Бесспорно - это шедевр. Несмотря на буйство красок, иногда ловишь себя на мысли, что смотришь вполне себе не мультипликационный фильм. Настолько глобальные вещи разбираются в нём, настолько всеохватывающие, что поневоле задумываешься, а стоит ли показывать такое детям? Тут вам и классовая борьба, и выход 'за рамки' серой, обыденной жизни, и вера в себя, и поиски смысла жизни, и вопрос существования Бога... Да, да, всё это вполне себе вмещается в хронометраж чуть более часа - стоит только присмотреться. Стоит только присмотреться, как в картинной галерее. Вроде на первый взгляд полотно и невзрачное: нечёткие мазки, силуэты, полутона, однако, приглядевшись и попытавшись понять замысел художника, можно неожиданно для себя открыть бесконечные просторы для воображения. Мультипликация максимально приближённая к 'картинной' только усиливает эффект. История простая, но рассказана красивым, простым языком. Смотрите - не пожалеете ни в коем случае.
Есть большая разница между искусством и неумелой поделкой; разница эта проявляется вовсе не в так называемом 'реализме', за которым прячут банальную зашоренность и академизм в худшем его проявлении, - нет, просто недостаточно иметь амбициозный замысел и теологическую претенциозность, чтобы твой продукт, твоя картина - во всех смыслах этого слова - стала действительно шедевром. Это касается не только живописи художника внутри мультфильма, это применимо и к самому мультфильму: предполагается, что всё происходящее - притчеобразная история про поиск Бога. Или про любовь. Или про ксенофобию. Или про метания творца. Или про осознание своего места в мире. К сожалению, обилие смысловых потенций связано не с детальной проработанностью и удивительной образностью архетипического сюжета, но с банальной невнятицей и путаницей. Один сюжет насаждает определённые ценности, другой полностью их опровергает, линии перекрывают друг друга, идя в никуда (до конца дойдут только два-три сюжета из всего многообразия представленных) - и всему этому ну совершенно не помогает ходульность и примитивность диалогов, сюжетных поворотов и безбожная отвратительность трёхмерной анимации. Да, это довольно печально, что мультфильм, который должен раскрывать специфику живописи, погружать зрителя в художественные миры, в итоге выглядит плохо отрендеренной ленивой мазнёй, пытающейся оправдать свой жалкий внешний вид 'задумкой' (нет, при такой оригинальной задумке 3D обязано выглядеть безупречно. Оно иначе и не сработает - и не сработало в итоге: дизайны героев должны быть осознанно незавершёнными, а не ленивыми; это не талантливые эскизы, а набор безжизненных пикселей, как будто бы имитирующих творения карандаша и кисти). 'Картина' безмерно разочаровывает - примерно как раскрученные работы современных художников, не понимающих на самом деле, о чём вообще современная живопись и просто бездумно копируя уже сделанное кем-то другим, только хуже. Не получилось ни сказки о противостоянии любви общественным догмам, ни притчи о поиске Бога, ни даже социальной драмы о ксенофобии - причём не совсем понятно, зачем нужен этот сюжет истории про мир внутри художественных полотен?.. И, конечно, эта анимация. Чудовищно, просто непростительно плохое 3D, совершенно не оправданное своей претенциозной.
Однажды мой сын сказал: 'мама, мне кажется, что все мы герои сказки, которую кто-то написал и кто-то читает'. Может быть мы герои сказки, а может быть картины. И там, и там есть добро и зло, есть общество, политический строй, манипуляторы, влюбленные, пилигримы, проповедники, палачи, искатели правды. Есть войны и карнавалы. Есть целостные и законченные персонажи, а есть наброски, но где сосредоточена любовь и жизнь: в линиях гравюры или в красках акварели - никто не знает. Главное успеть понять, что за пределами этой картины, сказки, мелодии. Понять за чем все это, кто это придумал и с какой целью? И вот тут начинается самое интересное. В поисках истины тебе всегда будет препятствовать 'пир во время чумы', карнавал, буйство жизни. Это нормально. И не думай, что под маской ты увидишь другое лицо, вовсе нет. Как много карикатурщиков ты встретишь на своем пути! Они искажают действительность и сетуют на то, что движение не прекращается, но они не успевают понять его суть! И если ты последуешь дальше, по зову долга или велению судьбы, как удивительно тебе будет узнать, что смерти нет. Для преодолевших страх она превращается в покрывало, тихо скользящее вниз, мимо них. А еще ты узнаешь, что война - это всего лишь спор цветов. Достаточно перекрасить все в другой цвет, и никто не вспомнит, а если вспомнит, то не поймет, причину, по которой барабанил дробь и хватался за пистолет. В конце пути радостное открытие сопричастности: ты можешь учится рисовать, можешь брать краски, можешь фантазировать, можешь открыть другому новые цвета, линии, сочетания. Открыть новую историю. Как легко мужчина способен дорисовать любимую женщину. Или это не мужчина, но любовь мужчины? Дерзайте, отправляйтесь в путешествия. И клянусь всеми красками, которые есть на свете, вы не пожалеете. ' - Люди думают, что вы отказались от них... - Отказался? Что ты говоришь..?Я не отказался от них, я дал им все необходимое. Простой рисунок порой может быть более красивым, чем тщательно продуманная живопись. Так они закончили себя? Это очень хорошо. Всё это очень хорошо'.