Заокеанский вояж Рашида Бушареба едва можно назвать удачным, пусть его принял не сам Голливуд во всей классической красоте, но два независимых проекта ему все-таки доверили. И признаться, некогда на слуху европейский режиссер, такой уникальной возможностью не воспользовался. Как и его предыдущая лента «Совсем как женщина», так и «Двое в городе» могли бы оказаться в куда более выгодном положении окажись за печатным станком сценария более пригодные деятели. Фильм рассказывает историю, как некогда промышляющий криминалом афроамериканец выходит по условно-досрочному и теперь пытается наладить свою жизнь. Все бы ничего, но восемнадцать лет назад он прикончил помощника шерифа, и даже после образцового поведения в тюрьме, следованию ислама и образованности, многие люди видят в нем все того же дерзкого преступника. Особенно об этом часто напоминает сам шериф города, и его бывший подельник по темным делам герой Луиса Гусмана. Из всего актерского состава также как-то особо некого выделить, виной тому снова же таки сценарий картины, который не наделил ее персонажей нужными качествами, а актеры этого не реализовали. Исключением только можно считать героиню Бренды Блентин, которая ранее уже работала с режиссером, и запомнилась очень хорошей актерской игрой. Лента практически без какого-либо финала, слишком много разных окружающих проблем, будь это нелегальная миграция, или сбой механизма правосудия затронуты в этом фильме. Но как эти проблемы, так и судьба главного героя – не получили какого-то логического вердикта. 4 из 10
Смотрел фильм по единственной причине, из-за Уитакера и Кейтеля. Конечно, мэтры не подкачали, хотя я ожидал увидеть некую связку, психологическую интригу или противостояние. Но вместе актёрам играть почти не пришлось, у каждого в фильме была своя дорога и пересекались они лишь заочно. Жаль, но таков сценарий. Безусловно, каждый из них отыграл свою роль на отлично, за что им большое спасибо, хотя Кейтелю, по правде сказать, места на экране досталось не очень-то много. Что до персонажей, несколько удивил шериф. Учитывая реальные проблемы с наркотиками в самой Мексике и приграничных к ней землях США, у стража порядка на службе были бы совсем другие заботы, вместо того чтобы мелко гадить и мстить за обиду, за которую человек уже отмотал серьёзный срок. Говоря прямо, персонаж Кейтеля получился непродуманным и противоречивым. То он хотел поскорей «избавить общество» от бывшего преступника, то наоборот выпускал его, а ведь в его власти было в считанные дни организовать подставу и упечь Уитакера обратно за решётку. Непоследовательность, излишняя подозрительность, метания и подчёркнутая мелочность характеризовали его как слишком «недоделанного» персонажа, слишком сырого. Его мотивы, основанные якобы на переживаниях от событий давно минувших дней совершенно неубедительны, и это главная проблема с данным героем. И что это за слёзки в кулачок в стороне от женских трупов?.. Бред какой-то! Ему там точно нечем было заняться на мексиканской границе. Бывший друг-бандит получился вообще бесхребетным и бесхарактерным, хотя потенциала этого актёра хватило бы на много большее. Как только я увидел его харю, сразу подумал, что замес будет славный, но ошибся. Тут явно режиссёрская недоработка, потому что для мафиози местного масштаба этот персонаж вёл себя слишком вяло и неуверенно. Отдельно о главном герое. Уитакер, получился наиболее полно раскрытым персонажем, со своим духовным миром, реальными внутренними и внешними проблемами, последовательно и настойчиво идущим к своей простой и понятной цели. Это доступный и очень человечный герой, каких явно недостаёт современному кинематографу. Собственно, простая демонстрация в кино человека с подобными проблемами, это уже своего рода большой нравственный плюс, потому что это человек, сформированный трудными жизненными обстоятельствами, прошедший горнило тюрьмы, обретший веру и твёрдо намеренный жить тихо и по закону, даже невзирая на продолжающиеся удары судьбы. (После просмотра фильма закралось подозрение, что приверженность к исламу у ГГ придумали нарочно, чтобы выставить её как недостаточно благонадёжный критерий для оценки человека, вставшего на путь исправления. Ведь и ему самому вера не помогла в итоге, и герой находился в постоянно смятённом состоянии духа из-за воздействия на него враждебного мира, хотя и вёл себя как правило спокойно и адекватно. Очередной дешёвый накат на ислам). Хороша была сцена, когда ГГ кричал на мотоцикле, но всё-таки даже она не отразила в полной мере остроты момента. Нигде не хватило перца, нигде! И даже в последнем эпизоде, который стал словно вершиной горы навалившихся на ГГ проблем, даже здесь эмоциональная сторона оказалась несколько недоигранной. Хотя уж кто-кто, а Уитакер легко бы справился с подобными задачами. Ему очень хорошо подошла эта роль, и жаль, что талант актёра не раскрыли в полной мере. Просрали, чего уж там! Этот фильм с особой остротой и ясностью обнажил глубину человеческого одиночества в обществе западного типа, в частности, в США. Холодный мрак, безотрадность и масса постоянно случающихся неприятностей душевного свойства сопровождают жизнь человека в таком мире, где каждому дело только до себя, и желание прикоснуться к теплу человеческого сердца кого-то близкого как правило наталкивается на стену непонимания и отчуждения. Одна лишь сцена разговора с матерью нарисовала эту картину во всех красках, но и весь фильм, собственно, тоже об этом. Вероятно, авторы картины даже и не задумывались над этими вопросами, потому что для них такие отношения между людьми – само собой разумеющееся состояние дел, которое не вызывает удивления или неприятия. Люди рождаются, живут и умирают в этом, и нет возможности сравнить свою жизнь с чем-то лучшим. Так что эта сторона эмоционального наполнения фильма, я так думаю, не была даже понята самими его авторами. Показывая одно, они невольно показали и другое, даже не желая того, и – не понимая!.. Музыка в фильме совершенно неподходящая. Трудно понять, каким местом или органом воспринимал окружающий мир композитор, но он совершенно нечутко воспринял события этого фильма и весь его целиком, поэтому в основном сопровождающие саундтреки были почти что сами по себе. Фильм отдельно, музыка отдельно. Возможно, в свете сказанного, единственный её плюс, что она хотя бы не конфликтовала с видеорядом, и уже только за это спасибо композитору, ведь всё могло быть ещё хуже. Вывод. Драма, на мой взгляд, получилась недостаточно острой, хотя по всем данным у фильма был значительно больший потенциал, а его просто не использовали. Фильм заканчивается и оставляет после себя точно такие же гадливые ощущения, как перестроечные высеры типа «Авария дочь мента», после просмотра которых лишь душевное опустошение и недоумённый вопрос – «и чё?!». Таким образом, не ясной оказывается и сама цель, ради которой снимали это кино. Каждая драма должна иметь свою мощную смысловую основу для размышления о судьбе героев, и, – главное, – о том, какой вывод можно сделать из их истории для себя. Но конкретно эта история не заканчивается ни чем, потому что не ясно, что случится дальше и как это повлияет на данного главного героя, какие выводы сделает он и как сложится его судьба. Поучительный мотив, таким образом, отсутствует, потому что размышлять в общем-то не о чем. Даже эмоциональный фон оказывается словно «обрубленным», потому что последний акт фильма по идее должен был принести облегчение хоть кому-то, но ГГ «ушёл в закат» с известными лишь ему чувствами и намерениями, а зритель оставлен один на один со случившимся, по убогому замыслу авторов фильма, вероятно, чтобы потирать руки над актом возмездия. Но это же низкосортная пошлятина! С точки зрения морали «зуб за зуб» всё сложилось благополучно, но этот устаревший и примитивный подход не может удовлетворить взыскательного зрителя. Вопрос «и чё?» так и остаётся висеть в воздухе, оставляя лишь недоумение.
Рашид Бушареб, снявший криминальную драму 'Двое в городе' 2014-го года, - французский кинорежиссёр арабского происхождения. Мировое признание к нему пришло после фильма 'Пыль жизни' 1996-го года, за которую он получил свою первую номинацию на 'Оскар' в категории 'Лучший фильм на иностранном языке'. После этого он ещё дважды становился номинантом самой престижной кинонаграды: в 2007-ом за ленту 'Патриоты' (самая известная его лента) и в 2011-ом за фильм 'Вне закона'. Конечно, в последнее время 'Оскар' не является общепринятым показателем, в дело вмешалась политкорректность, но всё же не каждый иностранный режиссёр трижды становится возможным обладателем заветной статуэтки 'Золотой рыцарь'. Так что это что-то да и значит. На данный момент последней лентой Рашида Бушареба как раз и является фильм 'Двое в городе', в котором снялись звёзды Голливуда - Форест Уитакер и Харви Кейтель. 'Двое в городе' ('Two Men in Town') - это прямой ремейк одноимённой французской картины (в оригинале 'Deux hommes dans la ville'), снятой в 1973-ом году, где главные роли сыграли корифеи европейского кино Жан Габен и Ален Делон. В фильме Рашида Бушареба их заменили Кейтель и Уитакер соответственно. Итак, главный персонаж - это Уильям Гарнетт (Уитакер). Не так давно его выпустили из тюрьмы, где он сидел за ограбление и непредумышленное убийство полицейского. Напарник убитого - Билл Агати (Кейтель) - всей своей душой ненавидит Гарнетта и всячески пытается его разоблачить, мешая его мирной жизни, чтобы засадить того за решётки на пожизненное. Единственная, кто верит в то, что Гарнетт изменился - это представитель службы по делам освобождённых Эмили Смит (Бренда Блетин). Она вступает в непреодолимый конфликт с Агати. В то же время Гарнетт находит себе девушку (Долорес Эредия), но криминальные дружки из прошлого, в особенности местный главарь (Луис Гусман) никак не оставят в покое Гарнетта. Всё это ведёт к большой трагедии. Фильм снят в пустынной местности. Есть такая лента - 'Граница' 1981-го года, где действие разворачивается в тех же климатических условиях и одну из главных ролей в этой картине сыграл всё тот же Харви Кейтель. Практически тот же образ он перенёс и в 'Двое в городе', немного 'приукрасив' его неприятными чертами своего героя из ленты 'Плохой лейтенант'. В принципе становится понятным, почему кинокарьера Кейтеля медленно, но упрямо движется вниз: актёр уже не создаёт что-то новое, он пользуется теми образами, которые уже были им задействованы в других фильмах. Но самое страшное для него как для актёра в том, что по фильму 'Двое в городе' к его персонажу нет ни симпатии, ни антипатии, он совершенно не вызывает никаких эмоций. Удручает то, что столь сильный актёр сбился в самоплагиате, который откровенно хуже оригинала. Бренда Блетин по сравнению с ним - кладезь эмоций и чувств, но и то сказать, что актриса сыграла хорошо сказать нельзя. Особенно её портила служебная форма, так что и костюмеры фильма сработали бездарно. С трудом находятся лестные слова и по поводу игры Фореста Уитакера. Глубины драматизма его персонажа явно не хватает. Пусть и актёр старался, но в общий план и концепцию фильма он не вписывался, будто не прочувствовал этого, хотя на таких ролях он уже собаку, что говорится, съел. Даже на фоне песков его стать смотрится уродливым шрамом, его герой будто заблудился в этой местности и неизвестно чего ищет. Конечно, при всей унылости показываемого создателями фильма добивался эффект проникновения в зрительскую душу, дабы тот ощутил внутренний мир провинциального приграничного городка, но получилось это так, что возникает чувство словно тебе насильно напихали песка в горло, после чего отплеваться невозможно. В этом случае заметно перестарался с обликом упадка оператор картины бельгиец Ив Кап. Он так старательно искал ракурсы, чтобы действующие лица были сняты на фоне унылого и скучного городка, что вскоре заигрался с этим делом, создав обратный эффект - фильм стал смотрится скучно и уныло при том чувстве, что если пропустишь даже пару минут картины, то ничего особенного в ней не произойдёт. Мрачная криминальная драма, которая не удалась во многих аспектах. 'Двое в городе' в хронометраже составляет целых два часа отснятого и смонтированного материала, но пока его посмотришь возникает чувство будто прошли все пять часов. Даже поклонникам независимых криминальных драм советовать не буду, совсем не хочется им предлагать фильм из сонного царства. 4 из 10