В начале года в прокате появился фильм Сергея Дворцевого – «Айка», принимавший участие в Каннском кинофестивале 2018 года и получивший там приз за лучшую женскую роль. Действительно ли награда заслуженная и что же на самом деле получилось у российско-казахского режиссёра? С сюжетом всё просто. Айка – довольно молодая девушка, приехавшая покорять Москву (зарабатывать на жизнь, как и все сограждане, подобные ей), случайно забеременевшая (положим слово «случайно» действительно здесь применимо), сбежавшая после родов из больницы и бросившая новорождённого, оставшаяся должна значительную сумму денег и не прикладывающая никаких усилий, чтобы со своими долгами рассчитаться. Привычное кино о социальных невзгодах? Намеренная чернуха? Отсутствие творчества? Положим, что так. На самом деле, такое предположение о состоянии вещей ошибочное, хотя бы из-за того, что манипулировать здесь нечем, да и сожалений вызывать также негде. Дворцевой, опираясь на девушку, стремиться показать быт, маленький мирок, локальную общину внутри мегаполиса, теснящуюся, так и не ясно для чего и необъяснимо почему. Это образное поведение, запечатлённое на следящую камеру, больше похоже на истязания зверя – и тело ранено, и дороги запутаны, и жить непонятно где. Особенно, в снежную, заметеленную зиму – тут пиши только прозу о повадках и выживании. Трагедия инстинктов в борьбе со стихей – это и есть «Айка» Дворцевого. Рассматривая с этой стороны, к ленте не может быть вопросов. Шесть лет наблюдений – работа режиссёра не творца, а даже учёного. Изучение повадок человека, как будто бы дневник этих действий – Айка и по звучному имени больше похожа на бегущую и прячущуюся зайчиху гораздо больше, чем на человека. Хаос, деконтроль собственного состояния, полуразмытые метания – порой, за лентой действительно чувствуешь сумасшедший пульс, а за падающим снегом ощущаешь привычную сахаристую прохладную слякоть. Близко, по натуральному близко в своём антураже. За этим животным выживанием, хождением по мукам и против ветра, есть одна небольшая беда – персонаж столь же неприятен, как и летящий по диагонали экрана снег. Причина в этом кроется далеко не в суждениях о мигрантском вопросе, о собственности земли или в наваливании режиссёром всех несчастий на одну больную голову. Проблема в голове персонажа – Айку несёт, подобно диким и испачканным снежинкам чёрти знает куда, а разве она что-нибудь делает для того, чтобы остановиться? Собственными руками помещая себя в ловушку и имея достаточно способов, чтобы из этой ловушки вылезти, героиня всё больше и больше уходит в пробитое годами собственное падение. Любознательное отношение к её судьбе сменяется безразличным, и вскоре исчезает вовсе. В отсутствии героя в «Айке» остаётся лишь повод восклицать над работой режиссёра, но не над историей. Страшит зрительское ощущение пустоты. Вроде, такова жизнь... Уверен, что нет. 30.4.2019
Соглашусь с мнением, скорее всего, москвичей. Москву в самом деле очень и очень жаль, за родной город больно и страшно. Видеть, как его заселяют, неусыпно и беспрестанно 'облагораживают', перестраивают, вылизывают, используя для этого толпы бесправных рабов-мигрантов. А в результате в Москве непрекращающиеся 'пробки, стройка, грязь' (Кирилл Толмацкий), последние лет восемь особенно. И да, случаются зимой сильные многосуточные серые тяжелые снегопады. Климат, знаете ли. Только такие вот Айки не работают по сути, а рыскают, бегают и ищут варианты и возможности заработать любым способом, чтобы закрыть дыры своего нелегального бытования. При этом везде опаздывая, срывая договоренности, нарушая обещания, изворачиваясь и юля, иногда применяя кулаки к таким же бесправным соплеменникам и сестрам по несчастью (теория эволюции в действии). Физиологическая, полуживотная среда обитания не нужных никому и самим себе мигрантов в этом городе-мечте напоминает КПЗ, или по-простому обезьянник, куда регулярно с обходами-облавами приходят полицейские, такие же понаехавшие из глубинки неприкаянные нищие российские граждане. В общем, трешовый треш. Параллель, что к животным в Москве отношение лучше, чем к дворникам (уборщицам из Средней Азии и т.д.), не выдерживает критики. Слишком уж в лоб! К домашнему животному, питомцу любой нормальный хозяин относится с заботой и вниманием. А для кого-то это странно, видимо. Ветеринарный врач очень адекватный, чуткий и профессиональный человек, тяжело и много работающий. Тетка с кормящей таксой и таксиками мне более симпатична, нежели Айка (ее имя напоминает собачью кличку). Бездомных животных и людей в столице полно, их жизнь так же не видна и не нужна социально активным, амбициозным, вписанным в ритм жизни большого города клеркам, служащим, учащимся и работающим, менеджерам и чиновникам — короче, почти никому. При этом ареал мигрантов должен напугать чистых и отмытых кинозрителей во всем мире, по замыслу авторов фильма. Но мне кажется, что картина эта общая, как средняя температура по больнице, для понаехавших в столицу или крупный город любой страны на глобусе. Только 'материально обеспеченная', лучшая жизнь у 97% из них не случится. По массе причин. Ответ OtherOne: 'общее будущее' Земли (без кавычек) страшное. Это да! Маленькое уточнение: родильное отделение где-то выше (уже перенесли), на первом этаже — послеродовая палата, туалет и выход в снежную, занесенную, депрессивную Москву.
Серая, мрачная, холодная, заваленная снегом Москва, которую усиленно, с маниакальным упорством пытаются прилизать с помощью дешевой рабочей мигрантской силы. Скопища тех самых мигрантов. Жуткие, неприглядные спальные районы. До предела переполненное метро. Бесконечные проверки регистрации, которая для многих как спасательный жилет и пропуск в иную жизнь. И криминал - несмотря на усиленные меры борьбы с ним. Это – бездушный неокапиталистический мегаполис, где всем друг на друга плевать и каждый выживает как может. Москва - воронка, засасывающая в себя всех и вся. Это - самые настоящие жернова, которые вполне в состоянии перемолоть такую песчинку, как отдельно взятый человек. После 11 лет жизни в столице нашей родины я смотрела эти кадры со стойким ощущением дежа-вю. В итоге я из Москвы волею судьбы сбежала, не смогла больше жить в этом аду, который, кстати, призывает считать раем и офигительным везением руководитель тренинга, показанного в фильме. Главная Героиня фильма Айка противостоит мрачной столице и со своего рода маниакальным упорством, похожим на упорство при расчистке снега, пытается там выжить. Недаром, когда она случайно попадает на тренинг и слышит слова коуча, эти слова резонируют с ее внутренним настроем. Она, как и тысячи мигрантов, приехавшие в столицу за лучшей жизнью, считает жизнь в Москве счастьем и шансом «на миллион», который нельзя не использовать. Ведь это куда лучше беспросветного существования на своей исторической родине в роли матери нищего семейства из пятерых детей. Именно такой жизнью живет сестра ГГ, и Айка дает себе слово, что никогда так жить не будет. Это же она упорно пытается объяснить постоянно названивающей ей по мобильному сестре, которую пугают своими визитами кредиторы Айки. Но сестра ее не понимает, чем просто доводит Айку до иступления, и та в бешенстве бросает трубку. Айка – девушка очень упертая. Как стоякий оловянный солдатик. Или как сорняк на грядке. Несмотря на безденежье, кидалово, преследование кредиторов, миллион проблем и полу-голодную, очень аскетическую жизнь, она идет к своей цели. Мечта Айки – стать хозяйкой швейного бизнеса, только бы денег накопить. Книгу по органзации швейного бизнеса она упорно штудирует, отгородившись от своих соседей занавеской. Ведь даже собственной комнаты в тараканнике-общежитии для мигрантов у нее нет, не говоря уже о многих других необходимых для жизни и нормального быта вещах. Несмотря на многочисленные передряги, в которых попадает Айка, мы даже не видим ее слез. Плачет она только к концу фильма. Именно в конце фильма происходит то, что все же заставляет ее плакать. И хотя в начале фильме Айка совершает аморальный поступок, ей нельзя не сочувствовать. При просмотре фильма я ловила себя на мысли, что я очень сопереживаю ей, и что ее аморальный поступок – от безысходности. Ей нельзя не сопереживать, как по-человечески, так и чисто по-женски. Уж очень много показывается в фильме откровенных женских физиологических моментов, через которые прошли, наверное, практически все. Боль, доводящая до жара и испарины. Кровь, много крови. На протяжении всего фильма Айка пытается забыть и о своем аморальном поступке, и его последствиях. Кажется, что она не чувствует никаких угрызений совести. Но к концу фильма мы видим, что ее природный инстинкт все же берет верх, и она поворачивает все вспять. Что будет с Айкой дальше, мы не знаем, поскольку фильм этот с открытым концом. Но хочется верить, что такая сильная личность не пропадет и выкарабкается из превратностей судьбы. Я даже подумала, что при желании можно было бы снять продолжение «Айки» - эдакую современную версию «Москва слезам не верит», только с девушкой-киргизкой в главной роли, хотя фильм, конечно, далек от жанра-трагикомедии. Картина, по сути, снята в жанре документального кино. Самал Еслямова как будто играет саму себя. И приз Азиатской киноакадемии за лучшую женскую роль получен ею вполне заслуженно. 9 из 10
В 1999-м году жюри Каннского кинофестиваля отметили фильм «Розетта» братьев Дарденн. Тот кинопроект был известен за стиль и за какой-то новый для того времени социальный еврореализм: камера без перерыва следила за девушкой, вскрывая те или иные проблемы людей, на которых никто не обращает внимания. «Айка», кажется, похож на «Розетту» как по части кинематографии, так и сюжетно: здесь также говорят о проблемах грязной, адской дыры Москвы. Ставки, однако, подняты настолько, что «Айка» буквально состоит из бесконечного страдания гастарбайтеров. Итай, Айка – кыргызский иммигрант, которая живёт в Москве с просроченным разрешением на работу. Она только что родила ребёнка и тут же сбегает из больницы, оставив там своего сына. В течение недели ей надо найти работу для покрытия какого-то долга, при этом встречаясь с последствиями послеродового периода: как физическими, так и психологическими. Столь же решительная и мрачная, как и персона в центре повествования, драма здесь разворачивается в мучительном ритме. Камера, постоянно следящая за Айкой, ощущается единственным другом героини. Но при этом сценарий мудро не героизирует главного персонажа и не скатывается в процедурную историю выживания в большом городе. Скорее, в «Айке» речь идёт о противопоставлении: сценарий полон персонажей-двойников, каждый из которых может служить тем или иным вариантом судьбы для протагониста. Та же Айка, если вдуматься, зачастую поступает неверно и даже аморально. Реализован «Айка» под стать своей депрессивной истории. Всё покрыто снегом и грязью, а в качестве декораций избраны хорошо знакомые русскому зрителю интерьеры: подвалы, неосвещенные лестничные клетки, бесконечные коридоры и туалеты. Занавески в подвале, где ютятся гастарбайтеры, могут быть единственным подобием уединения в этом мире. Таким образом, «Айка» настраивает зрителя на меланхоличное настроение, только усиливая основные эмоциональные эффекты от просмотра. Жесткая, правдивая и реалистичная история снята достаточно компетенто, а вовлечение зрителя в изнанку Москвы достигается в том числе за счет актерской игры. Единственный фокус, к сожалению, ограничивает драму: тяжело сказать, что в мыслях у всех людей, с которыми встречается Айка; истина, как обычно, у каждого своя и для полного раскрытия темы неплохо было бы показать альтернативные точки зрения на положение центрального персонажа. Тем не менее, эта единственная точка зрения всё равно сильна и напоминает о том, что не любая работа вознаграждается. 7 из 10
Фильм «Айка» Сергея Дворцевого имел широкий резонанс на различных кинофестивалях - вплоть до престижной номинации на «Оскар» и актерской награды в Каннах, но у нас прошёл довольно тихо. Бескомпромиссная реалистичность картины могла вызвать у многих отторжение, но именно в ней, на мой взгляд, заключается главная сила «Айки». Объясняю, почему. «Они тут никому не нужны», - говорит про очередных задержанных иммигрантов без регистрации человек в погонах. Но...человек ли? Этим вопросом авторы заставляют задаваться на протяжении всего фильма. Сотни тысяч людей из Средней Азии уже многие годы направляются на заработки в Москву - город возможностей и исполнения мечтаний, как уверенно заявляет автор очередного мотивационного тренинга, как бы случайно попавший в кадр. Айка - одна из тысяч и тысяч таких же. Приехав в столицу, она селится в хостеле под располагающим названием «Солнышко», на деле являющимся очередной «безразмерной» квартирой. Она отсылает деньги сестре в Киргизию и мечтает открыть швейный бизнес. Но, несмотря на заверения мотивационных тренеров, ее мечтам в этом огромном городе сбыться не суждено. Незапланированный, нежеланный ребёнок, которого она сразу же после его рождения оставляет в роддоме, даже не покормив его грудью, чтобы не успела установиться связь. И долгие, мучительные пять дней, на протяжении которых мы неотступно следуем за главной героиней по холодным, заснеженным улицам мегаполиса, где новый ледниковый период, кажется, уже наступил - как на улице, так и в сердцах у людей. А если вдруг встречается на пути Айки кто-то добрый и бескорыстный, то этот человек должен вначале завоевать ее доверие, потому что тяжёлая жизнь и эгоизм окружающих уже поселили в Айке зачатки звериного одичания. Трясущаяся ручная камера свободно, но упорно следует за героиней на всем ее пути сквозь бесконечный снегопад, из которого время от времени выныривают дворники или очистительные машины, выполняющие никому не нужную работу в этом насквозь промерзшем и заваленном снегом городе. Вся собственная одиссея Айки - лихорадочный поиск заработка, попытки справиться с мучительными последствиями рождения ребёнка - как физическими, так и душевными - проходит у нас перед глазами. Почти документальная стилистика съемки заставляет зрителя не просто полностью погрузиться в каждодневные проблемы тысяч гастарбайтеров, но и способствует раскрытию ситуации внутреннего конфликта Айки и будто бы на собственной шкуре испытывать все мучительные сомнения и трудности, выпавшие на ее долю. Великолепная актёрская игра Самал Еслямовой недаром удостоилась приза за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале, потому что актриса ни разу не заставляет усомниться в реальности переживаемых ее героиней душевных коллизий. А ее с виду детское, чистое лицо добавляет дополнительного драматического накала повествованию. Многие восприняли «Айку», как «очередную чернуху», но такое мнение, на мой взгляд, говорит о поверхностном восприятии картины. Рассказанные с использованием языка кино, подобные истории могут подчас выглядеть в чём-то гиперболизированными, но одновременно с этим на экране они обретают особую силу. Ведь именно такие фильмы, как «Айка» заставляют нас, проходя по зимним улицам, хотя бы на минуту задуматься о судьбах тысяч маленьких людей, которые день ото дня вступают в неравную борьбу со снегом, будто бы запорошившим не только улицы города, но и сердца его бесчисленных обитателей.
Просмотр вызывает лишь недоумение. Называясь игровым, фильм подаёт себя внешне и, что главное, внутренне — документальным. Возникает вопрос: может ли такой фильм присутствовать на конкурсах для произведений драматических? Потому как решения, которые были бы уместны в документальном кино, при попытке притвориться игровыми, насилуют восприятие зрителя. Представляя фильм документальным, просмотр идёт более-менее неплохо, изредка отвлекает плохая игра русских актёров, затянутые или нереалистичные эпизоды, но при просмотре через, так сказать, призму «игровую», сознание отказывается на должном уровне чувствовать и сопереживать главной героине — режиссёр совершенно не предпринимает действий к достижению этой задачи, посему кроме банального и сухого чувства жалости, в душе не возникает ровным счётом ничего. Вот и складывается, что хорошую документальную задумку испортили драмой. В итоге — ни рыба ни мясо.
Я вспомнила это время. Начало 2000 годов, когда я приехала в Москву из Бурятии. Постоянные проверки документов. Поддельные регистрации о месте жительства. Поиск работы. Съемные комнаты, квартиры. Пять лет такой жизни. Бесконечная проверка на прочность. Спасибо создателям фильма 'Айка'! Вы показали эту сторону жизни в мегаполисе. И она предстает в фильме во всей своей реалистичности, такой какая есть: жестокая, беспощадная для приезжих. Касательно себя, что меня держало в Москве? Я уехала из Улан-Удэ закончив ВУЗ, оставив родителей, чтобы доказать себе и им, что я смогу жить самостоятельно и свободно. Но за это пришлось, как говориться, 'платить'. Скажу честно, Москва затягивает своим темпераментом, своим ритмом, своей энергией. Ты становишься другим. Я считаю данный фильм сравним с произведениями Антона Павловича: не предвзятое отношение автора к своим персонажам. Видела интервью режиссера и анонс на этот фильм. Во мне боролось два чувства: смотреть или не смотреть. Снова ворошить воспоминания, это не легко. Но любопытство пересилило. Прожив за сто минут пять лет жизни в Москве, я некоторое время после просмотра была в каком-то ступоре. Могу смело сказать: Да, это о нас приезжих, людях другой нации, живущих и работающих в Москве, поставивших на кон всё ради мечты. Конец фильма остался открытым. Я чувствую, что есть надежда у Айки, не всё потеряно для нее в этом мегаполисе.
Город возможностей, город греха Обитель порока где скорбь не слышна. Потоки метро, людей караваны Свободой прельщенные, ею же пьяные. Суетность дел в измождённости тел, один надорвался, другой не вспотел Слёзы и горечь, боль и тоска Милая глазу, столица Москва... Где? Где та кнопка самоуничтожения, что должна была быть предусмотрена матушкой природой при программировании создаваемого ею детища? Человека. Где она? Я её не нахожу. А ведь должна быть. Должна. Путь мытарств определяемых каждому из нас при жизни для чего? С какой целью? Кто тот искуситель забавляющийся наблюдением за 'тараканьими бегами'? Кто дёргает за нитки весь этот кукольный театр? И зачем? Потехи ради? И ведь стоит только перестать расшаркиваться в идолопоклонстве этому кому то и в миг удавка на шеи затягивается всё туже и туже. Что, не хочешь плясать под общую дудку? Не желаешь пресмыкаться подличая? Выбился из сил? Устал? А мы тебе сейчас кипяточку-взвару подбавим. Ну-ка, танцуй! Её зовут Айка. Сегодня она на экспериментальном полигоне в забеге кругов. И собравшиеся с раскрытыми ртами зеваки, глядя в неё, узнают себя. Ведь так схожи наши виражные загибы в дистанционном беге. Намерены забыть своё прошлое? Стёрли его из памяти? Ничего-ничего, сейчас ассоциативный ряд пробудит картины из подкорки сознания. Сами удивитесь себе. Сами проведёте параллели с экранным персонажем. Вряд ли произнесёте в слух своё открытие. Но себе то признаетесь, верно? А снег сыпет и сыпет заваливая проблемами Москву. А люди чистят и чистят сугробами вывозя. И нет конца этому аду. И умытыми и чистыми хотят быть машины и их хозяева - пожалуйте на мойку. И лучшей заботы нет как ухаживать за кошками и собаками предоставляя им стерильные просторы ветлечебницы. А людям - зуботычины от погонного чина и угол перегородки в жилище-хлеву. И проблема за проблемой звонком телефона - должна, отдай, вышли, ищи где хочешь. Мыкается в горемычной нужде двадцатипятилетняя женщина только-только ставшая матерью. Бьётся за себя и за место под солнцем, надежду имея. Ищет-ищет выход. Любая работа. Любое оплачиваемое место. И поток крови из неё как потеря жизненных капель растраченного. Где кнопка? Где она? Нажать и прочь мучения. Нажать и мгновенное облегчение. Город возможностей, город греха Обитель порока, где скорбь не слышна. Потоки метро, людей караваны Свободой прельщенные, ею же пьяные. Суетность дел в измождённости тел, один надорвался, другой не вспотел Слёзы и горечь, боль и тоска Милая глазу, столица Москва... 7 из 10
В детстве я хотела оказаться под кожей другого человека, и пожить так хотя бы несколько часов. Бойтесь своих желаний! В кино я иногда приближаюсь к этому опыту, но такое глубокое переживание со мной случилось впервые. Сто минут я была киргизской девушкой, я была Айкой — одна в Москве на заработках и никому нет дела, что вот-вот родила и сбежала из роддома, где остался ребёнок. И нужно выжить. Фильм АЙКА Сергея Дворцевого - это что-то шаманское - эффект присутствия без всяких 3D. Режиссёр творит на интуитивном уровне в чертогах коллективного бессознательного, не приемлет фальшь, скрупулезно передаёт реальность, не страшась её неприглядности. Синтезируя игровое и документальное, балансирует между жизнью и искусством, отдаваясь потоку, он чрезвычайно точен в деталях. В фильме большая часть «актёров» - реальные люди от нелегалов, которые приезжали на съемки в багажнике из страха быть пойманными, до настоящего ветеринарного врача. Фильм создавали шесть лет — все сцены снимали в хронологическом порядке. Несколько лет ждали подходящего снега, бесконечный снегопад - важная эмоциональная и смысловая часть фильма. Главный проводник в этом путешествии - актриса Самал Еслямова. Видишь её - упрямую, жесткую, загнанную - и принимаешь каждое её действие на уровне инстинкта, как своё. Шесть лет Самал посвятила только этой роли, несколько месяцев жила в Киргизии, чтобы освоить пластику киргизских женщин и выучить язык. Она должна была «страдать каждую секунду практически до конца фильма... по-настоящему» - такую задачу поставил режиссёр. Актёрская отвага была вознаграждена. Самал Еслямова стала первой актрисой в истории советского/российского кинематографа, кто получил Пальмовую ветвь в Каннах. За сто минут прожить пять дней на самом дне мегаполиса, под прессом непростых обстоятельств. Это глубокий опыт, работа души, возможность постичь жизнь в объеме. Сергей Дворцевой всегда про это.
Сергей Дворцевой очень сильно переживает за 'Айку' и настоятельно рекомендует своему зрителю последовать его примеру. В каждом кадре, в каждой сцене он показывает как девушке больно, как она страдает, в какой сложной ситуации она находится, некоторые из них он повторяет для лучшего усвоения и что бы зритель не только смотрел и видел это, но и в полной мере прочувствовал, он постоянно ставит его в неудобное положение и раздражает его почти непрекращающимися неприятными звуками, диалогами, поведением героев. Надо отдать должное, реализм просто зашкаливает и непринужденное поведение актрисы перед камерой тоже этому способствует. Режиссер, заботясь о зрителе тщательно пережевывает за него каждую даже самую мельчайшую деталь, не оставляя возможности самому собрать картину воедино. С исполнением разобрались, теперь затронем моральную сторону... Цель героини - материально обеспеченная жизнь, об этом много раз говориться по ходу фильма в разной форме, в разных сценах. Столкнувшись, с неизбежными трудностями и проблемами, она начинает понимать цену успеха в материальном мире и ей предстоит делать выбор, платить его или нет. И раз за разом она делает этот выбор, причем разменной монетой выступает даже ребенок, рожденный ею в самом начале фильма. Больше всего пугает то, что создатели фильма ни в одной сцене не осудили главную героиню, а сочувствовали ей и наделили ее правом выбора в итоге, остаться человеком и матерью или перейти немыслимую черту. Какое впечатление в итоге оставил этот просмотр? Режиссер хотел сочувствия и я сочувствую, но 'Москве', 'Земле' и нашему общему будущему. Страшно, что человек в стремлениях к иллюзии уничтожает свой дом и самого себя. Фильм есть и пусть будет. Каждый увидит его по своему. Но одну деталь я все же изменил бы. Перенес бы родильное отделение с первого этажа на десятый.
Очередная чернуха, показывающая реальность белой или черной. И опять же за деньги налогоплательщиков России. Честно говоря, не мудрствуя лукаво, фильм бессмысленный. Неужели все так плохо, как пытаются показать горе-художники? Этот фильм, мне кажется, как многие фильмы сегодняшней России, имеет один посыл - депрессивный, упрощенный, примитивный и с тем, лукавый и ложный. Нет в фильме правды, а только полутона и полуправда. Во всем мире - люди живут разные, разные. И нет идеального общества. И отношение к мигрантам в целом во всем мире похожее. Ничего нового, кроме упрощения действительности, этот фильм не дает. Россия в фильме показывается как какое-то отхожее место. Если так неприветлива столица чужого государства, где ты, опять же, иностранец и мигрант, зачем в этом городе находиться и пытаться освоиться? Или может от того, что ты здесь, опыт же, иностранец? Или может от того, что главная героиня инфантилистка и авантюристка, которая рискнула на авось? При этом, ожидавшая, что ее примут в чужом государстве с открытыми объятиями? Одни вопросы. Простые и тупые вопросы, к так называемым, режиссерам и сценаристам. Честно говоря, стыдно за такого рода фильмы, которые снимаются за счет российского бюджета. Неужели, если так все плохо в государстве, что нужно использовать государственные деньги на производство фильмов о проблемах, а не лучше ли исправлять эти самые проблемы? Не понятен посыла госоргана - Минукульта. Даже смешно. Выпячивание проблемы - это ложь, где истинной правде отведена минимальная роль. Агитка от людей, которые пытаются людей обозлить, настроить друг против друга, и значит - сманипулировать. В последнее время количество фильмов с извращенной моралью - как лавина с горы, и все по одним лекалам. И потому, гниль в утиль.
Один из самых значимых современных российских режиссеров - это Сергей Дворцевой. Выходец из Казахстана, который раньше занимался созданием документального кино, снял в 2018 г. свой второй полнометражный художественный фильм 'Айка'. 'Айка' - это история о молодой девушке, которая приехала на заработки в Москву из Киргизии. Мы наблюдаем за ее жизнью в течение одной недели и видим множество сложностей, с которыми сталкивается нелегальная иммигрантка в современной России. Сергея Дворцевого нельзя обвинить в 'чернухе'. Хотя фильм и показывает множество сложностей и лишений в жизни Айки, Россия и россияне вовсе не демонизированы. 'Айка' - один из тех фильмов, которые рассказывают о действительно реальной России. Трудовые мигранты, их статус и положение в столице страны - это крупная тема, которой должно было бы быть посвящено множество фильмов и передач. Однако помимо того, что фильм Сергея Дворцевого посвящен важной и актуальной проблеме современного общества, он рассказывает историю личной драмы. В начале фильма мы видим девушку Айку, которая бросает своего только что рожденного ребенка и покидает роддом. С развитием сюжета мы понимаем многое о том, кто она и почему совершает те или иные действия. Общество планомерно убивает в человеке человечность, превращая его в голодное животное, вынужденное заботиться только о том, чтобы удовлетворять свои базовые потребности. Но даже находясь в таком положении человек продолжает мечтать и любить... Именно этому посвящен фильм 'Айка'. Рекомендуем к просмотру один из лучших российских фильмов, снятых за последние годы, 'Айка'.
Фильм 'Айка' - страшное и тяжелое, хотя легко закручивающееся в спираль повседневной жути жизни нелегальной мигрантки кино. Фильм из параллельной вселенной столичной нашей жизни, за выгородкой которой живут миллионы нелегалов, работая и обслуживая господ москвичей с утра до ночи ценой круглосуточных унижений, потери человеческого достоинства, ценой своих ничего не стоящих бесправных жизней и жизней своих детей. Жизнь, которая не жизнь, потому что находится на самом дне русской хтони. За предельную правду жизни и оголенный нерв темы фильму, впрочем, с прекрасной чуткой режиссурой, можно простить стилистические штампы авторского кино, касающиеся камеры и самого метода рассказывания истории. Впрочем, не важно. Скажу еще короче: именно так должен выглядеть настоящий современный русский кинематограф.
Фильм о 5 днях жизни в Москве трудовой мигрантки из Киргизии. Москва засыпана снегом и похожа на город, в который пришёл апокалипсис, и в это нелегкое для дорожных служб время Айка мечется по городу с целью заработать денег. Она в долгах, у неё нет работы, она только что родила ребёнка и бросила его в роддоме. Она нелюдима, угрюма, изворотлива и одновременно страдает от мастита и послеродового кровотечения. На мой взгляд режиссёр сделал все чтобы показать как главная героиня страдает, что должно вызвать сочувствие у зрителя. Но у меня, почему то его не возникло. Депрессивная среда большого города похожа на упадок, который Дворцевой показал в фильме «Тюльпан». Упадок и моральная деградация. Айка не вызывает симпатии, но понятно что она самка и борется за своё выживание. В силе ей не откажешь! Изворачивается, выпрашивает, прячется, обманывает, угрожает. Люди вокруг безразличны, а те кто проявляет сочувствие используются Айкой без зазрения совести. Конечно от такой реальности хочется удавиться. Одни борются за жизнь, другие пресыщены, эгоистичны или просто равнодушны. Как же хорошо, что я живу в каком то другом мире и рядом со мной люди с другими ценностями. Почитав интервью с режиссером я понимаю, что он был особо заинтересован в том, чтобы поднять глобальную проблему мигрантов. А если уходить в частности, то его очень интересовало почему молодые женщины, бросают своих детей. Прямого ответа в фильме нет. Показано лишь со всеми подробностями документального кино то, как проходит день за днём. А именно в борьбе за жизнь. Наверное здесь не до детей. В таких историях и материнский инстинкт включится не может. Хотя как раз эта линия, наверное единственная, которая эволюционирует в фильме. Сложно сказать, понравилось ли мне кино. Эмоционально фильм меня не зацепил, возможно это связано с гиперреализмом всего происходящего. Ну и ещё у меня иммунитет на сентиментальные режиссерские приёмы. Но в целом, любопытно.
Посмотрела почти что оскароносный фильм Айка. Я в подавленном состоянии второй день, поднята социальная проблема, которая не решена во всем мире. Мигранты и нищета. Пьеса Горького 'На дне' в сегодняшней Москве. Жаль, что проблема режиссером поднята, а пути решения не предлагается... Сюжет очень непростой для восприятия, тяжелый, не могла дождаться, ну когда же наконец прекратится весь этот ужас, грязь и безысходность, и случится обычный голливудовский переворот в жизни главной героини.. Но нет, она все бежит и бежит как загнанный зверь. Снег все идет и идет, олицетворяя бесконечность проблемы. И не сняты в фильме и 5 минут счастья за эти 5 дней ее бестолковой жизни, за исключением того момента, где она сидит одна в кладовке ветклиники и наконец улыбается. За 5 дней жизни 5 минут счастья, невероятная плата за пребывание в 'красивой ' Москве. Жизнь 25 летней молодой девушки похожа на мазохическую пытку самой себя. Да зачем, господи, все эти страдания? Зачем занимать деньги, если не сможешь отдать. Зачем сбегать из роддома, когда можно спокойно полежать с сыном, на всем готовом, получить бесплатное послеродовое лечение, и если, некуда девать ребенка, официально отдать его на усыновление. Зачем весь этот надрыв-то? Девушка говорит по-русски, не робкого десятка, просто с непомерными амбициями, из за этого и попала в такую безвыходную ситуацию. Для 25 летней инфантильна, неразумна, но горда и самонадеяна. Остальные персонажи женского пола в этом фильме гораздо лучше приспособленны к жизни в неволе. У меня сложилось двоякое отношение к главной героине, с одной стороны, конечно, ее безумно жалко по-женски, с другой, постоянно думаешь, а ради чего, собственно, она так страдает? Становится риторическим вопрос акушерки из роддома: зачем вы все сюда бежите? Посмотрела после фильма несколько видеороликов о реальной жизни в киргизских городах и селах. Да достаточно скромная жизнь, но абсолютно не хуже тех чудовищных условий, в которых мигранты живут в этом фильме в Москве. Действительно возникает вопрос, зачем вы сюда бежите???
Тема Униженных и Оскорблённых - главная на Каннском кинофестивале. Каннские небожители внимательно следят за страданиями самых маленьких и обездоленных людей из самых отдаленных уголков света. Фильм кинорежиссера Сергея Дворцевого 'Айка' (2018) был отмечен лучшей женской игрой актрисы Самал Еслямовой, достоверно перевоплотившейся в гастарбайтера Айку. В чём причина столь пристального внимания к судьбе нелегального эмигранта, проходящего всё круги ада в заснеженной Москве 2018 года, двадцатипятилетней киргизской девушки Айки, упорно сражающейся за своё выживание среди равнодушия жителей и разгула снежной стихии, охватившей город? Сила системы определяется по самому слабому звену. Таким звеном и оказывается Айка, по чьей жизни можно вынести приговор всей системе, выстроенной человечеством к 2018 году. Рождение ребёнка - рождение нового мира. Каким будет этот мир? Каким вырастет ребёнок Айки, которого мать оставила на пять дней и только через пять дней впервые накормила грудью? Быть может из этого ребёнка вырастет новый киргизский Чингисхан, который придёт и сравняет с землёй город, так немилостиво обошедшийся с его матерью? Говорят, что через пятьдесят лет Москва будет заселена в основном людьми-выходцами из Средней Азии. Это возможное будущее нашего города и нашего мира. К примеру, мой дедушка приехал в Москву из далёкой деревни, стал дворником, мой папа работал референтом в отделе международных отношений, а затем осветителем на телевидении, я работаю художником в РГБМ. От нашего отношения к нынешним дворникам зависит то, какой мир создадут их дети и их внуки. К примеру, дореволюционные дворники, в которых дворяне не видели людей, нашли себе лидера (чей дед был женат на калмыцкой рабыне), устроили революцию, прогнали дворян и построили мир, в котором живём теперь мы. Мир един. Дворники превращаются в дворян. Это естественный закон жизни. Последние становятся первыми. Фильм Сергея Дворцевого позволяет увидеть трагедию человека, которого никто за человека не считает. Позволяет взглянуть в глаза Айки, которая несмотря на вселенскую боль находит в себе силы дать грудь своему ребёнку.
Много мыслей по поводу “Айки”. Почему-то у меня было предубеждение, что я выйду из кинотеатра с зареванными глазами и некрасиво потекшей тушью. Но это кино – не слезовыжималка. Девушка, с которой я ходила на этот фильм, сказала, что главная героиня не вызвала у нее жалости. А должна ли была? Это просто срез жизни, да, уродливый, да, от него становится некомфортно, но он правдивый. История Айки – история лишь одной из миллиона девушек, не от сладкой жизни уехавшей в чужую страну в поисках подработки и лучшей доли. У Айки была мечта. После объявления победителей Оскаров и слов Леди Гаги о том, что нужно бороться за свою мечту, становится одновременно горько и смешно. Вышла с тяжелым чувством. После таких историй осознаешь, насколько ты привилегирована, и насколько твои привилегии тебя ослепляют. Люди, проходящие мимо главной героини каждый день, слепы к ее участи. Люди с дорогими собачками, готовые выкладывать кучу денег для здоровья своих дорогих собачек, пока главной героине приходится заработывать на крышу над головой и пропитание. В таких условиях помощь врача для нее – роскошь и даже блажь. Отдельных слов стоит игра Самал Еслямовой. Ее Айка – не просто бедная, плоская красавица, которая заслуживает вашей жалости. Это выпуклая личность с характером и стержнем, с умом и собственными принципами. В глазах Самал чередуются решимость и смиренность, но в них будто застыли слезы, сдерживаемые до самого конца. Советую посмотреть этот фильм to check your privilege.
Пожалуй, достаточно часто мы не задумываемся о происходящем вокруг. Каждого практически везде окружают множество людей. И у абсолютно каждого есть своя история. Даже у тех, кого, по сути, не замечают чаще всего. Особенно это становится понятно в шумном и людном мегаполисе, ярким образцом которого является Москва. В столицу России стекаются люди отовсюду - не только с городов самой страны, но и с держав как самых соседних, так и куда более дальних. Стекаются понятно, в принципе, почему - попытаться использовать имеющиеся гораздо большие возможности для заработка. Получается, естественно, добиться этой цели далеко не у всех. Кто-то так и остаётся делить тесную квартиру с другими приезжими и хвататься за любую работу, чтобы выжить, а кому-то удаётся найти скромное место под солнцем, которое, впрочем, не всегда является законным. Цель, однако, всегда одна - сначала выжить, чтобы потом начать жить. Героиня ленты Дворцевого - Айка - как раз мечтала жить, использовав те самые возможности. Но, к сожалению, начать жить ей так и не удалось: одолженные деньги принесли лишь проблемы, да ещё и ребёнок на подходе, который ей совсем не нужен, что хоть в окно вылезай в сугроб, лишь бы убраться подальше. Теснится Айка в каком-то нелегальном хостеле, который так и норовят разогнать полицейские, с которыми всегда нужно успевать договориться в срок. Единственное, что есть у Айки личное - маленькая книжка о построении швейного бизнеса, говорящая со зрителем куда сильнее немногословной героини. Изредка это попадающее в кадр олицетворение мечты молодой девушки очерчивает ту самую цель, ради которой она и вырывалась в город возможностей. Прошлое Айки для повествования отнюдь не важно. Оно осталось где-то там далеко, как и у многих других мигрантов по соседству. Однако, как это часто бывает, мечта остаётся мечтой - вместо успешного бизнеса Айка нажила лишь новых проблем с грубыми и опасными ростовщиками, ищущими её по всему городу. Оттого и остаётся героине лишь одно - продолжать выживать, хватаясь за любую попадающуюся возможность заработать такие необходимые деньги. Какой уж тут ребёнок, ей-богу. Жизнь Айки теперь представляет собой один сплошной кровавый и болезненный забег от одной точки к другой: кинули в одном месте - двигаешься дальше, чтобы найти место новое в надежде не остаться обманутой хотя бы там, получив самые скудные гроши. Без права на голос и с просроченной регистрацией Айка пройдёт мимо яркой сцены выступления в совершенно другой мир, находящийся рядом, - в подсобку, где существуют те самые бесправные, мечтающие жить также хорошо. После отправится по заснеженным улицам в поисках последнего шанса на приличное и перспективное место работы, не заботясь о своём слабом здоровье и уж точно не вспоминая о ребёнке. На протяжении всей ленты зритель будет наблюдать за буднями Айки, заглядывающей раз за разом в новый закоулок тяжкой и грязной жизни, от которой, что неудивительно, становится на душе неприятно. В этом, пожалуй, кроется главное достоинство данной картины: 'Айке' удаётся погрузить зрителя в тот самый тесный и неопрятный мир рядом, дав прочувствовать происходящее тяжёлым грузом на плечах. Достигается этот эффект за счёт двух самых важных составляющих - прекрасной операторской работе и ещё более прекрасной Самал Еслямовой в главной роли. Самал поразительно натурально существует в мире ленты, даже не растворяясь в своей героине, а полностью ей являясь. В каждом движении видится естественность, а в каждую эмоцию Самал веришь без сомнений, потому неудивительно, что благодаря такой органичности и самозабвенной отдаче зрителю проще погрузиться в рассказываемую историю. Подкрепляет великолепную мощь гениальной Еслямовой камера, что каким-то странным образом следует за девушкой даже в самые узкие пространства, позволяя и зрителю ощущать себя к истории гораздо ближе. Тёмные подсобки, толпы людей в метро, тесные комнаты и грязные туалеты - вещи, существующие совершено рядом, приобретают здесь иной оттенок - от соседствующих они становятся основными, становятся обычной жизнью Айки, а, следовательно, и человека пред экраном на все сто минут повествования. Ощущение дискомфорта и близости будет преследовать от самых первых до, без сомнений, последних минут, оставляя после себя действительно неприятный оттенок, будто бы заглянул туда, куда, понятно почему, заглядывать вовсе и не хотелось. Однако, для действительно мощного удара под дых 'Айке' явно чего-то не хватает. Конечно, похождения Айки по мукам заставляют обдумать насущное, но прочувствовать её глубже явно не получается. Пожалуй, Дворцевой этого и не планировал, сосредоточиваясь на здесь и сейчас, оставив лишь книжку в сумке героине как нечто говорящее о её личности со своими желаниями и мечтами. Тем не менее, наблюдать за грузными мытарствами героини придётся по душе не всем, от чего их можно понять, ведь, характеризуя тот самый бесправный мир мигрантов Дворцевой оставляет его на примере Айки, несмотря на всю силу талантливейшей Еслямовой, безликим, что вполне логично, но как-то неправильно с учётом того, к какому итогу под конец режиссёр всё это приводит. Вместо сложного морального выбора, который ставится не столько перед Айкой, сколько перед зрителем, конец лишь создаёт ощущение обрывистости в самый нужный момент. Обрыва беспочвенного и очень странного. Не прочувствовав Айку как личность, не дав никакой возможности раскрыть материнство для неё самой, совершенно понятно, почему под конец не получатся достигнуть нужного эффекта на аудитории. Дворцовой в своей истории разбрасывает на пути Айки прямолинейные образы для понимания её истинных чувств, но на зрителя это совершенно не работает. Кажется, когда под конец краски сгустились до самого пика, когда остался лишь последний шанс выжить, для Айки возникает момент решить какой цены стоит это выживание и готова ли она на это. Однако, поскольку тот самый выбор возникает будто бы по галочке и без чувственной основы, данный порыв зритель не прочувствует никак. Дворцевой, будто бы не зная, к чему вернее подвести историю, обрубает её на моменте, пожалуй, самом важном для зрителя, надеясь, что тот и так успел многое понять и прочувствовать. Но на деле, выйдя из зала, в большинстве своём первым вопросом будет 'и это всё?', за которым вполне последует справедливое рассуждение о глубине увиденного. Мало погрузить зрителя в мир тёмных каморок, надо дать ему по-настоящему в полной мере понять, что скрывается в душе у людей, которые там теснятся и стоят перед сложным выбором. Всё же 'Айка' - кино настоящее и естественное, держащееся всем своим моральным грузом на восхитительной Еслямовой. И, пожалуй, несмотря на все пробелы, 'Айка' позволяет посмотреть на мир и людей вокруг намного шире. Что уже по сути своей является большой и важной заслугой.
Молодая киргизская девушка по имени Айка живёт и нелегально работает в Москве. Столица кажется ей неприветливой и мрачной, но она готова на всё, чтобы выжить. После рождения сына она оставляет его в больнице. Однако через некоторое время её материнский инстинкт толкает её на отчаянный шаг... Как же у нас в России не любят такое правдивое кино, которое 'острыми углами' режет всю 'собянинскую столицу' к чёртовой матери. И это понятно, мы же все хотим позитива и хэппи-энда, а тут снова чернуха и очередная правда жизни - молодой девушки эмигрантки, всеми силами пытающейся выжить в столице, которая, как нам всем известно, 'слезам не верит'. Что и говорить, картина вышла до нельзя мрачной, холодной, гнетущей и со сквозящей безысходностью со всех щелей. Эта правда, она такая. Главная героиня - Самал Еслямова играет так, что погружаешься и проживаешь всю историю вместе с ней, от и до. Я не знаю, как она так справилась с этой ролью, показав весь спектр осознанных и не очень чувств и невыносимой телесной боли, учитывая, что это её 2 роль в кино, и она не имеет детей. Её усталый стеклянный взгляд пробирает до мурашек. Очень радует, что находятся режиссёры и сценаристы, что так смело поднимают тему нелегалов в России, уделяя внимание всем мелочам. Про материнские инстинкты, отдельная тема для разговора, вся эта связь - красной нитью проходит через всю картину, оставляя хоть какую-то надежду на финал. Финал, который мы достойны. 8 из 10 Кнышов Андрей 13.02.2019
Давайте дружно не признаемся, что все мы любим фильмы ужасов, ужастики. Ладно, даже если не смотреть их, то хотя бы прекрасно слушать страшные истории в дремучем лесу вокруг костра. Наиприятнейшая деталь состоит в том, что посмотрев или послушав ужастики, мы всегда можем вернуться в нашу реальность практически целёхонькими (разве что психика может пошатнуться). И монстры с призраками, маньяки с мистикой, нацисты с женщинами за рулём никак не достанут до нутра в обычной жизни. Культово всегда считали, чо самым страшным кинотворением для нас был 'Голова-ластик'. Вот убрать фирменную линчевскую атмосферу мистицизма+сюрреализма, история вызовет искренний ужас из-за (не)интимной близости с реальной жизнью. Отныне с ним способен потягаться 'Айка' Сергея Дворцевого. После просмотра понимаешь, что по сравнению с этим проектом творчество Франца Кафки с его мрачной депрессивностью или Говард Лавкрафт со своим желанием избавиться от страха перед неизвестным. 'Айка' таки буквально пугает до чертовок, втаптывает в мокрую грязь во время снегопада, давит на зрителя из-за обилия крупных планов. С маленьким важным прологом, в котором просто-напросто показаны новорождённые, фильм даёт понять, что наш мир достаточно дерьмовый, чтобы человеческую душу отправляли именно туда. Как писал Олдос Хаксли, А что, если наша Земля - ад какой-то другой планеты? Угрюмый, холодный, снежный, простой ад. В беспощадном режиме нон-стоп зрители в тёплой модной одежде, с ведром поп-корна в руках и с возможностью после сеанса пойти домой и уснуть в мягкой постели проследят за пятью днями типичного маленького человека, первый из которых начинается с побега из роддома, тогда как последний завершается принятием незнакомого до того чувства. На таких, как Айка, можно написать, построен закрытый мир успешности и роскоши и богатства. На поте, крови, соплях, боли, слезах беспросветных бедняков и хронических неудачников, которые, естественно, как-то пытаются выбраться из страшного замкнутого круга, да вот кто позволит, когда в кармане просроченная регистрация, а желудок готов поедать сам себя, раз еды нет давно. Обзываемый многими чернухой 'Левиафан' Андрея Звягинцева по сравнению с нашим фильмом обычная софт-драма. У горе-алкоголика хотя бы есть дом, жена с сыном, московский друг, водка, в конце концов, а у горе-Айки лишь руководство по ведению швейного бизнеса. Не знаем, людки, как можно остаться в восторге от таких ужасов, но явно остались в восторге от Самал Еслямовой, которая даже не играла роль, а страдала до последнего. В моментах, когда она выжимала молоко из груди, болело и наше тело. Получайте мощное 3D. Это как нужно было довериться режиссёру, чтобы отдать себя полностью. Понимаешь, что толковый режиссёр, поэтому вот удалось. Видишь, зачем он так долго ждал нужного снега. Вспоминаешь, как было до дрожи страшно. Да убережёт вас Он от такой жизни.