Беззвучно махая невидимой юбкой, Стуча каблуками чечётку во тьме, Качаясь на озере мертвою шлюпкой, Гниёт она заживо в мрачной тюрьме... Весь мир - это звуки станков на заводе, И вечером театр - спасенье души. Чувствует свет, как лучи на восходе. Мюзиклы - нить в беcтропной глуши. Зрение тает как слово в подсказке... Видит она лишь в виденьях своих: Мир превратится в яркие краски, Песни заманят её и чужих... Жизнь отдаёт за спасение сына: Лишь бы он видел в ярких тонах. Сжечь бы дотла, как воздух в пустыне, Мир, утонувший в смертных грехах... Забрав свои деньги, убив офицера, Будет повешена - вот приговор Но не угаснет в душе её вера, Что сын будет видеть - был договор. Мешок и ремни сковали движение, Раздался звонок - оглушающий гонг, Жизнь оборвётся на сладостном пении: 'You see, you can make it only last song...' Этот фильм - шедевр!
Простите меня, господа умники, понимающие искусство. Я, судя по всему, мимо кассы иду отныне. Меня очень интересует - люди, работавшие над фильмом, оценивавшие фильм на фестивале, и, наконец, люди, которым он безумно понравился... Вы до него разве не знали, что жизнь дерьмо, что людям, отличающимся от массы, жить ох как тяжко, что бедные бывают и немощные?.. Весь фильм я проорала в подушку. Нет, не потому, что меня он задевал и я переживала. Нет. А потому меня трясло, что такую непроходимую тупость я и в жизни не очень спокойно перевариваю. А в кино, да еще и в таком расхваленном... Спасибо, но смотреть его невозможно. Я согласна с тем, что снимать кино про простых людей, про некрасивых людей, про глупых и подлых надо. Потому что закономерно, что от поедания сладкого в огромных количествах будешь блевать долго и так же сладко. И красивая картинка голливудская попахивает содержимым унитаза после 'шоколадного' дня... Но. Если ты такой гений, что тебе хватает смелости снимать кино не для всех и не такое, как у всех, то, простите, какого члена ты снимаешь его таким скучным, пресным и неправдоподобным? Какого члена Бьорк абсолютно одинакова в каждом кадре, а музыка, если это вообще возможно назвать музыкой, не передает ничего, кроме желания ее автора выпрыгнуть из штанов и насрать на всех великих музыкантов одновременно? И за что оператор наказывает зрителя настолько отвратительными кадрами, напоминающими хоум-видео детского утренника, который ребенку то постыдишься показывать? Фильм досмотрела. Героев жалко, ну не железная же я. Вот только кино в этом замысловатом сочетании идеи и формы ее передачи я не увидела. И как-то очень мне досадно, что, очевидно, ценители подобного рода фильмов своей к ним любовью утверждают, что аутизм приравнивается к гениальности в качестве правила, а не исключения. Вам как, хорошо в мюзикле живется, м?.. 1 из 10
Когда пошли финальные титры, я понял, что так ничего и не почувствовал. Вообще ничего. Многие назовут меня бесчувственным, многие подумают, что я попросту глуп и ничего не смыслю в кинематографе. Но позвольте кое-что разъяснить: режиссёр фильма очень хорошо знает, на какие рычаги нужно давить, чтобы вызвать у зрителя то или иное чувство. Это не так сложно и гениально, как кажется. В фильме нет глубины мысли - всё лежит на поверхности. Но преподносится это так, что почти все зрители рыдают и восхищаются. Создана нужная атмосфера, придуман нужный сюжет, в нужном месте герои пускают слезу - режиссёр всё рассчитал и продумал. Но нужно понимать, когда на экране настоящие чувства, а когда зрителем просто манипулируют. И при всём уважении к Каннскому фестивалю: не шедевр. Всего лишь правильная игра света и звука. Без чувств. Смотрите лучше Тарковского. С надеждой на лучшее, StarZnak.
'Танцующая в темноте' Ларса фон Триера рассказывает нам очень красивую и душераздирающую историю. Больная женщина Сельма живет работой и музыкой. Ведь музыка одна из немногих вещей, что наполняет ее жизнь счастьем. Даже в самых сложных и безвыходных ситуациях Сельма находит место пению, ритму и мечтаниям, воображая, что все то, что происходит с ней, это лишь часть спектакля. Работает она очень много, несмотря на свое здоровье, но я не скажу почему, так как я поклялся маминым сердцем никому об этом не рассказывать. Визуально фильм показывает нам не сказочные красивые пейзажи, а простую картину маленького рабочего американского городка. Да и камера, будто бы снимающая в стиле псевдокументалистики, не пытается запечатлить красоту того, что вокруг. Но, несмотря на серость фабрики или тусклость домашнего интерьера, Сельма в своих мечтаниях будет представлять самые яркие и красочные образы, которые будут аккомпанировать ее замечательному спектаклю. Особенно вам запомнятся яркие краски из самого начала, которые отлично показывают нам атмосферу того, что нас будет ждать. Сельма просто замечательно играет в своем представлении, несмотря на то, что она не профессиональная актриса. Смотря на то, как она выражает свои эмоции, красиво показывает и печаль, грусть, и веселье с отчаянием, вы будете любить ее героиню все время ее развлекательной программы. Да и все остальные люди, которые вам встретятся в ее истории, покажут себя хорошими актерами, которые отлично отыгрывают свою роль. Так как Сельма любительница мюзиклов, все танцы и музыка, что вы услышите, будут выполнены восхитительно. Особенно аудио-сопровождение, которое написала сама Сельма, будет раем для ваших ушей. Ну и главное, что есть в фильме, это его сюжет. Сюжет у фильма интригующий и захватывающий. Ощущение, будто ты послушал все композиции Radiohead залпом и без остановки. Историей, которую вы увидите тут, проникнется и прожженный киноман, и простой, не увлеченный фильмами человек. Хорошее кино для всех слоев населения, в котором каждый человек найдет что-то для себя. Например, я нашел непреодолимое желание сдо...
Посмотрев «трилогию о золотом сердце» Ларса фон Триера, венцом которой стала кинолента «Танцующая в темноте», создается такое впечатление будто режиссер издевается не иначе. Контрастность сюжета и жанрового выбора — это абсолютный оксюморон. Уйти от приторного музыкально-театрального жанра, где хэппи энд подразумевается по определению, — это настоящий вызов и провокация. История танцующей в темноте печальна от начала и до конца. И эта эмоция не покидает на протяжении всего фильма, она только больше усиливается и вырастает в огромное черное облако, которое тебя поглощает и погружает в эту тьму безвыходности, обреченности и несправедливости до физической боли. Даже искренняя и открытая улыбка Сельмы не может изменить общего привкуса горечи. Этой маленькой и хрупкой женщине не суждено стать актрисой, певицей или танцовщицей, хотя у нее есть все к этому задатки: талант, увлеченность искусством, горящие глаза и свет, который сочится сквозь нее. Реалии жизни диктуют для нее иной сценарий. Работа на фабрике, аренда трейлера, воспитание сына, экономия на всем да еще и прогрессирующая болезнь. Удивляет такое безропотное принятие всех этих жизненных обстоятельств, полное соглашение, отсутствие проявления борьбы, обиды или озлобленности на окружающий мир и людей. Единственным спасением не упасть в эту пропасть уныния для Сельмы становится ее воображение, в котором она героиня бродвеевского мюзикла. Цинизм концовки фильма обескураживает. Парадоксальным является и то, что несмотря ни на что Сельма остается для зрителя чистой и невинной. Сложно фильмы Триера включить в список любимых, тех, которые безусловно нравятся или которые ты с удовольствием пересмотрел еще не раз. Его работы гораздо глубже, сложнее и весомее. Это фильмы-манифесты, фильмы-головоломки, которые заставляют тебя долго и напряженно думать, переосмысливать, а затем аплодировать и восхищаться гениальностью автора.
Сюжет известен всем: ведь с момента каннского триумфа 'Танцующей в темноте' прошел 21 год, и большинство внимательных зрителей уже в курсе, в чём суть конфликта и чем закончится картина. У фон Триера все сюжеты этим самым и заканчиваются. И тем не менее, есть ещё люди, которые не видели этого фильма. По разным причинам. Кто-то боялся расчувствоваться, кто-то не хотел злиться и негодовать, а кто-то хотел избегнуть рвоты, которая в буквальном смысле настигла одного из моих знакомых на московской премьере. Так все-таки, смотреть или не смотреть? Смотреть ли фильм, в котором прекрасная Катрин Денёв играет второстепенную роль, а легендарный Удо Кир так и вообще появляется на 10 секунд? Смотреть ли на неожиданно доброго и стеснительного Питера Стормаре? На неожиданно жёсткого Марка Барра? Смотреть ли на Бьорк, превращенную в близорукую простушку, которая любит лишь сына и мюзиклы, а что из них больше — трудно сказать. Да и вообще: бюджет фильма меньше, чем средний гонорар Брюса Уиллиса. Стоит ли такое кино нашего внимания? Верить ли каннскому жюри? Есть ли там, на что смотреть? В 'Танцующей в темноте' бодрее всех танцует кинокамера, перескакивая с профиля на руки, выхватывая планы: один крупней другого. Крупнозернистая и блеклая, словно 'любительская' плёнка. Да и сюжет-то банальный, подумаешь, принудительный выбор из двух зол, тоже мне, бином Ньютона! Конечно, несправедливость искривленного мира, жестокость обстоятельств, 'слезинка ребёнка' и 'ненасытимое сострадание' со времен Толстоевского провоцируют наш праведный гнев, одновременно выбивая слезу, почище 'черемухи'. На первый взгляд, отмахнуться от такой манипуляции можно лишь золотой пальмовой ветвью. А на второй взгляд все выглядит так трогательно, так пронзительно, что даже подозрительно. Типа вокзальных калек: вроде бы, у людей язвы и увечья, но их не жалко, раз они настырно требуют от прохожих оплатить их страдание. Однако же, благополучному человеку неловко перед больными, поэтому некоторые спешат откупиться, а Фон Триера можно сравнить с крепким и розовощеким начальником попрошаек, который, оставаясь за кадром, получит основную прибыль от наших переживаний. Смотреть в этом фильме стоит лишь на Бьорк. Она представляет свою Сельму настолько честно, что великая Катрин Денёв и великолепный Питер Стормаре нужны лишь для фона. Великая певица и экспериментатор Бьорк Гундмундсдоттир собственной персоной, а не какая-то Сельма Жезкова, работает на фабрике, необратимо теряет зрение, поёт и танцует, живёт своим сыном, жертвует собой. Это фильм про одну лишь Бьорк, и даже по её дискографии можно разделить всю её творческую жизнь на 'до' и 'после' Танцующей. Невозможно побывать Сельмой, и остаться прежней. Ничего странного в том, что кроме волшебной, совершенной, немыслимой и фантастической Бьорк в фильме нет почти ничего заметного, разве что поседевший Джоэл Грей, Церемонимейстер из 'Кабаре' Боба Фосса. Своим мягким светом она затмила прочих актёров: европейские звезды по сравнению с Бьорк блекнут и теряются, выглядят массовкой. Про камеру, которая мотыляется в лучших традициях 'Догмы', нечего повторяться: снято, как домашнее видео. Тремор оператора Робби Мюллера можно терпеть лишь ради крупных планов неземного исландского лица. Бьорк — единственная, самая что ни на есть неподдельная, и её музыка самая настоящая. За один только саундтрек ей можно давать и Оскара, и Грэмми. Музыка рвёт жилы и без всякого фильма. Да и тексты тоже. В итоге мы имеем уникальную возможность просмотреть на недосягаемую Бьорк настолько близко, что можно почти ощутить на щеках её дыхание. Увидеть вплотную её лицо, руки, её жизнь в шкуре Сельмы, и на смерть. Такой возможности у нас больше не будет. За это фон Триеру спасибо, а больше тут его благодарить не за что.
Я безумно люблю этот фильм и очень редко пересматриваю, потому что плачу на каждой музыкальной вставке. У меня нет слов, чтобы описать эмоции, которые он у меня вызывает. Рецензия, скорее всего, получится очень короткая. Смотрите! Слушайте этот фильм! Я очень люблю мюзиклы. Порою так хочется, чтобы жизнь тоже стала мюзиклом, ведь там так легко, красиво, весело, все чувства понятны и открыты. В «Танцующей в темноте» песни так чудесно дополняют сюжет, они чуть ли не главная часть всего фильма. Каждое музыкальное выступление я ждала с нетерпением во время просмотра. Когда обстановка становилось уже совсем безнадежной и тяжелой, мне так были нужны музыка и танцы! Сюжет довольно прост и понятен, но фильм так прекрасен в своей чистоте и искренности… как прекрасно огромное доброе сердце Сельмы, которая танцует в темноте несправедливости и жестокости. 10 из 10
Я слышала много хвалебных отзывов о данной картине, ни раз видела ее среди «Самых тяжелых фильмов», но, видимо, кино рассчитано на зрителя, способного полностью отключать критическое мышление, логику и разум, потому что фон Триер выдал нечто. Первое, что отталкивает — грязная картинка, состоящая из различных оттенков желтого. Создается ощущение, что съемку проводили с помощью первых телефонов с камерами. Возможно, режиссеру хотелось придать некий эффект документальщины, но вышло неприятно, лично мне смотреть было тяжело, все время казалось, что это пиратская версия или что-то с монитором не так, но, увы. Увы. Второе, что отталкивает — эта сама главная героиня. Имея тяжелые проблемы со здоровьем она осознанно рожает ребенка с похожим заболеванием, она осознанно оставляет его у себя, не думая ни о ребенке, ни о его будущем, очевидно, что она — чудовищная мать, которая не вызывает ни капли сочувствия. И то, что весь фильм пропитан идеей того, что она хочет помочь сыну, выглядит глупо и наивно, как будто человек никогда не сталкивался с реальными проблемами. Слово «глупость» придется использовать часто, потому что оно — синоним главной героини. Она беспечна, наивна, безответственна. Она приходит на работу, имея проблемы со здоровьем, тем самым подставляя и коллег, и фабрику — испорченные детали стоят денег, но главную героиню беспокоят не другие люди, которым придется выполнять за нее работу, не убытки, которые может понести фирма, а ее личное благополучие в ущерб других. И то, что ее глупость и наивность приводят не к самой приятной концовке — это единственное логичное решение за весь фильм. Фильм тяжело смотреть — музыкальные вставки не несут никакого смысла, героиня вызывает раздражение, сюжет банален. 1 из 10
На этот фильм написано немало отрицательных рецензий, его не понимают и недолюбливают даже поклонники творчества «великого и ужасного» Ларса фон Триера! И даже критики, уж казалось бы, люди знающие и опытные тоже не имеют единого мнения. Кирилл Разлогов, например, не любит «Танцующую в темноте» и считает, режиссёр должен получить главную награду Канн за «Рассекая волны», а не за эту картину. В чём же дело? Почему фильм многим не понравился? Далее следует исключительно моё субъективное мнение, которое может быть ошибочным и неправильным. Я думаю, что всё дело в главной героине Сельме (и основываюсь я на негативных отзывах зрителей в первую очередь). Какая она? Мечтательная, добрая, смиренно принимающая удары судьбы. И многие не приняли тот факт, что она совершает убийство, что становится поворотным моментом в истории. Но постойте! Сельма готова сколько угодно терпеть, когда дело касается её почему? Потому что у неё есть в жизни чёткая цель — вылечить зрение своему сыну. И перед этим меркнет всё: и её собственная слепота, и грозящая ей смертная казнь. Никакого противоречия в характере героини нет. Музыкальные вставки? Позвольте, но это же бегство Сельмы от реальности. Единственная её радость в жизни — это мюзиклы. И она поёт, она представляет себя героиней мюзикла, убегая от жестокой реальности. Триер совершил странную вещь, совместив реалистичную драму с мюзиклом. Мне понравилось, другим — не очень. Фокус в том, что Триер ненавидит мюзиклы и нарочно делал музыкальные номера максимально не вписывающимися в общий тон фильма. В результате мы получили потрясающий контраст между трагической реальностью и лёгкими, добрыми фантазиями героини. На самом деле — это гениальная режиссёрская находка. «Танцующая в темноте», может и не лучший фильм Триера, но плохих картин он не снимал никогда. И ставить этому его эксперименту единицы не стоит. Фильм бьёт по эмоциям зрителей, не стесняясь самых сентиментальных приёмов. Режиссёр хотел показать, что такие люди, как Сельма не могут жить в нашем жестоком мире. И проблема не в них. А том, как устроен мир, где доброту принимают за слабость. Вся трилогия «Золотое сердце» об этом. И «Танцующая в темноте» умышленно даёт вам ложную надежду, чтобы в финале было ещё больнее. Да, Триер тот ещё садист. Но хороший фильм должен так делать.
Являясь поклонником творчества Ларса фон Триера, не мог не уделить внимание этому фильму. Ибо это одно из самых прекрасных, ужасных и чувственных произведений искусства, которые мне довелось видеть. Ну, обо всём по порядку. Сюжет крутится вокруг девушки, беженки из Чехословакии, по имени Сельма. Она живёт в съёмном вагончике, безумно любит мюзиклы, воспитывает сына. И она слепнет. Слепнет от врождённого заболевания и пытается сделать так, чтобы сын не повторил её участь. Работает на заводе, который способствует ухудшению зрения, чтобы накопить нужную сумму для операции, обманывает окулиста на очередном проф. осмотре, заучивая таблицу заранее. Делает всё для того, чтобы сын видел. Музыка так же является неотъемлемой частью жизни Сельмы. Она буквально живет ею, и когда героиня задаёт вопрос «А на что смотреть то?», зритель неискушенный понимает, что зрение не мешает Сельме видеть. Да, именно видеть. Ведь мечта — это те же глаза, которые находятся в глубине души у каждого человека. А у Сельмы душа огромна. И это общество. Общество спектакля, никак иначе. На это очевидно намекает конец, когда опускается занавес и зрители расходятся. А было ли это представление? Триер сталкивает общество и героя, как он позже сделает это в «Догвилль». Только здесь сюжет обратен и герой проигрывает. Проигрывает жизнь. И даже будучи на пороге смерти, Сельма не перестаёт мечтать и делает шаг к виселице для того, чтобы её сын обрел мечту. Коротко хочется сказать об актерах, музыке и самой манере съемки. «Живая» камера полностью стирает границы фильма и реальности, музыка на любителя, Бьорк великолепна. Триер показал в этом фильме три вещи: прекрасную душу человека, ужасное общество, которое эту душу губит и любовь. Просто любовь. Отбросьте дела и уделите время чувствам. И не забывайте мечтать. 9 из 10
Общее впечатление: Триер — талантливый режиссер, который подает свое кино под особым соусом! Мне нравятся его работы, чтобы проникнутся лентами, Ларса фон Триера надо или любить, или не любить его, третьего не дано! История о больной женщине из Чехословакии Сельме (Бьорк), которая очень любит мюзиклы, работает на заводе и живёт с сыном в съёмном трейлере. Так что за болезнь у Сельмы? Она постепенно слепнет, и самое ужасное то, что этот же недуг поражает и её сына. Сельма скрывает свою болезнь и пытается работать вслепую, чтобы заработать деньги, необходимые для лечения сына. Светлая и простая девушка имеет мечту, и тянется постепенно к ней, но судьба-злодейка строит свои планы и в миг Сельма оказывается мученицей. Самое обидное — несправедливость, окутавшая весь фильм, сразу становится ясно, что в жизни Сельмы есть печаль, но она так хочет помочь сыну, что поставленная цель: деньги на операцию, самое нужное что может быть в мире. А что важно для матери — дитя, конечно! Триер как всегда показывает общество с моралями и устоями, и человека, который потерялся в этом. Загнанный в угол, раздавленный не болезнью, а поведением людей. Как просто и легко сломать жизнь, нарушив всего один план. И если Сельма — это мученица, то все общество и есть сборище несправедливых людей, которое могут и умеют бросать камни. Возможно кому-то покажется что режиссер манипулятивно вводит в рассказ нюансы, надавливая на жалость, но тем не менее в эмоциональном плане — это взрыв. Возможно приемы используемые в фильме лишь провокация, и высмеивание стереотипов, потому как жанр запущенный в одном русле — мюзикл, но с другой стороны, кто я такая чтобы судить? Очень тяжелое кино, по окончанию картины я была неком ступоре, невозможно оторваться от происходящего и поглощая, глотая постепенно историю, на выходе я плакала несколько минут, остается осадок на душе, словно кирпич положили на грудь. Сама идея картины не нова — общество и человек, но как реализовано — шикарно. Необычная съемка, которая пронизана особой атмосферой безысходности, и в такой напущенной драме, удивительным взмахом отобразился — мюзикл. Дело в том, что героиня просто обожает петь и танцевать, если Бог забрал у нее зрение, никто не лишит ее фантазировать. И Сельма периодически убегая от проблем, поет на работе, по пути домой. Не бойтесь те, кто не готов слушать песнопения, здесь их немного, лишь отблеск частичного отображения реальности. Именно двоякость мира погружает зрителя в картину, ведь пока мы наблюдаем за сюжетом, съемка одна, будто все в реальности и мы наблюдаем за этой реальность здесь и сейчас, как только героиня начинает петь, используется совершенно другая съемка — статичные виды, и более яркие оттенки. Т. е. другая реальность, лучшая, оно и понятно, ведь мы видим мир Сельмы, а в этом мире у нее есть зрение. Трогает струны души, эффектно снято и великолепно сыгранное кино. Хочется задумываться о поступках героев, и почему одним выпадают такие страдания, а другим нет? Где тот баланс и тонкая грань? И почему в жизни есть несправедливость? Вопросы скорее риторические, но это не точно… 9 из 10
Ладно, немного остыл после вчерашнего впечатления и усталости от фильма, так что можно и поговорить. Продолжаю шествие по творчеству Триера, и наконец-то я вступил на территорию «старья»- все фильмы Ларса, которые я смотрел до этого были 2007—2018 года + Догвилль, который хоть и старый, но это не мешает картине, за счет необычной формы. Танцующая в темноте была снята в 2000 году, и там достаточно плохая картинка — для меня, который привык смотреть фильмы новые и в этом плане качественные. Так что когда начался фильм, я подумал «нет, извини Ларс, но такой фильм слишком некрасивый, чтобы понравиться, наверное после него я попрощаюсь с тобой». Но нет, я обломался, потому что фильм вызывает сильные эмоции и очаровывает. Так что придется смотреть все фильмы Триера, видимо там годнота. Первое, что нужно обсудить это визуальная составляющая. Для современного зрителя тусклые цвета, низкое разрешение изображения, очень трясущаяся камера, сверхблизкие планы, откровенно некрасивая главная героиня могут стать испытанием, которое необходимо преодолеть. И собственно из-за этого картина меня поначалу оттолкнула. Но к счастью непрезентабельному визуалу помогает содержание картины, персонажи, музыка — и в итоге визуал становится поддержкой и неотъемлемой частью повествования, приходится кстати. Первая половина картины является очень тяжелой, такое же напряжение я испытывал только при просмотре «мама!». Главную героиню хочется назвать «юродивой» и «сама себе на уме», но вложив в эти слова тёплый и дружелюбный контекст. Мне кажется ее нельзя не полюбить, и хоть поначалу она вызывает легкое отвращение, потом все меняется. Главная героиня постепенно теряет зрение и к тому же вынуждена работать на заводе, чтобы собрать деньги на лечение своего сына. Уже эти обстоятельства делают картину тяжелой. А самое тяжелое, это отношение к ней всех вокруг. Я думаю было бы в разы легче, если бы каждый персонаж ненавидел героиню, избивал и насиловал. Но все гораздо хуже — её все любят, все относятся к ней с огромной нежностью и заботой, и даже когда люди совершают по отношению к ней плохие поступки, они плачут и молят и о прощении, а героиня и неспособна ни на кого даже обидеться, являясь добряком. Посредством всего этого первый час фильм тебя просто имеет. Вторая половина резко теряет градус накала, и скорее сосредотачивается на мотивации героини, ее чувствах; постепенно история затухает, как неизбежно гаснет жизнь героини. Плохо ли, что картина перестает быть такой жестокой — с одной стороны нет, потому что это… ну просто потому что так нужно, так должно было быть, с другой стороны конечно хочется, чтобы градус нарастал и нарастал и фильм все больше насиловал тебя. Героиня без ума от мюзиклов, она ходит на них в кино вместе с подругой, притом она неспособна увидеть, что происходит на экране и подруга пересказывает ей это. После завода она ходит заниматься в театральный кружок, где она откровенно плохо двигается и поёт. Ну и собственно фишка картины — вплетение мюзикла в повествование. Героиня слышит музыку в работе станков, движении поезда, шагах надзирателей, и в эти моменты в фильме начинаются бомбические театральные музыкальные вставки, в которых пляшут и поют работники завода, полицейские, ухажер героини, и конечно как звезда блистает сама главная героиня. Мюзиклы возможно больше всего остального создают в картине настроение и раскрывают переживания и истинную природу персонажей. Глубокого смысла в картине я не увидел, скорее обыденные такие штуки, аля «живи сердцем», самопожертвование, счастье наперекор боли, сострадание, жестокость общества и так далее. Как по мне, можно было бы сделать поинтереснее. 7 из 10
Пока не утихает шумиха вокруг фильма «Дом, который построил Джек», неплохой идеей было бы посмотреть ранние работы Ларса фон Триера. Ларс фон Триер- датский кинорежиссер и, пожалуй, лучший режиссер современности. Экспериментатор, провокатор. Его фильмы вызывают противоречивые чувства, но их обязательно нужно увидеть- это настоящие произведения искусства. И все-таки, гений или безумец? Каждый решает сам для себя. «Танцующая в темноте»-фильм, рассказывающий об иммигрантке из Чехословакии Сельме, которая очень любит мюзиклы, работает на заводе и живет с сыном в съёмном трейлере. У Сельмы тяжелая болезнь, из-за которой она теряет зрение. Этот наследственный недуг также поражает ее сына. Сельма скрывает болезнь и пытается работать вслепую, чтобы заработать деньги, необходимые для лечения сына. Открывая описание, в голове возникают сомнения. Драма, криминал, мюзикл. Драма, криминал, мюзикл. Как можно совместить эти жанры? Оказывается, можно, если ты Ларс фон Триер. Режиссёр на протяжении фильма полностью перевернул зрителя, потряс и поставил обратно. Если вы не в восторге от мюзиклов, то ваше отношение к жанру изменится, и так гениально это смог сделать только Триер. Музыка и танцы сопровождают весь фильм, но это смотрится гармонично и имеет огромный смысл. Сельма — мечтательница, музыка ее жизнь. И даже в последнюю минуту своей жизни героиня поет. К слову о главной героине. Ее роль исполнила неповторимая, странная, но одновременно завораживающая исландская певица Бьорк. Возможно, и из-за нее стоит увидеть эту работу. Многим она нравится, как певица, но представить ее актрисой было трудно. Как оказалось, талантливый человек талантлив во всем. Бьорк удалось вжиться в образ и показать всю многогранность Сельмы. Несмотря на сложную жизнь она умеет любить, видеть хорошее и самое главное прощать. Наверное, поэтому после ее смерти наступила такая тишина и больше нет никакой музыки. Но не весь мир был против Сельмы. Кэти, подруга и коллега по работе — единственный человек в фильме, который помогал и оберегал Сельму. Человек, которому удалось по-настоящему ее понять. Эту роль исполнила небезызвестная Катрин Денёв. Стоит упомянуть авторскую съемку и стиль подачи оператора Робби Мюллера, который также работал с Триером над картиной «Рассекая волны». Оригинальные ракурсы заставляют полностью погрузиться в атмосферу фильма. Создается ощущение будто ты находишься там, наблюдаешь за всем из соседней комнаты или через окно, работаешь рядом с Сельмой на заводе или идешь за ней домой по рельсам. Рельсы, которые останутся в вашей памяти надолго. Эта ассоциация с шагами кажется гениальной. Человек, который уже ничего не видит, но продолжает идти. И вообще, как много в этом фильме связано с шагами. 107 шагов-финал этой картины. Фильм не ориентирован на массовость, он индивидуальный. Он создан для того, чтобы погрузиться в него с головой и испытать все эмоции. Сожаление, безысходность, обиду, но в то же время любовь к жизни, радость, надежду.
Бьорк и Сельма — идеальная комбинация. Эта картина — из трилогии о золотом сердце. Мы здесь все взрослые, ребята, и такую святую простоту оказавшейся в заложницах у самой себя героини могли бы воспринять с цинизмом. По крайней мере, мне — приходится приложить усилие, чтобы Сельме сопереживать. Не хочу останавливаться на главной героине, мне её пока не раскусить. Может, вы попробуете? Для себя я отметила положительно 2 образа, оба — женских персонажей. Это охранница Брэнда и подруга Кэти. Обе они для меня олицетворяют женскую природу — одна мудрая и спокойная, и милосердная, вторая эмоционально-взрывающаяся, совершенно непохожая, и всё же так же — милосердная. Обе они сострадательны в высшей мере, но по жизни не страдают, как Сельма. Почему? Им повезло? Это божья награда? Это доля холодного, ненаивного рассудка? Оставили бы они ребёнка, окажись они в ситуации Сельмы? Пошли бы они на сделку с адвокатом перед лицом смерти? До какой степени вообще можно быть безвозмездно добрым? Как себя защитить, и главное, надо ли? Ведь плохое случается и с хорошими людьми. Шутка ли — милосердие, сопровождающее на эшафот? Вообще Триер любит мучить центральных персонажей. Так возникает сюжет. Это противоречит принципам гуманности, это неприятно наблюдать. У меня много вопросов и мало ответов. И всё же — отражает жизнь, вызывает страсть. Заслуживает самого пристального внимания. 8 из 10
«Знаешь, когда я работала на фабрике, я представляла, что играю в мюзикле… потому что в мюзиклах никогда ничего плохого не происходит» Так думала Сельма — главная героиня фильма. Так думала и я… До того, как закрылся занавес «Танцующей в темноте». Этот фильм не для любителей экшена, быстро развивающихся и сменяющих друг друга событий. Первые сорок минут вам может показаться, что ничего не происходит. Героиня-простушка вызывает лишь жалость и непонимание. Но это постепенное знакомство с её историей, плавное погружение в мир, полный переживаний, печали, любви и стремления — стремления к цели во что бы то ни стало. Этот фильм не для любителей привычных наигранно-красочных мюзиклов с отточеной хореографией и слащавыми нотами, где герои поют с утра до ночи. Люди вокруг Сельмы не говорят песнями и не пляшут в жизни, лишь в её мечтах. Но в её мире, в её тёмном мире мюзикл — это свет, позволяющий ей жить дальше несмотря ни на что. И может поначалу музыкальные вставки кажутся несуразными, постепенно начинаешь понимать их смысл, важность и своеобразную красоту. Этот фильм не для слабонервных. Если вы способны проникнуться историей Сельмы, главное — не сойти с ума от накатывающих эмоций. Будьте готовы испытать всё: от страха и гнева до глубокой печали и горечи. Сложно не забыть о том, что это только кино. Этот фильм про жизнь. Про очень непростую жизнь казалось бы обычной работницы завода, чехославацкой беженки, воспитывающей в одиночку сына, любящей мюзиклы и теряющей зрение. Умелая камера и преобладающие весь фильм серо-жёлтые тона позволяют полностью погрузиться в неё, проникнуться атмосферой бесконечных переживаний, а голос Сельмы (Бьорк) так чувственно передаёт каждую ноту её страданий… «Всё так навалилось… Я думала, что я сильная» Сельма — такая нежная, мечтательная, целеустремлённая, живая, настоящая. И сильная. Да, она действительно сильная. Она прошла через всё, через боль и предательства, она отдала всё, абсолютно всё ради самого важного для неё человека — своего сына. «Я виновата во всём, я так считаю. Я знала, что у него будет плохое зрение, как у меня, но ребёнка оставила». Может, кто-то скажет, что она действительно во всём виновата сама. Виновата. Щедра ли плата? Этот фильм не скоро захочется пересмотреть. След от него будет долго пятнать вашу душу. Но он того стоит. Этот фильм для любителей настоящих драм. Оцените сами.
Начнем с того, что будучи уже мизантропом, эта картина заставил меня чувствовать ненависть к людям еще сильнее. Этакая стратификация… Фильм довольно плавно идет примерно до середины. Он практически не вызывает эмоций, да и прием с любительской съемкой, по типу документальной работы, прибавляет еще более серый, мрачный дух. Единственная вещь, которая трогает — это сопереживание героине. Ее вера в свои силы, любовь к музыке и верность принципам, которые не рушатся даже перед лицом смерти, невольно заставляют анализировать собственную жизнь. Во второй половине, волна эмоций просто зашкаливает. Этакий резкий скачок. Если человек не силен духом, то с вероятностью в 80% он расплачется. Однако, картина всеми силами давит на нервы, буквально выжимая слезу. Признаюсь, наблюдая за концом фильма, я чуть не прокусил себе руку. Настолько эта картина заставляет тебя сопереживать. После просмотра фильма, приходит осознание того, какие же все таки мы жестокие и готовы на что угодно, ради свое выгоды. 9 из 10
Если в киноискусстве есть гетто, то эта картина именно оттуда. Она, казалось бы, из «опасных» районов кинематографа, и ждать от нее стоит только пугающее, а может даже отвращающее, ощущение, но эта картина по-андеграундски пленительна. Она по-своему стильная и неординарна. Она настоящий представитель альтернативной субкультуры киноискусства и музыки. Это дитя двух крайне своеобразных, не стандартных представителей двух разных направлений искусства. И эти двое — Ларс фон Триер и Бьёрк. Л. фон Триер смешал свой собственный кинематографический стиль с собственным музыкальным стилем музыканта Бьёрк, дополнив его соответствующей необходимой операторской работой и монтажом. И получилось замечательное произведение кинематографа, представляющее собой «другое кино». Картина представляет собой жесткий авторский трагический мюзикл. Но мюзикл здесь не только как жанр кино, но и как неотъемлемый элемент сюжета. Сама жизнь главной героини, отлично сыгранной Бьёрк, — это мюзикл, рассказывающий о самой важной детали ее жизни — огромной материнской любви. В этом мюзикле она — главная героиня, люди вокруг — герои и массовка, в ее воображение — сцена. Финал картины — это конец ее трагического мюзикла: песня прерывается, занавес закрывается, аплодисментов нет. Ошеломленные зрители не могут сделать на движения. Картина очень специфична. Это великолепная альтернативное произведение киноискусства, которое отталкивающе пленительное и ошеломляюще трогательное.
Наверно самый трогательный, искренний и сильный фильм в карьере Ларса фон Триера. Лента способная вызвать эмоции практически у всех людей вне зависимости от их национальности и социального статуса. Кино безумно тяжёлое, но при этом дарующее зрителю надежду и веру в будущее. И да эта лента наверно единственная, где элементы мюзикла гармонично сочетаются с по настоящему драматичным сюжетом не вызывая отторжения Более того после просмотра приходит понимание, что без них фильм не оказывал бы настолько сильного влияния на зрителя. Простая на первый взгляд история о бедной, но доброй эмигрантке постепенно обрастает множеством мелких деталей делающих фильм живым. Мы видим не только быт главной героини, мы знаем её мечты, и осознаём что им никогда не суждено будет сбыться. Она слишком наивная и чистая для того мира в котором ей суждено жить. Её прямо таки детская непосредственность порой вызывает отторжение у окружающих, но помогает ей самой чувствовать себя нормальной. Очень много даёт фильму актёрская игра Бьорк, а особенно её голос. Надрывные композиции идеально подходят к настроению ленты. Интересно, что именно в моменты музыкальных номеров мир словно бы окрашивается яркими красками, давая понять, что в мире грёз и музыки героине находиться куда приятнее чем в реальном. И да вполне закономерный финал ленты, тем не менее выводит из себя, заставляя злиться на несправедливость мира. Этот фильм очень непросто досмотреть до конца, сильно мешают освещение и операторская работа, но если продраться сквозь техническое несовершенство, можно увидеть одну из самых драматичных историй нашего времени. 8 из 10
«Отныне клянусь в качестве режиссёра воздерживаться от проявлений личного вкуса! Клянусь воздерживаться от создания «произведений», поскольку мгновение ценнее вечности. Моя высшая цель — выжать правду из моих персонажей и обстоятельств. Клянусь исполнять эти правила всеми доступными средствами, не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций». Ларс фон Триер, «Догма 95». В 1995 году Ларс фон Триер подписал манифест так называемой «Догмы 95», в котором провозглашал, что «кино — не личностное дело», что его «надо одеть в униформу» и выступал «против иллюзии в кинематографе». В связи с этим манифест также устанавливал ряд правил: съёмки должны были происходить только на натуре, декорации были запрещены к использованию, камера должна была быть ручной, музыка не могла звучать в фильме, если она реально не звучала в снимаемой сцене. Имя режиссёра нельзя упоминать в титрах. То, что «Догма» — не что иное, как издёвка, становится ясно если не по противоречащему здравому смыслу содержанию, то по тому, что в нынешних фильмах Триер без малейшего зазрения совести нарушает её правила. Даже в «Танцующей», снятой под очевидным влиянием «Догмы», режиссёр пренебрегает некоторыми требованиями. Сам фильм — это тоже своего рода издёвка над зрителем. Его действие происходит в США, где Триер никогда не бывал. Главная героиня — эмигрантка из Чехии, носящая максимально нечешское имя Сельма. Однажды, когда режиссёру указали на этот факт, он с удивлённым видом произнёс, что был убеждён, что имя действительно чешское. На самом же деле, так зовут дочь Триера. Всё это подтверждает, что и место и время действия, и судьба главной героини — только набор условных образов, перемешанных стереотипов, которые швыряются зрителю в лицо. Весь фильм снят с плеча, почти в псевдодокументальной манере, которая контрастирует с абсолютной недокументальностью происходящего: сюжетные штампы, призванные в некачественных мелодрамах пробивать зрителей на слёзы, здесь встречаются на каждом шагу. Но делает ли это Триера плохим режиссёром? Независимо от того, насмешка это или нет, — нисколько. Потому что актёрская игра окупает всё. От главных героев до эпизодических персонажей, все, как бы пафосно это ни звучало, живут на экране. Особенно Бьорк — невинный ребёнок, с её неуклюжими движениями, с её смущённой улыбкой и потупленными глазами, с её беспомощным молчанием и дрожащим, но таким приятным голосом. Вообще песни играют в фильме одну из самых главных ролей. И эти песни, к авторству которых приложили руку и Бьорк, и Ларс фон Триер, прекрасны. И пускай один мой друг и убеждал меня в том, что они кажутся уместными лишь в контексте фильма, сейчас я понимаю, что это вовсе не так. И до сих пор, спустя неделю после просмотра, пересматриваю фрагменты с ними. Я убеждён в том, что существует некий набор сюжетных приёмов, которые, сколько бы раз мы уже ни становились их жертвой, всё равно заставляют нас испытывать те или иные эмоции. И Ларс фон Триер в «Танцующей в темноте» этими приёмами умело пользуется. Но что с того? Ведь если при полной нереалистичности Триеру удаётся заставить нас поверить во всё происходящее на экране, заставить нас переживать, то это чего-нибудь да стоит.
Эта картина обзавелась массой обожателей среди ярых поклонников творчества знаменитого датского кинорежиссера, и одновременно даже пришлась по вкусам многим тем, кто на дух не переносит другие ленты Ларса фон Триера. Нет ничего удивительного в том, что кого-то и в правду фильм может потрясти, задеть за живое, заставить плакать. А как известно, именно такие картины массивнее всего откалдываются в памяти и ценятся зрителями. Если говорить за себя… Признаюсь, некоторые отдельные сцены и на меня самого произвели большой эмоциональный шок. По моим наблюдениям состояние пронзительной драмы, сильного сопереживания и глубокого катарсиса достигаются теми, кто либо изначально предельно откровенен и честен, выворачивает себя наизнанку, выкладывает на стол все внутренние терзания, желания и мысли (парадоксально, но рядовой зритель не всегда это видит, и еще меньше ценит), либо наоборот — крайне расчетливо ведет игру, искусно притупляет нашу бдительность, водит за нос для неожиданного удара в конце. В конкретно этом случае Триер пошел по второму пути, однако все эти инструменты зрительско воздействия отчетливо видны, как на ладони, предсказуемы и легко угадываются. И вот тогда лично меня, в отрыве от нескольких моментов, все время не покидало ощущение банального манипулирования и примитивного обмана. Действует принцип тотальной несправедливости над главной героиней, приемы полного очернения кого-то из второстепенных персонажей, словно вобравшего в себя все самые гадкие, низкие и омерзительные качества. Финальная сцена больше воспринимается, как подлая и бесчестная, бьющая под дых. Сама картина, может быть, неплохая. Совершенно ошибочно говорить, что лента лишена художественных достоинств. Угадывается подход и угадывается почерк. Триера всегда отличала экстравагантность, а творческий путь отмечался смелыми экспериментами. Структурно ТВТ — все же интересный, в чем-то даже амбициозный проект, необычный каламбур, симбиоз жанровых элементов мюзикла и правил догмы, еще один вызов дерзкого автора, уважаемого мною режиссера, который, увы, в этот раз обмельчал, пошел по легкому пути, опустившись до рядовой сентиментальной драмы. 6,5 из 10