Годзилла: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск15 января 2013 в 10:50
Убить всех человеков

Избалованному техническими достижениями требовательному гражданину 21 века сложно воспринимать научно-фантастические фильмы середины прошлого века. Преимущественно - в силу их весьма своеобразной спецэффектно-визуальной части, кажущейся архаичной, убогой и до слез умиления наивной. Неприкосновенная классика вроде 'Кинг-Конга' или 'Нечто' покамест держит оборону, регулярно получая новую реинкарнацию в виде ремейков, которые все чаще воодушевляют зрителя не столько сюжетно-смысловыми конверсиями, сколько феерическими эффектами визуального ряда. Судьба азиатских раритетов и того интересней. Внезапно ставший культовым японский, как бы сегодня сказали, блокбастер 'Годзилла' 1954 года выпуска экстраполировался несколькими десятками созвучных по названию и жанру кинолентами, в которых сеющего животный ужас монстра поставили на один ринг с ему подобными существами космического, хтонического и макабрического масштаба. Но, разумеется, переплюнуть оригинал в успешности замысла не удалось ни изощренным японским сценаристам, ни завистливым американским постановщикам. На самом деле, фантастический успех 'Годзиллы' в середине 1950-х годов объясняется не столько сомнительной по сегодняшним меркам зрелищностью фильма, сколько аллегоричностью образа рожденного научно-ядерной революцией ящера и невероятно качественной режиссерской работой. Поднявшийся из морских пучин доисторический монстр пробудился от звоночка маленького атомного будильника под названием 'водородная бомба'. Каждый отпечаток его жуткой лапищи есть сгусток радиации, от которого призывно зашкаливают дозиметры и в страхе вращают глазами изможденные японские ученые. Ненавязчивый акцент на том, что человеку предстоит сполна ответить за свое стремление превзойти матушку-природу по силе разрушения (не путать с созиданием), скользит яркой красной нитью по всему кино-нарративу. Но символизм 'Годзиллы' глубже, чем кажется, учитывая тот, не всегда поминаемый вовремя факт, что картина вышла на экраны японских кинотеатров девять лет спустя после ставших энциклопедическими событий в Хиросиме и Нагасаки. Известная японская сдержанность помешала фильму взлететь ввысь откровенным манифестом против ядерных испытаний американских военных, но тот самый вопрос с многоточием звучит в каждом новом эпизоде с нещадной, почти демонической силой, созвучно неистово бьющим при приближении Годзиллы в фильме барабанам. С самого начала кино-действа, при виде разбегающихся в страхе моряков на небольшом суденышке, которое вот-вот уйдет под воду, у российского зрителя, худо-бедно знакомого с историей советского кинематографа, в груди тоскливо защемит от, казалось бы, невозможных аллюзий с 'Броненосцем Потемкиным', ибо психологические приемы создания атмосферы отчаяния и драматизма удивительным образом у Эйзенштейна и Исиро Хонда схожи. Человеческое горе и ужас потери близких – вот главные герои фильма. Будь то захлебывающийся слезами под проливным дождем деревенский мальчишка, на глазах у которого погибают мать и брат, или женщина с ребенком на руках, которая, глядя на стремительно приближающегося монстра, повторяет речитативом 'Мы скоро увидимся с папой, сынок'. Подчеркнуто худые герои в кадре ведут себя сурово и по-спартански непоколебимо, зная, что нужно любой ценой победить оживший хаос разрушения. Черно-белый цветовой фон картины не менее метафоричен. Причудливым образом воссозданная атмосфера ночного кошмара усугубляется преимущественно ночными пришествиями гигантского полумифического дракона и приглушенной игрой света и тени, которая пульсирующей болью в глазах резонирует приближение леденящего кровь существа. Пугает не столько его внешний вид, терроризирующий сознание разве что неуклюжими взмахами онемевших когтистых конечностей, да трясущимся, словно застывший холодец, гребнем, более всего похожим на новогоднюю елку, сколько давящее ощущение приближения чего-то древнего, огромного и непонятного. Само чувство неизвестности и есть главный катализатор ужаса, который наваливается на мечущихся в страхе людей неподъемной тушей безумия. Американская версия 1998 года, столь мощно показавшая силу спецэффекта на зрительскую психику, разумеется, даже рядом не стоит с японским оригиналом – ни по концептуальной глубине задумки, ни по масштабу действа, которое воспринимается на уровне национальной катастрофы. Посему неудивительно, что аффективно-патриотичному Роланду Эммериху не разрешили снять сиквел своей грандиозной сказки о том, как плохо взрывать в море атомные бомбы. Классика монстро-жанра, созданная в Японии, слишком часто страдающей от техногенных и природных катаклизмов, не потому стала таковой, что нашла нужные пропорции мифического вымысла и жестокой реальности для воплощения на кинопленке, а потому что показала, насколько человечество хрупко перед лицом собственных проб и ошибок.

Poltergeist III
Poltergeist III6 февраля 2011 в 16:03
О последствиях.

Что можно сказать про фильм 'Годзилла'? Объективного - мало. Фильм имеет невероятную историю создания, которая в то же самое время сейчас известна достаточно немногим, в отличие, собственно от самого фильма. А ведь мало кто знает, что изначально лента даже не планировалась, как фантастический хоррор, мы должны были увидеть военную драму, о пострадавших в результате испытания ядерной бомбы, невинных моряках-рыболовах. Начальная сцена 'Годзиллы' с уничтожением рыболовного судна и является прямой отсылкой на данную историю. Когда же продюсерами было решено создать картину о гигантском морском чудовище, вот тут-то и началось всё самое интересное. Сценарий переписывался десятки раз, бюджет всё время возрастал, актёры приходили и уходили, но конечно же, самым сложным оказался процесс образа создания чудовища. Был рассмотрен и вариант гибрида гориллы и кита, и гигантского радиоактивного осьминога, но в конце концов, было решено выполнить чудище в традициях древних японских легенд - сделать человекообразного, прямоходящего дракона. В общем, с таким вот диким и несбалансированным процессом создания, фильм рисковал выйти не только очень плохим с художественной точки зрения, но и с треском провалиться коммерчески. Всё вышло с точностью да наоборот. 'Годзилла' не только имел сумасшедший кассовый успех, но и стразу же получил получил воистину культовый статус, и ведь было за что! Сценарий картины даже сейчас отличается оригинальностью от большинства других фильмов о монстрах, а уж тог-да то, так и вовсе был абсолютно новым словом в жанре. Прекрасная режиссура, создающая мрачную атмосферу безысходности, отличные актёры, которым веришь, и самое главное - отвратительный монстр, выполненный просто на высочайшем уровне. Фильм действительно, без всяких преувеличений выглядит действительно очень страшным, оригинальным, эффектным и безупречным с визуальной точки зрения: монтаж, спецэффекты, операторская работа, звук, всё на наивысшем для 54-го года, уровне. Я, прежде всего, советую его к просмотру ценителям высокого и прекрасного. Зелёной молодёжи, получающей наслаждение от просмотров такого бездушного, халтурного шлака, как 'Монстро' и американская версия Роланда Эммериха - лучше держаться от этой картины как можно дальше. Здесь не будет идиотского американского пафоса, не будет отвратительной, трясущейся камеры, не будет смазливых, бездарных молодых актёров, ничего своим присутствием в кадре, кроме раздражения, не вызывающих. Этот фильм повествует совсем о другом. Он о человеческой душе, о многочисленных человеческих душах, чьи напрасные жертвы были понесены в связи с бессмысленной и глупой эксплуатацией ресурсов планеты Земля... 10 из 10

Папа_Хэйдс
Папа_Хэйдс14 января 2013 в 22:53
Великий фильм.

«Годзилла» имеет уникальную историю создания. Для тех, кто по каким-то чудовищным причинам не в курсе происходящего, поясню, что «Годзилла» изначально вовсе не задумывался, как коммерческое кино. Первоначальной идеей продюсеров было создать основанную на реальных событиях, военную драму, повествовавшую об экипаже моряков японского рыболовного судна «Счастливый Дракон 5», случайно оказавшихся в месте проведения американскими военными испытание атомной бомбы и впоследствии, получивших огромную дозу радиации. Однако, студийные боссы, опасаясь конфликта, забраковали данную идею, поскольку та носила слишком сильный антиамериканский подтекст, но бюджетная сумма уже была вложена в картину, поэтому, нужно было что-то решать. Именно тогда, продюсер картины, Томоюки Танака, вдохновлённый популярной в те годы американской картиной «Зверь с глубины 20000 морских саженей», предложил владевшей правами на проект студии Toho, создать картину о гигантском монстре, появившемся вследствие все тех же ядерных испытаний, проведённых американцами. Хотя, как сам Танака всегда в шутку заверял, что идея родилась, когда он, пребывая в Индонезии, лично столкнулся лицом к лицу с доисторическим созданием. Боссам идея понравилась, и проекту дали зелёный свет. В режиссёрское кресло посадили постановщика с довольно забавной фамилией — Хонда, уже снявшего для студии несколько успешных картин. Написав сценарий в компании ещё двух со-сценаристов, Хонда приступил к возложенной на его плечи, нелёгкой, кровопролитной работе. Изначально Исиро Хонда очень хотел использовать образ гигантского осьминога, но студия моментально отвергла такое решение. Затем появилась мысль назвать монстра Ангирусом и сделать его гигантским анкилозавром. Позже, была выдвинута идея создать безобразный гибрид обезьяны и кита, отсюда и пошло имя чудовища. Кажущийся в наши годы избитым, сюжет про «огромного монстра, разрушающего город» на проверку оказывается изрядно закрученным повествованием в духе бессмертного произведения Герберта Уэллса «Война миров». Проработанный до мельчайших мелочей, сценарий действительно крайне увлекателен. Сначала нам вообще не дают понять, в чём же причина крушения корабля, да и чем вообще вызваны такие ужасные разрушения. Нетрадиционность сценария, опять же. Развитие сюжета имеет множество неожиданных поворотов и твистов. Так, например, когда сценарист нам напрямую даёт понять, что Годзилла погибнет от удара мощным электрическим разрядом, этого не происходит. Монстр продолжает идти, как ни в чём не бывало. Блистательно срежиссированные сцены нападения Годзиллы на «недалеких» трудолюбивых крестьян, и по уши погрязших в деловых буднях городских обывателей, являются жемчужиной картины, её гордостью и визитной карточкой. Поверьте, когда мы впервые видим, как гигантская дьявольская голова медленно и вальяжно поднимается из-за горы навстречу беззаботно идущим, ничего не подозревающим мирным жителям, сопровождая это диким, безумным рёвом твари, переполняющие сознание чувства невозможно описать словами. Причём, сцена поставлена настолько убедительно и реалистично, что тебе в тот момент кажется, что ты смотришь документальную историческую съёмку. Как говорится, лучше один раз увидеть. Режиссёр картины, Исиро Хонда, который к слову, непосредственно сам участвовал в событиях Второй Мировой Войны, и даже попадал в американский военный плен, прекрасно понимал, что он ставит на экране в первую очередь, отображение трагедии, в своё время зацепившей тысячи жизней несчастных людей, а не банальный ужастик про огромного монстра. Ощущение причастности к происходящим на экране событиям – беспрецедентное. Если «Годзилла» и имеет в себе какие-то недостатки, то они заключаются исключительно в устаревших специальных эффектах, которыми в эпоху «Аватара», безусловно, уже никого не впечатлишь. Однако, в то же самое время, визуально фильм выполнен просто безупречно: несмотря на крайне примитивные спецэффекты, лента, благодаря великолепной операторской работе, всё — равно производит неотразимое впечатление реалистичности происходящего: рушатся и горят целые города, десятки покалеченных и изувеченных людей, военные силы, в пух и прах, разбитые непобедимым гигантом. Всё это, даже сейчас, спустя почти шесть десятилетий, смотрится пугающе и эффектно, просто не осмелюсь себе представить, как этот фильм выглядел тогда, в пятидесятых. Немаловажную лепту в общую положительную палитру вносит уникальный дизайн самого монстра. Практически не уступая созданному при помощи покадровой анимации, Кинг-Конгу, Годзилла переплёвывает своего знаменитого предшественника по части отображения эмоций. Потрясающая мимика чудовища, выполненная при помощи чрезвычайно сложной по тем временам аниматроники, не может не восхищать. А ведь изначально, создателями планировалось выполнить динозавра при помощи мультипликации, однако средств, собранных продюсерами, для этого оказалось недостаточно. Оторвав (невероятным усилием воли) взгляд от визуальной картинки фильма переведём внимание на актёрскую игру. Актёры играют великолепно. Их лица прекрасно отображают весь тот невыразимый ужас и горе, что происходит с ними на протяжении картины. Особенно выделю Акихико Хирату, безупречно исполнившего роль бесстрашного доктора Сирезавы, страдающего до глубины души от полностью безответной любви, в силу обезображенной внешности человека, пожертвовавшего жизнью ради спасения человечества, в самый ответственный момент. Создатели вложили в ленту весьма внушительные для тех годов для Японии деньги – 1 миллион долларов. Позже, затраты на спецэффекты пришлось даже несколько увеличить, что поставило студию Toho всего в шаге от разорения. Всё вышеперечисленное, вне всякого сомнения, не могло не привести к тому, что фильм не только снискал по всему миру огромный коммерческий успех, но ещё и моментально был признан культовым; самые знаменитые и респектабельные критики были от ленты в безумном восторге, а простые смертные зрители аплодировали в кинотеатрах стоя. Но даже на этом дело не ограничилось. Ушлые боссы студии Toho, прекрасно осознавая, на какую золотую жилу наткнулись, принялись создавать одно продолжение за другим, на большую часть из которых им удалось подписать создателя оригинала, Исиро Хонду. И результат поразителен: франшиза до сих, пор, даже в наши годы, жива и бодра! Вышло, ни много ни мало, двадцать семь продолжений. Между прочим, последнюю на сегодняшний день часть сериала, носящую эпическое название, «Годзилла: Финальные войны», которая вышла на большие экраны в 2004 году, снял крайне талантливый и известный в нашем любимом жанре, Рюнхей Китамура, постановщик уникального эстетского хоррора «Полуночный экспресс», основанного по мотивам романа Клайва Баркера. Но это уже совсем другая история… Вывод: Великий, грандиозный фильм, в своё время перевернувший понятие об искусстве кино с ног на голову. Если бы в наши годы существовала возможность помещать диски в золотые коробочки, обитые внутри слоями платины, то данная лента заслуживала бы именно такого DVD-издания. Настоящая классика жанра, первый кайдзю в истории кинематографа и прародитель целой неотъемлемой части японской культуры, без которого современное кино было бы гораздо беднее. Фильм умудрился совместить очень страшную, пробирающую до костей атмосферу ужаса и тяжёлую социальную драму с изрядным философским подтекстом. Настроение ухудшается в тот миг, когда ты с огорчением замечаешь: фильм закончился! Всем, кто интересуется кинематографом в целом, независимо от жанра, эта картина к просмотру обязательна. 10 из 10

Leshiy133
Leshiy13322 сентября 2016 в 21:44
Король Монстров

Король Монстров явился миру из водных глубин и был результатом атомного взрыва. Не смотря на всю эту сюжетную вторичность и преемственности, для Японии фильм получился очень значимым и мощным. Согласно своему названию, Godjira планировался этаким гибридом Гориллы и Кита. Но «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» столь восхитило японцев, что было решено сделать и Годзиллу тоже динозавром. Ящером-мутантом. Все эти изменения явно пошли на пользу итоговой картины. «Годзилла» Иширо Хонды – это метафора войны, ядерных испытаний, невинных жертв и того «монстра», которым обращается само человечество в периоды конфликтов. Чудовище, как само оружие, которое мы создаём. Уродливый мутант, сеющий хаос, и остановить его ничего не способно. Накал страстей, серьёзно поднятая тема облучения, руины города под песнь-молитву японских школьниц - самый первый фильм олицетворял нашествие чудовища с настоящей трагедией и стихийным бедствием. Радиация, гибнущие корабли, облучённые матросы и гигантское создание, которое не может остановить вся военная мощь страны и учёные с самых разных уголков света. Неторопливая, но неизбежная смерть, колоссальный дьявол немыслимого величия, превращающий Токио в руины район за районом. Образ Годзиллы очень отдалённо похож на традиционного хищного динозавра. Форма здесь условна, по сути это мутирующее нечто, сочетающее в себе и в полнее звериные черты, даже 'шипы' на его спине ведь по сути что-то в духе плавников. Жуткое создание, способное заодно излучать «атомное дыхание» - пар или дым, обращающий всё вокруг в огненное море, приближая Годзиллу даже к этакому образу «морского дракона» из различных мифов и легенд. Образ Годзиллы вошёл в века и распространился на всевозможные мемы, цитаты, отсылки и пародии. Он регулярно эксплуатируется в самых разных сферах жизни от символики до рекламных роликов. Ни о каком атомном луче, ставшем позже фирменной фишкой Годзиллы, здесь пока ещё даже речи не шло, но зато шипы-иголки сияют перед каждым залпом, став своеобразным каноном этой фишки. Дыхание на то и дыхание, а уж момент, где от этого «пара» плавятся высоковольтные вышки – прямо-таки одна из лучших сцен фильма! Вообще с разрушениями здесь полный порядок. Если вспомнить, как громили свои мегаполисы Бронтозавр, Конг и Редозавр, то Годзилла явно перещеголял их всех вместе взятых. А сам фильм демонстрирует такое многообразие и обилие съёмок настоящей военной техники японцев, что мало какие кадры можно упрекнуть за нереалистичность миниатюр в кадре. Фильм породил а в Японии целое великое направление азиатского кинематографа. Следом за Годзиллой появились не только фильмы о сражениях гигантских монстров друг с другом и не просто картины о том, как очередное исполинское чудовище разносит города, но и различные токусацу-сериалы. Годзилла был первым и триумфальным, и, даже не смотря на то, что уж очень многое, вплоть до «уникального супер-оружия» в финале – является уже вторичным и повторяющим прародителей жанра, фильм снискал огромный успех и популярность. Кайдзю-фильмы выходят и по сей день в разных странах, хотя казалось бы, жанр мог себя во всю изжить за все прошедшие эпохи. Снимаются даже фан-фильмы, не говоря уж от ребутах и ремейках. Устрашающий динозавр-мутант, плод испытаний человеческого вооружения, символ самой жестокости и звериной сущности людей, конфликтов и войны, он по сей день не перестаёт олицетворять весь этот ужас, продолжая появляться в фильмах, книгах, комиксах, компьютерных играх, фанатских короткометражках, на различных артах и брендах, на коробках с детскими завтраками и в рекламных роликах. Однако «Годзилла» кроме своих спецэффектов и великолепно исполненного чудовища способен запомниться и разными другими вещами. Здесь, например, просто божественная музыка - композитор Акира Ифукубе создал настоящий шедевр! Заглавная тема фильма по сей день сопровождает короля монстров в кинематографе. Вообще вся техническая часть здесь на высоте. И военная техника, и декорации, и различные эффекты взрывов, плавления, электричества. Ну, и, конечно же, общая режиссура Иширо Хонды просто замечательная! Фильм полон интересных находок и запоминающихся сцен, как например, реакция Годзиллы на бой башенных часов, культовый эпизод с поездом (явно вдохновлённый схожей сценой из «Кинг Конга») или новостной репортаж прямо с падающей вышки перед смертью всех отважных журналистов, дерзнувших выдать лучшие кадры о разрушении Токио. Это, пожалуй, прямо-таки серьёзный и суровый фильм-катастрофа, где вместо тайфуна, цунами, извержения вулкана или торнадо на человечество обрушивается природная ярость в виде гигантского монстра. Отличные мэшапы с монстром на фоне огня посреди городских пейзажей, удачны даже моменты совмещения с бегущими в ужасе людьми. Все кадры вместе смотрятся очень даже неплохо, а серьёзный тон и общее паническое настроение картины напоминает о тех временах, когда жанр «гигантских монстров» напрямую относился непосредственно к хоррору и был направлением фильмов ужасов. Но хороши здесь и актёрские работы. Фильм держится, в целом, на пятёрке персонажей, в центре которых вовсе любовный треугольник. Учёный доктор Серидзава, пожалуй, вообще один из наиболее сильных персонажей за все фильмы о Годзилле. Его образ человека, потерявшего глаз, увлечённого своим открытием кислорода-разрушителя, не желающего, чтобы из этого сделали оружие, остаётся в памяти на века. Его ассистентка – Эмико, обещанная учёному в жёны, сама в тайне любит военного моряка Огату и даже не знает, как об этом рассказать Серидзаве или хотя бы своему отцу – учёному-палеонтологу. Из Эмико тоже получился прекрасный эмоциональный персонаж, особенно эффектна сцена её реакции на то, как доктор сжигает все свои исследования, чтобы те не попали в чужие руки. Сам же он, в свою очередь, просто на все «оскары» мира отыгрывает мимикой лица в сцене понимания, что его невеста любит другого. Годзилла появляется в фильме на двадцать второй минуте, так что особо не заставляет себя ждать. И хотя общая кульминация картины здесь приходится вовсе не на подводную концовку, а на главное триумфальное шествие Годзиллы по Токио после выхода на берег, где монстра нам, наконец, покажут уже во всей красе, а не только частями и крупными планами конечностей, по эмоциональному накалу и своей символической значимости финал здесь получился тоже довольно эффектным. «Годзилла» - не просто качественное зрелище по меркам своих лет, а также не просто архаичная ретро-классика кинематографа, но и глубокий умный фильм, наполненный смыслом, блестяще поставленный и талантливо сыгранный, что не такое уж и частое явление для большинства кайдзю-фильмов, в том числе и продолжений о Годзилле. Массивное неубиваемое создание живёт в сердцах и не перестаёт вдохновлять. И его богатое наследие вовсю процветает! 10 из 10

Lemmiwinks
Lemmiwinks25 мая 2014 в 00:56
Мирный ящер и немирный атом

Удивительно, но многие фильмы, давшие начало популярным жанрам масс-культуры, жанрам, казалось бы, самым примитивно-развлекательным и обычно заранее презираемым критиками, сами по себе были произведениями глубокими и создавались отнюдь не для праздного увеселения публики; это были фильмы с идеей. Такова 'Ночь живых мертвецов', таков и 'Годзилла' Исиро Хонды. Это не столько лента о гигантском динозавре, сколько кино о недавно пережившей ужасную войну стране в момент, когда новая война может разразиться в любую минуту, фильм о ядерном оружии из единственной страны, которая о нём знала не понаслышке. Первая половина фильма - не просто нагнетание саспенса, и 'научное' объяснение тут вводится не только 'чтобы было', как это случается обычно. 'Этот монстр жил в глубоководных пещерах миллионы лет, мы сами заставили его покинуть привычное место обитания!' - восклицает доктор Яманэ, и тотчас же какой-то политик требует эти выводы засекретить, чтоб не обострять международное положение. Аналогии с войной проводятся вполне прямо устами самих персонажей фильма - неужели опять надо уезжать в деревню?.. Как попытка решить проблему непременно военной силой, непременно массированной бомбардировкой (конечно, только усугубляющая ситуацию), так и любознательность учёного Яманэ, который считает, что Годзиллу непременно нужно исследовать, а не уничтожать (несмотря на всё новых и новых жертв) в контексте 1954 года понимаются вполне однозначно. Нравственным ориентиром выступает Сэридзава, до последнего не желавший использовать своё изобретение как оружие и взявший на себя самую полную ответственность, когда это пришлось сделать. Исиро Хонда более интересуется людьми, чем монстром. Сцены атак Годзиллы сняты так, что большей частью мы видим бегущие в панике толпы, испуганные лица и отдельных жертв, я уверен, не только ради экономии на спецэффектах. Годзилла же, возникший на пересечении двух главных 'внешних' страхов и угроз Японии - моря и радиации, выступает как своеобразная безличная сила природы или равнодушного к отдельным судьбам военного конфликта. Чудовище даже не нападает ни на кого конкретно - оно просто идёт, сметая всё на своём пути, оставляя пылающие руины... И тут следует сказать о спецэффектах. Да, они довольно неровные, и кое-где бросается в глаза небольшой бюджет и слабоватая техническая база тогдашнего японского кинематографа. Но большей частью они очень хороши, и там, где недостаёт техничности, берут художественным решением (например, ракеты, запускаемые в Годзиллу с игрушечных самолётиков, явно нелепы, но сама сцена очень эффектно срежиссирована). Я большой поклонник покадровой анимации, и в таком исполнении образ Годзиллы, наверное, кое-что бы выиграл - но резиновый костюм имеет свою прелесть, его реальная тяжесть делает массивность (а это главное и самое эффектное качество этого монстра) Годзиллы очень верибельной. 'Годзилла' Исиро Хонды - остро актуальный фильм-предупреждение, драма с элементами фильма-катастрофы. И хотя многочисленные продолжения и сам жанр, фактически основанный 'Годзиллой', развивались уже в другом ключе, образ гигантского ящера, бредущего сквозь пылающий Токио, равно удачно смотрится и как напоминание об ужасах войны, и как адреналинное зрелище. 7 из 10

Andrewdesignersinger
Andrewdesignersinger18 мая 2014 в 23:32
'Мы хотим покоя, света и мира' (с)

В преддверии выхода на мировые экраны, вселяющего веру в, угасающую с каждым годом, способность Голливуда создавать достойные римейки, блокбастера 'Годзилла' от, подающего огромные надежды, дебютанта большого кино, британца Гарета Эдвардса, я решил ознакомиться с первоисточником, который, после полного идеологического краха под руководством Роланда Эммериха, так старательно оберегает студия Toho. Начало великой легенды об исполинском древнем ящере с атомным дыханием, созданное японским режиссером и сценаристом Исиро Хонда в далеком 1954-м году и продолженное многочислеными продолжателями в более чем 20-ти фильмах, стало для граждан Японии тех лет, своего рода, откровением, отражением всех страхов человечества на заре Холодной войны, а также достойным ответом Великой Америке на ядерную бомбардировку в Хиросиме и Нагасаки. Монструозной силы национальная катастрофа вылилась в создание одного из прекраснейших монстров, и одну из сильнейших драм за всю историю мирового кинематографа. Тем глупее и кощунственнее на этом фоне выглядит творение Эммериха. Древнее божество выходит из глубин Тихого Океана, пробудившись от долгого сна, почувствовав сейсмические толчки, вызванные ядерными испытаниями американских военных, чтобы воздать нам за грехи - это кара, которую мы заслуживаем за то, что мы делаем со своим домом. Устрашающий силуэт огромного монстра движущийся по ночному Токио, оставляет позади себя огонь и разрушения, испепеляя человечество его же оружием. Блестящие актерские работы отлично дополняют общую картину драмы - особенно хочется выделить прекрасную Момоко Кочи и мудрого Акихико Хирата, равно как и музыкальное сопровождение японского симфониста Акиры Ификубэ за его 'Молитву'. Потрясающий смысловой посыл фильма вкупе с живыми, пусть и выглядящими немного наивно, эмоциями, без доли, абсолютно ненужного здесь, юмора и бешеным техническим прорывом того времени в технологии комбинированной съемки сделали этот фильм, по-настоящему, культовым. Это доказывает возраст Годзиллы, которому в этом году исполняется 60 лет. Без преувеличения - великое кино. 10 из 10

Электрический ветер
Электрический ветер16 мая 2012 в 17:13
«Он сказал: живите с миром!..»

Первые два фильма о Годзилле разительно отличаются от последующих. Ленты пятидесятых годов - скорее, как военные драмы, по своей стилистике. Только в 1962 году Эйджи Цубурайя попросил Иширо Хонду воскресить Годзиллу, сместив акценты в сторону более лёгкого, семейного кино. А здесь Годзилла - отнюдь не главный герой, более того, не помощник людям, как в шестидесятые-семидесятые, и не монстр-стихия, каким он стал начиная с семидесятых годов. Это страшная сила, противостоящая всему живому которую очень сложно укротить, и в борьбе против монстра люди проявляют настоящий героизм. Вот они-то и есть главные герои. Сначала коснусь самого образа Короля Монстров. Почти все атаки Годзиллы происходят в темноте, это сглаживает недостатки ещё пока примитивного, латексного костюма, придаёт реалистичности. Жуткие чёрные дьявольские глаза с выкаченными белками. Оскаленная пасть. В бешенство Годзиллу приводят яркие огни порта, и поэтому он в исступлении идёт разрушать город, причём рушит методично, передвигаясь от квартала к кварталу, и сжигая всё, что попадётся на пути, своим тепловым лучом, а что не сжёг, то грызёт, крушит и ломает. Небольшой отступ: в 'Возвращении Годзиллы' свет в Осаке, куда он явился на этот раз, таки выключили, послушав совета профессора Яманэ, но взрыв бензовоза (его угнали преступники) всё погубил... Знаменитый кадр - мчится поезд, сходит с рельсов, врезавшись в тело Годзиллы, локомотив взрывается тут же, а вагоны монстр хватает зубами. Этот кадр тиражировался на открытках, в постерах, в книжках... Кстати, такая деталь - Годзилла ненавидит яркий свет - не появлялась больше нигде, кроме фильмов 1954 и 1955 годов. Яманэ предположил: вспышка при взрыве водородной бомбы ослепила его. Отсюда эта агрессия. Теперь о людях. Они, как я уже сказала, главные в истории о Годзилле. Конечно, самый заметный и самый яркий герой - это профессор Дайске Сэкидзава, изобретатель 'Разрушителя кислорода', уничтожившего в итоге монстра. Классический с виду 'тёмный гений', скрытный, нелюдимый, он любит одну лишь Юмико Яманэ, и ей раскрывает свой секрет 'Разрушителя', взяв с неё слово молчать. Однако Сэкидзава не так прост. Возможно, это его вечное угрюмое лицо (как и отсутствие глаза) - из-за того, что ему довелось пережить на войне. Война его покалечила - это упоминали в своём разговоре Юмико и её жених, капитан Хидэо Огата. Война будто выпотрошила его изнутри, и он готов даже жизнью пожертвовать, чтобы его изобретение не стало новым оружием, более разрушительным, чем атомная бомба. Что в конце концов и делает, на прощание пожелав счастья Юмико и Хидэо... Сама эта пара - Юмико Яманэ и Хидэо Огата - вышла, может быть, не такой выразительной. Целиком белых и пушистых героев всегда труднее играть. Не хватает красок. Зато мудрый профессор Яманэ, палеонтолог, порадовал. Актёр прекрасно передал его замешательство: как учёный, он не желает смерти редчайшего животного, хотя видит, сколько зла оно приносит... На переднем плане - не Годзилла, а клубок человеческих эмоций. Сэкидзава переживает страшную борьбу с самим собой, Юмико возмущённо обрывает чиновников, предлагающих замять историю появления монстра в водах Японии: 'ведь получается, что его создали люди!'. В фильме нет хэппи-энда, хотя Годзилла уничтожен. Гибнет Сэкидзава. Юмико плачет, экипаж судна снимает фуражки в знак почтения герою, а профессор Яманэ произносит те слова, которыми и завершается картина: если человечество будет продолжать свои безумные эксперименты, мы столкнёмся ещё не с одним Годзиллой... 20 из 10 Такой атмосферности, как в чёрно-белой дилогии пятидесятых, пожалуй, нет почти ни у какого больше фильма про Годзиллу. Даже в снятом в 2001 году 'Монстры атакуют', где попытались продолжить линию чудовища 1954 года.

KlausBarko
KlausBarko29 декабря 2010 в 06:53
На окраинах Токио всегда было не спокойно

В Японском море таинственно пропадают корабли, единичные выжившие бредят о драконах, общественность в панике. И только старики на острове, находящемся недалеко от трагичных событий, рассказывают древнюю легенду о монстре под именем 'Gojira'... Это сегодня гигантский динозавр стал уже суперстар, со своей звездой на аллее славы в Голливуде, двадцаткой фильмов со своим участием и бесконечным числом подражателей. А в далеком 1954 году о нем знали только в Японии. И лишь благодаря стараниям одного американского продюссера, который совершенно случайно увидел фильм в местном японском кинотеатре и практически сразу же приобрел на него права за 25 000 баксов. Так после безжалостного монтажа, удаления многих эпизодов, доснятия новых с американским журналистом в качестве главного героя в 1956 вышел в прокат 'Годзилла, король монстров!'. Так японский монстр стал всемирно известным. Вообще финансирование и производство 'Годзиллы' поставило студию Toho на грнань банкротства. Просто параллельно там снимали небезызвестные 'Семь самураев' Акиры Куросавы. Кстати, как бы громко не рычал Годзилла, звание 'фильм года' по мнению японской киноакадемии досталось именно этой философской притче. И правда, на ее фоне 'Годзилла' кажется просто фантазией на тему разрушительных радиоактивных динозавров. Хотя посыл фильм гораздо более глубокий и личностный. Это не просто история о монстре, разрушающем Токио. Это скорее отражение всех тех послевоенных настроений, которые бродили по Японии и головам её жителей, но не могли оформиться. Это как преодоление того кошмара, который принесла война. Разрушенный Годзиллой город ничем не отличается от фотографий Токио после бомбежек. В диалогах постоянно всплывают Хиросима и Нагасаки. Неудивительно, что из американской версии их практически все вырезали. Отдельной строкой идут актеры, игравшие в этом фильме. Потому что их личные проблемы и трагедии переносятся на всеобщее обозрение. Главные герои решаются пожертвовать собой, а за их выбором наблюдают абсолютно незнакомые им люди. Этакий эксгибиционизм чувств и эмоций получается. Меня просто убивало что все эпизоды с появлением монстра наблюдали не двое-трое главных героев, а обязательно толпа людей. Создается впечатление соучастия. Хотя наверное, это всё у меня в голове. Но я все равно люблю этот фильм. Меня завораживают старые черно-белые ленты; очаровывают уже забытые сегодня приемы съемки, каскадеры в костюмах монстров и игрушечные поезда, выдаваемые за настоящие. Всех фильмов о Годзилле и не пересчитать, но шедевр среди них лишь один.

Small_21
Small_2115 января 2013 в 15:50
Годзилла для «чайников»

Есть некая ирония в том, что в 50е годы XX века, когда японский кинематограф переживал свой золотой век, а режиссеры большой пятерки создавали шедевры на века, в стране восходящего солнца появился культовый персонаж, далекий от серьезности, характерной лентам того времени. Что особенно интересно, случилось это на киностудии Toho, где в том же 1954 году создавались «Семь самураев» Акиры Куросавы. И пока великий режиссер работал над своим историческим эпосом, съемочная группа под руководством новатора Исиро Хонды дала жизнь Годзилле, который спустя годы станет известнее, чем любой фильм Синдо или Итикавы. Главный герой фильма - гигантский ящер, со страшным грохотом выходящий из морской пучины при свете луны и пугающий одним своим видом, который сегодня может разве что рассмешить. Разбуженный испытаниями водородной бомбы, этот противник Кинг Конга и брат-близнец чудовища с глубины 20000 морских саженей напугал до смерти жителей Японии, порвал линии электропередач как нитки мулине, и вызвал нешуточную панику у беззащитных людей. Но, несмотря на такую завязку, фильм трудно отнести к жанру ужасов, даже с учетом его солидного возраста. Ведь Годзилла на деле довольно неказист и обладает лишь одной необыкновенной способностью, что несколько маловато для тотального устрашения. Не вызывают особого восторга и спецэффекты. Действительно хороша лишь музыка, создающая атмосферу паники и ужаса, и передающая все оттенки людского смятения и горя. Но все эти моменты не так важны, ведь за широкой спиной монстра скрывается другая история, превращающая фильм в глубокую социальную драму. Сюжет «Годзиллы» тесно связан с той непростой ситуацией, в которой Япония оказалась после Второй мировой войны, когда душевные раны от трагедии Хиросимы и Нагасаки продолжали кровоточить. Для истерзанной страны угроза нового нападения казалась ужасом, а новые испытания – началом конца. Именно такое событие - печальная история японской рыболовецкой шхуны «Фукурю-мару», экипаж которой был облучен вследствие испытаний ядерного оружия, и легло в основу фильма. Годзилла, очнувшийся от тысячелетнего сна из-за взрывов в океане, представляет собой символичное предупреждение глупому человечеству, радиоактивного зверя, чье тепловое дыхание рано или поздно настигнет людей, заигравшихся с огнем. Не меньшее значение имеет и тема выбора. В центре сюжета, не считая, конечно, нашего клыкастого героя, трое персонажей - профессор Сэридзава, его невеста Емико и еще один претендент на ее чувства – молодой храбрец Хидето Огата. Этих людей объединяет не только любовный треугольник (куда уж без него), но и общая тайна, волнующая всех троих, – использовать ли опасное оружие, созданное профессором, против Годзиллы, или скрыть от людей это изобретение. Ведь как показывает горький опыт, то, что может защитить нас, может принести и непоправимый вред нам самим. Трое центральных персонажей – лишь одни из многих героичных типажей, изображенных в фильме. Беды учат мужеству, и так случилось и с японцами. И при такой силе духа любые монстры не страшны, даже те, что своим дыхание превращают города в пылающие факелы. Этой социальной проблематикой фильм Хонды выгодно отличается не только от своих многочисленных продолжений, где монстра безуспешно истребляли на протяжении 60 лет и 28 фильмов, но и от нелепых американских переделок и ремейков. Да, «Годзилла» не настолько хорош в своей пластилиновой крутости, чтобы перещеголять удачную технически, но совершенно пустую версию от известного убийцы всего живого Роланда Эммериха. Но есть в этой истории что-то особенное и трагичное, что заставляет сопереживать людям, бессильным против могущественного монстра. И еще в одном качестве он точно полезен – помогает узнать, откуда выросли ноги у эпичной концовки «Армагеддона».

КапитанСарказмо
КапитанСарказмо14 апреля 2021 в 17:53
Тада-да, тада-да, тада-да-дадада...

Оригинальный 'Годзилла' 1954 года выпуска является, по сути, единственным серьёзным фильмом с участием гигантской резиновой ящерицы. Следующего с более-менее похожим подходом пришлось ждать аж 62 года. И дело здесь вот в чем - несмотря на то, что определенную часть фильма Годзилла в разных ракурсах крушит миниатюры городов, основной фокус отнюдь не на нем, а на вопросах применения смертельного оружия, которое могло бы его уничтожить. Дилемма, связанная с этим, проста и прекрасна - если мы уничтожим монстра, с которым не справились ни танки, ни артиллерия, ни крылатые ракеты с помощью некой новейшей разработки - то каким будет следующее применение данного супер-оружия? Не сотрет ли оно, в свою очередь, человечество с лица Земли? Естественно, все это является отсылкой к применению ядерного оружия против Японии и определенным способом осмысления японцами своей участи. Персонажи отлично передают всю тяжесть решений, связанных с выбором наименьшего из двух зол, а добавляет к этому особый шарм та самая музыка, которая процитирована мной в названии. Да, если вы читаете данную рецензию с целью принятия решения о просмотре 'Годзиллы', то я должен однозначно порекомендовать японскую версию фильма, а не американскую. Ну а на прямой вопрос 'смотреть ли?', я отвечу - конечно смотреть, поскольку это, как минимум, историческое кино. 'Годзилла' популяризировал целый жанр, будучи при этом не самым глупым фильмом.

1sparrow
1sparrow17 июня 2014 в 16:59
Ящер вас подери

Современному зрителю для просмотра этого классического фильма потребуется запас терпения и некоторое знание японской специфики. Однако всё это окупится, ибо фильм для фантастики 50-х на удивление неплох. Это первый фильм из серии 'Годзилла' и, как пишут, японский ответ 'Кинг-Конгу'. Для фантастического хоррора события развиваются весьма неспешно - само слово 'Годзилла' произносится уже примерно на 6-й минуте фильма, но первую (да и последнюю) большую сцену с монстром покажут только на 55-й минуте. Все предыдущее время заполнено развитием событий с тремя параллельными линиями - Годзилла опустошает побережье, принося все больше бедствий народу; военные пытаются предпринять ответные меры, ограждая берег высоковольтными линиями и стреляя в монстра из чего придется; а ученые демонстрируют знания вкупе с нерешительностью и моральными проблемами. Все проблемы и слабости фильма сосредоточены в самых безмозглых его участниках - монстре и военных. Несмотря на приличный бюджет, даже по тем временам анимационные спецэффекты смотрятся убого, танки во многих сценах без особой нужды заменены на игрушки, ну и тому подобное. Сам Годзилла ужасен, но не так, как надо, а до смешного - мужик в резиновом костюме с вихляющимися гребнями ходит и двигает руками абсолютно по-человечески. Военные демонстрируют образцы неэффективности, осуществляя самые нелепые проекты, но до последнего не эвакуируя народ. Похоже, что режиссеру вообще была не очень интересна эта часть фильма, к тому же наверняка он быстро понял, что действия самого по себе монстра интересны только первые несколько минут, а потом надо уже что-то делать с сюжетом и героями. К его чести, вот тут всё довольно прилично. Во-первых, народные страдания показаны вполне на высоте, да и в целом подбор актеров хорош. Те, кто пишет о Годзилле как о слепой разрушительной силе, несомненно вдохновлены именно сценами с людьми, ибо про мужика в резиновом костюме такого сказать никак нельзя. И именно показ бедствий дает толчок главной составляющей фильма - теме ответственности ученого и долга вообще. В этой части сюжет не очень сложен, но довольно крепок, в отличие от большинства фильмов в жанре 'пришло тут нечто и всё разрушило'. Итак, имеется пожилой палеонтолог, собственно и определивший, что Японии вредит именно огромный радиоактивный ящер, а не что-то иное. В первой половине фильма он выступает на первых ролях, особенно когда совершенно не хочет уничтожать ценное ископаемое. И мы уже ожидаем развития сюжета в этом направлении (например, что старик начнет мешать военным), но нет - режиссер вполне детективным финтом переводит внимание совсем на другого человека, молодого ученого, который изобрел нечто совершенно поразительное. Что именно - мы узнаем только минут за 20 до конца фильма, и да, вы не ошиблись, это супероружие. Но он прекрасно понимает разрушительный потенциал своего изобретения, тем более что после Хиросимы и Нагасаки японцам об супероружии известно больше, чем кому бы то ни было. Сцены того, как он всё же решается использовать свое изобретение для уничтожения монстра, пожалуй, лучшие в фильме и составляют его смысловое ядро. А последние минут 10 являются типично самурайским фильмом, с знакомыми мотивами личной ответственности и личного участия, вплоть до антуража и мелких деталей. Тут режиссер в своей стихии, и конец является самым мощным во всем фильме. Тем более, что построение сцены убиения монстра даёт неожиданный для хоррора, но вполне логичный для самурай-муви подсюжет 'наш враг умер, но это был достойный враг'. И даже последнее замечание старого палеонтолога о том, что новые ядерные испытания приведут к появлению новых Годзилл, смотрится не как модное нынче 'ждите сиквел', а как логичное завершение истории об ответственности за содеянное человеком. Резюме: заявленное как хоррор, кино в итоге приходит к жанру 'драма о выборе', решенной в чисто самурайской эстетике. Именно из-за этого и стоит смотреть этот по всем другим параметрам безнадежно устаревший фильм. Для любителей японского кино (и 'японской тематики' вообще) однозначное must see. 8 из 10

TheSokogekiGoji20012014
TheSokogekiGoji200120147 мая 2014 в 14:29
Начало долгой истории про Короля Монстров

Сюжет В море пропадает японские корабли, от которых остаются только обломки. Свидетели говорили, что видели столбы пламя. Вскоре выясняется, что это не стихийное бедствие, а динозавр-мутант Годзилла — самый жуткий и страшный монстр в истории. Сценарий написан отлично, он очень интересен, мне он понравился. Хочется поставить 20, но нельзя. 10 из 10 Монстры Он один-Годзилла. Костюм его хорош, да и для своего времени он сделан отлично и страшно. Правда, сейчас видно, что он резиновый. Он классно рушит Токио, для своего времени это зрелищно. Я бы не сказал, что сейчас Годзилла смотрится смешно, но он не пугает. Тогда, правда, он сильно пугал. 10 из 10 Спецэффекты Для нашего времени они смешные, но по тем временам это просто «Аватар» (2009). Луч Годзиллы и взрывы тогда смотрелись отлично. Сейчас атомный луч Годзиллы, правда, смотрится как струя дыма. 4 из 10 Актерская игра Актеры сыграли отлично, претензий нет, персонажи запоминаются. Лучше всего сыграли Акира Такарада, Момоко Коти и особенно Акихико Хирата. Их персонажи очень запоминаются, особенно персонаж Акихико Хираты. 10 из 10 Режиссерская работа Исиро Хонда допустил немного ляпов, но все равно он хорошо работал. 10 из 10 Музыка Акира Ифукубэ порадовал отличным саундтреком, особенно музыкальной темой Годзиллы. Нравится музыка, когда он первый раз приходит в Токио (это тот самый знаменитый момент с поездом).Также она звучит, когда он начинает уже крупномасштабно рушить Токио 10 из 10 Реалистичность В 1954 году не было компьютеров и поэтому 1 из 10 Хочу очень рассказать про историю создания фильма. На создание основное влияние оказал фильм 'Кинг-Конг' (1933), на которого в свою очередь основное влияние оказал 'Затерянный мир' (1925), фильм по книге А. Конана-Дойля, написавшего книги про Шерлока Холмса. Из этого модно прийти к выводу, что наряду с 'Кинг-Конгом' (1933) на создание данной картины оказал основное влияние и 'Затерянный мир' (1925).Японская киностудия Toho решила создать своего фирменного монстра. Предлагались разные варианты:от осьминога до монстра с головой в форме ядерного гриба. Был вариант гибрида гориллы и кита, откуда и пошло название монстра ('Годзилла' от японского слова 'Годзира'—смеси слов 'горира'—горилла и 'кудзира'—кит), однако после просмотра фильма 'Чудовище с глубины 20,000 морских саженей' (1953), у продюсера возникла мысль создать мутировавшего динозавра. Название, тем не менее осталось, но оно подходит. Оно олицетворяет монстра примерно вот так:'сильный, как горилла, и огромный, как кит'. Годзиллу играл человек в резиновом костюме, рушивший картонные домики. Фильм вышел в 1954 году в Японии. При бюджете в $900,000 он собрал $2,200,000—просто сумасшедшие по тем временам деньги. В 1956 году вышла американизированная версия — 'Годзилла—Король монстров', сначала показанная в США, а потом и во всем мире. Вырезали много сцен и добавили американца-репортера, которого играет Раймонд Барр. Именно в таком виде фильм стал всемирно известен. Японская версия вышла в США официально только в 2004 году, а позже она вышла на DVD почти во всем мире. Шедевр, один из самых лучших фильмов о Годзилле. Только лишь четыре фильма про Годзиллу смогли его превзойти. Всем кайдзю-фанатам к просмотру обязателен. Данный фильм мне очень понравился. Настоятельно советую его вообще всем любителям классики. 10 из 10

bishep27
bishep2716 августа 2025 в 13:41
38 фильмов спустя: В чем сила оригинальной 'Годзиллы'

Годзилла - пожалуй, самый известный монстр в истории кино. Хотя лично я бы назвал Дракулу, опросы показывают, что чаще всего люди вспоминают именно этого гигантского ящера-мутанта пришедшего к нам из азиатского кинематографа. Судя по тому что франшиза о Годзилле насчитывает 38 фильмов, думаю это неудивительно. Однако большинство картин снятых в ту эпоху по уровню качества так и не смогли приблизиться к оригиналу. Первый фильм Исиро Хонды 1954 года - это действительно сложноустроенное кино с важным посылом на котором лежит тень войны в отличие от многочисленных сиквелов штамповавшихся на радость подросткам (что тоже прикольно). По сюжету доисторическое чудовище пробуждается американскими испытаниями водородной бомбы в Тихом океане, и пострадавший от радиации монстр идет на свой знаменитый разрушительный разгул в Токио. И конечно в появлении этого огромного монстра, уничтожающего все на своем пути, быстро считывается болезненная, понятная и при этом безумно оригинальная метафора последствий применения атомной бомбы. Поэтому на послевоенную аудиторию японцев, чьи воспоминания о трагедии оставались свежими, фильм Хонды произвел сильнейшее впечатление. Кроме главной идеи картину отличает необычная форма - решение подать все происходящее в хронике реальных событий. И черно-белая пленка, которая придавала драматичности и одновременно маскировала технические недочеты спецэффектов и костюма чудовища. Первые костюмы, к слову, весили более 100 кг, были крайне неудобными и ограничивали видимость актера, но из-за невысокого бюджета съемочная команда отказалась от первоначального замысла использовать покадровую анимацию, как это было сделано в 'Кинг-Конге' (1933). Так появилась техника Suitmotion - характерный прием фильмов о кайдзю, когда для съемок создавались массивные костюмы монстров и целые макеты городов, предназначенные для эффектных разрушений. Как сморится картина в 2025? В целом - вполне достойно. Конечно, сама Годзилла сегодня выглядит немного смешно, особенно эти глаза на выкате... но актерская игра удивительно сильная. Весь состав очень серьезно отнесся к своим ролям, и это не позволило фильму скатиться в комикс или фарс. Особенно выделяется Такаси Симура в роли ученого - талантливый актер, звезда множества фильмов Акиры Куросавы, включая 'Семь самураев', вышедших в том же 1954 году. И что особенно ценно, фильм продолжает резонировать и сегодня, в эти враждебные и тревожные времена. 'Gojira' не пыталась остановить катастрофу, как что-то чего можно было бы избежать - она уже произошла, и с этим ничего не поделаешь. Но она говорит о другом: даже самые страшные раны можно залечить, если объединиться против разрушительных амбиций. Фильм не обвиняет Америку и не указывает ни на кого пальцем - в этом его сила (хотя в Штатах все равно были недовольны и урезав все сцены с упоминаниями ядерных испытаний создали свою версию, сделав ее более развлекательной, но по сути пустой). Это история больше о мире и человеческой солидарности. И глядя на нее сегодня из нашей реальности, где каждое утро приходят новости о новых жертвах и разрушениях, понимаешь, что 'месседж' Годзиллы остается пугающе актуальным.

Xiphactinus audax
Xiphactinus audax14 октября 2021 в 17:14
Первый Годзилла

Всё началось здесь, в 1954 году, когда в Японии ещё не утратили свежести воспоминания об атомных бомбах. Есть версия, согласно которой гигантского ящера тут могло и не быть, и обязаны мы им продюсеру Томоюки Танаке, который уговорил режиссёра Исиро Хонду сделать катастрофу о гигантском чудовище (кайдзю). Впечатлений Танака набрался во время просмотра американского фильма «Чудовище с глубины 20 000 фатомов», так что возникновение Годзиллы – это случайность, по сути. Весьма счастливая. Этот фильм можно рассматривать с двух позиций: как мрачная катастрофа и стартовая точка для одной из самых продолжительных франшиз в истории мирового кино. И в том, и в другом случае «Годзилла» великолепен. Конкретно в этом фильме он олицетворяет всё зло, которое придумал и воплотил в реальность человек. Огромная масса смерти, которую не может остановить ничто. Почти ничто. Шанс на спасение всегда есть, но когда дело касается радиации, то без самопожертвования обойтись невозможно. Вот почему имя доктора Серизавы стало нарицательным для любителей гигантских монстров и вообще для поклонников японского кинематографа. Удачным решением было сделать Годзиллу динозавроподобным ящером. Кто бы мог подумать, что спустя много лет выйдет тщательный научный разбор этого существа и теоретическая модель его экологического места в далёком прошлом. Шипы придают Годзилле сходство со стегозавром, передние лапы – с игуанодоном, а зубастая пасть с тероподами наподобие аллозавра и тираннозавра. Сейчас это тяжело представить, но Годзилла мог стать и китом! Сохранились даже концепт-арты, на которых у него вполне типичная китовья морда, как у финвала и сейвала. Ходячий кит… Странно звучит, да? Впрочем, если учесть, что по новейшим данным родичами китов являются антилопы и гиппопотамы, то такая мысль уже не кажется фантастической. В отличие от большинства последующих продолжений и перезапусков этот «Годзилла» отличается своим ярким, вызывающим слёзы трагизмом, ведь как-никак тут посыл о разрушительном атомном оружии. В этом одновременно и плюс, и минус, поскольку выдержать просмотр таких лент не так уж легко, и в 1954 году Исиро Хонда получал упрёки за то, что давит на такую больную рану. Но надо признать, что фильмы с таким напоминанием были и всегда будут нужны, потому что мы не в праве забывать о ящике Пандоры, который сами же и создали. И тогда, и сейчас судьба Земли в наших руках. Если мы не сдержимся и нажмём на ту самую красную кнопку, всё погибнет. Всё сгорит в таком же пламени, которое извергает могучий Годзилла. Если сравнивать этот фильм с другими лентами о Годзилле, то звание лучшего лично я бы распределил между «Финальными войнам» (2004) и анимешной трилогией 2017-2019 гг. Но как фанат франшизы, я не могу поставить первому фильму меньше чем: 10 из 10

zombion
zombion24 августа 2020 в 13:38
Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Она самая… Годзилла Франшиза “Колдовство” насчитывает сейчас 16 фильмов. Фигня! Почему? Потому что есть Годзилла. Легендарный монстр со дна токийского залива, а-хи-хи. Если собрать все сиквелы и ремейки, о-х-х, получим 30+ фильмов. Можно несколько недель одну Годзиллу смотреть. Вот это я понимаю размах. А началось все в 1954 году на студии “Toho”. Перед нами самый первый фильм про Годзиллу. Откровенно говоря – самый классный! Он действительно хороший (концовка грустная). Просто я не являюсь оголтелым поклонником Годзиллы, но мне понятна любовь киноманов по всему миру. Сюжет. Огромное чудовище вылезает на сушу и устраивает адскую вакханалию в Японии. Чтобы там не писали – фильм старый (черно-белый), актеры переигрывают (кстати, взрослого профессора сыграл постоянный актер Акиры Куросавы – Такаси Симура), Годзилла смахивает на ходячий “резиновый валенок” и т.д. Не слушайте. Для 1954 года – адекватный монстр-муви! Два плюса. Первый – кино со смыслом. Годзилла рычит на людей (как бы сообщая) – хватит сходить с ума, хватит проводить различные испытания с ядерным оружием и водородной бомбой, черт бы вас побрал, р-р-р. На самом деле – ничего смешного. Актуальное кино. Люди ведь до сих пор уничтожают планету, до сих пор уничтожают сами себя. Вот пока реально Годзилла не вылезет, ничего не поменяется. Второй – его интересно смотреть. Режиссер Хонда снял довольно масштабную картину. Зацените хотя бы массовку (затащили большое кол-во людей). Да и сама Годзилла, положа руку на сердце, хорошенько так разнесла городок. А еще старушка плевалась радиоактивным огнем. Даже поезд стащила с рельс. Хонда молодец (снимал до “Годзиллы” военные драмы). С одной стороны - кинул посыл, с другой стороны - развлек. Поэтому, рекомендую оригинал к просмотру. Повторюсь, “Годзилла” 1954 года - лучше всех современных ремейков-блокбастеров (на несколько голов). Классика! 7,5 из 10

Xiphactinus audax
Xiphactinus audax10 мая 2015 в 21:52
Ничего хорошего.

Что же, настало время написать отзыв о первом фильме, где появился Годзилла, 1954 года. Не буду рассказывать о самом фильме, сразу к сути: я откровенно не понимаю, почему этот фильм так расхваливают. В нём слишком много трагедии, и совсем никакого позитива. Видимо, перед Исиро Хондой изначально стояла задача показать последствия использования атомного оружия в самых мрачных тонах. Что ж, с задачей он справился, но такие фильмы не для широкой аудитории, это однозначно. Почти все остальные фильмы о Годзилле в периоде Сёва получились в разы лучше, чем самый первый. В них много позитива и хорошие финалы, а это очень важно для любых фильмов. В других фильмах 50-х гг с участием огромных монстров (например, «Родан», «Гигантский монстр Варан» или знакомый всем фанатам «Чудовище с глубины 20 000 фатомов») поднимается та же тема, что и в «Годзилле», но в них нет такой угнетающей атмосферы, как здесь. Можно было обойтись и без трагизма. Тем не менее я немного завышу оценку по двум причинам: во-первых, всё-таки без этого фильма не получил бы никакого развития мой любимый период Сёва; и во-вторых, из оставшихся 28 фильмов (пишу этот отзыв в 2015 году, на данный момент фильмов 29) есть как минимум 3 более неудачных. Если вам хочется насладиться классикой о кайдзю, то посмотрите лучше такие фильмы как «Великий монстр Варан» (1958), «Мотра» (1961), «Франкенштейн против Барагона» (1965), или, в крайнем случае, «Родан» (1956). Все они намного лучше, чем «Годзилла» 1954. 4 из 10

FlaimZ
FlaimZ24 июля 2017 в 18:19
Антиядерный протест

Японская 'Годзилла' 1954-го года с первых же кадров начала меня удивлять. Ожидал я увидеть нечто вроде 'Кинг-Конга' 33-го, с его веселенькой приключенческой атмосферой, а увидел самый настоящий хоррор. 'Годзилла' - очень мрачное кино, с отталкивающей атмосферой страха и бесиллия простых смертных перед стихией. Стоит ли говорить, что черно-белая плёнка только способствует нагнетению этой самой атмосферы? Да и сам монстр выглядит довольно убедительно, для тех-то лет. Не совсем правда знаю, как это все снимали, наверное так же, как и Конга, комбинированной съемкой. Только вот несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте между фильмами про огромную гориллу и огромного динозавра (33 и 54 годы) 'Годзилла' выглядит несколько более неуклюже, чем фильм про обезьяну: монтаж порою выдаёт забавные перлы, поезда выглядят более игрушечными, чем в 'Конге', да и глаза у монстра в паре кадров как плюшевые. Но в целом, все выглядит довольно достойно и впечатляюще. Приправлен визуальный ряд, к слову, замечательной музыкой. В 'Конге' или каких-нибудь 'Мумиях' тридцатых годов она была однообразная, сделанная словно по шаблону. Однако основная мелодия 'Годзиллы' отлично звучит и прекрасно способствует еще большему нагнетанию атмосферы. Немудрено, кстати, откуда взялась мрачность. Япония к тому моменту пережила войну и несколько ядерных бомб. Примечательно, что изначально никакой 'Годзиллы' и в замысле не было, а был лишь фильм про тестовые запуски американцами бомб в Японских водах и про моряков, которые случайно оказались у этих самых бомб на пути и получили большую дозу радиации. Дух того замысла в фильме остался, он прям весь построен на ненависти к действиям тогдашней Америки, хотя в открытую никто о ней не упоминает. Почти что. Потому что именно американские испытания пробудили мирно спящего под водой Годзиллу. Как это было. Спал себе динозавр спокойно, никого не трогал, но, как говорится, 'утро начинается не с кофе' - бомба упала на башку. Встал годзилла, почесал затылок, разозлился и пошёл топить корабли, а затем и рушить города. Основной посыл фильма постоянно дает о себе знать. Сам Годзилла - это взбесившаяся сила природы, которой надоело терпеть людские над собою издевательства и которая сама пошла этих самых людей крушить. В конце доктор в открытую говорит: 'будут ещё подобные бомбы строиться и испытываться - появится ещё Годзилла'. Не знаю, буквально он говорил или метафорично, но уже через год вышел сиквел. Вообще, большинство людей, как и я сам, до поры до времени, верят охотно, что Годзилла - это достояние американской культуры. И оно понятно, ведь сейчас права на персонажа у Warner Bros., Годзилла занимает свою звезду на голливудской алее славы, а японцы хоть и продолжают снимать фильмы про Годзиллу (последний у них вышел в 2016 - спустя два года после ребута от Гаретта Эдвардса), но никто на них внимания особо не обращает, ибо Warner Bros. того же самого монстра уже ввели на экраны и вскоре собираются столкнуть его с Конгом. И при этом, самый первый фильм про Годзиллу, напомню, вдохновлен ядерными ударами по Хиросиме и Нагасаки. Несколько злая ирония судьбы получилась. 8 из 10

Раптор 2
Раптор 217 мая 2015 в 15:31
Ядерный шторм.

В своём отзыве на 'Монстров-монолитов' я уже упоминал, что несмотря на все невзгоды и лишения, преподнесённые космосом, радиацией или им сопутствующим образцам, обитатели американской фантастики 50-х годов в финале Храбро, Мужественно и С надеждой в глазах вещали зрителю, что мол да - было всё плохо, но теперь всё починится, люди перестанут дурью маяться и всё окрасится в радужные тона. Японцы же, которых эти самые американцы двумя бомбами огорошили примерно эдак на 450 000 человек, обдумывали это в значительно менее позитивных и гуманистических тонах, следствием чего явилась Годзилла, мутировавшая из символа ядерного ужаса в не нуждающийся в представлении продукт массовой культуры. Все составляющие картины Исиро Хонды нанизаны на ниточку тихой грусти, задумчивой обречённости. В течении всего фильма не слышно каких-нибудь шуток, подколок - чёрно-белый вид внешний идеально сочетается с чёрно-белым наполнением внутренним, где белому отводится куда меньше места, чем можно было предположить на первый взгляд. Конечно, целиком депрессивным фильм я бы не назвал, но по настрою он куда сильнее кренится в сторону драмы, нежели фантастического триллера. Но Годзилла не стал бы всенародно популярным, если бы исключительно вся лента сводилась бы только к размышлениям о ценности жизни и вреде ядерного оружия. Да, сцены действия здесь есть - и стоит сказать, смотрится всё это может и в какой-то степени наивно - с петардами-ракетами - но в принципе вполне внушительно, превращение города в пыль - сцена действительно стоящая, и об эффекте, который она в своё время производила на оправляющихся после катастрофы японцев, прежде чем быть растиражированной в тысяче и одном сиквеле, остаётся только догадываться. Могу ещё добавить, что мне пока нравится образ Годзиллы именно как разрушителя, а не спасителя человечества, коим радиоактивный ящер станет в вышеупомянутых продолжениях. Суровый, рычащий, не разменивающийся по пустякам, сносящий всё живое и неживое. Что по моему личному мнению явилось ложкой дёгтя? Ну, если честно я бы был не прочь увидеть актёров поярче - те, что есть - справляются с ролями достойно, но среди них и их персонажей я могу по достоинству оценить разве что одноглазого учёного, за его бессмертный подвиг и задел на один из поздних сиквелов, 'Годзиллу против Разрушителя'. Ну и музыка не особо запомнилась - пока что моим фаворитом в этом плане однозначно остаётся 'Годзилла 1985' (он же - 'Возвращение Годзиллы'). На сим со своим личным списком недочётов в этом фильме заканчиваю. Даже если бы картина Хонды была не первой, где фигурировал гигантский ящер, я считаю 'Годзилла' 54-го года застолбила бы себе место в истории как минимум за серьёзный, печально-задумчивый подход к фильмам про истребление человечества. Конечно, данный настрой выветрится со временем: будет больше продолжений, будет несчётное число монстров, а разрушения хоть и будут иметь место (постоянно), но в уже куда более экшенонаправленном ключе. Но это - пока что первый фильм. Не без досадных заусенцев, но своё место в истории зарезервировавший. 7 из 10

Norman94
Norman945 апреля 2013 в 09:08
Легенда оживает

Невероятно, но именно с творения Исиро Хонда пошла мода на создание фильмов с отдельным персонажем-чудовищем - Годзиллой. Данный фильм является первой в серий про великого монстра, которое в настоящее момент гордо несёт звание 'Классика'. Япония на грани катастрофы. В морях необъяснимым образом тонут судна и гибнут люди. Власти не представляют, что может вызывать эти несчастные случаи. Ситуация обостряется тем, что близ лежащие острова подвергаются атаке огромного и никому не известного чудовища - Годзиллы, пробудившейся после испытаний с водородной бомбой. Теперь же, люди отчаянно пытаются найти способ остановить тварь, пока оно не разрушило всю страну. По сути, в фильме показана правильная атмосфера не только происходящих событий, но и 50-х годов в общем. Япония не раз страдала от напасти ядерных испытаний, а само десятилетие представляло собой подготовку к неожиданным военным действиям и гонкой за вооружениями. В любой момент на страну могли обрушится ядерные и водородные бомбы, поэтому учёные всё чаще и чаще устраивали ядерные испытания, что, собственно, и привело к подобной катастрофе. Нападения Годзиллы - скорее не желание монстра, а наказание за жестокое обращение с природой. Невероятно, но фильм актуален и сейчас, и не смотря на смехотворные спецэффекты, фильм умудряется нагнать напряжение. Представьте: ночь, люди тихо и мирно спали или готовились ко сну, но их привычные действия были жестоким образом нарушены огромным чудовищем. Неистребимое, жесткое, оно с лёгкостью рушит дома, словно карточные домики, и оставляет за собой столбы огня и смерти. Люди в панике мечутся, ищут места куда бы спрятаться, но разве они смогут спастись от неудержимого монстра? Некоторые примеряются со своей участью, некоторые продолжают сражаться. За подобное нагнетание страха и ужаса большое спасибо - таких реалистичных действий не покажут даже в ремейках. Обидно, что самому чудовищу в фильме отводится от силы процентов 40 - всё остальное время нам показывают, как люди обсуждают катастрофы, ищут решения проблем, спорят, обсуждают, то есть показывают нам жизнь в осаженном чудовищем городе, и это отнюдь не скучное занятие - наблюдать за всем этим так же интересно, как и за нападением Годзиллы. Конечно, в настоящий момент, этим фильмом можно мало кого напугать. Спецэффекты тут слабые (игрушки, картонные домики, куклы), образ Годзиллы может вызвать ухмылку, а актёрская игра кажется простой и слегка наигранной. Ну и что? Разве на это стоит обращать внимания, когда ты смотришь настоящую классику, легенду, породившую за собой многочисленные продолжения, которым не удалось достичь лавры оригинала? Нет, ибо если представить себе всю эту картину произошедшего, представить себя на месте героев, то ничего другого, кроме страха и восхищения, этот фильм не вызовет. И, кстати, будьте осторожными при испытаний бомб - всё может иметь последствия. Настоящая классика, одним словом. 9 из 10

Альберт Пенис
Альберт Пенис3 февраля 2013 в 22:05
Нафталин

Трудно представить более популярного японского монстра, чем неуязвимый ящер Годзилла, спустя десятки лет всё ещё не уступающего рождённым техническим прогрессом претендентам на лавры короля мирового сообщества чудовищ, преимущественно благодаря нетленным воспоминаниям нескольких поколений зрителей, закрепившего за своей скромной персоной статус культового символа эпохи. Неистовая тяга доисторической твари к разрушениям, крушение студийных декораций миниатюрного Токио вылились в бессмертный, ничем не ограниченный цикл однообразных фильмов, во многом повторяющих оригинальную ленту 54-ого года, но даже в своей вторичности куда более увлекательных опусов противостояния homo sapiens заключённому в тучный костюм каскадёру. Художественная ценность данной картины предельно сомнительна, ибо, помимо узнаваемого всеми возрастными категориями именитого бренда, её создатели более ничем знаменательным в области вымысла отличиться не смогли, позаимствовав идею вторжения пробудившегося от ядерных испытаний динозавра, предложили свою версию приближения угрозы с глубин океанского дна в 20 000 морских саженей, аккуратно наложив тривиальную небылицу на трагедию подлинную, на то время злободневную проблему касательно правомерности использования атомного оружия, нашли моральную подоплёку обычному игровому кино, посредством которого антиамериканский протест преобразился в порождённое радиоактивными излучениями отмщение - плюшевого Годзиллу. Поверхностное освещение довольно щекотливой, в особенности для Японии, темы, вложенные в уста главных героев очевидные выводы о этическом преступлении научного мира по отношению к человечеству, недопустимости применения оружия массового поражения, собственно, вполне приемлемы, если опираться на избранный режиссёром жанр, да и специфичные особенности игры актёрского ансамбля, забавное наигрывание несуществующих переживаний не столь колко впивается в глаза, как неполноценность технической стороны картины, броское неправдоподобие её важнейших сцен: погружение Токио в извергаемый ископаемой рептилией огонь, неумело скроенный костюм легендарной Годзиллы, основательно портят впечатление от фильма. И дело вовсе не в том, что визуально он давно уже изжил себя, недовольство вызывает совершенно иной факт: ещё в 20-х годах ХХ века фантастические ленты могли похвастаться куда более искусными спецэффектами, удачным совмещением мультипликации и реальных съёмок, максимально возможным на тот момент реалистичным изображением монстров и последствий их тяжёлого нрава, тогда как Исиро Хонда потратил баснословную сумму денег на всячески выдающего в себе человека динозавра и обречённые быть раздавленными картонные модели домов, к тому же, непростительно оплошал, отправляя Годзиллу на столь ожидаемые зрителем прогулки в окрестностях города довольно редко, обидев вниманием столь выдающегося персонажа в пользу чертовски скучных людей.