Брайана де Пальму очень часто обвиняют в том, что он частенько берет для своих фильмов чужие оригинальные идеи. В этой картине режиссер этого особо и не скрывал. Само название уже отсылает нас к Антониони и его 'Фотоувеличению ' (если быть точным - 'Blow up ') и не зря: там убийство было зафиксировано на фотопленке, здесь, соответственно, на звуковой дорожке. И это далеко не единственное заимствование. Вообще вся стилистика и даже некоторые сцены взяты из фильма Ардженто 'Кроваво-красный '. Но разве можно упрекать в этом Де Пальму? Неужели режиссер заслужил своей работой звание 'плагиатора '? Де Пальма создал свой собственный прекрасный стиль, связав старые film noire, итальянские ужастики и многое другое. В свое время это сделал другой незамысловатый 'плагиатор ' - Серджо Леоне. В конце концов, у обоих получались чисто свои картины, завершенные по стилю, визуальному ряду и сюжету. Лично я обожаю фильмы и того, и другого. Этот - не исключение. Вот такой вот спагетти-триллер. Остросюжетного кино такого качества давно не снимают. 8 из 10
'Прокол' я посмотрел по рекомендации Квентина Тарантино, который в одном из интервью сказал что этот остросюжетный триллер, наравне с 'Рио Браво' Ховарда Хоукса, входит в число его самых любимых фильмов. Тарантино человек со своеобразным вкусом, но он, как искушенный киноман, понимает что значит 'хорошее кино'. Досмотрев фильм до конца я не пожалел, что прислушался к Тарантино. На этот фильм я возлагал большие надежды, и они оправдались. 'Прокол' это захватывающий дух триллер, снятый в лучших,'Хичкоковских' традициях жанра. Тут есть все что нужно остросюжетному фильму, динамичное развитие событий, большое количество загадок, ответа к которым, на первый взгляд, не существует, и конечно же неожиданная концовка. Отличная актерская игра, только укрепляет хорошее впечатление о фильме. Хочется отметить молодого Джона Траволту, который великолепно сыграл простого человека, ищущего неудобную правду. Авторские приемы Брайана Де Пальмы добавляют фильму остроту и подогревают интерес зрителя. Ту же функцию выполняет и саундтрек. В совокупности все это делает 'Прокол' настоящим эталоном жанра.
Что такое Брайан де Пальма? Это всегда классика. Человек создал целый ряд новаторских клише, которые активно используются современными режиссерами. (хорошими и не очень) Отсюда вытекают все корни. Самое главное для него, показать драму главного героя, что и вышло в Протоколе. Довольно простой СЮЖЕТ, что построен на истории нескольких людей. Здесь тебе звукорежиссёр, который попадает в неприятности из-за помощи девушке. Во всяком случае, вокруг этой видеозаписи всё и разворачивается. Напряжение, что постепенно нарастает с каждой минутой и служит основным двигателем. Здесь не стали заворачивать сложные конструкции с персонажами, а просто выложили как на духу. Благодаря этому фильм смотрится просто, доступно и кратко. ТЕХНИЧЕСКИсделано просто. Никаких тебе новаторских решений. Это не поражает обычного зрителя, хотя если углубиться в детали — отличная работа со светом, постановкой кадра и общей атмосферной. Это уже было? Да, но акцент здесь на истории. АКТЁРСКИЙсостав приятно удивляет. Траволта отлично сочетается со жгучей Нэнси Аллен. У одного открылась новая грань, а вторая так и осталась образцом Пальмовского, женского образа. Нельзя назвать это кино лучшим у Пальмы, но это явно создаёт общее впечатление от его искусства. Хотя, даже для создания общего впечатления нужно начинать с самого великого: «Лицо со шрамом», «Кэрри», «Путь Карлито», «Неприкасаемые».
Крайне переоценённый (что неудивительно, когда в дело вступают Пальма и Критерион, снобьё и 'эксперты' лезут изо всех щелей) политический триллер с, на первый взгляд, незаурядной завязкой. И да, род деятельности главного героя используется в сюжете не раз и даже двигает повествование вперёд, но всё равно как-то показано это недостаточно. От унылости и сухости политических разговоров от местных телевизионных дебатов становится физически плохо, а персонажи в самом фильме один тупее другого. 'Упоротая' Салли сначала кажется что шутит или там под каким-то веществом, но вскоре понимаешь что они это на полном серьёзе сделали её такой, вплоть до озвучки (как будто смотришь мультфильм для самых маленьких). Запредельная 'блондинка' с манерой разговора и диалогами в духе 'ох, а это что за пимпочка ааа?' и интеллектом уровня камня становится внезапным объектом любви главного героя и одним из главных действующих лиц. В итоге фильм попросту скучно смотреть, уже на 55 минуте я его выключил, прочитал сюжет на Википедии и дальше стал проматывать остаток. Градус тупости только усиливается, ради ненужной эпичности сделали крайне бессмысленную сцену проезда через парад. Также есть ОЧЕНЬ серьёзные ляпы вроде составления анимации из журнальных фото, проигнорирована такая фундаметальная основа как 24 кадра в секунду, там фотографий ну очень явно было недостаточно для такого плавного результата.
Ночь, улица, фонарь... нет, аптеки нет. Да и не улица, а проезд через парк. А в парке звукорежиссер Джек Терри (Джон Траволта), вооружившись швейцарской 'Нагрой', записывает для фонотеки звуки ночи. Прошла влюблённая парочка. Квакнула лягушка. В деревьях что-то прострекотало. Заухала сова. На дороге появилась машина... И вот тут начинается. Хлопок - и машина летит в воду. Джек несётся на помощь, но водитель уже захлебнулся, а вот девушку-пассажирку (Нэнси Аллен) он спасает. А в госпитале узнает, что погибший - губернатор и будущий кандидат в президенты, а девушка... ну, вы же понимаете, что семье и прессе лучше не знать, что с губернатором была какая-то левая девушка. Так что, мистер, девушки не было, вы никуда не ныряли, и вообще берите её и увозите куда-нибудь, мы вас проводим до чёрного хода. Укатив вместе с девушкой по имени Салли в мотель подальше, Джек прослушивает свою запись, и понимает - это не случайный прокол, а запланированный прострел. Но его не хотят слушать. Более того, полицейским это вообще неинтересно. Потрясённый и возмущённый Джек решает, что его долг - установить правду. Увы, повышенное чувство ответственности имеет и киллер по фамилии Берк (Джон Литгоу), который считает делом чести обеспечить 'операции' идеальное прикрытие. Которое требует полного устранения влипшей по самые уши Салли... Хороший фильм, мне понравился. Может, для кого-то и затянут, но я его впервые посмотрел ещё подростком, и меня устроило. Острая гражданская позиция режиссёра. Молодой Траволта, играющий одинокого звуковика, работающего над дешёвыми ужастиками. Нэнси Аллен, совсем не похожая на ту, которая ещё будет в 'Робокопах', простодушная до наивности и встрявшая страшную историю. Самый блеск - Литгоу, которому уделено не так много экранного времени, но это одни из лучших мест фильма. Чего стоит хотя бы те слова, которыми он изъясняется с заказчиками... Хороший фильм.
Для звукорежиссера Джека Терри эта ночь в монтажной комнате была самой обычной. Работа над новой картиной близилась к завершению и Джек записывал звуковые эффекты к ней. Но все может измениться в один миг, а рутина перестанет быть образом жизни. Резкий скрежет металла, запах шин, скользящих по асфальту и вот автомобиль мгновенно падает в реку. Джек, не мешкая ни минуты, решает спасти сидящих там пассажиров. И хотя мужчина умирает, красивая блондинка, назвавшаяся Салли, оказывается живой. Сюжет криминально-эротического триллера Брайана Де Пальмы 'Прокол', вышедшем в 1981 году, но с треском провалившемся в прокате, будет вертеться вокруг таинственной Салли, которую великолепно сыграла Нэнси Аллен, принесшей Джеку Терри, с блеском сыгранным Джоном Траволтой, немало неприятностей. В этом культовом фильме, помимо крепкого сценария, полного загадок и настоящей интриги, как всегда довлеет и стилистическая составляющая, ибо фильм снят в лучших традициях Альфреда Хичкока и европейских режиссеров. Работа оператора Вилмоша Жигмонда в картине просто феноменальна и гипнотична, фильм и сейчас завораживает. Не могу не отметить также саундтрек Пино Донаджо, создающий в фильме особую жутковатую и полную саспенса атмосферу. Этот мотив проникает куда-то глубоко в мозг и остается там надолго. Я рекомендую этот классический триллер всем истинным поклонникам жанра, ибо этот фильм достоин многократного просмотра. 10 из 10
Ну во-первых, не стоит так рьяно обвинять Де Пальму в плагиате. Ну захотелось ему взять за основу идеи своих кумиров Хичкока и Антониони. Не вижу в этом ничего плохого. У многих людей есть кумиры, на которых они хотят быть похожи. А уж у таких творческих людей как режиссёры и подавно. К тому же, кино это как музыка, где нот всего семь. Если говорить о 'Проколе', то мне он понравился. Я люблю фильмы такого жанра. Сама идея мне показалась очень интересной. Молодой Джон Траволта выглядит очень убедительно. Это вообще актёр двух режиссёров: ранную часть карьеры он снимался у Де Пальмы, а из небытия его вернул Тарантино. Главную женскую роль исполняет тогдашняя жена Де Пальмы Нэнси Аллен, которую он снимал почти в каждом своём раннем фильме. Ну а Джон Литгоу вообще один из лучших злодеев в истории кинематографа. Ни больше, ни меньше. Любителям Де Пальмы я этот фильм советую: все приёмы мастера на лицо. Не понимаю его провала у критиков, ничего они не понимают. 'Прокол' интересно смотреть. Да, концовка может и не ахти, но общего впечатления она не портит. 7 из 10
Тарантино, еще перед съемками своего самого известного фильма, говорил о Траволте много лестных слов. Что это потрясающий актер, что режиссеры просто не использовали его талант в восьмидесятые. И это привело к тому, что к началу девяностых о звезде «Бриолина» и «Лихорадки субботнего вечера» начали забывать. Более всего Тарантино восхищался игрой актера в фильме Брайана Де Пальмы «Прокол». У Траволты все устроилось довольно неплохо. Он успешно переквалифицировался в звезду боевиков и детективных триллеров. Но в «Проколе» он действительно шикарен! Я уже стал забывать, что молодой он ничуть не хуже сорокалетнего. Это было как возвращение в волшебный мир. Просмотр фильма, я имею в виду. Де Пальма сделал классный фильм. Замысел с заговором оброс техническими звукооператорскими подробностями. И это получилось стоящим. Операторская работа очень необычна. Раздвоенные кадры, виды сверху в комнатах. Смотрится комфортно. Музыка хороша. Тревожные ритмы, которые погружают в просмотр, перемешиваются с тягучими мелодиями, очень подходящими для неоновых вывесок. Джон Траволта бесподобен. Простой звукооператор, который ездит на джипе и живет своей работой. И не безразличный к тому, что происходит вокруг него. Сначала он был абсолютно спокойным и умиротворенным. Слушал звуки ночи, наслаждаясь этим. Но в одну из ночей все изменилось кардинальным образом. И больше спокойствия у героя нет. Он взволнован, нервы накалены до предела. И прежним он не будет никогда. Именно сама атмосфера заставляет проникнуться к фильму с симпатией. Начальная сцена, титры – все кричит о том, что фильм создается, а не просто снимается. Все технические подробности с записями, стиранием и прочими штучками. Обстановка, в которой главный герой живет. Один угол с койкой. Остальное предназначено для работы со звуком. Бобины, магнитофоны, приемники, кассеты, микрофоны. И наушники. Без них абсолютно невозможно работать. Политическая подоплека вмешивается во все это так же несуразно, как сама жизнь. И вся история заканчивается так же. От Де Пальмы не стоит ждать чего-то другого. Великолепный фильм отличного режиссера и талантливого актера. Отдельное спасибо за предпоследнюю сцену с зимним пейзажем. 9 из 10
И даже сложно сказать про фильм что-то хорошее, кроме многообещающего начала. Даже в этом шикарном эпизоде с сутью звука в разного рода медиапродуктах не обошлись без недоработок. Пачино бы явно выглядел более к месту в таком серьёзном фильме, но Траволта выглядит очень неуместно в роли профессионального звуковика. Даже в сцене записи звука окружающего пространства он выглядит так, будто впервые взял микрофон и впервые услышал звуки природы. Он не выглядит профессионалом своего дела и не особо напрягается по поводу своего творчества. Проработка персонажа была для актёра явно не на первом месте. Также очень разочаровала Ненси Аллен, которая сыграла ну очень наивную девушку. Моменты с женским персонажем раздражали крайне сильно, особенно в финале... Впрочем, раздражающих моментов в фильме было очень много. Этот фильм можно вообще назвать самым раздражающим из портфолио Де Пальмы. Раздражал персонаж героический Джек, который вечно куда-то спешит и редко куда успевает. Притом необдуманные поступки и крайне рискованное поведение ввергало в полнейшее недоумение. Ну вот смысл так было поступать. Постоянно были сомнения в умственном развитии многих персонажей. И потом как-то хоть какое-то сопереживание к ним подчистую утерялось. Хотелось только поскорее досмотреть этот непродуманный фильм. Из следующих раздражающих факторов - неуместное музыкальное сопровождение, которое вообще не развивает напряжение фильма. Вместо этого мелодии просто кричат в уши и ввергают в диссонанс с происходящим. Далее по раздражающим моментам - демонический персонаж Джона Литгоу, который частенько играет разного рода психопатов. Но в политическом детективе этот маньяк выглядит просто до ужаса лишним. После середины фильмы акцент вообще сместился полностью на маньяка, хотя изначально это был лишь инструмент политических интриг. И тут фильм окончательно скатился в средненький триллер про преследующих главных героев психопата. Вся политика и расследование растворились в каплях утренней росы. Все детали тут же стали неуместными. Даже с точки зрения наёмника персонаж Джона Литгоу выглядит чрезмерно одержимым - то с одной стороны вроде действует чётко и планомерно, то с другой демонстрирует повадки довольно примитивного садиста. Очень нелогичный и непродуманный персонаж с кучей вопросов к его логике в качестве якобы профессионального наёмника. Очень нелепый ход для такого серьёзного маэстро, как Де Пальма и непонятно, почему он резко решил сменить акценты. Финал же забил последний гвоздь в крышку гроба любопытного в потенциале фильма. Даже вроде бы положительный персонаж Джек тут уже уничтожил всю свою репутацию крайне лицемерным и подлым поступком. Хотелось кричать в экран: 'Он что издевается?'. Очень нелепая концовка, которая вообще не приносит никакого удовлетворения кроме желания поскоре забыть этот крайне неровный и раздражающий фильм. Очень обидно за потраченное время.
Заголовок альтернативный 1. Тот фильм, после просмотра которого действительно жалеешь о потраченном времени. Заголовок альтернативный 2. Тот фильм, высоким оценкам и положительным отзывам на который ты искренне удивляешься. Заголовок альтернативный 3. Не тот фильм, который с годами не теряет актуальности или обещает интересно провести пару часов. У многих фильмов без отрицательных рецензий рано или поздно такие всё же появляются. Не с целью выделиться, но выражая непонимание, как такое [восторженное единодушие] возможно. Пришла очередь этого фильма. Никакой информации о нём перед просмотром (за исключением изначального выбора — как у многих — по критериям «вершина творчества Де Пальмы» и «один из любимых фильмов Квентина Тарантино»). Сюжет: нелогичный, отличается предсказуемостью, обилием сюжетных дыр и ляпов. Триллер? Не ищите. Детектив? Не думайте. Не соглашаться с тем, что пытаются преподнести за правду, можно буквально в каждом слове, например, «неожиданный финал» в ключевых. Нельзя сказать, что он оказался таковым. Абсурдным (в плохом смысле) — можно. Грустно, что фильм строится на снятых ранее картинах (потому что могло быть интересно обыграно, но — увы, не здесь, здесь только в качестве бесполезного цитирования). Сценарий: главная прокол этого фильма. Тот случай, когда спойлеры необходимы для наглядной демонстрации нелогичности действий главных героев, банальных диалогов и т.д. Актёрская игра: Нэнси Аллен переигрывает (до тошноты) дурочку — так задумано? Джона Траволту заставили отыгрывать лишнюю драму (в попытке сделать персонажа более глубоким и хоть сколько-нибудь реальным — однако это дало обратный эффект), навыки сыщика (в любом случае сочетающиеся с глупыми решениями по ходу своего «расследования»), а заодно невероятно смешно и нелепо бегать в самый подходящий момент (допускаю, что это личная находка актёра). Музыка и звук: либо клишированность, либо мелодраматическая там, где уместнее было бы использовать что угодно (даже тишину!), но создателям сей кинокартины виднее, конечно. Итог: в фильме могут содержаться интересные приёмы и находки («зелёные» ведь существуют не просто так, да?..), но трудно с чистым сердцем посоветовать его — настолько плохо, что даже нежелание тратить время на написание и воспоминания об этом пустом продукте не смогли помешать созданию этой рецензии. В качестве эпитафии переформулирую слова из рецензии Марка Диннинга для журнала EMPIRE: «A forgotten germ».
К творчеству почитателя и продолжателя дела великого Альфреда Хичкока Брайана де Пальмы отношусь с уважением. В своё время с удовольствием отсмотрел знатных 'Неприкасаемых', лихо закрученную 'Миссию невыполнимую', великолепный 'нуар' 'Чёрная орхидея', не говоря уже о легендарном 'Лице со шрамом' и 'Пути Карлито'. Триллер 'Прокол' относится к более раннему творчеству де Пальма, к тем древним временам, когда публика восторгалась 'Кэрри' и 'Бритвой'. На волне успеха данных лент Брайану выделили бюджет побольше (18 миллинов - это не шутки даже по тем временам), согласились, чтобы главные роли сыграли старый кореш режиссёра Джон Траволта и тогдашняя жена Брайана - Ненси Аллен. Вот только в итоге картина в прокате провалилась, да и критики прошлись по ней довольно жестоко. В чём же причина провала, и так ли плох фильм, как его 'малюют'? В этом я и решил разобраться. Сюжет 'Прокола' весьма интригует. Звукорежиссёр Джек, записывая на ночь глядя звук ветра для фильма, становится случайным свидетелем аварии, в результате которой в реку с моста срывается автомобиль. Не растерявшись, он прыгает следом и спасает молоденькую девушку. Уже в больнице начинают происходить странные вещи-полицейские советуют ему забыть о том, что в машине была девушка, и очень скоро Джеку становиться ясно почему-погибший водитель автомобиля-кандидат в президенты. И не в президенты общества анонимных шопоголиков, а в президенты США. Но Джек не сдаёться, он точно знает-авария была подстроена, ведь на записанной им плёнке четко слышен выстрел. Пытаясь договориться с 'выловленной' девушкой он тем самым подвергает и её, и себя смертельной опасности... Признаться, фильм действительно не без недостатков. Затянутость имеет место быть, особенно в середине ленты, да и поступки главного злодея картины, в потрясающем исполнении Джона Литгоу не совсем ясны - получив от 'начальства' отбой, он всё твердо хочет довести операцию до завершения. Концовка тоже не порадовала - получилось уж очень глупо. Но плюсов в фильме всё же больше, чем минусов. Во-первых: молодой Траволта, в расцвете сил - удивительно органичен и убедителен. Во-вторых: Ненси Аллен - никаких ассоциаций с 'Робокопом'-словно две разные женщины. В-третьих: Джон Литгоу - очень уж яркий негодяй у него вышел, одна сцена на вокзале чего стоит. Ну и конечно - 'фирменные' операторские, монтажные и звуковые приёмы де Пальмы. Их здесь в избытке. Да и время было милостливо к 'Проколу'. Не даром, теперь это классика триллера. В целом, кино для фанатов творчества режиссёра обязательно к просмотру, остальным - по желанию.
Одна из старинных лент, которая может залежаться на полке, покрыться пылью, но никогда не будет выброшена в мусорное ведро. Тем, кто не знаком с работами Хичкока, но попал в эпоху начала 80-х прошлого столетия картина, навевает добрые воспоминания о тех временах. Некоторые из них, возможно, связаны с просмотром триллера 'Прокол' с молодым (нет, очень молодым!) Джоном Траволтой в главной роли, а режиссёром был общеизвестный Брайан Де Пальма. Де Пальма взял за основу довольно интригующий сюжет: звукорежиссёр малобюджетных фильмов ужасов записывает ночные звуки и вот в одну ночь на плёнку записывается скрежет тормозов и падение автомобиля в воду. В эту ночь случилась авария, в которой погиб один из реальных кандидатов на пост президента, а герой Траволты спасает его пассажирку - приятную блондинку. Во время допросов Траволте недвусмысленно дают понять, что надо помалкивать об этой истории. Но будучи человеком, взращенным на принципах демократичного общества, он просто не может молчать! Но это означает, что за ним и за спасённой девушкой началась охота! Фильм, если брать в расчёт то, что он довольно уже старенький, держит в напряжении и содержит несколько неожиданную развязку, такую, какую увидишь не во всех фильмах подобного жанра, а лишь в редких исключениях. В общем-то, интересный триллер, который стал для других картин в чём-то эталонный. Поклонники таланта Джона Траволты уж точно не пропустили этот знаменательный фильм в его кинокарьере, а остальным рекомендуется к просмотру для сравнения с фильмами, которые вышли позже 'Прокола'. 7 из 10
Брайан Де Пальма – прекрасный режиссер. Он доказал это своими отличными лентами такими, как 'Неприкасаемые', 'Лицо со шрамом' или 'Миссия: невыполнима'. Но даже у мастеров, каким без сомнения является Де Пальма, бывают 'Проколы'. К сожалению, у картины есть несколько крупных минусов. Главная проблема 'Прокола' – неправильное распределение экранного времени между актерами. Акцент сделан в сторону Нэнси Аллен (на тот момент она была женой Де Пальмы), что откровенно негативно повлияло на восприятие происходящего. Нэнси сыграла совсем неубедительно, во время просмотра складывается ощущение, что Аллен не верит в образ, который необходимо воплотить, а лишь старается притвориться Салли. В это же время очень неплохо проявил себя молодой Джон Траволта. Именно его Джек Терри представляет главный интерес в фильме. Действия Джека запускают целый клубок событий по сокрытию крупного заказного убийства. В качестве злодея выступает Джон Литгоу, которого мы полюбили за роли именно такого амплуа. Но ему уделено настолько мало экранного времени и внимания, что зрителю трудно понять истинные мотивы убийцы. Сюжет. Для этого фильма сценарий написал сам Брайан Де Пальма. Экранная идея, конечно, неплоха, но реализация подкачала. В качестве основы сюжета выбрана концепция заговора и политического убийства. Интерес к этой картине был вызван схожестью происходящего на экране с 'Чаппаквиддикским инцидентом', решившим шансов на президентство Теда Кеннеди. Выбор такой идеи, безусловно, очень спорный, но не это главная ошибка Де Пальмы. В 'Проколе' слишком слабая подача сюжета. Все действия в фильме развиваются очень медленно, что только усложняет понимание истории. К тому же в фильме практически нет неожиданных поворотов сюжета, что неприемлемо для картин подобного жанра. Присутствие таких моментов заметно повысило бы интерес к происходящему. Саундтрек. Для 'Прокола' Пино Донаджо сочинил хорошие композиции, но совсем не подходящие этой картине. Для нее нужны были более медленные и грустные композиции, без использования таких 'ярких' мотивов. В итоге мы имеем политический триллер среднего уровня с хорошим актерским составом и нереализованным потенциалом. P.S. Если же вам интересна идея политического заговора, лучше обойти стороной эту работу Брайна Де Пальмы и обратить внимание на 'Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе' Оливера Стоуна. 6 из 10
Фильм привлек меня, во-первых, режиссером, его снявшим, - Брайаном Де Пальмой, на счету которого 'Лицо со шрамом', 'Миссия Невыполнима', 'Неприкасаемые'; во-вторых, Джоном Траволтой, играющим здесь главную роль. Самым неожиданным для меня в фильме оказалось то, что Траволта играл самого обыкновенного парня, пусть и с не самой обычной профессией. И вот именно это и является ключевым моментом в фильме: противостояние обыкновенного американца злу. Не будем касаться отношения к политике - в фильме оно продемонстрировано однозначно негативно, акцентируем внимание именно на противостоянии обывателя и профессионального убийцы. Кстати, степень проработки убийцы заслуживает отдельного упоминания: в начале 80х, ещё далеких от мрачного культа восхищения психопатами и убийцами, как, например, в сериалах 'Декстер', 'Фарго' и фильмах 'Старикам здесь не место', 'Исчезнувшая' - антагонист получился на уровне Лорна Малво. Чего только стоят его снайперский выстрел по движущейся мишени, бесчеловечный план по заметанию следов хладнокровность и расчетливость поступков! Исходя из современных стереотипов, справиться с таким под силу лишь спецгруппе ФБР или какому-нибудь отставному сотруднику ЦРУ типа Брайна Милса из «Заложница». И никак не простому обывателю, который при столкновении с подобным монстром начинает напоминать цыпленка перед удавом. Вот теперь мы и дошли до ключевого момента - обыватель против монстра. Это одна из основных идей фильма. Американцы начала 80х ещё верят в то, что простой хороший парень способен в одиночку противостоять любому плохишу, и даже победить его, конечно же, во имя демократии (шутка). При этом интересен еще один акцент: в процессе противостояния положительному герою вполне разрешается в разумных пределах преступать закон и беспредельничать - это я о ралли в конце фильма. Но вернемся к теме противостояния добра и зла: похоже, среднестатистический американский зритель уже потерял былую веру в самого себя, и в современных фильмах и сериалах монстра побеждают или специальные службы, или другие монстры. Хотя некоторые режиссёры до сих пор дают обывателю шанс проявить себя, например, в первом сезоне «Фарго». Но и там для этого Гассу Гримли приходится уже проделать огромный путь на протяжении всего сезона по преодолению своих страхов к моменту решающей схватки. Напоследок отмечу еще одну черту или свойство хорошего парня - эта черта отражается в пословице «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», т.е. хорошему парню не дают в друзья мерзавцев или плохих девчёнок. Пожалуй, именно так мне видится граница, а точнее, пропасть, отделяющая этот фильм от, например, уже более позднего «Секреты Лосанджелеса». Если говорить о фильме в целом, то его стоит посмотреть, если нравится Джон Траволта и интересны американские ценности начала 80х. 7 из 10
Брайан Де Пальма человек безусловно талантливый. За свою карьеру снявший ряд замечательных картин, вошедших в золотой фонд мирового кинематографа. Гигантское влияние на его формирование, как режиссера оказало творчество мастера остросюжетного кино Альфреда Хичкока. Подражание стилю великого мастера нередко ставили ему в упрек, как неспособного изобрести что-то свое. Согласны ли вы с этими обвинениями или нет, это исключительно дело вкуса. Я считаю, что фильмы Де Пальмы, хоть и заимствуют многие элементы и фишки произведений других авторов, все же представляют собой пример качественной и самобытной режиссуры. И данный фильм не исключение. Картина представляет собой детективный триллер. В сюжете четко прослеживается влияние двух значимых фильмов подобной тематики «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы. В которых и черпал вдохновение Брайан Де Пальма, а он выступил не только режиссером, но и сценаристом. В свое время лента провалилась в прокате и собрала неоднозначную критику. Но со временем стала восприниматься классикой жанра. Молодой звукооператор Джек Терри, записывая звуки для второсортного ужастика фиксирует звук ночной автокатастрофы. Прослушивая запись, он понимает, что авария произошла не случайно, а в истории замешаны, в том числе и высшие политические круги. Главный герой начинает собственное расследование, которое повлечет за собой цепочку опасных событий. Режиссеру удалось хорошо передать напряженную атмосферу. Лента снята в стилистике неонуара, с классическими атрибутами данного жанра. Мрачная манера съемки, медленно нагнетаемый саспенс, наличие роковой женщины и другие художественные приемы нуара. Крепкая интрига удерживает внимание и предвещает неожиданную развязку. Но к сожалению заметны недоработки в сценарии. Искушенный зритель непременно обратит на это внимание. Присутствует некая недосказанность. Джон Траволта тогда ещё юный и не столь звездный актер, сыграл одну из лучших ролей на раннем этапе своей карьеры. Ему очень сильно подошел образ простого технического специалиста, оказавшегося не в том месте и не в то время. Не выдающийся образец драматургии, но достойная и проработанная роль. Нэнси Аллен выступила в роли девушки, замешанной в этих загадочных событиях. Она выглядит не столь уверенно и местами переигрывает, но её игра не вызывает отторжения. А вот таинственный злодей в исполнении Джона Литгоу вышел очень колоритным. Его персонаж не раскрывается, но производит сильный эффект. Прокол атмосферный, интригующий, напряженный детективный триллер. Достойный представитель жанра в целом и раннего творчества режиссера Брайана Де Пальмы в частности. Не лишенный недостатков и сюжетно недосказанный. Но отлично подходящий любителям остросюжетного кино, а также поклонникам Джона Траволты. 7 из 10
В 1966-м году итальянский кинорежиссер Микеланжело Антониони выпускает фильм «Фотоувеличение» («Blowup»), который становится критической точкой, ознаменовавшей новый виток в творчестве постановщика, впервые поработавшего вне родной Италии, снявшего свой первый фильм полностью на английском языке. Фильм получает самые высокие рейтинги из возможных и даже удостаивается «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Концепция повествования (макет построения истории) перенимается как собратьями-европейцами, так и многими западными режиссерами так называемой «Новой голливудской волны» — используется в частности Френсисом Фордом Копполой в фильме «Разговор» (который также получил «Ветвь» в Каннах) и Брайаном Де Пальмой в более позднем «Проколе», смотревшемся во время своей премьеры в 1981-м году весьма неуместно, наигранно и совсем не в духе времени (если сравнивать с бессмертными творениями Антониони и Копполы, вышедшими в более подходящее время, вовремя уловившими дух назревающего беспокойства в обществе). Эта самая оригинальная концепция подачи материала заключается в физическом и эмоциональном отстранении зрителя от основной истории. Главные герои всех трех вышеназванных фильмов, как и зрители, наблюдают историю, происходящую с чужими для них людьми, собирают ее по крупицам из имеющихся материалов, косвенным образом или вовсе случайно попавших к ним в руки. Собственно, протагонисты этих фильмов сами являются зрителями, которые словно смотрят фильм или театральную постановку. Отличие только одно: наблюдаемое ими — вовсе не выдумка, не подсознательный фантом. Они узнали то, чего не должны были знать, влезли в чужую частную жизнь, случайно или намеренно — не важно, но все еще не могут разобраться в том, что же именно они узнали, ведь в их руках лишь небольшой кусочек огромного полотна событий, как говорится, вырванный из контекста. Нельзя судить о чем-то с полной уверенностью, но если намеки — действительная правда, то медлить нельзя, нужно срочно действовать. Мотивация к действию у героев каждого из фильмов своя. Если в «Фотоувеличении» главный герой — фотограф, сфотографировавший гуляющую пару в парке, а чуть позже, придя домой и увеличив снимок, заметивший на заднем фоне в кустах размытое изображение убийцы, то протагонист «Разговора» — специалист по подслушивающим устройствам, работа которого косвенно повлияло на большое количество заказных убийств. Работая над последним делом, Гарри Коула приходит к мыслям о том, что на его клиента будет совершено покушение. Весь фильм он, охваченный паранойей, пытается предотвратить планирующееся, как ему самому кажется, убийство. Фотограф из «Фотоувеличения» делает тоже самое, что и Гарри Коул, только он совершенно не причастен к происходящей криминальной истории. Именно поэтому «Фотоувеличение» считается притчей о безучастности и невозможности выбора, а «Разговор» — психологическим триллером с элементами детектива. Брайан Де Пальма же возвращает своего персонажа, сыгранного Джоном Траволтой, к истокам. Джек Терри — звукорежиссер, работающий на студию, снимающую порнографию и дешевые фильмы класса «B». Уже работа главного героя отсылает к Антониони, ведь герой Траволты, как и герой Дэвида Хеммингса, творческий человек, в голове которого обитают собственные тараканы, а также к криминалу, в отличии от героя Джина Хэкмена из «Разговора», не имеет ровно никакого отношения. Брайан Де Пальма словно нарочно игнорирует изменения фабулы, внесенные Френсисом Фордом, делая своего персонажа случайным наблюдателем, как у Антониони, а не непосредственным участником событий, пусть и находящемся в неком отстранении от ситуации, как у Копполы. «Прокол» стал менее камерным и собранным, рассказал уже не маленькую личную историю, а более масштабную, охватывающую весь город, СМИ и вышестоящие органы. Убили в «Проколе» не простого смертного, а кандидата в президенты. Следовательно — это уже не притча и не детектив, а самый настоящий политический триллер. Только вот сама по себе история убийства одно кандидата другим выглядит довольно сумбурной и скомканной. Никаких деталей этой истории так и не пояснят, довольствуемся лишь важными для героя Траволты мелочами, а интрига или саспинс, как в том же «Разговоре», просто отсутствует, ведь дальнее развитие сюжета угадывается еще в самом начале фильма. В «Проколе» зрителя ждут: армии наемников, то и дело снующих туда-сюда, удушение на площади во время празднования Дня Независимости — прямо под американским флагом и звоном оркестровых труб, порно-студии, оформленные разноцветным неоном с пола до потолка, нелепые отсылки к Уотергейтскому скандалу (результат влияния которого на общественные настроения Коппола в свое время использовал для усиления эффекта «Разговора» на массовую аудиторию, что у него получилось на высшем уровне и повлияло на высокие оценки критиков и зрителей) — Де Пальма нагнал в простую историю ненужный, абсолютно бессмысленный, картинный бред, сдобренный умеренной долей пафоса. Его история не привнесла в поджанр ничего нового, режиссер просто объединил наработки Антониони и Копполы, явно пытаясь вывести свой фильм на качественно новый уровень, но удача была явно не на его стороне. Вместо экстравагантного политического триллера с претензией на гениальность получилось не пойми что — достаточное внимание не уделено ни раскрытию героев, ни истории заказного убийства, расследуемой главным героем, ни политическим мотивам. «Прокол» — не высокопарный политический триллер, да и с ролью камерной драмы про нескольких отдельно взятых представителей человечества (как «Разговор» и «Фотоувеличение») он не справляется. Удивительно, как один из лучших западных режиссеров того времени, снявший «Лицо со шрамом» и «Путь Карлито», угробил имеющуюся концепцию, проверенную годами, причем наиглупейшим способом — пытаясь совместить несовместимое, убивая драму ради зрелищности и эффектности. «Фотоувеличение» — 10 из 10. «Разговор» — 10 из 10. «Прокол» — 7 из 10.
Уже вступительная сцена фильма, является чуть ли не самой выразительной и семантически многозначной. Это пятиминутный эпизод, снятый одним длинным планом, выполненный в стилистике 'джалло' и целиком снят с точки зрения серийного маньяка с кухонным тесаком, который путешествует по женскому общежитию и вырезает сексапильных девочек. Кончается вступление прямой реминисценцией из хичкоковского «Психо», которая прерывается самым фальшивым и карикатурным криком жертвы в истории кино и смехом героя Траволты - Джека Терри, звукорежиссера второсортных слешеров, один из которых мы только что и наблюдали. Нетрудно заметить, что это кровавое вступление снято намеренно гротескно, вульгарно (секс на полу, мастурбирующая студентка, подглядывающий коп) и с немалой долей черного юмора. Де пальма словно высмеивает типичные каноны слешеров (особенно Хэллоуин!), пик которых пришелся как раз на восьмидесятые. Но не щадит он и себя, ведь все предыдущее десятилетие он проработал в этом жанре, а за год до 'Прокола' снял свой лучший фильм данного направления - 'Одет для убийства', ядреную смесь из психологизма Хичкока и эстетики джалло. Но теперь режиссер как бы говорит, что все это в прошлом (которое все же вернется в 2012 году в фильме 'Страсть') и нужно ждать чего-то совершенно нового. Но, откровенно говоря, ничего нового как раз и не будет. Если раньше критики могли обвинять режиссера только в копировании визуальных наработок (заимствованных у Марио Бавы или Хичкока), то после 'Прокола' де Пальму можно укорять и в идейном плагиате, которого он правда не только не скрывает, но выставляет напоказ. Уже в названии картины 'Blow out' содержится явная отсылка к фильму Антониони 'Blow up' (Фотоувеличение), дискурсивная линия которого и будет являться формообразующим элементом сценария наряду с сюжетной канвой фильма Копполы (друга и наставника де Пальмы) 'Разговор'. Звукорежиссер Джек Терри становится свидетелем якобы случайной аварии, в результате которой слетает с моста автомобиль губернатора. Глава города тонет, но Джеку удается спасти пассажирку - молодую девушку Салли, судя по всему, тайную любовницу главы города. В больнице герою советуют держать рот на замке и дело быстро заминают. Но Джек решает провести собственное расследование и обнаруживает, что колесо автомобиля было прострелено. Он решает показать запись автокатастрофы Салли и выяснить какова ее роль во всей этой истории. Оказывается, девушка работает профессиональной проституткой, чья задача состоит в том, чтобы собирать компромат на государственных лиц. Губернатор был ее очередным клиентом. Джек понимает, что ввязывается в опасную игру, но не может остановиться. Его толкает вперед отнюдь не честолюбие или жажда справедливости, сказывается прошлая психологическая травма, полученная после того, как по его вине убили человека. Параллельно с развитием расследования развивается и романтическая линия персонажей, Джек сознает, что все больше влюбляется в Салли. Вскоре ему придется выбирать между любовью и долгом. Пестрый, динамичный, многослойный сценарий де Пальмы на удивление гармоничен и целостен. Драматический накал достигает небывалого для фильмов режиссера напряжения. Основная заслуга лежит, в первую очередь, на исполнителях, Джоне Траволте и Нэнси Аллен, у которых отлично получается разбавлять насыщенную детективную интригу и напряженную остроту сюжета легким, воздушным идиллическим флером на грани сентиментальности. Естественно, де Пальма не упустит шанса в конце фильма столкнуть лбами две эти противоположности и, по всем законом жанра, развеять радужные и оптимистические настроения персонажей в холодной и беспроглядной тьме реальности. Но что вообще такое реальность? Это, пожалуй, один из главных вопросов фильма, перешедших по наследству от ленты Антониони. В картине основным генератором реальности является телевидение и средства массовой информации, играющие важную роль в развитии сюжета. Но, продуцируемая ими реальность суть иллюзия, удовлетворяющая массы населения. Джека же интересует истинная и до-'подлинная' сущность вещей, ради которой он готов идти против течения (символически это выражено в гениальном эпизоде, где герой пробивается сквозь ликующие толпы на параде в честь дня независимости). Насколько известно, в фильме Антониони герой Хеммингса также стремился скинуть с вещей иллюзорный покров. Но под ним не оказалось ничего, кроме пустоты, бессмыслицы и «ничтойности». В радикальном антагонизме с мировосприятием итальянского маэстро находится онтологическая точка зрения де Пальмы, которая, как мне кажется куда ближе к действительному положению вещей. Согласно его системе – ядро существования содержит в себе стихийное, иррациональное, насильственное начало. В фильме оно персонифицируется в образе профессионального киллера с наклонностями серийного маньяка (убивающего оригинальной удавкой, т.е. беззвучно) по кличке Берк, в блестящем исполнении Джона Литгоу. Де Пальма, не выходя из пределов строго реализма, несколько размывает фигуру этого персонажа в темных, таинственных красках мистичности и сверхчеловечности, словно наделяя его символическими абстрактными чертами потустороннего ангела смерти. Вышеозначенная страдательно-трагедийная система бытия фундируется онтологией Ницше, также считавшего, что всякая жизнь по сути дела является трагическим спектаклем. Но и другая идея мыслителя нашла в фильме блестящее выражение – а именно оценка существование исключительно как эстетического феномена, материала для искусства и творчества (вместо фальшивого крика героини, слышанного в начале, в конце фильма Джек подставляет настоящий). Можно констатировать, что как минимум в дискурсивном отношении «Прокол» не уступает предшественникам. Что же касается визуально-технического оформления, то здесь у де Пальмы никогда не было проблем, но данный фильм и вовсе признается многими за вершину его творческой карьеры. Часто маэстро обвиняли в том, что зрительная репрезентация у него является самоцелью и съедает остальные компоненты картины, отчего последняя приобретает «неестественные» диспропорции. Видимо они просто не смотрели «Прокол». Фильм пестрит самыми разнообразными техническими виртуозностями, абсолютно контрапунктирующими с идейным концептом. Никакое движение камеры не является случайным и неоправданным. Более того, само по себе построение мизансцен, угол обзора, фокусировка, чередование планов и т.д. и предстают центральным, формообразующим аспектом фильма. Суть философии таких картин не в абстрактных понятиях или заумных теориях, но в визионерстве, непосредственном видении, которое и является истиной в последней инстанции, просто потому, что никакой другой истины не существует. На мой взгляд, творческий потенциал режиссера полностью раскрылся в последних пятнадцати минутах картины (которые, что интересно, были выкрадены и пересняты с нуля) – тут невероятный градус эмоционального накала страстей, в связи с трагической смертью одного из персонажей, гениально контрастирует с обстановкой окружающего веселья, толпами ликующих людей и поразительной красоты салютом. Это шедевральная сцена, в которой де Пальма как канатоходец сохраняет баланс между гротескной сентиментальностью, карикатурным мелодраматическим изображением и эмоционально-суровой, «бергмановской» безысходностью. На мой взгляд, «Прокол» - один из лучших триллеров за всю историю, в котором де Пальма вновь блестяще использует весь свой богатый инструментарий и добивается невероятного визуального качества, абсолютно коррелирующего разноплановому и великолепно проработанному сюжетному каркасу. Таких забойных фильмов давно уже не снимают.
Джек Терри работает звукорежиссером и записывает звуковые эффекты для фильмов. Однажды, прогуливаясь в ночном парке со своей записывающей аппаратурой, Джек случайно записывает на микрофон автомобильную аварию – машина с проколотым колесом не справляется с управлением и слетает с моста в водоем. За рулем был не кто-то, а видный политический деятель, который должен был победить на парламентских выборах, и девушка Салли, сидевшая рядом. Джеку удается спасти лишь эту девушку, вместе с которой они оказываются в больнице. Полиция допрашивает обоих о событиях той ночи, а помощник погибшего убеждает Джека и Салли сделать вид, что ничего не было. Однако, запись, сделанная на пленку, не дает покоя Терри, и он отчетливо слышит выстрел во время повторной прокрутки. Становится ясно, что авария была подстроена, а пытливый Джек непременно захочет докопаться до правды, впутав в это дело и Салли, далеко не случайно оказавшуюся в той роковой машине с политиком. Брайан Де Пальма решил немного изменить излюбленной хичкоковской теме (хотя и здесь она отчетливо прослеживается) и переключиться на триллеры с политической подоплекой. «Прокол» уже в своем оригинальном названии «Blow out» намекает на классический кинохит Микеланджело Антониони «Blow Up» («Фотоувеличение», 1966), и, соответственно, оммажирует уже Антониони, сделав виновником одержимости главного героя уже не фототехнику, а аудиоаппаратуру. К слову об аудиоаппаратуре, очень много сходств можно заметить и с лентой «Разговор» (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, даже больше, чем с фильмом Антониони, который не имел никакого отношения к заговорам. Де Пальма, который является и автором сценария, и здесь, на мой взгляд, не ударил в грязь лицом, подав зрителю изысканный микс вышеупомянутых фильмов, приправив его своим уже отточенным стилем а-ля Хичкок с нотками черного юмора, вследствие чего получился яркий и незабываемый кинококтейль. Изобретательные ракурсы камеры от мастеровитого оскароносного оператора Вилмоша Жигмонда и музыкальное сопровождение Пино Донаджо, уже не впервой работавшим с режиссером, играют очень важную роль в нагнетании мощного саспенса, намертво примагничивающего зрителя к экрану от вступительных и до финальных титров. Также невозможно не отметить те стильные монтажные приемы, примененные в ленте (особенно в сцене внимательной прослушки пленки героем Траволты). Актеры Джон Траволта (Джек Терри), уже сыгравший в «Кэрри» и Нэнси Аллен (Салли), на тот момент жена режиссера, уже снявшаяся у него в двух фильмах, достойно выступили в качестве экранного дуэта, а Джон Литгоу, также уже проявивший себя у Де Пальмы в «Наваждении», воплотил на экране образ самого настоящего хладнокровного злодея с пугающим взглядом, при виде которого становится и правда не по себе. Только, к сожалению, в свое время этот фильм потерпел провал в прокате и не был встречен критиками с распростертыми объятиями. Классический триллер, являющийся помимо того, что изящным и изобретательным поклоном вышеупомянутым классикам кино, так и вовсе всеобъемлющей кинематографической поговоркой «искусство требует жертв», говорящейся языком кино с экрана в финальных кадрах. 9 из 10