После просмотра фильмов '300 спартанцев' 1962 и 2006 годов, я убедился, что старые фильмы гораздо достовернее фильмов современных. Хоть и выглядит этот фильм не так зрелищно, как современный, но на меня старый фильм произвёл гораздо большее впечатление. Я советую посмотреть кино 1962 года. 10 из 10
Старые 300 спартанцев намного смотрибельнее, чем эпос Зака Снайдера. По крайней мере не чувствуешь себя идиотом во время просмотра. И пусть здесь пленка так не насыщена цветами, спецэффектов мало и батальные сцены не кажутся такими крутыми, но зато здесь меньше пафоса. Леонид старый, как и было по истории. Персы не кажутся слабаками, а обычными солдатами, которые ничего не могут противопоставить смекалке греков. Вообще старый фильм очень хорош. Как в плане настроения, так и диалогов. Нету здесь тупого закадрового голоса, который словно читает текст, написанный для какого-нибудь политика средней руки. В этом кино я увидел не только крутых мужиков, а настоящих людей, а не каких-то терминаторов с одинаковыми прессами. Страшно порой, что у некоторых не хватает новых идей и они начинают заниматься римейками, хотя это вроде как графическая новелла Фрэнка Миллера. Комикс, ради Бога, но везде нужно знать меру. Но как же противно и страшно, когда слышишь восторженные крики по поводу 300 Снайдера - полная безвкусица. А 300 спартанцев 1962 года - это модно. Даже сейчас. Предпочту посмотреть эту версию, чем морочить голову компьютерными сражениями киборгреков. Ух прикольное слово. А этому кине однозначно - на полку настоящих ценителей кино. 8 из 10.
Только что посмотрел этот фильм и буквально по ощущениям пишу отзыву. Фильмом очень доволен, то что это продукт 1962 года совершенно не повлияло на мою оценку фильма, а наоборот повысило его великолепие в моих глазах. С детства люблю историю и конечно же исторические фильмы, у Голливуда обычно получается их снимать и '300 спартанцев' входит в список на мой взгляд очень удачных творений. Ну а теперь собственно ближе к сюжету и картинке. Главное это показать достоверность событий так как это соответствовало тому времени, тем традициям и тому мышлению. И э то в фильме сделано на отлично. Показана и политическая и социально-культурная сферы в Древней Греции, создатели уделили и достаточное внимание обществу Персидской времени, зритель может видеть коренные отличия между двумя этими великими цивилизациями. Впечатляет красота костюмов, над которыми трудились множество людей. Особенно привлекает полная натурность съёмок. У фильма красивое начало и красивый конец. Это фильм о героическом поступке и тут на мой взгляд самое главное не переборщить с пафосом и героизмом, как это видно в '300 спартанцах' 2006 года. Все участники выглядят действительно живыми людьми со своими страхами и желаниями, способностями и слабостями. Большое уважение к актёрам и создателям фильма за это. Также большим плюсом фильма является то , что сюжет не закциливается только на Фермопильском проходе: здесь есть и сцены жизни обычных людей и политические беседы, размышления политиков и военоначальников. Подводя итог могу лишь сказать, что этот фильм достоин внимания зрителей. 10 из 10
Не считал сколько раз я пересматривал этот фильм, но точно не один десяток. Шикарнейшая кинокартина основанная на реальных событиях далёкого прошлого. За сюжет взят один из эпизодов греко-персидских войн, а именно бой в Фермопильском ущелье произошедший в 480 г. до н. э. Считаю лишним да и не уместным описывать здесь эти события, кто заинтересуется, смотрите и увидите. Видно что режиссёр и сценаристы, прежде чем снимать фильм, внимательно изучили исторические (часто противоречивые друг другу) архивные записи на эту тему. И правильно решив, что истина находится где то по середине, сняли замечательный исторический фильм очень близко приближённый к реальным событиям. И пусть будет так. Лично я согласен с режиссёрской версией и её интерпретацией. С детских лет и по сей день в моём сознании укрепился образ спартанского царя Леонида, созданный актёром Ричардом Иганом. Хочется верить что именно так и выглядел этот легендарный человек. Бесподобная актёрская роль. Хотя здесь есть не стыковки с архивными данными. По ним спартанские воины в те времена все как один не брили бороды и были длинноволосы. Также в фильме в некоторых эпизодах присутствует элемент откровенной наивности и возможно не всё прекрасно с режиссёрской точки зрения, но это мелочи по сравнению с его достоинствами. Я не называю его шедевром кинематографа, но повторюсь -это шикарное произведение киноискусства. Пройдёт ещё несколько десятилетий, родятся новые поколения и если им удастся посмотреть этот фильм созданный в 1962 году, почему то уверен что он оставит след в их душах. Фильм созданный режиссёром Рудольфем Мате потихоньку приобретает бессмертие, как и подвиг людей о которых он повествует. 10 из 10
Не знаю, как так произошло, и по какому каналу шли трансляции, но в один миг я смог посмотреть старые картины военно-исторического жанра, ставшие классикой и основоположниками отдельного жанра, названного 'пеплум', 'Спартак' и '300 спартанцев'. Подвиг горстки воинов из небольшого города-государства, расположенного на территории нынешней прекрасной Греции меня поразил в самое сердце. Не могу сказать, что я был привлечён актёрской игрой или масштабными батальными сценами, но некоторые фрагменты прочно засели у меня в памяти, а изящество и декорации до сих пор всплывают где-то в отдалённых уголках мозга. После того, как я пересмотрел 'Спартака' и утвердился в той мысли, что это творение от культового режиссёра Стэнли Кубрика является восхитительным произведением искусства, решил вернуться и пересмотреть '300 спратанцев', которых выпустили в столь уже далёком 1962-м году. И, к сожалению, могу сказать, что той же композиции и эстетического удовольствия я получить не смог. Немного поразмыслив, стало, в целом, совершенно понятно, почему случился сей неприятный факт. Во-первых, через несколько десятилетий были выпущены такие картины, как 'Храброе сердце' и 'Гладиатор', которые стали совершенной классикой жанра, премного пересилив старших 'собратьев'. В '300 спартанцев' откровенно не хватило мощных и красочных сцен битв. Лишь пара-тройка не переполошили восприятие и не смогли доказать, что '300 спартанцев' - претендент на классику пеплума. Вроде бы и декорации с гримом и костюмами на высочайшем уровне, а вот какого-то всплеска нет в ощущениях. Хотя именно этим моментам-составляющим картине я отдаю должное. Но только из-за них мы видим больше театрализированное действо, прекрасно поставленное, как спектакль, как карнавал, но только не как батальное кино. Благодаря этой американской экранизации исторический событий, ставших номинальным названием настоящих чувств патриотизма, те, кто не знал про подвиг солдат, узнали о нём, но вот на большее картина не претендует. Картинка глаз радует, но вот затянутость в ней имеется. Ещё один момент, который не только не поразил, но и даже не дал повода пересмотреть своё более взрослое мнение по поводу '300 спартанцев' - это игра актёров. Героические герои, они гордо, бесстрашно и восторженно взмахивают мечами, готовые дать отпор любому врагу, пусть его хоть миллионы придут, всё равно насмерть стоять будут. Здорово, конечно же, так и хочется к ним на помощь ринуться, но главный герой - царь Леонид в исполнении Ричарда Игана - вначале казался тем, кто поведёт за собой 'готовых на смерть', как прям из 'Спартака', но постепенно он утрачивает позиции, становясь всё больше каким-то романтическим героем, а не подлинным предводителем воинства, то есть он не Гектор, а Парис он, если выражаться по мотивам 'Трои'. За остальных вспомнить-то нечего, лишь разве что дамы были восхитительные, но будто путешествовали они в лимузине, как эскорт-сопровождение. В общем, при пересмотре пришло некоторое разочарование. Вроде всё неплохо, но слишком многое было отдано торжественности, напыщенности, но не стоит забывать, что тогда шла война, а она романтики не признаёт. И всё же посоветую посмотреть тем, кто видел 'тёмную версию' '300 спартанцев' от Зака Снайдера по идее Фрэнка Миллера, потому что тут сохраняется гораздо больше исторических данных. 6 из 10
Патриоты бывают двух видов: на словах и на деле. И как правило, вторые сражаются и умирают, а вторые пользуются плодами их побед. Царь Леонид из тех, что 'на деле'. Он не думал о своих корыстных интересах и в знак этого был готов отдать жизнь в любой момент. Он не думал по-геймерски, как Ксеркс, которому нужен был очередной венок. Глупец! О, если б он только знал, что очередной ненужный венок ничто, по сравнению с свободным глотком воздуха! Боюсь, он так и не понял смысла подвига Леонида и его 300 спартанцев, хотя и вынужден был оценить. Леонид жил, как свободный. А Ксеркс как жил в плену своих идей, так в их плену и умер. Но не в фильме и по исторической хронологии очень нескоро после Фермопил. Поступок Леонида и 300 спартанцев был важнейшим примером патриотизма в войне того времени между греками и персами. И в результате греки выгнали персов с своей территории. 7,5 из 10
Этот фильм я смотрел очень давно, а потом много раз пересматривал. Вот после просмотра таких картин, прививается интерес к историческому кино. А этот жанр наряду с триллером, является моим самым любимым. Жаль что сейчас, очень мало выходит достойных исторических эпосов, а раньше наряду со 'Спартаком' в списке моих любимых, была и лента '300 спартанцев'. А когда я смотрел этот фильм впервые, я незнал об историй этих храбрых войнов, поэтому первую информацию про этих мужественных и отважных людей, я узнавал именно из этого фильма. А так было даже интереснее, думать до последнего, чем всё закончится. А сейчас об историй '300 спартанцев' знают практически все. Голливуд начал выпускать на эту тему кощунственный фантастический римейк, проявляя тем самым неуважение к историй, и памяти тех воинов. Что касается картины Рудольфа Мате, то она практически идеальна. Масштабные сражения, первоклассные актёры во главе с царём Леонидом, роль которого так хорошо исполнил Ричард Иган. А также интересные противники во главе с безжалостным и тщеславным Ксерксом. Меня до сих пор умиляет битва лучших воинов-персов, которых именовали 'бессмертные', и на которых так много возлагал надежд царь Ксеркс. И как они были разбиты, с какой лёгкостью и изяществом. Вообще в эту рельную историческую историю верится с трудом. Ведь всего 300 воинов Спарты не просто противостояли десяткам тысяч вражеских воинов, но и заставляли их бежать с поля сражений. Ах, если бы не этот предатель, не этот проход в Фермопилах. Не видать бы Ксерксу победы. Для меня этот фильм образец того, как надо делать историческое кино, которому уже полвека кинематографической жизни. Просто гениальное кино. И советую смотреть только оригинальную ленту, и не тратитиь время на бездарные и кощунственные римейки. Ведь чтобы сделать из фильма шедевр, не обязательны спецэффекты. Главное делать кино с желанием и душой. Именно так, как это сделали создатели киноленты '300 спартанцев'. 10 из 10
Экранизация исторических событий, вторжения персидских войск под руководством Ксеркса в Грецию в 5 веке до н. э. и подвига трёхсот спартанских войнов, удерживающих целую армию в Фермопильском ущелье. Бесспорно лишь одно - оценивать этот фильм нельзя в отрыве от времени, когда он был снят. Если б кто-то снял так сейчас (хотя никто бы и не стал), то оценка была бы однозначно отрицательной. Но рецензенту необходимо учитывать и технические возможности кинематографа начала 60-х, и традицию, и бюджет и многое-многое. Тем не менее, по-настоящему великими становятся те картины, которые актуальны всегда. Если в старой ленте есть что-то, что посчиталось бы сейчас ляпом, а тогда не считалось, то это извиняет эту ленту лишь отчасти. Что не понравилось в '300 спартанцев'? 1) Актёрская игра. Я не знаю, как назвать этот стиль, манеру, подачу, но она в общем-то типична для многих картин того времени, как в советском, так и в американском кинематографе. Не смотря на старательную актёрскую игру, речь героев выглядит абсолютно неестественной, излишне простой, однобокой и пафосной. Ну не говорят так в реальной жизни! Словно каждый даже в самом обыденном предложении представляет себя оратором, которому надо монотонно произнести простые и пафосные слова толпе. 2) Постановка сражений. Выглядит зачастую, мягко говоря, забавно. Нет, это не смертельная битва на мечах, а какое-то бодание. Но тут опять-таки делаем скидку на 1962 год. 50%-ную скидку. Тем не менее, в целом '300 спартанцев' получился довольно масштабным проектом и оценку я поставлю положительную. Почему? Да хотя бы потому, что никто ничего лучше на эту тему до сих пор не снял. Во-вторых, во всем остальном, за исключением вышеперечисленных претензий, фильм сделан действительно на высоком уровне. Но на величие, конечно, не претендует. 7,5 из 10
История героической смерти Леонида 1, царя Спарты, и его трехсот телохранителей, была перенесена на большой экран голливудским режиссером Рудольфом Мате еще в 1962 году, и сделано это было настолько добротно и профессионально, что фильм смотрибелен и спустя половину столетия. И останется таковым, поскольку, хоть он и есть 'продукт' своего времени, с соответствующими достоинствами и недостатками, фильм очень аутентичен и по-настоящему искренен, что еще больше стало заметно на фоне творческих изысканий Голливуда в 21-м веке, не будем тыкать, в очередной раз, пальцами. Конечно же, образ Леонида c сотоварищами, идеализирован, местами пафосен и очень выигрышно представлен в сравнении с персидским царем Ксерксом 1 и его ордами, какими они был в действительности, а также чем руководствовался Леонид, ввязываясь в заранее неравную схватку, мы уже никогда не узнаем. Но есть одна непреложная истина – именно царь Леонид дал бой вторгнувшимся в Грецию персидским войскам в Фермопильском ущелье, совершив поступок, который вот уже на протяжении двух с половиной тысяч лет по праву считается подвигом, подвигом трехсот спартанцев. Фильм Рудольфа Мате максимально и, насколько возможно достоверно, это показал на экране, за что этому неувядающему фильму от меня уверенные 9 из 10 P. S. Если Ваши дети заинтересуются историей Древней Греции, смело предложите им для просмотра этот фильм, это уж точно не повредит их психике и не сделает их хуже…
Это фильм моего детства. Пусть не так часто показывали его по телевизору, но каждый просмотр превращался в настоящий праздник. Я с восторгом впитывал всё - и слова Фемистокла о безнадёжных трусах, и гордое 'Значит, мы будем сражаться в тени!' Леонида, и уж конечно крылатое 'Со щитом или на щите!'. Когда же доходило до сражений, восхищение переходило все границы. Хоть и немного наивные, они и по сей день смотрятся с удовольствием, а на момент выхода были просто великолепны. Пусть нет в них особого масштаба или натурализма - но скажите, у кого не перехватывало дыхание, при виде тонкой алой шеренги твёрдо стоящей против громадной нестройной толпы? Образ гоплита в красном плаще с чёрной 'лямбдой' на щите надолго стал для меня образцом мужества, отваги и верности долгу. И по сей день жертва трёхсот героев, так блестяще переданная в этом фильме, продолжает находить живой отклик в людских сердцах. И по сей день я нет-нет, а урву пару часов, чтобы ещё раз увидеть воочию великих мужей древности и восхититься их мудростью, преданностью, силой духа. И по сей день у меня выступают слёзы, когда я вижу, как под звуки бессмертной музыки из-за холма выходит золотисто-алая колонна. А если сравнивать этот фильм с недавней комикс-поделкой, хочется сказать лишь одно. Снайдеру захотелось лавров старых 'Трёхсот спартанцев'? Что ж, Зак - приди и возьми! 10 из 10
Помню, данный фильм нам показывали ещё на уроках истории, когда шла программа по истории древнего мира. В то время фильм не произвёл никаких особых впечатлений, что собственно понятно. В детском возрасте такие фильмы понять сложно, а полюбить их ещё сложнее. Но определённый осадок все - же в душе остался, и именно благодаря этому осадку я и посмотрел вновь этот фильм, который вполне можно отнести к категории лучшего исторического кино. Фильм, как ясно из названия, рассказывает о величайшем подвиге в истории, когда отряд из трёхсот спартанских воинов направился остановить всю персидскую армию, продвигавшуюся вглубь Греции. Как известно из истории, спартанская манера воспитания молодых воинов сильно отличалась от той, которую использовали в остальных греческих городах, и благодаря этому, спартанцы отличались исключительной мужественностью и храбростью. Поэтому, несмотря на то, что остальные греки остались праздновать религиозные праздники, спартанцы отправились в одиночку навстречу персам, чтобы удерживать их наступление. В фильме прекрасно раскрыты такие понятия как верность, храбрость и боевая отвага. Если сравнивать фильм с другими историческими лентами, например с той же 'Троей', то мне кажется, что кино, рассчитанное, лишь на зрелищность и на заманивание зрителя красочными спецэффектами, никогда не будет конкурентом таких замечательных картин, как '300 спартанцев' или 'Юлий Цезарь', которые хватают за душу и цепляют настолько, что забыть уже о таком кино просто невозможно. '300 спартанцев' - это фильм, на который должны и просто обязаны опираться создатели нынешних исторических картин, чтобы снимать то, что действительно может иметь звание настоящего кино. Прекрасно прописаны герои и их характеры. Замечательно изображены как спартанцы, следующие за своим полководцем и освобождающие свою страну, так и персы, купающиеся в золоте и мечтающие о порабощении великой Греции. Музыка волшебно дополняет данный шедевр, и держит в напряжении до самого конца фильма. Всем любителям исторического кино, я сердечно рекомендую. 10 из 10
Помню, когда я впервые посмотрел этот фильм в 5 лет я расплакался после концовки когда все спартанцы погибли. Фильм несколько наивен, как и все историческое кино 60-х годов, но интересен, достаточно добротно сделан и его просто приятно смотреть. Забавно читать рецензиях что в фильме правильные исторические костюмы, что далеко не так (спартанцы и персы выглядели несколько по другому, посмотрите тот же альманах оспрей на эту тему), некоторый пафос про 'свободных' греков и 'миллионное' персидское войско (которое персы прокормить были не в состоянии бы, даже Дарий III в финальной битве в Александром Македонским при Гавгамелах смог собрать не более 300 тысяч человек), 300 спартанцев с небольшим числом союзников (а греков в союзных отрядах было до 5 тысяч человек), тем не менее пафос в отличии от нового фильма не зашкаливает, батальные сцены для 60-х годов сняты неплохо и во всяком случаи спартанцы в фильме ходят в строю, а не прыгают по полю в одиночку как в новом. Очень хорошая музыка передаёт настроение фильма, на мой взгляд достаточно неплохо сделана концовка где маленький клин греков наступает на персидское войско и в конечном итоге погибает под градом стрел. Конечно, можно рассуждать что самопожертвование Леонида не особо повредило персам (они прошли дальше, сожгли Афины и были разбиты только при Саламине на воде и при Платеях на суше где так же отличились спартанцы), но тем не менее их подвиг вдохновил греков на борьбу с завоевателем и в дальнейшем не раз вдохновлял писателей, художников и полководцев. Вот это и есть настоящая THIS IS SPARTA! 8 из 10
В детстве я в течении нескольких дней пересматривал этот фильм по два, три раза в день, на протяжении почти недели. В нём на мой взгляд всё безупречно: блистательная игра акёров, сильнейшая режиссура, музыка. Да именно музыка, потому что она не выступает в качестве иллюстрации к картинке, как в современном голивудском кино, а расставленна только в самых важных местах, чтобы подчеркнуть важность самых главных сцен. Жаль что сейчас в Голивуде, да и у нас тоже, отошли от этой концепции, потому что это примитизирует кино, делает его глупее. Вообще в Голивуде существует формула 'зритель ничего не понимает ' и через музыку ему можно многое объяснить, но это уже отдельная тема. Исторически в фильме почти нет недостатков, говорю это как человек увлекающийся историей. Такое же оружие, такие костюмы, те же нравы, те же стремлнения. Фильм вообще очень реалистичен. Леонид, в этом фильме, в отличии от нового фильма, не древнегреческий Рембо, он обычный смертный, который любит свою страну не жалеет своей жизни для её защиты, он смелый воин, как и все спартанцы. Царь Ксеркс, тоже показан достаточно правдоподобно, он чесполюбив вспыльчив, решителен и агрессивен. Он настоящий деспот, жаль что в новой версии его представили блудливым психопатом. Начав писать этот отзыв, невольно начинаешь сравнивать новый фильм и этот, на мой вгляд, классика, естесственно, берёт верх. Этот фильм я вообще считаю величайшим шедевром жанра исторического кино. Если можно назвать 3 самых лучших фильма в этом жанре, то на первом месте будет фильм Эйзенштейна ' Александр Невский ', на втором ' 300 спартанцев ' и на третьем Фильм Кубрика и Манна ' Спартак '.
Добротное военное ретро. Основательно показаны события, предваряющие и происходящие во время битвы у Фермопил: будь то политические собрания греков или тактические ухищрения полководцев. Сражения, в сравнении с новой версией, выглядят уже не так впечатляюще. 8 из 10
Знаете, как я определяю ‘’на века’’ этот фильм, или нет? Проверяю свои ощущения от просмотра через несколько лет. И если при перестроении спартанцев из фаланги в клин, у меня щемит сердце, как и сорок лет назад (а то и слеза появится), значит, творческий коллектив (простите за избитое выражение) сделал всё как надо. А щемит сердце потому, что ты смотришь не сказку, а реставрацию реальных событий. И битвы выигрывали не дяденьки в трусах в обтяжку и с компьютерными торсами при помощи колдовских заклинаний, а живые люди, из плоти и крови. Актёр, как известно, профессия публичная, и иногда ему приходится обнажаться (в буквальном смысле). Может быть, и понадобились компьютерные спецэффекты, чтобы сокрыть то очевидное обстоятельство, что смотреть не на что? А в фильме 1962 года раздолье для глаз! Лидирует, конечно же, Игэн, красивый и мощный (сказался опыт инструктора по дзюдо и умение владеть ножом) ! Остальные спартанцы ему ничуть не уступают! Неподражаемый дубляж! Сегодня так уже не умеют… Да и некому. Голос Дружникова не только идеально лёг на игру Игэна, но и обогатил её. У Ричарда Игэна была не очень хорошая дикция (несмотря на актёрское, искусствоведческое образование и преподавательскую деятельность). В этом легко убедиться, просматривая его фильмы без перевода. Зато совпадение по тембру – абсолютное. Женщины – красавицы! Не приходится удивляться тому, что Ксеркс так легко попался на удочку! Кстати, единственная осечка дубляжа – смазывание того факта, что Артемисия нашёптывала Ксерксу в пользу спартанцев (при просмотре фильма без перевода это слышно). Музыка – это вообще отдельный персонаж фильма, недаром по музыкальному сопровождению фильм был номинирован на Оскара (не помню только, получил или нет). И, наконец, обязательные для американских фильмов вставки love story в любой фильм, здесь ничего не портят и не выпирают, как не относящиеся к делу, примером чему может служить “Титаник” (собственно от “Титаника ” ничего и не осталось). 10 из 10
300 и 1 Фильм Рудольфа Матэ отличается исторической достоверностью. Персидский царь Ксеркс наступает на Грецию. Вся Азия готова обрушиться на Элладу. Ночью костров в лагере персов больше, чем звёзд на небе. Но даже во время грозного нашествия армии кровожадных варваров недальновидный совет старейшин греческих городов не собирался прогневать богов отказом от празднеств. Отважный и умный царь Спарты Леонид отобрал профессиональных тяжеловооружённых спартанцев. «У Ксеркса миллионное войско, а у нас – греки!» Остальные воины собирались присоединиться к войску сразу же по окончании праздника. Вот такая она, греческая демократия. Леонид повёл 300 спартанцев в Фермопилы с намерением как можно дольше защищать узкое ущелье… Актёр Ричард Иган показал Леонида амбициозным (что идёт ему только на пользу), умелым стратегом. Отряды персов безуспешно штурмовали проход. Спартанцы притворно отступали, а затем контратаковали расстроенные толпы мидян и киссийцев. Ксеркс же показан Дэвидом Ферраром бесхарактерным и легко подчиняющимся чужому влиянию, но полным самоуверенности и тщеславия. Ксеркс ведёт «свою» войну и ведёт её так, как считает нужным. В этом ему помогает царица Галикарнасса Артемисия (Энн Уэйкфилд). Женский язык ранит сильней, чем меч. В фильме прекрасно поставлены боевые сцены. Легко вооружённые варвары не смогли прорвать плотную фалангу греков, укрытых сплошной стеной щитов. Даже воины из отряда «бессмертных» отступили. Безнадёжных войн не бывает. Есть безнадёжные трусы. Беда для спартанцев заключалась в том, что кроме прохода через ущелье на юг вела ещё одна горная дорога. Изменник Эфиальт (Кирон Мур) провёл персидскую гвардию тропой в обход Фермопил. Не рассчитывая на победу, а лишь на славную смерть, спартанцы приняли последний бой. Героически погиб Леонид. Драматизм сцены, когда персы расстреливают последних героев из луков, усиливает музыка Маноса Хаджидакиса. Любовную линию в исторической драме ведут Филон, сын Грилла и Элла, дочь Пентея. Собственный народ отверг Филона, он – изгнанник. Но любимая помогает ему осознать, что спартанец – свободный человек, который может вернуться со щитом – победителем на родину или мёртвым – на щите. Образы, созданные Бэрри Коу и Дайан Бэйкер, олицетворяют мужскую и женскую красоту кинематографа 60-х годов. 300 достойных воинов погибли, но задержав наступление персов, они дали возможность единения эллинской нации. Честно сдержали своё слово. Для грека никакая часть Греции не может быть не своей. Победа или смерть. Леонид навеки обессмертил своё имя. Этот фильм показывает важность единства. Пример для всего мира. Отказавшись покориться тирану, 300 отчаянно храбрых солдат не дрогнув, стояли против всей Азии, проявив чудеса отваги и героизма. И даже через две с половиной тысячи лет мы помним про их великий подвиг. Прекрасное историческое кино.
В кинематографе, как и в истории, многое повторяется, но детали всё время меняются. Первый расцвет пеплумов пришёлся на 1950-е и 1960-е гг. Именно тогда мы и увидели первую экранизацию удивительного события, когда кучка спартанцев под предводительством царя Леонида сдерживала миллионное войско персидского царя Ксеркса. Просматривая «300 спартанцев» уже в третьем тысячелетии, даже удивляешься тому, что Рудольф Мате сумел привлечь зрителей без всякой магии, мутантов и фэнтезийных монстров, которыми изобилует фильм Снайдера 2007 года. Как и многие ленты 1960-х, версия Мате наполнена солнечными лучами и вообще в ней много позитива даже несмотря на то, что фильм по сути о войне. Некоторые зрители наверняка удивятся костюмам персонажей, которые больше смахивают на римские, а не греческие. Эта условность, вероятно, была допущена в угоду масштабным съёмкам и сражениям, которые показаны без всякого пафоса, но с человеческими эмоциями, и оттого воспринимаются с теплотой. Самое поразительное здесь то, что в версии Мате почти полностью отсутствует ксенофобия, за которую позднее будут громко ругать фильм Снайдера. Ксеркс здесь показан не фантастическим гигантом, а вполне реальным человеком с понятными амбициями и без пирсинга, характерного для африканских, а не азиатских царей. Всё это, конечно, не означает, что Ксеркс вызывает симпатию. Скорее он вызывает жалость, поскольку, как верно замечают греки, древние персы понятия не имеют, что такое свобода. Конечно, в определённой степени Мате тоже допускает перегиб, облагораживая спартанцев почти до уровня афинских демократов, но при этом избегает мифа о сбрасывании младенцев со скал. За таким благородным Леонидом в наши дни согласились бы пойти очень многие. Очень правильным решением было снимать ленту в Греции, возле настоящих Фермопил, которые являются не ущельем, а прибрежной полосой. Так что да – роскошные греческие пейзажи в кадре настоящие, и помимо великолепных гор глаз радуется при виде низких деревьев с бирюзовой листвой. Где-то там, вероятно, до сих пор осталась та самая тропа, с которой связан подлый Эфиальт (Кирон Мур). В отличие от фильма Снайдера, где этот персонаж показан очень неоднозначным, Мате отрыто упрекает его за предательство, и вряд ли найдётся хоть кто-то, кто почувствует с Эфиальтом солидарность. Жаль, что такие гнусные люди существуют до сих пор. В противоположность ему Леонид ( Ричард Иган), и особенно Филон (Бэрри Коу) с Эллой (Дайан Бэйкер) излучают доброту, будто мифические божества лета. Большое восхищение вызывает также Артемисия. Лучше, чем Энн Уэйкфилд её бы не сыграла никакая другая актриса. К слову, благодаря костюмам все женщины в фильме выглядят прекрасно. Не влюбиться хоть в одну из них невозможно! К сражению, которое является безусловной изюминкой фильма, сюжет подводит достаточно долго, но масштаб съёмок боевых сцен поражает. Как уже было сказано, здесь нет пафоса, но, тем не менее, звона мечей и кольчуг тут достаточно. Большим плюсом, безусловно, является минимальное количество хромакея. Актёры движутся не в павильонах студии на фоне зелёных экранов, а в тех самых местах, где когда-то шагали настоящие спартанцы. Подводя итог, я хочу заметить следующее: фильм Мате получился, может, и не очень достоверным, но живым. По-настоящему живым. И это возвышает его. 8 из 10
Типично американский фильм - пафосный, плакатный и не слишком отягощённый исторической достоверностью. А жаль, т. к. можно было бы снять приличную картину, но... Впрочем, давайте по порядку. Во-первых, знакомая многим история о том, как 300 смелых спартанцев успешно противостояли миллионной армии персов - не более чем красивая легенда. На самом деле численность армии Ксеркса вряд ли превышала 200 000, да и то примерно 1/3 войска составляли бойцы из покорённых народов (эфиопы, бактрийцы, фракийцы и т.д.). Да и противостояла ей 'сборная' из спартанцев, фокейцев и феспийцев, общей численностью 5 000 человек (и это не считая рабов), под командованием Леонидаса. Благодаря умело организованной обороне и мужеству греков завоеватели три дня безуспешно штурмовали Фермопилы. Лишь предательство пастуха Эпиальта позволило персам обойти греков с тыла (тут кино не врёт). Узнав об этом, Леонидас приказал союзникам отступать, а сам остался прикрывать их отступление с тремя сотнями своих воинов и, разумеется, все они полегли в битве. Это потом уже народная молва стала утверждать, что Фермопилы защищали всего 300 воинов (скорее всего, неверный перевод и трактовка надписи на монументе, установленном в Фермопилах позднее). А благодаря таким вот кинокартинам эта байка мигом стала чуть ли не догмой. Спроси у кого-нить про жителей Спарты, так никто не вспомнит об их нравах или обычаях, зато про Фермопилы и три сотни героев против миллиона врагов вспомнит каждый второй. И ведь никто не станет сомневаться, верно ли это. Во-вторых, ужасно раздражали речи спартанцев о свободе (хочется продолжить: равенстве и братстве) - дескать, армия рабов не справится со свободными людьми. Это в рабовладельческой Греции? Янки, наверное, не в курсе, что в Спарта как раз и была самым рабовладельческим полисом Древней Греции. Коренных жителей (илотов) спартанцы даже за людей не считали, переложив на них всю работу (ремёсла, земледелие и т.п.), а иногда используя их как 'манекены' для тренировки своей молодёжи (причём, допускались и убийства 'в учебных целях'). А сами спартанцы занимались лишь тренировками, так что неудивительно, что именно они слыли лучшими бойцами Греции. Кстати, и гомосексуализм процветал в Спарте ярче, чем в других греческих городах, но это уже детали. Безусловно, ремейк Зака Снайдера получился вообще отвратительным. Но Снайдер и не собирался делать исторический фильм - он просто экранизировал комикс, который всерьёз воспринимать невозможно. А когда снимали '300 спартанцев', то старались сделать как лучше, но всё как-то однобоко и агитационно получилось, в духе советских картин. Здесь нет ни противоречивых натур, ни естественности в поступках и словах. Вот благородные и смелые герои (прям супермены), вот злобные угнетатели-поработители (настолько тупые и слабосильные, что даже плевать охота), вот предатель (сволочь, конечно же), и в итоге слёзы на глазах и слепая вера в то, что и в жизни всё было точно так же, как и на экране. Нет, сам фильм снят достойно, да и батальные сцены для 60-х годов выглядят очень прилично (хотя с костюмами, конечно, не всё гладко). Однако признать '300 спартанцев' хорошим фильмом, а тем более шедевром, я не могу при всём желании. Уж не взыщите, но моя оценка: 4,5 из 10
И тут уже помог всеми любимый источник киноинформации, когда удалось узнать основу вдохновения для комиксиста Френка Миллера. Да, именно на этой ленте построен довольно фентезийный сюжет графической новеллы, по мотивам которой уже Зак Снайдер снял свой коронный сказочный проект. При этом новая версия после просмотра оригинала выглядит уже откровенным подобием. То есть взяли реальное событие и сделали из него какого-то киномутанта... А этот пеплум принёс удовольствие от просмотра, хоть и здесь историческая реконструкция под вопросом. Само действо с развитием событий довольно наивно, а трюки уже выглядят устаревшими. Но фильм всё равно приятен. Здесь есть какое-то благородство и реализм среди персонажей. Да и Эфиальт тут представлен не каким-то горбатым мутантом, а вполне жизненным пройдохой. Остальные личности также вполне жизненны и стараются действовать вполне разумно с учётом характера территории. Ксеркс здесь уже не выглядит каким-то лысым амбалом-переростком и такой же вполне человеческий завоеватель. Самое главное достоинство ленты в том, что здесь события показаны очень логичными. Есть предпосылки к вызову на побоище определённых групп войск. Главное, что не забыли и про тучу стрел, затмивших Солнце. Здесь в плане стратегии и тактики больше объяснений. И Леонид здесь не представлен тестостероновым мачо с железобетонным эго. Здесь царь вполне здраво понимает, куда идёт и что его ждёт вместе с его войском. Он хоть и не высказывает каждые 5 минут пламенные пафосные речи, но войско признаёт в нём толкового лидера. Из недостатков можно высказать лишь довольно большую схематичность места действия и некоторую упрощенность боёв. Но здесь всё же нужно учитывать дату съёмки. Это были довольно ровные 60-е, когда такая лента считалось очень значимой. Грустно от того, что фильм оказался сейчас в тени блокбастера Снайдера. Но уже видно, что интерес возвращается даже к старой классике. И оно того стоит, особенно с учётом приятного уху дубляжа от профессионалов. По итогу фильм стоит просмотра. Но рецензия нейтральная лишь от того, что даже во время выхода лента имела довольно много недостатков даже для такого бюджета. Боевые сцены очень схематичны, а трюки слишком примитивны, про историческую достоверность можно вообще молчать. Хоть и после ленты Снайдера, оригинал выглядит как документальная реконструкция. Вот только ландшафт здесь не очень похож на легендарные Фермопилы. Лента при всех своих недостатках всё же нашла много зрителей. Но всего через год выйдет Клеопатра, которая бюджетом и показанной роскошью затмит ленту о спартанцах.
Весьма неплохой исторический эпос на известный сюжет из древней истории. Фильм поставил один из ведущих операторов Голливуда 30-40-х годов ('Иностранный корреспондент', 'Леди из Шанхая') Рудольф Мате, в 50-е ставший режиссером. У него получился вполне ладно скроенный пеплум с качественно поставленными массовыми и батальными сценами. Историчность, понятное дело, хромает, но создателям фильма удалось, обойдясь без особого пафоса, рассказать о подвиге спартанцев. Картина имела успех и в советском прокате. Я ее посмотрел еще в юности и до сих пор считаю фильм одним из лучших пеплумов. Из актеров стоит выделить Ричарда Игана в роли Леонида. Он сумел создать образ мужественного человека, настоящего лидера. Хорош и Дэвид Фаррар, сыгравший Ксеркса. Сравнивать с фильмом Зака Снейдера эту ленту я не буду. Хотя признавая техническое совершенство и эффектные образы более современной версии, мне по душе фильм Мате, более простой и без спецэффектных наворотов. 7,5 из 10