethemGo1 сентября 2014 в 07:07
Как всех позвать и ничего не показать

Последний фильм одного из самых популярных современных российских режиссеров вышел в прокате прошлой/позапрошлой зимой. Сразу после смерти Балабанова некоторые кинотеатры вновь пустили ленту, на этот ажиотаж попалась и я. К тому же там снимается Олег Гаркуша, чьи волшебные песенные мотивы не могут не околдовать душу своей легкостью и глубиной, да и вообще просто очень самобытный и своеобразный музыкант. Брошюра завлекала рассказом о том, что в фильме все герои ищут счастье. И да...действительно, и бандиты, и музыкант, и просто барышни готовы искать это счастье, хотя в самом фильме все ищут не счастье, а неведомую колокольню, которая дает неведомо что и отправляет неведомо куда. Фильм, на мой взгляд, не очень хорошая версия 'Сталкера' А. Тарковского. В 'Сталкере' каждый получал то, что заслуживает: 'Дикобразу-дикобразово' - как писалось в книге братьев Стругацких 'Пикник на обочине', по мотивам которого и был снят фильм - и в книге точно раскрывается, что какие бы не были у тебя чистые помыслы, если ты алчен внутри, то и получишь только то, что заслуживаешь, а не то, чем хочешь казаться. Весь же этот фильм мне как-то был непонятен...зачем бандиты поехали искать колокольню, зачем им это душевное спасение или что они там ждали...мне кажется, таким людям, с которых были списаны эти бандиты, в реальной жизни не интересны неведомые колокольни, которые без 100% гарантии отправят тебя в рай (или куда там...потому что герои точно не знают, что происходит с душами тех, кто исчез на колокольне), ладно музыкант - творческая, мечущаяся душа, уставшая от тяжкого бремени жизни, но эти-то что там забыли. И вот все герои долго собираются (почти весь фильм), долго собирают всех знакомых и попутчиков и приезжают на колокольню. В итоге каждому достается или смерть до колокольни или исчезновение в ней. Ничегошеньки не поняла, что хотел сказать автор - что бандиты злые и плохие ребята и где-то там, в неведомом рае им не место, так это все и так знают (ну или очень верят в это справедливо возмездие на небесах), что блаженным музыкантам там место - и это все знают, что блаженные всегда идут без очереди в делах религиозных. Фильм никуда не годится, даже из уважения к памяти хорошего режиссера твердая 3. 3 из 10

МАК СИМ
МАК СИМ24 февраля 2013 в 17:43
Долгая дорога бескайфовая

Мрачный поэтизатор перестрелок и трупаков Алексей Балабанов все глубже погружается в пучину собственных кошмаров. Казалось бы, после феерически-кровавого и ужасающего «Груза 200», вслед которому хотелось либо плевать, либо рукоплескать, но нельзя было остаться не задетым, дальше ехать некуда – финиш, апогей чернухи. Однако, Балабанов сделал зигзаг – поубавив собственно в кровавости, долил в свой коктейль безысходности. Таким был его предыдущий фильм – «Кочегар», в том же духе сделана и новинка - «Я тоже хочу». С «Кочегаром» у новой картины Балабанова и впрямь много общего – не сюжетно, конечно, но стилистически. Прошлая работа была, цинично говоря, растянутым видеоклипом Дидюли - оксюморонное сочетание питерских заснеженных подворотен с ритмами фламенко рождало неповторимый эффект театра абсурда, в котором можно было даже не особо выискивать подтексты. «Я тоже хочу» тоже производит впечатление вытянутой хирургическими щипцами музыкальной короткометражки. На этот раз, в аудиоряде царит фирменский шаманский проговор Леонида Федорова, что вполне объяснимо и духом фильма, и наличием его соратника Олега Гаркуши в одной из главных ролей. Вообще, Балабанов делает очень музыкальные фильмы – в том смысле, что музыка для него не просто стилеобразующий элемент, этакая вишенка на торте, а один из полноценных героев повествования, а то – и ключей к разгадке этого повествования. Новая картина в этом плане перекликается со знаменитой аукцыоновской «Дорогой», которая хоть и не звучит в кино, но постоянно вспоминается – и Гаркуша с Федоровым тут как тут, и дорога – такая же долгая и бескайфовая. Хоть и за счастьем. По балабановской дороге на черном «Крузаке» едут пять архетипов – Бандит, Музыкант, Алкоголик, Старик и Проститутка. Едут они к Колокольне Счастья, которая находится под Питером, в заброшенной деревеньке, где царит вечная зима. Колокольня забирает - то ли на небо, то ли еще в какие параллельные миры - тех, кто счастья достоин, остальных отбраковывает. В любом случае, обратно никто не возвращается. Мотивы каждого героя, по большому счету, остаются в тайне – рот они открывают чаще для того, чтобы хлебнуть водки, чем для разговора. Более того, Балабанов и не утверждает, что таковые мотивы – в экзистенциальном, прости Господи, понимании, - вообще имеются. Ну, едут и едут, не особо заморачиваясь о целях и смыслах. Всяко лучше, чем гнить в повседневности. Метафоричность на уровне учебника геометрии – да, черт возьми, каждая собака хочет счастья, какое открытие! - в данном случае не просчет, а прием. Балабанов не пытается усложнить, в общем-то, простую мысль, но и не разжевывает ее, как овсянку. Он показывает житейские вещи – люди идут по улице, собирают вещи, садятся в машину, пьют водку, подбирают попутчиков… А за всем этим - мечта о счастье, желание прорваться на другую сторону бытия, непроговариваемое, словно стыдливое. Простота интонации в сочетании с подчеркнуто-абсурдистскими сценами – вроде безумной песни Гаркуши у костра – тоже один из фирменных режиссерских штрихов Балабанова. Он, по большому счету, никак не объясняет этот абсурд и не рефлексирует по его поводу. Ну да, все умрут, - бросает он небрежно, на ходу – хоть вознесясь в небо, хоть падая лицом в снег. А потому – велика ли разница?.. По совести говоря, «Я тоже хочу» - далеко не лучший образец балабановского кино. Фильм, пожалуй, местами неряшлив и затянут – впрочем, монтажные длинноты могут быть и сознательным выбором, этаким интонационным акцентом. Архетипы даже не пытаются обернуться живыми людьми, а сценарной идеи не хватает даже на полтора часа экранного времени. И, тем не менее, несмотря на очевидные огрехи, Балабанов вновь подтвердил, что никто лучше него в современном российском кино не умеет показать невыносимую тяжесть бытия. 7 из 10

Den is
Den is14 мая 2015 в 20:30
'Уходя, оставить свет – это больше, чем остаться'

Они говорят об убийствах и алкоголизме просто, как о неотъемлемой, привычной части своей жизни, о боге и конце света – как о тайне, о которую веками бьется и разбивается человеческая мысль, они поют песни и ставят свечи в церкви, прося о воле и силе принять то, чего не могут изменить, они оканчивают философские факультеты и торгуют свои телом, потому что в философии работы нет, а «подставлять жопу» проще и доходнее, они любят отца и мать, они хотят счастья. Они, герои фильма «Я тоже хочу», маленькие люди, которые просто пытаются быть. Он – член европейской академии кино, он снимает фильмы и тоже хочет счастья. Счастья себе, своим героям, вообще людям. Он, режиссер. Но понимая утопичность и неисполнимость такого простого желания, проводя своих героев по кругам земного ада, Балабанов обычно дарует им не то чтобы счастье, а скорее избавление. Избавление от мира, в который они вброшены и в котором пытаются выжать из пустого тюбика еще хоть каплю, из слов, выброшенных в пространство, строят воздушные замки, возводят вокруг них города иллюзий, воюют с ветряными мельницами, разменивая себя на ветер, горохом кидаются в стены, надеясь пробить, ложатся спать, веря, что утро вечера, но завтра всё по новой: убийства, алкоголь, проституция, бессмысленный и тусклый свет, безразличие мира и невыносимость бытия. А счастье - мечта, недостижимый идеал, неизбывная тоска и источник призрачных надежд на то, что когда-нибудь все изменится, и оно придет. Поэтому узнав о таинственной колокольне, дарующей счастье, герои фильма отправляются из Петербурга в сторону Углича, в закрытую зону, где на веки вечные установилась радиационная зима, убившая всех местных жителей и недружелюбная к непрошенным гостям, желающим испытать свою удачу –полученная в зоне доза радиации смертельна, а колокольня примет не всех. Снежные просторы вечной мерзлоты усыпаны телами людей в черных одеждах, в колокольне с давних времен горят свечи, а в небе над зоной слышно гулкое эхо сгинувших в ней искателей счастья: «Я тоже хочу! Я тоже хочу. Я тоже хочу…» Кого и почему примет святыня? Чей глас присоединится к сонму голосов, повисших в воздухе? Кто так и не дойдет до колокольни, найдя «своё» по дороге к ней? Множественные тексты кинокритиков о фильме и редкие комментарии Алексея Балабанова о нем раскрывают ряд автобиографических моментов фильма и предлагают различные точки зрения на «избирательность» колокольни и «условия» получения в ней желаемого. Но режиссер ушел, колокольня обрушилась, а «уходя, оставить свет – это больше, чем остаться». Что Алексей Балабанов его оставил, сегодня ни у кого не должно вызывать сомнений. И этот пророческий фильм-притча, роуд-муви, апокалипсис по-балабановски, философская трагикомедия, фильм-исповедь, фильм-прощание – часть этого света. Кинокритик Нина Цыркун как-то сказала, что когда-нибудь наши времена будут изучать по фильмам Балабанова. Вряд ли она говорила об историчности и документальности фильмов режиссера, но с тем, что его кино – это знак и достояние нашего времени, наша классика, образец честного киновысказывания хочется согласиться. Говорить о Балабанове, смотреть его фильмы сегодня, завтра, впредь необходимо, важно – он подарил нам мир кино, которое невозможно повторить, которому нельзя подражать – это просто невозможно; в его лице 18 мая 2013 года мы потеряли большого честного художника, мастера кино – масштаб и серьезность этой потери нам еще предстоит осознать.

demanon
demanon10 июля 2014 в 17:04
Завещание Балабанова

Фильмы Алексея Балабанова почти всегда порождают противоречие чувства, что хорошо видно по отзывам зрителей. Картин снято уже не мало, и практически каждая из них смогла чем-то эпатировать публику. Поэтому, при встрече с каждым новым творением этого режиссера, невольно вспоминаются предыдущие фильмы. Ироничные, пафосные, мерзкие, душевные - все очень разные, но с фирменным клеймом режиссера. И даже если после 'Груза 200' пропало всякое желание интересоваться дальнейшим творчеством Балабанова, то одновременно вспоминаются и 'Мне не больно' и другие картины. Возникает интрига. Что еще пришло в голову столь неоднозначно творящего человека. Пройти мимо картины с простым названием 'Я тоже хочу' оказалось очень сложно. Блеклая рецензия в описании не очень то подталкивала к просмотру, но вот обстоятельства, указанные выше, заставили выкроить свободное время для просмотра фильма. Фирменный 'балабановский' стиль подачи сюжета почувствовался уже с начальных титров. И если честно - стало несколько скучно. Размеренная обыденность реальности на экране породила чувство пустоты в содержательной части фильма. Как люди ходят в баню, аптеку, разъезжают на автомобиле, поднимаются на лифте - что из этого каждый из нас не видел в жизни? Показалось, что начинает проявляться призрак 'Кочегара', в котором большую часть фильма нам демонстрировали прогулки по улочкам под бодрые переливы музыки Дидюли. Некоторое оживление появляется в сцене вызволения одного из героев из медицинского учреждения, да разговор о поисках счастья, не каких-то абстрактных поисках, а с вполне конкретными координатами. При упоминании счастья неоднократно звучит одна из ключевых фраз картины: 'Я тоже хочу' Вот с этого момента фильм из простого отображения действительности все больше начинает походить на некую библейскую притчу в современных реалиях.. Достаточно простую, но не столь однозначную, как могло бы показаться. Да, счастье есть, но только не для всех. Кого выберут для счастья бандита, алкоголика, музыканта, пенсионера или проститутку? Или режиссера Балабанова, появляющегося в финале картины? И если в конечном итоге нам дается ответ на этот вопрос, то на вопрос 'Почему счастье этим, а не тем?' ответа нет. Финальная сцена, как это ни печально констатировать, стала и исповедью, и прощанием режиссера со зрителем. Не будет новых интригующих картин, а российский кинематограф понес огромную потерю, ощущаемую еще больше на фоне блеклых выкидышей современных российских 'режиссеров'.

Mra4niy
Mra4niy29 января 2013 в 18:37
Довольно своеобразное кино

Как-то так получается, что совсем не получается сказать об этом фильме что-либо определённое. С одной стороны - фильм не глупый, после себя оставил такое ощущение, как будто разбудили среди ночи, надели на голову жестяное ведро и ударили по нему со всей силы молотком. Что, в общем, хорошо - равнодушным фильм не оставил и породил множество мыслей, интерпретаций, попыток разгадать замысел. Понял ли я его? Опять же, сказать сложно. Скорее, воспринял - но, опять же, не до конца, потому что 'Я тоже хочу' как раз из той серии задумок, которые настолько личны, что могут быть понятны полностью только самому режиссёру, да и то не всегда. Форма здесь предельно проста, а вот с содержанием гораздо сложнее. Если отстраниться от физики (приехали, выпили водки, умерли), то лирику здесь можно интерпретировать совершенно по-разному. Для меня это явилось выражением некой экзистенциальной тоски человечества по покинутому Эдему, желанием вернуться туда, где нет тревог и не надо бороться за место под солнцем, не надо больше мучиться и страдать. По сути - умереть, то есть распрощаться с физическим планом и слиться с Божественным. Счастье ли это? Я думаю, что да. Опять же это сопряжено с мучительным вопросом, который задаёт себе каждый из героев фильма - 'Возьмут ли меня?'. Всем хочется. Но не всем пока ещё можно. И счастливые превращаются в белый дымок и исчезают в разрушенной колокольне, чтобы больше никогда здесь уже не появиться. А несчастные падают на снег, замерзают, чтобы переродиться и снова вернуться обратно, на поиски счастья. Колесо Сансары остановить невозможно. И эта колокольня - как своеобразные врата для тех, кто прошёл экзамен. Такова моя сугубо личная интерпретация фильма. Как очень верно заметил один из рецензентов - всё это можно было бы оформить в небольшую лаконичную короткометражку, минут на двадцать. Две трети фильма не несут какого-либо существенного значения, они в принципе лишние. Важны лишь последние полчаса, с того момента, когда герои подъезжают к заснеженной Зоне. Это первый минус - затянутость, даже при таком небольшом хронометраже, как 1 час 20 минут. Краткость - сестра таланта, всё таки. Второй минус - 'актёры'. Актёрской игры здесь, как таковой, нет. Есть четыре мужика и одна девица, каждый со своим заученным монологом. И сам Алексей Октябринович в финале. С тем же успехом в картине мог сняться я со своими друзьями, или любая компания с улицы. Реализм, конечно, это замечательно, но не до такой степени, когда исчезает всякая выразительность, это же не документальное кино всё таки. Про саундтрек сказать ничего определённого не могу, многие его критикуют, но моему восприятию фильма он не помешал. Как-то так. По-своему сложное и очень своеобразное кино получилось. Я думаю, что наиболее честным будет поставить ему 'нейтральную' оценку, потому что смещать акцент в сторону положительности или отрицательности я, положа руку на сердце, при всём своём желании не могу. 7 из 10

Тигр Честной Судьбы
Тигр Честной Судьбы22 января 2013 в 11:42
Раствориться в воздухе Родины. Volume VII. «Я тоже хочу».

- Тебя возьмут. - А меня? - Тебя не возьмут. - Ну ты даешь! - Тебя бы взяли, да ты не пойдешь. - А батю? - Его бы взяли, да он не дойдет. Вот так, еще в трейлере к фильму один из самых уважаемых и наиболее самобытных режиссеров России Алексей Балабанов рушит всяческую интригу - кого 'возьмет' Колокольня Счастья, а кому придется остаться умирать в сугробах ядерной зимы (для тех, кто не в курсе, о чем говорится - добро пожаловать в графу 'Описание фильма' - она чуть выше). В общем-то, 'Я тоже хочу' - один из немногих фильмов, о сюжете которого, включая развязку, известно еще до выхода самого фильма - из вышеуказанных трейлеров. Но Балабанову это не мешает. Потому что 'Я тоже хочу' так же относится и к другому разряду фильмов - фильмы, которые, несмотря на предсказуемость, все равно интересно смотреть. Хотя нет. Не интересно. 'Интересно' - неподходящее слово. Правильнее будет сказать, пожалуй, так: 'фильм, несмотря на предсказуемость, может заворожить'. Да, именно заворожить. Причем по сути это тот же 'Кочегар': профессиональных актеров нет, очень много музыки, при том что саундтрэк состоит, ну, максимум из пяти-шести песен, мало действия, еще меньше диалогов - если в 'Кочегаре' персонажи в основном ходили по улицам под музыку, то в четырнадцатом фильме Алексея Октябриновича герои в основном едут на машине и пьют. Правда, тоже под музыку. Внимательный читатель спросит: 'Так что же тогда хорошего в 'Я тоже хочу'?' А много чего. Во-первых, теперь Балабанову очень повезло с музыкой. Если гитарные переборы ДиДюЛи в 'Кочегаре' были ну совсем лишними, то музыка 'АукцЫона' и, в частности, глубоко уважаемого мною Лени Федорова как нельзя лучше вписывается в атмосферу 'Я тоже хочу'. Все потому, что аукцЫоноский стиль музицирования, при всех своих достоинствах, обладает еще одним: их музыка несколько отстранена от всего остального, она как бы не от мира сего. Балабанов тоже - отстраненно наблюдает за тем, как люди хотят счастья и кто из них в итоге это самое счастье получает. Это приводит к, пожалуй, наиболее плодотворному в российском кино симбиозу музыки и происходящего на экране - собственно, этим более ранние фильмы Балабанова и отличались. С актерами на этот раз тоже повезло больше: очень органичен Олег Гаркуша (напомним, тоже один из участников 'АукцЫона'), Александр Мосин и Юрий Матвеев, видимо, успели хорошенько подучиться актерскому мастерству за два года, прошедших со дня выхода 'Кочегара' и теперь даже на главных ролях показывают вполне приличные результаты. Алиса Шитикова, дебютировавшая в фильме, сыграла вполне традиционно, но уже профессионально. Сам Алексей Балабанов со своим сыном (оба сыграли небольшие роли) вполне забавны. А больше в фильме, собственно, никого и нет. Создается впечатление, что конец света, наступление которого так убежденно доказывает в фильме герой Матвеева, уже наступил, и кроме четверки главных персонажей, едущих в тонированном джипе за счастьем, никого не осталось. Создается вопрос: Зачем же им счастье? И Балабанов вполне себе четко и лаконично отвечает устами своих персонажей: 'Хочется'. Действительно хочется. Только не все его получат. Собственно, об этом и есть фильм - двух предложений достаточно для описания подтекстов. Потому что каким образом 'там' отбирают тех, кому можно счастье дать, непонятно. Бандита - не забирают. Музыканта, который немногим от бандита отличается, забирают. Проститутку - тоже. Не забирают и самого Балабанова. Самокритичен, что уж тут говорить. Что нужно делать для того, чтобы счастье получить, так же не до конца ясно - никаких инструкций режиссер нам не дает. И правильно. Это не инструкция. 'Я тоже хочу' - это очередная притча, на сей раз даже проще остальных. Но очень органичная, завораживающая, наивная и, пожалуй, правдивая. Многие счастья так и не находят. - Что-то я не понял... - Что, не взяли? 8 из 10

Дядя РаММся
Дядя РаММся18 января 2013 в 16:11
Страна Расея

Изначально хотелось бы сказать поклонникам сюжетных лент и так называемых 'экшенов' - вы не увидите здесь лихо закрученного кино. Это фильм для размышлений, переосмысления себя и своих собственных ценностей, у каждого - своих. Ленту можно разделить ровно на две половины: первая - предыстория, вторая - философия. Первая насыщена действиями и неуклюжими (с точки зрения современного зрителя) попытками раскрыть характеры персонажей. Впрочем, это только для обычного зрителя есть неуклюжие попытки. Балабанов вовсе и не пытается привнести мораль в жизнь каждого персонажа, мы все видим сами. Бандит с первых секунд, очевидно, бандит. Раз. Музыкант выглядит как музыкант. Два. Алкоголик Матвей - о нем рассказывает Бандит, коротко и ясно, без лишних фраз. Три. Отец Матвея вообще немногословен, за весь фильм он произносит пару слов. Четыре. Проститутка сама рассказывает о себе незамысловатую, обыденную, к несчастью, для нашего времени историю. Пять. Остальные лица лишь оттеняют группу главных персонажей и приносят в фильм немного интриги. Вторая половина - Путь. Путь насыщен философскими и псевдонаучными беседами о смысле жизни, истории, неординарными поступками, которые поражают своими необъяснимостью и обреченностью. Это и признание в собственном нежелании что-то делать, и странные шаги как раз к тому, чтобы что-то в итоге получилось. Финал ленты - вопль, крик, просьба. Каждый волен вписывать в антураж себя, на это и рассчитывает Балабанов. Каждый вправе поставить себя на место любого персонажа и примерить на себя его роль, и в кино, и в жизни. Я, не знаю как это следует оценить, оказался подкуплен пейзажами и естественными декорациями сцен фильма. Относительно недавний фильм Славы Росса 'Сибирь Монамур', изобилующий кадрами заброшенной российской глубинки, покинутых деревень, разрушенными домами, оказался очень похож по визуальному сравнению с 'Я тоже хочу'. В этих картинах и боль за наше прошлое и нынешнее, и стремление все изменить к лучшему, и страх перед будущим, в котором не обязательно все будет хорошо. Только вот каждый выбирает себе будущее самостоятельно. У Славы Росса это делает сам Человек, у Балабанова - Некто. Или Нечто. И мы все хотим для себя счастья. Я тоже хочу. И идем за ним на край света. А что такое счастье - этот вопрос Балабанов своим фильмом делает для нас более чем открытым. Сырость монтажа и звука заставили обратить на себя внимание в течение всего фильма. Но этому Фильму это простительно. Абсолютно. Не в картинке дело. А то, к какой Колокольне каждый из нас идет. Однозначно: 10 из 10

ArmiturA
ArmiturA18 августа 2015 в 18:46
Дорога в никуда

С этим фильмом мистики практически как с 'Мастером и Маргаритой'. Своеобразный, итоговый фильм Балабанова был выпущен всего за полгода до его кончины. Глубокое по посылу, очень личное по исполнению кино сделано нарочито неброско, коряво, словно бы наспех. Как будто режиссер отчаянно спешил, оставляя неподвязанные концы, утрированные сюжетные линии, сыроватые диалоги, исполненные запинающимися через слово непрофессиональными актерами. А ровно через сорок дней после ухода Алексея Балабанова рухнула та самая колоколенка, которая Счастье даровала — не всем, оставляя обиженных и умирающих, эдакая лестница в небо, по которой шагают лишь люди не от мира сего, дураки да юродивые, как это извечно заведено на Руси. И можно было бы проводить параллели со Стругацкими или там Тарковским, обвинять Балабанова в подражательстве и вторичности, но это было бы довольно недальновидно. Ибо снималось о другом, хоть и тоже о наболевшем, писалось кровью сердца, даром, что почерк получается корявеньким. Итак, бандюган, музыкант, проститутка и алкаш (в принципе, стандартный балабановский набор) решили поехать за Счастьем. А Счастье то как водится внутри особой Зоны, и не каждому дойти дано, а если и дойдешь, то не факт, что с пустыми руками не останешься. Собственно, в этом и есть весь сюжет. Эдакий традиционный русский авось, на который надеются герои, отправляясь в последнее путешествие. Может, дадут то самое, сокровенное, которое непонятно еще, в чем заключается, а может, помрешь в дороге. А может, и нет никакой разницы, дадут ли, или помрешь. Балабанов создает не кино, а чистую метафору, квинтэссенцию поиска, воплощение жутковатой народной сказки, перенесенной в эпоху девяностых-нулевых: пойди туда не знаю куда, найди то не знаю что. Идут-бредут неприкаянные Иванушки-дурачки, архетипичные до скрежета зубовного, до карикатуры, нелепые, заблудившиеся во времени, в снегах бесконечной, нищей страны. Все хотят быть счастливы. Но пикник на обочине закончен, остался лишь тлеющий костер, разбросанные остатки еды, пустые бутылки да вусмерть пьяные сталкеры, храпящие в кустах. Мощный гуманистический посыл Стругацких пропал втуне, звенящая нота их веры в человека растворилась в грохоте лихих девяностых, двухтысячных, две тысячи десятых. Двадцать первый век сожрал своих героев, двадцать первый век сожрал Алексея Балабанова, сожрал его героев, которые навеки остались то ли в бандитском прошлом, то ли во вневременье, которые уезжают на новеньком джипе из современного Петербурга в дремучую хтоническую Русь. 'Я тоже хочу' — это не завещание, но реквием. Реквием по мечте. Реквием, раздающийся в абсолютной пустоте, так как зрители давно разошлись. Балабанов снял бесконечно несовременное, сырое, никому по большому счету не нужное, но вместе с тем самое свое важное и личное кино. И в этом главный парадокс, тот самый генератор случайных чисел счастья, который может поднимет тебя на небо, а может, прибьет к земле. В фильме режиссер отказал себе в праве на счастье, и это такая грустная исповедь. 'Я тоже хочу' кричит Балбанов голосом своих героев, но все уже окончено, в зале загорается свет, одиссея окончилась ничем. Необъятная, древняя страна поглотила очередную душу. Молчаливая, страшная Зона ждет нового отчаявшегося сталкера, который осмелится заглянуть в глаза бездне в надежде обнаружить там хоть что-то.