В отзыве моем будет много поэзии, не обессудьте. А начну я, пожалуй, с бунта, которому 100 почти лет. ВАМ! 'Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?! Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как, - может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?..' А вот бунт, которому лет 20: 'Здесь не понятно, где лицо, а где рыло, И не понятно, где пряник, где плеть. Здесь в сено не втыкаются вилы, А рыба проходит сквозь сеть. И не ясно, где море, где суша, Где золото, а где медь. Что построить, и что разрушить, И кому, и зачем здесь петь?..' А это бунт, которому немного поболее годика: 'Ты думаешь, как бы выжить в этом мире хреновом, А я забирался выше, я думал построить новый. Ты хочешь быть адекватным тенденциям современным, А я предпочел бы в ванной себе перерезать вены. Ты хочешь скакать по сцене, Вести в интернете блог, Ты ждешь, что тебя оценит Капиталистический бог. Но массы не любят Бетховена и не читают Лукреция, Царица их жизни духовной - Мисс Внутренняя Секреция...'. Футуризм Маяковского, рок Цоя и шоу-куплеты Марины Потаповой соответственно. Есть разница? Я не про направления в искусстве, не про качество поэзии, не про эпохи даже. Я про цели бунта. Вернее, про его мишени. Во что бьют заливистые 20-летние (Цой и Маяковский) и подуставшие 30-летние (Потапова, Лобан)? Мишень любого бунтарства во все века – ненастоящее. Ненастоящее, как мы говорили в киноклубе, это беспрерывно лгущее (себе и другим). Разобраться с тем, в чем находят ненастоящее (т. е. главную ложь) разные поколения, это все равно что разобраться в разнице поколей, а заодно дать определение каждому из них. И эта тема, как минимум, для диссертации. У Маяковского в его 1915-м году вышло не стихотворение даже, а целая прокламация, чей пафос - АНТИЖИР. Он плюет на комфорт, обывательские вкусы, на тщеславную тягу к роскоши и удовольствиям в еде и искусстве (северянинский китч = жирная котлета), на сытость, от которой даже уши заплывают жиром, и человек глохнет в своем равнодушии к настоящему (здесь это Первая мировая война). У Цоя отчасти повторено откровение Высоцкого из «Я не люблю» - гимна всему живому в нас. Реальность вокруг себя он ощущает как подделку - тотальный эрзац (суррогат), настолько тотальный, что он неотличим от правды, даже не особо стараясь претворяться ею. Что строить? Что рушить? - спрашивает Цой. Тогда, в перестройку, кажется, этого никто не знал. Перестраивали переразрушая. Что получилось? Куплеты Потаповой, в которых «не ясно, где обида, а где месть» (В. Цой). Бунтарские куплеты, перемежаемые жизнеутверждающими трелями «еее ооо бейбе бейбе», презентуют наш с вами мир как хреновое место, где в центре некий капиталистический бог (Бог лжемечты и лжеблаг), и рядом, питая и взращивая этого нехорошего Мамону, - царица духовной жизни масс - Мисс Внутренняя Секреция. Естественно, в куплетах есть крик «долой ваше искусство!» (тут он летит в сторону жирного блокбастера, да так метко, что попадает даже в Никиту Сергеевича чуток). 'Ты думаешь, как бы выжить в этом мире хреновом, А я забирался выше, я думал построить новый. Ты хочешь быть адекватным тенденциям современным, А я предпочел бы в ванной себе перерезать вены. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам Я - бесценных слов транжир и мот'. Маяковский за то, что так нехорошо себя ведет, не извиняется. Плевать, так Плевать! Потапова делает щадящую оговорку: 'Если за этими пазлами Я увижу другую картину, Пускай за все, что здесь сказано, Стыдно станет мне нестерпимо!' Ну, а дальше что-то типа «не бойтесь, мы пошутили» и «танцуют все»: «еее ооо бейбе, бейбе». Короче – весело и легко. Кому-то… И в то же время всеобщей пошлости досталось не на шутку. Вопрос в другом. Побуждает ли фильм Лобана-Потаповой плюнуть в эту пошлость вслед за ними? Маяковский точно побуждал. И даже бывал бит за слишком лихие позывы. И в Цое разве кто усомнится? Посмотрев спокойную, даже в абсурде своем кричащем, комедию Лобана, я не захотела бунтовать, я захотела спрятаться. Вернее так: уйти в себя и погрызть там скопившееся дерь… недовольство. В частности, свою футлярность, коконность тире побег от страшно смешной реальности в виртуальное пространство (искусства, культуры, мечты). Уютненькое это одеяльце, тепленькое. Но это не жизнь. В подобных – пусть и по-разному обставленных - виртуальных мирах живут и Киберстранник, спелёнатый сетью, Борхесом и липким страхом; и начинающий сценарист-режиссер, сын звезды, спелёнатый одеялом, видеокассетами и липким страхом; и глухой пекарь, идущий открывать новые горизонты реальности и общения, спелёнатый узко-футлярными представлениями о том, какой эта реальность точно должна быть, и липким страхом, и белоснежный продюсер, спелёнатый липким страхом жизни и романтической мечтой подарить людям НАСТОЯЩУЮ подделку - дивный новый эрзац-мир, который был бы честнее старого, не притворяясь настоящим. В каждом из них, сужающих мир из липкого страха принять его целиком, - есть я. В целом же, Лобан с Потаповой показали несовершенства реальности, известные всем уже давным-давно. Ну, правда, что нового в куплетах Марининых? Как сказал мой друг Максим: «У Летова об этом лучше и раньше». Да, согласна. И у Летова, и у Цоя, и у Высоцкого, и у Маяковского… Только все они говорили в разы серьезнее. В то же время не хочется сравнивать комический лобановский смех над покойником с то подмигивающим, то поплевывающим юмором Бегбедера-Минаева. Режиссер Лобан, как и Северянин, выходит к аудитории в маске фокусника-клоуна, который имитируя пошловатое и мещанское, умудряется их разоблачать и ниспровергать: 'В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!' 1915 год. Мировая война. А Северянин бодрым гипнотизером-сюрпризером орет, что трагедию жизни пора превратить в грезофарс, и ананасы, стало быть, тут в помощь (у Лобана рисованная тыква была, если помните). Вопрос: чего так заигрываться веселыми куплетами, чего б ни сказать прямо: идите-ка вы все на… Марс! Думаю, это тоже диагноз времени. С позиций режиссера, видимо, оно напрочь лишено каких-то серьезных, неулыбающих основ. И правду примет (если примет) лишь от кривляющегося безумца, который, как спятивший Гамлет, «помешан только в норд-норд-вест, а при южном ветре ещё может отличить сокола от цапли».
Только что написав рецензию на 'Любовь и Дружбу', принялся за 'Уважение и Сотрудничество'. И еще раз вынужден констатировать: зря, очень зря 'Шапито-Шоу' поделили на две части. Так как часть вторая, хоть и немного, но проигрывает. Причем по многим статьям. 'Уважение': здесь центром Всего Сущего является Петр Мамонов. Несмотря на то, что его персонаж в фильме - фактически пародия на Петра Николаевича, вся новелла буквально переполнена тем, чего в избытке хватает во всем, к чему прикладывает руку лидер 'Звуков Му', одной из самых авангардных рок-групп на отечественной сцене - самолюбованием. Видно, что Мамонов буквально упивается своим несомненным талантом. Только после неудачного 'Царя' это выглядит не как самоирония, а как твердая уверенность в своем величии. Несмотря на это, роль у него забавная. Жалко, своей песенки-вставки у Мамонова нет. Остальные персонажи новеллы тоже в большинстве своем забавны - это и странноватый, абсолютно в себе неуверенный режиссер шапито Шпагин, и стереотипный продюсер, словно пришедший в фильм из картин о лихих девяностых, сыгранный Стасом Барецким, и мечтательный, мечтающий о карьере режиссера Сын Мамонова - его сыграл еще один молодой актер Степан Девонин. Хорошая новелла. 'Сотрудничество': самая от чего-то нелюбимая большинством зрителей история, между тем, тоже забавная и умная, но, очевидно, такой тип отношений, как сотрудничество, дается авторам тяжелее, чем более возвышенные - любовь, уважение и дружба. Оно и понятно: для описания сухих денежных отношений фильм слишком 'воздушен': в нем много забавного и наивного. В общем-то, и последняя новелла полна этой самой наивности: мальчик-мажор Сергей Попов, сыгранный Сергеем Поповым, очевидно, как и все остальные заглавные герои 'Шапито', к жизни еще не готов. Но, как и все остальные, переживает катарсис, которые его к этой жизни если не подготовит, то хотя бы объяснит, что не все так просто, как хотелось бы. И - это главное откровение фильма - несмотря на трудности, жизнь прекрасна. Смыслы и прочие 'хорошести' фильма мною уже были охарактеризованы в рецензии на 'Любовь и Дружбу'. Не всякий будет заходить на страницу другого фильма, так что здесь я буду иметь наглость процитировать самого себя: 'О смыслах. Они тут, на мой взгляд, при витиеватости формы, очень просты и общепонятны: плохих людей нет и быть не может — в каждом есть как плохие, так и хорошие стороны, причем хороших больше. Катарсис — лишь дорога к духовному преображению, терпимость — вещь нужная и важная, а дружба и любовь — вещи вечные.' 'Шапито-Шоу', то есть в полном - четырехчасовом варианте лично для меня уже давно, с момента просмотра в год премьеры, прописался в разряде современной классики. Почему - опять же написано в моей рецензии на первую часть: 'настоящая современная классика, фильм уровня «АССЫ», «Иглы» и других культовых перестроечных фильмов. В конце концов, перестройка никуда не уходила. Она была всегда и всегда будет. И перестройка — это не конкретное историческое событие, а обновление и перерождение общества и человека…' А вот конкретно 'Уважение и Сотрудничество', как уже было сказано выше, 'Любви и Дружбе' проигрывает. Видно, что сами авторы в душе так же молоды, как и их герои: размышлять о более возвышенных и интимных чувствах у них и получается лучше. А вот к чувствам более приземленным они еще не в той степени готовы. И это замечательно: а то снимали бы сейчас коммерческую чепуху, склепанную на заказ не пойми кого. Рожденный ползать доползет до края земли, Рожденный летать улетит в Космос! 9 из 10
Мы существуем, только если нас тиражируют медиа. Перед просмотром этого кино, я прочитала, что это кино про поколение 2000-х. т.е. теоретически это значит. что фильм про меня. Сначала я себя в 'Шапито' не находила, не потому что слишком кривое зеркало или наоборот слишком ясное, просто как-то не находилось персонажа, с которым я могла себя отождествить, но с течением времени пазл начался складываться. И я поняла, что да, это действительно кино про мое поколение. Наши бабушки и дедушки строили коммунизм, наши мамы и папы его разрушали, а нам достались сытые и безыдейные нулевые. В результате мы оказались удивительно инфантильным и потерявшимся поколением. Не потерянным, а именно потерявшимся. У нас нет ориентиров и мы не можем их сотворить сами, ибо все уже придумано для нас. Все на что мы способны, это бесконечные потоки эрзацов и копий. А для того, чтобы копии себя было удобнее тиражировать нас всех подключили бесчисленными проводами к матрице, связь с которой не прекращается ни на секунду. А вообще-то нам настолько скучно и гадко, что мы можем переквалифицироваться в гомосексуалисты только из принципа 'а почему нет?' Квинтэссенцией, почти что манифестом моего поколения может стать монолог, произносимый одним из героев в кульминации каждой новеллы: 'Ты самый страшный человек, окутавший себя липкой ложью, как насекомое, какая мог тебе поверить!' Нам легче все скинуть на товарища, чем признать, что это мы сами виноваты в своих бедах и никто нас в эти горы насильно не тащил. Теперь конкретно по фильму. Он слишком простой, сюжетные ходы ясны и предугадываемы. Это все могло бы быть притчей, но и до этого жанра новеллы не дотягивают. Некие бессмысленные и гротескные вставки с песенками меня совсем не вдохновили, не поняла зачем они. Линии героев эти песенки не раскрывают, разве что кроме той, что про интернет. Зато актеры все играют хорошо, несмотря на непрофессионализм. По новеллам: 'Уважение' Отцы и дети, все как всегда. Своеобразное оправдание поколения 2000-х. Мы, конечно, боимся охоты и ждем МЧС, но папу на скале помирать не бросим. 'Сотрудничество' Лучшая из новелл, собственно, не очень понятно, зачем было снимать остальные три, если есть эта. Именно здесь объясняется все, для чего снимался фильм. Только немного подзатянули здесь, надо было по-короче. В целом кино хорошее, есть о чем подумать, после его просмотра. Но не хватило сложности загадки... 8 из 10
Дело происходит в Крыму. Любовь. Пузатый мизантроп Лёша (Подольский) и милая девочка Вера (Строкова) знакомятся через Интернет и едут отдыхать на море. Дружба. Глухой парень Алексей (Знаменский) выигрывает в творческом конкурсе и вместе с группой аниматоров во главе с 'пионером' Максимом (Тиунов) едет на заработки. Уважение. 8 лет не появлявшийся в жизни Стёпы (Девонин) отец (Мамонов) неожиданно приглашает сына в поход по крымским лесам. Сотрудничество. Молодой продюсер Сергей (Попов) пытается сделать из удивительно похожего на Цоя парня Ромы (Кузьменко) новую суперзвезду. Первый концерт должен состоятся на побережье. Я намеренно не стал писать отдельные рецензии на две части этого фильма, просто потому что не считаю это необходимым. Разделение одного цельного произведения 'Шапито-шоу' на две ленты может быть объяснено только тем, что так на них хоть кто-то сходил в кинотеатр, а вот на один 3-часовой фильм с такой слабой рекламной поддержкой точно бы никто не пошёл. Так что, поверьте мне, желательно смотреть фильм целиком и за один раз. Между тем, картина получилась прекрасная. Удивительно лёгкая, летняя, приятная уму и сердцу. Точнее всего посыл фильма передаёт его название - 'Шапито-шоу'. Перед нами на экране предстаёт действительно шапито - яркие короткие вспышки, детали людских судеб, все вместе образующие единое полотно под названием 'жизнь'. Я очень люблю такие фильмы, которые вроде бы ни о чём, и в то же время обо всём сразу. Подобный эффект вряд ли был бы возможен, сыграй в этом фильме хоть один знаменитый топовый актёр. Но нет, режиссёр всё сделал правильно, все эти свежие лица, эти Лёши, Веры, Максимы и Серёжи - они настолько живо и естественно ведут себя в рамках сюжета, что просто диву даёшься. Единственным более-менее узнаваемым лицом в фильме является Пётр Мамонов, и как раз таки он немного выбивается из общего ритма. Делает свой эпизод более глубокомысленным, чем требуется. Харизму на спрячешь. Я верю в российский кинематограф. Последний раз особенно сильно это чувство я испытал после просмотра '12' Михалкова. Потом оно немного ослабело. Но в последнее время на наших кинематографических просторах начинают одно за другим появляться имена независимых, молодых и очень перспективных режиссёров, снимающих отличное кино про жизнь. Это и Звягинцев, и Авдотья Смирнова, и Роман Каримов. Теперь ещё и Сергей Лобан. Советую посмотреть особенно тем, кто не считает, что фильм обязательно должен учить, просвещать или образовывать. Есть в этом мире и просто фильмы про жизнь. Приятные уму и сердцу. 9 из 10
С друзьями мы всё обсуждаем, спорим: кто он – герой нашего времени? По какому фильму будем о дне сегодняшнем вспоминать? И вот он – гимн всеобщему одиночеству под названием «Шапито-шоу»! Дождались. Я боялся смотреть этот фильм из-за своей предвзятости к современному российскому кино. Мне ОЧЕНЬ надоел актерский звездный капустник, когда невозможно понять, ты кино смотришь или листаешь модный журнал? Я не люблю федоров бондарчуков: к чему они прикоснутся – начинает смердить и обращается в прах. Утомили загадочные чемоданчики с деньгами и менты-бандиты. Даже зомби и вампиров вдруг стало слишком много. И вдруг – живые люди, узнаваемые! Кажется, вот с одним я учился, с другим – был знаком, с третьим – работаю. А четвертый – это вылитый я! «Есть два мира — реальный и выдуманный. Нужно только решить, в каком ты хочешь остаться». Это о моих снах и внутренних размышлениях. Сколько я набил шишек, блуждая в лабиринтах иллюзий и реальности, выбирая неверную дорогу, ища в окружающих собственное отражение. Вот этим самым набиванием шишек заняты и герои всех четырех новел фильма. В новелле «Любовь» девушка отправляется автостопом в Крым с интернетным френдом, обладателем громкого ника Киберстранник. И вот этот Киберстранник понимает, что дорога – не его романтика. Как и простые человеческие отношения. В новелле «Дружба» молодой человек проверяет на прочность мужское братство, думая, что все люди одинаковы. В «Уважении» отец пытается проверить на прочность чувства своего сына, а сын – обрести отца. В «Сотрудничестве» молодой продюсер старается воплотить собственную идею «Эрзац-звезды» за счет двойника Виктора Цоя. Плюс ко всему – мною любимые абсурд и сюр, без которых в реальной жизни никуда. Любовь не возможна без Дружбы, Сотрудничество – без Уважения. Все герои в конце концов произнесут одну и туже обличительную речь, разбегутся в разные стороны, чтобы потом встретиться в Шапито. Оно мне напомнило один из вигвамов «Твин Пикса». Черный или белый? Тут каждый пусть сам решает. Для меня это фильм, который я обязательно буду пересматривать. 8 из 10
Фильм-праздник. О чем предупреждает уже название. Такое передвижное пожароопасное представление. Много песен, танцев, юмора для поддержания праздничного тонуса. Но за всей этой буффонадой скрывается, или маячит непроходимый пессимизм. Это видно даже по порядку расположения новелл – от Любви к Сотрудничеству. От любви, когда созревшие для большого, светлого чувства сердца отыскивают друг друга в необъятном интернете и уверены, что родились лишь для того, чтобы быть вместе. До сотрудничества, когда необязательно знать, когда у сотрудника день рождения. Каждая из четырех новелл, из которых состоит фильм, это история заблуждения и прозрения. И это универсальная сюжетная схема. Все мы на что-то наивно надеемся или в чем-то тупо уверены, пока не окажемся лицом в грязной луже. Кто-то верит, что странствованием по киберпространству можно заменить живое общение. И лишь когда жгучая сердечная боль валит его с ног, делает существование невыносимым без тепла надоедливой девчонки, он понимает, как ошибался. Банальная, в общем-то, ситуация, но захватывает внимание не слабее триллера и заставляет переживать за героев, как за самого себя. Герою второй истории мешают развиваться дружеские узы. Он безжалостно рвет их, пытаясь выйти из узкого круга таких же ущербных, как он сам, но жизнь заставляет его приползти к друзьям на коленях. Герой третьей истории надеется, что несколько дней экстремального воспитания смогут заменить сыну многие годы отцовского отсутствия. Но видит, что сын уже воспитан так, что им можно гордиться. Может ли копия быть лучше оригинала? Герой четвертой новеллы хочет это доказать, но его, казалось бы, беспроигрышное предприятие терпит крах. Фильм удачно и ловко балансирует на грани карнавального буйства и отчаянной меланхолии, комического абсурда и горького реализма. Ничего случайного нет ни в одной детали. Даже в надписях и рисунках на футболках. К примеру, глухие друзья в московском эпизоде ходят в майках команды «Торпедо». Это символизирует их либо отсталость и закоснелость, либо тупое упорство, потому что этот, некогда легендарный клуб, теперь находится в глубоком отстое. (Вообще, режиссер картины Сергей Лобан, похоже, питает особое пристрастие к этой популярной и удобной одежде. В его первой полнометражной ленте «Пыль» есть целая сцена с выбором футболки для главного героя в магазине.) Или по комнате, заваленной видеокассетами, из третьей новеллы, можно судить, кто повлиял на Лобана как на режиссера: Дэвид Линч, Алексей Герман, Никита Тягунов. Это, конечно, не полный список. Персонажи новелл свободно переходят из одной в другую, как в «Криминальном чтиве». Если жалко расставаться с каким-то героем, он, к нашей радости, появляется в остальных. А мимолетная встреча с двойником Цоя в первой истории заставляет нас с нетерпением ждать, когда же его покажут крупным планом на сцене, с гитарой. А то, как ключевые кадры, снятые с разных точек, повторяются несколько раз, напоминает «Джеки Браун», тоже Тарантино. «Голубой» поцелуй пионера Сени вызывает точно такое же мелкое зрительское злорадство как анальное изнасилование Марселласа Уоллеса. А конкурс двойников не навеян ли «ожившим музеем восковых фигур», где ужинали Джон Траволта и Ума Турман? А комические танцевальные па – не тоже ли оттуда? Кто бы мог подумать, что и здесь, в почти бескровной картине, не обошлось без руки Тарантино. При огромной продолжительности фильма ощущается его недосказанность. Истории обрываются на самом интересном месте. Так может ли полюбить Киберстранника такая славная девушка, как Вера? Побьют ли индейцы пионеров? Какой фильм снимут отец с сыном – «Отморозки» или «Заморозки»? Какую мысль хотел проиллюстрировать продюсер Сережа поджогом шапито? Финальные титры вызывают возмущение: «Как, уже все?! Мы хотим еще парочку новелл под названиями Знакомство и Соседство».
Всегда с интересом относился к отечественному авторскому кино. После просмотра дебютной работы режиссера Сергея Лобана – фильма «Пыль» стал ждать его новых картин, но он с ними не слишком спешил. И вот он, наконец, выдал на радость зрителям «Шапито-шоу». Картина разделена на четыре притчи, главным героем каждой из которых становится человек потерянный, не нашедший себя, нереализованный никак неудачник, закомплексованная личность, продукт нового времени, если хотите. Каждому герою предстоит расстаться со своими иллюзиями, созданной им самим оболочкой и глотнуть реальности, перестать смотреть в кривое зеркало и увидеть себя со стороны со всеми своими недостатками. Каждый из четырех расстанется с ложными чувствами, надуманностью, всем им придется сломать свое мировоззрение. Герои покинут свои насиженные и безопасные мирки для достижения чего-то большего, что же будет с ними дальше, автор не упоминает. Наверное, не все справятся с полученными травмами, но все напускное однозначно сгорит в пожаре в шапито-шоу. Киберстранник – герой новеллы «Любовь», знакомится с девушкой через Интернет, волею судьбы им предстоит встретиться и отправиться автостопом в Крым. Живущий до сего момента исключительно своим внутренним миром и фантазиями человек в отношениях с реальностью теряется, осознает свою никчемность, видит все свои комплексы, злиться и, как водится, начинает винить во всем произошедшем свою любовь. Всеочищающий шторм (или шторм в душе героя, кому что ближе) смывает с него то, чем он жил до этого времени, а огонь пожара окончательно выжжет его придуманную личность. И все же они будут вместе! Далее история повторяется еще трижды. С той лишь разницей, что герои развенчивают в ходе своих приключений различные мифы. Глухому певцу из «Дружбы» предстоит сначала поругаться с друзьями ради призрачного успеха, приобрести новых «друзей», разочароваться в своем приобретении и затем вернуть доверие старых друзей благодаря всё тому же шторму. Заполыхают иллюзии популярности и красивой жизни, идеализировав себя со своими грехами и недостатками, не сможет он принять грехи и недостатки других. Режиссер-мямля – герой притчи «Уважение». К нему наведывается бросивший его однажды отец. Живой, загнанный по своим философским взглядам старикашка вовремя не воспитавший сына, теперь хочет получить от него понимания и найти в нем мужественность и, естественно, не находит ни того ни другого. Сын желает обрести хоть какое-то занятие, но изучавший жизнь по видеокассетам с фильмами ничего не знает о ней. Отец бросает его не умеющего плавать в открытое море не только фигурально, но и фактически. Не готовый же к этому безвольный сын теряет терпение и отказывается от вновь приобретенного папы. И снова шторм заставит героя раскаяться, а пожар заставит отца вспомнить о своих ошибках. Горе-продюссер, возомнивший себя гением современности, встречает двойника Виктора Цоя и решает раскрутить его, создав проект «Эрзац-звезда». Он движим нерушимой верой в свой образ, свою неоспоримость, свой успех. По сути же он лишь разбалованный мальчик – сын обеспеченных родителей, прочитавший пару популярных книг, копирующий поведение успешных людей. Он выдергивает двойника из привычного ему образа жизни, обещает славу и успех, но как результат его бездушной деятельности – пустой концертный зал. Ибо ничего своего не создал, да и в копировании таланта не имеет. Вообще-то во всем изложенном веселого мало, тут есть о чем задуматься, после просмотра появляется мотивация посмотреть на себя со стороны, сравнить со всеми четырьмя антигероями. Потому что, наверное, в каждом из нас есть что-то от них, а если не от них, то от героев второго плана точно. Однако, не смотря на всю философичность, несмотря на весь сарказм, поучительность и длительный хронометраж, фильм смотрится легко и непринужденно, а когда смотришь на нелепые танцы героев в шапито-шоу, и слушаешь их еще более нелепые песни-откровения, настроение неуемно повышается и улыбка переходит в смех. В целом же картина оставляет после себя довольно веселое и непринужденное послевкусие, что вообще большая редкость не только для нашего, но и для мирового кино. Приятно осознавать, что российские кинодеятели могут не только копировать западный мейнстрим, причем, не имея к этому ни малейшего таланта, но и создавать что-то свое, злободневное, свежее, оригинальное. Пусть в творчестве Лобана читаются нотки Дэвида Линча (все же не плохой пример для подражания), пусть его сравнивают с Гайдаем (хотя я не вижу никаких аналогий, мне больше напомнило Терри Гиллиама), все же я считаю, он очень угадал, сделав такое необходимое сейчас кино, и вместе с Мариной Потаповой, Иваном Мамоновым, Евгением Цветковым, Жаком Поляковым, Алёной Кудревич, Петром Мамоновым и всеми молодыми актерами заслуживает долгих и продолжительных аплодисментов. Надеюсь, что шоу будет продолжаться! P. S. Отдельно хочется отметить пейзажи. Крым все же одно из самых красивых и удивительных мест на нашей планете.
Ну наконец-то! Глоток свежего воздуха в нашем загнившем отечественном кинематографе! Такие мысли крутились в моей голове после просмотра этого шоу. Я долго сопротивлялся просмотру, как-никак 4-часа ленты пугали, но стоило фильму всего лишь начаться и меня уже было не оторвать от экрана. Не буду пересказывать фильм, просто назову причины, по которым Вы обязаны его посмотреть: 1. 'Шапито шоу' - это свежий глоток воздуха Новые актеры, яркие образы, красивые пейзажи. Здесь нет одного главного героя и деления на 'добрый' и 'злой'. У каждого персонажа есть как привлекательные черты, так и недостатки. Поэтому ты веришь этим героям и сопереживаешь вместе с ними. Нельзя не отметить то, как все снято. Только посмотрев все 4 части, у тебя складывается целостное понимание картины. При этом порядок новелл может быть любой. 2. 'Шапито шоу' - это умное кино Если Вы хотите задействовать не только глаза при просмотре, но и голову, то этот фильм Вам придется по душе. В каждой из 4х новелл доминирует определенный цвет, который позволяет раскрыть героев и понять сюжет: - в 'Любви' это синий (цвет вечности, верности и чистоты как любовь), как платье Веры. - в 'Дружбе' - красный (храбрость и жертва), как майка глухонемого Знаменского. - в 'Уважении' - черный (мудрость и тайна), как одежда отца (Мамонов) - в 'Сотрудничестве' это белый (чистота и надежда), как прикид продюсера Попова Все это часть масонского символизма, который подчеркивает важность цвета в жизни. Не даром в фильме Вы часто заметите пирамиду с всевидящем оком, еще один символ масонства. Это всего лишь один пример, когда же в фильме практически все имеет свой скрытый смысл. Монологи принца датского Гамлета и царя Эдипа, единороги на майке Киберстранника, гипноспирали внутри цирка и повсюду в городе...как видите, очень много интересного - всего не перечислить. 3. 'Шапито шоу' - это актуальное кино Поднимаются вопросы, которые будут актуальными всегда (любовь, отцы и дети, дружба), и которые актуальны в обществе сегодня (терпимость к разнообразию, виртуальный и реальный мир). Очень тонко показана тема 'расизма' в нашем мире. С одной стороны, ее в фильме не было. Но это только на первый взгляд. Вспомните, глухонемых пекарей. Перед ссорой в баре глухонемые друзья говорят Знаменскому - 'они будут тебя называть глухонемой обезьяной'. Я тогда сразу задумался почему обезьяной? И когда в конце новеллы 'Дружба' глухонемых преподнесли как диких индейцев, которые думают о себе как второй сорт (именно это они пишут смской Арсению), а московскую тусовку во главе с пионером Арсением, как ковбоев, то все стало на свои места. Именно так режиссер умело показывает проблему, даже не упомянув открыто о ней в фильме. Вывод 'Шапито шоу' - это удивительная картина, которая показывает как все в этом мире тонко. Человек может быть и другом и врагом, а раздражение и ненависть — любовью. В 'Любви' сначала кажется, что Вера любит Киберстранника, а в конце думаешь уже наоборот. 'Дружба' показывает в начале, что Знаменский отдаляется от своих глухонемых друзей, а потом оказывается что их это еще больше сблизило. В 'Уважении' отец находит сына, берет его в поход и ты думаешь об отце как о положительном герое...но потом именно сын доказывает свое уважение к отцу, а не наоборот. И наконец 'Сотрудничество' тоже вызывает противоположные эмоции. До середины новеллы ты симпатизируешь Роме 'Цою' потому что его труд использует в коммерческих интересах продюсер Попов. Но потом происходит предательство и тут же твои симпатии меняются в обратную сторону. Все как в нашей переменчивой жизни. Красиво, глубоко, жизненно и необычно... Добро пожаловать в Шапито шоу, господа!
Фильм «Шапито-шоу»… — явление необычное. Необычное прежде всего тем, что он стал почти культовым еще до своего выхода. Многие, даже еще вовсе не видя фильма, называли его в разных Интернет-опросах лучшим российским фильмом 2011 года. Об этом фильме много говорили, его ждали, вокруг него создали некий ореол таинственности. Где-то его даже назвали манифестом современности. В чем причина такой «преждекультовости» и оправдала ли она себя? Причина может таиться в именах создателей. Сергей Лобан и Марина Потапова — авторы «Пыли», одного из самых необычных и независимых фильмов, созданных на постсоветском пространстве. Среди других причин - композиции группы Karamazov Twins, участие в фильме Петра Мамонова и отсутствие в нем растиражированных налево и направо медийных звезд (а это очень важно), успех на ММКФ, неожиданно большой хронометраж — три с половиной часа, разбитые на два фильма, двойник Виктора Цоя и самоирония, присутствующая уже в самом названии фильма. «Шапито-шоу» — это четыре незатейливо связанных между собой истории, по две на фильм. «Любовь и дружба», «Уважение и сотрудничество» — как видно уже из названий, фильм — об отношениях между людьми. Символична и последовательность рассказываемых историй, но в движении от любви к сотрудничеству эмоциональный накал фильма, идейность, «глубина» только усиливается. В «Шапито-шоу» чувствуется некое дыхание свободы. Как будто его авторы творили, хулиганя, пробуя, экспериментируя. Они не пытались вписать себя в рамки жанров, в контекст течений, не пытались быть на кого-то похожими или, наоборот, от кого-то отличиться, выделиться из массы. А в итоге они нарисовали некий шарж, дружеский, но весьма критичный. На что шарж? Я бы сказал, что на день сегодняшний. Наверное, это наиболее очевидный ответ, но не единственно верный. «Я хотел этим задать вопрос!» — «Какой вопрос?» — прозвучит в фильме. Какой вопрос мы не узнаем. Но можно предположить, что вопрос этот связан с одним из моментов, связующих четыре истории в одну, а одновременно и одним из главных символов фильма — с «Шапито-шоу». Цирком то есть. И вопрос этот задает не столько герой, сколько авторы фильма. Цирку, как известно, суждено гореть. А клоуны? А мы? Сгорим в этом цирке? Или мы — спасшиеся клоуны? А какая участь нас больше устраивает? И что есть этот цирк? Ведь, истинно, в любви, в дружбе, в уважении и в сотрудничестве мы так часто похожи на клоунов. А человеческие взаимоотношения порой иначе как цирком и назвать нельзя. Снято ярко, интересно. Смотреть долго. Слово «шарж» кажется мне наиболее точным определением фильма. Это не новое слово. Это не залихватский смех и не какая-нибудь бездонная смысловая глубина. Смотреть или не смотреть? Смотреть. Необязательно сразу два фильма. Как говорит Гордон в своей передаче: «Смотрите русское кино. Это кино про нас, а никто о нас кроме нас самих не снимет. Никому мы неинтересны». И в этом фильме действительно есть что-то о нас. В этом фильме действительно что-то есть. Добро пожаловать на шапито-шоу.
«Шапито-шоу» - почти уникальный пример того, как название фильма точно обозначает его жанр. Четырехчасовую фантасмагорию, которую уже успели окрестить едва ли не лучшим отечественным кинопроизведением десятилетия, невозможно уложить в рамки традиционных экранных канонов. Это действительно цирк, даже не цирк – балаган, в его исконном, площадно-ярмарочном понимании. Четыре перекликающиеся истории обыкновенного безумия в маленьком крымском городке. Каждая новелла разделенного на две части фильма названа высоким словом - Любовь, Дружба, Уважение, Сотрудничество, и каждая последовательно втаптывает обозначенное в заглавии понятие в грязь. Но делает это с такой лихостью, что оторваться от экрана невозможно. Уже звучали сравнения фильма Лобана с классическими комедиями Гайдая - что ж, если это и Гайдай, то основательно накурившийся и пересмотревший Пазолини (да простит покойный Леонид Иович столь затейливый образ). Более точная, на мой взгляд, киноассоциация - это фильмы Сергея Соловьева перестроечного периода. Да и то: режиссер Сергей Лобан с соратницей Мариной Потаповой в плане безудержности бреда явно уделали мэтра с его черно-красными розами и домом под звездным небом. Пересказывать содержание новелл бессмысленно – это надо видеть. Отмечу, помимо виртуозности сценарной свистопляски, отличные актерские работы. В «десятку» попали все: и молодые актеры, и полупрофессионалы, и Петр Николаевич Мамонов, играющий, как бы он сам это ни отрицал, ироническую ипостась самого себя – отшельника, подвижника и почти святого. Отдельных восторгов заслуживают музыкально-танцевальные номера главных героев, поставленные с таким непередаваемо-топорным изяществом, что любой худрук самодеятельности из Новой Ляли убил бы себя об стену, увидев эти шедевры. Разумеется, не все ровно. Смотреть даже великолепное цирковое представление, даже с антрактом, в течение четырех часов – тяжеловато просто физически. Возможно, именно поэтому создается ощущение, что вторая часть – с новеллами про горный поход отца-Мамонова с неженкой-сыном и гастроли двойника Цоя – заметно уступает по динамике абсолютной гениальной первой части, где последовательно развенчивается сначала Любовь (на примере истории взаимоотношений восторженной девочки Веры и ее сетевого бойфренда с ником КиберСтранник), а потом и Дружба, в истории о которой смешаны в одном коктейле глухие пекари, наркоман-пионер Сеня и богемные геи. При всем этом, происходящее действо вовсе не выглядит саркастической чернухой. Наверное, дело в том, что Лобан не просто мастерски жонглирует репликами, образами и картинками (за операторскую работу - еще один респект), но и искренне любит своих безбашенных героев. … Когда мы после короткого перерыва зашли в зал, чтобы насладиться второй частью «Шапито-шоу», киномеханик (или как сейчас называется эта профессия?), видимо, слегка обезумевший за первые два часа фильма, снова включил нам часть первую. И поначалу никто из зрителей даже не удивился – это было бы не самой большой мистификацией «Шапито-шоу». Не знаю, можно ли назвать это кино лучшим за десятилетие, но оно однозначно из той категории, что проклятые буржуины называют must see. 8 из 10
'Шапито-шоу' - это прежде всего ирония над всеми социальными ролями, которые мы со всей серьёзностью играем в цирке под названием жизнь. Кратко примерно о том, же, о чём сказано в фильме Лобана и Потаповой, на мой взгляд, было сказано Хармсом в 'Четырех иллюстрациях того, как новая идея огорашивает человека, к ней неподготовленного'. Безусловно, это разоблачение масок лишь одна, пусть и главная, из граней фильма, у которого этих граней ещё немало, - есть на что полюбоваться и отчего прийти в восторг. Да, и само это разоблачение не есть какое-то злобное, надменно-мессианское порицание, претендующее на то, чтобы учить, как надо или не надо жить, но открытие поданное в такой смиренной форме, что, кажется, будто авторы просто хотели рассказать о себе, свои собственные истории, которые подглядели за собой и своими близкими, и по-доброму над ними посмеяться. На эту мысль наводит ещё и то, что, некоторые персонажи играют фактически самих себя, преувеличивая, переигрывая свои собственные черты, тем самым как бы говоря: 'Да, а ведь чудные же мы иногда бываем, когда слишком серьёзно воспринимаем свои, в принципе, суетные земные страсти и дела'. 'Шапито-шоу' - самая актуальная и по форме, и по содержанию комедия, на мой взгляд, ибо приходится в самую точку нашего времени, погрязшего в своих ролевых играх 'общества спектакля'. В ней нет той фальшивой натянутости на реальность, свойственной сегодняшней обычной коммерческой киножвачке. Здесь во всём угадывается авторская искренность, а за искренностью и подлинность.
Сначала у меня было впечатление, что он зашёл на очередной раунд российской чернухи с эстетским доворотом: зловещая музыка, гипнотические спирали, конферансье во фраке и советский быт с телевизором. В мозгу заметалась мысль «И это ещё 3 с половиной часа?!». А потом герои зашли в кино и на сеансе «Царя» с Мамоновым юноша честно сказал «Тебе нравится? А то я что-то не могу на это смотреть. Пойдем отсюда». (А ведь в этом фильме тоже играет Мамонов!) А потом они поехали на море. И стали заселяться. А потом гулять. И я начал про себя отмечать буквально каждый поворот — был, и здесь был, и тут был, да ещё как! Для меня во многом этот фильм был экскурсией по Симеизу, где мы пили вино рядом с панками и хиппи со всего СССР, где лазили на сухие и теплые горы, кушали арбузы и чебуреки с пылу с жару, катались на мопедах и подолгу смотрели на море. Эх. Пока смотрел, начал думать, на какие старые наши фильмы это может быть похоже (потому что на новые не похоже совсем). Это не «Операция Ы», конечно, хотя и происходит тоже на курорте. Скорее «Кин-дза-дза» и немного «Мимино» (там, где морально устойчивый пекарь попадает в забавную, но подлую тусовку богемы). Пять звёзд, большие пальцы вверх за ностальгию и за хороший крепкий сюжет про непутевых, но интересных людей.
Ну уж раз выпустили двумя отдельными частями, так и оценивать 'Уважение и сотрудничество' будем самостоятельно. Понятно, что все равно оценка производна от контекста восприятия сравнительно с первой частью. Общее ощущение - разочарование. Первая часть настолько высоко подняла планку, что удержаться на ней объективно едва ли было возможно. С первых кадров, на которых голова Веры Строковой, с которой связано все лучшее в фильме, почему-то не попадает в кадр, уже начинается 'не то'. История с Мамоновым и его якобы сыном носит пародийный характер к 'Возвращению' Звягинцева, а последняя часть - чистая сатира, причем местами злая. Есть и смешные реплики, приятно попадание в кадры старых знакомых и пересечение с сценами из иных частей - этого мало. Вторая часть производит впечатление излишней рассудочности, утраты интимного и лиричного начала, которые так красили первые две истории. Песенные номера много слабее, 'сын' Мамонова очень плохо играет мямлю, продюсер Шапито совсем невыносим. Поклонникам Цоя - а таким несть числа - ирония авторов по поводу нравов медиа с использованием двойника придется не по душе. Еще больше им придутся не по душе блистательные пародии на цоевские тексты, исполняемые дублером. Исполнивший роль симулякра актер в интервью упоминал, что есть планы у какого-то продюсера снять с его участием байоптик про Цоя на манер недавнего фильма про Высоцкого. Это смешно. Тема образа Цоя высмеяна так основательно, что мало у кого достанет смелости пренебречь опытом 'Шапито-шоу' и так подставиться. Отдельные находки второй части выглядят случайными, тональность не радует при том, что возможности режиссера большого скепсиса не вызывают. Ощущения посмотревших фильм целиком разительно отличны от посмотревших две разные части. Я не жалею, что досмотрел фильм в целом, понял его структуру. Первую часть буду пересматривать многажды. 6 из 10
Физики утверждают, что они живут в четырехмерном мире. В трехмерном пространстве вдоль четвертой шкалы под названием время. Стало быть, там же живут и лирики. Преамбула к Шапито-Шоу имеет такое же отношение, как оно самое к 'Внутренней империи' Дэвида Линча. То есть, никакого. Но метафора уже заявлена, и из балагана с четырехсторонне пересекающейся жизнью скачут линчевские человеко-слоны, кстати, малхолландично драйвовые. Но разве можно бросить тень на плетень этаким-то соседством? Что в отечественном кинематографе, что в самом что ни на есть голливудском - сравнением с маэстро Линчем будет польщен любой метр современного искусства. А не только начинающий Лобан, который, невзирая на высокую фамилию, пока разве что метр с кепкой. Зато балаган он устроил знатный! И подобия на закордонном пространстве я что-то не припомню. И ведь, черт побери! Во-первых, все понятно, не в пример Линчу, которого прежде чем понять, надо самому линчеваться. Во-вторых, доступно. Не нужно напрягать серое вещество, чтобы узреть, кого там рисуют в образе. В-третьих, элементарно не глупо. Нет, глубоко! Есть охота - можно копать. В том, кстати, исторически исконная суть балагана, который никогда не был пустышкой. В-четвертых, это просто круто! Именно в прямой последовательности двух незатейливых определений: 'просто круто', можно через запятую. Итак, в четырехмерной империи циркача Лобана разместились четыре новеллы, выстроенные в композиции: что было до (то есть в Москве), что будет после (в Крыму), за что пострадает очередное Заглавное Одиночество, и какую партию оно исполнит в шапито-шоу. Кстати, главные герои четырех новелл даже мучаются в кульминационных сценах одинаково: на море, которое 'бушует-раз, кубрик-два, дэвид-три' (вольная интерпретация цитаты). В общем, все здесь на местах: и шоу, и шапито. И незадротные темы из несчастной жизни киберстранников, геев, неудавшихся актеров и чьих-то двойников. И знаете, все это было бы чрезвычайно смешно, если бы не грустно. Или все же смешно? Но на то мы и лирики, чтобы жить в четырех измерениях. Сразу. Так что это не смех сквозь слезы, это наоборот и одновременно то же самое. Смотреть, конечно, нужно сразу все четыре части (поэтому разбивка фильма на две части по две части мне представляется очередным балаганом, и только). А вот удовольствие получать сразу. И от всего: от шапито, от шоу, от песен, от актеров, от Мамонова, сыгравшего Мамонова, от любви с дружбой, уважением и сотрудничеством, весело погоревшими на отдельно взятом высоком крымском берегу. Давно не получал такого драйвового удовольствия от российского кино. Пожалуй, что да, со времен 'Ассы'.
Настала пора обратить внимание на вторую часть дилогии. Точнее, даже не дилогии, а вторую часть единого альманаха человеческого зоопарка. Причем слово 'зоопарк' употребляю исключительно в положительном контексте. Просто не подходит этому действию слово 'цирк', 'балаган', где действие происходит по сценарию. Когда мы приходим в зоопарк и платим деньги, то смотрим на обезьянок. При этом не подозревая, что обезьянки смотрят на нас совершенно бесплатно. Глаз на сцене этого 'нового театра 'Колумб' между историями, он ведь наблюдает за нами и вытаскивает к себе на сцену. Или арену. Или в свою клетку. И показывает нас нам же. Ладно, попробую чуть более конкретно. Хотя истории и серии вроде бы одинаковы, мне более симпатичными показались первые истории в каждой части. Какие-то они чуть менее морализаторские. В них персонажи не упираются в бортики искусственных моральных проблем, а как бы плывут по течению истории, легко и непринужденно попадая в финал. Впрочем, и остальные истории достойны внимания. Да и шапито в 'антракте' со всей своей показушной искусственностью смотрится весело и органично. Даже Стас Барецкий там на месте. Скажу больше: тем более на месте. Понятно, что кино из той серии, когда приходится складывать мысли из кусочков головоломки. Но потому мы и любим головоломки, что они бросают нашим мозгам вызов. А вот кто победит - вопрос в данном случае очень и очень спорный.
Фильм Сергея Лобана «Пыль» вышел на экраны в 2005 году. Картина мне совершенно не понравилась, и я никак не ожидала, что этот же режиссер спустя какое-то время снимет, на мой взгляд, по-настоящему хорошее кино. Но прошло шесть лет и Сергей Лобан представил свой новый фильм «Шапито-шоу»... «Шапито шоу», как мне кажется, фильм о том, насколько все люди разные, ведь каждый из нас живет в своем мире, в своих мыслях, у любого человека есть собственные надежды, страхи, странности, интересы, таланты, грехи. У большинства из нас к этому обязательному набору прилагается зашоренность, неумение смотреть на мир шире. Но жить только в своей ракушке практически невозможно, все мы сталкиваемся с окружающим миром, с другими людьми и иногда сталкиваемся очень близко. Бывает, сначала мы боимся, сомневаемся, думаем о том, нужно ли нам вообще это «столкновение», бывает, без всяких сомнений ныряем в пучину новых эмоций и впечатлений, в любом случае, решаясь на такой шаг, в душе мы верим в лучшее, а потом часто разочаровываемся, думая, что совершили ошибку, выйдя из 'комнаты'. Но, в любом случае, с каждым таким выходом человек приобретает новый опыт и, возможно, начинает лучше понимать самого себя. Режиссер показывает, что отсутствие понимания между людьми и разные взгляды на жизнь не означают, что есть однозначно хорошие и плохие, просто у каждого из нас свой мир, своя комната, в которой все же не стоит запираться на замок. Почему бы на личном опыте не убедиться в том, что попытка открыть для себя чью-нибудь чужую комнату, как это, например, в одном из эпизодов случайно делает Киберстранник, окажется неуспешной? Да и вдруг все сложится удачно... По большому счету, в фильме понравилось все: актеры, операторская работа, очень интересная структура фильма (4 части, где показан один и тот же временной промежуток в жизни разных героев), музыка и танцы. Все к месту, все сошлось. 9 из 10
Заметно, что вторая часть не так любима зрителями, но думается мне, что она прекрасна. Ознакомившись с комментариями, мне понравилась реакция зрителей. Особо интересна мысль, о гиперболизации личностей самих актеров в фильме. Действительно, теперь я понимаю, что так меня подкупило. Создается ощущение, что актеров хитростью заманили на съемки фильма, где они якобы играют свои роли. На самом же деле, режиссер препарирует их самих, что стирает рамки между кино и жизнью (что, кстати, является приметой времени, когда мы пытаемся жить образами из фильмов, а фильмы имитируют нашу жизнь). Также заинтересовала мысль о схожести с творчеством Соловьева или Гайдая. Да, работы Соловьева приходят на ум, когда мозг пытается анализировать и искать параллели с чем-то еще. Чувствую, что фильм этот не будет забыт, по крайней мере буду в это верить. Не люблю, когда начинают при анализе кино сыпать названиями других фильмов и режиссеров чрезмерно (если это не плагиат). В каждом фильме - свой мир и свои законы, которым он подчиняется. Это фантазии конкретной головы. Но в данном случае слоган звучит следующим образом: 'Ремиксов много, а песня одна'... Части 'Сотрудничество' и 'Уважение' намного сильнее двух первых. Две первые, созданы для того чтоб мы привыкли к форме повествования, а суть оставлена на конец. Вообще, фильм можно было назвать 'Непонимание: Любовь, дружба, уважение, сотрудничество' или 'Горхом в стену'. При всем при этом, хочется сказать: 'Не понимаешь? Ощущай'. И мы ощутили.
У вас есть четыре часа свободного времени, легкость в сердце, открытость миру, готовность воспринимать и желание проникнуться жизнью? /Прямо набор джентльмена/. Если все в наличии, то надо смотреть Шапито-шоу. Внимание, внимание, предупреждение, совет или попросту пожелание, смотрите две серии подряд, не разрывайте повествование, иначе не насладитесь до конца, не прочувствуете, не допоймете. Запаситесь терпением, шоу начинается! Самое интересное, что это действительно ремикс – ремикс нашей жизни, жизни каждого из нас. Все банально и как-то даже обидно, но проживаем мы наши жизни очень похоже. Песня одна, миксуем мы ее по-разному. Любовь. Загадочное чувство. Почему оно просыпается? За что мы любим человека? Почему перестаем его любить? И перестаем ли, или просто нам надо отойти от него, чтобы вновь сблизиться? Па-па-ра-ра-па-пам. Дружба. Мы порой отдаемся всецело, чтобы потом предать, раскаяться, вернуться и быть прощенными. Па-па-па-па-ра-пам. Уважение. Нам так важно добиться уважения конкретных людей. Мы всегда боимся, что недотянем. Но будут еще попытки. Главное быть собой и не сдаваться. Па-па-ра-пам-па-пам. Сотрудничество. Это на словах сотрудничество. А в жизни – это всегда пользование. Вот только кто кого использует бааальшой вопрос. Па-па-би-шуби-ду-ба. Фишка в том, что все эти чувства взаимосвязаны. Все люди переплетены между собой. Мы пересекаемся, проходим мимо, смотрим и не замечаем, или видим то, чего нет на самом деле. Странно, фильм начинается, как кажется, с самого серьезного чувства – любви. Но в этой части суть обозначена лишь легким пунктиром. Потом идет дружба, и мы немного больше погружаемся в историю. Уважение, доходим до нужной температуры, прерывистая линия начинает переходить в сплошную. Сотрудничество, и мы закипаем, пошла сплошная. Именно в этой части все ключевые диалоги. Все становится понятно, или нам начинает казаться, что все проясняется. Четыре чувства – четыре составляющих человека /каждый в своей жизни миксует их по-своему на общую мелодию/. Любимые, друзья, знакомые. Они не понимают тебя, ты их. Все ситуации нам представляются в разном свете, у каждого свое ощущение, своя жизнь, свой ремикс. А в итоге-то, у каждого есть тот «самый страшный и отвратительный человек на земле», порой так необходимый нам. Еще раз показали, что жизнь – это шоу, шапито-шоу. Как замечательно, что актеры в большинстве своем неизвестные! /Это еще раз дает понять, что это ты и я/. Как хорошо, что весь фильм такой связный и на одну песню /не заезженную, но для всех откуда-то давно знакомую/. Как хорошо, что сюжет накрывает тебя волной, и ты сидишь до последнего с приятным чувством желания смотреть. 9 из 10 Это не гениально, это просто жизнь, жизнь не может быть гениальной, она может быть… просто быть. P.S. Смех и вздох, поцелуй и прощание - вот и вся наша жизнь. /Джером. К. Джером/
Всем кинонытикам, скулящим о кризисе в отечественном и мировом кино, Лобан дает достойный ответ в лице Шапито-Шоу. Постановка, даже интереснее чем у великого Балабанова. Режиссер как бы переносит нас в веселые и сумасбродные 80е, умело сохраняя ощущение сегодняшнего дня. Во второй части шапито, затронута проблема взаимопонимания между поколениями. Это очень актуально, потому, что люди выросшие в одной среде, при этом имеющие разницу в возрасте 2-4(какие там 20) года, нередко, поразительно отличаются ментально. Ну и конечно мракобес Мамонов, поступил очень плохо, украв сценарий фильма у собственного сына. В теме 'сотрудничество' из экрана посыпались термины: орудие труда, эксплуатация, капитализм. Я по неволе вспомнил своего лицейского учителя, заядлого комуняку Руслана Юсуповича, который вел предмет истории. Также к совковому посылу, добавилась рпцшная замануха. Тем самым Лобан потрудился на два злейших мифа... В этом фильме можно видеть все обязательные составляющие контркультуры: не традиционная ориентация, смешанные браки, наркотики. Все это под зорким наблюдением всевидящего ока, со сцены шапито. Если с художественной точки зрения, фильм получился очень зачетным, то смысловое наполнение это адская промывка мозгов. Людям с не окрепшим мировоззрением и без внутреннего стержня, не смотреть.
Именно об этом ты думаешь, после того, как перед тобой пролетят «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество», которые оделены в своей сути лишь «липкой ложью». Эта ложь объединила все новеллы, тем самым, что именно она агитировала главных героев на поход в «Шапито шоу», за которым крылась взрывная кульминация. Суть, которая показана с четырех сторон человеческих отношений, словно с четырех камер, до мурашек прорезает зрителей и, вскоре, дает понять им, что каждый из них – это и есть какой-либо персонаж этого фильма, который потерялся в своей жизни и не может найти ключ для обретения средств к её спасению. В любви нет схожести в мирах. В дружбе нет той искренности, что проглядывалась ранее на обертке. В уважении нет взаимопонимания. А в сотрудничестве и вовсе нет смысла. К чему же приводят все эти способы взаимоотношения главных героев можно додумать сразу. Поколение XXI века. Ничто иное, кроме как, метавшиеся из стороны в сторону, отчужденные от истины своих целей и желаний люди, подвергшиеся воспитанию не того поколения. Где-то, в этом мире, правит Интернет, который превращает своих обитателей в лунатиков и воображал лучшего мира. Где-то, в этом мире, правит неправильный выбор, который курируется средствами модного пафоса. Где-то правит непонимание родственных связей, которые обтягиваются абсурдом. А где-то просто живет судьба, которая все равно будет вершить свое и не пропускать, пробивающееся желание засветиться, наружу. Что бы ни делали герои этого фильма, они все равно подвержены эксперименту современного поколения. Они все равно уже не те, кто смотрит в зеркала и мир, в котором они существуют им, все равно, мал. Но стоит ли забивать голову по пустякам, если они всего лишь цифры в сети Интернет? Стоит ли задумываться о том, что ими все равно движет один из двух образов: и это либо внутренний мир одиночества, либо наружный мир масс? Все же иногда персонажи бунтуют и начинают бороться с современной системой, которой они подвергаются. Кто-то доверяет свой внутренний мир, обитателю мира масс. Кто-то просто доверяет себя в мир масс. Кто-то пытается отрешиться от всего и отдать себя близкому человеку. А кто-то же, существуя цифрой в массе, пытается отделиться от нее. И всех постигает крах, потому что все, что они пытаются изменить в себе, в итоге, оборачивается лишь липкой ложью. Липкой ложью, которая является большой паутиной и объединяет всех героев в одну сеть. Сеть, которую в итоге сжигает один из пострадавших, словно в знак мести. 8 из 10