Говорить о польском кино и не вспомнить Анджея Вайду невозможно. На протяжении многих лет он был голосом поколения, его фильмы отражали общественные и политические перемены, и почти в каждом фильме начиная от исторических лент, и заканчивая фильмом-восхвалением Леха Валенсы, так или иначе затрагивал тему конфликта личности и существующей системы, никогда полностью не соглашаясь, но предпочитая, вплоть до начала девяностых, открыто не выступать против. За такую своеобразную дипломатию он получил у соотечественников прозвище 'Хамелеон'. Фильм также затрагивает проблему противостояния человека и тогдашней власти, но в отличие от вышедшего двумя годами ранее 'Человека из мрамора' не был замечен европейским сообществом. Хотя сам режиссер неоднократно подчеркивал во всяческих интервью, что фильм прежде всего о политике, для меня это драма-драма о человеке попавшем в жернова социума, безжалостно его уничтожившим. В грязь лицом, по уши! Больно? Не важно, бежать! Мир - колесо! Ересь? Не слушай, Лучше молчать. Сюжет банален и прост. Известнейший в стране журналист-международник, возвращаясь после очередной загранкомандировки слышит от жены, что она от него уходит, без объяснений и битья посуды-просто и сухо. Практически в одночасье он становится персоной нон грата и на работе за интервью которое не понравилось партийным бонзам, и не в последнюю очередь благодаря стараниям нового возлюбленного жены-молодого лизоблюда пытающегося угодить властям. Первоначально Ежи Михаловский пытался сражаться, он был полон энергии и все неприятности происходившие как в личной жизни, так и на работе списывал на случайность, нелепое совпадение которое можно преодолеть. Он думал, что вернувшись в Польшу он вернулся к себе, но в редакции его никто не ждал, лекции в университете отменили, а люди называвшиеся его друзьями недоуменно пожимали плечами, и предлагали воспользоваться моментом и наконец-то отдохнуть. или просто сдаться. Две вещи помогали Михаловскому жить: дом в который он всегда мог вернуться, и работа которую он делал, делал правдиво, бескомпромиссно, с большой любовью. Две вещи которых больше у него не было. Какое-то время он еще пытался поговорить с женой, увидеться с обожаемой дочерью, но женщина продолжавшая оставаться любимой, всячески избегала контактов, не принимая во внимания никакие попытки Ежи примириться. И человек сломался, прекратил спорить и бороться с ветряными мельницами. Не было для меня в тот момент ничего более горького, чем наблюдать как в герое гаснет огонек надежды, и он становится безвольным словно тряпичная кукла. -Я не согласен на развод! -Если не дадите согласия, мы сделаем так:докажем наличие сексуальных разногласий, половое бессилие, акты агрессии, разные такие вещи… -Интересно, как Вы можете это доказать, если это неправда? -Доказать можно все, а вина понятие растяжимое. Кульминацией фильма становится сцена в суде. Опустошенный главный герой с пустыми глазами, нет чувств, нет эмоций, осталось только уйти. Порвалась струна… 10 из 10