Возможно, не каждый знает о фильме Дона Блата «Американский хвостик», рассказывающем об эмигрировавшей с одного континента на другой мышиной семье, чей ребенок потерялся в огромном городе, и весь сюжет мультфильма позиционировался конкретно на этом. Кому-то он понравился, кому-то нет. Мне же он не особо понравился. Ибо я даже не знаю, как его трактовать. Как сказку в стиле «Оливера Твиста»? Как микроскопическую косвенную сатиру на «Америку», если забежать вперед? Ни то, ни другое. Я люблю многие мультфильмы Дона Блата («Секрет крыс» так вообще многогранный шедевр), но есть лишь три его работы, которые раздражают не сами по себе, а своими намеками и мотивами. Анимационные фильмы 80-х всегда отличались некой разнообразностью и сложностью. «Лис и пес» аккуратно показывает через дружбу лисенка и щенка проблему расизма, предрассудков и невозможность сосуществования тех, кто враги по крови, «Все псы попадают в рай» является аллегорией на конкретные библейские мифы и, в какой-то степени, указывает на недостатки, «Секрет НИМХ» оставляет за собой конфликт природы (первозданность), науки (человека) и неизвестности, порождающей страх или любопытство, а также их гармонию при правильном обращении и уважении, «Земля до начала времен» так же косвенно отсылается на библейские мотивы. И именно эта религиозная подоплека (в «Псах» и «Земле») раздражает меня. Не из-за того, что я атеист. По другой причине. Например, поиск полу-мифической Великой Долины соотносят с поиском Рая, а главгерой проводник. Факт в том, что все это — иллюзии. Если посмотреть с этой стороны, то можно с легкостью осознать, как сыпется построенный в мультфильме мир, и как агонизируют динозаврики, видя предсмертную иллюзию этой Долины. Многие люди терпеть не могут трагические концы. Почему? Вопрос одновременно сложный и легкий. Лично я отвечаю так: «На кой черт я это посмотрела?». По факту, если протагонист, с которым Вы прошли огонь и воду, с которым буквально соединились, погибает, Ваша часть тоже умирает, и все, что было в сюжете, напрасно. Даже несмотря на то, что в жизни счастливых концов мало. И это, пожалуй, наиболее не очевидные плохие окончания. В «Чумных псах» был неоднозначный конец, но практически все сочли это гибелью. Единственное, чего я не могу понять — каким образом до людей не дошло, что в откровенно отвратительном фильме «Болто: Судьба дочери» все погибли? Как? Для этого даже географию знать не надо! И именно три работы Дона Блата («Земля до начала времен», «Американский хвост» и «Все псы попадают в рай») удостоились большой популярности, известности, что хорошо да не очень. Вместе со славой, однако, пришли конвейерные сиквелы и бездарные мультсериалы, которые мало просуществовали и были лишь для паразитирования на руках действительно талантливого человека. Но вернемся к «Американскому хвосту». В 1989 году в Британии была основана маленькая компания Amblimation, в которой ведущим стал внук знаменитого Герберта Уэллса, Саймон Уэллс. Первой его анимационной работой стал сиквел к «Американскому хвосту» — «Фэйвел едет на Запад», который стал его наиболее сбалансированной и непосредственной работой, к которой приложил руку даже сам Стивен Спилберг. Следующей работой стал откровенно сумбурный и глупый фильм «История динозавров», в котором смысл меньше гулькиного носа. Последней работой этой студии стал культовый «Болто», который сильно переоценен и пропитан «Американской мечтой» (по-русски «из грязи в князи») похлеще «Рудольфа». В нем была отменная музыка потрясающего композитора Джеймса Хорнера и лишь одна поистине глубокая и шедевральная сцена, но посредственность взяла верх. «Принц Египта» замечательно рассказал про крепкие отношения двух братьев, которые, повзрослев, стали врагами и понимали, что не в силах вернуть столь дорогое детство. Но, посмотрев недавно серию Южного Парка о Картмане и рыжих детях, я поняла, что у Мойши помыслы не чисты. Пожалуй, «Американский хвост 2» — один из тех редких сиквелов, которые в чем-то даже и перепрыгивают оригинал, становясь лучше. Позвольте объяснить. Мне не очень пришлась по душе идея о Диком Западе, ибо я терпеть не могу вестерны. Единственный замечательный фильм в этом жанре — это «Назад в будущее 3» и этот мультфильм. Сюжет довольно прост, идет наперекор оригиналу, но все равно является энергичным, оптимистичным и уникальным приключением. Качество анимации очень хорошее, чувствуется рука как Дона Блата, так и Саймона Уэллса. Персонажи забавные и приятные, за повествованием очень интересно наблюдать. Теперь я хочу рассказать о том, что действительно сделано великолепно в этом мультфильме. 1. Песни. В первом фильме песни, грубо говоря, не ахти. Они не имеют собственной мелодии, не имеют четкой последовательности и буквально вставлены не к месту. Однако это не помешало им номинироваться в 1987 году на «Оскар» и «Золотой глобус» (сам мультфильм так вообще номинировался на «Сатурн»). Может, благодаря Джеймсу Хорнеру. В сиквеле на «Золотой Глобус» номинировалась песня «Dreams to Dream», также написанная Хорнером. И это одна из тех самых песен, которые из головы не выветрятся. Голос потрясающий. Он ангельский, теплый, нежный, завораживающий. У Ариэль появилась соперница, ибо на тот момент лишь у нее был красивый голос. В общем, в плане песен тут намного лучше. 2. Злодей. В первом фильме все базировалось на съедении друг друга. Злодей из оригинала вышел не запоминающимся. По крайней мере, я не могу его вспомнить. Это был чисто карикатурный хищник, в котором ощущалась демоничность, но ничего кроме зверя мы не видим. Другое дело злодей из сиквела. К сожалению, я не помню его имени, однако его девушка звала его Котичек. В общем, что хочу сказать. Это умный, коварный и утонченный кот, не лишенный вежливости, чувства вкуса и умеющий восхищаться и любить. Этакий негодяй-фронтовик, но дающий шанс каждому. Самая лучшая сцена с ним происходит во время песни «Dreams to Dream». Неужели прекрасный голос маленькой мышки, исконной добычи, заставил сердце хищника трепетать и содрогаться до такой степени, что он за ее жизнь разорвет всех в клочья? Мне нравится этот мультфильм. И я люблю кошек. 9 из 10