На самом деле это фильм о прохождении каждым своего «крестного пути», ведущего в Богу. В этой картине нет ни одного персонажа идеального, святого. Каждый герой – это обычный человек со своими страхами, грехами и искушениями, с которыми он сталкивается в своей жизни. Главным героем являет сам дирижер Вячеслав Петров, весьма черствый и грубый по отношению к окружающим его людям человек. Любопытно заметить, что этот персонаж самый старший из всех остальных, и он ближе всех к своему концу, но при этом он не имеет ни каплей больше веры, чем у остальных. Его перерождение оказалось возможно только через болезненную драму, смерть сына. Человек, живший столько лет без любви, но достигнувший больших высот в жизни, оказывается полной противоположностью своему сыну-художнику, который остается непоколебим в своей любви к отцу, хотя его жизнь – это сплошная тьма. Именно потеряв сына, он обретает любовь и сочувствие к остальным людям, и тем самым превозмог свой страх к смерти. В фильме также есть два женских персонажа: это глубоко верующая Алла и Ольга, отправляющаяся в Иерусалим паломничеством. Однако мы не можем называть «святой» ни Аллу, ни Ольгу. Для Ольги посещение Святой Земли – это всего лишь тур, а Алла слепа в своей ревности к мужу. Неслучайно Ольга погибает, своей смертью дав новую жизнь Алле, новой взгляд на ее жизнь. Но есть один персонаж, для которого вера – это пустое слово, это муж Аллы Сергей. Для этого персонажа чужд Бог, и поэтому он никого не любит: ни свою жену, ни многочисленных любовниц. Однако фильм оставляет нам надежду на то, что Сергей все-таки придет через какое-то время к вере, и его печально устремленный взгляд вдаль – это взгляд человека, понявшего, что его жизнь на самом деле пуста. Павел Лунгин – мастер человеческой души, именно ее изнанки и ее спасения. Он показывает драму человека, он показывает смятение человека и, наконец, его перерождение. Для каждого персонажа «Страсти по Матфею» оказались собственными страстями, с которыми каждый из героев столкнулся лицом к лицу.
В фильме присутствует несколько сюжетных линий. Одна из которых строится вокруг музыкального произведения «Страсти по Матфею», где изложено о последних днях жизни Иисуса Христа согласно Евангелию от Матфея. Следует отметить, что данная композиция будет сопровождать зрителя чуть ли ни на протяжении всего фильма. Другие сюжетные линии основываются на личной жизни тех, кто участвует в исполнении данной композиции. Одной из центральной фигур в картине занимает режиссер, который приезжает в Иерусалим с солистами, хором и оркестром, чтобы исполнить те самые «Страсти». В итоге становится известно, что концерт не является главной сутью рассказа, а лишь неким предлогом. Все, в самом деле, заключено в смерти сына Дирижера. Молодой человек покончил жизнь самоубийством из-за большого количества долгов, в которых он погряз. В дальнейшем выясняется, что сын даже просил у отца денег, но последний ему отказал. Я не буду погружаться глубоко в сюжет, обо всем вы сможете узнать, если посмотрите этот фильм. Скажу лишь то, что отец оказался человеком с не совсем правильными моральными и жизненными принципами, что, в конечном итоге, погубило его сына, его родную плоть и кровь. Далее режиссер «Дирижера» показывает нам, как отец знакомится с окружением сына, а при виде его мертвого тела, он не испытывает ни капли жалости, а лишь пытается найти себе оправдание. На похоронах он и вовсе отказывается признавать то, что он отец того, кто лежит в гробу. Лишь под конец, прочитав посмертную записку сына, где парень выражает свою любовь отцу и просит простить его, отец-монстр приходит на кладбище, дабы ответить сыну на его послание уже с того света. Зрителю не показывается, что кроется в той записки, остается лишь предположить, что человек с ложными жизненными принципами осознал свою ошибку и раскаялся в содеянном. Остальные истории намного короче, нежели первая. Так. Например, тенор сходит с ума от того, что ему кажется, что Дирижер испытывает к нему неприязнь, и пытается найти оправдание того, что его вокальные данные на момент концерта оставляют желать лучшего. Тем не менее, когда он получает что-то наподобие прощения, он надевает на себя маску льстеца и старается угодить своему патрону. Еще одними героями повествования становится супружеская пара, они музыканта. Жена терзаема ревностью к своему возлюбленному, который уже по горло сыт сценами ревности. Однажды, муж знакомится с паломницей, в тот самый момент, когда вся группа музыкантов летит в Иерусалим. Жена, заметив намек на интрижку, тут же отбирает мобильный у своего супруга, дабы не было ни малейшего шанса на измену. Немного позднее на одном из рынков города происходит взрыв, в котором пострадала та самая паломница, дальнейшая судьба которой остается за кадром. К сожалению, не совсем ясно, как все эти сюжетные линии пересекаются, и что общего они имеют, за исключением музыкальной композиции. Возможно, создатель «Дирижера» хотел показать, исходя из музыкального произведения, что даже спустя двадцать веков в том же месте происходит трагедия, схожая трагедии Иисуса. Это действительно трудно объяснить, так как многое, по моему мнению, осталось недосказанным и зрителю будет нелегко разглядеть основную суть. Про игру актеров сказать что-либо тоже дается с трудом, так как какого-либо намека на игру я не увидел. В заключение, хотелось бы добавить, что решение о том, стоит ли смотреть данную ленту, остается на ваше усмотрение.
Павел Лунгин – знаковый режиссер для современного русского кино, находится которое, надо признать, в форме, далекой от идеала. И потому, человек, который способен снять фильмы калибра «Царя», или «Острова», становится для него если уж не мессией, то персоной к этому статусу максимально приближенной. И вот, спустя три года после «Царя», не оставившего равнодушных и собравшего как массу положительных, так и немалое количество отрицательных отзывов, Лунгин снимает новый фильм – «Дирижер». Вышел он куда более авторским и в сравнении с грандиозным «Царем», куда более скромным проектом. У «Дирижера» нет «Царского» бюджета и знакомого нашему зрителю актерского состава, как и нет того размаха – новый фильм Лунгина вышел практически камерным. Относительно размаху действа, упал и зрительский интерес – если «Царя» посмотрело 800 тыс. зрителей, то «Дирижера» всего 35. И потому трудно поверить словам Лунгина о том, что подход к проектам был одинаковый, а успех 15-миллионного «Царя» неожиданным. Судя по всему, постановщик задумал отдохнуть от всеобщего внимания, и снять что-то для более узкой и более благодарной аудитории. И если все действительно было так – ему это удалось. «Дирижер» - мрачная и подчеркнуто реалистичная история поездки оркестра и его, собственно, дирижера в Иерусалим. Кроме самого концерта, главного героя ждет оставленный им когда-то, а теперь уже совершивший самоубийство, сын. На фоне внутренних моральных переживаний дирижера, разгораются конфликты в его оркестре, который, как и любой коллектив, напоминает отдельное мини-общество, со своими лидерами и аутсайдерами. Но как все они, подобно спутникам вокруг планеты, крутятся вокруг дирижера, так и все события и основной конфликт фильма также привязаны к главному персонажу. Властный, внушительный и харизматичный, по большей части, благодаря маститому исполнению литовца Владас Багдонас, дирижер, приковывает внимание и завладевает зрительскими симпатиями. Трудная и закрытая, как и многие гении, личность, он с легкой руки сценариста, оказывается столкнутым с людьми и событиями, абсолютно для него не привычными. То, как он будет, с высоты своего гения, с ними справляться и, что будет по этому поводу чувствовать – вот основной «наполнитель» Дирижера. Вечные темы, такие как взаимоотношения отцов и детей, поданы в фильме с впечатляющий, как и сам главный герой, внушительностью. Вместо рядового саундтрека Лунгин позвал Большой симфонического оркестра и хор Государственной Третьяковской галереи, местом действия выбрал вечный город Иерусалим, а на главные роли взял не обычных актеров, а театральных. Все вместе, это делает «Дирижера» фильмом весьма нерядовым и, по сути, ничуть не менее амбициозным, чем тот же «Царь». Однако когда такие характеристики достигаются монетой, они куда сильнее бросается в глаза, чем, если их добиваться чисто художественными средствами. В том и причина обидной недооценки «Дирижера» зрителем, которая в прочем одновременно и приятна – если уж до фильма кто и доберется, то разочарованным не останется почти наверняка.
Каждый фильм Павла Лунгина вызывает неоднозначные эмоции. В картине же 'Дирижер' Павлу удалось показать одних и тех же героев, но в определенный момент с кардинально отличными характерами, от тех, что у них были в начале картины. Так главный герой сначала вызывает отвращение, а потом неизбежную жалость и грусть. Одна из героинь кажется заботливый женой, но в тоже время её хочется самолично ударить во время ссоры с мужем. Я всегда считала Павла Лунгина режиссером весьма своеобразным - это тот случай, когда кино снимается скорее для себя, а не для зрителя, ибо не каждый зритель примет и поймет. Просто смотреть картину - мало, надо всматриваться глубже, пытаться понять не то, что 'хотел сказать автор', а просто попытаться вынести, уяснить что-то для себя. То как ты поймешь этот фильм, то и будет единственно верной интерпретацией сюжета. А каждый поймет по своему, поэтому изначально ясно уже одно - 'Дирижёр' не оставит никого равнодушным. В центре сюжета дирижёр оркестра, который едет в Иерусалим. Не спроста выбрана ораторию «Страсти по Матфею», не спроста Иерусалим: на фоне этого всего возвышенно-божественного, развиваются обычные истории человеческих судеб. Истории все как на подбор печальные и проявляют влияние на всех действующих лиц картины. Дирижёр отвергает своего родного сына и его можно понять с одной стороны - своего достатка и почитания он добился сам, многолетним упорным трудом. Но с другой стороны - как можно не понять родного сына, тоже творческую личность и обвинять его в том, что тот не работал. Позже мы видим борьбу одного человека с самим собой и своей природой. Он любил сына, несомненно. Актеры сыграли так как того требовала режиссерская задумка: ровно вписались в атмосферу картины. По началу кажется, что эмоции героев не выражаются, но позже каждая из них предстанет во всей своей красе. Итог: 'Дирижёра' стоит смотреть, как и всего Павла Лунгина в целом, картина все же проигрывает предыдущим работам режиссера. 7 из 10
Выбирал в магазине вещь, которую давно хотел купить, все про нее узнал, всю обсмотрел, уверился, что не кидалово, что берешь именно то, о чем мечтал, и уверен в этом до того момента, пока не принес домой и не развернул обертку, и понял, что каким-то не постижимым образом, и неуловимо, но тебя смогли надуть. Вот такое ощущение от просмотра. Надувательство во всем, в корявых диалогах, в фальшиво звучащей музыке, в страстях, сыграных с плохо скрытой скукой в интонациях актеров. Фильм длится 85 минут, и 84 из них смело можно вырезать, кроме одной, где отец читает предсмертное письмо сына. Только вот это письмо- это ценно. Так что остальное простительно. Папаша всю жизнь вещал с дирижерского подиума, сеял своей палочкой доброе, вечное, и насеялся до того, что стал последней каплей в чаше терпения своего сына и первой же каплей, уходящей из сына жизни. Хорош итог, ничего не скажешь. Тема заявлена куда как серьезная, а личного отношения автора фильма к теме нет, или оно не внятно как-то выражено. Сравнения с 'Осенней сонатой' Бергмана не выдерживает, 5 из 10
Как огрубело сердце мое… На каждой репетиции, на каждом концерте божественные слова входили в уши мои, но я не слышал… 10 лет уже, как ушел мой сын из дома с клеймом моим... А я жил, и жил не плохо. Осмотрите мою квартиру. Оцените мой оркестр и хор. Я востребован. Меня приглашают. Меня боятся. Так почему же он ушел? Что не так? Но разве не мой это сын? Не моя-ли плоть? Не я-ли родил его, воспитывал? Не в моем-ли доме он вырос? Не свои-ли семена я сеял в душу его? Почему же тогда отвергаю я то, что взошло? Через сына моего взывал ко мне Господь. Но я не слышал. Не отвечают дети за грехи родителей. А родители за детей?.. А ведь в семье был и другой пример. Мать любила его и жалела и вызывала этим во мне раздражение. Кто из вас, когда сын его попросит хлеба, подал-бы камень ему? Я подал. Ведь не денег просил сын мой. Он звал меня. Но я не слышал его. А когда услышал - было уже поздно… Девочка эта жалела меня. Зачем? Безжалостным не ведома жалость. Разбей сердце мое, Господи! Оно – камень… Муж мой не любит меня. И почти не скрывает этого. Что не так? Я верующая. Молюсь. Пощусь. Я в хоре. Делаю все, чтобы мы были вместе. Но разве не видела я как тяжело ему со мной? Почему?.. Разве можно удержать любимого только потому, что у него звание такое – муж? Уже давно соединены мы только телесами своими. Я виновата. Нельзя в любви быть собственником. Не увидела я за мужем человека. Атрибут это был моего благополучия, материального и духовного. Но сердце не обманешь. Потому он и разлюбил меня, что давно разглядел во мне это несоответствие, эту фальшь. А я слепа была. Через мужа моего взывал ко мне Господь. Но я не слышала. Чем закончилась моя очередная попытка оставить его себе? Слетайте в Иерусалим, походите по рынку. Послушайте, что там говорят… Она должна была быть на концерте. Как жить мне с этим дальше? И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
В картине явно выделяются два плана: музыкальное произведение, которое сопровождает буквально все повествование, и несколько жизненных историй, мало связанных между собой. Итак, музыкальное произведение. 'Страсти по Матфею', то есть рассказ в хоровой и сольной форме о последней неделе жизни Иисуса Христа, изложенный по тексту Евангелия от Матфея. Жизненные истории. Главная среди них - приезд в Иерусалим знаменитого дирижера с оркестром, хором и солистами для исполнения там тех самых 'Страстей'. Довольно скоро выясняется, что концерт - не суть повествования, а лишь предлог. А суть - гибель сына Дирижера там, в Иерусалиме. Парень повесился. Покончил собой, оказавшись кругом должником. Оказалось также, что сын просил у отца денег, но тот отказал. Погибшему было 26 лет. И уже десять лет он, тяготевший к художественному творчеству, слонялся сперва в Гоа, а после в Иерусалиме, в некоей тусовке. Десять лет назад он удрал из дому, где отец (любитель духовной музыки!) требовал, чтобы 16-летний пацан сам зарабатывал на жизнь и карьеру. Вспомним, что по российскому закону (а может и законам других стран), например, отец, ушедший из семьи, обязан помогать ребенку до окончания его обучения. Тем более это логично для отца в семье. То есть в данном случае мы имеем дело с нравственным уродом - какая уж тут духовность! Прилетев в Иерусалим, Дирижер отправляется в ту самую тусовку, где лежит тело его умершего сына. Но не появляется ни жалости, ни раскаяния - только бегство от гнетущего события с упрямым сознанием своей правоты. Потом он все же приезжает на похороны и, взглянув на покойного, восклицает: - Это не мой сын! Что ВЫ с ним сделали? И лишь в самом конце истории, получив посмертную записку сына, где ТОТ просит прощения у отца (монстра) и даже признается ему в любви, Дирижер приходит к свежей могиле и сует в песок свой ответ сыну - на тот свет? Что в той записке, мы так и не узнаем. Можно предположить лишь, что какие-то человеческие чувства зашевелились в этом уроде. Другие жизненные истории сильно короче. Тенор одержим (на грани безумия) ощущением непрязни к нему Дирижера и пытается оправдать свою не лучшую вокальную форму, унижается, проклинает, а получив некое прощение, начинает безудержно льстить. Музыканты - типичная супружеская пара. Она непрерывно ревнует, а ему надоела и ревность и сама жена. В полете он знакомится с женщиной-паломницей, летящей с двумя детьми. Намек на роман. Но жена аж отнимает мобильник, чтобы неверный не продолжил свою измену. В Иерусалиме на рынке происходит теракт - дети живы, но паломница - на операционном столе. Судьба ее неизвестна. Вот, пожалуй, и все. Теперь попробуем соотнести оба плана. Почему фильм идет под эту музыку? Не знаю. Могу только гадать. Например, мысль о том, что 2000 лет назад здесь произошла трагедия. Но и спустя 20 веков трагедии продолжаются. Или, что не нужно быть жлобом, ревнивцем, ненавистником, нужно любить людей и посвящать им себя? Все это с натяжкой. Был бы рад прочесть внятные слова. Теперь об эмоциях. Как говорил К. С. Станиславский, автор жмет: мрачный ход повествования усиливается мрачнейшим звукорядом. Сплошь трагедии и драмы. Для человека с непритупленными эмоциями невыносимо. О сюжете. Ни один из персонажей не переживает какого либо изменения (если не считать намек, только намек на таковой у Дирижера). Какими увидели, с такими расстались (кроме тех, что погибли). Ну какая-такая при этом актерская игра? Прилипшие маски. Итак, композиция неясна, идеи на уровне догадки, характеры - штампы, атмосфера - гнетущая. Вот и решайте, нужно вам смотреть это кино?
Сильная, цепляющая, задевающая аккорды струн в душе, сердце, затрагивающая мысли о сути, смысле и страстях картина мастера кино Павла Лунгина. Мощнейший магнетизм картины создает музыка, игра актеров, постановка и операторская работа. Все на высочайшем уровне. Зачастую при использовании сильных музыкальных произведений чувствуется противостояние силы музыки и силы кино, или, что еще хуже, их разноплановость. Здесь же музыка, сюжет и визуальное искусство как одна стихия, один мощный порыв. И даже учитывая всю эту мощь и красоту никак нельзя не увидеть здесь притчу и глубину мысли. Этот фильм насыщен динамикой происходящего, молниеносной раскруткой сюжетной линии - внешний ритм здесь в высочайшей точки для авторского кино. Даже иногда хочется поймать кадр, когда можно подумать над всем тем, что говорится, план, который бы продлился чуть больше чем остальные. Хотелось некого небольшого момента медитации и приостановки сюжетного вихря. Но думаю, тут именно задумка в том что бы объять вспышкой повествования и сжечь огнем мыслей и противоречий. Это делает фильм смотрибельным для широкой публики, а не только для киноманов и синефилов. В сюжет фильма вплетены две большие ошибки, две большие человеческие проблемы. Проблемы, которые в современном мире (а именно кажется в России), довольно остро стоят. Огромное количество мыслей и чувств об эгоизме, о двойственной природе любого действия, о страстях человеческих, о замешательстве и запутанности в себе самом. Меня фильм заставил задаться вопросом по отношению к своей жизни - 'зачем?' и вопросом 'ка же правильно поступать?' и 'что такое правильно?' Возможно именно отсутствие всех страстей и смирение позволит совершать меньше роковых ошибок, именно тех ошибок, которые так сильно ударили по героям фильма и ответить на поставленные фильмом вопросы. Очень рекомендую посмотреть этот фильм и фильм 'Елена' Андрея Звягинцева. Фильмы разные, но оба о проблемах поступка об апокалипсисе личности и общества в целом. Приятно, что русский кинематограф имеет в своей копилке такой сильный фильм. И с каждым годом русский кинематограф поднимается все выше и выше, полностью выходя из развала 90х.
Российский оркестр, исполняющий духовную музыку, отправляется на гастроли в Израиль. В коллективе начинаются трения, но, благодаря жёсткой руке дирижёра, их удаётся избежать. Никто, за исключением одного человека, так и не узнает, что была ещё одна неофициальная, но очень важная для их руководителя, причина поездки. В главной роли Владас Багдонас, известный по фильму 'Иди и смотри'. Его персонаж, человек с твёрдыми жизненными принципами, очень закрытый, все переживания хранящий внутри себя. Он профессионал и перфекционист, а потому требует от членов своего творческого коллектива такого же отношения к работе. Его считают тираном, но безусловным авторитетом и лидером. Работа занимает в его жизни главное место и потому контакт с сыном был утрачен. Он считает, что тот стал художником, чтобы не работать и тянуть деньги из отца. Есть в фильме ответвление сюжетной линии, показывающее, что любой из нас может стать жертвой по воле случая и, зачастую, этот случай создают сами люди, порой невольно. Достаточно одного неосторожного звонка. Довольно интересный фильм, хотя поднятые Павлом Лунгиным темы весьма дискуссионны. 7 из 10
Кино и для зрителя, и для фестивалей – на мой взгляд, это творческое кредо режиссёра Лунгина. Свои философские глубины, идеи нужно приправить гарниром, только тогда блюдо можно выставлять перед зрителем. А иначе, кто же его будет есть? Главная идея фильма: в одном человеке - в каком-то диалектическом единстве, уживаются духовность и бездушие. Такое возможно? По-видимому, да. Главный герой – продуктивная машина по производству духовного продукта в форме православного хорового пения. При этом Дирижёр строго принципиален в денежном вопросе, здесь он бескомпромиссен, пусть даже необходимо принести в жертву собственного сына. С подчинёнными – это бездушный истукан. Гарнир к фильму способен наповал убить основную идею. Вот его абрис намечающийся мелодраматический треугольник - супружеская пара(солисты хора) и некая случайная попутчица; террористический акт на Земле обетованной; жертвоприношение (и аз воздам). Всего перечислять нет надобности. Замечу только, что нашлось место и Тарковского - Достоевским мотивам предметно воплощённым в живописной работе сына Дирижёра. Сюжет с замахом: Дирижёр, снятый с креста. Ну и всё такое плюс духовная музыка на протяжении всего фильма. Вот ещё тема: непреодолимый барьер непонимания между отцом и сыном. Одним словом, слишком много всего напластовано. Часть своей задачи режиссёр выполнил - фильм цепляет. Но почему-то все его изыски не вызывают ожидаемых эмоций. Наверное, всё слишком рассчитано. как-то математически выверено. 7 из 10 Оценил бы выше, если бы не слишком обильный гарнир. Или, если бы трогало, хотя бы на эмоциональном уровне.
Язык не поворачивается сказать фильм, это - картина, произведение искусства, очередной выверенный, продуманный, наполненный смыслом и божественными звуками оратории митрополита Илариона шедевр от Павла Лунгина... Оговорюсь сразу, что эту картину смотреть вполглаза категорически нельзя, в просмотр нужно окунуться полностью и с головой, нужно смотреть, слушать, вникать, не пропуская мимо ушей ни одного звука, не упуская из виду ни одного жеста, настроившись на одну волну с режиссером, и только тогда всё заиграет и зазвучит, как отлаженный оркестр, ведомый умелой рукой дирижера... Здесь не так много слов, зато много образов и параллелей, много метафор и пищи для размышлений, много божественного света, проливаемого на реалии жизни... В сюжете использованы привычные, даже обыденные, темы конфликта в отношениях: рабочих, дружеских, супружеских, родительских... Но, вся привычность и обыденность слущивается, как старая краска, когда герои ступают на Святую Землю Иерусалима, здесь конфликты настолько усугубляются, что не терпят отлагательств и требуют немедленного разрешения. Святые места выворачивают наизнанку души героев, поднимая с их дна потаенные и забиваемые много лет в дальний угол, но не забытые, обиды, здесь с языка срываются слова, которые много лет умалчивались, находят выход чувства, которые много лет сдерживались, здесь происходит апофеоз для каждого из героев, здесь их судьбы разделяются на 'до' и 'после', не просто разделяются, а разрываются с треском, как завеса в храме, когда Иисус Христос испустил последний вздох... Отныне пути назад уже нет. Иерусалим сорвал с них маски, показав им их подлинное лицо, обнажил их чувства, скрываемые от самих себя, позволил им посмотреть на себя со стороны... Они просто обязаны теперь измениться, никогда уже не быть им прежними. Просмотр всколыхнул во мне многие чувства, заставил посмотреть вглубь себя, покопаться в собственных мыслях и ощущениях, а еще... открыть Писание. Очень советую не проходить мимо и посмотреть, а потом задуматься. 10 из 10
Сразу стоит сказать, что Дирижер придется по вкусу немногим, да и рассчитан он, прежде всего, на глубокую аудиторию. Хотя почему же? Его с успехом показывали в кинотеатрах и залы частенько забивались битком. А, может быть, фильм Лунгин создавал для себя? Я, честно говоря, затрудняюсь ответить. Но, как бы то ни было, фильм вышел и преподнес зрителю очередную порцию ощущений и, возможно, некоторую пищу для ума. Фильм представляет собой медитативную смесь великолепной симфонической музыки и событий, которые неторопливо происходят на фоне этой самой музыки. Поэтому атмосферности “Дирижера” можно только позавидовать. В основе сюжета потерянные люди, которые имеют какие-то проблемы, но, почему-то не решают их или не прислушиваются к ним. Город Иерусалим, Святая Земля притянула таких людей, центрообразующим звеном которых являлся сам дирижер, к себе и расставила все на свои места. Наказание, которое должны нести люди за свои поступки пришло. Все то, что должно было случиться давно, произошло. Все встало на свои места. И уже обновленные герои пойдут дальше. Кто-то осознает истинность своего я, кто-то понесет покаяние, кто-то увидит свою веру такой, какая она есть на самом деле. Город для героев предстанет как зеркало для человека, не видевшего своего отражения всю жизнь. Постоянно перекликающиеся библейские мотивы и события на экране, помогут просвещенному зрителю увидеть взаимосвязь и уловить тонкую нить происходящего, но также натолкнут на новые вопросы, на многие из которых очень сложно найти ответы. В итоге получилось так, что десятый фильм Лунгина уже с самого начала своими кричащими лозунгами привлекал широкую аудиторию зрителей в залы кинотеатров, обещая кардинально изменение главного героя за три дня. Как бы то ни было, я не увидел явных перемен в личности дирижера, да и несостыковки и многие вопросы, накопившиеся во время просмотра, не позволяют мне однозначно положительно оценивать этот фильм. Я видел, как Лунгин делал лучше. Поэтому, 7 из 10
Фильм потрясает своей душевностью, приятно удивляет работой оператора и заставляет задуматься о всем сразу, но о всем самом важном. Фильм Павла Лунгина 'Дирижер' наполнен красотой и, вместе с ней, неприглядностью человеческих душ, которые так отличны друг от друга, но так одинаковы в одном - непрекращающимся легком, а иногда, глубоком смятении, сопровождающимся тяжелыми мыслями, глупыми и отчаянными поступками, а так же стремлении отдать и принять нежность, необходимую всем. Фильм о дружбе, настоящей мужской, вы это увидите не сразу, но поверите в нее всем сердцем. О любви, вернее- разочаровании в любви, глубоком чувстве, которое проходит... и любви, которая ждет. Фильм о сильных людях, чувства которых скрыты маской от людей, лелеющих свои пороки.
Кино про то, как сложно быть человеком и принимать решения, все это на примере отношений отцов и детей, мужей с женами, а в целом – про малодушие. Подключившись в качестве режиссера к процессу где-то в середине съемок, Лунгин, тем не менее, снял очень гладкое и точно выстроенное кино на фоне оратории «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона. Но, несмотря на духовную музыку и отсылки к библейским сюжетам, вроде блудного сына, самого важного фильму и не хватает. Это похоже на то, как человеку отрубают руки-ноги-голову, чтобы обнажить его тонкую душу. В данном случае ее так мало, этой души, что абсолютно непонятно, зачем была произведена ампутация. В фильме не хватает жизни, движения, чувств, картинки, – снимая кино на святой земле, Лунгин даже Иерусалим зрителю не показал. Фильм хороший, ведь, его снял грамотный и умный человек, но все же в этом кино не хватает кино.
Искусство это работа, тяжелая, мучительная работа (c) Павел Лунгин – человек, который никому и ничего не пытается доказать. «Дирижер» - авторское кино о вере, всепрощении и попытке исцелиться, снятое для личного пользования и полностью оторванное от зрителя. Прославленный дирижер едет в Израиль с концертами, там он первым делом пытается навестить переехавшего туда сына, но узнает, что тот умер. Один из музыкантов оркестра не любит свою жену, но не хочет ей об этом говорить. Она пытается отвадить от него женщин, но это приводит лишь к тому, что ей быстрее раскрывается правда. Режиссер в данном случае не рассказывает историю, а следит за героями, которые вольны поступать так, как им захочется. Его работа здесь заключается в показе кадров соединенных белыми нитками и озвученных мощной оркестровой музыкой. Сценария как такового в картине нет, по крайней мере, такого, который смогут воспринять «обычные смертные». Во всем остальном авторы пытаются раскрыть в картине вопросы религии, веры и всепрощения. Владас Багдонас великолепно держится в кадре. Его работа – основной мотив просмотра картины. Остальные отыгрывают свои образы и растворяются в сюжете фильма. Иларион Алфеев написал духоподъемную и в тоже время разрывающую слушателя музыку, способную как помочь просмотру «Дирижера», так и недосмотреть картину неподготовленным зрителем. Новая картина Павла Лунгина – проект, не вписывающийся в кинематограф, фильм не так уж и плох, для будущих «промываний мозга» режиссеру можно посоветовать открыть свой кинотеатр для собственных нужд.
Тяжелый и безнадежный фильм. Фильм о том, как люди живут без любви (порой годами), как глупо и нелепо умирают, будучи пешками в руках - даже не судьбы, слепого случая, как одиноки они и неприкаяны за внешним лоском показной жизни. В отличие от 'Острова' и даже 'Царя' здесь Лунгин неумолим: бога нет, говорит он, потому что мы недостойны бога. Да как 'такие' люди могут петь ему осанну? А, впрочем, какие 'такие'? Обычные люди, не злодеи, кроме, пожалуй, террориста, не подонки, и даже сам дирижер - никакое не исчадие ада. Денег не давал? Так ведь правда - их зарабатывать нужно, а искусством - сложнее всего. Сам фильм неуловимо напомнил звягинцевскую 'Елену'. Такое же неторопливое течение повседневных событий, такой же нарастающий мотив чего-то страшного, кульминация, а затем - жизнь продолжается, ангелы протрубили, но конца света нет, и можно расходиться по домам, и продолжать жить с той же пустотой внутри, которую и прикрыть-то нечем, ибо снаружи - такая же пустота. Хороший, правильный фильм, но пересматривать его не буду - уж лучше 'Такси-блюз'...
Пока лучший российский фильм 2012 года. Умное неторопливое кино о том, что такое хорошо и что такое плохо. Кино, которое может остановить вовремя зрителя: в тот самый момент, когда зритель захочет стать злым. 'Дирижер' грустно расскажет о злых людях - и не захочется быть похожим на них. Очень хвалю за кульминацию. Монтажная склейка шумного оркестра и шумного израильского рынка напряженно ведут меня к событию, о котором догадываешься и которого боишься. Сердце стучит сильнее, режиссёр спокойно готовит к приближению зла. Зло становится досягаемым и ощутимым. Оболдина и Багдонас - актёры, которых надо снимать в кино. Барковский может играть тихо и спокойно, тоже надо снимать чаще. Про музыку всё сказано. Ткань фильма. Фильм о раскаянии и грехе - фильм без попов и РПЦ. Герой плачет перед иконой - икона не смущает. Лунгин снял фильм, который сможет стать близким и нужным даже неверующему человеку.
«Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости», - гласит аннотация к фильму «Дирижер», опубликованная на авторском сайте сценариста, режиссера и продюсера этого кинопроизведения Павла Лунгина. Такая информационная заставка, а также подбор кинокадров в рекламных роликах позволяли, с большой долей вероятности, предположить: автора этого кинопроизведения вдохновляли, с одной стороны, знаменитый советский фильм о жестоких восточных нравах («Белое солнце пустыни»), а с другой - заскорузлые совково-московские стереотипы об Израиле, как о стране хамсинов, пустынь и терактов. К сожалению, именно это мы и увидели на экране 14 апреля – в день телевизионной презентации фильма на одном из российских государственных телеканалов. Впрочем, об этом можно было и догадаться: идеологически вредный фильм на кремлевском канале, да еще и в выходной день накануне пасхального воскресенья, разумеется, не покажут. Как не показали бы в СССР фильм Феллини или Тарковского накануне 7 ноября. О том, что 'Дирижер' - это заказное произведение, говорит и скромная ремарка в титрах: «Фильм создан при поддержке министерства культуры РФ». Но заказ тоже можно исполнить по-разному, как свидетельствует, в частности, и история советского кинематографа. Увы - на этот раз стереотипная зашоренность фильма просто выходит за все рамки приличия. Зачем нужны все эти передергивания реальности, совершенно непонятно. Ведь, в конце концов, речь в нем идет о реальной стране, а не о фантастическом Саракше - планете земного типа с кислородно-азотной атмосферой, по многим признакам весьма сходной с Землёй. Желание Лунгина показать Израиль безжизненной страной желтого песка и черного солнца доходит порой до абсурда: даже в аэропорт им. Бен-Гуриона герои фильма почему-то едут по дороге, ведущей к Мертвому морю. И везде пустыня, пустыня, пустыня... А на фоне пустыни - только церкви, монастыри и мечети... Кульминационная сцена фильма – теракт на иерусалимском рынке Маханэ Иегуда - почти цитирует (и по стилистике и по недостоверности) 'апофигей' другой российской кинохалтуры об Израиле – ленты «Арье», снятой в 2004 году по сценарию Александра Гельмана. Впрочем, автор сценариев партийных блокбастеров «Премия» и «Мы, нижеподписавшиеся» все же нашел возможность разработать израильскую линию фильма «Арье» в относительно объективном контексте и показал обеспеченную семью своей подруги юности, уехавшей в Палестину вскоре после Холокоста, без надрыва и назидательного пафоса. В фильме Павла Лунгина молодые израильтяне – это отморозки без каких-либо моральных устоев, сборище наркоманов и вымогателей, заманившие в свои коварные сети скромного русского мальчика Сашу - сына главного героя фильма «Дирижер». Кстати, интересный нюанс: в списке актеров на авторской афише этого фильма указаны, например, фамилии изредка появляющихся на экране и практически бессловесных детей героини второго плана, но почему-то «упущена» известная израильская актриса-репатриантка Люся Дубинчик, которая играет далеко не проходную роль подруги Саши... Похоже, в этом и был главный «мессидж» нового фильма Павла Лунгина, а точнее тех, кто заказал ему эту кинохалтуру: еще раз попинать Израиль как отсталую провинцию, куда московские носители великой православной культуры благородно внедряют музыкальную «нетленку». Но режиссер-еврей, начинавший свою кинокарьеру с честных и талантливых фильмов «Такси-блюз» (приз в Каннах) и «Луна-парк», в роли православного миссионера, по меньшей мере, комичен. Но в стране, где кандидат в президенты может открытым текстом «намекнуть» актрисе, помогающей онкологическим больным – «прославляй меня, а иначе денег умирающим детям не дам», - возможно все… А впрочем, не все так мрачно. Ведь не зря же предложила Валерия Ильинична Новодворская использовать израильскую пустыню для перевоспитания российских совков. Будем считать, что добрый еврей Павел Семенович Лунгин поддержал эту гуманистическую инициативу. Все-таки пустыня – это не так уж и плохо. Хоть под белым солнцем, хоть под черным…
Фильм о всеобщем общечеловеческом кризисе: кризисе веры, кризисе европейской культуры, кризисе цивилизации, кризисе самого человека, оторванного от чего-то настоящего, истинного, исконного – от самых корней. Технически все более совершенные, но вечно неприкаянные люди «перекати-поле», люди «мотыльки-однодневки»… они летают поодиночке и стайками, принимая за истинный Свет электрические «блага цивилизации»: без прошлого, настоящего, будущего. Без памяти, истории и родной земли, в которую в назначенный час приходит срок лечь. Родная Земля Обетованная все примет, поймет и простит. Только у каждого она своя и попытки заменить ее на что-то иное в очередной раз приводит к краху. Предыдущая работа мэтра «Остров» оставляла нам Надежду, что Бог еще не покинул этот жестокий и несправедливый мир. «Дирижер» же не оставляет никакого выбора. Бога нет там, где попраны святыни, а незыблемые христианские парадигмы, на которых веками стояла вся европейская цивилизация и вовсе рухнули, не оставив камня на камне. Где напрочь смещены понятия и перемешаны: предательство отца, самоповешание сына, и массовое распятие арабского юноши-смертника и его жертв на базарной площади ...без надежды на Воскресение…
Я долго ждала этот фильм, и закончила смотреть пару минут назад. Фильм эмоциональный, многоликий, сложный, красивый. Несколько сюжетных линий, в которой каждый зритель найдет свое отражение, свою историю, которая зажжет, опалит сердце и душу, обнажит чувства и увлечет в мир собственных глубоких переживаний прошлого, настоящего и будущего. Конфликт отца и сына, эпогеем которого является письмо 'Я зашел в магазин и спросил продавца, есть ли хлеб, мне ответили есть, и я попросил жвачку. Пап, мы не поняли друг друга... Пап, я тебя люблю. Прости, что я умер'. Конфликт начальника и подчиненного, где герой-солист партии признается в своем одиночестве, в своей людской слабости 'у меня нет никого, кто бы в меня верил, я слаб, а вы меня топчите как помидор, но я живой, во мне течет кровь' Конфликт супругов главных героев, с роковой фразой 'Я тебя не люблю', которая разрезает брак на 'до' и 'после', на 'было' и 'больше нет'. Поиск ответа на вопрос главного героя-солиста партии звучит в его словах 'Что от сердца исходит, к средцу должно привести', которая кажется, ключевой, фразой, за которой можно уловить ответ на вопрос в чем же смысл любви, искусства, жизни. Иерусалим сложный и красивый, при ночном свете с играющими огнями, при дневном с солнечными бликами и теплыми красками. Для каждого зрителя Иерусалим свой, неповторимый, со своими надеждами, переживаниями, воспоминаниями. И каждый путешественник приезжает на Святую землю со своей историей и со своими желаниями, которым даровано исполнится. Я была в этом городе счастлива, он особенный, притягательный, неповторимый и вечно желаный, и этот фильм как зеркало, в котором каждый зритель увидит свою неповторимую историю, свои желания и надежды. 10 из 10