Толедо: отзывы и рeцензии

Андрей Александрович
Андрей Александрович30 июля 2013 в 00:11
Мыло кастильской расфасовки.

Испания, середина тринадцатого века, стареющий король Кастилии Альфонсо Десятый приглашает ко двору своего старого друга Родриго, честного вассала, с которым они воевали бок о бок не один десяток лет. При дворе чехарда, интриги и распри, с юга поджимают недобитые мавры и Родриго должен стать правой рукой короля, главным судьей Толедо. Наш герой вначале отнекивается, не по душе ему, прямодушному солдату, мутная дворцовая жизнь, но потом, поддавшись на уговоры, соглашается. Зря он это сделал - душный климат толедских королевских коридоров, пропитанных заговорами и ядами, изрядно подпортит его здоровье. Знакомый сюжет, не правда ли? Похоже, что испанцы решили дать ответ многочисленным Тюдорам и Борджиа, а так же доказать что интриги при испанских дворах (тогда их было несколько) не менее хитроумны, чем в столице мартиновского Вестероса. Как фигуры в шахматной партии выстраиваются многочисленные персонажи, есть белые и черные. Вернее христиане, мавры и евреи, которые в то время как-то еще уживались вместе под лояльным и толерантным кастильским скипетром. На стороне злодеев граф Миранда, один символизирующий все испанское свободолюбивое и дерзкое дворянство, эгоистичный, но красочный негодяй - архиепископ Толедо Олива, бесхребетный и завистливый наследник престола Санчо и скалящий из-за кордона зубы на богатую христианскую столицу султан мавров Абу Барк. За добро играют усталый и умирающий король Альфонсо вместе с королевой, сын и дочь Родриго, второй королевский сын Фернандо, сам благородный королевский судья, а так же, для толерантности, лидеры еврейской и мусульманской фракций Толедо. Игра началась. Сложно в двух словах оценить этот сериал. После бодрого старта через пару серий действие начинает буксовать, рассыпаясь на десяток разных линий, охватить и развить которые не помогает даже долгий хронометраж каждой серии. Похоже авторы постарались совместить экскурс в историю и сюжет, который сможет заинтересовать современного зрителя, а в итоге сами запутались. Из исторической панорамы эпохи фильм переходит в судебную драму, потом в почти современный детектив с серией убийств, далее в эпопею спасения от эпидемии чумы и постепенно, сам собою, сползает на привычные латинские мыльные рельсы, свернуть с которых уже не получается, несмотря на развивающуюся на экране драму. Долгие разговоры на тему 'любишь не любишь' начинают занимать все больше времени, благо религиозные и расовые ограничения позволяют сценаристам порезвиться на тему разлученных влюбленных, а интриги, рыцарские стычки и исторические события все меньше. Родриго рыскает по городу, как одинокий рейнджер, пытаясь спасать простой народ от несправедливостей, негодяи из серии в серию плетут свои бессильные заговоры, на горизонте появляется странный наемный убийца, больше смахивающий на ниндзя из фильмов совсем другого жанра. Герои ведут совсем не актуальные для эпохи диалоги на тему свободы вероисповедания, отказа от рабства, женской эмансипации. Короче - кино идет вразнос. С точки зрения соответствия сюжета историческому контексту в фильме тоже не все в порядке. Дон Родриго, один из первых дворян королевства и верховный судья, живет в небольшом доме, с двумя детьми и старой служанкой, ходит по городу без свиты - и это в эпоху Высокого средневековья, когда за каждым благородным выскочкой тащился минимум десяток холуев из свиты. Двор тоже, достаточно примерно обозначен несколькими лицами. Куда делись все вечно бунтующие испанские гранды - не очень понятно. Есть, конечно, граф Миранда, но его банально на все не хватает. Слуги из простолюдинов на короткой ноге с инфантами престола, из изнасилования дочки трактирщика раздувается целый скандал, требующий личного вмешательства короля, соседний султан шастает по Толедо с вооруженной свитой, как по своему заднему двору. Говорить о неточностях в костюмах и декорациях и вовсе бессмысленно. Резюмируя - 'Толедо' масштабный для Испании и достаточно проходной для остального мира исторический сериал, вполне пригодный к просмотру, если строго с него не спрашивать. Высокой драмы здесь не увидишь, но актерская игра на достаточно достойном уровне, декорации и костюмы не отвечают канонам эпохи, но красочны и, в целом, неплохи, а старинные крепости и дворцы, где проходила большая часть съемок, прекрасны. Ну и профан в испанской истории может запомнить после просмотра пару имен и событий и составить более-менее точное представление о хитросплетениях особенного мультирелигиозного общества, которое в то время на короткий срок сформировалось на Пиренейском полуострове. Хотя лучше все-таки сверять развивающиеся на экране перипетии событий с исторической литературой. 6,5 из 10

ginn1
ginn11 февраля 2012 в 22:53
Дань моде и традициям.

Сначала 'Тюдоры', потом 'Борджиа',отечественный 'Пётр Первый. Завещание' и наконец Турция с сериалом 'Великолепный век'. Получается, что Испания сдаёт позиции, а гордые испанцы не любят свою историю? Не тут-то было. На фоне правления Альфонсо X Мудрого история жизни богатых и бедных, христиан и мусульман, рыцарей и предателей. Интриги, приключения, любовь. Сериал воплотил в себе лучшие традиции испанского кинематографа. Не обойдётся и без сюрпризов в виде прекрасных декораций и традиционной музыки солнечной Иберии. Актерская игра находится на довольно высоком уровне. Хотелось бы отметить: настоящего рыцаря Эдуарда Фарелу (Родриго), интригана Фернандо Кайо сыгравшего аристократа Конде Де Миранда и Хуана Диего - мудрого и справедливого короля Альфонсо. А специально для женской половины пригласили Максимилианно Иглесиаса (Мартин). В общем, смотреть стоит безусловно! 9 из 10

Ведьма2102
Ведьма210229 января 2013 в 08:00
Три культуры - один город

Сериал, перед которым можно было бы ставить знак ровно, если бы поставить плюс между Игрой Престолов и Великолепным Веком. И от второго меня тошнит примерно так же, как нежно я отношусь к первому. Но меня подкупила страна-производитель, историческая обертка и приятная глазу картинка. Сразу скажу, первые серии скорее оправдывали ощущение от прибавления первого ко второму, если бы в Игре Престолов мистическое заменить на религиозное, то сейчас, ощущения больше говорят о том, что от история Толедо выходит ближе к турецким страстям, в плане жанра. Но, на мой вкус, Толедо имеет ряд несомненных преимуществ, первым из которых стоит назвать столкновение целых трех религий и культур, которое из серии в серию вызывают головную боль для Короля Альфонса Десятого. Безусловно прекрасно, что ситуация показана изнутри и нет однобокого взгляда за счет достаточного количества персонажей, среди которых есть и вполне адекватные и интересные экземпляры. Что особенно приятно, экземпляры и женского пола и мужского. Интриги масштабней, цели весомей, поступки чаще обусловлены логикой, а не только внезапным желанием сделать кому-нибудь гадость просто так, для души. Но, пожалуйста, не ожидайте от сериала многого-многого, потому что кроме политики и культуры линия романтическая, иногда бессмысленная и беспощадная тоже имеет место быть. Ну, а куда без этого? Тем более, как раз она образует неплохую базу, собственно, для культурного единения. Ну, и какие дворцовые интриги без адюльтера? Так что в целом это все смотрибельно и не так уж далеко лежит от реалий исторических, как это обычно бывает. Кроме прочего, от себя выделю прекрасные костюмы (особенно – женские платья), замечательный подбор актеров (глазу есть где отдохнуть) и, что мне особенно приятно, хотя бы местами понятный испанский. И да, конечно, няша-Инфант, болтающийся по борделям. Так что если Вам интересен такой жанр и вы готовы выдержать пару литров любовных соплей из-за Испании – рекомендую.

Горевой
Горевой17 июля 2013 в 16:29
Красивое разочарование

Толедо - это столица провинции в Испании, под таким же названием. Город очень древний. Его история начинается за 200 лет до нашей эры. Создатели фильма рассказали нам лишь малую толику из жизни этого славного города. Перед нами разворачиваются события происходящие примерно в 10 веке н.э. В Испании правит католицизм, а в Толедо бок о бок живут католики, мусульмане и евреи. Понятное дело, что без интриг и столкновений дело не обходится. В центре ж повествования, в основном, это молодые люди. младший наследник трона Фернандо, его телохранитель Мартин и слуга Мартина, Кристобаль. Эти трое постоянно оказываются втянуты в дворцовые интриги. Конечно действующих персонажей намного больше и зачастую они интереснее и объемные, чем главные герои. Скажем два главных злодея, барон Конде де Мирандо и архиепископ де Олива. Два довольно умных человека, которые занимают свои посты не просто так. Оба хотят заполучить власть посадив на трон старшего сына короля Альфонсо, Санчо. И их усилия постоянно с треском разбиваются об прямолинейное упрямство главного судьи города и отца Мартина, Родриго. И становится странно, что у них почему-то не все так уж продумано. В свете таких вот провальных операций сериал превращается из фильма про средневековые интриги, когда не всегда побеждали честность и благородство, в обычный приключенческий сериал. Да и приключений не так уж и много, если уж быть честным. При этом начало у фильма прекрасное и действительно захватывает. С каждой серией ждешь развитие событий. Больше интриг, приключений, драк. Однако все сводится к тому, что в очередной раз судья Родриго сломал все хатки барону и архиепископу или Мартин спас Фернандо из очередной 'халепы'. А вскакивал тот в них с завидным постоянством. Немного спасает ситуацию красивая картинка. Особенно костюмы. Вот уж действительно постарались создатели, ничего не скажешь. Костюмы пестрые и настолько достоверны, будто их шили портные того времени. Единственное, что иногда ставит в тупик, так это однообразие этих самых нарядов на героях (даже если они королевского рода). Еще одним более или менее объемным персонажем получился военный лидер мусульман Абу Барк. Жестокий человек, прекрасный воин. Но нам не показывают всех его граней характера. А почему он так зол на судью рассказывается почти в самом конце. В итоге сериал, который должен был строиться на интригах и дворцовых тайнах вышел не таким уж и интересным и захватывающим. В этом плане даже 'Роксолана' его уделывает. Тайны легко раскрываются, драк почти нет, персонажи, которые должны были бы блеснуть многогранностью во многом вышли плоскими. Прекрасное начало полностью испорчено серединой. К тому же длиннючий хронометраж каждой серии (больше часа каждая) начинает утомлять из-за провисания основного действия. Серии вроде и связанные между собой сюжетно, все равно явились отдельными эпизодами. Однако, кому нравится та эпоха, костюмы и диалоги. Могут смело пересмотреть этот сериал. На одном дыхании он не смотрится из-за провисаний, но все же изюминка в нем есть. P.S. Забыл еще кое о чем упомянуть. Толедо ведь город трех культур. И здесь создатели попытались донести, как же тяжело уживались эти три культуры. Но при этом показали только, как сталкиваются между собой в основном только мусульмане и христиане. Про евреев только два эпизода. И в принципе, сделано это было неплохо и красиво. 5 из 10

Sen1oR
Sen1oR21 августа 2013 в 16:41

Неплохой, вполне годный к семейному просмотру, сериал. Начинается чуть простовато. Дальше интереснее. Есть интрига, есть драма и мелодрама. Умеренная порция обнажёнки без особой пошлятины. Скромные, но красивые декорации, пейзажи - всё имеется. Какой-то историчности и отражения эпохи ждать не стоит. Как, впрочем, и в более грандиозных проектах, вроде Тюдоров или Борджиа. Все действующие лица исключительно интеллигентны. Главные герои аристократы смазливы и утончённы. Чернь тоже сплошь белозуба. Костюмы тянут скорее на XV-XVI века, но никак не на XIII. С придворными танцами то же самое. В городе чисто и убрано. Кругом хорошие грунтовые дороги. Зачем смотреть? Красиво. Позитивно. Жизнеутверждающе. 6 из 10

Николай Таранцов
Николай Таранцов29 октября 2021 в 14:57
На стыке трёх культур

Фильм Луиса Сантамарии, /при участии Хуан Мануэль Родригес Панчон, Алехандро Бассано, Норберто Лопес Амадо/ «Толедо». Довольно простая, не совсем историческая, /более сказка для взрослых/, авантюрно-приключенческо-политическая довольно динамичная мелодрама из жизни средневековой Испании. Тринадцатый век, древняя столица королевства Кастилия, город Толедо. Вот уже много лет в городе мирно проживают христиане, евреи и мусульмане, и это при том, что времена в стране неспокойные. Война с мусульманами под предводительством Абу Барка, /Даниэль Ольгин/ длится уже больше 20 лет. И вот король Альфонсо Х, /Хуан Диего/, решает заключить мир с Абу Барком и остановить кровопролитие. В это же время их военного похода возвращается Дон Родриго, /Эдуард Фарело/, его жену во время очередного набега убил Абу Барк/, чудом уцелели дочь Бьянка, /Беатрис Вальонрат/, и сын Мартин, /Марти Иглесиас/. Король по старой дружбе и в интересах государственных назначает Родриго судьёй города. Что до Родриго, он по состоянию души воин, он честный человек, у него есть свои моральные принципы, он нежно любит своих детей, и он фанатично предан королю. Естественно ему доведётся непросто. Что до самого фильма с технической стороны, любовные, но и бытовые, и батальные сцены сняты красиво, благо город очень хорошо сохранился и ещё лучше отреставрирован, но изучать историю по этому фильму я бы не рекомендовал. По фильму у короля есть два сына старший Санчо, /Мигель Барбера/, и младший Фернандо, /Хайме Олиас/. На самом же деле, если элементарно проштудировать историю всё было в точности до наоборот. И это не единственная «неточность» в этой истории, посему будем считать, что история, предложенная авторами фильма частично, альтернативная, только и всего. Фаза войн закончилась наступила фаза мира, но мир в этом мире вещь хрупкая, ненадёжная, требующая больших сил для поддержания. А король стар, силы его на исходе ему пора определится с приемником, у него два сына, к обоим он испытывает отцовские чувства, /одинаково любит обоих/. Но, как и в любом королевстве есть и оппозиция, преследующая свои интересы, идущие вразрез с интересами государства, в лице графа Миранда, /Фернандо Кайо/, и архиепископа Олива, /Рубен Ончандиано/, которые заинтересованы в том, чтоб на троне был Санчо, они же ведут сепаратные переговоры с Абу Барком. Противостоят им король АльфонсоХ, судья Родриго, директор школы переводчиков еврей Абрам, /Алекс Ангуло/. И как обычно бывает в жизни негодяи харизматичны, а порядочные люди почти незаметны, а народ тёмный и необразованный, ему бы только хлеба да зрелищ. Оно и ясно, жизнь, если следовать букве истории реальность грязна, некрасива и бестолкова. Но в фильме есть и другая грань мелодраматическая. Мартин любит Фатиму, /Паула Рего/, а Фатима Мартина, но Мартин христианин, Фатима мусульманка. Их брак вне закона. Родриго любит королеву Иоланту, /Патриция Вико/, а королева Иоланта Родриго, но Иоланта жена короля, а Родриго вассал короля. Их брак тоже вне закона. Бланку любит Фернандо, /Хайме Олиас/, и Бланка в принципе тоже любит Фернандо, но Бланка знатная дама, а Фернандо слуга. Их брак если и возможен, то очень и очень проблематичен. Есть и другие герои, и другие любовные линии, не буду всех перечислять, ибо это займёт много времени. Третья грань. В городе мирно живут христиане, евреи и мусульмане. Вопросы человеческого общежития их не особо напрягают, более вековые традиции, стиль жизни, понимание жизни у каждого народа свои и их чтят. Но как-то показушно, гипертрофированно что ли. Одна из сторон этой показушности религия. Культурный центр города школа переводчиков где переводят книги с арабского на латынь дабы сохранить для потомков культурные ценности. Вроде бы как клуб того времени, для образованных людей. Жизнь города же, бурлящая вокруг школы, вносит свои коррективы в распорядок работы, школу то закрывают, то снова открывают, переводчиков иногда убивают. Причины случившемуся находятся разные, /и слишком уж поверхностные/, алчность человеческая, зависть, невежество, криминал. Но так ли оно на самом деле. Я не говорю, так ли оно было тогда, я говорю так ли оно вообще. Так ли оно, когда христиане шли крестовым походом против неверных, /кстати король Альфонсо Х тоже на этой ниве отметился/, так ли оно, да мусульманские радикалы не лыком шиты и еврейская история не так уж чиста в плане человеколюбия. Тут не алчность, не невежество, тут кое-что посерьёзней. Культура, это конечно хорошо и город трёх культур звучит красиво, вот только внутренняя сущность человеческая слишком далека от этой красоты. И это не исправить, это где-то глубоко в подсознании, на уровне инстинктов, на уровне нравственной ограниченности что ли. Не так далеко это, /нелюбовь к другим народам, зачастую переходящая в ненависть/, называют расизм, у нас об этой проблеме пытаются стыдливо умалчивать. Но, как говорится шила в мешке не утаишь и лучше, чем ты есть на самом деле не станешь, /та самая внутренняя сущность не позволит/. К сожалению, это относится не только к отдельным индивидуумам, /этот мир не так прост/, а к политике целых страна и народов, достаточно просмотреть новейшую историю. И никуда от этого не уйти, нам людям, /человечеству/, не хватает терпимости, мы не умеем вести диалог, /если не с уважением к оппоненту, то хотя бы цивилизовано/, мы не можем и не хотим поделить сферы интересов, впрочем, и территории проживания, мы слишком алчны, слишком себялюбивы, слишком в себе уверены, мы полностью лишились ответственности за будущее, будущее наших детей, видим смысл жизни только в настоящем, только в личном обогащении. А там после нас хоть потоп. Трудно сказать, что будет с этим миром дальше при таком подходе, трудно сказать и зачем мы вообще нужны в этом мире, о счастье уже не говорю, /удовольствия от жизни это нечто другое, это суррогат, имитация, подделка/. Но это не всё, есть у этой истории и четвёртая, и пятая и шестая если не грани, то пусть будут сюжетные разветвления. Город будет бороться с чумой, вести поиски сокровищ тамплиеров, запрещённой книги и многое другое. Естественно всё это время судьба будет испытывать героев фильма, как физическую, так и на прочность моральных принципов, они будут усмирять свои амбиции, что будет во многом определять их жизнь. А ещё герои фильма будут очень уж напоминать наших современников, и во многом их проблемы будут напоминать наши современные, поскольку в мире этом всё новое ни что иное, как хорошо забытое старое.

Autumntale
Autumntale6 сентября 2020 в 11:22
Несерьёзно, но берём!

Сериал в целом оставил приятное впечатление. В нём есть главный элемент, необходимый сериалу - яркие, запоминающиеся персонажи. Когда есть за кем следить с интересом, прочее уже легче простить... Но прощать, честно говоря, пришлось многое. Начиная с того, что 'Толедо' - произведение, весьма далекое от истории. Альфонсо X - реальный король, но на самом деле инфант Фернандо был его старшим, рано умершим сыном, а Санчо - вторым, причём как раз от Виоланты Арагонской. Впрочем, Санчо действительно ссорился с отцом, что даже привело к изменению порядка престолонаследия и открытой войне (во время которой Альфонсо не постеснялся прибегнуть к помощи мавров). Соперником юноши в борьбе за наследство был не брат, а племянник, сын покойного Фернандо. Авторы сериала решили, что это слишком сложно для зрителей, и 'оживили' брата, сделав его младшим. Про остальных персонажей говорить нечего - они сплошь вымышленные. Зато создатели постарались показать сложную проблему сосуществования трёх религий в одном городе. Вопросы задавались серьёзные... но сериал слишком простой и наивный, чтобы с ними управиться. Поэтому патриоты становятся однозначными злодеями, а сторонники толерантности - героями (хотя и им приходится иногда кривить душой). В целом 'Толедо' по серьёзности стоит примерно на уровне 'Мушкетёров', хотя претендует на большее. Но он красивый, он солнечный, он легко становится 'своим'. Поэтому ему можно простить и неисторичность, и наивность, и затянутость некоторых мелодраматичных сцен. А за актёрами, сыгравшими отрицательных персонажей (Миранду, Оливу, Санчо), я ещё послежу...