Тем, кто не жил последние лет 20 в Беларуси, адекватно фильм оценить будет тяжело. За свалками российского хохмаческого кинопрома на любой цвет и вкус, а уж тем паче за холмами голливудской продукции это произведение будет неизбежно смотреться как невинная девственница в простеньком платьице на фоне опытных шлюх... Задуман он, по слухам, изначально как сериал; снят на нешибко большие грантовые деньги какой-то там программы развития ООН; своевольно запущен создателями на широкий интернет-простор, из-за чего теперь, их, создателей, ждут по ходу серьезные проблемы с правообладателями... Ну да ладно, это проблемы технические, нас же интересует сам фильм. Как отмечено, в стране, где развиваются действия, такого рода кино смотрится совсем по-другому. Самые мелкие намеки (от поведения людей в погонах до использования поприжатого в Беларуси белорусского языка) приобретают легкий привкус политкритики. Но фильм, умело бередящий душу томящегося в социалистическом раю белорусского народа, в принципе не об этом. Он про сострадание и волю, случайность и целеустремленность, мерзость и человеческую цельность - в общем, там обо всем том, о чем много раз говорилось, но всегда недосказывалось авторами (и уж тем более никогда недослушивалось зрителями). В этом и причина его притягательности и ненавязчивой актуальности. Игра главных героев - весьма средне. Но несколько раз радовали эпизодические. На награду тянет момент, когда врач, сидевший в приемной у умирающей Юли, констатирует ее смерть... Фольклорно-этнографическая вставка бабули главного героя, рассказывающей свою модель мироздания, вмонтирована в фильм не очень удачно (выдает себя документалистика), но сама по себе потрясает. Ну и в конце фильма Кулинкович сыграл бесподобно. Кажется, брось он музыку, ждали бы его лавры белорусского Жана Рено. Но, увы, случится это лишь тогда, когда в Беларуси появится свое кино, снятое не за случайно перепавший грант и не на бюджетные деньги, а на кассовые сборы. То есть, не скоро. Фильм смотреть всем, вникать и плакать.
Признаюсь честно, если бы не шумиха вокруг этого фильма, вряд ли бы я его посмотрел, тем более в сериальной версии. Поэтому оправдаю некоторые почти искусственные “запретные” эпизоды, демонстрирующие подчеркнутую бескомпромиссность, и тем самым помогающие словить своего зрителя. О чем кино? Конечно же, не о Никите, СПИДе или музыкальной группе, а о жизни в современной Беларуси. Сценарий “Выше неба” продиктован местным реализмом, без знания которого многое останется непонятным и странным. По ходу всего фильма его авторы передают “приветы” участникам белорусского контекста. По духу снятое напоминает российские сериалы - многие сцены слишком растянуты, музыкальный фон не складывается в единую мозаику, и, там где этого не требуется, лексика героев порой сбивается на литературную. Зато снято всё красиво, к операторской работе претензий нет. Актеры. Почти везде поверил Никите, его маме, наркокурьеру с дредами, иногда верил Яне и Оле, и совсем не верил отцу главного героя. Периодическое появление минских знаменитостей в кадре, кроме финальной сцены с монтажником-Куллинковичем, никак не скрасило картину. Несмотря на все недостатки, “Выше неба” обязательно стоит смотреть. Из увиденного мною, это лучшая лента на сегодняшний день в новом белорусском кинематографе. 8 из 10
В 'Выше неба' хорошо ровно три вещи. Первая: наверняка вы получили в нем свою первую роль, или, по крайней мере, снялись в массовке. Вторая: фильм сделан в Беларуси белорусами. Кино запретили к показу на белорусском телевидении – третья. Если же в кармане ваших брюк не лежит паспорт с синим корешком, а на рюкзак не нацеплен бело-красно-белый значок, то Выше Неба станет для вас сущей пыткой, хотя даже белорусское гражданство и «змагарский» ветер в голове не дают гарантий того, что вы сможете осилить первые тридцать минут. Не вдаваясь в тонкости, можно сказать, что черпаком дегтя в бочке мыла стала невнятная драматургия и плохая актерская игра. В Выше Неба нет того, что ценят в хорошем кино: напряжения, борьбы, характеров, атмосферы. Герои бултыхаются в сюжетном киселе, утопают в литературных диалогах, рассуждают о жизни и смерти – все это будет интересно только патологическим любителям «кина не для всех» и фанатам творчества Андрея Курейчика. Как и любая плохая картина, Выше Неба вышла ни на что не похожей и по-своему самобытной, сотканной из обыденности, несовершенства и нездоровых амбиций. Сомнительную художественную ценность авторы компенсируют инъекциями псевдодокументализма и скандальными заявлениями в СМИ. Агрессивный пиар и желание взбить пену из ничего приводит к тому, что можно проморгать даже то хорошее, что в фильме есть. Неплохой саундтрек и отличная операторская работа помогают побороть время и посмотреть Выше неба от начала и до победного конца. В первый и последний раз. 3 из 10
Откровенный пиар картины заставил белорусов ждать этого фильма. Ожидала, что будет запрещённая музыка и герои оппозиции, и они там были в большом количестве. Правда, вместе с ними можно было наблюдать портреты Лукашенко и его звёзд-любимчиков. Смотрелось правдоподобно и выигрышно – Беларусь разная и Минск не населяют одни «змагары». Операторская работа, высоко оценённая ещё после первых трейлеров тоже удивила. Если делать скидку на страну происхождения фильма, то это огромный прорыв. Но, к сожалению, на этом плюсы картины заканчиваются. Невооружённым взглядом видно, что актёры сильно напрягаются. Лица не выражают чувств, все эмоции проговариваются в диалогах. В фильме много долгих сцен, которые никак не влияют на сюжет и выглядят скучно. Взгляд зацепился лишь за монолог бабушки и отца главного героя. Странно и неправдоподобно выглядит наркопритон в деревне под Минском. В общем, если вы хлопали по средам, обернувшись бело-красно-белым флагом, «угораете» по Бяляцкому, Ляписам, НРМ или же просто вы друг, родственник актёра, то фильм вам понравится только за счёт знакомых лиц и пейзажей. В остальном смотреть в нём нечего, фильм сильно затянут и актёры раздражают непрофессиональностью. К сожалению, лишь 4 из 10
Этот фильм, безусловно, - крупное явление. Это революция в беларуском кинематографе, новое слово, глоток свежего воздуха. В последнее десятилетие в Беларуси начали появляться фильмы, которые свободны от клише и общепринятых стереотипов советского кинематографа, от пафасного налёта мирового киноширпотреба. Мне кажется, что в Беларуси начинается период, который обычно именуется 'новой волной' - каждая страна, которая производит кино в среднем количестве (или более), в своё время переживает этот период. Его пережила Франция, пережила Россия, начинает переживать Беларусь. Чем меньше производится фильмов в стране - тем менее заметна тенденция перемен. Но фильм, о котором идёт разговор, сделал революцию в стиле Ленина и Троцкого: абсолютно внезапно, резко, дерзко и беспардонно. Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Для нашей маленькой, но гордой страны этим шагом стал фильм 'Выше неба'. Снят этот фильм был в довольно непростой манере, с претензией на реалистичность. И режиссёру это удалось - удалось выдержать стиль и создать впечатление, что действие картины происходит за твоим окном, за твоей дверью. Это реальность, без прикрас и грима, без купюр, без масок. Фильм хорошо продуман, в нём нет лишних реплик, лишних декораций, всё выверено с ювелирной точностью. Детали делают погоду на протяжении всего фильма. Через детали красной линией идёт заангажированный показ политических и социальных реалий, в полной мере понять который может только 'беларус со стажем'. Детали, о которых я говорю, могут быть самые разные: будь то Виктор Мартинович, играющий в эпизоде преподавателя, рассказывающего о правах человека по Конституции РБ (искушённый гурман знает, кто такой Мартинович, и понимает иронию этого эпизода), или четверо 'хулиганов-сквернословов' в участке у Мицкевича-старшего (без комментариев), или репортаж о судебном разбирательстве по делу Беляцкого... Не каждый узнает многих известных деятелей культуры и искусства, то и дело мелькающих в эпизодах. Засветиться смог даже клавишник минской группы Martin.S. Кстати о группах и о музыке - саунд весьма оригинален и современен; возможно, именно он даёт ощущение близости происходящего: песни Ляписов, Acute и других актуальных коллективов вносят посильную лепту в целостное восприятие картины. Особое внимание вызывают эпизоды с бабушкой, которая рассказывает о жизни и смерти, сцена с врачом и констатацией смерти Юли и, конечно же, с Кулинковичем. Красота, шарм и обаяние героев этих сцен заставляет сосредоточится и задуматься - как при просмотре картин Джармуша, в которых легко оступиться, так как иносказание незаметной ступенькой всё время попадается на пути. Для меня этот фильм стал глотком свежего воздуха. Это неформат, арт-хаус и мэйнстрим в одной упаковке. Этот фильм даёт надежду на будущее беларуского кинематографа (наравне с картинами 'Оккупация. Мистерии', 'Инсайт' и скандально известной 'Масакрой'). Этот фильм просто даёт надежду. 'Выше неба' - не головоломка. Скорее, уравнение: найди неизвестное, вычисли корень, сделай замену - и вот оно, искомое! 9 из 10
Мне очень понравилась сама концепция фильма. Снять эмоциональную, волнующую ленту о такой страшной болезни, как ВИЧ, сложно. Сложно вообще поднять эту тему, сложно ее правильно подать, раскрыть все грани страха, отчаяния, безумства, бессилия при встрече с таким ударом судьбы. Здесь, на мой взгляд, не получилось все так удачно, как хотелось бы, но спасибо создателям хотя бы за то, что не побоялись заговорить об этом. Фильм нельзя назвать провальным, сильные моменты определенно есть, но ничего выдающегося он не представляет. Самым большим разочарованием для меня оказалась актерская игра некоторых задействованных лиц, в особенности - молодежи, хотя скорее - именно молодежи. Например, тебе понятны чувства главного героя, но их не видно - ни в мимике, ни в жестах, даже слова актер, Леонид Пашковский, по большей части произносит спокойно и ровно, безэмоционально, хотя стоило бы добавить в голос немного экспрессии. Впрочем и достойные проблески таланта он тоже показывает. В итоге, возможно, сказывается отсутствие опыта, но работа молодого каста меня совершенно не впечатлила. Далее - первоначальная реакция на 'эту' новость. Ясно, что имел место быть шок, но ничего, кроме безразличия и хладнокровного посмеивания - это не та реакия. Даже наконец вспыхнувшая ярость при ссоре с родителями - это мелочь по сравнению с реальными чувствами. Так что этот момент меня тоже неслабо разочаровал. Фильм вызывает довольно смешанные чувства. При просмотре у меня несколько раз радикально менялось мнение. Все же лента заставила задуматься, сама идея 'споткнуться и лежать либо встать и бороться' часто поднимается и в кино, и в литературе, поэтому есть идеалы, на которое стоит равняться. Не скажу, что этот фильм вдохновил на что-то новое, но за то, подняли эту тему - спасибо.
Фильм снимали в моём родном университете, снят он выпускником нашего факультета, что не могло не привлечь моего внимания. Сначала, отнёсся к предложению посмотреть со скепсисом, так как после просмотра 'Жыве Беларусь' остался достаточно неприятный осадок, да и излишний шум вокруг фильма слегка напрягал. Фильм без конца обвиняли в оппозиционности. Живя в Беларуси, я ни на секунду не разделял воззрений наших оппозиционеров. Однако, господа, где вы увидели здесь какую-то оппозиционность? Хотите узнать, что я увидел? А увидел я достаточно правдоподобную историю для наших реалий, интересную сюжетную линию, хорошую актёрскую игру, талантливую работу операторов и никакого негатива выразить не могу. Да, как и в любом фильме есть свои недостатки.(А где их простите, собственно, нету?) Следует заметить, что в данном случае недостатков по минимуму. А что вы хотели? Остросоциальная проблема, вполне реальные обстоятельства, поведение актёров вполне естественное. Да, вышло слегка наигранно, но это понять и простить можно. Музыкальное сопровождение - тема отдельная. Стоя аплодирую композиторам и звукорежиссёрам. Вышло гораздо живее и интереснее, чем унылые и убогие проекты 'Беларусьфильма',бьющегося в предсмертных конвульсиях. 7 из 10
Очень скептически отнесся к этому фильму, когда узнал о нем. Мне его представили как 'белорусский артхаус', а это, объективно очень сомнительная формулировка и вызывает некоторое, мягко скажем, недоверие. Почитав отзывы и рецензии я начал думать, что тут очень много политического подтекста, но я ошибался, причем очень глубоко. Молодежное кино, социальная драма, острая проблема... Все это здесь присутствует. Я согласен со всеми, кто пишет что такое не скоро снимут в России. Мне понравилась актерская игра главного героя, операторская работа, сюжетные повороты (в некоторых местах я просто был немного в шоке). Все это выдает довольно-таки качественный материал, который точно нужно смотреть. Дальнейшие комментарии будут излишними, просто смотреть и думать. 8 из 10
Мне нравится, когда на SFF делают дебют какой-то не очень популярной страны в плане кинематографа. Это помогает и мне, и другим расширить кругозор. А это и есть основная идея фестиваля. С удовольствием ознакомился с независимым белорусским кино. Никогда раньше не видел их фильмов, кроме 'Франца и Полины', который снимался в сотрудничестве с Россией. Оказывается, несмотря на действующую жесткую цензуру в этой стране, независимое кино имеет место быть. И я так полагаю, что именно там можно увидеть нечто более приближенное к реальности. Особенно если это социальная драма. Сюжет нормальный. Ничего оригинального здесь нет, но тема всё-таки нужная и важная. Этот фильм затрагивает проблему интеграции ВИЧ-инфицированных людей в современном обществе. Главный герой проходит основные стадии принятия болезни: шок, злость, депрессия, переоценка. Неважно, сколько умных статей по этой теме ты прочитаешь. Всё равно никто никогда не бывает готов к такому диагнозу. Тяжело не только заболевшему, но и ближайшему окружению. К сожалению, многие люди боятся всего неизвестного, поэтому начинают шарахаться от человека с ВИЧ. Нужно снимать и показывать такие фильмы с целью просвещения общества и моральной поддержки ВИЧ-инфицированным, которые думают, что их жизнь закончилась. Конечно, мне легко рассуждать чисто гипотетически, поскольку меня данная проблема не коснулась, слава Богу. Возможно, я сам впал бы в отчаяние. Но, как бы пафосно это не звучало, life is going on. Поэтому чем быстрее вы примите себя, тем проще вам станет жить. В общем, фильм довольно поучительный. Из него можно вынести несколько уроков: заниматься безопасным сексом; не повторять ошибок Никиты; не бросать настоящего друга в беде. Вот собственно эти элементарные истины растянули на два часа с лишним. Кроме неоправданно длинного хронометража, мне еще не понравилась актерская игра. Многие грешили неубедительными интонациями и переигрыванием. Лучше всех сыграл Виктор Рыбчинский, на мой взгляд. С технической стороны особых претензий нет. Хотя вставки с воспоминаниями мне совсем не понравились. И ещё слишком много песен тут. Саундтрек-то неплохой, но зачем проигрывать песню почти целиком? Такое ощущение, что создателям выдали деньги на социальную драмму о ВИЧ, а они заодно решили пропиарить местячковые группы. Ну, отдельно хотелось бы дубляж на белорусскую речь или хотя бы титры, если фильм ориентирован не только на белорусскую аудиторию. В целом, очень даже неплохо для новичков в мире кинематографа. 6 из 10
Фильм действительно производит впечатление. В России, к сожалению, среди многих бытует мнение из разряда, 'что они там могут наснимать, эти белорусы, в своей Беларуси'. А вот наснимали. Наснимали так, что русские то так и не могут. Но обо всем по-порядку. Детали сюжета раскрывать не буду, это не имеет смысла, кто захочет, тот посмотрит. Скажу лишь то, что сюжет неизбитый, и это уже выделяет 'Вышей за неба' среди огромной массы других фильмов, выходящих в сеть (именно в сеть, а не на экраны) каждый день. Актерская игра. Конечно она не идеальна, но так и не нужно ставить на одну полку 'Титаник' и 'Список Шиндлера'. Все-таки фильмы слишком разные. Судя по имеющейся у меня информации, для большинства актеров 'Вышей за неба' это был дебют, а сыграли они для дебюта весьма и весьма достойно, отдельно хотел бы отметить игру Л. Пашковского и О. Чивелёвой, идеально подобранных на главные роли. О игре заслуженного мэтра Виктора Рыбчинского вообще говорить не приходится, она поражает воображение. Саундтрек картины также заслуживает всяческих похвал, подобран он со вкусом, хоть его и много. Матерые ханжи от кинематографа наверняка скажут, что 'зачем так много, в фильме достаточно 10-ну 15 музыкальных композиций, если больше - возникает перегруз'. Музыки в фильме действительно много, это замечаешь сразу, а потом удостоверяешься, скачав OST, где 32 композиции (я такого никогда не видел), но она не напрягает, к тому же, фильм то про музыкантов, музыки и должно быть много. Фильм, как известно, запрещен к показу на территории Республики Беларусь (по-крайней мере, его режиссерская версия), и, конечно же, за дело. Достаточно уже того, что он снят по заказу ПРООН в рамках проекта против ВИЧ и туберкулеза. Тем не менее, совершенно не возникает впечатления 'заказного кино'. Да, есть моменты, которые 100% должны быть в таком фильме (например, сцена секса главного героя, инфицированного ВИЧ с презервативом, который в кадре остается секунды на 3-4, что конечно же много). Я думаю, фильм запретили то не из-за того, что он снят по заказу ПРООН. Прочитав предыдущие рецензии, понял, что я, как не житель Белоруссии, не могу понять всех деталей, которые могут расцениваться как критика действующей власти Республики, да и большинству жителей России этого не понять. От себя лишь отмечу, что в фильме жирно подчеркиваются темы алкоголя (ой как много его в фильме), наркотиков, социальных проблем жителей. Может это одна из причин, из-за чего фильм не прошел цензуру. Заключение При просмотре 'Вышей за неба' постоянно ловил себя на мысли, что сравниваю этот фильм с российским кинематографом. И в какой-то момент понял, что в России такого не сняли. И не снимают. И не знаю, снимут ли. Такая 'социальщина' в российском кинематографе превращается в чернушные псевдошедевры Гай Германики, отдающие стойким запахом перегара и душком дешевого мыла на веревке. Или по-другому. Могут снять дорого, с лоском, блеском, с дорогими московскими квартирами, но без какого-либо смысла и правды. Я могу только порадоваться за новое слово, своё слово белорусов в кино. Потому что в 'Вышей за неба' нет дорогого лоска или чернушности, зато много добра, любви, хорошей музыки, и что самое главное, 'Вышей за неба' заставляет думать, заставляет думать не только мозгом, но и сердцем, пытаясь понять поведение героев как друг к другу, так и к жизни в общем. Лично меня этот фильм заставил по-новому взглянуть на роль человека в этом мире, переосмыслить вечные ценности, о которых так легко забыть в суете бегущих экспрессом дней. Спасибо братьям-славянам за 2 часа удовольствия, и поздравляю с 'совершеннолетием нации'! 8+ из 10
Огромное спасибо за этот фильм!!! Обидно, что кто-то ищет в нем не то, о чем говорит фильм. Вы общались и ВИЧ-инфицированными? Вы знаете, как им живется в нашем мире? Сколько проблем из-за того, что большинство просто отворачивается от них, считая разносчиками заразы, да кем угодно!!! Среди моих друзей есть парни с таким статусом, и они очень внимательно смотрели этот фильм... Ведь сами находятся практически в том же положении, что и Никита: боязнь шокировать близких диагнозом; страх перед отторжением обществом; боязнь потерять друзей и положения... Что бы кто ни говорил о картине, она шедевральна!!! Чем? Правдой!!! Я не буду говорить о канонах кинематографа, я говорю о произведении, которое меня задело... А реальный лексикон, картинка вокруг героев фильма — это фон нашей реальной жизни. К сожалению, наше ТВ не покажет эту картину до окончания времен правления Лукашенко, это понятно. Но картина показывает всем, что мы не быдло и не скоты. Мы люди, вынужденные жить в суровой действительности. И ведь можем жить несмотря ни на что! Спасибо всей съемочной группе за честность... Это видно с первых кадров. И хочется, чтобы это кино посмотрело как можно больше людей, чтобы они поняли: мы все люди, и не нужно бояться или гнать от себя другого, если он не такой как все!!! Давайте любить другого таким, каков он есть!!!
'Выше неба' - явление уникальное и легендарное по всем параметрам. Этот фильм не был в прокате и не имел показов по телевидению. Его единственный ресурс - 'сарафанное радио'. Я изумился, с каким восторгом люди рассказывают об этом белорусском фильме друг другу и кидают ссылки. По сути - это фильм фантом, которого не существует ни в каком официозном пространстве. Он не заработал ни копейки и не предназначен для этого. Можно сказать, что это первый в постсоветской истории абсолютно некоммерческий фильм по факту. Ни одной копейки за него не попросили ни в какой форме. Официально его приобрести нельзя. Вся жизнь этого кино - борьба за жизнь. В Белоруссии фильм запрещен. В России - не разрешен (нет прав, и прокатного разрешения - что тоже самое). Его не было в кинотеатрах или на ТВ. Но о нем знают все в Минске. И видели, если не все продвинутые молодые люди, то очень многие... 'Выше неба' - не похож ни на что. Он прекрасен по эстетике. Он собрал в себе чудесные операторские кадры, так не похожие на единообразный функционал российских сериалов и нелепую вычуренность некоторых российских модных фильмов. Его саундтрек - шедеврален. От завораживающих минималистских тем композитора Дмитрия Фриги, до будоражущих песен запрещенных Ляписа Трубецкого, НРМ, и молодых Akute и Sonika. Белорусский язык, такой новый и жесткий для россиян, просто приводит в восторг. Фильм без дешевой российской попсы и шансона - это фантастика. Я давно не видел фильма с такими свежими, честными лицами. Надоели одинаковые, дежурные маски сериальных русских актеров. Передергивает от постных мин из арт-хаусных шедевров Попогребского, Лозницы, Германа-мл... Хочется тех людей, которых видишь на улицах. Которые искренние, добрые, нормальные. Тут именно такие. Их фамилиии ничего никому не скажут, но их глаза и улыбки рассказывают всё. Спасибо этим ребятам за настоящие эмоции и искренность, которые теряются с годами в профессии. И наконец, история и режиссура. Человек, который преодолевает смерть через творчество - это классно. Надоело нудение и обреченность. Воротит и от пошлого гоготания на болезненные для многих людей темы. Тут фантастический баланс пессимизма и оптимизма, негатива и позитива, быта и лирики. Мне показалось, это самое сбалансированное молодежное кино за многие годы... Что в результате? Фильм не для обогащения или спекуляций, а фильм для зрителя. Фильм, который хочется показать родным и близким, друзьям и любимой... Лучший белорусский фильм последних лет, но и просто очень талантливое и сильное художественное кино. 9 из 10
Часто ли вы смотрите белорусские фильмы? Ах простите, о подобных словах все давно позабыли, Родина не так часто балует нас новинками и выход очередного белорусского фильма, а на деле зачастую ширпотреба, воспевается по каждому телеканалу и становится местной сенсацией. 'Выше неба' захватил русский интернет, создатели картины на всех углах кричали о том, что фильм провокационный, чуть ли не революционный. Дополнительный пиар фильм получил после того, как на 'демократическом' белорусском телевидении его запретили к показу. Молодежь, добрая половина из которых закоренелые бунтари, кинулась качать этот фильм со всех возможных ресурсах. Подымать в фильмах и книгах такие темы как ВИЧ, наркомания или другие людские проблемы или болезни стало очень актуально. На такие темы даже как-то и неудобно отрицательно отзываться. Хотя практически о каждом таком фильме отзываются словом 'жизненно'. Так что же наснимали белорусы? Возможно мне будет слегка трудно оценивать этот фильм, ибо где-то в глубине души во мне еще жива маленькая долька патриотизма, и даже виды родной столицы, места в которых приходилось бывать, меня подкупают. 'Выше неба' рассказывает о молодом минчанине Никите Мицкевиче (заметьте, весьма знаменитая фамилия, которая была сразу у двух белорусских писателей), который вроде бы вел обычную слегка бунтарскую молодую жизнь. Учился в университете, крутил с богатенькой дочкой декана, играл в белорусской рок-группе, у которой не было никаких перспектив на телевидении. Однажды, узнав о том, что у него вирус иммунодефицита, Никита пускается во все тяжкие, его вроде как предают друзья, он расстается с девушкой, непонимание родителей так же охватывают его, толкают в наркоманию. Именно о том, как герой вытягиваться из этих перепутий и становится на путь истинный, ищет новую любовь, и все же обретает настоящих друзей будет рассказываться в фильме. Фильм 'Выше неба' будет интереснее смотреть молодым революционерам, клеящие на рюкзаки значки с бело-красно-белым флагам, пытающиеся говорить по-белорусски и во всю врубать на телефоне Ляписа Трубецкого на улице. Я не отношу себя к большим бунтарям, да и от политики далека. Однако фильм пришелся по душе. Стоит отметить хорошую операторскую работу. Молодые актеры справились в принципе неплохо, временами не дотягивали, временами было слишком уж наивно, но в целом вышло совершенно неплохо. В кадре мелькали знаменитые белорусские телеведущие, такие как Люся Лущик и Женя Булка. Приятнее всего было смотреть на Дмитрия Папко, больше известен белорусской молодежи под именем Vincent. Его герой был весьма приятен, да и играл Папко получше остальных, да и его чистая белорусская речь ласкала уши. В целом страна может гордиться этим фильмом. Кое-где слишком затянуто и мрачно, кое-где саундтреки вставлены не в тему, но фильм получился добротным, не жалкая попса, которая популярна в последнее время. А я працягваю жыць, калі нічога ня сьвеціць, Я працягваю жыць, калі са мною вецер. Маё сэрца бьецца, і яго не спыніць, Мае людзі са мной, і я працягваю жыць.
Возможно, некоторые пользователи, ознакомившиеся с фильмом и моей рецензией, не поймут, за что я ставлю такой высокий балл этой картине. Ведь есть в 'Выше неба' столь мною нелюбимые сценарные недочеты, кое-где звучат идиотские реплики, а актеры порой переигрывают или не доигрывают. Но все это блекнет перед потрясающей энергетикой, которую несет антураж фильма. Каждый кадр, каждое звучание, финальная песня - все это создает незабываемую атмосферу молодежной жизни с ее яркими красками, взлетами и падениями... Происходящее на экране пробуждает в зрителе человечность, понимание и питает его надеждой на лучшую жизнь. Разве не это ли одна из главных задач искусства? Разбудить что-то столь близкое, столь родное в душе и хоть на мгновение поделиться этим с окружающим миром. Фильм 'Выше неба' рассказывает о том, насколько важно даже перед угрозой неминуемой смерти сохранять человеческое лицо, ценить близких людей и идти вперед, навстречу трудностям, мечтам и любви. И, знаете, я поверил. Поверил тому, что увидел. Почувствовал вместе с героем все его горечи и радости, увидел в парне Человека с большой буквы От меня огромнейший респект белорусам (уже второй за этот год после 'Брестской крепости') за то, что они, несмотря на все свои государственные трудности, способны снимать актуальные для молодежи фильмы, тем самым формируя в ней нравственность, воспитывая чувство патриотизма и укрепляя моральный дух. 8 из 10
Я не кинокритик, а всего лишь простой зритель и специалист, проработавший с молодёжью и маргинальными личностями 15 лет своей профессиональной деятельности. Это наркоманы, проститутки, бывшие заключенные дети из неблагополучных семей, «трудные подростки» из благополучных семей, ВИЧ-инфицированные личности. А характеристика их проблемы заключается в одном – отсутствие истинной любви. Белорусскими кинодеятелями в фильме «Выше неба» была затронута глобальная проблема нынешнего человечества, в независимости от их национальности. Я хочу сказать, что горжусь данными людьми, потому как в российском кинематографе о теме ВИЧ/СПИДа почему-то умалчивают. По крайней мере, мне не встречались российские фильмы на данную тематику. Для меня, как для зрителя в данном фильме главную роль играет суть сюжета, а не политические игры или не состыковка кадров (это поправимо). Да в фильме дебютировали молодые актёры (опыт дело приобретённое, а не врождённое), которые истинно, на сколько умеют, пытались показать суть происходящего – борьба с самим собой, духовное становление. Леонид Пашковский правдоподобно сыграл роль Никиты Мацкевича. Актёр прочувствовал всю душевную боль и трагедию героя. Раннее в комментариях было написано «решения героя не оправдывают его судьбу», но о каких решениях может идти речь, если после озвученного врачом вердикта в голове присутствует только шум и пустота. Если герой пришёл к пониманию того, что стоит у черты и будущего уже не будет. Вот в этот момент важно показать, что эти люди не одиноки со своей бедой (что и продемонстрировала героиня Яна на фоне других героев). В фильме эмоционально правдоподобно раскрыта суть отчуждения, страха. Почему страх, потому что предоставляется мало информации о ВИЧ/СПИДе, зачастую присутствует искажённая информация, запугивание народа (дабы присечь распространение болезни), а не разъяснение, а также отсутствие в людях духовности и истинной любви. Многие газет и брошюр не читают, а кино прямое средство массовой информации. За операторскую работу и игру Пашковского 10 из 10
Прежде чем переходить к анализу фильма хочется обозначить диспозицию, которая привела к производству этого 'шедевра'. Куречик и ООН подписали контракт на съемки сериала. Вместо сериала Курейчик снял фильм. ООН за неисполнение контракта запретил его публичное воспроизведение, а Куречик выложил его на толпу. Деньги, естественно, Андрей в ООН не вернул. Что имеем в результате? Нестройный и нелогичный сюжет. Первые 30 минут от инфицирования и до 'начала новой жизни' сюжетная линия вцелом выдерживается, хотя и испорчена явно политизированными вставками творчества Ляписа и дикторскими баснями про местного мошенника Беляцкого. Дальше в лес - больше дров, фильм все более становится похож на грубую нарезку, которую делали в попыхах и на коленке. Мелодраматичная и трогательная концовка (по мнению Курейчика) вообще не лезет ни в какие ворота. Актеры играют пресно, наигранно, непрофессионально. Избыток 'змагарских' ноток явно выдает цели Курейчика - заработать денег на политпиаре, а остальное - пипл схавает. От полного провала фильм спасают толковая операторская работа и хороший саундтрек от Akute. Только за это 3 из 10
Мне всегда было стыдно за отечественный кинематограф, который кроме как довольно средними фильмами о Великой Отечественной никогда не блистал, ибо всё шло к созданию стереотипов о 'партизанской' Беларуси. Но вот появился фильм 'Выше неба'. Это кино многослойное и реалистичное; рассказывает и о жизни современной беларуской молодёжи, и о социальных и политических проблемах в стране. Всё продумано буквально до мелочей, начиная от декораций и заканчивая сценами с эпизодическими персонажами, и каждая такая сцена и конкретная деталь цепляет своей проникновенностью и отсылает зрителя к конкретной проблеме в беларуском обществе, увы, известной и понятной, в основном, только самим беларусам. Однако, затронуты и глубоко раскрыты и общечеловеческие темы, такие, как борьба с самим собой, дружба, любовь, жизнь и смерть, творчество. Сюжет развивается вокруг главного героя, студента и музыканта Никиты Мицкевича, которого на мой взгляд, отлично сыграл Леонид Пашковский . Никита узнаёт, что скоро умрёт, ибо заражён ВИЧ, и это создаёт целую вереницу жизненных трудностей для главного героя, которые ему предстоит преодолеть, в том числе и одолеть собственную слабость и вернутся в нормальную жизненную колею к семье, творчеству и друзьям. Остальные актёры также блестяще справились со своей работой - им хочется верить, с их игрой не замечаешь того, что это кино, ведь и в без того весьма реалистичный фильм с жизненным сюжетом они внесли огромный вклад, чтобы окончательно стереть границы между собой и зрителем и погрузить его в атмосферу современного Минска. Приятно было видеть представителей беларуской творческой элиты, будь то камео барда Змитера Вайцюшкевича и поэта Андрея Хадановича, или же рэпер Vinsent в роли друга Никиты Макса. Приятно было услышать и родной язык из уст некоторых персонажей. Саундтрэк подобран в соответствии с тем или иным эпизодом фильма, и кроме музыки композитора Фрига, весьма порадовали и подходящие каждые к конкретной сцене песни беларуской рок-легенды Лявона Вольского, и таких известных групп, как Ляпис Трубецкой и Akute. Музыка замечательно передала атмосферу фильма. Операторская работа также на высоте: замечается баланс в подаче крупных и средних планов, а сама камера немного подёргивается и варьирует, что придаёт эффект реальности. Вердикт. Сильный и, как я уже указывал, многослойный фильм, который можно множество раз пересматривать и находить для себя в нём нечто новое, и всё равно удивляться потрясающей актёрской игре. Но что самое главное в этом фильме, так это то, что он революционный для беларуского кино. Да, этот фильм не идеален и не столь шедеврален - развитие сюжета довольно сумбурное, некоторые сцены либо развиваются слишком быстро, либо наоборот затянуты. Но... 'Вышэй за неба' - это отправной пункт в развитии независимого и качественного беларуского кинематографа, и его заслуженная оценка - 9 из 10
Фильм 'Выше неба' по сравнению с другими белорусскими кинопроизведениями стоит на голову выше. Я такого от него не ожидала. Когда мне в первый раз сказали, что стоящий фильм, но только про СПИД и у нас запрещен к просмотру (первая тема особенно тяжела), я решила: 'Когда-нибудь в другой раз'. И вот этот раз настал. Почему запретили фильм на ТВ? Тут все понятно -- ярко выраженная агитация, наезды на милицию, все грехи современного белорусского общества, ну и в мелкой степени нецензурщина с постельными сценами. Если бы всего выше перечисленного не было в фильме, то его по-любому стали бы привозить в школы и в приказном порядке показывать подросткам, но сюжет... Студент Никита 'удачно' съездил в Крым, жизнь его изменилась. Не для его одного новость о ВИЧ-положительном результате стала бы шоком. Дальнейшее поведении Никиты понятно. Скорее всего многие бы так поступили -- пустились бы во все тяжкие. Выпивка, наркота, притон... А потом возврат, обратно Никита начинает становится человеком. К нему возвращаются друзья и его музыка. Жизнь ведь еще не закончилась. Понравилась реалистичность фильма. Смотришь на его героев, а в них видишь себя, своих друзей: кто-то не хочет просыпаться утром после пьянки, потому что вспомнить страшно вчерашний вечер; кто-то со страхом ждет результатов на гепатит С; кто-то строит планы насчет поездки на заработки в Россию или вообще уехать навсегда, потому что нет перспектив. В фильме все свое -- родное, но из-за того что это фильм даже приукрашено. Но жизнь без проблем -- это ведь не жизнь? Больше всего меня в фильме убивала философия отца Никиты Сергея Николаевича. Все плохое пришло к нам с Запада! Так что нам надо было оставаться невежами до гроба? Он бы не был подполковником милиции, если бы думал по-другому. Однако и его можно понять, какому родителю хочется хоронить своего молодого сына? А матери тем более. Она хотела вырастить творческую, свободную личность с Никиты и у не это получилось. Но только долго ли эта личность будет ее радовать. Понравилась игра актера Леонида Пашковского, есть у него еще перспективы, как и у Оксаны Чивелёвой. Приятно было смотреть на новые лица в белорусском кинематографе. В общем по фильму чувствуется, что это не 'Беларусфильм'. Есть в фильме что-то новое, а не очередной фильм о Великой Отечественной. Когда три года назад я поступила в университет и ехала в большой город из глубинки, мама и брат сказали мне такие слова: 'Смотри не засветись и держи свое мнение при себе'. Честно признаюсь -- я так и делаю. А вот создатели фильма 'Выше неба' свое мнение высказали, они не побоялись поднять такие темы, как СПИД в современной Беларуси, разгул милиции, безграничная ее власть. Потому что на самом деле это выглядит так, как секс в Советском Союзе -- его не было:) 9 из 10
Первый белорусский фильм о современной молодежи меня откровенно порадовал. На фоне всего военно-патриотического кинематографа это как глоток свежего воздуха. Для меня всегда было непонятно, почему у нас не снимают современные фильмы для самой большой аудитории зрителей – молодежи? И вот! Только остается непонятным, почему же этот фильм запрещен к просмотру? Музыка Ляписа либо что-то связанное с оппозицией? Мне, с моими нейтральными политическими взглядами на власть и ее противниками, обидно что «Выше неба» белорусский зритель не увидит на большом экране!.. А ведь нравственности, духовности и человеческого сострадания здесь не меньше чем в «Брестской крепости». И даже пара ругательных фраз и откровенные любовные сцены не смотрятся похабно, не выпадают, а наоборот создают контраст и реалистичность. Для многих актеров это дебют в кино. Я считаю что их дебют удался! Где-то кто-то не доигрывал, где-то переигрывал, но в целом это не напрягало! И сопереживаешь буквально всем. Что касается сюжета, то темой фильма является проблема ВИЧ, с которой главный герой, музыкант Никита, встретился лицом к лицу. Это трагедия для человека, который жил обычной жизнью и не думал о смерти. В одночасье он сам себя делает одиноким, разрывает с любящей девушкой, оставляет музыку. И только настоящие друзья, со временем осознав его горе, не остаются равнодушными и возвращают его к нормальной жизни. Как итог, это арт-хаус в русскоязычном кинематографе. И если белорусскому зрителю он будет ближе по многим понятным причинам, для остальных он будет своим как минимум. Рекомендую к просмотру тем, кому нравится думать в кино и впечатляться! 8 из 10
Пиар фильма сделал своё дело - сначала анонсы, потом невыразительный и затянутый трейлер, потом проблемы с широким прокатом, а потом и вовсе якобы запрет на трансляцию по ТВ. Но если фильмы снимают, значит они должны достучаться до своего зрителя... Вообще жанр фильма стоило бы сделать другой - приключенческий. Для драмы слишком уж всё динамично, ВИЧ всего лишь эпизод, который добавляет перчика, но главная сюжетная линия выделена под другое. Я увидел, как ставятся жизненно важные вопросы, но так и не понял, как главный герой находил на них ответы. Всё словно само собой складывается, решения героя практически не определяют его судьбу... Хотя возможно, я излишне ассоциировался с ним, слишком пытался пережить на себе его моральные страдания. Сам же фильм является лучшим в среде белорусского современного кинематографа, из того что я видел (из последнего - На перепутье 2011 г.). И это несмотря на претензии к игре актёров - сюжетная линия захватывает и заставляет забыть про мелочи...