Засада: отзывы и рeцензии

FRIDMON
FRIDMON17 декабря 2016 в 16:03
-Так кто же предатель?..

Закат хрущёвской оттепели (1953 - 1964 гг.) будто на гребне политической волны вынес на экраны кинотеатров фильмы нового формата. Сначала появились 'Неуловимые мстители' (1966) с двумя продолжениями, затем - 'Белое солнце пустыни' (1969), ознаменовавшее появление на свет нового жанра - вестерна по-русски. Впрочем, зритель сразу же окрестил такое кино по-своему - 'про басмачей'. Басмачество - военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии - возникло на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии. Не припомню казахских или туркменских фильмов про басмачей, а вот другие бывшие республики СССР время от времени снимали подобные картины. Узбекистан: 'Седьмая пуля' (1972). Таджикистан: 'Измена' (1967), 'Встреча у старой мечети' (1969), 'Встреча в ущелье смерти' (1980). Киргизия: 'Засада' (1969) и 'Алые маки Иссык-Куля' (1971). Уверен, что есть ещё, но мне они пока не попадались. Если взглянуть на год выхода на экраны картины Геннадия Базарова, то мы увидим, что она 'ровесница' с лентой Владимира Мотыля 'Белое солнце пустыни'. Правда, премьера 'Засады' состоялась на 3 месяца раньше, следовательно Базаров не мог ничего знать о будущем шедевре советского кино. Именно этот факт добавляет ценности его собственной картине, ведь до него 'про басмачей' была снята лишь одна лента: 'Измена' (1967). Тем более приятно видеть, что режиссёр 'насытил' картину всеми элементами, которые будут затем заимствоваться другими режиссёрами. К тому же Базаров первым использовал 'гуманный' подход к решению кровной вражды курбанбаши и его людей с теми, кто поддерживал в республике Советскую власть. Но это, так сказать, побочные сюжетные ходы. Главная сюжетная линия настолько хороша, что через пять лет ею воспользуются Никита Михалков и Эдуард Володарский при создании своего фильма 'Свой среди чужих, чужой среди своих' (1974), который вобрал всё лучшее из предшествующих лент на подобную тематику. Детективная линия, насквозь пронизывающая сюжет 'Засады', выполнена весьма удачно. Эпизоды построены таким образом, чтобы зритель постоянно кого-нибудь подозревал, при этом оставаясь в полном неведении относительно истинного предателя. Именно так поступит в своё время Никита Михалков. Будущий мэтр от кинематографии даже не станет особенно мудрить над фамилией главного героя: Шпалова он превратит в Шилова - невелика разница. Игорь Ледогоров отлично 'вписался' в образ Шпалова: немногословный, внимательный к мелочам, не доверяющий первому впечатлению. Подстать ему и помполит Пироженко, которого ярко сыграл Афанасий Кочетов. А вот Ланской (Владимир Балон) особого впечатления не произвёл, и мне кажется, именно на эту реакцию, по понятным причинам, рассчитывал режиссёр. Единственный большой минус картины - это качество, в котором она дошла до зрителей. К огромному сожалению очень и очень многие старые советские ленты теряют свою привлекательность из-за того, что не могут донести до зрителя мельчайших деталей, которые добавляют ей ещё и исторической ценности. Интересное, незаслуженно забытое кино.